Известные балерины россии. Балерины XX века Что ещё посмотреть


Балет называют неотъемлемой частью искусства нашей страны. Русский балет считается самым авторитетным в мире, эталоном. В этом обзоре собраны истории успеха пяти великих российских балерин, на которых равняются до сих пор.

Анна Павлова



Выдающаяся балерина Анна Павлова родилась в семье, далекой от искусства. Желание танцевать появилось у нее в 8-летнем возрасте после того, как девочка увидела балетную постановку «Спящая красавица». В 10 лет Анну Павлову приняли в Императорское театральное училище, а после его окончания – в труппу Мариинского театра.

Что любопытно, начинающую балерину не поставили в кордебалет, а сразу же стали давать ей ответственные роли в постановках. Анна Павлова танцевала под руководством нескольких балетмейстеров, но самый удачный и плодотворный тандем, оказавший основополагающее влияние на ее манеру исполнения, получился с Михаилом Фокиным.



Анна Павлова поддерживала смелые идеи балетмейстера и с готовностью соглашалась на эксперименты. Миниатюра «Умирающий лебедь», которая впоследствии стала визитной карточкой русского балета, была практически экспромтом. В этой постановке Фокин дал балерине больше свободы, позволил самостоятельно прочувствовать настроение «Лебедя», импровизировать. В одной из первый рецензий критик восхищался увиденным: «Если можно балерине на сцене подражать движениям благороднейшей из птиц, то это достигнуто: ».

Галина Уланова



Судьба Галины Улановой была предопределена с самого начала. Мать девочки работала балетным педагогом, поэтому Галине, даже если бы очень и хотелось, то не удалось миновать балетный станок. Годы изнурительных тренировок привели к тому, что Галина Уланова стала самой титулованной артисткой Советского Союза.

После окончания хореографического техникума в 1928 году Уланову приняли в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета. С самых первых постановок молодая балерина привлекла внимание зрителей и критиков. Уже через год Улановой доверили исполнять ведущую партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Одной из триумфальных ролей балерины считается Жизель. Исполняя сцену сумасшествия героини, Галина Уланова делала это настолько проникновенно и самозабвенно, что в зале не могли сдержать слез даже мужчины.



Галина Уланова достигла . Ей подражали, педагоги ведущих балетных школ мира требовали от учеников делать па «как Уланова». Прославленная балерина – единственная в мире, кому поставили памятники при жизни.

Галина Уланова танцевала на сцене вплоть до 50 лет. Она всегда была строга и требовательна к себе. Даже в преклонном возрасте балерина каждое утро начинала с занятий и весила 49 кг.

Ольга Лепешинская



За страстный темперамент, искрометную технику и точность движений Ольгу Лепешинскую прозвали «Попрыгуньей-стрекозой». Балерина родилась в семье инженеров. С раннего детства девочка буквально бредила танцами, поэтому родителям ничего не оставалось, как отдать ее в балетную школу при Большом театре.

Ольга Лепешинская легко справлялась как с классикой балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица»), так и с современными постановками («Красный мак», «Пламя Парижа».) В годы Великой Отечественной войны Лепешинская бесстрашно выступала на фронте, поднимая боевой дух солдат.

Title="Ольга Лепешинская -
балерина со страстным темпераментом. | Фото: www.etoretro.ru." border="0" vspace="5">


Ольга Лепешинская -
балерина со страстным темпераментом. | Фото: www.etoretro.ru.


Несмотря на то, что балерина являлась любимицей Сталина и имела множество наград, она была очень требовательна к себе. Будучи уже в преклонном возрасте, Ольга Лепешинская говорила, что ее хореографию нельзя было назвать выдающейся, но «природная техника и огненный темперамент» делали ее неподражаемой.

Майя Плисецкая



Майя Плисецкая – еще одна выдающаяся балерина, имя которой золотыми буквами вписано в историю русского балета. Когда будущей артистке было 12 лет, ее удочерила тетя Суламифь Мессерер. Отца Плисецкой расстреляли, а мать с маленьким братом выслали в Казахстан в лагерь для жен изменников Родины.

Тетя Плисецкой была балериной Большого театра, поэтому Майя тоже стала посещать занятия по хореографии. Девочка достигла больших успехов на этом поприще и после окончания училища была принята в труппу Большого театра.



Врожденный артистизм, выразительная пластика, феноменальные прыжки Плисецкой сделали ее примой-балериной. Майя Плисецкая исполнила ведущие партии во всей классических постановках. Особенно ей удавались трагические образы. Также балерина не боялась экспериментов в современной хореографии.

После того, как в 1990 году балерину уволили из Большого театра, она не отчаялась и продолжила давать сольные выступления. Энергия, бьющая через край, и позволили Плисецкой дебютировать в постановке «Аве Майя» в день своего 70-летия.

Людмила Семеняка



Прекрасная балерина Людмила Семеняка выступила на сцене Мариинского театра, когда ей исполнилось всего 12 лет. Талантливое дарование не могло остаться незамеченным, поэтому спустя некоторое время Людмила Семеняка была приглашена в Большой театр. Значительное влияние на творчество балерины оказала Галина Уланова, ставшая ее наставницей.

Семеняка настолько естественно и непринужденно справлялась с любой партией, что со стороны казалось, будто она не прикладывает никаких усилий, а просто наслаждается танцем. В 1976 году Людмила Ивановна была удостоена премии имени Анны Павловой от Парижской академии танца.



В конце 1990-х годов Людмила Семеняка сообщила о завершении карьеры балерины, но продолжила свою деятельность в качестве педагога. С 2002 года Людмила Ивановна – педагог-репетитор в Большом театре.

Вот только осваивал он мастерство балета в России, а большую часть жизни выступал в США.

Балет является визитной карточкой России: недаром в некоторых государствах считают нашу страну родиной искусства театрального танца. В России всегда было множество великих балерин, но периодом расцвета балета считается 20 век.

Немного истории

Существует два мнения касательно даты первого балетного представления в России:

  1. Великий русский археолог XIX века, Иван Егорович Забелин, был убежден, что первое выступление состоялось в далеком 1672 году на праздновании масленицы 17 февраля. Танец исполнен в подмосковном селе Преображенское при дворе второго царя из Династии Романовых – Алексея Михайловича (Тишайшего);
  2. Уроженец Курляндии и автор книги о Московии, путешественник Якоб Рейтенфельс, живший в XVII веке, относил данное событие к 08.02.1675 г. В тот день проводилась постановка балета Шютца об Орфее (также при дворе царя Алексея Михайловича).

В XVIII веке при дворе Петра I стало зарождаться искусство танца в современном смысле данного термина: менуэты и контрдансы стали неотъемлемым атрибутом развлечений светского общества. Царь всея Руси даже издал указ, согласно которому танцы стали главной частью придворного этикета.

В 1731 г. открылся Сухопутный шляхетный корпус – «колыбель» русского балета. В данном учреждении будущие выпускники корпуса, которые имели знатное происхождение и по долгу службы должны были соответствовать требованиям светского общества, посвящали долгие и упорные часы изучению изящного вида искусства. В 1734 г. танцентмейстером корпуса назначили основоположника русского балетного искусства, Жана Батиста Ланде. Годом позже, в 1735 году, в петербургский корпус прибыл композитор Франческо Арайя, а еще через год – известный в те далекие времена балетмейстер Антонио Ринальди.

В 1738 г. открыта первая в российской истории школа бального танца во главе с Жаном Батистом Ланде. Сегодня данное заведение носит гордое название «Академия русского балета имени А. Я. Вагановой». Примечательно, что Ланде выбирал в ученики детей незнатного происхождения. Обучение для воспитанников было абсолютно бесплатным: подопечные Ланде находились на полном обеспечении.

Уже в эпоху царствования Елизаветы Петровны, в 1742 году, была создана первая балетная группа при школе Жана Батиста, а в 1743 году его ученики стали получать свои первые гонорары.

В период правления Екатерины II русский балет приобрел еще больший успех среди населения: зародилась традиция «крепостных» балов, а в придворном театре можно было застать за танцами наследника престола – Павла Петровича.

Стоит отметить, что в XVIII веке балет был неразрывно связан с оперой, но сами танцы показывались в антрактах. В 1766 году Россию посещает знаменитый австрийский композитор Гаспаро Анджолини, который добавил в свои постановки «русский колорит», используя национальные мелодии.

В период царствования Павла I, начиная с 1794 года, балетными постановками занялся первый русский (по национальности) балетмейстер Иван Вальберх, а на сцене по указу императора могли находиться только женщины.

В XIX веке в период правления Александра I балет достигает нового уровня в своем развитии благодаря французскому балетмейстеру Карлу Дидло. Великие классики – Пушкин и Грибоедов – воспевали талант Дидло, особенно отмечая двух учениц гения (Евдокию Истомину и Екатерину Телешову). На протяжении 30 лет Дидло занимал ведущие позиции на петербуржской сцене вплоть до конфликта с князем Гагариным, которому принадлежали театры. Это сильно сказалось на качестве постановок, но исправила ситуацию Мария Тальони, дебютировавшая в сентябре 1837 года в постановке «Сильфида». Еще никто не вызывал настолько бурной реакции публики. Гениальная балерина за 5 лет успела дать 200 танцев, после чего покинула Петербург.

В 1848 году Тальони заменила ее главная конкурентка Фанни Эльслер, а в 1851 году в «Жизели» дебютировала Карлотта Гризи, которая возымела огромный успех у публики. Постепенно популярность балета пошла на спад, во многом благодаря нараставшему ажиотажу вокруг итальянской оперы. Но это вовсе не означало, что балет «канул в лету»: на сцене игрались великолепные постановки, блистало множество талантливых танцовщиц и танцоров, таких как Филипп Тальони, Екатерина Санковская и Жюль Перро.

При Александре II на сцене продвигались отечественные таланты: в этот период времени техника исполнения ставилась намного выше пластики и мимики исполнителя. Среди известных балетмейстеров того времени стоит отметить такие имена, как Жюль Перро, Артур Сен-Леон и Мариус Петипа. Известных балерин было огромное множество, в частности, в историю вошли Надежда Богданова, Анна Прихунова, Христиан Иогансон и Николай Гольц.

При Александре III балетные постановки давались дважды в неделю на сцене Мариинского театра. Примами были Варвара Никитина, Евгения Соколова, Мария Петипа и многие другие. После назначения главным балетмейстером Хосе Мендеса известность приобрели Василий Гельцер, Николай Домашев, Лидия Гейтен, Евдокия Калмыкова и Елена Бармина.

В 1898 году в балетную труппу Мариинского театра был принят Михаил Фокин, известный русско-американский артист балета, хореограф. Михаил исполнял роль солиста в таких постановках, как «Спящая красавица», «Корсар» и «Пахита». Но душа танцора требовала перемен: в поисках новых форм Фокин готовит письмо для дирекции Императорских театров, описывая в красках возможные пути преобразования классического балетного танца. Несмотря на то, что ответ он так и не получил, и благодаря поддержке Александра Бенуа и Мариуса Петипа, Фокин продолжил проводить свои сценические эксперименты. Его излюбленной формой являлся однотактный балет с ярко выраженной стилистикой. Первым опытом Михаила в качестве хореографа является «Ацис и Галатея», исполнявшийся под музыку А. В. Кадлеца (20.04.1905). Закрепила успех гения постановка «Сон в летнюю ночь» по В. Шекспиру (1906 г.). За плечами хореографа великие балетные постановки, такие как «Шопениана», «Египетские ночи», «Половецкие пляски». При Фокине огромную славу получили примы-балерины Тамара Карсавина и Анна Павлова, а также знаменитый танцор Вацлав Нижинский.

В то же самое время огромный авторитет имел артист балета Александр Горский, который с 1902 по 1924 являлся балетмейстером Большого театра. Горский стал инициатором реформ академического балета, работая в паре с видным деятелем культуры – художником Константином Коровиным. В результате неимоверных усилий режиссера общественности был представлен первый спектакль под названием «Дон Кихот», поставленный на музыку Л. Минкуса в 1900 г. Среди заслуг Горского стоит отметить редакции «Лебединого озера», «Жизели» и «Конька-Горбунка».

Начиная с 1924 г. в Мариинском театре руководителем балетной труппы был назначен Федор Лопухов. Среди самых известных его постановок следует выделить «Ночь на Лысой горе», «Ледяную деву», «Красный мак», «Болт», «Тщетную предосторожность» и «Весеннюю сказку». Примечательно, что сегодня все спектакли Лопухова забыты. В Мариинке периодически идут лишь обрывки из его номеров, например, танец персиянок в «Хованщине» или фанданго из «Дон Кихота».

Известные балерины

В XX веке на сцене Большого и Мариинского театра выступало немало прим. Однако лучшими из лучших можно назвать десять великих русских балерин 20 века, покоривших сердца тысячи неравнодушных зрителей:

  • Матильда Кшесинская (1872-1971);
  • Агриппина Ваганова (1879-1951);
  • Анна Павлова (1881-1931);
  • Тамара Карсавина (1885-1978);
  • Галина Уланова (1910-1998);
  • Наталья Дудинская (1912-2003);
  • Майя Плисецкая (1925-2015);
  • Екатерина Максимова (1939-2009);
  • Светлана Захарова (1979);
  • Ульяна Лопаткина (1973).

Матильда Феликсовна Кшесинская – балерина польского рода, артистка Мариинки и Императорских театров (с 1890 по 1917 гг.), появилась на свет 31 августа 1872 г. в семье артистов балета Мариинского театра.

Знаменита своими близкими отношениями с членами императорской семьи: в 1890-94 гг. встречалась с цесаревичем Николаем Александровичем, а позднее с князьями Андреем Владимировичем и Сергеем Михайловичем. Ее избранником стал Андрей Владимирович: за счет удачного замужества Матильда приобрела титул княгини Красинской в 1926 г., а чуть позже, в 1935 г., получила звание светлейшей княгини Романовской-Красинской.

Будущая прима окончила Императорское театральное училище в Санкт-Петербурге в 1890 году. Ее учителями были Х. Иогансон, Е. Вазем и Л. Иванов. Сразу после выпуска Кшесинскую приняли в состав Мариинского театра. Работала с известнейшими балетмейстерами своего времени – М. Петипа и Л. Ивановым. Также брала уроки у Энрико Чекетти. Первая из русских балерин исполнила 32 фуэте подряд: ранее подобное мастерство демонстрировали лишь итальянские примы. Обладала незаурядными физическими способностями и превосходно владела техникой исполнения.

В репертуаре Кшесинской огромное количество постановок, но особый успех ей принесли роли:

  • Авроры в «Спящей красавице» М. Петипа 1893 г.;
  • Эсмеральды в одноименном спектакле Ж. Перро в редакции Петипа 1899 г.;
  • Лизы в «Тщетной предосторожности» Петипа и Иванова 1896 г.

Агриппина Яковлевна Ваганова – российская и советская балерина, балетмейстер и педагог, является создателем теории русского классического балета, родилась 14 (26 июня) 1879 в г. Санкт-Петербурге в семье капельдинера Мариинского театра. Имеет множество наград, в т.ч. звание Народной артистки РСФСР от 1934 г. Также является Лауреатом Сталинской премии высшей степени от 1946 г.

Внесла существенный вклад в развитие балетной индустрии благодаря разработке уникальной методики классического танца. Также прима является автором блестящей публикации – книги «Основы классического танца». Учителями балерины были Е. Соколова, А. Облаков, А. Иогансон, П. Гердт и В. Степанов.

Ваганова прославилась благодаря блестящим сольным вариациям, которые можно было наблюдать в балете «Коппелия» Делба. Ее не зря прозвали «королевой вариаций». Незадолго до конца своей карьеры Ваганова получила главные партии в Мариинском театре. Она имела смелый характер и нестандартный взгляд на искусство, внося порой слишком смелые корректировки в академические приемы хореографии. Мариус Петипа даже осуждал приму и ее исполнительское мастерство. Но критика не сломала артистку: ее хореографические приемы заимствовали ведущие танцовщики эпохи.

Не менее блестящей была карьера Вагановой в качестве педагога. Покинув сцену в 1916 году, выпустила огромное количество талантливых и способных артисток. В их числе такие незаурядные личности, как Наталья Камкова, Ольга Иордан, Галина Уланова, Фея Балабина, Наталья Дудинская, Галина Кириллова, Нонна Ястребова, Нинель Петрова, Людмила Сафронова и др.

Анна Павловна (Матвеева) Павлова – русская артистка балета, прима Мариинского театра, одна из гениальных балерин прошлого века, родилась 31 января (12 февраля) 1881 г. в Санкт-Петербурге.

Именно благодаря мировым гастролям (балерина посетила более 40 стран, выступая со своей труппой после начала Первой мировой войны) слава русского балета вознеслась до небес. Миниатюра «Умирающий лебедь» в ее исполнении считается эталоном русской школы балета и в наши дни. Павлова проходила обучение в Императорском театральном училище. Ее преподавателями были Е. Вазем, П. Гердт и А. Облаков. После окончания учебы была принята в Мариинский театр. Балерина прибегала к помощи Петипа при подготовке своих выступлений в «Корсаре» и «Жизели». Ее партнерами были С. и Н. Легат, М. Обухов, М. Фокин. В свое время регулярно исполняла партии в классических постановках Императорского театра: «Щелкунчик», «Раймонда», «Баядерка», «Жизель».

В 1906 году стала одной из лучших исполнительниц в Петербурге наравне с Кшесинской, Преображенской и Карсавиной. Значительное влияние на творчество примы оказали А. Горский и М. Фокин.

Сыграла главные партии в постановках последнего:

  • Сильфиды в «Шопениане» (1907 г.);
  • Армиды в «Павильоне Армиды» (1907 г.);
  • Вероники в «Египетских ночах» (1908 г.).

22 января 1907 г. впервые исполнила миниатюру «Лебедь», поставленную специально для исполнительницы балетмейстером М. Фокиным. Произошло грандиозное событие на благотворительном концерте в Мариинском театре. Благодаря данной роли Павлова навсегда останется символом классического балета XX века.

Тамара Павловна Красавина родилась 25 февраля (9 марта) 1885 г. в Петербурге. Сестра философа Льва Красавина и внучатая племянница А. Хомякова, знаменитого литератора XIX в. Выпускница Императорского театрального училища, ученица П. Гердта, А. Горского и Э. Чекетти. Окончила учебное заведение в июне 1902 г. Еще во время пребывания в училище впервые исполнила партию Амура в «Дон Кихоте» под управлением Горского, после чего была зачислена в Мариинку. Ее дебют состоялся в апреле 1902 г. – исполнила па-де-де балета «Жавотта» Сен-Санса под названием «Жемчужина и рыбак».

С 1910 года являлась примой-балериной: в ее репертуаре были партии из «Жизели», «Щелкунчика», «Лебединого озера» и т.д. Ее основная деятельность приходилась на период кризиса академической балетной школы.

С 1909 г. выступала по России и Европе по приглашению С. Дягилева, исполняя ведущие роли в «Призраке оперы», «Карнавале», «Жар-птице», «Треуголке» и т.д. Сама Тамара считала своей лучшей ролью образ Шамаханской царицы из «Золотого петушка», исполняемый ею под руководством Фокина. Имя Красавиной, как и Павловой, связано с торжеством импрессионизма начала прошлого столетия: Жар-птица Красавиной наравне с Лебедем Павловой являлись символами эпохи, воплотившими в себя желание избежать трагедии на фоне осознания ее неизбежности. Красавина зародила новые веяния в искусстве XX века, быстро добилась успеха и завоевала мировое имя вместе со своим партнером по танцам Вацлавом Нижинским, благодаря своим неординарным способностям и с «легкой руки» Фокина и Дягилева.

Галина Сергеевна Уланова – еще одна популярная артистка балета, заслуженный педагог и балетмейстер СССР, родилась 26 декабря 1909 г. (8 января 1910 г.) в г. Санкт-Петербурге в семье балетных режиссера и педагога.

Была примой Мариинского театра с 1928 по 1944 гг. и Большого театра с 1944 по 1960 гг. Получила множество премий и наград, в т.ч. звание Народной артистки СССР от 1951 г. Является Дважды Героем Социалистического труда, лауреатом Ленинской, Сталинской премий, премий РФ и Президента РФ. Считается самой титулованной артисткой балета за всю российскую балетную историю. Несомненно, одна из величайших прим своего времени.

В 1928 г. завершила обучение по классу Вагановой в Ленинградском хореографическом училище и была принята в «мариинскую» труппу.

Свою первую партию станцевала в качестве Одетты в балете «Лебединое озеро» в 19 лет (1929 г.). С 1930 по 1940 гг. выступала в дуэте с К. Сергеевым: их совместное творчество признано критиками эталонным. Среди наиболее известных ролей балерины следует отметить:

  • Жизель в «Жизели» А. Адана;
  • Маша в постановке «Щелкунчик» Чайковского;
  • Мария в «Бахчисарайском фонтане» А. Асафьева;
  • Джульетта в «Ромео и Джульетте» С. Прокофьева.

Во время блокады Ленинграда была экстренно перевезена в Алма-Ату в 1942 г., где исполняла партии Жизели и Марии в составе Казахского театра. В 1944 г. поступила в труппу Большого театра, однако сама исполнительница данные изменения в своей жизни приняла с большим трудом, заявив, что никогда бы по доброй воле не переехала в столицу. Несмотря ни на что, смогла продержаться в качестве примы-балерины вплоть до 1960 г., блестяще исполняя партии в знаменитых постановках: «Лебединое озеро», «Золушка», «Жизель», «Красный мак», «Бахчисарайский фонтан» и др.

После окончания Великой Отечественной войны выступала в Австрии с великолепной миниатюрой «Лебедь», вальсом из «Шопенианы» и «Вальсом» Рубенштейна. Уланова имела огромный успех в Лондоне, исполняя Жизель и Джульетту, повторив подвиги Анны Павловой.

С 1960 по 1997 гг. занимала должность педагога Большого театра и внесла вклад в развитие балетной школы СССР и России, который невозможно переоценить. Среди ее «воспитанников» – В. Васильев, С. Адырхаева, Н. Грачева, Е. Максимова, Н. Тимофеева и др.

Наталья Михайловна Дудинская – известная артистка балета, педагог, родилась 8 (21 августа) 1912 г. в Украине, г. Харькове. Ее мать также была балериной. Наталья Михайловна получила звание Народной артистки СССР, а также была лауреатом 4 Сталинских премий II степени.

В 1931 году стала выпускницей хореографического училища в Ленинграде. Ее учитель – сама Агриппина Ваганова. Сразу после выпуска была определена в Мариинский театр, в составе которого продержалась 30 с лишним лет.

Дудинская выступила в роли Одиллии в «Лебедином озере», а сам танец навеки запечатлен в киноленте «Мастера русского балета» 1953 года. Исполняла партии:

  • принцессы Флорины в «Спящей красавице» 1932 г.;
  • незабываемой Жизель в «Жизель» 1932 г.;
  • Одетты в «Лебедином озере» 1933 г.;
  • Маши в «Щелкунчике» 1933 г.;
  • Китри в «Дон Кихоте» 1934 г.;
  • Никии в «Баядерке» 1941 г.;
  • Золушки в одноименной постановке 1946 г.;
  • и многие другие.

Майя Михайловна Плисецкая – российско-советская артистка балета, балетмейстер, педагог и актриса, родилась 20.11.1925 г. в Москве в семье дипломата и актрисы немого кино. Является продолжательницей традиций династии Мессерер-Плисецких, значимой примой Большого театра с 1948 по 1990 гг. Имеет множество почетных званий и наград, в т.ч. Героя Соц. Труда, Народной артистки СССР и Ленинской премии.

Одна из наиболее выдающихся балерин XX века. Обладательница невероятной пластики, невообразимого прыжка, идеально-гибкого стана и изысканной манеры подавать себя на сцене. Прима создала свой уникальный и неповторимый стиль, сочетающий в себе такие редкие черты, как изящество, графичность и завершенность каждого образа и жеста. Благодаря гармоничному сочетанию редкого дара с невероятной работоспособностью смогла продемонстрировать феноменальное творческое долголетие.

Среди наиболее известных партий из репертуара Майи Михайловны на сцене «Большого» стоит отметить роли:

  • Китри в балете «Дон Кихот»;
  • Принцессы Авроры в «Спящей красавице»;
  • Джульетты в «Ромео и Джульетте»;
  • Мехмэнэ-Бану в «Легенде о любви»;
  • Царь-девицы в «Коньке-Горбунке»;
  • и многие другие.

В 1967 году проявила себя в качестве талантливой актрисы, сыграв Бетси Тверскую в киноэкранизации «Анны Карениной» режиссера А. Зархи. На ее счету более 50 ролей в кинематографе, 33 роли из репертуара «Большого театра» и 12 ролей на других сценах, десятки наград и всемирное призвание. Одной из ключевых партий Плисецкой считается Одетта-Одиллии из «Лебединого озера» на музыку П. Чайковского, исполненная 27.04.1947 г. Именно этот балет является стержнем всей биографии великой артистки.

Специально для примы были поставлены:

  • миниатюры «Прелюдия» и «Гибель розы» 1967 и 1973 гг.;
  • «Кармен-сюита» 1967 г. под руководством балетмейстера А. Алонсо;
  • танцевальный спектакль «Безумная из Шайо» 1992 г. – хореограф Ж. Качулян, Париж.

Майя Михайловна стала душой и главным символом русского балета прошлого века.

Екатерина Сергеевна Максимова – балерина, педагог и актриса (01.02.1939) из Москвы. Ученица по классу Е. П. Гердт Московского хореографического училища. Стала победительницей Всесоюзного конкурса 1957 года, и дебютировала в балете Чайковского «Щелкунчик» в роли Маши. В 1958 г. была принята в Большой театр: ее репетитором была Галина Уланова.

Воспитанница академической школы демонстрировала легкий прыжок, точное вращение, обладала врожденной грацией и изящностью. Показывала высокий технический уровень, отличалась филигранностью во всем. Выступала в паре с мужем: это был один из самых потрясающих танцевальных дуэтов XX века. Даже после полученной травмы позвоночника Максимова смогла выступать на сцене Большого театра, несмотря на скептицизм лечащих врачей.

Довольно часто гастролировала по миру: посетила США, Норвегию, Данию, Канаду и Австрию. Выступала на лучших площадках Милана, Нью-Йорка, Парижа, Лондона и Буэнос-Айреса. Была в составе легендарных трупп М. Бежара, театра «Сан-Карло», Английского национального балета и т.д. В 1980 г. получила специальность педагога-балетмейстера в ГИТИСе и начала преподавательскую карьеру. С 1990 г. была репетитором в театре «Кремлевский балет», а с 1998 г. – балетмейстером Большого театра.

Одной из лучших балерин России 21 века является Светлана Юрьевна Захарова, которая родилась 10 июня 1979 г. в Украинской СССР, г. Луцке, в семье военнослужащего и хореографа. На протяжении 6 лет обучалась у В. Сулегиной в Киевском училище.

В 1995 году взяла второй приз в конкурсе Академии русского балета и получила приглашение на прохождение обучения. Успешно окончила Академию А. Я. Вагановой по классу Е. Евтеевой и была принята в Мариинский театр под руководство О. Моисеевой. Ее карьера развивалась стремительно: очень быстро заняла лидирующие позиции солистки, а в 2003 г. перешла в Большой театр под руководство Л. Семеняки. В 2008 г. приобрела новый статус – примы миланского театра «Ла Скала», выступала с гастролями по всему миру.

В 2014 г. исполняла роль Наташи Ростовой на церемонии открытия сочинской олимпиады. С 2007 по 2011 г. являлась депутатом Гос. Думы от «Единой России», членом Комитета Гос. Думы по культуре. Также Захарова – одна из учредителей фонда «Талант и успех» и руководитель фестиваля детского танца под названием «Светлана».

Ульяна Вячеславовна Лопаткина – российская артистка балета, родилась 23 октября 1973 г. в Керчи в семье учителей. В 1991 году стала выпускницей Академии им. А. Я. Вагановой по классу Н. Дудинской и сразу была принята в Мариинский театр. В 1995 г. стала примой.

В 2000 г., несмотря на полученную травму голеностопа, смогла закончить спектакль «Баядерка». Из-за данного инцидента ей пришлось несколько лет восстанавливать здоровье. После успешно проведенной операции в 2003 году смогла вернуться на сцену. В репертуаре Ульяны большое количество постановок (как классических, так и современных), в т.ч.:

  • «Жизель» (Мирта и Жизель);
  • «Анна Каренина» (Китти и Анна Каренина);
  • «Ленинградская симфония» (Девушка);
  • «Бахчисарайский фонтан» (Зобеида);
  • и многие другие.

3 / 5 ( 1 vote )

«Дилетант» решил рассказать о легендах балетного искусства XX века.

Ольга Преображенская


В 1879 году поступила в , где занималась у педагогов Николая Легата и Энрико Чекетти . После выпуска была принята в Мариинский театр , где её основной соперницей стала Матильда Кшесинская . С 1895 года гастролировала по Европе и Южной Америке, успешно выступала в театре Ла Скала . В 1900 году стала прима-балериной. Оставила сцену в 1920 году.

В 1914 году начала педагогическую деятельность, с 1917 по 1921 вела класс пластики при оперной труппе Мариинского театра, преподавала в Петроградском хореографическом училище, в Школе русского балета А. Л. Волынского .

В 1921 году эмигрировала, с 1923 года жила в Париже , где открыла балетную студию и почти 40 лет продолжала педагогическую деятельность. Также преподавала в Милане , Лондоне , Буэнос-Айресе , Берлине . Оставила преподавательскую деятельность в 1960 году. Среди ее учеников были Тамара Туманова , Ирина Баронова , Татьяна Рябушинская , Нина Вырубова , Марго Фонтейн , Игорь Юшкевич , Серж Головин и др.

Ольга Иосифовна умерла в 1962 году и похоронена на (в некоторых источниках ошибочно указывается кладбище Монмартр ).

Матильда Кшесинская

Родилась в семье артистов балета Мариинского театра : дочь российского поляка Феликса Кшесинского (1823—1905) и Юлии Доминской (вдовы балетного танцовщика Леде, от первого брака у неё было пять детей). Сестра балерины Юлии Кшесинской («Кшесинская 1-я»; в замужестве Зедделер , муж — Зедделер, Александр Логгинович ) и Иосифа Кшесинского (1868—1942) — танцовщика, балетмейстера, постановщика, заслуженного артиста РСФСР (1927).

В 1896 Преображенская получила статус прима-балерины


В 1890 году окончила Императорское театральное училище , где её педагогами были Лев Иванов , Христиан Иогансон и Екатерина Вазем . После окончания школы была принята в балетную труппу Мариинского театра , где поначалу танцевала как Кшесинская 2-я (Кшесинской 1-й официально именовалась её старшая сестра Юлия ). Танцевала на императорской сцене с 1890 по 1917 год .

В 1896 получила статус прима-балерины императорских театров (вероятно, во многом благодаря своим связям при дворе, так как главный балетмейстер Петипа не поддерживал её выдвижение на самый верх балетной иерархии).

В 1929 году открыла собственную балетную студию в Париже . Ученицей Кшесинской была «бэби-балерина» Татьяна Рябушинская .

В эмиграции при участии своего супруга написала мемуары , первоначально изданные в 1960 году в Париже на французском языке. Первое российское издание на русском языке осуществилось лишь в 1992 году .

Матильда Феликсовна прожила долгую жизнь и скончалась 5 декабря 1971 года за несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия : «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров К шесинская ».

Вера Трефилова

Вера Трефилова родилась в артистической семье. Мать Н. П. Трефилова, унтер-офицерская вдова, была драматической актрисой, в браке не состояла. Крестной стала выдающаяся драматическая актриса М. Г. Савина .

Помимо того, что источники дают балерине ещё фамилию Иванова, она носила ещё три фамилии по своим мужьям: по 1-му мужу — Бутлер, по 2-му — Соловьева, по 3-му — Светлова.

Трефилова была приверженцем классического балета


В 1894 году закончила Петербургское театральное училище , педагоги Екатерина Вазем и Павел Гердт , и сразу была принята на сцену в императорский Мариинский театр в кордебалет с обещанием, что через несколько лет она займет амплуа солистки — что и произошло в 1906 году после того, как она, уже работая на сцене, продолжала брать уроки, её преподавателями были: Катарина Беретта , Энрико Чеккетти , Мори в Париже, Евгения Соколова , Николай Легат . В 1898 году на премьере «Дочери микадо» балетмейстера Л. И. Иванова она заменила Екатерину Гельцер , но выход прошел неудачно, оставив балерину ещё на несколько лет в кордебалете. Тем не менее в небольших сольных партиях она выступала. А перейдя, наконец, в солистки, уже уверенно чувствовала себя в сложных первых партиях.

Трефилова была приверженцем классического балета, отрицая новаторство. Но зато стала мастером академического балета.

В Мариинском театре В. Трефилова проработала 1894—1910 годы.

Юлия Седова

Окончила Санкт-Петербургское хореографическое училище в 1898 году. Ведущий педагог Энрико Чекетти поставил для неё и другой своей ученицы Любови Егоровой специальный выпускной спектакль «Урок танцев в гостинице», рассчитанный на демонстрацию хорошего владения техникой исполнения.

Хотя с первых лет её пребывания в Мариинском театре, ей поручались значительные партии, её служебная карьера складывалась далеко не благополучно, только в 1916 году перед уходом в отставку она получила высшее в балетной карьере звание балерины. Для этого были причины субъективного характера, её откровенно не любил директор императорских театров В. А. Теляковский , который оставил в своих дневниках много нелестных отзывов о ней. Её обвиняли в склоках и интриганстве. Сейчас невозможно судить о объективности этих высказываний, особенно, если принять во внимание специфическую атмосферу отношений в петербуржском балете, которым фактически заправляла Матильда Кшесинская .

Седова имела крупное сложение, широкие плечи, сильные мускулистые ноги


Объективно можно говорить о том, что артистка имела предприимчивую деятельную натуру и видимо ладила с коллегами, о чём говорят многочисленные гастроли, которые она возглавляла. Однако кроме субъективных причин не вполне успешной карьеры, были и вполне объективные. Она имела крупнокостное сложение, широкие плечи, сильные мускулистые ноги с большими ступнями, поэтому добиваясь очень хороших результатов в сложных прыжках и вращениях проигрывала в пластике поз. Таким образом её внешние данные никак не устраивали избалованную петербуржскую балетную публику.

К 1911 году репертуар Мариинского театра в значительной мере опирался на неё, так как ряд артисток, например Анна Павлова и Вера Трефилова покинули театр, а Кшесинская и Тамара Карсавина появлялись на сцене ограниченно. Тем не менее она не получила давно заслуженного звания балерины и, вероятно, в знак протеста подала прошение об отставке, когда была повышен оклад Карсавиной. Отставка была принята.

Оставшись без работы артистка возглавила большую гастрольную поездку по США , её партнёром в поездке был Михаил Мордкин . Солистами труппы были Лидия Лопухова , Бронислава Пожицкая , Александр Волинин и Николай Солянников , как мимический танцор. Кордебалет составлял шесть-десять человек. Декорации были написаны художником Константином Коровиным . Гастроли удались. Американская публика, впервые увидевшая классический балет такого уровня, принимала хорошо. График выступлений был очень напряженным, спектакли давались практически каждый день. Труппа выступила в 52 городах. Седова выступила 38 раз в « Лебединном озере », 27 раз в « Коппелии » и 10 раз в «Русской свадьбе», небольшом балете поставленным М. Мордкиным. Постановку «Жизели» пришлось отменить, из-за болезни Мордкина. Петербургская пресса следила за гастролями и сообщала о восторгах американцев.

После возвращения из Америки последовали переговоры о возвращении в Мариинский театр, которые ни к чему не привели. 6 марта 1912 года актриса дала «Прощальный вечер» на сцене Петербургской консерватории . В 1912—1914 годах актриса гастролировала в Западной Европе . Только в 1914 году она смогла вернуться в Мариинский театр. 9 ноября 1916 года состоялся её прощальный бенефис, на котором она впервые исполнила роль Аспиччии в « Дочери фараона ». В возрасте 36 лет, она навсегда покинула сцену.

Агриппина Ваганова

Агриппина Ваганова родилась 14 ( 26 июня ) 1879 года в Санкт-Петербурге , в семье капельдинера Мариинского театра. Её отец — Акоп (Яков Тимофеевич) Ваганов — перебрался в Петербург из Астрахани, где со времён Ивана Грозного существовала армянская община; впрочем, сам он был из персидских армян и капитала в Астрахани не нажил; служил унтер-офицером, а после отставки переехал в Петербург.

В 1888 году была принята в Императорское театральное училище . Среди педагогов Вагановой были Евгения Соколова , Александр Облаков , Анна Иогансон , Павел Гердт , Владимир Степанов . В младших классах в течение двух лет занималась у Льва Иванова , назвав это время «двумя годами безделья» , затем перешла в класс Екатерины Вазем . Первой ролью Вагановой стала мать Лизы, главной героини, в школьном спектакле « Волшебная флейта », поставленном Львом Ивановым для учеников средних классов.

В 1897 году, после окончания училища, была принята в балетную труппу Мариинского театра, через несколько лет получила статус солистки . Вагановой блестяще удавались отдельные сольные вариации, например, в балете Делиба « Коппелия », за что её прозвали «королевой вариаций».

Она вносила некоторые изменения в хореографические приёмы, которые вначале могли показаться неуместными строгим ревнителям академизма, однако впоследствии занимали достойное место в технике ведущих танцовщиков.

Ваганова вносила некоторые изменения в хореографические приемы


Покинув сцену в 1916 году , занялась преподаванием. Сначала преподавала в различных частных школах и студиях, затем, уже после революции, была приглашена А. А. Облаковым на работу в Петроградское театральное училище . Свой первый выпуск, в числе которого были Нина Стуколкина , Ольга Мунгалова и Нина Млодзинская , подготовила в 1922 году. В 1924 году выпустила класс, который начала учить в 1921 году. Беря предвыпускные женские классы, подготовленные такими педагогами, как Е. П. Снеткова , М. А. Кожухова , М. Ф. Романова , выпускала через год, иногда ежегодно. Разработала собственную педагогическую систему, основанную на ясности и осмысленности техники, строгости постановки корпуса, позиций рук и ног. « Система Вагановой » сыграла определяющую роль в развитии балетного искусства XX века.

С 1931 по 1937 год Ваганова — художественный руководитель балетной труппы ЛАТОБ имени С. М. Кирова .

Агриппина Яковлевна умерла в Ленинграде 5 ноября 1951 года . Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища

GettyImages

Музей керамики в «Кусково» показал сайт свои коллекции фарфоровых статуэток и заодно рассказал историю самых известных балерин.

Мари-Анн де Камарго

Прима парижской Королевской академии музыки Мари-Анн де Камарго(1710−1770) спровоцировала революцию в балете и моде XVIII века. До неё танцовщицы вышагивали по сцене в юбках до пят, а все сложные прыжки выполняли мужчины. Чтобы разнообразить свой прыжковый репертуар, Камарго первой укоротила балетную юбку, обнажив щиколотки. Неслыханную по тем временам вольность на грани скандала подхватили парижанки, и длина женских юбок медленно поползла вверх. Позднее Камарго отказалась и от каблуков, дав ещё один импульс к развитию парижской моды.

Мария Тальони

Популярное

Ещё одна« революционерка» из парижской Гран-Оперы, балерина в третьем поколении Мария Тальони(1804−1884) — первая танцовщица, которая надела балетную пачку и встала на пуанты. Это случилось в балете« Сильфида», написанном специально для Марии её отцом Филиппо Тальони.

Мария гастролировала по всей Европе, в 1837-м на три года приехала в Россию, и вскоре весь Петербург лежал у её ног. Рассказывают, что несколько экзальтированных русских поклонников выразили свою любовь к ней весьма странным образом: за 200 рублей(за эту сумму можно было получить восемь батистовых манишек, 200 фунтов чая или 600 гусей) они купили её пуанты, чтобы сварить их, приправить соусом и съесть.

После смерти звезды у танцовщиков возник обычай оставлять свои первые пуанты на могиле Тальони в Париже. Довольно часто они ошибаются кладбищем и вместо Пер-Лашез , где похоронена Мария, пуанты несут на Монмартр к могиле её матери Софии.

Фанни Эльслер

Главной соперницей Тальони в то время была ещё одна прима Гран-Оперы — Фанни Эльслер(1810−1884). Их сравнивали все, но, пожалуй, наиболее эффектно это сделал французский писатель и балетоман Теофиль Готье, назвавший Тальони христианской танцовщицей, а Эльслер — языческой.

Если первую носил на руках Петербург, то вторую боготворила Москва. До России Эльслер добралась в 38 лет по личному приглашению Николая I и, несмотря на возраст, протанцевала три сезона. Когда во время прощального бенефиса она играла Эсмеральду, публика бросила на сцену три сотни букетов, из которых во втором акте для героини устроили лежанку. В ответ в сцене, где Эсмеральда складывает из букв имя возлюбленного Феба, Эльслер сложила слово« Москва». Из-за шквала оваций и рыданий в зале выступление едва на этом не завершилось. А после спектакля поклонники впряглись в коляску вместо лошадей и на себе довезли приму до её дома. Для некоторых государственных чиновников участие в этом действе, которое сопровождали разные дурачества, закончилось увольнением со службы. Тронутая московским приёмом Эльслер объявила, что завершает в Москве свою карьеру. Она пообещала, что выйдет на сцену ещё лишь раз, чтобы попрощаться с родной Веной, и сдержала слово.

Софья Фёдорова

Это творение скульптора Наталии Данько, существующее в нескольких вариантах росписи, было неизменным хитом международных выставок фарфора в 1920-х и выпускалось с перерывами до начала 1950-х.

В историю балета вдохновившая появление этой работы Софья Фёдорова(1879−1963) вошла как Фёдорова Вторая, поскольку, когда её приняли в труппу Большого театра, в кордебалете уже была её однофамилица. Техника этой цыганки по крови была не без изъянов, но благодаря бурному темпераменту и искусству перевоплощения её характерный танец приводил зрителей в экстаз.

Танцуя Жизель в апреле 1913 года, Фёдорова напугала публику слишком натуралистичным изображением сумасшествия и смерти своей героини. Балерина так глубоко погрузилась в роль, что её стали преследовать сильные неврастенические припадки, которые позднее развились в болезнь. Вскоре ей пришлось всё больше времени проводить в психиатрических клиниках и всё меньше — на сцене. Когда Фёдоровой становилось лучше, с ней желали работать такие знаковые фигуры, как Анна Павлова и Сергей Дягилев. Однако болезнь взяла своё.

Анна Павлова

В собрании керамики« Кусково» есть сразу две знаменитые фарфоровые скульптуры, посвящённые великой Анне Павловой (1881−1931). Скульптор Серафим Судьбинин запечатлел балерину в образе Жизели в сцене гадания из одноимённого балета. Работая над эскизами во время гастролей труппы Павловой в Англии в 1913 г., он стал свидетелем начинавшейся павломании, вскоре охватившей весь мир. Судьбинин писал в Петербург, что« один Лондон в один день раскупит 500 экземпляров. Популярность Павловой здесь громадная, а после ряда статей в лондонских журналах о том, что её фигура будет выполнена на Императорском фарфоровом заводе, здесь только и ждут появления этой работы в свет».

В советское время модель Судьбинина выполнялась с разными вариантами росписи, однако самый правильный — кусковский, в точности копирующий костюм, сделанный по эскизу известного художника Леона Бакста.

Другая статуэтка стала данью памяти великой балерине, скончавшейся во время гастролей в Гааге в 1931 году. Скульптор Наталия Данько сделала её по фотографии 1915 года. Она выбрала образ« Умирающего лебедя», который принёс Павловой мировую славу и стал символом русского балета. Говорят, что последними словами балерины были: «Приготовьте мой костюм лебедя».

Тамара Карсавина

Имя Тамары Карсавиной(1885−1978) в наши дни знакомо лишь знатокам балета, но в начале XX века она не уступала в известности Павловой. По сути, две эти примы, танцовщик Вацлав Нижинский, балетмейстер Михаил Фокин и антрепренёр Сергей Дягилев и превратили словосочетание« русский балет» в бренд, который узнал весь мир.

Она позировала Валентину Серову, Леону Баксту, Мстиславу Добужинскому, Сергею Судейкину, Зинаиде Серебряковой, ей посвящала стихи Анна Ахматова, а в 1914 году в честь неё был выпущен поэтический сборник« Букет для Карсавиной», составленный из стихов модных поэтов того времени. Образ балерины проник и в английскую литературу: герои Агаты Кристи восхищаются Карсавиной в детективе« Таинственный мистер Кин», лично знакомый с танцовщицей автор« Питера Пэна» Джеймс Барри вывел её в пьесе« Правда о русских танцорах» под именем Каррисима.

Шедевральную фигуру исполняющей арабеск Карсавиной выполнил по заказу Императорского фарфорового завода всё тот же Судьбинин. В одном варианте балерина касается постамента только носком опорной ноги, в другом, оригинальном по замыслу, её поддерживают два херувима. Именно этот вариант находится в собрании« Кусково».

Галина Уланова

Именем одной из величайших балерин XX века Галины Улановой(1909−1998) названы астероид, крупный алмаз и сорт голландских тюльпанов, ещё при жизни ей поставили памятники в Стокгольме и Ленинграде.

Памятник Улановой в столице Швеции открыли в марте 1984 года перед единственным в мире Музеем танца. Эта скульптура — бронзовая копия фигурки балерины в роли Одетты из «Лебединого озера», воплощённой в фарфоре на Ломоносовском заводе в 1951 году. Автор миниатюры — скульптор Елена Янсон-Манизер, известная своей любовью к балету. За свою творческую карьеру она посвятила ему более сотни работ.

Янсон-Манизер попросила Уланову позировать после того, как впервые увидела молодую солистку Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова в роли Марии в постановке« Бахчисарайского фонтана». Так в 1936 году появилась фарфоровая« Танцовщица», а в центральных парках Москвы и Ленинграда — бронзовые« Балерины», сохранившиеся до наших дней.

В 1950-х Янсон-Манизер подготовила целую серию фарфоровых фигур мастеров балета того времени. Достойное место в ней заняли образы Улановой — Тао Хоа из балета« Красный цветок», Джульетта из «Ромео и Джульетты», умирающий лебедь и Одетта из «Лебединого озера».

Майя Плисецкая

После того как Галина Уланова завершила карьеру в 1960 году, примой Большого театра стала Майя Плисецкая (1925−2015). Несмотря на разницу в возрасте в 14 лет, двух великих балерин многое связывало. И ту, и другую учила известная в прошлом танцовщица Елизавета Гердт, на пару они исполняли главные женские роли в балетах« Бахчисарайский фонтан» и «Каменный цветок», их фарфоровые миниатюры оказались бок о бок и в балетной серии Елены Янсон-Манизер. Эти фигурки стоящих на носках танцовщиц словно продолжали линию, начатую статуэткой судьбининской Карсавиной.

Балетом, прославившим Плисецкую, было« Лебединое озеро», но скульптор остановилась на её образе героини« Раймонды». Это была первая главная роль Майи в Большом, она станцевала её в 1945 году, после войны. Потом мемуарах Плисецкая писала: «В журнале „Огонёк“ на одной̆ странице с репортажем о победах футболистов московского „Динамо“ в Англии, после портретов великого Боброва, Бескова, Хомича, Семичастного, — мои шесть балетных поз из „Раймонды“. И седьмая — такая нелепая, со смущённой̆ полуулыбкой̆ — фотография в жизни… И маленькая заметка о появлении новой̆ балерины в труппе Большого театра. Я по-детски счастлива».

Балерина запомнила на всю жизнь ещё одно выступление в «Раймонде». Дата врезалась в её память — 4 марта 1953 года, за день до смерти Сталина. Накануне по радио обнародовали бюллетень о здоровье вождя, из которого было понятно, что дни его сочтены. Люди вокруг надеялись на чудо, а Плисецкая танцевала в тот вечер, желая этой смерти всеми фибрами души — её отца расстреляли в 1938-м как шпиона и предателя, а мать осудили на восемь лет и отправили на вольное поселение с грудным ребёнком на руках, младшим братом балерины.

Майя Плисецкая была, да и остается на сегодняшний день одной из самых известных танцовщиц нашего времени. Единственной, кто танцевал даже в 65 лет, а в 70 - продолжал выходить на сцену.

Мало кто из балерин мог бы сравниться с Плисецкой в грации и пластике. К слову, «тот самый взмах крыла», которым она завораживала зрителя, исполняя «Умирающего лебедя», танцовщица еще в юности подсмотрела у живых величественных птиц, часами неотрывно наблюдая за ними, запоминая каждое их движение.

Классикой стала трактовка балериной главных партий в постановках «Спящая красавица», «Жизель», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Раймонда», а также в балетах, написанных специально для нее Родионом Щедриным - в «Кармен-сюите», «Анне Карениной», «Чайке».

Майя Плисецкая. 1964 год. Источник: ©Евгений Уманов/ТАСС

В мировой истории искусства русский балет всегда занимал особое место. Многие русские балерины становились звездами мировой величины и эталоном, на который равнялись и продолжают равняться танцовщицы всего мира.

Матильда Кшесинская

Полька по происхождению, она всегда считалась русской балериной. Матильда родилась и выросла в семье Феликса Кшесинского, артиста балета Мариинского театра Санкт-Петербурга.

После окончания Императорского театрального училища девушка попала в труппу Мариинского театра, где прославилась неподражаемым исполнением ведущих партий в балетах «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Эсмеральда».

В 1896 году, вопреки мнению балетмейстера Мариуса Петипа, она поднимается на самый верх балетной иерархии, став примой Императорских театров. Ее совершенная пластика рук, которая присуща русской балетной школе, органично сочеталась с техничностью ног. Это всегда было преимуществом итальянской балетной школы. Чтобы достичь и этой вершины, Матильда несколько лет брала частные уроки у знаменитого танцовщика и педагога Энрико Чеккетти.


Матильда Ксешинская. Источник: © Vadim Nekrasov/Russian Look/Global Look Press

Матильда была любимицей балетмейстера Михаила Фокина и принимала участие в его постановках «Евника», «Шопениана», «Эрос»,

В начале ХХ века Кшесинская начинает гастролировать по Европе и моментально очаровывает требовательную европейскую публику своей необыкновенной пластикой, яркой артистичностью и жизнерадостностью.

Покинув Россию вскоре после Октябрьской революции, Матильда обосновалась в Париже и продолжала танцевать. Скончалась Кшесинская в декабре 1971 года, всего несколько месяцев не дожив до своего 100-летнего юбилея. Похоронена в Париже, на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.


Матильда Кшесинская. Источник: © Vladimir Winter/Russian Look/Global Look Press

Анна Павлова

Дочь простой прачки и бывшего крестьянина смогла не только поступить в театральное училище, но и попасть в труппу Мариинского театра после его окончания. Через несколько лет Анна становится одной из ведущих балерин империи. На сцене Мариинки Павлова танцевала главные партии в «Жизели», «Баядерке», «Щелкунчике», «Раймонде», «Корсаре».


Анна Павлова в балетной миниатюре «Умирающий лебедь». Источник: Global Look Press

На манеру исполнения и балетную технику Анны огромное влияние оказали балетмейстеры Александр Горский и Михаил Фокин, а сердца зрителей Павлова завоевала, станцевав «Умирающего лебедя» на музыку Сен-Санса.

Париж познакомился с балериной в 1909 году во время знаменитых «Русских сезонов» Дягилева. С этого момента слава о русской балерине разнеслась по всему миру. Однако через некоторое время Павлова покидает труппу Дягилева.

После начала Первой мировой войны Павлова поселилась в Лондоне и больше не возвращалась в Россию. Последнее ее выступление на сцене Мариинского театра прошло в 1913 году.

Гастроли великой балерины проходили по всему миру - и в США, и в Японии, и в Индии, и в Австралии. Скончалась Анна Павлова во время гастролей в Гааге в 1931 году, серьезно простудившись во время репетиции в неотапливаемом зале.


Анна Павлова в саду своего дома в Лондоне. 1930 год. Источник: © Knorr + Hirth/Global Look Press

Агриппина Ваганова

Майя Плисецкая всегда считала своим главным учителем балерину и хореографа Агриппину Ваганову.

«Ваганова делала балерин почти из ничего. Даже с никудышными данными они знали, как надо делать. Многие, кто тогда был наверху положения, сегодня танцевали бы в кордебалете», - вспоминала Майя Михайловна.

Сейчас ее имя носит Академия русского балета. Но путь к успеху для балерины был очень труден. Не просто так ее близкая подруга, жена Александра Блока, называла ее «мученицей балета».


Агриппина Ваганова. Фото: vokrug.tv и vaganovaacademy.ru

А начиналось все с того, что очень невысокой с балетной точки зрения девочке с мускулистыми ногами и слишком широкими плечами пророчили лишь место в кордебалете, хотя выпускной экзамен в Петербургском театральном училище она сдала просто блестяще. Если и доставались ей какие-то роли, то все они были малозначительными. Да и не видел Морис Петипа в девушке со слишком жесткими движениями рук никакой дальнейшей перспективы.

«Только к концу карьеры, совершенно измученная нравственно, я пришла к званию балерины», - вспоминала позднее Ваганова.

И все-таки она успела исполнить Одиллию в «Лебедином озере», а также главные роли в балетах «Ручей», «Жизель» и «Конек-Горбунок». Однако вскоре балерине исполнилось 36 лет и ее отправили на пенсию. Агриппина осталась без работы и средств к существованию.

Лишь 3 года спустя ее зачислили в штат балетного училища Мариинского театра на должность педагога. Так что все свои мечты, которые Ваганова не смогла осуществить на сцене, она воплотила в своих ученицах, ставших лучшими балеринами страны - Галине Улановой, Наталье Дудинской и многих других.


Ваганова в балетном классе. Скриншот архивного видео. Телеканал «Культура», передача «Абсолютный слух об Агриппине Вагановой»

Галина Уланова

Девочке, родившейся в семье мастеров хореографии, было суждено стать балериной. Даже если бы маленькая Галя и попыталась избежать предначертанной судьбы, ей просто не дала бы этого сделать мама - балетный педагог. Но годы тяжелых тренировок за балетным станком принесли свой результат.

Хореографический техникум Уланова закончила в 1928 году и сразу попала в труппу Ленинградского театра оперы и балета. Внимание зрителей и критиков к ней было приковано практически с первых шагов на этой сцене.

Ведущие партии ей стали доверять уже через год. И делала она это виртуозно, с невероятным артистизмом. Едва ли кому удавалось до и после нее исполнять сцену сумасшествия Жизель так проникновенно, как делала это Уланова. И эта роль считается одной из самых триумфальных в репертуаре великой балерины.


Галина Уланова в сцене безумия Жизель. Кадр из фильма-балета «Жизель» 1956 года

Любимую свою Мариинку балерина оставила, уехав в эвакуацию во время Великой Отечественной войны. В те годы она выступала перед ранеными бойцами, танцевала на сценах Перми, Свердловска и Алма-Аты. В самом конце войны балерина переходит в труппу Большого театра.

По общему мнению ценителей балета и критиков, самой лучшей ролью в карьере Улановой стала Джульетта в балете Сергея Прокофьева.


Галина Уланова и Александр Лапаури в сцене из балета "Ромео и Джульетта", 1956 г.