Как нарисовать военный шлем. Как нарисовать войну карандашом поэтапно

Шаг 1. В качестве основы, мы будем использовать эту фотографию. Это не самая лучшая фотография, но ее можно использовать, чтобы определить основные формы будущей иконки шлема.

Шаг 2. Для начала, вырежьте изображение шлема с фона. Это можно сделать инструментом Pen Tool (Перо), Lasso (Лассо) или другим удобным для вас способом. Затем скопируйте эту фотографию в новый документ и измените размер изображения в соответствии с вашей будущей иконкой, например 128х128px. Вы можете создать, например, новый документ размером 128x128px и перенести на него изображение шлема, но я рекомендую использовать документ большего размера, чтобы было больше пространства для рисования.

Шаг 3. Выберем инструмент Pen Tool (Перо) и обведем каждую часть шлема. Начнем с козырька. Перед обводкой не забудьте выбрать на панели Опций инструмента Pen Tool (Перо) первый значок Shape Layer (Слой-фигура), чтобы в дальнейшем можно было редактировать этот слой.

Обратите внимание, что мы просто обводим края козырька, не обязательно его обводить очень точно (мы подкорректируем его после).

Шаг 4. Создайте вторую часть козырька, скопировав предыдущий слой командой (Ctrl + J). И переместите выбранные точки вверх инструментом Direct Selection Tool (Белая стрелка).

Шаг 5. Затем обведите основную часть шлема, как показано ниже.

Шаг 6. Не забудьте про выступ средней полосы (увеличение на следующем скриншоте). Вы можете не бояться сделать его больше, так как выступ придаст шлему объем.

Шаг 7. Нарисуйте боковую часть полосы на новом слое (смотрите скриншот). Начните с правой части - которая находится в тени.

Шаг 8 . Затем дублируем этот слой (Ctrl + J) и инструментом Direct Selection Tool (Белая стрелка) перемещаем точки справа налево. Таким образом, правая часть формы идеально состыкуется с левой частью предыдущего слоя.

Шаг 9. Мы готовы начать следующий этап. Скройте фотографию (или переместите ее в сторону), теперь вы можете увидеть, что основная форма нашей иконки сделана. У вас должно быть пять слоев-форм. Я буду обращаться к ним, в порядке их создания от 1 до 5.

Шаг 10. Скройте все слои кроме первого и заполните этот слой желтым цветом (#FFDF14). Далее создайте новый слой (Ctrl + Shift + Alt + N), и сгруппируйте его с предыдущим (Ctrl + Alt + G). На этом скриншоте, это слой (2). В этом слое сделаем несколько мазков большой мягкой кистью с более темным цветом (#D59D00), таким образом, слой будет более темным на правой стороне. Затем, загрузите выделение слоя (4), инвертируйте выбор (Ctrl + Shift + I), создайте новый слой (3) и снова используйте большую мягкую кисть, чтобы создать тень на правой стороне (#3B1C02).

Шаг 11. Сделайте видимым слой (4), и установите opacity (прозрачность) 50 %. Таким образом, вы можете увидеть тень от предыдущего слоя — слегка выраженную. На данном этапе козырек сделан, и мы можем продолжить работать с остальной частью шлема.

Шаг 12. Теперь, отобразите форму основной части и залейте ее в желтый цвет (# FDDB13). Снова, создайте новый слой, сгруппируйте его с предыдущим (Ctrl + Alt + G), и в отмеченных областях (смотрите скриншот), используйте большую мягкую кисть с более темным цветом, чтобы сделать очень большую тень...

Шаг 13. Отобразите слой со средней полосой, перекрасьте его в темно-желтый (# AA6F00) и добавьте маску слоя . В этой маске нарисуйте большой черной мягкой кистью (как показано ниже), эффект тени будет виден только по краям.

Шаг 14. Отобразите последний слой, основной части полосы. Перекрасьте его в желтый цвет (# FBD500). В этом шаге вы можете также затемнить главную часть шлема, чтобы соответствовать картинке.

Шаг 15. Чтобы сделать форму шлема более подчеркнутой, используйте этот простой метод: сделайте обводку каждой формы шлема в один пиксель.

Начните со второго слоя козырька. Загрузите выделение (Ctrl+клик на слое), создаем новый слой и в меню Edit (Правка) выберите функцию Обводка (Stroke). Установите ширину в 1px, цвет белый.

Шаг 16. Добавьте маску слоя и заполните его черным цветом. Затем выберите большую мягкую кисть и, находясь в маске слоя, проведите там, где должен сиять свет.

Шаг 17. Используйте тот же метод для других форм.

Шаг 18 . Нарисуйте тени в других частях шлема в местах, где контраст между частями шлема является слишком низким.

Шаг 19. Для того чтобы иконка была лучше, можно добавить подсветку с другим цветом.

Загрузите выбор всех слоев формы (Ctrl + Shift - нажмите на слоях). Создайте новый слой, выберите Select > Modify > Contract (Выбор - Модификация - Сжать) в 1рх, используйте большую мягкую кисть , чтобы нарисовать подсветку, как показывают стрелки. Используйте любой цвет, который вам нравится: голубой или фиолетовый хорошо подойдет.

Шаг 20. Создайте новый слой, выберите инструмент Pen Tool (Перо), на панели опций включите средний квадратик Paths (Контуры) и нарисуйте фигуры окон.

Шаг 21. Скопируйте этот слой (Ctrl + J) и размойте его фильтром Filter > Blur > Gaussian Blur (Фильтр - Размытие - Размытие по Гауссу) и установите небольшой радиус.

Шаг 22. Теперь большой белой мягкой кистью сделайте несколько мазков (как показано ниже), чтобы придать свет окнам.

Шаг 23. Вот и все! Посмотрим на наш конечный вариант.

Как вы можете видеть на этой картинке, шлем более выражен на темном фоне, так что не бойтесь экспериментировать и пытаться создавать иконки из разных фотографий. Удачи вам в вашей работе!

Рисовать солдата карандашом будет достаточно сложно, как и любого человека. Ведь нужно знать пропорции и в точности разместить руки , ноги и другие части тела. Поэтому предлагаем для вас данный урок, в котором ясно и понятно показано.

Необходимые материалы:

  • цветные карандаши коричневого, черного, оранжевого и розового тона;
  • простой карандаш;
  • черный маркер;
  • ластик;
  • линейка;
  • лист бумаги.

Этапы рисования:

1. Вначале при помощи линейки прочертим вертикальную прямую, а затем поделим её на девять равных частей. Из этих частей и будет состоять солдат.


2. Голова будет занимать первый отрезок, обозначим ее схематично. Рисуем волосы, уши и головной убор, который будет немного выходить за пределы верхней границы.

От нижней части головы рисуем шею. К ней прорисовываем во втором отрезке широкие плечи солдата. Проводим от краёв плеч еще по одной линии вниз до четвертого отрезка. Это будет талия, на которой будет изображен пояс. От этой точки проводим прямые до пятого отрезка. Закрепляем горизонтальной линией.


3. От плеч проводим вниз отрезки до начала четвертого промежутка. Ставим небольшие точки и ведем прямые до начала пятого промежутка. В конце каждой линии нарисуем небольшие овалы. Это будут кисти рук солдата.


4. Теперь перейдем к ногам и изобразим их в виде прямых. Заканчиваем рисовать ноги на последнем отрезке – девятом. От их концов проведем по одному маленькому отрезку для прорисовки стопы. Допускается небольшое отклонение от границ.


5. Детализируем верхнюю часть туловища солдата – рисуем воротник, погоны, плечи и рукава.


6. Вместо овалов рисуем кисти рук. Детализируем ноги и начинаем прорисовывать силуэт. Дорисовываем на ногах высокие армейские сапоги.


7. Рисуем детали на лице – глаза, брови, нос и рот. Все это делаем остро заточенным карандашом.


8. Добавим мелкие элементы в рисунок солдата.


9. Делаем обводку черным маркером поверх карандашных линий.


10. Создаем натуральный цвет кожи на руках и лице солдата при помощи розового и коричневого карандаша. Также раскрасим волосы карандашом коричневого цвета.


11. Сапоги солдата разукрасим в черный цвет.


12. Военную форму сделаем оранжевой. В темных местах и на некоторых отделках одежды будет коричневый цвет.


13. На этом мы завершаем мастер-класс по пошаговому рисованию!


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Инструкция

Шлем создан для того, чтобы защищать голову. Соответственно, его форма повторяет форму головы, то есть основой ее является круг или овал. Расположите лист так, как вам удобно, и нарисуйте круг. Проведите через его середину вертикальную осевую линию. Шлем, на который вы смотрите прямо, должен быть симметричным. Если голова воина находится в профиль к вам или под каким-нибудь углом, симметрии не получится. Но в любом случае строить форму нужно от круга.

Участок осевой, который находится внутри окружности, разделите пополам. Здесь будет кончаться налобная часть. Для шлема без забрала этого деления достаточно. Если же забрало есть, то разделите пополам еще и нижний отрезок осевой. В овале пропорции будут немного другими. Линия лба будет находиться чуть выше середины, а низ забрала - чуть ниже.

Разделите круг по вертикали. Можно провести перпендикуляр к центру осевой линии до его пересечения с окружностью. Сделайте это тонкими линиями или просто представьте. Для мотоциклетного шлема разделите каждую половинку перпендикуляра на 3 части и отложите от окружности примерно 1/3 с каждой стороны. Проведите вертикальные линии вверх до пересечения с низом налобной части. Продолжите их вниз до окружности. У боковые части чуть пошире, поэтому вертикальные линии проведите ближе к середине отрезков перпендикуляра.

Основа шлема у вас есть, теперь нужно придать ему окончательную форму. Прорисуйте более мягким вертикальные линии между налобником и окружностью. Низ налобника разделите на 3 части и соедините получившиеся точки дугами с верхней точкой пересечения осевой и окружности. Если у вас мотоциклетный или автомобильный шлем, вам осталось только украсить его боковые части, а это можно сделать на собственный вкус.

У рыцарского шлема есть еще разные детали в верхней части. Это может быть, например, гребень с перьями. Продолжите осевую вверх на небольшое расстояние. Низ налобной части разделите на 3 отрезка так, чтобы средний был поуже, а два боковых - одинаковыми. От концов средней части проведите 2 линии, параллельные осевой. Они должны заканчиваться на том же уровне. Соедините дугой, выпуклая часть которой «смотрит» вверх.

Верх шлема древнерусского воина сужается. Точно так же, как и в предыдущем случае, продолжите вверх осевую линию. Точки пересечения окружности и низа налобника соедините с верхней точкой осевой линии плавными симметричными дугами. Их выпуклые части направлены к середине .

Основой шлема, изображенного в профиль, тоже является круг или овал. Вертикальную ось проведите через центр окружности. Точно так же определите, где кончаются налобник и забрало. Обозначьте их тонкими линиями. Металлическая боковая часть будет чуть больше открытой, поэтому отступите немного от оси и проведите вертикальную линию от налобника или забрала до пересечения с окружностью в ее нижней части. Верхняя линия гребня в этом случае будет параллельна верхней части окружности. Начинается гребень чуть выше нижней линии налобника, а заканчивается с другой стороны примерно на уровне середины осевой линии.