Как писатели придумывают своих персонажей? Интересный персонаж в книге Идеи для своего персонажа.


Согласитесь – все могут описать Шерлока Холмса, но далеко не каждый читатель так же хорошо знает все перипетии даже таких известных произведений как «Собака Баскервилей» или «Знак Четырех». Джек Воробей, Робинзон Крузо, Родион Раскольников – это примеры из того же ряда. Сильные, запоминающиеся герои делают книгу более живой и интересной. Как создать таких персонажей – читайте в статье.

Узнайте своего персонажа

Кого бы вам было проще ввести в свой сюжет – хорошо знакомого друга или нового коллегу из соседнего отдела? Конечно, первый вариант более предпочтителен, поскольку яркий персонаж – это тот, о ком вы больше знаете. Следовательно, вы должны быть осведомлены о своем герое больше, чем расскажете своим читателям – вот первое правило. Как же воплотить его на практике?

Напишите биографию

Это требование касается всех мало-мальски значимых героев произведения, и уж в особенности – главного персонажа. Биографию можно написать в свободной форме или же выполнить ее в виде анкеты. Как бы там ни было – постарайтесь как можно детальнее прорисовать жизнь каждого героя.

Изучите героя в разных ситуациях

Чтобы получше узнать характер персонажа – воспользуйтесь методом сценариста Элвина Сарджента. Работая над очередным фильмом, он помещал своих героев в разные ситуации, которые хоть и не были связаны с основным сюжетом, тем не менее, помогали лучше узнать особенности персонажей. Впоследствии, он мог включать или не включать эти сцены в сценарий.

Подумайте, как бы ваш герой поступил перед лицом выявленной у него неизлечимой болезни или внезапно свалившейся удачи, что бы он сделал, потеряв хорошую работу или наоборот, достигнув невиданного успеха. Чем больше таких ситуаций вы придумаете, тем более ярким будет понимание образа.

Прототипы

Многие выдающиеся герои книг имели своих прототипов. К ним можно отнести и упомянутых уже Шерлока Холмса и Робинзона. Это очень удобно, так как вы уже обладаете львиной долей информации о персонаже. Вы, конечно же, можете воспользоваться этим литературным приемом, но стоит остерегаться двух опасностей.

Первая состоит в том, что прототип (или его окружение) может узнать себя в описании, и далеко не каждому это может понравиться, особенно если вы выставите его не с лучшей стороны. В истории были случаи, когда обиженные читатели подавали судебные иски на авторов.
Еще одна проблема, которая может возникнуть с прототипом – невозможность придать ему те качества, которые требует сюжет. С другой стороны, некоторые писатели поступают именно так, играя на контрасте и наделяя его неожиданными чертами характера. Это делает персонажа более запоминающимся.

Плохой vs Хороший

Большинство авторов делают центральной фигурой повествования «хороших» героев. С другой стороны, запретный плод сладок, и потому такие авторы, как например, Патрик Зюскинд в романе «Парфюмер», выбирают в качестве героев не самых лучших представителей человечества. Но, на какой бы стороне не оказался ваш герой, он должен быть интересным читателю – только в этом случае он хорошо запомнится и привлечет к себе внимание.

Еще одним полезным приемом может быть противопоставление позитивных и негативных качеств в одном герое, как это мы видим в «Крестном отце».

Эволюция героя

Все знают, как трудно изменить себя и свою жизнь – именно поэтому пользуются таким успехом истории о развитии или деградации. Это же должно касаться и вашего произведения. На протяжении всего сюжета ваш герой должен постепенно меняться. Проходя через испытания и преодолевая препятствия, он будет приобретать новые качества или же становиться хуже. Это не должна быть чересчур радикальная трансформация – она будет выглядеть не слишком правдоподобно. В таких жанрах как детективы или шпионские боевики персонажи обычно остаются теми же, но их эволюция в виде побочного эффекта сюжета только придает дополнительного шарма.

Резюме

Люди значительно лучше запоминают ярких персонажей, а не проработанные и закрученные сюжеты. Чтобы создать цепляющего героя, вам в первую очередь нужно хорошо его узнать. Для этого напишите биографию и изучите его поведение в разных ситуациях. Также можете использовать прототипы, но будьте аккуратны и не подставляйтесь. Не важно, хороший ваш герой или нет – главное, чтобы он был интересным и эволюционировал со временем.


Есть разные подходы к созданию героя, алгоритмы, как сделать персонажа интересным для читателя. Когда мы готовили этот пост мы вспомнили Александра Молчанова, который писал в своем «Букваре сценариста», что к героя должны быть: тайна, недостаток, сокровище и цель. И если эти качества у героя есть - нам хочется быть на него похожими и - это хороший герой для фильма.

Или, к примеру, Джеймс Н. Фрай в книге «Как написать гениальный детектив» указывает, что герой детектива должен обладать следующими качествами: храбростью, профессионализмом, особым талантом, изобретательностью и умом; а кроме того, у него должна быть рана, он должен быть вне закона и совершать самоотверженные поступки.

Можно вспомнить и другие списки такого рода.

Однако во всех них есть ключевой порок: они нацелены на формализацию качеств главного героя произведения и они негибкие. При вгляде на такое перечисление хочется воскликнуть: «Что, все 62 героя в романе должны быть такими?» Не зажигает... Однако и без методики не обойтись, по крайней мере, если для вас структурированный подход к разработке произведения близок. (Как-нибудь подробно расскажем про карточки персонажей, которые мы используем...)

Ответ был найден на лекции Пола Брауна.
Он предложил что у героя должны быть пять ярких качеств. Этого количества достаточно, чтобы создать герою объем. Качества могут быть любые. Но, кагда вы ставите себе задачу придумать пять качеств для любого, даже второстепенного персонажа, вы волей-неволей этого персонажа конкретизируете и понимаете.
Пол Браун предлагает идти дальше. Любой персонаж интересен, когда у него есть «второе дно», когда он что-то скрывает. Человек никогда не предъявляет окружающим свое настоящее «Я», он прячет его под маской. Ну, и сценарный подход: всегда интересно за человеком следить, когда у него есть какая-то странность, удивительная яркая черта.

Значит у нас есть пять качеств:
- Качество 1;
- Качество 2;
- Маска (то, что персонаж предъявляет окружающим);
- Скрывает (это персонаж от всех прячет);
- Странность.

Система получается гибкая и определенная одновременно.

«Может ли у героя быть больше чем 5 ярких черт?» «Да. особенно у главных героев. Пять - это минимум, дающий глубину».
«Обязательно ли определяться с Маской, Странностью, Скрываемой чертой?» - «Нет... и да. В этом случае персонаж будет более психологически достоверен, а значит - интересен. А его Странность обеспечит что мы персонажа запомним».
«Влияют ли это черты на взаимодействие персонажей?» - «Да. Когда два персонажа общаются, они предъявляют друг-другу Маски; нервничают, когда им кажется, что задета их Скрываемая черта...»


Примеры из нашей разработки:
Персонаж 1:
Трезво себя оценивает, без лишних иллюзий. И вообще честен.
Глубокое не по возрасту понимание людей (мудрость не по годам). В т.ч. не дает ему ввязываться в авантюры.
Маска: послушный сын.
Скрывает: Категорически негативная оценка решений власти (отца).
Странность: При том, что он старше остальных подростков, он не берет командование на себя (в т.ч. потому, что в бою раздумчивость сделает его плохим командиром).

Персонаж 2:
Выполняет роль, поручения, ровно в установленных рамках.
Игнорирует жену (обязательно-дистантные отношения), но все время ссылается на семейный статус, наличие детей, когда чего-то не хочет делать.
Маска: внешне очень спокойный, рассудительный, серьезный.
Скрывает: сенситивно-чувствительный, что выбивал отец и достаточно рано выбил.
Странность: Ведет себя так, словно он сильно старше по возрасту (ходит неторопливо, говорит «правильно»).

Персонаж 3:
Яростный харизматик (железное следование закону – следствие самоограничений).
Красноречие.
Маска: закону все подвластны (поэтому так болезненно воспринял вариант «ты же король, обойди закон»).
Скрывает: Гуманизм по возможности (тщательно это скрывает, но ищет лазейки в законах).
Странность: Тонкая высокая чувствительность при внешней государственной жесткости.


Удачи в использовании подхода и - интересных вам персонажей!

Как придумать персонажа? Этот вопрос задает себе чуть ли не каждый Автор, который стремится сделать свою работу как можно более интересной, красочной, правдоподобной. Ведь если герой не выглядит настоящим, то и вся работа воспринимается как фантастика или утопия.
Для того чтобы было удобнее, сначала рассмотрим создание главных персонажей, а затем второстепенных, которых некоторые Авторы обделяют своим вниманием.

Итак, создание главного героя - кропотливый процесс. Необходимо охватить все аспекты, все грани, ведь главный персонаж - никакая не пустышка, о которой никто бы не написал. Это, прежде всего, человек, хоть и придуманный, у него есть мысли, чувства, а также привычки и принципы. И часто Авторы представляют нам лишь малую толику того внутреннего мира.

Во-первых, читатели должны примерно представлять себе, как выглядит тот или иной персонаж. Ведь каждый Автор, как художник, рисует словом картинки, и читатели подсознательно представляют себе происходящее. Поэтому, нужно обязательно обозначить хотя бы силуэт - высокий герой или низкий, худощавый или полный, а может быть сутулый. Далеко не обязательно описывать каждый сантиметр тела, достаточно лишь описать основные внешние признаки: цвет волос и глаз, опять же, рост и телосложение. А чтобы придать герою индивидуальность во внешности (даже если персонаж - голубоглазый блондин атлетического телосложения, за которым бегают все девушки) может пара отличительных особенностей. Например, крупная родинка на шее, которая не может остаться без внимания, или же татуировка в виде дракона, или же шрам на щеке. Этим герой запомнится.

Во-вторых, нужно описать характер. Некорректно в работе, где повествование ведется от лица этого главного героя, писать что-то наподобие: "Я - умный, добрый, ласковый, храбрый...". Даже если персонаж называет себя умным или же трусливым, например, то делать он должен это по-другому. К примеру:

"Я наконец-то решил это сложное уравнение со степенями, тут же вскочив с места, и под восхищенные взгляды одноклассников положил решение на стол учителя. Он смотрел на меня с удивлением - никто в нашем классе не мог найти корни уравнения. Я был безумно горд, ведь теперь все знают, какой я, оказывается, умный!"

Но в таком случае не стоит забывать, что, рассказав таким образом об уме героя, Автор раскрывает и другие качества: в моем примере персонаж выглядит несколько хвастливым, можно даже представить, как он подходит к учительскому столу, гордо подняв голову. Если же работа написана от третьего лица или героя описывает другой персонаж, то применима та же самая концепция: "Поступок - оценка". Такие мелкие описания должны присутствовать во всем тексте, не только в мыслях персонажа, но и в его поведении, поступках - читатели ведь оценивают героя именно по этим критериям, относя его к более положительным или более отрицательным персонажам работы.

На этом стоит остановиться - отрицательные и положительные герои. Если Автор действительно не пишет утопическую работу, то следует помнить, что не бывает людей, которые хороши или плохи во всем. В этом и заключается индивидуальность - один человек храбрый, но немного глуповат, поэтому попадает в разные переделки; второй умный и хитрый, поэтому трусливо избегает опасности, заботясь только о себе самом; а третий умный и храбрый, но при этом донельзя злобный. Опять же, на все фантазия Автора, но у более положительных героев должна быть хотя бы одна вредная привычка (грызть ногти от волнения) или противная черта (хлопать дверью и хамить), несмотря на то, что такие герои скорее всего стремятся к совершенству, а у более отрицательных есть, например, тайное увлечение котятами, когда эгоистичный и самонадеянный подросток вдруг умиляется и начинает ухаживать за брошенным котенком.

Биография - не самая важная часть описания характера в работах маленького размера, но нужная часть в больших работах. Хотя бы упоминание, но обязано быть, так как именно в детстве закладываются основные принципы и "жизненные сценарии" (некие планы развития событий, шаблоны, передаваемые по наследству), а какое-нибудь важное событие - смерть родителей или предательство друга - может объяснить появление в характере таких черт, как недоверие, разочарование в жизни.

То же самое относится к поведению. Галантный молодой человек не станет хлопать дверью прямо перед носом у девушки, а пьяница не склонится в реверансе перед своим знакомым. Опять же, пример натянут, и в большинстве случаев Автор даже не задумывается, как именно говорят его персонажи, но расхождений быть не должно.

Таким образом, получилось несколько основных пунктов по созданию главного героя:
1. Описание внешности. Против штампов - некая "изюминка", придающая индивидуальность.
2. Описание характера. Против штампов - привычка или черта, диаметрально противоположная характеру (более плохому или более хорошему).
3. Речь и поведение персонажа.
Возможно, каждый Автор дополнит этот список еще каким-нибудь пунктом, который сделает его рассказ особенным - мой список служит каркасом, основой. От персонажа главного переходим к персонажу второстепенному.

Второстепенные герои - люди, которые окружают главного героя. Одноклассники, мимо пробегавшие знакомые, иногда даже родители. Второстепенные персонажи помогают создать атмосферу реальности работы, несмотря на то, что особо не влияют на главную сюжетную линию. Поэтому с их созданием все гораздо проще - иногда читатель даже не задумывается, а какой он, тот самый дядя Петя, который упоминался в пятой главе, в третьем абзаце.

Во-первых, если второстепенный герой все же фигурирует на протяжении всего рассказа (например, те же самые родители), то можно так же описать их силуэт, создать расплывчатый образ, чтобы читатель не забывал о том, кто же этот человек, и более полно представлял себе то, что хочет донести до него сам Автор. Сделать это можно такой ненавязчивой фразой:

"Я прошел мимо очень полной бабушки, сидящей на скамейке возле подъезда, и поздоровался с ней - она хмуро посмотрела на меня, но ничего не сказала, лишь что-то проворчав себе под нос" .
И читатель цепляется взглядом за эту "очень полную бабушку", запоминая ее.

Во-вторых, можно выделить какую-нибудь главную черту характера, которая поможет вспомнить персонажа через десять глав, если даже забыл имя. Например, храбрый дядя Ваня, в молодости победивший медведя; капризная тетя Вика, вечно недовольная окружающими.

В-третьих, речь и поведение играет большую роль даже у второстепенных героев. По тем же причинам, что и у главных персонажей, ведь если социальные качества и манеры различаются, герой становится ненастоящим.

Проще всего срисовать второстепенных персонажей со знакомых. По крайней мере, можно их с ними ассоциировать, чтобы сам Автор не забывал - кто есть кто. Второстепенные герои описываются главными героями или со стороны, а это похоже на мысли о ком-то из знакомых. Можно не прибегать к этому методу, но все же.

Следовательно, есть пара пунктов по созданию второстепенных героев:
1. Создание образа внешнего и внутреннего фразой.
2. Речь и поведение персонажа.
Повторюсь, это сделать гораздо проще, чем создать главного героя, который будет раскрывать все новые и новые грани своего внутреннего мира по ходу повествования.

Даже самый обычный герой или герой-штамп может приобрести индивидуальность при помощи Автора. Создать героя несложно, но к этому нужно отнестись как можно более серьезно. Надеюсь, моя статья поможет вам.

Неважно, пишите ли вы ради удовольствия или собираетесь опубликовать свою книгу, персонажи - обязательная часть любой истории и любого рассказа. Чтобы написать интересный рассказ или роман, необходимо продумать характеры персонажей, кроме того, что более важно, вы должны по-настоящему узнать личности этих персонажей.

Шаги

    Подумайте, в каком жанре вы собираетесь писать. Это фантастика? Исторический роман? Жанр произведения во многом определяет личность персонажей. Даже если ваш персонаж будет путешествовать во времени, пересекая выдуманную вами вселенную, скорее всего, у него будут определенные привычки, и ему будет непривычно из-за разницы культур и времен.

    Определите основные качества своего персонажа. Как его зовут? Как он выглядит? Сколько ему лет? Какое у него образование? Какая у него семья? Сколько он весит? Каковы его отличительные черты? Нужно четко представлять себе образ этого персонажа.

    • Конечно, придумывая основные характеристики персонажа, нужно решить, будет ли этот персонаж человеком с ограниченными возможностями или принадлежать к определенной социальной группе. Однако, затрагивая эти темы, нужно быть очень внимательным и аккуратным, особенно если у вас самого не было такого опыта. Перед тем, как создавать и описывать персонажа с ограниченными возможностями (или персонажа, принадлежащего к определенной социальной группе), необходимо найти достаточно информации, чтобы не написать ничего, что может показаться оскорбительным или невежественным.
    • Убедитесь в том, что внешность вашего персонажа уместна в его мире и в его увлечениях. Например, у профессионального бойца вряд ли будут распущенные длинные волосы, ведь тогда его можно легко схватить за эти волосы, обрекая на неудачу. В реальной жизни у персонажа не может быть красных или фиолетовых глаз без определенных генетических мутаций (например, альбинизма) или контактных линз. Генетически это невозможно. И если ваш рассказ происходит в реальном мире, не объясняйте фиолетовые глаза своего персонажа генетикой.
  1. Определите основные личностные качества своего персонажа. Это позитивный и веселый персонаж или он вечно мрачен и угрюм? Он замкнут? Восторжен? Прилежен? Или бездушен? Продумайте основные личностные качества своего персонажа, чтобы иметь четкое представление о том, как этот персонаж будет развиваться в вашем рассказе.

    • Можно также придумать основные интересы и увлечения для своего персонажа. Он программист? Скрипач? Танцор? Писатель? Химик или математик?
  2. Попробуйте лучше описать личность персонажа. Задайте себе несколько ситуационных вопросов, которые помогут вам определиться с характером героя. Например: «Как бы поступил этот персонаж, если бы у него умерла мать? Что бы он сделал, если бы случайно встретил давно пропавшего родственника? Что бы он сделал, если бы столкнулся с грабителем банка? Как бы он поступил, если бы кто-то приставил пистолет к его голове?» Это примеры тех вопросов, которые можно задать самому себе. Запишите ответы на эти вопросы. После этого у вас должно сложиться определенное представление о личности вашего персонажа.

    Добавьте характеру своего персонажа отрицательные стороны. Если вы сделаете его слишком идеальным, людям будет скучно читать ваш рассказ. Поэтому не стоит создавать высокого, стройного, красивого, сильного, честного и умного персонажа, если вы хотите, чтобы ваш рассказ был интересным и хоть немного реальным. Добавьте ему слабые стороны, например, наркозависимость или излишнюю гордость. Усложните его характер!

    • Но будьте осторожны, не стоит придумывать для своего героя отрицательные стороны, которые не будут затрагивать основной конфликт вашего рассказа. Например, если ваш персонаж застенчив и неуклюж, эти недостатки не встанут на его пути, если его цель - попасть в объятия любимого человека. Истинным и интересным недостатком стало бы что-то, вроде этого: «Клара настолько застенчива, что не может заставить себя сказать, что думает на самом деле. Из-за этого у нее случаются неприятности, ведь когда ее друзья вытворяют что-то плохое, она даже не может ничего сказать». Или так: «Фернандо настолько неуклюжий, что постоянно навлекает на себя неприятности. Когда он отдыхал, то случайно поджег свечой занавес в отеле, где он работал, что вызвало пожар и нанесло серьезный вред здоровью окружающих».
    • Не приписывайте своему персонажу слишком много недостатков! Если вы опишете своего персонажа следующим образом: «Его родители умерли, когда он был еще совсем ребенком, и это нанесло непоправимую травму его психике. Приемные же родители запирали его в шкафу за малейшую провинность, он совершенно некрасив и социально не адаптирован, он ненавидит всех и каждого и ужасен во всем, что делает», читатели не смогут принять вашего персонажа и просто посчитают его раздражающим, плаксивым и неинтересным.
    • Будьте также осторожны, если собираетесь наградить своего персонажа такими недостатками, как нарко- и алкозависимость, психические заболевания или ограниченные возможности. Довольно часто возникают проблемы с описанием персонажа с такими особенностями, например, психически больных людей часто воспринимают жестокими и неконтролируемыми, людей с ограниченными возможностями - как совершенно не самостоятельных, полагающихся во всем на других людей, хотя в большинстве случаев это неправда (например, если мы говорим о человеке в инвалидном кресле, у которого нет проблем с коммуникацией, который легко общается с другими людьми). Эти вещи требуют тщательного изучения, иначе вы можете оскорбить читателей.
      • Задайте запрос в интернете, чтобы найти больше информации о том, как описать человека с психическим заболеванием, аутизмом и так далее.
  3. Подумайте, как бы вы беседовали с этим персонажем, если бы оказались рядом с ним. Подумайте о том, на что он надеется, о чем мечтает, чего боится, о его воспоминаниях. Можете даже попробовать представить себя на его месте, чтобы понять, каково это - быть в его шкуре. Это лучший способ увидеть мир глазами вашего персонажа!

  4. Опишите сцену со своим персонажем. Если вы изо всех сил бьетесь над идеей того, о чем написать, найдите генератор идей и выберите ту, что будет звучать лучше всего. Не забудьте показать, как ваш герой реагирует на разные ситуации, а не просто описывайте их. Это поможет вам лучше продумать личность персонажа, и, если необходимо, немного подредактировать описание этой личности. Если ваши герои определенным образом реагируют на сложившиеся в ходе рассказа ситуации, вы все правильно делаете.

    • Разница между «показать» и «рассказать» в том, что, рассказывая читателю о персонаже, вы ничем не подкрепляете его личностные качества (например, «Даша заботится о людях»). «Показать» читателю персонажа - значит поставить этого персонажа в определенную ситуацию, в которой он так или иначе себя проявит (например, «Даша потянулась обнять трясущегося плачущего ребенка, взяла его на руки и нежно пробормотала: „Все в порядке. Все будет хорошо“»). Чтобы рассказ получился действительно интересным и впечатляющим, нужно стараться больше «показывать», чем «рассказывать».
    • Наслаждайтесь! Бесполезно развивать персонажа, если для вас это утомительная работа, ведь если вам не нравится этот персонаж, разве он понравится читателям? Вряд ли в этом случае у вас получится хороший рассказ.
    • Не пытайтесь сделать своего персонажа идеальным во всем. Например, не стоит делать его лучшим фехтовальщиком, умеющим стрелять из лука, а также прекрасным скалолазом, певцом, всеобщим кумиром, визажистом и так далее. Не приписывайте ему тысячи талантов одновременно. Нет героев, которые хороши «во всем». Выберите для своего героя несколько талантов, подумайте, какие из них он будет больше всего развивать, а про остальные просто молчите. Конечно, вы хотите сделать своего героя потрясающим и интересным, но это не значит, что он должен быть лучшим во всем, потому что на самом деле нет человека, который везде будет самым лучшим.
    • В интернете можно найти характеристики, которые помогут создать интересного персонажа. Можно задать следующий запрос в поисковой системе: «список качеств интересного персонажа» или «описание интересного персонажа» (без кавычек). Эти списки помогут вам создать героя, о котором, возможно, вы бы раньше и не подумали.
    • Если вы никак не можете подобрать образ для своего персонажа, но уже хорошо обдумали его личностные качества (или наоборот), вы всегда можете додумать внешность героя, опираясь на его личность (и наоборот). Например, если ваш герой играет в баскетбол, можно сделать его высоким, если у вас закрученный сюжет, можно сделать героя низким и не подходящим в команду баскетболистов.
    • Когда вы пишете свой рассказ или историю, бо льшую часть рассказа должны показывать ваши герои, а не вы сами. Если вы ведете сюжетный поворот, и вы можете представить, как отреагируют персонажи, у каждого из которых есть определенные привычки и индивидуальные качества, которые вы создали для них, у вас получится отличный рассказ.

Когда я приступила к написанию своей первой работы, вопроса, как создать персонажа для книги, у меня не возникло. Я не не искала подсказок и советов в интернете, не читала книг, посвященных писательскому ремеслу, а наивно полагалась только на свои силы.

В этой статье я поделюсь с вами тем, чего не стоит делать, чтобы сэкономить себе время и нервы, а также советами, которые сработали лично для меня.

Сколько персонажей должно быть в книге?

Ответ очевиден: ровно столько, сколько вы способны раскрыть.

Если вы уверены, что каждый из героев сыграет важную роль в общем сюжете, не затеряется в толпе персонажей, то их может быть хоть сто. Однако не торопитесь брать читателя количеством героев.

3 причины почему не стоит вводить много персонажей

Когда приступаешь к написанию книги - особенно в жанре фэнтези или фантастика - есть жгучее желание населить свою историю множеством харизматичных и уникальных персонажей. Тем более, что позитивный пример есть: существуют целые серии книг, где автору удалось управиться с большим количеством героев. Но вот 3 причины, почему я не советую это делать:

  1. Огромная трата сил

    Вы распыляетесь. Вместо того, чтобы за то же количество времени создать 3-4 интересных и проработанных персонажей, вы придумываете 20 и мечетесь между ними.

    Тут необходимо задать себе вопрос:

    Готовы ли вы потратить огромную часть сил на то, чтобы раскрыть n-кол-во героев, вместо того, чтобы написать еще одну книгу или более детально проработать сюжет?

  2. Огромная трата времени

    Создание персонажей дело непростое. И то время, которое вы посвятили раскрытию героев, можно было направить на решение других, не менее важных задач.

    Готовы ли вы к тому, что в конечном итоге можете оказаться недовольны результатом, а потраченного времени уже не вернуть?

  3. Читатель не запомнил/запутался/забыл

    На своем опыте скажу, что примерно 80% читателей, которые отписывались под первыми главами моей книги, говорили, что им трудно запоминать большое количество героев.

    Готовы ли вы к тому, что какая-то часть читателей не захочет разбираться во множестве героев и отсеется в самом начале?

Если хоть на один из трех вопросов вы ответил «нет» - стоит оставить эту задумку хотя бы до тех пор, пока вы не набьете руку.

А сколько персонажей нужно?

Считается, что три основных героя - вполне достаточно. Читатель точно не забудет кто есть кто и не заскучает. Такое количество персонажей на руку и самому автору - больше возможностей, времени и сил, чтобы развить судьбы героев на страницах книги.

Основной, второстепенный, эпизодический: в чем отличие? Зачем нужны неключевые персонажи?

Когда вы разобрались с тем, сколько персонажей планируете, пришло время разделить их три группы:

Главный Второстепенный Эпизодический
Кто такой? Персонаж, о котором повествует история. Главных героев может быть несколько Персонаж не является в данной истории ключевым, но влияет на сюжет или/и гг. Его жизнь и отношения описываются, но не так подробно Персонаж, промелькнувший на фоне главного героя, вступивший с ним в не длительное взаимодействие. Часто такие герои не имеют имени
Как часто появляется? Ключевым персонажам отведена большая часть книги Занимают примерно 20-30% книжного времени Обычно один-два раза
Пример. Книга «Звонок» Кодзи Судзуки Главных героев двое: Асакава и Рюдзи - именно они находят проклятую видеокассету и расследуют убийства. Второстепенным персонажем можно назвать Маи Такано. Про нее не так много известно, но она связана и с Рюдзи, и Асакавой, а также играет во второй части книги значимую роль в сюжете, не являясь при этом главным персонажем Старичок-администратор, который находит на вилле Б-4 проклятую видеокассету, а затем отдает ее главному герою

Роль второстепенных героев

Если с главным героем все более-менее понятно, предлагаю чуть подробнее рассмотреть задачи героев второго плана.

Задача №1 - Раскрытие главного героя

Взаимоотношения между людьми и в реальной жизни помогают узнать о человеке много нового, что уж говорить про книги, где автор специально расставляет акценты так, чтобы представить главного персонажа максимально живым и разносторонним. Роль второстепенных героев обычно отводится друзьям и коллегам, чуть реже родителям и знакомым.

Задача №2 - Раскрытие прошлого и настоящего

С помощью второстепенного героя можно приоткрыть завесу прошлого. Рассказать о том, чего не знал даже главный герой.

Пример №1 (далекое прошлое): Мардж из книги «Кошмар на улице Вязов». Именно с помощью Мардж и читатель, и главная героиня узнает о том, что много лет назад Крюгера затолкали в бойлерную и подожгли.

Пример №2 (недавнее прошлое): В той же самой книге Род стал свидетелем убийства, которое совершил Крюгер. Это преступление повесили на Рода, который позже рассказал главной героине, что в момент убийства в комнате был кто-то еще. Кто-то невидимый, кто убил их общую подругу. И тогда главная героиня начинает свое расследование.

Также второстепенный персонаж может рассказать и читателю, и главному герою о том, что происходит в настоящем — в данную конкретную минуту.

Пример: Фильм «Заложница» 2007 года. По сюжету дочь главного героя похищают. В то время, как на них с подругой нападают, дочь(второстепенный персонаж) говорит с отцом по телефону. Так и зритель, и главный герой, не находясь поблизости и не видя происходящее своими глазами, узнают о похищении молодых девушек, которое происходит в реальном времени.

Задача №3 - Влияние на сюжет

Этот пункт несколько похож на предыдущий. Но здесь роль второстепенного героя заключается не в прояснении ситуации, а в какой-то степени судьбоносном влиянии на сюжет.

Пример: Стивен Кинг «Сияние». Холлоранн, как и Дэнни (главный герой) обладает даром, который в книге зовется сиянием. Именно Холлоранн предупреждает Дэнни об отеле и говорит, чтобы тот, в случае чего, звал его изо всех сил с помощью своего дара. Этот разговор в итоге сыграл огромную роль в конце книги. Дэнни, после того, как отец пытался их убить, зовет на помощь Холлоранна, и тот спасает их с матерью.

Задача №4 - Быть просто людьми

Иногда роль второстепенного персонажа заключается в том, чтобы просто быть человеком. Иногда смешным - для комической отдушины, порой стереотипным, чтобы высмеять глубоко засевшие убеждения. Можно нередко встретить и в книгах, и в фильмах стереотипных русских или американцев, которые не являются ключевыми персонажами, но делают историю более объемной и занимательной.

Для чего нужны эпизодические герои?

Задачи второстепенных и эпизодических персонажей могут перекликаться между собой. Эпизодический герой тоже может помочь в:

  • раскрытии героя

    Пример: если ключевой персонаж едет в такси и болтовня водителя его чересчур раздражает, читатель как минимум сделает вывод о темпераменте главного героя. Как максимум - если вы правильно расставите акценты - даст понимание, что герой-то садист: всю поездку он представлял, как в прямом смысле зашивает болтливому водителю рот.

  • создании фона и атмосферы

    Если герой заходит в бар, его должны окружать люди. Как минимум бармен, как максимум - толпа довольных и не очень жизнью людей. Эпизодические герои помогут в описания места действия. В баре может быть шумно, душно от скопления народа. Такой прием с эпизодическими (фоновыми) персонажами поможет сделать сцену объемнее.

  • продвижении сюжета

    Нередко и эпизодические персонажи подталкивают главного героя к тому, с чем ему придется иметь дело на протяжении всей истории.

    Пример: Кодзи Судзуки «Звонок». Главный герой Асакава едет в такси и узнает от водителя о странной смерти на дороге. Сам автор подмечает: «Если бы в тот день Асакава все-таки решил поехать домой на метро, ему бы в голову не пришло искать связь между двумя разными происшествиями. Однако, как ни посмотри, завязка романов — это всегда стечение обстоятельств».

Как создать главного героя для книги?

Обсудили второстепенных и эпизодических персонажей, теперь предлагаю разобраться с ключевыми героями. Итак, как создать героя для книги?


Внешность: нужно ли ее описывать?

Отвечая на вопрос выше, скажу: описывать внешность героя или нет - решать только автору. Не берусь утверждать, что без этого никак, но в большинстве книг авторы действительно описывают внешность персонажей. Хотя бы в общих чертах.

Своих героев я не очень люблю описывать по части внешности: если удается гармонично вписать черты персонажа в историю - отлично. Специально, потому что «нужно же рассказать, как выглядит герой», этого не делаю.

Поделюсь некоторыми секретами, которые использую лично я, когда описываю внешность героя:

  • Сравнение персонажей между собой.

    Например: главный герой сидит перед телевизором и смотрит какую-нибудь передачу. На экране он замечает ведущего, который в большей или меньшей степени на него похож. ГГ начинает сравнивать себя с персонажем на экране. Возможно даже представлять себя не его месте и думать о том, что если прической и слегка вздернутым носом, они похожи, то фигура у главного героя лучше - костюм сидел бы на нем как надо, и волосы бы блестели под софитами намного ярче и без каких-либо укладочных средств.

  • Взаимодействие с природой и окружающим миром. Задача: сплести вместе действие и описание внешности.

    Например: Кайс обернулся и, убрав упавшие на лицо пряди, посмотрел на Грэга в ожидании ответа. Тот, увидев движение юноши, усмехнулся и непроизвольно провел ладонью по коротким волосам, которые не смог тронуть ветер.

    Например: Габи бьет кулаком по столу, слезы текут вместе с краской по круглой веснушчатой физиономии к морщинкам около рта.

  • Через других героев. Это могут быть и диалоги, и мысли. Нередко выходит так, что в чужих глазах мы выглядим не так, как нам кажется. Обычно другие люди сразу выделяют для себя основные, самые яркие черты нашей внешности - вот это и можно взять за основу описания персонажа.

Со следующими приемами описания внешности советую быть осторожней. Они имеют место быть, но советую их и вовсе избегать:

  • Заезженные сравнения . Например: Глаза цвета океана, волосы цвета шоколада и подобное. В описании внешность с помощью сравнений нет ничего плохого, но старайтесь не использовать слишком избитые выражения.
  • Описание внешности в отражении. Такой прием имеет место быть, он используется в книге «50 оттенков серого», но уже считается штампом. И если рядовому читателю может быть все равно, как описана внешность, читатель-автор или очень разборчивый читатель может сделать негативные преждевременные выводы о истории в целом.
  • Нереалистичное, высокопарное, преувеличенное описание внешности. Например: Ее кожа была словно бархат, я вдыхал изумительный запах ее шикарных огненных волос, которые как шелк, как настоящее солнце переливались на солнце. Ее зубы - точно жемчужинки, а глаза цвета изумруда. Ее походка, фигура, все было идеально: от длинных ног я не мог оторвать глаз.

Характер персонажа

Не секрет, что читатель запоминает персонажа по характеру, а не по внешности. Провал - это когда все, чем отличаются ваши герои между собой, цвет волос и глаз.

Хара́ктер (греч. χαρακτηρ - примета, отличительная черта, знак) - сочетание устойчивых психических особенностей человека, определяющих его поведение в жизненных обстоятельствах и в первую очередь - при взаимодействии с окружающими людьми. Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности, с темпераментом , который определяет внешнюю форму выражения характера.

Для достоверности описания характера можно:

Способ №1 - Задавать вопросы:

  • Раздражительный ли герой?
  • Что его может вывести из себя?
  • Как он отреагирует на предательство?
  • Принципиален ли он?
  • Для героя долг прежде всего?
  • Совестливый ли герой?
  • Полезет ли герой первым в драку?
  • Как относится к насилию?
  • Как решает конфликты: криком или словами?
  • Как громко говорит?
  • Болтлив ли герой?
  • Легко ли доверяет людям?
  • Для героя стакан наполовину полон или пуст?

Остальные вопросы можно придумать по аналогии.

Способ №2 - Ставить героев в неоднозначные ситуации

Также не лишним будет поставить всех ваших героев в одну и ту же щекотливую ситуацию и подумать, как они себя в ней поведут.

Например: У героя есть те, о ком ему необходимо заботиться, но он на мели. Подворачивается прибыльное, но незаконное дело: распространять наркотики, похищать людей и т.д. Пойдет ли ваш герой на это? А если при условии, что его ТОЧНО никогда не поймают?

Или другие ситуации, например, вот такая:

Способ №3 - Ассоциации

Ассоциации - это связи между психическими явлениями, при которых появление одного из них в сознании человека влечет практически одновременное появление других.

По запросу «ассоциации» вы найдете немало интересного в интернете. Задавая людям простые слова, можно очень много о них узнать. Поиграйте в ассоциации с героями. Найдите в интернете или придумайте сами список слов и ответьте за ваших персонажей на них.

Например:

семья - любовь
дом - крепость
мать - родная
отец - предательство
предательство - боль
деньги - слава
власть - насилие
мужчина - жестокость
женщина - жертва
дети - не нужны

А теперь подумайте, что можно сказать о персонаже, который провел такие ассоциации?

5 способов раскрыть персонажа

  • Через действие/бездействие

    В одних и тех же ситуациях персонажи, за плечами которых стоят собственный опыт, прошлое и мотивация, будут поступать по-разному. Их реакции на сложившиеся обстоятельства также диктуются темпераментом.

    Пример : «Десять негритят» Агаты Кристи. Десять человек заперты на острове. После первого убийства на вилле начинается настоящих хаос: все напуганы, но ведут себя по-разному. Кто-то в ярости и хочет выбраться, кто-то плачет и предрекает всем скорую смерть.

  • Через описания

    Раскрыть героя можно через описание окружающей обстановки . Его дом, кабинет, быт: соблюдает ли герой порядок? Пуст ли его холодильник, потому что он постоянно работает и просто не успевает ходить в продуктовый? Расставлены ли по дому фоторамки с семейными фотографиями? и т.д.

    Также описание погоды или радостей текущего времени года может помочь побольше рассказать о персонаже: любит ли герой сильный дождь, потому что тогда на улице нет почти никого? Нравится ли ему снег? Вызывает ли листопад какие-нибудь воспоминания о детстве? Счастливые или нет?

  • Через мысли

    Это могут мысли как самого героя, которого необходимо раскрыть, так и рассуждения о нем другого персонажа.

  • Через диалоги

    Диалоги - очень важная часть любой истории. Когда они выходят живыми, достоверными и интересными - это уже большое достижение. Казалось бы: что сложного в описании диалогов? Просто рассуждаешь устами героев о сложившейся ситуации. Так и есть, но важно КАК вы это делаете.

    Понятно, что искусственно растянутые беседы, заставят читателя скучать. Так что долгие обмены любезностями (если это не несет в себе какой-то скрытый смысл) стоит опускать. Фразы героев в большинстве своем должны быть информативны:

    • показывать отношение героя к ситуации,
    • к человеку с которым он разговаривает,
    • его настроение,
    • желание идти на компромиссы и т.д.

    Написать хороший диалог - абсолютно реально, главное практиковаться и учиться у тех авторов, которые по вашему мнению в этом хороши.

    Когда приступаете к написанию диалога, задайте себе вопрос:

    Диалог из какой книги или фильма я могу вспомнить? Какие чувства он у меня вызвал? Что именно так привлекло и понравилось? Какую сторону личности персонажа автор открыл с помощью запомнившегося разговора?

    Проанализируйте ответы. В качестве практики: попробуйте переделать этот же самый диалог только устами ваших героев (в черновике). Хорошо получилось? Подумайте какие приемы использовал автор.

    Манера речи также придаст индивидуальности вашим героям. Это может быть:

    • Акцент;
    • Коронные фразочки, устойчивые выражения. Пример: герой почти после каждой фразы добавляет: «я так считаю» или «а может и нет»;
    • Привычка давать людям прозвища;
    • Дефекты речи;
    • Темп речи.
  • Через взаимодействия с другими людьми

    Это могут быть отношения как с эпизодическими персонажами, так и с главными. Как герой ведет в себя в социуме? Вежлив ли с обслуживающим персоналом, не мешает ли прохожим, какие отношения с соседями? Как он вообще относится к людям? Раздражают ли они его? Как ведет себя с коллегами? С родителями?

Как придумать имена для персонажей книги?

Самый простой способ - открыть в интернете списки мужских и женских имен, выбрать страну, в которой будут происходить действия, и подобрать те, которые вам приглянулись. Каких имен стоит избегать: длинны х и труднопроизносимых .

Если вы решили придумать имена самостоятельно, рекомендую делать их максимально благозвучными и запоминающимися.

Плохой пример: Махтрангстенбах
Хороший: Вилесса

Если героев много, постарайтесь обойтись без фамилий - это существенно облегчит жизнь читателю и поможет избежать путаницы.

Если вы решили придумывать имена самостоятельно, подумайте над тем, чтобы сделать несколько похожими имена для людей одной расы или тех, кто связан территориально. Например: все имена одной из рас оканчиваются на «у».

В «Блеске оправы » все имена кочевого племени заканчиваются на «тан»: И-тан, Миу-тан, Арк-тан и т.д. Имена всех цитуринов - на «о»: Ако, Нино, Джого, Руно и т.д.

Как придумать имя главному герою книги?

Советы, которые я описала выше, также могут помочь в подборе имени для ключевого персонажа. Главная рекомендация: пусть имя будет максимально запоминающимся. Найти имя можно:

  • в своей голове. Какое имя вы считаете благозвучным? Может вы еще в детстве придумали какое-нибудь имя для игр во дворе и оно нравится вам до сих пор? А главное: оно отлично вписывается в сюжет и место действий?
  • в списке имен в интернете.
  • в другом слове с помощью перестановки или замены букв. Например: молчание - Чанни Мол, метки - Тэки (Теки) и т.д.

Хочу напомнить, что нет никаких правил и стандартов, которые бы диктовали каким должно быть имя. Только рекомендации, советы, наблюдения. Хотите главного героя с максимально распространенным именем? Пускай. С необычным? Тоже нормально. Просто помните, что вашу историю прочтут другие люди, которые могут либо запомнить Карнодизавра Махмархатова, либо нет. Имейте это в виду.

Надеюсь, статья оказалась для вас полезной и вы почерпнули для себя что-то новое. Спасибо за внимание!