Какое убеждение ленского нарушил онегин. Анализ эпизода дуэли Ленского и Онегина: какое значение он имеет в романе? Как раскрывается главный герой в этой сцене

Почему Онегин с Ленским поссорились и состоялся дуэль? и получил лучший ответ

Ответ от Елена Конюхова[гуру]
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.
К минуте мщенья приближаясь,
Онегин, втайне усмехаясь,
Подходит к Ольге. Быстро с ней
Вертится около гостей,
Потом на стул ее сажает,
Заводит речь о том о сем;
Спустя минуты две потом
Вновь с нею вальс он продолжает;
Все в изумленье. Ленский сам
Не верит собственным глазам.. .
Буянов, братец мой задорный,
К герою нашему подвел
Татьяну с Ольгою; проворно
Онегин с Ольгою пошел;
Ведет ее, скользя небрежно,
И, наклонясь, ей шепчет нежно
Какой-то пошлый мадригал,
И руку жмет - и запылал
В ее лице самолюбивом
Румянец ярче. Ленский мой
Все видел: вспыхнул, сам не свой;
В негодовании ревнивом
Поэт конца мазурки ждет
И в котильон ее зовет.
Но ей нельзя. Нельзя? Но что же?
Да Ольга слово уж дала
Онегину. О боже, боже!
Что слышит он? Она могла.. .
Возможно ль? Чуть лишь из пеленок,
Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!
Не в силах Ленский снесть удара;
Проказы женские кляня,
Выходит, требует коня
И скачет. Пистолетов пара,
Две пули - больше ничего -
Вдруг разрешат судьбу его.
Источник: А. С. Пушкин "Евгений Онегин", глава 5

Ответ от Бывший Староста [эксперт]
А прочитать слабо?


Ответ от Petya [гуру]
шерше ля фам... как всегда, из-за вас


Ответ от Оксана) [активный]
Онегин и Ленский поссорились из-за одного случая, произошедшего на балу Онегин дважды пригласил Ольгу на танец. Казалось бы, что случилось небольшая месть Онегина, за то, что Ленский пригласил его на бал, куда съехалась вся округа, "сброд", который Онегин ненавидел. Для Онегина это всего лишь игра - но не для Ленского. Его розовые, романтические мечты рухнули - для него это измена (хотя это вовсе, конечно, и не измена ни для Ольги, ни для Онегина) . И единственным выходом из этого положения Ленский видит дуэль.
В тот момент, когда Онегин получил вызов, почему он не смог отговорить Ленского от дуэли, выяснить все мирным путем, объясниться? Ему помешало это пресловутое общественное мнение. Да, оно имело вес и здесь в деревне. И оно было для Онегина сильнее его дружбы. Ленский убит. Может быть, как это не страшно звучит, это был лучший выход для него, он был неподготовлен для этой жизни.
И вот - "любовь" Ольги, она поплакала, погоревала, вышла замуж за военного и уехала с ним. Другое дело Татьяна - нет, она не разлюбила Онегина, просто, после случившегося ее чувства стали еще сложнее - в Онегине она "должна.. . ненавидеть убийцу брата своего". Должна, но не может. И после посещения кабинета Онегина она начинает все больше понимать истинную сущность Онегина - перед ней открывается Онегин настоящий. Но Татьяна уже не может разлюбить его. И, вероятно, не сможет никогда.


Ответ от Ѝраст Петрович Фандорин [мастер]
дикари


Ответ от Митя Фомин [гуру]
Как же нелепа и - внешне, во всяком случае, - незначительна ссора Онегина и Ленского. И нам хочется верить: все еще обойдется, друзья помирятся, Ленский женится на своей Ольге.. . Однако дуэль состоится, кто-то из друзей погибнет. Но кто? Даже самому неискушенному читателю ясно: погибнет Ленский. Пушкин незаметно, исподволь подготовил нас к этой мысли.
Случайная ссора - только повод для дуэли, а причина ее, причина гибели Ленского гораздо глубже.
В ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять, - "общественного мнения". Носитель этой силы ненавистен Пушкину больше, чем Пустяков, Гвоздин, даже Флянов, - те только ничтожества, угнетатели, взяточники, шуты, а теперь перед нами - убийца, палач:
Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой,
Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек:
Так исправляется наш век!
На таких людях, как Зарецкий, стоит мир Петушковых и Фляновых; он - опора и законодатель этого мира, охранитель его законов и свершитель приговоров. В каждом слове Пушкина о Зарецком звенит ненависть, и мы не можем не разделять ее.
Но Онегин! Он-то знает жизнь, он отлично все понимает. Сам говорит себе, что он
Был должен показать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и с умом.
Пушкин подобрал глаголы, очень полно рисующие состояние Онегина: "обвинял себя", "был должен", "он мог бы", "он должен был обезоружить младое сердце... " Но почему все эти глаголы стоят в прошедшем времени? Ведь еще можно поехать к Ленскому, объясниться, забыть вражду - еще не поздно.. . Нет, поздно! Вот мысли Онегина:
...в это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист.. .
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов.. .
Так думает Онегин. А Пушкин объясняет с болью и ненавистью:
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
Пушкин не любит нагромождения восклицательных знаков, но здесь он венчает ими подряд три строки: вся его мука, все негодование - в этих трех восклицательных знаках подряд. Вот что руководит людьми: шепот, хохотня глупцов - от этого зависит жизнь человека! Ужасно жить в мире, который вертится на злой болтовне.. .
"Наедине с своей душой" Онегин все понимал. Но в том-то и беда, что умение остаться наедине со своей совестью, "на тайный суд себя призвав", и поступить так, как велит совесть, - это редкое умение. Для него нужно мужество, которого нет у Евгения. Судьями оказываются Пустяковы и Буяновы с их низкой моралью, выступить против которой Онегин не смеет.
Ленский же доволен тем, что его вызов принят. Сначала он не хотел видеть кокетку Ольгу, но потом не выдержал и отправился к Лариным. Ольга встретила его упреками, была с ним ласкова, как всегда.
Он видит: он еще любим;
Уж он, раскаяньем томим,
Готов просить у ней прощенья.. .


У Пушкина роковая ссора Ленского и Онегина дана в пересказе автора, т.е. без реплик героев. Вкратце так: Ленский, шокированный ухаживанием друга за Ольгой и получив от нее очередной отказ в танце, покидает бал и затем шлет обидчику вызов на дуэль.

А вот в опере Чайковского «Евгений Онегин» столкновение друзей подано очень драматично и в форме диалога. Эта сцена особенно показательна в разрезе нашей темы. Выходка Онегина становится для Ленского ледяным душем, и он прямо заявляет другу, что не желает с ним больше знаться.

Онегин долго пытается выехать на газлайтинге, но Ленский разоблачает все его манипуляции. Правда, платит за это самую высокую цену...

Посмотрим, как газлайтит Онегин и противостоит Ленский. В скобках полужирным — мои ремарки.

Онегин (про себя)

Зачем приехал я
На этот глупый бал? Зачем?
Я не прощу Владимиру услугу эту!
Буду ухаживать за Ольгой,
Взбешу его порядком!

(Начинается мазурка. Онегин танцует с Ольгой. Ленский
ревниво следит за ними. Кончив танцевать, Онегин
подходит к Ленскому.)


Онегин

Ты не танцуешь, Ленский?
Чайльд Гарольдом стоишь каким-то!
Что с тобой?

(«Ты на что-то обиделась?» - хлопая честными глазами, спрашивает нас абьюзер, вытворив какую-нибудь гадость в отношении нас или «просто пошутив». Варианты: «Что-то случилось?» «На что ты надулась?» С такого прощупывания начинает газлайтинг и Онегин. И нередко жертва идет на попятную. Криво улыбается. Говорит: «Нет, ничего, это я так, соринка в глаз попала». Убедившись, что путь открыт, абьюзер чуть пережидает и усиливает давление. Газлайтинг «проканал».

Ленский дает газлайтеру отпор с первых же попыток запудрить ему мозги. Но, возможно, еще и потому, что ледяной душ Онегина очень уж силен и однозначен.)

Ленский

Со мной? Ничего.
Любуюсь я тобой,
Какой ты друг прекрасный!

Онегин

Каково!
Не ожидал признанья я такого!
За что ты дуешься?

("Ты все не так понял! Потанцевать с "чужой" девушкой - это ничотакова! Ты смешон в своей беспочвенной ревности, не позорься!" - вот что примерно транслирует Онегин Ленскому.)

Ленский

Я дуюсь? О, нимало!
Любуюсь я, как слов своих игрой
И светской болтовней
Ты кружишь головы и девочек смущаешь
Покой душевный! Видно, для тебя
Одной Татьяны мало! Из любви ко мне
Ты, верно, хочешь Ольгу погубить,
Смутить ее покой, а там смеяться
Над нею же!.. Ах, как честно это!

(Ленский отказывается признавать, что танцы Онегина с Ольгой — это нормально. Да, можно потанцевать с чужой невестой, но не так, как Онегин. Его поведение непорядочно, рассчитано на "вскруживанье головы" и "смущение покоя". И ничто не заставит Ленского считать иначе.

Ленский дает волю гневу.)

Онегин

Что?! Да ты с ума сошел!

(Классическая фраза газлайтера, которому не удалось убедить жертву, что черное - бело.)

Ленский

Прекрасно! Меня ж ты оскорбляешь —
И меня же ты зовешь помешанным!

Гости (окружая Онегина и Ленского)

Что такое? В чем там дело?

Ленский

Онегин! Вы больше мне не друг!
Быть близким с вами
Я не желаю больше!
Я... я презираю вас!

Онегин (отводя Ленского в сторону)

Послушай, Ленский, ты не прав, ты не прав!
Довольно нам привлекать вниманье нашей ссорой!
Я не смутил еще ничей покой
И, признаюсь, желанья не имею
Его смущать.

(Онегин понимает, что перегнул палку, и ситуация выходит из-под его контроля. Привычный грубый напор "да ты с ума сошел!" вызывает у жертвы реакцию, противоположную ожидаемой. Вместо кислых улыбок и бормотаний «ах, я ничего, я, кажется, погорячился, мне надо работать над своей паранойей» Онегин наталкивается на открыто выраженный гнев, решительный отпор и называние вещей своими именами. Нужно попытаться это замять.

Но Ленского уже не остановить. Слишком велик шок от вероломства «друга» и от его последующих попыток вывернуть ситуацию в свою пользу - вместо извинений.)

Ленский

Тогда зачем же ты ей руку жал,
Шептал ей что-то?
Краснела, смеясь, она...
Что, что ты говорил ей?

(Оружие против газлайтинга — факты. И Ленский приводит их. Он верит своим глазам. И видит, что поведение Онегина с Ольгой — не просто следование светским приличиям, но именно «вскруживание головы».)

Онегин

Послушай, это глупо!..
Нас окружают…

(Еще одна манипуляция: мол, неприлично выносить сор из избы, это дело интимное, не надо позориться перед людьми. Но Ленский отказывается переваривать втихую оскорбление, которое было нанесено ему прилюдно.)

Ленский

Что за дело мне!
Я вами оскорблен
И сатисфакции я требую!

Гости

В чем дело?
Расскажите, расскажите, что случилось.

Ленский

Просто... я требую,
Чтоб господин Онегин мне объяснил свои поступки.
Он не желает этого,
И я прошу его принять мой вызов!

(Даже в пылу негодования Ленский понимает, что Онегин забалтывает его - вместо того, чтобы признать свою вину, принести извинения, объяснить свое поведение пусть не злонамеренностью, но легкомыслием.

Ленский выбирается из череды ловушек, расставленных Онегиным. Своими словами и поведением он транслирует обидчику: «Я вижу именно то, что вижу, верю своим глазам и совершенно точно знаю, что это называется так, а не иначе. И то, что я вижу, несовместимо с понятием "дружба».)

Онегин (подходя к Ленскому)

К услугам вашим я!
Довольно, — выслушал я вас:
Безумны вы, безумны вы,
И вам урок послужит к исправленью!

(Почему в этот момент Онегин выключает газлайтинг? Да потому что конфликт вылился "на люди". И нужно срочно обставить дело так, что он, Онегин, человек чести, и готов преподать урок "неадекватному" другу. Если бы "друзьям" удалось продолжить выяснение отношений кулуарно - думаю, Онегин бы нашел какой-то вариант, чтобы "успокоить" Ленского. Пусть даже наигранным раскаянием.)

Ленский

Итак, до завтра!
Посмотрим, кто кого проучит!
Пускай безумец я, но вы...
Вы — бесчестный соблазнитель!

Онегин

Замолчите... иль я убью вас!..

(Нарцисса прилюдно изобличили в непорядочности, отвергли все его манипуляции, и он впадает в стыд и ярится. Газлайтинг не прошел. Зависть и презрение к Ленскому обретает законченную форму — ненависть. Вот почему Онегин не выстрелил ему ни в руку, ни в ногу, а уложил наповал. Он шел убивать.)

В следующем посте я размещу вопрос читателя насчет газлайтинга.

Роль А.С.Пушкина в русской литературе первостепенна. Благодаря деятельности поэта, национальная литература освободилась от подражательности, приобрела самобытность. Появились произведения совершенно иного толка, как по форме, так и по содержанию.

Роман в стихах «Евгений Онегин» — исключительное произведение Пушкина. Исключительное по своей новизне, по отображению характеров и нравов, по описанию эпохи, по количеству нежных элегий, по уровню поэтического мастерства.

В центре повествования два молодых человека — Евгений Онегин и Владимир Ленский. Онегин – молодой, столичный dаndy, по праву рождения и воспитанию – аристократ. На празднике жизни он один из первых: «забав и роскоши дитя», гений «науки страсти нежной».

Онегин там, где бесконечная вереница балов и праздников, театров и ресторанов, гуляний и маскарадов.

Но, будучи человеком острокритического ума, Онегин быстро теряет интерес к светской жизни. Онегин выше окружающей толпы. Мишура света больше не прельщает его.

Волею судеб он оказывается в деревне, где знакомится с Владимиром Ленским, человеком со взглядами, ему, Онегину, противоположными.

Ленский принадлежит к типу молодых людей, которые восторженно и упоенно относятся к жизни. Он — романтик, вольнодумец, поэт. Скептицизм и скука ему не знакомы.

Казалось бы, молодые люди совершенно разные. По своему нравственно-психологическому облику Онегин — индивидуалист и эгоист. Ленский – совсем другой. Он по-юношески пылко верит в любовь, идеальную дружбу. Он живёт, повинуясь не рассудку, а по зову сердца. Рационализм – не его стихия.

Но, несмотря на существенные различия, у этих двух героев есть общее. Они оба – без настоящего, мужского дела. Перспектив принести в дальнейшем пользу своей Отчизне нет. Они оба – продукты своего времени и своего общества.

В деревне, на вольных просторах, Онегин и Ленский подружились. И, несмотря на то, что «меж ними все рождало споры», отношения между приятелями сложились, и на первых порах ничто не предвещало беды.

Но, как это нередко бывает в романах, жизнь и смерть идут рядом.

Дуэль, возникшая между Онегиным и Ленским, – центральный, поворотный момент в романе «Евгений Онегин». Какие события привели к дуэли?

Поводом для дуэли стало некорректное поведение Онегина как по отношению к своему другу Ленскому, так и к невесте Ленского, Ольге. На одном из праздников Онегин демонстративно флиртует с Ольгой. А она, барышня недалёкая, пустенькая и легкомысленная, поддаётся флирту. Ленский взбешён и требует разрешения ситуации на дуэли.

Почему Онегин начал оказывать знаки внимания Ольге, которая ему никогда не нравилась? Дело в том, что он хотел отомстить Ленскому за то, что тот привёз его на праздник к Лариным, на котором Татьяна (влюбленная в Онегина) показала себя не с лучшей стороны. Татьяна не смогла скрыть своего истерико-нервического настроения, не приличествующего данной ситуации. А волнительных, нервных настроений Онегин органически не выносил.

«Траги-нервических явлений,
Девичьих обмороков, слёз
Давно не мог терпеть Евгений…»

Онегин был рассержен и на Ленского, доставившего его к Лариным, и на Татьяну.

Ленский, видя неподобающее поведение Онегина и ответные знаки внимания Ольги, вызвал Онегина на дуэль.

Записку Онегину передал «Зарецкий, некогда буян, Картежной шайки атаман».

Дуэль

Дуэль – развязка, событие нередкое в художественной литературе. Исконных корней на русской почве дуэль не имела. Для русских решение спорных вопросов посредством дуэли не характерно. Эта «процедура» заимствована русскими в Западной Европе. Само слово «дуэль» происходит от французского слова duel.

Почему так быстро наступила развязка? Почему спорный вопрос мог быть разрешен лишь единственным способом – кровавым поединком? Для понимания этого вопроса нужно знать некоторые биографические факты из жизни героев романа.

Формирование личностей Онегина и Ленского прошло под влиянием западных идеологий.

При воспитании Онегина, проходившем под руководством французских учителей и гувернёров, упор делался не на научное и трудовое начало, а на стремление сделать из подопечного светского человека с соответствующими привычками. Дуэль — неизбежный спутник светских раздоров. И Онегин в душе был всегда готов к дуэли.

Кроме того, Онегин — дворянин, а все недоразумения в дворянской среде в то время было принято выяснять на дуэли.

Ленский, в свою очередь, получивший образование за границей, в Германии, так же как Онегин, был оторван от родной почвы. Он находился под влиянием модного тогда в Европе романтического направления. Туманные идеи представителей немецкой романтической школы внушались ученикам. Ученики жили под влиянием этих идей, то есть в мире грёз и фантазий.

Идеалы вечной любви, победа добра над злом, брошенная перчатка, пистолеты – вся эта «романтика» была у Ленского в крови. Далеко была только истинная действительность, истинное положение вещей.

Ленский в порыве гнева, руководствуясь правилами чести, решается убить Онегина. И погибает, как он считает сам, за честь Ольги. Он воплощает в жизнь идею стать «её спасителем». При этом с Ольгой откровенно поговорить он не считает нужным. Гордыня не позволяет.

Гордыня – существенное зло. Она блокирует истинные качества человека, вводит его в круг нелепых заблуждений. Ольга не собиралась изменять Ленскому. Онегин не имел никаких видов на Ольгу. И если бы Ленский смирил свою гордыню, разобрался во всём этом, то дуэли бы не было. И не сложил бы Ленский свою голову раньше времени.

Страшная жизненная правда заключается в том, что судьба Пушкина, нашего любимого и столь рано ушедшего поэта, оказалась сходной с судьбой Ленского. Пушкин также был убит на дуэли.

Между дуэлями Ленский – Онегин и Пушкин — Дантес есть сходство. Обе дуэли происходили в зимнее время (на снегу). Пистолет Онегина той же марки (работа Лепажа), что использовал в свой роковой день Пушкин. Обе дуэли проходили a la barriere (стреляться на барьер).

Возможна ли была отмена дуэли? Почему же Онегин принял вызов? Ведь он прекрасно понимал, что погибнет либо он сам, либо его друг. Хотя в своих силах он был уверен. При этом он понимал, что причина дуэли ничтожна. По сути, он мог бы объясниться с Ленским. Но вступать в переговоры с восемнадцатилетним мальчиком – он не такой! Да и что скажет свет? И хотя соседей помещиков он презирает и ни во что ни ставит, пренебречь общественным мнением он не может. Прослыть в чьих-то глазах трусом – это не по нему. Раз уж так сложилось и ему брошена перчатка — он обязан принять вызов на дуэль. Таков был кодекс дуэльной чести, который, в свою очередь, был связан с понятием «дворянская честь».

Были ли какие-то косвенные способы у Онегина предотвратить дуэль? Были. И он ими воспользовался. Во-первых, ко сроку дуэли Онегин опоздал. Неприбытие вовремя уже могло привести к отмене поединка. Во-вторых, он привёз в качестве своего секунданта – лакея, слугу-француза Гильо. Выбрав на роль секунданта слугу, Онегин грубо нарушил общепринятый, пусть и не писанный, дуэльный кодекс: состязание, как дело чести, могло произойти только между дворянами. И секунданты, как свидетели поединка – не исключение, они должны были тоже принадлежать к высокому сословию. Онегин не привёз лицо благородного происхождения, к тому же лакей был ещё и иностранцем.

Зарецкий, секундант Ленского, в этом случае, должен был высказать претензию и остановить поединок. Но отставной офицер Зарецкий был слишком кровожаден. Презрев то, что ему не оказана положенная дворянину честь, он просто «губу закусил». Он не отменил дуэль.

В результате Ленский убит. Онегин «мгновенным холодом облит» движим раскаянием. Его друг больше никогда не встанет. Зарецкий же везёт домой страшный клад. Таков результат дуэли.

Заключение

Роман «Евгений Онегин» современники Пушкина не все поняли и не все приняли. Единственное, в чём они были солидарны: роман никого не оставил равнодушным. Прошли века. Сменились эпохи. Но мы до сих пор продолжаем спорить, перечитывать роман, переживать за героев. Роман Пушкина задел за живое.

Нам жаль восторженного юношу Ленского. Пушкин вложил в руки Онегина пистолет, чтобы устранить Ленского. Которого, как и Онегина, критики причислили к «лишним людям» в обществе, не к борцам, к людям, не способным привести общество к развитию.

Что стало причиной дуэли Онегина с Ленским? что стало именно причиной, а не поводом дуэли? и получил лучший ответ

Ответ от КРИСТИНА.[гуру]
После мучительного для Онегина отказа во взаимности Татьяне, Онегин ни за что не хотел идти к ним в гости на День рождения Татьяны. Ленский же пришёл за ним, стал уговаривать его пойти. Онегин всё равно упирался, объяснял, что не может, НЕ ХОЧЕТ И НЕ ПОЙДЁТ, потому что это унизит Татьяну, нанесёт ей боль, и сам он будет себя ужасно чувствовать.
Но Ленский всё же потащил его туда. В гостях у Т. так всё и случилось.
Онегин, просто чтобы позлить Ленского и, как бы в отместку, без всяких претензий на ухаживание (Ольга всегда вызывала у Онегина иронию) пригласил Ольгу на танец, продолжая внешне флиртовать с ней.
Не забудем, что ЛЕНСКОМУ БЫЛО ВСЕГО 18--20 ЛЕТ! .
Вызов на дуэль-это юношеская горячность, ущемлённое самолюбие жениха (все уже знали, что они помолвлены). Онегин всячески противился этой дуэли хотя бы потому, что прекрасно стрелял, а Ленский вообще не умел, что они друзья, что друг всё не так понял и т, д.
НО "мненье света" тоже сыграло свою роль в том, что дуэль состоялась:Онегин не хотел слыть в глазах общества трУсом, НО, идя на дуэль, совершенно не хотел убивать единственного появившегося в его жизни близкого человека.
В этом и была его трагедия, поэтому он покидает имение и исчезает в никуда на долгое время: Татьяне отказал, друга убил, оставаться там жить не было смысла.

Ответ от Наталья Балбуцкая [гуру]
Болезненное самолюбие героев, поиск идеала вне реальности.


Ответ от Анюта Францова [новичек]
+


Ответ от Лило [гуру]
Выше дали выдержку с этого сайта. Там подробнее
Дуэль Онегина с Ленским и гибель последнего - трагически-нелепые события. Но в то же время они раскрывают страшную тайну Онегина - боязнь света, "общественного мненья", которое он делает вид, что презирает, цо ни один из героев романа не смог переступить через такое понятие, как "условность". Онегин становится убийцей, хотя по правилам он не совершает убийства, а всего лишь защищает свою честь. А Ленский идет на дуэль для того, чтобы наказать всеобщее зло, которое в тот момент, по его мнению, сосредоточилось в Онегине.
В романе Пушкин делает попытку объяснить характер героя средой, обстоятельствами, но, вскрывая рациональные причины всех человеческих поступков, Пушкин видит и некую мистическую строну жизни, ощущает судьбу как силу, которая вмешивается в человеческое существование, делая его таинственным и необъяснимым и в то же время внося в него высший философский смысл.
Если попытаться коротко объяснить, что привело отношения Онегина и Ленского к трагической развязке, то можно назвать следующие причины:
различия между героями, с одной стороны;
с другой стороны, неумение или нежелание принять другого человека таким, как он есть, не пытаясь "подровнять" его под свои представления и взгляды;
и все-таки самая главная причина в данной ситуации - это неспособность стать выше "общественного мнения", условностей, страх выглядеть "смешным" в глазах света, высшего общества, боязнь быть осужденным.

Встреча с Татьяной, знакомство с Ленским происходят весной и летом 1820 года - Онегину уже 24 года, он не мальчик, а взрослый мужчина, особенно по сравнению с восемнадцатилетним Ленским. Неудивительно потому, что он относится к Ленскому чуть покровительственно, по- взрослому смотрит на его «юный жар и юный бред».

Там, где дни облачны и кратки,
Родится племя, которому умирать не больно.
Петрарка

Эпиграф к шестой главе разбивает все наши надежды. Так нелепа и - внешне, во всяком случае, - незначительна ссора Онегина и Ленского, что нам хочется верить: все еще обойдется, друзья помирятся, Ленский женится на своей Ольге... Эпиграф исключает благополучный исход. Дуэль состоится, кто-то из друзей погибнет. Но кто? Даже самому неискушенному читателю ясно: погибнет Ленский. Пушкин незаметно, исподволь подготовил нас к этой мысли.

Случайная ссора - только повод для дуэли, а причина ее, причина гибели Ленского гораздо глубже.

В ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять, - сила «общественного мнения». Носитель этой силы ненавистен Пушкину больше, чем Пустяков, Гвоздин, даже Флянов - те только ничтожества, угнетатели, взяточники, шуты, а теперь перед нами - убийца, палач:

Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой,
Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек:
Так исправляется наш век!

На таких людях, как Зарецкий, стоит мир петушковых и фляновых; он - опора и законодатель этого мира, охранитель его законов и свершитель приговоров. В каждом слове Пушкина о Зарецком звенит ненависть, и мы не можем не разделять ее.

Но Онегин! Он-то знает жизнь, он отлично все понимает.
Сам говорит себе, что он

Был должен оказать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и с умом.

Пушкин подбирает глаголы, очень полно рисующие состояние Онегина: «обвинял себя», «был должен», «он мог бы», «он должен был обезоружить младое сердце...». Но почему все эти глаголы стоят в прошедшем времени? Ведь еще можно поехать к Ленскому, объясниться, забыть вражду - еще не поздно... Нет, поздно! Вот мысли Онегина:

«... в это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист...
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов...»

Так думает Онегин. А Пушкин объясняет с болью и ненавистью:

И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!

Пушкин не любит нагромождения восклицательных знаков. Но здесь он венчает ими подряд три строки: вся его мука, все негодование - в этих трех восклицательных знаках подряд. Вот что руководит людьми: шепот, хохотня глупцов - от этого зависит жизнь человека! Ужасно жить в мире, который вертится на злой болтовне!

«Наедине с своей душой» Онегин все понимал. Но в том-то и беда, что умение остаться наедине со своей совестью, «на тайный суд себя призвав», и поступить так, как велит совесть, - это редкое уменье. Для него нужно мужество, которого нет у Евгения. Судьями оказываются пустяковы и буяновы с их низкой моралью, выступить против которой Онегин не смеет.

Ленский же доволен тем, что его вызов принят. Сначала он не хотел видеть кокетку Ольгу, но потом не выдержал и отправился к Лариным. Ольга встретила его упреками, была с ним ласкова, как всегда.

Он видит: он еще любим;
Уж он, раскаяньем томим,
Готов просить у ней прощенья...
...Он счастлив, он почти здоров...

Уезжая, он с тоской смотрит на Ольгу, но ничего не говорит ей. Дома всю ночь пишет стихи. В отличие от Онегина, который спокойно проспал всю ночь, и даже опоздал на дуэль.

Пушкин, противопоставляя двух молодых людей, тем не менее замечает общие черты характера. Он пишет: «Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень, не столь различны меж собой?» Не столь различны меж собой. Как понимать эту фразу? На мой взгляд, объединяет их то, что они оба эгоцентричны, это яркие индивидуальности, которые сосредоточены только на своей, якобы неповторимой личности. «Привычка всех считать нулями, а единицами - себя» рано или поздно должна была привести к разрыву. Онегин вынужден убить Ленского. Презирая свет, он все-таки дорожит его мнением, боясь насмешек и упрека в трусости. Из-за ложного чувства чести, он губит невинную душу. Кто знает, как сложилась бы судьба Ленского, если б он остался жив. Возможно, он стал бы декабристом, а может быть, и просто обывателем. Белинский, анализируя роман, считал, что Ленского ждал второй вариант. Пушкин пишет:

Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился,
В деревне счастлив и рогат
Носил бы стеганый халат.

Казалось бы, что случилось - небольшая месть Онегина за то, что Ленский пригласил его на бал, куда съехалась вся округа, «сброд», который Онегин ненавидел. Для Онегина это всего лишь игра, но не для Ленского. Его розовые, романтические мечты рухнули - для него это измена (хотя это вовсе, конечно, и не измена - ни для Ольги, ни для Онегина). И единственным выходом из этого положения Ленский видит дуэль.

В тот момент, когда Онегин получил вызов, почему он не смог отговорить Ленского от дуэли, выяснить все мирным путем, объясниться? Ему помешало это пресловутое общественное мнение. Да, оно имело вес и здесь, в деревне. И оно было для Онегина сильнее его дружбы. Ленский убит. Может быть, как это ни страшно звучит, это был лучший выход для него, он был неподготовлен для этой жизни.

И вот - «любовь» Ольги: она поплакала, погоревала, вышла замуж за военного и уехала с ним. Другое дело Татьяна - нет, она не разлюбила Онегина, просто после случившегося ее чувства стали еще сложнее: в Онегине она «должна... ненавидеть убийцу брата своего». Должна, но не может. И после посещения кабинета Онегина она начинает все больше понимать истинную сущность Онегина - перед ней открывается Онегин настоящий. Но Татьяна уже не может разлюбить его. И, вероятно, не сможет никогда."

Ленского похоронили недалеко от селенья. Пушкин пишет о себе, ему уже скоро тридцать, он прощается с забавами юности:

Пускаюсь нынче в новый путь
От жизни прошлой отдохнуть.