Капитанская дочка кто. А.С

После жестокого подавления мятежного восстания военных переселенцев в Старой Руссе в начале 30-х годов XIX века Пушкин обращает внимание на «смутные» времена в истории отечества. Отсюда начинается история создания «Капитанской дочки». Образ мятежника Пугачева завораживает и притягивает к себе внимание поэта. И эта тема проходит сразу в двух произведения Пушкина: историческом произведении «История Пугачева» и «Капитанской дочке». Оба произведения посвящены событиям 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачева.

Начальный этап: сбор информации, создание «Истории Пугачева»

История создания «Капитанской дочки» занимает более 3 лет. Первым Пушкин написал произведение «История Пугачева», для которого он тщательно собирал факты и свидетельства. Ему пришлось объехать несколько губерний в Поволжье и Оренбургском крае, где проходило восстание и еще жили свидетели тех событий. Указом царя поэту был предоставлен доступ к секретным документам, относящимся к восстанию и подавлению его властями. Семейные архивы и частные коллекции документов составляли немалую часть источников информации. В «Архивных тетрадях» Пушкина есть копии именных указов и писем самого Емельяна Пугачева. Поэт общался со стариками, которые знали Пугачева и передавали предания о нем. Поэт расспрашивал, записывал, осматривал места сражений. Всю собранную информацию он скрупулезно и пунктуально записал в историческом труде «История Пугачева». Небольшой роман раскрывает нам одну из самых захватывающих страниц в русской истории - период пугачевщины. Этот труд получил название «История Пугачевского бунта» и вышел в 1834 году. Лишь после создания исторического произведения поэт приступил к написанию художественного - «Капитанской дочки».

Прототипы героев, построение сюжетной линии

Повествование в романе ведется от лица молодого офицера Петра Гринева, который проходит службу в Белогорской крепости. Несколько раз автор менял план произведения, по-разному строил сюжет и переименовывал героев. В начале героем произведения задумывался молодой дворянин, который перешел на сторону Пугачева. Поэт изучал историю дворянина Шванвича, который добровольно перешел на сторону восставших, и офицера Башарина, угодившего в плен к Пугачеву. На основании их подлинных дел сформировались два действующих лица, одно из которых - дворянин, ставший изменником, чей образ требовал прохождения через морально-цензурные преграды того времени. Можно сказать, что прототипом Швабрина послужил офицер Шванович. Это фамилия упоминалась в царском указе «О наказании смертною казнию изменника бунтовщика и самозванца Пугачева и его сообщников». А главные герой «Капитанской дочки» Гринев был создан автором на основании действительной истории офицера, взятого под стражу властью. Его подозревали в связях с но позже это не подтвердилось, офицер был признан невиновным и освобожден.

Публикация и история создания «Капитанской дочки» Пушкина

Для Пушкина освещение такой острой политической темы было непростым трудом, о чем говорит история создания «Капитанской дочки»: многочисленные перемены в построении плана произведения, смена имен героев и сюжетной линии.

Рассказ «Капитанская дочка» впервые упоминается в середине 1832 года. Само произведение появилось в печати в декабре 1836 года в журнале «Современник» без подписи автора. Однако цензурой была запрещена публикация главы о бунте крестьян в деревне Гринева, которую сам поэт позже называл «Пропущенная глава». У Пушкина создание «Капитанской дочки» заняло последние годы его жизни, после выхода произведения в печать поэт трагически погиб на дуэли.

Александру Сергеевичу пришлось приложить немало сил, чтобы создать персонажей. Он обращался к неопубликованным документам, семейным архивам, яро изучал историю восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Пушкин посетил множество городов Поволжья, включая Казань и Астрахань, где начинались «подвиги» бунтаря. Он даже нашел родственников участников, чтобы более достоверно изучить всю информацию. Из полученных материалов было составлено историческое произведение «История Пугачева», которая и была использована им же для создания своего Пугачева для «Капитанской дочки». Приходилось одновременно думать о цензуре и персонаже, который противоречил не только морально-этическим ценностям того времени, но и поднимал политические дискуссии. Его дворянин-отщепенец поначалу должен был стать на сторону Пугачева, но еще в ходе план изменялся много раз.

В итоге пришлось разделить персонажа на двух - «светлого» и «темного», то есть защитника Гринева и предателя Швабрина. Швабрин вобрал в себя все самые плохие качества, начиная от предательства и заканчивая трусостью.

Мир героев «Капитанской дочки»

Поэту удалось описать на страницах повести истинно русские качества и черты характера. Пушкину очень четко и красочно удается передавать противоположности характеров людей из одного сословия. В произведении «Онегин» он ярко описал противоположные типажи дворянства в образах Татьяны и Онегина, а в «Капитанской дочке» ему удалось показать противоположность характеров типажей русского крестьянства: благоразумный, преданный хозяевам, рассудительный и осмотрительный Савельич и мятежный, неистовый, непокорный Пугачев. В повести «Капитанская дочка» характеристика героев дается очень правдоподобно и выразительно.

Дворянин Гринев

Особого внимания в нашем рассказе заслуживают персонажи главные. Герой «Капитанской дочки» молодой офицер Гринев, от лица которого ведется повествование, воспитан в старинных традициях. Он был отдан с малых лет на попечение Савельича, влияние которого только усилилось после изгнания из учителей француза Бопре. Еще не родившись на свет, Петр был записан в сержантом, что определило все его будущее.

Петр Алексеевич Гринев - главный герой «Капитанской дочки» - был создан по образу реального человека, сведения о котором Пушкин нашел в архивных документах эпохи пугачевщины. Прототип Гринева - офицер Башарин, который попал в плен к восставшим и бежал из него. Создание повести «Капитанская дочка» сопровождалось изменением фамилии героя. Она менялась несколько раз (Буланин, Валуев), пока автор не остановился на Гриневе. С образом главного героя связаны милосердие, «семейная мысль», свободный выбор в непростых и жестких обстоятельствах.

Описывая устами Гринева страшные последствия пугачевщины, Пушкин называет бунт бессмысленным и беспощадным. Горы мертвых тел, куча народа, закованного в цепи, забитого кнутами и повешенного - вот страшные последствия восстания. Видя ограбленные и разорённые селения, пожары, ни в чем не повинных жертв, Гринев восклицает: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Крепостной Савельич

Создание повести «Капитанская дочка» было бы невозможным без яркого образа выходца из народа. Крепостной Савельич свято верил, что рожден лишь для того, чтобы служить своему господину. Другую жизнь он себе и представить не мог. Но его служение господам - это не раболепие, он полон чувства собственного достоинства и благородства.

Савельич богат внутренним бескорыстной привязанностью и самопожертвованием. Своего молодого хозяина он любит по-отечески, заботится о нем и страдает от несправедливых упреков в свой адрес. Этот старик страдает от одиночества, ведь всю свою жизнь он посвятил служению господам.

Мятежник Пугачев

Другой яркий образ русского характера поэту удалось передать через Емельяна Пугачева. Этот герой «Капитанской дочки» рассматривается Пушкиным с двух разных сторон. Один Пугачев - это умный, с большой смекалкой и проницательный мужик, которого мы видим как простого человека, описанного в личных отношениях с Гриневым. Он помнит добро, оказанное ему, и испытывает глубокую признательность. Другой Пугачев - жестокий и беспощадный палач, отправляющий людей на виселицу и казнивший немолодую вдову коменданта Миронова. Эта сторона Пугачева - отвратительная, поражающая своей кровавой жестокостью.

Рассказ «Капитанская дочка» дает понять, что Пугачев - злодей поневоле. Он выбран на роль «вожатого» старейшинами и после был предан ими же. Сам же Пугачев считал, что России было суждено быть наказанной через его окаянство. Он понимал, что обречен, что он лишь игрок главной роли в мятежной стихии. Но в то же время Пугачев не бездушная марионетка в руках старейшин, он прилагает все мужество, настойчивость и душевные силы для успеха восстания.

Антагонист главного героя - Швабрин

Дворянин Швабрин, герой «Капитанской дочки», еще один реальный человек, упоминания о котором найдены Пушкиным в архивных документах. В противоположность благородному и честному Гриневу, Швабрин - подлец с бесчестной душой. Он легко переходит на сторону Пугачева, как только тот захватил Белгородскую крепость. Силой он пытается добиться Машиного расположения.

Но в то же время Швабрин далеко не глупый, он остроумный и занимательный собеседник, попавший на службу в Белгородскую крепость за любовь к дуэльным поединкам. Именно из-за Швабрина Гринев попадает под подозрение в измене и едва не лишается жизни.

Капитанская дочка Мария Миронова

Рассказ «Капитанская дочка» повествует также о любви в нелегкое время народного восстания. Главная героиня «Капитанской дочки» - Мария Миронова, воспитанная на французских романах бесприданница, дочь капитана Белогорской крепости. Именно из-за нее дерутся на дуэли Гринев и Швабрин, хотя она не может принадлежать ни одному из них. Петруше родители запретили даже и думать о женитьбе на бесприданнице, а подлецу Швабрину, который практически выиграл дуэль, нет места в сердце девушки.

Она не поддалась ему во время захвата крепости, когда он силой пытался добиться ее благосклонности. В Маше собраны все лучшие черты характера русской женщины - невинность и чистота нрава, душевное тепло, терпение и готовность к самопожертвованию, стойкость духа и умение не изменять своим принципам. Ради спасения Маши из рук Швабрина Гринев идет к Пугачеву просить его об освобождении любимой.

Описание событий в повести

Описание событий основано на мемуарах пятидесятилетнего дворянина Гринева Петра Алексеевича. Они были написаны во время правления императора Александра и посвящены восстанию крестьян под предводительством Емельяна Пугачева. По воле судьбы молодому офицеру пришлось принять в нем невольное участие.

Детство Петруши

Начинается история «Капитанской дочки» с ироничных воспоминаний Петра Андреевича о своем детстве. Его отец - отставной премьер-майор, мать - дочь бедного дворянина. Все восемь братьев и сестер Петруши умерли еще в детстве, а сам герой был записан в сержантом еще во чреве матери. В пять лет к мальчику приставляют стремянного Савелыча, которого жалуют Петруше в дядьки. Под его началом он обучился русской грамоте и «мог здраво судить о свойствах борзого кобеля». После молодому барину был выписан в учителя француз Бопре, учительсвование которого завершилось позорным изгнанием за пьянство и порчу дворовых девок.

Юный Петруша живет беззаботной жизнью до шестнадцати лет, гоняет голубей и играет в чехарду. В семнадцать лет отец решает отправить недоросля на службу, но не в Семеновский полк, а в действующую армию, чтобы он нюхнул пороха. Это послужило поводом для разочарования молодого дворянина, который надеялся на веселье и беззаботную жизнь в столице.

Служба офицера Гринева

По дороге в Оренбург барин со своим слугой попадают в сильный буран, и совсем уже было заблудились, когда навстречу им попадался чернобородый цыган, который вывел их к умету. По пути к жилью Петру Андреевичу снится пророческий и жуткий сон. Благодарный Гринев отдает своему спасителю заячий тулуп и угощает стаканом вина. После взаимных благодарностей цыган и Гринев расстаются.

Прибыв на место, Петр с удивлением обнаружил, что Белгородская крепость совсем не похожа на неприступный бастион - это всего лишь милая небольшая деревушка за деревянным забором. Вместо удалых солдат - военные инвалиды, а вместо грозной артиллерии - старенькая пушка, в жерло которой забит старый мусор.

Начальник крепости - честный и добрый офицер Миронов - не силен в образовании и находится полностью под влиянием своей жены. Супруга заправляет крепостью как своим домашним хозяйством. Мироновы принимают молодого Петрушу как родного, и он сам привязывается к ним и влюбляется в их дочь Марию. Необременительная служба располагает к чтению книг и сочинению стихов.

В начале службы Петр Гринев испытывает дружескую симпатию к поручику Швабрину, который близок ему по образованию и роду занятий. Но язвительность Швабрина, с которой он раскритиковал стихи Гринева, послужила поводом для ссоры между ними, а грязные намеки в стороны Маши - поводом для дуэли, в ходе которой Гринев был подло ранен Швабриным.

За раненым Петром ухаживает Мария, и они признаются друг другу во взаимных чувствах. Петр пишет письмо родителям, спрашивая их благословения на женитьбу. Однако, узнав, что Мария не имеет приданого, отец запрещает сыну и думать о девушке.

Восстание Пугачева

Создание «Капитанской дочки» связано с народным восстанием. В повести события развивались следующим образом. В крепостной деревушке пойман немой башкир с возмутительными посланиями. Жители со страхом ждут нападения восставших крестьян во главе с Пугачевым. И нападение мятежников произошло неожиданно, при первом же военном приступе крепость сдала свои позиции. Жители вышли навстречу Пугачеву с хлебом-солью, и их ведут на городскую площадь для присяги новому «государю». Комендант и его супруга погибают, отказавшись присягать самозванцу Пугачеву. Гринева ждет виселица, но позднее сам Емельян милует его, узнав в нем того попутчика, которого он спас в буран и получил в дар от него заячью шубу.

Пугачев отпускает офицера, и тот пускается за подмогой в сторону Оренбурга. Он хочет спасти из плена больную Машу, которую попадья выдает за свою племянницу. Он сильно переживает за ее безопасность, ведь комендантом назначен Швабрин, который перешел на сторону мятежников. В Оренбурге не приняли всерьез его донесения и отказали в помощи. И вскоре сам город оказался в долгой осаде. Случайно к Гриневу попадает письмо Маши с просьбой о помощи, и он снова направляется в крепость. Там с помощью Пугачева он освобождает Машу, а сам попадает под подозрение в шпионаже с подачи все того же Швабрина.

Заключительный анализ

Основной текст повести составлен из записок Петра Андреевича Гринева. Критиками была дана повести «Капитанская дочка» характеристика следующая: это исторически важное повествование. Эпоха пугачевщины увидена глазами дворянина, который дал присягу на верность императрице и свято следовал своему долгу офицера. И даже в трудной ситуации, среди гор мертвых тел и моря народной крови, он не нарушил данного слова и сберег честь мундира.

Народное восстание под предводительством Пугачева рассматривается в «Капитанской дочке» как национальная трагедия. Пушкин противопоставляет народ и власть.

Критики называют рассказ «Капитанская дочка» вершиной художественной прозы Пушкина. В произведении зажили подлинно русские характеры и типажи. Всю поэзию Пушкина пронизывает мятежный дух, он переступает рамки обыденности. И в повести, в рассказе о бунте Пугачева, поэт воспевает вольность и мятеж. Русские классики дали повести «Капитанская дочка» отзыв положительный. Еще одним шедевром пополнилась русская литература.

«Капитанская дочка»: жанровая принадлежность

Можно ли считать, что у рассказа «Капитанская дочка» жанр исторического романа? Ведь сам поэт считал, что осветив в своем произведении целую историческую эпоху, он мог бы считать его романом. Однако по объему, принятому в литературоведении, произведение относят к повестям. Немногие критики признают, что «Капитанская дочка» - роман, чаще ее называют повестью или рассказом.

«Капитанская дочка» в театре и на постановках

На сегодняшний день осуществлено множество театральных и кинопостановок повести «Капитанская дочка». Наиболее популярным стал художественный фильм Павла Резникова с одноименным названием. Картина была выпущена в 1978 году и по сути является киноспектаклем. Роли главных персонажей получили известные и привычные для телезрителей актеры. Необычность актерской игры состоит в том, что никто не вживается в образ, никому не накладывают особого грима, и вообще нет ничего, что связывало бы актеров и книгу, кроме текста. Именно текст и создает настроение, заставляет зрителя проникнуться, а актеры просто читают его своим голосом. Несмотря на всю неординарность постановки повести «Капитанская дочка», отзывы картина получила потрясающие. Многие театры до сих пор следуют по принципу одного только чтения текста Пушкина.

Такова, в общих чертах, история создания повести "Капитанская дочка" А. С. Пушкина.

«Капитанская дочка» — исторический роман, написанный в форме мемуаров. В этом романе автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта. Пушкин сумел донести до нас много интересных фактов из истории восстания Пугачева.

Характеристика главных героев «Капитанской дочки»

Описание главных героев «Капитанской дочки» поможет понять их характер, причины поступков.

Образ Петра Гринёва «Капитанская дочка»

Петр Андреевич Гринев – главный герой повести «Капитанская дочка». Сын отставного военного, простого, но честного человека, ставящего честь превыше всего. Воспитывает героя крепостной Савельич, учит - мосье Бопре. До 16 лет Петр жил недорослем, гоняя голубей
Его отец не может реализовать себя. Я думаю, так Пушкин наводит читателя к мысли, что и Петр Андреевич мог бы прожить жизнь самую обыденную, если бы не отцовская воля. В течении всей повести Петр меняется, из безумного мальчишки превращается сначала в утверждающего независимость юношу, а затем мужественный и стойкий взрослый человек.
В 16 лет он отправляет его с Савеличем в Белогорскую крепость, скорее больше похожую на деревушку, что бы тот «понюхал пороху». В крепости Петруша влюбляется в Машу Миронову, что сыграло немаловажное значение в формировании его характера. Гринёв не просто влюбился, а был готов взять всю ответственность за любимую. Когда он попадает в осаду правительственных войск, он отправляет Машу к своим родителям. Когда его возлюбленная осталась сиротой, Петр рискнул своей жизнью и честью, которая для него важнее. Доказал он это при взятии Белогорской крепости, когда, отказался от присяги Пугачёву и любых компромиссов с ним, предпочитая смерть малейшему отступлению от велений долга и чести. Оказавшись в этой критической ситуации, Гринёв стремительно изменяется, вырастает духовно и нравственно.
После встречи с Емельяном в Белогорской крепости Гринев становится более решительным и смелым. Петр все же молод, поэтому по легкомыслию не задумывается, как его поведение оценивается со стороны, когда они принимает помощь Пугачева в освобождении Марьи Петровны. Ради своей любви он просит генерала дать ему пятьдесят солдат и разрешение освободить захваченную крепость. Получив отказ, молодой человек не впадает в отчаяние, а решительно отправляется в пугачевское логово.

Образ Алексея Швабрина «Капитанская дочка»

Швабрин Алексей Иванович – дворянин, антипод Гринева в повести.
Швабрин смугл, нехорош собою, оживлен. Он служит в Белогорской крепости пятый год. Сюда переведен за «смертоубийство» (на дуэли заколол поручика). Отличается насмешливостью и даже презрительностью (во время первой встречи с Гриневым он очень насмешливо описывает всех обитателей крепости).
Герой очень умен. Несомненно, он образованнее Гринева. Швабрин ухаживал за Машей Мироновой, но получил отказ. Не простив ей этого, он, мстя девушке, распускает о ней грязные слухи (рекомендует Гриневу подарить ей не стихотворение, а серьги: «знаю по опыту ее нрав и обычай», отзывается о Маше, как о последней дурочке и т. д.) Все это говорит о духовном бесчестии героя. Во время дуэли с Гриневым, который защищал честь любимой им Маши, Швабрин. наносит удар в спину (когда противник оглядывается на зов слуги). Затем читатель подозревает Алесей в тайном доносе родителям Гринева о дуэли. Из-за этого отец запрещает Гриневу брак с Машей. Полная утрата представлений о чести приводит Швабрина к измене. Он переходит на сторону Пугачева и там становится одним из командиров. Пользуясь своей властью, Швабрин пытается склонить к союзу Машу, держа ее у себя в плену. Но, когда Пугачев, узнав об этом, хочет наказать Алексея, тот валяется у него в ногах. Подлость героя оборачивается его позором. В конце повести, попав в плен к правительственным войскам, Швабрин доносит на Гринева. Он утверждает, тот тоже перешел на сторону Пугачева. То есть в своей подлости этот герой доходит до конца.

Образ Маши Мироновой «Капитанская дочка»

Маша Миронова – молодая девушка, дочь коменданта Белогорской крепости. Именно ее имел в виду автор, давая название своей повести.
Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Интересна такая деталь: в повести приводится очень мало разговоров, вообще слов Маши. Это неслучайно, так как сила этой героини не в словах, а в том, что слова ее и поступки всегда безошибочны. Все это свидетельствует о необычайной цельности Маши Мироновой. С простотой Маша соединяет высокое нравственное чувство. Она сразу верно оценила человеческие качества Швабрина и Гринева. И в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет непоколебимую стойкость и присутствие духа, верность своим принципам. Наконец, в финале повести, спасая любимого Гринева, Маша как равная с равной беседует с неузнанной ею императрицей и даже противоречит ей. В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы. Т.о., капитанская дочка Маша Миронова является носительницей лучших черт русского национального характера.

Образ Пугачева «Капитанская дочка»

Пугачев Емельян – вождь антидворянского восстания, называющий себя «великим государем» Петром III.
Этот образ в повести многогранен: П. и злобен, и великодушен, и хвастлив, и мудр, и отвратителен, и всевластен, и зависим от мнений окружения.
Образ П. дан в повести глазами Гринева – незаинтересованного лица. По мысли автора, это должно обеспечить объективность подачи героя.
При первой встрече Гринева с П. внешность бунтаря ничем не примечательна: это 40-летний мужик среднего роста, худощавый, широкоплечий, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутоватым выражением лица.
Вторая встреча с П., в осажденной крепости, дает иной образ. Самозванец восседает в креслах, затем гарцует на лошадях в окружении казаков. Здесь он жестоко и беспощадно расправляется с защитниками крепости, не присягнувшими ему на верность. Создается ощущение, что П. играет, изображая «настоящего государя». Он, с царской руки, «казнит так казнит, милует так милует».
И только во время третьей встречи с Гриневым П. раскрывается полностью. На казачьем пиру исчезает свирепость вождя. П. поет свою любимую песню («Не шуми, мати зеленая дубровушка») и рассказывает сказку об орле и вороне, которые отражают философию самозванца. П. понимает, какую опасную игру он затеял, и какова цена в случае проигрыша. Он не доверяет никому, даже своим ближайшим сподвижникам. Но все-таки надеется на лучшее: «А разве нет удачи удалому?» Но надежды П. не оправдываются. Его арестовывают и казнят: «и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу».
П. неотделим от народной стихии, он ведет ее за собою, но в то же время зависит от нее. Неслучайно первый раз в повести он появляется во время снежного бурана, среди которого он легко находит дорогу. Но, в то же время, он уже не может свернуть с этого пути. Усмирение бунта равнозначно смерти П., что и происходит в финале повести.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение Когда мы прочитали название романа А. С. Пушкина, «Капитанская дочка» мы подумали, что в романе описывается жизнь девушки, у которой отец - капитан. Прочитав роман, мы задумались, почему он так назван. Мы думаем, первоначально Пушкин хотел написать роман, посвященный только пугачевскому движению, но цензура вряд ли пропустила бы его. Поэтому основным сюжетом повести становится служба молодого дворянина Петра Гринева, благодаря любви его к дочери капитана Белогорской крепости Миронова. Автор уделяет большое внимание читателя на Пугачёва, тогда задаётся вопрос: почему Пушкин делает главным героям романа не Пугачёва, а Гринёва и называет его капитанская дочка? Может, Пушкин назвал свой роман «Капитанская дочка» т. к. именно капитанская дочка - Маша Миронова возлюбленная главного героя встретилась с императрицей. Так она раскрывает свой характер капитанской дочки - простой русской девушки, неуверенной в себе, необразованной, но нашедшей в себе в необходимый момент силу, твёрдость духа и решительность, чтобы добиться оправдания своего жениха.Мы обозначили

Объект исследования - повесть «Капитанская дочка».База исследования - герои повести «Капитанская дочка».Актуальность исследования состоит в том, что в повести раскрываются проблемы долга, чести и любви.Цель исследования изучить дополнительную литературу и выяснить каковы были прототипы героев и их нравственность.Мы выдвинули гипотезу о том , что чем больше мы знаем о проблемах любви, тем больше не перестаём удивляться проблемам морали и чести.

Мы поставили перед собой задачи

    Изучить дополнительный материал;

    Выявить характеристику героев;

    Выявить прототипы данных героев;

    Выяснить как прототипы, влияют на внутренний мир героев.

Наша исследовательская работа прошла следующие этапы

«Капитанская дочка» привлекает к себе внимание исследователей не только как одно из высших достижений пушкинской прозы. Этот роман — чрезвычайно важный источник для определения общественно-политической позиции Пушкина в последние годы его жизни. Ведь в нем говорится о крестьянском «бунте» и его вожаке; о дворянине, вовлеченном в антифеодальную борьбу крестьян, т. е. о тех проблемах, которые волновали Пушкина на протяжении почти всей его сознатель-ной жизни.

Герои повести

Петр Андреевич ГриневМария Ивановна МироноваЕмельян Пугачев Швабрин Савельич Архип СавельевКапитан Миронов Иван Кузьмич Капитанша Василиса Егоровна Иван Игнатьич Зурин Иван Иванович Бопре Императрица Екатерина II ВеликаяГенерал Андрей Карлович Андрей Петрович Гринев Мать Петра Гринева

Характеристика главных героев

Для нашей исследовательской работы, мы выбрали трех главных персонажей. Это два противопоставленных между собой героя - Швабрин и Гринёв и их «общая» любовь Маша Миронова.

Характеристика Петра Гринева Петр Андреевич Гринев - личность, которая стремится к самосовершенствованию. Ему не дали систематического образования, но зато нравственное воспитание он получил. Его любила маменька, но баловала в меру, поручая воспитание отцу. Андрей Гринев хотел научить своего сына дисциплине и отправил его служить в Белогорскую крепость. Савельич, слуга, был добр и предан, помогал в сложной ситуации. Потом таким же станет и Петр Гринев. Петр, вырвавшись на свободу, проиграется в карты, будет грубить слуге, но он совестлив, поэтому попросит прощения и никогда больше не станет пьянствовать и играть. Петр Андреевич умел дружить, любить, служить, держать слово, помогать людям. Он прожил достойную жизнь и может быть примером. Гринев всю жизнь следовал завету отца: береги честь смолоду. Не случайно эта пословица используется как эпиграф, а после звучит из уст отца главного героя.

Характеристика Алексея Швабрина Швабрин дан как прямая противоположность Гриневу. Он образованнее, может быть, даже умнее Гринева. Но в нем нет ни доброты, ни благородства, ни чувства чести и долга. Переход его на службу к Пугачеву вызван не высокими идейными побуждениями, а низкими своекорыстными интересами. Отношение к нему автора «записок» и писателя совершенно ясно, и у читателя он вызывает чувство презрения и негодования. В композиции романа Швабрин играет важную роль героя любви и общественной жизни, без него сюжетную линию Гринева и Маши трудно было бы построить.

Характеристика Маши Мироновой Маша Миронова - молодая девушка, дочь коменданта Белогорской крепости. Именно ее имел в виду автор, давая название своей повести. Это обыкновенная русская девушка, "круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами". По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Интересна такая деталь: в повести приводится очень мало разговоров, вообще слов Маши. Это неслучайно, так как сила этой героини не в словах, а в том, что слова ее и поступки всегда безошибочны. Все это свидетельствует о необычайной цельности Маши Мироновой. С простотой Маша соединяет высокое нравственное чувство. Она сразу верно оценила человеческие качества Швабрина и Гринева. И в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет непоколебимую стойкость и присутствие духа, верность своим принципам. Наконец, в финале повести, спасая любимого Гринева, Маша как равная с равной беседует с неузнанной ею императрицей и даже противоречит ей. В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы. Таким образом, капитанская дочка Маша Миронова является носительницей лучших черт русского национального характера.

Что такое прототипы? Изучая дополнительную литературу мы узнали, что прототипами обычно называют тех реально существующих людей, от которых писатель шел к созданию художественного образа.

Мы не можем до конца проследить путь художника по созданию произведения искусства. Перед нами как предмет анализа находится само художественное произведение. Мы можем и должны знать действительность, которую отобразил художник в целом, но не должны стараться разбивать ее на отдельные моменты, которые будто бы геометрически точно повторяются в художественном произведении.

Прототипы Гринёва и Швабрина

Утверждали, например, что прототипом Гринева и Швабрина является один и тот же человек — Шванвич. Между тем Гринев совсем не похож на Швабрина.По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачёва. Прототипом его был подпоручик 2-го гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который «предпочел гнусную жизнь - честной смерти». Имя его упоминалось в документе «О наказании смертною казнию изменника, бунтовщика и самозванца Пугачёва и его сообщников». Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачёвских событий - Башарине. Башарин был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринёв. В правительственном сообщении о ликвидации пугачёвского восстания и наказании Пугачёва и его сообщников от 10 января 1775 года имя Гринёва числилось среди тех, кто вначале подозревались «в сообщении с злодеями», но «по следствию оказались невинными» и были освобождены из-под ареста. В итоге вместо одного героя-дворянина в романе оказалось два: Гринёву противопоставлен дворянин-изменник, «гнусный злодей» Швабрин, что могло облегчить проведение романа через цензурные преградыПрототип Маши Мироновой

Немало и сказано было о прототипе Маши Мироновой из «Капитанской дочки». В «Русском архиве» даже утверждалось, что ее прототипом был один молодой грузин (П. А. Клопитонов), который попал в сад Царского Села и разговаривал о статуях с императрицей; утверждалось также, что этого самого грузина прозвали «капитанской дочкой». Но оказалось, что образ Маши Мироновой А. С. Пушкин писал с дворянской дочери Марьи Васильевны Борисовой, с которой познакомился и общался на рождественском балу 1829 года в городе Старица Тверской губернии. Пушкин был знатоком женских душ и, видимо, простая, наивная и непримечательная девушка всё же произвела на него впечатление своей честностью, открытостью, гордостью и твёрдостью характера. Всеми этими качествами поэт наделил капитанскую дочь Машу Миронову.

Вывод

Результаты изучения литературных источников, анализ и систематизация материалов показали, что выдвинутая нами гипотеза оказалась верной. Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести и морали. Нам кажется, что это проблема была и есть одна из центральных в русской литературе. Честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить многие беды и невзгоды, но, наверно, ни один народ на земле не смирится с разложением нравственности. Потеря чести - это падение моральных устоев, за которыми всегда следует наказание. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Так, на примере повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Это произведение научило нас тому, что необходимо в жизни искать свою правду, свой жизненный путь, оставаться верным своим взглядам и принципам, быть стойким и мужественным человеком до конца. Но каждый знает, что это трудно. Как было трудно Гриневу, Маше Мироновой, ее отцу, капитану Миронову, то есть всем тем людям, для которых честь превыше всего. И мы можем с уверенностью сказать, что эпиграф к повести «Береги честь смолоду» будет для нас и моих сверстников путеводной звездой.

Список литературы

    Белоусов А. Ф. Школьный фольклор.- М,1998.

    «Капитанская дочка»., А.С. Пушкин., 1836.

    Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.,1984.

    Суслова А.В., Суперанская А.В. Современные русские фамилии. - М.,1984.

    Шанский Н.М. Слова, рожденные Октябрем. - М., 1980.

Интернет - ресурсы

    https://ru.wikipedia.org/wiki/

    http://biblioman.org/compositions

    «Капитанская дочка» представляет собой исторический роман (в некоторых источниках - повесть), написанный А.С.Пушкиным. Автор повествует нам о зарождении и развитии большого и сильного чувства между молодым знатным офицером и дочерью коменданта крепости. Все это происходит на фоне восстания Емельяна Пугачева и создает для влюбленных дополнительные преграды и угрозы для жизни. Роман написан в форме мемуаров. Такое переплетение исторической и семейной хроники придает ему дополнительный шарм и очарование, а также заставляет поверить в реальность всего происходящего.

    История создания

    В середине 1830-х в России набирали популярность переводные романы. Светские дамы зачитывались Вальтером Скоттом. Отечественные писатели, и среди них Александр Сергеевич, не могли остаться в стороне и ответили собственными произведениями, среди которых были и «Капитанская дочка».

    Исследователи творчества Пушкина утверждают, что сначала он работал над исторической хроникой, желая рассказать читателям про ход Пугачевского бунта. Подойдя к делу ответственно и желая быть правдивым, автор встречался с непосредственными участниками тех событий, специально для этого уехав на Южный Урал.

    Пушкин долго сомневался, кого же сделать главным героем своего произведения. Сначала он остановился на Михаиле Шванвиче - офицере, который во время восстания перешел на сторону Пугачева. Что заставило Александра Сергеевича отказаться от такого замысла, неизвестно, однако в результате он обратился к формату мемуаров, а в центр романа поставил офицера-дворянина. При этом главный герой имел все шансы перейти на сторону Пугачева, однако долг перед Отечеством оказался выше. Шванвич же из положительного персонажа превратился в отрицательного Швабрина.

    В первый раз роман предстал перед зрителями в журнале «Современник» в последнем выпуске 1836 года, причем авторство Пушкина там упомянуто не было. Было сказано, что эти записки принадлежат перу покойного Петра Гринева. Однако в этом романе по соображениям цензуры не была опубликована статья о бунте крестьян в поместье самого Гринева. Отсутствие авторства повлекло за собой отсутствие каких-либо печатных отзывов, однако многие отмечали «всеобщий эффект», который произвела «Капитанская дочка» на тех, кто ознакомился с романом. Через месяц после публикации настоящий автор романа погиб на дуэли.

    Анализ

    Описание произведения

    Произведение написано в форме мемуаров - помещик Петр Гринев рассказывает о временах своей молодости, когда его отец распорядился отправить его служить в армию (правда, под присмотром дядьки Савельича). В дороге с ними случается одна встреча, коренным образом повлиявшая на их дальнейшую судьбу и на судьбу России, - Петр Гринев знакомится с Емельяном Пугачевым.

    Доехав до места назначения (а им оказалась Белогорская крепость), Гринев сразу же влюбляется в дочь коменданта. Однако у него есть соперник - офицер Швабрин. Между молодыми людьми происходит дуэль, в результате которой Гриневу наносится ранение. Его отец, узнав об этом, не дает своего согласия на брак с девушкой.

    Все это происходит на фоне развивающегося Пугачевского бунта. Когда дело доходит до крепости, то подельники Пугачева сначала лишают жизни родителей Маши, после чего предлагают Швабрину и Гриневу присягнуть на верность Емельяну. Швабрин соглашается, а вот Гринев из-за соображений чести - нет. Его жизнь спасает Савельич, который напоминает Пугачеву об их случайно встрече.

    Гринев воюет против Пугачева, однако это не мешает ему призвать последнего в союзники для спасения Маши, которая оказалась заложницей Швабрина. По доносу соперника Гринев оказывается в тюрьме, и вот уже Маша делает все для его спасения. Случайная встреча с императрицей помогает девушке добиться освобождения возлюбленного. На радость всем дамам, дело заканчивается свадьбой молодых в родительском доме Гринева.

    Как уже было упомянуто, фоном для любовной истории послужило великое историческое событие - восстание Емельяна Пугачева.

    Главные герои

    В романе можно выделить нескольких главных героев. Среди них:

    Емельян Пугачев

    Пугачев - по мнению многих критиков, самая яркая за счет своего колорита главная фигура в произведении. Марина Цветаева в свое время утверждала, что Пугачев заслоняет собой бесцветного и блеклого Гринева. У Пушкина Пугачев выглядит этаким очаровательным злодеем.

    Петр Гринев, которому на момент повествования только исполнилось 17 лет. По мнению литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского, этот персонаж нужен был для беспристрастной оценки поведения другого персонажа - Емельяна Пугачева.

    Алексей Швабрин - молодой офицер, служащий в крепости. Вольнодумец, умен и образован (в повести упоминается, что он знает французский и разбирается в литературе). Литературовед Дмитрий Мирский назвал Швабрина «чисто романтическим негодяем» из-за его измены присяге и перехода на сторону повстанцев. Однако поскольку образ прописан неглубоко, сказать о причинах, которые побудили его на такой поступок, сложно. Очевидно, что симпатии Пушкина не были на стороне Швабрина.

    На момент повествования Марии только исполнилось 18 лет. Настоящая русская красавица, при этом простая и милая. Способная на поступок - чтобы спасти любимого, едет в столицу встречаться с императрицей. По мнению Вяземского, она украшает роман так же, как Татьяна Ларина украсила «Евгения Онегина». А вот Чайковский, который в свое время хотел поставить оперу по этому произведению, сетовал, что в ней недостаточно характера, а есть только доброта и честность. Того же мнения придерживалась и Марина Цветаева.

    С пяти лет приставлен к Гриневу в качестве дядьки, российского аналога гувернера. Единственный, кто общается с 17-летним офицером как с малым ребенком. Пушкин называет его «верным холопом», однако Савельич позволяет себе высказывать неудобные мысли как барину, так и своему подопечному.

    Анализ произведения

    Коллеги Александра Сергеевича, которым он самолично читал роман, делали небольшие замечания относительно несоблюдения исторических фактов, при этом в общем и целом отзываясь о романе положительно. Князь В.Ф.Одоевский, например, отмечал, что образы Савельича и Пугачева выписаны тщательно и продуманы до мелочей, а вот образ Швабрина не доработан, а потому читателям будет сложно понять мотивы его перехода.

    Литературный критик Николай Страхов отмечал, что такое сочетание семейной (частично любовной) и исторической хроник характерно для произведений Вальтера Скотта, ответом на популярность которых среди русской знати, по сути, и было произведение Пушкина.

    Еще один русский литературовед Дмитрий Мирский высоко оценивал «Капитанскую дочку», подчеркивая манеру повествования - сжатую, точную, экономную, при этом просторную и неторопливую. Его мнение заключалось в том, что в становлении жанра реализма в русской литературе это произведение сыграло одну из главных ролей.

    Русский писатель и издатель Николай Греч спустя несколько лет после публикации произведения восхищался тем, как автору удалось выразить характер и тон того времени, о котором тот повествует. Повесть получилась настолько реалистична, что можно было действительно подумать, что автором является очевидец этих событий. Федор Достоевский и Николай Гоголь также периодически оставляли восторженные отзывы об этом произведении.

    Выводы

    По мнению Дмитрия Мирского, «Капитанская дочка» может считаться единственным полновесным романом, написанным Александром Сергеевичем и опубликованным при его жизни. Позволим себе согласиться с критиком - в романе присутствует все для того, чтобы быть успешным: романтическая линия, закончившаяся женитьбой, - услада для прекрасных дам; историческая линия, повествующая о таком сложном и противоречивом историческом событии, как восстание Пугачева, - больше будет интересна мужчинам; четко выписанные главные персонажи и расставленные ориентиры относительно места чести и достоинства в жизни офицера. Все это объясняет популярность романа в прошлом и заставляет наших современников прочитать его сегодня.

    Петр Андреевич Гринев (Петруша) – главный герой повести. От его лица ведется повествование (в форме «записок для памяти потомства») о событиях во время крестьянского бунта под предводительством Пугачева.
    Волею судьбы Г. оказался между двумя враждующими лагерями: правительственных войск и восставших казаков. В критических условиях он сумел сохранить верность офицерской присяге и остаться честным, достойным, благородным человеком, самостоятельно распоряжающимся своей судьбой.
    Г. – сын отставного военного, простого, но честного человека, ставящего честь превыше всего. Воспитывает героя крепостной Савельич.
    В 16 лет Г. отправляется служить. Он, по просьбе отца, который хочет, чтобы сын «понюхал пороху», попадает в глухую Белогорскую крепость. По дороге туда Г. с Савельичем попадают в буран, из которого их выводит какой-то мужик. В благодарность Г. дарит ему свой заячий тулуп и полтину на водку.
    В крепости Г. влюбляется в дочь коменданта Машу Миронову и дерется из-за нее на дуэли с поручиком Швабриным. Тот ранит Г. После дуэли герой просит у родителей благословения на брак с бесприданницей Машей, но получает отказ.
    В это время крепость захватывает Пугачев. Он случайно узнает Савельича и выпускает Г. из осажденной крепости. Уже будучи в Оренбурге, Г. узнает, что Маша находится в руках у Швабрина. Он отправляется в логово Пугачева ей на помощь. Самозванец тронут рассказом о беспомощной девушке и отпускает ее с Г., благословляя молодых. По дороге герои попадают в засаду правительственных войск. Г. отправляет Машу в отцовское имение. Сам же он остается в отряде, где его арестовывают по доносу Швабрина, обвиняющего Г. в измене. Но любящая Маша спасает героя. Он присутствует при казни Пугачева, который узнает его в толпе и в последний момент кивает ему. Достойно пройдя через все жизненные испытания, в конце жизни Г. составляет биографические записки для юношества, которые попадают в руки к издателю и печатаются.


    Маша Миронова – молодая девушка, дочь коменданта Белогорской крепости. Именно ее имел в виду автор, давая название своей повести.
    Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Интересна такая деталь: в повести приводится очень мало разговоров, вообще слов Маши. Это неслучайно, так как сила этой героини не в словах, а в том, что слова ее и поступки всегда безошибочны. Все это свидетельствует о необычайной цельности Маши Мироновой. С простотой Маша соединяет высокое нравственное чувство. Она сразу верно оценила человеческие качества Швабрина и Гринева. И в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет непоколебимую стойкость и присутствие духа, верность своим принципам. Наконец, в финале повести, спасая любимого Гринева, Маша как равная с равной беседует с неузнанной ею императрицей и даже противоречит ей. В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы. Т.о., капитанская дочка Маша Миронова является носительницей лучших черт русского национального характера.


    Пугачев Емельян – вождь антидворянского восстания, называющий себя «великим государем» Петром III.
    Этот образ в повести многогранен: П. и злобен, и великодушен, и хвастлив, и мудр, и отвратителен, и всевластен, и зависим от мнений окружения.
    Образ П. дан в повести глазами Гринева – незаинтересованного лица. По мысли автора, это должно обеспечить объективность подачи героя.
    При первой встрече Гринева с П. внешность бунтаря ничем не примечательна: это 40-летний мужик среднего роста, худощавый, широкоплечий, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутоватым выражением лица.
    Вторая встреча с П., в осажденной крепости, дает иной образ. Самозванец восседает в креслах, затем гарцует на лошадях в окружении казаков. Здесь он жестоко и беспощадно расправляется с защитниками крепости, не присягнувшими ему на верность. Создается ощущение, что П. играет, изображая «настоящего государя». Он, с царской руки, «казнит так казнит, милует так милует».
    И только во время третьей встречи с Гриневым П. раскрывается полностью. На казачьем пиру исчезает свирепость вождя. П. поет свою любимую песню («Не шуми, мати зеленая дубровушка») и рассказывает сказку об орле и вороне, которые отражают философию самозванца. П. понимает, какую опасную игру он затеял, и какова цена в случае проигрыша. Он не доверяет никому, даже своим ближайшим сподвижникам. Но все-таки надеется на лучшее: «А разве нет удачи удалому?» Но надежды П. не оправдываются. Его арестовывают и казнят: «и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу».
    П. неотделим от народной стихии, он ведет ее за собою, но в то же время зависит от нее. Неслучайно первый раз в повести он появляется во время снежного бурана, среди которого он легко находит дорогу. Но, в то же время, он уже не может свернуть с этого пути. Усмирение бунта равнозначно смерти П., что и происходит в финале повести.


    Швабрин Алексей Иванович – дворянин, антипод Гринева в повести.
    Ш. смугл, нехорош собою, оживлен. Он служит в Белогорской крепости пятый год. Сюда переведен за «смертоубийство» (на дуэли заколол поручика). Отличается насмешливостью и даже презрительностью (во время первой встречи с Гриневым он очень насмешливо описывает всех обитателей крепости).
    Ш. очень умен. Несомненно, он образованнее Гринева, был даже связан с В. К. Тредиаковским.
    Ш. ухаживал за Машей Мироновой, но получил отказ. Не простив ей этого, он, мстя девушке, распускает о ней грязные слухи (рекомендует Гриневу подарить ей не стихотворение, а серьги: «знаю по опыту ее нрав и обычай», отзывается о Маше, как о последней дурочке и т. д.) Все это говорит о духовном бесчестии героя. Во время дуэли с Гриневым, который защищал честь любимой им Маши, Ш. наносит удар в спину (когда противник оглядывается на зов слуги). Затем читатель подозревает Ш. в тайном доносе родителям Гринева о дуэли. Из-за этого отец запрещает Гриневу брак с Машей. Полная утрата представлений о чести приводит Ш. к измене. Он переходит на сторону Пугачева и там становится одним из командиров. Пользуясь своей властью, Ш. пытается склонить к союзу Машу, держа ее у себя в плену. Но, когда Пугачев, узнав об этом, хочет наказать Ш., тот валяется у него в ногах. Подлость героя оборачивается его позором. В конце повести, попав в плен к правительственным войскам, Ш. доносит на Гринева. Он утверждает, тот тоже перешел на сторону Пугачева. Т. о., в своей подлости этот герой доходит до конца.