Кто рисовал медведей на картине. Кто нарисовал мишек шишкину и другие секреты известных полотен

Картина известна каждому человеку, ее проходят едва ли не в начальной школе, и забыть такой шедевр после вряд ли получается. Кроме того, эта известная и всеми любимая репродукция постоянно украшает упаковку одноименного шоколада, является отличной иллюстрацией к рассказам.

Сюжет картины

Это, наверное, самая популярная картина И.И. Шишкина, известнейшего пейзажиста, руками которого сотворено множество прекрасных картин, среди которых и «Утро в сосновом лесу». Полотно было написано в 1889 году, а как считают историки, замысел самого сюжета не появился спонтанно, его подсказал Шишкину Савицкий К.А. Именно этот художник в свое время удивительным образом изобразил на полотне медведицу вместе с играющими медвежатами. «Утро в сосновом лесу» было приобретено известным ценителем искусства того времени, Третьяковым, который посчитал, что картина выполнена именно Шишкиным и окончательное авторство закрепил непосредственно за ним.


Некоторые считают, что своей неимоверной популярностью картина обязана именно своему занимательному сюжету. Но, несмотря на это, полотно является ценным благодаря тому, что состояние природы на полотне передано удивительно четко и по-настоящему.

Природа на картине

Прежде всего, можно отметить, что на картине изображен утренний лес, однако это только поверхностное описание. На самом деле автор изобразил не обычный сосновый лес, а его самую чащу, то место, которое называют «глухим», и именно она начинает свое раннее пробуждение утром. На картине очень тонко прорисованы природные явления:


  • начинает всходить солнце;

  • солнечные лучи в первую очередь прикасаются к самым верхушкам деревьев, но и в самую глубь оврага уже пробрались некоторые лучики-озорники;

  • овраг примечателен на картине еще и тем, что в нем по-прежнему можно заметить туман, который будто бы и не боится солнечных лучей, будто бы и не собирается уходить.

Герои картины


У полотна есть и собственные персонажи. Это трое маленьких медвежат и их мама-медведица. Она заботится о своих медвежатах, поскольку они на полотне выглядят сытыми, довольными и беззаботными. Лес пробуждается, поэтому мама-медведица очень внимательно наблюдает за тем, как резвятся ее медвежата, контролирует их игру и переживает, не случилось ли чего. Медвежат не заботит пробуждающаяся природа, им интересно порезвиться на створе упавшей сосны


Картина создает ощущение, что мы находится в самой глухой части всего соснового леса еще и потому что могучая сосна совершенно бесхозно лежит последи леса, она когда-то была выдернута с корнем, и до сих пор пребывает в таком состоянии. Это практически уголок настоящей дикой природы, той, где обитают медведи, а человек не рискует к ней прикасаться.

Стиль написания

Помимо того, что картина может приятно удивить своим сюжетом, от нее невозможно оторвать взгляд еще и потому что автор постарался умело использовать все навыки рисования, вложил душу и оживил полотно. Совершенно гениально решена Шишкиным проблема соотношения цвета и света на полотне. Интересно отметить, что на переднем плане можно «встретить» достаточно четкие прорисовки, цвета, в отличие от заднего колорита, который кажется практически прозрачным.


По картине понятно, что художник на самом деле был восхищен изяществом и удивительной красотой первозданной природы, которая неподвластна человеку.

Похожие статьи

Исаак Левитан является признанным мастером кисти. Особенно он известен тем, что ему удавалось создание картин, раскрывающих красоту природы, изображающих какой-либо красивый пейзаж, который на первый взгляд кажется совершенно обыкновенным...


Сложно найти того, кто хоть раз не видел бы картину Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» , будь то репродукция на стене или иллюстрация в школьном учебнике. Но большинство из нас знает ее по обертке от конфет «Мишка косолапый». Как произошло то, что на картине пейзажиста появились медведи, и признанный шедевр стали ассоциировать с конфетами – далее в обзоре.


Иван Иванович Шишкин считался в высшей степени мастером, когда необходимо было выписать каждый листочек, каждую травинку, но с изображением людей или животных у него дело не спорилось. Именно поэтому на знаменитой картине «Утро в сосновом лесу» медвежье семейство писал другой художник – Константин Савицкий.


Картину подписали оба художника, но когда ее отнесли заказчику Павлу Михайловичу Третьякову, тот скипидаром стер фамилию Савицкого, заявив, что заказывал полотно только у одного живописца.

Иван Иванович Шишкин получил за картину 4000 рублей. Одну тысячу он отдал Савицкому. Константин Аполлонович возмутился, что гонорар поделили не пополам, и в сердцах даже заявил, что его медведи занимают центральное место на картине, а лес является только фоном. Эти слова очень обидели Шишкина. Совместных картин художники больше не писали.


Примерно в тот же период, когда полотно «Утро в сосновом лесу» было представлено широкой общественности, на кондитерской фабрике «Товарищества «Эйнемъ» изготовили новый сорт конфет: покрытые шоколадом вафельные пластины с прослойкой миндального пралине. Возникла необходимость создания обертки для конфет, и тут взгляд владельца предприятия Юлиуса Гейтса случайно упал на репродукцию картины Шишкина. Решение было найдено.


После Октябрьской революции конфетную фабрику национализировали и переименовали в «Красный Октябрь», хотя еще несколько лет в скобках дописывали «бывш. «Эйнемъ», настолько популярна была торговая марка. Конфета «Мишка косолапый» стала любимой сладостью советских граждан. Со временем картина Шишкина стала ассоциироваться с оберткой, а ее название упростили до «Трех медведей», хотя на полотне их четыре.

Иван Иванович Шишкин запомнился потомкам не только полотном «Утро в сосновом лесу». Ему, как никому другому, удавалось передавать через свои картины красоту первозданного леса, бескрайние просторы полей, холод сурового края. настолько реалистичные, что кажется, что вот-вот где-то послышится шум ручья или шелест листьев.

Пейзажи Шишкина это цвет, свет, воздух. Это не просто красочное изображение местности, это поэзия в живописи. заставляют поверить в изображение.

Создать реалистичную картину, это уже большой труд, но передать состояние природы, это уже мастерство.

Есть мнение, что медведей в картине «Утро в сосновом лесу», Шишкину написал другой художник. Говорят, что Шишкин не умел рисовать зверей. Это не совсем так, животных мастер рисовать умел.

Что касается картины «Утро в сосновом лесу», то действительно медведей нарисовал, его друг, художник Савицкий Константин Аполлонович. И даже подписались под картиной они вместе.

В дальнейшем это произведение и поссорило друзей. Когда пейзаж покупал Третьяков, для своей коллекции, то он решил, что в картине не медведи играют главную роль, а сам пейзаж. Поэтому подпись Савицкого было решено затереть.

Шишкин И. И. «Утро в сосновом лесу» (1889)

Деньги, за полотно, полностью получил Шишкин И. И.

Савицкий, что характерно, не одобрил, мягко говоря, этот поступок сказал, что ему ничего не надо и громко хлопнул дверью. Надо заметить, что поступок был больше эмоциональный чем логичный, т. к. у художника на то время было семеро детей...

Картина была написана в 1889 году. Не ошибусь, если скажу, что из всех Шишкина, этот самый известный. Он настолько растиражирован, что уже не воспринимается, как шедевр. Во многих организациях Советского Союза висели репродукции этой картины. Если помните, были конфеты «Три Медведя», с изображением пейзажа Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Зритель воспринимает эту картину, как: ... а Шишкин, а «Утро в сосновом лесу», а «Три Медведя», это я знаю, помню, что там дальше?..

На самом деле это не просто этикетка от конфет.

Этот пейзаж, это состояние леса именно в утреннюю пору. Туман, и лучи солнца на верхушках сосен, дают нам ощущение утренней прохлады. Бурелом, овраг и присутствие животных дает ощущение глухих уголков дикого леса.

Картины мы любим за тот эмоциональный заряд, который они несут. Конечно, оригиналов на всех не хватает, но есть альтернатива, можно покупать копии. Можно заказывать картины на сайтах продажи картин. Кстати таким образом можно приобрести не менее талантливую работу (оригинал), просто мастер может быть не так известен. Пока не так известен.

Пожалуй, это самая известная картина Ивана Шишкина. Даже далекие от живописи люди если и не писали в школе «сочинение-описание по картине Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» », то уж с конфетами «Мишка косолапый» наверняка сталкивались. Фабрика «Красный Октябрь» придумала конфеты с таким названием и изображением шишкинских медвежат, а также шоколад «Три медведя», на обертке которого фигурировали все те же мишки – все четверо, кстати. Но маму-медведицу не посчитали, а название «Три медведя» настолько закрепилось за этим изображением, что иногда так называли и саму картину. Кстати, Павел Третьяков с такой постановкой вопроса явно бы не согласился – он считал ключевым в данной картине пейзаж, а не мишек, о чем мы расскажем подробнее.

Кстати, в советское время ходило шуточное альтернативное название картины «Мишки на лесозаготовках». Также нередко знаменитую картину Шишкина называют «Утром в сосновом бору». Стоит запомнить, что мишки все же встречают рассвет в лесу, а синоним "бор" использован в названии многих других произведений Шишкина.

Народная любовь к «мишкам» очень велика, а известность этой картины просто феноменальна. Любопытно, что сами мишки появились на картине Шишкина в результате соавторства с другим художником. В 1888 году Шишкин написал картину «Туман в сосновом лесу» По одной из версий, заглянувший к нему друг художник Константин Савицкий сказал, что отлично было бы в такого рода пейзаж вписать медвежат, тем самым подал идею, а в итоге сам же ее и реализовал. Однако эскиз 1886 года опровергает эту версию. Мишки были задуманы уже тогда. Фигурируют мишки и на эскизе 1889 года . Однако на окончательной картине мишек написал Савицкий, это достоверный факт.

Но почему же у картины один автор? Не стоит подозревать Ивана Шишкина в сокрытии соавтора. Если всмотреться в левый нижний угол, можно заметить, что возле автографа Шишкина что-то затерто. Это что-то – как раз подпись Савицкого, и затерта она точно не по инициативе Шишкина. Картину заказал Павел Третьяков. Он желал работу Шишкина, и поскольку привык получать то, что хочет, Константину Савицкому в данном случае не повезло: Павел Третьяков, увидев две подписи, затребовал французского скипидару и самолично стер автограф Савицкого. А вот гонораром Савицкий не был обделён: Иван Шишкин получил за работу четыре тысячи, одну из которых передал Савицкому как соавтору. Не стоит также верить в желтые скандальные сообщения, дескать, после этой истории Савицкий с Шишкиным даже здороваться не желал. Они и ранее были, и после «Утра» остались хорошими друзьями, к тому же кумовьями: Константин Савицкий крестил сына Шишкина, маленького Константина (который умер в трехлетнем возрасте).

Правомерно ли считать автором картины именно Шишкина? Пожалуй, да, поскольку эта работа безусловно создана в стилистике Шишкина, это его подробный, хоть ботанику по картине изучай, лес, его густой туман , это безусловно его живописный метод. Однако нельзя отрицать, что прелестные медведица с медвежатами Константина Савицкого отлично вписались в шишкинский сосновый лес и придали ему особый шарм. Туманный рассвет в лесу, окутанные утренней розоватой дымкой уходящие в небо сосны, ощущение абсолютной окружающей тишины – иначе мишки бы так привольно не резвились. В итоге перед нами великолепный результат соавторства двух художников. Соглашаясь с тем, что картина по всем критериям «шишкинская», мы предлагаем помнить и о роли Савицкого в создании этой работы, тем более, сам Иван Шишкин ее признавал.

Для начала: Как известно, многие эпохальные события в мировой истории неразрвыно связаны с городом Вятка (в некоторых версиях - Киров (который Сергей Мироныч)). Что причиной тому - звезды может так встали, может воздух или глинозем там какой особо целебный, может коллаедр повлиял, но факт остается фактом: что бы ни случилось в мире особо знаменательного - почти во всем прослеживается "рука Вятки". Однако, до сих пор никто не брал на себя ответственность и нелегкий труд по систематизации всех знаменательных явлений, имеющих непосредственную привязку к истории Вятки. В этой ситуации группа молодых перспективных историков (в моем лице) взялась таки осуществить эту попытку. В результате на свет явился цикл высокохудожественных научно-исторических очерков о документально подтвержденных исторических фактах под рубрикой "Вятка - родина слонов". Кои и планирую я время от времени размещать на этом ресурсе. Итак, начнем.

Вятка - родина слонов

Вятский медведь - главный персонаж картины «Утро в сосновом бору»

Искусствоведами давно доказано, что картину «Утро в сосновом бору» Шишкин писал с натуры, а не с обертки конфеты «Мишка косолапый». История написания шедевра довольно интересна.

В 1885 году Иван Иванович Шишкин задумал написать полотно, отображавшее бы глубинную силу и необъятную мощь российского соснового бора. Местом написания полотна художник выбрал Брянские леса. Три месяца Шишкин жил в шалаше, добиваясь единения с природой. Итогом акции стал пейзаж «Сосновый бор. Утро». Однако, жена Ивана Ивановича Софья Карловна, служившая главным экспертом и критиком картин великого живописца, посчитала, что полотну не хватает динамики. На семейном совете пейзаж решено было дополнить лесной живностью. Первоначально планировалось «пустить по полотну» зайцев, однако, их малые габариты вряд ли сумели бы передать мощь и силу российского леса. Выбирать пришлось из трех фактурных представителей фауны: медведя, кабана и лося. Отбор произвели методом отсечения. Кабан отпал сразу - Софья Карловна не любила свинину. Сохатый также не прошел по конкурсу, так как лось, карабкающийся по дереву, выглядел бы неестественно. В поисках победившего в тендере подходящего медведя Шишкин вновь был отселен в Брянские леса. Однако на этот раз его ожидало разочарование. Все брянские медведи показались живописцу худосочными и малосимпатичными. Шишкин продолжил поиски в других губерниях. 4 года скитался художник по лесам Орловщины, Рязанщины и Псковщины, но так и не нашел экспонат, достойный шедевра. «Непородистый нынче медведь пошел, может, все-таки кабан подойдет?», - писал из шалаша Шишкин жене. Софья Карловна и здесь помогла мужу - в энциклопедии «Жизнь животных» Брема она прочла, что лучшим экстерьером обладают медведи, обитающие в Вятской губернии. Ученый-биолог описывал бурого медведя вятской линии как «крепко сбитое животное с правильным прикусом и хорошо стоящими ушами». На Вятку, в Омутнинский уезд и подался Шишкин в поисках идеального животного. На шестой день проживания в лесу, неподалеку от своей уютной землянки художник обнаружил берлогу великолепных представителей бурой породы медведей. Медведи также обнаружили Шишкина и дописывал их Иван Иванович уже по памяти. В 1889 году великое полотно было готово, аттестовано Софьей Карловной и размещено в Третьяковской галерее.

К сожалению, о существенном вкладе вятской природы в написание картины «Утро в сосновом бору» сейчас мало кто помнит. А зря. И по сей день медведь в этих краях водится мощный и породистый. Общеизвестным является тот факт, что для эмблемы Олимпиады-80 позировал медведь Громыка из зверохозяйства «Зониха».

Вячеслав Сыкчин,
независимый историк,
председатель ячейки медведологов
Вятского общества дарвинистов.