Кто такой гангстер в рэпе. Гангста - это музыка гангстеров

Почему Кендрик Ламар провалил операцию «Преемник»

Как много кроется в слове «протест». Бунтарство, дух неповиновения, максимализм – настоящий коктейль Молотова, способный сначала сжечь все старое и позволить на своем пепелище возникнуть чему-то новому. Наверняка в каких-то аспектах рождение хип-хопа можно отнести к подобной метафоре. Хотя изначально он не задумывался как некий протест против белых во славу черных или что-то подобное. Просто цветное население Америки захотело создать себе еще одно увлечение вместо теряющего актуальность джаза.

Появились первые дискотеки, вечеринки, джемы, вертушки, танцоры, которые несли в себе зачатки новой зарождающейся культуры. Культуры для отдыха, приятного времяпрепровождения и релакса. Появились первые МС в качестве своеобразных модераторов всего этого безобразия. Но по мере того, как взрослел хип-хоп, многие черные парни из городских трущоб и окраин разглядели в нем возможность для самовыражения, возможность высказаться и быть услышанным. И все это завертелось такими темпами, что появление группы типа N.W.A. стало просто вопросом времени. И это время пришло в конце 80-х.

С приходом великолепной пятерки из Комптона на рэп-карте Америки появился гангста-рэп. Да, наверное, и до этих оголтелых пацанов многие делали подобные вещи, вплотную приблизившись к музыке про «блатную романтику», но сделать это величаво, широко и коммерчески выгодно получилось впервые именно у N.W.A. Стало понятно, что нащупана золотая жила – рупор, мегафон, благодаря которому любой оборванец с неудачным, криминальным, темным прошлым может не только, что называется, «самовыразиться по полной», но и заработать на этом неплохие бабки.

Гангста-рэп зародил один из главных аспектов рэпа – повествование. Для того, чтобы записать новый трэк, по-хорошему, нужно снабдить его историей. Криминальной, бандитской былью, которую автор песни пережил на себе сам или со своими корешами. Если ты не толкал наркоту, если ты не стрелял в людей, если у тебя нет проблем с законом – ты не имеешь права делать гангста-рэп. Ты не true, ты не real, у тебя нет street-credibility. Это и отличало обычных рэперов и original gangsta, которые за счет этого преимущества превратились в небожителей и городских легенд.

Особенно по этому поводу начали эрегировать представители белого населения. Им там, наверху, в Беверли-Хиллс, на Голливудских холмах, такая жизнь только снилась. Это неистовое, инстинктивное желание приблизиться к запрещенному, к пороку и хаосу, заставляло примерных мальчиков и девочек раскупать пластинки черных пацанов с окраин. Запретный плод всегда сладок. И звукозаписывающие компании тоже очень быстро это просекли.

Деньги портят людей, большие деньги развращают, превращают друзей во врагов. Что и произошло с N.W.A. Внезапно обрушившаяся слава и идущая за ней шестизначная прибавка к пособию по безработице не оставила шансов сохранить коллектив в его первозданном виде.

К середине 90-х сцена гангста-рэпа уже была представлена огромным наборов артистов. В то время 2Pac и Biggie за свои непродолжительные жизни смогли создать настолько большой запас творчества, что этот импульс дошел до наших дней и продолжает теплиться в треках огромного количества современных исполнителей.

Но и им пришлось уйти из-за обоюдного желания выяснить, кто же главный рэп-доминант, кто все-таки главный ганста-рэппер эпохи. Итоги этого противостояния нам всем известны – два до сих пор нераскрытых убийства обоих артистов. Казалось, что после столь драматичного развития событий хип-хоп завяжет с насилием, откажется от агрессии и начнет просто развлекать подогретую публику. Но у владельцев лейблов были иные планы на этот счет. Ведь мир после ухода Тупака и Бигги все также требовал новых и новых гангстеров с микрофонами, рассказывающих о своих криминальных буднях.

И вот на заре нулевых родилась новая звезда гангста-рэпа, новый мессия, который подхватит знамя криминальной, уличной эстетики. Ее приход поначалу был незаметен. В 2000 году и вовсе жизнь этого «бриллианта в грязи», как он сам себя позже назовет в одном из своих трэков, висела на волоске. Кертис Джексон, он же 50 Cent, лежал окровавленным с несколькими пулевыми ранениями возле дома своей бабушки. Конечно же, ни он сам, ни кто либо другой не мог тогда и подумать, что он на время станет самым популярным рэпером в мире.

В это время Доктором Дре уже вовсю была запущена операция «Преемник», которая предполагала некую наследственность в хип-хопе, передачу всего наработанного опыта и хайпа от одного рэпера к другому. Snoop Dogg, которого называются первым протеже Дре, уже стал достаточно популярен, Eminem приближался к вершине музыкального Эвереста, и пришла пора найти следующего горячего новичка, которому можно будет передать все наработки.

Такого успеха, который в результате операции «Преемник» получил 50 Cent, наверное, до него ранее не получал никто. Любители рэпа ликовали – наконец-то появился новый гангста-рэпер, который возродит все лучшие традиции жанра. Он был безупречен, а имидж продуман до мелочей. Огромные мышцы, татухи, бронежилет, суровый взгляд, шрам от попадания пули прямо на щеке и целая группа юнитов – верных братьев по оружию. Сравнения с 2Pac и Biggie были самыми большими комплиментами для нового артиста. Ice-T уже тогда назвал его последним ганста-рэпером современности.

Но, несмотря на мнение ветерана west-coast сцены, всем казалось, что гангста-истерия никогда не утихнет. Небывалый коммерческий успех Фифтика заставил лейбл в срочном порядке искать еще и еще, все больше и больше молодых, голодных, уличных шустрил и бандитов. И тут Дре подсказал главе G-Unit взяться за нового перспективного новичка из Комптона – The Game. Вехи биографии обеих артистов поразительно совпадали, включая пулевые ранения, кому, торговлю наркотой и ежедневyое выживание на улицах.

Звезда Гейма взошла столь же ярко и столь же стремительно, как и Фифти. Миллионные продажи дебютного альбома, рекламные контракты, ТВ-шоу, туры, огромная слава и деньги. Деньги, которые портят и развращают людей, превращают друзей во врагов. Банкноты и банковские счета, роялти и проценты – все то, что однажды уже развалило N.W.A. Кроме денежных моментов и разногласий всплыл и вопрос десятилетней давности – а кто из двух гангста-рэперов самый крутой? История Тупака и Бигги, кажется, никого ничему не научила. В процессе выявления главного опять раздалась стрельба.

К счастью в этом конфликте обошлось без трупов и панихид. На этот раз столкновение восточного и западного побережья закончилось подписанием мира. Пускай и сугубо декларативного, но тем не менее. Однако после этого противостояния индустрия все же наконец сказала стоп гангста-рэпу. Хип-хоп начал разворачивать свой вектор в сторону чего-то более миролюбивого, творческого и интересного, чем криминальные истории парней из гетто.

Альбомы бывших бандитов начали продаваться все хуже, проигрывая альбомам парней в костюме медведя. Рекламные контракты стали скромнее, да и на телешоу уже звали контингент поспокойнее. Доктор Дре оставил все попытки поднять репутацию своих криминальных протеже и начал пробовать лепить новых звезд немного иной формации. Были попытки сделать популярным Bishop Lamont, Slim The Mobster, Jon Connor и прочих, подающих надежд музыкантов. Но то ли запал у Дре был уже не тот, то ли новички уступали в харизме своим предшественникам – но новой звезды все не получалось.

В итоге тернистых поисков Доктор все-таки смог явить миру новобранца – Кендрика Ламара. Однако услышав и посмотрев на очередного парня из Комптона, все прекрасно все поняли. Операция «Преемник» провалена. Больше не будет героев 90-х в виде Тупака или Бигги, больше не будет героев нулевых в виде Фифти и Гейма. А будут просто хорошие, одаренные, талантливые парни, которые могут делать классную музыку.

С этого момента была проведена очень четкая грань в хип-хопе: ты либо можешь делать качественное музло, либо ты не работаешь в индустрии. Любые попытки вернуть дух гангста-рэпа с этой поры покрывали артиста клеймом – девиант. Начавшая было подниматься волна криминальных подростков из Чикаго с набившей оскомину фишкой «the drill» так и осталась локальным мемом. Chief Keef и Lil Durk, несмотря на приличный хайп, так и остались звездочками. Попытки Майями в виде Rick Ross, Young Jeezy или даже T.I. разыграть бандитскую карту не закончились для этой карты успехом – славу эти артисты набрали и держат просто за счет качественной музыки, но не из-за того, что кто-то хочет услышать об их вчерашних перестрелках с копами.

Вы никогда не задумывались, как бы сегодня могли звучать песни Тупака и Бигги если бы они до сих пор оставались живыми? Разве кому-то сейчас нужны были бы их современные трэки про наркоту, пули, смерть близких? Скорее всего, они в начале нулевых свернули бы с гангста-рэпа куда-нибудь в сторону Jay-Z. Бигги превратился бы в Рик Росса и делал бы champagne рэп, а Тупак стал бы кем-то в роде Rakim или Big Daddy Kane – ушел бы из большого рэпа и стал бы жить своей жизнью.

Гангста-рэп, который безвозвратно ушел и даже не обещал когда-либо больше вернуться, дарил людям надежду. Тем самым забитым, грязным, оборванным, никчемным отбросам американского общества. Надежду на то, что, несмотря на все трудности и невзгоды, несмотря на то, что ты находишься в инвалидном кресле после 9 пуль – ты все еще можешь стать успешным, богатым и знаменитым. Мир обязательно услышит о тебе, услышит все твои истории о прохаванной жизни, о копах-подонках, об уличном насилии, о смерти близких тебе людей и том, как ты мечтал иметь дом на Голливудских холмах.

Гангста - это буквально «гангстерский рэп», именно так термин переводится с английского языка. Данный феномен является разновидностью хип-хопа. В музыке такого стиля тексты связаны исключительно с жизнью бедных кварталов, откровенно криминального сообщества.

Страшная правда

Гангста - это рифмованный сюжет, взятый из жизни афроамериканского гетто. Многие композиции превращаются в философские притчи. заучивают такие «рассказы» наизусть. Хулиганство на улице, роковые разборки, гибель любимых людей и прелесть продажи наркотиков - вот далеко не полный список историй, превращающихся в четверостишия и незатейливые рефрены.

Здесь обильно применяется непечатная лексика и сленг афроамериканского населения. Сами рэперы уверены, что гангста - это агрессивные (правдивые) слова, которые справедливо бичуют «гнилое» американское общество, забывающее про афромолодежь. В речитативах подобного рода также воспевается жестокость полиции. К примеру, рэпер Снуп Дог заявляет, что страшная правда рождает яркие впечатления у людей, не позволяя им выпасть из реальности.

Начало

Гангста рэп сначала появился в шумных депрессивных кварталах «Города Ангелов». В его подворотнях и переулках, как правило, компактно проживает черное население. Основателем «песен улицы» считают Ice-T. В начале 80-х годов на звуковой дорожке Cold Wind Madness рэпер первый раз зачитал текст про свою непутевую молодость. Уже через четыре года талант развил тему. Появился знаменитый в определенных кругах трек «Сикс ин зе монинг».

Одновременно зародились хиты «трубадура» молодежных банд Скули Ди. Тогда же впервые зазвучал на дисках Эрик «Изи-И» Райт и его «бригада» N.W.A. Их альбом «Ниггаз лайф» стал лидером хит-парада «Билборд Двести».

Восток Америки «разбудили» своими откровениями «Буги Даун Продакшнс» и «Джус Крю». И все же их стиль даже сейчас считается именно лос-анджелесским. Дело в том, что в Нью-Йорке гангста песни приобрели несколько другие черты. В 90-х годах Кристофер Уоллес (наиболее известный как Notorius B.I.G.), а также организованная им «банда артистов» исполняли тексты намного эмоциональнее рэперов с Запада. Из-за этого они (также как их последователи) стали куда более успешными. Тогда же их музыкальное направление было заимствовано и белыми музыкантами. Первыми его использовали «Бести бойс». В результате к концу 90-х можно было заметить, что гангста - это полностью коммерциализированное направление.

Аристократы

Такие группы, как Jay-Z, P. Diddy и 50 Cents, можно назвать частью американского шоу-бизнеса. Слова приобретали позитивные оттенки, у некоторых даже гламурные. Проблемы криминала и жесткая сатира на социум потеряли популярность. Их место заняли оды легкомысленным «гангстерам», наслаждающимся аристократической жизнью. Кое-кто из «уличных бойцов» вообще кричал во всех СМИ - «стиль уже мертв».

Гангста-рэп обнажил назревшую в атмосфере хип-хопа конфронтацию. В 1990-е годы в сфере этого жанра родился раскол. Между рэперами Ист-Коста и Вест-Коста возникли противоречия, которые перелились в необъявленную войну. Назло гламурным «гангста-рэперам» «западники», даже став известными и состоятельными, все еще вели антисоциальный образ жизни. К примеру, Тупак Шакур уже в зрелом возрасте много раз обвинялся в пальбе из В конце ноября 1994 года в него стреляли бандиты, нанятые конкурентами. В тот день он приехал в Нью-Йорк записывать свой очередной альбом.

Война

Конкуренция «восточников» и «западников» накалялась «уколами» в текстах треков. В итоге она превратилась в огнестрельную войну. В боях погибли главные предводители сторон - Кристофер Уоллес и Тупак Шакур. После этого критики считают жанр «умершим», а творчество его последователей - «жалкой пародией на классику».

На данный момент гангста-рэп, а, вернее, то, что от него осталось, прорвался из США на мировые просторы. Многим музыкантам он привлекателен как успешный коммерческий проект. Ведь тот же Snoop Dogg зарабатывает денег больше, чем любой государственный чиновник. Несколько лет назад стиль, о котором идет речь, захватил Европу, в том числе и Россию.

Местные особенности

В нашей стране гангста музыка сильно смешана с популярным хип-хоп-стилем - R’n’B. В России «куплеты гангстеров» представлены творчеством «Касты», Moscow Crips Criminal Gang, Dirty Monk и многих других групп, воспевающих тяжелую жизнь городских окраин и понятия так называемых реальных пацанов. Есть даже версия гангста-рэпа формата популярной музыки. Речь идет о текстах исполнителя Сереги.

Жители Соединенных штатов Америки неоднозначно относятся к творчеству гангста-рэперов. всегда пытались запретить их деятельность. В то же время люди из низов, особенно афроамериканских, относятся к такому рэпу как к религии. Отметим, что против данного направления были выступления и со стороны афроамериканцев. Особо преуспела пенсионерка Delores Tucker, которая обвиняла рэппров абсолютно во всех бедах. Она подала иск в суд против родственников покойного Тупака, обвиняя его в том, что один из его альбомов испортил ее жизнь.

Нет, в первую очередь это стиль жизни, соответствующий образ поведения из серии "у тебя проблемы – у меня заточка", к которому со временем и прилагаются все вышеперечисленные девайсы, типа дорогой машины и прочего.

И ведь не миф это, были в рэпе подобные персонажи, романтики с большой дороги, находившие время, как для гангстерских разборок, так и для трогательных стихов. Судите сами: Тупак Шакур, культовая в масштабах мирового рэпа величина. При этом: в 1991 году он выкатил полиции Окленда иск на 10 миллионов, за то, что копы избили его. Дело он выиграл, но миллионером не стал – по решению суда полицейские выплатили ему 42 000 баксов. В 1992 году участвовал в уличной потасовке, плавно перетекшей в перестрелку и закончившейся гибелью от случайной пули шестилетнего мальчика. Тупак был арестован, но доказать ничего не удалось и обвинения были сняты.

В 1993 во время съемок "Menace II Society" ("Угроза обществу") Тупак "начистил таблицу" режиссеру Аллену Хьюзу, за что был вынужден отбыть 15 дней за решеткой. В октябре 1993-го Тупак был обвинен в причастности к перестрелке с двумя офицерами полиции в Атланте. Копы измывались над чернокожим водителем – Пак достал пистолет и выстрелил в них, ранив одного в ногу, другого в ягодицу. Поступок вполне в духе "черных пантер", бравшихся поддерживать закон и порядок на улицах своими силами! Обвинения снимают – удалось доказать, что полицейские были пьяны. Но уже в следующем месяце Пак и двое парней из его окружения арестованы за групповое изнасилование поклонницы. Говорят, что дамочка сама искала общества Тупака и получила, чего хотела. Однако, когда Пак "поделился трофеем" с приятелями, она уже не была такой довольной – и написала заявление.

1 декабря 1994 года Тупак был признан виновным в сексуальном домогательстве. Его приговорили к четырем с половиной годам тюремного заключения. А 30 ноября, за день до оглашения сурового приговора, произошел еще один памятный инцидент. Тупак находился в холле нью-йоркской студии Quad, когда к нему подошли двое парней и, угрожая пистолетом, отобрали драгоценности на сумму в 40 000 долларов, после чего произвели пять выстрелов. Две пули попали Тупаку в пах, две в голову и еще одна пронзила руку. В случившемся обвинили нью-йоркскую братву – Notorious B.I.G., Puff Daddy и их приспешников. Война была объявлена – знаменитая война побережий, не уступавшая крутизной сюжета как средневековым войнам Алой и Белой розы, так и карманным переплетам Марининой и Акунина…

Сын "пантеры"

Тупак - главный мученик в хип-хоп-культуре, изображенный на первом посмертном альбоме распятым на кресте. Более трагичного персонажа история рэпа не знает. Жизнь и смерть Тупака сопровождались таким количеством загадок и недомолвок, что и поныне его персона окружена мистическим таинственным ореолом.

Не все фаны Тупака об этом знают, но их кумир, любимец апологетов стиля westcoast, был родом с противоположного, Восточного берега. Tupac Amaru Shakur (Тупак Амару Шакур) родился в Нью-Йорке 16 июня 1971 года. Отец Тупака оставил семью еще до рождения ребенка. Мать, Афени (Afenie Shakur), в годы молодости была активной участницей "Черных пантер", экстремистского политического движения, боровшегося за права чернокожих. Несмотря на невысокий достаток, она пыталась дать сыну достойное образование. Тупак учился в престижной школе искусств города Балтимор (где он подружился с Джадой Пинкетт, будущей супругой Уилла Смита). В школе преподавали балет, поэзию, джаз и актерское мастерство. Но парня все равно тянуло на улицу.

Было на чьем примере учиться – известно, что крестный Тупака обвинялся в убийстве школьного учителя, произошедшем во время ограбления. А приемный отец Мутулу Шакур, участник "Черных Пантер", был признан виновным в нападении на полицейский автомобиль, в ходе которого было убито два офицера полиции и один охранник. Сам Тупак любил шутить, что побывал в тюрьме еще до своего рождения. Дело в том, что его беременная мать была арестована за участие в организации взрыва полицейского участка в Нью-Йорке...

Пуля для вице-президента

Когда Тупаку исполнилось 17, семья переехала в городок Марин-Сити на западном побережье Штатов. Здесь он впервые попадает в полицейские отчеты, а также в поле зрения рэп-команды Digital Underground. Эта группа из Окленда в то время уже оставила свою царапину на поверхности земного шара; Тупак же был зеленым новичком, которого взяли на подпевки-подтанцовки. Участие в треке Digital Underground "Same Song" считается первой записью Тупака. Впрочем, работая с группой, он параллельно занимался своим творчеством.

В 1991 году Пак выпускает первый релиз "2pacalypse Now" (обыграно название знаменитого фильма Фрэнсиса Форда Копполы "Апокалипсис сегодня"). Он долго не мог найти распространителя для своего дебютного альбома, но руку помощи ему протянул малоизвестный тогда лейбл Interscope. Резкие, нецензурные тексты о плачевной жизни черной Америки привели в ярость блюстителей морали и даже обрушили на группу гнев вице-президента Штатов Дэна Куэйла во время предвыборной компании 92-го года (ему приписывают слова "Таким альбомам нет места в нашеи обществе"). Тем не менее, альбом стал золотым. Правда это мало поменяло образ жизни Тупака. Shock G однажды попенял ему, что он не закрывает окна в своем доме. На что 2Pac достал автомат Калашникова и со словами "Вот что будет с грабителями" расстрелял свой диван.

Тогда же Тупак начал кинокарьеру, снявшись в фильмах "Juice" и "Poetic Justice" ("Правосудие поэзии", между прочим, с Джанет Джексон). Та кажется не питала к молодому актеру симпатии, потому что потребовала, чтобы Тупак прошел тест на ВИЧ. Тот пообещал звезде сделать это в том случае, если им по сценарию нужно будет заняться сексом.

Второй альбом сделал Пака звездой – "Strictly 4 My N.I.G.G.A.Z." был продан тиражом, превысившим миллион экземпляров. Диск продюсировали уже не Digital Underground, а Stretch и Live Squad и там появилось то, чего так не хватало отличному дебютному диску – пары хитов, которая помогла бы зазвучать этой музыке по всей стране. В 1993-м Тупак снялся в культовом для поклонников баскетбола середины 90-х фильме "Above The Rim" ("Над кольцом"). По уровню скандальной известности из всех рэпперов Западного побережья с ним мог сравниться только Snoop Dogg.

Нью-Йорк – Лос-Анджелес: война объявлена

В феврале 1995-го 2Pac был отправлен за решетку, а через месяц в продаже появился его альбом "Me Against the World". Это был первый случай, когда диск человека, сидящего за решеткой, возглавил все возможные хит-парады. Тупак провел в тюрьме восемь месяцев, вместо отмеренных ему присяжными четырех с половиной лет. Президент лейбла Death Row, главный злодей от хип-хопа Мэрион "Шуг" Найт (Marion "Suge" Knight) внес за него залог в 1.4 миллиона долларов и Тупак был освобожден досрочно. Но это вынуждало Тупака подписать кабальный контракт с лейблом Death Row на выпуск трех альбомов. Нужно сказать, Пак не питал иллюзий по поводу доброты Шуга и вслух говорил, что "заключил сделку с дьяволом". Шуг Найт не из тех, кто занимается благотворительностью – свои деньги он вернул с лихвой.

Вышедший в 1996-ом двойной альбом "All Eyez on Me" (таким образом Пак вручал Шугу два из трех обещанных ему альбомов) сорвал банк – пятикратная платина! (На настоящий момент – уже девятикратная). Совместный с Dr. Dre суперхит "California Love" гремел по стране. А в Нью-Йорке раздались выстрелы – ровно через год после нападения на Тупака, в Квинсе был застрелен "Стретч" Уокер, человек, которого считали причастным к покушению на Шакура. И это были не последние выстрелы.

Не менее мощным оказался вербальный заряд, отправленный с запада на восток Тупаком и его новой группой Outlawz, собранной после освобождения Шакура (ранее у него уже была группа Thug Life, даже издавшая в 1994-м одноименный альбом). Трек "Hit "Em Up" называют самым известным диссом в истории хип-хопа. Рифмованная пуля была отлита для Notorious B.I.G. Несмотря на то, что они с Тупаком считались с друзьями, Пак счел, что поведение Бигги дает поводы подозревать его в причастности к покушению в Quad Recordings Studio. Тупак верил, что Бигги вместе с Пафф Дэдди знали о готовящемся нападении. И нарочно его не предупредили. До конца своей жизни 2Pac считал Бигги своим злейшим врагом. Чтобы закрыть тему отношений Пак&Шуг - Бигги&Паффи вспомним и почти комичный инцидент. Ассистент Puff Daddy Марк Белл пожаловался, что Пак и Шуг избили его. Якобы, Тупак требовал, чтобы тот выдал адрес Puff Daddy. А Шуг даже помочился в кружку и заставил бедного ассистента осушить ее до дна. Не верить Марку Беллу трудно - вряд ли кто в здравом уме станет приписывать себе распитие мочи Шуг Найта...

Летом 1996-го Тупак снимался в фильмах "Bullet" ("Пуля") с Микки Рурком и "Gridlock`d" ("В тупике") с Тимом Ротом. Поговаривали, что Пак начал утрачивать интерес к хип-хопу, а его лейбл Death Row стал трещать по швам (сначала корабль покинул Dr. Dre, потом серьезные проблемы с законом возникли у Шуг Найта, которого в итоге посадили). Возникли слухи, что с рэпом как и с гангстерским образом жизни скоро будет покончено. Считается, что Шакур собирался очистить свой имидж и пойти в политику (существовала даже конкретная дата – 1997 год, когда должны были состояться выборы нового мэра Лос-Анджелеса, и он намеревался в них участвовать!) При этом Тупак продолжал работать с сумасшедшей производительностью – в его арсенале появилось совершенно фантастическое количество неизданных записей, их счет шел на сотни. Эти треки можно было бы еще долго-долго издавать.

Выстрелы в Лас-Вегасе

7 сентября 1996 года Тупак и Шуг Найт отправились в Лас-Вегас на боксерский матч между Майком Тайсоном и Брюсом Селдоном. Ничем не примечательный поединок, в котором Тайсон без проблем нокаутировал соперника. Но реальный нокаут состоялся после боя – BMW 750 Шуг Найта, где на пассажирском месте сидел 2Pac, был обстрелян на светофоре из другого автомобиля. Рэпперу достались четыре пули. Сидевшего за рулем Найта поцарапало осколками стекла. Шесть дней спустя, 13-го сентября (это была пятница – зловещее сочетание!) 1996-го года он скончался в реанимации не прийдя в сознание. Прах покойного был развеян над Тихим океаном. Ни исполнители, ни заказчики преступления найдены не были.

Существует несколько версий этого убийства. Наиболее прозаичная гласит, что, выходя из казино, где проходил бой, Пак схлестнулся с неким черным по кличке Малыш Лэйн, оказавшимся участником гангстерской группировки Crips, который якобы и стрелял в него тем же вечером. По другой основания, чтобы убить Тупака, существовали у Шуг Найта – контракт, подписанный рэппером передавал права на добрые полторы сотни его неизданных треков лейблу Death Row. Всплывала информация и о том, что Suge был должен Тупаку роялти на сумму около десяти миллионов долларов. Так что мертвый Пак был Шугу куда нужнее. Сторонники этой версии даже расслышали фразу "Suge shot me" на первых секундах альбома "Don Killuminati: The 7 Day Theory".

Ну а наиболее популярной версией стала та, которая обвиняла в причастности к смерти Тупака восточную группировку, стоящую вокруг лейбла Bad Boy и лично рэпперов Notorious B.I.G. и Puff Daddy. Тупак во всеуслышание высмеивал Бигги и на всю страну растрезвонил о своей связи с его женой. Они были соперниками, лидерами враждующих побережий и не скрывали этого. В "Лос-Анджелес Таймс" было опубликовано сенсационное расследование репортера Чака Филлипса; ссылаясь на свои источники в бандах LA, тот писал, что Бигги не раз прибегал к услугам комптонских Crips, чтобы обеспечивать свою безопасность во время поездок на Западное побережье. Якобы для устранения Тупака Notorious B.I.G. даже вручил гангстерам собственный пистолет и уплатил один миллион долларов. Впрочем, эта статья появилась только в 2002 году, когда сам Бигги уже пять лет как лежал в могилею Через полгода после гибели Пака приехавший в Лос-Анжелес Notorious B.I.G. был расстрелян в своей машине – точно так же как 2Pac.

Ты все еще помнишь меня?

Всего через месяц после смерти, вышел следующий альбом Тупака "Don Killuminati: The 7 Day Theory", возможно, наиболее личный его альбом, практически целиком написанный и спродюсированный им самим, традиционно агрессивный и очень мрачный. На его обложке Тупак был изображен в недвусмысленной позе "черного Иисуса". С тех пор образ невинной жертвы всегда сопровождал его. В отличие от Тупака, пострадавший от противоборствующей стороны – Notorious B.I.G. – не обрел среди наших, российских поклонников рэпа подобного статуса. Его уважают, а Тупака – почитают.

Более того - обилие намеков на близость собственной смерти в текстах Тупака, а также его увлечение книгами великого мистификатора Николо Макиавелли (Тупак незадолго до убийства даже сменил псевдоним на Makaveli) заставили многих поклонников полагать, что убийство инсценировано, а кумир живет и здравствует, выполнив таким образом свое обещание уйти из рэпа и гангста (ну, примерно как Элвис Пресли, в смерть которого многие поклонники так и не поверили). Сторонников "теории седьмого дня" вдохновляет верить в ее правдивость множество косвенных намеков: название первого посмертного альбома "Don Killuminati: The 7 Day Theory", дата инцидента (7 сентября, ровно через 7 месяцев после выхода альбома "All Eyez On Me"), семь дней прошло от "убийства" до дня "смерти", Пак умер в возрасте 25 лет (2+5), смерть зафиксировали в 4.03. Вспомнили, что Макиавели однажды инсценировал вою смерть, чтобы одолеть своих противников...

Так или нет, но Тупак продолжает жить вместе со своей музыкой и по прежнему вызывает множество споров и дискуссий. Его архивные записи продолжают издаваться мамочкой Афени Шакур, время от времени что-то из находящихся у него записей выпускает Suge Knight (отличить одно от другого несложно – релизы старой "пантеры" выходят на Amaru / Interscope, Шуг выпускает диски под маркой Death Row). Этих релизов так много, что Тупак уже после смерти попал в Книгу Рекордов Гиннесса как самый успешно продающийся хип-хоп-артист – его альбомы проданы тиражом 67 миллионов экземпляров во всем мире (из них 37 миллионов – в США).