Михаил балакирев. Могучая кучка русских композиторов: Балакирев

Данная статья служит продолжением нашего повествования о великой « » русских композиторов, которую собрал вокруг себя не менее замечательный человек, . А сейчас мы подробней узнаем о личности первого композитора, который стал работать с Владимиром Васильевичем.

Балакирев М.А. – глава “Могучей кучки”

Родился в семье Алексея Константиновича Балакирева 21 декабря 1836-го года. То есть, на момент образования « Могучей кучки» он был еще сравнительно молод. Но вернемся к годам его отрочества и юности.

Когда Милий был совсем еще юн, он учился игре на фортепиано у Александра Дюбюка, который и сам ныне известен как русский композитор и пианист. В свое время на него очень сильно повлиял Улыбышев.

Александр Дмитриевич – один из первых русских музыкальных критиков. Кроме того, он написал книгу о Моцарте, которая стала известна не только в России, но и в Европе. Занятно, что лишь в 1890-м году Петр Ильич Чайковский перевел ее на русский язык. Тогда было общепринято среди уважаемых людей говорить на иностранных языках, даже проживая в России. Какое-то время Улыбышев был редактором газеты «Journal de St.-Pétersbourg».

Также оказал влияние на направление творческого пути молодого композитора. Когда они повстречались в 1855-м году, он убедил юношу писать музыку в национальном духе.

Но особого музыкального образования Балакирев не получил. Точнее, тому образованию, которое у него было, он был обязан исключительно своим собственным усилиям. И в том же году, в котором он повстречался с Глинкой, он дал свой первый фортепианный концерт, на котором зарекомендовал себя как пианист-виртуоз.

Пройденный путь побудил его 18 марта 1862-го года открыть Бесплатную музыкальную школу, которая работала под покровительством императора. В школе регулярно устраивались концерты, которыми дирижировал как сам Милий, так и Ломакин. Первый руководил оркестровыми пьесами, а второй – хоровыми.

Но Ломакин, который вместе с Балакиревым основывал школу, вскоре оставляет работу в ней, и Милий становится единовластным директором школы вплоть до 1874-го года.

В 1866 г. Балакирев был приглашен в Прагу - заведовать постановкой опер Михаила Глинки «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила», которые были даны под управлением Милия Алексеевича, и благодаря его настойчивости и неустанной энергии имели шумный успех, в особенности опера «Руслан и Людмила».

Одно время, в конце шестидесятых годов, Балакирев дирижировал оркестром Императорского русского музыкального общества, который исполнял композиции « Могучей кучки» , а именно: Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина и прочих.

Но в начале семидесятых годов Балакирев переживает слишком тяжелый душевный кризис, чтобы по-прежнему заниматься музыкой. Поэтому он отходит от дел. А чтобы зарабатывать на жизнь, начинает работать рядовым служащим на Варшавской железной дороге. Вновь вернуться к музыке он смог лишь в конце семидесятых.

Когда в 83-м году император назначил его заведовать придворной певческой капеллой, он смог организовать школьное дело на прочных педагогических началах. Кроме того, он собственноручно разработал программу научных классов, а в качестве инспектора музыкальных классов пригласил на должность Николая Римского-Корсакова.

За время управления Балакирева было перестроено здание певческой капеллы. Она превратилась в изящную архитектурную конструкцию с роскошными залами, кроме того, особое внимание было уделено развитию оркестрового класса. Это оказало самое благотворное влияние на певцов капеллы, которые из-за потери голоса были вынуждены прекратить занятия в хоре. Так они могли зарабатывать в привычной для себя обстановке, хоть и другим способом.

Умер Милий Алексеевич 16 мая 1910 года и похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Творческое наследие

Балакирев написал не так уж и много, но его произведения признаны и уважаемы. Так, среди его сочинений особенно выделяются сопровождение к «Королю Лиру», различные увертюры на национальные темы, фортепианные сочинения, вокальные произведения.

Особенно ярким было проявление таланта Балакирева в его ранних произведениях. В них отображалось все многообразие композиции, мелодичность… он очень тонко понимал суть оркестровки. Большое влияние на него оказало творчество Шопена и Глинки. Кроме того, он многое почерпнул, участвуя в ансамблях и дирижируя оркестром в доме Улыбышева.

Примерно в то же время он пробовал самостоятельно сочинять композиции. В связи с тем, что на математическом факультете Балакирев проучился менее двух лет, выживать ему удавалось лишь благодаря скудным заработкам от уроков музыки.

Несмотря на то, что иногда его дух оказывался сломленным, он смог возвращаться к любимому делу снова и снова, выказывая исключительную стойкость и верность своей любви сердешной.

Милий Алексеевич Балакирев

Балакирев Милий Алексеевич (1836-1910) - российский музыкальный и общественный деятель, композитор, дирижер и пианист. Глава творческого объединения русских композиторов «Новая русская музыкальная школа» («Балакиревский кружок» или «Могучая кучка»), возникшего в 1856 г. и оформившегося в начале 1860-х гг.

В 1862 г. вместе с дирижером Г. Я. Ломакиным организовал в Петербурге бесплатную музыкальную школу и был ее руководителем (1868-1873, 1881 - 1908). В 1883-94 гг. - главный дирижер Имп. Русского Музыкального общества, управляющий Придворной певческой капеллой.

Популяризировал наследие М. И. Глинки в России и за рубежом. Автор музыки к трагедии В. Шекспира «Король Лир», двух симфоний (1897,1908), симфонических поэм «Тамара» (1882), «Русь» (1887), «В Чехии» (1905), камерно-инструментальных сочинений и романсов.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 28.

Балакирев Милий Алексеевич (21.12.1836-16.05.1910), русский композитор, дирижер, музыкальный и общественный деятель, глава творческого объединения русских композиторов “Новая русская музыкальная школа” (“Балакиревский кружок”, или “Могучая кучка”), возникшего в 1856 и оформившегося в н. 1860-х.

В 1853 - 55 Балакирев - вольнослушатель математического факультета Казанского университета. В 1855 переехал в Петербург, где стал встречаться с М. И. Глинкой и А. С. Даргомыжским, дебютировал как композитор и пианист. В 1862 вместе с дирижером Г. Я. Ломакиным организовал в Петербурге бесплатную музыкальную школу и был ее руководителем (1868-73, 1881-1908). Главный дирижер Русского Музыкального общества, директор “Придворной певческой капеллы” (1883 - 94). В качестве дирижера опер “Жизнь за царя” и “Руслан и Людмила” Балакирев популяризировал оперное наследие М. И. Глинки в России и за рубежом. Балакирев - автор музыки к трагедии Шекспира “Король Лир”, симфонических поэм “Тамара”, “Русь”, “В Чехии”, восточной фантазии для фортепьяно “Исламей”, камерно-инструментальных сочинений и романсов, обработал ряд русских народных песен.

В. А. Федоров

БАЛАКИРЕВ, МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1837–1910), русский композитор, пианист, дирижер, глава и вдохновитель прославленной «Пятерки» – «Могучей кучки» (Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков), которая олицетворяет собой национальное движение в русской музыкальной культуре 19 в.

Балакирев родился 2 января 1837 в Нижнем Новгороде, в обедневшей дворянской семье. Привезенный в Москву в возрасте десяти лет, он некоторое время брал уроки у Джона Фильда; позже большое участие в его судьбе принял А.Д.Улыбышев - просвещенный музыкант-любитель, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте. Балакирев поступил на физико-математический факультет Казанского университета, но в 1855 встретился в Петербурге с М.И.Глинкой, который убедил молодого музыканта посвятить себя композиции в национальном духе, с опорой на русскую музыку - народную и церковную, на русские сюжеты и тексты.

«Могучая кучка» сложилась в Петербурге между 1857 и 1862, и Балакирев стал ее руководителем. Он был самоучкой и черпал знания главным образом из практики, поэтому отвергал принятые в то время учебники и методы преподавания гармонии и контрапункта, заменив их широким знакомством с шедеврами мировой музыки и подробным их анализом. «Могучая кучка» как творческое объединение просуществовала сравнительно недолго, однако оказала огромное влияние на русскую культуру. В 1863 Балакирев основал Бесплатную музыкальную школу – в противовес Петербургской консерватории, направление которой Балакирев оценивал как космополитическое и консервативное. Он много выступал как дирижер, регулярно знакомя слушателей с ранними произведениями своего кружка. В 1867 Балакирев стал дирижером концертов Императорского Русского музыкального общества, но в 1869 был вынужден оставить этот пост. В 1870 Балакирев пережил сильнейший духовный кризис, после которого он в течение пяти лет не занимался музыкой. Он вернулся к композиции в 1876, но к этому времени уже утратил в глазах музыкальной общественности репутацию главы национальной школы. В 1882 Балакирев снова стал руководителем концертов Бесплатной музыкальной школы, а в 1883 – управляющим Придворной певческой капеллы (в этот период им создан ряд церковных композиций и переложений древних распевов).

Балакирев сыграл огромную роль в становлении национальной музыкальной школы, но сам сочинял относительно немного. В симфонических жанрах им создано две симфонии, несколько увертюр, музыка к шекспировскому Королю Лиру (1858–1861), симфонические поэмы Тамара (ок. 1882), Русь (1887, 2-я редакция 1907) и В Чехии (1867, 2-я редакция 1905). Для фортепиано он написал сонату си-бемоль минор (1905), блистательную фантазию Исламей (1869) и ряд пьес в разных жанрах. Высокую ценность имеют романсы и обработки народных песен. Музыкальный стиль Балакирева опирается с одной стороны на народные истоки и традиции церковной музыки, с другой – на опыт нового западноевропейского искусства, в особенности Листа, Шопена, Берлиоза. Умер Балакирев в Петербурге 29 мая 1910.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

Литература:

М.А.Балакирев: Исследования. Статьи. Л., 1961

Балакирев М.А. Воспоминания и письма. Л., 1962

М.А.Балакирев: Летопись жизни и творчества. Л., 1967

Милий Алексеевич Балакирев снискал славу человека, у которого лучше получалось создавать великих композиторов, чем великую музыку. Его « » не столь известна, как « » , а романсы теряются в тени вокальных шедевров . Но не будь Балакирева, вероятно, не было бы шедевров , и , не было бы русской музыки в том виде, как мы знаем ее сейчас.

Уроженец Нижнего Новгорода, сын титулярного советника, Балакирев проявил музыкальные способности уже в детские годы. Первой учительницей фортепианной игры стала для него мать. Когда мальчику было десять лет, мать во время летних каникул отправилась с ним в Москву, где Милий взял несколько уроков фортепианной игры у композитора Александра Дюбюка. По возвращении в родной город он начал учиться у дирижера и пианиста Карла Эйзериха.

Балакирев обучается в Александровском институте. Немалую роль сыграла в его судьбе встреча с дипломатом Александром Улыбышевым. Этот человек – музыкант-любитель, один из первых музыкальных критиков, автор биографии , познакомил молодого человека с классической литературой, а в любительском оркестре, созданном Улыбышевым, Балакирев осваивает на практике основы дирижирования и инструментовки. Репертуар оркестра был богат – в него входили даже симфонии Бетховена.

В 1853 г. Балакирев поступил в Казанский университет, но по прошествии года бросил его, чтобы заняться музыкой. Он создает романсы, а также фортепианные произведения. Улыбышев следит за успехами молодого композитора. В Санкт-Петербурге он представил Милия Алексеевича . Михаил Иванович одобрил сочинения Балакирева, дал ему несколько советов.

В столице Балакирев приобретает известность как исполнитель-пианист, продолжает он и сочинение музыки. Вскоре он знакомится с Цезарем Кюи и , а позднее – с и . Так возникло содружество молодых композиторов, которое критик Владимир Стасов чуть позже назвал «Могучей кучкой». Никто из этих людей не получил музыкального образования: офицер , моряк , химик , военный инженер Кюи, да и сам Балакирев, ставший душой этого сообщества, в консерватории не учился. Но, быть может, именно поэтому они могли сказать новое слово в искусстве, противопоставив засилью Запада, царившему в профессиональной музыке, произведения на национальной основе.

Друзья-композиторы каждую неделю собирались у Балакирева, играли на фортепиано в четыре руки множество произведений – и, разумеется, демонстрировали свои. Балакирев, по словам , показал себя «удивительным техническим критиком», тщательно разбирая все произведения, и в самообразовании своих друзей он сыграл решающую роль. Но, разумеется, он не ограничивался тем, что давал советы. К тому времени он уже создал два десятка романсов, которые высоко оценил Александр Серов. Известность приобрели его симфонические творения – в частности увертюра «Король Лир», а также фортепианные пьесы.

Балакирев совершает поездку по Волге и трижды посещает Кавказ, в ходе этих поездок он записывает народные песни. Результатом общения с бурлаками на Волге стал «Сборник русских народных песен». Милий Алексеевич создал Увертюру на темы трех русских песен, задумал симфонию, посвященную тысячелетию Руси, но эта работа завершена не была. Кавказские же впечатления отразились в произведениях, созданных годы спустя – «Исламее» и « ».

В 1862 г. композитор совместно с Гавриилом Ломакиным создал Бесплатную музыкальную школу. Существовавший в ней хор давал возможность приобщения к музыкальному искусству всем желающим. В этих концертах участвовал и оркестр, которым дирижировал Балакирев, включая в программы творения кучкистов. Дирижировал Милий Алексеевич и концертами Русского музыкального общества.

1870-е гг. стали для Балакирева тяжелыми: несправедливое отстранение от концертов РМО, материальные проблемы. Все это приводит к мыслям о самоубийстве. Этого композитор все же не сделал, но пришел к решению о «самоубийстве музыкальном» – он решает навсегда отказаться от творчества. Некоторое время он служит в железнодорожной конторе, потом зарабатывает частными уроками. Лишь к концу 1870-х гг. он постепенно приходит в себя: вновь начинает общаться с друзьями, снова возглавляет Бесплатную музыкальную школу, завершает « », создает фортепианные пьесы и романсы, а с 1883 г. в течение одиннадцати лет возглавляет Придворную певческую капеллу. Его стараниями при капелле был создан оркестр.

Музыка Балакирева исполняется не только в России, но и Брюсселе, Берлине и Копенгагене.

Балакирев умер в 1910 г. Его последнее произведение – Сюита для оркестра – осталась незавершенной, закончил ее Сергей Ляпунов.

Музыкальные Сезоны

(21 декабря 1836 года по старому стилю) в Нижнем Новгороде. Он был потомственным дворянином, род Балакиревых известен с середины XIV века. Первые уроки игры на фортепиано получил у матери Елизаветы Яшеровой, летом 1846 года в Москве учился у пианиста и композитора Александра Дюбюка - ученика ирландского композитора Джона Филда.

В 1883-1895 годах Балакирев был управляющим Петербургской придворной капеллы, где улучшил репертуар и исполнение. Он поднял преподавание пения и теории музыки на профессиональный уровень и ввел инструментальные классы. Наиболее одаренные ученики капеллы образовали вокруг своего руководителя музыкальный кружок. Балакирев был также центром так называемого Веймарского кружка.

Он редактировал ранние сочинения Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова, совместно с последним готовил к изданию партитуры опер Глинки "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила", сочинения Фредерика Шопена.

Во второй половине 1860-х годов Балакирев поставил в Праге оперы Глинки "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила".

В 1894 году по его инициативе был установлен памятник Шопену в Желязовой Воле (месте рождения Шопена), там же и в Варшаве исполнял публично произведения этого композитора.

С начала 1880-х годов он был цензором духовно-музыкальных произведений. Духовно-музыкальное наследие Балакирева составило 11 законченных работ, главным образом предназначенных к исполнению за богослужением.

Балакирев создал две симфонии (1897, 1908); три увертюры, в том числе Увертюра на темы трех русских песен (1858); симфонические поэмы "Русь" ("1000 лет", 1862), "В Чехии" (1867), "Тамара" (1882). Он написал музыку к трагедии Шекспира "Король Лир" (1861); два концерта для фортепиано с оркестром; фантазию "Исламей" (1869); Кантату на открытие в Петербурге памятника Глинке (1904); пьесы для фортепиано.

Балакирев - автор 40 романсов . Композитор положил на музыку стихи "Утес" и "Когда волнуется желтеющая нива" Михаила Лермонтова, "Я пришел к тебе с приветом" и "Шепот, робкое дыханье" Афанасия Фета.

29 мая (16 мая по старому стилю) 1910 года Милий Балакирев скончался в Петербурге. Похоронен в Некрополе мастеров искусств.

Во Владимире, Екатеринбурге, Липецке и Нижнем Новгороде есть улицы и переулки, названные в честь композитора. Также имя Милия Балакирева носят музыкальные школы и школы искусств в Москве, Нижнем Новгороде и Гусь-Хрустальном.

В 2017 году Балакирева появится в Москве на пересечении Самаркандского бульвара и Ферганской улицы в районе Выхино-Жулебино Юго-Восточного административного округа.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

(21 декабря 1836 года по старому стилю) в Нижнем Новгороде. Он был потомственным дворянином, род Балакиревых известен с середины XIV века. Первые уроки игры на фортепиано получил у матери Елизаветы Яшеровой, летом 1846 года в Москве учился у пианиста и композитора Александра Дюбюка - ученика ирландского композитора Джона Филда.

В 1883-1895 годах Балакирев был управляющим Петербургской придворной капеллы, где улучшил репертуар и исполнение. Он поднял преподавание пения и теории музыки на профессиональный уровень и ввел инструментальные классы. Наиболее одаренные ученики капеллы образовали вокруг своего руководителя музыкальный кружок. Балакирев был также центром так называемого Веймарского кружка.

Он редактировал ранние сочинения Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова, совместно с последним готовил к изданию партитуры опер Глинки "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила", сочинения Фредерика Шопена.

Во второй половине 1860-х годов Балакирев поставил в Праге оперы Глинки "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила".

В 1894 году по его инициативе был установлен памятник Шопену в Желязовой Воле (месте рождения Шопена), там же и в Варшаве исполнял публично произведения этого композитора.

С начала 1880-х годов он был цензором духовно-музыкальных произведений. Духовно-музыкальное наследие Балакирева составило 11 законченных работ, главным образом предназначенных к исполнению за богослужением.

Балакирев создал две симфонии (1897, 1908); три увертюры, в том числе Увертюра на темы трех русских песен (1858); симфонические поэмы "Русь" ("1000 лет", 1862), "В Чехии" (1867), "Тамара" (1882). Он написал музыку к трагедии Шекспира "Король Лир" (1861); два концерта для фортепиано с оркестром; фантазию "Исламей" (1869); Кантату на открытие в Петербурге памятника Глинке (1904); пьесы для фортепиано.

Балакирев - автор 40 романсов . Композитор положил на музыку стихи "Утес" и "Когда волнуется желтеющая нива" Михаила Лермонтова, "Я пришел к тебе с приветом" и "Шепот, робкое дыханье" Афанасия Фета.

29 мая (16 мая по старому стилю) 1910 года Милий Балакирев скончался в Петербурге. Похоронен в Некрополе мастеров искусств.

Во Владимире, Екатеринбурге, Липецке и Нижнем Новгороде есть улицы и переулки, названные в честь композитора. Также имя Милия Балакирева носят музыкальные школы и школы искусств в Москве, Нижнем Новгороде и Гусь-Хрустальном.

В 2017 году Балакирева появится в Москве на пересечении Самаркандского бульвара и Ферганской улицы в районе Выхино-Жулебино Юго-Восточного административного округа.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников