Можно ли святить вербу дома? Вербное Воскресение. Народные приметы и традиции праздника

История праздника Вход Господень в Иерусалим, почему и зачем православные христиане освящают веточки вербы, какую силу ей приписывают вы узнаете, прочитав статью.

Вход Господень в Иерусалим

За неделю до празднования Светлого Христова Воскресения, в память о торжественном Входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим – главный город Святой Земли – перед его Крестными страданиями, празднуется Вход Господний в Иерусалим.

Праздник Входа Господня в Иерусалим (Неделя ваий, Цветоносная Неделя, Вербное воскресенье) – один из 12-ти главных праздников Православной церкви. В богослужении вспоминаются евангельские события торжественного входа Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим накануне крестных страданий. Жители святого города встречали Христа как Мессию - с пальмовыми ветвями в руках, отсюда и исконное название праздника - «пальмовое воскресенье».

В это день Христос въехал в Иерусалим на молодом осленке. Накануне Он совершил чудо воскрешения святого праведного Лазаря, жившего вместе со своими сестрами Марфой и Марией в селении Вифания близ Иерусалима и скончавшегося за четыре дня до прихода Иисуса в Вифанию.

Весть о воскрешении Лазаря облетела Иерусалим. Люди узнали, что Иисус, воскресивший Лазаря, идет в город. Много народу вышло ему навстречу. Люди постилали на его пути снятые с себя свои одежды. Другие несли в руках пальмовые ветви – символ победы, торжественно восклицая: «Осанна (спасение) Сыну Давидову!» — так у евреев было принято встречать царей и победителей. Только Христос один знал, что путь, усеянный ныне пальмовыми ветвями, ведет к Кресту и Голгофе.

Войдя в Храм, Иисус выгнал из него торговцев и стал исцелять слепых и хромых. Люди, видя чудеса Христа, еще больше стали его прославлять. В следующие дни Иисус проповедовал в Храме, а ночи проводил за городом.

Народ неотступно следовал за Иисусом, а первосвященники, старейшины народа, книжники искали случая погубить Его.

Вербное воскресенье

Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Русь он пришел в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, так как верба здесь играла такую же роль, что и пальма, пальмовые ветви. Верба освящалась и освящается сейчас в церкви святой водой.

По церковной традиции в праздник Входа Господня в Иерусалим верующие стоят на богослужении с веточками вербы в руках. Поэтому праздник и называется Вербное воскресенье. Вербы заменяют собой ваия – пальмовые ветви, которые держали в руках встречавшие Христа жители Иерусалима. Верующие как бы встречают незримо грядущего Господа.

Накануне Вербного воскресенья, на всенощном бдении в субботу, вербы освящаются окроплением святой водой после прочтения особой молитвы. Однако и в воскресенье на утренней службе люди стоят с веточками вербы и зажженными свечами, и после Литургии проводится окропление.

Освящается верба благодатью Духа Святаго, поэтому не стоит волноваться, сколько воды попало веточку. Капелька святой воды или литр – это не важно, верба освящена.

Соприкасаясь с этой святыней, человек получает освящение. Христиане в этот день приходят в храм, чтобы помолиться, вспомнить о торжественной встрече Иисуса в Иерусалиме и частичку этого праздника принести себе домой.

До праздника старые ветви сжигают, а новые ставят рядом с иконами.

Зачем освящают веточки вербы?

На вербе раньше других деревьев появляются почки.

Вербе издревле приписывалась магическая сила способствовать плодородию и будущему урожаю. Считалось также, что верба обладает способностью наделять здоровьем и половой энергией людей и скот, предохранять от заболеваний и очищать от нечистой силы.

К тому же вербе приписывают силу охранять дома от пожара, нивы от града, останавливать бурю, распознавать колдунов и ведьм, обнаруживать клады. «Сережки» вербы глотают для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. Эта святыня отгоняет и демонов. Во время грозы спасает от попадания молнии, поэтому веточки ставили на подоконник.

В древности на Руси приготовление веток вербы было своего рода обрядом. Накануне Вербного воскресенья россияне отправлялись ломать вербу на берега близ протекающих рек.

Придя из церкви с освященной вербой, было принято стегать ею своих детей, при этом приговаривая: «Верба – хлест, бьет до слез, верба красна, бьет не напрасно».

Надо хлестать и себя, чтобы пополнить здоровьем, при этом следует говорить: «Не я бью, верба бьет».

Освященной вербой еще постегивали и новобрачных или молодых девушек – для того, чтобы у них родились здоровые детишки.

Существует мнение, что освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в пламя останавливает действие огня, а воткнутая в поле сберегает посевы.

Трусоватым людям, желающим избавиться от своего недостатка, нужно в Вербное воскресенье, по приходе от заутрени, вбить в стену своего дома колышек освященной вербы.

По погоде на Вербной неделе судили о будущем урожае. Хорошая погода в эти дни предвещает богатый урожай.

После Вербного воскресенья начинается Страстная седмица. Каждый ее день шаг за шагом постепенно обозначает последние дни земной жизни Спасителя. Церковь в эти дни вспоминает Евангельские события, и в первые три дня на часах прочитываются все четыре Евангелия: Матвея и Марка – в понедельник, Луки и Иоанна – во вторник и среду.

Ради нас самих в эти дни мы должны собрать все свои мысли и чувства и очистить их. Как это сделать, вы можете прочитать на сайте.

__________________________________________________________________________________

Оставьте свои комментарии или дополнения к статье!

Праздник Вход Господень в Иерусалим в народе называют Вербным Воскресением, потому что в этот праздник все люди идут в церковь с вербами. Во время всенощного бдения все люди в храме стоят с зажженными свечами и с вербами, разукрашенными цветами.

Почему верба?

Субботним вечером накануне праздника преображаются православные храмы. Прихожане, во множестве стекающиеся на службу, приносят с собой цветы и веточки вербы, так что церкви становятся похожи на распускающиеся луга. Откуда пошел этот прекрасный обычай и каково его духовное значение?

Господь Иисус Христос вошел в Святой город за несколько дней до Своих страданий и смерти . Здесь завершил Он трехлетнее служение на поприще Мессии. Иудейскому народу, избранному Богом в Ветхом Завете, необходимо было получить от Самого Христа свидетельство о Его Божественном Достоинстве. И вот Господь входит в Иерусалим, сопровождаемый толпами народа.

Люди, чувствуя величие происходившего, от избытка сердец взывали ко Христу: “Осанна!” (что значит “благословен”) и постилали на Его пути зеленые пальмовые ветви. Издавна с такой торжественностью встречали царей и великих завоевателей, и теперь в возложении ветвей выразилось тысячелетнее чаяние иудеев о пришествии земного Царя, который восстановит престол Давидов. Народ не смог уразуметь, что Царство Христа не от мира сего…

С тех пор миновало две тысячи лет. Но каждый год мы, подобно жителям Иерусалима, приходим встречать Христа в храмы с ветвями деревьев (по церк.-слав. – с “ваийями” ). В России не растут пальмы, да и другие деревья из-за суровости климата еще не распускаются, только вербы покрываются нежными мохнатыми почками. Верба – символ весны, присущего этому времени года духовного возрождения. Она таит в себе листья, но еще не выпускает, и тем дает понять, что наша радость от праздника Входа Господня неполна, но таит в себе начатки великой пасхальной радости.

Освящение верб бывает в субботу во время праздничного богослужения – . После чтения Евангелия священники совершают каждение верб благоуханным фимиамом, читают молитву и окропляют ветви святой водой. Часто прихожане волнуются, попала ли святая вода на принесенные ими веточки, настойчиво требуют окропить снова и снова. Но мы должны помнить, что освящается верба благодатью Духа Святаго, поэтому неважно – попала ли на веточку капелька святой воды или литр – верба освящена. Обычно окропление повторяется в сам день праздника, после литургии.

Освященные вербы мы приносим в свои дома, где с благоговением храним, как знак проникающей благодати Божией, до следующего года. Затем ветви сжигают, заменяя на новые. (Константин Слепинин. Азы Православия)

ОТ РЕДАКЦИИ. Что мы знаем об освящении вербы в праздник ? - Так, с ложившаяся благочестивая традиция…

Что делать с освященной вербой / зеленью на Троицу / букетами на Маковія? - Вот, собственно, и все вопросы, которые у нас в этой связи возникают.

Наши современники - богословы из общества имени Скабаллановича - в своём миссионерском издании обращают внимание на то, когда и зачем освящается верба за богослужением в день праздника.

Знаете ли вы, что…

Факт №1

Освящение веточек вербы происходит на вечернем богослужении в субботу

Во время полиелея - самой торжественной части праздничного вечернего богослужения, после Евангелия, во время чтения покаянного 50-го псалма священник кадит народ, стоящий с ветками деревьев и зеленью.

После чего читается молитва:

Господи Боже наш, седяй на херувимех, возставивый силу Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасет мир Крестом, и погребением, и воскресением Своим. Егоже и ныне пришедша во Иерусалим на вольную страсть, людие седящии во тьме, и сени смертней, приемше воскресения знамения, ветви древес, и ваиа финик, воскресение знаменующе сретоша. Сам Владыко и нас по подражанию онех, в предпразднственный сей день, ваиа и ветви древес в руках носящих соблюди и сохрани. Да якоже онии народи и дети осанна Тебе приношаху, и мы такожде в песнех и пениих духовных, животворящаго и тридневнаго Воскресения достигнем, в томже Христе Иисусе Господе нашем: с Нимже благословен еси, с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Господи Боже наш, восседающий на Херувимах, воздвигший силу Твою и пославший единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасёт Он мір Крестом, погребением и Воскресением Своим. Его, пришедшего в Иерусалим на добровольное страдание, люди, пребывавшие во тьме и тени смертной, встретили, взяв символы победы – ветви деревьев и побеги пальм - и воскресение тем предсказали.

Сам, Владыка, и нас, в этот предпраздничный день пальмовые и древесные ветви в подражание им в руках держащих и, как те толпы и дети, возгласы «Осанна» Тебе приносящих, соблюди и сохрани.

Чтобы нам с гимнами и песнями духовными удостоиться достигнуть животворящего и тридневного Воскресения во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым благословен Ты, со Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

После этой молитвы стоящих в храме людей с веточками вербы в руках окропляют святой водой.

Факт №2

Освящается не верба, а люди, стоящие в храме.


Хотя и считается, что освящаются ветки деревьев (чаще всего вербы), однако в молитве речь идёт о совершенно другом, а именно: мы просим Господа освятить нас, дать нам Свою Спасительную благодать, чтобы мы, держащие ветки, как незлобивые дети при встрече Господа в Иерусалиме, таковыми и остались, чтобы не стали такими, как те, что сначала кричали «Осанна!», а затем стали кричать «Распни Его!» Даже если мы и не говорим таких слов, то всё равно своими грехами, своим безчувствием и ленью мы ещё и ещё раз распинаем Христа и делаем Его Жертву для нас напрасной.

Факт №3

Важно не унести из храма освященную вербу, а прийти с ней в храм.

Веточка в руках - знак того, что Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания для нас так же важен и трогателен, как и для тех, кто две тысячи лет назад приветствовал его пальмовыми ветвями и кричал «Осанна!».

Вот как об этом поётся в тропаре празднику:

Церковь вообще вневременна. На богослужениях практически невозможно услышать что-либо о священных событиях в прошедшем времени, к примеру, что Господь входил в Иерусалим. Реже можно услышать, что Он «восшел в Иерусалим», но чаще всего - «входит», и причем «днесь», сейчас. В душах людей евангельские события переживаются каждый раз по-новому. Поэтому и приносят вербы в храм, стоят с ними во время богослужения, чтобы показать, что и мы приветствуем Господа как своего Царя и Мессию.

К сожалению, эта прекрасная традиция со временем была переосмыслена в категориях внешней обрядности. Если богослужебные тексты весь акцент делали на «Грядущем во имя Господне» - Христе и людях, Его встречавших, то народная традиция весь смысл праздника свела к освящению вербы. Приносить в храм вербу (а, вернее, уносить из храма), получается, уже нужно не для того, чтобы засвидетельствовать перед Господом свою любовь, а для того, чтобы запастись хорошим оберегом.

Факт №4

Если вы не стояли с вербой на службе, прославляя Господа, «грядущего на вольную страсть», то идти с ней в храм просто так, чтоб освятить, не нужно.

Из года в год повторяется одна и та же история: на протяжении дня, когда праздничная Литургия уже давно закончилась, в храм заходит множество людей с вопросом: «А где здесь раздают вербу?» Вербы не жалко, но почему-то всегда от этого становится грустно.

В книжечках и устных беседах можно встретить множество советов, что делать с вербой, куда её ставить, сколько лет хранить, даже в каких случаях желательно съесть вербную почку.

Люди надеются получить от вербы помощь, ведь верба освящённая. Но если разобрать текст молитвы, то окажется, что в ней нет ни одного слова о том, что освящается верба, её смысл сводится к фразе: «... и нас, по подражанию онех (т.е. нас, в подражание людей, встречавших Господа ветками), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани».

Объектом освящения Церковь видела не вербу, а самого человека. В Требнике - сборнике священнических молитв, содержащем последования Таинств и обрядов - даже нет указания окроплять вербу святой водой. Это указание есть в Служебнике - книге, содержащей последования Литургии, вечерни, утрени, но там оно появилось уже позже, как отображение установившейся практики.

Факт №5

Утром в день праздника вербу окропят святой водой, но молитва на освящение уже не читается.

Обычно окропление повторяется в сам день праздника, после Литургии.

При освящении верб читается молитва: «Освящаются вербы сии, Благодатию Всесвятаго Духа и окроплением воды сия священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь

Но при совершении этого обряда нельзя забывать внутренний его смысл. Главное - это куда идет Господь и ради чего.

Праздником Вербного воскресенья начинается для нас Страстная седмица. В течение этих нескольких дней Господь завершит Свою земную жизнь. В этом завершении будет совершение всего. Как Он Сам скажет в Своих последних словах на Кресте: «Совершилось!»

Праздник Вход Господень в Иерусалим в народе называют Вербным Воскресением, потому что в этот праздник все люди идут в церковь с вербами. Во время всенощного бдения все люди в храме стоят с зажженными свечами и с вербами, разукрашенными цветами.

Почему верба?

Субботним вечером накануне праздника Входа Господня во Иерусалим преображаются православные храмы. Прихожане, во множестве стекающиеся на службу, приносят с собой цветы и веточки вербы, так что церкви становятся похожи на распускающиеся луга. Откуда пошел этот прекрасный обычай и каково его духовное значение?

Господь Иисус Христос вошел в Святой город за несколько дней до Своих страданий и смерти . Здесь завершил Он трехлетнее служение на поприще Мессии. Иудейскому народу, избранному Богом в Ветхом Завете, необходимо было получить от Самого Христа свидетельство о Его Божественном Достоинстве. И вот Господь входит в Иерусалим, сопровождаемый толпами народа.

Люди, чувствуя величие происходившего, от избытка сердец взывали ко Христу: “Осанна!” (что значит “благословен”) и постилали на Его пути зеленые пальмовые ветви. Издавна с такой торжественностью встречали царей и великих завоевателей, и теперь в возложении ветвей выразилось тысячелетнее чаяние иудеев о пришествии земного Царя, который восстановит престол Давидов. Народ не смог уразуметь, что Царство Христа не от мира сего…

С тех пор миновало две тысячи лет. Но каждый год мы, подобно жителям Иерусалима, приходим встречать Христа в храмы с ветвями деревьев (по церк.-слав. – с “ваийями” ). В России не растут пальмы, да и другие деревья из-за суровости климата еще не распускаются, только вербы покрываются нежными мохнатыми почками. Верба – символ весны, присущего этому времени года духовного возрождения. Она таит в себе листья, но еще не выпускает, и тем дает понять, что наша радость от праздника Входа Господня неполна, но таит в себе начатки великой пасхальной радости.

Освящение верб бывает в субботу во время праздничного богослужения – Всенощного бдения . После чтения Евангелия священники совершают каждение верб благоуханным фимиамом, читают молитву и окропляют ветви святой водой. Часто прихожане волнуются, попала ли святая вода на принесенные ими веточки, настойчиво требуют окропить снова и снова. Но мы должны помнить, что освящается верба благодатью Духа Святаго, поэтому неважно – попала ли на веточку капелька святой воды или литр – верба освящена. Обычно окропление повторяется в сам день праздника, после литургии.

По сложившейся традиции веточки вербы можно освятить в разное время. Если вы не сможете этого сделать в Воскресенье, тогда смело идите в храм вечером в субботу. Именно в это время и начинают святить вербу. В этом году Лазарева суббота припадает на 31 марта.

В это время читают особые молитвы на освещения вайи, которой называют святыми. Их читают во всех храмах и именно в это время, и происходит освящение вербы во время или после субботней службы. Но так как не все могут приходить в субботу, можно освятить вербу в воскресенье.

Символ праздника — ветви ивы и вербы

В России, символом пальмовых ветвей, которыми народ еврейский приветствовал Христа, стали ветви ивовых деревьев – ивы, вербы, ветлы, распускающихся первыми весной. Поэтому и праздник Вербное воскресенье имеет именно такое название. Настоящее его название – Неделя Ваий, вход Господень в Иерусалим или Цветоносное воскресенье. Ветви вербы должны помочь верующему упорядочить и очистить свои мысли. Задуматься о значимости и ценности благ духовных и земных.

Праздник Вербного воскресенья стал с 16 века особенно почитаемым и пышно празднуемым в Москве. По определенному маршруту организовывался Крестный ход (от Успенского собора до собора Василия Блаженного), на лобном месте проводилось установленное молитословие. По существовавшей в то время традиции кроме ношения во время Крестного хода крестов и икон, на санях возилось огромное дерево, украшенное плодами фиников, изюма и т.д. Стоимость таких деревьев (обычно немецкой работы) была достаточно высокой – несколько сотен рублей. По окончанию Крестного хода, дерево и украшение саней отдавали народу. В 1678 году дорогостоящее дерево заменили три воза вербы, которые приобретались Приказом для раздачи людям в Успенском соборе.

Так, когда святить вербу 2018?

Вербное воскресенье неизменно отмечается за неделю до Пасхи. Вербное воскресение в 2018 году будет 1 апреля, а со 2 апреля начинается Страстная неделя, завершающаяся Пасхой, которая приходится на 8 апреля 2018 года.

Вербу освящают в храмах накануне, в субботу вечером (31 марта апреля в 2018 году) на Всенощном бдении: после прочтения Евангелия читается 50-й псалом, затем святой водой окропляют ветви. После этого их раздают молящимся, и прихожане стоят до конца службы с вербой и зажжёнными свечами.

Обычно окропление повторяют и в само Вербное воскресенье на Литургии (служится Литургия Иоанна Златоуста). Эти веточки принято хранить дома в течение всего года до следующей Пасхи.

Считается, что верба защитит дом от бед и напастей.

Ни в коем случае вербу с прошлого года, по приданиям, выкидывать нельзя. Ее надо либо сжечь, либо бросить в реку с сильным течением, либо просто отнести в храм. Если верба пустила корни, то ее надо посадить. Только в другой день, а не в Вербное воскресенье.

Также из вербы в этот день было принято делать отвары и порошки, добавлять в хлеб.

Как украсить вербу своими руками в церковь?

Верба для освящения в церкви не требует особого украшения. Обычно, несколько веточек просто собирают в букет, перевязывают его нитью или цветной ленточкой.

Также можно собрать красивый букет из вербовых прутиков с мужскими и женскими цветами, добавить к ним веточки похожих на вербу растений, например, ивы.

Стоит повториться, что служители церкви придают вербе не такое большое значение. Поэтому у них нет каких-либо требований к ее внешнему виду во время освящения.

Вербное Воскресение. Народные приметы и традиции праздника

Постучишь по телу веточкой вербы – будет здоровье целый год. Пожалуй, это единственная примета, о которой знают люди сегодня. Сначала веточку вербы освящают в этот день в церкви, а после этого веточкой постукивают по телу и приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля». Такое предпочтение отдается именно вербе потому, что это, пожалуй, самое живучее дерево, какое только есть в природе. Считается, что даже если палку вербы воткнуть в землю вверх «ногами», то она все равно примется, и будет расти. Именно по этой причине верба сможет дать здоровье человеку, потому, что она сама очень сильная.

Съешь почку вербы – решится важное дело. Освященные веточки вербы было принято хранить целый год возле иконы. Если вам предстоит идти на важные переговоры, или вы собираетесь начать очень важное для вас дело, и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Но поможет только та верба, которая в Вербное воскресенье была освящена в церкви. Отправляясь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запивая свяченой водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. Постоянно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком.

На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке, он и придет. Суеверие? Скорее всего. Но раньше молодая девушка, если ей нравился какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимания, ждала именно этого дня. Начиная с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. Ее мысли каким-то непонятным образом передавались этому парню. А вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погулять. В принципе, уже давно доказано, что человеческая мысль материальна. Все, о чем мы думаем, рано или поздно обязательно случается в реальной жизни. Возможно, у Вербного воскресенья такая энергетика, которая позволяет воплотить наши мысли в жизнь гораздо быстрее, чем в любой другой день.

Посади комнатное растение на Вербное воскресенье – будешь богатым. Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги. Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами. Кстати говоря, одно из таких растений сейчас называют денежным деревом. Для того чтобы оно не завяло и росло хорошо нужно знать специальные правила его посадки и ухода за ним. Кстати, замечено, что в том доме, где денежное дерево хорошо растет, всегда достаток и недостатка в деньгах не бывает.

Поздравление с Вербным воскресеньем, видео