Негритюд-черный расизм? Бремя белых. Необыкновенный расизм

Оценка 5 из 5 звёзд от makhov-64 23.12.2018 20:45

Естественно, человек с именем Тохтам может поставить только 1)

Оценка 5 из 5 звёзд от Дмитрий 28.05.2018 08:48

Противоречит современным научным данным. Современные исследования в пух и прах разбивают многие идеи автора. Книга рассчитана на человека, не интересующегося данными современных наук, таких как генетика, архиология, социология...

Оценка 2 из 5 звёзд от RHCP 01.12.2016 19:19

Всё написано верно. Но выхода не видно. И когда он появиться не известно. Невольно вспомнились слова Бога-творца: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему. Видать много исполнителей было и каждый старался внести свою лепту. А что нам теперь делать, как создать идеал. А может он и не нужен. Просто люди должны дополнять друг друга в том, к чему у них есть предназначение, как например мужчины и женщины.

Оценка 4 из 5 звёзд от Алексей 14.11.2016 15:08

(Только в 350 году по P. X. народ хунну проиграл войну с Китаем и навсегда ушел из Северного Китая. Они ушли в Европу, где известны под именем гуннов. Были хунну бородаты и могучи, поклонялись корове и солнцу. Арии, что тут поделать.) Это написано в статье - Чуть позже,а это описание гуннов от Иордана - «По внешнему виду низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутый сединою, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом (кожи), он являл все признаки своего происхождения».Явный монгол.

Оценка 3 из 5 звёзд от Анатолий 02.03.2014 23:19

Полный бред.Прочёл несколько глав,картина сложилась,дальше просто не хочу.Профанация и поверхностность почти в каждой строчке.Автор пишет об "арийцах", как о языковой группе.Он даже не удосужился узнать происхождение слово "арий". Правильнее говорить, Арья-благородный,так в санскрите и пали обозначают человека,достигшего определённого духовного прогресса."Арья" это ступень духовного развития личности и не имеет никакого отношения к расовому происхождению соискателя.
Глава о "перенаселённость" Африки и "спасение" оной работорговцами вызывает просто смех.Жизнь племён среди дикой природы,с экстенсивным способом природопользования,сама регулирует численность населения.Демографический взрыв возможен только при"цивилизованном" способе жизни,образующем излишек продуктов,что ведёт,соответственно,к увеличению числа людей.
Про грубых индейских дикарей,врывающихся в дома к невинным белым и убивающим их-эти сказки для жителей
больших городов,не знающих,какой делает жизнь человека естественное гармоничное сосуществование с природой.
Люди,живущие в гармонии с природой,так называемые "дикари" ,отличаются тонкой душевной организацией,порядочностью и уважительным отношением к окружающему миру.Но потомки этих людей,лишённые своей земли,способов хозяйствования,языка,культуры,споенные алкоголем,конечно же,становятся деградированными
,асоциальными элементами.
В общем,книга- псевдонаучный отстой.Мог бы много чего противопоставить,да время терять на такое....

Оценка 1 из 5 звёзд от Тохтар

Бремя белых. Необыкновенный расизм Буровский Андрей Михайлович

Расизм белый и черный

Расизм белый и черный

Вообще когда говорят о расизме, обычно подразумевается именно белый расизм. Был ли он? Был. Было законодательное ограничение прав негров по сравнению с белыми, апартеид, сегрегация, суды Линча, ку-клукс-клан, вывески «Только для белых» на скамейках и при входе в рестораны. Все было. Но в сегодняшнем мире этого практически нет. Причем отрицание этого белого расизма последовательнее всего в странах, где он был сильнее всего и продолжался дольше всего.

В Париже я своими глазами видел ресторанчик с названием «У веселого негра». В США такое название абсолютно невозможно - в той же степени, в какой невозможен в России ресторан с названием «У веселого жидка» или «У веселого армяшки». А во Франции расизма практически и не было, потому и название такое вполне возможно.

В 1973 году Генеральная Ассамблея ООН официально назвала «преступным» режим апартеида в ЮАР и приняла Международную конвенцию «О пресечении преступления апартеида и наказании за него».

В мировой прессе так громко стонали по поводу расизма в ЮАР, что эта несчастная страна сделалась мрачным символом - покруче Третьего рейха.

При этом от широких кругов общественности тщательно скрывались факты, весьма неудобные для «борцов с дискриминацией». При апартеиде в ЮАР каждый год колледжи выпускали гигантское, по африканским меркам, количество чернокожих учащихся: в три раза больше, чем все чернокожие студенты всех стран Африки, вместе взятые. В ЮАР каждый негр был обязан закончить начальную школу.

В самой большой «черной» больнице ЮАР - самой большой больнице Африки - каждый год выполнялось больше 1800 сложных операций.

Никогда ни слова не говорилось о том, что одна из наиболее острых проблем ЮАР состояла в нелегальной иммиграции чернокожих из остальных африканских государств: негры толпами бежали в расистскую ЮАР из счастливых независимых стран.

А как быть с проявлениями черного расизма? В ЮАР и Зимбабве проявлений этого расизма очень много, вплоть до изнасилований и убийств белых. Белых фермеров убивали и убивают именно по расовому признаку - как белых. Официальные «черные» власти в этих странах не пропагандируют расизм, но и ничего не делают для защиты белых. Примерно как в США в Южных штатах власти смотрели сквозь пальцы на бытовой расизм и даже на деятельность судов Линча.

Попытка «белого» митинга протеста пресекается просто: полиция открывает огонь на поражение. Не разгоняет митинг, а истребляет. И «прогрессивная международная общественность» не бьет тревогу.

Более того… В Анголе в 1960–1970 годы черный расизм сделался официальной идеологией различных повстанческих движений. В 1961 году лидер Союза народов Анголы Холден Роберто отдал своим боевикам такой приказ: «Убивайте всех, кто белого цвета». Убивали и мулатов, как «предателей» и «ненастоящих» негров. Погромы шли под лозунгами в стиле «Бей мулатов и белых, спасай Анголу!».

Может быть, это негры мстили за века унижений колониализма?

Но точно так же в Африке резали и режут друг друга. Скажем, народ хауса в Нигерии резал народ ибо - так лихо резал, что за несколько недель истребил до миллиона человек.

Точно так же хуту резали тутси - с тем же успехом, убили до миллиона человек.

В общем, в Африке происходит совершенно то же самое, что и в Европе: вечно все считают себя лучше других. При племенном делении, когда и не очень знают о существовании разных рас, режут по племенному принципу. При некотором, хотя бы слабеньком, образовании эта ксенофобия принимает форму расизма: «Мы лучше, потому что у нас раса более правильная!»

Впрочем, существует и черная расовая теория, ничем не хуже, чем у Чемберлена.

Из книги Не кысь [сборник] автора Толстая Татьяна Никитична

Черный воротник и белый снег Сюжет, давший название альбому, состоит из серии фотографий, снятых с интервалом в несколько секунд фотографом Леонидовым 7 ноября 1919 года на Красной площади. Как всегда в этот день, идет снег. Шапки, воротники, фуражки – все в мокром снегу. У

Из книги К барьеру! 2009 № 02 автора Газета Дуэль

РАСИЗМ В ООН? ВОТ ГДЕ РАСИЗМ!Текст речи иранского президента Махмуда Ахмадинежадана Конференции «Дурбан-2», посвящённой проблемам расизма,20 апреля в ЖеневеГосподин председатель, уважаемый Генеральный Секретарь Организации Объединённых Наций, уважаемый Верховный

Из книги Газета Завтра 268 (3 1999) автора Завтра Газета

ОБЫКНОВЕННЫЙ РАСИЗМ Русские в Латвии превращены в бесправных рабов. Это известно всем правительствам и парламентам мира и всем международным организациям. Но ООН не подвергает санкциям расистское латвийское государство, правозащитники в европейских столицах не

Из книги Апология капитализма автора Рэнд Айн

Расизм Расизм - это самая низкая, самая грубая и примитивная форма коллективизма. Он являет собой принцип, по которому нравственная, социальная или политическая значимость человека приписывается его происхождению; принцип, гласящий, что интеллектуальные свойства и

Из книги Бремя белых. Необыкновенный расизм автора Буровский Андрей Михайлович

Расизм? Или что-то другое? Первобытные племена и древние народы вовсе не были расистами. Конечно, все они очень хорошо знали, как выглядят «свои». Ведь долгое время все «свои» жили и размножались в полной изоляции от «других». В отдельных поселках все были даже внешне

Из книги Газета Завтра 955 (9 2012) автора Завтра Газета

Чей расизм «круче»? Не будем делать вид, будто в XVII, XVIII или XIX веках на земле жили только злые европейские расисты и жертвы их ужасного расизма. Мягко говоря, все намного сложнее.Для ВСЕХ людей, вовсе не только для европейцев, типично считать себя лучше остальных. Более того

Из книги Финансовый кризис 2009. Как выжить автора Попов Александр

Американский черный расизм В США быть белым расистом совершенно немыслимо: допустить самые мягкие высказывания не только о неравенстве рас, а даже о том, что расы не одинаковы, будет актом политического и профессионального самоубийства.А вот черный расизм - явление

Из книги Неистовый Лимонов [Большой поход на Кремль] автора Додолев Евгений Юрьевич

Расизм жив… Что означает все сказанное? Да сущую «мелочь»! Всего-навсего то, что расизм никуда не делся. В США белый расизм частью ушел в подполье, частью приспособился к новым условиям. Черный расизм получил государственную и общественную поддержку, но ведь и он никуда не

Из книги Литературная Газета 6432 (№ 39 2013) автора Литературная Газета

Из книги Первая мировая война (август 2007) автора Русская жизнь журнал

Глава 7. Наш «черный вторник» и «черный четверг» Чем опасны «токсичные»

Из книги Странная цивилизация автора Цаплин Владимир Сергеевич

Мой личный расизм «Элвис был героем для большинства, Никогда не значил ни х… для меня. Законченный расист был этот х…сос в натуре. Мать его е… и Джона Вэйна туда же, Потому что я Черный, и Я горд». Из песни «Борись с силой» группы «Враг народа» Никто, разумеется, не помнит о

Расизм Расы отличаются объективными внешними признаками в цвете кожи, чертах лица и тела. Но эти черты не имеют никакого отношения к формированию мышления, которое у всех людей планеты потенциально одинаково. Происхождение рас, возможно, объясняется тем, что люди

Из книги автора

Черный воздух, белый снег 5 марта 2012 у оппозиции первые признаки усталости. Что делать дальше? Отчаянная попытка Удальцова У входа на Пушкинскую площадь, сразу за рамками металлоискателей, стоят парень и девушка с огромными букетами белых гвоздик. Они раздают цветы

Из книги автора

Белый человек, белый ад Анастасия Белокурова21 января 20160Культурао фильме "Выживший""Выживший" (США, 2015, режиссёр - Алехандро Гонсалес Иньяритту, в ролях: Леонардо Ди Каприо, Том Харди, Марк Хриско, Уилл Поултер, Донал Глисон)В начале ХIХ века местность в районе реки Миссури

Ольга Нагорнюк

Белый и черный расизм. Что это?

Слово «расист» прочно обосновалось в нашем лексиконе. Но всем ли известно, что такое расизм, и как возникла идея судить о человеке в зависимости от цвета кожи? Если вы относитесь к числу тех, кто не может дать ответы на эти вопросы, ищите их в нашей статье.

Что такое расизм: определение термина

В основе расизма лежит суждение о неравенстве людей различных рас. Расисты уверены: есть расы, которые по своему интеллектуальному и физическому развитию намного превосходят всех остальных, а потому их представители достойны доминирующего положения в обществе. Так, американцы на протяжении почти всей своей истории ставили индейцев и негров на низшую ступень развития, отводя им роль рабов и людей «второго сорта». И лишь во второй половине прошлого века такое отношение претерпело существенные изменения.

Существует множество классификаций рас. Наиболее распространенная из них предполагает деление на три большие группы:

  • европеоиды — люди с белым цветом кожи, потомки европейцев. К ним относятся французы, англичане, испанцы, немцы;
  • монголоиды — азиаты, имеющие желтоватый оттенок кожи и узкий разрез глаз. Представителями этой расы являются монголы, китайцы, буряты, эвенки;
  • негроиды — темнокожие жители Африки с жесткими курчавыми волосами. К негроидной расе относится население Конго, Алжира, Ливии, Замбии, Нигерии и других стран «черного» континента.

Зачатки расизма появились еще в XVI-XVII вв. Чтобы оправдать рабство, господствовавшие классы подводили под него религиозную подоплеку, утверждая: негры — потомки библейского персонажа Хама, положившего начало такому понятию как хамство.

Попытка обосновать расизм с научной точки зрения была предпринята французским историком Жозефом де Гобино, выделившим в качестве господствующей нордическую расу — высоких бледнокожих блондинов с вытянутым лицом и голубыми глазами.

Позже данное учение легло в основу официальной идеологии Третьего Рейха, когда арийцы, считавшиеся потомками нордов, были провозглашены высшей расой. К чему привело такое толкование теории Гобино, мы знаем из истории: массовое уничтожение евреев в гетто, принудительная стерилизация цыган, геноцид в отношении славян.

Расизм: причины возникновения

Ученые, изучающие причины возникновения расизма, выдвигают три теории происхождения данного явления:

  1. Биологическая. Исходя из того, что человек, согласно учению Дарвина, произошел от обезьяны и является частью животного мира, ученые сделали вывод: человеческая особь неосознанно следует царящему среди зверей закону экологической изоляции, то есть запрету на образование межвидовых пар и смешение видов.
  2. Социальная. Экономический кризис и приток эмигрантов из стран «третьего мира», которые усиливают конкуренцию на рынке труда, неизбежно приводят к возникновению ксенофобных настроений (ненависти к представителям другой расы). Сейчас мы наблюдаем подобное явление в Германии, которую заполонили беженцы-арабы.
  3. Психологическая. Психологи, ищущие ответ на вопрос, что такое расизм, утверждают: человек, обладая отрицательными качествами, пытается искать их и у других. Более того, ощущая чувство вины за это, он пытается переложить ее на других, т. е. ищет «козла отпущения». В масштабах социума таким «козлом отпущения» становится целая раса или определенная группа людей.

Все три теории имеют право на существования и в комплексе объясняют, откуда появился расизм в мире.

Расизм в США

За всю историю существования человечества, пожалуй, наиболее яркие проявления расистских настроений наблюдались в Германии во времена Адольфа Гитлера и в Соединенных Штатах Америки на протяжении всей истории существования этой страны.

Протестанты, эмигрировавшие в Америку в XV-XVI вв. из-за гонений католической церкви или просто в поисках лучшей жизни, со временем почувствовали себя хозяевами новых земель, загнав коренных жителей Америки — индейцев — в резервации, а темнокожих выходцев из Африки сделав рабами.

Деление на «белых» и «черных» в США существовало вплоть до второй половины XX века. Афроамериканцы долго не имели избирательных прав, в стране существовали заведения «только для белых», людям с темным цветом кожи отказывали в получении высшего образования и не принимали на высокооплачиваемые работы. В стране почти на протяжении целого столетия действовала организация ку-клукс-клана, представители которой проповедовали идеи расизма и не гнушались идти на преступления ради превосходства белой расы.

Несмотря на отмену рабства в 1865 году, реальный переворот в сознании американцев произошел в 60-х годах прошлого века, когда в США развернулась кампания по борьбе за гражданские права. После этого темнокожие граждане Америки появились в сенате, а один из них даже стал во главе американской нации и занял кресло президента.

Ксенофобия белого населения Америки по отношению к выходцам из Африки породила у последних ответную реакцию — черный расизм. Проповедовавший его борец за равноправие Маркус Гарви призывал всех афроамериканцев вернуться на свою историческую родину, чтобы не смешивать «черную» кровь с кровью «белых дьяволов».

Расизм в России

Идеи расизма не обошли стороной и Россию. Во времена царствования Николая II особой нелюбовью у жителей империи пользовались представители еврейской национальности. В 1910 году вышел запрет на присвоение офицерского чина крещеным евреям, а спустя два года этого права были лишены и их дети и внуки.

В эпоху социализма в Советском Союзе были провозглашены идеи межрасовой терпимости и всеобщего равенства. Но это на словах. На деле же представители славянских народов чувствовали свое превосходство по отношению к евреям, цыганам, чукчам, хотя формально их права не ущемлялись.

В наши дни расизм в России продолжает существовать, он лишь поменял акценты: сегодня нападкам подвергаются эмигранты из стран Средней Азии, Кавказа и Африки. Выходцы из этих регионов на собственной шкуре испытали, что такое расизм в интерпретации скинхедов.

Футбольный расизм

Расистские идеи преодолели границы отдельно взятых государств , распространившись практически по всему земному шару и проникнув во все сферы нашей жизни. Футбольный расизм, когда фанаты унижают играющих в команде представителей другой национальности, стал в наши дни привычным явлением. Лозунг «Черные голы не считаются!», избиение болельщиками темнокожих игроков, унижение «черных» легионеров со стороны футбольных функционеров — все это сегодня присутствует и на футбольном поле, и за его пределами.

Нигериец Огучи Оньеву, игравший за одну из команд Бельгии, пострадал из-за цвета своей кожи: футболиста избили собственные болельщики. Индиец Викаш Дорасо перестал играть за Францию, когда во время матча был развернут адресованный ему баннер с советом продавать арахис в метро. Бразильский футболист Жулио Сезар чуть было не покинул дортмундскую «Боруссию» из-за того, что его не пустили в местный ночной клуб, сказав, что у него неподходящий цвет кожи.

Расизм — не что иное, как проявление человеческой ограниченности и скудоумия. Среди других рас и национальностей есть масса талантливых и высокоинтеллектуальных людей, чей вклад в развитие науки, культуры и искусства ничуть не меньше, чем их белых коллег. Нельсон Мандела и Махатма Ганди, Тони Моррисон и Мэй Кэрол Джемисон, Дерек Уолкотт и Гранвилл Вудс. Вам знакомы эти имена? Если нет, то стоит побольше о них узнать, и тогда идея о превосходстве белой расы отпадет сама собой.

Современный расизм в США — предлагаем вашему вниманию видеосюжет на эту тему.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Когда говорят о расизме, обычно подразумевается белый расизм, который когда-то очень давно существовал в США и ЮАР - законодательное ограничение прав негров по сравнению с белыми, апартеид, сегрегация, суды Линча, Ку-Клукс-Клан, вывески "Только для белых".

Сейчас практических примеров белого расизма уже не существует, однако в последние десятилетия заговорили о чёрном расизме - когда негры проявляют враждебность и насилие к белым по расовому признаку. Среди проявлений чёрного расизма отмечают многочисленные убийства белых фермеров в Зимбабве и в ЮАР в последние десятилетия. Однако на словах официальные "чёрные" власти в этих странах нападения на белых не поощряют. Они просто не мешают "живому творчеству масс", и ничего не делают для защиты белых. Зато в Анголе в 1960-1970-е годы чёрный расизм был официальной идеологией различных повстанческих движений, стремившихся добиться независимости Анголы от Португалии. Например, в 1961 году лидер Союза народов Анголы Холден Роберто отдал своим боевикам такой приказ: "Убивайте всех, кто белого цвета". Кроме того, сторонники Холдена Роберто убивали не только белых, но и мулатов, считая их "ненастоящими" неграми. Борьба за независимость сводилась к погромам в стиле "Бей мулатов и белых, спасай Анголу!". Любой практический расизм подкрепляется обычно и соответствующей теоретической базой, обосновывающей превосходство какой-либо расы над всеми остальными. Белые расисты руководствовались теориями Ж. Гобино и Х. Чемберлена о том, что белые являются "высшей расой". А есть ли какая-либо аналогичная теория у чёрных расистов? Оказывается, есть. Идейной основой чёрного расизма является теория, известная как "негритюд". Смысл негритюда сводится к тому, что негритянская цивилизация и негритянская культура превосходит все остальные культуры и цивилизации, негроидные народы играют особую, исключительную роль в развитии человечества, негроидная раса по своим качествам превосходит все другие расы. Замените слово "негр" на слово "белый" - и получатся те же самые Гобино и Чемберлен. То есть негритюд - это адаптация "белых" расистских учений под "чёрные" нужды. Грубо говоря, негры "слизали" негритюд у белых. Однако есть и более интересное обстоятельство. Дело в том, что самое непосредственное отношение к созданию негритюда имеет Франция. Создателями негритюда считаются Леопольд Сенгор и Эме Сезер. Леопольд Сенгор родился в 1906 году в негритянском племени во французской колонии Сенегал. Он учился в католическом колледже, а в 1928 году уехал во Францию, и поступил в парижский университет Сорбонна, а после окончания курса обучения остался там же работать преподавателем. В 1934 году Леопольд Сенгор вместе с Эме Сезером (о котором далее будет сказано подробнее) начинает издавать в Париже журнал "Чёрный студент", рассчитанный на студентов-негров, учившихся во Франции. Именно на страницах "Чёрного студента" Сенгор и Сезер излагают концепцию негритюда. В 1945 году Леопольд Сенгор был избран депутатом Национального собрания (французского парламента), и даже стал его вице-спикером! Во Франции Сенгор был дважды женат, и оба раза - на белых женщинах. И вот в 1948 году Леопольд Сенгор уезжает обратно в Сенегал вместе со своей второй белой женой, и создаёт свою партию - Демократический блок Сенегала. В 1960 году Сенгор стал президентом Сенегала, получившего независимость. В декабре 1980 года Леопольд Сенгор ушёл в отставку, и снова уехал во Францию, где и прожил до самой своей смерти, последовавшей в 2001 году. В 1983 году создатель негритюда был избран академиком Французской академии наук. На похоронах Леопольда Сенгора выступал президент Франции Жак Ширак, по его словам, "Сенегал потерял государственного деятеля, Африка - прорицателя, а Франция - друга". Другой теоретик негритюда, Эме Сезер, родился в 1913 году в негритянской семье на принадлежащем Франции острове Мартиника. Отец Эме Сезера был крупным чиновником. В 1931 году Эме Сезер переехал в Париж, и поступил в престижный лицей Луи-ле-Гран. В Париже Сезер познакомился с Сенгором, и, как уже говорилось, они издавали журнал "Чёрный студент", в котором подробно, статья за статьёй, расписали теоретические положения негритюда. Кстати, как и Леопольд Сенгор, Эме Сезер женился во Франции на белой женщине. В 1938 году Эме Сезер вернулся на Мартинику, а в 1945 году он был избран мэром города Фор-де-Франс, административного центра департамента Мартиника. Необходимо отметить, что остров Мартиника - это не колония, это заморский департамент Франции, имеющий точно такой же юридический статус, как и департаменты возле Парижа, Руана или Марселя. Таким образом, идеолог негритюда Эме Сезер стал мэром одного из крупных французских городов, и занимал эту должность в течение 56 лет, до 2001 года. 56 лет на посту мэра - это абсолютный мировой рекорд, и второго такого случая история не знает. Эме Сезер умер в 2008 году. На его похоронах присутствовал президент Франции Николя Саркози. Ещё что интересно, теорию негритюда горячо поддерживал живой классик французской философии Жан-Поль Сартр, которого многие считают величайшим философом Франции за всю историю. В 1948 году Жан-Поль Сартр написал философское эссе "Чёрный Орфей", в котором заявил, что негритюд - это "антирасистский расизм", а "чёрный народ - народ избранный". Итак, что мы имеем в сухом остатке? Негритюд, как идеологическая основа чёрного расизма, был создан на территории Франции двумя неграми, женатыми на белых женщинах. Созадтели негритюда впоследствии занимали высокие посты в системе французской государственной власти (Сезер, как мы помним, стал мэром крупного города, а Сенгор - вице-спикером Национального собрания Франции). Негритюд поддерживался крупнейшим французским философом Ж.-П. Сартром, а на похоронах создателей негритюда присутствовали президенты Франции Ж.Ширак и Н.Саркози.p>

Реакции на статью

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)

А так вот видели философию негритюда несколько десятилетий назад советские ученые:

Теория негритюда как ведущее направление в национальной африканской философии

Самым известным африканским философом является создатель теории "нигритюда" СЕНГОР, ЛЕОПОЛЬД СЕДАР (Senghor, Leopold Sedar) родившийся в 9 октября 1906г., в Жоале (Сенегал). Он учился в католической школе, окончил парижский коллеж и Сорбонну по классической филологии и французской лингвистике. Сенгор - автор теории негритюда, впервые обратившей внимание на душу черного человека; философ, поэт, солдат, первый президент Сенегала, "танцующий политик", правивший 20 лет и добровольно ушедший в отставку, человек из тех, кого принято называть "святыми", чьим именем еще при жизни был назван символ новой жизни Сенегала. Участник Второй мировой войны, депутат Национального собрания Франции в 1946-1959. Первый президент Республики Сенегал (1960-1980). Все идеи Сенгора предполагают достижение высшей формы познания, призванной вывести мир из тупика путем "вторжения иррационального, магического в сферу разума", это его дословное выражение. Текст скрыт

0

Идеи негритюда и африканской модели социализма складывались у Сенгора под влиянием антииндустриалистских веяний 1930-х годов, работ католических мыслителей Э.Мунье и Пьера Тейяра де Шардена, трудов раннего Маркса, сочинений К.Маккея и Л.Хьюза, а также антильских поэтов Э.Сезара и Л.Дамаза. Среди широко известных гуманитариев и политиков значатся: философы и историки Шейх Анта Диоп и Ли Абдулайе, политологи Мамаду Диа и Маджмут Диоп, философ и поэт Леопольд Седар Сенгор и Давид Диоп, писатели Абдулай Саджи, Усман Сосе, писатель и фольклорист Бираго Диоп и т.п. С целью пропаганды негритюда Сенгор помог основать культурологический журнал "Презанс африкен" ("Presence Africaine", а в 1948 выпустил под своей редакцией Антологию новой негритянской и мальгашской поэзии (Antologie de la nouvelle po sie n gre et malgache) с предисловием Ж.-П.Сартра, назвавшего негритюд "антирасистским расизмом". Учитывая уроки нацизма, Сенгор откорректировал свою позицию, и центральное значение приобрели не расовые, а культурные различия, была усилена мысль о взаимодополняющем действии африканской и европейской традиций. "В те уже далекие годы мы свято верили в свою идеологическую миссию, в то, что служим делу исторического прогресса. Впрочем, впоследствии я себя утешал тем, что с моей стороны это было не проявлением расизма, а чувством солидарности и с белолицыми братьями". Текст скрыт

1

В 1958, после прихода к власти Шарля де Голля, Сенгор призывал население Сенегала высказаться на референдуме в поддержку деголлевской конституции и проголосовать за статус автономии в рамках Французского Сообщества. В целом Сенегал проводит миролюбивую межгосударственную и внутреннюю политику и прилагает усилия, направленные на финансовое оздоровление страны и ликвидацию внешней и внутренней задолженности. В начале 1959 Сенегал совместно с бывшим Французским Суданом образовал Федерацию Мали, которая в июне 1960 стала независимой в рамках Французского Сообщества. В августе того же года Сенегал вышел из состава федерации и был признан суверенным государством. Четвертого апреля 1960 Сенегал получил независимость, но сохраняет тесные экономические отношения с бывшей метрополией. В стихах Сенгора высокая культура афро-французской поэзии 20 в. сочетается с традициями африканского фольклора. В книге Африканские страны и путь Африки к социализму (Nations et Voie Africaine du Socialisme, 1961) Сенгор утверждал, что социализм в Африке должен основываться на использовании достижений современной науки и техники. Текст скрыт

1

Еще в 30-е годы африканские интеллектуалы придерживались разных позиций. Одни с самого начала выступали за отказ от былых традиций и полное приобщение к западным ценностям; другие (и это хорошо показал Усман Соссе в романах "Карим" и "Парижские миражи" на примере судеб герой своих литературных произведений) утверждали, что принятие чужой культуры, отказ от традиций и наследия предков ведет уничтожению личности. Можно заметить известные изменения в ориентациях и их оценках во времени. Если в 20-60-е годы в умонастроение интеллигенции преобладала критика или даже отрицание западной культуры и всеобщая апологетика негрских цивилизации, то затем положение изменилось. Вся система обучения школах, "альфабетизация" взрослого неграмотного населения, ежедневная пропаганда были ориентированы на западные ценности, и анализ различных аспектов городской жизни, в числе семейного права, показывает все растущую "европеизацию" из при одобрении большей части местной интеллигенции. Это убедительно продемонстрировали например, Абу Туре, философ и социолог из Республики Кот-д"Ивуар.

В оценках этого активно идущего во всех странах Африки процесса нет единства и поныне. Так, резко отрицательно относится к нему один из старейших и ведущих антропологов Демократической Республики Конго -А. Кашамура. В одной из самых ранних своих работ он рассматривает культуру неоколониального общества, в котором, по его мнению, во всей повседневной жизни происходит отчуждение от истинных от истинных культурных Ценностей и морали. Отмечает полное отсутствие "африканского патриотизма". Разрушение традиционных моральных и культурных норм проходит в школах, через средства массовой информации, довершается в университетах, созданных как прообразы и копии западных. Это положение он не считает нормальным и призывает бороться с полной вестернизацией африканской культуры, через культурную революцию.

Однако есть специалисты, иначе оценивающие это влияние видящие в нем и положительные черты. Такую точку зрения высказывает, например, ученый Бумби йока Мудимбе литератор, историк, издательский деятель, интересующийся и проблемами культурной антропологии. Он пишет, что "озападненные черты двойственны по своему значению: с одной стороны они играют негативную роль, вводя нормы и ценности запада, вытесняющие местные нормы; с другой - позитивную, та как позволяют ввести новые методы мышления, осмысливания мира, вывести человека за узкие рамки традиционного восприятия". Нарушение традиций является признаком идеологической неустойчивости в обществе. Внешне мы африканцы, но внутри скоро потеряем африканский дух; например, одно государство не может жить без другого, страны мира не могут существовать друг без друга. Между странами происходит культурный взаимообмен, что создаёт условия для духовного обогащения. На африканский образ мысли влияет европейское мировоззрение, хотя африканская философия в целом ориентирована на традиционные культурные ценности.

Есть и еще одна сторона проблемы. Многие традиционные африканские верования переплелись с христианской доктриной. Любая динамичная культура требует выхода вовне, условного диалога с хотя бы воображаемой культурой, устроенной на иных основаниях. Европейская культура регулярно переживала увлечение разного рода "ориентализмами", причем на самом деле это всегда были ответы на запросы собственной культуры, решавшиеся в виде условного диалога с подразумевавшимся "иным". Это постоянное явление в истории, только самые застойные культуры лишены этого. И на основе афро-христианской философии возникла дружба и сотрудничество между странами бывших метрополий. Основной причиной создания содружества было участие африканцев на стороне метрополии во второй мировой войне и в достижении независимости в 60-е годы ХХ века. Французы благодарны африканцам, воевавшим во Второй мировой войне на их стороне. Военные действия шли в Северной Африке, а затем перекинулись через море, продолжились во Франции и закончились освобождением Марселя и Парижа. Отношение большинства африканцев к основным канонам вестерн-цивилизации достаточно однозначно. Мировые войны в Европе с участием примерно миллиона "сенегальских стрелков" из африканских колоний разрушили в их глазах представление о всесилии и непобедимости белого человека, подверженного тем же страданиям, уязвимого для пуль, как и сражавшиеся плечом к плечу с ним африканцы. Благодаря этому некоторые африканские страны получили право безвизового въезда в Европу. На протяжении длительного периода в большинстве африканских стран местная культура вытесняла насаждаемую чуждую европейскую цивилизацию, но в тоже время есть активные приверженцы европейского образа жизни. А нашей цивилизации неплохо бы "как бы подтверждая африканские лозунги тех времен" той душевностью, которая еще сохраняется в тропиках Африки.

Когда речь идет об изменениях в этой сфере, как правило, имеется в виду взаимодействие европейской и некоей "африканской" культур. Между тем, хотя нередко провозглашается существование в рамках одной страны одного языка, одной нации, на практике нет ни одной страны Африки, где можно было бы говорить о единой этнокультурной среде. Идет процесс изучения культуры отдельных этносов и создания неких общих норм на базе взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур смешения отдельных элементов европейской (точнее интернациональной) и ряда местных этнических культур. Степень изученности этих проблем различна. Хотя правительствами практически всех независимых стран Африки поставлена задача формирования единой нации, а следовательно, единой культуры, научное изучение интеграции в рамках отдельных стран давно осуществилась. Озабоченность растущей европеизацией и судьбами традиционной культуры породила обращение к изучению последней. Сознается необходимость зафиксировать быстро меняющиеся или исчезающие элементы культуры, иногда даже не знакомые молодому поколению африканцев. "Обычаи и традиции Черной Африки зачастую неизвестны самим африканцам, не говоря уже о других жителях нашей планеты, - писал конголезец Жакоб Оканза".

Такое изучение производится ныне практически во всех странах континенте, создаются и региональные организации ставящие перед собой задачи координации исследовании выработку единой позиции и методики. Можно назвать, например, созданный в 1968г. в Ниамее (столице Республики Нигер) Региональный центр исследований и документация по устной традиции и возникший в 1983 г. в Либревилле (столице Габона) Международный центр цивилизаций банту. Целью последнего объявлена организация и координация всех исследований в области истории культуры, запланированы работы по сбору материалов, проведение симпозиумов и фестивалей, исследование миграций банту музыки и культуры бантуязычных народов Африки, регулярное издание журнала "Мунту" ("Человек". Во многих странах активизируется работа музеев, публикуется красочные альбомы, посвященные культуре страны или отдельных народов, ее населяющих. Если африканец знает свою мифологию, он может считаться благородным человеком, обладающим разумом, поскольку разумный человек не может забыть мудрость предков.

Очень интересным представителем африканский философии в живописи является мозамбикский художник Малангатана Валенте Гвенья (р.1936), в его картинах, таких, как "Люди и звери", "Птиц тоже ловят" отражена своеобразная философия "неототемизма", провозглашающая единство и равноправие людей с другими живыми существами. Текст скрыт

МОСКВА, 9 окт — РИА Новости, Игорь Гашков. Столкновения на расовой почве не сходят в США с повестки дня. Федеральное бюро расследований (ФБР) представило отчет, в котором среди девяти непосредственно угрожающих Америке "подрывных угроз" впервые упоминается "экстремизм, основанный на расовом самосознании черных". Сотрудники спецслужбы проанализировали случаи нападения темнокожих террористов-одиночек на белых и выявили новую тенденцию. Жертвами преступлений, мотивированных ненавистью черных к белым, становятся полицейские, чего не происходило даже на пике расовых волнений в 1970-е годы.

© AP Photo / Gerald Herbert

© AP Photo / Gerald Herbert

Новые экстремисты атакуют США

Появление доклада ФБР, посвященного участию черных экстремистов в нарушении межобщинного мира, совпало по времени с волнениями в американском городе Шарлоттсвилле в августе 2017 года, однако опубликована аналитическая записка была только сейчас. Накануне столкновений, разделивших сторонников и противников демонтажа статуи генерала XIX века Роберта Ли, выступавшего за сохранение рабства, аналитики спецслужбы сочли необходимым предупредить свое руководство об опасности, исходящей от черных радикалов. Тогда же впервые в американской практике в оборот было введено само понятие "экстремизм, основанный на черной расовой принадлежности" (BIE — black identity extremism). До середины 2017 года в США подобная аббревиатура была неизвестна.

Изменение языка, которым пользуются спецслужбы, само по себе знаковое событие. Авторы доклада предприняли попытку объяснить, почему введение нового термина отвечает изменившимся реалиям США. "ФБР рассматривало альтернативную гипотезу, что мотивированное местью ответное насилие не имело идеологической подоплеки, а вызывалось просто-напросто враждебностью к полиции, тогда как расовая напряженность использовалась в качестве оправдания, но нашло эту версию неправдоподобной", — говорится в тексте. Там же авторы признают, что случаи расово мотивированного насилия черных случались в США и ранее, однако в период с 1994 по 2014 год ощутимо шли на спад и возобновились только в последние три года. Явился новый черный экстремизм, который носит продуманный характер и находит выражение в рассчитанных актах мести, жертвами которых становятся преимущественно правоохранители.

В качестве типичного примера преступления, мотивированного расовой ненавистью, эксперты спецслужбы называют массовое убийство, совершенное в 2016 году бывшим военнослужащим Микой Джонсоном, расстрелявшим пятерых полицейских, все из которых оказались белыми. Джонсон, заявлявший, что мстил правоохранителям за их преступления, "находился под влиянием идеологии черного экстремизма, подтолкнувшей его к действиям", — говорится в тексте доклада. Сам Джонсон открыто говорил о ненависти к белым. В ФБР, таким образом, признали, что в убеждениях темнокожего преступника содержались элементы антибелого расизма.

© AP Photo / Noah Berger


© AP Photo / Noah Berger

Черные и белые: есть ли равенство между видами расизма

Ученые: афроамериканцы чаще попадают под розги учителей в школах США Учителя и воспитатели в школах США, где разрешены телесные наказания, чаще "выписывают" их детям афроамериканского происхождения и детям, отстающим в развитии или имеющих инвалидность.

Публикация доклада, призванного информировать американцев о появлении новой угрозы, была критически воспринята СМИ Соединенных Штатов и экспертным сообществом. Несогласные с ФБР комментаторы отмечают расхождения, существующие между радикализовавшимися черными, и ставят под сомнение необходимость введения отдельного нового термина, обозначающего нетерпимость афроамериканцев к своим белым соотечественникам. Новый поворот в деятельности ФБР к расследованию "черной угрозы" сторонники леволиберальных ценностей увязывают с рецидивами расизма. Получила распространение точка зрения, что, подсвечивая опасность темнокожих экстремистов, ФБР якобы пробует отвлечь внимание от белых радикалов, которые, как утверждается, идут на преступления чаще, чем их черные антагонисты.

Избрание в 2016 году президентом США Дональда Трампа привело к изменениям во внутреннем распорядке спецслужбы. Новый хозяин Белого дома предписал ФБР сменить приоритеты — так, чтобы вместо преимущественного противодействия "белому экстремизу" сосредоточиться на борьбе с исламским. Несмотря на то что отношения спецслужбы с хозяином Белого дома остаются прохладными — весной 2017 года Трамп уволил главу ФБР Джемса Коми, — критики президента утверждают, что при нем бдительность по отношению к актам белого расизма снизилась.

Масла в огонь подлили высказывания Трампа во время волнений в Шарлоттсвилле в августе 2017-го: президент заявил об опасности различных типов радикализма, отказавшихся возложить ответственность за межрасовое напряжение на одних только белых. Ответом президенту США стала массированная кампания демократов и сочувствующих им в прессе.

Публикация доклада ФБР о "черной угрозе" совпала по времени с усилением напряженности в Шарлоттсвилле, где конфликт, как становится теперь понятно, полностью не исчерпан. Восьмого октября белые активисты, обвиняемые в расизме, прошли с зажженными факелами к статуе генерала Роберта Ли. Монумент предназначен к сносу, но во имя умиротворения страстей временно принято компромиссное решение: статуя остается на месте, но ее затянули покрывалом.