Phorum архитектура фрэнк ллойд райта. Фрэнк ллойд райт и его сила природы

Для средневековой философии очень характерны два течения: реалисты и номиналисты.

Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма. Термин «номинализм» происходит от латинского «nomen» - «имя». Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они необладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие «человек» получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто либо из животных (по крайней мере мы, люди так считаем). Данное определение можно, в принципе, уточнить: у человека одна голова, две руки, две ноги и т.д., но это уже излишне, так как первое определение уже однозначно определяет сущность человека. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей. Некоторые номиналисты даже доказывали, что общие понятия есть не более, чем звуки человеческого голоса.

Соотношение единичного и общего в полемике реализма и номинализма. Одним из важных философских вопросов средневековья был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому поводу известен как спор о универсалиях. Универсалии термин средневековой философии, обозначающий общие понятия (или идеи).

Существовали два основных решения этого вопроса. Реализм. Согласно ему, общие роды (универсалии) существуют реально, независимо от человека. Подлинной реальностью обладают не единичные вещи, а только общие понятия - универсалии, существующие вне сознания, независимо от него и материального мира. Среди виднейших представителей реализма можно выделить Иоанна Скотта Эриугену и Фому Аквинского. Эриуген выделял 3 вида существующих универсалий: (троякость существования) «до вещей» (в божественном разуме), «в самих вещах» (как их сущность или формы) и «после вещей» (в чел. разуме как результат абстракции). Взгляды Аквинского похожи. Во-первых, общее понятие (универсалии) существует в единичных вещах как их сущностная форма во-вторых, они образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного в-третьих, они существуют до вещей как идеальный прообраз индивидуальных предметов и явлений в божественном разуме. В этом третьем аспекте, в котором Аквинат онтологизирует будущее в смысле объективного идеализма, он отличается от Аристотеля. Эти взгляды можно отнести к умеренному реализму. Существовал и крайний реализм, согласно представителям которого общее существует только вне вещей (например, Ансельм). По Абеляру существуют только единые вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сходстве и основана возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отношению ко многим вещам, наше утверждение относится не к вещи, а к слову (это номинализм). Но наряду с этим Абеляр предполагал реальность общих понятий в уме Бога. Это образцы, по которым Бог творит вещи.

Согласно концепции номинализма универсалии не существуют реально, независимо от человека. Они суть только имена (Росцелин). Существует только индивидуальное и только оно может быть предметом познания. Задача знания - постижение частного, единичного. Общее существует только в уме человека. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и другое присуще только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему представитель номинализма Уильям Оккам вводит понятие о интенции, т.е. о направленности мысли, о логических. и психологических. актах или знаках. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты.

Активное обсуждение в средневековой философии такой общей, предельно широкой категории, как бытие Бога, вывело философов в конце концов и на еще одну актуальную гносеологическую тему - проблему общего и отдельного или, говоря иначе, проблему сравнительной ценности для процесса познания общих понятий, так называемых универссишй и понятий конкретных, связанных с отдельными, единичными предметами и явлениями.

Философы давно заметили, что человек воспринимает своими органами чувств, зрением, осязанием и др., только единичные вещи, данное конкретное яблоко, но не фрукты вообще, данный огурец, но не овощи в целом. Тем не менее, в нашей повседневной речи и мышлении большую роль играют и общие понятия, т.е. универсалии, такие, как человек вообще, товары, деньги, животные, овощи, фрукты.

Что же такое общие понятия? Это только бессодержательные и потому бесполезные для познания слова, термины или же им соответствует нечто реально существующее в природе и в обществе? Или же, возможно, универсалии существуют сами по себе, независимо от вещей и до вещей, в вечном мире идей, порождающем весь мир вещей, как это представлял себе еще Платон?

В ходе обсуждения смысла и значения понятий общего и единичного, или так называемого спора об универсалиях сформировались два основных течения в средневековой философии, известных как реализм и номинализм. Представители этих течений давали полярно противоположные ответы на вопрос о сравнительной значимости общих и индивидуальных понятий в процессе познания.

Номиналисты считали, что истинны, значимы только конкретные понятия, отражающие отдельные, единичные вещи. Всеобщие понятия, универсалии, по их мнению, не имеют вне мышления никакого действительного прообраза и поэтому представляют собой только формы мысли. В средневековой философии впервые идеи номинализма изложил французский философ Иоганн Росцелин , осужденный за это Церковным собором в Суассоне (1092). Но наиболее глубокое обоснование номиналистических идей было дано английским философом Уильямом Оккамом, которого за свое совершенное владение искусством спора называли непобедимым доктором.

По мнению крайних номиналистов, поскольку существуют только отдельные люди, правомерны только отражающие их индивидуальные понятия. И поскольку в действительности не существует ничего, чтобы соответствовало понятию «человечество», это понятие является лишь мыслительной формой, пустым звуком, именем, точно так же как не существует понятия «лошадность», а существуют только отдельные лошади. Существуют лишь отдельные белые вещи, такие, как, например, кролик, сахар, простыня, но понятие «белизна» - лишь шевеление губ, сотрясение воздуха. Не существует в действительности ничего соответствующего понятию «мудрость», а существуют лишь отдельные мудрецы, например, Сократ, Платон, Аристотель и т.д.

Итак, номинализм представляет собой учение, полагающее, что общее существует только в уме человека. Являясь, с одной стороны, продолжением возникшей еще во времена античности антиплато- новской линии, номинализм, с другой стороны, стал предшественником философии эмпиризма, появившейся несколько столетий спустя, в Новое время.

Совершенно иную позицию в споре об универсалиях занимали философы - реалисты. Они считали наиболее значимыми не индивидуальные, а общие понятия, обозначающие род, класс, вид, к которым относятся те или иные отдельные предметы, а также понятия сущности.

Так, по мнению Фомы Аквинского, всеобщее есть настоящее действительное бытие, в то время как единичное является действительностью лишь постольку, поскольку оно является частью всеобщего, а также какого-либо рода, класса или вида, в связи с чем единичное и может быть глубоко познано только на основе общего

и всеобщего. Общие понятия существуют до единичных вещей, являются идеальными предобразами отдельных предметов и явлений, порождены самим Богом. Конкретные же вещи случайны, а конкретные понятия смутны и неопределенны.

Из желания примирить противоположные стороны в споре об универсалиях родилось третье, компромиссное решение этого вопроса, получившее в дальнейшем название концептуализма (от лат. соединять/ Его наиболее известным представителем был шотландский философ Иоанн Дунс Скот, прозванный «остроумным доктором». С его точки зрения каждая вещь представляет собой единство общего и частного, сущности и явления. Общее отражает сущность вещей, а конкретное - проявления этой сущности. Но в отличие от Аквината, Дунс Скот считал, что отдельного существования общего все же нет. Сходной позиции по этому вопросу придерживался и арабский философ Авиценна.

Их концепции общего и отдельного наиболее близки по своему содержанию к современному пониманию этой проблемы. Так, современный немецкий философ Николай Гартман (1882- 1950) писал:

Как не может существовать сама по себе чистая индивидуальность, так не может существовать само по себе и чистое всеобщее. Но всеобщее является реальным только «в индивидуальном, поскольку только это последнее имеет существование; индивидуальное же имеет определенность только в том, что в нем является общим с другим, что в нем является всеобщим по форме .

Хотя номинализм по своему основному содержанию оставался еще религиозным учением, тем не менее его появление уже предвещало новый этап противостояния религиозной и научной философии, идеализма и материализма, эмпиризма и рационализма. Номинализм был предвестником философии Нового времени.

  • См.: Краткая философская энциклопедия. Статья «Всеобщее». - М.: Прогресс, 1994.

На протяжении нескольких веков схоласты спорили о понятиях – универсалиях: существуют ли они реально или это только некие общие именования. О том, почему так важен был это спор, за что были обвинены в ереси номиналисты, как «примирил» спорщиков Фома Аквинский и почему учение Уильяма Оккама с его знаменитым «Не надо увеличивать сущности без необходимости», известным как «бритва Оккама», стало концом схоластики, рассказывает Виктор Петрович Лега .

На протяжении всех четырех веков господства схоластики в центре внимания философов и богословов был важный спор, получивший название «спора об универсалиях». Спор этот нам кажется несколько странным: Европа только-только вышла из «темных, мрачных веков», ее волновали в это время в основном проблемы церковные, богословские, – и вдруг актуальной становится чисто философская проблема – проблема универсалий, то есть проблема общих понятий.

Вопрос Порфирия

Несколько слов необходимо сказать о предыстории этого спора. У есть трактат под названием «Категории». Категории – это наиболее общие понятия, такие как бытие, время, движение, обладание. Порфирий, ученик , неоплатоник, написал Введение к «Категориям» Аристотеля, где попытался понять: а какова природа категорий? Порфирий знал, безусловно, что Аристотель резко возражал против платоновского учения об идеях. Нет никаких идей! Как позже будут говорить отцы Церкви: «Нет сущности без ипостаси». Сущность находится в самом теле, в самом предмете. И Порфирий ставит вопрос: а как быть с наиболее общими понятиями, с категориями? Ведь бытие, время, движение – это же не есть некая сущность, это же не предметы. Порфирий напишет, что, прочитав работу «Категории», он не нашел у Аристотеля ответа. Может быть, категории обладают бытием умопостигаемым, как идеи Платона, может быть, категории существуют в самих вещах.

Боэций, живший в V веке, написал комментарий к Порфирию и к тому же перевел этот труд Порфирия на латинский язык. Через Боэция эта работа приходит в Западную Европу, с ней знакомятся, и она вдруг получает огромнейшее распространение. Почему? А дело здесь, конечно же, не в самом Аристотеле, не в его споре с Платоном, а в проблеме богопознания: возможно ли познание Бога или нет, и если возможно, то как?

Не только звук

Любой человек прекрасно понимает, что познание возможно через понятие. Если я познаю некий предмет, то только потому, что у меня есть в уме некое понятие об этом предмете и это понятие отражает сущность предмета. Если я утверждаю, что могу познать Бога, значит, в Боге есть соответствующее понятие, которое, разумеется, обладает самым общим бытием, потому что Бог – это Истина, Бог – это Бытие. Бог – это самое общее, что только может быть. Поэтому, наверное, в Боге и содержатся эти наиболее общие понятия, если мы говорим о возможности познания Бога. Такая позиция получила название реализма: общие понятия существуют реально, потому что наиболее реальным бытием обладает именно Бог. И эта позиция была одобрена Католической церковью, ее придерживались такие авторитетнейшие богословы, как, например, Гильом из Шампо и многие другие.

Но некоторые стали возражать: «Но Бог вообще-то непознаваем. Любые понятия относятся к миру тварному. И применять эти понятия к познанию Бога было бы неправильно. Любые понятия возникают только в нашем уме, а реально существуют только материальные предметы, единичные. Бог не относится к нашему миру – Он абсолютно трансцендентен. И Он абсолютно прост – к Нему нельзя применять эти понятия. Понятия применимы только к нашему миру. Они отражают реальный, но предмет, предмет этого мира, но сами понятия – это просто некоторый знак, возникающий в нашем уме, когда мы абстрагируемся от каких-то индивидуальных свойств, от конкретных отличий разных предметов. Я называю слово “человек”, и неважно, блондин это или брюнет, мужчина это или женщина, старик это или ребенок – это случайные индивидуальные свойства. Главное – что это человек». Подобных взглядов придерживался, например, святитель Василий Великий в его споре с Евномием.

В схоластике такая позиция получила название номинализм. Главным ее представителем был Петр Абеляр. Но его номинализм умеренный, он утверждает, что все-таки понятия существуют – хотя и в уме человека, как имена (имя по-латыни «nomen», отсюда и «номинализм»). Умеренный номинализм отличают от крайнего номинализма Росцелина, одного из учителей Абеляра. Росцелин утверждал, что существуют только единичные предметы, понятие – это тоже предмет. Например, слово, написанное на бумаге, вот эта самая совокупность чернильных пятнышек, – это и есть понятие. Колебание воздуха, которое называется моими звуками, – это и есть понятие. Заглохли колебания воздуха, стерлось письмо на бумаге – исчезло и понятие.

Концепция Росцелина была всеми признана как глупая. И Церковь ее осудила, потому что, если нет понятия общего, тогда можно даже говорить, что нет Единой Троицы – Ее ничего не объединяет. Поэтому Росцелин был обвинен в ереси тритеизма – троебожия и осужден, а философы просто отреклись от его учения как от глупости, потому что очевидно и любому человеку сразу видно, что понятия, в нашем уме по крайней мере, есть. Но и позиция Петра Абеляра также вызвала большие сомнения у католической церкви. Особенно если учесть, что спор об универсалиях касался еще одной проблемы: не только богопознания, но и спасения человека, жизни в Церкви.

Грех и спасение – для всех или для одного?

Скажем, такая проблема: Адам и Ева согрешили, природа человека вследствие первородного греха была изменена – мы все сейчас живем с этой измененной природой, – но каким образом наша-то природа изменилась, если согрешили наши прародители? Вероятно, какая-то идея – или универсалия – первородного греха где-то в общем мире существует, так что мы все причастны этой идее. То же самое можно сказать об Искуплении Господом нашим Иисусом Христом наших грехов. Христос воскрес, и можно было бы сказать, что это только Его личное воскресение, чудесное событие Его личной жизни. Нет, мы говорим, что каждый из нас тоже может, веруя в Его Воскресение, приобщиться к вечной жизни, воскреснуть в последний день. Каким образом? – Наверное, существует где-то в вечном, умопостигаемом мире общее понятие спасения, к которому мы тоже можем быть причастны. Так что еще и поэтому Церковь принимает концепцию реализма как ту позицию, которая отвечает на насущные богословские церковные вопросы. Она объясняет, почему мы все причастны первородному греху, каким образом, веруя во Христа, мы можем воскреснуть в последний день, будучи искупленными от нашего первородного же греха Спасителем.

Если существуют только единичные предметы, то единичны и события, и первородный грех – это грех только Адама и Евы?

Абеляр с его концепцией номинализма, естественно, на эти вопросы отвечает совершенно иначе. Действительно, если существуют только единичные предметы, то существуют и единичные события, и первородный грех есть не что иное, как событие, связанное с жизнью только Адама и Евы. Это они согрешили, а не я – я к этому греху не имею никакого отношения. Христос воскрес – потому что Он Бог. Он воскрес, потому что у Него имеется такая способность. У меня такой способности нет. Это событие, которое произошло задолго до меня, поэтому ко мне оно также не имеет никакого отношения – ведь это единичное событие. А у меня есть только понятие, слово: «первородный грех», «спасение», «искупление». Церковь, конечно, расценила учение Абеляра как чистое пелагианство. Природа, оказывается, по Абеляру, не изменилась, мы все такие же! Христос – это просто Учитель, Он никак не влияет на мою личную жизнь!»

Абеляр был обвинен в ереси пелагианства и осужден на двух соборах. Восторжествовало мнение, что спор об универсалиях может быть решен только в традициях реализма, потому что номинализм приводит к пелагианству.

Но на этом спор об универсалиях не завершился.

От крайности к умеренности

В ХII веке, когда жил Петр Абеляр, восторжествовала концепция реализма, но возник и другой ее вариант – умеренного реализма, а позиция, поддержанная Ансельмом Кентерберийским и Гильомом из Шампо, получила название «крайнего реализма». Крайнего, потому что учит, что универсалии существуют только в Божественном уме. Но если это так, то возникает вопрос: а почему предметы отличаются друг от друга? Этим вопросом Абеляр атаковал Гильома из Шампо, тоже своего учителя: отказавшись от примитивного номинализма Росцелина, он пришел к Гильому из Шампо – приверженцу крайнего реализма. Действительно, почему я отличаюсь от другого человека, если у нас с ним одна и та же сущность в Боге? Гильом из Шампо отвечал: «Отличия – случайные свойства». «Ничего себе случайные свойства! Я ведь уникальная личность! А тут – случайное совпадение!» – негодовал Абеляр. И ушел от него, а потом выдвинул свою номиналистическую концепцию.

Знаменитая в ХII веке Шартрская школа предложила умеренный вариант учения, избегающий как крайностей номинализма, так и крайнего реализма, – оно ближе к Аристотелю и получило название «умеренного реализма». Бог прост, в Боге нет общих понятий, Он непознаваем, но, с другой стороны, нельзя говорить, что никаких сущностей в предметах нет, что они, эти сущности, есть только в моем уме. Нет, в предмете, конечно, сущности есть, как и говорил Аристотель. Поэтому концепция умеренного реализма утверждает: общее понятие существует реально, но не в Боге, а в самих вещах.

Фома Аквинский: универсалии существуют до творения – в уме Бога, потом – в самих вещах, потом – в уме человека

Как видим, возникают три точки зрения, и между теми, кто их отстаивал, шел постоянный спор. Примыкавший к Шартрской школе Иоанн Солсберийский даже язвительно сравнивал этот спор со спором трех человек, которые спорят, кто ведет свинью на базар. Один утверждает, что ведет крестьянин, другой – что его рука, третий – что веревка. В XIII веке Фома Аквинский наводит порядок, говоря, что правы все. Безусловно, Бог, перед тем как сотворить мир, имел в Своем уме всё знание о будущем мире – эти общие понятия в Его уме существовали. Сотворив мир, Бог дал каждому предмету его сущность, и теперь общие понятия существуют не только в Божественном уме, но и в самих вещах. А потом Бог сотворил человека, дав ему разум, дав ему способность эти предметы познавать, нарекать имена этим предметам. Поэтому с появлением человека универсалии начинают существовать в человеческом уме. Так что универсалии существуют трояким образом: до вещей – в уме Бога, потом – в самих вещах, потом – в уме человека. Итак, по Фоме Аквинскому, правы все. Кстати, неотомизм, наиболее распространенная философская школа в Католической церкви, до сих пор придерживается именно этой точки зрения, которая, казалось бы, должна была удовлетворить всех.

Но не тут-то было. Некоторые оппоненты Фомы Аквинского, например, Иоанн Дунс Скот, возражали, говоря: «Почему Фома утверждает, что Бог знает только общие понятия? Это ограничивает Божественное всемогущество. Выходит, Бог не знает меня лично? Он знает только человека вообще? Нет!!! В Боге есть знания о каждом предмете, о том, что представляет собой этот каждый предмет. В Боге существуют не сущности, а “чтойности”, “этовости”». Иоанн Дунс Скот возрождал номинализм, но в своеобразной форме.

Операция разделения

О ккам: Бога нужно познавать только верой; мир нужно познавать только разумом

Уильям О ккам, который жил в начале XIV века, предложил еще один вариант, согласно которому вообще-то между философией и богословием ничего общего нет. Оккам сказал, что есть два метода познания, соответствующие двум объектам. Бога нужно познавать только верой. Мир нужно познавать только разумом. 400 лет существования схоластики, 400 лет попыток философии помочь богословию ни к чему не привели. Так и не появилось никаких общих теорий, удовлетворявших всех. Кто-то согласен с Ансельмом, кто-то – с Фомой, кто-то – с Иоанном Дунсом Скотом, кто-то даже с Абеляром. Нет общего. А почему? А потому, что философия не может быть служанкой богословия! Вот самая главная ошибка. Невозможно примирить философию и богословие. Они разные, утверждает Уильям Оккам. И поэтому философия должна быть самостоятельной, и богословие должно быть самостоятельным. Философии, познающей этот мир, естественно оперировать только сущностями предметов, и ей не нужны еще какие-то общие понятия, существующие кроме этого мира еще и в другом мире. «Не надо увеличивать сущности без необходимости», – сказал Уильям Оккам. Эта его крылатая фраза получила название «бритва Оккама». Без необходимости! И действительно, зачем мне нужны общие понятия, когда мне достаточно знания материального мира?

На этом, по общему признанию ученых, заканчивается история схоластики. Уильям Оккам закрыл «спор об универсалиях», сказав, что универсалии – это только понятия в уме человека о материальной вещи, и этого достаточно для философа, не нужно никаких реальных общих понятий. А это полностью отсекает философию от богословия.

Философия получает независимость от богословия. «Не нужно сущностей без необходимости» – философия не должна проникать не в свою область. И богословие получает независимость от философии, философия не нужна богослову: у него свой метод – вера; свой объект – Бог. И потому после Уильяма Оккама может появиться Мартин Лютер с его «только верой», может появиться атеистическая наука, для которой не нужна религия. После Оккама начинается эпоха Возрождения.

Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright 1869-1959) - американский архитектор и теоретик архитектуры. Райт выдвинул принцип органичной архитектуры - то есть целостной, являющейся неотделимой частью среды, окружающей человека. Им была сформулирована идея непрерывности архитектурного пространства, противопоставляемая артикуляции, подчеркнутому выделению частей в классической архитектуре. Основанный на этой идее прием так называемого свободного плана вошел в число средств, используемых всеми течениями современного зодчества. Однако влияние Райта выходит далеко за пределы основанного им течения, так называемой органичной архитектуры.

Родился 8 июня 1867 в городе Ричленд-Сентер, Висконсин, США, в семье Уильяма Рассела Райта, учителя музыки и церковного деятеля, и Анны Ллойд Райт, учительницы из известной в Висконсине семьи Ллойдов. Воспитывался в канонах унитарианской церкви. В детстве много играл с «развивающим» конструктором «Киндергартен», разработанным Фридрихом Фрёбелем. Родители Райта развелись в 1885 году по причине неспособности Уильяма содержать семью. Фрэнку пришлось принять на себя груз.

Райт обучался на дому, не посещая школу. В 1885 он поступил на инженерный факультет Университета Висконсина. Учась в университете, он подрабатывает помощником местного инженера-строителя. Райт покинул университет, не получив при этом учёной степени. В 1887 году он переехал в Чикаго, где устроился в архитектурную контору Джозефа Лаймана Силсби, приверженца эклектизма. Через год перешёл на работу в фирму «Адлер и Салливан», возглавляемую известным идеологом «чикагской школы» Л. Салливаном. С 1890 года в этой фирме ему поручались все проекты по строительству жилой недвижимости. В 1893 году Райту приходится уйти из компании, когда Салливан узнает, что Райт проектирует дома «на стороне».

В 1893 году Райт основывает собственную фирму в чикагском пригороде Оук-Парк. К 1901 году в его послужном списке насчитывается уже около 50 проектов.

ДОМ ПРЕРИЙ

Известность Райту приносят «Дома Прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы. «Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой. Для них характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами, прообразом которых служили японские храмы. Многие из домов в плане крестообразные, и расположенный в центре очаг-камин объединяет открытое пространство. Интерьерам домов Райт уделял особое внимание, создавая мебель сам и добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемую им среду. Наиболее известными среди «Домов Прерий» являются дом Уиллитса, дом Мартина и дом Роби.

Свой собственный дом, «Талиесин» (Taliesin), Райт построил также в стиле «Домов Прерий» в 1911 году. «Талиесин» дважды пострадал от пожаров в 1914 и 1925 и полностью перестраивался, переименовываясь, соответственно, в «Талиесин II» и «Талиесин III».

Райт стремился воплотить в архитектуре идею, значение которой выходит за пределы конкретного типа постройки. «Пространство должно рассматриваться как архитектура, иначе мы не будем иметь архитектуры». Воплощение этой идеи было связано с изучением традиционной японской архитектуры, которой Райт увлекся в 1890-е годы. Японский дом послужил Райту высшим образцом того, как следует при проектировании устранять не только не нужное, но в еще большей степени как исключать несущественное. В американском доме он исключил все тривиальное и вносящее путаницу. Он сделал даже больше. В чисто функциональных элементах, которые часто оставались незамеченными, он открыл прежде скрытую силу выразительности, так же как последующее поколение архитекторов выявило скрытую силу выразительности в конструкции.

За первое десятилетие XX века Райт построил более ста домов, но на развитие американской архитектуры они в то время не оказали заметного влияния. А вот в Европе Райта скоро оценили, и он был признан поколением архитекторов, относящихся к современному направлению в архитектуре. В 1908 году его посетил Куно Франке, преподававший эстетику в Гарвардском университете. Результатом этой встречи были появившиеся в 1910 и 1911 годах две книги Райта, которые положили начало распространению его влияния на архитектуру за пределами Америки. В 1909 году Райт едет в Европу. В Берлине в 1910 году устраивается выставка его работ, издается двухтомное портфолио и его работы становятся известны в Европе.

Они оказывают большое влияние на рационалистическое направление, которое начинает формироваться в те годы в Западной Европе. Творчество Вальтера Гропиуса, Мис ван дер Роэ, Эриха Мендельсона, голландской группы «Стиль» в последующие полтора десятилетия обнаруживает очевидные следы этого влияния.

В течение нескольких лет Райт работает в Японии, где в Токио строит отель «Империал» (1916-1922). Использование идеи целостности конструктивной структуры обеспечило этому зданию прочность, позволившую устоять при катастрофическом землетрясении 1923 года. К середине 1920-х годов творчество Райта казалось исчерпавшим себя. Он переживал полосу тяжелых испытаний в личной жизни, почти не имел заказов. У себя в стране Райт оставался в изоляции. Положение одинокого борца за новые принципы в архитектуре обострило его индивидуализм, в творчество проникают элементы мрачной фантастичности. На тяжелых, почти гротескно монументальных формах появился геометрический орнамент, свидетельствующий о влиянии архитектуры древней Америки. Испытывая кризис в своих художественных исканиях, Райт оставался новатором в использовании технических средств в архитектуре. Так, ко времени его возвращения в США в начале 1920-х годов относится серия домов в Калифорнии, построенных из бетонных блоков. Наиболее примечателен среди них дом Милларда в Пасадене (1923), где повтор стандартных элементов образует ритмическое расчленение поверхностей. Непризнанный на родине, он, однако, по-прежнему остается популярным в Европе. И тем более непонятным казался европейцам тот факт, что в Америке Райт был совершенно одинок. Больше того, как писал Бруно Таут в своей книге «Современная архитектура», изданной в 1929 году «Упоминание его (Райта) имени считается у нас неприличным». Усиление эклектизма в Америке обозначало не только конец Чикагской школы, но одновременно и конец всех остальных современных течений. И лишь по мере возрастающего влияния новой европейской архитектуры в Америке снова стали интересоваться произведениями Райта.

U.S.O.N.A., 30-е годы

Второй пик в творчестве Райта приходится на 30-е годы. Райт начинает использовать элементы заводского изготовления и железобетонные конструкции, продолжая противопоставлять техницистским устремлениям функционализма романтические идеи единения с природой. В 1935-1939 Райт строит для И.Дж. Кауфмана знаменитый «Дом над водопадом» («Fallingwater»), шт. Пенсильвания. Дом представляет собой композицию из бетонных террас и вертикальных поверхностей из известняка, расположенных на стальных опорах прямо над ручьем. Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась Райтом как деталь оформления интерьера. Строительство дома обошлось в 155 000 долларов, из которых оплата работы архитектора составила 8 000 долларов. Не всё в конструкции дома оказалось совершенным, и он дважды реконструировался в 1994 и 2002 годах с добавлением дополнительных стальных опор.

Для клиентов среднего класса Райт в этот период разрабатывает дома умеренной стоимости. Сам Райт называет их «юсоновскими» или «североамериканскими», от аббревиатуры U.S.O.N.A (Unites States of Nothern America). Компактные, экономичные и технологичные, «юсоновские» дома развивали принципы, заложенные ещё в «Домах Прерий». Широкая крыша домов парила над стенами за счет применения узких ленточных окон под самым потолком. Дома проектировались в основном одноэтажными и L-образными в плане, что позволяло им вписываться в участки сложной формы. Каркасная конструкция позволяла удешевить строительство.

«Юсоновские» дома должны были стать строительными блоками градостроительной концепции Райта - «Города широких горизонтов». Концентрированный перенаселённый город должен был естественным образом «деурбанизироваться», распределившись по сельскохозяйственным пригородам, а основным средством передвижения в нём должен был стать автомобиль. Концепция «Города широких горизонтов» существенно повлияла на характер застройки американского малоэтажного пригорода.

В 40-50-е годы Райт строит и общественные здания, среди которых наиболее известна штаб-квартира компании «Джонсон Вакс» (1936-1939) в Расине, шт. Висконсин. Основой конструкции является центральный зал с «древовидной» колоннадой, в которой каждая колонна расширяется кверху. Структуру дерева повторяет и лаборатория - её помещения группируются вокруг центрального ядра-«ствола», несущего шахты лифтов, а плиты перекрытий чередуются по форме - квадратные плиты образуют каркас здания, в который вписываются круглые плиты. Освещение через систему полупрозрачных стеклянных трубок способствует созданию атмосферы «святости» рабочего места.

Апофеозом творчества Райта стал музей Соломона Гуггенхайма в Нью Йорке, который архитектор проектировал и строил в течение 16 лет (1943-1959). Снаружи музей представляет собой опрокинутую спираль, а его интерьер напоминает раковину, в центре которой находится остекленный внутренний дворик. Райт предполагал, что экспозиции должны осматриваться сверху вниз: посетитель поднимается на верхний этаж на лифте и постепенно спускается по центральному спиральному пандусу. Картины, висящие на наклонных стенах, при этом должны находиться в том же положении, что и на мольберте художника. Руководство музея выполнило не все требования Райта, и сейчас осмотр экспозиций происходит снизу вверх.

В жилых домах этого периода Райт также отказался от прямого угла как от «искусственной» формы и обратился к спирали и циркульной окружности.

Не все проекты Райта были реализованы при жизни. Излишне декорированное и граничащее с китчем здание суда округа Марин было достроено через 4 года после его смерти. Так и не реализован остался проект небоскреба «Иллинойс» высотой в милю, рассчитанный на 130 000 жителей и представляющий из себя сужающуюся кверху треугольную призму.

Всего Райт построил 363 дома. К 2005 году из них сохранились примерно 300.

Unity Chapel, Spring Green, Wisconsin (Церковь, Спринг-Грин, Висконсин), 1886 Frank Lloyd Wright Home and Studio , Oak Park, Illinois (Собственный дом Фрэнка Ллойда Райта, Оак-Парк, Иллинойс), 1889-1909 James A. Charnley House, Chicago, Illinois (Дом Джеймса Чарнли, Чикаго, Иллинойс), 1891-1892 Robert P. Parker House, Oak Park, Illinois (Дом Роберта Паркера, Оак-Парк, Иллинойс), 1892
Thomas H. Gale House, Oak Park, Illinois (Дом Томаса Гейла, Оак-Парк, Иллинойс), 1892 Francis J. Woolley House, Oak Park, Illinois (Дом Фрэнсиса Вули, Оак-Парк, Иллинойс), 1893 Walter H. Gale House , Oak Park, Illinois (Дом Уолтера Гейла, Оак-Парк, Иллинойс), 1893 William H. Winslow House, River Forest, Illinois (Дом Вильяма X. Уинслоу, Ривер-Форест, Иллинойс), 1893
Robert W. Roloson Houses, Chicago, Illinois (Дом Роберта Роулсона, Чикаго, Иллинойс), 1894 Edward C. Waller Apartments, Chicago, Illinois (Многоквартирный дом Эдварда С. Уоллера, Чикаго, Иллинойс), 1895 Harrison P. Young House , Oak Park, Illinois (Перестройка дома Г.П. Юнга, Оак-Парк, Иллинойс), 1895 Nathan G. Moore Residence , Oak Park, Illinois (Дом Натана Г. Мура, Оак-Парк, Иллинойс), 1895; частично разрушен в 1922
Isidore H. Heller House , Chicago, Illinois (Дом Айседоры Геллер, Чикаго, Иллинойс), 1896-1897 Romeo and Juliet Windmill, Spring Green, Wisconsin (Башня ветряной мельницы «Ромео и Джульетта» Хиллсайдской школы, Спринг-Грин, Висконсин), 1896; пререстроен в 1938 George W. Furbeck House , Oak Park, Illinois (Дом Джорджа Фербека, Оак-Парк, Иллинойс), 1897 William and Jessie M. Adams House , Chicago, Illinois (Дом Уильяма и Джесси Адамс, Чикаго, Иллинойс), 1900
Arthur B. Heurtley House , Oak Park, Illinois (Дом Артура Хертли, Оак-Парк, Иллинойс), 1902 F. B. Henderson House, Elmhurst, Illinois (Дом Ф.Б. Хендерсона, Элмхерст, Иллинойс), 1901 Frank W. Thomas House , Oak Park, Illinois (Дом Фрэнка Томаса, Оак-Парк, Иллинойс), 1901; реставрация 1975 Ward Winfield Willits House, Highland Park, Illinois (Дом Уорда В. Уиллитса, Хайлэнд-Парк, Иллинойс), 1901
Horse Show Fountain, Oak Park, Illinois (Фонтан «Scoville Park», Оак-Парк, Иллинойс), 1903-1909; перестроен в 1969 Dana-Thomas House , Springfield, Illinois (Дом Сьюзен Лоуренс Дейна, Спрингфилд, Иллинойс), 1902-1904 Hillside Home School II, Spring Green, Wisconsin (Реконструкция Хиллсайдской школы, Спринг-Грин, Висконсин), 1902 George F. Barton House , Buffalo, New York (Дом Джорджа Бартона, Буффало, Нью-Йорк), 1903-1904
Darwin D. Martin House Complex , Buffalo, New York (Дом Дарвина Д. Мартина, Буффало, Нью-Йорк), 1904-1905; реконструкция 2007 Joseph J. Walser Jr. Residence, Chicago, Illinois (Дом Дж.Дж. Уолсера, Чикаго, Иллинойс), 1903 Robert M. Lamp House, Madison, Wisconsin (Дом Роберта М. Лэмпа, Мэдисон, Висконсин), 1903 Burton J. Westcott House, Springfield, Ohio (Дом Бартона Дж. Весткотта, Спрингфилд, Огайо), 1904-1908; реконструкция 2003-2007
Darwin D. Martin Gardener’s Cottage, Buffalo, New York (Оранжерея Д.Д Мартина, Буффало, Нью-Йорк), 1905-1909 Ferdinand F. Tomek House (The Ship House) , Riverside, Illinois (Дом Ф.Ф. Томека, Риверсайд, Иллинойс), 1904-1906 Larkin Administration Building, Buffalo, New York (Здание управления компании «Ларкин», Буффало, Нью-Йорк), 1904; снесёно в 1950 Unity Temple, Oak Park, Illinois (Храм Согласия, Оак-Парк, Иллинойс), 1904-1908
Edward R. Hills House , Oak Park, Illinois (Дом Эдварда Хиллса, Оак-Парк, Иллинойс), 1906; перестроен Frank L. Smith Bank, Dwight, Illinois (Банк Фрэнка Л. Смита, Дуайт, Иллинойс), 1905 Rookery Building, Chicago, Illinois (Здание Rookery, интерьер), 1905-1907; перестроен Thomas P. Hardy House, Racine, Wisconsin (Дом Томаса П. Харди, Расин, Висконсин), 1905
Avery Coonley House, Riverside, Illinois (Дом Эйвери Кунли, Риверсайд, Иллинойс), 1907-1912 Mrs. A. W. Gridley House (Ravine House), Batavia, Illinois (Дом А.В. Гридли, Батавия, Иллинойс), 1906 Peter A. Beachy House , Oak Park, Illinois (Перестройка дома П.А. Бичи, Оак-Парк, Иллинойс), 1906 William H. Pettit Mortuary Chapel, Belvidere, Illinois (Маленькая капелла, Бельведер, Иллинойс), 1906-1907
Eugene A. Gilmore House (Airplane House), Madison, Wisconsin (Дом Юджина А. Гилмора, Мэдисон, Висконсин), 1908 George Blossom Garage, Chicago, Illinois (Гараж Джорджа Блоссома, Чикаго, Иллинойс), 1907 Tan-Y-Deri (Andrew T. Porter House) , Spring Green, Wisconsin (Дом Эндрю Портера, Хиллсайд, Спринг-Грин, Висконсин), 1907 Edward E. Boynton House, Rochester, New York (Дом Е.Е. Бойнтона, Рочестер, Нью-Йорк), 1908
Raymond W. Evans House , Chicago, Illinois (Дом Роберта В. Эванса, Чикаго, Иллинойс), 1908 Frederick C. Robie House , Chicago, Illinois (Дом Фредерика С. Роби, Чикаго, Иллинойс), 1908-1910 Isabel Roberts House, River Forest, Illinois (Дом Изабеллы Роберте, Ривер-Форест, Иллинойс), 1908; реконструкция 1958 Meyer May House, Grand Rapids, Michigan (Дом Майера Мея, Гранд-Рэпидс, Мичиган), 1908
Mrs. Thomas H. Gale House, Oak Park, Illinois (Дом миссис Томас Гейл, Оак-Парк, Иллинойс), 1909 Walter V. Davidson House, Buffalo, New York (Дом Уолтера В. Дэвидсона, Буффало, Нью-Йорк), 1908 William H. Copeland House, Oak Park, Illinois (Перестройка дома д-ра В.Х. Коуплэнда, (второй проект, добавлен гараж) Оак-Парк, Иллинойс), 1908 City National Bank Building and Park Inn Hotel, Mason City, Iowa (Городской национальный банк и отель, Мейсон-Сити, Айова), 1909-1910
Oscar B. Balch House , Oak Park, Illinois (Дом О.Б. Бэлха, Оак-Парк, Иллинойс), 1911 Rev. Jessie R. Zeigler House, Frankfort, Kentucky (Дом преподобного Дж.Р. Циглера, Франкфорт, Кентукки), 1909 Avery Coonley Coach House, Riverside, Illinois (Оранжерея и конюшни Эйвери Кунли, Риверсайд, Иллинойс), 1911 Avery Coonley Gardner"s Cottage, Riverside, Illinois (Коттедж Эйвери Кунли, Риверсайд, Иллинойс), 1911
Emil Bach House , Chicago, Illinois (Дом Эмиля Баха, Чикаго, Иллинойс), 1915 Avery Coonley Playhouse, Riverside, Illinois (Дом для игр Эйвери Кунли, Риверсайд, Иллинойс), 1912 A. D. German Warehouse, Richland Center, Wisconsin (Складские помещения А.Д. Германа, Ричленд-Центр, Висконсин), 1915-1921 Arthur L. Richards Duplex Apartments , Milwaukee, Wisconsin («Американские дома» по заказу «Richards Company» (ARCS), Милуоки, Висконсин), 1915-1916
Hollyhock House (Aline Barnsdall House) , Little Armenia, Los AngelesCalifornia (Вилла «Hollyhock» Алин Барнсдолл, Олив-Хилл, Маленькая Армения, Лос-Анджелес, Калифорния), 1917-1921 Imperial Hotel, Tokyo, Japan (Отель «Империал», Токио, Япония), 1915; снесён 1968 (реконструирован в 1976) Ravine Bluffs Development Bridge (Sylvan Road Bridge) & Sculptures, Glencoe, Illinois (Рэвин-блафский мост и скульптурная композиция, Глинкоэ, Иллинойс), 1915 Frederick C. Bogk House , Milwaukee, Wisconsin (Дом Фредерика Бока, Милуоки, Висконсин), 1916
Tazaemon Yamamura House (Yodokō Guest House), Hyogo-Ken, Japan (Дом Тезэмона Ямамуры, Япония), 1918-1924 Jiyu Gakuen Girls’ School, Tokyo, Japan (Школа Ию Гакуен, Токио, Япония), 1921 Alice Millard House (La Miniatura), Pasadena, California («Миниатюра», дом Алисы Миллард, Пасадена, Калифорния), 1923 Charles Ennis House , Los Angeles, California (Дом Чарлза Энниса, Лос-Анджелес, Калифорния), 1923-1924
Dr. John Storer House , Hollywood, California (Дом Джона Сторера, Лос-Анджелес, Калифорния), 1923 Samuel Freeman House, Hollywood Hills, California (Дом Сэмюела Фримана, Лос-Анджелес, Калифорния), 1923 Taliesin III, Spring Green, Wisconsin (Тейлизин III, Спринг-Грин, Висконсин), 1925 Graycliff Estate (Isabelle R. Martin House) , Derby, New York («Седой утес», дом Изабеллы Мартин (миссис Д.Д. Мартин), Дерби, Нью-Йорк), 1926
Arizona Biltmore Hotel, Phoenix, Arizona (Отель «Балтимор Аризона», Феникс, Аризона), 1927-1929 Fallingwater (Edgar J. Kaufmann Sr. Residence), Bear Run, Pennsylvania («Дом у водопада» Эдгара Дж. Кауфманна, Милл-Ран, Пенсильвания), 1935-1938 Herbert Jacobs House I, Madison, Wisconsin (Дом Герберта Джекобса, Мэдисон, Висконсин), 1936-1937 Johnson Wax Headquarters, Racine, Wisconsin (Здание управления компании «S.C Johnson & Son». Расин, Висконсин), 1936-1939
Malcolm E. Willey House, Minneapolis, Minnesota (Дом Малколма Уилли, Миннеаполис, Миннеаполис), 1934 Taliesin West, Scottsdale, Arizona (Тейлизин-Вест, Скоттсдейл, Аризона), 1937 Wingspread (Herbert F. Johnson House), Wind Point, Wisconsin («Размах крыльев», дом Герберта Ф. Джонсона, Винд-Пойнт, Висконсин), 1937-1939 Annie M. Pfeiffer Chapel, Lakeland, Florida (Капелла Энн Пфайффер, Флоридский Саузен-колледж, Лейкленд, Флорида), 1938-1941 (проект Child of the Sun )
Hanna-Honeycomb House (At Stanford University), Palo Alto, California (Резиденция Hanna-Honeycomb, Стэндфордский университет, Пало Альто, Калифорния), 1937 Suntop Homes, Ardmore («Солнечная вершина», Дома Отто Мэллери и «Todd Company», Ардмор, Пенсильвания), 1938-1939 George D. Sturges House, Brentwood Heights, California (Дом Джорджа Стергеса, Брентвуд-Хайтс, Калифорния), 1939 Loren B. Pope Residence (Pope-Leighey House), Falls Church, Virginia (Дом Лорен Поуп, Фолс-Черч, Вирджиния), 1939-1940; перевезён (Alexandria, VA, 2001)
Charles L. Manson House, Wausau, Wisconsin (Дом Чарлза Л. Мэнсона, Ваузау, Висконсин), 1938-1941 Auldbrass Plantation (C. Leigh Stevens House), Yemassee, South Carolina («Auldbrass», дом и дополнительные сооружения Лейга Стивенса, Иемасси, Южная Каролина), 1940-1951 Community Christian Church, Kansas City, Missouri (Объединенная церковь, Канзас-Сити, Миссури), 1940-1942 Seminar Buildings I, II, & III, Lakeland, Florida (Здания для семинаров, Флоридский Саузен-колледж, Лейкленд, Флорида), 1940-1949 (проект Child of the Sun )
Stanley Rosenbaum House, Florence, Alabama (Дом Стенли Розенбаума, Флоренс, Алабама), 1939-1940 Industrial Arts Building, Lakeland, Florida (Здание корпуса промышленного дизайна, Флоридский Саузен-колледж, Лейкленд, Флорида), 1942-1952 (проект Child of the Sun ) Herbert Jacobs House II (Solar Hemicycle), Middleton, Wisconsin («Солнечный полукруг», второй дом Герберта Джекобса, Миддлтон, Висконсин), 1944-1948 Emile E. Watson and Benjamin Fine Administration Building, Lakeland, Florida (Административное здание, Флоридский Саузен-колледж, Лейкленд, Флорида), 1945-1949 (проект Child of the Sun )
E. T. Roux Library, Lakeland, Florida (Библиотека «Roux Library», Флоридский Саузен-колледж, Лейкленд, Флорида), 1941-1946 (проект Child of the Sun ) Unitarian Society Meeting House, Shorewood Hills, Wisconsin (Унитарная церковь, Шервуд-Хиллс, Висконсин), 1947-1951 J. Edgar Wall Water Dome, Lakeland, Florida (Пруд, Флоридский Саузен-колледж, Лейкленд, Флорида), 1948-1949 (проект Child of the Sun ) V. C. Morris Gift Shop, San Francisco, California (Магазин B.C. Морриса, Сан-Франциско, Калифорния), 1948-1949
Covered walkways or Esplanades, Lakeland, Florida (Место для прогулок, Флоридский Саузен-колледж, Лейкленд, Флорида), 1946-1958 (проект Child of the Sun ) Anderton Court Shops, Beverly Hills, California (Магазины Эндертона, Беверли-Хиллс, Калифорния), 1952 Price Tower, Bartlesville, Oklahoma (Башня компании Гарольда С. Прайса, Бартсвилл, Оклахома), 1952-1956 Kentuck Knob (I.N. Hagan House), Chalkhill, Pennsylvania (Дом И.Н. Хейгена, Чокхилл, Пенсильвания), 1953-1956
First Christian Church, Phoenix, Arizona (Первая Христианская церковь, Феникс, Аризона), 1950-1970 Riverview Terrace Restaurant (Frank Lloyd Wright Visitors" Center), Spring Green, Wisconsin (Ресторан «Терраса с видом на реку», Спринг-Грин, Висконсин), 1953 Beth Sholom Synagogue, Elkins Park, Pennsylvania (Синагога «Бет Шолом», Элкинс-Парк, Пенсильвания), 1954-1959 William H. Danforth Chapel, Lakeland, Florida (Данфортская капелла, Флоридский Саузен-колледж, Лейкленд, Флорида), 1954-1955 (проект Child of the Sun )
Polk County Science Building, Lakeland, Florida (Здания научного корпуса и корпуса космографии, Флоридский Саузен-колледж, Лейкленд, Флорида), 1953-1958 (проект Child of the Sun ) R. W. Lindholm Service Station, Cloquet, Minnesota (Линдхэлмская станция техобслуживания, Клокей, Миннесота), 1956-1958 Wyoming Valley Grammar School, Spring Green, Wisconsin (Вайоминг-вэлльская школа, Вайоминг-Вэлли, под Спринг-Грином, Висконсин), 1956 Marin County Civic Center, San Rafael, California (Административный центр округа Мэрин, Сан-Рафаэль, Калифорния), 1957-1976
Annunciation Greek Orthodox Church, Milwaukee, Wisconsin (Греческая православная церковь Благовещения, Вауватоза, Висконсин), 1956-1961 Solomon R. Guggenheim Museum, New York (Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк), 1943-1959 The Grady Gammage Memorial Auditorium, Tempe, Arizona (Мемориальный зал Грэйди-Гэммидж, Государственный университет, Темп, Аризона), 1959

Основные даты жизни и творчества Райта:

1910 - Райт едет в Берлин, а затем - во Фьезоле. Там он работает со своим сыном над иллюстрациями к книге «Осуществленные постройки и проекты», которая в том же году будет издана Эрнстом Васмутом в Берлине.

1911 - Райт начинает строить новый дом и мастерские под Спринг-Грином, Висконсин. Все это приобретет название «Тейлизин».

1913 - Райт едет в Японию, чтобы согласовать договор по отелю «Империал» и приобрести японские гравюры для американских клиентов.

1914 - Джулиан Карлстон убивает Мэймах Чейни и еще шесть человек, а затем поджигает Тейлизин. Райт знакомится с Мириам Ноэль.

1918 - Райт едет в Пейпинг в Китае. Там он посещает достопримечательности как гость писателя Ку Хунт Минг.

1922 - Райт открывает бюро в Лос-Анджелесе. Развод с Кэтрин.

1923 - Землетрясение Канто разрушает большую часть Токио. Отель «Империал» остается без повреждений. Райт публикует книгу «Experimenting with Human Lives» («Эксперимент с человеческими жизнями») о землетрясении и отеле «Империал». Он женится на Мириам Ноэль.

1924 - Райт знакомится с «Ольгиванной» - Ольгой Ивановной Лазович-Гинценберг.

1925 - Второй пожар Тейлизина. Рождение Иованны, дочери Райта и «Ольгиванны» Гинценберг.

1926 - Банк Висконсина вступает во владение Тейлизином в связи с долгами Райта. Неподалеку от Миннеаполиса Райта и Гинценберг арестовывают за безнравственное поведение.

1927 - Райт пишет серию статей под заглавием «In the Cause of Architecture» («Во имя архитектуры»), которые ежемесячно печатаются в журнале «The Architectural Record». Развод с Мириам Ноэль-Райт.

1928 - Райт женится на Ольге Ивановне Гинценберг.

1929 - Работа над проектом Чендлера сначала продолжается, но затем, после биржевого краха в октябре, прерывается.

1930 - Райт читает ряд лекций в Принстонском университете, а затем опубликовывает их под заглавием «Modern Architecture» («Современная архитектура»). Большая выставка работ путешествует в Принстон, Нью-Йорк, Чикаго, Мэдисон и Милуоки.

1932 - Райты основывают Тейлизинское товарищество и преобразовывают строения Хиллсайдской школы в помещения товарищества. Райт опубликовывает «Автобиографию» и «The Disappearing City» («Исчезающий город»). Его работы принимаются в экспозицию «Интернациональный стиль» в Музей современного искусства в Нью-Йорке.

1934 - Вместе с учениками Райт начинает строить масштабную модель «Broadacre City» («Города широкого простора»). Первый номер основанного Райтом журнала «Taliesin» выходит в «Taliesin Press».

1935 - Модель «Города широкого простора» выставляется на «Industrial Arts Exhibition» (выставке промышленного дизайна) в Рокфеллеровском центре в Нью-Йорке. «Дом у водопада» Эдгара Дж. Кауфманна, Милл-Ран, Пенсильвания

1938 - Райт оформляет январский номер журнала «Architectural Forum», который посвящен его деятельности. Портрет Райта появляется на обложке журнала «Time».

Флоридский Саузен-колледж, генеральный план по заказу д-ра Луда М. Спайви, Лейкленд, Флорида

1939 - Райт приглашен в Лондон, чтобы прочитать ряд лекций в Салгрейв-Мэнэр-Борд. Лекции публикуются под заглавием «An Organic Architecture» («Органическая архитектура»).

1940 - Музей современного искусства в Нью-Йорке устраивает большую ретроспективную выставку «Творчество Фрэнка Ллойда Райта».

1952 - Пожар разрушает часть здания Хиллсайдской школы в Спринг-Грине. Выставка «Шестьдесят лет живой архитектуры» проходит в Швейцарии, Франции, Германии и Нидерландах.

1955 - Райт создал книгу «Американская архитектура», ее издает Эдгар Кауфманн-младший.

1957 - Райт приглашен в Багдад (Ирак) для создания проектов зданий оперы, культурного центра, музея, университета и телеграфа. Книга Райта «A Testament» («Завещание») выходит в свет.