Почему ди каприо не получил оскар. Почему Леонардо Ди Каприо не дадут «Оскар

Имя это человека стало известно с выходом фильма-катастрофы “Титаник”. Кажется, никого другого в роли юного, но отважного Джека уже не представить. Исполнитель главной роли, Леонардо Ди Каприо, проснулся знаменитым, его слава облетела весь мир. Он нашел свое место в Голливуде, где по сей день остается востребованным актером. Многие поклонники обеспокоены одним - почему Ди Каприо не дают “Оскара”? В данной статье мы вспомним факты его биографии, пробежимся по лучшим работам, за которые он мог получить заветную статуэтку, и попробуем ответить на главный вопрос.

Кто такой мальчик?

Уроженец солнечной Калифорнии, Леонардо появился на свет в 1974 году. Свое имя он получил в честь великого художника Да Винчи, чьими произведениями восхищалась его мать. В юном возрасте парень попробовал свои силы перед камерой - и ему очень понравилось. Он много снимался в рекламе (согласно данным, в его арсенале более 30 роликов). Когда ему исполнилось 14 лет, он решил найти агента и стать актером. Дебютной работой стали “Зубастики-3”. Вскоре после этого последовала драма “Жизнь этого парня”. Тогда в напарники достались и Роберт Де Ниро. Вряд ли Леонардо осознавал, что спустя пару десятилетий будет стоять на одном уровне с последним. Почему Ди Каприо не дают “Оскара”? На тот момент это было логично - картины не получили широкого признания, как, вероятно, не впечатлила игра молодого актера. Оставалось ждать.

Трудный парень и первые проблески славы

Очевидно, останавливаться на достигнутом перспективная звезда не собирается. По признанию Леонардо, в этот период он не грезил о наивысшем кинематографическом признании, а попросту хотел заниматься любимым делом. Вы все еще хотите знать, почему Ди Каприо не дают “Оскара”? Тогда движемся далее. 1993 год. Одна из нашумевших работ актера - это драма “Что гложет Гилберта Грэйпа”. Леонардо играет умственно отсталого брата. Фильм получает мировое зрительское признание. Впервые молодого Леонардо заставляет заговорить о нем всерьез. Первые номинации на “Золотой Глобус” и “Оскар”. И первый промах. Актер имел все шансы получить заветную статуэтку, но этого не произошло. Так почему Ди Каприо не дают “Оскара”?

Кто не знает Лео?

До конца тысячелетия актер становится любимчиком страны грез. В этом ему помогают следующие картины: “Полное затмение” и вестерн “Быстрый и мертвый”, где, по слухам, у него случился короткий роман с Шэрон Стоун. Эта информация не была подтверждена, потому официальной ее не стоит считать. “Дневник баскетболиста” рассказывает о талантливом игроке в баскетбол и поэте, который начинает деградировать из-за пристрастия к наркотикам. Как известно, Голливуд любит истории о больных людях, однако эту картину не посчитал достойной статуэтки. Очередной провал переживают поклонники Лео, задавая вопрос о том, почему Ди Каприо не дают “Оскара”.

Новый шанс на пути к победе

1996 год ознаменовался выходом романтической ленты, адаптации знаменитой повести Шекспира “Ромео + Джульетта”, принесшей кассовый успех. Картина “Комната Марвина” вновь объединяет Лео и Де Ниро. И снова излюбленный сюжет - Ди Каприо играет трудного подростка. Год спустя в прокате появляется “Титаник” - масштабная картина, навсегда закрепившая за ним статус высокооплачиваемой звезды.

Драматическая история про гигантский корабль и зародившееся на его борту чувство признана культурным событием года. “Титаник” забрал 11 статуэток высшей награды академиков. Церемония "обросла" скандалом по причине того, что Леонардо не выдвинули на лучшую мужскую роль. Что стало тому причиной, когда очевидный успех “Титаника” говорил об обязательной номинации Леонардо? В чем причина его игнорирования? Почему Ди Каприо не дают “Оскара”? Возмущенные фанаты расценивали это как заговор. А расстроенный актер скромно пожимал плечами: мол, значит, еще не время.

Важнее - наслаждение от работы

Ди Каприо пытается забыть постоянно поднимаемую больную тему и решает сосредоточиться на карьере. Его следующими проектами становятся “Человек в железной маске” и “Пляж”. В общей совокупности картины приносят неплохой доход, но прохладно принимаются критиками. Лео отказывается от участия в “Американском психопате” и “Человеке-пауке”. Зато выбирает проекты покрупнее: “Поймай меня, если сможешь”, “Банды Нью-Йорка”, “Кровавый алмаз”, “Отступники”, “Авиатор”. Последний выдвигается на высшую премию. Угадайте, что происходит? Снова Лео остается с носом, отдавая награду за биографическую драму “Рэй”. И снова журналисты негодуют: Ди Каприо не дают “Оскара”! Кажется, это вошло в закономерность.

“Золотой Глобус” - тоже награда

Возможно, это было как утешение. Не только “Глобус”, но и другие престижные награды стремятся попасть в руки Ди Каприо, словно говоря о том, что они не забыли его таланта и не разделяют поведения киноакадемиков.
За свою карьеру актер удостоился “Серебряного медведя” на Берлинском фестивале, премии канала MTV и Совета кинокритиков Америки, а также Австралийской киноакадемии. Также в его арсенале - различные номинации (Гильдия киноактеров, BFTA и даже “Золотая малина” за фильм “Пляж”).

Дружба, проверенная годами

В 2008 году в прокате появляется “Дорога перемен” по роману Ричарда Йейтса. В кадре вновь встретились Лео и составившие знаменитый дуэт Джека и Роуз в “Титанике”. Актеры сыграли семейную пару, мечтающую о новой жизни. За “Дорогу перемен” оба были номинированы на “Золотой Глобус”, но только Кейт награду унесла домой. Поднимаясь на сцену, она благодарила Лео за совместную работу, сетуя на то, что такой талантливый человек по-прежнему остается без статуэтки. Почему Ди Каприо не дают “Оскар”? Его мнение по этому поводу всегда интересовало общественность. Сам актер старается уходить от подобного вопроса, чтобы не разжигать огонь пересудов еще больше. Кстати, с партнершей по “Титанику” он дружит со времен его выхода. Когда Кейт Уинслет сочеталась браком, Лео оказался тем, кто вел ее к алтарю.

Только лучшие фильмы

В 2008 году актер приступает к съемкам шпионской драмы “Совокупность лжи” и психологического триллера “Остров проклятых”, а позже предлагает поэкспериментировать с в научной фантастике “Начало”. За эту роль Лео получает невероятный по голливудским масштабам гонорар - 59 миллионов долларов!

Кажется, он выбирает лучшие фильмы. Или любой фильм с его участием становится таковым. Ни одна из его последующих картин не проходит мимо (“Дж. Эдгар”, “Джанго освобожденный”, “Великий Гэтсби”). Чем не очередной повод замахнуться на статуэтку?

Сразу двойная номинация приходит с фильмом Мартина Скорсезе “Волк с Уолл-стрит” - как лучший актер и как лучший фильм, продюсером которого выступил актер. Церемония вручения премии в 2014 году стала самой обсуждаемой и ожидаемой. По большому счету, у Лео было мало сильных соперников, которые могли составить конкуренцию. И, следовательно, шансы на победу были высоки. Однако актера снова ждало разочарование. Впрочем, он искренне поздравил своего коллегу Мэттью МакКонахи с победой. “Волк с Уолл-стрит” окупил бюджет почти в четыре раза и был тепло принят критиками. Что произошло на этот раз? Таблоиды пестрели заголовками: почему Ди Каприо не дают “Оскар” за “Волка”?

Очевидно, причиной послужила разница в жанровой направленности фильмов-конкурентов. “Далласский клуб покупателей” рассказывал историю человека, умирающего от СПИДа, которого сыграл МакКонахи. Это намного интереснее и драматичнее, чем история американского брокера с Уолл-стрит.

Почему Леонардо Ди Каприо не дают “Оскара”? Еще одна точка зрения

Наверняка, каждый зритель в сердцах мысленно обращался к актеру: расстраиваться не стоит, все еще впереди! Поднять настроение могут новые проекты. Ведь, “Оскар”, в конце концов, не главное. У Лео есть многомиллионная армия поклонников и шикарные предложения, что не меньше, чем золотая награда. К сожалению, каждый раз находится тот, кто может составить достойную конкуренцию, сильнее и опытнее. Как известно, Голливуд любит испытывать звезд на прочность. Многие артисты по несколько лет ждали своего часа, прежде чем взять в руку золотую статуэтку. Так может, у Лео действительно все впереди? Ведь несмотря на его 40-летний возраст, за ним давно закрепился образ вечно перспективного актера.

0 28 февраля 2016, 18:00

Леонардо ДиКаприо

В преддверии 88-й церемонии вручения премии "Оскар" (за вы можете следить уже прямо сейчас) все задаются только одним вопросом: получит ли заветную статуэтку после стольких лет ожидания. Сам актер в недавнем интервью заявил, что уже ни на что не рассчитывает, но даже если Лео и махнул рукой на "Оскар", то поклонники голливудской звезды - нет: тысячи фанатов надеются на победу своего кумира и всячески поддерживают его.

Мы тоже всей душой болеем за ДиКаприо, но, как и многие, недоумеваем: почему за столько лет блестящей карьеры этот талантливый актер так ни разу и не удостоился признания киноакадемиков?

Чтобы разобраться в вопросе, сайт подробно изучил все слухи и сплетни, не пропустив ни одной детали.

Номинации Леонардо ДиКаприо на "Оскар"

1994 год - Лучшая мужская роль второго плана, "Что гложет Гилберта Грейпа"

2005 - Лучшая мужская роль, "Авиатор"

2007 - Лучшая мужская роль, "Кровавый алмаз"

2014 - Лучшая мужская роль и лучший фильм, "Волк с Уолл-стрит" (ДиКаприо получил бы "Оскар" как продюсер, если бы в лучшим фильмом была признана картина "Волк с Уолл-стрит")

2016 - Лучшая мужская роль, "Выживший"


Леонардо ДиКаприо в фильме "Волк с Уолл-стрит"

Отношения Леонардо ДиКаприо с премией "Оскар" можно описать статусом из соцсетей - . Не то чтобы талант актера киноакадемики совсем не замечали: нет, ДиКаприо номинировали, и не раз, но словно с издевкой, заранее зная, что победа достанется другому. Ну как можно было всерьез предполагать, что Лео уйдет со статуэткой в 2014 году, когда его соперником был с фильмом " ", актер, преображение которого из типичного героя ромкомов в серьезного драматического артиста в тот год просто сразило всех наповал.


Леонардо ДиКаприо аплодирует Мэттью Макконахи, который выиграл "Оскар"

За достойные работы Лео часто не получал свою номинацию. Он снялся в , которые и стали такими-то во многом благодаря таланту актера, только вот эти фильмы выдвигались на "Оскар" и получали по несколько номинаций за раз, а сам Лео нет. Доходило до смешного: в "Титанике", например, номинации были едва ли не у всех, но, конечно, не у ДиКаприо.

Когда что-то пошло не так - загадка, ведь поначалу ДиКаприо подавал огромные надежды как потенциальный лауреат и был на хорошем счету у киноакадемиков. Так, свою первую номинацию актер получил за роль умственно неполноценного подростка в картине "Что гложет Гилберта Грейпа". Тогда Лео было всего 19 лет (а на момент съемок и того меньше), но силе его дарования, мастерству перевоплощения и естественности, с которой он существовал в кадре, мог позавидовать любой опытный актер. Критики были в восторге и захлебывались комплиментами.


Леонардо ДиКаприо в фильме "Что гложет Гилберта Грейпа"

Увы, длилось все это недолго: вскоре случился "Титаник", потом "Ромео + Джульетта", и Лео превратился в кумира поколения, красавчика, по которому сходили с ума миллионы восторженных девушек-подростков (автор этой статьи в том числе) - и актера, фундаментально разочаровавшего оскаровский "комитет". Складывалось впечатление, что чем популярнее становился актер, тем меньше он нравился киноакадемикам. При этом, разумеется, своего таланта ДиКаприо не утратил и стабильно выдавал на-гора замечательные роли, однако замечать их не хотели.


Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет в фильме "Титаник"


Клэр Дэйнс и Леонардо ДиКаприо в фильме "Ромео + Джульетта"

Естественно, такое положение дел вызывало недоумение многих. Сначала о том, что Лео пора дать "Оскар", говорили редко, затем - все чаще и чаще, и в результате противостояние актера и киноакадемии превратилось в притчу во языцех и обросло сотней теорий и тысячей мемов. Одна из самых популярных версий оскаровских провалов ДиКаприо - его смазливость. Считается, что киноакадемики благосклонно относятся лишь к красавицам-актрисам, но не к привлекательным мужчинам-актерам: последние должны потерять лоск и постареть, чтобы быть замеченными.


Леонардо ДиКаприо в фильме "Авиатор"


Леонардо ДиКаприо в фильме "Кровавый алмаз"

Есть и другие догадки, одна неожиданнее другой: во всем виноваты масоны, русские корни, злые гомосексуалисты (которые почему-то не любят Лео, несмотря на слухи о нетрадиционной сексуальной ориентации актера, что ходят уже годами) и бог знает кто еще - фантазия "сыщиков" не знает границ. Есть версии и попроще: говорят, что еще на заре карьеры Леонардо перешел дорогу одному из влиятельных кинобоссов, который затаил обиду и теперь отыгрывается на актере таким вот детским способом - отнимая любимую "игрушку".

В чем бы там ни было дело, но, кажется, в этом году все изменилось - Лео уверенно движется к награде, сметая всех и вся на своем пути. За роль в фильме Алехандро Гонсалеса Иньярриту " " ДиКаприо уже получил ворох наград, и шансы актера выиграть наконец-то и "Оскар" велики как никогда: даже Харви Вайнштейн, один из самых влиятельных голливудских продюсеров, считает, что победителем этого года должен стать Лео.


Леонардо ДиКаприо в фильме "Выживший"

Правда, есть мнение, что ДиКаприо вообще не должен выигрывать "Оскар" никогда, ведь иначе он перестанет сниматься в хороших фильмах, прекратит все время искать себя и свою идеальную роль и превратится в какого-нибудь очередного героя киновселенной Marvel. Мы уверены, что этого не случится, и надеемся, что уже через несколько дней актер отпразднует долгожданную победу!

Фото Gettyimages

Фото Кадры из фильмов

Изучив биографию актера, слухи и сплетни Голливуда, а также вкусы Американской киноакадемии, мы нашли три причины, по которым Леонардо Ди Каприо вновь останется без «Оскара».

1. Внешность. Насколько академики обожают красивых женщин, настолько же ненавидят красивых мужчин. Иначе чем объяснить, что Анджелине Джоли, Джулии Робертс, Шарлиз Терон и Николь Кидман «Оскар» дали, а Лео, как и Брэду Питту, и Джонни Деппу, например, «золотой рыцарь» только снится.

Доказательством этой гипотезы служит то, что за свою самую романтическую роль – в «Титанике» Джеймса Кэмерона – Ди Каприо не получил даже номинации, хотя у фильма их было рекордных 14!

2. Ссора с Киноакадемией. В Голливуде поговаривают, что тотальное невезение Лео началось еще в 2005 году. На тот момент он уже успел стать любимчиком Мартина Скорсезе и снялся в трех его фильмах. Причем за последний – «Авиатор» – получил вторую номинацию на «Оскар», но награда ему не досталась. Говорят, тогда Скорсезе, которого Киноакадемия на той церемонии тоже «продинамила», но уже в пятый раз, рекомендовал Лео забыть про «Оскар» и взамен предложил долгую и плодотворную совместную работу и шикарные роли. Ди Каприо, вроде бы, согласился, и высказал академикам все, что он о них думает.

В пользу этой гипотезы говорит то, что впоследствии Мартин снимал Лео в «Острове проклятых» и «Волке с Уолл-стрит», а сейчас они вместе работают над экранизацией документальной книги Эрика Ларсона «Дьявол в белом городе» о первом официально зарегистрированном серийном убийце в США.

3. Серьезная конкуренция. Главными соперниками Лео в этом году называют Мэтта Дэймона, сыгравшего астронавта-героя в фильме «Марсианин», и Эдди Редмэйна, который воплотил образ одного из первых в мире людей, сменивших пол. И у того и у другого «Оскары» уже есть, но когда это мешало Киноакадемии?

И хотя только в прошлом году Редмэйна наградили за работу в фильме «Вселенная Стивена Хокинга», в 2016-м шанс получить статуэтку у него куда выше, ведь, говорят, больше всего академики боятся показаться нетолерантными, а значит, старания Редмэйна по превращению из художника Эйнара Вегенера в томную Лили Эльбе просто не могут остаться незамеченными.

И одной из этих причин было бы достаточно, чтобы актер и думать забыл про «Оскар», а у Леонардо их целых три. Так что, даже несмотря на то что в «Выжившем» Алехандро Гонсалеса Иньярриту Ди Каприо мастерски сыграл охотника, спасшегося в зимней тайге после схватки с медведем, «Оскар» в этом году ему вовсе не гарантирован.

Куда более вероятно, что «золотого рыцаря» либо получит актер, который сыграет самого Ди Каприо в фильме-биографии, либо Лео сам поднимется на сцену, но лет через 30, когда придет время признать его заслуги перед Голливудом.

В списке претендентов, из-за которого Академию в очередной раз обвинили в расовых предрассудках, в пятый раз за свою карьеру оказался и популярный актёр Леонардо Ди Каприо, которому в 2016 году прочат долгожданную победу.

Однако не все аналитики и коллеги Ди Каприо считают, что награда ему нужна. Более того, существуют мнения, что «Оскар» в некоторых случаях наносит непоправимый вред карьере или просто не даёт актёру никаких преимуществ.

В закладки

Леонардо Ди Каприо

Почему у Лео до сих пор нет статуэтки

Среди зрителей существует устойчивое заблуждение, согласно которому большинство ролей Ди Каприо за последние несколько лет - «чисто оскаровские». Поэтому в действиях Академии, раз за разом игнорирующей старания актёра, они видят огромную несправедливость.

Ещё в 2014 году журнал Vanity Fair , почему это не так, выдвинув теорию «Континуума Питта-Хэнкса». По мнению издания, в Голливуде, существует два типа актёров: одни по своему типажу похожи на Брэда Питта, а другие - на Тома Хэнкса.

Актёры типа «Питт» годами демонстрируют отличное исполнительское мастерство, но никогда не получают награду, тогда как исполнители типа «Хэнкс» могут взять статуэтку за свой первый же успешный фильм.

Иллюстрация: hugraphic для Vanity Fair

«Питты» - народные любимчики, потому что играют роли «клёвых парней». Они выступают удобной ролевой моделью, но при этом «не приглашают» зрителя на своё место, удерживая определённую дистанцию.

«Хэнксы», считает Vanity Fair, напротив, предпочитают сложные типажи, внимание которым редко уделяется на большом экране. Они поощряют эмпатию. И именно такие роли чаще всего и отмечают академики.

Среди победителей последних лет немало исполнителей ролей реальных людей, сражающихся с какими-то редкими болезнями или расстройствами. «Король говорит» (2010)

Сам Том Хэнкс за свою карьеру получил пять номинаций на «Оскар» и две победы: он подталкивает зрителей к тому, чтобы задуматься, каково быть на месте его героев.

Отсюда рождается и представление о тотальной несправедливости по отношению к Ди Каприо, у которого постоянно «из-под носа» уводят награды менее опытные и менее любимые публикой исполнители.

Для Академии он принадлежит к касте Тома Круза, Эдварта Нортона, Гари Олдмана и Брэда Питта (последний не так давно заработал свою первую статуэтку - в качестве продюсера драмы «12 лет рабства»).

Почему давать Ди Каприо «Оскар» за «Выжившего» неправильно

Как колумнист газеты Metro Кэссэм Луч (Cassam Looch), хоть Ди Каприо и говорит, что для него «Оскар» не имеет никакого значения, своего разочарования в момент объявления имени победителя ему всё равно скрыть не удаётся.

У Ди Каприо есть номинации за фильмы «Волк с Уолл-стрит», «Кровавый алмаз», «Авиатор» и «Что гложет Гилберта Грейпа?»

По мнению аналитиков и букмекеров, в 2016 году Леонардо с почти стопроцентной вероятностью не покинет зал театра «Долби» с пустыми руками, но не из-за своих личных достижений, а из-за того, что ему наконец-то повезло.

В категории «Лучшая мужская роль» сложился благоприятный «климат»: Эдди Редмэйна второй год подряд отмечать не станут, для Фассбендера шансы резко упали вместе с кассовым провалом «Стива Джобса» (фильм не востребован), а Мэтт Деймон, судя по всему, включён в список только для повышения рейтингов телетрансляции (иначе бы блокбастеры вроде «Марсианина» на церемонии вообще никто не замечал). Остаётся только Брайан Крэнстон, но его Ди Каприо должен одолеть по совокупности заслуг и уровню внимания к «Выжившему».

Знаменитый медведь - плод работы специалистов по компьютерной графике, а работа Ди Каприо в этой сцене носит, скорее, каскадёрский характер

Тем не менее Кэссэм Луч считает, что награждать Ди Каприо в 2016 году будет неправильно, так как роль колониста Хью Гласса едва ли можно считать его лучшим достижением - слишком уж мало в ней реплик и слишком уж много сцен, где физические испытания подменяют собой актёрскую игру.

Ди Каприо постоянно обыгрывает его партнёр по площадке - Том Харди, которому досталась более «жирная» роль. Во время противостояния двух героев именно звезда «Легенды» заставляет вас в напряжении сидеть на краешке кресла. Ди Каприо здесь воспринимается как пассажир.

Кэссэм Луч, колумнист Metro

В то же время, отмечает Луч, у Ди Каприо было множество более сильных ролей, включая одержимого миллионера Говарда Хьюза или ставшего украшением «Джанго освобождённого» работорговца. По мнению колумниста, «Оскар» за «Выжившего» может стать для Ди Каприо неправильным сигналом.

И если судить по реакции самого актёра на номинацию, разрушительный процесс уже начался.

Очень многие вещи, которые я делал во время работы над этим фильмом, были для меня как для актёра уникальными. Я надеюсь, [эта номинация] означает, что мы сможем снимать больше подобных картин в будущем.

Леонардо Ди Каприо, актёр

Как «Оскар» может навредить карьере актёра или не принести пользы

Осенью 2014 года Билл Мюррей, на счету которого нет ни одного «Оскара», Variety, почему он принял решение не гоняться за наградами. По мнению актёра, в чьём таланте вряд ли кто-то сомневается, самое губительное воздействие награда оказывает на образ мышления победителя.

Если ты очень сильно хочешь награду, это подобно вирусу. Это болезнь. [А после получения статуэтки] у людей случается пост-оскаровский синдром, когда они вдруг решают, что не будут сниматься в фильмах, у которых нет оскаровского потенциала. Кажется, после этого они вдруг перестают принимать правильные решения.

Билл Мюррей, актёр

В то же время и примеров того, что «Оскар» не превращает актёров в первостатейных звёзд, немало. Чего стоит только Николас Кейдж, чьи гонорары после получения награды в 1996 году за роль в фильме «Покидая Лас-Вегас» резко возросли, но карьера начала своё затяжное пике.

Лос-Анджелес, 1996 год

Более свежий пример - Сандра Буллок, в 2010 году отмеченная «Оскаром» за главную роль в спортивной драме «Невидимая сторона». Поначалу её дела шли отлично: она сыграла в «Гравитации» и в кассово успешной комедии «Копы в юбках», однако уже в 2015-м у неё вышла драма «Наш бренд - кризис», с треском провалившаяся в прокате и разгромленная критиками. Всего за несколько лет актриса растеряла почти все преимущества, полученные вместе с наградой.

В марте 2015 года звезда «Людей-Икс» Холли Берри , что «Оскар» за фильм «Бал монстров» разрушил её карьеру.

Ты прыгаешь - я прыгаю

В том, что весь мир сочувствует Ди Каприо, есть своеобразный парадокс. За плечами у актёра, вместе с «Титаником» попавшего на обложки школьных тетрадей всех девочек мира, почти эталонная карьера. Такой позавидует большинство его голливудских коллег.

В свой 41 год Ди Каприо встречается с супермоделями, получает за фильмы гонорары с семью нулями, а каждая его роль неизменно становится событием.

«Оскар», несмотря на пресловутое «проклятье», часто воспринимают как способ выбиться наверх. Но Ди Каприо уже давно на этом самом «верху», и, возможно, его фанатам лучше надеяться на то, чтобы их любимец не получил награду никогда.

Пытаемся разобраться в важном помешательстве нашего поколения − "Оскар для Лео" и как охота за золотой статуэткой превратилась в интернет-мэм

© tumblr.com

Уже совсем близко. Церемония награждения лучших фильмов американского производства состоится уже 28-го февраля. И, поскольку картина с Леонардо Ди Каприо "Легенда Хью Гласса" − , самое время посокрушаться на тему "ну дайте же Лео наконец "Оскар". Пытаемся разобраться, как карьера одного из самых талантливых актеров Голливуда превратилась в главный источник интернет-мэмов и фотоколлажей.

Начнем, пожалуй, с главного − награду Киноакадемии Леонардо Ди Каприо действительно заслужил и очень давно. О молодом даровании заговорили еще в 1993 году, когда 19-летнего Лео номинировали на "Оскар" как "Лучшего актера второго плана" за выдающуюся роль слабоумного подростка Арни Грэйпа в фильме Лассе Халлстрема "Что гложет Гилберта Грейпа" . Самый показательный пример убедительности игры актера − это то, что многие кинопрофессионалы, включая, например, знаменитого Марлона Брандо, действительно посчитали, что малоизвестный тогда Ди Каприо страдает задержкой в психическом развитии. "Оскар" тогда взял Томи Ли Джонс за "Беглеца", а общественность логично посчитала, что у Лео еще все впереди.

То, что Ди Каприо уже тогда не был удостоен награды, − палка в двух концах. Едва ли можно посчитать, что недостающий "Оскар" испортил Лео карьеру − впечатляющая фильмография актера и список других наград не дадут соврать. Однако именно роль Арни − одна из самых мощных актерских работ Ди Каприо, которую упускать из виду было большой ошибкой Киноакадемии.

В 1996 году на экраны выходит громкая адаптация "Ромео и Джульетты" на современный лад от База Лурмана. Противоречивый метод повествования в стиле MTV, где семейства Монтекки и Капулетти устраивают поединки не на мечах, а на пистолетах, а молодое поколение аристократов закидывается экстази вместо "пьянящей поэзии", оставил неоднозначное впечатление у консервативных кинокритиков. Однако за океаном, на Берлинском кинофестивале, Лео получает первую крупную кинонаграду − Серебряного Медведя за лучшую мужскую роль.

Так получилось, что Ди Каприо с юных лет выбирает очень амбициозные проекты, которые попадают в оскаровские скандалы разной величины. Яркий пример − "Титаник" в 1998 году. Эпохальная во всех смыслах картина Джеймса Камерона побила рекорд по количеству выигранных статуэток в истории "Оскара" − целых 11 (столько же удалось получить "Властелину колец. Возвращение короля" в 2003 году)!. Однако Леонардо Ди Каприо даже не был номинирован за свою актерскую игру. Уже тогда 24-летний Лео затаил обиду на Киноакадемию и не явился на церемонию.

Шумиха вокруг актеров, которых "прокатили" с "Оскаром", обычно длится не больше пары недель после церемонии. Однако с Ди Каприо дела обстояли совсем иначе. К молодому актеру всегда было приковано всеобщее внимание. Как ни как, 90-е все еще были временем, когда в Голливуде заправляли "динозавры" за 35 и больше, а к веселым временам "дорогу молодым" и до громких случаев наподобие "Оскара" для юной Дженнифер Лоуренс было еще далеко. Каково же было удивление, когда Леонардо Ди Каприо, не достигнув и 30-ти лет, стал главной надеждой Голливудских босов и новым Джеком Николсоном и Марлоном Брандо в одном флаконе.

В 2002 году вновь повторилась история с громким оскаровским фильмом, в котором как будто нарочно Лео обошли вниманием и даже не номинировали. Мартин Скорсезе представил на соискание "Оскара" историческую драму "Банды Нью-Йорка" , которая, несмотря на 10 номинаций, не получила ни одной награды.

В 2004-м был громкий "Авиатор" Мартина Скорсезе − биографическая лента о Говарде Хьюзе. Картина собрала четыре премии BAFTA и пять "Золотых Глобусов" (в том числе для Лео за "Лучшую мужскую роль"). Перед "Оскаром" именно ставки на Ди Каприо были самыми высокими. Уступал ему разве что Джейми Фокс в роли знаменитого слепого соул-певца Рэя Чарлза. Что ж, именно игра Фокса пришлась по вкусу Академии. С тех самых пор фанаты Ди Каприо могут начинать праздновать годовщину холодной войны "Оскара" и Леонардо Ди Каприо. Ведь со стороны все выглядит как заговор против талантливого актера, да и сам Лео уже потерял контроль над ситуацией.

В последующие 10 лет работа Леонардо Ди Каприо, по правде, напоминала игру в одни ворота. "Отступники" (2006) − 4 "Оскара" и даже без номинации для Лео, "Кровавый алмаз" (2007) − 5 номиаций, включая номинацию для Ди Каприо, и ни одной победы, "Дорога перемен" (2008) − 3 номинации и ни одного "Оскара", "Начало" (2010) − 4 "Оскара" и без номинации для актера, "Джанго освобожденный" (2012) − 2 "Оскара", а Лео вновь без внимания даже на стадии раздачи номинаций (этот случай особо возмутил общественность, роль рабовладельца Келвина Кэнди у Ди Каприо одна из лучших).

Среди последних оскаровских неудач у Леонардо сразу два фильма, вышедших в один год − "Вэликий Гэтсби" и "Волк с Уолл-стрит" в 2014-м. И если в "Гэтсби" Лео не номинировали, но хотя бы сам фильм взял два технических "Оскара", то громкий "Волк с Уолл-стрит" обеспечил номинацию для Ди Каприо, однако актёр проиграл во всех пяти категориях. Сказать, что Ди Каприо по-оскаровски не везет − не сказать ничего. Ситуацию усугубила межконтинентальная слава с налетом почтенного пафоса, которой с годами оброс "Оскар", обеспечив Киноакадемии статус чуть ли не единственного и самого важного показателя актерского таланта, что, конечно же, весьма преувеличено.

Приблизительно в одно время с провалами Лео, которые с каждым годом только прибавлялись, в начале 2010-х, ключевой составляющей культуры интернет-сообщества, получившего вид большой социальной сети, стала система мэмов и фотоколлажей. Не стоит недооценивать гиф-анимации, ибо их по праву можно считать двигателем entertainment-журналистики. Такие издания, как: Buzzfeed, Mashable, Popsugar получили многомиллионную аудиторию благодаря новому тренду, ставшему синонимом успеха − take it easy. Новая непринужденность, самоирония и отчаянное дуракаваляние проникли всюду. Именно поэтому, соответствуя духу мэйнстрима, фотобомбить своих друзей начали не только "простые смертные", но даже звезды первой величины на красных дорожках.

© tumblr.com

И пока Леонардо Ди Каприо сохранял благородный вид, не ввязываясь в запутанные сети фотоколлажей (практически все записи Лео в Instagram и Twitter на экологическую тематику), сообщество его поклонников, да и хэйтеров тоже, сделали все за него. Любой публичный конфуз или даже намек на непредвиденную ситуацию, стечение обстоятельств не остаются незамеченными наблюдательной публикой какого-нибудь Tumblr или Imgur, именно поэтому каждая новая церемония или красная дорожка сопровождается подборкой фотоколлажей (вспомните, как издеваются над каждым новым платьем Рианны). Таким образом, новый фильм Ди Каприо − благодатная почва для мэмов: вот Лео ползет к прифотошопленому "Оскару" в "Легенде Хью Гласса", вот МакКонахи вертит статуэткой перед лицом смущенного актера в "Волке с Уолл-стрит", вот Лео в "Великом Гэтсби" поднимает заветный "Оскар" вместо бокала.

По большому счету, после десятилетий молчаливого потребления ТВ-продукта, мы получили социальные сети как возможность рефлексировать о самых важных общественных событиях в виде постов с гифками, коллажами, мэмами разной степени циничности. Именно поэтому Лео теперь иллюстрирует наш календарь в виде подборки анимаций: от страдальческого понедельника до победоносной пятницы. В целом ситуация с интернет-популярностью Леонардо Ди Каприо − лишь один из многих случаев network-сумасшествия. Поразительно, как интернет-сообщество со временем само стало причиной такой алергической реакции на Ди Каприо. Со вкусом горькой пилюли мы комментируем каждую новость об актере словами: "Да дайте уже "Оскар" Лео".

Справедливости ради стоит сказать, что сам Ди Каприо не лишен чувства юмора и с радостью иронизирует о своих знаменитых ролях (к примеру, скэтч в Saturday Night Live с Джоной Хиллом), однако "Оскар" остается темой, над которой Лео пока что не готов шутить, да и сами жураналисты нерешительно поднимают тему о заветной золотой статуэтке, записывая интервью с актером.

Со всей уверенностью можно сказать, что в Сети существует отдельный Леонардо Ди Каприо − тот самый парень с гифок, фанатично одержимый "Оскаром", работающий на износ во имя "золотого парня" на своей книжной полке. Однако, существует ли такой Лео в жизни − сказать сложно, поскольку то, что мы читаем об актере сейчас, − продукт той самой entertainment-журналистики и юзеров, в равной степени владеющих фотошопом и бородатым юмором. По правде, Лео − талантливый парень, самоотверженный и профессиональный актер и да, дайте ему "Оскар", чтобы беднягу наконец оставили в покое.