Причины возникновения магии. Каменный век и искусство: зачем древние люди рисовали на скалах

В итоге создавалось впечатление, что древние смотрели на изображения животных так же, как современный человек любуется в Лувре художественными полотнами. Искусство пещерных жителей предлагалось воспринимать по большей части как чисто художественное явление, натуралистическое по характеру. Утверждалось, что оно призвано было украшать и облагораживать жизнь дикарей, которых более всего волновали образы животных. Еще бы – ведь именно животные давали им основную массу пищи. Искать за этими образами какие-то «сокровенные идеи» бесполезно. Правда, раздавались робкие голоса, которые отмечали некоторые странные черты в искусстве «допотопных» художников и призывали отыскать некий неординарный смысл в этих древних зооморфных образах. Однако большинство археологов не готово было еще решить сложную задачу. Таинственный мир идей первобытного человека пока не поддавался их пониманию.

Но находились и такие, кто, раздумывая над смыслом художественного творчества троглодитов, начал догадываться, что за образами его таится, возможно, нечто весьма значительное. Эдуард Пьетт более, пожалуй, чем кто-либо подготовленный к рассуждениям по этому предмету, обратил прежде всего внимание на то, что не каждое из стойбищ хранило в земле предметы искусства. Он расценил это как признак того, что и в ледниковое время наряду с художественно одаренными людьми были такие, «кто не имел других желаний, кроме удовлетворения животных потребностей». Другие же «племена поднимались выше нужд материального существования и посвящали свои досуги занятиям искусством...» Что касается последнего, то появление, допустим, скульптурных изображений женщин Пьетт объяснял так: «Любовь побудила первого скульптора воспроизвести любимую женщину».

Иной важный мотив творчества – воспроизведение в образах искусства того, что давало человеку пропитание: «Глиптические художники рисовали часто то, что было им хорошо знакомо, – животных и рыбу, которые употреблялись в пищу. Они не искали других мотивов. Чаще всего изображали лошадей, которых к тому времени наполовину одомашнили, чтобы иметь постоянный источник мяса. Страшные носороги были добычей и гравировались редко. Крупные кошачьи представляли в то время серьезную опасность для человека. Он не был способен сражаться с ними, и потому их изображений нет. У лисы, волка и гиены мясо отвратительного вкуса и не ценилось в питании. Поэтому их рисовали редко. Люди того времени не были вегетарианцами, предпочитая питаться мясом. Поэтому редко изображались растения». В этих беглых репликах можно усмотреть зачатки будущей концепции об отражении в искусстве ледниковой эпохи магических представлений: изображение тех животных, которые были желанными для людей в реальной жизни.

Не меньший интерес вызывают краткие замечания Пьетта о возможности отражения в предметах искусства кроманьонцев религиозных представлений, появление которых в столь отдаленные времена было для ведущих археологов «доистории» Европы фактом далеко не бесспорным. Так, в скульптурах женщин он усматривал амулеты или некие священные предметы. В том же ключе Пьетт оценивал 37 гравированных и скульптурных изображений змей, найденных им при раскопках: «Кажется, они были тогда объектами суеверного страха, эти амулеты в виде змей, обнаруженные в Гурдане, Мас д"Азиль и Лортэ. Они представляли собой символы культа, как и в античные времена. Только так можно объяснить наличие спиралей на их изображениях». Характерные рисунки с расходящимися лучами позволили ему высказать предположение об отражении в них образа солнечного божества, на возможность существования которого в представлениях «Человека Природы» намекал в свое время и Буше де Перт. В связи с вероятностью отражения в образах искусства троглодитов религиозных идей исключительный интерес вызывает мысль Пьетта о двух направлениях в их художественном творчестве: «В течение почти всей глиптической эпохи в искусстве прослеживается два течения, по принадлежности к которым разделяются художники, – реализм и фантазия». К плодам «искусства воображения» он относил всевозможные орнаменты, в том числе те же спирали, которые стали в период появления барельефов особенно популярными.

«Первобытная история» - история Нового времени. История возникновения человека сложна и противоречива. Какая эпоха в истории была самой долгой? история Средних веков. Почему первобытные художники рисовали животных? Охота и рыболовство. История человечества. Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?

«Первые древние люди» - Многие племена. Австалопитеки были маленького роста. Овладение огнем. Охота древних людей. Если огонь потухал, то виновников изгоняли. Задание на урок. Питекантропы. Отщепы. Орудия труда. Австралопитеки жили на деревьях. Применение огня. Первые люди появились в восточной Африке. Древнейшие люди. Древнейшие орудия труда.

«История древнего человека» - История в символах и знаках. Изобретения и открытия (50). Археологи обнаружили стоянку первобытных людей. Как получилось каменное рубило? Изобретения и открытия (10). Изобретения и открытия (60). История в архитектурных памятниках (50). Религия. Что означает слово история? 40 год до нашей эры на 80 лет.

«Возникновение искусства и религиозных верований» - Религия. Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш. Искусство - творческое отражение действительности. Возникновение искусства и религиозных верований. Жизнь первобытных людей. Рисунки на стенах пещер. Для чего археологи раскапывают могилы людей. Петроглифы. Каким словом можно заменить. Алгоритм самостоятельной работы с электронным учебником.

«Урок Древнейшие люди» - Сделайте вывод. Задача №2. Терминово. Задача №3. Путешествие по станциям. Выставление оценок. Задача №4. Жизнь первобытных людей. Карточка №2 Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос «Почему появилось неравенство?». Задачкино. Кроссвордово. Цель урока. Систематизация и контроль качества знаний по теме «Жизнь первобытных людей».

«Земледелие и скотоводство» - Мотыжное земледелия. Овца. Рыболовство. Коллектив родственников, ведущих общее хозяйство. Земледелие возникло более 10 тысяч лет назад в Западной Азии. Земледелие. Глиняная посуда. Собирательство. Самые могущественные духи назывались богами. Зернотерка. От собирательства к земледелию. Скотоводство. … Хозяйство.

Всего в теме 30 презентаций

Человеческая цивилизация прошла долгий путь развития и достигла впечатляющих результатов. Современное искусство - один из них. Но все имеет свое начало. Как возникла живопись и кто они были - первые художники мира?

Начало доисторического искусства - виды и формы

В палеолите, впервые появляется первобытное искусство. Оно имело разные формы. Это были обряды, музыка, танцы и песни, а также нанесение изображений на различную поверхность - наскальная живопись первобытных людей. К этому периоду относится и создание первых рукотворных сооружений - мегалитов, дольменов и менгиров, назначение которых до сих пор неизвестно. Самое знаменитое из них - Стоунхендж в Солсбери, состоящий из кромлехов (вертикальных камней).

Предметы быта, такие как украшения, детские игрушки, также относятся к искусству первобытных людей.

Периодизация

У ученых нет сомнений относительно времени зарождения первобытного искусства. Оно начало формироваться в середине эпохи палеолита, в период существования поздних неандертальцев. Культура того времени носит название мустьерской.

Неандертальцы умели обрабатывать камень, создавая орудия труда. На некоторых предметах ученые находили углубления и насечки в виде крестиков, образующих примитивный орнамент. В ту эпоху рисовать еще не могли, но охра уже использовалась. Были обнаружены сточенные ее кусочки, подобно карандашу, который использовали.

Первобытная наскальная живопись - определение

Это один из видов Представляет собой изображение, нанесенное краской на поверхность стены пещеры древним человеком. Больше всего таких объектов найдено в Европе, но встречаются рисунки древних людей и в Азии. Основной район распространения наскальной живописи - территория современной Испании и Франции.

Сомнения ученых

Долгое время современной науке не было известно о том, что искусство первобытного человека достигло такого высокого уровня. Рисунки в пещерах не находили вплоть до XIX века. Поэтому, когда они были впервые обнаружены, их приняли за фальсификацию.

История одного открытия

Древняя наскальная живопись была найдена археологом-любителем, испанским юристом Марселино Санс де Саутуола.

Это открытие связано с драматическими событиями. В испанской провинции Кантабрии в 1868 году охотник обнаружил пещеру. Вход в нее был завален обломками осыпавшейся породы. В 1875 году ее осмотрел де Саутуола. В тот раз он нашел только орудия труда. Находка была самой обычной. Через четыре года археолог-любитель вновь посетил Альтамирскую пещеру. В поездке его сопровождала 9-летняя дочь, которая и обнаружила рисунки. Вместе со своим другом, археологом Хуаном Виланова-и-Пьера, де Саутуола занялся раскопкой пещеры. Незадолго до этого на выставке предметов каменного века он видел изображения бизонов, удивительно напоминающие тот наскальный рисунок древнего человека, который разглядела его дочь Мария. Саутуола высказал предположение, что найденные в Альтамирской пещере изображения животных относятся к палеолиту. В этом его поддержал Виланов-и-Пьер.

Ученые опубликовали шокирующие результаты своих раскопок. И тут же были обвинены научным миром в фальсификации. Ведущие специалисты в области археологии категорически отвергли возможность находки живописи палеолитического времени. Марселино де Саутуолу обвинили в том, что рисунки древних людей, якобы найденные им, были нарисованы другом археолога, гостившим в те дни у него.

Только через 15 лет, уже после смерти человека, открывшего миру прекрасные образцы живописи древних людей, его оппоненты признали правоту Марселино де Саутуолы. К тому времени подобные рисунки в пещерах древних людей были найдены в Фон-де-Гом, Труа-Фрер, Комбарель и Руффиньяк во Франции, Тюк д’Одубер в Пиренеях и других регионах. Все они были отнесены к эпохе палеолита. Таким образом, честное имя испанского ученого, совершившего одно из заметных открытий в археологии, было восстановлено.

Мастерство древних художников

Наскальная живопись, фото которой представлены ниже, состоит из множества изображений разных животных. Среди них преобладают фигурки бизонов. Те, кто впервые видел рисунки древних людей, найденные в поражаются, насколько профессионально они выполнены. Эта великолепное мастерство древних художников и заставило в свое время засомневаться ученых в их подлинности.

Древние люди не сразу научились создавать точные изображения животных. Были найдены рисунки, на которых едва намечены контуры, поэтому практически невозможно узнать, кого хотел изобразить художник. Постепенно мастерство рисования становилось все лучше, и уже удавалось довольно точно передать облик животного.

К первым рисункам древних людей можно также отнести отпечатки рук, найденные во многих пещерах.

Намазанная краской рука прикладывалась к стене, полученный оттиск обводился другим цветом по контуру и заключался в круг. По мнению исследователей, это действие имело важное ритуальное значение для древнего человека.

Темы живописи первых художников

Наскальный рисунок древнего человека отражал ту действительность, которая его окружала. Он отображал то, что волновало его больше всего. В палеолите основным занятием и способом добычи пищи была охота. Поэтому животные - главный мотив рисунков того периода. Как уже говорилось, в Европе были обнаружены во множестве изображения бизонов, оленей, лошадей, коз, медведей. Они переданы не статично, а в движении. Животные бегают, прыгают, резвятся и умирают, пронзенные копьем охотника.

В расположенной на территории Франции, находится самое большое древнее изображение быка. Его размер - более пяти метров. В других странах древние художники также рисовали тех животных, которые жили рядом с ними. В Сомали были найдены изображения жирафов, в Индии - тигров и крокодилов, в пещерах Сахары есть рисунки страусов и слонов. Кроме животных, первые художники рисовали сцены охоты и людей, но крайне редко.

Назначение наскальных рисунков

Зачем древний человек изображал животных и людей на стенах пещер и других объектах, точно неизвестно. Поскольку к тому времени уже начала формироваться религия, скорее всего, они имели глубокое ритуальное значение. Рисунок «Охота» древних людей, по мнению части исследователей, символизировал удачный исход борьбы со зверем. Другие считают, что их создавали шаманы племени, входившие в транс и пытавшиеся через изображение получить особую силу. Древние художники жили очень давно, а потому мотивы создания ими рисунков современным ученым неизвестны.

Краски и инструменты

Для создания рисунков первобытные художники использовали особую технику. Сначала они процарапывали резцом изображение животного на поверхности скалы или камня, а затем наносили на него краску. Ее изготавливали из природных материалов - охры разных цветов и черного пигмента, который добывали из древесного угля. Для фиксации краски использовали органику животных (кровь, жир, мозговое вещество) и воду. Цветов в распоряжении древних художников было мало: желтый, красный, черный, коричневый.

Рисунки древних людей имели несколько особенностей. Иногда они наслаивались друг на друга. Часто художники изображали большое количество животных. В этом случает фигуры на переднем плане изображались тщательно, а остальные - схематично. Первобытные люди не создавали композиций, в подавляющем большинстве их рисунки - хаотичное нагромождение изображений. На сегодня найдено лишь несколько «картин», которые имеют единую композицию.

В период палеолита уже были созданы и первые инструменты живописи. Это были палочки и примитивные кисти, изготовленные из меха животных. Древние художники заботились и об освещении своих «холстов». Были обнаружены светильники, которые делали в виде каменных плошек. В них наливали жир и клали фитиль.

Пещера Шове

Она была найдена в 1994 году во Франции, и ее коллекция живописи признана самой древней. Лабораторные исследования помогли определить возраст рисунков - самые первые из них были сделаны 36 тысяч лет назад. Здесь были найдены изображения животных, живших в ледниковый период. Это шерстистый носорог, бизон, пантера, тарпан (предок современной лошади). Рисунки великолепно сохранились благодаря тому, что тысячелетия назад вход в пещеру был завален.

Сейчас она закрыта для посещения. Микроклимат, в котором находятся изображения, может нарушить присутствие человека. Несколько часов в ней могут проводить только ее исследователи. Для посещения зрителей решено открыть реплику пещеры неподалеку от нее.

Пещера Ласко

Это еще одно знаменитое место, где найдены рисунки древних людей. Пещера обнаружена четырьмя подростками в 1940 году. Сейчас ее коллекция живописи древних художников эпохи палеолита насчитывает 1900 изображений.

Место стало очень популярным у посетителей. Огромный поток туристов привел к повреждению рисунков. Это произошло из-за переизбытка углекислого газа, выдыхаемого людьми. В 1963 было принято решение закрыть пещеру для посещений. Но проблемы с сохранностью древних изображений существуют и по сей день. Микроклимат Ласко был необратимо нарушен, и теперь рисунки находятся под постоянным контролем.

Заключение

Рисунки древних людей восхищают нас своей реалистичностью и мастерством исполнения. Художники того времени смогли передать не только достоверный облик животного, но и его движение и повадки. Кроме эстетической и художественной ценности, живопись первобытных художников является важным материалом для изучения животного мира того периода. Благодаря найденным в гроте Шове рисункам, ученые сделали поразительное открытие: оказалось, что львы и носороги, исконные обитатели жарких южных стран, в эпоху каменного века обитали на территории Европы.

Как известно, изобразительное искусство появилось в позднем периоде древнего каменного века. Люди в то время рисовали почти одних зверей. В среднем каменном веке, наступила новая пора. На скалах и в пещерах изображают совсем другие сцены. Это не ряды зверей или стада бизонов в разных позах. Главным предметом изображения становится группа людей, именно группа, а не отдельный человек. На наскальных рисунках этого времени в Испании, Индии или на юге Африки можно видеть отряд охотников на оленей или диких быков, группы танцующих людей. Они изображены условно и не отличаются один от другого, у них нет лиц. Их движения переданы очень живо, и почти всегда можно понять, что они делают.

Но возникает вопрос, зачем людям в то далекое время вообще нужно искусство как таковое, ведь оно не играет существенной роли для выживания?

На этот счет существует множество теорий. Исторический приоритет принадлежит теории, которая видела истоки искусства в потребности людей создавать прекрасное. Это одно из первых, простых и прямолинейных объяснений, так называемая теория искусства для искусства. Она ведет начало от первых находок предметов искусства в культурных слоях палеолитических памятников, то есть с середины-конца XIX века. Сегодня некоторые исследователи считают, что искусство – это просто прямое следствие появления способности создавать символы, творить прекрасное, что искусство появляется немедленно, как только человек приобретает необходимые для его создания и восприятия интеллектуальные и телесные способности. Однако появление символизма вообще и искусства в частности – это, скорее, все-таки следствие общего усложнения культуры, повышения ее информационной сложности. Это следствие того, что на определенном этапе развития информационная насыщенность культуры, то есть объем общих сведений о мире, который общество должно хранить и передавать для того, чтобы приспособиться и выжить, превышает некий порог. До достижения этого порога было достаточно естественной памяти, устной передачи всех существенных сведений, но когда объем информации, циркулирующей в обществе, превысил пороговый объем, стали необходимы внешние носители информации. Это, видимо, и повлекло за собой появление многих из тех видов деятельности, которые мы сегодня привычно объединяем под термином искусство.

Свидетельства символизма появились давно, они редкие и разрозненные, но они, несомненно, есть уже в среднем палеолите. Они обнаруживаются на памятниках, оставленных как представителями Homo sapiens, так и неандертальцами, а также более архаичными гоминидами. Например, на стоянке Берехат Рам в Израиле, что относится еще к ашельской эпохе. Тем не менее, там найдена фигурка, представляющая из себя кусок породы, который изначально, в силу игры природы, напоминал человеческую фигуру, но был доработан. Ему было придано еще большее сходство с человеческим обликом. Это своего рода Венера, но еще нижнепалеолитическая. В среднем палеолите таких находок становится больше. Обычно в этой связи вспоминают охряные плитки стоянки Бломбос в Южной Африке возрастом около 70-75 тыс. лет назад, где нанесены ритмично заштрихованные решетки и тому подобные изображения. Такие вещи есть и на ряде других памятников Южной Африки.

Кроме того, в этот период и даже более ранний (примерно 100 тыс. лет назад) появляются украшения в виде раковин с искусственными и естественными отверстиями. Вряд ли можно сомневаться в том, что люди были способны к символизму задолго до того, как это явление получило в культуре массовое распространение. Но только в каких-то обществах, районах оно было востребовано, а в каких-то – нет, и сложно сказать, в силу чего. То есть способности были, но не было общественного запроса. Это одна из возможных интерпретаций. У нее есть свои слабые стороны, прежде всего, это недостаток археологических данных, которые позволили бы ее проверить и доказать.

1. Как была найдена пещерная живопись.

В прошлом учёные не подозревали о том, что среди доисторических людей были настоящие художники, которые умели создавать красочные рисунки. Более 130 лет назад такие картины открыл современному обществу один археолог из Испании. На севере Испании он проводил раскопки пещере под названием Алыпамийра. В один прекрасный день он взял на раскопки свою маленькую дочь. Пока отец копался в земле, его дочка попала в углубление низкой пещеры и внезапно закричала «Папа, смотри, нарисованные быки!». Когда отец зашёл в пещеру, то на ее потолке он увидел изображения бизонов, словно застывших в причудливых позах на бегу. Неведомые доисторические художники использовали красную, чёрную и коричневую краски, и смогли добиться удивительно живой и объемной картинки. Вслед за альтамирой пошли открытия других древних пещер с произведениями первобытного искусства.

Древние художники научились передавать не только облик, но и характер тех зверей, на которых вели охоту. Оленей изображали чуткими и настороженными, коней стремительными и быстро бегущими, мамонтов медлительными и тяжелыми


2. Загадки древнейших рисунков.

На стене одной из пещер был найден такой рисунок. Охотник с головой птицы падает навзничь. Бизон, которого пронизало острое копьё, выставил рога, огромный носорог уходит прочь. Но что означают эти рисунки нам пока не известно.

Ученым известны и другие загадки, они пытаются выяснить, зачем доисторические художники рисовали в глубине темных пещер, куда не попадал солнечный свет и для чего они рисовали истекающих кровью зверей.

Вот к каким выводам приходят учёные.


3. Человек пытался «заколдовывать» зверя.

Первобытные люди боялись, что в лесах и на равнинах, могут исчезнуть звери, на которых они охотились, а в водоемах пропадет рыба. Как не допустить этого? Можно ли воздействовать на животных? Скорее всего, кому — то из них пришла в голову идея, что между животным и его изображением может существовать связь. Если изобразить этих животных в глубине пещеры, то они окажутся заколдованными и не смогут покинуть их края. А если нарисовать животное, например медведя или носорога, раненным, то его легче будет убить на охоте.

Чтобы попытаться разгадать назначение древней пещерной живописи, ученые решили изучить племена, которые до наших дней занимаются собирательством и примитивной охотой. Одно из таких племен в Австралии совершало перед охотой магический обряд, поражая копьями, нарисованное на песке животное. Так в первобытном обществе начала зарождаться вера в колдовство, душу и магические связи с окружающим миром.