Раннее средневековье. Раннее средневековье в западной европе

В период раннего Средневековья значительно расширяется территория, на которой идет образование западноевропейской цивилизации: если античная цивилизация развивалась в основном на территории Древней Греции и Рима, то средневековая цивилизация охватит уже практически всю Европу. Активно шло расселение германских племен на западных и северных территориях континента. Культурная, экономическая, религиозная, а впоследствии и политическая общность Западной Европы будет в значительной степени основываться на этнической общности западноевропейских народов.

Начался процесс образования национальных государств. Так, в IX в. образовались государства в Англии, Германии, Франции. Однако границы их постоянно менялись: государства то сливались в более крупные государственные объединения, то дробись на мелкие. Эта политическая мобильности способствовала становлению общеевропейской цивилизации. Процесс общеевропейской интеграции был противоречив: наряду с сближением в области этнической и культурной, прослеживается стремление к национальной обособленности в плане развития государственности. Политический строй раннефеодальных государств - монархия.

В период раннего Средневековья формируются основные сословия феодального общества: дворянство, духовенство и народ - так называемое третье сословие, в него включались и крестьяне, и торговцы, и ремесленники. У сословий - разные права и обязанности, разные общественно-политические и хозяйственные роли. Раннесредневековое общество Западной Европы было аграрным: основой экономики являлось сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Более 90% западноевропейцев жили вне города. Если для античной Европы города были очень важны - они были самостоятельными и ведущими центрами жизни, характер которой был преимущественно муниципальный, и принадлежность человека к данному городу определяла его гражданские права, то в раннесредневековой Европе города не играли большой роли.

Труд в сельском хозяйстве был ручным, что предопределило его низкую эффективность и медленные темпы технико-экономической революции. Обычная урожайность составляла сам-3, хотя трехполье повсеместно вытесняла двуполье. Держали в основном мелкий скот- коз, овец, свиней, а лошадей и коров было мало. Низким был уровень специализации, В каждом поместье имелось практически все жизненно необходимые отрасли хозяйства - полеводство, скотоводство, различные ремесла. Хозяйство было натуральным и специально на рынок сельскохозяйственная продукция не производилась. Внутренняя торговля развивалось медленно и в целом товарно-денежные отношения были развиты слабо. Этот тип экономики - натуральное хозяйство - продиктовал, таким образом, преимущественное развитие дальней, а не ближней торговли. Дальняя (внешняя) торговля была ориентирована исключительно на высшие слои населения, и основной статьей западноевропейского импорта были предметы роскоши. В Европу с Востока везли шелк, парчу, бархат, изысканные вина и экзотические фрукты, разнообразные пряности, ковры, оружие, драгоценные камни, жемчуг, слоновую кость.

Промышленность существовала в виде домашней промышленности и ремесла: ремесленники работали на заказ, так как внутренний рынок был очень ограничен.

Первое покушение
Несмотря на свою столичную жизнь, Распутин нередко наведывался в свое родное село Покровское. Во время одной из таких поездок, 29 июня 1914 года, и было совершено первое покушение на «старца» Выйдя из дому, чтобы дать телеграмму, он увидел женщину с провалившимся носом, стоявшую перед его домом. Она молча смотрела на него. Григорий Ефи...

Детство и юность Ивана III
Иван III родился 22 января 1440 года. Он происходил из рода московских великих князей. Его отцом был Василий II Васильевич Темный, матерью - княжна Мария Ярославна, внучка героя Куликовской битвы В.А. Серпуховского. Через несколько дней после рождения мальчика, 27 января, церковь вспоминала «перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста» ...

Индейцы Восточной Бразилии
На территории Восточной и Южной Бразилии жили племена ботокудов, канелья, кайяпо, шаравантов, каинганг и других, более мелких, которые относились к племенной группе же. Эти племена занимались охотой и собирательством, при этом совершая переходы с одного места на другое в поисках дичи и съедобных растений. Главным орудием, с помощью кот...

На этом уроке вы познакомитесь с эпохой Средневековья: узнаете его характерные черты и периодизацию. Данный урок посвящен раннему Средневековью: антисанитария и эпидемия чумы, первые варварские королевства, становление Франкского королевства и его расцвет при Карле Великом - об этом и пойдет речь в данном уроке.

С другой стороны, существуют представления, что Средневековье было не таким уж темным периодом. Так, например, после Французской революции, которая проходила под знаменем «свобода, равенство и братство» историки стали говорить о том, что Средние века - это время господства государства, подчинения людей и время дисциплины.

В итоге мы можем видеть, что в эпохе Средних веков были свои плюсы, но в то же время и свои минусы.

Если говорить о делении эпохи Средних веков на периоды, то в современной исторической науке чаще всего встречается следующее деление:

Раннее Средневековье (конец V - середина XI вв.), в это время в Европе существуют ранние феодальные государства;

Высокое (развитое) Средневековье (XI - XV вв.);

Позднее Средневековье (XVI - первая половина XVII века).

Существует и другая точка зрения, согласно которой позднее Средневековье - это XV век, а XVI - начало XVII века - это уже период раннего Нового времени.

В данном уроке речь пойдет именно о раннем Средневековье (конец V - середина XI вв.).

Следует выделить черты раннего средневекового общества:

Во-первых, это теократия - форма государственного правления, при которой политическая власть принадлежит духовенству или главе церкви. Именно в эпоху раннего Средневековья по всей Европе очень активно распространяется христианство.

Во-вторых, это военная демократия - термин, введенный в научный оборот Льюисом Морганом в труде «Древнее общество» для обозначения организации власти на стадии перехода от первобытно-общинного строя к государству.

Создание государств, как правило, было связано с крупномасштабными завоеваниями. Одной из главных предпосылок эпохи Средневековья была эпоха Великого переселения народов. Многие племена, покинув свои прежние места пребывания, пришли на территорию Римской империи и пытались создать государственность там, опираясь не только на свои собственные традиции, но и на римский аппарат, который они смогли таким образом унаследовать.

Институт военной демократии проявлялся, к примеру, в существовании народных собраний, или дружин , которые принимали активное участие в процессе принятия политических решений.

Если говорить об экономической ситуации , то характерной чертой раннего Средневековья являлось натуральное хозяйство - примитивный тип хозяйствования, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу). Все необходимое производится внутри хозяйственной единицы и не возникает потребности в рынке. Даже денежной системы многие средневековые государства не имели. Чаще всего пользовались римскими монетами, которые сохраняли популярность среди людей, когда-то населявших территорию Римской империи.

Если говорить о социальном строе , то в раннее Средневековье в Европе распространяются различные формы феодальной или крепостной зависимости . В IV-V веке распространяется такое явление, как колонат. Колонами называли позднеримских рабов, которые уже не находились на положении домашних слуг, а получали небольшой надел земли и могли на нем вести собственное хозяйство, таким образом, они считались полузависимыми. Крепостническая зависимость в эпоху Средневековья - это зависимость поземельная. Крестьянин был обязан оплатить оброк (денежные выплаты) или выполнять какие-то работы (барщина). В Средние века в разных странах существуют разные формы крепостной зависимости, но уже в эпоху развитого Средневековья в большинстве случаев она прекращает свое существование. Во Франции, например, это произошло в начале XIV века. В некоторых странах Центральной и Восточной Европы, например в Германии, крепостное право дожило до XVIII - начала XIX века. Согласно английским историкам, в Англии крепостного права не было вообще, но различные формы поземельной зависимости там тоже имели место.

Еще одной особенностью эпохи раннего Средневековья является наличие очень небольшого числа городов. В XI-XII вв. города начали возникать в самых разных уголках европейского континента, а эпоха раннего Средневековья - это время практически сельское. Все это сказывалось на торговле, на крепостной зависимости и на политическом строе, который существовал в это время. Большими считались города, насчитывающие по несколько тысяч жителей. Таких городов было крайне немного.

Во время Великого переселения народов, когда Римская империя разделилась на Западную и Восточную части, практически все крупные города остались в Восточной части Римской империи - в Византии. В Западной части остались Рим, Равенна, Париж и Лондон, но их численность была невысока. Города не могли сыграть той великой роли, которую они играли в Византии, или в Западной Европе, но уже в эпоху развитого Средневековья.

Первые варварские феодальные государства появились сразу после того, как участники Великого переселения народов осели на тех территориях, которые смогли захватить у слабеющей Римской империи. Из государств, существовавших в раннем Средневековье, можно назвать Толедское королевство , которое занимало большую часть Испании и было образовано вестготами. Также известно Королевство остготов в Италии, а в Северной Африке свое королевство создали вандалы - Королевство вандалов . В Северной Галлии появилось государство - Бургундия (Королевство Бургундов). Все эти государства исчезли еще в эпоху Средних веков, некоторые из них просуществовали по 100-150 лет, но они сыграли свою роль в истории Европы. Именно на этих государствах проверялась модель политических, экономических и социальных отношений, которая существовала в Европе до конца эпохи Средних веков. В качестве примера можно привести Лангобардское королевство. Это государство просуществовало около 200 лет (с 568 по 770-е гг.) и занимало территории Северной Италии (рис. 2).

Рис. 2. Первые варварские королевства ()

Еще один фактор, сыгравший важную роль в истории эпохи Средневековья, - это формирование раннего законодательства . Те законодательные памятники, которые возникают в это время, получили название Варварские правды. На этих документах базировалась правовая система Средневековья и Нового времени.

Самое известное государство эпохи Средневековья - Франкское королевство . Это государство образовалось в 486 году . Его основателем считается вождь Хлодвиг I (рис. 3), который жил вместе со своими племенами на территории нынешней Северной Франции и Бельгии. Он находился у власти около четверти века. За это время ему удалось подчинить себе огромные территории. Франкское государство сумело не просто выстоять в тяжелых условиях, но и самому организовывать успешные захватнические экспедиции. Большую роль в процессе подъема этого государства сыграл тот факт, что был принят свод законов, известный как Салическая правда. Она должна была защищать интересы всех слоев населения: не только франков, но и всех остальных, к примеру жителей Римской империи, несмотря на то что это государство уже полвека не существовало.

Рис. 3. Хлодвиг I ()

По имени легендарного предка Хлодвига, Меровея , вся династия получила название Меровингов . Вожди-Меровинги достаточно быстро приобретают королевский статус. Этим они обязаны своим военным успехам. Помимо этого, священнические функции короля были очень важны. В VII веке короли Франкского государства постепенно теряют свои военные полномочия. Эти полномочия сосредотачиваются в руках вождей более низкого ранга, а всё управление государством переходит в руки майордомов - старших сановников дворца времен Меровингов. Фактически все рычаги власти из рук королей передавались майордомам.

Майордомов не устраивало то, что они обладали властью реальной, но при этом не обладали властью номинальной. В 687 году майордом Пипин Геристальский захватил власть в собственные руки. В 751 году его потомки уже приняли королевский титул. Таким образом, короля династии Меровингов низложили, лишили власти. К власти пришла другая династия, по имени своего основателя она получала название Пипиниды . У этой династии был очень яркий и известный представитель - Карл Великий . Поэтому в историю эта династия вошла под названием династия Каролингов . Им приходилось защищать свои интересы не только от королей, которые все еще продолжали претендовать на систему политического управления, но и от многочисленных набегов. В 732 году состоялось важное событие, сыгравшее важную роль в истории всей Европы. Один из арабских отрядов в 732 году был отправлен для завоевания государства франков. Сражение, состоявшееся между арабским отрядом и войсками Карла Мартелла (правителя Франкского государства, рис. 4) произошло около местечка Пуатье. Эта битва считается финальной точкой в истории арабских завоеваний Европы. После этого похода, оказавшегося неудачным, арабы отказались от идеи завоевывать европейские территории. Вплоть до 1492 года арабские государства сохраняются в Европе только на территории современных Испании и Португалии.

Рис. 4. Статуя Карла Мартелла ()

Преемник Карла Мартелла - Пипин III Короткий (741-768) (рис. 5) - распространил свое влияние не только на Южные территории Франции, но и на территорию Италии. Именно Пипин Короткий начал проводить активную деятельность по подчинению себе политики Папы Римского. Римские священники нуждались в поддержке со стороны мощных правителей северо-западной Европы. Поэтому в эпоху Пипина Короткого возникает идея создания единого государства, которое объединяло бы территорию Франции и нынешней Италии. Но реализовать эти идеи в то время было абсолютно невозможным. Пользуясь поддержкой Папы Римского, Пипин Короткий отстранил от власти реального короля Хильдерика III , он был последним представителем династии Меровингов. Хильдерик III был отправлен в монастырь, а его место в звании официального короля занял Пипин Короткий.

Рис. 5. Пипин Короткий ()

Сыном Пипина Короткого был знаменитейший Карл Великий (768-814) (рис. 6). Большую часть своей жизни он проводил различные военные операции. Он подчинил себе огромные территории: он осуществлял походы в Саксонию, Италию, Баварию. Именно при нем сформировалось единое государство, которое охватывало огромные территории в Европе. Он присоединил большие территории на окраинах своего государства, в частности, именно при нем были покорены Пиренеи и Восточная марка (современная Австрия).

Рис. 6. Карл Великий ()

Важнее, чем территориальные присоединения, оказалось то, что Карл Великий сумел создать первую европейскую средневековую империю (рис. 7). В 800 году он пришел в Рим и восстановил на престоле Папу Римского Льва III , а также добился от него своей коронации. В 800 году Карл Великий был коронован в Риме как император Римский (рис. 8).

Рис. 7. Империя Карла Великого ()

Рис. 8. Коронация Карла Великого в Риме ()

Возникает проблема преемственности: с одной стороны, Византия была правопреемницей Рима, византийские императоры считали себя римскими, а с другой стороны, возникает идея правопреемственности между Римом и другими христианскими государствами Средневековья. Карл Великий позиционировал себя как очередной Цезарь, как правопреемник многочисленных римских правителей.

Такая поддержка со стороны церкви Карлу Великому была абсолютно необходима. Теперь протестовать против его власти означало протестовать против божественного выбора, который сделал Папа Лев III и вся католическая церковь.

Эпоха Карла Великого - это время не только крупных завоеваний, государственных изменений, но и процесс серьезного культурного преобразования . В эпоху Карла Великого происходит первый подъем в культуре Средневековья. Этот подъем вошел в историю под названием Каролингское возрождение . Именно в это время во Франкском государстве создается первая средневековая энциклопедия. Этот труд, написанный Рабаном Мавром, называется «О природе вещей». Однако распространение этого текста было небольшим, за пределами королевского двора его мало кто читал. Следует отметить, что и при королевском дворе способны прочитать его были совсем немногие. Ведь время раннего Средневековья - это время тотальной неграмотности . Сам Карл Великий очень хотел научиться читать и писать, но сумел сделать это только на склоне лет. Если человек умел писать свое имя, это уже считалось невероятным. В то время грамотность в Европе была практически неизвестна.

В столице, в городе Ахене , который находится сегодня почти на границе Франции и Германии, Карл Великий построил роскошный дворец. Он до наших дней не дошел, на его месте находится городская площадь, но зато сохранились башня этого дворца и собор, который в рамках этого дворца был построен. По этим постройкам можно судить о том, насколько при Карле Великом заботились о развитии архитектуры .

Мощнейшая империя Карла Великого просуществовала сравнительно недолго. Сын Карла Великого, Людовик I Благочестивый (814-840) (рис. 9) разделил империю между своими сыновьями. Этот раздел империи был закреплен Верденским договором , который в 843 году з аключили трое сыновей Людовика Благочестивого: Лотарь I, Карл II Лысый и Людовик II Немецкий. Карл Лысый получил западные территории, которые стали основой современного французского государства, Людовик Немецкий унаследовал восточные территории (современное германское государство), средний участок получил старший сын Лотарь, он унаследовал и имперскую власть. Сегодня на карте существует Лотарингия , но этот маленький кусочек нельзя сравнить с тем огромным наделом, который унаследовал Лотарь I (рис. 10). Соперничество за поделенные земли шло на протяжении всей эпохи Средних веков.

Рис. 9. Людовик Благочестивый ()

Рис. 10. Верденский раздел 843 года ()

Список литературы

1. Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. - 1-е изд. - М.: Дрофа, 2005.

2. Волобуев О.В. Пономарев М.В., Всеобщая история для 10 класса. - М.: Дрофа, 2012.

3. Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Мясникова В.С. Всеобщая история для 10 класса. - М.:Вентана-Граф, 2013.

4. Лебек С. Происхождение франков. V-IX века / Перевод В. Павлова. - М.: Скарабей, 1993.

5. Тьерри О. Рассказы о временах Меровингов. - СПб.: Иванов и Лещинский, 1994.

6. Хэгерманн Д. Карл Великий. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003.

Домашнее задание

1. Перечислите основные черты эпохи раннего Средневековья.

2. Назовите первые варварские государства. Как вы считаете, почему они распались?

3. Чем известен период правления Пипина Короткого?

4. Почему период правления Карла Великого считается расцветом Франкского королевства? Что важного в это время произошло?

5. Почему империя Карла Великого просуществовала сравнительно недолго?

В период раннего Средневековья на смену античной, светской культуре приходит средневековая культура, в которой откровенно доминировали религиозные взгляды. Формирование культуры обусловлено наследием традиций старого христианства и наследие культуры варварских народов, которые разрушили Рим.

Особенности культуры раннего Средневековья

Отличительной особенностью западноевропейской культуры Средневековья можно назвать монополию церкви, которая подчинила своим принципам и мотивам все сферы искусства и образования.

Такие науки, как юриспруденция, естествознание и философия должны были соответствовать учения церкви. Первая раннесредневековая энциклопедия «Этимология», написанная в VI веке Исидором Севильским, содержала в себе знания по грамматике, географии, истории, космологии, и все ее содержание проинтерпретировано в соответствии с христианской догматикой.

Ведь идейной целью церкви в тот период было разрушить наследие античной культуры, и несмотря на то, что с некоторыми ее элементами ей приходилось мириться, церковь делала все возможное, чтобы уничтожить все ее влияние. ().

Черты ранней средневековой культуры

Ключевым моментом средневековой культуры этого периода называют символизм, большинство произведений искусства пропитаны символами и аллегориями, которые впоследствии стали устоявшимися.

Также для культуры характерно непосредственное чувство материла, грубость и чрезмерная яркость. Постепенно искусство стало отходить от варварских традиций и мироощущений, и присущий христианству аскетизм полностью подмял под себя варварское наследие.

Если говорить о культуре народных масс, то она являла собой наивный и немного дикий реализм, которому был чужд аскетизм религиозных убеждений.

Несмотря на то что господствующая феодально-церковная культура пыталась подмять под себя народную культуру, живой и настоящий фольклор продолжал развиваться в самых разнообразных формах. Это были легенды, народные песни: любовные, лирические, патриотические; сказки и предания.

Именно эти мотивы положили начало более поздней культуры Средневековья, многие литературные произведения основывались на сказаниях и легендах о героях и воинов, которые были главными персонажами для народа. Например, народное творчество послужило основой для англосаксонской поэмы о невероятном герое Беовульфе, которая была написана в X веке.

Церковь не сумела полностью подчинить себе веянья народной культуры, поэтому старалась оказывать на нее существенное влияние, даже канонизировала местных «героев» и приурочила церковные праздники к народным гуляниям.

Каролингское и Оттоновское возрождение

Период подъема феодально-церковной культуры Средневековья, в конце VIII начала IX века, носит название «каролингского возрождения». Карл Великий стремился укрепить свои позиции и положение страны, и для этого ему требовались кадры чиновников и судей, имевших образовательную подготовку.

Мероприятия, которые проводил Карл Великий, поспособствовали бурному развитию культуры. При его дворе возникла Академия, напоминающая литературный кружок, в монастырях писались анналы, создавались трактаты по агротехнике и по сельскому хозяйству.

Постепенно круг образованных людей расширялся, увеличивался фонд рукописей. «Каролингское возрождение» способствовало продвижению идеи об пользе образовании и светских науках. Однако развитие культуры все равно оставалось довольно узким, так как оно ограничивалось нуждами господствующего сословия.

После распада империи Каролингов возрождение культуры резко оборвалось, большинство стран Европы к X веку ожидал упадок культуры. Лишь при дворе германских императоров развитие образования и искусства еще имело продолжение, развивалась литературная деятельность, уделялось внимание архитектуре и открытию новых школ.

Это явление носит название «Оттоновское возрождение», так как это происходило при дворе Оттонов. И несмотря на свою узость и отсутствие разнообразия «каролингское» и «оттоновское» возрождения сумели поспособствовать дальнейшему развитию культуры Средневековья.

Но стоит отметить, что ее подъем и развитие носило довольно отяжеленный характер, ввиду отсутствия достойного культурного наследия.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Западная Европа в IX-XI веках: среди невзгод и опасностей
Следующая тема:   Византия и славянский мир: культура, религия и военные конфликты

Высокое (Классическое) Средневековье – от Х-ХI примерно до ХIV века.
Позднее Средневековье – ХIV-ХV века.

«Раннее Средневековье» -

Время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы. Прежде всего, это вторжение варваров(от лат. Barba-борода), которые уже со II в. н.э. постоянно совершали набеги на Римскую империю и селились на землях её провинции. Эти вторжения закончились в 476 г. падением Рима и начался не менее существенный процесс формирования на территории бывшей Римской империи новых государств, создававшиеся теми же варварами: многочисленные франкские, германские, готские и пр. племена были не такими уж дикими. У них имелись зачатки государственности. Они владели ремёслами, включая металлургию и земледелие, были организованны по принципу военной демократии. Становясь новыми западноевропейцами, они, как правило, принимали христианство, которое уже было государственной религией Римской империи. Христианство постепенно вытеснило все языческие верования.
Племенные вожди стали провозглашать себя королями, герцогами и пр. Образовалось Франкское государство, которое в момент своего расцвета занимало большую часть Европы. На Рождество 800 г. король франков Карл Великий был коронован в Риме католическим папой как император всего европейского запада.

Средневековое Общество было аграрным. Основа экономики – сельское хозяйство, в котором было занято подавляющее большинство населения. Труд, как в сельском хозяйстве, так и в др. отраслях был ручным, поэтому низко эффективным. Подавляющая часть населения Зап.Европы на протяжении всего Средневековья жила вне города, т. к. падение Римской империи разрушило многие античные города, которые играли роль административных, торговых и культурных центров. Основным ядром жизни становится поместье феодала, способное защитить своих поселян от внешнего врага. Владение землёй создало чёткое деление населения на сословия и строгое соподчинение в соответствии с правами на землю.

Западноевропейское Средневековье – это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений.


История красоты.


Трудно понять в точности какое место занимала женщина в семье и обществе в Раннем Средневековье – эпохе бесконечных разбойничьих войн, духовного оскудения, жестокости и охоты на ведьм. Без сомнения одно, она находилась в зависимом, подчинёном положении в том мужском, военном обществе, где существование постоянно находилось под угрозой. Христианство сделало очень мало для материального и морального статуса женщины; ведь на ней лежала основная вина за первородный грех. Из всех видов дьявольского искушения именно она была наихудшим воплощением зла. «Муж есть глава жены», - сказал апостол Павел и христианство верило его словам и учило по ним жить.


Средние века - не однозначное время, полное противоречий и загадок. Вместе м унижением и бесправием существовал культ «Прекрасной дамы», душераздирающие серенады под балконом, менестрели, трубадуры, состязания на турнирах, манускрип «Похвала женщинам» и любовная лирика, котороя дожила до наших дней и вызывает восхищение по прежднему.
Этот отрезок времени средневековой эпохи называют «тёмным периодом» или «ледниковым периодом» в истории европейской культуры. Сегодня, когда научные исследования собрали огромный исторический материал обо всём средневековом тысячелетии, к «эпохе тьмы» относят свего 200-ти первых лет Раннего Средневековья: от смерти Юстиниана до начало правления Карла Великого.

Запрет на косметику.

Косметические сосуды, зеркала и инструменты красоты, V-XV в.в.

Информации об использовании косметики в Средние века не очень много и она достаточно поверхностна. Источниками в основном являются иллюстрированные манускрипты,

ХЭЙ ЖАН, Предполагаемый портрет Мадлен Бургундской со святой Мадлен

«Только одна краска дарует щекам милость божью, угодный Господу румянец»,- так поучает Григорий Назианзин* против украшательства внешности.

литературные опусы поэтов с описанием красоты героини, археологические находки в погребальных курганах и т.д. Но вместе с тем хорошо известны инструменты, сосуды и косметические средства, которые хранились определённым способом, использовались определённым способом, что и даёт возможность весьма точно определить уровень развития медицины, гигиены и самоукрашательсва.
С принятием христианства «в моду» входят стыдливость и суровость, превозносимые в качестве главных добродетелей. Считалось, что применение снадобий по сохранению красоты и молодости, приводит к истинному богохультву, ибо искажает творение господа. Нечистоплотность возводилась в ранг добродетели, а запреты и проклятия, содержащиеся в наставлениях отцов церкви (III-Vвв.н.э.) способствовали тому, что уходили в прошлое привычки к омовению, притираниям и краскам. В обществе возникло предубеждение против процедур, связанных с гигиеной тела. Грех прародительницы Евы на протяжении длительного времени лежал тяжким бременем на женщинах, обрекая на суровый аскетизм. Заботы по наведению красоты были включены в список деяний, осуждаемых Церковью, которая стремилась наставлять людей даже в повседневных трудах и хлопотах.

Эстетический идеал красоты. Прекрасна как Мадонна.

Под глубоким влиянием религии, пронизывавшей все сферы жизни, в период средневековья появляется новый эстетический идеал человека - аскета,

отрекшегося от радостей земной жизни. На фресках соборов изображаются непропорциональные бесплотные фигуры с выражением неистовых страданий на лице. Образ мадонны, богоматери, получивший широкое распространение в раннехристианском искусстве, определяет идеал красоты женщины Для Раннего Средневековья характерен идеал непорочности, святости. Очень бледная кожа, удлинённый овал лица, как на иконах, золотистые вьющиеся волосы, большие голубые глаза, маленький рот – ангельская внешность. Никаких пышных форм, никакой косметики, никакого открытого тела.
И вместе с тем существовал определённый эталон - высокий, выбритый лоб – обязательный атрибут красоты того времени. Дама подвергалась болезненной процедуре эпиляции: на волосы по краевой линии накладывалась едкая смесь из аурипигмента и негашёной извести. После того, как кожа была очищена, на лоб наносили составы, признанные воспрепятствовать росту волос: кровь летучих мышей или лягушек, сок цикуты, золу, предварительно вымоченную в уксусе.
Впечатления длинной, стройной шеи пытались достигнуть с помощь подбритого у основания затылка.

Волосы у красавицы должны быть непременно светлые, белокурые или рыжие. Их мыли смесью золы, яичных белков и мыла, затем заплетали в косы, подкладывая подушечки из конского волоса, после чего украшали золотыми нитями и жемчугом, а сверху накидывали прозрачные вуали, иногда увенчанные маленькими шапочками, отороченными дорогими мехами или расшитыми драгоценными камнями. Дамам рекомендовалось для обретения густой шевелюры натирать голову порошком, включающим истолчённые крылышки пчёл и шпанской мушки, орехи и пепел от сожжённых ежёвых иголок. Распущенными, волосы носили только только до савдьбы, потом их заплетали в косы. Позже, по требованию церкви, женщины стали их прятать под головной убор, который символизировал подчинённость жены мужу, ибо только законный супруг мог видеть её с непокрытой головой.


Западноевропейский костюм эпохи Раннего Средневековья.

На фронтисписе книги гравюра Иоста Аммана «Портной» из книги «Описание всех искусств, ремёсел, торговли… всего мира. XVIв. Германия.

Основными источниками формирования костюма в этот период были одежды варваров и христиан эпохи поздней Римской империи. Хотя племена и народы, заселившие Европу, были различны по своему этническому составу, их костюм имел ряд общих характерных особенностей. В первую очередь в его основе лежал крой и стремление к обозначению линий и форм тела в отличии от драпировок античных костюмов. Первоначальный костюм варваров был близок к древнеперсидскому. Именно он лёг в основу развития европейского костюма. «Обрюченный народ» - так отзывался Цицерон* о варварах. Однако этот «варварский» элемент знаменовал собой разделение одежды на мужскую и женскую. Уже в V- VI вв. в мужской одежде упоминаются короткие или длинные штаны разных цветов. Их дополняла короткая туника. Все эти элементы вошли затем в одежду последующих столетий и стали основой, как для среднеевропейского, так и для восточного костюма.


Каноны идеального строения тела были весьма расплывчаты в средние века. Людей тогда заботил вид только того, что было доступно взору. И всё же женщине предписывалось быть стройной, иметь тонкую талию, узкие бёдра, изящно изогнутый стан и круглый, выпуклый живот, который дополнял картину.

В первые века после падения Западной Римской Империи (476г.) одежда длительное время была однообразной и простой, ибо христианская церковь требовала полностью прикрывать тело, а натуральное хозяйство феодального общества удовлетворяло неприхотливые потребности жителей. Всё это приводит к замедлению развития культуры. Жестокие междоусобные войны сменяются временными затишьями, что очень важно для крестьян. Всё это порождает, характерный для средневековья, страх новизны, желание сохранить всё без перемен. В такой обстановке складывался быт и костюм.
Женская одежда в то время состояла из двух (в холодное время года - из нескольких) платьев – длинных и широких, с удлинёнными рукавами. Рукава нижнего платья были уже, прикрывали запястья. Широкий верхний рукав позволял хорошо видеть нижний. Поверх платья носили широкую четырёхугольную накидку, которую закрепляли брошью. Вырез горловины был таким широким, что платье надевалось через голову. Обычно платье имело спереди длинный разрез, который также закалывали брошью. Мужской костюм состоял из штанов разной длины – римляне называли их «брэ», довольно короткой рубахи-туники и небольшого плаща «сагума» из шерстяной ткани или меха. Обувь шили из кожи, типа «постол» или мягких башмаков. Одежда и мужская, и женская шилась из довольно грубых домотканых материй, шерстяных, льняных и полушерстяных на пеньковой основе. По всей видимости она была орнаментирована вышивкой, однако об этом имеются лишь отрывочные сведения. Под влиянием римского костюма у европейцев появились длинные туники и далматика, неизвестные варварам. Они стали знаком привилегированного положения. Их могли носить только знатные люди. Поэтому торжественное одеяние королей было обязательно длинным.

Украшения.

Эпоха переселения народов характеризуется как эпоха беспорядков и неразберихи, длящихся несколько столетий; эта эпоха не создала единого стиля ни в искусстве, ни в одежде. Скорее всего её можно характеризовать как «конфликт» нескольких стилевых течений, которые взаимно переплетались и влияли друг на друга. Дополнения к одежде этого периода сохранились только в виде мелких художественных изделий, которые служили украшением одежды, как гражданской, так и военной. Это, главным образом, драгоценности, свидетельствующие о том, что и в те времена понимали, что такое красивая одежда и украшения, любили ювелирные изделия и сложные орнаменты.



Фибулы, запонки, пряжки и драгоценности в виде кругов или стилизованных голов животных, безусловно, являются наиболее выразительным свидетельством культуры той эпохи. Они были прекрасно технически обработаны, т. к. являли собой продолжение позднеантичного искусства гравировки, гранения и обработки драгоценных камней. Эта эпоха обогатила ювелирное искусство новой техникой стеклянной инкрустации (эмаль) и использовала все виды ювелирной техники одновременно.



Наряду с этими роскошными драгоценностями, которые были найдены, в основном, в ломбардских гробницах, всю Европу в то время охватила мода и на более простые бронзовые украшения со сложно переплетенным орнаментом, которые можно рассматривать как продолжение культуры бронзового века. Эти мелкие предметы, вероятно, ежедневного пользования, являются как бы народным искусством эпохи переселения народов, и их можно считать посредником между античным искусством и искусством германцев, а также одним из источников европейского романского искусства.

Григорий Назианзин - один из Отцов и Учителей церкви сформировавших христианское мировоззрение.

Цицерон, Марк Тулий (Marcus Tullius Cicero) (106-43 до н.э.) - римский государственный деятель, сторонник идеалов Республики, выдающийся оратор и литератор, популяризатор греческой философии.


Они запомнились различными событиями и изменениями. Далее рассмотрим подробнее особенности эпохи Средневековья.

Общие сведения

Эпоха Средневековья представляет собой достаточно продолжительный период. В его рамках происходило зарождение и последующее становление европейской цивилизации, ее трансформация - переход к Эпоха Средневековья берет свое начало от падения Западного Рима (476 г.), однако, как считают современные исследователи, более справедливо было бы продлить границу до начала 6 - конца 8 века, после вторжения лангобардов в Италию. Завершается эпоха Средневековья в середине 17 века. Принято традиционно считать окончанием периода Однако стоит отметить, что последние века отличались далеко не средневековым характером. Исследователи склонны отделять период с середины 16 - начала 17 столетия. Этим "самостоятельным" временным отрезком представлена эпоха раннего Средневековья. Тем не менее что эта, что предыдущая периодизация весьма условна.

Характеристика эпохи Средневековья

В данный период происходило формирование В это время начинается череда научных и географических открытий, появляются первые признаки современной демократии - парламентаризма. Отечественные исследователи, отказываясь от трактовки средневекового периода как эпохи "мракобесия" и "темных веков", стремятся осветить явления и события, которые превратили Европу в совершенно новую цивилизацию, максимально объективно. Они ставят перед собой несколько задач. Одной из них считается определение базовых социальных и экономических признаков этой феодальной цивилизации. Кроме того, исследователи пытаются наиболее полно представить христианский мир эпохи Средневековья.

Общественная структура

Это было время, в котором преобладал феодальный способ производства и аграрная стихия. В особенности это характерно для раннего периода. Общество было представлено в специфических формах:

  • Поместье. Здесь хозяин посредством труда зависимых людей удовлетворял большую часть собственных материальных потребностей.
  • Монастырь. От поместья он отличался тем, что периодически здесь встречались грамотные люди, умевшие писать книги и имевшие для этого время.
  • Королевский двор. Он переезжал с одного места на другое и организовывал управление и жизнь по примеру обыкновенного поместья.

Государственное устройство

Оно формировалось в два этапа. Для первого было характерно сосуществование римских и германских видоизмененных общественных институтов, а также политических структур в виде "варварских королевств". На 2-м этапе государство и представляют собой особую систему. В ходе социального расслоения и усиления влияния земельной аристократии между земельными собственниками - населением и сеньорами возникали отношения подчинения и господства. Эпоха Средневековья отличалась наличием сословно-корпоративной структуры, вытекавшей из необходимости в отдельных социальных группах. Важнейшая роль принадлежала институту государства. Он обеспечивал защиту населения от феодальной вольницы и внешней угрозы. Вместе с этим государство выступало одним из основных эксплуататоров народа, поскольку представляло интересы в первую очередь господствующих классов.

Второй период

После завершения периода раннего Средневековья отмечается существенное ускорение эволюции общества. Такая активность была обусловлена развитием денежных отношений и обменом товарного производства. Продолжает усиливаться значение города, первое время еще остававшегося в политическом и административном подчинении у сеньории - поместья, а в идеологическом - у монастыря. Впоследствии с его развитием связано становление политической правовой системы в Новом Времени. Этот процесс будет воспринят как результат создания городских коммун, отстаивавших вольности в борьбе с господствующим сеньором. Именно в то время начали складываться первые элементы демократического правосознания. Однако историки считают, что было бы не совсем верно искать истоки правовых представлений современности исключительно в городской среде. Большое значение имели и представители прочих сословий. К примеру, становление представлений о личностном достоинстве происходило в сословном феодальном сознании и носило изначально аристократический характер. Из этого можно сделать вывод о том, что демократические свободы развились из вольнолюбия высших сословий.

Роль церкви

Религиозная философия эпохи Средневековья имела всеобъемлющее значение. Церковь и вера полностью наполняли человеческую жизнь - от рождения до самой смерти. Религия претендовала на управление обществом, она выполняла достаточно много функций, впоследствии перешедших к государству. Церковь того периода была организована по строгим иерархическим канонам. Во главе находился папа - Римский Первосвященник. Он имел свое государство в Средней Италии. Во всех европейских странах в подчинении папы находились епископы и архиепископы. Все они были крупнейшими феодалами и обладали целыми княжествами. Это была верхушка феодального общества. Под влиянием религии находились различные сферы деятельности людей: наука, образование, культура эпохи Средневековья. В руках церкви была сосредоточена огромная власть. Сеньоры и короли, нуждавшиеся в ее помощи и поддержке, осыпали ее подарками, привилегиями, стремясь купить ее содействие и расположение. Вместе с этим эпохи Средневековья оказывала на людей успокаивающее действие. Церковь стремилась сгладить общественные конфликты, призывала к милосердию к обездоленным и угнетенным, к раздаче милостыни бедным и пресечению беззакония.

Влияние религии на развитие цивилизации

Церковью контролировался выпуск книг и образование. За счет влияния христианства к 9-му столетию в обществе сложилось принципиально новое отношение и понимание брака и семьи. В раннее Средневековье были достаточно распространены союзы между близкими родственниками, достаточно обычными были и многочисленные браки. Именно с этим всем вела борьбу церковь. Проблема брака, являвшегося одним из христианских таинств, стала практически основной темой большого количества теологических сочинений. Одним из принципиальных достижений церкви в тот исторический период считается формирование супружеской ячейки - нормальной формы жизни семьи, существующей по сегодняшний день.

Экономическое развитие

По мнению многих исследователей, технический прогресс также был связан с повсеместным распространением христианской доктрины. Следствием этого стало изменение отношения людей к природе. В частности, речь идет об отказе от табу и запретов, которые сдерживали развитие сельского хозяйства. Природа перестала являться источником страхов и объектом поклонения. Экономическая ситуация, технические усовершенствования и изобретения способствовали существенному повышению уровня жизни, достаточно устойчиво продержавшемуся в течение нескольких веков феодального периода. Средневековье, таким образом, стало необходимым и весьма закономерным этапом становления христианской цивилизации.

Формирование нового восприятия

В обществе человеческая личность стала выше цениться, чем в Античности. Это было главным образом связано с тем, что средневековая цивилизация, проникнувшись духом христианства, не стремилась выделять человека из окружающей среды из-за склонности к целостному восприятию мира. В связи с этим, будет неверно говорить о, якобы, препятствовавшей формированию индивидуальных черт церковной диктатуре над человеком, жившим в Средневековье. На западноевропейских территориях религия, как правило, выполняло консервативную и стабилизирующую задачу, обеспечивая для развития личности благоприятные условия. Невозможно представить духовные поиски человека того времени вне церкви. Именно познание окружающих условий и Бога, на которое вдохновляли церковные идеалы, рождало многообразную, красочную и живую культуру эпохи Средневековья. Церковь формировала школы и университеты, поощряла книгопечатание и разнообразные богословские диспуты.

В заключение

Весь строй общества эпохи Средневековья принято именовать феодализмом (по термину "феод" - пожалованию вассалу). И это несмотря на то, что этот термин не дает исчерпывающей характеристики социального устройства периода. К основным чертам того времени следует относить:


Важнейшим фактором культурной общности Европы стало Христианство. Именно в рассматриваемый период оно стало одной из мировых религий. Христианская церковь основывалась на античной цивилизации, не только отрицая прежние ценности, но и переосмысливая их. Религия, ее богатство и иерархия, централизация и миропонимание, мораль, право и этика, - все это сформировало единую идеологию феодализма. Именно христианство определяло в значительной мере отличие средневекового общества Европы от прочих социальных структур на иных континентах в то время.