Рисование в ворде. Расширенные опции форматирования изображений

Материнская плата — это печатная плата (PCB), которая соединяет процессор, память и все ваши платы расширения вместе для полноценной работы компьютера. При выборе материнской платы необходимо учитывать ее форм-фактор. Форм-фактор — это мировой стандарт, определяющий размер материнской платы, расположение интерфейсов, портов, сокетов, слотов, место крепления к корпусу, разъем для подключения блока питания.

Форм-фактор

Большинство материнских плат, сделанные в настоящее время являются ATX, такие материнские платы имеют размеры 30.5 x 24.4 см. Немного меньше (24.4 x 24.4 см) форм-фактор mATX. Материнские платы mini-ITX имеют совсем скромные размеры (17 х 17 см). Материнская плата ATX имеет стандартные разъемы, такие как PS/2 порты, порты USB, параллельный порт, последовательный порт, встроенный в материнскую плату биос и т.д. ATX материнская плата устанавливается в стандартную корпус.

Чипсет материнской платы

Как правило, в материнскую плату установлены различные слоты и разъемы. Чипсет — это все микросхемы, имеющиеся на материнской плате, которые обеспечивают взаимодействие всех подсистем компьютера. Основными производителями чипсетов на данный момент являются компании Intel, nVidia и ATI (AMD). В состав чипсета входят северный и южный мост .

Схема чипсета Intel P67

Северный мост предназначен для поддержки видеокарты и оперативной памяти и непосредственной работы с процессором. Кроме того, северный мост контролирует частоту системной шины. Однако сегодня часто контроллер встраивается в процессор, это значительно снижает тепловыделение и упрощает функционирование системных контроллеров

Южный мост обеспечивает функции ввода и вывода, и содержащий контроллеры устройств расположенных на периферии, таких как аудио, жёсткий диск и прочие. Также в нём содержаться контроллеры шин, способствующие подключению периферийных устройств, к примеру, USB или шины PCI.

Скорость работы компьютера зависит от того, насколько согласовано взаимодействие чипсета и процессора. Для большей эффективности процессор и чипсет должны быть от одного производителя. Кроме того, необходимо учитывать, что чипсет должен соответствовать объему и типу оперативной памяти.

Сокет процессора

Soket — это вид разъёма в материнской карте, который будет соответствовать разъёму вашего процессора и предназначенный для его подключения. Именно разъём сокета разделяет материнские платы.

  • Сокеты начинающиеся на AM, FM и S поддерживают процессоры фирмы AMD.
  • Сокеты начинающиеся на LGA имеют поддержку процессоров фирмы Intel.

Какой именно тип сокета соответствует вашему процессору, вы узнаете из инструкции к самому процессору, а вообще выбор материнской платы происходит одновременно с выбором процессора, их как бы подбирают друг для друга.

Слоты оперативной памяти

При выборе материнской платы большое значение имеет тип и частота оперативной памяти. На данный момент используются память DDR3 с частотой 1066, 1333, 1600, 1800 или 2000 МГц, до нее была DDR2, DDR и SDRAM. Память одного типа не удастся подключить к материнской плате, если ее разъемы предназначены для памяти другого типа. Хотя на данный момент существуют модели материнских плат со слотами и для DDR2, и для DDR3. Несмотря на то, что оперативная память подключиться к материнской плате, предназначенной для большей частоты, лучше этого не делать, так как это негативно скажется на работе компьютера. Если в будущем предполагается увеличить объем оперативной памяти, то необходимо выбирать материнскую плату с большим количеством разъемов для нее (максимальное количество – 4).

PCI слот

В слот PCI можно подключать карты расширения, такие как звуковая карта, модем, ТВ-тюнеры, сетевая карта, карта беспроводной сети Wi-Fi и т.д. Хотим отметить, что чем больше данных слотов, тем больше дополнительных устройств вы сможете подключить к материнской плате. Наличие двух и более одинаковых PCI-E x16 слотов для подключения видеокарт говорит о возможности их одновременной и параллельной работы.

В виду того, что современные дополнительные устройства включают в себя системы охлаждения и просто имеют габаритный вид, они могут мешать подключению в соседний слот иного устройства. Поэтому даже если вы не собираетесь подключать к компьютеру кучу внутренних дополнительных плат, всё равно, стоит выбирать материнскую плату с как минимум 1-2 слотами PCI, чтобы вы смогли без проблем подключить даже минимальный набор устройств.

PCI Express

Слот PCI Express необходим для подключения PCI-E видеокарты. Некоторые платы, имеющие 2 и более разъема pci-e поддерживают конфигурацию SLI или Crossfire, для подключения нескольких видеокарт одновременно. Следовательно, если необходимо подключить одновременно две или три одинаковых видеокарты, например, для игр или работы с графикой, необходимо выбирать материнскую плату с соответствующим количеством слотов типа PCI Express x16.

Частота шины

Частота шины — это общая пропускная способность материнской платы, и чем она выше, тем будет быстрее производительность всей системы. Учтите, что частота шины процессора должна соответствовать частоте шины материнской платы, в противном случае процессор с частотой шины выше, поддерживаемой материнской платой, работать не будет.

Разъёмы для жёстких дисков

Самым актуальным на сегодняшний день является SATA разъём для подключения жёстких дисков, который пришёл на смену старому разъёму IDE. В отличие от ИДЕ, САТА имеет более высокую скорость передачи данных. Современные разъёмы SATA 3 поддерживают скорость в 6 Гб/с. Чем больше SATA разъёмов, тем больше жёстких дисков вы сможете подключить к системной плате. Но учтите, что количество жёстких дисков может быть ограничено корпусом системного блока. Поэтому если вы хотите установить более двух винчестеров, то убедитесь, что такая возможность есть в корпусе.

Несмотря на то, что разъём SATA активно вытесняет IDE, новые модели материнских карт всё равно комплектуют разъёмом IDE. В большей степени это делается для удобства апгрейда, то есть проведя обновление комплектующих компьютера, дабы сохранить всю имеющуюся информацию на старом жёстком диске с IDE разъёмом и не испытывать сложностей с её копированием.

Если вы покупаете новый компьютер и планируете использовать старый жёсткий диск, то максимум рекомендуем его задействовать как дополнительный винчестер. Лучше всё-таки имеющуюся информацию переписать на новый HDD с SATA подключением, так как старый будет заметно тормозить работу всей системы.

USB разъёмы

Обратите внимание на количество USB разъёмов на задней панели материнской карты. Чем их больше, тем соответственно лучше, так как практически все существующие дополнительные устройства имеют именно USB разъём для подключения к компьютеру, а именно: клавиатуры, мышки, флешки, мобильный телефон, Wi-Fi адаптер, принтер, внешний жёсткий диск, модем и т.п. Чтобы задействовать все эти устройства необходимо достаточное количество разъёмов для каждого устройства.

USB 3.0 — это новый стандарт передачи информации через USB интерфейс, скорость передачи данных достигает до 4.8 Гб/с.

Звук

Каждая материнская плата имеет звуковой контроллер. Если вы любитель послушать музыку, то рекомендуем выбирать материнскую плату с большим количеством звуковых каналов.

  • 2.0 – звуковая карта поддерживает стереозвук, две колонки или наушники;
  • 5.1 – звуковая карта поддерживает аудиосистему объёмного звука, а именно 2 передних динамика, 1 центральный канал, 2 задних динамика и сабвуфер;
  • 7.1 – поддержка системы объёмного звука, имеет такую же архитектуру как для работы системы 5.1, только добавляются боковые динамики.

Если материнская карта имеет поддержку многоканальной аудиосистемы, то вы с лёгкостью сможете построить домашний кинотеатр на основе компьютера.

Дополнительные функции

Вентиляторы можно подключить к любой материнской плате, которая имеет разъёмы для вентиляторов (кулеров), для обеспечения надёжного и хорошего охлаждения всех внутренних комплектующих в системном блоке. Рекомендуется наличие нескольких таких разъёмов.

Ethernet — это контроллер, установленный на материнской плате, с помощью него осуществляется подключение к интернету. Если вы планируете активно пользоваться интернетом, и ваш Интернет-провайдер поддерживает скорость в 1 Гбит/с, то покупайте материнскую плату с поддержкой такой скорости. А вообще, если вы покупаете материнскую плату на довольно длительный промежуток времени, и в ближайшие 3 года не планируете её менять, то лучше сразу брать карту с поддержкой гигабитной сети, учитывая темпы развития технологий.

W i-F i встроенный модуль, понадобится поэтому если у вас есть WI-FI роутер. Купив такую материнскую плату, вы избавитесь от лишних проводов, но правда вай-фай не сможет порадовать вас высокой скоростью, как Ethernet.

Bluetooth — весьма полезная штука, так как благодаря блютуз контролеру Вы сможете не только загружать контент с компьютера на свой мобильный телефон, а так же подключить беспроводные мышку и клавиатуру и даже Bluetooth-гарнитуру, тем самым избавившись от проводов.

RAID контроллер — с ним можно не бояться за сохранность файлов на компьютере в случае поломки винчестера. Для включения этой технологии необходимо установить. как минимум 2 одинаковых жестких диска в режиме зеркала, и все данные с одного накопителя будут автоматически копироваться на другой.

Твердотельные конденсаторы - это использование более стойких к нагрузке и температуре конденсаторов, содержащих полимер. У них больший срок службы и они лучше переносят высокую температуру. Практически все производители уже перешли на них при изготовлении материнских плат.

Цифровая система питания — обеспечивает питание процессора и остальной схемы без перепадов и в достаточном объеме. На рынке присутствуют как дешевые цифровые блоки, которые ничем не лучше аналоговых, так и более дорогие и умелые. Понадобится, если у Вас слабый блок питания или некачественная электросеть, и Вы не пользуетесь UPS, или будете разгонять процессор.

Кнопки для быстрого разгона — позволяют повышать частоту шины или подаваемое напряжение одним нажатием. Будет полезна оверклокерам.

Защита от статического напряжения — эта проблема кажется несущественной, пока вы зимой не потянитесь к своему любимцу, предварительно сняв свитер. И хотя это происходит так нечасто, все же очень обидно сжечь плату одним неосторожным движением.

Military Class — это прохождение тестирования платы в условиях повышенной влажности, сухости, холода, жары, перепада температуры и других стресс-тестов. Если материнская плата прошла все эти тесты, значит вывести из строя может разве что разряд молнии. Существую разные классы, отличающиеся набором пройденных испытаний.

Многобиосность сохранит Вам деньги и нервы после неудачных опытов с BIOS или UEFI. В противном случае, вы получаете нерабочую плату. И для ее восстановления понадобится найти другую рабочую материнскую плату, желательно такого же типа. В многобиосных платах можно просто переключиться на резервную UEFI. В некоторых платах это реализовано как откат до изначального UEFI. Очень пригодится для любителей экспериментов.

«Разогнанные» порты USB или LAN — это технология, встречающаяся практически на всех материнских платах. Заключается в том, что скорость USB увеличивается только при определенных условиях. А увеличение скорости сети LAN вы заметите только при уменьшении pingа в сетевых играх

Графические объекты Word 2007

Инструменты для работы с графикой находятся на панели "Иллюстрации" ленты "Вставка" .

Создание графического примитива

Кнопка "Фигуры" служит для быстрого создания графических примитивов. Для создания нужного примитива надо его выбрать из выпадающего списка и "нарисовать" в документе протяжкой мыши с нажатой левой кнопкой. Для того, чтобы фигура имела правильные пропорции, во время рисования надо удерживать нажатой кнопку Shift.

Когда фигура нарисована, появляется контекстный инструмент "Средства рисования" с лентой "Формат" .

Как правило, графический примитив имеет по краям синие угловые маркеры, потянув за которые (левая кнопка мыши должна быть при этом нажата), можно изменить размеры фигуры.

Желтый квадратик внутри примитива также служит для изменения геометрических размеров фигуры.

Фигуру можно вращать. Для этих целей служит зелененький кружочек, расположенный над фигурой. Для вращения примитива необходимо установить курсор мыши на кружочек и, нажав левую кнопку, производить движения мышью. При этом фигура будет вращаться в ту или иную сторону.

Форматирование графического объекта

Окно панели "Стили фигур" содержит расширенные параметры форматирования "Формат автофигуры" . В этом окне можно произвести большинство настроек форматирования.

Наиболее часто встречающиеся настройки вынесены на ленту "Формат" .

Панель "Стили фигур" содержит набор уже готовых стилей.

А также три кнопки: "Заливка фигуры" , "Контур фигуры" , "Изменить фигуру" . Если ни один из предложенных стилей не подходит, то при помощи этих кнопок можно создать свой стиль форматирования.

Кнопка "Эффекты тени" служит для настройки параметров тени фигуры.

Для интерактивной настройки тени служат кнопки, расположенные в правой части панели "Эффекты тени" .

Кнопка "Объем" позволяет применить трехмерные эффекты к фигуре. При этом можно настраивать такие параметры как: Цвет объемной фигуры, Глубина, Направление, Освещение, Поверхность .

Для интерактивной настройки объема служат кнопки, расположенные в правой части панели "Объем" .

Инструменты, расположенные на панели "Упорядочить" предназначены для настройки параметров взаимодействия фигуры с текстом документа.

Кнопка "Положение" задает расположение графического объекта на странице.

Для настройки обтекания фигуры текстом служит кнопка "Обтекание текстом" .

Если в документ вставлено несколько фигур, перекрывающих друг друга, то их относительный порядок размещения можно настроить при помощи кнопок "На передний план" и "На задний план" .

Кнопка "Выровнять" служит для выравнивания объекта относительно границ страницы.

При помощи кнопки "Повернуть" фигуру можно вращать.

Точный размер фигуры можно задать на панели "Размер".

Группировка фигур

Случаются такие ситуации, когда в документе размещены несколько объектов и с ними одновременно нужно произвести какие-либо действия (увеличить, уменьшить, переместить). В этом случае целесообразно произвести группировку объектов.

Для группировки фигур их необходимо предварительно выделить. Это можно осуществить при помощи кнопки "Выделить" на ленте "Главная" .

Чтобы выделить нужные объекты необходимо щелкать на них левой кнопкой мыши при нажатой клавише Shift.

После этого надо перейти на панель "Упорядочить" и воспользоваться кнопкой "Группировать" .

Все выделенные объекты становятся, как бы, одним объектом, о чем свидетельствуют угловые маркеры.

Теперь можно производить с ними все необходимые действия.

После этого (при необходимости) объекты можно разгруппировать.

Работа с надписями

Особым видом графического примитива является Надпись .

Этот примитив может содержать "в себе" текст.

Такие графические элементы, содержащие текст, можно связывать между собой. В таком случае текст будет размещаться внутри надписей последовательно (в зависимости от того, в какой последовательности они были связаны).

Для связывания блоков их необходимо предварительно разместить в документе.

Затем выделить надпись, с которой будет начинаться текст.

После этого на панели "Текст" воспользоваться кнопкой "Создать связь" .

Курсор примет вид кружки. Подвести курсор к надписи, следующей за главной (при этом кружка начнет "выливаться") и нажать левую кнопку мыши. Теперь текст будет перетекать из одной надписи в другую.

Обратите особое внимание на этот графический примитив. При помощи надписей очень удобно размещать текст в любом месте документа. При этом, границы надписи можно делать невидимыми, а направление текста менять.

Объекты SmartArt

Графика SmartArt позволяет быстро создавать разнообразные красочные схемы.

При выборе шаблонов SmartArt необходимо учитывать их первоначальное предназначение.

Для вставки объекта SmartArt служит одноименная кнопка на панели "Иллюстрации" ленты "Вставка" .

Откроется окно "Выбор рисунка" .

Выбрав шаблон, вы увидите краткое его описание.

После добавления шаблона в документ в окне текстового процессора появится контекстный инструмент , содержащий две ленты: "Конструктор" и "Формат" .

Для заполнения текстовых полей шаблона предназначена левая панель SmartArt-объекта.

По мере набора текста пользователь сразу видит результат.

Для добавления нового элемента в объект SmartArt надо просто нажать клавишу ввода. Иногда бывает, что в существующий объект невозможно добавить новый элемент.

Еще один способ - использование кнопки "Добавить фигуру" . При этом в объект SmartArt добавятся элементы того же уровня, что и выделенный. Пункты "Добавить фигуру выше" и "Добавить фигуру ниже" предназначены для вставки элемента другого уровня. Если какие-то кнопки неактивны, значит добавление нового элемента невозможно.

Для удаления какого-либо элемента необходимо его выделить и нажать клавишу Delete.

Кнопки "Повысить уровень" и "Понизить уровень" предназначены для изменения уровня выделенных элементов.

Объекты SmartArt редактируются как и обычный графический примитив.

Для форматирования объекта SmartArt предназначена лента "Формат" контекстного инструмента "Работа с рисунками SmartArt" .

Рассматривать подробно ее не будем, т.к. полученных вами знаний на предыдущих уроках вполне достаточно, чтобы разобраться в этом самостоятельно. Отмети только, что для получения доступа сразу ко всем настройкам объекта SmartArt, предназначен пункт его контекстного меню "Формат фигуры" (он вызывается щелчком правой кнопки мыши на теле объекта SmartArt).

В открывшемся окне выберите нужную вкладку и произведите необходимые настройки.

Пункт контекстного меню "Вставить название" предназначен для добавления подписи к объекту SmartArt.

Вставка рисунков

Для вставки рисунка необходимо воспользоваться кнопкой "Рисунок" панели "Иллюстрации" на ленте "Вставка" . В появившемся окне найдите и выберите нужный графический файл. Изображение вставится в документ. При этом появится новый контекстный инструмент"Работа с рисунками" , содержащий ленту "Формат" .

Операции, выполняемые над изображениями во многом сходны с уже рассмотренными действиями для графических примитивов. Однако, следует учитывать то обстоятельство, что вставленное изображение зачастую занимает значительный объем памяти. Поэтому, выполнение некоторых операций будет занимать определенное время, причем, оно будет тем больше, чем больше размер вставляемого файла и ниже производительность компьютера. Так, на "стареньких" машинах можно ждать несколько минут, пока компьютер "справится" с поставленной задачей обрезки изображения или смены цветовых тонов.

Коллекция Clip Art

Данная коллекция содержит подборку набора картинок текстового редактора.

Для вставки клипа необходимо нажать кнопку "Клип" на панели "Иллюстрации" ленты "Вставка" .

У правого края окна появится панель "Клип" . Внизу находится кнопка "Упорядочить клипы.." , нажав на которую мы попадем в окно"Организатор клипов" .

Слева находится каталог клипов, а справа - область просмотра выбранного раздела каталога.

Объекты WordArt

WordArt - это красиво оформленный текст на основе готовых шаблонов, которые можно редактировать.

Для вставки объекта WordArt предназначена кнопка "WordArt" на панели "Текст" ленты "Вставка" .

После вставки объекта WordArt в окне программы появляется контекстный инструмент "Работа с объектами WordArt" .

Разобраться с инструментами, представленными на этой ленте, вам уже не составит особого труда.

О том, как удобно было рисовать прямо в ворде, помнят уже немногие. В версиях приложения, начиная с 2007 панели рисования нет. Однако возможность рисования все-таки осталась и даже приобрела более широкий функционал.

Но сама панель рисования здесь отсутствует и открывается только по необходимости. А для того, чтобы была возможность рисовать нужно, вставить рисунок в текст, как было описано в , и кликнуть по нему мышкой.

Однако панель инструментов рисования можно открыть и по-другому, пройдя во вкладку «вставка иллюстрации». Здесь нужно кликнуть мышью по стрелочке (в виде треугольничка), расположенной возле кнопки “фигуры”. И в самом низу открывшегося окна найти и нажать на кнопку «новое полотно».

Открытие панели рисования

В результате таких манипуляций в том месте, где находился курсор появится поле (полотно) для рисования, а на место обычной панели инструментов будет развернута панель рисования.

Так выглядит панель рисования в Word

Чем рисовать линии и фигуры

Сначала может показаться, что рисование здесь возможно только с помощью готовых фигур и стрелочек, т.е. составление блок-схем. Однако здесь можно найти и настоящие инструменты рисования, такие как рисованная кривая и полилинии.

Используя которые можно рисовать не только схемы, но и настоящие рисунки. Особенно удобно пользоваться «полилиниями», поскольку для отрисовки какого-либо контура нужно лишь кликать мышью по поворотным точкам контура рисунка. А все линии будут проведены автоматически между последовательно расположенными точками, и никакое дрожание руки и мышки не испортит картинку.

Удобно рисовать с помощью полилиний

Стили фигур и эффекты

После отрисовки контура предмета можно его заполнить различными цветами или узорами. Для этого используется кнопка «Заливка фигуры». Цвет контура рисунка, его толщина корректируется с помощью кнопки «контур фигуры».


Стили фигур

Интересными являются инструменты создания эффектов тени и объема. При помощи этих кнопок можно придать эффект объемности фигуры или отбрасываемой ею тени. Причем можно выбрать не только направление тени и ее длину, но и ее цвет.

Эффект объемных рисунков

Группировать и разгруппировать объекты

Несколько рисунков на одном полотне после рисования нужно связать друг с другом, чтобы при дальнейшем редактировании, особенно при перетаскивании, отдельные элементы рисунка случайно не «расползлись” в разные стороны. Для соединения различных элементов в один рисунок служит кнопка «Группировка». Для отдельного редактирования элементов картинки затем можно разгруппировать объект.

Поворот рисунка или его элемента

В новом ворде можно также отклонить рисунок в нужном направлении. Причем не только на 90 и 180 градусов – здесь можно задать собственный любой угол поворота рисунка.


Поворот изображения

Часто бывает нужно какие-то элементы изображения спрятать за другими, для эффекта реалистичности всей картинки. Такой инструмент также здесь есть. Выделенную фигуру можно одним кликом мыши вывести на передний или задвинуть на задний план рисунка.

Таким образом, панель рисования в современном приложении Word скрыта, и открывается, только когда в ней появляется нужда. А рисовать здесь можно не хуже чем в специализированном редакторе .

Что делать, если нужен несложный рисунок, например, для документа или презентации, а фотошопа на компьютере нет или фотошоп Вы не освоили? С точки зрения компьютерной грамотности решением этой проблемы является встроенный графический редактор, который есть в пакете Microsoft (MS) Office и, в частности, есть в текстовом редакторе MS Word. Да-да, редактор Word является текстовым, тем не менее рисовать в Word можно!

Вначале подробнее опишем процесс рисования в Word 2003, а затем кратко – для Word 2007.

Панель инструментов – это некая своеобразная строка с набором кнопок и другими элементами управления программой, служащими для выполнения определенных пользователем команд рисования графических объектов.

Для активизации данной панели инструментов рисования в Word 2003 пользователю необходимо лишь

  • выбрать меню «Вид» и
  • установить соответственно в «Панели инструментов» галочку напротив опции «Рисование».

После этого внизу окна Word появится панель рисования. Если эта панель Вам не нужна, убираете галочку в опции «Рисование».

Для того, чтобы можно было без проблем нарисовать любую фигуру , необходимо всего лишь

  • нажать соответствующую кнопку на выведенной ранее «Панели инструментов Рисование»,
  • а затем, держа зажатой левую кнопку мыши, требуется нарисовать необходимую фигуру.

Для выбора необходимого типа заливки пространства Вам нужно:

  • щелкнуть стрелку рядом с такой кнопкой: «Цвет заливки», находящейся на «Панели инструментов» – «Рисование;
  • после чего выбрать необходимые способ и цвет заливки;
  • в подтверждение нажать кнопку окончания операции «ОК».

Для удаления уже существующей заливки необходимо:

  • предварительно выделить нужный в работе графический объект;
  • щелкнуть стрелку рядом с такой кнопкой: «Цвет заливки», находящейся на «Панели инструментов» – «Рисование»;
  • выбрать на панели кнопку «Нет заливки»;
  • нажать завершающую кнопку «ОК».

Для изменения типа и цвета линии необходимо:

  • предварительно выделить нужный в работе графический объект;
  • на «Панели инструментов» «Рисование» необходимо выбрать следующие кнопки «Тип линии» или же «Цвет линии»;

С помощью кнопок «Меню Тень » и «Меню Объем » можно также добавлять различные тени к автоматическим фигурам и придавать объемный эффект. Для этого всего лишь необходимо:

  • предварительно выделить нужный в работе графический объект;
  • на «Панели инструментов» «Рисование» необходимо выбрать следующие кнопки «Меню Тень» или же Меню Объем;
  • и в дальнейшем выбрать необходимые пользователю значения из представленных в меню списков.

Таким образом производятся многочисленные операции с панелью «Рисование» в Ворде.

В Word 2007 панель рисования активировать не надо. Она находится в меню «Вставка » -«Фигуры ». Выбираете необходимую фигуру и, зажав левую кнопку мыши, рисуете эту фигуру, то есть растягиваете до необходимых Вам размеров.

Если нарисованную фигуру выделить, то автоматически появится панель «Средства рисования » в правом верхнем углу. Здесь все достаточно удобно в том смысле, что у Вас все необходимые инструменты под рукой. Кликнув по панели «Средства рисования» и раскрыв ее, Вы получите весь арсенал средств для рисования, в том числе, закрашивание цветом, «Эффекты тени» и «Объем».

При необходимости Вы всегда можете открыть « » и поиcкать там нужную информацию по Вашему редактору Word.