Шагал имя. Шагал марк захарович

Шагал - один из немногих художников, которые сформировали целую эпоху в искусстве. Трудно назвать человека, который хотя бы краем уха не слышал об этом великом человеке с невероятным воображением и уникальным видением своего места в живописи. До сих пор Шагал - это уникальное явление, хотя бы приблизиться к уровню которого не удалось еще никому.

Родился будущий признанный лидер авангардизма на окраине Витебска, бывшего одним из небольших местечек Российской губернии, в 1887 году. Это было время массового гонения на инородцев и страшнейших еврейских погромов, что вызывало массовую эмиграцию еврейского населения в другие страны, с более лояльным отношением к представителям иудейского вероисповедания. Но для маленького Мовше все это было впереди. Он получил традиционное для еврейских детей образование, изучив Тору, Талмуд и освоив древнееврейский язык. После окончания четырех классов училища Шагал проходил обучение искусству живописи в Витебске в школе Юделя Пэна.

Поняв, что его талан не может быть развит на периферии, художник решает перебраться в Санкт-Петербург - тогдашний центр художественной мысли. Отец нехотя отпускает его, выделив весьма скудную сумму и отказавшись впредь финансово помогать сыну. В городе Шагал учится в школе Рериха, а затем у Бакста. В это время Марк знакомится с Беллой Розенфельд, которая до конца его жизни остается музой и любимой женщиной, чье лицо узнается буквально в каждом образе, созданном мастером.

В 1911 году начинается полоса жизни художника, во время которой его постоянно бросало из одного города и страны в другую. Сменив свое еврейское имя Мовше Хацкелевич на более европейское по звучанию Марк Захарович, он уезжает по стипендии учиться в , вернувшись в 1914 домой в Витебск и как раз попав на начало Первой Мировой войны. В следующем году он женится на Белле, а еще через год у них рождается дочь Ида. Впоследствии она становится биографом и исследователем работы своего отца. По окончании революции Шагал становится комиссаром по делам искусств в Витебской губернии и открывает собственную художественную школу.

В 1920 году он переезжает в начинает работать над оформлением театральных представлений, а в 1922 году едет в Литву на собственную выставку вместе со своей семьей. Тогда и начинается путешествие Шагала на Запад. Он перебирается в , а затем во , где в 1937 году получил гражданство. Однако в 1941 семье приходится бежать от надвигающегося фашизма в США, где в 1944 году умирает Белла. Она не была последней женщиной в жизни художника, но до момента его смерти оставалась его любовью и вечной музой.

С 60-х годов Марк Шагал стал интересоваться крупными формами и монументальным искусством. В сферу его интересов входили росписи, в том числе и потолочные, шпалеры и витражи. За эти годы мастером было создано множество значимых вещей, включая роспись плафона Оперы Гарнье во Франции и панно для Метрополитен-Опера, мозаики для Национального банка в США.

Марк Захарович Шагал прожил большую жизнь и оставил значительный след в искусстве авангарда. Он скончался на 98 году жизни, до конца своей жизни помня о своем происхождении и вплетая в свои произведения мотивы из жизни родного Витебска.

Marc Chagall

Еврейский живописец, график, скульптор, монументалист, один из основоположников художественного авангарда XX века.

Судба Шагала неразрывно связана с двумя городами – белорусским Витебском, уроженцем которого он был, и Парижем, где Марк состоялся как живописец.

Творчество Шагала специалисты относят именно к парижской школе современного искусства. В своем творчестве Шагалу удалось объединить древние традиции еврейской культуры и современное новаторство. создать собственный неповторимый стиль.

Он прожил долгую, яркую, насыщенную событиями жизнь, в которой было все – и изгнание, и великая любовь, и необыкновенный успех.

Марк Шагал – “Скрипач”, 1912 год

Есть на северо-западной Белоруссии старинный город Витебск. В конце XVIII столетия по указу императрицы Екатерины II была определена “черта оседлости”, которая определяла места проживания еврейского населения, перешедшего к Российской империи после раздела Польши.

Здесь было много еврейской бедноты. К ней относилось и семейство Шагалов. Молодой Хацкель-Мордух Шагал работал приказчиком в рыбном магазине в Песковатиках, еврейском районе города. А его молодая супруга Фэйгэ-Итэ сидела дома – ждала первенца.

7 июля 1887 года в Витебске или в Лиозно, которое располагалось в 40 километрах от губернского центра, на свет божий появился мальчик, которого назвали Мойшей или Марком (это натурализованное русское имя Шагала).

Он был послушным, сосредоточенным, не по годам серьезным мальчишкой. Но еще никто не знал, что в этой совсем простой, бедной семье растет настоящий гений.

Марк Захарович всю жизнь был верующим мальчиком. И это одно из важных обстоятельства, помогающих понять секрет успеха этого удивительного живописца, одного из лучших художников современности. Даже в самые тяжкие времена он не отчаивался. Этого не позволяла вера: ведь отчаяние – один из грехов. Все надо принимать, как волю Божью. В том числе и неудачи.

Шагал прожил огромную жизнь – почти 98 лет. И умер в 1985 году.

Отец Марка Хацкель-Мордух был человеком незлобным, тихим, очень набожным и бесконечно добрым. Он никогда и ни за что не наказывал детей.

Матушка Марка была женщиной другого склада. Она была женщиной словоохотливой, властной и предприимчивой. Когда в семье возникала какая-либо опасная ситуация, нерешительный отец полагался на мать.

Марк Шагал – “Покойник”, 1908 год

В 1900 году Марку исполнилось 13 лет. И осенью того же года его отдали в Витебское ремесленное четырехклассное училище.

Четыре года учебы – Марк закончил училище весной 1905 года – в памяти Шагала не особо задержались.

И в раннем детстве, и в отрочестве, и в годы учебы в ремесленном училище Марк постоянно рисовал. На его способности никто не обращал внимания, считая рисование всего лишь детско забавой. К тому же рисовал Марк необычно – его больше привлекали цветовые сочетания, чем форма.

В 1905 году в “полный рост” встал вопрос о будущем юноши. Марку исполнилось 17 лет.

В те годы в Витебске жил удивительный художник Юрий Моисеевич (Юдель) Пэн. Ученик Репина, Пэн проучился два года в Петербургской академии живописи и вернулся в Витебск, чтобы организовать художественную школу.

Сюда же, в школу Пэна, в 1905 году пришел и Марк Шагал. Его привела матушка – единственная в большой семье, кто оценил художественные способности юноши и поверил в него.

Главная проблема заключалась в том, что за обучение живописи нужно было платить. А отец по-прежнему зарабатывал копейки. А мама вообще не работала. И в семье было 10 детей…

Через два месяца занятий у лучшего витебского художника Марк заявил родителям, что должен уехать из города туда где учатся “настоящие живописцы”,- в Петербург.

“Адам и Ева”, 1912 год

В конце концов его отпустили и Марк уехал в Петербург. Поначалу было очень тяжко. Ему надо было где-то жить, что-то есть и как то одеваться. Наконец удалось устроиться ретушером к фотографу. Потом – рисовальщиком магазинных вывесок. С квартирой ничего не получилось – Марк ночевал в ночлежках для нищих, у случайных знакомых, на зиму нанимался сторожем на дачу.

Но все трудности меркли перед главной проблемой – поступить учиться в художественную школу. Настойчивость Шагала была вознаграждена. Ему удалось стать слушателем Рисовальной школы Общества поощрения художеств Николая Рериха. Здесь он проучился два года.

Преподаватели живописи искренне считали, что Шагал попросту… не умеет рисовать.

А Шагал упрямо шел своей дорогой и никого не слушал. Отучившись два года в Рисовальной школе и скопив немного денег, Марк поступил в частную студию Зайденберга, где его педагогом стал театральный художник и график Мстислав Валерианович Добужинский.

И тут Шагал столкнулся с непониманием учителя. Вместо старательных “прописей” ученик упрямо продолжал рисовать свои местечковые пейзажи и… летающих людей.

От Дубровского пришлось уйти. В 1909 году Шагал поступил в частную художественную школу Елены Николаевны Званцевой. И вновь ненадолго. Тот же конфликт между между учителем и учеником. Он обожал своих учителей, просто иначе писать… не мог.

В те годы жилось Марку очень и очень тяжело. Он был даже не беден а нищ.

Праздником становился тот день, когда он мог позавтракать.

Он постоянно был голоден. И самым удивительным было то, что от голода и холода, от бесприютности и постоянных уничтожений Шагал не отчаялся, не отпустил рук, не заболел.

В конце концов Шагал оставил свое ученичество – скоро, по финансовым причинам и поняв, что не дает ему ничего нового.

В 1908 году Марк, отыскав, наконец. сносное жилье и клятвенно пообещав хозяйке скорую оплату. взялся за работу. Шагал перешел к своей первой профессиональной работе. Ею стала картина “Покойник”, созданная в неопримитивистской стилистике.

В один из наездов домой, еще в 1909 году, Марк познакомился с дочерью витебского ювелира Беллой Розенфельд. Потом Марк уехал в Петербург. Между молодыми людьми завязалось переписка.

Спустя год, в 1910-м, они стали женихом и невестой. Но пожениться не могли – родители Беллы, которые относились к Марку очень неплохо, взяли с него слово, что их дочь станет женой Шагала лишь в том случае, когда тот сможет ее достойно содержать.

Они расстались. Марк уехал из Витебска и в общем-то, похоронил мечту о женитьбе на Белле. Слава богу Шагал от мечты не отказался, а Белла – дождалась. И впереди у этих молодых людей была очень счастливая жизнь. Настоящая большая любовь и чудесная семья. Нужно было только немного потерпеть… Четыре года.

Весной 1911 года в художественную лавку на Невском проспекте зашел известный юрист, один из первых членов Государственной думы еврейской национальности Максим Моисеевич Винавер. Винаверу понравились картины Шагала. Продавец за каждую картину захотел три рубля. Тогда Винавер холодно сказал.

“Война”, 1964 год

Послушай, любезный я не буду покупать эти картины. А ты не будешь их продавать. Завтра в это же время, приведи сюда этого Шагала. Я хочу с ним поговорить.

Они встретились на следующий день. Винавер более часа рассматривал полотна и рисунки. Потом заявил хозяину лавки, что забирает все, заплатил сто рублей и вывел Марка на улицу.

Больше сюда ни ногой. И деньги тебе эти не нужны. Я покупаю твои картины у тебя лично – по пятьсот рубле за штуку.

Марк недоуменно хлопал глазами. А когда в его руках оказались полторы тысячи рублей ассигнациями, неожиданно для себя и Винавера… заплакал…

Они говорили долго, несколько часов. Бродили по Невскому. Винавер покупал пирожки – Марк был ужасно голоден. Наконец Максим Моисеевич сказал:

Послушай, Марк. Ты – художник. Большой и очень талантливый живописец. И тебе надо учиться не здесь. Тебе надо в Париж… Ты поедешь туда немедленно. Я заплачу…

В 1926 году Шагал, живший в Париже, узнал о смерти Винавера. И написал: “С большой грустью скажу сегодня, что с ним умер и мой близкий, почти отец. Отец меня родил. а Винавер сделал художником. Без него я, верно, был бы фотографом в Витебске и о Париже не имел бы понятия”.

Очень скоро все поменялось. Обладавший большими связями Максим Моисеевич добился того, чтобы Шагал стал стипендиатом Петербургской художественной академии. Правда, позже выяснилось, что ежемесячную стипендию Винавер высылал Шагалу… из собственных денег. И Марк об этом узнал слишком поздно.

Поначалу ужасно стеснительный, Шагал отказывался ехать в Париж. Но в мае 1911 года Марк Шагал отправился в Париж.

Марк влюбился в Париж. Он обожал этот город. Боготворил, превозносил, восхищался им. У Шагала был фраза “Париж – второй Витебск”.

С друзьями ему везло просто необыкновенно. И все благодаря тому, что Шагал сам был чудесным человеком, который как магнит притягивал к себе ярких, талантливых, добрых и щедрых.

Однажды в 1912 году из России в Париж приехал журналист Анатолий Луначарский. корреспондент газеты “Киевская мысль”. Луначарский стал одним из друзей Шагала. А потом появились влиятельные друзья в Петербурге и в Москве.

В 1912 году Шагал выслал свои первые парижские полотна на Осенний салон в Петербург. где они были выставлены вместе с работами группы “Мир искусства”. А в 1913 году картины Марка были представлены в Москве на выставке “Мишень”.

“Влюбленные над городом”. 1918 год

Шагал постепенно становился известным живописцем. За четыре года. проведенных им в Париже. он превратился из провинциального. никому не известного начинающего художника в оригинального живописца-новатора.

Для понимания и приятия картин Шагала требуется определенная подготовка.

За четыре года пребывания Шагала в Париже написал… несколько сотен картин. Посчитать точно невозможно, его наследие стол же колоссально, как и наследие Пикассо, создавшего около 80 тысяч произведений.

Удивительный стиль Шагала, которому не было названия. определил Гийом Аполлинер. Он пришел в мастерскую Шагала, просидел около часа. Потом он поднялся, смущенно пробормотал: “Сверхъестественно!” Аполлинер назвал стиль Шагала “Сюрнатурализмом”, то есть “сверхнатурализмом”.

К 1914 году положение 27-летнего Марка Шагала в современной европейской живописи настолько утвердилось, что его уже называли родоначальником “нового экспрессионизма”. Он уже не был так беден, как четыре года назад.

Впереди было грандиозное и крайне важное для Шагала событие. На июнь 1914 года в Берлине была запланирована его первая персональная выставка.

Выставка едва открылась, доставив Шагалу много приятных и волнительных переживаний. Он собрался в дорогу – в Витебск – выходит замуж младшая сестра.

Марк Захарович собирался в Витебск не более чем до конца лето. Два месяца и все. А потом – обратно в Берлин, чтобы забрать выставочные работы. Потом в Париж, чтобы работать и работать. Мог ли он знать, что его “свидание с Витебском” затянется на 10 лет? Вряд ли…

В Витебске он встретил Беллу. Оказалось, она его ждала эти четыре года. Сейчас уже Шагал не был бедным, и родители невестки по другому смотрели на Шагала. Понадобился еще год, чтобы речь зашла о свадьбе. В августе 1914 состоялась свадьба сестры Марка. А потом началась война.

Никто в России с еврейским художником не стал бы церемониться. В 1915 году Шагал получил повестку. Но он смог получить “белый билет”, освобождение от фронта и решение всех проблем. Пришлось оставить дом в Витебске и переселиться в Петроград.

Но до этого в 25 июля 1915 года в Витебске, в родительском доме Марка Захаровича, состоялась свадьба с Белло. И это, несмотря на бушевавшую войну, был самый счастливый день в жизни художника.

Бог сделал им роскошный подарок – преподнес большую любовь. На всю жизнь, до гробовой доски, навсегда.

Всю жизнь, куда бы ни забрасывала судьба Марка, Белла была всегда рядом.

После Беллы у него были и любовь, и еще один, тоже очень счастливый. брак. Но в его памяти осталась только Белла.

“Летящая повозка”. 1913

Белла Розенфельд была красивой женщиной. Белла стала главной моделью Шагала, его музой, его вдохновением. Когда она внезапно умерла – это случилось в роковом для Шагала 1944 году, – он был настолько раздавлен, что решил оставить профессию. Но не оставил и тем самым сохранил память о Белле.

Летом 1916 года, спустя год после свадьбы, Белла подарила Марку дочку, которую назвали Идой.

В августе 1918 года Марк с друзьями в Витебске открыл художественную школу. затем – музей. Отыскал и привлек к работе молодого художника-авангардиста Казимира Малевича.

Два года Шагал был при мандате и обладал всей полнотой власти. Марка “сместил” его коллега – художник Малевич, от которого Шагал ничего подобного никак не ожидал.

Малевич обвинил творчество Шагала “недостаточно революционным”. Моль, Шагал до сих пор “играет” с изображениями. Малевич съездил в Москву, оттуда привез документы, о том, что главным уже будет он.

А Шагал просто устал. В несколько дней он сдал дела, собрал вещи, дочь и вместе с Беллой… уехал из Витебска. Как оказалось, навсегда.

В 1920 году семейство Шагалов перебралось в Москву. Шагал тут же получил заказ от Еврейского камерного театра. Деньги платили немного. Больших заказов не было. Шагалу не нравилось это все, и он решил покинуть Москву.

Свободное место нашлось в подмосковной Малаховке – в детской колонии для беспризорников. Туда и Шагал отправился. Целый учебный год он работал простым учителем рисования. Единственным плюсом своего положения Шагал считал огромную светлую мастерскую, предоставленную ему дирекцией школы.

Между тем в России его хорошо знали и ценили. Одна за другой открывались небольшие выставки его работ – в Петрограде, родном Витебске, Москве

В конце весны 1922 года Шагал ясностью понял, что в стране, которая была для него родиной, он никому не нужен.

Шагал решил покинуть страну и навсегда. Россия – не его страна. Он решил попросить власти отпустить его на Запад, формальный повод – выяснение судьбы картин, оставшихся в Берлине и Париже.

В июне 1922 года Марк Шагал, Белла и Ида сели в вагоне международного поезда, который должен был отвезти их в Прибалтику.

В Канусе они пробыли недолго. его картины уже принадлежали частным владельцам.

“Большой цирк”

В Берлине удалось вернуть лишь десять картин, а в Париже похоже ни осталось ни одного. Продав две картины, Шагал взялся… за учебу. 35 лет от рождения, уже признанный мастер, Шагал снова учился – на этот раз новой технике. До конца 1922 года он освоил технику офорта, сухой иглы и ксилографии. Дописал блистательную книгу “Моя жизнь”.

Деньги заканчивались. Тогда из Парижа ему прислали приглашение от Амбруаза Воллара. Он постеснялся сказать, что у него нету ни гроша, чтобы приехать в Париж. Но Амбруаз отправил ему несколько сотен франков. Он сразу собрал вещи. В сентябре 1923 года они сели в поезд “Берлин – Париж” и оставили Германию.

Впереди был город, который Шагал боготворил.

И все сразу устроилось. Воллар, ангел-хранитель многих талантов, щедрый меценат и подлинная акула рынка живописи, сделал все, как обещал. Снял Шагалам хорошую квартиру в центре Парижа. Выплатил щедрые подъемные. Купил несколько полотен – заплатив больше, чем рассчитал Марк. И предоставил великолепную. интересную, выгодную работу…

В это время Воллар решил издать “Мертвые души” Гоголя, и выпустить не просто хорошее издание, а роскошное, дорогое, богато иллюстрированное. И иллюстрации, должен был сделать Шагал.

На создание иллюстраций Шагалу понадобилось 4 года.Книга была закончена лишь в 1927 году, издана Амбруазом и произвела настоящий фурор.

Успех был настолько убедительным, что том же 1927 году Воллар заказал Шагалу иллюстрации к еще одной книге – “Басням” Лафонтена. На эту работу ушло еще 3 года – книга была готова в 1930 году.

К 1931 году “личная библиотека” Шагала – книги, оформленные его рисунками и офортами – насчитывала десятки наименований. И Амбруаз Воллар задумал грандиозный проект, на который возлагал большие надежды. А именно – издание Библии с иллюстрациями Марка Шагала..

Этот заказ и обрадовал, и испугал художника. Ну кто он такой, чтобы браться за иллюстрированием Книги Книг? Отложив многие дела, Марк с семьей собрался в дальнюю дорогу. Ему предстояло посетить библейские места – Сирию, Египет и Палестину.

Из этого многомесячного путешествия вернулся во Францию другой Марк Шагал.

Только за первые девять лет работы над иллюстр. к Библии – с 1930 по 1939 год – Шагал создал 66 офортов. А в 1952-1956 годах дополнял их еще 39 офортами.

Сотни работ на религиозную тему. Изданная Волларом иллюстрированная Библия. Собственные размышления над сущностью бытия и судьбой своего древнего народа – все это в конечном итоге вошло грандиозное собрание работ Шагала. названное им “Библейским посланием”.

Начав эту большую работу в 30-е годы, Шагал неоднократно к ней возвращался в последующем. А тогда, в 1931 году, вернувшись из Палестины, он не бросился к мольберту, а продолжил путешествие по Европе.

На расспросы Воллара он ответил, что его впечатления настолько сильны, что их нужно пережить. А Шагал и Белла исколесили все Средиземноморье. Турция, Греция, Балканы, Испания…

Формально Шагал оставался гражданином Советской России – в Тридцатые годы уже СССР.

Россия хотел вернуть его, и конце концов Шагал решил расставить все акценты. Он написал заявление на имя президента Франции с прошением о предоставлении французского гражданства. В 1937 году Марк, Белла и Ида Шагали стали гражданами Франции.

В 30-е годы слава Марка Шагала достигла своего апогея. Он был знаменит. И не просто знаменит, а знаменит на весь мир. Его картины продавались за огромные деньги. Он не был богатым настолько, чтобы купить виллу или т.д, но в деньгах не нуждался. Большие деньги Шагал скопил уже после войны, став одним из самых богатых художников XXвека и опередив в этом самого Пикассо.

“Прогулка”, 1917

К началу 30-х годов стиль Шагала полностью устоялся. Специалисты определяли манеру его художественного письма как сюрреально-экспрессионистскую.

А потом в жизни старой Европы произошли роковые изменения к власти в Германии пришли нацисты. И Шагал, который с 1922 года демонстрировано сторонился политики, вдруг оказался втянут в грязную историю, затеянную фашистами. В 1933 году по приказу министра пропаганды нацистской Германии из музеев и галерей были изъяты 50 полотен Шагала. И по приказу сожжены на костре, устроенном в Мангейме, – как образчику “дегенеративного еврейского искусства”.

Шагал впал в настоящую депрессию. И лечился от нее, как это всегда с ним и бывало, напряженной работой. Одна за другим он создавал полотна,проникнутые апокалиптическими предчувствиями.

Марк Шагал – “Белое распятие”, 1938

6 июля 1939 году Шагал отмечал 52-летие. Дата не круглая, но все же Марк Захарович позвал друзей. Приехал и Воллар. Выпил с Шагалом вина… Это была их последняя встреча.

Париж был оккупирован немцами. Только что вышел закон новых французских властей – все евреи автоматически лишались французского гражданства. Они собрали вещи и поехали к границе Испании. Ида осталась в Париже, чтобы решить вопрос с картинами отца, и после несколько дней поехать за ними.

Испанцы не пускали евреев на территорию своей страны даже для временного проживания. Но свободно пропускали евреев-беженцев в Португалию.

В Испании друзья помогли, чтобы Шагал и жена поехали до границы Португалии. А потом Марк и Белла оказались в Лиссабоне. Из здесь ждал сюрприз – на маленьком старом грузовичке прикатила из Парижа Ида. И привезла… архив Шагала: картины, рисунки, наброски и документы.

В Лиссабоне все было гораздо хуже чем представлял Шагал. Они стали в очередь около посольства Америки. Дочь Ида пробилась на прием к консулу, и сказала, что на улице в толпе великий художник Шагал.

Через несколько дне пришло приглашение от руководство Музея современного искусства в Нью-Йорка. Официально, как беженца от нацистского режима.

В середине июня 1941 года Семья Шагалов поднялась на борт американского лайнера.

из “Библейского послание”

В Нью-Йорке Шагал работал преимущественно театральным художником-оформителем в “Метрополитен”.

Сентябрьским утром 1944 года, Шагал зашел спальню. Было тихо, и он подошел к Белле. Она скончалась во сне.

Он рыдал и рыдал. В считанные часы голова Шагала покрылась сединой. Масштабы утраты были просто непостижимы.

Дочка все сделала, чтобы отец вернулся в этот мир. Шагал не как не мог забыть жену.

Ида даже нашла для отца… замену скончавшейся матери. Вскоре в доме появилась молодая экономка. Это была Вирджиния.

История их любви, рассказанная Вирджинией много лет спустя в ее книге, опубликованной в 1986 году, через год после кончины Шагала, показывает Марка в несколько ином свете.

Вирджинию тяготило положение “замужней любовницы”. Но, прожив с Шагалом 7 лет, о браке она никогда не заговорила.

В 1946 году у Шагала и Вирджинии Хаггард родился мальчик, которого назвали Дэвид – в честь умершего в юности младшего брата Шагала.

До 1952 года Шагал охотно возился с сыном и принимал в его воспитании самое непосредственное участие. А потом все закончилось. В 1952 году Марк Шагал женился во второй раз, и его супруга Валентина Бродецкая тут же начала с Вирджинией настоящую войну.

Сразу после окончания войны Шагал с Идой несколько раз выезжали во Францию. В 1947 году Шагал и Ида присутствовали на открытие Музея современного искусства в Париже, где были выставлены в числе прочих и картины Шагала.

В 1948 году по настоянию Иды Шагалы переехали во Францию. Возвращение во Францию было триумфальным. Шагала уже открыто навали лучшим художником современности и национальным достоянием Франции.

Не далеко от Ниццы. Шагал выбрал виллу под названием “Коллин”. В 1966 году купил его. В этом доме и Марк Захарович провел остаток жизни. Здесь и закончил свои дни.

Весной 1952 года Ида свела отдыхающую в Ницце владелицу лондонского модного салона и дочь известного фабриканта Валентину Григорьевну Бродецкую с отцом. Валентину и Марка разделяли 25 лет разницы в возрасте: Шагалу шел 65 год, Бродецкой – 40-й. Между ними начался бурный роман. Спустя месяц Валентита продала лондонское предприятие и переехала в Ниццу. А 12 июля 1952 года, спустя неделю после празднования дня рождения Шагала, Марк и Валентина стали мужем и женой.

Для Шагала этот брак, ставший в его жизни последним, был очень счастливым.

Возраст меняет всех. Он был не прост. Особая тема – скупость Шагала. В молодости этот человек мог отдать друзьям последнее. А в зрелые годы, став миллионером, он мог пожалеть денег даже на самого себя.

Тогда уже, его картины продавались очень дорого. Редко какая картина Шагала продавалась менее чем за 1 миллион долларов.

Шагала называют “самым еврейским художником XX века”. Религиозная тема в его творчестве является определяющей и даже основной. Шагал бывал в Израиле и до возрождения этой страны, и после.

Первые Шагал приехал в Тель-Авив в 1931 год.

Второй визит Шагала в этот город состоялся через 20 лет – в 1951 году. Он вновь посетил Тель-Авивский музей и передал в дар несколько живописных работ.

В 1957 году Шагал получил большой заказ от савойской капеллы в Асси и собора в Меце на большие панно и витражи. Здесь он создал почти 1200 квадратных метров чудесных витражей на библейскую тему.

С 1957 году Шагал окончательно отошел от станковой живописи и занялся прикладным искусством. Он совершенно не ощущал своих лет. В 1957 году Шагалу исполнилось 70 лет, а он, работал как и в 30 лет.

В 1961 году Шагал получил новый заказ – из Израиля. Его пригласили создать витраж для синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима.Месте с верным Шарлем Марком он здесь остался около года.

В 1977 году открылся музей Шагала в Ницце.

“Исход”, 1952 год

Самые знаменитые мозаики, керамические панно и витражи. созданные Шагалом в последние годы жизни, располагаются в Европе. В 1969 году Шагал получил заказ из Цюриха – создать витражи для церкви Фраумюнстер. Работа заняла полтора года, в 1970 году оформление церкви было закончено.

Затем последовал заказ из Реймса – в 1974 году Шагал оформил витражи для местного собора.

В 1976 году он отправился в Майнц, где создавал витражи и панно для церкви Санкт-Штефан. Это работа длилась до 1981 года… Десятки заказов!

Во время работ в Майнце ему было уже за… 90 лет!

В 1963 году дом Шагала в Сен-Поль-де-Венсе посетил президент Шарль де Голль. Шагалу заказали роспись плафона парижской “Гранд-опера”.

Спустя год, в 1964-м, “Гранд-опера” получила новый плафон. А президент де Голль – картину от самого Шагала с автографом.

Спустя два года похожий заказ пришел из Нью-Йорка – Шагалу предложили создать панно для “Метрополитен-опера”. И ы 1966 году Шагал с супругой на несколько месяцев переехали в Америку.

В июне 1973 года он отправился в большую и очень волнительную для него поездку – в Москву и Ленинград.

В Москве была устроена выставка работ Шагала – в Третьяковской галерее.

С ним буквально носились, как самым высоким гостем, который только мог посетить Россию. Его узнавали везде, даже на улицах. Он удивился. Мимо него спокойно проходили в Париже и Нью-Йорке. В Ницце ему приходилось вставать в общую очередь за мороженым. А здесь…

6 июля 1973 года, в день 86-летия художника, в Ницце открылся посвященный ему музей. После памятного 1973 года Шагал приобрел не только статус патриарха французской живописи, но и живого национального достояния.

В 1977 году Франция и весь мир искусства отметили 90-летие Марка Шагала. В день рождения Шагалу была вручена высшая награда Франции – Большой крест Почетного легиона. Это была награда королей и маршалов. Награду вручал президент Франции Валери Жискар д’Эстен.

Он умер вечером 28 марта 1985 года. Тихо и спокойно. В лифте, пока его поднимали на второй этаж, в мастерскую.

Источник – Никола Надеждин “Неформальные биографии”. Наш дружеский коллектив советует всем прочитать книги этого автора.

Марк Шагал – биография, факты – великий еврейский живописец обновлено: Январь 23, 2018 автором: сайт

В 1887 году, 7 июля, появился на свет будущий художник мирового уровня Шагал Марк, картины которого на протяжении всего 20-го века вызывали оцепенение и восторг у посетителей многочисленных вернисажей, на которых выставлялись полотна знаменитого авангардиста.

Начало творческого пути

Детство Мойши, как его первоначально нарекли родители, прошло в городе Витебске. Отец мальчика работал грузчиком на рыбном базаре, мать держала мелочную лавку, дед был кантором в еврейской синагоге. После окончания религиозной еврейской школы Мойша поступил в гимназию, хотя в царской России евреям не разрешалось посещать русские учебные заведения. Разумеется, учиться на нелегальном положении было трудно. Проучившись несколько лет, он оставил гимназию и стал вольнослушателем в "Школе рисунка и живописи художника Пэна". Через два месяца мистер Пэн, пораженный талантом юноши, предложил ему бесплатное обучение в своей школе.

Молодой художник перерисовал всех своих родственников по очереди, затем принялся писать портреты Так в мире искусства появился яркий самобытный живописец Шагал Марк, картины которого вскоре будут покупать лучшие Псевдоним, а вернее новое имя, себе он придумал сам. Мойша стал Марком, а Шагал - это измененное Сегал, от фамилии отца.

Северная столица

Двадцатилетний Марк решил не сидеть на месте и вскоре отправился в Санкт-Петербург, надеясь продолжить там обучение живописи. Денег у него не было, к тому же дискриминационная политика государства российского в отношении евреев давала о себе знать. Жить в северной столице пришлось на грани нищеты, перебиваясь случайными заработками. Однако Шагал не унывал, он был счастлив оказаться в водовороте художественной жизни Петербурга. Постепенно у него образовался круг полезных знакомств среди еврейского бомонда, и новые друзья стали помогать молодому художнику.

Шагал Марк, картины которого сразу стали рассматриваться как вестники нового сюрреалистического стиля, постарался развить свою индивидуальность и не стал следовать общепринятым канонам живописи. И, как показала дальнейшая жизнь, он выбрал верный путь. В ранних работах художника уже прослеживалась фантастическая сказочность сюжета и метафоричность образов. Все, что написал в тот период Марк Шагал, картины с названиями: "Святое семейство", "Смерть", "Рождение", - являются яркими примерами необычного стиля. При этом последняя тема, появление младенца на свет, отражалась в творчестве Шагала несколько раз, в разных интерпретациях. Однако во всех случаях роженица изображалась мелким рисунком, который по величине уступал другим персонажам, мужикам, козам, лошадям, находившимся вокруг. Однако в этом и заключается феномен творчества Марка Шагала, он умел микроскопические детали расположить так, что они вдруг начинали доминировать на общем фоне. Усталая роженица и бабка-повитуха с новорожденным на руках каким-то непостижимым обюразом становились центром картины.

Знакомство с Львом Бакстом

Находясь в Петербурге, Шагал Марк, картины которого привлекали все большее внимание светской публики, продолжил учебу в частной школе искусств Зайденберга, одновременно выполняя несложную работу в еврейском журнале "Восход", чтобы обеспечить себе питание. Позже он встретился с преподавателем школы Званцевой, который сыграл определяющую роль в судьбе художника. Шагал также посещал лекции живописца Мстислава Добужинского, который привлекал его как поборник всего нового в искусстве.

Весной 1910-го у Марка Шагала состоялся дебют - его картины участвовали в вернисаже, который устроила редакция журнала "Аполлон". А незадолго до этого события художник познакомился с женщиной всей своей жизни, Беллой Розенфельд. Любовь между ними вспыхнула мгновенно, и счастливое время продолжалось для обоих с того дня, когда молодые люди поженились и стали жить вместе. В 1916 году у супругов родилась дочь, которую назвали Ида.

Переезд в Париж

Летом 1910 года депутат Максим Винавер, меценат и большой поклонник изящных искусств, предложил Шагалу стипендию, которая давала возможность учебы в Париже. Столица Франции встретила Марка приветливо, он сблизился с художником Эренбургом и при его содействии снял студию на Монпарнасе. Шагал пишет ночами, а в дневное время пропадает в галереях, салонах и на выставках, впитывая все, что связано с великим искусством живописи.

Мастера начала 20 века стали примером для молодого художника. Великие Сезанн, Ван Гог, Поль Гоген, Делакруа - у каждого из них восторженный Шагал старается перенять что-то для себя. Его наставник в Петербурге Лев Бакст, однажды просмотрев парижские рисунки своего ученика, уверенно заявил, что "теперь все краски поют". Картины Марка Шагала, фото которых представлены на странице, в полной мере подтверждают мнение учителя.

Творческое убежище

Вскоре Шагал перебирается в "Улей", своеобразный парижский артцентр, ставший приютом для небогатых приезжих художников. Здесь Марк знакомится с поэтами, писателями, живописцами и другими представителями богемы французской столицы. Все те работы, что написал в "Улье" Марк Шагал (картины с названиями: "Скрипач", "Голгофа", "Посвящение моей невесте", "Вид Парижа из окна"), стали его "визитной карточкой". Однако, несмотря на полную ассимиляцию с парижской творческой средой, художник не забывает про родной Витебск и пишет картины: "Продавец скота", "Я и деревня", "Понюшка табаку".

Раннее творчество

Одной из наиболее запоминающихся картин является "Окно. Витебск", написанная в стиле "наивного искусства" или "примитивизма", которому следовал в раннем периоде своего творчества Марк Шагал. "Окно. Витебск" было создано в 1908 году, когда художник только начинал осваивать премудрости "примитивного стиля".

За несколько лет, проведенных в Париже, Марк Шагал написал около тридцати картин и более 150-ти Все работы он отвез в Берлин на художественную выставку 1914 года, которая стала его главным бенефисом в мире искусства. Публика была в восторге от полотен Шагала. Из Берлина художник собирался поехать в родной Витебск, чтобы увидеться с Беллой, однако помешала внезапно начавшаяся Первая мировая война.

Дальнейшая судьба художника

Марк Захарович Шагал, картины которого уже стали широко известны, был освобожден от военного призыва. Знакомые помогли получить место в Военно-промышленном ведомстве Санкт-Петербурга, и на какое-то время художник был обеспечен жильем и работой. Картины Шагала в это неспокойное время были особенно остросюжетными и реалистичными. "Война", "Окно в деревне", "Праздник кущей", "Красный еврей" - это лишь немногие из тех полотен, которые были созданы в годы войны. Отдельно художником была создана лирическая серия картин: "Прогулка", "Розовые любовники", "День рождения", "Белла в белом воротнике". Эти полотна представляют лишь малую часть обширной серии его работ периода Первой мировой войны.

"Прогулка"

Одна из самых известных работ художника, созданная им в 1918 году. Постреволюционные настроения, вера в счастливое будущее, романтика молодой любви - все это отражено на полотне. Разочарование в новых социальных ценностях страны Советов еще не наступило, хотя оно было уже не за горами. Тем не менее одним из самых верных последователей новых идеалов того времени был художник Марк Шагал. "Прогулка" - картина оптимистичная, полная радужных надежд, персонажи не думают о негативном. Женщина, изображенная на полотне, парит над действительностью, молодой человек тоже готов оторваться от земли.

Работы Шагала 1917-1918 годов

Художника воодушевили революционные события, произошедшие в Петрограде. Он, как и многие представители интеллигенции Северной столицы, почувствовал свежий ветер перемен и поверил в их непогрешимость. Питерские художники, писатели, композиторы взялись пропагандировать новый образ жизни, и одним из первых в рядах энтузиастов, ратующих за равенство всех людей, был Марк Шагал. Картины "Над городом", "Война дворцам - мир хижинам" и многие другие полотна того периода отражают стремление художника к созиданию.

Белла и букет цветов

Особое место в творчестве художника занимает картина, посвященная любимой жене, которая однажды принесла ему букет цветов, чтобы поздравить с днем рождения. Не теряя ни секунды, он бросился к мольберту. Растроганный до глубины души, художник постарался запечатлеть прекрасные мгновения на холсте. В этом был весь Марк Шагал. "День рождения" - картина, созданная в считанные минуты в виде наброска, а потом доработанная. Она стала одной из лучших в коллекции художника. Как утверждал он сам, вдохновение приходит на несколько минут, важно его не упустить.

Ответственная должность

В 1918 году Марк Захарович Шагал, картины которого уже считались достоянием Витебской губернии, становится уполномоченным по делам искусств местного исполнительного комитета. Художник проявил незаурядные организаторские способности, он украсил Витебск ко дню годовщины Октябрьской революции разнообразными транспарантами, флагами и знаменами. "Искусство в массы!" - таким был его лозунг.

В 1920 году Марк Шагал переезжает в Москву вместе с Беллой и маленькой Идой, где начинает работать на ниве театрального сообщества. В процессе деятельности по созданию декораций для спектаклей Шагал в корне пересматривает свои творческие методы, стараясь сблизиться с "революционным" новым стилем в живописи. Партийные органы сделали несколько попыток привлечь художника на свою сторону, но так как Шагал уже был признанным мастером кисти мирового уровня, то эти попытки не возымели успеха.

Противостояние

Напряжение, возникшее между свободолюбивым художником и коммунистическим руководством, вскоре переросло в открытую конфронтацию, и Марк Шагал покинул страну Советов вместе с семьей.

Берлин стал первым европейским городом, в котором поселились Марк, Белла и маленькая Ида. Попытки художника получить деньги за выставку 1914 года окончились ничем, большинство картин пропало. Шагалу вернули только три полотна да с десяток акварельных рисунков.

Летом 1923 года Марк получает письмо из Парижа от своего старого друга, который зовет его приехать в столицу Франции. Шагал едет, и там его ждет очередное разочарование - картины, которые он когда-то оставил в "Улье", также пропали. Однако художник не падает духом, он начинает вновь писать свои шедевры. К тому же Марк Шагал получает предложение от крупного издательства на предмет иллюстрирования книг. Он начинает работу с повести "Мертвые души" Николая Васильевича Гоголя и великолепно справляется с заданием.

Семейные поездки

Материальное положение Шагала упрочилось, и он вместе с семьей начинает путешествовать по европейским странам. А в перерывах между вояжами художник пишет свои бессмертные полотна, которые становятся все более светлыми и легкими: "Двойной портрет", "Ида у окна", "Жизнь деревенская". Кроме картин, Шагал занимается иллюстрированием издания "Басни Лафонтена".

В 1931 году Марк Шагал посещает Палестину, он хочет прочувствовать землю своих предков. Несколько месяцев, которые художник провел на Святой Земле, заставили его изменить отношение к жизни. Белла и дочь Ида, которые были рядом, благоприятствовали в этом. Вернувшись в Париж, Шагал занимается только библейскими иллюстрациями.

Переезд в Америку

В конце тридцатых годов, спасаясь от немецких нацистов, семья Шагала эмигрирует в США. И вновь - работа с театральными декорациями, на этот раз в Русском балете. тогда забраковал работы Шагала и отдал предпочтение эскизам Пикассо, но театральные костюмы в авторстве Марка были приняты.

Война в Европе в самом разгаре, хотя уже ясно, что терпит поражение. Летом 1944 года приходит радостная весть - Гитлер на грани капитуляции. А в конце августа Марка Шагала настигает беда, в больнице неожиданно умирает от сепсиса Белла. Художник теряет смысл жизни от горя, однако его поддерживает и помогает выжить дочь Ида. Только спустя девять месяцев Шагал берет в руки кисти. Теперь он находит спасение в работе, пишет картины и днем, и ночью. Творческие порывы художника помогли ему пережить остроту потери.

Русский живописец и график, гротескный художник, так же многие его считают французским художником, авангардистом. Писал иллюстрации в стиле экспрессионизма к театральным постановкам. Ирреальные произведения художника колоритны и выразительны.

Марк Шагал выходец из бедной еврейской семьи. Отец работал складским грузчиком. С самого детства мальчик обладал неуёмной фантазией и в возрасте 15 лет твёрдо решил стать живописцем, что не приветствовали родители. Будучи глубоко верующими, они следовали законам иудаизма, в котором изобразительное искусство считается грехом и неподобающим ремеслом.

В 1900 году Марк Шагал зачисляется в Витебское училище, рассчитанное на четыре года обучения. В 1906 году учится в витебской художественной школе Ю.М. Пэна. Юный художник вознамерился продолжить учёбу в Петербурге, куда и отправляется с приятелем. Отец был против, но дал ему на художественное образование 27 рублей.

В Петербурге Марк Шагал обучался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, поступив без экзаменов он попал в третий класс. Школу возглавлял Н.К. Рерих. Приятель Виктор Меклер и Тая Брахман, дочь витебского врача помогли Шагалу войти в круг молодой интеллигенции. С 1909 по 1911 год русский художник учился в частной художественной школе Е.Н. Званцевой, под руководством Л.С. Бакста.

Осенью 1909 года, когда Марк Шагал посещал Витебск, Тая познакомила его с будущей женой Беллой Розенфельд, учившейся в лучшем учебном заведении для девушек – Школе Герье в Москве. Об этой встрече художник пишет позднее в своей книге «Моя жизнь».

В 1911 году Марк Шагал поехал в Париж, который полюбил сразу. В Париже художник продолжает учёбу и также находит много друзей из мира искусства. В 1914 году молодой художник возвращается на Родину, к близким и родным людям. Начало Первой Мировой войны препятствовало возвращению Шагала в Европу. В 1915 году Марк Шагал жениться на Белле. Год спустя у них родилась дочь Ида, посвятившая в дальнейшем свою жизнь исследованию творчества отца.

В 1915 году Шагал в Петрограде поступает на службу в военно-промышленный комитет. В 1916 году Шагал становится членом Еврейского общества поощрения художеств. Когда революция окончилась русский художник со своей семьёй едет в Витебск, где его учредили уполномоченным комиссаром по делам искусств.

С 1920 года, по протекции А.М. Эфроса, Марк Шагал работает в Еврейском камерном театре в Москве. А в 1921 году преподаёт в еврейской трудовой школе-колонии, которая была организована для беспризорников. В Литве в 1922 году проходит выставка русского художника, откуда он переезжает в Германию. И, наконец, в 1923 году семья Марка Шагала была приглашена в Париж, здесь художник провёл всю оставшуюся жизнь во французской Ривьере, 60 лет. Причина отъезда русского художника за границу заключается в его не принятии беспредметного искусства в послереволюционный период истории России, в годы бунтарства и новаторства.

После смерти Беллы Резенфельд Марк Шагал женился на Валентине Бротской. Этот брак также послужил взлёту в искусстве. В это время художник получил всемирное признание, высокие награды, множество выставок работ: картин, графики, витражей, скульптур, керамики и мозаики… По масштабности с Марком Шагалом не может сравниться не один художник 20 века. Марк Шагал расписывает Гранд Оперу, витражи средневековых соборов.

Известные произведения Марка Шагала

Картина «Над городом» написана в 1914-1918 годах, находится в Третьяковской Государственной галерее. На этой картине изображены просторы родного художнику города Витебска. Вдоль забора расположены маленькие деревянные домики и сарайчики, утопающие в лёгкой дымке. Над городом в небе летят мужчина и женщина. Немного странно, но фигуры расположены почти горизонтально. Летящая пара, пожалуй, любовники, бегущие из спящего утреннего города. Мужчина в полёте придерживает женщину за грудь. Так художник изобразил свой союз с Беллой Резенфельд. Картина похожа на сказку с её цветными пятнами домов, выполненная в тёплом колорите. Картина передаёт мечтательный образ живописца, в ней и реальность и воображение.

  • Над городом

  • Я и деревня

Марк Шагал: «Чтоб картина моя светилась радостью…»

Искусствовед Ирина Языкова рассказывает, почему творчество художника-авангардиста - это библейское послание

Знаменитого художника-авангардиста называют «своим» три страны - Россия, Франция и Израиль. Марк Шагал - еврей по происхождению - родился в тогда еще российском Витебске и встретил там свою музу и главную любовь. Учился в Петербурге и Париже, в послереволюционной России готовил эскизы декораций для спектаклей и оформлял Еврейский камерный театр. Но мировой знаменитостью Марк Шагал стал во Франции, куда эмигрировал с семьей в 1922 году.

Среди работ Шагала - не только картины. Художник иллюстрировал «Мертвые души» Гоголя, «Басни» Лафонтена, сборник рассказов «Тысяча и одна ночь» и Библию на французском языке. Музей Шагала в Ницце так и называется - «Библейское послание».

А еще Марк Шагал был мастером монументального искусства: делал мозаики, витражи, скульптуры, керамику. Он оформил множество католических, лютеранских храмов и синагог в Европе, США и Израиле.

К 130-летию со дня рождения художника искусствовед Ирина Языкова объясняет, почему творчество Марка Шагала нельзя воспринимать без религиозного контекста, и рассказывает о главных работах с библейским сюжетом.

Ирина Языкова

С ранней юности я был очарован Библией. Мне всегда казалось, и кажется сейчас, что эта книга является самым большим источником поэзии всех времен. С давних пор я ищу ее отражение в жизни и искусстве. Библия подобна природе, и эту тайну я пытаюсь передать.

- Марк Шагал, каталог к открытию музея «Библейское послание» в Ницце

Очень много искусствоведов рассматривают Марка Шагала просто как одного из модернистских художников XX века. Кто-то считает его продолжателем наивного искусства, кто-то - чистым модернистом. Но Шагал - это особое явление в ХХ веке.

Если Малевич строил разные идеи, выпускал громкие манифесты, Кандинский развивал свою философию и отразил ее в статье «О духовном в искусстве», то у Шагала такой задачи не было. Он ничего не декларировал, он просто выражал в своем творчестве восхищение перед Божьим миром. И мне кажется, неправильно воспринимать работы Марка Шагала вне религиозного контекста.

Ребенком я чувствовал, что во всех нас есть некая тревожная сила. Вот почему мои персонажи оказались в небе раньше космонавтов.

- Марк Шагал, «Все это есть в моих картинах», Литературная газета, 1985 г.

Прогулка, 1917-18 гг.

Холст, масло
169,6 × 163,4 см
Государственный русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Для него все было чудом: жизнь, любовь, красота - все это было проявлением чуда. Чудом он едва не сгорел, еще не родившись: когда у матери начались схватки, в доме возник пожар, и роженицу выносили из дома на кровати. Этот случай он запечатлел потом на картине и говорил, что прошел огненное крещение. И это, видимо, утвердило Шагала в мысли, что он рожден для чего-то великого. Художник считал, что Бог его предназначил изобразить красоту мира.

Не помню кто, скорее всего, мама рассказывала, что, как раз когда я родился - в маленьком домике у дороги, позади тюрьмы на окраине Витебска - вспыхнул пожар. Огонь охватил весь город, включая бедный еврейский квартал. Мать и младенца у нее в ногах, вместе с кроватью, перенесли в безопасное место, на другой конец города.

Но главное, родился я мертвым. Не хотел жить. Этакий, вообразите, бледный комочек, не желающий жить. Как будто насмотрелся картин Шагала. Его кололи булавками, окунали в ведро водой. И наконец он слабо мяукнул.

Рождение, 1910 год

Холст, масло
65 × 89,5 см
Художественный музей, Цюрих, Швейцария

В чем истоки религиозности Марка Шагала

Марк Шагал родился в Витебске, в еврейской бедной и очень верующей семье, где все хорошо знали Библию и заповеди, ходили в синагогу, молились, в субботу зажигали свечи и устраивали трапезу. Шагал рано выучил еврейский язык и начал читать Библию. Библия стала книгой, которая сопровождала художника всю жизнь. И религиозность была у Шагала, можно сказать, в крови.

Знали бы вы, как я млел от восторга, стоя в синагоге рядом с дедом. Сколько мне, бедному, приходилось проталкиваться, прежде чем я мог туда добраться! И наконец я здесь, лицом к окну, с раскрытым молитвенником в руках, и могу любоваться видом местечка в субботний день. Синева под молитвенный гул казалась гуще. Дома мирно парили в пространстве. И каждый прохожий как на ладони.

Начинается богослужение, и деда приглашают прочитать молитву перед алтарем. Он молится, поет, выводит сложную мелодию с повторами. И в сердце у меня словно крутится колесико под масляной струей. Или словно растекается по жилам свежий сотовый мед. Чтобы описать вечернюю молитву, у меня не хватит слов. Я думал, что все святые собираются в этот день в синагоге.

Суббота, 1910 год

Холст, масло
90 х 95 см
Музей Валльраф Ричарде, Кельн,
германия.

Вера в еврейском понимании, Ветхий Завет - родная среда для Марка Шагала. Пророки с его картин часто выглядят так же, как и старики из родного местечка. Он ощущал их как своих кровных родственников: это его история, его род. К тому же евреи хорошо знали свою родословную вплоть до седьмого-восьмого, а то и десятого колена. И когда отец воспротивился решению сына учиться живописи, Шагал привел аргумент, что его предок в XVIII веке расписывал синагогу.

В один прекрасный день (а других и не бывает на свете), когда мама сажала в печку хлеб на длинной лопате, я подошел, тронул ее за перепачканный мукой локоть и сказал:

Мама… я хочу быть художником. Ни приказчиком, ни бухгалтером я не буду. Все, хватит! Не зря я все время чувствовал: должно случиться что-то особенное. Посуди сама, разве я такой, как другие? На что я гожусь?

Что? Художником? Да ты спятил. Пусти, не мешай мне ставить хлеб. …

И все-таки решено. Мы пойдем к Пэну.

Я и деревня, 1911 год

Холст, масло
191 × 150,5 см
Музей современного искусства, Нью Йорк, США

Мать и отвела сына к еврейскому художнику Иегуди Пэну, который в свое время учился у Ильи Репина. Шагал поучился классической живописи, но выдержал недолго и стал писать так, как требовала душа. В этом смысле он был абсолютно свободен: главным для Шагала был образ, и он добивался его выразительности.

Плетни и крыши, срубы и заборы и все, что открывалось дальше, за ними, восхищало меня. Цепочка домов и будок, окошки, ворота, куры, заколоченный заводик, церковь, пологий холм (заброшенное кладбище). Все как на ладони, если глядеть из чердачного окошка, примостившись на полу. Я высовывал голову наружу и вдыхал свежий голубой воздух. Мимо проносились птицы.

Над Витебском,
1915 год

39 x 31 см
Художественный
музей Филадельфии,
США

Чем Марк Шагал отличается от всех авангардистов

Что такое авангард? Искусство, которое идет вперед, которое делает то, чего не было раньше. С этой точки зрения Шагал, конечно, авангардист. Каждый авангардист создает собственный мир и стиль. Мир Шагала - это мир любви, красоты и чуда. И этому подчинены и стиль, и манера художника. Это и отличает его от многих художников XX века, которые очень часто изображали трагедии, негативные стороны мира, не красоту, а уродство. И хотя у Шагала тоже есть негативные вещи и трагические образы, но все-таки основной мотив - это любовь и свобода, радость и красота.

Лично я не уверен, что теория - такое уж благо для искусства. Импрессионизм, кубизм - мне равно чужды.
По-моему, искусство - это прежде всего состояние души.
А душа свята у всех нас, ходящих по грешной земле.
Душа свободна, у нее свой разум, своя логика.
И только там нет фальши, где душа сама, стихийно, достигает той ступени, которую принято называть литературой, иррациональностью.

Я имею в виду не старый реализм, не символический романтизм, который принес мало нового, не мифологию, не фантасмагорию, а… а что же, Господи, что же?

Обрученные и Эйфелева башня, 1913 год

Холст, масло
77 х 70 см
Национальный музей Марка Шагала, Ницца, Франция

К тому же чаще всего художники авангарда были людьми неверующими, даже антиклерикальными, некоторые, правда, вдохновлялись религиозным искусством (Гончарова, Петров-Водкин, даже Малевич), но по-своему понятым. А у Шагала религия и авангард сочетаются.

Видимо, он много унаследовал от хасидского иудаизма. А хасиды большое внимание уделяют эмоциям, будь то искренняя радость или глубокое покаяние перед Богом. Молитва у них выражается не только в словах, но и в пении, и в танце. Это тоже передалось Шагалу и отразилось в характере его живописи.

Был праздник: Суккот или Симхас-Тора. Деда ищут, он пропал. Где, да где же он?

Оказывается, забрался на крышу, уселся на трубу и грыз морковку, наслаждаясь хорошей погодкой. Чудная картина.

Пусть кто хочет с восторгом и облегчением находит в невинных причудах моих родных ключ к моим картинам. Если мое искусство не играло никакой роли в жизни моих родных, то их жизнь и их поступки, напротив, сильно повлияли на мое искусство.

Праздник Кущей (Суккот), 1916 год

Холст, гуашь
33 x 41 см
Галерея Розенгарт, Люцерн, Швейцария.

В чем особенности изобразительного языка Марка Шагала

Прежде всего, у Шагала особая, сферическая перспектива. Он видит мир с высоты птичьего или ангельского полета, желает объять мир целиком. И это тоже связано с его восприятием жизни, желанием подняться над бытом, над неуютным миром. Он считал, что человек создан свободным, способным летать, для любви, а именно любовь и поднимает человека над миром. Хотя в начале ХХ века все в какой-то мере мечтали летать, преодолевать пространство и время.

Художник, куда это годится? Что скажут люди?

Так честили меня в доме моей невесты, а она по утрам и вечерам таскала мне в мастерскую теплые домашние пироги, жареную рыбу, кипяченое молоко, куски ткани для драпировок и даже дощечки, служившие мне палитрой.

Только открыть окно - и она здесь, а с ней лазурь, любовь, цветы.

С тех давних пор и по сей день она, одетая в белое или в черное, парит на моих картинах, озаряет мой путь в искусстве. Ни одной картины, ни одной гравюры я не заканчиваю, пока не услышу ее «да» или «нет».

Над городом,
1918 год

Холст, масло
56 x 45 см
Государственная
Третьяковская
галерея.

Как и многие художники, Шагал был увлечен революцией, и в ее первую годовщину его назначили комиссаром искусства в Витебске. Художник должен был разрисовывать улицы и делать плакаты. Но неожиданно разразился грандиозный скандал: вместо красных флагов большевистское начальство увидело на плакатах летающих коров, ангелов и влюбленных, парящих над землей.

Комиссары были, кажется, не так довольны. Почему, скажите на милость, корова зеленая, а лошадь летит по небу? Что у них общего с Марксом и Лениным?

Шагал не мог понять причины недовольства, он же за свободу! А полет - это и есть выражение свободы. К тому же тогда он был влюблен - художник обожал свою молодую жену Беллу. Состояние, когда человек может творить, любить, лететь на небо - в понимании Шагала это и было абсолютной свободой. Революционная карьера художника на этом и закончилась.

День рождения, 1915 год

Масло, картон
80,5 × 99,5 см
Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

Нисколько не удивлюсь, если спустя недолгое время после моего отъезда город уничтожит все следы моего в нем существования и вообще забудет о художнике, который, забросив собственные кисти и краски, мучился, бился, чтобы привить здесь Искусство, мечтал превратить простые дома в музеи, а простых людей - в творцов.

Но путь Шагала продолжался и, вдохновленный своей любовью, он работает без устали и пишет все, что видит его глаз и чувствует душа. Шагал видит мир преображенным. С одной стороны, в этом мире все просто, близко, узнаваемо: дома, люди, коровы… Оттого и язык Шагала кажется наивным, простым, это почти детский лепет, но за этой простотой и наивностью открывается удивительная философская глубина. Иногда кажется, что рисунок какой-то неправильный, композиции сбивчивы, но если внимательно присмотреться, Шагал очень четко выстраивает картины, более того - часто создает композицию как музыкальное произведение, полифонию. У него звучащие краски, запоминающиеся образы.

Здесь, в Лувре, перед полотнами Мане, Милле и других, я понял, почему никак не мог вписаться в русское искусство.

Почему моим соотечественникам остался чужд мой язык.
Почему мне не верили. Почему отторгали меня художественные круги. Почему в России я всегда был пятым колесом в телеге.
Почему все, что делаю я, русским кажется странным, а мне кажется надуманным все, что делают они. Так почему же?

Не могу больше об этом говорить.
Я слишком люблю Россию.

Художник над Витебском, 1977-78 гг.

Холст, масло
65 × 92 см
Частная коллекция

Как понимать картины Марка Шагала

Мир на его картинах многообразный, часто можно встретить несовместимые вещи. Язык Шагала немного фантазийный, реалистом его точно не назовешь. Но о реальности Шагал знает больше, чем кто бы то ни было, он и нас призывает заглянуть глубже в нее. Так, например, корову он рисует с человеческим лицом, а внутри у нее - теленочек, новая жизнь. Шагал видит внутреннее, сокрытое. Он видит смысл этого мира, знает, что Бог создал его с любовью и хочет, чтобы люди жили в любви. Во всех его работах есть восхищение красотой творения.

Я бродил по улицам, искал чего-то и молился: «Господи, Ты, что прячешься в облаках или за домом сапожника, сделай так, чтобы проявилась моя душа, бедная душа заикающегося мальчишки. Яви мне мой путь. Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему.

И в ответ город лопался, как скрипичная струна, а люди, покинув обычные места, принимались ходить над землей. Мои знакомые присаживались отдохнуть на кровли.

Краски смешиваются, превращаются в вино, и оно пенится на моих холстах.

Художник: на луну, 1917 год

Гуашь и акварель, бумага
32 × 30 см
Частная коллекция

Картины Шагала очень интересно разглядывать и толковать, каждая деталь у него что-то значит. На первый взгляд они кажутся очень простыми, но начинаешь разбирать и видишь за обыденными вещами сущностные. В это время такой многослойности нет ни у кого. И это идет именно из его библейского взгляда на мир.

Темно. Вдруг разверзается потолок, гром, свет - и стремительное крылатое существо врывается в комнату в клубах облаков.
Такой трепет крыльев.

Ангел! - думаю я. И не могу открыть глаза - слишком яркий свет хлынул сверху. Крылатый гость облетел все углы, снова поднялся и вылетел в щель в потолке, унося с собой блеск и синеву.

И снова темнота. Я просыпаюсь.
Это видение изображено на моей картине «Явление».

Явление, 1918 год

Частная коллекция

Библейские сюжеты в творчестве Марка Шагала:
главные работы

Молящийся еврей (Раввин Витебска), 1914 год

Холст, масло
104 × 84 см
Музей современного искусства, Венеция, Италия

Эта картина написана еще в Витебске. Евреи для молитвы надевают накидку (таллит), привязывают филактерии - коробочки с текстами Священного Писания, и сидят, раскачиваясь, молятся. И так могут молиться часами. Шагала это завораживало. И в этой картине он не просто показывает красоту черного и белого, хотя это красиво сделано. Но здесь важно и внутреннее состояние: Бог и человек, жизнь и смерть, черное и белое. Шагал всегда идет дальше того, что он рисует, все время хочет показать глубину жизни.

Дядюшек у меня тоже было полдюжины или чуть больше. Все - настоящие евреи. Кто с толстым брюхом и пустой головой, кто с черной бородой, кто - с каштановой. Картина, да и только.

По субботам дядя Нех надевал плохонький талес и читал вслух Писание. Он играл на скрипке. Играл как сапожник. Дед любил задумчиво слушать его.

Один Рембрандт мог постичь, о чем думал этот старец - мясник, торговец, кантор, - слушая, как сын играет на скрипке перед окном, заляпанным дождевыми брызгами и следами жирных пальцев.

Уличный скрипач, 1912-13 гг.

Холст, масло
188 × 158 см
Городской музей, Амстердам, Нидерланды

Скрипач на крыше - это вообще известный еврейский образ. И это всегда символ чего-то важного, так как скрипачей приглашали на самые торжественные моменты: свадьбу или похороны. Как у нас колокола звонят, так и скрипач выходит на крышу и оповещает всех о радости или печали. Как и ангел, он соединяет небо и землю: у Шагала он одной ногой стоит на крыше, а другой - на земле. На этой картине мы видим и церковь, и синагогу, как и было во многих местечках. Шагал вырос на этом и наряду с еврейской культурой воспринял и христианскую.

Вокруг церкви, заборы, лавки, синагоги, незамысловатые и вечные строения, как на фресках Джотто. Мой грустный и веселый город! Ребенком, несмышленышем глядел я на тебя с нашего порога. И ты весь открывался мне. Если мешал забор, я вставал на приступочку. Если и так было не видно, залезал на крышу. А что? Туда и дед забирался. И смотрел на тебя столько, сколько хотел.

Одиночество, 1933 год

Холст, масло
102 × 169 см
Художественный музей Тель-Авива, Израиль

Эта картина уже 30-х годов. Что мы здесь видим? Сидящий пророк с Торой или простой еврей. И тут же корова с совершенно человеческим лицом и скрипка рядом, а над ними ангел летит. Вот о чем эта картина? Она о человеке перед Богом. Еврей сидит и задумался о своем бытии.

И все одухотворяется. В теленке просматривается образ тельца - символ жертвы: белое животное, без пятна порока. Человек, ангел, животное, небо и земля, Тора и скрипка - это и есть вселенная, и человек постигает ее смысл и размышляет над ее судьбами. Хочется вспомнить слова из Псалма: «Что есть человек, что ты помнишь его, и сын человеческий, что ты посещаешь его?» (Пс. 8:5).

«Библейское послание» Марка Шагала -
серия иллюстраций к Библии

В 1930-е годы французский книгоиздатель Амбруаз Воллар предлагает Марку Шагалу сделать иллюстрации к Библии. Художника, конечно, увлекает эта идея, и он воспринимает ее очень серьезно: воспользовавшись заказом, отправляется в путешествие по Палестине, чтобы прочувствовать страну, о которой он так много читал, но где еще ни разу не был.

В течение десяти лет он создает серию гравюр «Библейское послание». Изначально этот цикл задумывался черно-белым. И в 1956 году Библия с иллюстрациями Шагала вышла как отдельная книга, в нее вошли 105 гравюр. После войны художник знакомится с цветной литографией, и с того момента он продолжает иллюстрировать библейские сюжеты уже в цвете. Иллюстрации Марка Шагала к Библии ни на что не похожи. Так проиллюстрировать Библию не был в силах никто. Все эти иллюстрации составили экспозицию музея Марка Шагала в Ницце, который открылся в 1973 году и получил название «Библейское послание».

Иллюстрации в графике:

Авраам и три ангела

Известный библейский сюжет о посещении праотца Авраама тремя посланцами Бога или Самим Богом. Авраам изображен стоящим к нам лицом, а ангелов мы видим только со спины. Шагал помнил завет, что Бога нельзя изображать, поэтому он не показывает лиц ангелов. Правда, в более поздних работах он будет изображать Бога. В этом смысле он был бесконечно свободным человеком, для него не было вопроса: а так можно рисовать? Как душа требует, так он и рисует.

Авраам оплакивает Сарру

С одной стороны, Шагал не реалист, а с другой - он так глубоко изображает некоторые вещи, как не всегда сможет реалистичный художник. Он так изображает скорбь Авраама, оплакивающего смерть Сарры, что это не может не трогать.

Борьба Иакова с ангелом

Свобода художника и неординарность его мышления порой поражает. На этом рисунке ангел, с которым вступает в единоборство Иаков, явно не субтильный, это не легкое неземное существо. Здесь словно два еврейских подростка борются, и еще не понятно, кто победит. Священные события Шагал показывает через привычные ему реалии еврейской жизни. Но эти, казалось бы, такие бытовые детали нисколько не преуменьшают высокого духовного пафоса этих произведений.

Иосиф и жена Потифара

Библейский рассказ из жизни Иосифа проиллюстрирован в традициях народной наивной живописи. Такая обнаженная красавица с круглыми грудями, возлежащая на ложе, и бедный юноша, который не знает, как от нее увернуться. Шагал не боится изображать священные события с иронией. Для него Священное Писание - это не священная корова, к которой нельзя подойти. Это текст, над которым мы должны задуматься, который дает проекцию на нашу жизнь и помогает нам понять самих себя.

Мариам и женщины пляшут после Исхода

Танец Мариам и израильских жен полон веселой страсти. Наверняка таких женщин Шагал видел и у себя в местечке. Он тесно соприкасался с хасидской культурой, а хасиды очень музыкальны, и их молитва выражается, в том числе, и в танце.