Теория самоактуализации личности А. Маслоу

Термин “гуманистическая психология” определён группой психологов во главе с Абрахамом Маслоу. Маслоу назвал свой подход - психологией третьей силы, противопоставляя её бихевиоризму и психоанализу. Гуманистической концепции свойственен экзистенциальный взгляд на человека. В качестве основных принципов выдвигается трактовка личности как единого целого, бесполезность исследований на животных, восприятие человека как существа положительного и созидательного в своей основе, акцент на изучение психического здоровья.

Теория Маслоу описывает мотивацию в терминах иерархии потребностей. Низшие (основные) потребности должны быть разумно удовлетворены, прежде чем потребности высшего порядка станут доминантой побудительных сил в поведении человека. Иерархия потребностей в порядке доминирования следующая:

1.физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);

2.потребность в безопасности (стабильность, порядок);

3.потребности в любви и принадлежности (семья, дружба);

4.потребность в уважении (самоуважение, признание);

5.потребность в самоактуализации (развитие способностей).

Маслоу различал два типа мотивов у человека: дефицитарные мотивы и мотивы роста. Первые направлены на снижение напряжения, а вторые – на повышение напряжения посредством поиска новых и волнующих переживаний. Маслоу предположил, что оба рода мотивов биологически заложены в людях.

Им было выделено несколько метапотребностей (например, истина, красота или справедливость), с помощью которых он описал самоактуализирующихся людей. Неудовлетворение метапотребностей должно вызывать метапатологии (например, апатия, цинизм и отчуждение).

Эмпирические исследования Маслоу сконцентрированы на концепции самоактуализации. Самоактуализирующиеся люди – “цвет” человечества, люди, живущие полной жизнью и достигшие потенциального уровня личностного развития. Их характеристики следующие: более эффективное восприятие реальности; принятие себя, других и природы; непосредственность, простота и естественность; центрированность на проблеме; независимость: потребность в уединении; автономия: независимость от культуры и окружения; свежесть восприятия; вершинные переживания; общественный интерес; глубокие межличностные отношения; демократический характер; разграничение средств и целей; философское чувство юмора; креативность (творческие способности); сопротивление окультуриванию.



Основной источник активности человека - в стремлении к самоактуализации. Самоактуализация означает:
- понимание реальной жизни со всеми ее сложностями (без "страусиных эффектов");
- принятие себя и других («Я есть Я», «Ты есть Ты»);
- естественность поведения, самостоятельность суждений;
- доброжелательность;
- открытость опыту;
- профессиональную увлеченность любимым делом;
- реализацию всех своих потенциальных возможностей;
- конгруэнтность (соответствие переживания его истинному содержанию, достигаемое при преодолении внутренних защитных механизмов индивида).

Самоактуализация заложена в природе человека. Но он должен реализовать ряд потребностей, образующих иерархическую лестницу:
- физиологические потребности в пище, одежде, жилье, сексе и др. (низшие);
- потребность в безопасности (сохранение возможности удовлетворения низших потребностей, обеспечение работой, обеспечение личной безопасности и др.);
- социальные потребности (удовлетворение индивидуальных стремлений к контактам с другими людьми);
- потребность в уважении, статусе, в осознании собственного достоинства;
- потребность в самоактуализации, саморазвитии, самосовершенствовании (высшие потребности).

Как правило, реализация более высокого уровня потребностей предполагает реализацию (включение) более низких уровней.

Препятствия для самореализации:
- ощущение «винтика», зависящего от всех и вся (феномен «выученной беспомощности»);
- стерильное разделение окружающих людей на «своих» и «чужих»;
- «самоедство», психологический критиканский «мазохизм»;
- наличие запретных для обсуждения и анализа тем, мировоззренческих позиций и т. д.

Психотерапевтическая помощь (логотерапия) требуется человеку, когда вокруг него образуется экзистенциальный вакуум:
- когда человек потерял смысл жизни;
- когда становятся непроходимыми препятствия для самореализации.

Смысл жизни постигается развитием у себя способностей любить, сопереживать.

Слабое место подхода Маслоу в некоторой биологизации нравственных качеств человека. К сожалению, люди не рождаются абсолютно добрыми, они могут такими стать.

Абрахам Маслоу – доктор психологических наук, разработавший собственную теорию на основе детального изучения психологических концепций 50-х годов XX века и сформировавший новейшее направление в психологии. Необходимость формирования собственного подхода к пониманию психики заключается в противостоянии абсолютизации опыта старых школ и их подходов. Одним из наибольших недостатков психоанализа Маслоу считал не стремление снизить роль сознания, а уменьшить тенденцию рассмотрения психического развития относительно процессов адаптации организма человека к окружающей среде и стремление к равновесию с данной средой. Так же, как и его предшественник, он считал, что это может пагубно сказаться для личности. Самым главным в психике Маслоу ставил самостоятельность и стремление к саморазвитию. В отличие от прочих психоаналитиков, он был заинтересован главным образом в процессе возникновения отклоняющегося поведения. Только таким способом можно было определить границы возможностей человека и оценить истинную природу человеческого ума.

Таким образом, гуманистическая психология Маслоу свелась к разработке определенной иерархии человеческих потребностей. Рассмотрим потребности, выделенные Абрахамом Маслоу для разивития личности:

  • Физиологические потребности – еда, вода, сон и т.п.;
  • Потребность в безопасности – стабильность, порядок;
  • Потребность в любви и принадлежности – семья, дружба;
  • Потребность в уважении – самоуважение, признание;
  • Потребность в самоактуализации – развитие способностей.

Самоактуализация личности – это потребность, связанная с умением понять самого себя, т.е. научиться существовать и строить свое поведение в соответствии с данной природой. Данный процесс самоактуализации личности бесконечен. Маслоу считал осознанные мотивы и стремления главной составляющей человеческой личности. Но при реализации собственных потребностей человек зачастую сталкивается с препятствиями или непонимание окружающих и собственных слабостей. Большинство людей не справляются с трудностями и отступают, в результате чего рост личности прекращается. Само по себе общество не может стать препятствием для стремления человека к самоактуализации, поскольку любое общество пытается представить человека в образе шаблонного представителя, что способствует отчуждению личности от главнейшей сути и делает ее конформной. Таким образом, теория Маслоу, единственная, в которой основной акцент делался на трудности, отклонения и негативные стороны личности. Он, один из первых стал исследовать достижения личного опыта. В результате был открыт путь для саморазвития и самосовершенствования каждого человека.

А. Маслоу (1908-1970) родился в Нью-Йорке в семье еврейских иммигрантов. Он окончил Висконсинский университет и после получения докторской степени вернулся в Нью-Йорк, где занимался с психотерапевтами различных школ - А. Адлером, К. Хорни, Э. Фроммом, М. Бортхаймером и др.

Маслоу долго болел, и в это время он занимался делами семейного бизнеса, а впоследствии стал теоретиком применения психологии в менеджменте. Сам Маслоу не любил ограничений. И когда говорили, что он - создатель гуманистической психологии, он предлагал убрать определение «гуманистическая». Нужно говорить о психологии. «Не думайте, что я - антибихеви-орист. Я антидоктринер... Я против всего, что закрывает двери и отрезает возможности».

В отличие от психологов психоаналитического направления Маслоу изучал не больных людей, а душевно здорового и творчески развитого человека, того, кто достиг высшей степени самоактуализации. А под самоактуализацией он понимал «полное использование способностей, талантов, возможностей и т. п.».

Маслоу писал: «Ясно, что существо с Марса, попав в колонию врожденных калек, карликов, горбунов и пр., не сможет понять, какими они должны быть. Так что давайте изучать не калек, а наибольшее, какое сможем найти, приближение к целостному здоровому человеку. Мы найдем у них качественные отличия, другую систему мотивации, эмоции, ценности, мышление и восприятие. В некотором смысле только святые и есть человечество». Изучая лучших людей, можно исследовать границы человеческих возможностей. Получается, что человеком в полном смысле слова можно назвать только того, кто в максимальной степени развил свои способности. А процесс обучения - это и есть процесс очеловечивания. Ведь ребенок - это то, что сможет стать человеком. А станет он человеком или нет - вот в чем вопрос.

У Маслоу набралась группа всего из 18 человек: девяти современников и девяти исторических личностей (А. Линкольн, Т. Джефферсон, А. Эйнштейн, Э. Рузвельт, Д. Адаме, У. Джемс, А. Швейцер, О. Хаксли, Б. Спиноза и др.). В общем, неплохая компания. Других не перечисляю. Они мало известны нашему читателю. Он дал признаки самоактуализирующихся личностей. Их стоит здесь перечислить:
1. Более эффективное восприятие реальности и более комфортные отношения с ней.
2. Принятие себя, других, природы.
3. Спонтанность, простота, естественность. Я вывел правило на основании этого признака. Со сложным человеком просто, с простым - сложно. Если мне говорят, что этот человек «сложный», что к нему так просто не подойти, то для меня это означает, что он психологически примитивно устроен, раз приходится к нему приспосабливаться, а сам он не может приспособиться к другим. Сложный самоактуализировавшийся человек в общении прост, как японская техника. Нужно только нажать на кнопку.
4. Центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе).
5. Потребность в отъединенности и в уединении.
Признак вытекает из потребности в самоактуализации. Она может наступить только тогда, когда я один. Ведь лекцию я готовлю, варю пищу или пишу книгу в одиночестве. Общество мне нужно для признания моих заслуг.
6. Автономия, независимость от культуры и среды.
Качество совершенно необходимое. Иначе не сделаешь ничего принципиально нового, т. е. не самоактуализируешься.
7. Постоянная свежесть оценки.
8. Мистичность и опыт высших состояний.
Архимед, когда он с криком «Эврика!» выскочил из ванны и голым побежал по улицам Сиракуз, безусловно, испытывал опыт высших состояний.
9. Более глубокие межличностные отношения.
10. Демократическая структура характера.
А иначе и быть не может. Свойство развивается по механизмам идентификации. Раз у меня получилось, значит, и у другого может получиться.
11. Чувство сопричастности, единения с другими.
12. Различение средств и целей, добра и зла.
Очень важный признак! Изучая его, я выработал правило, которое не раз выручало меня и моих пациентов: лучше пусть будет неправедная цель, чем неправедное средство. Если средство праведное, оно приведет к коррекции неправедной цели.
13. Философское невраждебное чувство юмора.
Изучая эту проблему, я пришел к выводу, что лучше иронизировать над собой, а не над другими, и даже разработал методику психосмехотерапии.
14. Самоактуализирущееся творчество.
Каждый завершенный этап является ступенькой к следующему шагу.
15. Сопротивление аккультурации, трансцендирова-ние любой части культуры.

Маслоу писал: «Нет совершенных людей! И самоактуализирующиеся люди <...> могут испытывать досаду, раздражение, быть вздорными, эгоцентричными, злыми и переживать депрессию. Чтобы избежать разочарования в человеческой природе, мы должны сначала отказаться от иллюзий относительно нее».

Маслоу описывает восемь моментов самоактуализации.
1. Полное живое беззаветное переживание с полной концентрацией и полным впитыванием. Обычно мы мало осознаем, что происходит в нас и вокруг нас. Примером этому может служить противоречивость свидетельских показаний. Но у нас бывают моменты повышенного осознания и интенсивного интереса, и эти моменты можно назвать самоактуализацией.

2. При каждом выборе решать в пользу роста. Выбирать безопасное - значит оставаться при известном и знакомом, но рисковать стать устаревшим и смешным. Выбирать рост - значит открывать себя новому неожиданному опыту, но рисковать остаться в неизвестном.

3. Становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности. Научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой. Это значит решить для себя, нравится ли тебе самому определенные пища или фильм, независимо от мнений и точек зрения других.

4. Честность и принятие ответственности на себя - моменты самоактуализации. Маслоу рекомендует искать ответы внутри себя, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворять своими ответами других.

5. Научиться верить своим инстинктам и суждениям и действовать в соответствии с ними, а не полагаться на то, что принято в обществе. Тогда человек сможет сделать правильный выбор профессии, спутника жизни, режима питания, вида искусства и пр.

6. Постоянное развитие своих способностей, использование их, чтобы хорошо делать то, что мы хотим делать. Большой талант - это не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли реализовать свои способности, другие же даже со средним талантом достигли многого. Самоактуализация - это процесс, не имеющий конца, это способ проживания, работы и отношения с миром, а не единичные достижения.
7. Переходные моменты в самоактуализации - «пик переживания». В такие моменты мы думаем, действуем и чувствуем более ясно и точно. Мы больше любим и в большей степени принимаем других, более свободны от внутреннего конфликта и тревожности, более конструктивно способны использовать нашу энергию. «Пик переживания» напоминают инсаит - завершение гештальта. Этот термин больше используется в психоаналитических школах.

Жизнь довольно часто скучна. «Пик переживания» - это те моменты, когда мы становимся глубоко вовлеченными, взволнованными миром и связанными с ним. По Маслоу, высшие пики характеризуются «чувством открывающихся безграничных горизонтов, ощущением себя одновременно и более могущественным, и более беспомощным, чем когда-либо ранее, чувством экстаза, восторга, трепета, потерей ощущения пространства и времени».

Хорошо, когда личность достигает «плато переживания», которое представляет собой фундаментальное изменение отношения к миру, обусловливающее новые точки зрения, оценки и усиленное осознавание мира.

8. Дальнейший шаг в самоактуализации - это обнаружение «защит» и разрушение их. Здесь термин «защита» имеет то же содержание, что и в психоаналитических школах (рационализация, проекция, идентификация, вытеснение и пр.)

Мой молодой друг, прочтите несколько раз эти положения. Вы сейчас на этапе выбора пути. Я вас агитирую за психологию. Выслушайте меня, но поступите по-своему. Ведь счастье возможно только на пути к самоактуализации. А дальнейшее тоже очень важно.

Маслоу перечисляет следующие фундаментальные потребности:
1. Физиологические потребности. Это потребность в пище, сне, сексе и т. п.
2. Потребность в безопасности. Для удовлетворения этой потребности человек соблюдает определенный режим дня, приобретает квартиру, одежду и т. п.
3. Потребность в любви и принадлежности. Человек заводит семью, друзей.
4. Потребность в уважении. Человек делает карьеру, занимается наукой, участвует в политической и общественной жизни.
5. Потребность в самоактуализации. Это в иерархии потребностей самый высокий уровень. Человек реализует свои способности.

Высшие потребности имеют следующие признаки:
1. Высшие потребности более поздние.
2. Чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания, тем дальше может быть отодвинуто ее удовлетворение и тем легче от нее на время освободиться.
3. Жизнь на более высоком уровне потребностей означает более высокую биологическую эффективность, большую ее продолжительность, хороший сон, аппетит, меньше болезней и т. д.
4. Высшие потребности воспринимаются как менее насущные. «Мне не до высоких материй», - говорит человек, все усилия которого не позволяют добыть ему даже пропитание.
5. Удовлетворение высших потребностей чаще имеет своим результатом развитие личности, чаще приносит радость и счастье, обогащает внутренний мир.

Фактически полноценным человек становится только тогда, когда он удовлетворил свои потребности в самоактуализации. Особенно хорошо это видно на примере тех людей, которые удовлетворили потребности первых четырех уровней, но не смогли удовлетворить пятого. Тогда выясняется, что хорошее питание, шикарная квартира, благополучная семья и неплохая должность не приносят счастья. Вот тогда и развивается невроз. Кто-то сказал: «Если ангела не выпустить на волю, он становится дьяволом». Я знаю одного врача, которому следовало бы быть поэтом. Это неплохой врач, но поэтический дар рвется наружу, и он очень часто пишет стихи на злобу дня и всем, кто его попросит. Поэтом он не стал, но этот дар отвлекает его от медицинских занятий, что сдерживает его квалификационный рост и не позволяет ему занять более высокую должность.

«Способности настойчиво требуют употребления и прекращают свое требование, когда их достаточно и полно употребляют». Рост теоретически возможен только потому, что вкус «высшего» лучше, чем вкус «низшего», и потому рано или поздно удовлетворение «низшего» становится скучным. Когда потребности не удовлетворяются, люди начинают жаловаться. И если люди жалуются на то, что не могут удовлетворить свои потребности в самоусовершенствовании, справедливости, красоте, истине, то это высокий уровень жалоб, ибо он указывает, что дела идут неплохо. Хуже, когда они жалуются на то, что не могут прокормить семью.

Маслоу полагает, что жалобам конца не будет; можно лишь надеяться на повышение их уровня. Уровень жалоб служит показателем развития личности и просвещенности общества.

Мой молодой друг! У вас сейчас проблема очень высокого уровня! Вы сейчас думаете, куда пойти учиться, т. е. как вам самоактуализироваться. Примите решение сами. Не бойтесь ошибиться. Если вдруг такое случится, исправьте ошибку. Кто-то из великих сказал: «Ошибка - тогда ошибка, когда не исправлена». Примером этому может быть жизнь К. Роджерса.

Американский психолог Абрахам Харол ьд Маслоу (1908-1 970) - один из основателей гуманистической психологии. Его родители-ев­реи эмигрировали в США из России. Маслоу получил психологичес­кое образование, стал профессором психологии, являлся членом ряда профессиональных обществ психологов, был редактором-ос­нователем "Журнала гуманистической психологии" и "Журнала трансперсональной психологии". Большинство его книг написаны в последние 10 лет его жизни: "По направлению к психологии бытия" (1968), "Религии, ценности и вершинные переживания" (1964), "Мо­тивация и личность" (1987) и другие.

А. Маслоу считал, что психоанализ является хорошей системой для анализа психопатологии, но психоанализ совершенно не приго­ден как теория для объяснения всего человеческого поведения. Маслоу свое исследование основывал не на изучении больных людей, как это делал Фрейд, а на изучении биографий здоровых, наиболее зрелых, творческих и выдающихся личностей, полагая, что только при изучении лучших представителей человеческого рода можно приблизиться к границам человеческих возможностей и их исследовать.

Маслоу замечает, что хотя в его выборке "лучших из лучших" не оказалось абсолютно совершенных и идеальных людей, однако их всех отличала одна характерная особенность, которую он обозначил как самоактуализация (Self-Actualization).

Термин "самоактуализация" впервые был предложен Куртом Гольдштейном. Его представления значительно отличались от форму­лировок Маслоу. Будучи нейрофизиологом, занимавшимся пациентами с поврежденным мозгом, Гольдштейн рассматривал самоактуализацию как фундаментальный процесс в каждом организме, который заключа­ется в тенденции актуализировать все заложенные в нем индивидуаль­ные способности, "свою природу". Не всегда этот процесс имеет только позитивные последствия для индивидуума.

Маслоу понятие "самоактуализация" определяет как стремление к самовыражению с наиболее полным использованием своих талан­тов, способностей и возможностей. Маслоу считает, что эта высокая


гуманоидная потребность в самоактуализации всегда присутствует у здорового человека. Иными словами, человек должен реализовать то, что в нем заложено от рождения, то, что он может. Если в нем заложены способности ученого или актера, то он обязан это реали­зовать. Если он этого не делает, если условия жизни мешают саморе­ализации, то начинается конфликт неудовлетворенности, лежащий в основе неврозов.



В персонологии наиболее важным является вопрос о мотивации. Маслоу полагает, что люди мотивированы для поиска личных целей, что делает их жизнь осмысленной. Потребности человека организованы в иерархическую систему приоритета и доминирования ("пирамида по­требностей"): физиологические потребности, потребности безопасности и защиты, потребности принадлежности и любви, потребности самоува­жения, потребности самоактуализации (личного совершенствования). Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание и участие в мотивации поведения потребностей более высокого порядка.

Концепция самоактуализации - наиболее важный вклад Маслоу в психологию. Для приближения к ее пониманию он приводит ряд "типов поведения", ведущих к самоактуализации:

1. Свежесть восприятия. Обычно мы мало и поверхностно со­
знаем, что происходит в нас и вокруг нас. Однако иногда у нас быва­
ют краткие моменты повышенного осознания и интереса к своему
внутреннему и внешнему миру, когда мы наблюдаем особо краси­
вые явления природы, человеческого творчества (закат солнца, кар­
тина художника) или испытываем эмоциональное воодушевление в
любви - все это "самоактуализирующие моменты". Самоактуали­
зация означает восприятие и переживание полное, живое, беззавет­
ное, с максимальной концентрацией и впитыванием. Самоактуали-
заторы редко жалуются на скучную, неинтересную жизнь.



2. Личностный рост и центрированность на проблеме.
Маслоу считал, что все обследованные им личности были при­
вержены какой-либо задаче, долгу или призванию. Другими сло­
вами, все они были не эго-центрированы, а ориентированы на
задачи, которые стоят выше их личных непосредственных потреб­
ностей. Если мыслить жизнь как процесс выборов, то самоактуа­
лизация означает решение в пользу личностного роста в каждом
выборе. Нам часто приходится выбирать между ростом и безо­
пасностью, между прогрессом и регрессом. Каждый выбор имеет
свои негативные и позитивные аспекты. Выбирать безопасное -
значит оставаться при известном и знакомом, но рисковать стать
устаревшим и смешным. Выбирать рост - значит открыть себя


новому, неожиданному опыту, но рисковать оказаться в неизве­стном.

3. Приятие себя, других и природы. Самоактуализирующиеся
люди могут принять себя такими, какие они есть. Они не сверхкри­
тичны к своим недостаткам и слабостям. Самоактуализация - это
научение сонастроиться со своей собственной внутренней приро­
дой, со своей самостью. Под самостью Маслоу понимает сердце­
вину, собственную природу человека, его уникальные вкусы и цен­
ности. Человек должен сам для себя решить, нравиться ли ему
самому та или иная пища, кинофильм и т.п., вне зависимости от
мнений и точек зрения других людей. Актуализироваться - значит
становиться реальным, существовать фактически, а не только в по­
тенциальности. Подобным образом они принимают других людей
и человечество в целом.

4. Непосредственность, простота и естественность. В пове­
дении самоактуализирующихся людей нет искусственности или же­
лания произвести эффект. Но это не означает, что они постоянно
ведут себя вразрез традициям. Однако, когда этого требует ситуация,
они могут быть непримиримыми даже под угрозой осуждения. Чес­
тность и принятие ответственности за свои поступки - существен­
ные моменты самоактуализации. Маслоу рекомендует не позиро­
вать, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворить своими
ответами других. Нужно «екать ответы внутри себя, и каждый раз,
когда мы это делаем, мы соприкасаемся опять со своей самостью.

5. Автономия: независимость от культуры и окружения. Все
предыдущее помогает развить в человеке способность быть незави­
симым в своих действиях от своего физического и социального окру­
жения, он способен к "лучшим жизненным выборам" не только в
искусстве, музыке, пище, но и в серьезных проблемах жизни, таких
как брак или профессия. Мы научаемся верить своим суждениям и
действовать в соответствии с ними.

6. Креативность. Самоактуализация-это также постоянный и
непрерывный процесс развития своих возможностей и талантов.
Большой талант или ум не то же самое, что и самоактуализация.
Многие одаренные люди не смогли полностью использовать свои
возможности, другие же, может даже со средним талантом, сделали
невероятно многое. Самоактуализация - это не вещь, которую
можно иметь или не иметь, не единичное достижение, а процесс без
конца, способ проживания.

7. Более эффективное восприятие реальности. Дальнейший
шаг самоактуализации-это обнаружение своих "психологических
защит" и работа по отказу от них. Психологические защиты - это


механизмы искажения реальности в угоду самомнению. Нам нужно сознавать, как мы искажаем образ себя и образы внешнего мира посредством вытеснения, проекций и других механизмов защиты.

8. Вершинные, мистические переживания. "Пик-переживани­ем" (peak-experiences) называет Маслоу особо выраженные и доста­точно продолжительные самоактуализирующие моменты, длящие­ся несколько минут (редко часы). Они вызываются сильным чувством любви, переживаниями исключительной красоты приро­ды или произведений человеческого разума. В такие моменты мы более интегрированы в мир, больше его осознаем, действуем и чув­ствуем более ясно. Наиболее значительные "пик-переживания" ред­ки. Поэты описывали их как моменты экстаза, а люди религии - как глубокого мистического переживания. По Маслоу, эти вершинные переживания не имеют божественной или сверхъестественной при­роды-люди просто чувствуют большую гармонию с миром, теря­ют ощущение своего "Я" или выходят за его пределы, утрачивается чувство времени и места.

В отличие от вершинных переживаний, "плато-переживание" более устойчиво и длительно. Маслоу описывает его как новый, бо­лее глубокий способ видения и переживания мира. Сам Маслоу пе­режил подобное в конце жизни, после сердечного приступа.

Состояния, сходные с описаниями "пик-переживаний", часто встречаются в психопатологии в виде своеобразных измененных со­стояний сознания - аура перед эпилептическим припадком, во вре­мя приступа мигрени, при приеме наркотиков и др. Маслоу находит подобные состояния у здоровых людей и считает их существенным свойством самоактуализации.

Он обнаружил, что некоторые из самоактуализирующихся инди­видов стремились испытывать много "пик-переживаний", в то время как другие сталкивались с ними редко. Первых он называет "транс-цендирующими самоакту ализаторалпГ ", и они вносят чаще мис­тичность в происходящее, мыслят более хаотично, способны транс-цендировать (от лат. transcendere - переступать) категории прошлого, настоящего и будущего, добра и зла, воспринять единство за кажущейся сложностью и противоречивостью жизни. Они явля­ются более новаторами, чем систематизаторами идей других, коими является другая половина самоактуализаторов из его выборки.

Маслоу считал гуманистическую психологию, психологию "тре­тьей силы" (после психоанализа и бихевиоризма), переходной и подгото­вительной к еще более высокой, четвертой психологии - трансперсо­нальной психологии, центрированной на космосе, а не на человеческих интересах и потребностях. Она будет выходить за пределы человеческо-


го самоопределения, самоактуализации. Энтони Сутич, основатель и первый редактор "Журнала трансперсональной психологии" (основан в 1989 г. при участии А. Маслоу) определил ее как "исследование пре­дельных способностей и возможностей" человека. Эта психология вклю­чает изучение религиозного опыта, медитацию и другие способы полу­чения измененных состояний сознания, феномены парапсихологии и т.п. К теоретическим источникам трансперсональной психологии относятся учения средневековых мистиков (особенно Майстеро Экхарта, XIII-XIV вв), восточная философия (главным образом индийская), аналити­ческая психология К. Юнга. Современным представителем направления является Станислав Гроф.

Сущность теоретических представлений здесь сводится к тому, что детерминанты человеческого поведения и источники психологических проблем находятся за пределами индивидуального, прижизненного опыта. Человек с его прижизненно сформированной психикой, опытом и качествами традиционно обозначается как "persona". Кроме этого, в человеке существует нечто вне его индивидуального опыта, вне его "персоны", т.е. трансперсональное. Этим "нечто" является, по концеп­ции мистиков, частица Бога, у К. Юнга - архетипы.

Маслоу полагает, что самоактуализация является высшей по­требностью человека, реализация которой возможна после удовлет­ворения потребностей более низшего порядка-в уважении, любви и принадлежности, безопасности, а также физиологических потреб­ностей ("пирамида" потребностей). Невроз в понимании Маслоу - "болезнь лишенности" удовлетворения фундаментальных потребно­стей, подобно тому, как недостаток витаминов вызывает физичес­кую болезнь.

В мотивационной сфере личности Маслоу различает мотивацию, которая ориентирует поведение на устранение дефицита чего-либо необходимого организму, т.е. удовлетворения какой-либо потребнос­ти, которая не удовлетворена или фрустрирована (Д-мотивация), и мотивацию роста, бытия (Б-мотивация). Примерами мотивации первой группы (дефицентная мотивация) являются голод, боль, страх. Но когда организм не испытывает ни голода, ни боли, ни стра­ха, появляются новые мотивации, такие как любопытство или жела­ние игры. Эта деятельность может приносить удовлетворение сама по себе как таковая. Она относится к миру бытия, удовлетворению и наслаждению в настоящем (бытийная мотивация). В соответствии с этим Маслоу различает Б- и Д-познание, Б- и Д-ценности, Б- и Д-любовь и тому подобные. Например, в Д-познании объекты рас­сматриваются исключительно как удовлетворяющие потребности. Голодный замечает пищу, а нищий-деньги. Б-познание более точ­но и эффективно, меньше искажает свое восприятие в соответствии


с потребностью или желанием, оно не судит, не оценивает, не срав­нивает. Б-любовь к природе выражается в умении ценить цветы, на­блюдать их рост. Д-любовь скорее выразится в срывании цветов и устроении из них букетов. Б-любовь-это любовь к сущности, "бы­тию" и существованию другого.

Психологическая утопия: Эупсихея. А. Маслоу, как и многие другие психологи - создатели психологических теорий личности, не обошел вниманием устройства общественных отношений. Он мечтал об утопическом обществе, которое называл Эупсихея. По его мнению, хороший человек и хорошее общество - это одно и то же. Общество, как полагал Маслоу, должно находить пути для реа­лизации возможностей своих граждан: "просвещенное управле­ние" предполагает, что работающие хотят быть творческими и про­дуктивными, они лишь нуждаются в поддержке и одобрении, а не в ограничениях и контроле администрации. Принуждение себя к дей­ствию всегда указывает на определенный конфликт мотивов, а в идеале человек делает то, что ему следует делать, потому что он хочет делать это.

Карл Роджерс (С. Rogers): феноменологическая теория личности

Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987) - американский психолог, ра­боты которого получили широкое признание в области клинической психологии. Главным его трудом является книга "Центрированная на клиенте терапия: ее современная практика, значение и история" (1951). В ней изложена теория, которая наиболее полно отражает феноменологическое направление в изучении личности. Роджерс также является автором многих книг по психологическому консуль­тированию.

Феноменологическое направление в психологии подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности - с точки зрения его внутреннего, субъективного опыта. Внешний мир есть лишь та реальность, которая сознательно воспринимается и интерпретирует­ся человеком в данный момент времени.

Другая важная идея феноменологического направления заключает­ся в признании того, что люди свободны в решении своей судьбы. Если люди считают, что они живут, подчиняясь каким-то силам, которым не могут сопротивляться, то это происходит потому, что они потеряли веру в свободу самоопределения, которая заложена в их природе.

3 Сидоров П. И. и Ир. Т. II 65


Последний важный тезис феноменологического направления заклю­чается в том, что человек по своей природе добр и стремится к совер­шенству, реализации своих внутренних возможностей.

Точка зрения Роджерса на личность сформировалась на основе его личного опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. В результате своих клинических наблюдений, в отли­чие от Фрейда, который в инстинктах усматривал движущие силы личности, Роджерс пришел к выводу о том, что человек по своей внутренней природе добр и его сущность ориентирована и направ­лена прежде всего на движение вперед-к позитивным целям. Чело­век стремится реализовать себя, если дать ему возможность рас­крыть свой врожденный потенциал. Конечно, Роджерс допускал, что у людей бывают иногда злые чувства и аномальные разрушительные импульсы, но тогда человек ведет себя не в соответствии со своей внутренней природой. Роджерс утверждает, что его точка зрения на природу человека не является наивным оптимизмом, а основана на 30-летнем опыте работы психотерапевтом.

К. Роджерс, как и А. Маслоу, главным жизненным мотивом поведения человека считал его тенденцию к актуализации, пред­ставляющую собой стремление развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность. Эта фундаментальная тен­денция (единственная, которая постулирована автором) может объяснить все другие мотивы - голод, половое влечение или стремление к безопасности. Все они являются только специфи­ческими выражениями основной тенденции - сохранить себя для развития, актуализации.

Реально для человека, его мыслей и чувств, является только то, что существует в пределах его внутренних координат или субъектив­ного мира, включающего все, что осознается в данный момент времени. Говоря феноменологически, каждый человек реагирует на события в соответствии с тем, что он чувствует, субъективно воспри­нимает в данный момент. Поскольку разные люди одну и ту же ситу­ацию могут воспринимать диаметрально противоположно, феноме­нологическая психология отстаивает доктрину, согласно которой психологическая реальность феноменов является исключительно функцией того, как они видятся, воспринимаются конкретными людьми. Роджерса в психологии интересует именно эта психологи­ческая реальность, а объективная реальность, по его мнению, удел изучения философов. Если мы хотим объяснить, почему человек чувствует, думает и ведет себя определенным образом, то нам следу­ет постичь его внутренний мир, его субъективный опыт, т.е. психоло­гическую реальность.


Поведение человека определяется не прошлыми событиями его жизни, а только тем, как человек воспринимает свое окружение здесь и сейчас. Разумеется, прошлый опыт влияет на восприятие на­стоящего, однако поступки человека определяют, каким это про­шлое воспринимается сейчас, в настоящее время. Более того, Род­жерс считал, что на поведение в большей степени влияет не прошлая история человека, а как ему видится его будущее. И наконец, он под­черкивал, что личность должна рассматриваться не только в контек­сте "настоящее-будущее", но и как единый, целостный организм, и это единство нельзя свести к составляющим частям личности. При­верженность Роджерса к холистическому направлению видна прак­тически в любом аспекте его теоретической системы.

Самым значительным элементом психологической реальности, индивидуального опыта человека является его самость, или Я-кон-цепция. Я-концепция-это система взглядов человека на свою сущ­ность, на то, что он из себя представляет. Кроме истинной самости (Я-реальное) и идеальной самости (Я-идеальное), Я-концепция мо­жет включать целый набор Я-образов: родителя, супруга, студента, музыканта, руководителя и т. д.

Я-концепция является продуктом социализации человека, и в процессе ее формирования ребенок, а потом уже и взрослый чело­век, всегда нуждается в позитивном внимании к себе со стороны своего окружения. Это внимание, по Роджерсу, должно быть безус­ловным, т.е. без всяких "если" и "но". Человек должен воспринимать­ся таким, какой он есть на самом деле. Именно такое безусловное позитивное внимание мы видим в любви матери к сыну вне зависи­мости от его проступков. Обусловленное позитивное внимание мы видим тогда, когда ребенку говорят, что если он получит отличные оценки за полугодие в школе, то ему купят какую-либо интересную для него игрушку. Такое обусловленное позитивное внимание ши­роко распространено и в повседневной жизни взрослого человека. Роджерс утверждает, что обусловленное позитивное внимание при­чиняет ущерб личностному становлению, ребенок пытается соот­ветствовать стандартам других, а не определять для себя, кем он сам хочет быть и чего добиваться.

Роджерс полагает, что поведение человека в большей своей части согласуется {конгруэнтно) с Я-концепцией или, по крайней мере, человек стремится к этому. Все переживания, которые согласуются с Я-концепцией, хорошо осознаются и точно воспринимаются. И на­оборот, переживания, находящиеся в конфликте с "Я", к осознава-нию и точному восприятию не допускаются. В теории Роджерса тре­вога и угроза благополучию начинает возникать только тогда, когда


люди начинают сознавать несоответствие Я-концепции своему акту­альному реальному состоянию. Так, если человек считает себя чес­тным, но совершит нечестный поступок, он будет ощущать тревогу с замешательством, чувством вины. Весьма вероятна и такая ситуа­ция, когда человек испытывает тревогу, но причин ее не осознает. Тревожный человек - это человек, который смутно осознает, что признание или символизация определенных переживаний приведет к нарушению целостности его теперешнего Я-образа. Психологи­ческие личностные защиты и призваны к сохранению целостности Я-структуры.

Если переживания человека совершенно не согласуются с Я-кон-цепцией (неконгруэнтность), то появляется сильная тревога и у него возникает невротическое расстройство. У "невротика" психологичес­кая защита все-таки достаточно сильна и, хотя он и нуждается в помо­щи психотерапевта, Я-структура у него не является значительно нару­шенной. При неэффективности психологической защиты и значительном разрушении Я-структуры у человека развивается пси­хоз и он нуждается в помощи психиатра. Роджерс предполагает, что личностные расстройства могут возникать как неожиданно, так и по­степенно. В любом случае, как только появляется серьезное несоот­ветствие между "Я" и переживанием, защита человека перестает фун­кционировать адекватно и ранее целостная структура Я разрушается.

Клиен! -центрированная недирективная психотерапия. В тера­пии личностных расстройств, по Роджерсу, для осуществления кон­структивных личностных изменений требуется наличие следующих условий:

1. Наличие психологического контакта между психотерапевтом
и клиентом.

2. Клиент неконгруэнтен, уязвим и тревожен, поэтому он и об­
ратился за помощью.

3. Психотерапевт должен быть конгруэнтным, гармоничным и
искренним во взаимоотношениях со своим клиентом.

4. Психотерапевт испытывает безусловное позитивное внима­
ние к своему клиенту. Атмосфера процесса психотерапии должна
создавать уверенность у клиента, что его полностью понимают и
принимают.

5. Психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внут­
ренних переживаний своего клиента. Психотерапевт чувствует внут­
ренний мир пациента так, как если бы он был его собственным внут­
ренним миром.

6. Должна произойти передача клиенту эмпатийного понима­
ния и безусловного позитивного внимания психотерапевта. Бес-


смысленно испытывать подобные чувства к своему клиенту, если последний знать об этом не будет. Психотерапевт должен каждым словом, жестом стараться передать это отношение клиенту.

Роджерс утверждает, что именно клиент, а не психотерапевт от­ветственен за личностный рост и результаты психотерапии. Ис­пользование автором понятия "клиент" вместо "пациент" подчер­кивает именно признание этого. Данный подход понятен всем, кто разделяет оптимистический взгляд Роджерса на человеческую при­роду - при наличии правильных условий человек сам стремится к движению в сторону личностного роста, актуализации и здоровья. Психотерапия, центрированная на личности, предназначена для того, чтобы устранить несоответствие (неконгруэнтность) между переживаниями и самостью.

Группы тренинга. Группы тренинга создаются для занятий со здоровыми людьми. Речь идет об использовании групповых форм взаимодействия людей не с терапевтическими целями, а для приобре­тения жизненного опыта и роста личности. Появление такого рода психокоррекционных групп обусловлено стремлением к самовыра­жению, характерным для гуманистического направления. Среди та­ких психокоррекционных групп могут быть выделены группы орга­низационного развития (решения определенных проблем); группы подготовки руководителей, обучения межличностным умениям (со­циально-психологический тренинг); группы личностного роста и другие. Особенно большое внимание оказанию психологического со­действия росту личности групповыми методами уделял К. Роджерс (1947). Его концепция "групп встреч", фокусированная на поиске аутентичности (подлинности) в выражении чувств, мыслей и поведе­ния, тесно связана с его работами в области клиент-центрированной психотерапии.

При проведении занятий в группах тренинга считается, что груп­па - это реальный мир в миниатюре. В ней существуют те же жизнен­ные проблемы межличностных отношений, поведения, принятия реше­ний, разрешения конфликтов и т.п. Отличие от реальности заключено лишь в том, что в этой "лаборатории" каждый может быть и экспери­ментатором, и предметом эксперимента. Прежде всего группа тренинга человеческих отношений (Т-группа) учит тому, как учиться. Все члены группы вовлекаются в общий процесс взаимообучения, и они при этом научаются в большей мере полагаться друг на друга, чем на руководи­теля. Обучение тому, как учиться, включает в себя прежде всего про­цесс самораскрытия (расширения представлений о самом себе). Наибо­лее эффективной моделью для понимания этого процесса является "окно Джогари", названное так в честь его изобретателей Джозефа Лаф-та и Гарри Инграма.


Окно Джогари

В соответствии с моделью "Джогари" можно представить, что каж­дый человек заключает в себе четыре личностные зоны:

1) "Арена" - это то, что знают обо мне другие и знаю я сам, или
личностное пространство, открытое для всех;

2) "Видимое" - это то, что известно только мне (например, мои
страхи или любовные приключения), от других я это тщательно скры­
ваю;

3) "Слепое пятно" - это то, что знают обо мне окружающие, мне
это не видно (как в пословице: "В чужом глазу щепка видна, а в своем
полена не замечает");

4) "Неизвестное" - это скрытое от всех (зона подсознательного), в
том числе и латентные резервные ресурсы для личностного роста.

"Окно Джогари" наглядно демонстрирует необходимость расши­рять контакты, увеличивать "арену". В начале занятий "арена" обычно небольшая, но по мере нарастания сплоченности и взаимопонимания в группе она увеличивается, активизируются все лучшие личностные ресурсы. Получая сигналы обратной связи друг от друга, участники группы могут откорректировать собственное поведение, становятся более естественными в выражении своих чувств. Важным условием ра­боты группы является сосредоточение внимания на принципе "здесь и сейчас". Актуально в группе только то, что в ней происходит. Создание различных экспериментально-групповых ситуаций позволит приме­нить полученные знания и навыки социального взаимодействия и в ре­альной жизни (в семье, на производстве).

Что такое самоактуализация? Располагая эту потребность на самой вершине иерархии, Абрахам Маслоу дал ей следующее определение. «Человек должен быть тем, кем он может быть. Эту потребность мы и можем назвать потребностью в самоактуализации… Она относится к желанию самореализоваться, а именно, к стремлению воплотить в действительность те возможности, что ему присущи. Определение для этой тенденции можно сформулировать также как стремление всё больше и больше становиться собой, стать тем, кем человек вообще способен стать».
Хотя теория, как правило, представляется как довольно жёсткая иерархия, Маслоу отметил, что порядок, в котором потребности могут удовлетворяться, не всегда совпадает со стандартным. Например, для некоторых людей потребность в самоуважении может быть более значимой, чем потребность в любви. Для других потребность в творческой самореализации может вытеснить даже самые элементарные, физиологические потребности.

Характеристики самоактуализированной личности

В дополнение к своему определению самореализации Маслоу также выделил несколько ключевых характеристик самоактуализированных людей:

  • Принятие и реализм . Обычно самоактуализированные люди имеют реалистичные представления о себе, других и о мире вокруг.
  • Концентрация на проблеме . Самоактуализированные люди сосредотачиваются на решении проблем, не относящихся к их внутреннему миру, - в том числе на помощи другим и поиске решений для проблем во внешнем мире. Эти люди зачастую движимы чувством личной ответственности или этики.
  • Спонтанность . Самоактуализированные люди спонтанны как в своих мыслях, так и в своём поведении. Их поведение, в основном, соответствует правилам и ожиданиям общества, хотя их всё-таки можно назвать открытыми и нестандартными.
  • Автономия и одиночество . Другой особенностью самоактуализированных людей является потребность в независимости и конфиденциальности. Они не зависят от мнения окружающих. Да, они способны наслаждаться компанией других, но, несмотря на это, эти люди иногда нуждаются в уединённости - им нужно время на то, чтобы сосредоточиться на своих собственных индивидуальных возможностях.
  • Продолжительное чувство признательности . Самоактуализированные люди склонны смотреть на мир с постоянным чувством признательности, удивлением или даже благоговением. Даже простые переживания могут долго служить источником вдохновения и удовольствия.
  • Пиковые переживания . Такие люди часто испытывают то, что Маслоу назвал пиковыми переживаниями - это моменты интенсивной радости, удивления, благоговения и восторга. После этих ощущений люди чувствуют себя вдохновленными, обновлёнными или даже полностью изменившимися, а также получают заряд энергии.

Самоактуализация – это абсолютное раскрытие индивидом личностного потенциала, склонностей и задатков. Она выражается в личностном стремлении к наиболее полному выявлению персональных возможностей и их дальнейшему образованию. Истинная самоактуализация зависит от наличия благоприятных социальных и исторических условий, однако она не может задаваться социумом или культурой извне.

Самоактуализация не содержит в себе внешней цели. Она идет изнутри индивида, выражая его позитивную природу. Самоактуализация считается ключевым понятием в гуманистической концепции в психологии. Ее основными ценностями являются: личностная свобода, устремленность на развитие, реализацию потенциала и желаний субъекта.

Самоактуализация личности

Проблема самоактуализации личности была наиболее ярко представлена двумя ведущими психологами, основоположниками гуманистического подхода к психологической науке – К. Роджерсом и А. Маслоу. Поэтому теория самоактуализации уходит корнями в гуманистическое направление психологии. Она впервые была выведена в середине 20 столетия в США и стала стержневым компонентом гуманистической психологии, огласившей себя третьим ростком психологии наряду с бихевиоризмом и психоанализом. Гуманистическая психология получила свое название вследствие признания доминирующим аспектом личность в качестве единой уникальной системы, представляющей собой не что-то заблаговременно предоставленное, а открытую возможность для самоактуализации. Она базируется на вере в вероятность расцветания каждого в случае предоставления ему возможности самостоятельно выбирать собственную судьбу и придавать ей нужное направление.

Возникновение концепции самоактуализации личности и выделение ее основных позиций связывают с именем А. Маслоу. Ключевым моментом ее является понятие становления личности, учение о необходимости предельной творческой самореализации, которая ведет к истинному психическому здоровью.

Согласно проведенному А. Маслоу исследованию самоактуализации дают разное определение, но все ученые сходятся в главном:

– в необходимости примирения индивида с внутренним «Я» в качестве «сердцевины» личности и его выражения, другими словами «идеального функционирования», развитии субъектом всех персональных и видовых характеристик;

– в минимизации болезней, неврозов, которые снижают фундаментальные персональные и общевидовые склонности индивида.

Некоторые исследователи полагают, что именно самоактуализация и субъекта является наиболее сильными из потребностей индивида, которые могут затмить даже потребность в пище или сне.

В соответствии с концепцией К. Роджерса можно выделить два направления в психике индивида, предоставленные от рождения. Первое – самоактуализирующее направление, к которому относят задатки, будущие качества личности. А второе направление – это механизм контроля над формированием личности или организмический отслеживающий процесс. Именно на этих двух тенденциях базируется формирование уникальной личности, включающей «я» реальное и идеальное, между которыми может наблюдаться совершенно разное отношение – от дисгармонии до максимальной гармонии.

В этой концепции самоактуализация и самореализация субъекта имеют тесную связь. Самоактуализация человека представляется в качестве процесса открытия индивидуального потенциала, позволяющего стать личностью, которая использует абсолютно все возможности. В ходе реализации целей индивид проживает фантастически насыщенную, увлекательную жизнь, наполненную работой над собой и поразительными результатами. Такая личность живет, наслаждаясь каждым мгновением существования «здесь и сейчас».

Можно выделить типичные черты самоактуализации личности. Индивида, занимающегося самоактуализацией и достигшего в ней больших успехов, можно охарактеризовать следующим образом:

  • занимается любимым делом;
  • не подчиняется чужому влиянию;
  • стремится к развитию;
  • любит читать;
  • его можно назвать творческой личностью;
  • применяет позитивный образ мышления;
  • уверен в себе;
  • открыт в эмоциональном плане;
  • прощает себя за периодическую несдержанность, раздражительность, присущую всем.

Такие индивиды находятся в полном ладу с собой, вследствие чего можно с убежденностью сказать, что личностный рост способствует более счастливой жизни.

К сожалению сегодня, проблема самоактуализации считается одним из наиболее неразработанных аспектов в психологии.

Самоактуализация Маслоу

Маслоу считают основателем гуманистического подхода к психологии. Американский психолог, в отличие от товарищей по научной деятельности, изучал душевно здоровых индивидов, творческих развитых индивидов, другими словами таких субъектов, которые достигли самоактуализации. А непосредственно под термином самоактуализация он подразумевал полноценное использование индивидами способностей, потенциала, задатков.

Теория самоактуализации Маслоу представляет собой переживание совершенное, беззаветное, живое, с полным сосредоточением, поглощением и погруженностью, другими словами переживание без застенчивости, свойственной подростковому возрасту. Он также разработал характерные черты самоактуализирующихся личностей:

– более результативное восприятие действительности и более благоприятные с ней отношения;

– принятие себя, окружающих, природы;

– спонтанность, бесхитростность, непосредственность;

– центрированность на цели;

– невраждебное чувство юмора;

– потребность в изолированности и уединенности;

– независимость от культурной и окружающей среды, автономность;

– постоянная новизна оценки;

– опыт высших состояний;

– более глубокие и совершенные межличностные отношения;

– отделение средств и задач, понятия добра от зла;

– чувство сопричастности, союза с остальными;

– самоактуализирущееся творчество.

Теория самоактуализации Маслоу заключается в том, что ради достижения цели уклонения от разочарований в природе человека, индивиды должны вначале отказаться от иллюзий в отношении ее. Маслоу предложил восемь принципов самоактуализации.
Принцип первый основан на полном самоотверженном живом переживании с абсолютным сосредоточением и впитыванием. Часто индивиды не осознают, что творится в них самих и вокруг.

Второй принцип лежит в выборе решения в сторону роста в любой ситуации. Выбирать рост это означает открытие себя новому непредвидимому опыту, при котором существует риск остаться в неизвестном.

Принцип третий учит индивидов фактически существовать, а не потенциально. Данный принцип означает, что нужно определиться с вещами, которые доставляют удовольствие, а которые нет, вне зависимости от мнений и позиций других.

Принцип четвертый охватывает принятие на себя ответственности и честность, которые являются моментами самоактуализации.

Пятый принцип представляет собой доверие собственным инстинктам, взглядам и следование им, а не доверять тому, что в социуме принято. Только в таком случае индивид сможет сделать верный выбор профессии, режима питания, спутника жизни, творчества и др.

Принцип шестой выступает за регулярное развитие своих задатков, талантов, склонностей, их использование для того чтобы делать отлично то, что они хотят делать.

Принцип седьмой охватывает переходный этап в самоактуализации, который Маслоу именовал, как «пик переживания». В моменты «пиков» люди размышляют, действуют и чувствуют максимально четко и ясно. Они больше любят и принимают остальных, более свободны от личностного конфликта и волнений, более конструктивно могут применять свою энергию.

Принцип восемь символизирует следующий шаг самоактуализации, направленный на обнаружение «защиты» и разрушение ее. Понятие «защита» у Маслоу подразумевает проекцию, рационализацию, вытеснение, идентификацию и т.д., иными словами все то, что используется и в психоаналитических практиках.

Маслоу выделил несколько уровней фундаментальных потребностей, представленных ниже. На самом низшем уровне он разместил физиологические потребности, например, потребность в пище или интимных отношениях. За ними следует потребность в безопасности. Именно с целью удовлетворения данной потребности субъект будет приобретать квартиру, одежду, соблюдать определенный режим и др. На третьем уровне живет потребность в принадлежности и любви, т.е. индивид обзаводится семьей, друзьями. Следующий уровень охватывает потребность в уважении, т.е. субъект движется вверх по карьерной лестнице, занимается политикой и т.д. Пятый уровень содержит в себе потребность в самоактуализации. Он является наивысшим уровнем в представленной модели иерархии потребностей.

Маслоу выделил общие признаки для высших потребностей. Он утверждал, что высшие потребности позднее проявляются. Специфика высших потребностей заключается в их бесполезности для выживания, т.е. чем на более высоком уровне иерархии будет находиться потребность, тем менее она будет необходима для выживания, тем на более длительный срок будет отодвинуто ее удовлетворение.

Более высокая биологическая эффективность зависит от уровня удовлетворяемых потребностей, т.е. чем будут выше уровень, тем больше будет эффективность, продолжительность жизни, меньше болезней и др. Все высшие потребности индивидами воспринимаются в качестве менее актуальных. Ведь человеку не до чтения книг, когда есть нечего или жить негде. Удовлетворение высших потребностей часто ведет к личностному развитию, более счастливой жизни и обогащению внутреннего мира.

Только после удовлетворения потребности в самоактуализации субъект становится фактически полноценным.

Потребность в самоактуализации

Одним из внутренних проявлений стремления личностного развития является потребность в самоактуализации.

Согласно концепции К. Роджерса в природе человека заложено качество или явление, которое побуждает его двигаться в направлении прогресса, к зрелости, т.е. к большей адекватности собственной самости, потенциалу и задаткам, к цельности личности. Роджерс был убежден, что личностный рост свойственен каждому индивиду. Он утверждал, что даже если стремление к самоактуализации будет наглухо заперто под слоями заржавелых психологических защит, спрятано за мудреными аспектами, отвергающими сам факт его реальности, то все равно оно существует в каждом индивиде и только ждет момента возникновения благоприятных условий, чтобы проявить себя. Теория самоактуализации Роджерса основана на его убеждении в заложенности от рождения стремления становиться целостной личностью, способной и компетентной настолько, насколько позволяет потенциал.

По Маслоу потребность в самоактуализации представляет нужду в саморазвитии, потребность в самовыражении, необходимость самоосуществления, стремление к идентичности. Он был убежден, что процесс самоактуализации является полноценным развитием личности, которое отвечает биологической предопределенности индивида.

К. Гольдштейн утверждал, что именно способности индивида обусловливают его потребности. Разрабатывая учение о самоактуализации, Маслоу утверждал, что способности личности упорно требуют их использования и прекращают выдвигать свои требования только при условии, что их полноценно применяют.

В соответствии с теорией Маслоу, основной мотивирующей силой, предопределяющей поведение индивида, является сила прочувствованного личностью в ее персональном опыте переживания. Процесс самоактуализации также отражается и в гедонизме – наслаждении высшими благами, присущем природе человека. Он воплощается в чувстве глубокой удовлетворённостью жизнью, выражающейся в ощущении цельности и просветлённости. Маслоу называл такие ощущения пиковыми переживаниями.

Ценностная значимость и интенсивность переживаний, которые связаны с ублажением низших потребностей, например, в еде или сне, имеет предрасположенность к понижению с каждым последующим действием по удовлетворению этой потребности. Наряду с этим пиковые переживания, испытываемые личностью в ходе самоактуализации, являются наиболее интенсивными по силе, устойчивыми и обладают большей ценностью для субъекта, в сравнении с переживаниями, возникающими от ублажения низших потребностей. На этом строится вся концепция Маслоу об иерархичности потребностей. Главным постулатом его концепции можно считать утверждение, что стремление к самоактуализации всегда будет преобладать в ранжировании мотивов.

Гольдштейн также утверждал, что здоровый субъект может временно отложить удовлетворение таких потребностей, как еда, интим, ради удовлетворения любопытства или других мотивов.

Маслоу полагал, что для удовлетворения высших потребностей субъект может терпеть лишения, невзгоды, будет идти на жертвы. Нередко ради взглядов и принципов индивид согласен вести аскетический образ жизни. При этом Маслоу делал акцент на фундаментальное отличие между дефицитарной и бытийной мотивацией. Субъект, не удовлетворивший свои основные потребности, ощущающий дефицит, например, в безопасности или еде, будет воспринимать мир в качестве враждебной действительности, которая требует от него мобилизации всех усилий для выживания. В таком мире он привыкает быть побеждённым вследствие чего вся его нравственно-ценностная система подчинена только низшим потребностям. Одновременно с этим самоактуализирующегося индивида уже больше не заботят проблемы выживания, он устремлен к развитию и управляется внутренними потенциями, которые были изначально заложены в нем природой и требуют своей реализации и развития.

По мнению Маслоу самоактуализация человека означает уход по направлению вверх от нужды в ликвидации дефицита. Он подчеркивал, что самоактуализацию человека нельзя рассматривать в качестве состояния нирваны, при котором отсутствуют вообще проблемы. Наоборот, в процессе самоактуализации личность сталкивается с реальными проблемами бытия, которые могут нести разочарование и боль. Выходя за границы собственных возможностей в процессе творческого бытия, самоактуализирующимуся индивиду приходится вступать в борьбу с собой для того чтобы вынудить себя приложить усилия ради очередного шага в собственном бытие.

Наряду с этим Маслоу был убежден в том, что самоактуализация не может являться конечной самоцелью. Он говорил, что процесс самоактуализации – это напряженный и кропотливый труд, ведущий к постепенному росту достижений. Также Маслоу указывал на возможность «псевдо-развития» вследствие увиливания от неудовлетворенной потребности. Это происходит тогда, когда личность убеждает себя, что неудовлетворенная высшая потребность в самоактуализации в действительности удовлетворена или ее совсем не существует. Однако эта потребность обязательно присутствует в качестве бессознательной силы, призывающей индивида развивать собственный потенциал, выполнять жизненное предначертание, становясь самим собой.

Самоактуализация в качестве цели личности, одновременно будет являться промежуточной и конечной целью. Маслоу был уверен в том, что самоактуализация не представляет собой именно конечное состояние, она является непосредственно самим процессом воплощения свойственного индивиду потенциала в действительность.

Развитие самоактуализации

Сегодня, в эпоху быстрых социальных трансформаций, вынуждающих личность неизменно трансформировать собственные сложившиеся и устоявшиеся жизненные отношения, перестраивать себя, проблема применения и развития личностного потенциала встает более остро и качественно новым образом. Поэтому особой актуальности приобретает вопрос важности сотворения условий для личностной самоактуализации, необходимости стимулов к личностному росту и развития творческого потенциала тех индивидов, в область профессиональной и трудовой деятельности которых входит обучение, воспитание и оказание помощи.

Для индивидов, профессия которых тесно связана с коммуникативным взаимодействием с людьми, высокая степень личностной зрелости, душевное здоровье и степень самоактуализации представляют собой не только профессионально значимые характеристики, но и ключевые факторы, определяющие эффективность работы.

Самоактуализация представляет собой психическое новообразование, несущее непосредственную связь с формированием максимально высоких способностей, потребностью достигать успешности, преодолевать преграды и устремляться к непознанным вершинам роста, как личностного, так и в профессиональной сфере.

Развитие самоактуализации являет собой вечную ценность для любого современного субъекта. Способствуя процессу освоения внешних элементов позитивного отношения к реализации деятельности, вследствие чего формируется позитивное отношение к собственной личности, восприятие себя в качестве субъекта такой деятельности, самоактуализация играет роль движущего фактора развития личности. Она содействует максимальному проявлению личностного потенциала, раскрытию самых потаенных возможностей индивида, и ведет к самоорганизации и личностному . Также самоактуализация выступает ключевым фактором в становлении внутренней целостности, нераздельности всех сторон личности. Так, например, самоактуализация обуславливает целеустремленный характер деятельности субъекта, дает посылы к дальнейшему профессиональному и личностному росту, содействует интерактивным процессам личностного формирования при этом, являясь таким организующим личность моментом, который ведет к природному состоянию самоорганизации.

Необходимым условием и фундаментом для развития самоактуализации будет являться гармония психологической организации личности. Гармония психологической организации личностной самоактуализации определяется сформированностью сфер жизнедеятельности личности (поведенческой, интеллектуальной и эмоциональности), сбалансированностью развития этих сфер и их интегрированностью.