Тесты платонов в прекрасном и яростном мире. В прекрасном и яростном мире

«В прекрасном и яростном мире»

Познавательная компетенция (уровень А

    Место действия в произведении…

2. Когда происходят события в произведении?

А.август Б.январь В.июль

3. Что выделяло Мальцева среди остальных?

А.высокомерие Б.талант В.необщительность

4. Из-за чего Мальцев ослеп в первый раз?

А.удар молнии Б.короткое замыкание в машине В.взрыв в машине

5. Почему Мальцев продолжал вести машину?

А.самонадеянность Б.легкомыслие В.он не понял, что ослеп

6. Почему Мальцева отдали под суд?

А.он вновь стал видеть Б.сам отдал себя в руки правосудия В.его осудили помощник и кочегар

7. Как удалось доказать невиновность Мальцева?

А.повторная травма зрительного нерва Б.появились новые свидетели В.появились новые факты в деле

8. Что за человек следователь?

А.ему безразлична судьба заключенных Б.его интересуют люди, винит себя в слепоте Мальцева

9. Почему ослепший Мальцев гонит от себя людей?

А.ненавидит зрячих, т.к. завидует им Б.необщительный человек, люди ему в тягость

В.не хочет людской жалости, гордый человек

10. Почему помощник продолжает навещать Мальцева?

А.боится людского осуждения Б.чувствует себя ответственным за этого человека и в последствиях эксперимента считает себя виноватым В.они всегда с Мальцевым были близкими друзьями

11. Куда приходит ослепший Мальцев?

А.паровозное депо Б.аэропорт В.порт

12. Почему Мальцев приходит на место своей бывшей работы?

А.ему не хватало общения с людьми Б.чтобы ему все сочувствовали В.ему трудно было жить без любимой работы, трудно смириться со своей слепотой

13. Что помогло Мальцеву вновь прозреть?

А.привычная работа Б.хороший доктор В.самостоятельные упражнения

Регулятивная компетенция (уровень В

    Какое средство выразительности языка используется в следующих отрывках произведения: «железное тело паровоза», «мечи молний…вонзались в землю», «паровоз пробивался…в щель света»?

    Как в литературе можно назвать следующее описание природы: «С нашей стороны тучу освещало солнце, а изнутри ее рвали свирепые, раздраженные молнии, и мы видели, как мечи молний вертикально вонзались в безмолвную дальнюю землю, и мы бешено мчались к той дальней земле, словно спеша на ее защиту»?

    Установите соответствия между элементами композиции произведения и предложениями из текста:

Коммуникативная компетенция (уровень С

    Объясните смысл названия произведения ««В прекрасном и яростном мире».

    Что, по-вашему, лучше, быть слепым, но оправданным или зрячим, но невинно осужденным?

    Как повлияло участие лирического героя и следователя на судьбу Мальцева?

КИМ по литературе ФГОС 7 класс А.П.Платонов

Познавательная компетенция (уровень А ). Выберите правильный ответ из предложенных:

1. Настоящее имя Юшки?

А.Ефим Дмитриевич Б.Ефим Иванович В.Иван Дмитриевич

2. Где работал Юшка?

А.на мельнице Б.в кузнице В.в мастерской

3.Как Юшка относился к деньгам?

А.был жаден, копил деньги и прятал их Б.постоянно тратил деньги на собственные развлечения

В.экономил деньги, чтобы потратить их потом на девочку-сироту

4.Как дети относились к Юшке?

А.любили и уважали его Б.дразнили и боялись В.любили, но обижали, т.к. не могли правильно выразить свои чувства

5.Как взрослые относились к Юшке?

А.били его из-за страха и отвращения, которые он внушал Б.любили и жалели его

В. его жалели, но, т.к. он был беззащитен, озлобившиеся люди срывали на нем свою злость

6.Как закончил свою жизнь Юшка?

А.погиб, спасая детей Б.умер от старости В.его убил пьяный озлобившийся человек

7.Почему без Юшки людям стало жить труднее?

А.он был очень интересный рассказчик, без него стало скучно

Б.он помогал родителям следить за их детьми

В.людям не на ком стало срывать свою злобу, теперь они стали обижать своих близких

8.Почему Юшка разозлился?

А.его очень больно ударили Б.его оскорбили В.при нем обидели ребенка

9.Какой след оставил после себя Юшка?

А.девушка-врач Б.построили церковь там, где Юшка умер В.о нем написал А.П.Платонов книгу

10.Что хотел сказать А.П.Платонов смертью своего героя?

А.надо уметь защищать себя от грубостей окружающих

Б.надо быть милосердными и внимательными друг к другу

Регулятивная компетенция (уровень В ). Ответьте на предложенные вопросы одним словом или словосочетанием.

    Определите, к какому роду относится произведение. Определите жанр произведения.

    Какое средство выразительности языка используется в следующих отрывках произведения: «злое горе», «лютая ярость», «светлая воздушная теплота»?

    Как в литературе можно назвать следующее описание героя: «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы»?

    Установите соответствия между героями и их высказываниями:

Коммуникативная компетенция (уровень С ). Напишите мини-сочинение по одной из предложенных тем:

    Прав ли Юшка, говоря, что его любит народ?

    Как вы понимаете слово «сострадание»? Кто из героев произведения А.П.Платонова умеет сострадать, а кто – нет? Бывали ли в вашей жизни ситуации, которые вызывали сострадание к людям?


Платонов Андрей

В прекрасном и яростном мире

А. Платонов

В ПРЕКРАСНОМ И ЯРОСТНОМ МИРЕ

В Толубеевском депо лучшим паровозным машинистом считался Александр Васильевич Мальцев.

Ему было лет тридцать, но он уже имел квалификацию машиниста первого класса и давно водил скорые поезда. Когда в наше депо прибыл первый мощный пассажирский паровоз серии "ИС", то на эту машину назначили работать Мальцева, что было вполне разумно и правильно. Помощником у Мальцева работал пожилой человек из деповских слесарей по имени Федор Петрович Драбанов, но он вскоре выдержал экзамен на машиниста и ушел работать на другую машину, а я был вместо Драбанова определен работать в бригаду Мальцева помощником; до того я тоже работал помощником механика, но только на старой, маломощной машине.

Я был доволен своим назначением. Машина "ИС", единственная тогда на нашем тяговом участке, одним своим видом вызывала у меня чувство воодушевления: я мог подолгу глядеть на нее, и особая растроганная радость пробуждалась во мне, столь же прекрасная, как в детстве при первом чтении стихов Пушкина. Кроме того, я желал поработать в бригаде первоклассного механика, чтобы научиться у него искусству вождения тяжелых скоростных поездов.

Александр Васильевич принял мое назначение в его бригаду спокойно и равнодушно: ему было, видимо, все равно, кто у него будет стоять в помощниках.

Перед поездкой я, как обычно, проверил все узлы машины, испытал все ее обслуживающие и вспомогательные механизмы и успокоился, считая машину готовой к поездке. Александр Васильевич видел мою работу, он следил за ней, но после меня собственными руками снова проверил состояние машины, точно он не доверял мне.

Так повторялось и впоследствии, и я уже привык к тому, что Александр Васильевич постоянно вмешивался в мои обязанности, хотя и огорчался молчаливо. Но обыкновенно, как только мы были в ходу, я забывал про свое огорчение. Отвлекаясь вниманием от приборов, следящих за состоянием бегущего паровоза, от наблюдения за работой левой машины и пути впереди, я посматривал на Мальцева. Он вел состав с отважной уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в свое внутреннее переживание и поэтому властвующего над ним. Глаза Александра Васильевича глядели вперед, как пустые, отвлеченно, но я знал, что он видел ими всю дорогу впереди и всю природу, несущуюся нам навстречу, - даже воробей, сметенный с балластного откоса ветром вонзающейся в пространство машины, даже этот воробей привлекал взор Мальцева, и он поворачивал на мгновение голову вслед за воробьем: что с ним станется после нас, куда он полетел?

По нашей вине мы никогда не опаздывали; напротив, часто нас задерживали на промежуточных станциях, которые мы должны проследовать с ходу, потому что мы шли с нагоном времени, и нас, посредством задержек, обратно вводили в график.

Обычно мы работали молча; лишь изредка Александр Васильевич, не оборачиваясь в мою сторону, стучал ключом по котлу, желая, чтобы я обратил свое внимание на какой-нибудь непорядок в режиме работы машины, или подготавливая меня к резкому изменению этого режима, чтобы я был бдителен. Я всегда понимал безмолвные указания своего старшего товарища и работал с полным усердием, однако механик по-прежнему относился ко мне, равно и к смазчику-кочегару, отчужденно и постоянно проверял на стоянках пресс-масленки, затяжку болтов в дышловых узлах, опробовал буксы на ведущих осях и прочее. Если я только что осмотрел и смазал какую-либо рабочую трущуюся часть, то Мальцев вслед за мной снова осматривал и смазывал, точно не считая мою работу действительной.

Я, Александр Васильевич, этот крейцкопф уже проверил, - сказал я ему однажды, когда он стал проверять эту деталь после меня.

А я сам хочу, - улыбнувшись, ответил Мальцев, и в улыбке его была грусть, поразившая меня.

Позже я понял значение его грусти и причину его постоянного равнодушия к нам. Он чувствовал свое превосходство перед нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта, тайне видеть одновременно и попутного воробья, и сигнал впереди, ощущая в тот же момент путь, вес состава и усилие машины. Мальцев понимал, конечно, что в усердии, в старательности мы даже можем его превозмочь, но не представлял, чтобы мы больше его любили паровоз и лучше его водили поезда, - лучше, он думал, было нельзя. И Мальцеву поэтому было грустно с нами; он скучал от своего таланта, как от одиночества, не зная, как нам высказать это, чтобы мы поняли.

И мы, правда, не могли понять его умения. Я попросил однажды разрешить повести мне состав самостоятельно: Александр Васильевич позволил мне проехать километров сорок и сел на место помощника. Я повел состав - и через двадцать километров уже имел четыре минуты опоздания, а выходы с затяжных подъемов преодолевал со скоростью не более тридцати километров в час. После меня машину повел Мальцев; он брал подъемы со скоростью пятидесяти километров, и на кривых у него не забрасывало машину, как у меня, и он вскоре нагнал упущенное мною время.

В Толубеевском депо лучшим паровозным машинистом считался Александр Васильевич Мальцев.

Ему было лет тридцать, но он уже имел квалификацию машиниста первого класса и давно водил скорые поезда. Когда в наше депо прибыл первый мощный пассажирский паровоз серии «ИС», то на эту машину назначили работать Мальцева, что было вполне разумно и правильно. Помощником у Мальцева работал пожилой человек из деповских слесарей по имени Федор Петрович Драбанов, но он вскоре выдержал экзамен на машиниста и ушел работать на другую машину, а я был, вместо Драбанова, определен работать в бригаду Мальцева помощником; до того я тоже работал помощником механика, но только на старой, маломощной машине.

Я был доволен своим назначением. Машина «ИС», единственная тогда на нашем тяговом участке, одним своим видом вызывала у меня чувство воодушевления; я мог подолгу глядеть на нее, и особая растроганная радость пробуждалась во мне - столь же прекрасная, как в детстве при первом чтении стихов Пушкина. Кроме того, я желал поработать в бригаде первоклассного механика, чтобы научиться у него искусству вождения тяжелых скоростных поездов.

Александр Васильевич принял мое назначение в его бригаду спокойно и равнодушно; ему было, видимо, все равно, кто у него будет состоять в помощниках.

Перед поездкой я, как обычно, проверил все узлы машины, испытал все ее обслуживающие и вспомогательные механизмы и успокоился, считая машину готовой к поездке. Александр Васильевич видел мою работу, он следил за ней, но после меня собственными руками снова проверил состояние машины, точно он не доверял мне.

Так повторялось и впоследствии, и я уже привык к тому, что Александр Васильевич постоянно вмешивался в мои обязанности, хотя и огорчался молчаливо. Но обыкновенно, как только мы были в ходу, я забывал про свое огорчение. Отвлекаясь вниманием от приборов, следящих за состоянием бегущего паровоза, от наблюдения за работой левой машины и пути впереди, я посматривал на Мальцева. Он вел состав с отважной уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в свое внутреннее переживание и поэтому властвующего над ним. Глаза Александра Васильевича глядели вперед отвлеченно, как пустые, но я знал, что он видел ими всю дорогу впереди и всю природу, несущуюся нам навстречу, - даже воробей, сметенный с балластного откоса ветром вонзающейся в пространство машины, даже этот воробей привлекал взор Мальцева, и он поворачивал на мгновение голову вслед за воробьем: что с ним станется после нас, куда он полетел.

По нашей вине мы никогда не опаздывали; напротив, часто нас задерживали на промежуточных станциях, которые мы должны проследовать с ходу, потому что мы шли с нагоном времени и нас посредством задержек обратно вводили в график.

Обычно мы работали молча; лишь изредка Александр Васильевич, не оборачиваясь в мою сторону, стучал ключом по котлу, желая, чтобы я обратил свое внимание на какой-нибудь непорядок в режиме работы машины, или подготавливая меня к резкому изменению этого режима, чтобы я был бдителен. Я всегда понимал безмолвные указания своего старшего товарища и работал с полным усердием, однако механик по-прежнему относился ко мне, равно и к смазчику-кочегару, отчужденно и постоянно проверял на стоянках пресс-масленки, затяжку болтов в дышловых узлах, опробовал буксы на ведущих осях и прочее. Если я только что осмотрел и смазал какую-либо рабочую трущуюся часть, то Мальцев вслед за мной снова ее осматривал и смазывал, точно не считая мою работу действительной.

Я, Александр Васильевич, этот крейцкопф уже проверил, - сказал я ему однажды, когда он стал проверять эту деталь после меня.

А я сам хочу, - улыбнувшись, ответил Мальцев, и в улыбке его была грусть, поразившая меня.

Позже я понял значение его грусти и причину его постоянного равнодушия к нам. Он чувствовал свое превосходство перед нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта, тайне видеть одновременно и попутного воробья, и сигнал впереди, ощущая в тот же момент путь, вес состава и усилие машины. Мальцев понимал, конечно, что в усердии, в старательности мы даже можем его превозмочь, но не представлял, чтобы мы больше его любили паровоз и лучше его водили поезда, - лучше, он думал, было нельзя. И Мальцеву поэтому было грустно с нами; он скучал от своего таланта, как от одиночества, не зная, как нам высказать его, чтобы мы поняли.

И мы, правда, не могли понять его умения. Я попросил однажды разрешить повести мне состав самостоятельно; Александр Васильевич позволил мне проехать километров сорок и сел на место помощника. Я повел состав, и через двадцать километров уже имел четыре минуты опоздания, а выходы с затяжных подъемов преодолевал со скоростью не более тридцати километров в час. После меня машину повел Мальцев; он брал подъемы со скоростью пятидесяти километров, и на кривых у него не забрасывало машину, как у меня, и он вскоре нагнал упущенное мною время