Уильям Шекспир краткая биография. Уильям шекспир - биография, информация, личная жизнь Когда и где жил шекспир

Скудость биографических сведений дала повод выдвигать на роль автора его произведений Ф. Бэкона, графов Ретленда, Оксфорда, драматурга К. Марло и др. Однако внимательное изучение культурной жизни эпохи и творчества Шекспира выявляют научную несостоятельность этих гипотез. Поэтическую известность Шекспиру принесли поэмы "Венера и Адонис" (1593) и "Лукреция" (1594), развивавшие традиции философской лирики Возрождения. Между 1592 и 1600 годами созданы (опубликованы в 1609 году) 154 сонета. Сюжетная их канва - отношения лирического героя с другом (1-126) и возлюбленной (127-152) - видимо, автобиографична, темы и мотивы типичны для ренессансной поэзии, однако более сложное восприятие жизни и человека в "Сонетах" уже обещает драматургию Шекспира.

Шекспировский канон включает 37 пьес; 18 появились при жизни Шекспира, 36 были напечатаны в первом собрании сочинений Шекспира (1623, не вошёл "Перикл"). Попытки установить хронологию творчества Шекспира велись со 2-й половины 18 века. Ниже приводится перечень пьес Шекспира с датами их написания, с периодизацией творчества и принятыми в шекспировской критике жанровыми определениями.

Первый период (1590-1594). Ранние хроники: "Генрих VI", ч. 2 (1590); "Генрих VI", ч. 3 (1591); "Генрих VI", ч. 1 (1592); "Ричард III" (1593). Ранние комедии: "Комедия ошибок" (1592), "Укрощение строптивой" (1593). Ранняя трагедия: "Тит Андроник" (1594).

Второй период (1595-1600). Хроники, близкие к трагедии: "Ричард II" (1595); "Король Джон" (1596). Романтические комедии: "Два веронца" (1594); "Бесплодные усилия любви" (1594); "Сон в летнюю ночь" (1596); "Венецианский купец" (1596). Первая зрелая трагедия: "Ромео и Джульетта" (1595). Хроники, близкие к комедии: "Генрих IV", ч. 1 (1597); "Генрих IV", ч. 2 (1598); "Генрих V" (1598). Вершинные создания Шекспира-комедиографа: "Много шума из ничего" (1598); "Виндзорские проказницы" (1598); "Как вам это понравится" (1599); "Двенадцатая ночь" (1600).

Третий период (1600-1608). Трагедии, обозначившие перелом в творчестве Шекспира: "Юлий Цезарь" (1599); "Гамлет" (1601). "Мрачные комедии" (или "проблемные пьесы"): "Троил и Крессида" (1602); "Конец - делу венец" (1603); "Мера за меру" (1604). Вершина трагизма Шекспира: "Отелло" (1604); "Король Лир" (1605); "Макбет" (1606). Античные трагедии: "Антоний и Клеопатра" (1607); "Кориолан" (1607); "Тимон Афинский" (1608).

Четвёртый период (1609-1613). Романтические трагикомедии: "Перикл" (1609); "Цимбелин" (1610); "Зимняя сказка" (1611); "Буря" (1612). Поздняя хроника: "Генрих VIII" (1613; возможно, с участием Дж. Флетчера).

Вне канона: "Эдуард III" (1594-1595; авторство сомнительно); "Томас Мор" (1594-1595; одна сцена); "Два знатных родича" (1613, совместно с Флетчером). Некоторые шекспироведы (в т. ч. советские - А. А. Смирнов) делят творчество Шекспира на три периода, объединяя в один 1-й и 2-й (1590-1600).

Творчество Шекспира впитало в себя все важнейшие излучения эпохи Возрождения - эстетические (синтезируя традиции и мотивы популярных романтических жанров, ренессансной поэзии и прозы, фольклора, гуманистические и народные драмы) и идеологические (демонстрируя весь идейный комплекс времени: традиционные представления о миропорядке, взгляды защитников феодально-патриархального уклада и политической централизации, мотивы христианской этики, ренессансные неоплатонизм и стоицизм, идеи сенсуализма и макиавеллизма и пр.). Эта синтетичность в сочетании с всесторонним охватом жизненных явлений и характеров обусловила жизненную полноту творений Шекспира. Но на разных этапах творческого пути Шекспира действительность в его произведениях представала разными гранями и в различном освещении. Идеология гуманизма в соединении с идеалами и чаяниями народа всегда оставалась основой пьес Шекспира. Однако не случайно гений Шекспира полнее всего выразился в драматургии, по самой сути своей более других видов искусства способной передать драматизм жизни. Социально-экономические процессы, которые вызвали культурный переворот, именуемый эпохой Возрождения, в Англии начались позднее и шли быстрее, чем на континенте. Противоречия и контрасты эпохи выявлялись здесь резче и стремительней, а вехи развития гуманистической мысли (уверенность в близком торжестве гуманистических идеалов - и отказ от неё, пора надежд - и разочарований), разделённые, например в Италии, веками, в Англии уместились в сознании одного поколения. Шекспир острее других умел улавливать и обнажать противоречивость своего времени - отсюда динамика и драматизм его произведений, насыщенность борьбой, столкновениями, конфликтами. Глубокое постижение тенденций времени обусловило и динамичность его отношения к действительности, что наряду с ростом мастерства определяет эволюцию его творчества.

Лучшие дня

Уже произведения 1-го периода свидетельствуют о том, что Шекспир остро чувствует комические и трагические несообразности жизни, но рисует их во многом традиционно: трагическое как ужасное, комическое как фарсовое и в обособлении друг от друга. Шекспир ещё учится, усваивая и национальную традицию ("кровавая трагедия" К. Марло), и общеевропейскую (ориентируясь на античные образцы - Плавт в "Комедии ошибок", Сенека в "Тите Андронике" - и на итальянскую гуманистическую комедию в "Укрощении строптивой"). Не вполне оформилась ещё и гуманистическая позиция Шекспира: положительные герои хроник тяготеют к старине, влияние патриархальной морали заметно в комедиях.

Во 2-й период драматизм жизни по-прежнему является основой творчества Шекспира, однако общая тональность и финалы пьес говорят о вере Шекспира в гармоническое разрешение жизненных противоречий. Атмосферу произведений определяют те, кто утверждает гармонию в государстве, в общественных и личных отношениях (Ромео и Джульетта, Виола, Генрих V). Носители зла (Тибальд, Шейлок, Мальволио) - в одиночестве. Органическое слияние комического и трагического в пьесах этого периода, безоговорочное торжество принципов гуманизма, умение растворить идеи в ситуациях и сложных образах, стремление воплотить идеалы в полноценных характерах свидетельствуют о зрелости и самостоятельности мастерства Шекспира.

В 1590-е годы в творчестве Шекспира преобладают пьесы-хроники и комедии. 8 хроник образуют 2 цикла, охватывающих историю Англии 1397-1485. Ранний цикл (3 части "Генриха VI" и "Ричард II") изображает войну Алой и Белой розы и падение династии Ланкастеров, показывает распад государства из-за феодального хищничества. Второй ("Ричард II", 2 части "Генриха IV" и "Генрих V") посвящены предыдущему периоду - возвышению Ланкастеров и успехам Англии в Столетней войне - и указывает путь от анархии к государственному единству. Стоящие отдельно "Король Джон" и "Генрих VIII" рисуют конфликты внутри страны в связи с борьбой английской монархии против римско-католической церкви. Магистральный сюжет хроник - судьба государства, взятая в исторической перспективе; главный конфликт строится на столкновении государственных и личных интересов и раскрывается в борьбе целых социальных групп, которые представлены отдельными персонажами, обрисованными более схематически в ранних хрониках и как живые индивидуальности - в зрелых (Хотспер, принц Гарри, Фальстаф). Основная идея хроник - правомерность победы централизованной власти (абсолютизма) над анархическим своеволием - отражает идеологию гуманистов. Гуманистические взгляды в сочетании с народными понятиями о дурных и добрых правителях сказываются и в том, как изображены идеальный король Генрих V и его антипод Ричард III. Впрочем, личности почти всех монархов в хрониках показывают, что Шекспир сознавал, насколько далеки от идеала реальные носители власти, и иллюзорность идеала абсолютистской монархии в целом.

Если сфера хроник - человек и государство, то сфера комедий Шекспира в 1590-х годах - человек и природа в том универсальном и оптимистическом значении, которое придавали природе гуманисты, видя в ней всеблагую и всемогущую силу и рассматривая человека и общество как часть её. В комедиях Шекспира главенствует идеальное, тождественное природному. Отсюда родство комедий Шекспира с литературой романтического плана: сюжет насыщен фольклорными, авантюрными и пасторальными мотивами, основная тема - любовь и дружба, основная группа персонажей - лирические и романтические герои и героини. Движение жизни как движение раскованной природы во всей её полноте и изобилии - уникальный источник комического у Шекспира, объясняющий, почему его комедия, в отличие от всей последующей европейской комедии, не имеет выраженного сатирического характера. Поединки в остроумии, проделки шутов и забавность простаков (второй основной группы персонажей-комиков), элементы праздничности, восходящие к старинным обрядам и карнавалу,- вся эта игра свободного естества определяет атмосферу веселья и оптимизма в комедиях Шекспира. Мир предстаёт гармоничным и целостным, жизнь - радостным праздником, люди - по сути своей добрыми и благородными. Есть в комедиях и драматические осложнения (измены Протея в "Двух веронцах", козни Шейлока в "Венецианском купце"), но всё враждебное истинной человечности легко преодолевается и, как правило, не связано с социальными причинами. Конкретные социальные отношения комедию Шекспира 1590-х годов не интересуют; иная картина - в комедиях 1600-х годов. Здесь ставятся значительные общественные и нравственные вопросы (проблемы социального неравенства - "Конец - делу венец", закона и морали - "Мера за меру"); заметнее элементы сатиры и гротеска, действие близко к трагическому, благополучные развязки формальны, жизнерадостный тон исчезает.

Мрачный колорит "проблемных комедий" отражает то умонастроение, которое возобладало у Шекспира в 3-й период и сделало господствующим жанром в эти годы трагедию. Противоречия буржуазного прогресса и всей переходной, на стыке феодализма и капитализма, стадии общественного развития воспринимаются теперь как трагически неразрешимые противоречия жизни в целом, как несоответствие гуманистическим идеалам всего прошлого, настоящего и ближайшего будущего человечества. Социальная основа у Шекспира редко так обнажена, как в "Тимоне Афинском" (сущность денег) или в "Кориолане" (противоречия между народом и правящей верхушкой). Социальный конфликт обычно выступает как конфликт нравственный, семейный ("Гамлет", "Король Лир"), личный ("Отелло"), как борьба честолюбий ("Макбет", "Антоний и Клеопатра"). Основная тема трагедий Шекспира - человек и общество - раскрывается прежде всего в столкновении отдельных личностей. Но при этом конфликт охватывает всю цепь бытия: приобретая всемирный, даже космический характер, он одновременно проецируется в сознание героя. В "Короле Лире", "Кориолане" и "Тимоне Афинском" акцент на первом, в "Отелло", "Макбете" и "Антонии и Клеопатре" - на втором, в "Гамлете" акценты равнозначны. Независимо от этого суть трагического гуманизма Шекспира полнее всего раскрывается в образе главного героя. Герои трагедий титаничны и по мощи характеров, и по способности в личных бедах видеть беды общественные и всемирные. Наделив героев способностью к духовному росту, Шекспир первым в мировой литературе дал глубокое изображение характера в развитии, которое происходит в процессе постепенного осознания героем природы общества - и собственной природы. При этом одни герои сохраняют цельность натуры (Ричард III, Ромео, Джульетта, Кориолан), другие постигают двойственность самих себя и вообще природы человека (Брут, Гамлет, Макбет, Антоний); но познание реальности и самопознание для всех служит источником трагического страдания (часто усугубленного осознанием собственных роковых ошибок - Антоний, Макбет, особенно Отелло, Лир) и приводит к духовному изменению, иногда к полному преображению личности (Лир). Сама грандиозность достоинств - разума (Брут, Гамлет), чувства (Ромео, Отелло), силы характера (Макбет) - влечёт героя к гибели. Неотвратимо следуя из несовместимости героя и мира (хотя немалая роль случайностей, приводящих к трагической развязке, придаёт проявлению трагического привкус тайны), гибель героя, как и всё действие, утверждает величие человеческой личности и не оставляет безнадёжного чувства. В финале трагедий всегда есть возврат к некоему равновесию, существовавшему вначале. В этой композиционной особенности трагедий сказывается уверенность Шекспира-гуманиста в существовании некоей нормы, без которой жизнь невозможна.

Связанное с углубляющимся кризисом гуманизма новое, более сложное видение мира выразилось у Шекспира в 4-й период в характерном для маньеризма и барокко жанре романтической трагикомедии. По-прежнему острое восприятие трагической стороны жизни воплощается здесь в трагических конфликтах и перипетиях, а вера в гуманистические идеалы - главным образом в благополучной развязке, впрочем, нескрываемо утопичной. Обилие фольклорных и фантастических элементов, неправдоподобие и запутанность сюжетов, упрощение характеров, подчёркнутая (особенно в финале) условность изображаемого - всё это создаёт нереальный, романтический колорит последних пьес Шекспира.

При всём различии отдельных этапов творческого пути Шекспира во всех его пьесах чувствуется единство художественного метода. Гёте отмечал, что "... великой основой его (т. е. Шекспира - Ред.) произведений служит правда и сама жизнь". Однако характер жизненной правдивости у Шекспира иной, нежели в позднейшем реализме, и обусловливается поэтическим видением мира, что очевидно уже в выборе сюжетов. Только для трёх пьес Шекспира не найдено сюжетных источников ("Бесплодные усилия любви", "Сон в летнюю ночь", "Виндзорские проказницы"). В остальных случаях Шекспир брал готовые сюжеты из истории (например, из "Хроник" Р. Холиншеда), легенд, поэм, новелл. Традиционность сюжетов, во-первых, сообщала действию эпичность и давала возможность отразить основные моменты государственной и политической истории человечества, охватить самые существенные стороны жизни; во-вторых, придавала достоверность запечатленным в сюжетах жизненным ситуациям, освобождая от необходимости соблюдать правдоподобие деталей и обосновывать события и поступки (например, объяснять отказ Лира от власти); в-третьих, вносила в пьесы Шекспира вместе со сказочными мотивами особенности народного поэтического мышления. Обилие анахронизмов (герцог в античных Афинах, бильярд в Древнем Египте и др.), условность места действия (то обозначенного точно, то не обозначенного вовсе) и времени (разного, например, для разных персонажей - т. н. двойное время) и другие "неточности" Шекспира (объясняющиеся также театральными условиями, ориентацией на восприятие пьесы со сцены), элементы фантастики и сверхъестественного, сочетание условного и натуралистического (и вообще сближение контрастов) - всё это проявления поэтически образного подхода к действительности. О поэтическом видении мира говорит и наличие у Шекспира в одной пьесе двух или нескольких сюжетных линий: истории сопоставимые (Лира и Глостера, Гамлета и Лаэрта) создают образное представление о некоторых закономерностях жизни; несопоставимые (отношения Британии и Рима в "Цимбелине") в совокупности превращают пьесу в поэтическую модель мира. Поэтический метод Шекспира сказывается и в том, как он изображает историю в хрониках и трагедиях. Он смело трансформирует исторический материал, делая его основой общей картины жизни и сочетая приметы прошлого с современным ему пониманием человеческих отношений. Драматизируя историю, Шекспир рисует её через столкновения отдельных людей. Человек - средоточие всей драматургии Шекспира, и изображение человеческой личности во всей её многогранности, значительности и величии, сложности и динамике духовного развития - важнейшее художественное достижение Шекспира. Изображение изменчивости и многосторонности личности у Шекспира драматично по сути, ибо изменение личности прежде всего связано с изменением реального положения героя - его места в жизни, его окружения - и происходит рывками; показывая многосторонность характера, Шекспир часто жертвует его логикой ради обострения драматизма. Вместе с тем свои чувства и мысли герои облекают в метафорически поэтическую форму. Многие речи - это самостоятельные стихотворения. Шекспир использует всё богатство поэтической образности. Образные ряды соответствуют характеру героя и его эволюции (возвышенный, идеальный строй образов в речи Отелло в начале пьесы прослаивается в дальнейшем низменными образами, близкими речи Яго, а с "очищением" Отелло очищается и его язык), образные лейтмотивы соответствуют общему колориту пьесы. Выразительность и разнообразие поэтических и драматургических средств сделали творчество Шекспира одной из вершин мирового искусства.

Высоко ценили Шекспира уже современники (Ф. Мирз, Б. Джонсон). В эпоху классицизма и Просвещения за Шекспиром признавали способность следовать "природе", но осуждали за незнание "правил": "гениальным варваром" называл его Вольтер. Английская просветительская критика ценила жизненную правдивость Шекспира. В Германии на недосягаемую высоту Шекспира подняли И. Гердер и Гёте (этюд Гёте "Шекспир и несть ему конца", 1813-1816). В период романтизма понимание творчества Шекспира углубляют А. В. Шлегель, Г. Гегель, С. Т. Колридж, Стендаль, В. Гюго. В середине 19 века в Германии впервые ставится вопрос об эволюции творчества Шекспира (Г. Гервинус). Вклад культурно-исторической школы в шекспироведение представлен трудами И. Тэна, Э. Даудена, М. Коха, Г. Брандеса. Против "канонизации" Шекспира-художника выступила позитивистская критика (Г. Рюмелин, отчасти Б. Шоу). В исследовании фактических данных, связанных с Шекспиром и его творчеством, огромное значение в 20 веке имеют труды Э. К. Чемберса.

В России Шекспир впервые упомянут в 1748 году А. П. Сумароковым, однако и во 2-й половине 18 века Шекспира в России знают ещё мало. Фактом русской культуры Шекспир становится в 1-й половине 19 века: к нему обращаются писатели, связанные с движением декабристов (В. К. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев, А. С. Грибоедов, А. А. Бестужев и др.), А. С. Пушкин, видевший главные достоинства Шекспира в его объективности, правде характеров и "верном изображении времени" и развивавший традиции Шекспира в трагедии "Борис Годунов". В борьбе за реализм русской литературы на Шекспира опирается и В. Г. Белинский. Значение Шекспира особенно возросло в 30-50-е годы 19 века. Проецируя на современность шекспировские образы, А. И. Герцен, И. А. Гончаров и др. помогали глубже осмыслить трагизм времени. Заметным событием стала постановка "Гамлета" в переводе Н. А. Полевого (1837) с П. С. Мочаловым (Москва) и В. А. Каратыгиным (Петербург) в главной роли. В трагедии Гамлета В. Г. Белинский и другие передовые люди эпохи увидели трагедию своего поколения. Образ Гамлета привлекает внимание И. С. Тургенева, разглядевшего в нём черты "лишних людей" (ст. "Гамлет и Дон-Кихот", 1860), Ф. М. Достоевского. В 1860-е годы, в обстановке острой общественной борьбы, отношение к Шекспиру становится, с одной стороны, более академичным (работы основоположника русского научного шекспироведения Н. И. Стороженко), а с другой - более критическим ("О Шекспире и о драме" Л. Н. Толстого, 1903-1904, опубликована 1906).

Параллельно с осмыслением творчества Шекспира в России углублялось и расширялось знакомство с самими произведениями Шекспира. В 18 - начале 19 веков переводились в основном французские переделки Шекспира. Переводы 1-й половины 19 века грешили либо буквализмом ("Гамлет" в пер. М. Вронченко, 1828), либо излишней вольностью ("Гамлет" в переводе Полевого). В 1840-1860 переводы А. В. Дружинина, А. А. Григорьева, П. И. Вейнберга и др. обнаружили попытки научного подхода к решению задач художественного перевода (принцип языковой адекватности и т.п.). В 1865-1868 годах под редакцией Н. В. Гербеля вышло первое "Полное собрание драматических произведений Шекспира в переводе русских писателей". В 1902-1904 годах под редакцией С. А. Венгерова было осуществлено второе дореволюционное Полное собрание сочинений Шекспира.

Традиции передовой русской мысли продолжило и развило советское шекспироведение на основе глубоких обобщений, сделанных К. Марксом и Ф. Энгельсом. В начале 20-х годов лекции о Шекспире читал А. В. Луначарский. На первый план выдвигается искусствоведческий аспект изучения шекспировского наследия (В. К. Мюллер, И. А. Аксёнов). Появляются историко-литературные монографии (А. А. Смирнов) и отдельные проблемные работы (М. М. Морозов). Значительный вклад в современную науку о Шекспире представляют работы А. А. Аникста, Н. Я. Берковского, монография Л. Е. Пинского. Своеобразно осмысляют природу творчества Шекспира кинорежиссёры Г. М. Козинцев, С. И. Юткевич.

В СССР произведения Шекспира были изданы на 28 языках. Помимо множества отдельных изданий пьес и избранных сочинений, в 1936-1950 и 1957-1960 годах выходили полные собрания сочинений Шекспира на русском языке. В советское время сложилась школа переводчиков - вдумчивых интерпретаторов творчества Шекспира (М. Л. Лозинский, Б. Л. Пастернак, В. В. Левик, Т. Г. Гнедич, С. Я. Маршак и др.).

С середины 30-х годов 19 века Шекспир занимает большое место в репертуаре русского театра. П. С. Мочалов (Ричард III, Отелло, Лир, Гамлет), В. А. Каратыгин (Гамлет, Лир) - прославленные исполнители шекспировских ролей. Свою школу их театрального воплощения - сочетание сценического реализма с элементами романтики - создал во 2-й половине 19 - начале 20 веков московский Малый театр, выдвинувший таких выдающихся интерпретаторов Шекспира, как Г. Федотова, А. Ленский, А. Южин, М. Ермолова. В начале 20 века к шекспировскому репертуару обращается МХАТ ("Юлий Цезарь", 1903, постановка Вл. И. Немировича-Данченко при участии К. С. Станиславского; "Гамлет", 1911, постановка Г. Крэга; Цезарь и Гамлет - В. И. Качалов).

Первые постановки пьес Шекспира в советское время носили экспериментаторский, иногда формалистический характер (например, "Ромео и Джульетта", Камерный театр, режиссёр А. Таиров, 1921), хотя среди них был и такой значительный спектакль, как "Гамлет" в МХАТе 2-м (1924) с М. Чеховым в главной роли. Стремление передать социально-историческую и философскую масштабность трагедий Шекспира через героические образы в 1935 году утвердили на сцене такие этапные спектакли, как "Отелло" (московский Малый театр, режиссёр С. Радлов, Отелло - А. Остужев), "Король Лир" (Московский еврейский театр, режиссёр Радлов, Лир - С. Михоэлс), "Ромео и Джульетта" (Театр Революции, режиссёр А. Д. Попов, Ромео - М. Астангов, Джульетта - М. Бабанова), за которыми последовал ряд успешных воплощений шекспировских образов по всей стране - на национальных языках (А. Хорава, А. Васадзе, В. Вагаршян, В. Тхапсаев и др.). Сочетание красочной театральности и праздничности с высоким гуманизмом и тонким психологизмом определило успех спектаклей "Двенадцатая ночь" (1933, МХАТ 2-й, режиссёр С. Гиацинтова), "Много шума из ничего" (1936, Театр им. Е. Вахтангова, режиссёр С. Рапопорт), "Укрощение строптивой" (1937, ЦТКА, режиссёр А. Д. Попов) и др. Большой общественный резонанс в 1954 году имели постановки "Гамлета" в Ленинградском театре им. Пушкина (режиссер Г. Козинцев) и в Московском театре им. Маяковского (реж. Н. Охлопков), открывшие новый этап советской театральной шекспирианы, характеризующийся углублением трагических мотивов, отказом от романтизации Шекспира (особенно в спектаклях 1960-70-х годов), нередко приматом режиссёрских оформительских решений над актёрской игрой и расширением круга ставящихся пьес Шекспира. Каждая шекспировская постановка - неизменно событие в театральной жизни страны.

Начиная с 1929 года ("Укрощение строптивой", в главных ролях М. Пикфорд, Д. Фэрбенкс) не прекращается поток экранизаций пьес Шекспира.

Уильям Шекспир – один из самых великих драматургов и поэтов в истории. Его произведения изучают во всех школах мира, а пьесы переведены на все основные языки и ставятся на сценах театров чаще, чем пьесы каких-либо других авторов.

Работы Шекспира состоят из 38 пьес, 154 сонетов, 4 поэм и 3 эпитафий. Шекспир именуется национальным поэтом Англии, а его фамилия с английского языка переводится как «потрясающий копьём».

Биография Шекспира

Биографы Уильяма Шекспира до сих пор спорят об истинной дате его рождения. Считается, что он родился 23 апреля 1564 г. в небольшом английском городе Стратфорд-на-Эйвоне.

Однако эта дата точно соответствует дню его смерти, отчего ее корректность еще больше подвергается сомнению.

Более того, 23 апреля отмечается день святого Георгия, покровителя Англии, поэтому вполне возможно, что благодарные потомки попросту приурочили к этому дню рождение величайшего национального поэта.

Любопытно происхождение фамилии «Шекспир», которая переводится с как «потрясающий копьём».

Детство и юность

Уильям Шекспир рос в обеспеченной семье. Его отец, Джон, занимался изготовлением перчаток. Благодаря этому он нажил неплохое состояние и неоднократно избирался на разные государственные должности.

Интересен факт, что отец Шекспира намеренно не ходил в храмы во время богослужений официальной Англиканской церкви, вследствие чего ему приходилось платить большие штрафы. Биографы считают, что возможно он был тайным католиком.

Мать Шекспира, Мэри Арден, являлась урожденной саксонкой, принадлежавшей к древнему роду. Кроме Уильяма в семье Шекспиров родилось еще 7 детей.

Образование

О том где учился Уильям Шекспир также точно неизвестно. Считается, что он ходил в грамматическую школу, находящуюся в его родном городе. Он хорошо учился и глубоко изучал латинский язык.

Существует мнение, что будущий драматург продолжил учебу в королевской школе, где ему удалось познакомиться с трудами древних римских поэтов.

Так или иначе, но судя по произведениям Шекспира можно смело утверждать, что он был чрезвычайно образованным человеком.


Один из самых популярных портретов Шекспира

Личная жизнь

В 18 лет в биографии Шекспира произошло знаковое событие. Он женился на дочке землевладельца Энн Хатауэй, с которой жил по соседству. Интересен факт, что избранница Уильяма была старше его на 8 лет.

Исследователи Шекспира считают, что этот брак был вынужденным, по причине беременности Энн. Через несколько месяцев после женитьбы у них родилась дочка Сьюзен, а через 2 года у пары появились двойняшки – мальчик Хемнет, и девочка Джудит.

При этом стоит заметить, что ряд биографов Шекспира считают, что он вообще никогда не был женат.

Существует даже предположение, будто драматург имел отношения с мужчинами, однако такая версия не подтверждена никакими серьезными фактами.

Театральная карьера в Лондоне

Любопытно, что о семи годах (1585-1592) биографии Шекспира вообще ничего не известно. Только в 1592 г. появляется первое свидетельство о том, что он занимается театральной деятельностью.


Единственное известное достоверное изображение Шекспира — гравюра из посмертного «Первого фолио» (1623) работы Мартина Друшаута

Поэтому достоверно узнать о том, в каком возрасте Шекспир начал писать свои пьесы – не представляется возможным.

На сегодняшний день известно, что он состоял в труппе «Слуги лорда-камергера», будучи одним из ее соучредителей. Шекспир писал для труппы пьесы, и сам же выступал на сцене в качестве актера.

Постановки имели невероятный успех у публики, которая с интересом смотрела на игру артистов. Интересно, что на спектакли ходили не только простые люди, но и вся королевская знать.

Благодаря этому актеры стали очень хорошо зарабатывать и смогли построить собственный театр, который был назван «Глобус».

Спустя несколько лет они выкупили театр «Блэкфрайер», а Уильям Шекспир стал одним из самых богатых людей .

Литературная деятельность

Творческий период драматурга можно условно разделить на 4 части:

  1. Написание легких комедий, «трагедий ужаса», хроник и двух поэм. В это время его произведения были еще достаточно сырыми и отличались наличием большого количества персонажей.
  2. Появление зрелой драматургии, хроник с драматическим повествованием, античных пьес и сонетов.
  3. Написание античных и мрачных трагедий.
  4. Сочинение драматических сказок.

Драматургия

Уильям Шекспир по праву считается самым великим драматургом всех времен и народов. В конце 16 века многие литераторы стремились писать исторические драмы.

В связи с этим в биографии Шекспира появились пьесы «Ричард 3» и «Генрих 6».

Как уже говорилось, первые произведения Шекспира отличались легкостью и ироничностью. В поздний период его пьесы становятся уже более интересными и содержательными.

Одними из самых известных его трагедий являются «Гамлет», «Отелло» и «Король Лир».

С каждым годом его произведения становились все лучше и содержательнее. Ему удавалось в тонкостях передавать детали разных исторических событий, а также мастерски описывать характеры своих героев.

Шекспировские драмы «Антоний и » и «Кориолан» считаются эталоном совершенства.

Интересно, что некоторые биографы Шекспира убеждены в том, что несколько своих пьес он написал в соавторстве с другими писателями.

Но даже если предположить, что это действительно так было, в этом нет ничего удивительного, поскольку такая практика была вполне распространенной в то время.

Поэмы и сонеты

В 1593 г. в свирепствовала эпидемия чумы, унесшая десятки тысяч жизней. На протяжении 2 лет люди умирали в страшных мучениях думая, что их постигла кара Божья. Само собой разумеется, что театральное искусство в то время было не очень актуальным.

В связи с этим Уильям Шекспир какое-то время не участвовал в спектаклях. Вместо этого он много читал. После прочтения «Метаморфоз» Овидия из-под его пера вышло 2 эротических поэмы.

Однако больше всего драматург прославился, как автор сонетов. За свою биографию Шекспир написал 154 сонета, каждый из которых состоит из 14 строк.

Стиль Шекспира

Изначально творчество Шекспира сильно не отличалась от литераторов того времени.

Однако почувствовав уверенность в собственных силах, ему захотелось достичь больших успехов на писательском поприще, поэтому он часто экспериментировал с различными стилями написания пьес и сонетов.

В своих произведениях Уильям Шекспир нередко прибегал к так называемым анжамбеманам, когда автор использует нестандартные конструкции и меняет длину предложений.

Кроме этого, он неоднократно предлагал читателю самостоятельно додумывать окончание той или иной фразы.

Критика

Бесспорно, Шекспир считается литературным гением мирового значения. Его творчеством восхищались такие русские поэты и писатели, как , В последние годы жизни Уильям Шекспир жил в родном городе, где продолжал писать пьесы. Чем он занимался еще невозможно сказать по причине отсутствия какой-либо достоверной исторической информации.


Недавно обнаруженный в семейной коллекции портрет елизаветинца (1610). Некоторые искусствоведы утверждают, что это единственный прижизненный портрет Уильяма Шекспира

Биографы, изучающие рукописи Шекспира, отмечали, что в конце жизни его почерк стал более размашистым и неуверенным. На основании этого некоторые из них выдвинули версию о том, что драматург был серьезно болен.

После смерти все его имущество перешло дочерям. Интересен факт, что на том месте, где Шекспир прожил свои последние годы, ему был позже установлен памятник.

Если вам понравилась биография Шекспира – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Великий английский поэт и драматург. Его произведения стали классикой мировой литературы и актуальны до сих пор. Он смог привнести в речь английского народа более 2000 новых слов. Жизнь этого человека полна легенд и загадок, а ученые до сих пор не могут раскрыть тайну его личности. Мог ли простой малообразованный актер лондонского театра написать настолько гениальные произведения? Тот ли человек скрывался под маской этого талантливого поэта? Несмотря на то, что ответы до сих пор не найдены, он по праву считается лучшим драматургом в мировой истории. Уильям Шекспир — человек из Стратфорда.

Краткая биография Уильяма Шекспира

Как можно узнать из церковных записей, будущий поэт родился и был крещен в 1564 году в небольшом городе Стратфорде на реке Эйвон севернее Лондона. Его семья была многодетной и считалась одной из самых состоятельных в городе. Отец занимался ростовщичеством и впоследствии избирался на государственные должности, а мать происходила из знатной саксонской семьи.

Историки полагают, что Уильям учился в местной грамматической школе, где получил возможность изучать несколько языков, в частности, греческий и латынь. Впоследствии его семья разоряется и будущему поэту придется оставить школу и устроиться на работу. Спустя несколько лет он женится на своей избраннице Энн Хатауэй, которая родит ему трех детей.

В 1587 году, оставив семью, он перебирается в Лондон, присоединившись к одной из театральной трупп. В столице ему предлагают различные роли в театре, но, как утверждают исследователи, успеха на актерском поприще не последовало. Начав писать пьесы для труппы, он снискал популярность у публики. На его пьесы в театр приходила даже королевская знать.

Затем Уильям становится одним из владельцев столичного театра «Глобус», на котором ставились его спектакли. Впоследствии театр сгорел из-за пушечных выстрелов в одной из постановок.
В 1612 году, спустя 25 лет работы в Лондоне, драматург возвращается в свой родной город и через несколько лет умирает.

Творчество

На сегодняшний день редкий человек не встречался так или иначе с творчеством Уильяма Шекспира. «Ромео и Джульетта», «Король лир», «Макбет», «Гамлет» — вот небольшой список произведений, которые по праву считаются шедеврами мировой литературы. Одну только пьесу «Макбет» исполняют каждые четыре часа по всему миру.

Первый период творческой жизни прославил Шекспира как автора комедий. В них прослеживается оптимизм, преобладают добродетели человека и жизнерадостность. Пьесы оканчиваются счастливым финалом. «Сон в летнюю ночь», «Укрощение строптивой», «Венецианский купец» появились из-под пера поэта в 90-е годы XVI века. Также появились исторические хроники — «Юлий Цезарь», «Генрих V». Даже в них Шекспиру удалось показать торжество главного героя и сделать финал счастливым.

Одно из самых проникновенных произведений «Гамлет» появилось во втором периоде творчества Шекспира. Все герои этой трагедии страдают, обманывают, разоблачают, да и финал оказывается полной противоположностью того, что писал поэт в первом периоде творчества. Но при этом Шекспиру удается донести, что в трагедии герои способны жить и бороться. Жизнь способна донести смысл до каждого, кто его ищет.

В последних своих произведениях Шекспиру удалось талантливо совместить элементы комедии и трагедии, а также добавить сказочности. Одними из самых популярных стали пьесы-фантазии — «Цимбелин», «Зимняя сказка» и «Буря». Эти пьесы были написаны большей частью для публики, которой хотелось веселья и развлечений.

1. На протяжении нескольких столетий историки спорят о том, был ли Шекспир настоящим автором своих произведений. Единственным рукописным источником было его завещание, в котором ни слова не упоминалось о произведениях. Еще одной причиной послужила его малообразованность. Многие литературоведы сходятся во мнении, что не мог человек без высшего образования написать такие глубокие, разносторонние произведения, которые до сих пор считаются мировыми шедеврами.

2. Ни в одном из произведений Шекспира нет автографа. Ученым приходится довольствоваться лишь шестью подписями, которые они нашли в официальных документах — завещании и закладных на недвижимость.

3. Многие историки считают, что Шекспир покончил жизнь самоубийством. Тема суицида задействована во многих его произведениях. Леди Макбет, Ромео и Джульетта, Отелло, Клеопатра, Гамлет — все эти герои или покончили с собой или вели монолог о самоубийстве.

4. Некоторые биографы предают сомнению его традиционную ориентацию, потому что несколько своих любовных поэм и сонетов он посвятил неизвестному мужчине. В Лондоне он долгое время проживал без семьи, а лучшим его другом был граф Генри Ризли, который на многих портретах изображен в женских платьях и с макияжем на лице.

5. Считается, что драматург боялся собственной эксгумации и это отразилось в некоторых его произведениях. Именно поэтому на его надгробии написано: «Друг, ради Господа, не рой останков, взятых сей землей; Нетронувший блажен в веках, И проклят - тронувший мой прах».

родился 23 апреля 1564, умер 23 апреля 1616

Эпитафия

«В сердцах у нас себе воздвиг ты сам
Нетленный и слепящий взоры храм…»
Из стихотворения Джона Мильтона, посвященного памяти Шекспира

Биография

Сэр Уильям Шекспир — одна из самых загадочных личностей нашей истории. По сей день достоверно неизвестно, кто на самом деле скрывался под «культом Шекспира» — малообразованный сын перчаточника из Стратфорда-на-Эйвоне, влиятельный аристократ, сокрывший свое подлинное имя, или даже группа людей, работавших на единый «бренд». Но кем бы на самом деле ни был великий драматург, важно лишь то, что его творческое наследие до сих пор не утратило своей значимости. А ведь проверка временем — сложнейшее испытание для искусства, и, стало быть, пьесы Шекспира с чистой совестью можно признать эталонными, а самого автора — подлинным гением.

В биографии Шекспира имеется много пробелов. Так, к примеру, дату рождения драматурга вычислили на основе записей приходской книги епископа Вустерского, в которой зафиксирован факт крещения Уильяма Шекспира. Известно, что по тем временам детей крестили на третий день от рождения, но было ли так в случае самого Уильяма — неизвестно. И все же, придерживаясь традиционной теории, можно утверждать, что Шекспир родился в семье зажиточного ремесленника, посещал школу короля Эдуарда в Стратфорде, на восемнадцатом году жизни вступил в брак с богатой горожанкой Энн Хатауэй и вскоре переехал в Лондон. Мотивы переезда трактуют по-разному: одни говорят, что Шекспир попросту увяз в долгах и вынужден был скрываться от кредиторов, другие утверждают, что творческое призвание взяло свое и Уильям отправился покорять театральные трибуны. Впрочем, как бы то ни было, но жизнь Шекспира с переездом в столицу изменилась кардинальным образом.

По сей день Уильяма Шекспира почитают как лучшего драматурга мира, величайшего англоязычного писателя и национального поэта Англии. Его пьесы переведены на десятки языков и ставятся чаще, чем произведения других драматургов. До наших дней дошло более сотни сочинений Шекспира, в составе которых замечательные пьесы, лирические сонеты и поэмы. Известно, что творческая деятельность сэра Уильяма приостановилась лишь в последние годы его жизни, что, скорее всего, было связано с болезнью. Скончался Шекспир на пятьдесят третьем году жизни ровно в день своего рождения. Незадолго перед смертью Уильям Шекспир составил завещание, согласно которому львиная доля его имущества перешла в наследство его старшей дочери. Похороны Шекспира состоялись тремя днями позже в стратфордской церкви Святой Троицы. Немногим позже в этой же церкви установили памятник Шекспиру.

23 апреля 1564 г. Дата рождения Уильяма Шекспира.
1582 г. Свадьба с Энн Хатауэй.
1585 г. Переезд в Лондон. Начало творческой карьеры.
1594 г. Шекспир становится совладельцем театральной труппы «Слуги лорда-камергера».
1603 г. Труппа получает королевский патент и переименуется в «Слуги короля».
1613 г. Возвращение в Стратфорд.
23 апреля 1616 г. Дата смерти Шекспира.
26 апреля 1616 г. Дата похорон Шекспира.

Памятные места

1. Стратфорд-на-Эйвоне в Англии, где родился Уильям Шекспир.
2. Школа короля Эдуарда, в которой получил образование Шекспир.
3. Театр «Глобус», построенный на средства шекспировской труппы «Слуги лорда-камергера».
4. Нью-Плэйс — дом Шекспира в Стратфорде-на-Эйвоне.
5. Церковь Святой Троицы в Стратфорде, где похоронен Шекспир.
6. Саутваркский собор в Лондоне, где установлен погребальный памятник Шекспиру.
7. Вестминстерское аббатство, где установлен погребальный памятник Шекспиру.
8. Линкольн Парк в Чикаго, где установлен памятник Шекспиру.
9. Дом-музей Шекспира в Стратфорде.

Эпизоды жизни

Когда Шекспир только переехал в Лондон, город был охвачен чумой. Театры были закрыты, и остается только догадываться, для каких театральных компаний Шекспир писал свои ранние пьесы. Лишь спустя годы, когда Уильям уже стал совладельцем театральной труппы, на титульных страницах его изданий стали появляться соответствующие маркировки.

После смерти Уильям Шекспир завещал своей супруге «вторую по качеству кровать». Исследователи так и не разобрались, что же имел в виду Шекспир. Одни считают, что таким способом Шекспир откровенно оскорбил жену (особенно в виду того, что ее имя вообще мало фигурировало в завещании), другие считают, что «вторая по качеству кровать» символизирует супружеское ложе и, собственно, ничего унизительного в этом факте нет.

Завет

«Имей больше, чем показываешь.
Говори меньше, чем знаешь».

«Чем меньше слов, тем больше будет чувства».

Сюжет об Уильяме Шекспире, посвященный 450-летию с даты рождения драматурга

Соболезнования

«Он был человеком не эпохи, но всех времён».
Бен Джонсон, поэт и драматург

«Первая же страница Шекспира, которую я прочитал, покорила меня на всю жизнь, а одолев первую его вещь, я стоял как слепорожденный, которому чудотворная рука вдруг даровала зрение!»
Вольфганг Гете, писатель

«…Но что за человек этот Шекспир! Не могу прийти в себя! Как мелок по сравнению с ним Байрон-трагик!»
Александр Пушкин, поэт

«Для нас Шекспир не одно только громкое, яркое имя, которому поклоняются лишь изредка и издали; он сделался нашим достоянием, он вошел в нашу плоть и кровь».
Иван Тургенев, писатель

«Шекспир всегда будет любимцем поколений, исторически зрелых и много переживших».
Борис Пастернак, поэт