Василий васильевич верещагин. Художник Василий Васильевич Верещагин (152 фото)

10 самых страшных картин художника

Василий Верещагин изучил войну настолько хорошо, что мог бы написать о ней целую энциклопедию. И он написал - красками на холстах. В его картинах почти нет атак, маневров и помпезных парадов. Зато много такой войны, о которой не принято говорить. Сам художник как-то сказал: «Я задумал наблюдать войну в различных видах и передать это правдиво. Факты, перенесенные на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя». Сегодня творческое послание Верещагина актуально настолько, что от исторических и социальных параллелей становится не по себе. В преддверии юбилея художника мы отобрали 10 самых страшных картин и рассказали, как правильно их «читать».


«Представляют трофеи»
1872 г. Холст, масло. 240×171 см. Государственная Третьяковская галерея.

Изящные восточные колонны, залитый солнцем внутренний двор, нарядные одежды собравшихся - что ужасного в этой картине? Сама суть происходящего. В недавнем сражении солдаты эмира продемонстрировали отвагу и доблесть. Они только что прибыли ко двору с ценным трофеем. Увы, это не золото и не захваченные знамена: у ног восточного владыки в кучу свалены отрезанные головы «неверных» - русских солдат, проигравших в битве. Потемневшие лица в запекшейся крови, отвратительная вонь разложения, от которой собравшиеся прикрываются рукавами халатов, - так выглядит сладкая победа. Такова минута славы армии-победителя. Одна из голов подкатилась к ноге эмира, и он задумчиво разглядывает лицо мертвого врага. Картина «Представляют трофеи» вошла в цикл «Варвары», который Верещагин написал после возвращения из Туркестана, когда бухарский эмир объявил России джихад - священную войну. Но может ли война быть священной, когда под твоими ногами отрезанные головы?


«Торжествуют»
1872 г. Холст, масло. 195,5×257 см. Государственная Третьяковская галерея.
Цикл «Варвары», Туркестанская серия

На площади перед величественным медресе Шердор в Самарканде собралась толпа. Одетый в белое мулла в центре читает проповедь. Люди празднуют, но что? Ответ становится очевидным, если приглядеться получше. На шестах торчат головы солдат - почетный трофей армии эмира, выставленный на всеобщее обозрение. Их можно было бы совсем не заметить на фоне разноцветных орнаментов, залитых ярким солнцем. И все же они здесь, наблюдают за толпой, которая пиршествует буквально на костях. На раме надпись: «Так повелевает Бог! Нет Бога, кроме Бога».


«Подавление индийского восстания англичанами»
1884 г. Местонахождение неизвестно.
Серия «Три казни»

Эта утерянная картина имеет традиционную трактовку: английские солдаты казнят повстанцев во времена борьбы Индии за независимость от Британской империи. К дулу пушек привязаны мятежники. Вот-вот раздастся залп и несчастных разнесет на куски. Казнь, которая называлась «дьявольский ветер», была жестока не только в физическом смысле. Для глубоко религиозного населения Индии страшнее, чем смерть, было «предстать пред высшим судьею в неполном, истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов». Сложно придумать более унизительную расправу, учитывая и кастовость индийского общества: собранные после расстрела части тел хоронились все вместе, скопом. После того как Верещагин написал это полотно, британцы обвинили его в шпионаже. Однако свою идею он передал точно: колониальная война, как и любая другая, делает из одних - хозяев, а из других - рабов.


«На Шипке все спокойно», триптих
1878–1879 гг. Холст, масло. Частные коллекции, Костромской государственный объединенный художественный музей.
Балканская серия

Три картины, объединенные одним сюжетом, рассказывают о последних часах жизни рядового солдата в период Русско-турецкой войны (1877–1878). Несмотря на снежную бурю и лютый холод, он до последнего вздоха держит пост на захваченном Шипкинском перевале: на третьей картине от него остается лишь сугроб да кончик торчащего из-под снега штыка. Кажется, командование просто забыло про него и оставило на растерзание стихии. Этот триптих рассказывает о недобросовестности и безответственности руководителей армии, которые старательно скрывали настоящее положение дел. Война здесь - не в прекрасных батальных сценах и глазах, горящих героизмом, а в непростительной беспечности командиров, которым дела нет до своих людей. Русские солдаты, охранявшие перевал, не только ежедневно подвергались обстрелам турок. Часто они попросту замерзали в снегу, так как не имели должной экипировки. За период с сентября по декабрь 1877 года 700 человек выбыли из строя ранеными и убитыми, а больше 9000 - больными. Но разве генералам было до этого дело? «На Шипке все спокойно», - регулярно рапортовали командиры в столицу.


«Шипка - Шейново. Скобелев под Шипкой»
1878–1879 гг. Холст, масло. 147×299 см. Государственная Третьяковская галерея.
Балканская серия

Сражение за Шипкинский перевал произошло 9 января 1878 года и принесло русской армии долгожданную победу. Наконец закончилась изнурительная оборона, и пришло время героям ликовать. Генерал Скобелев объезжает шеренги выживших с поздравлениями, и солдаты радостно подбрасывают в воздух шапки. Резво скачет белый конь, развевается победное знамя. Только какая цена у этой победы? Веселье и радость победителей не так важны, раз на переднем плане оказались десятки окровавленных и изувеченных тел - русских и турецких солдат. В отличие от собратьев, они навсегда останутся в снегах под Шипкой. Это полотно Верещагина вошло в Балканскую серию, посвященную событиям Русско-турецкой войны. Свою работу над циклом он описывал так: «Возьмешься писать, разрыдаешься, бросишь... За слезами ничего не видно...»


«Перед атакой. Под Плевной»
1881 г. Холст, масло. 179×401 см. Государственная Третьяковская галерея.
Балканская серия

Командование отдало приказ о штурме Плевны. Войско готово начать наступление. Император Александр II вглядывается вдаль, адъютанты рассматривают врага в бинокль. Как ни парадоксально, командиры почти никогда не участвуют в сражении. Они только отдают приказы, посылая на смерть простых людей. На этой картине Верещагина руководители армии даже не могут толком разглядеть происходящее. Они визуально отделены от войска и выглядывают «из-за угла». В день атаки император наблюдал за сражением с «закусочной горы» - холма, где он со штабом отмечал именины и поднимал бокалы шампанского «за здоровье тех, которые там теперь дерутся». После битвы художник возвращался к этому месту: «Везде валяются груды осколков гранат, кости солдат, забытые при погребении. Только на одной горе нет ни костей человеческих, ни кусков чугуна, зато до сих пор там валяются пробки и осколки бутылок шампанского - без шуток».


«После атаки. Перевязочный пункт под Плевной»
1878–1881 гг. Холст, масло. 183×402 см. Государственная Третьяковская галерея.
Балканская серия

Третий штурм Плевны обернулся полным провалом - русская армия потеряла около 13 000 человек и была вынуждена временно отступить. В сражении погиб и Сергей Верещагин - родной брат художника. Василий долго бродил среди разлагающихся тел погибших, стараясь его отыскать, и это зрелище произвело на него неизгладимое впечатление. Художник вспоминал о днях после сражения: «Число раненых было так велико, что превзошло все ожидания. Все, что заготовлено, оказалось недостаточным. <...> Каждый из докторов работал за двоих, сестры милосердия оказали невознаградимые услуги в эти дни, и, несмотря на то, все-таки массы раненых по суткам оставались без перевязки и без пищи. Когда шел дождь, раненые промокали буквально насквозь, так как укрыться всем было негде». Многочасовые страдания, боль, агония и часто тяжелая смерть - цена, которую нужно заплатить любой войне, ради чего бы она ни велась.


«Победители»
1878–1879 гг. Холст, масло. 180×301 см. Киевский национальный музей русского искусства.
Балканская серия

Еще одна картина о Русско-турецкой войне изображает финал битвы под Телишем, когда по вине командующих был почти полностью уничтожен русский полк. Снова на холсте тела погибших и немногочисленные выжившие. Но ужас этой картины не в унесенных смертью жертвах. Ужасна бесчеловечность тех, кто остался жить. Победители-турки рыщут по карманам убитых - вдруг найдется что-то ценное? Тут же стягивают с еще теплых тел мундиры и сапоги и весело хохочут, забирая в плен одного из уцелевших. Война шокирует и замыливает глаз, и в какой-то момент жестокие поступки перестают казаться противоестественными. Верещагин показывает неуважение к погибшим - пусть и врагам, но таким же людям, у которых дома остались дети и семьи.


«Побежденные. Панихида»
1879 г. Холст, масло. 179,7×300,4 см. Государственная Третьяковская галерея

После окончания штурма Плевны и Русско-турецкой войны Верещагин написал: «Не могу выразить тяжесть впечатления, выносимого при объезде полей сражения в Болгарии. В особенности холмы, окружающие Плевну, давят воспоминаниями - это сплошные массы крестов, памятников, еще крестов и крестов без конца». На картине «Панихида» война изображена как всепоглощающая смерть. Бледно-желтое поле до самого горизонта усеяно телами, и нет им конца и края. Две мрачные фигуры священника и командира, совершающие панихиду, - единственное живое, что здесь есть. Небо в трауре льет горькие слезы по великой человеческой глупости, заставляющей раз за разом, из поколения в поколение затевать бессмысленные и жестокие войны.


«Апофеоз войны»
1871 г. Холст, масло. 127×197 см. Государственная Третьяковская галерея

Пожалуй, это самое известное полотно художника, которое венчает его творчество. На картине раскаленная пустыня, выжженный фруктовый сад, руины города - все, что осталось от некогда цветущего края. Стая стервятников кружится над этим кладбищем в поисках добычи. Верещагин прекрасно знал человеческую анатомию и старательно выписал каждый череп в огромной пирамиде. Эти останки принадлежат не только солдатам: здесь и старики, и женщины, и дети. А значит, война касается всех. И уничтожает - всех. Эта работа - нравственная проповедь всем живущим и апофеоз философии Верещагина. На раме адресная надпись: «Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим».

Верещагин ненавидел войну, хотя всю жизнь самоотверженно писал только ее. Он погиб, делая зарисовки очередного сражения во время морского столкновения России и Японии. О своем творчестве он писал: «Существует немало других предметов, которые я изображал бы с гораздо большей охотой. Я всю свою жизнь горячо любил и хотел писать солнце».

Для справки

Увидеть вживую картины художника вы можете с 20 апреля по 24 июля в Государственном Русском музее на ретроспективной выставке «Василий Васильевич Верещагин. К 175-летию со дня рождения», генеральным спонсором которой выступает банк ВТБ.

Василий Васильевич Верещагин выделяется среди русских художников второй половины 19-го века своей необычной судьбой и деятельностью. Посмотришь на его картины, и кажется, будто побывал в увлекательном путешествии, узнал много нового и интересного. Так бывало и раньше на выставках Верещагина, на которых художник показывал не только картины, привезенные из поездок в чужие страны и малознакомые области России, но и богатейшие коллекции одежды, оружия, предметов обихода и народного творчества. Посетитель его выставок словно попадал в неведомый дотоле Туркестан. Полы убраны туркестанскими коврами, вдоль стен расставлены предметы обихода, на стенах - оружие, а на картинах и этюдах представлена природа страны, ее люди, архитектура, сценки быта, в которых раскрываются обычаи и нравы, историческое прошлое и настоящее этого края.

В.В.Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце. Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус. Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука. Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой. Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству. Он поступил сначала в рисовальную школу Общества поощрения художеств, а потом, в 1860 году, - в Петербургскую Академию художеств, где проучился несколько лет. Однако Академию он не закончил. Подражательное академическое искусство было ему не по душе. Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже. Однако, ему хотелось чего-то нового, необычного, и при первой возможности он отправился в путешествие на Кавказ, где стал рисовать"на свободе".

Впоследствии всю жизнь Верещагин следовал правилу - не сидеть на месте, а постоянно знакомиться с жизнью в разных уголках мира, искать новые темы и новые образы. Он побывал в Индии, ездил в Америку, на Кубу, Филиппины и Японию.

Огромный запас жизненных впечатлений послужил основой многогранного и всестороннего творчества Верещагина. Он писал портреты, пейзажи, натюрморты, а главное - стал гениальным мастером батальной живописи. В этом жанре живописи Верещагин произвел подлинный переворот. Созданные до него батальные картины создавались по заказу для украшения богатых гостиных и представляли собой эффектные сражения, прослявляшие полководцев и провозносившие войну как героическую эпопею.

Верещагин первый среди художников-баталистов показал, что война - это прежде всего страшные увечья, холод, голод, жестокое отчаяние и смерть. Художник показывал в своих произведениях безжалостную сущность войны, свидетелем которой он был сам. Ему не было равных в русском искусстве по силе изображения страшной правды войны и страстности, с которой он ее развенчивал.

Верещагин сделал батальную живопись не только реалистической, но и совершенно новой по содержанию. Он показывал главным героем войны не полководцев и генералов, а простых солдат, их быт, изображал часто не само сражение, а до или после боя.

Всю свою жизнь проведя в странствиях, простаивая по 12-14 часов за мольбертом, Верещагин так и умер с кистью в руке, делая этюды с натуры на месте боевых действий. Как только в 1904 году вспыхнула русско-японская война, шестидесятидвухлетний хдожник направился на Дальний Восток. Здесь он писал на броненосце "Петропавловск", который подорвался на японской мине. Так, за работой, окончилась жизнь замечательного художника.

Красочная и романтическая сценка быта, которые наблюдал Верещагин в Туркестане, одновременно с другими, показывающими нищету и бесправие бедняков.

Величественное историческое прошлое не могло не заинтересовать Верещагина.

Большой интерес представляют обмундирование индийских воинов, роскошная ковровая накидка на лошади.

В картинах Верещагина оживало великое прошлое Индии: древние храмы, роскошные дворцы, величественные гробницы.

Очарованный прекрасным мавзолеем Тадж-Махал, сооруженным Великим Моголом Шах-Джеханом на могиле своей любимой жены, Верещагин создает удивительно красочное полотно. Волшебное по красоте сооружение гармонирует в картине с такой же прекрасной южной природой. "В Европе нет ничего, что может превзойти Тадж, -это место, дышащее торжественным спокойствием," _ писал Верещагин, полный восхищения.

Томтельного ожидания, напряженной настороженности полна сцена, предшествующая штурму. Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены. Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения. Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать. Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами. Тишина царит в крепости, но тишина обманчивая, напряженная, готовая каждую минуту разразиться боем. Напряженность чувствуется в темной стене, в ярко освещенной группе солдат, в их неподвижно застывших позах, в их глазах, смотрящих в лицо смерти. Вся простота русского человека и величие его души, не показная, а истинная отвага раскрылись Верещагину именно в такую минуту смертельной опасности, томительного бездействия, напряженного ожидания. Этот истинный скромный героизм и стойкость русского солдата составляют главное содержание картины. Не то, как люди воюют, а то, как они ведут себя на войне, как проявляют себя в тяжелых испытаниях, какие стороны их души раскрываются.

Это страшный образ смерти, звучащей суровым осуждением войны и грозным предостережением.

В основе картины, изображающей груду человеческих черепов среди выжженной пустыни, лежит реальный исторический факт. "Тимур или Тамерлан, заливший кровью всю Азию и часть Европы и считающийся теперь великим святым у всех среднеазиатских магометан, везде сооружал подобные памятники своего величия."

Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов. Вот все, что осталось от людей, которые некогда жили здесь и были сражены, уничтожены войной. От города, расстилавшегося здесь, остались одни руины, зачахли от зноя без ухода человеческой руки деревья. Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня. Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу. Пусто и мертво там, где прошла война. И жуткая пирамида черепов - с черными провалами мертвых глазниц, с жутким оскалом ртов - под безмятежным мирным небом выступает страшным символом войны, несущей гибель, запустение, смерть.

Созданная в период кровопролитной франко-прусской войны, эта историческая картина стала созвучна настроениям своего бурного времени. Она напоминала людям о тех неисчислимых бедствиях, которые приносит с собой война. Верещагин сделал надпись к названию картины:"Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим".

В основу картины легла сцена, увиденная Верещагиным на войне. Изображен двор самаркандской крепости. В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену. Жизнь идет своим чередом, и никто из тех, кто охраняет цитадель, не знает, сразит ли его шальная пуля врага или минует. Но вот смерть неожиданно настигла солдата. Еще минуту назад он так же, как и его товарищи, стоял с винтовкой наготове, а сейчас, судорожно схватившись за бок, в порыве страха и отчаяния, бросился бежать. Его неуверенный бег, острый угловатый силуэт фигуры, наклон падающего тела, маленькая темная тень у ног убедительно показывают, что он осужден на смерть. Пройдет еще минута - другая, и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами.

И снова в цитадели все пойдет по-прежнему, опять на страже будут стоять осажденные в крепости, и, кто знает, может быть, снова меткая пуля врага нежданно сразит одного из них. Горькое раздумье о бессмысленности этих жертв и их неизбежности пронизывает картину.

Захват. закабаление и ограбление Индии вызвали у художника чувство глубокого возмущения, что и заставило его написать эту картину.

Перед нами зловещая картина казни - расстрел из пушек. Выжженная солнцем земля, безоблачное небо. На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию. Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги. Душевное страдание и ужас обессилили его. Для этого старого человека, как и для всех других, стоящих в одном ряду с ним, страшна не физическая смерть, а надругательство над человеческим телом, которое будет разорвано пушечным снарядом. Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима.

С началом русско-турецкой войны Верещагин отправляется на места боевых действий. Он учавствовал во всех решающих сражениях, был при знаменитом штурме Плевны, совершил зимний переход через Балканы, учавствовал в бою под Шейново, решающем исход войны.

Много тысяч жизней было загублено царскими офицерами в этой войне. Сплошной лес крестов простирался на полях проигранных сражений. Грандиозной неудачей был штурм Плевны, не подготовленный командованием и совершенный лишь в честь дня рождения царя. Штурм этот стоил бесчисленных человеческих смертей, совершавшихся на глазах царя, который все это спокойно наблюдал с так называемой "закусочной"горы, где в это время пировал со своей свитой. "Не могу выразить тяжесть впечатления, - писал Верещагин, - это сплошные массы крестов...Везде валяются груды осколков гранат, кости солдат, забытые при погребении. Только на одной горе нет ни костей человеческих, ни кусков чугуна, зато до сих пор там валяются пробки и осколки бутылок шампанского..."

Василий Верещагин - известный отечественный художник. Больше всего он прославился в жанре батальной живописи. Был также литератором.

Биография художника

Василий Верещагин родился в Вологодской области в 1842 году. Он появился на свет в небольшом городе Череповце. Его отец был предводителем местного дворянства. Семья считалась достаточно большой. У Верещагина были три брата. Глава семейства всех их распределил в военное училище.

В результате двое стали профессиональными военными, а старший Николай - общественным деятелем.

9-летний Василий Верещагин поступил в морской кадетский корпус. Однако служба в армии его никогда не интересовала, он мечтал о творческой карьере. Как только закончил кадетский корпус, то отправился в академию художеств в Санкт-Петербурге. Там он учился с 1860 по 1863 годы. После побывал на Кавказе, в Париже, повсюду повышая свое мастерство живописца.

В 1865 году Верещагин Василий Васильевич возвращается из Франции на Кавказ и начинает писать с натуры. Но официально свое обучение он завершает только в 1866 году, пройдя параллельно курсы в Петербурге и еще раз во Франции.

Художник в Туркестане

Первым его новым официальным местом работы становится должность художника при туркестанском генерал-губернаторе. На тот момент эту должность занимает известный военный генерал Кауфмаг. Поэтому Василий Верещагин с радостью принимает это приглашение.

Он начинает жить в Самарканде. В 1868 году впервые в своей жизни выдерживает боевое крещение, когда вместе с небольшой группой русских солдат выдерживает осаду города против ополчившихся местных жителей. Верещагин Василий Васильевич проявляет себя при обороне крепости настолько, что командование присуждает ему орден святого Георгия 4-й степени. Эту награду он с гордостью носит, даже несмотря на то что сам всю жизнь отрицал любые награды.

В 1869 году, когда бои утихают, Верещагин организует в Самарканде одну из первых в истории города художественных выставок. На вернисаже он демонстрирует собственные работы, которые создал за то время, пока был в Ташкенте, Бухаре, Туркестане и необъятных казахских степях.

Путешествие по Семиречью

После работы в Туркестане художник отправляется в путешествие по Семиречью. Это сейчас район в Центральной Азии, в основном приходящийся на территорию Казахстана. Также художник Василий Верещагин посещает Западный Китай.

Из этого путешествия он привозит много интересных работ. Например, "Богатый киргизский охотник с соколом", виды на реки и горы, которые встречаются ему на пути.

При этом на западе Китая очень неспокойно. В этих местах обосновались китайские мусульмане, которые подняли восстание в одной отдельно взятой провинции, в которой удерживают оборону уже 7 лет.

Со временем искра мятежного восстания перекидывается на соседние провинции. На городских улицах начинают встречаться трупы, а также груды человеческих костей. По мнению биографов и исследователей творчества художника, именно эти события послужили поводом для написания картины "Апофеоз войны".

"Апофеоз войны"

Эта картина - самое известное произведение, которое создал художник Василий Верещагин. Картины мастера и сегодня украшают стены многих художественных галерей и вернисажей. Но наверняка каждый знает только одну его работу - "Апофеоз войны".

Это полотно было написано маслом в 1871 году. На тот момент, когда он закончил работу, ему было 29 лет. Первоначально у картины было несколько другое название. Например, рассматривался вариант "Торжество Тамерлана". В итоге художник от него отказался, а один из отечественных банков в рекламе начала 90-х активно использовал образ грозного военноначальника, который прощается с каждым камнем, брошенным его солдатами перед тем, как отправиться в бой.

При этом картина не носит конкретного исторического контекста. Тамерлану посвящена старинная легенда. Якобы к нему обратились две женщины. Они жаловались на распутство и пьянство своих супругов. Тамерлан приказал каждому из 200 000 воинов отрубить голову нечестивцу и принести ему. В результате появились семь пирамид из голов. Согласитесь, чем-то напоминает знаменитую картину Верещагина.

Участие в военных операциях

Свои впечатления от участия в боевых действиях Верещагин неоднократно переносил на полотна, многие из которых стали знаменитыми. Первоначально, они были связаны с завоеванием Туркестана, а также путешествия туда в 1869 году. После этих поездок появились картины "Напали врасплох", "Пусть войдут", "Вошли", "Преследуют". Все они вошли в "Туркестанскую серию".

Работа над восточными сюжетами

В начале 70-х годов XIX века Верещагин Василий Васильевич, картины которого хорошо известны поклонникам, переезжает в Мюнхен и начинает работать над восточными сюжетами.

В 1873 году он провел персональную выставку в Лондоне. Она состоялась в Хрустальном дворце. Через полгода работы были выставлены в Петербурге. Эти работы вызвали резкое неудовольствие в отечественных патриотичных кругах. Верещагина заподозрили в сочувствии к врагу и антипатриотических чувствах. Недовольным остался лично император Александр II.

Несмотря на это академия художеств присвоила мастеру звание профессора. Верещагин от него отказался. Непонятый на родине, он уезжает в Тибет, где проводит два года. Только после этого мастер возвращается в Париж.

В 1877 году художник узнает о начале русско-турецкой войны. Сразу поступает в расположение действующей армии. Его включают в число адъютантов главнокомандующего на Дунайском направлении. Верещагин лично принимает участие в некоторых сражениях.

Ранение

В 1877 году Василий Верещагин, биография которого тесно связана с войной и искусством, получает тяжелое ранение. Художник попадает в качестве наблюдателя на миноносец "Шутка", который занимается установкой мин на Дунае.

Миноносец ввязывается в бой с турецким пароходом. В ходе обстрела шальная пуля попадает Верещагину в бедро. Ранение оказывается весьма серьезным. К тому же поначалу художника начали неправильно лечить. Из-за этого у него началось воспаление, развилась гангрена. Рану пришлось срочно вскрывать. Только после этого он пошел на поправку.

В 1882 году Василий Верещагин, картины которого участвовали в большинстве российский выставок, снова отправляется в путешествие в Индию. Проезжает Палестину и Сирию, там он создает множество евангельских сюжетов. Свои картины он создает по мотивам многочисленных поездок. В последующие годы бывает на Северной Двине, Белом море, ездит в соловецкие монастыри, где много лет обитают старцы.

В 1901 году отправляется вместе с семьей в далекие путешествия Василий Верещагин. Картины он привозит с Филиппинских островов, Кубы, Америки и даже Японии.

С началом русско-японской войны Верещагин снова отправляется на фронт. Эта война для него оказывается роковой. В апреле 1904 года вместе с адмиралом Сергеем Макаровым художник-баталист участвует во внешнем патрулировании Порт-Артура на броненосце "Петропавловск". Корабль взрывается на мине, большая часть экипажа, в том числе и Верещагин, трагически погибают.

Личная жизнь

Верещагин был дважды женат. Впервые он связал себя узами брака в 1871 году. Его супругой стала Элизабет Мария Фишер, которая в России получила имя Елизавета Кондратьевна Верещагина. У них родилась дочь Клавдия.

Во второй раз Верещагин женился на Лидии Васильевне Андреевской, которая была на 23 года его младше. У них родились четверо детей. Три дочери и сын Василий.

Примечательно, что про свою самую известную картину "Апофеоз войны" Верещагин отзывался, что, по сути, она является натюрмортом. Описывая жанр своей картины, художник отмечал, что, если не считать ворон, то все остальное на картине неживое. Так что в дословном переводе с французского обозначение "мертвая природа" как нельзя лучше подходит для этого необычного полотна.

Несмотря на то что главным призванием Верещагина было писать батальные картины, как-то он воскликнул, что больше ни одного такого полотна не напишет. По его словам, он слишком близко принимает к сердцу все происходящее вокруг. По собственному признанию Верещагина, он буквально выплакивает горе каждого убитого и раненого солдата и офицера. Художник очень тяжело переживал, работая над каждым из полотен.

Отправившись в путешествие в Индию, он установил своеобразный рекорд. Его картина "Въезд принца Уэльского в Джайпур", которая была закончена в 1876 году, оказалась самым большим художественным полотном, написанным маслом, которое хранится в Индии. В данный момент оно находится в городе Калькутте.

Еще один интересный факт: художник Верещагин изображен на почтовой марке Болгарии, выпущенной в 1978 году.

26 октября (14 октября по старому стилю) 1842 года родился Василий Васильевич Верещагин, живописец-баталист.

Русский живописец баталист Василий Васильевич Верещагин родился 26 октябр я (14 октября по ст.ст.) 1842 года в Череповце Новгородской губернии (ныне Вологодская область) в семье помещика.

Обучался в Александровском малолетнем корпусе в Царском Селе. В 1853 году поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге, который окончил первым по количеству баллов в 1860 году.

В 1858 году начал заниматься в рисовальной школе петербургского Общества поощрения художников. По окончании кадетского корпуса отказался от карьеры морского офицера и поступил в Императорскую Академию художеств.

В 1863 году оставил Академию (числился там до 1865 года) и уехал на Кавказ, чтобы "на свободе и просторе на интересных предметах учиться". Его первыми самостоятельными работами были рисунки с изображением народных типов, бытовых сцен и пейзажей Кавказа.

В 1864 году Верещагин приехал в Париж и поступил в Академию изящных искусств (Ecole des Beaux arts) в мастерскую художника Жана Леона Жерома. В марте 1865 года молодой художник вернулся на Кавказ, где в течение полугода объехал многие районы, проявляя особый интерес к событиям народной жизни.

Рисунки, написанные Верещагиным на Кавказе, были впоследствии напечатаны во французских журналах Le Tour de Monde и в русском "Всемирном путешественнике".

В 1865-1867 годах возобновил занятия в мастерской Жерома в Париже. В 1866 году картины Верещагина были выставлены в Парижском Салоне.

В 1867 году Верещагин был определен на службу в чине прапорщика в распоряжение туркестанского генерал губернатора и командующего Туркестанским военным округом генерала Константина Кауфмана. Он участвовал в обороне осаждённого Самарканда, был ранен и получил орден Святого Георгия 4 степени.

Вернувшись из Туркестана, Верещагин поселился в Мюнхене , где на основе этюдов и привезенных из Азии коллекций продолжил работу над туркестанскими сюжетами. В окончательном виде Туркестанская серия включала в себя 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка - в таком составе она была показана на первой персональной выставке Верещагина в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 году в Петербурге и Москве.

Главное место среди туркестанских картин на военные сюжеты принадлежит серии из семи полотен, имеющей общее название "Варвары". В нее входят картины "Апофеоз войны" (1871), "Нападают врасплох" (1871), "Окружили - преследуют..." (1872), "Представляют трофеи" (1872), "Торжествуют" (1872). "Высматривают" (1873) и "У гробницы святого благодарят всевышнего" (1873).

Туркестанская серия была приобретена Павлом Третьяковым за девяносто две тысячи рублей серебром, при этом Верещагин ставил непременным условием приобретение коллекции в ее полном составе.

В апреле 1874 года художник отправился в Индию. Индийское путешествие длилось два года. Верещагин жил в Бомбее, Агре, Дели, Джайпуре, в конце 1874 года предпринял трехмесячное путешествие в Восточные Гималаи, в горное княжество Сикким, и сразу же по возвращении, в апреле 1875 года, совершил новое продолжительное путешествие в области, пограничные с Тибетом, Кашмир и Ладак. В Индии было создано около ста пятидесяти этюдов. К числу лучших относятся "Буддийский храм в Дарджилинге" (1874-1875), "Ледник на дороге из Кашмира в Ладак" (1875), "Мавзолей Тадж Махал" (1874-1876).

Во время русско турецкой войны (1877-1878) Верещагин находился в действующей армии, участвовал в боевых действиях в Плевне, на Шипкинском перевале, в Адрианополе. Был тяжело ранен.

В 80-х годах Верещагин, вернувшись в Париж, работал над картинами Балканской серии. В Балканскую серию вошло около тридцати картин; серия состоит из отдельных групп, относящихся к основным эпизодам войны. Несколько полотен посвящено третьему штурму Плевны: "Александр II под Плевной 30 августа 1877 года", "Перед атакой. Под Плевной", "Атака" (не окончена), "После атаки. Перевязочный пункт под Плевной", "Турецкий лазарет". Два полотна - "Победители" и "Побежденные. Панихида" - навеяны кровопролитными боями под Телишем. Десять картин отражают зимний период войны, завершившийся победой на Шипке; самыми популярными из этих полотен являются "Шипка Шейново. Скобелев под Шипкой" и триптих "На Шипке все спокойно".

Впервые Балканские картины художника (вместе с Индийской серией) выставлялись в Лондоне и Париже в 1879 году, а затем на протяжении 1881-1891 годов во многих городах Европы и Америки. В России серия экспонировалась дважды: в 1880 году в Петербурге и в 1883 - в Москве и Петербурге (с добавлением трех "плевненских" картин, законченных в 1881 году).

По своему внутреннему смыслу к Балканской серии примыкает "Трилогия казней" - цикл из трех картин, исполненный в середине 1880-х годов. Картины изображают сцены казни в разные времена у разных народов: "Распятие на кресте у римлян", "Подавление индийского восстания англичанами" и "Казнь заговорщиков в России".

В 1884 году Верещагин отправился в Палестину, где написал около пятидесяти этюдов, главным образом, виды природы, памятники библейской истории. Верещагин писал местные типы и сцены быта: арабов, евреев, молящихся у Стены плача, отшельников, приезжающих в Палестину отовсюду, в том числе из России. В Палестинскую серию вошли картины "Святое семейство", "Воскресение", "Пророчество" и другие. Возвратившись в Европу, он в 1885-1888 годах выставлял свои палестинские картины на сюжеты из Нового Завета в Вене, Берлине, Лейпциге и Нью Йорке.

В 1887 году Верещагин приступил к работе над серией "1812 год" (завершена в 1900 году). Сам художник делил ее на две части. Семнадцать картин, объединенных названием "Наполеон I в России", представляют основные эпизоды русской кампании, начиная от Бородинского cражения, вторжения в Москву и кончая гибелью "Великой армии" в снегах России. Три картины, посвященные партизанской войне, образуют раздел "Старый партизан". В наполеоновской серии Верещагин выступает во многом в новом для себя качестве не только как баталист, но и как историк. Он уделяет гораздо большее внимание, чем прежде, портретной психологической задаче.

Серия "Наполеон I в России" впервые была показана в Москве и Петербурге в 1895-1896 годах. После долголетних переговоров серия была куплена в 1902 году правительством и передана Русскому музею в Петербурге (ныне хранится в Историческом музее в Москве).

В 1891 году Верещагин поселился в Москве, в начале 1890-х посещал родные места, летом 1894 года отправился с семьей в путешествие на барке по Северной Двине, на Белое море и Соловки. Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых "Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей".

Последняя серия картин художника была посвящена испано американской войне 1898-1899 годов на Филиппинских островах и на Кубе. Как литератор, Верещагин известен своими воспоминаниями "Заметки, очерки и воспоминания", "Поездка в Гималаи". В журнале "Художник" Верещагин поместил в 1890 году статью под заглавием "Реализм", в которой выступал жарким защитником реализма в искусстве.

Верещагин погиб во время русско японской войны, 31 марта (13 апреля) 1904 года, при взрыве броненосца "Петропавловск" в Порт Артура (ныне Люйшунь, Китай).

Василий Верещагин был профессором Императорской Академии художеств (с 1874), но от звания отказался, будучи убежден во вредности "всех чинов и отличий в искусстве".

Был женат дважды. В 1871 году женился на Элизабет Марии Фишер (в замужестве Елизавета Верещагина). Брак распался в 1890 году. Второй женой художника была Лидия Андреевская.

В родном городе художника, Череповце, существует дом музей Верещагина.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Василий Васильевич Верещагин — один из крупнейших русских художников-реалистов. Его творчество получило всенародную известность и завоевало высокий международный авторитет. В истории мирового искусства за Верещагиным прочно закрепилась слава знаменитого живописца-баталиста.

Однако выдающийся художественный критик В. В. Стасов справедливо указывал на узость и неточность этого определения. И на самом деле, диапазон творчества Верещагина значительно шире батального жанра. Художник существенно обогатил также и бытовую, историческую, пейзажную, портретную живопись своей эпохи. Не случайно всемирно известный немецкий художник XIX века Адольф Менцель, пораженный разносторонностью творчества и дарования Верещагина, воскликнул: «Вот этот может все!».

Верещагин родился в 1842 г. В. 1853 году поступил в морской кадетский корпус. По окончании курса, пробыв не более одного месяца на службе, вышел в отставку и поступил в академию художеств, где работал под руководством А. Т. Маркова и А. Е. Бейдемана. Получив малую серебряную медаль за эскиз «Избиение женихов Пенелопы» и похвалу академии за композицию, Верещагин, не окончив курса, уехал заграницу.

В Париже он поступил в Ecole des beaux-arts и работал под руководством французского художника Жерома. Возвратившись из-за границы, он отправился на Кавказ и некоторое время в Тифлисе преподавал рисование в одном из женских учебных заведений. Рисунки типов и сцен, вывезенные им с Кавказа, были впоследствии напечатаны во французских журналах «Le Tour de Monde» и в русском «Всемирном Путешественнике»; некоторые из них были на академической выставке 1867 г. Они имеют значение лишь этнографическое. В 1864 г. Верещагин был на Дунае и затем снова посетил Кавказ; приехав в 1865 г. в Петербург, он просил академию выдать ему свидетельство в том, что он награжден серебряной медалью и что он путешествовал по Кавказу и Закавказскому краю с художественной целью — что и было сделано. В 1865 г. он опять отправился в Париж и пробыл там целый год, выставил в салоне 1866 г. впервые одну из своих картин.

В 1867 г. Василий Верещагин отправился в Туркестан, где состоял при генерал-губернаторе Кауфмане; между прочим, он отличился в военном деле под Самаркандом, за что и получил орден св. Георгия. Возвратившись из Туркестана, он в третий раз поехал заграницу; частью жил в Париже, частью в Мюнхене.

Почти все туркестанские картины Верещагина написаны в Мюнхене. Публика особенное внимание обратила на «После удачи», «После неудачи», «Опиумоеды», а также на фотографию с картины, уничтоженной самим художником «Бача со своими поклонниками». Вся коллекция туркестанских картин была выставлена В. в Лондоне, в 1873 г., и произвела сильное впечатление. Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она была выставлена бесплатно. В виду толков и обвинений в тенденциозности, В. снял с выставки и уничтожил три картины из этой замечательной коллекции: «Окружили — преследуют», «Забытый» и «Вошли». Вся коллекция состоит из 121 нумера. В 1874 г. совет академии, во внимание к его художественным трудам, возвел В. в звание профессора, о чем Верещагин и был уведомлен официально; но Верещагин, считая все чины и отличия в искусстве безусловно вредными, отказался от этого звания. Тогда совет академии определил исключить Верещагина из списка ее членов. В Индии Верещагин пробыл два года, а в 1876 году поселился в Париже, где принялся писать картины по этюдам, привезенным из Индии. В следующем году Верещагин отправился на Дунай; там он состоял при Скобелеве и Гурко и получил рану во время пребывания на миноносце лейтенанта Скрыдлова. Затем присутствовал при Плевненской битве и во время кавалерийского набега на Адрианополь исполнял даже должность начальника штаба. Он объездил почти всю Болгарию, привез в Париж огромное количество этюдов и работал там над выполнением этих военных картин целые два года. И в 1879 и 1880 гг. он выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге.

Индийских картин всего 32, а болгарских — 13. В 1884 г. Верещагин отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды. Возвратившись в Европу, он в 1885 — 88 гг. выставлял свои палестинские картины на сюжеты из Нового Завета в Вене, Берлине, Лейпциге и Нью-Йорке. Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), В. является решительным приверженцем реализма в искусстве, берет сюжеты только из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь для протеста против ужасов войны. В своих картинах из Нового Завета он решительно порывает всякую связь с традицией религиозной живописи.

Во всяком случай Верещагина нельзя не считать одним из самых замечательных художников современной Европы. Его выставки в России, Европе и Америке возбуждали всегда много толков, а статьи о нем, на разных европейских языках и в том числе на русском, без преувеличения можно сказать, составляют целую литературу. Как литератор, Верещагин известен своими путешествиями и воспоминаниями, как напр., «Заметки, очерки и воспоминания», «Поездка в Гималаи». В журнале «Художник» Верещагин поместил в 1890 году статью под заглавием «Реализм», в которой выступает жарким защитником реализма в искусстве

Как только вспыхнула русско-японская война, Верещагин счел своим нравственным долгом ехать на фронт. Шестидесятидвухлетний художник, оставив горячо любимых жену и трех малолетних детей, направился в самое пекло военных событий, чтобы вновь поведать людям правду о войне, раскрыть ее подлинную суть. Находясь на флагманском корабле «Петропавловск», он вместе с адмиралом С. О. Макаровым погиб 31 марта 1904 года от взрыва японских мин. И это была, в полном смысле слова, смерть на боевом посту. Очевидец катастрофы «Петропавловска» капитан Н. М.Яковлев, чудом спасшийся во время взрыва, рассказывал, что до последнего момента видел Верещагина с альбомом, куда он заносил открывавшуюся его взору морскую панораму.

Смерть Верещагина вызвала отклики во всем мире. В печати появилась масса статей о жизни и творчестве Верещагина. Среди них особенно яркой и содержательной была статья В.В.Стасова. В Петербурге осенью 1904 года открылась большая посмертная выставка картин Верещагина, а через несколько лет в городе Николаеве был создан музей его имени, в экспозицию которого вошли некоторые произведения и личные вещи В. В. Верещагина.

Проникновенные слова сказал о Верещагине И. Е. Репин: «Верещагин — величайший художник своего времени [... ] он открывает новые пути в искусстве». «Верещагин — личность колоссальная, это действительно богатырь... Верещагин сверх-художник, как и сверх-человек».