Афон дионисиат евангелие. Прикосновение к Афону (дневник паломника)

Дионисиат основан в ХIV веке преподобным Дионисием и посвящен Предтече и Крестителю Господню Иоанну. Монастырь примостился на скале, тоже похож на военную крепость, но гораздо меньше в размерах. Массивное здание монастыря опоясано несколькими рядами хрупких балкончиков, которые висят над морем.

Когда подходили к монастырю, была возможность рассмотреть его удивительную архитектуру. Вдруг подумалось, что только безбожники могут выкорчевывать, прорубать, взрывать, чтобы расчистить площадку для своих уродливых строений. Афонские монастыри - не что-то чужеродное и искусственное. Они органично вписаны в окружающий ландшафт. Монахи строили, не разрушая, а продолжая творение Божие, они были со-творцами. Здания и стены монастырей - естественное продолжение скал. Только с помощью Божией и Игуменьи этой Горы могли монахи творить подобные архитектурные чудеса, имея в распоряжении только веру, собственные руки и мулов. Это сейчас здесь видны там и сям подъемные краны, бульдозеры, экскаваторы, бетономешалки…

В архондарике нас приветливо встретили ципурой, стаканом прохладной воды и лукумом и разместили по кельям. Гостиница здесь более скромных размеров, чем в монастыре святого Павла, келья маленькая, но тоже с балконом, с которого можно наслаждаться видом гор.

В 15.00 - непродолжительная вечерня в кафоликоне, который небольшой, уютный, весь покрыт фресками. На трапезе были предложены жареная рыба с картофельным пюре и брокколи, лимоны, киви, хорошее красное вино, вода.

После трапезы вернулись в храм, где приложились к святыням: частице Креста Господня, частице мощей апостола Луки, части десницы Иоанна Крестителя, большой частице мощей великомученика Георгия Победоносца, деснице святой Параскевы Пятницы, мощам еще нескольких святых.

В северном маленьком приделе храма хранится чудотворный образ Царицы Небесной, именуемый «Акафистная», написанный самим апостолом Лукой. Эту икону носил патриарх Сергий вокруг Константинополя, когда его осадили войска славян в 625 году, и перед ней впервые был прочитан акафист «Радуйся, Невесто Неневестная».

Было еще светло, поэтому пошел знакомиться с монастырем. Специально искал кладбище, чтобы увидеть то, о чем много читал. Хорошим ориентиром служат кипарисы - непременный атрибут кладбищ в средиземноморской культуре.

Монастырское кладбище расположено на двух небольших террасах, на которых увидел десять могилок. В пещерке, закрывающейся двумя коваными дверцами, сложены черепа монахов. На каждом черепе написано (по-гречески) имя монаха и дата кончины. В отдельной невысокой часовенке с двумя окошками набросаны остальные кости. Это - монастырская костница.

На Афоне существует обычай зарывать тело умершего монаха в землю без гроба на три года. Чтобы не повредился череп, голову усопшего обкладывают камнями. По прошествии трехлетнего срока останки умершего инока, после панихиды на его могиле, выкапываются, кости его, если они светло-желтого цвета, перемываются вином с водой и переносятся в костницу: черепа подписываются и складываются отдельно, а остальные кости разбираются по кучам согласно их названиям. Такой цвет костей свидетельствует о доброй жизни усопшего, значит он угодил Богу, поэтому «земля приняла его».

Опустевшая могила занимается следующим усопшим, на нее ставится тот же крест, только меняют табличку с надписью. Поэтому на этом кладбище через много веков только десять могилок, да и на всем Афоне с его тысячелетней историей нет больших кладбищ.

Если же тело покойного оказывается не вполне разложившимся, то это принимается как знак небогоугодной жизни покойного; его снова зарывают в землю еще на три года, и в это время продолжается ежедневное, особенно усердное моление за упокой души усопшего. Через три года могилу вскрывают вновь…

«Афонское бесстрашие перед смертью - не что иное, как последовательно понятая и пережитая наука Христа о месте человека в мире. Христианин всегда в странствии, в промежутке, на пути к цели, находящейся по другую сторону жизни. Жизнь сама по себе, без этой потусторонней перспективы, ничтожна. Жизнь, ставшая самодостаточной, и есть та страшная "вторая смерть", смерть души, от которой нет спасения. Чтобы стяжать жизнь вечную, монах, да и всякий христианин, должен сначала умереть для этого мира. Умереть на всю жизнь! "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее, а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную " (Ин.12: 24-25). И святогорец тем и занят: упорно и постоянно умирает для этого мира. Он умерщвляет страсти, хоронит пустые желания и праздные мечты. Только "смертью побеждается смерть".

В мире нехристианском, атеистическом, агностическом разум не способен объять эту перевернутую парадоксальную логику жизни и смерти. Животворная смерть, держание ума во аде: все это для светского ума - соблазн и безумие. Жизнь и смерть для атеиста и агностика обычно антиподы, непримиримые противники в борьбе, в которой всегда побеждает страшная смерть. Жизнь - это существование человека, а смерть неизбежно прерывает его. Жизнь - это радость, наслаждение, энергия размножения, приобретения, творчество; смерть - горе, уныние, увядание и уничтожение. Жизнь есть непрестанная борьба за поддержание самой жизни, смерть - обессмысливание всех усилий. Смерть - высшая негативная ценность, расточение всего того, что представляло собой жизнь как самоцель. И еще многое, и многое, что содержится в примитивной бинарной оппозиции. Смерть есть насмешка над всеми человеческими усилиями, и человек никогда не будет в состоянии этого вынести. Поэтому современный человек прогнал смерть из своих мыслей. Если он говорит о ней, то как о чем-то далеком и не имеющем к нему отношения. Но все-таки не может совсем сделать вид, что ее нет, и стремится всячески приукрасить ее и подсластить…

Насколько же естественней, и даже здоровее, эти кости в окошечках святогорских часовен. Они свидетельствуют о бесстрашии, о победе над смертью, о том, что сокровище, приобретенное в этой жизни - если оно действительно приобретено - не погибает, не подлежит страшному уничтожению, но, как бесценная жемчужина мудрого торговца, всегда при нем. Святогорец может думать: "Смерть, где твое жало, ад, где твоя победа?" - потому что он знает о Воскресении. Раз Богочеловек спускался в ад и связал смерть, то и всякий христианин может пойти за Ним, чтобы, умерев при жизни в отдалении от Бога, воскреснуть для жизни вечной с Богом.

Добрая смерть - это одновременно и Воскресение, а потому монашеское призвание и есть подготовка к ней. Об этом монахи не перестают говорить снова и снова.

Быть мастером смерти, быть сильнее, чем она в миг ее прихода, чувствовать при этом не только покой, но и тихую внутреннюю радость - вот самый верный знак, что христианская жизнь удалась», - так написал о жизни и смерти на Афоне сербский философ и публицист Павле Рак, проживший долгое время на Святой Горе в конце ХХ века…

Уже начало темнеть, и я вернулся в келью. В келье прохладно. Вдруг в темноте раздались странные звуки. Наши спутники прибежали к нам, чтобы выйти на балкончик. Сообразили, что это выли на горе шакалы. Впервые слышал подобное. Постояли на балконе, слушая эти звуки природы. Все согласились, что там, в темном лесу, эти звуки не были бы так интересны. Вой шакалов - это единственные звуки, нарушившие глубокую тишину и в монастыре, и в горах.

В 20.00 монастырь уже затих, но, наверное, не спит. В монашеских кельях продолжается молитвенная жизнь. Пока в миру люди, утратившие веру в Бога, в безумной истерике готовятся к «концу света», сметая, как рассказала мама по телефону, с прилавков магазинов спички, свечи, соль и консервы, монахи здесь спокойно живут в тихом молитвенном служении Богу, потому что здесь все всегда готовы к настоящему концу света и не боятся его…

17.12.2012 г. Понедельник.

К 6.00 звуки била призвали на молитву. Совершалась утреня и Литургия в маленьком левом приделе, где находится чудотворный образ Божией Матери «Акафистная». Всю службу пел и читал один монах. Служба прошла тихо и спокойно и закончилась около 9.00.

Никто за Литургией не причащался, потому что вчера на трапезе была рыба. После Литургии священник раздал всем молящимся антидор. На выходе из храма все выпили святой воды из особой чаши, которая стоит в притворе.

Трапезы не положено. В библиотеке архондарика паломники могли подкрепиться хлебом и оливками. В главной зале архондарика каждый мог сделать себе чай или сварить кофе.

Когда шли на службу, небо было ясное, звездное. Во время службы пошел дождь.

Дионисиев монастырь расположен на юго-западной стороне Афонского полуострова, на высоте 80 метров над уровнем моря, межлу Григориевым монастырём и монастырём Святого Павла. Он занимает пятое место в иерархии Святого Афона. Обитель была основана преподобным Дионисием из Касторьи в XIV веке (1370 -1374), от которого и получила свое имя, хотя в прошлом имела и другие названия, такие как “Неа Петра-и “Монастырь Великого Комнина”.

Название “Монастырь Великого Комнина” держалось в течение определённого времени, по просьбе его благодетеля, трапезундского императора Алексея III Комнина, который оказал обители очень большую финансовую поддержку. И преподобный Дионисий и его брат, митрополит Трапезунда Феодосий, прибегли к помощи Алексея, императора Трапезунда (1350-1390), чтобы иметь возможность завершить работы по постройке монастыря. После Алексея несколько византийских императоров из династии Палеологов, а также правители Валахии, такие как Неанко Басараб, поддерживали и укрепляли обитель богатыми пожертвованиями.

В XV веке в Дионисиевом монастыре подвизался и прославленный святитель Нифонт, который одно время был патриархом Константинопольским, но после многих испытаний вернулся к аскетической жизни Святой Горы. Его память празднуется 11 августа, а мощи хранятся в монастыре в раке, которая сама по себе представляет собой редкое произведение искусства.

Обитель прошла испытание пожаром в 1535 году, но, к счастью», смогла устоять, благодаря своим благодетелям. Правители Молдовы Пётр IV Рареш и Александр III Лэпушняну со своей женой Роксандрой, дочерью Рареша, были одними из самых важных благотворителей Дионисиата, что в скором времени (в 1574 году) позволило монастырю подняться на пятое место в иерархии Святой Горы, которое он удерживает и по сей день.

Несмотря, однако, на поддержку благотворителей, монастырь в XVI и XVIII веках в связи с экономическими трудностями становился идиоритмическим. Но с XIX века он вернулся к общежительной системе, которая была закреплена патриархом Каллиником V.

Кафоликон обители, посвящённый Рождеству святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня (отмечается 24 июня), был построен в 1537-1547 годах. Имеет обшитую свинцом кровлю и соответствует афонскому типу соборов, хотя на восточной стороне есть два покрытых малыми куполами дополнительных помещения, в которых размещаются професис (жертвенник) и диаконикон (диаконник). Фрески относятся к эпохе возведения храма. Они принадлежат кисти иконописца Дзордзиса, представителя критской школы. Особенно примечателен резной деревянный иконостас XVIII века, включающий в себя некоторые иконы XVI века, также относящиеся к критской школе.

У обители нет фиала водосвятия, из-за ограниченности площади внутреннего двора. Колокольня расположена рядом с трапезной и представляет собой красивое внушительное трёхэтажное здание, на котором установлены и старые часы монастыря.

Трапезная монастыря находится в южном корпусе. Впечатляющими являются фрески в продоме (представляющем собой обычный портик снаружи трапезной), которые изображают сцены на темы Апокалипсиса Иоанна Богослова, при этом они являются самыми древними подобными изображениями в православном мире. Стоит также отметить фрески внутри трапезной, это работы иконописцев Даниила и Меркурия, датируемые началом XVII века, а также впечатляющее изображение Лествицы преподобного Иоанна Синайского.

На этой иконе символически показан весь внутренний, труднопроходимый и восходящий, путь человека. Лествица преподобного Иоанна представляет собой драгоценный путеводитель для каждого жаждущего пройти внутренний путь возврата в Храм Любви. “Всем, поспешающим написать имена свои в книге жизни на небесах, настоящая книга показывает превосходнейший путь. Шествуя сим путем, увидим, что она непогрешительно руководит последующих ее указаниям, сохраняет их не уязвленными от всякого претыкания, и представляет нам лествицу утвержденную, возводящую от земного во святая святых, на вершине которой утверждается Бог любви. […] Но взойдем, умоляю вас, с усердием и верою, на сей умственный и не бошественный восход, начало которого -отречение от земного, а конец — Бог любви”.

(Иоанн Синайский Лествичник, Лествица)

Фрески, иконы и все другие формы искусства, которые стремятся как-то изобразить неописуемую Сущность Любви, для святогорских монахов являются не только выдающимися произведениями искусства, но главным образом напоминанием об их внутренней Цели, которая состоит в Любви, в Боге. Они представляют собой средства воспитания и пробуждения, помогающие держать иноков в состоянии внутреннего бодрствования, и поэтому встречаются нам, в бесчисленных формах, практически повсюду.

Именно поэтому в каждой обители, кроме главного храма, есть много часовен, в которых монахи и паломники могут в любой момент уединиться, чтобы беспрепятственно искать внутренний Покой.

Дионисиев монастырь владеет немалым количеством пареклисов. Среди них выделяются часовни святителя Нифонта, святых Архангелов, расписанная фресками Даниилом и Меркурием (конец XVI века), и Богородицы Акафиста, первоначально украшенная фресками иконописца Макария (XVII век), которые, к сожалению, в XIX веке были покрыты новым слоем иконописи работы Михаила Кесарийского. В последнем пареклисе хранится редкий образ “Приветствие Богородицы” или же Акафистная Богородица», выполненный из воска и мастики.

Кельи монахов находятся в южном, западном и восточном корпусах монастыря, а в восточном находится ещё и кухня обители. Архондарик и комнаты для Посетителей расположены в северном корпусе. Монастырь имеет свою больницу, приют для престарелых, аптеку и стоматологический кабинет, а также редакцию для собственных изданий и публикаций.

В ризнице монастыря сохранилось множество ценных реликвий,

в частности крест Елены Палеолог, эпитафий, церковная утварь. облачения, кресты и многие другие сокровиша. Много ценных икон находится в хранилище икон, в обители хранится также много мошей святых.

Библиотека монастыря столь же богата, в ней хранятся хрисовуллы, сигиллии, 804 рукописи, 27 свитков на пергаменте и более 10.000 печатных книг, а также уникальное Евангелие XI века, украшенное прекрасными миниатюрами, и редчайшие издания Священного Писания. Здесь стоит отметить, что в монастыре подвизался и плодовитый духовный писатель старец Феоклит Дионисиатский (1916-2006), который оставил после себя значительное литературное наследие. В него входят отмеченная наградами книга “Между небом и землей”, рассказывающая о святогорском монашестве, и сочинение “Диалоги об Афоне”, посвящённое теологии умной молитвы.

К экзартимам Дионисиева монастыря относятся значительное количество кафизм и семь келлий, из которых келлия святого Стефана в Кареях является его представительством.

Пристанью обители служит строение XVI века, реконструированное братьями Мануилом и Фомой из Серреса.

Дионисиев монастырь насчитывает сегодня в общей сложности около 60 иноков братии, живущих в самом монастыре и его экзартимах.

Услуги индивидуального гида, по организации паломничество на Афон, а также трансфер Салоники Урануполис, помощь в получении специальной визы «диамонитирион «,

    Баня по-гречески

    Маргаритес - типичная греческая деревня

    Ксиропотамов Монастырь. Ксиропотам

    Ксиропотамов монастырь расположен в середине Афонского полуострова, после монастыря святого великомученика Пантейлемона, на расстоянии получаса пешего хода от порта Дафни. Обитель занимает восьмое место в иерархии святогорских монастырей. Некоторые из древних названий монастыря: «Сорока святых», «Химарр» («Овражий» . «Хлоропотам» (то же, что и Ксиропотам, то есть «Засохшая река»), «святого Никифора». Существуют совершенно разные мнения относительно латы основания обители и личности её основателя.

    Загробная жизнь у древних греков

    Прежде, чем изложить эту сторону культуры народа Греции, стоит вспомнить очень известный миф. Рассказывает он о влюбленной паре: Эвридике и Орфее. Девушка погибла от укуса кобры, а ее молодой человек не мог смириться с жестокой утратой. Он отправился за любимой в подземное царство мертвых к самому царю Аиду, чтобы уговорить его вернуть ему возлюбленную.

Осн. в 1375 г., престольный праздник 24 июня/7 июля,
в день Рождества Иоанна Предтечи.
Игумен: архим. Петр.
Тел. (30-377) 23687. Факс (30-377) 23686.

Дионисиат

Дионисиев монастырь расположен на узкой и крутой скале, на высоте80 метровнад морем, на юго-западной стороне полуострова между монастырями Григориевым и Святого Павла. В старинных документах он упоминается и под другими названиями – «Новая Скала», «монастырь Великого Комнина», «монастырь кира Дионисия» и отмечает свой праздник в день Рождества Иоанна Предтечи (24 июня).

Основание монастыря приходится на вторую половину XIV века (1370-1374) и связано с именем Святого Дионисии, который был родом из Кориса Касторийского и начал свой великий труд, опираясь только на собственные скудные средства, поначалу при помощи только двух своих учеников. Однако в завершении строительства существенную помощь оказал трапезундский император Алексей III Комнин, предоставив Дионисию, который прибыл к нему в Трапезунд, сразу же значительную сумму, а затем ежегодно предоставлял средства, чтобы работы по строительству не прекращались. При этом посредником в отношениях императором выступал и митрополит Трапезундский Феодосий, который был братом Святого Дионисии и бывшим настоятелем Филофеева монастыря на Афоне. Проявивший особый интерес к этому новосозданному монастырю Алексей вполне обоснованно пожелал, чтобы он был назван «Монастырем Велнкого Комнина».

Дорога к монастырю

Материальную помощь после Алексея стали оказывать и другие византийские императоры – Палеологи, а после падения Константинополя (1453) монастырю оказывали поддержку многие господари Молдовлахии. Последним Дионисиев монастырь обязан расширением своей территории и вообще нынешним своим обликом, по причине чего господарей относят к числу его ктиторов. Из господарей следует особо отметить Радула и его преемника Неанко Бессараба, который, кроме всего прочего, построил в 1520 году башню и монастырский водопровод. Высота башни –25 м, а на последнем ее этаже находится керамическая монограмма Предтечи.

В 1535 году бо́льшая часть монастыря сгорела, и вскоре молдавский господарь Иоанн Петр построил на свои средства его восточную сторону – от кухни до винного склада. Господарь Александр и его супруга Роксандра построили от основании обращенное к морю целым рядом балконов (exostes) шестиэтажное крыло, а также выкупили и передали монастырю его подворья.

Кроме упомянутых выше, известны и другие благодетели монастыря, в том числе братья Лазарь и Бой из Пьявицы на Халкидике, построившие обращенное к саду продолжение семиэтажной стороны, братья Фома и Мануил из Серр, построившие пристань и подворье Орфана на Пангее в Восточной Македонии и, наконец, в более позднее время епископы Макарий Гераклейский и Иеремия Белградский (1797) и посол Австрии в Константинополе Иоанн Франкопулос (1800), которые жили в монастыре до самой смерти и завещали ему свое значительное имущество.

Святой Дионисий, мозаика. Дионисиат

Монастырский собор возвышается почти в самом центре узкого двора. Посвящен он Рождеству Иоанна Предтечи, был построен и расписан фресками в 1537-1547 годах на средства воеводы Петра, о чем свидетельствует соответствующая надпись над входом собственно храма. Пятикупольный и покрытый свинцовой кровлей храм внутри очень темный, поскольку вокруг него стоит много зданий. Архитектура здесь следует стилю других афонских соборов, имея ряд особенностей на восточной стороне, где находятся «типикарии», т.е. два помещения с планировкой в виде круга внутри и восьмиугольника снаружи и при этом покрытые куполами с высоким тимпаном. В эти помещения были перенесены соответственно професис и диаконикон, находившиеся, как известно, с двух сторон центральной ниши Святого Алтаря.

Замечательные фрески собора были созданы в 1546 году живописцем Джорджи, одним из основных представителей критской школы. Этот художник подражает Феофану, однако несколько отличается от последнего манерой изображения складок одежд, а также большей схематичностью и аскетической строгостью, которые характеризуют его образы, однако, что касается выбора тем, он следует общей иконографической программе, прослеживающейся и в других соборах: в правом нефе сохранились изображения ктитора Петра и его детей в полный рост с соответствующей надписью. Оказавшийся включенным в западную сторону монастыря нартекс был расписан фресками позднее каким-то румынским художником.

Замечателен и резной деревянный иконостас собора (XVIII в.) с исключительно богатым декором, полностью покрытый позолотой из чистого золота. Кроме более поздних икон (1805-1818), здесь находится несколько более ранних, в том числе пять икон Большого Моления работы критского художника Евфросина (1542). В другой части храма находятся иконы Христа и Богородицы, а также большой крест, относящиеся к более раннему иконостасу. В Святом Алтаре, на хорах и в других местах находятся и другие иконы большой художественной и исторической ценности, датируемые XIV веком и более поздним временем. Наконец, следует отметить здесь также несколько произведений скульптуры из дерева и слоновой кости, каковыми являются митрополичий престол, проскинитарий, аналои на обоих хорах для певчих, а также изготовленный в 1685 году Святой Алтарь.

Дионисиат

Кроме главного храма, монастырь имеет также много часовен, как на территории внутри стен, так и за ее пределами. Наиболее значительной из них является часовня Богородицы Акафистной слева от литийного притвора, внутри собора с фресками живописца Макария (1615), которые, к сожалению, в 1890 году были покрыты новым слоем живописи работы Михаила Кесареаса, о чем свидетельствует надпись на притолоке двери. В этой часовне сохранилась самая ранняя из икон Богородицы, написанная в технике воскового литья (энкаустики), известная как икона Благодарственных гимнов Богородице. Согласно традиции, эту икону держал патриарх Сергий или один из епископов, обходя с ней вокруг стен Константинополя, чтобы воодушевить воинов и народ во время осады города аварами и славянами в 626 году. На территории монастыря находятся также следующие часовни: Святого Нифонта, Святого Николая, Святого Георгия (1609), Святых Бессребреников, Архангелов с фресками конца XVI века работы монахов Даниила и Меркурия. Святого Иоанна Богослова (1608; нартекс – 1615) и Святого Иоанна Златоуста.

За пределами монастыря, в различных его кафизмах и пустынях находятся часовни Святого Онуфрия, Богородицы, Святого Иакова Брата Божьего, Святого Димитрия, Двенадцати Апостолов и Всех Святых с фресками 1610 года, выполненными упомянутыми выше живописцами Даниилом и Меркурием.

Дионисиевому монастырю принадлежат также 7 келий в Карее, из которых келья Святого Стефана является его представительством.

К юго-западу от собора находится встроенная в одно из его крыльев общая трапеза, создание которой принадлежит также господарю Петру. Ее фрески, отмеченные сильными влияниями критской школы, особенно в сценах южной стороны, были написаны живописцами Даниилом и Меркурием (1603). Здесь изображены святые в полный рост и мученичества святых, Падение Люцифера, Собрание Бестелесных, Небодорожная Лествица, изображения чудес Христа и сцены из жизни Иоанна Предтечи, изображения Рая и др. Снаружи трапезной, в продоме, который представляет собой обычный портик, находятся фрески в хорошем состоянии с весьма впечатляющими сценами круга Апокалипсиса Иоанна. Наконец, у входа в трапезной сохранилась старая резная деревянная дверь с изображениями разных сказочных животных.

Дионисиат

Близ трапезной возвышается трехэтажная звонница, на которой находятся старинные монастырские часы.

Почти несуществующий монастырский двор составляют только три небольших прохода. Поэтому фиал водосвятия здесь отсутствует.

В богатой, покрытой куполом ризнице хранится много ценных регалий разных эпох. Наиболее важными из них являются: пластина из слоновой кости с рельефным изображением Распятия (Х в.), крест Елены Палеолог, эпитафий XVI века, шитые золотом священные ризы и ткани, множество предметов церковной утвари, медальонов, крестов, артофориев, евангелия в драгоценных окладах, а также множество старинных документов·– хрисовулов, сигиллов, прозелитических посланий и иеросфрагистов.

В особой крипте Святого Алтаря собора хранятся останки Святого Нифонта, патриарха Константинопольского, в позолоченном серебряном оссуарии в виде храма, который является даром господаря Неанко (1515). Наконец, в шкафу, в том же помещении находятся другие оссуарии, в которых хранятся около 150 святых реликвий, а также священные части Животворящего Древа Креста Господня.

Очень богата и хорошо упорядочена монастырская библиотека , которая располагается в красивом и надежно защищенном зале реконструированного в последнее время нового крыла и насчитывает около 1.100 рукописей на пергаменте, бомбазине (шелковой ткани) и бумаге и 27 пергаментных свитков. Большинство из них содержит богословские, церковные или литургические произведения, причем значительная часть их иллюстрирована очень интересными миниатюрами с роскошными заголовками и буквицами. Особо выделяются кодексы №№ 2, 13, 14, 61, 65, 587 и 588. Так, рукопись № 587 представляет собой Евангелие XI века, которое считается одним из лучших в своем роде. Это Евангелие украшено приблизительно 80 миниатюрами, причем все они сохранились в отличном состоянии. Иллюстрирована также рукопись № 33 – Четверное Евангелие XIII века, которое, кроме миниатюр примечательно также редким окладом из резного дерева, на лицевой стороне которого изображено множество сцен очень тонкой работы.

Мост у монастыря

Кроме отдела рукописей, библиотека располагает значительным числом печатных книг (более 15000), в том числе архетипами и палеотипами, а также редкими изданиями Святого Писания, классических и церковных авторов и разного рода словарями ХVI века.

«Суровый монастырь» Дионисия в Третьем Уставе Святой Горы (1394) занимает девятнадцатое место среди существовавших тогда 25 монастырей. Однако с 1574 года и по сей день монастырь «поднялся» на пятое место, и таким образом имеет право на протэпистасию в Священном Киноте каждый пятый год. В ХVI веке по экономическим причинам монастырь стал идиоритмическим, оставаясь таковым до 1616 года. Это же положение имело место и в середине XVIII века. Наконец, с 1805 года в монастыре окончательно утвердился общежительный образ жизни, в связи с чем был дан и соответствующий сигилл патриарха Каллиника V.

В настоящее время монастырь насчитывает около 60 монахов, проживающих как на территории монастыря, так и за его пределами.

Предание.

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы Мировлитиса (Мироточащая) - одна из главных святынь обители - считается одной из семидесяти, принадлежавших св. апостолу и евангелисту Луке. Более того, существует мнение, что он же сам - ее автор. При написании этого святого образа использована старинная техника воска и мастики.

Икона Божией Матери Мировлитисса

По преданию, в ходе осады арабами Константинополя в 626 г. именно эта икона была обнесена Патриархом Сергием (или одним их его епископов) вокруг городских стен. В ходе освобождения Константинополя от крестоносцев она же сопутствовала армии правителя Михаила VIII Палеолога. А в дар монастырю - в честь его основания - икона была принесена императором Алексеем III Трапезундским (1337-1390гг.).
В 1592 г. икона была похищена пиратами, но им пришлось возвратить ее в монастырь из-за сильной бури, разразившейся на море. В 1767 г. икона вновь была украдена, на этот раз разбойниками из Далмации. Их поймали греческие пастухи, отняли святой образ и передали его жителям острова Скопелос. Островитяне вначале не желали отдавать икону, однако затем, когда в их землях разразилась эпидемия, они поняли, что образ несомненно следует вернуть. Так Матерь Божия указывала нечестивым людям, где Ее истинная обитель на Земле.

Каждый день перед иконой читается Акафист Пресвятой Богородице.

В юго-восточной части Афонского полуострова на скале с обрывающимися в море отвесными склонами уже семь веков стоит Дионисиат, один из самых известных и авторитетных монастырей Афона, средоточие множества православных реликвий и уникальных рукописей. Устав общины Дионисиата лёг в основу уставов многих монастырей православного мира.

Преподобный Дионисий

Основателем монастыря был преподобный Дионисий, живший в XIV веке. Он родился в Греции, в селении Корис вблизи Кастории в бедной семье. Дионисий был известен своим благочестием и строгим соблюдением религиозных предписаний, о его жизни рассказывали много чудесных историй. Учителем Дионисия был Серафим, прот Афона (игумен Кареи, занимавший первое место в иерархии афонских настоятелей).

Дионисий немало странствовал по Греции, совершил паломничество в Иерусалим. Патриарх Иерусалимский предлагал ему остаться в Святом граде, намереваясь подготовить из него своего преемника. Однако преподобный отказался и вернулся в Грецию, где провёл долгие годы в отшельничестве на Афоне и горе Олимп.

Афонские монахи неоднократно просили подвижника возглавить ту или иную общину. Однажды Дионисий согласился стать игуменом монастыря Филофей, видя бедственное положение обители. Настоятель лично отправился в Константинополь для сбора милостыни и вернулся со значительными средствами. Одновременно Дионисий попытался изменить монастырский устав, приведя его в соответствие со своими аскетическими взглядами. Это вызвало ропот у части монахов, и Дионисий покинул обитель, чтобы не вносить раздор в общину.












Часть братии удалилась вместе с ним в скит Антония Великого, основателя монашества. Скит был известен своим суровым уставом и строгим соблюдением церковных канонов. Возможно, наличие столь преданных последователей натолкнуло Дионисия на мысль основать монастырь, устав которого соответствовал бы учению Антония и его собственным взглядам.

История Дионисиата

В 1370 году строительство обители было начато. Однако собранных Дионисием денег не хватило, и он обратился за помощью к своему брату Феодосию, митрополиту Трапезунда. Феодосий рассказал о Дионисии императору Трапезунда Алексею III из династии Великих Комнинов. Алексей, тративший немалые средства на поддержку монастырей, пожелал встретиться с Дионисием. После беседы с преподобным император, поражённый его благочестием, выделил нужную сумму.

В 1375 году строительство было завершено. Центром комплекса стал собор, освящённый в честь Иоанна Предтечи. Вокруг него были возведены жилые здания. В 1389 году патриарх Антоний IV придал общине официальный статус, и Дионисиат вошёл в сообщество афонских монастырей.

Дионисий в течение ряда лет возглавлял общину нового монастыря. В преклонном возрасте он оставил обитель и удалился на Олимп. Год смерти его неизвестен, Успение преподобного Дионисия отмечается 24 января.

За свою долгую историю Дионисиат пережил немало бедствий. Вскоре после завершения строительства монастырь подвергся нападению пиратов. Большинство монахов было пленено, и освободили их лишь после того, как Дионисий с помощью императора Алексея внёс большой выкуп.

После захвата турками Салоник в 1430 году Афонский полуостров стал частью Порты. Первые султаны проводили политику веротерпимости, и все привилегии, которыми монастырь пользовался при византийских императорах, были сохранены.

Расцвет Дионисиата приходится на середину XVI века и связан, как ни парадоксально, с пожаром 1534 года, когда были уничтожены практически все постройки монастыря. Дионисиат пришлось возводить буквально заново.

Заслуга восстановления монастыря принадлежит господарям Валахии и Молдавии, которые всегда поддерживали Дионисиат. Был заново отстроен соборный храм, возведены каменные жилые здания, построен водопровод. Стены собора расписал известный живописец критской школы Цорзис, а на стенах трапезной один из его учеников изобразил 21 сцену Апокалипсиса.

Удивительно - за все века, прошедшие с момента завершения работ над росписями Дионисиата, в монастыре ни разу не было сколько-нибудь серьёзного пожара.

В 1566 году указом султана Селима II монастыри Афона были лишены своих имений. Дионисиат приходит в упадок, а к концу XVI века обитель почти опустела. Монастырь стал особножительным, то есть монахи должны были сами обеспечивать себя всем необходимым.

Уже в XVII веке Дионисиат возвращает былое значение. Паломники приезжают приобщиться к хранящимся здесь реликвиям, многие богатые люди вступают в общину и завещают монастырю всё своё состояние.

Тяжёлым испытанием стали годы после греческого восстания 1821 г., когда турецкие войска разместились в монастыре, а монахи были изгнаны из своих келий. Конец преследованиям положил разгром Турции Россией в войне 1828-1829 гг. Греция получила автономию, началось возрождение афонских монастырей.

Реликвии и достопримечательности обители

Дионисиат занимает 5-е место в официальной иерархии монастырей Афона. Устав его отличается строгостью, что, вероятно, объясняет небольшое число живущих здесь монахов – их около 50.

Помимо соборного храма, на территории монастыря находится ещё 14 небольших церквей и часовен, а также кельи монахов. Строения расположены столь компактно, что в центральном храме темно даже днём.

Манускрипт XIII-го века

В Дионисиате хранится множество реликвий, бесценные иконы, рукописи и печатные книги. Главной реликвией монастыря является, безусловно, правая рука Иоанна Предтечи. Также здесь хранятся мощи апостола Луки, святого Нифонта, патриарха Константинопольского, многих других православных святых, а также части Креста Господня.

В ряду икон Дионисиата особое место занимает чудотворная икона «Приветствие Богородицы» (Акафистная). Предание приписывает её авторство апостолу Луке. Она написана в редкой технике энкаустики (воск и мастика). Это подарок Алексея III монастырю в честь основания обители.

Считается, что именно эта икона спасла Константинополь во время осады аварами и славянами в 626 году. Икону пронесли по стенам города, после чего в войсках осаждающих началась эпидемия, и они отступили. Через 900 лет икона была похищена пиратами, однако разыгравшийся шторм едва не разбил пиратский корабль о скалы и прекратился только после того, как пираты вернули икону в Дионисиат. Ещё одна попытка завладеть иконой относится к XVIII веку, когда правивший здесь паша отнял образ у монахов, однако вернул икону на место после того, как ему во сне явилась Богородица.

Славится монастырь и своими фресками. Самая знаменитая из росписей – сцены Апокалипсиса на стенах трапезной. Это наиболее полное изображение Конца света в мире. Детали фрески поражают зрителя. Многие усматривают в росписях изображения самолётов, огнемётов, бомбоубежищ, даже атомного взрыва. Первыми это хронологическое несоответствие заметили немецкие солдаты, занявшие монастырь в 1941 году. С тех пор фрески трапезной являются предметом неустанных споров и привлекают самых пристальный интерес во всём мире.

Дионисиат вправе гордиться своей библиотекой, насчитывающей свыше 1100 манускриптов и около 15 тысяч книг, среди которых уникальные первопечатные инкунабулы. Самой старой рукописью является Афонский кодекс IX века, состоящий из 259 листов пергамента и содержащий тексты четырёх канонических евангелий.

Дионисиат привлекает множество посетителей. Это и паломники, желающие прикоснуться к святыням, и учёные, приезжающие со всего мира поработать в монастырской библиотеке, и туристы, интересующиеся старинной архитектурой и искусством. Монахи обители никому не отказывают в беседе и добром слове. Красноречивая деталь – это единственный из монастырей Афона, в котором посетители могут воспользоваться тёплым душем.

Дионисиат Афон

Осн. в 1375 г., престольный праздник 24 июня/7 июля, в день Рождества Иоанна Предтечи.

Игумен: архим. Петр.

Тел. (30-377) 23687.

Факс (30-377) 23686.

Дионисиат (греч. Μονή Διονυσίου) — один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 5-е место. Находится на юго-западной стороне ; основан в XIV веке святым Денисом Корисом и назван его именем. Монастырь освящён во имя Иоана Крестителя.

Монастырь Дионисиат, или "Неа Петра" (Новая скала), стоит на узкой и крутой скале на высоте 80 метров над уровнем моря, между монастырями Григориат и Святого Павла. Основателем монастыря был преподобный Дионисий из селения Корисос около Касторьи. Дионисий с большим трудом смог собрать средства для основания обители во второй половине XIV в. Его усилия были щедро поддержаны Алексием III Комнином, императором Трапезундской империи, вдохновленным на это митрополитом города Феодосием - братом Дионисия. Впоследствии обитель щедро поддерживали императоры династии Палеологов и многие господари Молдо-Валахии.

Патриарх Антоний IV официально даровал монастырю именование Патриаршего в 1389 г., и таким образом он начал самостоятельную жизнь на Афон е . С обителью связана жизнь свт. Нифонта, патриарха Константинопольского, принявшего монашество здесь в середине XV в. и после многих превратностей возвратившегося сюда, где и преставился. В 1539 г. пожар, возможно, самый разрушительный за всю историю монастыря, превратил в пепел большую часть его строений, которые, однако, были скоро отстроены и расширены. В XVI и XVIII вв. обитель из-за экономических трудностей стала своекоштной, но в XIX в. окончательно вернулась к общежительному уставу.

Собор монастыря, освященный в честь Рождества Иоанна Предтечи, был возведен одновременно с обителью, но разрушен пожаром в 1534 г. Новый храм был возведен после 1540 г. Его фрески, относящиеся к Критской школе, датируются 1546 г. Особого внимания заслуживают позолоченный иконостас и фрески на тему Апокалипсиса - это самое древнее полное изображение Апокалипсиса в православном мире - рекомендуем настоятельно посмотреть. Мы их поместим на портале, но не сейчас... -www.сайт

Русский паломник-пешеходец Василий (Григорович-Барский) посетил Дионисиу в 1744 году. Странник так описал увиденное:

Дионисиат занимает 5-е место в иерархии афонских монастырей. Среди его святынь - множество святых мощей, наиболее важными из которых являются десница Иоанна Предтечи и мощи свт. Нифонта. Внимания заслуживают резное распятие слоновой кости X в., священные сосуды и облачения.

Соборный храм - в честь Предтечи Господня Иоанна.

Кроме Животворящего Древа Креста Господн я здесь служат предметом чествования и поклонения: локоть от правой руки св. Предтечи и Крестителя Иоанна; правая рука св. Иоанна Милостивого ; правая же рука св. Иоанна епископа Колонийского; правые же руки священномуч. Власия, Модеста патриарха Иерусалимского; священномуч. Антипы; св. Ап. и Евангелиста Луки и св. Параскевы; голова св. Григория епископа Акрагантийского; челюсть св. Архидиакона Стефана; большой зуб св. муч. Христофора; кости свв.безсребрен. Космы и Дамиана; св. священномуч. Харалампия; св. Нифонта патриарха Цареградского, временно и смиренно здесь подвизавшегося; св. Феофании царицы; св. муч. Фомаиды; миро св. великомуч. Димитрия и узы св. Апостола Петра.

Трапезная покрыта снаружи уникальной росписью пророческого характера. На фресках, созданных в XVII веке, изображены картины современной нам войны, в том числе атомные бомбы, бомбоубежища, самолеты-истребители и огнеметы- -www.сайт .

Кроме соборного храма находятся параклисы:

1) в честь Пресвятой Богородицы на хорах;

2) свв. Архангелов;

3) св. Евангелиста Иоанна Богослова;

4) св. Иоанна Златоустого;

5) св. великомученика и Победоносца Георгия;

6) Святителя Николая;

7) Всех Святых;

8) св. безсребренников Космы и Дамиана;

9) св. Нифонта, патриарха Царя- града;

10) препод.Дионисия, ктитора обители.

Вне монастыря 18 церквей.

От Дионисиата до Григориата полтора часа ходу, до Кареи шесть часов.
Сегодня в монастыре живут 50 монахов.

Особо почитаемые иконы

Икона Богородицы Мировлитиса (Мироточащая)

В Дионисиате находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы, известная как Акафистная . В часовне Богородицы Акафиста висит древняя икона «Приветствие Богородицы» , вылепленная из воска и мастики..

Предание 1 версия

Считается, что это одна из 70 икон, принадлежавших евангелисту Луке. Она написана воском и мастикой. Ежедневно перед иконой читается Акафист Богородице. По преданию, во время осады арабами Константинополя в 626 году ее обнесли вокруг стены города. Также, во время освобождения Константинополя от крестоносцев эта икона предшествовала войскам императора Михаила VIII Палеолога. Монастырю икона была подарена императором Алексеем III Трапезундским (1337-1390гг) в честь основания.

В 1592 году икона была похищена пиратами, которые были вынуждены вернуть ее в монастырь по причине большого шторма. В 1767 году икона снова была украдена , на этот раз бандитами из Далмации. Их задержали греческие пастухи и передали икону на остров Скопелос. Жители этого острова не хотели отдавать икону, но после того, как остров охватила эпидемия, икону пришлось вернуть монахам.

Предание 2 версия

Бытует мнение, что эта икона создана самим апостолом Лукой. Император Алексей подарил ее святому Дионисию, однако в 1592 году икону украли пираты. Их главарь решил вернуть святыню в обитель, испугавшись сновидения. В XVIII веке икона была похищена турками , но со временем опять вернулась в Дионисиат.
По преданию, это именно та икона, которую Патриарх Сергий или один из его епископов носил вокруг стен Константинополя во время осады города войсками авар и славян в 626 году.

Предание об этом месте - www.сайт

Сарец Исаак Дионисиатский в своих монашеских подвигах поста, молитвы и духовной борьбы он всех любил и был послушен во всем любому. И все любили его.

Однажды, когда он находился на послушании на подворье монастыря в Карее , его наставник отец Геласий, который в то время представлял их монастырь в Карее, предупредил его, что уже полдень и ожидается буря, так что он может заблудиться на обратном пути в этот час в зимнее время . Но старец отвечал, что ему без всяких оправданий обязательно надо вернуться в Дионисиат , который находился в пяти часах ходьбы от Кареи. И вот, постояв на коленях, блаженный ушел. Когда он достиг вершины горы, начался сильный снегопад. Стало тяжело идти. Когда он добрался до холма под названием Босдум в Симонопетре , снега было уже по колено и начинало темнеть. Старец Исаак был напуган этой темнотой, снегом и дикими зверями в лесу.

Уповая на Господа, святой старец воззвал из самой глубины сердца: «Господи Иисусе Христе, Боже мой, по благословению святого старца, пожалуйста, спаси меня в этот час». И тотчас же он был поднят невидимой силой и отнесен к воротам своего монастыря.

Подходило время вечерни, и привратник хотел уже закрывать ворота. Когда он увидел авву Исаака, то был очень удивлен и, поздоровавшись, с благоговением спросил его, как он смог добраться в такую непогоду. Блаженный ответил, что он приехал из Кареи.

«Но как вы смогли очутиться здесь в такую погоду?» Авва не мог ответить, а только смотрел на икону святого Иоанна Предтечи.

Привратник также заметил, что на снегу нет следов со стороны Кареи. Наконец, после настойчивых расспросов привратника о том, каким образом он покинул афонскую столицу и как он прибыл в Дионисиат, авва Исаак смог рассказать ему и другим отцам, что произошло: он сказал, что помнит все, что было с ним в первую половину пути, но дальше он может вспомнить только, как просил у Бога помощи. А потом он оказался перед входом в монастырь.

Его все называли «авва», и он действительно был «папой» .....