Акварельные кляксы. Уроки рисования для детей

Во время просмотра фотоснимков порой может показаться, что практически невозможно отобразить на бумаге кристально чистую воду, свежий прозрачный воздух, уникальные пейзажи морозной зимы.

После перебора кучи бумажных листов и дизайнерского картона мастеру становится очевидным тот факт, что передать перечисленные выше эффекты не удастся ничем, кроме акварельных красок. А уж они доступны каждому.

Полноценно качественный акварельный фон в скрапбукинге получится только при использовании комбинации бумаги для акварельных красок, кисточки и акварельных красок нужных цветов.

Важно! Кисточки должны быть изготовлены из соответствующих материалов: губки, мини-мисты (или распылители).

Основы создания акварельного фона

В первую очередь необходимо внимательно рассмотреть фотографию и выделить преобладающие на ней краски.

Предположим, это цвета: голубой, коричневый и бирюзовый.

Понадобится полиэтиленовый пакет либо файл для бумаги, в который необходимо поместить лист бумаги белого цвета.

Затем – выбрать требуемый цвет краски и нанести ее на лист. Допускается отжим краски с кисточки пальцами для большего эффекта.

Теперь следует положить бумажный лист сверху, аккуратно прижать и разгладить его.

На его поверхности образуется «лужа» из красок.

Чтобы получить еще более интересный эффект, можно наклонять лист в разные стороны. При этом краски начнут растекаться и смешиваться, образуя живописные разводы после просыхания.

Теперь необходимо просушить бумажный лист. Если пятно из красок на нем оказалось слишком бледным, можно добавить нужную краску с помощью кисточки и вновь повертеть лист. Краска начнет растекаться по уже образованному пятну.

Слишком темное пятно можно разбавить водой при помощи распылителя. Вода растворит краску, сделает пятно менее насыщенным и темным.

На практике станет понятно, что для получения цветового пятна можно применять не только описанный выше способ.

Чтобы создать такой акварельный фон потребуется следующее:

  • губкой или распылителем смочить лист бумаги по центру;
  • кисточкой добавить краску требуемых цветов на увлаженную область бумажного листа;
  • вращать лист до тех пор, пока не будет получен требуемый результат;
  • в процессе создания слишком светлые пятна можно разбавлять краской, а слишком темные – водой;

В чем же заключается отличие между пятнами, которые создавались первым и вторым способами?

Пятно, полученное первым способом, имеет четкие границы. У второго пятна края получатся размытыми. Если требуется закрасить лист полностью, лучше использовать губку для полного смачивания его водой. Краска затем наносится быстрыми мазками или кляксами сверху.

Чтобы получить следующие фоны необходимо:

  • выбрать подходящий штамп для страницы;
  • сделать оттиск, добавить пудру белого цвета, запечь;
  • краску можно наносить так, как было указано в первом способе или при помощи распылителя;
  • для получения интересного эффекта необходимо вращать лист, краска при этом растекается и смешивается.

Описанные выше приемы позволяют создать темный контур вокруг изображения, выполненного методом эмбоссинга (объемный рисунок), при помощи акварельной краски. Данный контур служит в качестве тени и создает эффект трехмерного изображения.

Чтобы получить этот акварельный фон, нужно выполнить следующее:

  • Залить воду в емкость распылителя, добавить необходимую краску в жидкость при помощи кисточки. Участки листа бумаги, на которых необходимо получить фон этого цвета, следует увлажнить из распылителя. Это необходимо делать аккуратно, чтобы избежать появления луж (не брызгать в одно и то же место несколько раз).
  • Подобно описанному в предыдущем пункте способу развести краску другого цвета. Побрызгать ею лист бумаги в требуемых местах. Удобнее использовать сразу несколько распылителей.
  • Выждать, пока подсохнет нанесенная краска, добавить брызг более насыщенного цвета или оттенка. Спешить в этом случае не рекомендуется, чтобы избежать возникновения луж на листе.

Как выпрямить лист после обработки краской

Для этого понадобится пленка (или несколько листов газеты) и офисная бумага. Газета или пленка необходимы для впитывания краски, а офисная бумага предотвратит перепечатывание газетного текста.

Лист можно выпрямить, выполнив следующие действия:

  • Положить не полностью просохший лист под пресс, на который предварительно положить сверху офисную бумагу с газетными листами или пленку.
  • Аккуратно прогладить лист утюгом. Если изображение было создано техникой горячего эмбоссинга, оно может легко разрушиться.
  • Если до выравнивания листа краска на нем уже высохла, следует его слегка смочить водой с противоположной стороны, прежде чем положить под пресс.
  • Довольно радикальным способом является приклеивание листа к картону. Для этого лучше использовать клей-карандаш, которым следует равномерно нанести клейкую основу на лист. Можно использовать и скотч, которым проклеивают лист по периметру и по центру во избежание появления пузырей.

Некоторые тонкости, знание которых приходит с практикой:

  • Равномерного высыхания листа можно добиться при полном смачивании его водой.
  • Если необходимо сделать акварельные листы для альбома, лучше использовать не слишком плотную акварельную бумагу (до 230 г/кв. м) с отсутствием хлопковых волокон и прочих добавок. Иначе бумагу будет сложно приклеить и ее может повести.
  • Для простых страничек с небольшой лужей из красок лучше выбрать бумагу для акварели с высокой плотностью листов.

Некоторые советы от мастера Елены Виноградовой:

  1. Чтобы избежать казусов во время смешивания цветов акварельных красок, рекомендуется поэкспериментировать с этим перед выполнением работы.
  2. Например, синий и желтый цвета при смешивании дадут зеленый, красный и желтый – оранжевый.
  3. Прежде, чем использовать комбинацию других цветов, лучше смешать их на черновике и посмотреть результат.
  4. В качестве черновиков могут служить небольшие листочки акварельной бумаге.
  5. Вот и все секреты. Главное хорошо потренироваться, прежде чем приступать к основной работе.

🙂
Акварель прекрасна своей прозрачностью, не правда ли? А что если использовать это свойство краски и сделать красивый и воздушный, многослойный и разноцветный фон для странички? Приступим!

Нам понадобится:

Бумага для акварели как основа

Акварельные краски

Широкая плоская кисть

Фотографии и декор для странички

1.Прежде всего надо определиться с гаммой и расположением основных элементов – фотографий – на страничке. Если вы испытываете сложности с подбором цветовой гаммы, можно воспользоваться замечательным сервисом на специализированных сайтах, например http://colorschemedesigner.com/ .

Для своей странички я выбрала линейную композицию, основные цветовые пятна будут располагаться по той же горизонтали, что и фото.

2.Приступим к раскрашиванию нашего белого листа! Первым слоем будет лёгкая тонировка по мокрому. Намочите лист водой (кистью или с помощью пульверизатора) и, пока он не высох, добавьте цвета, ориентируясь на выбранную палитру.

3.После того, как лист высохнет, добавляем самодельные маски-трафареты. Это могут быть просты геометрические фигуры – круги, прямоугольники, или более сложные – звёзды. Готовые бумажные цветы можно тоже использовать в качестве маски. Для своей странички я выбрала форму бабочки, вырезала несколько штук различных размеров из белой бумаги. Маски фиксируем временными клеевыми точками или же не слишком липким двусторонним скотчем (будьте осторожны с ним! При отклеивании следите за тем, чтобы не нанести бумаге увечий!)

4.Краску поверх масок наносим следующим образом. Кисть должна быть чуть влажной, отожмите её после намокания, чтобы ворсинки распределились небольшими группками. Слегка наберити краску, окунув самый кончик в акварельную лужицу.

5.В дополнение к самодельным маскам можно использовать и готовые: я взяла одну из любимых масок в виде клякс. Движения кистью должны быть чёткими и уверенными, но не надо давить слишком сильно, старайтесь как бы поглаживать бумагу. Используя такой приём, вы увидите очень красивый «полосатый» эффект.

6.Оценим результат.

7.Когда бумага подсохнет, добавим около фигур бабочек капель. Для этого обильно набираем краску кистью и стряхиваем её резким движением на бумагу. Можно постукивать кистью о линейку или карандаш.

8.Теперь можно отклеить маски и ещё раз оценить получившийся фон.

Кляксография – это техника рисования на основе спонтанных пятен и брызг.

Использовать её можно для разных целей.

  1. Для создания декоративных фонов (в открытках, например)
  2. Для упражнений на развитие фантазии
  3. Для арт-терапии – вытаскивания образов проблемы из подсознания и преобразования их
  4. Для создания художественных произведений.

Больше материалов по теме:

Про последний пункт расскажу в другой раз, а пока давайте попробуем, что же такое кляксография.

Материалы:

Для того, чтобы заниматься кляксографией, нужна бумага. Много бумаги. Ибо процесс захватывает, и хочется “запятнать” как можно больше пространства. Поэтому берите кипу бумаги попроще – серой для письма или белой для принтера.
Ещё нужна тушь или чернила. Если оных нет, то подойдут акварельные краски. Кисть берём покрупнее. Подойдет даже малярный флейц.

Подготовка рабочего пространства:

Перед началом процесса застелите поверхность стола газетами или плёнкой. Возможно, всё вокруг тоже придется прикрыть, дабы брызги, летящие во все стороны, не испачкали интерьер. Хорошо бы и свою одежду обезопасить фартучком – тушь практически не отстирывается.

Начните рисовать акварелью уже сегодня!

Освойте основы акварельного письма с популярным курсом

“Укрощение акварели”

Кляксография, техника создания клякс:

Теперь, когда всё готово, можно начинать впадать в безумство. 🙂

  • Наберите тушь на кисть и стряхните её на бумагу, чтобы получились кляксы. Красота?

Можно импульсивно водить рукой по бумаге, можно просто капать тушь, можно наклонять лист, чтобы тушь текла в разные стороны. А еще на капли краски можно дуть, и они будут растекаться красивыми потёками. Для этого удобно брать коктейльную соломинку.

Вот парочка пятен, которые при этом получились у меня.

Первое напоминает мне цветок. А второе вызывает какие-то неприятные ассоциации с внутренними органами… Правда, это еще похоже на боб с ростком…

Я предлагаю и вам бездумно поиграть со своими кляксами. Это как раз то, что запрещали в детстве. А теперь то мы взрослые люди и можем себе позволить немного пошалить и впасть в безумство… 🙂

Отпустите свою руку и дайте ей малевать всё, что она захочет. Пусть подсознание через движения тела выплеснет наружу то, что ему нужно.

Спонтанные брызги и “дутые” кляксы, конечно, к работе подсознания имеют мало отношения, зато они хорошо украшают графический лист. Поэтому попробуй и то, и другое. В разных вариантах, и на одном листе одновременно.

И что дальше?

  • После того, как наиграетесь, передохните, разглядывая работы. Выберите те, которые вам о чем-то говорят или представляют собой интересные композиции из пятен.
  • Теперь можно включить своё воображение и завершить картины несколькими аккуратными мазками.

Вот что получилось у меня.

Вторую работу с “органом” я сначала оживила прорастающим из семени цветком. Результат все равно не радовал, а потому я оттенила черно-белое изображение цветом. В графике это вполне допускается.

Картинка эта явно несёт арт-терапевтическую направленность.

Такие работы важны не своей художественной стороной, а тем, что они значат для нас лично. Они требуют, чтобы мы вносили в них коррективы до тех пор, пока не удовлетворимся произошедшими в них изменениями. Таким образом мы как бы даём своему подсознанию путь решения проблемы.


А вот картинка с цветком была важна именно как изобразительный мотив. Я доработала её, нарисовав стебель цветка, тычинки, стрекозу-ручейника. Такую и на стену можно вешать. 🙂

Надеюсь, что и вам подобный способ создания графических изображений придется по душе. Ведь в них есть то, что так привлекает внимание – энергия движения, игра спонтанности и осознанности.

Технику кляксографии можно с успехом использовать для создания вполне художественных работ. Таких, какие мы выполняем на курсе “Акварельные Фантазии”:

Техника акварели включает в себя множество различных приёмов, которые будят фантазию, помогают раскрыться вашему внутреннему Художнику.

Я хочу, чтобы Вы попробовали свои силы в акварели и полюбили этот чудесный материал.

Поэтому предлагаю вам

Акварельная техника – одна из самых «богатых» на всевозможные спецэффекты. Акварель очень часто используется в декоративной живописи, например при создании иллюстраций для книг и журналов. Тут фантазия художника не ограничивается наблюдениями из реальной жизни. Четкие, документальные зарисовки могут встречаться с зыбкими размытыми образами, как сон с явью.

Способы создания декоративных работ могут показаться такими же необычными, как и результат. Рисунки посыпают солью, брызгают краской или чистой водой, мнут и царапают бумагу.

Со стороны может показаться, что художник балуется и играет. Но такие игры с акварелью позволяют достичь интересных и даже неожиданных эффектов.

Ставим кляксы

Как известно, рисовать акварелью непросто. Очень уж легко испортить рисунок – случайная капля краски в неудачном месте, и можно начинать работу сначала. А что получится, если ставить кляксы специально? Легкие цветные брызги могут разнообразить фон и даже дополнить композицию картины. Так просто неплохая акварель превращается в неповторимую авторскую работу. Секрет декоративности – в гармонично подобранных цветах.


Впрочем, кляксы можно делать и чистой водой на еще не подсохший рисунок. Останутся характерные размытые следы, которые сделают фактуру предметов интереснее.

Научиться брызгаться несложно. Достаточно набрать краску на кисть, а потом на небольшом расстоянии от бумаги постучать ею по другой кисточке или карандашу.

Полученные капли можно оставить сохнуть, а можно играть с ними дальше. Если приподнять лист с одной стороны, краска начнет стекать, оставляя цветные дорожки. А если сбрызнуть водой из пульверизатора, то расползающиеся пятна будут создавать сложные узоры. Предсказать результат сложно, нужно пробовать.


Лиса, Меган Ашворд

Сыпем соль

Неожиданно, но факт: если посыпать невысохшую акварель солью, то соль будто бы разгоняет краску в разные стороны. Образуются светлые звездочки и цветные подтеки. Эффект тем заметнее, чем крупнее кристаллики соли. Соль имеет смысл сыпать на влажную бумагу, когда краска еще не впиталась. А после высыхания рисунка кристаллы можно осторожно стряхнуть.

Не обязательно посыпать солью всю работу целиком. Иногда этот прием применяют для отдельных фрагментов картины, чтобы сделать на них акцент.

Натираем воском

Воск используют в разных живописных техниках для того, чтобы оставлять часть рабочей поверхности неокрашенной. Часто применяемый в батике, этот прием неплохо подходит и для акварели. Нужно взять кусочек белого воска и потереть им по листу фактурной бумаги. Следом можно смело делать цветную заливку. После высыхания краски воск легко удаляется тупым ножом.

Воском натирают как чистую бумагу, так и предварительно затонированную. Чем фактурнее ее структура, тем интереснее эффект. Рябь на воде, старые и потертые поверхности, легкие облака – все это можно натуралистично изображать с помощью воска.


Мнем бумагу

В школе за мятые рисунки ругали. Но на самом деле рисование на мятом листе – это декоративный художественный прием.

Работа, выполненная таким образом, оказывается покрытой сеточкой мелких трещин, как старая фреска. ?

Как же правильно «испортить» бумагу?

Для этого берут не очень плотный лист, крепко сминают его в комок и расправляют. Появляются желаемые складочки. Чтобы сделать их четче, лист грунтуется подходящим по колориту светлым оттенком. После полного высыхания бумаги ее нужно хорошо разгладить и наклеить на картон, загнув и проклеив края – натянуть лист на картонную основу. Для этого кусок картона должен быть немного меньше, чем подготовленная бумага. А дальше – рисовать акварелью, как обычно.

Процарапываем рисунок

Лист бумаги можно не только мять, но и царапать. Предварительный рисунок чаще всего делается карандашом. Но можно аккуратно продавливать его шилом или макетным ножом. Плохо заметные вначале, нанесенные линии проявятся после заливки краской.

Кора деревьев, прожилки на листьях, перышки и шерстинки животных, детали зданий – все это выглядит изящнее, когда заранее процарапано, а не прорисовано тонкой кистью.

Техника продавливания часто применяется для небольших иллюстраций.

Все эти художественные хитрости объединяет одно – никогда нельзя в точности предсказать, какой получится результат. Главное – смелее пробовать и экспериментировать. А может быть, Вы придумаете свой собственный декоративный прием?

Об этих и других приемах работы с акварелью можно узнать на курсе «Фрукты акварелью».

Эта статья завершает серию статей об акварели. Предыдущие публикации: