Александр Петров: «У меня была любовь и война одновременно. Александр Петров: «Мне не нужны большие дома, машины и яхты Александр петров актер интервью девушка

Во взгляде его прищуренных глаз читается твердый характер и интеллект. Режиссеры давно раскусили, что этот актер прибавляет достоинства их картинам. Особенно Александру Петрову удаются герои из советского прошлого, такие, например, как Андрей в сериале «Фарца » (Первый канал).

– Саша, знаю, что по поводу этой роли вы советовались с вашим мастером Леонидом Хейфецем.

– Мнение Леонида Ефимовича для меня всегда было очень ценно. Он сказал: «Заниматься фарцой могли только талантливые люди, а не тупые м…ки». Мне сразу многое стало понятно. Важно, что в фильме мы говорим о вечных ценностях: дружбе, любви, порядочности, чести.

– Расскажите о вашем первом опыте в кино.

– Когда меня утвердили на роль в фильме «Абхазская сказка », я подумал: «Ну вот, поперло – начался мой звездный путь» (смеется ). Картина оказалась неудачной, но я не сожалел об этом: морально еще не был готов к успеху. Моя жизнь развивается поступательно, и мне это нравится.

– В 26 лет у вас такой послужной список в кино, а на сцене – Лопахин и Гамлет. Как это назвать, если не везением?

– Мне кажется, очень многое зависит от мотивации. Если тобой движет исключительно тщеславие, то, скорее всего, ты не получишь ни роли, ни успеха. Надо просто работать и верить. А остальное придет. Я точно знаю, что каждому человеку дается шанс. И важно не упустить его.

– Саша, а почему вы сначала решили получить экономическое образование?

– Все просто: этот институт был в нашем городе и там училась моя сестра. Никакой особой тяги к математике у меня не было. Я много прогуливал, но в институте закрывали на это глаза, потому что мы с товарищем постоянно организовывали вечеринки и КВНы. А года через полтора я понял, что это не моя жизнь. В одном из кавээнов меня увидела Вероника Алексеевна Иваненко , руководитель театральной студии в Переславле-Залесском. Мы сделали спектакль «С любимыми не расставайтесь» по пьесе Володина и поехали на театральный фестиваль в Самарскую область, где педагоги из ГИТИСа проводили мастер-классы. Там я узнал, что Хейфец набирает курс, и решил поступать.

Когда я вошел в ГИТИС, сразу понял, что это родные стены. У меня была какая-то невероятная уверенность, что поступлю. Для себя решил: либо буду учиться здесь, либо вообще забуду об этой профессии.

– Какой максимализм!

– Хейфецу сказали, что есть серьезный претендент на место, который поступает только к нему. Он сильно удивился. А потом у меня состоялся разговор с Леонидом Ефимовичем, и он сказал: «Я хочу, чтобы мы с тобой продолжили дружбу». Умеет мастер подбирать слова, которые очень точно попадают в цель. По прошествии времени я понял, что под «дружбой» он подразумевал серьезное обучение. Набирает людей, близких ему по духу, интуитивно чувствует тех, с кем готов работать.

– И как вас встретила Москва?

– Это было 9 марта. Я приехал на подготовительные курсы и долго искал ГИТИС: утром в выходной день на улице почти не было людей – спросить не у кого. В тот день было первое занятие, и мне все бе­зумно нравилось. Потом оказалось, что у меня температура под 40. Уезжая из дома, я уже плохо себя чувствовал, но скрыл это от родителей. Кто-то наверху, видимо, решил проверить, хочет ли мальчик этого так сильно, как он об этом говорит. Оказалось, что да.

– Папа с мамой не убеждали, что актер – это не профессия?

– Они были уверены, что для меня это, как полет в космос. Конкурс – человек 500 на место, в тот год был просто бум. Но когда я стал проходить тур за туром, они поняли, что это возможно. Родители страшно болели за меня в день прослушивания и с нетерпением ждали моего звонка. Мама рассказывала, что папа что-то жарил на кухне и только минут через 15 понял, что газ-то не включил.

– Чем занимаются ваши родители?

– У них небольшой бизнес в Переславле. Мама по образованию врач, а папа работал электриком. В 90-е надо было как-то кормить семью, и они открыли небольшой магазин одежды, который существует до сих пор. Моя сестра с красным дипломом окончила университет по специальности «экономист», сейчас работает в нашем городе в хорошей фирме. Очень умная девочка! В Москву не хочет, да и поздно в 30 лет. Мне понадобилось года полтора для того, чтобы привыкнуть к столице.

– А что удивляло в московской жизни?

– Поначалу то, что остался один. Привык, что дома мама, папа, сестра, друзья. А тут нужно было уживаться с совершенно незнакомыми людьми. Мы, несколько человек, ютились в маленькой однокомнатной квартире на Чистых прудах, которую снимал институт, – в общежитии не было мест. Позже переселили в общежитие и там уже было гораздо приятнее.

– Сейчас вы актер Театра имени Ермоловой. Но ведь после окончания ГИТИСа вы попали в Et Сetera. Как это произошло?

– Это был единственный театр, куда я ходил на показы, потому что не успевал из-за съемок у Юрия Павловича Мороза в фильме «Форт Росс. В поисках приключений ». Меня взяли, и я… уехал сниматься на Мальту. Меня ввели в спектакль «Шейлок», я репетировал еще одну роль, но получил другое приглашение.

– От Меньшикова в Театр имени Ермоловой?

– Олег Евгеньевич посмотрел наш дипломный спектакль «Божьи коровки возвращаются на землю», а после пригласил меня к себе в кабинет: «Знаю, что ты только пришел в Et Сetera, но я бы очень хотел, чтобы ты работал у меня». И подчерк­нул, что у него серьезные планы на будущее.

– Гамлет упоминался уже тогда?

– На первой встрече нет. Меньшиков добавил, что в любой момент готов меня принять. Думал я месяца два. Потом позвонил ему и сразу написал заявление об уходе из театра Et Сetera. Процесс был несколько болезненный, но я понимал, что и Меньшиков, и его театр мне ближе.

– Открыв вашу страницу в Фейсбуке, я удивилась, увидев там сведения личного порядка: «Встречается с такой-то». Захотелось крикнуть всему свету о своей любви?

– Просто надо было заполнить поле, и я честно написал (улыбается ).

– Сердце по-прежнему занято ею?

– Да, и давно (улыбается ). Это моя любимая Даша. Мы пока не женаты.

– А жена для вас – это штамп в паспорте?

– Даже не думал об этом. Мы давно вместе, мне с ней хорошо. По профессии Даша визажист, но в кино не работает.

– Вы стараетесь всегда быть честным?

– Каждый из нас в чем-то врет, и это нормально. Если главное для тебя – не обидеть человека, иногда лучше соврать. Но если моя девушка приготовила что-то не очень удачно, я скажу об этом прямо, и она не обидится. Мнение о работах друзей и коллег я всегда высказываю деликатно: сначала отмечаю плюсы и лишь потом минусы.

– А если бы сейчас поступило предложение из Голливуда, смогли бы бросить все и уехать?

– Я бы рискнул и уехал. Признаюсь в этом честно (улыбается ).

Беседовала Марина Зельцер

У нас есть стереотип, что классика должна быть как в фильмах Бортко (к которому я отношусь с большим уважением), но ведь есть еще сегодняшний день, под который мы должны подстраиваться. И отвечать нужно на запросы не только аудитории 45+, но и молодого поколения, которое очень многое теперь решает в нашей стране. Я считаю, что 18-летние – это космические люди, потому что, общаясь с ними, я понимаю, что между нами не то, что пропасть, - мы как будто из разных стран или с разных планет. Главное: они хотят думать, развиваться и постоянно учиться. У них страсть к новым знаниям. Эти люди хотят смотреть такие фильмы, которые будут на них влиять по-настоящему.

Если бы я увидел наш фильм «Гоголь. Начало», не снимаясь в нем, меня бы он сильно поразил. Для меня это новое слово в кинематографе, фильм, который меняет все направление. Так было с фильмом «Выживший», который в какой-то момент сильно изменил мое сознание. Я понял тогда, что кино можно снимать еще и так, и мне внутренне очень близко то, что сделал Иньяритту. Такие вещи создают эволюцию в кино, как когда-то это сделал Тарантино, полностью изменивший взгляд людей на кинематограф. Молодые - двигатель общества, и к этим молодым начинают стягиваться аудитория 45+. И если мы будем общаться на равных, то сможем вместе придумать что-то прорывное. Поэтому я сам начал очень внимательно прислушиваться к молодому поколению. И наш фильм «Гоголь» именно в этом смысле - очень крутой проект, актуальный. Он случился именно так, как должен был случиться. Такое отношение сейчас кажется радикальным с точки зрения классического кино, но с точки зрения молодежи - это и есть новый взгляд на привычные вещи.

Я думаю, «Гоголь» даст такой старт к производству фильмов и сериалов по русской классике. Наша классическая литература это просто кладезь с совершенно сумасшедшими мирами, которые можно интерпретировать по-разному, в том числе с отсылкой к сегодняшнему дню. Я уверен, что нужно использовать наше время, бросать персонажей Пушкина в 21-й век, и сделать это смело, серьезно и вдумчиво.

Вы только представьте себе гениальный монолог Евгения Миронова из «Идиота» в IMAX – он произносит его в офигенном стилизованном тому времени костюме и в атмосфере той эпохи с какой-нибудь сумасшедшей цветокоррекцией, и крупный план наезжает в стилистике «Выжившего»! Суть не меняется, понимаете? Просто мы будем использовать чуть более хулиганские методы привлечения внимания, новые технологии и будем говорить со зрителем с помощью монтажа, музыки, костюмов, декораций, спецэффектов. Молодым людям нужны новые способы погружения в реальность, а для развития кино очень важен разговор со зрителем на его языке. И мне кажется, этот современный язык абсолютно не противоречит ценности нашей классической литературы.

Я говорю об этом - и у меня голова идет кругом. Подумайте только, что можно сделать из «Преступления и наказания» в кино? И когда это увидят школьники, они обалдеют: кто такой Раскольников? Что вообще имел в виду Достоевский? Это ударит сильно по умам молодых ребят, которые поймут, что у них в руках бесценная книга. Мне было бы очень интересно узнать, как появление фильма «Гоголь» повлияло на отношение старшеклассников к произведениям писателя, пошел ли кто-нибудь из них в книжный магазин после выхода из кинотеатра.

Лично мне после съемок очень хочется перечитать всего Гоголя и окунуться в эти миры через его книги.

На минувшем Comic Con Russia было три хитовых звезды: Кристофер Ллойд, Рутгер Хауэр и Александр Петров . Если западные актеры были опытными бойцами в участии в подобных конвентах, то для Петрова выступление на Comic Con стало премьерой - и тем приятнее, что актер справился на ура. Никто из наших актеров не представлял российские проекты с такой отдачей, как Александр - Юрий Колокольников откровенно ленился, остальные стеснялись, не знали, что говорить и как-то скучали на сцене, передав эти ощущения и публике. Зато Петров блестяще «продал» свои проекты - сиквел «Гоголя» и новый сериал «Sпарта» , оба снятые режиссером Егором Барановым .

Нового «Гоголя» прессе представили в первый бизнес-день, и об этом , но повторимся: фильм «Гоголь. Вий» выйдет 5 апреля, а 30 августа нас ждет «Гоголь. Страшная месть» . В «Вие» нас ждет экзорцист Хома Брут, которого Егор Баранов назвал «Ван Хельсингом в лаптях» - он охотится за ведьмами, и Николай Васильевич будет ему в этом помогать.

Канал ТВ-3 основательно подготовился к Комик-кону: был сделан специальный Гоголь-стенд, где можно было сфотографироваться с Николаем Васильевичем и встретиться с панночкой. Вместе с издательством BUBBLE канал выпустил комикс «Гоголь» , который Петров и Баранов дарили зрителям со своими автографами. Ну, и сам Александр, зажегший публику и охотно отвечающий на все вопросы, даже каверзные. Так, актера дважды спросили, смотрел ли он обзор Бэдкомедиана на «Притяжение» , где блогер раскритиковал в том числе и его игру. Петров без каких-либо отрицательных эмоций рассказал, что смотрел обзор с холодным носом, Бэдкомедиан для него - человек, который занимается любимым делом, и противопоставить его мнению он может сотни восторженных отзывов от зрителей, с которыми лично смотрел картину. «Когда сотням тысяч людей нравится твоя работа - вот что мне важно, потому что я для зрителей все делаю», - пояснил Александр и добавил, что сам смотрит кино как простой зритель и всем советует иметь собственную точку зрения.

Вот видеоверсия ответа:

Публикация от The Hollywood Reporter Russia (@сайтs) Окт 1 2017 в 10:04 PDT

Читал Петров отзывы и про «Гоголя» - самым любимым у него идет предположение, что Всадник - это герой Сергея Бурунова : «Мне кажется, это было бы шокирующее событие» . Роль Гоголя он получил просто и быстро: на съемках «Фарцы» (режиссером был тот же Егор Баранов) к нему подошел продюсер Александр Цекало и сказал: «Отвечать надо быстро и не думая - хочешь сыграть Гоголя?» Петров тут же ответил «да» - и вуаля. «Я сразу понял, что это будет крутой проект, потому что видел глаза Саши Цекало, когда он про него рассказывал - они у него горели! Видно было, что он душу вложил в этот проект» .

Зрители поинтересовались, как Александр готовился к роли. «Это внутренний процесс, он всегда разный. Но для меня важно переписывать текст каждой сцены в блокнот - когда делаю это, сразу понимаю, какие у меня вопросы к режиссеру» .

Александр Петров Фото: пресс-служба ТВ-3

Не обошли стороной и мистику - верит ли в нее актер, было ли что-то этакое на съемках? «Я верю в мистику и она преследует меня из проекта в проект , - признался Петров. - Например, я каждый раз с особым чувством надевал парик, который, если вы знаете, состоит из настоящих волос. Помогала мне наш чудесный художник по гриму Тамара Фрид, работавшая с величайшими режиссерами, в том числе с Алексеем Балабановым над фильмами “Брат” и “Брат 2”. И вот каждый раз, когда фирменное каре Гоголя оказывалось с её помощью у меня на голове, моё сердце начиналось биться чаще, а сам я испытывал странное волнение, которое не проходило, пока я не снимал парик. Какую информацию хранили эти волосы, я не знаю, но стоило мне снять парик - и я сразу успокаивался» .

Помимо каре у Гоголя еще есть усы - и вот они у Петровы были самые настоящие. «Отращивание усов получилось случайно. Когда мы снимали первую сцену, я пришел небритым - у меня не было тогда параллельных проектов, и я мог себе такое позволить. Потом мне подготовили накладные усы, а я предложил: может, мои пригодятся? Вот так мы использовали мои усы, и это большая удача, что так получилось, потому что на большом экране хорошо видно, что они настоящие!»

А вот что было потом, когда Петрову пришлось ходить с усами в жизни:

Публикация от The Hollywood Reporter Russia (@сайтs) Сен 30 2017 в 10:27 PDT

Всем хотелось знать, какие отношения у Петрова сложились с Олегом Меньшиковым -актеры сыграли вместе и в «Притяжении», и в «Гоголе». «Олег Евгеньевич давно взял меня к себе в театр им. Ермоловой, это была его инициатив, и я ему за это очень благодарен. У нас нет такой дружбы, чтобы мы ходили друг к другу в гости и собирались вечером вдарить по пивку - но сложились очень теплые отношения коллег. Я не хочу переходить в другой театр, хотя у меня и были такие предложения: в Ермоловой - место, где мне хочется творить, что-то создавать» .

После общения со зрителями Петров раздал автографы и сфотографировался со всеми желающими:

Кадр-шедевр: "Гоголь" и "Оно" встретились! Фото: пресс-служба ТВ-3

Нам удалось вклиниться в жесткий график актера и поговорить с ним о Гоголе-супергерое и любимых супергероях вообще - вы будете обрадованы его ответам:

На следующий день Петров и Баранов представили свой новый сериал «Sпарта» - речь в нем идет о виртуальной игре без правил «Sпарта», которая оборачивается для игроков кровавыми последствиями в реальности. Пока что неясно, где именно будет показан сериал - на Первом канале или сразу на Netflix, которому компания «Среда», ответственная за сериал, уже продала «Фарцу». Вместе с Петровым в «Sпарте» сыграли Артем Ткаченко, Валерия Шкирандо, Ольга Сутулова и многие другие актеры.

Нам показали тизер, из которого было понятно, что игра поглотит людей и причинит им массу проблем, и что сама виртуальная реальность изображена в сериале очень схематично. Баранов признался, что сделал это намеренно - ему хотелось, чтобы аватары героев и весь компьютерный мир отличались от реального, поэтому он сделал игру чуть примитивнее по графике, чем современные компьютерные игры. «Егор был инициатором: все придумал, показывал нам, как нужно существовать в виртуальном пространстве и немного странно двигаться» , - смеется Петров, изображая походку Железного дровосека. Александр очень увлеченно рассказывал о том, что когда снимался сериал, еще никто не выпустил в массовую продажу виртуальные очки - а сегодня это вполне себе обычное дело. Актер уверен, что со временем эти гаджеты уменьшатся и станут максимально привычными.

Александр Петров

19.05.2017 Дмитрий Осташевский

22 мая на канале ТНТ выходит продолжение сериала «Полицейский с Рублевки». Исполнитель главной роли Александр Петров в эксклюзивном интервью рассказал THR о секрете успеха проекта, настоящем и будущем российских сериалов и личных кинопредпочтениях.

Задам сразу ужасный вопрос, после которого некоторые актеры встают и уходят: «Опишите своего героя?»

(Закуривает. Встает и уходит… Возвращается)

Мой персонаж, Гриша Измайлов - полицейский вне стереотипов. У него отличное чувство юмора, причем юмор этот иногда очень жесткий, особенно по отношению к его начальнику, которого играет Сережа Бурунов . У Гриши нестандартные методы борьбы со злом. А главное, это человек умный, с серьезными взглядами на жизнь. С трагичной личной историей: его родителей убили, он души не чает в сестре, которой помогает. При этом он богатый парень: живет на Рублевке, перечисляет деньги на благотворительность. То есть он такой - свой. Свой для всех.

Поэтому ваш герой и симпатичен зрителю, что каждый найдет в нем что-то для себя?

Да, мне кажется, такое нестандартное сочетание качеств - очень новая история для телефильмов в России. Не просто олигарх с Рублевки или полицейский или интеллигент, а и то, и другое, и третье. Мне очень нравится этот герой, я не хочу с ним расставаться. Сейчас выходит 2 сезон, я уверен, что будет и третий. И эта история станет по-настоящему народной.

Александр Петров и Сергей Бурунов в сериале

Сейчас все еще принято по привычке российское кино сначала ругать, потом смотреть, но вот с сериалами этот стереотип уже в прошлом. Русский сериал перестал быть по определению чем-то плохим. В чем вы видите причину?

По-моему, причина одна - появились умные люди, которые понимают, как это делается на Западе. И которые рискнули вкладывать немалые деньги в сериальное производство. Поначалу в России сериал считался чем-то дешевым, ниже кино, халтурой. Но даже при таком положении дел хорошие работы случались. Вспомните «Бригаду» или «Ликвидацию» . Сейчас хороших сериалов все больше. Зрителю это комфортно. Приятно подсесть на сериал - долго жить с персонажем. Ждать новых серий, новых сезонов. Российские продюсеры это поняли и приучили зрителя к тому, что Россия производит качественные сериалы. Причем не просто слизывает готовые приемы с западных образцов, а готова выйти за рамки шаблонов, как это происходит в «Полицейском с Рублевки».

Пытаться выйти за рамки шаблона - вам лично это близко?

Да, спасибо моей учительнице русского языка и литературы Шашковой Ольге Николаевне - именно она привила мне любовь к театру, вкус, научила мыслить нестандартно. Каждый урок она начинала с небольшого лирического отступления. Сейчас я понимаю, что это были не просто истории из газет, а истории из ее жизни, иногда связанные с темой урока. Ученики садились не друг за другом, а полукругом… Все это подсознательно научило меня, что нужно всегда пытаться выйти за рамки, и делать и жить иначе, не по стандартам, экспериментировать.

Я слышал, что при поступлении в студию Леонида Ефимовича Хейфеца в ГИТИСе вы получили от мастера какое-то очень нестандартное задание…

Да, мы с Леонидом Ефимовичем как раз недавно встретились на передаче «Ближний круг» и вспоминали задание, которое он дал мне тогда. Сейчас он сказал, что, наверное, это было слишком опасное задание и нельзя было так нагружать. В общем, он предложил мне представить ситуацию, когда ты приходишь на кладбище к родному человеку и видишь, что могила обезображена… После этого задания взял меня в ученики.

Вас часто сравнивают со Смоктуновским и по манере исполнения, и по списку сыгранных ролей: у вас был и угонщик, и Гамлет. А вы сами как зритель можете назвать своего любимого актера?

Леонардо ДиКаприо. Думаю, и у Смоктуновского он бы вызвал массу приятных эмоций. То, что делает ДиКаприо в последних фильмах - очень круто. Это потрясающий уровень подготовки к роли, внутреннее содержание, которое заставляет тебя развиваться и расти. Он пример для подражания.

А кто ваш любимый режиссер?

Мартин Скорсезе.

Он, кстати, много сотрудничает с ДиКаприо…

Да, они, говорят, уже задумали новый фильм, уже шестой…

Ну, хорошо, а как вообще к выбору ролей подходите? Или полагаетесь на агента?

Конечно, я советуюсь со своим агентом Катей Корниловой . Мы с ней работаем 8 лет со второго курса ГИТИСа. И когда мы 4-5 лет назад обсуждали стратегию пятилетки, чего хотим, к чему идем, то сейчас я вижу, что результаты достигаются задуманные. А вообще выбор роли - вещь очень интуитивная. Просто у нас с Катей это чувство как-то удивительно совпадает.

Вы учились на режиссерском факультете и не раз в интервью говорили, что в далеких планах у вас есть режиссура. А в каком жанре вам бы хотелось снимать?

Мне очень нравятся простые человеческие истории, дающие некий образ, в котором что-то было бы зашифровано какой-то подтекст, смысл. Вот, например, фильм «Черный лебедь» Даррена Аронофски - очень простая история, но рассказанная смелым кино языком. Или фильм Тома Форда «Под покровом ночи» - до безобразия простейший сюжет, но как она подана, как она рассказана, как снята! А пересказать его можно одним предложением. То есть я бы не хотел артхауса ради артхауса. Пусть будет зрительское кино, но с простой человеческой историей в основе. Это меня и как актера в сценариях цепляет. Но сейчас еще очень рано говорить о режиссуре. Это такой смелый шаг, который нельзя ни с чем совмещать, на год минимум придется все остальное отложить. Может быть, в сорок лет решусь, может позже. Пытаться усидеть на двух стульях не буду.

Что из ваших театральных работ можно сейчас посмотреть?

«Гамлет» в театре Ермоловой, «Вишневый сад» в театре Пушкина. И драматическое шоу «#ЗАНОВОРОДИТЬСЯ» совместно с группой «Ocean Jet» - спектакль необычной формы, который в апреле был на гастролях в Воронеже, Екатеринбурге и Питере. В Москве в ноябре была премьера в клубе Yotaspace. Будут и еще спектакли, так что следите за анонсами.

Темы: 0 25 июля 2016, 12:35

В последнее время у Александра Петрова, известного зрителю по ролям в сериалах "Метод" и "Полицейский с Рублевки", очень часто берут интервью. Это не удивительно: съемки в кино и сериалах, театральные работы, поэтический эксперимент... С каждым днем популярность, а вместе с ней и загруженность артиста растет в геометрической прогрессии. И, казалось бы, любого человека столь плотный график уже давно бы вымотал и опустошил, но только не Петрова - он открыт для всего нового и подзаряжается исключительно от работы.

Во время беседы со сайт Александр рассказал о том, как не растерять внутреннее наполнение, о своем жизненном векторе, о работе вне кино и о многом другом.

В июне, в разгар "Кинотавра", в Сочи прошла презентация проекта "Поэтический эксперимент Александра Петрова". И, надо сказать, эксперимент этот удался — люди покидали клуб, в котором состоялось мероприятие, с изумленными и довольными лицами, мои коллеги и знакомые, побывавшие на вашем выступлении, до сих пор делятся впечатлениями. А на ваш взгляд, как все прошло?

Мне кажется, что все прошло даже лучше, чем я ожидал, я побаивался некоторых вещей. Никакой серьезной и длительной подготовки к этому мероприятию не было: мы не репетировали, а с ребятами из Ocean Jet общались по телефону и смс, но, тем не менее, результат превзошел все ожидания. Однажды мы уже делали нечто подобное: в одном из номеров программы "Танцы со звездами", в которой я участвовал, совмещали мое стихотворение с их музыкой. И на этот раз мы объединили несколько вещей. Я к этим ребятам отношусь с огромным уважением, я их фанат, это одна из моих любимых музыкальных групп.

Мы попробовали несколько историй, которые хотелось бы потом внедрять в свои выступления, например, монологи из известных фильмов. Думаю, что еще буду менять какие-то вещи, что-то, безусловно, оставлю. Есть огромное количество идей, команда уже складывается.


Александр Петров на презентация проекта "Поэтический эксперимент Александра Петрова"



Откуда вообще родилась идея этого проекта? Ведь сегодня читать стихи вроде бы считается забытым творческим самовыражением.

Стихи снова входят в моду. Люди перестают стесняться читать стихи, даже в школе в настоящее время к этому по-другому относятся. Это такой вид творчества, которым может заниматься любой человек, для этого не нужны деньги. Ты просто можешь написать стихотворение, просто его прочитать, выложить в интернет.

Тенденция сейчас такая, людям нужны стихи. На моем выступлении были не только люди, которых я приглашал, в основном пришли жители Сочи и обычные отдыхающие. Атмосфера была наитеплейшая, люди хорошо принимали нас, кайфовали... Неравнодушных не осталось, очень многие подходили и говорили слова благодарности.

Я всегда стараюсь выкладываться на 300 процентов. Иногда может показаться, что какое-то мероприятие не обладает особой важностью, но для меня наоборот - это всегда что-то новое, что-то, что требует полной отдачи. Планы всегда должны быть наполеоновскими. Очень круто, что у меня появляется новый вид деятельности кроме театра и кино, в данном случае это стихи, исполняемые в музыкальной атмосфере.

Вы много работаете, в вас много творчества. Но ведь это творчество отбирает и много сил. Знаю, что, закончив работу над очередным проектом, некоторые артисты впадают в депрессию, другие стараются сразу же приступить к другому новому проекту — это их методы "лечения". Как восстанавливаетесь вы?

Нет никакого такого момента. Мне не надо отдыхать, потому что я получаю обратную энергию от самой работы, от съемочной группы или от результата, который будет. Наоборот, это дает еще больше сил. Какой отдых? Мне 27 лет!

Работа в таком темпе может опустошить, невозможно все время только отдавать. Как не растерять то внутренне наполнение, благодаря которому артисты творят?

Это очень непростой вопрос. У меня, наверное, один раз было такое, когда я думал, что чего-то не хватает, чувствовал, что внутри образовалась пустота. Хотелось другого кино или каких-то других проектов, может быть, какого-то частичного отдыха, уединения. Но все это достаточно быстро проходит. Я думаю, тут у каждого своя кухня, но в любом случае, если тебе есть, что сказать, то сил у тебя хватит надолго: хочется постоянно что-то придумывать, делать.

Очень важно, как мне кажется, иметь в своей жизни людей, которые были бы с тобой на одном энергетическом уровне. В вашей жизни есть такие люди?

Ну, конечно, они есть. Это близкие мои. Это и театральное и нетеатральное окружение, но этих людей не много.

Вы довольны теми ролями, которые вам предлагают в последнее время?

Да, безусловно.

В связи с тем, что предложений в кино стало больше, в театре теперь играете реже?

Да, на театр меньше времени уходит. Сейчас я играю в двух спектаклях, этих ролей мне вполне хватает. Это четыре спектакля в месяц, которые заставляют твой организм гореть.

Я никогда не хотел, чтобы у меня было по 12 спектаклей, это очень сложно. Это выбор каждого — я выбрал кино. Но сцена, вся эта атмосфера — это невероятный кайф, который длится несколько часов. Ты получаешь эмоции от зрителя здесь и сейчас, это ни с чем не сравнимое удовольствие.

Вернемся в прошлое. Поступая в ГИТИС, вы стремились попасть именно к Леониду Хейфецу? Почему не пошли, скажем, к Кириллу Серебренникову?

Я тогда никого не знал — ни Хейфеца, ни Серебренникова. Я приехал в Москву зеленый, не понимал что и зачем. Я был на театральном фестивале в Самарской области, там познакомился с преподавателями из ГИТИСа, и мне очень понравилось, как они работают, их подход к занятиям. Поэтому я и поступал в мастерскую Хейфеца. Когда пришел в ГИТИС, я понял, что это то место, где я буду учиться. Ты видишь "свои" стены и понимаешь, что отсюда не уйдешь. Не знаю, откуда у меня появилась такая уверенность — у меня не было ни одного знакомого актера! Для меня студенты ГИТИСа казались просто богами! Откуда пришла уверенность в том, что нужно поступать именно сюда, не знаю. Помню, Хейфец сказал мне тогда: "Я хочу с тобой дружить".

Пожалуй, в вашей профессии сложно ставить цели в виде конкретных точек на оси. Но все же складывается впечатление, что вы следуете какому-то определенному вектору. Какому?

Я никогда не ставлю себе целей, но мне всегда хочется сниматься в кино, в котором мне будет трудно, в котором я буду развиваться, где мне будет интересно, и я буду понимать, что это интересно и людям. А люди, придя в кино, что-то получат, не просто набор положительных эмоций, а, может, начнут что-то менять в своей жизни. Для меня это очень важно, я получаю от этого кайф, а не просто отрабатываю.

Конечно, вектор есть, но он больше про наращивание опыта. В ходе любого процесса появляются профессиональные навыки, которые дают возможность смотреть на все с другой стороны. Ты начинаешь понимать, как устроена индустрия, как устроена профессия. Самое главное — внутренняя интуиция. Чувство, которое нельзя потерять.

Фото Анна Темерина/сайт

Фото Архивы пресс-служб