Анализ «Старуха Изергиль» Горький. Сочинение Горький М

Содержимое:

На мой взгляд, из всех ранних произве-
дений Максима Горького рассказ «Старуха
Изергиль» самый романтический и поэтич-
ный. Его герои — смелые, сильные духом
люди. На их примере писатель рассуждает
о добре и зле, о смысле и мудрости жизни.
Очень интересно и построение рассказа. По-
вествование о жизни старухи Изергиль об-
рамлено двумя легендами — о Ларре и Дан-
ко. Перед нами несколько человеческих су-
деб — выбирайте! Судите сами о смысле
жизни! В чем же он заключается? В индиви-
дуализме Ларры или в беззаветном служе-
нии людям, которому посвятил себя Данко?
А может, нужно стремиться прожить свобод-
ную, богатую приключениями жизнь?
Немало горя и радостей испытала стару-
ха Изергиль, разных людей встретила она на
своем долгом жизненном пути. Образы тех,
кого она любила, навсегда остались в ее па-
мяти. Это и надменный шляхтич, и «достой-
ный пан с изрубленным лицом», и юноша —
«бледный и хрупкий цветок востока, отрав-
ленный поцелуями».
Годы отняли у Изергиль былую красоту,
потушили блеск ее глаз, сгорбили стройный
стан, но дали ей мудрость, знание жизни и
подлинную духовность.
Горький не случайно вкладывает в уста
именно этой женщины легенды о Ларре и
Данко. Есть в ней что-то общее с обоими ге-
роями. Изергиль приходилось жертвовать
собой ради возлюбленных, проявлять само-
отверженность, и вместе с тем она прожи-
ла жизнь для себя, свободная от каких-ли-
бо обязанностей и обязательств. Писатель не
осуждает ее: идеальные люди действительно
встречаются только в сказках, а в живых,
реальных людях может сочетаться и плохое,
и хорошее.
Однако вряд ли легенда о Данко могла
прозвучать из уст человека духовно убогого,
трусливого и подлого.
В легенде о Ларре Горький развенчивает
индивидуализм тех, кто отвергает людей,
не хочет считаться с общечеловеческими за-
конами. Кто-то может возразить, что именно
в этом и заключается подлинная свобода —
делать то, что хочется, идти, куда угодно,
не считаться ни с кем, то есть «сохранить се-
бя целым». Однако того, кто изберет этот
путь, ждет трагический и печальный удел —
одиночество. Действительно, «за все, что че-
ловек берет, он платит собой: своим умом
и силой, иногда жизнью». Другими словами,
нельзя только потреблять, ничего не давая
взамен. Ларра пренебрег этим законом, и его
ждало страшное наказание. Казалось бы, он
ни в чем не испытывал недостатка: «похищал
скот, девушек — все, что хотел», и при этом
был вольным как птица. Тогда почему же
в конце концов он стал мечтать о смерти и
«в его глазах было столько тоски, что можно
было бы отравить ею всех людей мира?» По-
видимому, тому, кто не умеет отдавать, да-
рить душевное тепло, кто «кроме себя не ви-
дит ничего», трудно быть счастливым и до-
стойно пройти жизненный путь.
Романтическим антиподом Ларры явля-
ется Данко — смелый красавец, сердце ко-
торого загорелось великой любовью к лю-
дям. В его образе Горький воплотил свое
представление...
о подлинных героях, о тех, в
ком он видел идеал. Не случайно даже пей-
заж создает у читателя ощущение чего-то
необычного, фантастического. Он помогает
нам перейти из реальной жизни (рассказ
Изергиль о себе) в романтический мир ле-
генды: «И в степной дали, теперь уже черной
и страшной, как бы притаившейся, скрыв-
шей в себе что-то, вспыхивали маленькие
голубые огоньки. То там, то тут они на миг
являлись и гасли, точно несколько людей,
рассыпавшихся по степи далеко друг от
друга, искали в ней что-то, зажигая спички,
которые ветер тотчас же гасил. Это были
очень странные голубые языки огня, наме-
кавшие на что-то сказочное». Как голубые
искры оживляют черную степь, словно тая-
щую в себе что-то недоброе, так и люди, по-
добные Данко, способны внести в жизнь до-
бро и свет.
Данко прекрасен как внешне, так и внут-
ренне; «Посмотрели на него и увидели, что он
лучший из всех, потому что в очах его свети-
лось много силы и живого огня».
Энергия и сила Данко противопоставля-
ется безволию и трусости толпы. Усталые
и злые люди, раздраженные своим бессили-
ем, теряют человеческий облик: «Данко смо-
трел на тех, ради которых он понес труд,
и видел, что они — как звери. Много людей
стояло вокруг него, но не было на лицах их
благородства, и нельзя было ему ждать по-
щады от них». Но Данко сумел победить
вспыхнувшее в нем негодование, потому что
жалость и любовь к людям оказались в нем
сильнее. Чтобы спасти их, он совершает ду-
ховный подвиг. «Что сделаю я для лю-
дей?» — сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал руками себе грудь и
вырвал из нее свое сердце и высоко поднял
его над головой. Оно пылало так ярко, как
солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал,
освещенный этим факелом великой любви
к людям…». Пылающее сердце Данко — это
символ жертвенного служения людям, а сам
герой — воплощение всего лучшего в чело-
веке. И каким жалким и низким на его фоне
кажется «осторожный человек», который,
«боясь чего-то, наступил на гордое сердце
ногой…»
Я думаю, что в легенде о горящем сердце
Данко выражается авторская позиция по во-
просу о смысле жизни. Другими словами, весь
смысл жизни, по Горькому, в жертвенном,
бескорыстном служении людям. Правда, в
настоящее время такая позиция вряд ли бу-
дет популярной. Мне кажется, что большин-
ство из нас уподобляется «осторожному че-
ловеку», наступившему ногой на пылающее
сердце. Не потому ли нам приходится пере-
живать мучительный кризис, как нравствен-
ный, так и в области материального.
Конечно, нельзя требовать от людей жертв
насильно, и великие подвиги не каждому по
плечу. Но если мы будем стараться стать доб-
рее, отзывчивее, помогать тем, кто в этом нуж-
дается, то мир наверняка изменится к лучше-
му. А жизнь человека, дарящего людям ду-
шевное тепло, можно назвать прекрасной
и имеющей смысл.

В чем смысл жизни? Литературная критика из всех ранних произведений Максима Горь­кого выделила рассказ «Старуха Изергиль» как самый романтический и поэтичный. Его герои - смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень интересно и построение рассказа. Повествование о жизни старухи Изер­гиль обрамлено двумя легендами - о Ларре и о Данко. Перед нами не­сколько человеческих судеб - выбирайте! Судите сами о смысле жизни! В чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвятил себя Данко? А может, нужно стре­миться прожить свободную, богатую приключениями жизнь?

Немало горя и радостей испытала старуха Изергиль, разных людей встретила она на своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее памяти. Это и надменный шляхтич, и «достойный пан с изрубленным лицом», и юноша - «бледный и хруп­кий цветок востока, отравленный поцелуями». Годы отняли у Изергиль былую красоту, потушили блеск ее глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную духовность.

На мой взгляд, Горький не случайно вкладывает в уста именно этой женщины легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими героями. Изергиль приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, проявлять самоотверженность, и вместе с тем она прожила жизнь для себя, свободная от каких-либо обязанностей и обязательств. Писатель не осуждает ее: идеальные люди действительно встречаются только в сказ­ках, а в реальном - может сочетаться и плохое, и хорошее. Однако вряд ли легенда о Данко могла прозвучать из уст человека духовно убогого, трусливого или подлого.

В легенде о Ларре Горький развенчивает индивидуализм тех, кто от­вергает людей, не хочет считаться с общечеловеческими законами. Кто- то может возразить, чго именно в этом и заключается под линная свобода - делать то, что хочется, идти, куда угодно, не считаться ни с кем, то есть, «сохранить себя целым». Однако того, кто изберет этот путь, ждет трагический и печальный удел - одиночество. Действительно, «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда - жиз­нью». Другими словами, нельзя только потреблять, ничего не давая вза­мен. Ларра пренебрег этим законом, и его ждало страшное наказание. Казалось бы, он ни в чем не испытывал недостатка: «похищал скот, де­вушек - все, что хотел» и при этом был вольным, как птица. Тогда по­чему же, в конце концов, он стал мечтать о смерти и «в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира»? По- видимому, тому, кто «кроме себя не видит ничего», трудно быть счаст­ливым и достойно пройти жизненный путь.

Безусловно романтическим антиподом Ларры является Данко - сме­лый красавец, сердце которого загорелось великой любовью к людям. В его образе Горький воплотил свое представление о подлинных героях, о тех, в ком он видел идеал. Не случайно даже пейзаж создает у читателя ощущение чего-то необычного, фантастического. Он помогает нам перей­ти из реальной жизни (рассказ Изергиль о себе) в романтический мир легенды: «Ив степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы при­таившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что- то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень стран­ные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное». Как голубые искры оживляют черную степь, словно таящую в себе что-то недоброе, так и люди, подобные Данко, способны внести в жизнь добро и свет.

Данко прекрасен, как внешне, так и внутренне: «Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в глазах его светилось много силы и живого огня»

Энергия и сила Данко противопоставляется безволию и трусости тол­пы. Усталые и злые люди, раздраженные своим бессилием, теряют чело­веческий облик: «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них». Но Данко сумел победить вспыхнувшее в нем негодование, потому что жа­лость и любовь к людям оказались в нем сильнее. Чтобы спасти их, он совершает духовный подвиг. «Что сделаю я для людей?» -сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям… » Пылающее сердце Данко - это символ жер­твенного служения людям, а сам герой - воплощение всего лучшего в человеке. И каким жалким и низким на его фоне кажется «осторожный человек», который, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… »

Я думаю, что в легенде о горящем сердце Данко выражается автор­ская позиция по вопросу о смысле жизни. Другими словами, весь смысл жизни по Горькому, в жертвенном, бескорыстном служении людям. Правда, в настоящее время такая позиция вряд ли будет популярной. Мне кажется, что большинство из нас уподобляются «осторожному че­ловеку», наступившему ногой на пылающее сердце. Не потому ли нам приходится переживать мучительный нравственный кризис?

Легенда о Данко - это духовная гипербола, и великие подвиги не каждому по плечу. Но даже если мы будем стараться стать добрее, отзыв­чивее, помогать тем, кто в этом нуждается, то мир наверняка изменит­ся к лучшему. А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло, мож­но назвать прекрасной и имеющей смысл.

Богатейший жизненный опыт дал М. Горькому большой материал для его первых произведений. В эти ранние годы вырабатываются главные темы и идеи творчества поэта, которые остаются с ним на всю жизнь.

На мой взгляд, из всех ранних произведений Максима Горького рассказ "Старуха Изергиль" - самый романтический и поэтичный. Герои смелые и сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень интересно и построение рассказа. Повествование о жизни старухи Изергиль обрамлено двумя

Легендами - о Ларре и Данко. Перед нами несколько человеческих судеб - выбирайте! Судите сами о смысле жизни! В чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвятил себя Данко? А может, нужно стремиться прожить свободную, богатую приключениями жизнь? Немало горя и радостей испытала старуха Изергиль, разных людей встретила она на своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее памяти. Это и надменный шляхтич, и "достойный пан с изрубленным лицом", и юноша - "бледный и хрупкий цветок востока, отравленный поцелуями".

Годы отняли

У Изергиль былую красоту, потушили блеск ее глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную духовность.

Горький неслучайно вкладывает в уста именно этой женщины легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими героями. Изергиль приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, проявлять самоотверженность, и вместе с тем она прожила жизнь для себя, свободная от каких-либо обязанностей и обязательств. Писатель не осуждает ее: идеальные люди, действительно, встречаются только в сказках, а в живых, реальных людях может сочетаться и плохое, и хорошее.

Однако вряд ли легенда о Данко могла прозвучать из уст человека духовно убогого, трусливого и подлого.

В легенде о Ларре Горький развенчивает индивидуализм тех, кто отвергает людей, не хочет считаться с общечеловеческими законами. Кто-то может возразить, что именно в этом и заключается подлинная свобода - делать то, что хочется, идти, куда угодно, не считаться ни с кем, то есть "сохранить себя целым". Однако того, кто изберет этот путь, ждет трагический и печальный удел - одиночество. Действительно, "за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью". Другими словами, нельзя только потреблять, ничего не давая взамен. Ларра пренебрег этим законом, и его ждало страшное наказание. Казалось бы, он ни в чем не испытывал недостатка: "похищал скот, девушек - все, что хотел", и при этом был вольным как птица. Тогда почему же, в конце концов, он стал мечтать о смерти и "в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира!" По-видимому, тому, кто не умеет отдавать, дарить душевное тепло, кто "кроме себя не видит ничего", трудно быть счастливым и достойно пройти жизненный путь.

Романтическим антиподом Ларры является Данко - смелый красавец, сердце которого загорелось великой любовью к людям. В его образе Горький воплотил свое представление о подлинных героях, о тех, в ком он видел идеал. Неслучайно даже пейзаж создает у читателя ощущение чего-то необычного, фантастического. Он помогает нам перейти из реальной жизни (рассказ Изергиль о себе) в романтический мир легенды: "И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное". Как голубые искры оживляют черную степь, словно таящую в себе что-то недоброе, так и люди, подобные Данко, способны внести в жизнь добро и свет.

Данко прекрасен как внешне, так и внутренне: "Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня".

Энергия и сила Данко противопоставляется безволию и трусости толпы. Усталые и злые люди, раздраженные своим бессилием, теряют человеческий облик: "Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них". Но Данко сумел победить вспыхнувшее в нем негодование, потому что жалость и любовь к людям оказались в нем сильнее. Чтобы спасти их, он совершает духовный подвиг. ""Что сделаю я для людей?" - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям". Пылающее сердце Данко - это символ жертвенного служения людям, а сам герой - воплощение всего лучшего в человеке. И каким жалким и низким на его фоне кажется "осторожный человек", который, "боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…"

Я думаю, что в легенде о горящем сердце Данко выражается авторская позиция по вопросу о смысле жизни. Другими словами, весь смысл жизни, по Горькому, в жертвенном, бескорыстном служении людям. Правда, в настоящее время такая позиция вряд ли будет популярной. Мне кажется, что большинство из нас уподобляется "осторожному человеку", наступившему ногой на пылающее сердце. Не потому ли нам приходится переживать мучительный кризис, как нравственный, так и в области материального положения героев.

Конечно, нельзя требовать от людей жертв не по своей воле, ведь совершение великих подвигов должно идти глубоко из души. Подвиг чаще всего незаметен. Иногда надо отказаться от сотни важных дел, чтобы закончить одно самое важное, которое можешь сделать только ты и никто больше. И это, на мой взгляд, самый важный подвиг. А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло и покой, можно назвать прекрасной и имеющей смысл. И если вся жизнь состоит из таких поступков, то она сама становится подвигом.

В самой известной пьесе Максима Горького «На дне» описаны три правды – три философских взгляда на жизнь: первая правда Луки, вторая правда Сатина и третья правда Бубнова. Все эти точки зрения защищаются аргументами, все подкреплены доказательствами и примерами, но все же каждому человеку надо определиться, как считает он? От ответа зависит многое, так как вопрос очень важен. Передо мной пьеса «На дне». Так какая же правда мне ближе? Три правды о человеке в пьесе «На дне» существенно отличаются друг от друга, поэтому сперва нужно разобраться, что они из себя представляют.

В чем заключается правда Луки? Этот парадоксальный герой является в ночлежку на Китай-городе и пропагандирует ложь во благо. Он утешает нищих и оборванных обитателей подвалов, обещая им всевозможные блага, которые положены им за страдания. Многие люди действительно начинают верить в его обнадеживающие слова. «Правда» Луки из пьесы «На дне» выражается в том, что он избавляет человека от пагубного влияния суровой и жесткой реальности путем обмана. Для того, чтобы жить, человеку нужна ложь, ибо без нее он может не выдержать тяжёлой правды и умереть вовсе. Утешение, пусть и мнимое, нужно каждому для продолжения борьбы с унынием. Речь героя афористична, и в ней можно увидеть жизненную позицию Луки. Например, он считает, что: «Во что веришь, то и есть».

В чем заключается правда Сатина? Шулер и алкоголик Константин тоже слышит проповеди Луки, но отчаянно спорит с ним. Философия Сатина заключается в том, что ложь - религия рабов и врать нельзя никому и нигде. Какую-бы цель не преследовал обманщик, такие средства не оправдывают ее. Он считает, что человека нужно уважать в любом случае, а не унижать жалостью. Иллюзии рано или поздно развеются, а обманутый придет в отчаяние от очередного краха надежд. По мнению Константина, человек не должен отчаиваться и именно в его монологах наблюдается авторская позиция: «Правда - бог свободного человека!». Правда и мнение Горького выражается в позиции Сатина , потому что писатель был сторонником революции, которая провозгласила истины типа «Религия – опиум для народа». Ленин и его сторонники, в том числе и Горький, несли народу правду без прикрас. Они уже устали от лжи царского режима, которую поддерживала церковь. Именно религия во всем оправдывала царя, именуя его «помазанником божиим». То есть, неравенство и гнет самодержавия были обусловлены этой концепцией, которую вбивали в голову всем подданным. Большевики же хотели равенства, свободы и братства, как Горький. Поэтому автор в образе Луки изобразил типичного батюшку с его вечными обещаниями и утешениями, а в образе Сатина – пролетарскую революционную силу с трезвым материалистическим умом. Проповедник лжи сбегает, а вот у Сатина есть мужество оставаться верным себе и своим убеждениям.

В чем заключается третья правда, правда Бубнова? Эта философия состоит в том, что нужно говорить всё прямо, как есть. Герой считает, что нет смысла врать, так как всё равно все рано или поздно умрут. Мне кажется, в лице Бубнова проскальзывают черты дворянина – выходца из деградировавшего сословия. Он «ленив и пьяница», сбежал из дома, так как жена нашла другого. Неприкаянность и неспособность Бубнова самостоятельно устроиться в жизни рождают его мрачное мировоззрение. Он предпочитает прятаться, а не решать проблему. Такое же отношение у него и к правде: ему все равно, лишь бы его не трогали. Поэтому он не утруждает себя ложью, да и правдой не сильно обременен, так как ему безразлично, что будет в жизни, раз смерть никто не отменял.

Какая правда из пьесы «На дне» мне ближе? Я склоняюсь к тому, чтобы выбрать правду Сатина, так как эта философия предусматривает близкий и понятный мне смысл жизни. По Горькому жить стоит ради того, чтобы служить идеалам правды, свободы и справедливости. Именно этим принципом он руководствовался, когда писал такие замечательные произведения. Сатин тоже в меру своих сил старается воплощать эти идеалы. Я думаю, что тоже способен внести свой вклад.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

М. Горький считал «Старуху Изергиль» своим лучшим произведением, о чем свидетельствуют его письма, адресованные коллегам по перу. Это произведение относится к раннему творчеству писателя, однако оно удивляет необычными образами, сюжетными линиями и композицией. Школьники изучают его в 11 классе. Предлагаем краткий анализ произведения «Старухи Изергиль», который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания - 1894.

История создания - Весной 1891 г. М. Горький путешествовал по Бессарабии. Атмосфера южного края вдохновила молодого писателя на создание анализируемого рассказа. Задумку поэт воплотил только спустя 3 года.

Тема - В произведении раскрыто несколько тем, центральными являются такие: любовь, не знающая преград, человек и общество, поколение слабых людей.

Композиция - Структура произведения имеет особенности. Его можно определить как рассказы в рассказе. «Старуха Изергиль» состоит из трех частей, связующим звеном между которыми является диалог парня и старухи.

Жанр - Рассказ. Части посвященные Ларре и Данко - легенды.

Направление - Романтизм.

История создания

История создания произведения берет начало в 1891 г. Тогда М. Горький путешествовал по Бессарабии. Он был впечатлен природой и людьми южного края. В это время у него возникла задумка произведения, к реализации которой писатель приступил в 1894 г. Предположения о годе написания подтверждаются письмами, адресованными В. Г. Короленко.

Рассказ относится к раннему периоду творчества М. Горького, представляет романтический пласт его творчества. Сам автор считал «Старуху Изергиль» «стройным и красивым произведением», о чем писал А. Чехову. Он сомневался, что сможет создать еще что-то подобное.

Впервые произведение увидело мир на страницах «Самарской газеты» весной 1895 г.

Тема

В анализируемом рассказе отобразились мотивы характерные для романтической литературы. Их автор реализовал посредством неординарных сюжетов и образов. М. Горький раскрыл несколько тем , среди которых выделяются следующие: любовь, которая не подчиняется; человек и общество, поколение слабых людей. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблематику произведения.

Начинается «Старуха Изергиль» пейзажной зарисовкой, погружающей читателя в атмосферу Бессарабии. Постепенно авторское внимание переключается на компанию юношей и девушек. За ними наблюдает рассказчик. Он замечает внешнюю красоту молодых людей, которая излучает свободу, наполняющую их души. Сам рассказчик остается возле старухи Изергиль. Женщина не может понять, почему ее собеседник не пошел с веселой компанией. Постепенно между рассказчиком и старухой завязывается разговор.

Женщина рассказывает парню из чужого края местные легенды, вспоминает о своей жизни. Первая легенда посвящена Ларре - тени, которая бродит по бессарабским степям. Когда-то это был юноша - сын орла и женщины. Он вместе с матерью спустился с гор после смерти отца-орла. Парень считал себя выше людей, поэтому посмел убить девушку. За это его изгнали. Сначала Ларра наслаждался одиночеством, без зазрения совести похищал девушек и скот. Но одиночество начало «съедать» его. Ларра решил покончить с собой, но смерть не захотела освобождать его от мучений. Парень тысячи лет блуждал по степям, его тело и кости высохли, осталась лишь тень.

В первой части раскрывается проблема человека и общества. М. Горький показывает, что человек не может жить без любви, без поддержки других людей. Одинокое существование - лишь иллюзия счастья, которая очень быстро разбивается.

Во второй части старуха рассказывает о своей жизни и отношениях с мужчинами. Смысл жизни, по мнению героини, в любви. У Изергиль было много поклонников. Она умела отдаваться нежным чувствам без лишних раздумий. В молодости женщина жертвовала собой ради тех, кого любила. Ее же безжалостно предавали, использовали, однако ее душа продолжала излучать свет. Рассказ Изергиль подталкивает читателя к выводу: нельзя позволять своему покрываться каменной оболочкой, даже если его не раз разбивали.

Третья часть рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» - легенда о Данко, парне, который пожертвовал своим сердцем ради других людей. В ней автор продолжает тему конфликта человека и общества. Вот только Данко - полная противоположность Ларры. Данко - типичный романтический герой. Он отчужден от общества, в то же время его душа наполнена благородными порывами. Этого парня Старуха Изергиль ставит в пример слабому духом поколению рассказчика.

Смысл названия произведения следует искать в системе образов. Центром ее является именно старуха Изергиль. Важно также учитывать символическое значение имени женщины. Большинство исследователей считает, что имя «Изергиль» образовалось от древнескандинавского «иггдрасиль», означавшего ясень. Скандинавы считали это дерево основой мира, связывающим три царства: мертвых, богов и людей. Героиня рассказа тоже напоминает посредника между живыми и мертвыми, ведь хранит и передает мудрость, подаренную самой жизнью.

Идея произведения: прославление смелости, красоты и благородных порывов, осуждение пассивности и духовной слабости людей.

Основная мысль – человек не может быть счастливым без общества, в то же время он не должен гасить свой внутренний огонь, пытаясь соответствовать стереотипам.

Композиция

Особенности композиции позволяют автору раскрыть несколько тем. Произведение можно назвать рассказами в рассказе. Оно состоит из трех частей, которые обрамляются диалогом рассказика и старухи Изергиль. Первая и последняя части - легенды, а вторая - воспоминания старухи о молодости. Разговор пожилой женщины и рассказчика соединяет три разные по содержанию части.

Каждый рассказ имеет экспозицию, завязку, развитие событий и развязку. Поэтому для более глубокого понимания произведения «Старуха Изергиль» анализ сюжета каждой его части следует делать отдельно.

Главные герои

Жанр

Жанр произведения - рассказ, ведь оно небольшого объема, а главную роль играет сюжетная линия старухи Изергиль. Также в рассказе есть две легенды (первая и третья части). Некоторые исследователи считают их притчами из-за ярко выраженной поучительной составляющей. Направление «Старухи Изергиль» - романтизм.

Жанровое своеобразие, система образов и сюжет определили характер художественных средств. Тропы помогаю приблизить рассказ к фольклору.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 947.