Биография Бианки: детские годы, литературная деятельность и личная жизнь. Интересные факты из жизни виталия бианки Бианки автобиография краткая

Биография

БИАНКИ ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ

Книги известного детского писателя Виталия Валентиновича Бианки остались в памяти нескольких поколений детей, ставших в свою очередь родителями, а затем бабушками и дедушками. Патриотизм, любовь и бережное отношение к окружающей родной природе, наблюдательность, готовность всегда прийти на помощь слабому разносторонние знания - вот что выносит каждый, кто обращается к его произведениям, одинаково интересным не только для детей, но и для взрослых.

Орнитолог по признанию, исследователь, следопыт и путешественник по образу жизни, поэт по мироощущению, деятельный и трудолюбивый по натуре, обладающий незаурядными литературными способностями, хороший рассказчик и просто добрый, общительный, имеющий массу друзей, последователей, учеников, Бианки стал одним из основателей целого направления в литературе для детей, посвятив свое творчество научно-художественному отображению жизни леса и его обитателей. Большое влияние на его творчество оказали известные русские писатели Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, С. Т. Аксаков, д.Н. Мамин - Сибиряк, американский писатель Э. Сетон-Томпсон. Его современниками и близкими по духу людьми были мастера научно - познавательной книги для детей М. Ильин, К. Г. Паустовский, В. Житков, а учениками и последователями - признанные ныне детские писатели-природоведы Н. Павлова, Э. Шим, Н. Сладков, В. Сахарнов и другие.

«Во мне живет некая жизнерадостная сила. Вижу: все, что у меня было и есть хорошего, светлого в жизни… - от этой силы. Благословенна она и во мне и в других - в людях, птицах, цветах и деревьях, в земле и в воде», - записывал он в своем дневнике.

Любовь к природе и интерес к науке сформировались у Бианки еще в детстве. Родился он в 1894 г. в Петербурге, в семье ученого-орнитолога, хранителя отдела птиц в Зоологическом музее Российской Академии наук Валентина Львовича Бианки. Семья Бианки жила в одном из флигелей Зоологического музея, поэтому сыновья Валентина Львовича (а их было трое - Лев, Анатолий и Виталий) часто бывали в музее и хорошо его знали. Не случайно все они в дальнейшем связали свою жизнь с наукой. Настоящий музей был и в самой квартире, где жили Бианки: многочисленные клетки с птицами от пола до потолка, аквариум с рыбами, террариум с черепахами, ящерицами и змеями. Лето вся семья обычно проводила в деревне, увозя на природу и обитателей клеток и вольеров. Маленькому Виталию особенно запомнились выезды в Лебяжье, что находится на Финском заливе под Ораниенбаумом. Это место, через которое проходит Великий морской путь перелетных птиц.

Сколько часов терпеливых провел я

В легких шалашках из корабельных корзин,

Высохшей тины и веток, - птиц наблюдая,

Птицам невидимый, -

Писал он. Отец постоянно брал с собой в лес маленького Виталия, объясняя ему каждую птицу и зверушку имени, отчеству и фамилии". На всю последующую жизнь Бианки сохранил традицию проводить лето на природе, в деревне. Где только ни побывал он! Но особенно тепло вспоминал он природу Алтая, Новгородской и Ленинградской областей. С детства отец приучил его записывать в тетради все интересное. В многочисленных тетрадях Бианки хранил наблюдения о повадках птиц и животных, местные слова, пословицы, охотничьи рассказы и рассказы бывалых людей. Нередко путешествовавший вместе с ним брат Анатолий делал фотоснимки. Так накапливался материал для будущих книг.

В 1915 г. он поступает в университет на естественное отделение. Но учебе помешала война и мобилизация в армию. После Октябрьской революции жил несколько лет на Алтае - работал учителем в школе, многое делал для местного краеведческого музея, предпринимал экспедиции по рекам и горам Алтая. Здесь же будущий писатель впервые проявил свои литературные способности, опубликован небольшие заметки и стихи о природе. В 1922 г. он вернулся в Петроград, полностью посвятив себя литературному труду.

С 1923 г. Бианки участвует в кружке детских писателей под руководством С. Я. Маршака, сыгравшем заметную роль в становлении детской литературы нового времени. Его первая сказка «Путешествие красноголового воробья» обратила на себя внимание читателей и вдохновила автора на создание новых сказок и книг для детей младшего возраста. Начиная с 1923 г. выходят отдельными книгами «Лесные домишки»,

«Чей нос лучше?», «Мышонок Пик», «Теремок» и другие произведения,

Принесшие писателю известность.

С 1928 г. начинается и продолжается до 1958 г. работа писателя над его главной книгой «Лесная газета», десять изданий которой (первое - в 1928 г.), постоянно дополнявшиеся и изменявшиеся, вышли при его жизни. Это был поэтический гимн природе, уникальная книга-энциклопедия, книга-календарь, книга-игра, книга-организатор творческих открытий детей в природе, не имевшая аналогов в мировой литературе для детей, переведенная впоследствии на многие языки народов мира. В 1932 г. впервые выходит большой сборник «Лесные были и небылицы», на страницах которого объединены единым замыслом как написанные ранее, так и новые произведения. Большой творческий

Успех принесла Бианки радиопередача «Вести из леса», продолжавшаяся много лет и очень полюбившаяся слушателям, над которой он работал вместе со своими учениками. Последняя книга писателя «Опознаватель птиц на воле» осталась незавершенной. В 1959 г. он ушел из жизни.

Большинство произведений Бианки посвящено лесу, который он хорошо знал с детства. Писатель Н. И. Сладков говорит о нем как о «первооткрывателе», а сам автор называет себя «переводчиком с бессловесного». Во многих рассказах Бианки утверждается мысль о жизненно важном практическом значении знания природы, умения ее наблюдать и ориентироваться в ней («По следам», «Как дяденька Волов искал волков», «Ласковое озеро Сарыкуль», «Озеро-призрак» и др.) Перед нами не скучный морализатор, а мастер сюжетного рассказа, динамичного, напряженного, с неожиданным поворотом событий (рассказ-загадка «Роковой зверь», приключенческая повесть «Мышонок Пик», «биографическое» описание животного «На Великом морском пути» и др.) Вместе с тем они содержат огромный познавательный материал, легко усваиваемый ребенком.

Рассказ «По следам» написан в 1925 г. Его отличает захватывающий сюжет, живая художественная манера, что сразу же сделало его популярным. Он постоянно переиздается в разных сборниках. «Я заставил своего героя по этим следам распутывать неизвестную судьбу его сына, поставив… человеческую жизнь в зависимость от знания следов», - писал Бианки. К сожалению, художники не смогли иллюстрировать текст так, чтобы читатели так же, как и автор, тоже научились понимать следы, что очень расстраивало писателя.

Его «сказки-несказки», развивающие традиции народных сказок («Теремок», «Лис и мышонок», «Лесные домишки», «Красная горна», «Люля», «Сова» и другие), короткие рассказы («Первая охота», «Чьи это ноги?», «Кто, чем поет?», Чей нос лучше?" и другие), повести («Одинец», «Аскыр», и др.), содержат массу достоверного и правдивого материала о природе. Циклы рассказов «Мой хитрый сынишка», «Рассказы о тишине» помогают детям развивать наблюдательность, понимать язык природы, еще до конца не изученной человеком и полной чудес, загадок и волнующих тайн, которые надо постигнуть.

В своем дневнике писатель как-то записал: «Не все то кузнечик, что трещит. (Как я услышал камышовку-сверчка)». В 1946 г. на эту тему им был написан рассказ «Несмышимка». Он ведется от лица старого ученого-орнитолога. Четыре года посвятил он изучению птиц Новгородской области и написал о них книгу, а вот внучка поставила его в тупик рассказом об увиденной ею птичке - «неслышимке»: «Сидит такая горбатенькая птичка на дереве, на верхней ветке, сама ротик разевает, и горлышко у нее трепещется, а все равно ничего не слышно, никакой песенки». Оказывается тишина бывает разная, и ее надо уметь слушать. А еще надо многое знать, только тогда станет, понятен «немой оркестр луга». Оказывается, на самом деле птичка издает звук, похожий на стрекотание кузнечика, но надо знать, что кузнечики начинают трещать в июле, а в начале лета этого быть не может. Вот и попался старый ученый на том, что забыл об этом, принял звуки за стрекотание кузнечика. Пришлось срочно добавлять в книгу сведения еще об одном виде птиц. Важно, говорит писатель, всегда «включать свой слух на неизвестное».

Произведения Бианки - прекрасный материал для чтения, воспитания и развития детей, особенно сегодня, когда человечество стоит на грани экологической катастрофы.

Детский писатель Виталий Валерианович Бианки родился в Петербурге в 1894 г. Валентин Львович - его отец, был ученым-орнитологом, работал хранителем в музее зоологии в отделе птиц. Маленький Виталик с двумя его братьями частенько рассматривали экспонаты этого музея, ведь они с семьей жили во флигеле музейного здания. Поэтому вполне объяснимо, что все они, впоследствии, связали с наукой род своих занятий. Вспоминая свое детство, Виталий Валерианович говорил о том, что и в самой квартире был настоящий многочисленные птицы в клетках; террариум с ящерицами, черепахами и змеями; даже аквариум с рыбками.

В 1915 г. Виталий Валерианович поступает учиться в университет, однако, его учебе помешала мобилизация в армию из-за начавшейся войны. С 1923 г. он начинает вести работу в кружке писателей для детей, организованным под руководством С. Я Маршака.. В то же время Бианки издает «Лесные домишки» отдельными книгами, в 1925 г. - рассказ «По следам», а с 1928 г. начинает работать над своей главной рукописью «Лесная газета» и длиться это до 1958 г..

Значимо повлияли на творческие направления Бианки писатель американец Э. Сетон-Томпсон и известные писатели России Тургенев И.С., Толстой Л.Н., Аксаков С.Т., Мамин-Сибиряк Д.Н. Виталий Валерианович - настоящий исследователь, путешественник и искатель приключений по жизни, выдающийся поэт, трудолюбивый деятель по своей натуре. Бианки обладал колоссальными незаурядными способностями на литературном поприще, он был великолепным рассказчиком и просто добрый и верным другом ля многих. Его последователями и учениками были Э. Шим, Н. Павлова, В. Сахарнов, Н. Сладков и многие другие.

Бианки жил до 1959 года и был одним из основоположников целого направления в детской литературе, которое раскрывается в художественном отображении лесной жизни. Книги Виталия Валентиновича Бианки до сих пор популярны среди детей и запали в душу многим. В своих произведениях он учит детей чувству патриотизма, трепетному отношению к животным и природе, сочувствию и состраданию, помощи слабым и многим добрым положительным качествам, необходимым для детского развития.

Бианки Виталий Валентинович (30.01.1894 - 10.06.1959) – русский и советский писатель, произведения которого в подавляющем большинстве предназначаются детям. С помощью интересных рассказов, повестей и сказок описывал живую природу. Автор написал более 120 книг, в которые вошли порядка 300 различных произведений.

«Писатель – дитя народа, он произрастает из глубин народного мироощущения»

Дворянское детство

Виталий Бианки родился в Петербурге 30 января 1984 года. Его отец – Валентин Львович – был известным ученым-орнитологом (знатоком птиц), он даже состоял в Академии наук и работал в Зоологическом музее. Неудивительно, что с ранних лет сын стал интересоваться природой – он слушал рассказы отца дома, приходил к нему на работу, составлял различные записи об окружающем мире. Позже Виталий назовет своего папу – «первым лесным учителем».

Кстати, род Бианки уходит корнями еще в начало XIX века. Причем, одна половина предков писателя были швейцарцами, а другая немцами. И фамилия у них у всех была Вайс, что переводится как «белый». А вот фамилия Бианки появилась при прадеде Виталия. Он был известным оперным певцом. И однажды ему предложили отправиться с гастролями по Италии. Но было одно условие – взять псевдоним, чтобы лучше принимали. А прадед, не долго думая, назвался Бианки, что тоже означает «белый», но только по-итальянски. А после ему понравилось, и он официально сменил фамилию.

Виталий Бианки в детстве не очень помышлял о том, чтобы сочинять и писать рассказы. Его куда больше прельщали спорт и точные науки. Так, он играл на профессиональном уровне в футбол, выступал в нескольких командах Петербурга и даже выигрывал Кубок города. А после школы поступил в Петроградский университет на факультет математики и физики.

Советская зрелость

По специальности Виталию Бианки поработать так и не пришлось. В 1916 году его призвали в армию. А год спустя произошла Революция. И будущий писатель, как и многие молодые люди того времени, был очарован большевистской романтикой. Он быстренько поменял взгляды и вступил в Совет рабочих и солдатских депутатов. А так как человек он был образованный, то его даже включили в специальную комиссию, которая занималась охраной памятников культуры в Царском Селе. А после перевели в Самару, где он стал вести агитационную колонку в местной газете «Народ».

Во время Гражданской войны Виталию Бианки пришлось переезжать из города в город, чтобы не попасться в руки белогвардейцам. Однажды он все-таки столкнулся с армией Колчака и даже был принудительно мобилизован в нее. Но при первом же удобном случае дезертировал, сменив фамилию на Белянин. С той поры и до конца жизни он будет носить двойную фамилию – Бианки-Белянин.

Когда советская власть окончательно установилась в стране, Виталий Валентинович стал работать отделе народного образования города Бийска. Он курировал работу музеев. А параллельно его приглашали читать лекции по орнитологии в местном университете.

Кстати, несмотря на абсолютную преданность советскому режиму, Виталий Бианка очень часто попадал «на карандаш» чекистов. Те никак не могли простить ему его дворянского происхождения. Доходило до того, что он проводил по несколько недель в тюрьме. И только помощь влиятельных друзей, среди которых был Максим Горький, помогала ему избежать длительного заточения, а то и ссылки в лагеря.

Литературная деятельность

На самом деле Виталий Бианки начал писать достаточно рано – сразу после армии. Но это было творчество «для себя», он никому не показывал свои рассказы. Подобных текстов у него за несколько лет накопилось достаточно много. И сам Виталий Валентинович называл их «мертвым грузом».

«Это напоминало Зоологический музей, где собраны многочисленные неживые существа – звери застыли, а птицы не поют и не летают. И очень захотелось, как в детстве, использовать волшебное заклинание, чтобы все это оживить»

Венцом творческой карьеры Виталия Бианки стала книга «Лесная газета», выпущенная в 1928 году. По форме содержания она не имела на тот момент аналогов в мире. А идея заключалась в том, чтобы создать некий календарь, в котором каждый месяц был посвящен жизни обитателей леса. Причем подавалось это в разных жанрах – были и рассказы, и хроники, и телеграммы, и фельетон, и даже простые объявления. Эта книга в разные времена переиздавалась, страницы наполнялись картинками, менялись обложки, но одно оставалось вечно – неповторимый авторский стиль и безумный интерес читателей, особенно самых маленьких.

С помощью произведений Виталия Бианки дети и раньше, и сейчас могут легко познать окружающую природу, узнать больше о живых существах, населяющих землю. А главное, сделать это с помощью доступного им языка и образов. Всего из-под пера Бианки вышло порядка 120 книг, тираж которых исчисляется десятками миллионов. И если хорошо покопаться, почти у каждого дома можно найти хотя бы одну книжку этого автора – возможно, оставшуюся от родителей и бабушек с дедушками, так как в советское время произведения Виталия Бианки входили в обязательную программу школ и детских садов.


Содержание:

Введение

    Биография В.В. Бианки.
    Творчество В.В. Бианки для детей.
Заключение
Список литературы

Введение
Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном и в этом нам помогают произведения В. Бианки.
Литература способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи.
Художественная литература и наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазию, полет мысли и дают возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают человека.
За 35 лет творческой работы В.В. Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и натуралистические заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира. Незадолго до смерти Бианки писал в предисловии к одной из своих книг: "Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка".

    Биография В.В. Бианки.
Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. Возможно, от них же и увлекающаяся, артистическая натура. От отца - ученого-орнитолога - талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».
Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира хранителя коллекций находилась прямо напротив музея, и дети - трое сыновей - часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк.
Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем.
Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом, даже входил в гимназическую команду.
Разными были интересы, таким же - образование. Вначале - гимназия, затем - факультет естественных наук в университете, позднее - занятия в институте истории искусств. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.
Бианки никогда не привлекали наблюдения из окна уютного кабинета. Всю жизнь он много путешествовал (правда, не всегда по своей воле). Особенно запомнились походы по Алтаю. Бианки тогда, в начале 20-х годов, жил в Бийске, где преподавал биологию в школе, работал в краеведческом музее.
Осенью 1922-го Бианки с семьей вернулся в Петроград. В те годы в городе при одной из библиотек существовал интереснейший литературный кружок, где собирались писатели, работавшие для детей. Сюда приходили Чуковский, Житков, Маршак. Маршак и привел однажды с собой Виталия Бианки. Вскоре в журнале «Воробей» был опубликован его рассказ «Путешествие красноголового воробья». В том же, 1923 году, вышла первая книжка («Чей нос лучше»).
Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника: беда в лесу не редкость. Книга «выросла» из небольшого журнального отдела. Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. С 1928 года она несколько раз переиздавалась, становилась толще, ее переводили на разные языки мира. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет.
Бианки не только сам постоянно работал над новыми книгами (он автор более трехсот произведений), ему удалось собрать вокруг себя замечательных людей, любивших и знавших зверей и птиц. Он называл их «переводчиками с бессловесного». Это были Н.Сладков, С.Сахарнов, Э.Шим. Бианки помогал им в работе над книгами. Вместе они вели одну из интереснейших радиопередач «Вести из леса».
Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». Повести, рассказы, сказки Бианки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание. Последние он даже называл по-особенному: сказки-несказки. В них нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир.

2. Творчество В.В. Бианки для детей.
В.В. Бианки, войдя в детскую литературу в 1924 году, как автор журнала «Воробей», создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои – животные, птицы, растения. В 1923 году в журнале «Воробей» появилось его первая сказка «Путешествие красноголового воробья». В следующие два года вышли его книги «Первая охота», «Чьи это ноги?», «Кто, чем поет?», «Чей нос лучше?». Всего В.Бианки принадлежит более 250 произведений. Писатель создавал познавательные книжки-картинки, природоведческие сказки, рассказы, очерки, охотничьи повести, им придумана и пущена в литературную жизнь знаменитая «Лесная газета».
В его книгах мы можем встретить смешные сказки и полные драматизма сказочные повести, рассказы о животных с искусно построенным сюжетом и рассказы почти вовсе без сюжета, полные поэзии и лирического раздумья. В его сказках переплетаются юмор, простота и естественность речи, сочность языка, стремительность действия. Но это не просто сказки. Эти сказки учат не только наблюдать природу, но и радоваться ее красоте, беречь ее богатства.
Тематика книг В.Бианки многообразна. В сказках, рассказах, повестях писателя заключены обширные биологические знания. Произведения Бианки дают читателю правильные представления о природе, воспитывают бережное отношение к ней.
Все сказки Бианки познавательны, в них мы знакомимся с важными законами жизни природы. Даже в рамках одного жанра писатель создает произведения, очень разнообразные, от коротенькой сказки-диалога («Лис и мышонок») до развернутой сказочной повести («Мышонок Пик», «Оранжевое горлышко»).
В рассказах Бианки о природе меньше выдумки, игры, чем в сказках, и роль человека в них иная - он охотник, наблюдатель, натуралист. Все, что происходит в рассказах, может случиться и в действительности. Окружающее оказывается таким же интересным, как и в сказке, если только уметь как следует наблюдать. Читая рассказы писателя, юный читатель учится видеть, наблюдать. Очень осторожно Бианки вводит в свои рассказы описание природы, т.к. это привлекает не всех детей.
Для маленьких читателей Бианки написал коротенькие рассказы-анекдоты, все содержание которых построено на каком-нибудь любопытном или назидательном приключении («Музыкант», «музыкальная шкатулка»).
Наряду с отдельными сказками писатель создает и циклы рассказов. В цикле «Мой хитрый сынишка» появляется герой-мальчик. На прогулках с отцом он постигает лесные секреты. Ему удается подсмотреть, как до смерти напуганная лисица пускается наутек от отчаянного бельчонка, прыгнувшего ей чуть не в самую пасть.
Рассказы писателя для детей старшего возраста, вошедшие в сборник «Нечаянные встречи», имеют стройную композицию, поэтический зачин и концовку. Они тоже объединены в циклы: «Задумчивые рассказы», «Рассказы о тишине» и т.д. Нехитрые по сюжету, рассказы заставляют читателя задуматься над происшедшим.
В.Бианки умеет вызвать интерес у читателя к окружающей природе, к знакомству с животными и птицами. Чтобы заинтересовать маленького читателя, писатель часто дает названия своим произведениям в виде вопроса: «Чей нос лучше?». Писатель привлекает ребенка к самостоятельному решению вопросов и загадок, учит наблюдать за природой и раскрывать ее тайны. Писатель создает свои произведения на точных научных фактах, все его герои обладают конкретными особенностями.
Поэтому книги В.Бианки о природе – энциклопедия биологических знаний для детей младшего школьного возраста. Это энциклопедия, созданная ученым и писателем, ясно понимающим запросы своего маленького читателя.
Научны почти все сказки Бианки, они уводят читателя в мир живой природы и показывают этот мир таким, каким видит его сам автор. Все сказки познавательны, в них мы знакомимся с важными законами жизни природы. В каждом произведении писателя чувствуется глубокая любовь к природе, к животному миру, к людям. Его произведения учат не только наблюдать природу, но и радоваться ее красоте, беречь ее. В сказках Бианки не чувствуется присутствие автора, в них животные действуют и рассуждают как люди.
Исследователь творчества В. Бианки Гр. Гроденский справедливо пишет: «И пусть большинство героев произведений Виталия Бианки всего только лесные звери и птицы – они пробуждают у ребенка большие человеческие чувства: смелость, стойкость, доброту к слабым, стремление к достижению цели. Здесь утверждается справедливость торжества разума и победа добра над злом; прививаются гуманизм и патриотизм. Раскрывается поэтическое видение мира».
Книги В. Бианки учат детей научному видению природы. Его произведения помогают учителю в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы. Так, сказка «Первая охота» В. Бианки знакомит маленьких детей с таким сложным явлением в природе, как мимикрия, показывает разнообразные формы защиты животных: одни ловко обманывают, другие прячутся, третьи пугают и т. д. Интересны сказки В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты». Они позволяют раскрыть обусловленность строения того или иного органа животного средой его обитания, жизненными условиями. Учитель использует произведения В. Бианки и для того, чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Из произведений В. Бианки «Лесная газета», «Наши птицы», «Синичкин календарь» дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира.
Книги В. Бианки - произведения природоведческого характера; они уводят нас в полный неповторимой прелести мир живой природы. В основе книг обычно лежит конкретный биологический факт, точно указано географическое место действия, определено календарное время года, сохранена биологически видовая точность зверя, птицы, насекомого, растения, т. е. все то, что обязательно в природоведческих книгах.
Для беседы с детьми В. Бианки очень часто прибегает к сказке, потому что она психологически ближе ребенку. Он создал жанр научной сказки на фольклорной основе. Его сказки эмоциональны, оптимистичны, пронизаны любовью к родной природе («Лесные домишки», «Приключения Муравьишки», «Мышонок Пик» и др.).
В каждом произведении Бианки чувствуется глубокая любовь к природе, к животному миру, к людям, разумно и доброжелательно относящимся к животным. Это подмечено в статье писателя Н. Сладкова о Бианки: «Его птицы и звери не символы, не переодетые в птиц и зверей люди: они всамделишные, настоящие, правдашные. И в то же время они глубоко связаны с человеком, естественно входят в круг его интересов, возбуждают его любознательность и будоражат мысль».
Одно из самых известных произведений Бианки – его «Лесная газета». «Лесная газета» появилась на свет первоначально как постоянный природоведческий отдел в журнале «Воробей». В 1926 – 1927 годах Бианки работал над материалами этого отдела для издания книги «Лесная газета на каждый год», и в 1928 году книга вышла в свет. Эта большая книга – энциклопедия русской природы. Вышедшая впервые в 1928 году, она и доныне остается одним из самых любимых и популярных произведений советской детской литературы для детей.
Удача этой книги во многом определена выдумкой автора: материал в ней подобран и расположен как в настоящей газете, со статьями и очерками, короткими заметками, телеграммами с мест, письмами читателей, занятными рисунками, загадками в конце номера. В основе газеты лежит повторяющийся цикл сезонных изменений в природе. Поэтому и названия месяцев в ее двенадцати номерах необычны: «Месяц Птенцов», «месяц Стай», «Месяц Полных Кладовых» и т.д.
«Лесная газета» - это книга-игра. Читатель не остается пассивным. Автор все время втягивает его в наблюдения. Книга задумана и осуществлена как единое целое, в ней присутствуют
Эта книга, как и все произведения В. В. Бианки, способствует формированию у юного читателя материалистического мировоззрения. «Во всех его произведениях, в каждой странице, в каждом слове заложена такая любовь к своей земле, такая неразрывная с нею связь, такая чистота нравственного отношения, что нельзя ими не заразиться».
Переведенная на многие языки, «Лесная газета» входит в золотой фонд мировой детской литературы. По существу, входит в него и все творчество Виталия Бианки.
Произведения Бианки - прекрасный материал для чтения, воспитания и развития детей, особенно сегодня, когда человечество стоит на грани экологической катастрофы.
Всей своей творческой деятельностью писатель стремился раскрыть перед юным читателем богатство и разнообразие родной природы, привить любовь к ней. В статье «Воспитание радостью» он писал: «А ведь, чтобы научить детей родственному вниманию ко всему живущему с нами на земле, надо только одно: страстно любить родную землю. Передав эту любовь детям, воспитатель одарит их всеми нескончаемыми радостями, которые приносит человеку познание родного края, раскрытие маленьких, а потом и больших тайн природы».

Заключение
В советской России послереволюционного периода почти сразу же начинается формирование политически и классово ангажированной детской литературы, которая должна была открывать детям «путь к ясному пониманию того великого, что совершается на земле», которая призывала освободить детей от тлетворного ига старой книги. Жесткую позицию создания классово и политически ориентированной детской литературы занимает руководство страны, что отражается в постановлениях партии и правительства. Так, по сути, в партийных документах четко ставится задача формирования «нового человека».
В первое же послереволюционное десятилетие появляются писатели, работающие в детской литературе. Созданием произведений для детей занимаются В.В.Бианки, и многие другие. Функциональная направленность, пропагандистская определенность, требование привлекать для создания детской литературы в помощь комсомолу партийные, профсоюзные и советские организации были еще тогда, когда советская детская литература как массовое явление только возникала.
Таким образом, после 1917 года детская литература стала носить целенаправленный идеологический характер. Перед детскими писателями была поставлена задача создания детской книги нового типа. Детская книга стала одним из главных инструментов, с помощью которого советская власть решала задачу по созданию «нового человека». В этот период издание и содержание детской книги формировалось теми, кто руководил страной и определял её будущее.
и т.д.................

БИАНКИ ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ

(1894–1959)

БИАНКИ ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ

(1894–1959)

2 Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков- итальянцев. От отца ученого- орнитолога талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».

3 Отец работал в Зоологическом музее. И дети трое сыновей часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк.

4 Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять- шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем.

5 Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.

6 Бианки всю жизнь путешествовал. Особенно запомнились походы по Алтаю. Бианки тогда, в начале 20-х годов, жил в Бийске, где преподавал биологию в школе, работал в краеведческом музее.

7 Осенью 1922-го Бианки с семьей вернулся в Петроград. Стал посещать литературный кружок, где собирались детские писатели. Сюда приходили Чуковский, Житков, Маршак. Вскоре в журнале «Воробей» был опубликован его рассказ «Путешествие красноголового воробья». В том же, 1923 году, вышла первая книжка («Чей нос лучше»).

8 Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». 9 Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку». Бианки работал над «Лесной газетой» с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения.

11 Бианки постоянно работал над новыми книгами (он автор более трехсот произведений)

13 Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». 14 В сказочных произведениях нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось - таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир.

15 Читайте книги детских писателей о природе! Берегите и охраняйте природу!

Елена Волянская
Конспект занятия с использованием презентации «Детям о Виталии Бианки»

Государственно бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 4 общеразвивающего вида

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Тема : Детям о Виталии Бианки

Методический материал к слайдам

для детей подготовительной к школе группе

Задачи : познакомить с жизнью и творчеством писателя-натуралиста

В. В Бианки

Цель : на основе сказок и рассказов писателя воспитывать любовь и уважение к миру природы, учить понимать природу, ее законы и особенности. Развивать память, речь, мышление, наблюдательность.

Предварительная работа : чтение произведений В. В Бианки .

Книжная выставка «Мудрец с душой ребёнка»

Одним из тех, кто обладал этим волшебным даром, был писатель, ученый орнитолог Виталий Валентинович Бианки .

Отец его был учёным – орнитологом (орнитология – раздел науки, изучающих птиц, работал хранителем коллекций Зоологического музея Академии наук. Мать Клара Александровна. Братья : старший Лев Валентинович, младший Анатолий Валентинович.

Именно отец привил интерес ко всему, «что дышит, цветёт и растёт» . Отец Валентин Львович ввёл Виталия в свой мир – мир музейных коллекций, диковинных птиц и зверей. Это был удивительный мир, но мёртвый, неподвижный, молчаливый. Мальчик не раз бывал в музее, там за стеклянными витринами замерли животные, привезённые со всего земного шара.

Как хотелось маленькому Виталию найти «волшебную палочку» , которая могла бы оживить музейных экспонатов.

Уже став взрослым, В. В. Бианки понял , что такой «волшебной палочкой» , может быть только слово, только рассказ.

Отец ввёл сына и в мир живой природы. Каждое лето семья выезжала за город, в деревню Лебяжье. Здесь – рыбалка, ловля птиц, выкармливание птенцов, зайчат, ежей, белок.

«Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверушку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей.

И – самое главное – с детства приучал все свои наблюдения записывать. Так приучил, что это вошло у меня в привычку на всю жизнь», отмечал В. В. Бианки .

Вся обстановка, окружающая с детства будущего писателя, пробудила и на всю жизнь определила его интерес к родной природе.

В семье Бианки часто бывали зоологи, путешественники, бывалые люди. Они много и интересно рассказывали, а Виталий жадно их слушал и начинал понимать, что живой мир природы – это его призвание, увлечение, любовь. Он пытался понять, о чём разговаривают птицы, почему так не похожи лапы у крота и ноги у цапли, зачем одному природа подарила длиннющий нос, а другому достался махонький носишко.

Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом, даже входил в гимназическую команду. Разными были интересы, таким же - образование. Вначале - гимназия, затем - факультет естественных наук в университете, позднее - занятия в институте истории искусств. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца .

Обо всём, что увидел и узнал, Виталий Валентинович решил рассказать девчонкам и мальчишкам. И начал писать детские книжки, помогая ребятам тоже проникнуть в чудесные тайны природы, которая и стала главной героиней его замечательных произведений.

Мохнатых и пернатых, обитающих на страницах книжек Бианки , невозможно не полюбить, Виталий Валентинович рассказывает об их повадках, о ловкости, хитрости, умении спасаться и прятаться так, что от книжки оторваться невозможно. В самом обыкновенном он умеет показать новое, не замеченное нами. С волнением следим мы за приключениями маленького путешественника - мышонка Пика, переживаем из-за бедного муравьишки, попавшего в беду, размышляем о том, чей нос лучше, удивлённо узнаём, кто чем поёт. Тридцать пять лет писал Бианки о лесе . Это слово часто звучало в названиях его книг : «Лесные домишки» , «Лесные разведчики» . Повести, рассказы, сказки Бианки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание. Последние он даже называл по-особенному : сказки-несказки.

В них нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать , что мы только удивляемся : оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир. Он написал более 300 сказок, рассказов о природе.

Но самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета» . Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты» . Это большая настоящая газета со своей передовицей, объявлениями, телеграммами – обо всём, что происходит в лесу. Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку» , прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника : беда в лесу не редкость. Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. Она несколько раз переиздавалась, становилась толще, ее переводили на разные языки мира. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки , на страницах журналов и газет. Это произведения он посвятил своему отцу Валентину Львовичу Бианки .

Бианки не только сам постоянно работал над новыми книгами, ему удалось собрать вокруг себя замечательных людей, любивших и знавших зверей и птиц. Он называл их «переводчиками с бессловесного» . Вместе они вели одну из интереснейших радиопередач «Вести из леса» .

Незадолго до своей смерти Виталий Бианки написал в предисловии к одному из своих произведений : "Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка".

Умер Виталий Валентинович Бианки в Ленинграде 10 июня 1956 года в возрасте 62 лет. Он был похоронен на Богословском кладбище, где ему поставили маленький, но очень добрый памятник, на котором написано :

Виталию Валентиновичу Бианки , человеку и писателю”.

Конкурс «Птичья галерея» (Ребятам предлагается по фотографиям узнать птиц)

Викторина

«Знатоки произведений Бианки »

1. Какая книга у В. Бианки стала самой знаменитой? («Лесная газета» )

2. Кому посвятил В. Бианки эту книгу ? (своему отцу Валентину Львовичу)

3. В каком произведении Бианки встречается ласточка береговушка? (Лесные домишки)

4. Как называется книга Бианки в которой есть тонконос, крестонос,серпонос. ?

(Чей нос лучьше)

5. Вспомните, из какой сказки Бианки этот отрывок .

"Надоело Щенку гонять кур по двору. "Пойду-ка, – думает, – на охоту за дикими зверями и птицами". (первая охота) .

6. Из какой сказки эта дразнилка?

Ташка, Ташка, простота,

У ней собачка без хвоста,

Ухи-то лопатой,

На глазу заплата! (Латка)

7. Из какой сказки отрывок? "Полетела муха дальше. Прилетела в лес, видит : на суку Дятел сидит. Муха к нему : - Отдай мне твой хвост Дятел! Он у тебя для красоты только. " Сказки-несказки «Хвосты»

8. Название трех сказок которые отец прочитал дочери из рассказа «Глупыевопросы» (сказки –несказки) 1. Отчего у сороки такой хвост. 2. Кому зуёк кланяется, а плиска хвостом кивает. (плизка- трясогузка) 3. Почему чайки белые.

Повсюду : в лесу на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки ,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

Ох, так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивлённо смотреть.