Что смотрят наши дети? Гробы, эротика и насилие в мультфильмах. Чем отличаются детские мультфильмы от взрослых? Взрослый мир в детских мультфильмах

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕМЕ: «ВЗРОСЛЫЙ МИР В ДЕТСКИХ МУЛЬТФИЛЬМАХ».

Родителям вручаются пригласительные билеты.

В начале консультации родителям предлагается прону­меровать детские телепередачи и мультипликационные и художественные фильмы по степени их полезности для ре­бенка дошкольного возраста. Для ранжирования предлагает­ся 20 названий. Самому полезному фильму или телепередаче присваивается № 1, самому нежелательному - № 20.

Передачи и фильмы для ранжирования:

- «Улица Сезам» (телепередача)

- «Спокойной ночи, малыши» (телепередача)

- «Том и Джерри» (мультфильм)

- «Симпсоны» (мультфильм)

- «Корпорация монстров» (мультфильм)

- «Отчего? Почему?» (телепередача)

- «Твининсы» (телепередача)

- «Черепашки Ниндзя» (фильм)

- «Шрек» (мультфильм)

- «Красавица и чудовище» (мультфильм)

- «Зачарованные» (художественный фильм)

- «Король Лев» (мультфильм)

- «Спайдермен» (мультфильм)

- «Гарри Поттер» (художественный фильм)

- «Дисней-клуб» (мультфильм)

- «Ледниковый период» (мультфильм)

- «Ералаш» (телепередача)

- «Пауэр Рейнджере, или Могучие Рейнджеры» (художе­ственный фильм)

- «Помогите Телеку» (телепередача)

- «Сами с усами» (телепередача)

- «Алеша Попович и Тугарин Змей» (мультфильм)

Давно доказано, что на развитие и формирование человека оказывает влияние среда. В особых взаимосвязях со средой находятся дети. Очень важный компонент внешней среды - родители и другие близкие ребенку люди. Их роль в развитии и становлении его личности неоспорима и неоценима. Но не только они влияют на ребенка, поэтому, сколь бы значительна ни была роль семьи, дети не могут ограничиваться домом и стремятся заглянуть за дверь квартиры.

Чем старше они становятся, тем более жаждут узнать новые, таинственные для них грани взрослой жизни. И жаж­ду эту они могут вполне удовлетворить, не прилагая больших усилий, а лишь усевшись перед экраном телевизора.

Однако доступность любой информации для детской аудитории не всегда благо, поскольку ребенок «заглатывает» ее без анализа и критики. Эмоциональное воздействие образа на впечатлительную детскую душу настолько велико, что навсегда остается в памяти человека. Родителям необходимо обладать большим авторитетом, чтобы их сын или дочь устояли перед напором убедительной экранной картинки, которую, к сожалению, они иногда видят даже чаще, чем близких людей.

Большинство детей дошкольного возраста посещают дет­ские сады, где в среднем проводят по десять часов в день. Еще десять часов в сутки уходит у ребенка на сон. Итак, получает­ся, что на общение с родителями у него остается четыре часа. Что можно успеть сделать за это небольшое время?

Вопрос к родителям:

Как вы используете часы общения с ребенком?

Можно побеседовать с сыном или дочерью о прошедшем дне, поиграть, почитать любимую книжку, сходить на инте­ресную прогулку... Но ведь нужно еще успеть и ужин приго­товить, и шкаф починить, да мало ли какие еще дела найдут­ся! Домашние дела отнимают от оставшихся четырех часов больше половины. В результате общение с ребенком занимает около двух часов.

Чем же занят ребенок? Утро - сборы в детский сад. Очень часто в этот короткий промежуток времени дети успевают посмотреть телевизор, благо специально для них в утренние программы вставлены мультфильмы и телепередачи.

А что же вечером? Предоставленный сам себе, ничем не занятый ребенок не даст вам сделать никаких дел. Нужно его чем-то занять. Чем? Самый оптимальный вариант - телеви­зор. Ребенок сидит возле него, ни к кому не приставая, пока не приходит время, ложиться спать. В принципе, считают ро­дители, это не так уж и страшно. Получается, что, вопреки рекомендациям, возле телевизора ребенок проводит более двух-трех часов в день. Тем более что вечерние программы не рас­считаны на детскую аудиторию. А если в доме только один телевизор, то ребенок тем более вынужден смотреть передачи для взрослых.

Теле- и видеопередачи, динамичные, красочные, эмоцио­нальные, несомненно, привлекательны для детей.

Получается, что часто телевизор, радио и газета становят­ся первыми воспитателями наших детей, отодвигая на второй план родителей и воспитателей.

Возможно, и не было бы поводов для беспокойства, если бы «теленяни» не отличались столь явной агрессией, пошлостью и цинизмом. А дети, с их еще не сформировавшейся психикой, особенно остро подвержены воздействию телевидения.

Восприятие в дошкольном возрасте еще не сформировано полностью. Одним из свойств такого несформированного вос­приятия является его наивно-реалистический характер.

Дети настолько близко к сердцу принимают то, что им показывают по телевизору, что пытаются подражать телегероям, - то есть происходит своеобразное кодирование, при­чем не обязательно прямое, а опосредованное: у детей выраба­тывается своеобразный психологический стереотип поведения и мышления. Это, в свою очередь, приводит к бездуховности, развитию эгоизма, бездушия и жестокости.

Знаменитый кукольник Сергей Образцов пытался внушить взрослым простую мысль, которой следовал всю свою долгую творческую жизнь: нельзя детям до семилетнего возраста пока­зывать (даже в сказках) сцены насилия, жестокости, грубого обращения с животными и людьми. Великий мастер знал: дет­ская душа, что губка, впитывает все происходящее вокруг нее, особенно то, что происходит на сцене, на экране, в книге. Поэто­му необходимо тщательным образом отбирать мультфильмы, телепередачи. Например, мультфильм «Том и Джерри». Весь юмор здесь заключается в расплющивании то Тома, то Джерри, детям предлагают смеяться над тем, как кто-то падает, ушибает­ся и т. д. В результате они принимаются таскать за хвост домаш­них питомцев, загонять друг друга под кровать и т. д. С подобны­ми случаями неоднократно сталкиваются родители и педагоги.

Вспомним героев мультфильмов прошлых лет. Бравые ребятишки и не менее бравые зверушки не только побеждали злодеев и других неприятных личностей, но даже перевоспи­тывали их: противной старушке Шапокляк захотелось иметь друзей; Варвару, злую сестру Айболита, не только наказывали, но и прощали, потому что она раскаивалась в своих делах. Зло при встрече с добром всегда проигрывало. И это было законом, который облегчал жизнь и который с удовольствием усваивали дети. Они воспитывались на героических и романти­ческих примерах. Детский «кинематограф воспитывал, обра­зовывал и даже выполнял психотерапевтическую функцию, снимая стрессы. А теперь на видеорынке можно встретить такое детское кино, которое приводит к психическим расстрой­ствам, иногда весьма серьезным. В этом можно убедиться, понаблюдав за тем, что и как рисуют современные дети.

Родителям демонстрируются детские рисунки с элемен­тами жестокости.

Даже в мультфильмах для самых маленьких даются во­енные сцены, ожесточающие душу ребенка. И вряд ли ма­лыш, насмотревшийся таких фильмов, будет плакать о коз­лике, от которого «остались рожки да ножки»..

Картины убийств, чудовищных превращений, сцены с вампирами, оборотнями приводят в некоторых случаях к серь­езным психическим заболеваниям.

Конечно, можно сказать, что со временем ребенок привы­кает и перестает бояться. Но что такое привычка спокойно смотреть на убийства и сцены насилия, как не патология?!

Порой дети, инстинктивно защищаясь от «ужастиков», и хотели бы их не смотреть, но естественное для возраста любо­пытство мешает им. И тогда они испытывают мучительный психологический разлад. Такую ситуацию способно разрешить только вмешательство взрослых.

Но даже родители не всегда в силах оградить ребенка от агрессии, насилия, секса, часами обрушивающихся на них с экранов телевизоров. Ведь достаточно и мимолетной сцены кровавого насилия или полового акта, чтобы они глубоко по­разили податливое сознание ребенка. И даже кино и мульт­фильмы для детей не избавлены от этого.

Демонстрация отрывков из детских мультфильмов и фильмов с элементами насилия.

Многие научные исследования показывают, что дети под­ражают увиденной на экране жесткости. Их игры становятся более агрессивными. Ребенок легко может причинить вред окружающим, находя оправдание своего поведения в харак­тере любимого телегероя.

Педагоги и родители приводят примеры подобных жес­токих игр.

Примеры жестоких игр

Часто даже сами взрослые не Замечают отрицательных моментов, содержащихся в современных мультфильмах и фильмах для детей. Яркие, красочные, динамичные мульт­фильмы студии «Дисней» кажутся нам абсолютно безобидны­ми. Но так ли это?

Демонстрация отрывков из детских фильмов и мульт­фильмов со сценами грубости, насилия («Красавица и Чудо­вище», «Спящая красавица» и др.).

Такое подражание увиденному на экране специалисты объясняют неспособностью ребенка отличить реальность от телевизионного вымысла. Несформированность телевизион­ной культуры у детей не дает им возможности сделать осоз­нанный выбор нужной информации, выделить главное, сде­лать вывод из увиденного. Правильному восприятию телеис­кусства нужно учить так же, как и восприятию музыки и живописи.

Остро стоит проблема содержания теле- и кинопродукции. Ведь дети смотрят не только те передачи, которые предназна­чены специально для них, но и те, что создаются для взрослой аудитории. К сожалению, продукция детского телевидения очень часто содержит элементы телевидения взрослого. На­пример, мультфильмы, сюжет которых строится по принци­пу «недетское кино».

Демонстрация отрывков из фильма «Мулен Руж» и от­рывков из мультфильма «Приключения Геракла».

Если убрать звук, то движения героини фильма «Мулен Руж», соблазняющей партнера, и движения нимф, поющих песню в мультфильме, окажутся идентичными. Поток инфор­мации, идущий с экрана, значительно превышает возможнос­ти ребенка. Он просто не в состоянии воспринять его и само­стоятельно переработать, поэтому выхватывает то одно, то другое. Дети часто не могут установить для себя связь между изображением и текстом.

Смотря фильмы и передачи, недоступные для его адекват­ного понимания, ребенок искаженно воспринимает отдельные эпизоды, вне контекста всей вещи. В результате возникают неправильные представления о человеческих поступках и мотивах действий, произведение остается непонятым. Ребе­нок обращает внимание на такие моменты, которые выделя­ются из целого произведения: манеру поведения, излишества моды, секс и т. д., - и все это влияет на формирование не только его вкуса, но и пристрастий и запросов.

Дети способны адекватно воспринимать информацию, как адаптированную, так и неадаптированную для детской аудито­рии, только при постоянной помощи и контроле со стороны взрослых. При отсутствии руководства со стороны родителей и педагогов они не в состоянии правильно воспринимать экран­ную продукцию, что и приводит ко многим печальным послед­ствиям, которые называют вредным влиянием телевидения.

Современный рынок заполнен качественной теле- и ви­деопродукцией как отечественного, так и зарубежного произ­водства. Такое обилие информации затрудняет возможность в ней ориентироваться. Ребенок дошкольного возраста вообще не способен делать это самостоятельно. Но даже небольшого объяснения бывает достаточно, чтобы он начал вычленять главные идеи сюжета.

Родителям необходимо просматривать программу ТВ на будущую неделю, отбирая те передачи, которые интересно и полезно посмотреть ребенку. Не стоит забывать и о количе­стве времени, проводимом ребенком у экрана телевизора. Об­щее время просмотра телепередач детьми до 7 лет не должно превышать 6-7 часов в неделю. И лучше, если малыш не будет смотреть телевизор больше получаса подряд. Именно та­кие рекомендации дают специалисты.

Телевидение может быть нашим союзником и активным помощником, а может стать и неотвратимым злом, которое мы сами пустили к себе в дом.

В заключение вечера родителям раздаются памятки «Как правильно выбирать телепередачи и мультипликационные фильмы для детей дошкольного возраста».

«Как правильно подходить к выбору телепередач и мультипликационных фильмов для детей дошкольного возраста».

1. Выбирайте вместе с ребенком те мультипликационные фильмы и пе­редачи, которые были бы ему интересны и полезны и которые бы вы хотели посмотреть на следующей неделе.

2. Точно следуйте этому расписанию.

3. Старайтесь заранее узнать, о чем будет идти речь в выбранных вами передачах, мультфильмах.

4. При выборе телепередач и мультипликационных фильмов необходимо учитывать, чтобы они были предназначены именно для возраста вашего ребенка.

5. Никогда не переключайтесь с канала на канал во время рекламы, так как ребенку это мешает правильно воспринимать информацию.

6. Если ребенок вместе с вами смотрит передачи, не предназначенные для детской аудитории, обязательно объясняйте ему смысл увиден­ного на экране.

7. Каждый раз обсуждайте с ребенком то, что он посмотрел.

8. Общее время просмотра телепередач детьми до 7 лет не должно пре­вышать 6-7 часов в неделю.

9. Старайтесь, чтобы ребенок не смотрел телевизор более получаса под­ряд.

10. Телевизор необходимо смотреть в ярко освещенной комнате и не с близкого расстояния.

11. Не разрешайте ребенку смотреть телевизор лежа и во время приема пищи.

Помните, телевидение может стать вашим союзником и активным помощником, а может превратиться в неотвратимое зло, которое вы сами пустили в свой дом!

В начале девяностых прошлого столетия в мире полнометражных мультфильмов царствовал Disney и его рисованные сказки. Они были великолепны, но все же ориентированы в основном на детскую аудиторию. А потом произошли какие-то сдвиги тектонических плит и мультфильмы изменились. Рисованные фильмы стали делать для аудитории всех возрастов, многослойными. Союз Pixar и Disney дал развитие компьютерной анимации, студия Ghibli принесла новый взгляд на привычное рисование, появилась студия DreamWorks Animation, которая подарила нам особенные истории.

24. Паника в деревне

Приключения героев начинаются с благой идеи. Ковбой и Индеец решили подарить Лошади «вещь», сделанную своими руками. Идея оказалась не самой лучшей: нежданный подарок разрушил дом Лошади. Немного абсурдна лента от французских аниматоров.

23. Актриса тысячелетия

Десятилетиями Чийоко Фудзивара была выдающейся актрисой, снимавшейся в фильмах различных жанров. Однажды ее высокогорную виллу посетил ее продюсер и хроникер, работающий над историей жизни и карьеры Чиёко. Он принес с собой маленький старый ключик, открывший многие тайны ее воспоминаний. Необыкновенный анимационный фильм, который невозможно назвать мультиком.

22. Дом-монстр

Хорошо быть мальчишкой. Каждый день, как вся жизнь! Столько всего вокруг: девчонки, мороженое, драки, учебники, футбол. Насыщенный день, короче, получается. А вот если ты однажды обнаружил, что дом, который стоит по соседству с домом твоей семьи — вовсе не дом… А попросту говоря — монстр. Чудовище, в общем.

21. Как приручить дракона

Подросток Иккинг не разделяет традиций своего племени, которое столетиями ведет войну с драконами. Он встретил дракона Беззубика и подружился с ним. Эта дружба отроет Иккингу и его племени мир с другой стороны.

20. В поисках Немо

В море, в районе Большого барьерного рифа, в уединении живет рыба-клоун по имени Марлин. Он растит своего единственного сына Немо. Океан и существующие в нем опасности страшат отца, и он как может ограждает от них сына, но юный Немо любопытен и хочет побольше разузнать о рифе, рядом с которым они живут. Когда Немо по иронии судьбы оказывается вдалеке от дома, Марлин отправляется на поиски сына. Не один. Он заручается помощью Дори, рыбы, которая хоть и страдает от провалов памяти, но добрее ее не отыскать во всем океане!

19. Корпорация монстров

Склизкий гад в сливном бачке, мохнатый зверь, похожий на чудовище из «Аленького цветочка», гигантские мокрицы под кроватью — все они существуют на самом деле. Все, что им нужно — пугать детей, потому что из детских криков они получают электричество. Но и у монстров бывают проблемы, кризисы и прочие неурядицы. А однажды в их мир попал ребенок. Это плохо, с детьми много хлопот.

18. История игрушек: Большой побег

Энди уже почти 18, ему остаётся 3 дня до отправки в колледж, в то время как его игрушки, в том числе Вуди и Базз Лайтер, гадают о своём будущем. Куда забросит их судьба? На чердак, на свалку или, может быть, в детский сад «Солнышко»? Трогательная серия мультфильмов о детстве и взрослении развивается и растет вместе с Энди.

17. Аномализа

Майкл Стоун, автор книг по обслуживанию клиентов, страдает от неспособности контактировать с людьми. Однажды, в ходе очередной рабочей поездки, он встречает незнакомку, которая меняет его мировосприятие. Эту удивительную ленту, номинировавшуюся на «Оскар», поставил Чарли Кауфман , режиссер «Вечного сияния чистого разума » и «Быть Джоном Малковичем ».

16. Коралина в Стране Кошмаров

Экранизация повести Нила Геймана. Коралина, маленькая девочка, попадает в другой мир, скрытый за секретной дверцей. Этот мир — ее альтернативная жизнь, которая не перестает ее радовать, все здесь хорошо, но только до поры до времени. Однажды она понимает, что ее настоящим родителям за ее проделки угрожает смертельная опасность. Коралине придется найти выход из мира, наполненного призраками, в реальную жизнь.

15. Лего. Фильм

Обычная лего-фигурка соглашается присоединиться к походу против злого лего-диктатора, планирующего склеить вместе всю вселенную…

14. Рататуй

Крыс Реми обладает уникальным вкусом. Он готов рисковать собственной жизнью, чтобы посмотреть любимое кулинарное шоу и раздобыть какую-нибудь приправку или просто свежий продукт. Но он живет со своими сородичами, которые его не понимают и не принимают его увлечения кулинарией. Когда Реми случайно попадает на кухню шикарного ресторана, он решает воспользоваться выпавшим ему шансом и проверить свои навыки. На эту же кухню попадает и юный Лингвини. Всё, на что он может расчитывать — это должность уборщика. Но он тоже получает свой шанс.

13. Побег из курятника

Курочкам на ферме миссис Туиди приходится не легко. Для каждой из этих несчастных птиц любое, даже самое погожее утро, может стать последним: в мгновение ока они могут угодить в суп или стать начинкой для пирожка. Безропотные домашние птички живут в постоянном страхе в ужасных курятниках, напоминающих бараки концлагеря. Все попытки вырваться из страшной фермы на волю оканчиваются провалом. Но однажды на ферме объявился веселый американский петух Рокки…

12. Персиполис

Тегеран, 1978 г. Восьмилетняя Маржан мечтает стать пророком и спасти человечество. Она увлеченно следит за событиями, которые вскоре приводят к революции и падению режима Шаха. С установлением исламской республики приходит время «революционных комиссаров». Маржан вынуждена теперь носить чадру, но в мечтах видит себя революционеркой. Внутренние репрессии усиливаются, а свободолюбивая бунтарская натура девочки может привести к беде, поэтому родители отправляют ее в Европу. Оказавшись в Вене, четырнадцатилетняя Маржан переживает свою вторую революцию: отрочество, свободу, опьянение любовью, — и вместе с ними острое чувство одиночества.

11. ВАЛЛ·И

Робот ВАЛЛ·И из года в год прилежно трудится на опустевшей Земле, очищая нашу планету от гор мусора, которые оставили после себя улетевшие в космос люди. Он и не представляет, что совсем скоро произойдут невероятные события, благодаря которым он встретит друзей, поднимется к звездам и даже сумеет изменить к лучшему своих бывших хозяев, совсем позабывших родную Землю.

10. Ветер крепчает

Мальчик Дзиро мечтает о полетах и красивых самолетах, способных обогнать ветер. Вот только пилотом ему не стать — он с рождения близорук. Но Дзиро не расстается с мечтой о небе, он начинает придумывать идеальный самолет и со временем становится одним из лучших авиаконструкторов мира. На пути к успеху он не только встретит много интересных людей, переживет Великое землетрясение в Токио и жестокие войны, но и обретет любовь своей жизни — прекрасную Наоко. Мультфильм, который великий Хаяо Миядзаки попрощался с большим кинематографом.

9. Вальс с Баширом

Старый друг Ари Фольмана, сидя ночью в баре, жалуется ему на то, что его преследует один и тот же ужасный сон: за ним гонятся 26 разъяренных собак. Почему 26? «Все очень просто, — отвечает приятель, — когда мы были на войне в Ливане, в 82-м году, в моей роте знали, что я стрелять в людей не смогу. Мне поручили перестрелять всех собак в арабской деревне. Собаки воют и лают, когда чувствуют чужаков и, таким образом, предупреждают террористов. И я перестрелял всех 26 собак, которые были в этой деревне. С тех пор они мне снятся каждую ночь. Ты мог бы что-нибудь с этим сделать?». Эта сложная социальная лента была первым анимационным фильмом, который был номинирован на «Оскар» в категории «Лучший фильм, снятый на иностранном языке».

8. Бесподобный мистер Фокс

Разъяренные фермеры, уставшие от постоянных нападок хитрого лиса на их курятники, готовятся уничтожить своего врага и его «хитрое» семейство. Великолепная работа культового Уэса Андерсона .

7. Сказание о принцессе Кагуя

Старик, зарабатывающий на жизнь продажей бамбука, как-то раз находит в бамбуке маленькую девочку размером с палец, которая оказывается принцессой по имени Кагуя. Очаровательный мультипликационный шедевр.

6. Головоломка

Райли — обычная 11-летняя школьница, и, как у каждого из нас, ее поведение определяют пять базовых эмоций: Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость. Эмоции живут в сознании девочки и каждый день помогают ей справляться с проблемами, руководя всеми ее поступками. До поры до времени эмоции живут дружно, но вдруг оказывается, что Райли и ее родителям предстоит переезд из небольшого уютного городка в шумный и людный мегаполис. Каждая из эмоций считает, что именно она лучше прочих знает, что нужно делать в этой непростой ситуации, и в голове у девочки наступает полная неразбериха.

5. Трио из Бельвилля

Чемпион — маленький мальчик, усыновленный своей бабушкой мадам Сузой. Она замечает, что наиболее счастливым мальчик чувствует себя верхом на велосипеде, и поэтому настаивает на том, чтобы он самым серьезным образом тренировался. Проходят годы и, наконец, Чемпион становится достойным собственного имени. Он готов участвовать во всемирно известной гонке Тур-де-Франс. Но во время соревнования двое таинственных неизвестных в черном выкрадывают Чемпиона. Мадам Суза и ее верный пес Брюно должны его освободить. Во время поисков они оказываются за океаном в огромном мегаполисе Бельвилль и встречают известных «бельвилльских тройняшек» — трех эксцентричных звезд-певиц мюзик-холла 30-х годов. «Тройняшки» берут мадам Сузу и Брюно под свою опеку.

4. Какой чудесный день

Эта история о Билле — палке-палке-огуречике, среднестатистический индивиде неопределённого возраста, с неприметной работой и внешностью. Он узнает о своем наследственном психическом заболевании и настойчиво пытается понять для себя, продираясь через бесконечный поток безумства — есть ли смысл в дальнейшей жизни? И если есть — в чём он? Простая рисовка и сложная история.

3. Вверх

78-летний ворчун Карл Фредриксен считает, что жизнь обходит его стороной. Чтобы сдержать обещание, данное своей умершей жене, он решает осуществить мечту о великом приключении, привязав тысячи воздушных шариков к своему дому и улетев в дебри Южной Америки. Не пролетев и полмили, путешественник обнаруживает, что он ненароком прихватил с собой крайне разговорчивого и неисправимо жизнерадостного 8-летнего мальчика по имени Рассел.

2. Суперсемейка

История семьи супергероев, члены которой уже отошли от больших дел и предпочитают жить непримечательной жизнью обычных землян. В прошлом все они обладали сверхъестественными способностями и относительно легко справлялись с мировым злом. Но в один прекрасный день папаше и его домочадцам приходится вновь облачиться в прорезиненные костюмы супергероев (а для этого нужно срочно сбросить лишние килограммы!) и в очередной раз спасти человечество от таинственного злодея.

1. Унесенные призраками

Культовая лента Миядзаки. Маленькая Тихиро вместе с мамой и папой переезжают в новый дом. Заблудившись по дороге, они оказываются в странном пустынном городе, где видят великолепный пир, который непонятно для кого организован. Родители с жадностью набрасываются на еду и превращаются в свиней, став пленниками злой колдуньи Юбабы, властительницы таинственного мира древних богов и могущественных духов. Отважная Тихиро должна придумать, как избавить своих родителей от чар и спастись из царства призраков.

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Трогательная и грустная история о маленьком мальчике Бене и его сестрёнке Сирше, созданная по мотивам ирландской мифологии. По крайне загадочной причине их мама пропадает сразу же после рождения второго ребёнка, и спустя годы детям предстоит выяснить причину её внезапного исчезновения.

Мэри и Макс

  • Австралия, 2009 год.
  • Длительность: 92 мин.
  • IMDb: 8,2.

Рассказ о самой необыкновенной и долгой по переписке, которая сблизила двух абсолютно непохожих людей разных возрастов с противоположных концов земного шара. Говорят, что эта история даже основана на реальных событиях.

Маленький принц

  • Франция, 2015 год.
  • Длительность: 108 мин.
  • IMDb: 7,8.

Трудно и невероятно скучно жить в мире, где всё уже решено за тебя. Но мама одной маленькой девочки думает совершенно иначе, пытаясь заранее подготовить дочь к взрослой жизни. Её планы внезапно нарушает старик-сосед, который рассказывает девочке волшебную сказку о мире Маленького принца, где нет ничего невозможного.

Со склонов Кокурико

  • Япония, 2011 год.
  • Длительность: 91 мин.
  • IMDb: 7,4.

Уми с детства привыкла быть самостоятельной и решать проблемы в одиночку. Она не растерялась даже в тот момент, когда нужно было ехать в Токио на важную встречу к спонсору школы, чтобы спасти здание от сноса. Пока происходили все эти события, девочка и не заметила, как неожиданно влюбилась.

Иллюзионист

  • Франция, Великобритания, 2010 год.
  • Длительность: 80 мин.
  • IMDb: 7,5.

Чико и Рита

  • Испания, Великобритания, 2010 год.
  • Длительность: 94 мин.
  • IMDb: 7,2.

Чико - пианист-виртуоз с великими мечтами и планами на жизнь. Рита - потрясающе красивая певица с завораживающим голосом. С момента знакомства их связывает музыка и страсть, но жизнь постоянно то разлучает пару, то сводит вновь.

Волшебный лес

  • Франция, 2012 год.
  • Длительность: 96 мин.
  • IMDb: 7,3.

В самом сердце леса, наедине с дикой природой и вдали от окружающего мира, живёт маленький мальчик, который никогда прежде не видел других людей. Однажды он выходит за пределы леса и встречает девочку Ману, в которую влюбляется с первого взгляда. Теперь он твёрдо уверен, что и его отцу не помешало бы отыскать свою любовь.

Монстр в Париже

  • Франция, 2010 год.
  • Длительность: 90 мин.
  • IMDb: 6,8.

Ужасный монстр, наводящий панику на всех парижских жителей, романтичный, но крайне киномеханик, неутомимый изобретатель, прекрасные девушки и невероятная атмосфера Парижа - отличная компания, чтобы скрасить вечер выходного дня.

Стародубцев Борис 25.04.2013 в 12:30

Родители водят детей в кино в основном на сказки и мультики. Сегодня подавляющее большинство мультфильмов на наших экранах производства США. Сразу откажемся от распространенного стереотипа: мол, все американское - пошлятина и разврат, а смотреть надо только советские мультики. Необходимо просто уметь отделять зерна от плевел, детские мультики от недетских, хорошие от плохих.

Большая часть популярной американской мультипликации создается двумя студиями - Pixar (c 2006 года ее владельцем является Disney Studio) и Dreamworks. Первая создала такие мультфильмы, как "Корпорация монстров", "В поисках Немо", "Валли", "История игрушек", "Суперсемейка", "Вверх", "Рататуй". Последнее на данный момент их детище - оскароносный "Храбрая сердцем". Вторая студия ответственна за появление на больших и маленьких экранах таких мультфильмов, как "Шрек", "Мадагаскар", "Кунг-фу Панда", "Подводная братва", "Лесная братва". Последним творением студии является отшумевшая совсем недавно "Семейка Круддс".

Все эти мультфильмы - компьютерные, и с этим явлением нам, видимо, придется смириться: эра рисованных диснеевских мультиков осталась позади, зато на компьютерах художники рисуют все лучше и лучше. Если оценить в двух словах все перечисленные мультфильмы, то Pixar делает более поучительные и серьезные, Dreamworks - сугубо развлекательные мультфильмы.

Отметим, что компании Pixar приписывают некоторые революционные технологии в создании мультфильмов. Например, первый полнометражный компьютерный мультфильм "История игрушек" появился именно благодаря этой студии в далеком 1995 году, тогда о жестком диске в терабайт памяти никто даже не мечтал.

Во многих работах и Pixar, и Dreamworks главные герои оказываются во взрослых ситуациях и сталкиваются со взрослыми проблемами. Возьмем знаменитую "Корпорацию монстров" - речь идет о размеренном рабочем дне на фабрике, о необходимости экономии энергии, кризисе, описываются типичные будни работника такой фабрики. В "Тачках" основа многих диалогов - обсуждение гоночных контрактов. Название "Подводная братва", как, впрочем, и "Лесная братва" - наши умельцы-переводчики перевели при помощи уголовного термина, и скрепя сердце надо признать, что в первом случае это уместно - речь там идет об акульей мафии.

В приключенческом мультфильме "Суперсемейка" даже не нужно ничего взрослого выискивать - это первый и единственный мультфильм Pixar с рейтингом от 12 и старше. В мультфильме "В поисках Немо" есть очень смешная аллюзия на общество взрослых вроде анонимных алкоголиков, но в мультфильме речь идет об акулах, которые пытаются не есть других рыб. Вряд ли ребенок знает, например, что значит интервенция, да еще в таком контексте.

Разумеется, чтобы мультик заинтересовал ребенка, нужно, чтобы в некой базовой истории о добре и зле присутствовало нечто необычное и новое. Главное, чтобы ребенок понял это новое, мог задавать родителям вопросы, а родители, в свою очередь, осознавали необходимость на них отвечать и отдавали себе отчет в том, действительно ли те или иные вопросы должны возникать. Кроме того, необходимо четко представлять, насколько тот продукт, который увидит ребенок, является качественным и детским.

В случае с Pixar информация не для детских глаз и ушей проявляется порционно и не часто. В "Истории игрушек" кукла женского пола совершенно эксплицитно намекает главному герою, игрушечному ковбою Вуди, на возможность сексуальной близости ближайшей ночью. Понятно, что сценаристы хотели придать некой человечности игрушечным героем, но, с другой стороны, их игрушки ведь не кушают и в туалет не ходят.

В "Корпорации монстров", мультике, безусловно, добром и правильном, неожиданно присутствует много насилия: вот девочка избивает монстра дубинкой, вот из ребенка пытаются высосать крик при помощи специального устройства, и так далее. В скучном, но трогательном мультфильме "Вверх" все очень прилично, но там от падения с высоты умирает человек. Хочу задать вопрос, много ли существует детских мультиков с рейтингом 0+, в которых фигурировала бы смерть человека? Убийство Муфасы в "Короле Льве" не в счет, хотя чего уж скрывать, столько слез тогда было выплакано.

С Dreamworks обычнодела похуже. В "Мадагаскаре 2" нам показывают бегемота с голой попой, который идет к самке, а в голове у него проносятся слова "Люблю попастых, люблю толстых". Очеловечьте эту ситуацию у себя в голове и вам тут же расхочется брать своих детей на просмотр. Рейтинг у мультфильма, кстати, 0+. В том же "Шреке" с рейтингом 12+ - зобилие насилия и шутки ниже пояса.

Один из самых ярких примеров того, насколько чудовищной пошлятиной может быть, с позволения сказать, детский мультик, я узрел недавно на просмотре "Семейки Круддс" в одном из московских кинотеатров. Большая часть зрителей, конечно, дети в возрасте примерно от 5 до 12 лет и их родители. Фильм с рейтингом 0+ изобилует большим количеством женской плоти, неизменно приковывающей взгляды всех возрастов. Нет, по идее все интимные зоны прикрыты, но это же пещерные люди, сами понимаете, сколько на них было одежды. И главная героиня, уже сформировавшаяся девушка с пышными формами, совершенно спокойно идет против собственных родителей, ставя под угрозу их жизни. Возможно, у детей в голове отложится: родители ничего не понимают, настоящая жизнь - это приключения и опасности. И парню, которого она встречает, глазки строит уж очень откровенно, да и сам он в один прекрасный момент произносит фразу: "Какая она офигенская"! Дети становятся на один шаг ближе к скудному, лишенному яркости и осмысленности, разговорному языку, которым потом обязательно не преминут воспользоваться. Я лично помню, как употребление некоторых якобы сложных слов, вызвало у моих одноклассников недоумение. "Будь проще", - говорили они.

Но самый грустный, даже болезненный след оставляет шутка про тещу, которая с упорством повторяется несколько раз. Отец семейства Круддс после тех или иных опасных ситуаций пересчитывает свое семейство и каждый раз надеется, что недосчитается бабушки своих детей. Эта надежда написана у него на лице, и даже после третьего раза, когда эта шутка проигрывается, зал трясется от хохота… взрослых. Смеются родители. А бедным детям ведь непонятно, что может быть смешного в том, что их бабушка умрет.

Аналогичный шок дети могут испытать, посмотрев получивший "Оскара" мультик компании Pixar "Храбрая сердцем".Дело в том, что там принцесса случайно, по собственной глупости (которую она в итоге, конечно, осознает) превращает маму в медведя. В фильме есть сцена, где ничего не понимающая мама, ставшая медведицей, мечется по комнате, не зная, что делать. Да ведь это же страшно! Ребенок обычно очень привязан к маме, а тут такой, с позволения сказать, природный произвол. Хотя, возможно, этот художественный прием и правда научит детей уважительно относиться к родителям? Но с другой стороны, можно и без шоковой терапии обойтись.

Взрослый человек смотрит мультфильмы, этим давно никого не шокируешь. Кто-то, посыпая голову пеплом, обвинит подросшее поколение в инфантилизме, а кто-то просто признаёт, что анимация - такой же вид искусства, как кинематограф или литература, который не обязан быть детским по определению. Ленты Pixar с удовольствием смотрят как дети, так и их родители, а «Gravity Falls» дико популярен среди взрослой аудитории. Вместе с тем существуют мультфильмы, снятые совсем не для детей. И дело не в количестве обнаженки на кадр или туалетном юморе. Мультфильм для взрослого имеет массу отличий от детского, и некоторые мы описали в этой статье.

Gravity Falls

Границы дозволенного

Первое и основное отличие взрослого мультфильма от детского - это практически полное отсутствие запретных тем. Список этих тем может невероятно ранжироваться - от терроризма (вспомним серии «Саус Парка» с Саддамом Хуссейном) до проблем взаимоотношений полов (советский «Дарю тебе звезду»). Сюда же идут наши любимые атрибуты, за которые фильмам присваивают рейтинг 18+: наркотики, алкоголь, постельные сцены и прочие радости взрослого мира. Во взрослом мультфильме может быть почти все, что угодно. Главное - чтобы это было оправдано и служило какой-либо цели . Та же самая расчленёнка может быть средством гротеска и создавать комический эффект (как в «Sausage Party», хотя сама расчленёнка представлена там с необычного ракурса - с точки зрения продуктов). Но если весь сюжет строится на расчленёнке, как в «Happy Tree Friends», то это скорее не взрослая мультипликация, а просто трешовое шоу.

Sausage Party

В свою очередь детский мультфильм не обязан быть рафинированным, особенно если рассчитан на детей постарше. В нем вполне может присутствовать «недетская», на первый взгляд, тема - всё дело в соответствующей подаче. История про ребенка, потерявшего родителя, может служить сюжетом для детского мультика - «Бэмби» и «Король Лев» тому примером. А вот историю мальчика, который отправился в детский дом после того, как сам случайно убил свою мать-алкоголичку, как в «Жизни Кабачка», дети, пожалуй, в полной мере не оценят.

Полутона

В детстве всё делится на белое и черное. Вот эта принцесса - хорошая, потому что красивая и любит животных. А эта ведьма - плохая: одета во все чёрное и каждый раз при появлении на экране мерзко хихикает. Взрослому классическая история противостояния добра и зла будет не так интересна, как история о том же «большем и меньшем зле», ведь он понимает, что жизнь - это не белое и чёрное, а множество оттенков серого (не-е-ет, не пятьдесят!). «Чистые» герои и злодеи попросту скучны. Потому-то во взрослой мультипликации так популярны антигерои (о них потом). Что касается антагонистов, то они, например, могут вообще отсутствовать, могут быть поданы в ироничном ключе, могут быть дико харизматичными или иметь внятную мотивацию.

Точно также во взрослом мультфильме нельзя просто сказать: «Не воруй!» (оставим эту привилегию священным иудейским текстам и Даше-Путешественнице). Во взрослом мультфильме нравоучения не будут восприняты благодарно - взрослые и так знают, что в теории хорошо, а что плохо. Если вам хочется поднять во взрослом мультфильме какую-то проблему, то говорить о ней «в лоб» - не самое лучшее решение. Зато в вашем арсенале широчайший выбор средств - от жесткой сатиры в стиле «Южного Парка» до глубокой драмы, как в экранизации «Убийственной шутки».

South park

Главный герой

Чтобы ребёнок заинтересовался мультфильмом, он должен идентифицировать себя с главным героем. Проще, если главными героями будут дети или персонаж, находящиеся в той же позиции к миру, что и ребёнок (неизвестно, какого возраста Чебурашка, но при этом он похож на ребёнка внешне и решает многие проблемы, встающие перед маленьким членом общества - например, ищет друзей).

Во взрослом мультфильме круг претендентов на место главного героя значительно шире - от четверки обычных американских школьников («Южный Парк») до куклы, живущей в постапокалипсисе («9»). А еще взрослой аудитории хорошо заходят антигерои - персонажи, не имеющие героических черт, но при этом занимающие в сюжете центральное место. Бендер (не Остап, а робот, хотя и Остап - прекрасный пример антигероя), Конь БоДжек, Рик Санчез - все они по-своему харизматичны и интересны, хотя примером для подражания их не назовешь.

BoJack Horseman

Изображение

Ни для кого не секрет, что детям нравятся яркие, чистые цвета (поэтому дети помладше с удовольствием залипают на рекламу). Также детям нравятся округлые, крупные и симпатичные персонажи (привет «Смешарикам»). Если мы посмотрим на большинство современных детских мультфильмов, то увидим, что в плане картинки они похожи - яркая цветовая гамма, плавные формы, крупные головы и глаза персонажей, подвижность, эмоциональность.

Взрослый же мультфильм вполне может от всего этого отказаться - и это пойдет ему на пользу. Черно-белый мультфильм не будет иметь для ребенка никакого очарования - а вот взрослый такой ход оценит. Герои взрослого мультфильма вполне могут быть не такими симпатичными, как герои детского, более статичными, «тусклыми» в плане цвета, и это будет воспринято не как баг, а как фича. Небрежная хулиганская рисовка «Масяни» или напоминающий аппликацию визуальный стиль «Южного Парка» сильно отличаются от диснеевских канонов, но при этом сами мультфильмы популярны и, что очень важно, узнаваемы.

Масяня

Юмор

У юмора в детских мультфильмах возможностей меньше, чем у юмора в мультфильмах для взрослых. Меньше тем, которые можно обсмеять, меньше средств для этого, да и сами шутки должны быть несложными для восприятия (разве что вы шутите для взрослых, которые, возможно, оценят ваше произведение). Важно соблюсти грань - например, сортирный юмор в мультике, предназначенном для детей, возможно, детям зайдет, но в целом впечатление оставит негативное (а ведь до определённого возраста мультфильмы для просмотра выбирают не дети…).

Один из основных комедийных приемов в детских мультфильмах - буффонада, то есть преувеличение и карикатурность происходящего. В детском мультике можно творить беспредел, дразнить диких животных, получать по голове кувалдой, попадать под трамвай - и всё это без фатальных последствий. Примеров масса - «Маша и Медведь», «Ну, погоди!», «Looney Tunes», «Том и Джерри», наконец. Кстати, забавно, что при просмотре последнего дети всегда болеют за Джерри, а взрослым просто очень жалко кота.

Tom and Jerry

Взрослый мультфильмы в плане юмора не столь сильно ограничены. Во взрослой мультипликации крайне популярны сатира и черная комедия. Широкий выбор тем и средств позволяет создать крайне забористую вещь, которой позавидует и кинематограф. Более того, большинство успешных мультипликационных сериалов в том или ином виде имеют комедийные черты (если не говорить про аниме и супергероику). Во взрослом мультфильме вы не ограничены в комедийных средствах -можно вкладывать в уста персонажей тонкую игру слов, а можно в подробностях продемонстрировать взрыв мозга - анимация позволит вам воплотить самые безумные идеи так, что это будет выглядеть уместно и дико смешно.

БольшАя часть юмора во взрослых мультфильмах приходится на разнообразные пародии, пасхалки и отсылки. Как мы помним, у взрослого мультфильма должна быть своя стилистика, и перерисовка в этой стилистике какой-нибудь культовой сцены уже может быть неплохим комедийным моментом. Можно вспомнить замечательный советский мультфильм «Ограбление по…», в котором пародируются детективные фильмы различных стран, а в чертах героев узнаются Луи де Фюнес, Софи Лорен и многие другие известные актеры. А в «Рике и Морти» отсылка вообще вынесена в название, да и сам сериал вырос из весьма трешовой пародии на «Назад в будущее».

Rick and Morty

И напоследок…

Детский мультфильм - не значит «глупый».

Ребенок, конечно, существо не самое эрудированное и не сможет оценить отсылку к Кубрику или тонкую игру слов, но это не значит, что над мультфильмом не надо трудиться в плане наполнения. Сортирный юмор, провисающий сценарий, общая бессмысленность действия может, привлечет маленького ребенка без критического мышления, а вот его мама может переключить канал на что-нибудь более «умное». Одно из отличий детского мультфильма от взрослого в том, что дети взрослый мультик смотреть не станут (родители запретят), а вот взрослые очень даже любят смотреть мультфильмы для детей. Иногда - вместе с детьми. Так что если вы снимаете детский мультфильм, то постарайтесь сделать так, чтобы и взрослый мог получить от него хотя бы небольшое удовольствие. Тем же «Маше и Медведю» или «Смешарикам» это вполне удается.

Взрослый мультфильм - не значит «трешовый».

Ругательства, алкоголь, секс, наркотики, расчлененка, антисоциальное (или попросту мразотное) поведение персонажей - всё это может присутствовать в мультфильмах для взрослых и даже совсем их не портить. Важно, чтобы треш был оправдан, а помимо него в мультфильме было еще что-то. Социальная сатира, как в «Южном Парке», научная фантастика, как в «Рике и Морти», или печальная история о кризисе среднего возраста, как в «Коне БоДжеке». Если мультфильм не предлагает ничего, кроме треша, то он, конечно, не детский. Но и качественным шоу для взрослых его тоже не назовешь. Максимум - для подростков, которые, хихикая, смотрят во время перемены очередную серию и открывают запретный взрослый мир через мат и кровь-кишки в кадре.