Доходный дом Костяковой. Самые известные дома в мире

Конечно, это был субъективный рейтинг, основанный лишь на моем хорошем вкусе. Критиковать всегда проще, критика объединяет людей. "Смотри, какое говно!" – и вот уже у тебя за спиной выстраивается поддакивающая толпа, которая словно чайки повторяет: "Да-да-да-да!" А вот с хорошей архитектурой намного сложнее.

Хорошей архитектуры в России практически нет. У нас выросло несколько поколений, который вообще не представляют, что такое архитектура. Последний качественный всплеск был 100 лет назад, во время расцвета искусства авангарда. И всё. После 30-х – тишина. Сталинский ампир я не считаю качественной архитектурой, но это тот шрам, который украшает город. Однако на смену ему пришла борьба с украшательством, потом брежневское монументальное говно, а потом было не до архитектуры, есть было нечего.

Так что в эстетическом плане русскому человеку остается ностальгировать по дореволюционной классике и послереволюционному модерну. Может быть, поэтому у нас так любят пародии на классическую архитектуру?

Здесь надо сделать отступление. Человек идет по городу, видит Большой театр или какую-то усадьбу – глазу хорошо и приятно, и вот человек решает построить себе дом в таком стиле. Классическая архитектура кажется простой и понятной. Все стили изучены. Вот вам готика, а вот барокко. Спутать невозможно. Вот вам ионический ордер, а вот дорический. Всё понятно как в конструкторе "Лего". Казалось бы, берешь учебник и строишь. Как только архитектору кажется, что все понятно, капкан захлопывается. Всё. Качественно проектировать в классическом стиле могут единицы. Это как играть классическую музыку: невероятно сложно, необходим огромный опыт и практика. Классика не прощает ошибок. Малейшая ошибка в пропорциях – и всё развалится. Именно поэтому из семени благих намерений ("сделать красиво") почти наверняка появится на свет очередной уродец.

Каждой эпохе соответствует свой архитектурный стиль. Был модерн, был конструктивизм, был тот же сталинский ампир. Это отражение эпохи. Была архитектура застоя и «архитектура денег» лихих 90-х. В этом смысле даже лужковское говно имеет право на существование. Конечно, не в том количестве, в котором оно раскидано по городу. Сегодня мы имеем дело с архитектурой высоких технологией. Новые материалы, технологии и компьютерные программы позволяют строить немыслимые ранее конструкции. Небоскребы ставят рекорды по высоте, здания поражают невозможностью формы. И это прекрасно. Архитектура должна идти в ногу со временем, а не тиражировать пародии на успехи прошлого.

Но тут мы сталкиваемся ещё с одной проблемой. Многие годы в России вообще не было нормального архитектурного образования. Главный архитектурный ВУЗ страны, МАрхИ, чуть не прикрыли за неэффективность. Они даже молебен заказывали, чтобы лицензии не лишиться. Качество образования там крайне низкое. Знаю, так как сам учился. На весь ВУЗ всего несколько крутых архитекторов, которые действительно могут чему-то научить. В основном же молодые ребята попадают в руки старых маразматичных пердунов, которые как пауки держатся за свои места, при этом научить ничему не могут. Получить хорошее образование удается единицам. И эти единицы оказываются потом в мире, где нет заказчика. Да, мало вырастить хорошего архитектора, надо еще вырастить хорошего заказчика, у которого будет вкус. Так что травка надежды только начала пробиваться через глухую бетонную крышку совка. Возможно, наши дети будут строить прекрасные современные здания, а пока любой успех в архитектурном плане больше похож на чудо, чем на закономерность.

Сегодня я сделал подборку самых красивых зданий Москвы. У вас наверняка будет свое мнение на этот счет. Знаю, что многие из отмеченных мной строений не пользуются успехом у москвичей. Но мне они нравятся! Не согласны? Кидайте свой список в комменты!

1. Dominion Tower Захи Хадид

России обычно не везёт с реализацией проектов мировых звёзд архитектуры, но есть несколько исключений. Одно из них – офисный центр Dominion Tower Захи Хадид, который в конце прошлого года всё-таки достроили на Шарикоподшипниковской улице.

Заха Хадид – одна из лучших архитекторов в мире. Почти все её проекты гениальны. К сожалению, совсем недавно она умерла. Хорошо, что в Москве есть здание, построенное по ее проекту.

Это семиэтажное здание с офисными помещениями и паркингом на 251 место. Центр облицован композитно-алюминиевыми панелями, которые меняют цвет в зависимости от угла зрения и освещённости. Этажи здания как будто небрежно наброшены друг на друга. Описывая здание, представители Zaha Hadid Architects говорили об "идее пространственного полёта".

Это похоже на игру дженга, стопку книг или торт со съехавшими коржами. По первоначальному замыслу "вылет" этажей друг относительно друга должен был достигать 20 метров, но из-за российских строительных норм его пришлось урезать до 8.


Фото: Александр Усольцев

Архитектурое бюро "Элис" адаптировало идею Хадид к суровой российской действительности. Возможно, из-за этого Dominion Tower получился намного скромнее, чем большинство зарубежных проектов Хадид и чем её проект нового здания Экспоцентра, которое так и не было построено.

Девелопер ставил перед Хадид задачу спроектировать здание, которое "через 50 лет не будет выглядеть устаревшим". Справилась ли с этим лауреат Притцкеровской премии, решайте сами.

Сейчас в здании гордо сидит Фонд содействия реформированию ЖКХ.

2. Жилой дом Copper House


Фото: KALINKA

Это, наверное, один из первых необычных домов в Москве, за который не стыдно. Небольшой аккуратный жилой комплекс авторства Сергея Скуратова появился в Бутиковском переулке в 2004 году. Это три кубических шестиэтажных здания, "оторванных" от земли за счёт консольных выносов.

Дома облицованы панелями из патинированной меди, которые придают им характерный зеленоватый цвет. Как выразился основатель девелопера Rose Group (именно эта компания строила комплекс) Борис Кузинец, этот оттенок – "архитектурная инверсия цвета травы".

Из интервью Скуратова:

Я вот знаю, что ни один мой дом не принес никому вреда, – но я открываю блоги и читаю там, что пишет какая-то девочка: «Copper House, конечно, хороший дом, но зачем его покрасили в такой отвратительный зеленый цвет?» Ей отвечают: «Дура, это патинированная медь». «А что такое патинированная медь?» – «Это как когда на Пушкина голуби какают». А она: «Это ж сколько голубей погубили!»


Стоит напомнить, что дом стоит в самом центре Москвы. Хороший пример, как можно грамотно вписать современную архитектуру в историческую среду.

3. "Дом на Мосфильмовской"


Фото: Vostok

Это ещё одна известная работа Сергея Скуратова. Тот редкий случай, когда новое здание в Москве становится узнаваемой частью её современного облика.

Забавно, что Лужкову "Дом на Мосфильмовской" сразу не понравился, и небоскрёб даже попытались объявить "самостроем" и урезать его высоту, а то и вовсе разобрать. Но в 2010 году Лужков ушёл, и здание уцелело.

Комплекс состоит из двух корпусов: 53-этажного (213 метров) и 34-этажного (132 метра). Когда о комплексе говорят москвичи, они подразумевают прежде всего башню. О том, что второй корпус – тоже часть "Дома на Мосфильмовской", знают в основном те, у кого не получилось купить квартиру в башне и кто стал искать запасной вариант.

Небоскрёб получил премию на АРХ-Москве 2005, а в 2006 году был номинирован на первую национальную архитектурную премию Buildings Awards. Кроме того, здание вошло в топ-5 небоскрёбов мира по версии Emporis.

Великолепная работа! Легкий и изящный небоскреб отлично смотрится на панораме Москвы.

4. Комплекс "Москва-Сити"


Фото: Vostok

Вообще, мне очень нравится комплекс "Москва-Сити". Главная его проблема в том, что его поставили, не продумав транспортную инфраструктуру. Но если рассматривать его с архитектурной точки зрения, то большинство небоскребов очень крутые.

Особенно удался комплекс "Город Столиц", вот эти две башни:


Фото: Vostok

Очень нравится мне спиральный небоскреб:


Фото: Vostok

И жилой комплекс из двух небоскребов ОКО:


Фото: Vostok

5. Здание Федерального арбитражного суда


Фото: ТПО "Резерв"

Об этом здании мало кто знает, так как оно спрятано внутри квартала за метро "Новослободская". Еще больше люди удивляются, когда узнают, что это, оказывается, здание суда! Стеклянный гигант на Селезнёвской улице должен был сформировать новый образ российского суда – открытого и прозрачного, а потому справедливого.

Здание состоит из двух блоков – общественного, в котором проходят заседания, и административного, где размещён аппарат суда. Фасад общественной части (намеренно плавной формы в контрасте с "жёстким" административным корпусом) оформлен узнаваемыми металлическими пластинами, похожими на жалюзи. Архитектор Владимир Плоткин из ТПО "Резерв" говорит, что эти пластины хотели даже сделать управляемыми, но оказалось, что слишком дорого. В итоге "жалюзи" остались неподвижными.

Здание арбитражного суда было построено в 2007 году. Помимо залов заседаний, рабочих кабинетов и пресс-центра, в нём разместились реабилитационный центр и ресторан для сотрудников.

ТПО "Резерв" стало победителем конкурса "Дом года 2008" в номинации "Проект года" и было номинировано на World Architecture Festival в Барселоне за проект здания суда.

6. Новый офис НТВ


Фото: Антон Белицкий

Если у НТВ и есть что-то хорошее, то это их офис. Здание проектировали датчане, сейчас его почти достроили. Очень неплохо получилось.


Фото: Антон Белицкий

7. "Белая Площадь" на "Белорусской"

Одно из немногих современных зданий в Москве, которое нравится вообще всем. Построили его 10 лет назад по проекту ABD architects под руководством Бориса Левянта. Офисные здания занимают весь квартал, при этом сделаны очень деликатно. На участке находится знаменитая церковь Николы Чудотворца, и офисный центр нисколько с ней не спорит, а, скорее, является фоном.

Редкий пример того, как можно грамотно и аккуратно вписать новое здание, не навредив окружению.


Фото: Scubapro (Wikipedia)

8. Кампус школы "Сколково"


Фото: Adjaye Associates

Это не совсем Москва, но куда же мы без Сколково. С архитектурной точки зрения в Сколково все гораздо лучше, чем с научной. Если построить российскую Кремниевую долину пока не получается, то сделать качественную архитектуру, за которую не стыдно, вышло на отлично.


Фото: Adjaye Associates

Но поскольку сам архитектор африканского происхождения, он добавил в оформление здания танзанийские орнаменты.


Фото: http://www.archiexpo.es/

Здание кампуса представляет собой гигантский трёхэтажный диск-основание с расположенными на его крыше административным и гостиничным блоками. Сам университетский городок с аудиториями, медиацентрами и целыми улицами находится внутри диска. На крыше диска разместили беговую дорожку. В здании опробованы некоторые инновации, такие как стена-фонтан и зелёная стена.

Строительство кампуса началось в 2006 году и завершилось в 2010-м.

9. Офис "НОВАТЭКа"


Фото: Speech

Дизайн офисного здания на улице Удальцова разработало архитектурное бюро Speech во главе с Сергеем Чобаном и Сергеем Кузнецовым. Это двенадцатиэтажный дом, легко узнаваемый благодаря волнообразно изогнутым эркерам и облицовке панелями из португальского известняка. Здание начали проектировать в 2005 году и сдали в 2011-м. Сейчас "НОВАТЭК" хочет построить ещё один офис на месте снесённой гостиницы "Спорт", которая располагалась неподалёку.

Здание интересно тем, что оно с первого взгляда не шокирует зрителя. Скромное и аккуратное. Кому-то оно может показаться чересчур простым.


Фото: Speech

Но весь кайф в деталях. Оно как дорогой костюм: сшито добротно, из качественных материалов. Наслаждение в каждой детали, придраться не к чему. Отличная работа.


Фото: Speech


Фото: Speech

10. Фабрика Станиславского

Вообще, это целый квартал на Таганке, расположенный на территории бывшей фабрики Алексеевых.

Здесь сделали офисный центр, жилые дома, ресторан и даже театр. Наверное, один из лучших примеров реконструкции промышленной территории в Москве. Проект реконструкции разработан британским архитектором Джоном МакАсланом.

Я помню, что тут было раньше, и вижу, как этот квартал изменился.

Здания отреставрировали, что-то восстановили с нуля, новые жилые дома скромны и незаметны на фоне дореволюционной промышленной архитектуры, а благоустройство такое, какое редко встретишь даже в Европе и США.

Достопримечательности

29170

Большинство зданий Москвы построено с хорошим чувством вкуса и пониманием запросов времени. Импровизационная свобода ваятеля, желающего выразить как можно полнее собственные представления о современной архитектуре, наполняют самобытностью и подлинной художественностью сооружения, возводя их в ранг произведений искусства. В нашем гиде пятнадцать необычных домов, созданных в разные исторические эпохи и поражающих своей нетривиальностью. Эти эксклюзивные архитектурные постройки привлекают внимание не только туристов, но и самих жителей Москвы, не успевающих наблюдать за изменением облика столицы.

Достопримечательность

На берегу Пречистенской набережной высится сказочный дом в стиле модерн. Созданный по чертежам инженера Петра Перцова и художника Сергея Малютина в 1905–1907 годах, дом первоначально выполнял функцию доходного - по обыкновению квартиры сдавались жильцам, а мансарды - художникам. Объемное, асимметричное здание с конусными крышами облицовано красным кирпичом, и на его фасаде красуются персонажи сказок - например, труба сделана в виде мудрой совы, а балконы поддерживают загадочные драконы. Окна украшены древнерусским декором: выложенные мозаикой из майолики небесные сферы и животные - солнце, звезды, птица-Сирин, медведь, павлин, петух добавляют фольклорного колорита внешнему облику здания. Животный орнамент переплетается с растительным, будя фантазию и мгновенно перемещая на страницы русских былин. Малютин является автором русской матрешки и, работая над проектом дома Перцовой, он почувствовал и выразил исконно русский дух, вплетя его в западноевропейскую традицию. Внутренне убранство тоже создано по рисункам художника и продумано до мелочей: от резных украшений лестничных перил до дверей квартир. В течение четырех лет здесь находился театр «Летучая мышь», где выступали Константин Станиславский, Василий Качалов, Владимир Немирович-Данченко, Ольга Книппер-Чехова. Позже в этом здании был открыт творческий салон, куда съезжались на выступления такие знаменитые люди, как Вера Холодная и Александр Вертинский. Ныне в доме Перцовой находятся государственные учреждения, но дух бюрократизма не может перебить ощущение творческой свободы, присущей этому зданию.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Памятник архитектуры

Белокаменный дворец с массивными резными балконами принадлежал купцу Арсению Морозову, одержимому страстной идеей вписать свое имя в историю. Побывав в Италии и Португалии, он захотел воздвигнуть особняк в мавританском стиле, и в 1894 году реализовал свою идею с помощью архитектора Виктора Мазырина. Морозов собственноручно рисовал элементы декора - раковины и замысловатые закрученные узоры. Ассиметричное здание в виде подковы сочетает влияние различных архитектурных стилей: неомавританского, китайского, итальянского стилей, модерна, классицизма, романтизма, ампира, португальского стиля «мануэлино. Над особняком был разбит висячий сад. Интерьер крайне колоритен: некоторые комнаты убраны в стиле ампир, другие - барокко, готические и восточные веяния также отмечаются во внутреннем убранстве здания. В послереволюционное время в Доме Морозова находился и передвижной театр и разнообразные посольства: Японии. Великобритании, Индии. С 2006 года, после тщательной реставрации, особняк является официальным домом приема Правительства РФ.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Театр

Театр Et Cetera одним своим внешним видом опровергает собственное название: «тому подобного» в Москве просто нет. Построенное архитектором Андреем Боковым в 2005 году здание, с точки зрения геометрии, представляет собой большой овал, на котором стоит прямоугольник с выступающими краями. Все это, вкупе с башней-колонной и окнами различной высоты и формы, делают театр похожим на цирк-шапито. Здание удивляет своей асимметричностью и многоликостью - с разных точек зрения оно и выглядит совершенно по-разному - будто актер надевает маску, мгновенно перевоплощаясь из одного героя в другого. Театр под руководством Александра Калягина живет активной жизнью, привлекая внимание не только своим необычным внешним видом, но и отличными спектаклями.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность

В двадцатипятиэтажном «Доме на курьих ножках» на проспекте Мира, 184 живут не Баба-Яга с домовенком Кузей, а обыкновенные люди. Словно парящий над землей дом был построен в конце 1960-х годов архитекторами Виктором Андреевым и Тимофеем Зайкиным. Расположенные в шахматном порядке балконы вызывают ощущение, что по дому, как по скале с уступами, можно забраться на крышу. При строительстве здания впервые была применена техника скрепления крупных панелей особыми болтами. «Дом на курьих ножках» стал одним из первых высотных домов Москвы. Сваи в виде перевернутой буквы V поддерживают это огромное здание, а балконы стрелой устремляются в небеса. Прежде на этом месте находился студенческий городок, живым воспоминанием о котором является прекрасный тополиный скверик, находящийся неподалеку. Внешний облик дома вызвал творческий интерес режиссера фильма «Усатый нянь», снявшего один из эпизодов в этом здании. Также описание «Дома на курьих ножках» встречается на страницах популярного фантастического романа Сергея Лукьяненко «Ночной дозор».

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность

Элитное жилье все больше принимает необычные формы: восьмиэтажное здание, построенное в 2007 году Алексеем Бавыкиным, - яркий тому пример. Изюминка постройки заключается в особом декоре фасада: каменные колонны напоминают деревья, тем более на вершине каждой находится кадка с растением. Стройный строй деревьев украшает стены здания и символично намекает на вечность жизни. Для отделки фасада был использован дорогой природный камень, а для атриума - гранит. Средняя площадь квартир составляет около 200 кв. метров, потолки же высотой более 3 метров. Инфраструктура здания хорошо продумана и включает в себя: бассейн, банный комплекс, фито-бар. Светлый атриум, пентхаус, большие балконы, терраса и озеленённое пространств дарят ощущение безмятежной загородной жизни, далекой от городской суеты.

Читать полностью Свернуть

Брюсов переулок, 19, Москва

Достопримечательность

В конце 90-х годов мастерской Сергея Ткаченко было поручено проектирование роддома в Вифлееме. Именно тогда архитектуру пришла в голову мысль создать здание в форме яйца, выступающего как символ зарождения жизни. Эта нетривиальная идея нашла свое реальное воплощение лишь в 2002 году, и случилось это не в Палестине, а Москве, на улице Машкова 1/11. Четырехэтажное круглое здание с огромным количеством углублений, в которых находятся окна-балконы, поражают своей модернистской изысканностью. Волюты, украшающие первый этаж, напоминают подставку для яйца Фаберже. Потолок мансарды, венчающей здание, изнутри расписан золотисто-голубыми красками в духе эпохи Возрождения.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность

Победитель конкурса «Дом-2008 года», этот каменный парусник в двадцать четыре этажа радует москвичей своей нетривиальной архитектурой. Дом является частью комплекса «Гранд-Парк», разработанного Андреем Боковым. На первом и втором этажах находятся магазины и офисы, в самом же доме около 250 квартир средней площадью около 100 кв. метров. Спроектированный в форме капли, дом нашел свое пристанище на месте бывшей взлетно-посадочной полосы, поэтому основание здания несоразмерно узкое по отношению к гигантскому размеру постройки. «Дом-парус» отделан керамогранитом, обладающим свойством долго сохранять опрятный вид и внутреннюю крепость.

Читать полностью Свернуть

Гризодубовой, 2, Москва

Достопримечательность

Изысканный «Ажурный дом» на Ленинградском проспекте производит обманное впечатление: внешний вид говорит об утонченности вкуса и несомненной ориентации на искусство «для избранных», но внутреннее устройство и сама задумка была полярно иной. Архитектор Андрей Буров, съездив в США, привез идею социального жилья для обычных граждан. Сочетание красоты и удобства стали отправными точками при постройке здания. Дом возводился в 1936–1940-х годах, и война внесла свои коррективы в изначальную планировку здания. Предполагалось, что в доме с маленькими четырехметровыми кухнями будут находиться: ресторан (откуда можно будет приносить пищу), ясли, детский сад, парикмахерская, гастроном. В 1941 году в подвалах возникли бомбоубежища, и в дом вселили по 2–3 семьи в каждую квартиру. В «Ажурном доме», выстроенном в виде буквы П, всего один подъезд, три лестницы и два лифта. Огромные длинные коридоры и 18 квартир на каждом этаже, начиная со второго. Ажурные решетки, созданные по рисункам Владимира Фаворского, укрывают от посторонних глаз лоджии. Цвет дома напоминает мрамор, но на самом деле это муар - бетон, смешанный с краской. Этот дом был одним из первых, выполненных из крупных блоков заводского производства, что было новым индустриальным методом. Но он не вошел в серию, т.к. вскоре был изобретен метод панельной сборки домов. За все эти архитектурные новшества зданию присвоен охранный статус. В шестиэтажном «Ажурном доме», построенном рядом с ипподромом, в свое время жили многие известные люди, например, писатель Константин Симонов и актриса Валентина Серова, фигуристка Ирина Моисеева.

Читать полностью Свернуть

Ленинградский пр., 27, Москва

Достопримечательность

У Киевского вокзала расположилось необычайное здание, вечерами светящееся голубыми огнями и выглядящее как улей, в котором находится сотня офисов и магазинов. Масштабный современный центр удивляет своим монуметализмом и имеет необычный внешний вид: верхние этажи, словно парусник раздаются вширь, нависая над первыми. Одиннадцатиэтажный дом, построенный в 2008 году из необработанного бетона, выиграл премию «Дом года-2009». Руководителем проекта является Андрей Боков, стремящийся воплотить в своей работе представления о нуждах современного общества, желающего не только комфорта, но и возможности отрешиться от мира и, поймав порыв ветра, унестись в мечту.

Читать полностью Свернуть

Киевская, 3, Москва

Достопримечательность

Это шестиэтажное здание было возведено в начале 70-х, в ожидании Олимпиады, поэтому и приобрело форму олимпийского кольца. Евгений Стамо и Александр Маркелов задумали построить олимпийский городок, состоящий из пяти домов-колец. Идея была слишком невыгодной с экономической точки зрения, поэтому лишь в 1979 году в Раменках был построен такой же круглый дом. Особенностью архитектурного строения является то, что при стыке панелей была использована максимально допустимая погрешность в 6 градусов, которая помогла сделать дом желаемой формы. Известные люди искусства - Галина Беляева, Савелий Крамаров и Эмиль Лотяну - в свое время были жильцами этого дома.

Читать полностью Свернуть

Нежинской, 13, Москва

Достопримечательность

Девятиэтажный бизнес-центр в стиле Hi-Teck был построен в 2007 году с учетом современного представления о нуждах работодателей, служащих и клиентов. Большой остеклённый куб, стоящий на постаменте, создает оптический обман: здание кажется объемным за счет ступенчатости фасада. На крыше здания имеется вертолетная площадка, а внутри огромный конференц-зал, оборудованный согласно всем правилам проведения официальных мероприятий. Это единственное здание класса «А» в Юго-Восточном округе.

Читать полностью Свернуть

Волгоградский пр., 43/3, Москва

Москва – это город десятков тысяч достопримечательностей, среди которых - исторические памятники, шедевры архитектуры, уникальные современные строения, красивейшие парки. Но есть в столице дома, которые выделяются даже на фоне такого феноменального разнообразия.

Дом-паровоз – здание в стиле конструктивизма, построенное на месте Государева Житного двора – складского комплекса XVII в., в который свозились продовольственные запасы со всей страны. Отсюда и второе название «Дома-паровоза» - Запасный дворец.

Удивительно, но авангардное строение было построено в 1760 году, и его стены помнят времена наполеоновского нашествия. Конечно, «Дом-паровоз» выглядел тогда совсем не так, как сейчас.

Это был квадратный комплекс из четырех корпусов и расположенной в центре двора церкви. Корпуса и подвальные помещения использовались для хранения зерна, мяса, овощей, рыбы.

Запасный дворец – одно из немногих в столице казенных строений, уцелевших после страшного пожара 1812 г. Согласно легенде, в здании были размещены раненые солдаты, причем, как русские, так и французские. После изгнания Наполеона из Москвы, во дворце жили оставшиеся без крова москвичи.

После революции столичные власти передали здание Народному комиссариату путей сообщения. В 1932 г. архитектор-конструктивист И. Фомин начал радикальную переделку дворца. Строители увеличили этажность здания до пяти, выровняли фасады, убрали лепнину и украшения, с окон удалили каменные наличники. Со стороны Садовой-Черногрязской улицы к комплексу пристроили башню с часами. Высота башни составила 9 м. В результате все черты Запасного дворца исчезли, и перед москвичами предстал дом, очень похожий на паровоз. Так его и прозвали в народе.

В настоящее время в здании располагаются офисы РЖД.

Адрес: Новая Басманная ул., дом 2/1, стр. 1.

Дом-яйцо – относительно молодая достопримечательность столицы: спроектировано это необычное здание было в 1998-2001 гг., построено – в 2003-ем. Реализацией необычной идеи занималась целая группа талантливых архитекторов: С. Ткаченко, В. Чулкова, С. Ануфриев, О. Дубровский, Г. Николашина и другие.

За 15 лет с момента постройки Дом-яйцо стал важным туристическим объектом столицы, вошел в список самых необычных зданий не только Москвы, но и всего мира.

Строение в виде выкрашенного в красный цвет яйца пристроено к восьмиэтажному дому. Здание очень нарядное и праздничное, на него невозможно не обратить внимание.

Столичные власти далеко не сразу согласились на постройку Дома-яйца: высказывались мнения, что эпатажное сооружение разрушит архитектурный облик улицы Машкова, на которой расположено много доходных домов начала XX в.

Площадка под строительство была очень маленькая, и перед архитекторами стояла задача создать что-то небольшое, но яркое, запоминающееся. По словам архитектора С. Ткаченко, идея о создании Дома-яйца пришла к нему во время посещения музея Карла Фаберже.

Стены здания построены из утепленного кирпича толщиной в 640 мм, облицовка выполнена из керамической плитки малинового цвета, крыша покрыта медными листами.

В техническом плане Дом-яйцо – это четырехэтажное здание с общей площадью внутренних помещений в 342 кв. м. Под домом обустроена подземная стоянка на 4 автомобиля. Со стоянки в квартиру можно попасть на лифте.

На первом этаже Дома-яйцо находится прихожая, холл, кладовые, сауна и тренажерный зал. Второй отдан под комнату прислуги, столовую и кухню. Здесь же находится санузел площадью в 45 кв. м.

Третий этаж – это две спальни площадью по 25 кв. м. с индивидуальными туалетами и лоджиями; на четвертом этаже находится 57-метровая гостиная с куполообразным потолком высотой в 4,5 м. Купол расписан в стилистике Ренессанса.

В настоящее время (2018 г.) Дом-яйцо выставлен на продажу. Стоимость этого чуда архитектурной мысли фантастическая – 356 млн. руб.

Адрес: г. Москва, ул. Машкова, 1/1

Уникальное здание в центре Москвы. Немного похожий на комод старинный особняк – единственный в столице представитель стиля расстреллиевское барокко. Это очень красивое, гармоничное строение с интересной историей.

Дом-комод был возведен в 1766 г. Заказчиком выступил граф М. Апраксин, представитель влиятельной российской династии. История не сохранила имени архитектора, но, очевидно, что это был ученик великого архитектора Растрелли. Дому присуща пышность, нарядность, фасад обильно украшен лепниной, колоннами, углы здания скруглены.

Внешне Дом-комод напоминает уменьшенную копию Зимнего дворца. Для Москвы такие архитектурные формы нехарактерны: в Белокаменной уже к середине XVIII в. полностью доминировал стиль классицизм.

В 1772 г. особняк приобрели князья Трубецкие, к фамилии которых москвичи тут же добавили приставку: «Трубецкие-Комод». В доме князей давались уроки танцев, которые посещали юный Саша Пушкин и его сестра Ольга. В гости к Трубецким неоднократно приходил Ф. И. Тютчев.

В 1861 г. наследник разорившегося рода был вынужден продать дом Московскому университету. Руководство учебного заведения разместило в здании 4-ю мужскую гимназию, выпускниками которой были многие знаменитости: авиатор Н. Жуковский, режиссер театра К. Станиславский, академики А. Шахматов и П. Виноградов, предприниматель С. Морозов и т.д.

В советское время Дом-комод был превращен в коммуналку. Расселение квартир и комнат было произведено только в 1946 г. Первый этаж здания занял НИИ геофизических методов разведки, второй – Дом пионеров Бауманского района Москвы. Дом пионеров посещала будущая поэтесса Б. Ахмадулина.

В наше время Дом-комод полностью отреставрирован в соответствии с рисунками и чертежами XVIII в. В особняке снимают офисы различные учреждения.

Адрес: ул. Покровка, д. 22.

Чайный дом – частичка древнего Китая в центре Москвы. Это красивое и оригинальное здание, в котором в XIX в. размещался чайный магазин Перлова.

Династия чаеторговцев Перловых – самая известная в России. Первую партию чая Перловы доставили в империю в 1807 г.

В 1875 г. владелец компании Сергей Васильевич Перлов приобрел на Мясницкой улице Москвы небольшой участок. По поручению предпринимателя известный архитектор Роман Клейн построил трехэтажный дом в стиле Ренессанс.

Китайские черты зданию были приданы гораздо позднее, в 1895 г.: Москва в то время готовилась к приезду из Цинской империи видного гостя – наместника и миллиардера Ли Хунчжана. Планировалось, что сановник остановится в доме Перлова.

Декоратор Карл Гиппиус провел грандиозную работу, превратив рядовой для Москвы особняк в здание, которым гордилась бы и столица Поднебесной. Фасад был украшен восточным орнаментом, статуями драконов и змей, изогнутыми балкончиками. Материалы для отделки закупались в Цинской империи.

В центральной части крыши была установлена башня-пагода – непременный элемент китайской архитектуры. Правда, в итоге Ли Хунчжан остановился в другом доме и не увидел результатов труда Гиппиуса, зато Москва получила одно из самых необычных и красивых зданий.

После революции Чайный дом некоторое время использовался в качестве жилого, затем его по каким-то причинам забросили. В 1990 г. архитектурный памятник представлял собой жалкое зрелище.

В середине 90-х начались работы по реставрации Чайного дома. В наше время здание полностью восстановлено, в нем находятся крупнейший в Москве чайный магазин и кондитерская.

Адрес: ул. Мясницкая, д. 19.

Особняк Морозова на Воздвиженке имеет и второе название «Испанское подворье». Этот замок стабильно входит в перечни самых необычных зданий Москвы. Архитектурный облик Испанского подворья был настолько смелым и революционным для XIX в., что сразу после постройки пресса призывала снести особняк, чтобы не портить ансамбль улицы. Даже в одном из романов Льва Толстого, «Воскресении», содержатся жесткие выпады в адрес дома Морозова.

В наше время произошла переоценка здания, и Испанское подворье считается архитектурным шедевром, похожим на сказочные дворцы.

Особняк был построен в 1899 г. по заказу промышленника Арсения Морозова. Строительством занимался архитектор В. Мазырин, в поисках вдохновения изъездивший весь юг Европы. В Португалии зодчий увидел средневековый замок Пена, который оставил в его душе неизгладимое впечатление. Возвратившись в Россию, Мазырин создал проект уникального дома в невероятном для нашей страны мавританско-испанском стиле.

Вход в дом расположен между двух округлых башен, украшенных ажурными карнизами, ракушками, лепниной, витыми колоннами. Декор придает зданию удивительный колорит: кажется, что этот дворец должен находиться в солнечном Мадриде, а не в заснеженной Москве. Мазырин подошел к строительству творчески, он создал много декоративных элементов, никогда ранее не употреблявшихся, кроме того, архитектор разбавил неомавританский стиль модернистскими и классическими компонентами.

Внутренние интерьеры полностью отражают представление эксцентричного миллионера Морозова о красоте. Залы потрясают обилием золота, статуй, лестниц в готическом стиле, люстр и вазонов в стиле ампир. Некоторые помещения убраны в стиле барокко, другие – в арабском или китайском стилях.

Арсений Морозов был в восторге от своего нового дома, но прожил он в нем недолго. В 1908 г. промышленник скончался от заражения крови.

После революции здание ненадолго заняли бездомные, затем – артисты бродячего цирка. В 30-е годы Испанское подворье занимало посольство Японии, в 40-е – Англии, а в 50-е – Индийское посольство.

В 1959-ом г. в особняке разместился Дом дружбы народов, в котором проходили встречи иностранных гостей, показы зарубежных фильмов.

В 2003 г. дом был полностью отреставрирован. С 2006 г. Испанское подворье является собственностью Правительства РФ, в нем располагается Дом приемов. Здесь проходят международные встречи, пресс-конференции, заседания и т.д.

Адрес: улица Воздвиженка, д. 16.

Москва – город, вобравший в себя множество культур и архитектурных тенденций. Чтобы ощутить себя на улочках Рима, необязательно ехать в Вечный город. В Москве, во 2-ом Казачьем переулке, стоит дом, построенный в классической итальянской манере.

Здание переменной этажности с мансардами, балкончиками, портиками и колоннадами возвел современный российский архитектор М. Филиппов.

Полукруглый дом образует типично итальянский дворик с круглой лужайкой, лавочками и статуями в древнеримском стиле.

Несмотря на молодость, здание стало важной достопримечательностью.

Адрес: 2-й Казачий пер., 4, стр. 1.

Дом-улей ()

Одно из самых удивительных и необычных зданий мира. Дом-улей построил по собственному проекту известный советский архитектор Константин Мельников. Мастер планировал жить в этом особняке с семьей, а также разместить в нем мастерскую.

Дом Мельникова – ярчайший пример авангарда в архитектуре, строение, которое изучают в архитектурных школах по всему миру.

Здание состоит из двух соединенных цилиндров, при взгляде со стороны Арбата оно напоминает Пизанскую башню. Сразу обращают на себя внимание необыкновенные окна ромбовидной формы. Окна (которых ровно 108) покрывают дом плотно, как ячейки пчелиного улья. Именно с этим связано народное название строения.

Мельников утверждал, что круглая форма – наилучший способ сэкономить строительный материал. Вход в здание расположен в малом цилиндре со стороны Кривоарбатского переулка. Над входом – огромное окно с надписью «Константин Мельников. Архитектор».

Внутри Дом-улей поражает продуманностью и удобством интерьеров. Всего в доме 13 комнат, верхний этаж представляет собой единое пространство, в котором и размещалась мастерская Мельникова. Между этажей жители дома перемещались с помощью винтовых лестниц.

Чтобы добиться от советской власти разрешения на возведение частного дома, архитектор пошел на хитрость: он заявил, что его строение станет образцом для домов грядущей эпохи коммунизма.

В наше время (2018 г.) Дом-улей находится в ненадлежащем состоянии. Специалисты бьют тревогу: в стенах архитектурного памятника появились трещины, наблюдается проседание фундамента.

Адрес: Кривоарбатский пер., 10.

На Варшавском шоссе находится колоссальное строение, которое иногда называют «лежачим небоскребом». Длина этого невероятного дома – 978 м. Если бы дом мог принять вертикальное положение, его этажность составила бы 390 этажей.

Самое длинное в столице здание принадлежит научно-производственному объединению НИЦЭВТ, созданному на базе советского конструкторского бюро, собравшего первый в СССР компьютер «Стрела».

Строительство «лежащего небоскреба» началось в 1969 г., завершилось в 1970-ом. Конструкция здания отличается особой прочностью и надежностью. Величина дома поражает воображение: только на одной стороне строения расположено 1650 окон. Здание протянулось на три автобусные остановки. Сотрудники рассказывают, что в советское время, чтобы попасть из одного отдела в другой, их коллеги совершали поездку на автобусе.

В наше время в «лежачем небоскребе» находятся офисы многих компаний и фирм.

Адрес: г. Москва, Варшавское шоссе, 125

В Москве есть два дома в виде кольца. Среди москвичей их называют «старшее кольцо» и «младшее кольцо». Строительство многоэтажек столь необычной формы связано с требованием властей Советского союза к архитектурным бюро страны: создавать в Москве как можно больше оригинальных зданий.

Эта концепция привела к появлению сталинских высоток, но их строительство было дорогим и хлопотным делом. В 70-е годы архитектор Е. Стамо решил придать необычный вид обычным панельным многоэтажкам, выполнив их в форме круга.

В 1972 г. на улице Нежинской был возведен первый такой дом. Сооружение получилось грандиозным: 26 подъездов, 913 квартир. По сути дела, это был целый микрорайон внутри микрорайона. Внутренний двор Дома-кольца по размерам соперничал с футбольным полем.

Жить в необычном здании считалось престижно и удобно. В Доме-кольце находились аптека, магазины, салон красоты, швейное ателье. В принципе, жильцы могли вообще не выходить в город, оставаясь в пределах своего дома и двора.

Проект был признан успешным и, в 1979 г., накануне Олимпиады, началось строительство второго дома. Количество квартир в «новом кольце» достигало 936. Дом разместился у подножия Поклонной горы. Место было выбрано исключительно удачно: с высоты можно было сполна оценить необычность архитектурной задумки.

Стамо и его товарищи были готовы продолжать возведение Домов-колец, но столичные власти сочли концепцию исчерпанной. История показала, что чиновники были правы, и кольцеобразные дома стали уникальной достопримечательностью города.

Адрес «старшего дома»: ул. Нежинская, 13.

Адрес «младшего дома»: ул. Довженко, 6.

Смотреть, Размяться

С кем можно пойти:

Компания, вторая половинка, друг (подруга)

Краткое описание:

Дом братьев Топлениновых, известный как "дом Мастера" - Мастера из романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита".

Описание:

В 1834г в Мансуровском переулке для мещанки Прасковьи Федоровны Емельяновой был выстроен добротный деревянный жилой дом на белокаменном подвале. Центральная часть по фасаду на три оконных оси была выделена креповкой. Интерьер спланирован по принципу кругового обхода. Парадные помещения - с лепным декором потолков и изразцовыми печами. В подвале выложен камин с чугунным прибором. В глубине же двора, справа и слева от дома, были построены деревянные сараи.

От Емельяновой усадьба перешла к поручику Ивану Петровичу Полетаеву, а затем к купцу первой гильдии Сергею Владимировичу Топленинову и, по наследству, к его сыновьям Владимиру и Сергею. В унаследованном доме старший брат жил с семьей наверху, а младший - в нижнем полуподвальном этаже, что, похоже, обоих устраивало. Часть дома братья сдавали драматургу Сергею Александровичу Ермолинскому и его жене Марии Артемьевне Чемишкиан.

В 1926 году в Мансуровском переулке появился частый гость, которого нельзя было спутать ни с кем другим. Он не был коренным москвичом, но Москву знал и любил, и был готов отдать ей все, что у него имелось – свой яркий самобытный талант. Это был Михаил Булгаков…
К кому он чаще ходил в гости, к Ермолинскому или к младшему Топленинову, пусть спорят булгаковеды. Доподлинно известно, что, когда ему было особенно трудно, он бывал здесь практически ежедневно. В это же время развивались его отношения с Еленой Сергеевной Шиловской.
Как рассказывала Евгения Владимировна Власова, жена Владимира Топленинова, Булгаков часто ночевал в специально отведенной ему комнате с печкой (в правой части дома, если смотреть на фасад со стороны переулка). Тут же, сидя в полуподвальчике, Булгаков работал над своим романом «Мастер и Маргарита». И судя по всему, Мастера он «прописал» именно здесь.

В 1980-х «дом Мастера» в Мансуровском реставрировался, жившим в то время в нем, художником В.А. Курским (1917-1985), и комната, в которой работал Михаил Афанасьевич, была сохранена именно как его писательский уголок. Сейчас в доме живут потомки Курского. Поставлен новый забор, плотно закрыты ставни, и лишь в заборную щель можно рассмотреть прежний двор и те самые неприметные, полуподвальные окна, за которыми рождался знаменитый роман…

Москва , Мансуровский переулок, 9

Парк культуры

Бесплатно:

Режим работы:

круглосуточно

достопримечательность , здание

Добавлено:

Ангел-во-Плоти

(30.08.2011 12:00)

Дмитрий

Этот деревянный домик в центре Москвы вызывает у случайного прохожего разве что удивление: как он вообще сохранился в таком месте? Хоть это и усадьба позапрошлого века, но в Москве сегодня сносят здания куда более ценные. И тем не менее, дом стоит и с этим фактом трудно что-нибудь сделать. При этом у этого здания, по сути, нет особенной архитектурной или исторической ценности, кроме как элемента московской застройки, от которой, впрочем, мало уже что осталось. Это скорее миф, достопримечательность, понятная немногим. Конечно, я представлял себе маленький дворик и комнату в полуподвале с низкими окнами, в котором Мастер ждал Маргариту. Видел ли я когда-нибудь это дворик? Нет. И едва ли увижу, ведь дом в Мансуровском переулке является частной собственностью, его железные ворота неприступны и всегда находятся на замке. Много лет назад, когда я только в первый раз прочитал роман, а после него книгу Леонида Паршина, исследователя, который разыскал все булгаковские адреса, я приходил и к этому дому, и к особняку Маргариты. Сегодня у меня не возникает такого желания. Сегодня Москва настолько изменилась, что в ней очень сложно увидеть тот город, про который писал Булгаков. И особняк в Мансуровском переулке – кусочек старой Москвы, который с каждым днём выглядит всё более нелепо рядом с высотными зданиями из стекла и бетона.

Отзыв о «

08.09.2011 13:50

Юлия Козлова

Если бы я не искала специально этот старинный деревянный домик, то прошла бы мимо и даже не заметила. Внешне он совершенно ничем не примечателен да и каких-либо опознавательных табличек на нем тоже нет. Разве что удивляет, каким образом сохранился в центре Москвы этот дом. С другой стороны, да мало ли странностей в столице!?

А между тем, дом этом знаком всем, кто увлекается творчеством Булгакова. Именно в этом дом поселил писатель своего мастера из знакомого всем романа "Мастер и Маргарита". Почему поселил тут? Да все просто. Писатель частенько бывал в этом доме у одного из двух живших тут братьев с которым очень дружил. Кстати, матерью этих братьев была дочь знаменитого архитектора ЛЬва Кекушева Мария. Это его дом с башенками стоит неподалеку на Остоженке и радует глаз всем любителям модерна.

Правда Булгаков бывал в полуподвальном этаже, которого с улице не заметить. Там жил младший из братьев Топлениновых, а вот ночевал он в специально отведенной ему комнате в правой части дома в Мансуровском переулке. Отсюда друзья частьнько ходили кататься на лыжах. Мне кажется, что тут бы не мешало повесить мемориальную табличку. А то ходим мимо и не знаем своей истории. Пусть даже не истории в глобальном смысле слова, но небольших фактов из которых эта самая история и состоит.

Отзыв о « Достопримечательность ""Дом Мастера""

Пречистенку ждут большие перемены: здесь началось благоустройство по программе «Моя улица». Тротуары станут просторнее, в сквере около памятника В.И. Сурикову посадят больше деревьев, во дворе эндокринологического диспансера создадут сад, а возле художественной школы имени В.А. Серова разобьют цветник. В полотно мостовой вмонтируют навигационные таблички с информацией о старинных усадьбах.

Дорога к монастырю и престижный район

В XVI веке будущая Пречистенка была частью дороги из Кремля в Новодевичий монастырь. Но тогда улица называлась Чертольская - от ручья Чертолье (Черторый, Черторье), который протекал в этой местности. Причем начиналась она у Боровицких ворот Кремля и только в начале XIX века была поделена на две части - Пречистенку и Ленивку (Волхонку).

Городская застройка вдоль улицы начала формироваться в последней трети XVI века, после того как Иван Грозный включил эту территорию в опричнину. Современное название Пречистенка получила в 1658 году по указу царя Алексея Михайловича. Он часто ездил в Новодевичий монастырь и решил, что Чертольская - неподобающее название для улицы, ведущей к обители. Тишайший велел переименовать улицу в честь иконы Пречистой Божией Матери Смоленской, хранившейся в монастыре.

Со временем Пречистенка стала пользоваться популярностью у дворянства. Здесь, например, располагались дворы Всеволожских, Лопухиных и Хрущевых. Фамилии этих именитых домовладельцев сохранились в названиях переулков, примыкающих к Пречистенке.

Улица сильно пострадала при пожаре в 1812 году. «На Пречистенке едва есть пять домов», писал современник после ухода французов. Но дворяне достаточно быстро восстановили свои владения. У писателя Михаила Загоскина находим такую оценку обновленной улицы: «…Красивая Пречистенская улица, в которой несколько огромных каменных домов не испортили бы и Дворцовой набережной Петербурга…».

В 1921 году улицу снова переименовали, на этот раз в Кропоткинскую - в честь известного революционера-анархиста. Предыдущее название - Пречистенка - вернули в 1994 году.

Жемчужины Пречистенки

Белые палаты

В начале улицы расположены Белые палаты конца XVII века. Изначально владельцем дома был князь Прозоровский, управляющий Оружейным приказом. В XVIII веке палаты дважды перестраивали. В конце XIX столетия в них открыли трактир. Позже здание приспособили под кинотеатр, а затем - под жилой дом. В 1972 году в Москву должен был приехать президент США Ричард Никсон. К этому визиту готовились основательно: в центре Москвы сносили многие обветшавшие строения. Белые палаты тоже чуть не сровняли с землей, но вовремя вмешались архитекторы-реставраторы. Под всеми надстройками они обнаружили древнюю основу и отстояли здание. Вскоре началась реконструкция памятника архитектуры, которая продлилась до 1995 года.

Усадьба XVIII века

Дом 8, расположенный напротив Белых палат, - городская усадьба XVIII века. Но в основе здания - палаты более раннего периода. В середине XVIII века владельцем участка стал генерал-поручик участник Семилетней войны Яков Протасов. Он и достроил палаты, придав зданию П-образную форму. В 1794 году усадьба перешла к княгине Волконской. Затем дом сменил еще несколько владельцев, последними из которых стали Истомины. Они переделали главный фасад по проекту архитектора Константина Буссе.

Доходный дом Костяковой

Пятиэтажное здание на углу Пречистенки и Всеволожского переулка было построено в 1910 году. Оно выполнено в неоклассическом стиле и на уровне второго этажа украшено скульптурными панно на античные темы. Владелица дома, известная благотворительница купчиха Евдокия Костякова, использовала его как доходный. Здесь жил пианист и композитор Александр Гольденвейзер, у которого бывали композиторы Сергей Танеев и Сергей Рахманинов. А частым гостем другого жильца - художника Бориса Шапошникова был Михаил Булгаков.

Кстати, именно около дома 9 главный герой «Собачьего сердца» профессор Преображенский увидел Шарика. Во время описываемых в повести событий в нижнем этаже здания располагался магазин Центрохоза, из которого и вышел Филипп Филиппович, перед тем как встретил продрогшего голодного пса. Сейчас в доме 9 располагается Центральная энергетическая таможня.

Дом генерала Орлова

В основе дома 10 - сводчатые палаты конца XVII века. Пилястры и цоколь из белого камня появились в XVIII веке. Современный облик здание приобрело во второй половине XIX века. Наличники, обрамление дверей и балкон второго этажа сделали в духе классицизированной эклектики, добавили капители, пилястр коринфского ордера и ажурную решетку над карнизом кровли.

В 1834–1842 годах владельцем усадьбы был декабрист Михаил Орлов. После его смерти часть комнат стали сдаваться в аренду. Одним из постояльцев был художник Исаак Левитан. Комнату он использовал и как жилье, и как мастерскую. Частым гостем Левитана был Антон Павлович Чехов. В начале XX века владельцем дома стал крупный коллекционер живописи и фарфора купец-галантерейщик Мориц Филипп. Гувернером его сына Вальтера был Борис Пастернак. Писатель перебрался в дом 10 в 1915 году, но прожил здесь совсем недолго. 28 мая 1915 года начались погромы магазинов и домов, принадлежавших немцам. Видимо, Филиппа тоже приняли за подданного Германии: его дом серьезно пострадал. Пастернак писал, что потерял во время погрома книги и рукописи. После этих событий Мориц Филипп с семьей снял квартиру в Шереметьевском (ныне Романовом) переулке, Борис Пастернак переехал вместе с ними. После 1917 года особняк занимали различные общественные организации.

Усадьба Хрущевых-Селезневых

Под номером 12 на Пречистенке расположен один из красивейших домов Москвы - усадьба Хрущевых-Селезневых. Ансамбль, построенный по проекту архитектора Афанасия Григорьева, является прекрасным образцом ампирной жилой застройки. Основой для усадьбы стали подклет, жилой флигель и старые палаты начала ХVIII века, уцелевшие после пожара 1812 года. В 1814 году остатки разрушенной усадьбы приобрел гвардии прапорщик в отставке Александр Хрущев и начал отстраивать здание заново. Через несколько лет на месте сгоревшего дома красовался особняк, окруженный многочисленными служебными постройками и небольшим садом.

В середине 1840-х годов усадьбу купили торговцы чаем Рудаковы, а в 1860 году она перешла к отставному штабс-капитану Дмитрию Селезневу. В начале XX века его дочь передала дом московскому дворянству для устройства детской школы-приюта. С 1961 года в усадьбе располагается Музей А.С. Пушкина.

Доходный дом Рекка

Шестиэтажный доходный дом на углу Пречистенки и Лопухинского переулка построили по заказу банкира и предпринимателя Якова Рекка. Автором проекта стал архитектор Густав Гельрих. Угол здания акцентировали полукруглым эркером. Над ним возвышалась башенка с часами, украшенная барельефом и скульптурами. Здание доминировало над окружающей двух- и трехэтажной застройкой. Дом считался элитным: в нем были лифты, канализация, водопровод и ванные. В 1911 году аренда квартиры здесь обходилась в 1200 - 3000 рублей в год.

Две квартиры на верхнем этаже занимал Александр Фаберже, родственник знаменитого ювелира. Он был юрисконсультом в фирме Фаберже. Во время революции Александр спешно покинул Россию, оставив все свое имущество. Обе квартиры переделали в коммуналки. В них разместились московские художники, в частности члены группы «Бубновый валет». Новые жильцы были уверены, что в квартире могут быть спрятаны драгоценности, оставленные предыдущим владельцем. По некоторым данным, один из тайников с серебром действительно был обнаружен при перестройке дома в 1980-х годах. Тогда у здания появился седьмой технический этаж, а угловая башня вошла в надстройку и фактически перестала существовать. В 2011 году дом подвергся масштабной реконструкции.

Дом Ермолова

В основе дома под номером 20 по Пречистенке - особняк конца XVIII века. Его построили для знаменитого врача Христиана Лодера, известного необычным методом лечения недугов. Он «выгуливал» своих пациентов на свежем воздухе, ставил им музыку и поил минеральной водой из хрустальных бокалов. За это и врача, и его пациентов называли «лодыри».

Пожар 1812 года погубил здание, и после войны на его месте появился двухэтажный особняк с характерным для московских построек строгим классическим фасадом. Хозяйкой дома в этот период была графиня Орлова. Каждый москвич знал о шутихе «дуре Матрешке», живущей в доме Орловых. В теплое время года, нарумяненная и разодетая в старые платья графини, она сидела у решетки сада, разговаривала с прохожими и посылала им воздушные поцелуи.

В 1851 году дом перешел к герою Отечественной войны 1812 года генералу Алексею Ермолову. После него усадьба принадлежала фабриканту Владимиру Коншину, а с 1900 года - предпринимателю и миллионеру Алексею Ушкову, владевшему крупной чайной фирмой с представительствами по всему миру.

В 1921–1924 годах в здании размещалась хореографическая студия Айседоры Дункан. Она не только работала, но и жила в старинном особняке. Здесь же после женитьбы на танцовщице поселился Сергей Есенин.

Дом князя Долгорукова

Владение на углу Пречистенки и Сеченовского переулка имеет сложную форму, так как его образование происходило на протяжении долгого времени, оно объединило более мелкие участки. Дом князя Андрея Долгорукова под номером 19 построен в 1780-е годы. Первоначально центральная часть здания, увенчанная бельведером с куполом (сгорел в 1812 году), соединялась с боковыми флигелями колонными галереями на аркадах. Это было уникальным для Москвы архитектурным решением. Впоследствии сквозные арки были заложены. В 1860-е годы дом заняло Александро-Мариинское женское училище, основанное генеральшей Чертовой. В 1921 году в здание переехала часть Военной академии РККА. Сейчас в особняке располагается Галерея искусств Зураба Церетели.

Гимназия Поливанова

Усадьбу по адресу Пречистенка, дом 32/1 возводили заново после пожара 1812 года. Получилось очень внушительное сооружение, почти дворец. Уличный фасад главного дома украсили восьмиколонным портиком. Во двор вели арочные проезды. На территории расположились флигели, конюшни, каретный сарай и домовая церковь. Когда в Малом театре ставили грибоедовскую комедию «Горе от ума», интерьеры этой усадьбы были взяты за образец при создании декораций. Владел домом гвардии корнет Павел Охотников.

В 1879 году дом перешел к потомственным почетным гражданам купцам Пеговым. Они оставались собственниками до 1915 года. В 1882 году здание арендовали для гимназии Поливанова.

«В семидесятых годах прошлого века двумя выдающимися педагогами того времени - Софьей Александровной Арсеньевой и Львом Ивановичем Поливановым были учреждены в Москве, в районе Пречистенки, две гимназии: Арсеньевская и Поливановская. Связь между этими школами была самая тесная; если сыновья учились у Поливанова, дочерей отдавали к Арсеньевой. Преподавание было в большинстве случаев общее, почти все учащиеся знали друг друга, и, начиная с шестого класса, между ними возникали юношеские романы. Бывали случаи пересылки записок в карманах пальто математика А.А. Игнатова, который, переходя с урока на урок, не подозревал, что играет роль почтового голубя». (Из воспоминаний Т.А. Аксаковой)

Поливановскую гимназию окончили многие известные люди, среди них Владимир Соловьев, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Александр Головин и Александр Алехин. Здесь учились сыновья Льва Толстого. Современники говорили, что он приходил в гимназию и спорил с преподавателями о русской словесности.

В 1915 году дом переходит богатой предпринимательнице Вере Фирсановой. В 1921 году в старинной усадьбе размещается Государственная академия художественных наук. Сейчас здание занимают детская художественная школа № 1 и детская музыкальная школа № 11 имени В. И. Мурадели. Здесь проводят Поливановские вечера на Пречистенке.