Эссе на тему русская литература 20 века. Русская литература XX века: общая характеристика
В общем, занимает особое место в мировой литературе. Если говорить о русской литературе ХХ века, то начало века характеризуется ярким расцветом русской культуры, как его еще называют "серебряным веком". Этому периоду присущи характерные для России того времени глубокие противоречия. Один за другим появлялись новые таланты. В этот период ожил интерес к религии, которая оказала огромное влияние в начале XX века на развитие русской культуры. Литераторов стали притягивать вечные и глубинные вопросы - о добре и зле, о сущности жизни и смерти, природе человека.
Научные открытия того периода поколебали представления об устройстве мира. Новое видение мира определило и новое понимание реализма XX в., который существенно отличался от классического реализма предшественников. Все это привело к глубочайшему кризису сознания. По моему мнению, в любой сложной ситуации каждому человеку нужен выплеск эмоций и чувств, и тем более человеку творческому. В этот период не всегда была возможность высказать свободно свои переживания, а как говорят: «Бумага все стерпит». В этот период происходила переоценка ценностей, и зачастую именно литература помогала этому.
Влияние русской литературы всегда распространялось за пределы России. Но особенно стало ощущаться после Октябрьской революции, сделавшей очевидной в поступательном движении человечества роль русской литературы. Благодаря литературе этого периода, зарубежом русский человек предстал как борец и герой, подвижник великой ответственности перед идеей человечества. Произведения русских классиков в этот период стали выпускаться огромными тиражами, к ним потянулись миллионы новых читателей!
В этот исторический период многие деятели русской культуры были выдворены из страны, а некоторые были добровольной эмиграции, но художественная жизнь в России не замирает. Появилось много талантливых молодых , которые были участниками Гражданской войны: А. Фадеев, Л. Леонов, Ю. Либединский, А. Веселый и др.
Нельзя не отметить творчество таких поэтов и писателей, как А. Ахматова, М. Цветаева, В. Маяковский, А. Толстой, М. Зощенко, Е.Замятин, А. Платонов, М. Булгаков, О. Мандельштам. Период Отечественной войны 1941 года дал большой объем патриотической лирики , К. Симонова, А. Ахматовой, Н. Тихонова, В. Саянова. Прозаики красочно описали борьбу советского народа с фашизмом, написав об этом настолько красочно, что до сих пор, читая об этой мировой трагедии, переживаешь каждый момент того времени.
Следующий крупный этап в развитии литературы - вторая половина XX века. В нем можно выделить периоды: поздний сталинизм (1946—1953 гг.); "оттепель" (1953—1965 гг.); застой(1965—1985 гг.), перестройка (1985—1991 гг.); современные реформы (1991—1998 гг.), и даже в этот период, литература тоже испытывала большие трудности.
Русскую литературу очень любят и ценят за рубежом, ее переводят, экранизируют, читают. Человек не знакомый с русской литературой ХХ века потерял очень многое.
Сочинение
Писатели России начала XX века жили в обстановке всевозможных кризисов и войн. И вполне закономерно, что эти события повлияли (уж не говорю, что отразились) в их творчестве. Писатели и поэты, о которых мы будем говорить, стремились понять смысл жизни и объяснить постигшие Россию потрясения. И неудивительно, что эти искания обрели невиданную доселе напряженность, ведь события проносились с фантастической скоростью и фатальными последствиями: гибли миллионы людей, разрушались империи, образовывались новые государства… На фоне этих страшных и невероятных событий тема отдельной личности кажется по крайней мере мелочной. Или ругательно-идиалистической, направленной на развенчание образа роли личности в истории, созданного Толстым. Но, нет! Такого не было. Просто пытались понять писатели-поэты-философы, как воспринимает личность эти потрясения, как реагирует и т. д. Ведь личность личностью, но «зеркало жизни» демонстрирует нам собирательные образы. Таким способом и пытались понять — по реакции образов как будут развиваться события.
Мы с вами знаем, что, сколько людей, столько и мнений. Поэтому подобно тому, как у трех главных рек Руси есть множество притоков, так и у трех главных творческих течений: символизм, акмеизм, футуризм существует множество последователей с различными устремлениями и точками зрения. Вот, например, в символизме; течение наблюдалось в 1870—1910 годах. Художественное выражение происходило посредством символа. Символ — многозначно-иносказательный, логически непроницаемый образ. Выражал символизм неприятие буржуазного образа жизни, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социальных сдвигов. Целью литературного символизма было с помощью философии и прикладными ей науками дойти до цитирую «скрытой реальности», «идеальной сущности мира», «идеальной красоты». В общем, и целом к вечному идеалу. Приверженцами течения были А. Блок, А. Белый, В. Иванов, Ф. Сологуб.
Далее рассмотрим акмеизм, в смысле как он отразился на литературе. Течение 1910-х годов. Его приверженцы не ставили перед собой какой-то глобальной цели, оно было преимущественно направленным на очищение поэзии от символистских порывов, от многозначности, текучести и сложности метафорического слога, то есть в противовес всему этому акмеизм культивировал точное значение слова, его естественность. Этому течению когда-то следовали А. Ахматова, А. Гумилев, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Кузьмин.
Футуризм — последнее течение, о котором я вам расскажу. Приверженцы течения творили в 1910—1920-х годах. Они, своим искусством старались создать «искусство будущего». Для достижения этой благой цели они отрицали традиционную культуру, культивировали урбанизацию (эстетика машинной индустрии и большого города). Для него характерно переплетение документального материала с фантастикой. Футуризм допускал для достижения благой цели даже разрушение естества языка. В нем творили, как вы уже наверное догадались В. Маяковский, может быть менее известный вам В. Хлебников и многие другие.
В то время, когда в России торжественно отмечали начало нового, 20 столетия, еще продолжали свою деятельность писатели, чье творчество достигло расцвета в 19 веке, — Л. Толстой, Чехов, Короленко. Голос Толстого-публициста звучал на весь мир, внушая людям отвращение к насилию, лжи, несправедливости и призывая к любви, милосердию, братству. В 1903 году, в 75-летнем возрасте, писатель создает один из лучших своих рассказов — "После бала", а еще через год завершает работу над повестью "Хаджи-Мурат". Чехов в начале 20 века пишет свои знаменитые пьесы, и сегодня с успехом идущие на сцепе, — "Три сестры" и «Вишневый сад». Короленко работает над "Историей моего современника", над статьями и воспоминаниями.
Но все заметнее становятся поэты и прозаики новых поколений, которым было суждено связать свою судьбу с 20 веком, — М. Горький, Л. Андреев, И. Бунин, А. Куприн. А. Блок, А. Н. Толстой, позднее — В. Маяковский, С. Есенин, М. Цветаева. В литературу приходят М. Шолохов. К. Паустовский, М. Булгаков, А. Платонов, Н. Заболоцкий, А. Твардовский, наконец — А. Солженицын, В. Распутин и другие.
20 столетие — время величайших трагедий и свершений в истории России и человечества. Недаром Блок в поэме «Возмездие» пророчески предсказывал, что "черная, земная кровь" сулит "невиданные мятежи" и "неслыханные перемены".
И, действительно, не прошло и четырех лет после написания этих строк, как разразилась Первая мировая война, а еще через три года грянули две революции — Февральская и Октябрьская 1917 года, круто изменившие жизнь страны: наступило великое и трагическое семидесятилетие советской власти. Через 24 года после революции началась небывалая в мире война с фашистской Германией. Сколько погибших оплакала литература, сколько разбитых жизней изобразила! Народ добился победы, но какою ценой! Вы прочтете (или перечитаете) рассказ Шолохова «Судьба человека». Его герой все потерял в годы войны и обрел какое-то подобие счастья лишь в усыновленном мальчике. На всем значительном, что создано в литературе о Великой Отечественной войне, лежат отсветы героической и — повторим — трагической эпохи.
Нелегки были судьбы писателей 20 века. Мартиролог, который когда-то составил А. И. Герцен, продолжен двадцатым веком. В сорокалетием возрасте, по существу сломленный лишениями и страданиями, умер Блок. Не найдя себе места в современной ему действительности, в возрасте тридцати лет покончил с собой Есенин. На почве личных неурядиц застрелился 37-летний Маяковский. Не перенеся трудностей военных лет и одиночества, на 49-м году жизни повесилась М. Цветаева, до этого долгие годы находившаяся в эмиграции. Вынуждены были покинуть родную страну в период Гражданской войны Бунин, Куприн и многие другие писатели. Куприн вернулся в Советский Союз в 1937 году, незадолго до смерти, а Бунин так и умер на чужбине. Несколько лет в качестве заключенного провел в ГУЛАГе А. И. Солженицын, а освободившись, вскоре был выслан за пределы страны.
Но мы совершили бы непоправимую ошибку, если бы в таких мрачных тонах представили всю литературу 20 века. Даже те писатели, которые вступили в конфликт с властями и советской действительностью, не предавались отчаянию. От литературы XIX века русская литература 20 века приняла эстафету высоких идеалов, нравственности, гуманизма. Это легко увидеть, читая рассказы и повесть "Детство" М. Горького, произведения А. Куприна, И. Бунина и других писателей. «Но все-таки... все-таки впереди — огни!..» — восклицал Короленко. «Не скроют тучи солнца, нет, не скроют!» — словно вторил ему Горький. «Сотри случайные черты, / И ты увидишь — мир прекрасен!» — эти слова принадлежат Блоку, создавшему не одно грустное, даже пессимистическое стихотворение. Литература звала читателей не сдаваться, преодолевать неимоверные испытания, выпадавшие на их долю. Находившийся в эмиграции Бунин высоко оценил военную поэму Твардовского "Василий Теркин", герой которой — неунывающий русский солдат. Такие писатели, как Маяковский, Шолохов, Паустовский, Твардовский, каждый по-своему участвовали в развернувшихся в стране преобразованиях, стремясь художественным словом вселить в читателей веру в будущее, поднять их жизненную активность.
И в довоенные, и в военные годы, и в наши дни русская литература многое делала и делает для того, чтобы в стране восторжествовала справедливость, чистота чувств и отношений, чтобы ушло в безвозвратное прошлое все, что обозначается коротким и емким словом "зло", — политическое самодурство, хамство шариковых ("Собачье сердце" Булгакова), чинопочитание, доходящее до потери человеческого облика, до самоуничижения (сатира Маяковского), эгоизм, своекорыстие, стяжательство (Фаддей из рассказа Солженицына «Матренин двор»). Глубокое уважение читателя снискали такие герои литературы 20 века, как Андрей Соколов из рассказа Шолохова "Судьба человека", молоденькая учительница из рассказа В. Распутина «Уроки французского», Матрена из рассказа А. Солженицына «Матренин двор» и другие.
Русские писатели 20 века продолжают и развивают реалистические традиции своих предшественников. Одновременно многие из них пишут в романтической манере: К. Паустовский. М. Пришвин, К). Казаков.
А каким многообразием жанров отличается русская литература 20 века! Здесь и романы (Горький, Шолохов), и поэмы (Твардовский), рассказы и повести — реалистические (Бунин, Куприн, Шукшин, Казаков), сатирические (Булгаков), фантастические (Грин); здесь и драматические произведения (Маршак), и циклы повестей и рассказов (В. Астафьев), и сказы (Бажов), и богатейшая лирика.
Русские писатели 20 века обогатили изобразительно-выразительные возможности литературы музыкальностью, песенностью стиха (Блок, Есенин), стихом разговорным и ораторским (Маяковский), сжатой, словно до предела спрессованной речью (Цветаева), переплавленной в горниле таланта народной речью (Шолохов, Астафьев, Твардовский. Солженицын).
В мировой литературе, именно русская литература в целом занимает значимое место. Если рассуждать о русской литературе 20 века, то именно начало столетия знаменуется как серебряный век расцвета литературы на Руси. В этом периоде происходили самые сложные для России той эпохи, существенные противоречия. В этот момент стал постепенно оживать интерес к изучению религии, которая в свою очередь и оказывала основное влияние на столь стремительное развитие русской литературы. Начались проявляться всё новые талантливые люди. Практически всех литераторов той эпохи стали тревожить вопросы о сущности добра и зла, жизни и смерти, а также внутренней природы человека.
Научные открытия, которые были сделаны в тот период, сильно пошатнули современные представления о жизни. НОВЫЕ ВЗГЯДЫ НА МИР, СТАЛИ ОПРЕДЕЛТЬ И НОВЫЕ ПОНИМАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ 20 ВЕКА. Он весьма чувствительно отличался по сравнению с видением жизни их предшественников. Это всё стало первым и основным шагом к самому глубокому кризису в сознании. Практически в каждый сложный момент жизни, человек попросту нуждается в сильном всплеске эмоций, а тем боле, если человек творческой натуры. В эти года не каждый мог просто и свободно высказывать свои переживания. Могли это делать лишь писатели да и то на бумаге, ведь она всё может стерпеть. Литература внесла огромный вклад в происходящую переоценку жизненных ценностей.
Влияние литературы 20 века на Руси довольно быстро распространялась за её пределы. Это довольно хорошо почувствовалось сразу же после окончания Октябрьской революции. Она сделала очевидным то, что русская литература 20 века оказывает поступательные влияния на сознание человека. Благодаря написанным произведениям в этом веке, за границей Руси все считали русского человека настоящим и храбрым бойцом с сильными духовными качествами самопознания. Просто гигантскими тиражами стали выходить произведения, которые написали классики русской литературы 20 века. Таким образом каждый день появлялось всё больше новых людей, которые их читали.
В этот знаменательный период расцвета русской литературы, большинство писателей той эпохи были изгнаны из страны, а некоторые добровольно решили эмигрировать, но культурное общество России и её литературная жизни с тех пор не замирала ни на секунду. Стали появляться весьма талантливые молодые писатели, которые принимали участие в Гражданской войне.
Нельзя обойти стороной творчество гениальных писателей как Есенин, Маяковский, Толстой, Платонов, а также десятки многих других писателей, чьи произведения и по сей день остаются мировой классикой и примером для подражания начинающих поэтов и писателей. Во времена Великой Отечественной Войны, в литературе всё больше стало появляться патриотизма, который взывал к народу. В них довольно ярко описывались сцены сражения русского народа с фашистскими захватчиками и оккупантами.
Литература XX века ярко отражает противоречивую действительность этого столетия. XX век - эпоха роста самосознания народов, мощных национально-освободительных движений. В этот период создаются произведения прозы, драматургии, поэзии, литературно-критические статьи, литературные манифесты. Наблюдается не только разнообразие жанров, но и появление различных течений, направлений, школ, характеризующих литературный процесс и общественную жизнь века. В литературе дальнейшее воплощение получил реализм. Картина его развития, однако, неоднородна. Развитие реализма в ряде литератур начала XX века отмечено рядом кризисных явлений: сказывалось влияние общекультурных факторов, которые определили существенные изменения в реализме и вызвали к жизни новые направления. Возникают такие авангардистские течения, как экспрессионизм, футуризм, кубизм, дадаизм и др. Реализм также не отмежевывается от эстетических исканий. Он становится значительно богаче в жанрово-стилевом отношении. Появляются новые формы изображения действительности, расширяется круг тем. Социально-бытовое начало произведений XIX века постепенно сменяется философско-интеллектуальной, духовно-личностной проблематикой. «Поэтика жизнеподобия», служившая воспроизведению «жизни в формах самой жизни» и определявшая облик реалистической литературы XIX века, уступает место иным структурообразующим тенденциям; существенную роль начинает играть условность (А. Франс, Б. Шоу, Г. Уэллс и др.). конкретно-эмпирическое изображение действительности в творчестве этих и других авторов органически соединяется с обобщенно-символическим. В психологизации искусства слова, наблюдаемой в ранней прозе К. Гамсуна, новеллах Т. Манна, драмах Г. Ибсена и А. Стриндберга, отчетливо просматривается перспектива литературы новейшего времени. Большое место в реалистической прозе XX века занимают масштабные, монументальные полотна («Жан-Кристоф» Р. Роллана, «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси, «Будденброки» Т. Манна и др.). Поражает многообразие романных форм: социально-психологический роман (Т. Манн, Р. Роллан), социально-политический (Дж. Лондон, Т. Драйзер), исторический (М. Твен, А. Франс), сатирический (Г. Манн) и др. Однако определить форму того или иного произведения без возможных оговорок и уточнений почти немыслимо: каждому из них присущи качества различных жанровых модификаций. Среди новаторских течений начала XX века достаточно широкое распространение получил экспрессионизм (Германия, Австрия). Экспрессионизм возник как оппозиция искусству XIX века, и прежде всего - импрессионизму, натурализму, романтизму, хотя можно найти линии, связующие его с романтиками, с поэзией А. Рембо, М. Метерлинка. Экспрессионизм провозглашал целью искусства спонтанное, взрывоподобное выражение «я» художника, высвобождение энергии творца, по возможности не связанного с материальным миром, ибо тот олицетворяет хаос, зло. Происходит сознательное искажение форм действительности. Для стиля экспрессионизма характерны: тяготение к абстракциям, замена конкретных персонажей символами (Женщина, Неистовый Воин, Отчаяние и т. д.). Элементы поэтики экспрессионизма есть в произведениях немецких писателей, драмах Б. Брехта. Все громче заявляют о себе художники других модернистских направлений. Среди наиболее последовательных модернистов первой половины XX века самыми признанными стали Дж. Джойс (литература «потока сознания»), Ф. Кафка. Кафка - модернист прежде всего по мироощущению: замкнутость на себе, изолированность от людей, неверие в возможности человека что-либо изменить к лучшему, вырваться из круга унизительной рабской зависимости от сил зла. Человек обречен на одиночество, он слаб и уязвим, он незащищен перед бедой, перед всемогущим и непостижимым роком. В 40-50-е годы имя Ф. Кафки получает международную известность, которой немало способствовала высокая оценка его произведений Ж. Сартром и А. Камю - общепризнанными мэтрами набиравшего силу и входившего в моду экзистенциализма. Экзистенциализм пользовался необыкновенной популярностью в послевоенные годы, особенно популярен был его французский вариант, который попытался идею абсолютной свободы человека связать с идеей «ангажированности», вовлеченности в исторический процесс - идеей, которая была прямым порождением антифашистского Сопротивления. В буржуазных странах экзистенциализм возник в результате кризиса общественной системы. Он оказал значительное влияние на литературу и искусство Запада, на умонастроения буржуазной интеллигенции. Характерные черты экзистенциализма - пессимизм, субъективистское толкование свободы, отрицание рационального познания и утверждение интуитивного (непосредственного) постижения реальности. Человеческое существование (экзистенция) проявляется через заботу, страх, решимость, совесть; все они определяются через смерть; человек постигает экзистенцию в пограничных ситуациях (борьба, страдания, смерть). Постигая свое существование, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя. Большой интерес представляют смелые эксперименты в области драматургии. В ряде пьес и постановок 50-60-х годов доминирует экзистенциалистская идея абсурдного бытия, изображение одинокого человека во враждебном мире. Возникает «театр абсурда» (француз А. Адамов, румын Э. Ионеско, ирландец С. Беккет). Бытие в пьесах предстает лишенным смысла и цели, разум - бессильным и порабощенным ложными идеями, над всем возвышается абсурд как альтернатива непреодолимой смерти. Еще одним направлением, противопоставившим себя реализму, стал сюрреализм. Это был своеобразный бунт против буржуазного общества, который нередко граничил с лингвистической «алхимией» и чистым экспериментом. Целью искусства провозглашались абсолютно свободное творчество, высвобождение психической энергии, достижение сверх реальности. Разрушение логики, загадочные сновидения, случайные ассоциации - таково проявление индивидуалистической «сюрреалистической революции» (ранние творческие опыты Л. Арагона, П. Элюара; Ф. Г. Лорка и др.). Возникает плеяда неороманистов. «Новый роман», или «антироман», принципиально осудил всякую политическую, социальную, философскую и нравственную тематику, всякую злободневную тематику вообще. Разрушается структура реалистического романа: в неоромане отсутствует типизация, хронологически последовательное повествование, сюжет, системы характеров. Все внимание сосредоточено на подсознании, на глубинном психологическом анализе. Неороманисты (Н. Саррот, К. Мориак) воссоздают душевные состояния, жизненный хаос, как можно менее упорядоченный. Фантазия и воображение писателей ставит порой «неороманы» на грань между реальным и воображаемым. Среди своих «учителей» неороманисты называли М. Пруста и Дж. Джойса. Англичанин Дж. Джойс стал выдающимся представителем литературы «потока сознания». Писатель воссоздает хаотичный внутренний монолог, «фиксирует» мельчайшие движения сознания в том порядке, в каком они возникали, передает душевные состояния в свободных ассоциативных потоках с ослабленными или предельно завуалированными логическими связями. Элементы «потока сознания» встречаются у Л. Толстого, М. Горького, У. Фолкнера, М. Слуцкиса. «Поток сознания» использовала как своего рода формальный эксперимент английская писательница Вирджиния Вулф. В своем творчестве она отдавала предпочтение воспроизведению микропроцессов психики. В. Вулф стала теоретиком «психологической школы», которая рассматривала воображение художника как основу творчества, утверждала приоритет субъективного над объективным. Писательница решительно выступала против реалистов (Голсуорси, Уэллса) и фактически отрицала социальную и нравственную проблематику искусства. Реализм, как литературное направление, не только не отступил под натиском бесконечно богатых исканий в сфере средств художественной выразительности, но и упрочил свои позиции, взаимодействуя с различными модернистскими течениями, заимствуя некоторые элементы их эстетики. Утверждением реализма характеризовалось в начале XX века литературное развитие США, Бельгии, скандинавских стран. Укрепились позиции реализма в Италии и Испании, усилились его тенденции в литературах Востока и Латинской Америки.