Григорович большой театр. Юрий Николаевич Григорович: биография

Юрий Григорович. Родился в 1927 г. в Ленинграде. Выдающийся хореограф, педагог, профессор. В 1964-1995 гг. главный балетмейстер Большого театра, с 2008 г. - штатный хорео­граф. Народный артист СССР, лауреат двух Госпремий СССР.

У нас есть миссия

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Юрий Николаевич, сегодня многие ностальгируют: в советское время была общая идея — страна дружно шла «к светлому коммунистическому будущему», и это сплачивало нацию...

Юрий Григорович: У меня никакой ностальгии по советским годам нет. Я знаю, что надо просто трудиться в том времени, в котором ты живёшь. И понимать — независимо от строя, политической и экономической ситуации: если каждый из нас будет хорошо делать своё дело, улучшится и жизнь. Любовь к стране должна быть деятельной. А если говорить о национальной идее... «От нас ничего не зависит» — это неправда.

Я ставлю спектакли в России, недавно вот был в Якутске. Вижу разные театры. Даже при одинаковом бюджете труппы находятся на разном уровне профессионализма. Одни явно слабые, другие, наоборот, делают успехи. Если у руля настоящие патриоты своего дела — театр (завод, фабрика — что угодно возьмите) будет развиваться. От людей зависит. Делом доказывать преданность своей стране надо, а не словами.

— А с воспитанием молодого поколения что делать? Мэтры культуры с горечью говорят: нынешнюю молодёжь только деньги и интересуют.

— Новейшая история государ-ства учит нас всех новому отношению к деньгам, они формируют образ жизни. Понятно, люди должны наконец жить хорошо в настоящем времени. Но ставить это во главу угла, делать жизненной целью, сносить рамки морали в погоне за рейтингом, денежным довольствием?.. Нет и нет! Как привить молодому поколению духовность, нрав-ственные идеалы? Думаю, сегодня — как, впрочем, и раньше — только серьёзное искусство способно кого-то воспитать. В советское время культуре уделялось большое внимание. И сегодня уделяется. Но как-то по-другому... Пропагандировать нужно именно серьёзное искусство, а попса и сама себе дорогу пробьёт.

Министр культуры РФ Владимир Мединский, супруга председателя правительства РФ Д.Медведева Светлана и балетмейстер Юрий Григорович во время церемонии награждения победителей конкурса молодых исполнителей «Русский балет» на Новой сцене Большого театра. Фото: РИА Новости / Сергей Пятаков

— Кстати, насчёт серьёзного искусства... Сейчас нам объявлены санкции, обструкция многими странами. Обстановка очень напоминает холодную войну. Политически сложнейшая ситуация ударила по культуре?

— В культуре никаких санкций по отношению к России вроде бы быть не может. Большое искусство нельзя запретить, это то, что уже связывает нас всех — людей, даже живущих по разные стороны границы. По крайней мере, так было всегда. Посмотрите, из каких стран приезжают в Большой театр на наши балетные конкурсы — московский и сочинский «Молодой балет мира»: Италия, Франция, Германия, Великобритания, Норвегия... Долго перечислять. (Юрий Григорович много лет является председателем жюри международных конкурсов в разных странах, в том числе престижного «Benois de la dance». — Ред.) И мы своих воспитанников отправляем по всему миру. Большой театр имел успех на Западе, на Востоке, за океаном везде и всегда — и в разгар холодной войны, и сейчас. Так было, есть и, хочется думать, будет. Наши артисты — большие профессионалы, приезжающие не просто по запросу публики повеселить её, — у нас всегда была Миссия. В России очень сильная школа балета. Тот класс исполнения, который мы показываем в спектаклях классического репертуара, мало кто в мире может повторить. Во многих других странах школа утеряна.

— А как вы относитесь к тому, что министр культуры предлагает снова ввести худсоветы?

— Он действительно так считает? Скажу одно: я против.

— Благодаря вам у труппы Большого более 30 лет было звёзд-ное время, ваши спектакли гремели во всём мире — «Спартак», «Щелкунчик», «Жизель»... А что вы считаете основной проблемой сегодняшнего театра?

— Очень важно, чтобы в искусстве не было мешанины. Классический балет и современный балет не надо показывать в одном театре! Это разные пути в искусстве и вообще культура разная. Симфонический оркестр не должен играть блюзы, а джазовый — симфоническую музыку. Я за определённость. Был МХАТ Станислав-ского и Немировича-Данченко , а рядом театры Вахтангова, Таирова, Мейерхольда, потом Товстоногова. Они стояли на разных эстетических платформах, но у каждого было своё лицо. Сейчас не у каждого театра лицо разглядишь...

Иностранцы едут на... Кубань

— Много лет назад вы ушли из Большого и были приглашены в Краснодар, в никому не известный театр. А теперь «Григорович-балет», как называют вашу труппу во всём мире, штурмуют иностранцы...

— Да, постоянно получаем приглашения, в том числе туда, где уже были, и не один раз. Недавно открывали знаменитый Афинский фестиваль в -античном театре у подножия Акрополя, место, где выступали и Мария Каллас, и Паваротти ... Неоднократно были в Японии, Турции, Испании, Великобритании. Сегодня, по прошествии 20 лет, я могу сказать, что нас знают, труппа приобрела самостоятельное имя и значение. Мы собрали довольно большой репертуар. Я восстановил некоторые балеты Михаила Фокина из дягилевской антрепризы: «Петрушку», «Жар-птицу», «Половецкие пляски», «Карнавал» и др. В общем, нам есть чем встретить собственное 20-летие.

— Юрий Николаевич, вы прожили долгую жизнь... Каким принципам верны с молодости?

— У меня вправду была очень бурная, насыщенная событиями жизнь. Мне через полтора года 90! Шутка ли? И столько разного было... О каких-то периодах вспоминаешь светло, о других меняешь своё мнение. Самые яркие впечатления, конечно, от великих людей, с которыми встречался или работал. С композитором Игорем Стравинским в Лос-Анджелесе мы два дня провели в очень интересных и весёлых разговорах. Ну гений! Поговорили о его знаменитой «Весне священной». Я спросил: она идёт в разных версиях во всём мире, после Нижинского кто, с его точки зрения, ближе всех подошёл к сущности произведения? Он подумал, потом сказал: «Нижинский всё-таки». Я ему: «Но вы сами писали, я читал, вы ругали его». Он говорит: «Да, но знаете, в чём дело, я меняю с годами мнение о многом. Что-то в 20 лет мне нравилось. А в 76 уже не нравится». Меня тогда, в 40 лет, это поразило. А сейчас могу сказать то же самое. Так что — никогда не говори «никогда». Живой человек на то и живой, чтобы меняться. Что осталось с молодости неизменным — верность профессии, её власть надо мной.... 02.01.2017

«Каменный цветок», «Раймонда», «Легенда о любви», «Спартак», «Лебединое озеро» и другие балеты Большого театра стали именем нарицательным для всех любителей советского классического балета. А его лицом стал Юрий Николаевич Григорович, который 2 января празднует свое 90-летие.

Григорович прошёл огромный путь - от роли юноши в «Бахчисарайском фонтане» в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова в середине 1940-х до легендарной «Раймонды» в середине 1980-х, а далее – множество других постановок на сценах ведущих театров России, Европы, Азии, руководство собственными творческими коллективами. Он получил классическое образование, на которое в течение многих лет равнялся весь мир: после Вагановской балетной академии (в то время Ленинградское хореографическое училище) был принят в балетную труппу Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский). Григорович оставался солистом театра до 1961 года. Танцы он начал ставить ещё в юношеские годы в балетной студии знаменитого ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького.



Юрий Григорович танцует

После окончания Вагановского училища Юрий Николаевич проработал 17 лет в Кировском балете. Он прошёл насквозь знаменитую петербургскую балетную школу под началом великолепных мастеров – П. А. Гусева и Ф. В. Лопухова. Последний благословил его на постановку первого балета – «Каменный цветок» Прокофьева, «первого блина», который не был комом, а, наоборот, затмил постановку сталинского хореографа К. Сергеева. Из заметных ранних работ привлекает внимание редакция хореографии Мариуса Петипа балета «Спящая красавица» с Ниной Сорокиной в заглавной партии. В 1966-м вышла постановка «Щелкунчика» – впоследствии культового новогоднего спектакля в России. Наверное, с тех пор и взрослые, и дети стремятся 31 декабря попасть на представление этой бессмертной сказки. Ещё один культовый балет – «Спартак», который был не первой, но, по мнению балетоманов, лучшей в ГАБТе интерпретацией балета на музыку А. Хачатуряна.

Соратники и новшества

Самым, пожалуй, долговременным другом и соратником Григоровича был замечательный театральный художник Солико Вирсаладзе, с которым хореограф начал сотрудничать в Кировском, а затем и в Большом театре. Племянница художника вспоминала, что Григорович «прилетал в Тбилиси на несколько дней из Москвы, они садились с Солико возле магнитофона, в котором бесконечно проигрывалась кассета с музыкой к балету, и фантазировали» . Вирсаладзе он называл «художником, одевающим танец» .

Первыми спектаклями Григоровича и Вирсаладзе были прославившиеся «Каменный цветок» С. Прокофьева (1957 г.) и «Легенда о любви» А. Меликова (1961 г.). Это были «пробные камни», когда молодому хореографу с очень большой осторожностью разрешили поэкспериментировать. В «Легенде о любви» балетмейстер использовал восточные национальные мотивы и необычный приём: финалы всех эпизодов спектакля он сделал настолько статичными, что они напоминали старинные персидские миниатюры. Внешнее действие отступало на второй план, зрителю предъявлялась внутренняя психологическая диспозиция характеров и их взаимоотношений.


Балет «Каменный цветок» постановки Ю. Григоровича 1957 года

Главным соратником и спутником жизни и творчества Григоровича была его жена, замечательная балерина Наталия Бессмертнова. Их приняли на работу примерно в одно и то же время. За 27 лет пребывания на сцене она исполнила весь репертуар театра. Но, конечно, самая известная роль – Жизель, в этой роли она вышла на сцену 200 раз. Наталия принимала участие практически во всех постановках Григоровича. Многие говорят, что она – совершенно искренне – была музой Григоровича. Балетмейстер любил напомнить окружающим, что ставит балеты не для жены, а для выдающейся балерины Бессмертновой.

Таким образом, хотя Григоровича впоследствии и упрекали в косности и излишнем традиционализме, он в своё время был тем самым молодым революционером. Именно Григорович вывел «советскость» из балета настолько, насколько позволяло на тот момент положение вещей. Его балеты скорее соответствовали «оттепели». Ему нравилось уводить историю от прямого пересказа, заменить её более абстрактными вещами – обобщением и философствованием, пластическими обобщениями. А это в советские годы было ох как непросто.

Противостояние

Пока визборовское «А также в области балета/мы впереди… планеты всей» транслировали все радиолы страны, в Большом разгорались скандалы, один за другим.

Фраза «против кого мы сегодня дружим?» крутилась по театру как мини-смерч. Сначала в немилость Юрия Николаевича попал один из самых проникновенных и ярких артистов труппы – Марис Лиепа, который блистал в конце 1960-х в «Спартаке», поставленной Григоровичем специально для него. Чуть позже знаменитая пара Владимир Васильев и Екатерина Васильева, а с ними и Майя Плисецкая и ещё один конкурирующий балетмейстер – Михаил Лавровский обозначили своё критичное отношение к стилю постановок и также впали в немилость.

«Между нами сначала возникло отчуждение, оно росло, эмоции наслаивались, плюсовались. А когда я сказал, что нельзя всё время есть одно и то же блюдо, необходимо, чтобы с труппой Большого театра работали и другие художники, произошёл разрыв», – вспоминал Васильев.



Владимир Васильев в балете «Спартак»

В чём же обвинял Васильев Григоровича, чем так оскорбил его? Он говорил о повторяемости хореографических и стилистических приёмов, о том что в «Иване Грозном» были абсолютно очевидные заимствования из «Спартака». «Когда я возглавлял Большой театр, то искренне считал, что для труппы очень важен приход на постановку Бориса Эйфмана, поскольку это расширяет наши хореографические, пластические возможности» , – говорит Васильев. Григорович был другим – он никогда не мог потерпеть соперников рядом, особенно если они талантливы, а их мировоззрение резко отличается от его.

«В искусстве невозможно быть дамой, приятной во всех отношениях», – подчеркнул Юрий Николаевич. И в этом он, пожалуй, прав – на всех не угодишь. Да и похожие случаи из жизни окружают плотной стеной. Известно, например, как порой оскорбительно общался с труппой Борис Александрович Покровский, который много лет был главным режиссёром Большого театра. Бескомпромиссность Григоровича дошла до того, что в 1988 году вместе с протестующими он уволил свою собственную жену.

Без Большого

Через 7 лет чаша весов качнулась в другую сторону, и Юрий Григорович покинул Большой театр, не выдержав натянутой атмосферы бесконечных противостояний. Он привык руководить, а делить власть и ставить во главу угла необходимость продемонстрировать альтернативные стилистики он не считал нужным. «Лебединой песней» (по его собственному выражению) стал Николай Цискаридзе – в начале 1990-х молодой и никому тогда не известный выпускник хореографического училища. Григорович дал ему дорогу, сразу же предложив сольные партии – Конферансье в «Золотом веке» Шостаковича и Меркуцио в прокофьевском «Ромео и Джульетте».

Без Большого у Григоровича жизнь всё равно била ключом. Освободившись от контракта, он поставил спектакли с различными российскими и зарубежными коллективами. А в 1996 году он начинает интенсивное сотрудничество с Краснодарским театром балета, которых сразу же «продвинул» на столичный уровень. Юрий Николаевич захотел перенести на краснодарскую сцену практически все свои работы: «Лебединое озеро», «Щелкунчика» и «Спящую красавицу» П. Чайковского, «Корсара» и «Жизель» А. Адана, «Раймонду» А. Глазунова и так далее. Успешно осуществлять эту миссию совместно с мастером взялся дирижёр Александр Лавренюк.

В свои 90 невероятно активный и талантливый Григорович продолжал создавать спектакли на «своей территории». Надо ли упоминать, что провинциальные театры преклонялись перед ним – Григорович не только учил их балету мирового уровня, но и вытаскивал на столичные сцены.


Юрий Григорович и Николай Цискаридзе

В 2008-м супруги не стало, и ГАБТ позвал Юрия Николаевича обратно, на должность штатного хореографа балетной труппы. Мастер как-то очень точно заметил: «Всё изменяется: время и характеры, мировоззрение и отношения. Мы же вступили в новую фазу человечества. Я начинал тогда, когда не было телевизоров, а сейчас — космос и Интернет. Всегда работал с молодыми - и в своём дебютном "Каменном цветке", и в "Спящей красавице", совсем недавно открывавшей после ремонта историческую сцену Большого театра. Да и Краснодарский балет программно создавался как молодёжный. Сегодня - иной мир, иной театр, который, конечно, остался коллективным делом, но стал коммерческим».

Эра Григоровича

«2 января 2017 года мы будем отмечать его 90-летие. Впечатляющие цифры, но ещё более впечатляет то, что Юрий Николаевич по-прежнему готов активно работать. Ключевым событием станет фестиваль спектаклей мастера, который пройдет в декабре 2016 и январе 2017 года», – отметил руководитель балетной труппы ГАБТа Махар Вазиев.

В рамках чествований мастера в музее Бахрушина с 27 декабря до 26 февраля проходит выставка «Эра Григоровича. К 90-летию выдающегося русского хореографа». Всем поклонникам творчества хореографа представляется возможность отметить это событие вместе с ним, посетив выставку и ещё раз вспомнив человека-эру, человека-эпоху – Юрия Григоровича.

Балетмейстер, хореограф-постановщик Государственного академического Большого театра России, Народный артист СССР Юрий Николаевич Григорович родился 2 января 1927 года в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург). Отец, Григорович Николай Евгеньевич, был служащим, мать, Григорович (Розай) Клавдия Альфредовна, вела домашнее хозяйство. Дядя Юрия по матери, Георгий Розай, был танцовщиком - выпускником петербургской балетной школы, участником парижских сезонов в антрепризе Сергея Дягилева.

18 ноября 2011 года с триумфом на исторической сцене Большого театра после реконструкции - "Спящая красавица" в постановке Юрия Григоровича.

Григорович - постановщик спектаклей в театрах Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Таллинна, Вены, Парижа, Рима, Стокгольма, Генуи, Праги, Стамбула, Сеула и других городов. В кино экранизированы его балеты "Спартак" (1976) и "Иван Грозный" (под названием "Грозный век", 1977).

Юрий Григорович ведет активную преподавательскую деятельность. В 1974-1988 годах он был профессором балетмейстерского отделения Ленинградской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. С 1988 года является заведующим кафедрой хореографии и балетоведения в Московской государственной академии хореографии.

Член Венского музыкального общества и Украинской Академии танца.

В 1975-1985 годах Григорович был президентом основанного им же Комитета танца Международного института театра при ЮНЕСКО (в настоящее время - почетный президент).

С 1989 года - президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии. В 1990 году Григорович стал президентом фонда "Русский балет".

С 1992 года он является президентом программы "Benois de la danse" (под патронатом ЮНЕСКО), от имени Международного союза деятелей хореографии ежегодно присуждающей приз "Benois de la danse" за выдающиеся достижения в искусстве балета.
Является бессменным председателем жюри Международного конкурса артистов балета в Москве, Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря в Киеве и Международного юношеского конкурса классического танца "Фуэте Артека", а также неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии и Японии.

Юрий Григорович удостоен многих почетных званий, правительственных наград и премий. Народный артист СССР (1973), Герой Социалистического труда (1986), лауреат Ленинской премии (1970), дважды лауреат Государственной премии СССР (1977, 1985). Награжден орденами Ленина (1976), Октябрьской Революции (1981), "За заслуги перед Отечеством" III степени (2002) и II степени (2007), медалями, а также наградами иностранных государств.

Творчеству Юрия Григоровича посвящены фильмы "Балетмейстер Юрий Григорович" (1970), "Жизнь в танце" (1978), "Балет от первого лица" (1986), многосерийный телефильм "Юрий Григорович. Роман с Терпсихорой" (1998).

Был женат на балерине Наталье Бессмертновой (1941-2008), выдающейся русской балерине, солистке Большого театра.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.

День рождения 02 января 1927

артист балета, балетмейстер

Биография

Родился 2 января 1927 года, (по другим источникам - 1 января), в Ленинграде в семье служащего Николая Евгеньевича Григоровича и Клавдии Альфредовны Григорович (в девичестве - Розай). Учился в Ленинградском хореографическом училище у Бориса Шаврова и Алексея Писарева. Выпускником стал первым исполнителем партии Дона Карлоса в балете Леонида Якобсона «Каменный гость» (1946). После окончания училища в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, где танцевал сольные характерные и гротесковые партии.

Сочинять танцы начал в балетной студии Ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького. Здесь в 1947 году он поставил свои первые балеты - «Аистёнок» Д. Д. Клебанова и «Славянские танцы» А. Дворжака , а в 1948 году - «Семеро братьев» на музыку А. Е. Варламова . В Театре оперы и балета им. С. М. Кирова дебютировал как постановщик танцев в операх, в 1957 году появился его первый полномасштабный балет, ставший поворотным пунктом для развития хореографического искусства второй половины XX века. В 1961-1964 - балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова.

В 1965 году окончил Государственный институт театрального искусства имени А.В.Луначарского (ГИТИС).

В 1964-1995 - главный балетмейстер Большого театра - период наивысшего художественного расцвета труппы, завоевание театром мирового признания и авторитета. «Bolshoi Ballet» совершил около ста триумфальных международных турне, закрепив лидерство русской классической школы балета. В 1991-1994 также руководил основанной им труппой «Большой театр - студия Юрия Григоровича».

В 1995 году Юрий Григорович покинул Большой театр и начал работать с различными российскими и зарубежными коллективами. В 1996 году осуществил первую постановку в Краснодаре - сюиту из балета «Золотой век» Д. Шостаковича. Сотрудничество с новым коллективом (ныне Краснодарский Театр балета Юрия Григоровича) успешно продолжается и по сей день. C 2007 года руководит Краснодарским театром балета.

В феврале 2001 года Григорович вернулся в Большой театр и с 2008 года - постоянный штатный хореограф балетной труппы.

Профессиональная и общественная деятельность

Юрий Григорович - балетмейстер-постановщик Церемоний Открытия и Закрытия Летних Олимпийских игр 1980 года

Бессменный руководитель жюри:

  • Международного конкурса артистов балета в Москве
  • Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря в Киеве
  • Международного юношеского конкурса классического танца «Молодой балет России»

Также неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии, Японии

В 1974-1988 - Профессор балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории

В 1975-1989 - Президент Комитета танца Международного института театра, с 1989 - его почетный президент

С 1988 - Заведующий кафедрой хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии

С 1989 - Президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии

С 1990 - Президент фонда «Русский балет»

C 1992 - Президент программы «Benois de la danse» под патронатом ЮНЕСКО

C 1997 - действительный член Академии Гуманитарных наук (академик)

C 2004 - Почётный член Российской академии художеств

Почётный член Австрийского музыкального общества

Семья

  • Супруга - Наталья Бессмертнова (1941-2008), выдающаяся русская балерина, солистка ГАБТ

Репертуар в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова

  • 1947 - «Татьяна» А. Крейна , балетмейстер В. Бурмейстер - Николай
  • 1948 - «Баядерка» Л. Минкуса , хореография М. Петипа, В. Чабукиани , Н. Зубковского - Золотой божок
  • 1949 - «Красный мак» Р. Глиэра , балетмейстер Р. Захаров - Акробат и Ли Шанфу
  • 1949 - «Медный всадник» Р. Глиэра , балетмейстер Р. Захаров - Шут
  • 1950 - «Шурале» Ф. Яруллина , балетмейстер Л. Якобсон - Шурале
  • 1951 - «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» А. Бородина , хореография М. Фокина - Половчанин
  • 1951 - «Бахчисарайский фонтан»

Юрий Григорович относится к числу выдающихся балетмейстеров с мировой славой. Он родился 1 января 1927 года в городе Ленинграде. Его отец был служащим, а мать занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. После получения среднего образования отправился поступать в хореографическое училище. Личная жизнь Юрия Григоровича интересует поклонников не меньше, чем его творческие достижения.

После окончания училища Юрий был принят в театр оперы и балета. Талантливому парню сразу же доверили характерные партии. Одновременно с карьерой артиста молодой талант начал заниматься собственными постановками, которые пользовались немалым успехом. Спустя некоторое время он стал главным балетмейстером страны. В то время на него была возложена огромная ответственность, но парень справлялся.

Юрия часто характеризовали как диктатора. В отношении подчиненных он вел довольно жесткую политику. Артиста даже в одно время обвиняли в преждевременной смерти и сломанной карьере Мариса Лиепы, который был танцовщиком в Большом театре.

В 1995 году многочисленные скандалы способствовали тому, что Юрий оставил Большой театр. Теперь он начал работать с отечественными и зарубежными коллективами, ставить свои спектакли. Вскоре он начал тесно сотрудничать с Краснодарским театром балета, а затем занял должность его художественного руководителя.

Личная жизнь Юрия Григоровича была связана с именем известной солистки Большого театра Натальи Бессмертновой . Именно она и была законной супругой балетмейстера. Разница в возрасте между супругами составляла четырнадцать лет, однако это их нисколько не смущало. Они поженились в 1968 году. В 2008 году Натальи не стало. К сожалению, у них не было собственных детей.

В настоящее время Юрий уже не может полностью отдаваться балету. Возраст дает о себе знать. Однако и в настоящее время он дает ценные советы молодому поколению, продолжает обучать молодых людей всему тому, чему годами учился сам. Он нисколько не сожалеет о том, что ушли времена Советского Союза и жизнь сильно изменилась.