Группы играющие панк рок. Altwall: Что такое Punk Rock

Одно из моих любимых направлений в музыке – пост-панк. Давно роясь в нём, я заметила, что в большинстве своём его представители не обладают популярностью в широком смысле слова, то есть стадионы не собирают, в чартах не мелькают. Культовость – куда более подходящая характеристика для пост-панк-команд (кстати, для готик-рок-групп тоже), но даже она имеет свою географию.

Я не знаю, как ситуация с пост-панком складывается сейчас в той же Великобритании (родине подавляющего большинства пост-панк-групп от до каких-нибудь The Lucy Show), или во Франции (которая была когда-то тоже в пост-панк-теме с командами вроде Mary Goes Round), или даже в США (мне до сих пор не верится, что Talking Heads и именно оттуда родом, а не из Великобритании, как я думала раньше). Что касается России, то за долгое время путешествий по Интернету у меня сложилось такое впечатление, что неплохо в пост-панке разбирается всего две категории людей: одни в принципе фанаты пост-панка (условно выражаясь, два с половиной человека), а другие – большие любители участвовать в спорах из серии «А всё сплагиатил у » (куча троллей, совершающих набеги на сайты любителей русского рока, а также всего лишь два с половиной человека с гораздо более адекватными взглядами). Конечно, большую роль сыграл исторический фактор – избавиться от него полностью нельзя, но можно снизить его влияние, в чём большую помощь нам может оказать его величество Интернет.

5 групп британского пост-панка, которые нужно услышать

  • Lowlife

    После прослушивания первой же песни Lowlife с их первого альбома у меня в голове сразу появилась следующая ассоциация: Дэйв Гаан (времён 80-х годов) исполняет что-то из репертуара Joy Division. Однако стоит отметить, что с каждым последующим альбомом группы возможности её появления становятся всё меньше: в частности, последняя работа коллектива Gush 1995 года больше похожа на творчество , к которому лишь чуть-чуть прибавили дух Joy Division.


  • Red Lorry Yellow Lorry

    А вот Red Lorry Yellow Lorry с парой своих первых альбомов вполне бы потянули на самый что ни на есть настоящий EBM. Причины, как минимум, две: во-первых, ударные, на которые неподготовленный слушатель может отреагировать не иначе, как фразами из серии «По мозгам бьёт!», и, во-вторых, вокал в стиле «Как вы все меня достали, пойду всех бить битой». Интересно, что в более поздних работах Red Lorry Yellow Lorry стали играть более мягкую музыку, но успеха уже не имели.


  • The Chameleons UK

    Если вам вдруг показалось, что предыдущие два пункта были вставлены по принципу «из крайности в крайность», то The Chameleons (значащиеся в США как The Chameleons UK) определённо для вас. В их репертуаре есть как бронебойные песни в духе ранних Red Lorry Yellow Lorry, так и мягкие баллады. Кстати, должен вас обрадовать и тот факт, что видеоклипов с участием данного коллектива осталось побольше.


  • Sad Lovers & Giants

    Пост-панковскую меланхолию, на мой взгляд, особенно хорошо удалось раскрыть Sad Lovers & Giants. Чем ещё для меня примечательна эта группа, так это тем, что вокал у неё трудно назвать не то что выдающимся, но хотя бы запоминающимся, однако это ничуть её не портит, ибо мелодии, на мой взгляд, здесь главные. Ну, как в русском роке тексты.


  • The Psychedelic Furs

    Эта группа вполне может похвастаться как куда более запоминающимися песнями (с точки зрения политики радиостанций и телеканалов, конечно же, а вы что подумали?), так и не менее запоминающимся вокалом Ричарда Батлера, который поёт так, как пел бы , если бы его заставили отречься от панк-рока. Наверное, поэтому один критик назвал из пост-панка именно The Psychedelic Furs промежуточным звеном между и , то есть между панк-роком и альтернативным роком, у которых, как и у пост-панка, тоже есть свои звёзды и свои выпавшие из поля зрения коллективы.



Я предлагаю следующий эксперимент. Оцените группы, вошедшие в материал этой статьи, и проголосуйте за наиболее понравившуюся именно вам в соответствующем

«Я представляю себя огромной, пылающей кометой, падающей звездой. Все замирают, смотрят вверх и удивляются: „Смотрите, смотрите!“ А потом - ш-ш-ш-ш, и меня нет, люди больше никогда не увидят ничего подобного, и никогда не смогут меня забыть - никогда».

Джим Моррисон

«Панк-рок жив» – гласят серые стены заброшек, пёстрые от численных надписей умельцев. Но верное ли это утверждение? Ведь когда в 70-тых зарождалась первая волна панк-рока, британские группы просто стремились играть ошеломляющую и радикальную музыку, несмотря на то, что их музыкальные навыки сложно было назвать достойными. Но большинство современных панк-рок коллективов лишь жалкая пародия, блеклый оттенок великой эпохи. Зачастую они погружаются в электронщину, временами они больше напоминают поп-рок, продолжая размениваться дешевыми выходками и псевдо-политизированной формой.

Многие музыкальные интеллектуалы предпочитают не считать панк-рок чем-то особенным или вечным, а тем более – значимым. Однако это ложное мнение. Родившись из пепла рок-н-ролла, рокабилли и глэм-рока, панк-рок породил невероятное количество новых музыкальных парадигм - культуры фэнзинов, straight edge, агрессивный хардкор, Oi!, новые комбинации ска-панка и постпанка. Megalyrics отдает должное великим The Misfits, The Stooges, Sex Pistols, Ramones и многим другим панк-рок группам, приклоняя голову перед их вечным творчеством. К вашему вниманию Топ-10 пан-рок групп всех времен по версии журнала Rolling Stones.

10. Bad Brains

Bad Brains – культовая американская хардкор-группа, сформированная в Вашингтоне 1975 года. Они начали свою карьеру с джаз-фьюжена, но всего через пару лет, благодаря их панк-рок хиту Rozz & Negative Trend-Never Say Die, впредь кардинально изменили свое звучание. Также, Bad Brains остаются одной из немногих афро-американских групп побывавших на сцене CBGB . В течении относительно короткого времени их звучание развилось и улучшилось, они экспериментировали со всевозможными стилями, начиная от соул-регги и заканчивая хард-металлом. По сей день Bad Brains являются одной из великих групп эпохи 70-тых. Сегодня Bad Brains продолжают гастролировать с неизменным, вот уже три десятка лет, составом и в данный момент работают над своим девятым студийным альбомом.

9. Social Distortion

Вдохновленный первым поколением панк-рок-групп, Майк Несс (Mike Ness) в 1978 году создал Social Distortion – группу, которая стала одной из самых известных начала 80-тых, и, в отличие от многих своих соотечественников, они не изменили панк-року и по сей день. В 1992 году - в разгар всевозможных гранж движений, Social Distortion выпустили свой невероятный альбом Somewhere Between Heaven and Hell . Состав группы был изменен лишь раз - из-за смерти гитариста Денниса Данела (Dennis Danell) в 2000 году. С тех пор Social Distortion продолжает записывать альбомы и давать регулярные концерты.

8. The Misfits

Гленн Данциг (Glenn Danzig) взял название группы из одноименного фильма-ужасов, предпоследнего с участием Мэрилин Монро - Неприкаянные . Коллектив был сформирован в 1977 году и, казалось, преднамеренно шокировал родителей детишек, ведь они играли невероятно быстрые песни с убийственной лирикой и зверскими текстами, которые ошеломили бы даже The Ramones. Свое вдохновение The Misfits черпали из старых фильмов ужасов, даже имидж группы был соответствующим - мрачные черные цвета, черепа, скелеты и почти вся песенная тематика - отражение увиденного в хоррорах. Однако, настолько эпатажная и шокирующая внешность негативно сказалась на их будущем, ведь ни одна звукозаписывающая компания не соглашалась выпускать их первые два альбома, из-за чего им не удавалось появиться на полках музыкальных магазинов вплоть до 1982 года. К тому времени Данциг уже имел свой ​​взгляд на сольную карьеру и группа распалась. В течение нескольких следующих лет такие группы, как Metallica и Guns N "Roses ссылались на влияние легендарных The Misfits в их творчестве. Популярность группы возросла лишь к 1995 году, с того самого времени The Misfits гастролируют по миру.

7. Black Flag

Эра Генри Роллинза (Henry Rollins) была задолго до современных художников и рейтингов самых запрашиваемых музыкантов сайта VH1. Хардкор группа Black Flag фактически была создана еще в 1976 году, под впечатлением гитариста Грега Джинна от простоты и непосредственности первого альбома The Ramones. Изначально группа имела название Panic, состав которой был непостоянен. Дикие концерты Black Flag часто проводились в партийных домах или других нетрадиционных местах. Они стали легендами, поскольку вдохновляли бесчисленные новые группы. А с собственным творчеством коллектив распрощался в 1986 году.

6. Iggy and The Stooges

Что может быть печальнее повести о Stooges. Когда икона прото-панка распалась в 1974 году, никто того даже и не заметил. Это случилось в канун выхода их третьего альбома, под лейблом мажорной компании. В тот самый период, когда мозг Игги Попа (Iggy Pop) медленно парализовали наркотики. Однако, последующие десятилетия, легенды о Игги и Stooges медленно, но стремительно росли. Подобно Sex Pistols и Guns N "Roses, The Stooges были реформированы в 2003 году, став внезапно хэдлайнерами большинства тогдашних фестивалей. Несмотря на кончину их гитариста Рона Эштона (Ron Asheton), они продолжают регулярно гастролировать с альбомом Raw Power.

5. Dead Kennedys

Dead Kennedys действительно повлиял на целое поколение людей. С такими песнями, как Too Drunk To Fuck, Holiday In Cambodia иNazi Punks Fuck Off (не говоря уже об их экстравагантном названии коллектива), многие социальные службы в начале 80-тых держали на них зуб, предполагая, что те лишь кучка насильников, анархистов и моральных уродов. Но, в наше время любой, кто прослушает хоть пару их песен, с легкостью заметит саркастические и иронические нотки. Группа распалась в 1986 году, а фронтмен Джелло Биафра (Jello Biafra) впоследствии возглавил организацию Green Party и занялся искусством. Остальные участники группы воссоединились и дают концерты без него с 2001 года.

4. Sex Pistols

Sex Pistols – частично живая легенда, привлекшая внимание своими непристойными телевизионными выступлениями, одеждой, арестами, прическами и употреблением наркотиков. Именно благодаря всему этому набору, их краткая, но яркая карьера затмевает даже Кобейна с его альбомом Never Mind . Почти каждая песня Пистолетов является классикой панк-рока. Их Воссоединение 1996 года наделало много шума и материала для газет. Заменив умершего Сида Вишес (Sid Vicious) на старого-доброго Глена Мэтлока, они до сих пор едут в тур каждые несколько лет.

3. Ramones

Во многих отношениях группа Ramones входит в список, так званных, «проклятых коллективов». За первые 20 лет своего существования они никогда не поднимались выше 66 позиции в мировых чартах. А их вокалист Джой Рамоне (Joey Ramone) боролся с обсессивно-компульсивным расстройством всю свою жизнь, в то время как басист Ди Ди Рамоне (Dee Dee Ramone) был безнадежным героинщиком. Когда группа распалась в 1996 году, то всего за пару лет легенды о них возросли, и музыка Ramones наконец-то стала появляться в фильмах и телевизионных шоу. Позже они были удостоены почестного места в Зале славы рок-н-ролла и награды Гремми за жизненные достижения.

2. The Clash

Эпоха The Clash длилась всего семь лет, но за это короткое время они успели невероятно повлиять на ход истории рока. Даже у The Beatles не вышло сделать такого рывка. The Clash начали карьеру как и многие традиционные панк-группы, выпустив дебютный сингл White Riot . Но вскоре ребята стали экспериментировать со всевозможными музыкальными стилями от рокабилли до регги и даже хип-хопа. Их альбом London Calling часто называют одной из величайших пластинок всех времен, а все пять последующих являются идеальными шедеврами. С 1985 года группа больше не воссоединялась.

1. Green Day

Пожалуй, обладателями самых высоких рейтингов считаются участники группы Green Day. Вероятно, они даже более востребованные в интернете, нежели The Ramones и The Clash. Сейчас легче рассуждать об их значимости, нежели в начале нулевых годов, когда карьера Green Day казалась гибельной. Они засветились, выступая на одной сцене с Blink-182 летом 2002 года. И сейчас трудно назвать куда более великую панк-рок группу планеты, учитывая продажи альбома American Idiot . Блестящие туры 2004-го года навсегда изменили будущее Green Day – они стали играть для целых стадионов и надолго расположились со своими хитами на ступеньках мировых чартов, дольше любой другой пан-рок группы.

Еще в 1978 году леворадикальные панки-анархисты Crass из английского графства Эссекс бескомпромиссно и недвусмысленно заявили в песне «Punk Is Dead », что панк, мол, умер и, хуже того, продался, революцию променяли на валюту. Тем не менее уже через три года харизматичный фронтмен шотландского панк-коллектива The Exploited Уотти Бьюкэн провозгласил им в ответ свой лозунг, ставший гораздо более популярным и растиражированным в массовом сознании: «Punk’s Not Dead ».

Так или иначе, споры, жив ли панк, не утихают с момента его зарождения на улицах Лондона и Нью-Йорка 1970-х. В этом материале мы решили если не ответить на этот вопрос, то хотя бы разобраться, чем живёт современный европейский панк-рок - мы старались быть очень разнообразными, поэтому не акцентировали внимание на одном конкретном проявлении панка, а собрали винегрет: от танцевальных и ритмичных до атональных и агрессивных. Формальным поводом для этого стал сегодняшний московский концерт молодого датского панк-коллектива Iceage , чей второй альбом «You"re Nothing» получил еще более восторженные отзывы критиков, чем великолепный дебютник «New Brigade».

Terrible Feelings

Квартет Terrible Feelings во главе с очаровательной вокалисткой Мануэлой Иванссон был образован в шведском городе Мальмё в 2010 году. Год спустя они выпустили свой первый мини-альбом «Blank Heads». Музыкальный стиль группы варьируется от гаражного панка до чего-то вроде утяжеленного рок-н-ролла. Судя по их последней EP «Backwoods », вышедшей в августе этого года, звучание коллектива постепенно становится все более чистым - наверное, выросли. Но тем не менее суть остается прежней: Terrible Feelings - очень бодрый, немного по-подростковому наивный и жизнерадостный панк.


Английская хардкор-панк-группа Gallows была образована в 2005 году в Уотфорде. Год спустя они выпустили свой первый альбом «Orchestra of Wolves», высоко оцененный рецензентами Kerrang!, NME и других музыкальных изданий. В 2011 фронтмен Фрэнк Картер покинул коллектив из-за «творческих разногласий» и создал с американским гитаристом Джимом Кэрроллом новую группу Pure Love. Несмотря на это, Gallows выпустили в 2012 году свой одноименный третий альбом уже с новым вокалистом Уэйдом МакНейлом.

We Are the Physics


Шотландцы We Are the Physics собрались в Глазго в 2005 году и через три года выпустили дебютный альбом «Are OK At Music». Парни сами обозначают свой стиль как «мутантный научный панк-рок» и сообщают, что знамениты своими эксцентричными шоу и эстетикой фильмов категории «Б». Что касается музыкальных влияний, то среди них значатся культовые арт-панки Devo, японцы Polysics с их «кричащим пого-панком» и даже самый известный рок-н-ролльный очкарик Бадди Холли. Смешав все это, получим модный танцевальный панк с элементами мат-рока - это, конечно, не то, что имели в виду их соотечественники из The Exploited, но формально все же панк-рок.


Квартет Rue D’la Soif из французского Ренна имеет в своем составе весьма необычный для панк-рока инструмент - аккордеон. Что-то подобное, наверное, получилось бы, если бы знаменитая аккордеонистка Иветт Орнер решила записаться с патриархами британского панка The Clash. Группа образовалась в 2004 году, в 2008-м выпустила дебютник «Quoi Qu’on En Dise...», а буквально со дня на день должна появиться их вторая пластинка «L’Ardoise» - уже не такая ураганная и бодрая, но зато гораздо более лиричная, судя по первым синглам .


Датское пауэр-трио The Movement было основано в Копенгагене в 2002 году. Они играют мод-рок с элементами панка и ска, вдохновляясь творчеством The Jam, The Who и The Clash, а также (осторожно!) Карлом Марксом и Розой Люксембург. Влияние британской субкультуры модов заметно и в оформлении пластинок группы, среди которых на данный момент уже есть три полноформатных альбома. Знакомство с коллективом лучше начать с их дебютной пластинки «Move!», изобилующей добротными ска-панк-боевиками с текстами о борьбе с лицемерным обществом, потраченной молодости, но неутраченных идеалах.


Гаражные панки The Heartburns собрались вместе в финском городе Турку в 2001 году, а в 2003-м выпустили свою первую запись. После череды синглов, сплитов и концертных туров группа распалась, чтобы в 2006 году возродиться в Хельсинки уже в новом составе, всего с двумя участниками оригинального, и записать, наконец, дебютный альбом «Fucked Up in a Bad Way» с десятью песнями, полными злости, безысходности и алкогольного угара. Выпустив еще один альбом в 2008 году, коллектив существует и по сей день, регулярно устраивая концерты и переиздавая на виниле свое небогатое наследие.

Lendakaris Muertos


Испанская камеди-панк-группа Lendakaris Muertos была образована в Памплоне в 2004 году, а год спустя вышла их одноименная дебютная пластинка. Парни играют «быстрый ортодоксальный панк» (как пишут они сами) с ироничными текстами, в которых высмеивают многие социальные и политические проблемы, в том числе противостояние Испании и так называемой Страны Басков, отпуская недвусмысленные остроты в отношении обеих сторон конфликта.

Панк-ро́к (англ. Punk rock) - жанр рок-музыки, возникший в середине 1970-х годов в США и, чуть позже, в Великобритании. В панк-роке сочетались социальный протест и музыкальное неприятие тогдашних форм рока: культивировались нарочито примитивная игра и задорность раннего рок-н-ролла.

Смыслом, который вкладывали ранние панк-рок-группы в свой жанр, было стремление играть, главенствующее над умением играть; благодаря такому определению сформировалась разнородная ранняя американская панк-сцена в диапазоне от примитивных и легковесных Ramones до сложных и экспериментальных Television. Подобный подход позволил панк-року стать основной целого ряда субкультур - панк, DIY, культуры фэнзинов, позже - straight edge. В 1976-1977 годах панк-рок начинает зарождаться в Великобритании, в более скандальной и политизированной форме; благодаря этому к 1977 году жанр становится одним из самых заметных явлений в рок-музыке Великобритании.

Со временем панк-рок породил

Множество разновидностей. Крупнейшими из них являются более мелодичный и легковесный поп-панк, агрессивные хардкор и Oi!, а также комбинации с другими жанрами - ска-панк и ставший отдельным крупным жанром постпанк.

Название
Слово punk в английском языке многозначно, но до появления панк-рока в большинстве случаев использовалось как ругательство. Среди значений, в зависимости от контекста, могло быть «проститутка», «гомосексуалист» или просто «подонок», во всех случаях это эмоциональное нецензурное выражение.

Первое упоминание слова «punk» в связи с рок-музыкой относится к 1970 году, когда в газете Chicago Tribune в рецензии на альбом авангардной гаражной группы The Fugs их музыка была охарактеризована, как «панковский рок, сантименты деревенщины». Лестер Бэнгс, один из предположительных изобретателей термина «хэви-метал», использовал слово в статьях об Игги Попе. Но впервые как термин, а не эпитет, начали употреблять сочетание «панк-рок» критики Дэйв Марш и Ленни Кэй в 1970-е.

В 1976 году появился фэнзин «Punk», созданный Легсом МакНилом. Журнал был посвящен американским панк-року и новой волне, уже четко обьединяя их в направление. Именно этот журнал и дал жанру окончательное название.

Характеристика
Для композиций панк-рока в целом свойственны быстрый темп, иногда - небольшая продолжительность по времени, простой аккомпанемент, развязная и зачастую агрессивная манера пения. Тексты панк-рок-групп как правило нигилистичны, иногда в них делается упор на социальные проблемы. Нередко панк-рок-группы имеют эпатажный имидж: так, New York Dolls одевались на сцене в яркую женскую одежду, The Adicts подражали главным героям фильма «Заводной апельсин»; позже появляются такие детали панк-имиджа, как рваная одежда (Ричард Хэлл), булавки (Sex Pistols), причёски ирокез (The Exploited).

История
1970-е
Музыкальные корни панк-рока прослеживаются критикой вплоть до конца 1950-х годов; в основном в то время примитивную и жёсткую музыку играли группы гаражного рока. Ключевыми представителями ранней прото-панк музыки являются The Sonics, Monks, The Seeds, The Who (альбом «My Generation»), The Kinks (песня «You Really Got Me»). Целый ряд записей конца 1960-х - начала 1970-х был уже в том или ином смысле близок к тому, что позже будет названо панк-роком; в настоящее время эти записи принято условно называть прото-панком. К ним относятся первые альбомы The Velvet Underground, The Stooges (и Игги Поп), MC5, New York Dolls, Патти Смит (альбом Horses), The Dictators (альбом Go Girl Crazy!), Дэвид Боуи.

Ранняя панк-сцена формировалась в первую очередь в Нью-Йорке вокруг нескольких клубов; эта сцена уходила своими истоками в конец 1960-х, «Фабрику» Энди Уорхола, и детройтскую гаражную сцену, а её центром был клуб CBGB. Первой настоящей панк-группой принято считать нью-йоркских Ramones; их предельно упрощённая музыка, ускоренная настолько, что в получасовые концерты влезало по 30 песен, а также «уличный» имидж и предопределили все основополагающие принципы жанра. В Великобритании по следам американской панк-сцены пошли The Damned и Sex Pistols. Примеру этих групп последовало большое количество молодых коллективов. В то время как в США панк был сенсацией андеграунда, в Великобритании он стал полномасштабным общественным феноменом, где расценивался как реальная угроза благополучию истеблишмента. Множество британских групп слепо копировало Sex Pistols, однако многие нашли своё, оригинальное звучание (Buzzcocks, The Clash, художественные эксперименты групп Wire и Joy Division).

1980-1990-е
К началу 1980-х обнаружился некоторый спад в развитии панка. Волна популярности первых групп сошла на нет. Однако в это время начались эксперименты по приданию панк-звучанию большей брутальности; группы вроде Black Flag и Circle Jerks породили крупный поджанр хардкора, Sham 69 и Cockney Rejects - oi!, Crass - анархо-панк. Начались эксперименты по объединению панка с металом (The Exploited, Discharge, D.R.I.), ска (Social Drinking, Operation Ivy). В большинстве своём панк-группы 80-х не привлекали широкого общественного внимания, находясь в анерграунде. Однако в то же время развивались жанры альтернативного рока, нойз-рока, постпанка; ключевые группы этих направлений (Sonic Youth, Pixies, Big Black, Hüsker Dü) сохраняли сильное панк-влияние, при этом развивая новые музыкальные идеи.

К концу 80-х - началу 90-х благодаря группам Bad Religion и NOFX получил популярность поп-панк; этот вид панк-рока существенно отличался от поп-панка 70-х (Buzzcocks) и добился крупной популярности. Группы Offspring, Green Day, Rancid стали основой поп-панка 90-х; однако, принято считать, что жанр стал вырождаться с появлением неоригинальных коллективов вроде Blink 182.

В середине семидесятых годов в Штатах сформировалось новое направление в рамках рок-музыки, которое получило название панк-рок. Композиции, которые создают панк рок группы зарубежные, неизменно отличаются быстрым темпом, малой длительностью, несложным аккомпанементом, а также развязной и нередко агрессивной манерой пения. В текстах песен четко прослеживается нигилизм и вопросы социально-политического характера.

Примечательно, что все разновидности панк-рока характеризуются наличием своих особых уклонов. Между панк-роком и субкультурой панка существует неразрывная связь. Причем в основе последней лежат принципы DIY, эпатаж, хулиганство и общий нонконформизм.

Панк-рок за рубежом

Пусть сегодня существуют довольно разнообразные панк рок группы зарубежные, список в общем может включать в себя следующие:

  • Green Day;
  • The Offspring;
  • Bad Religion;
  • blink-182;
  • Rise Against
  • Ramones
  • Sum 41;
  • NOFX;
  • The Clash;
  • Billy Talent;
  • Alkaline Trio.
  • Green Day

Если рассматривать все известные на текущий момент панк рок группы зарубежные, то на первое место по популярности можно поставить коллектив Green Day. Данная группа появилась в США и была представлена тремя участниками: Билли Джо Армстронгом (вокал, гитара), Майком Дирнтом (бас гитара, бэк вокал), Тре Кулом (барабаны).

В первое время Green Day входила в состав сцены панк рока в 924 Gilman Street, Berkeley, California. Альбомы, с которыми она начала свою творческую деятельность, обеспечили коллективу большое количество поклонников. Однако ситуация несколько изменилась в момент заключения контракта с крупным лейблом, в результате чего отдельная часть поклонников потеряли интерес к ней. Выход дебютного альбома на Reprise Records позволил добиться в 1994 году небывалого успеха. Это выразилось в том, что объем реализованных копий составил 20 миллионов единиц. Этот факт привел к тому, что коллектив наряду с остальными представителями данного жанра обеспечил его популярность в США.

К сожалению, те альбомы, которые группа выпускала в последующие годы, не смогли повторить успех Dookie, хотя определенного эффекта они добились. В 2004 году Green Day представляет на обзор общественности оперу American Idiot, благодаря которой коллектив вновь обратил на себя повышенное внимание. Тогда объем реализованных копий в разных странах составил 15 миллионов единиц. Если говорить обо всех альбомах, которые группа выпустила за все время, то их объем реализации превысил 50 миллионов единиц. Благодаря их успешной деятельности о себе смогли громко заявить такие коллективы, как Sum 41 и Good Charlotte.

  • The Offspring

Конечно, своим стилем исполнения обладают многие панк группы, список зарубежные коллективы при всем может быть довольно большим, в который нельзя не включить участников, объединившихся под названием The Offspring.

Данный коллектив был сформирован в 1984 году. Главную роль в его создании играли Декстер Холланд и Грег Крисел, учившиеся в одном классе. Сама мысль о данном проекте к ним пришла после посещения концерта Social Distortion.

Пусть эта группа и ассоциируется с альтернативным роком, скейт-панком и панк-роком, все же в их творчестве прослеживаются и черты, присущие таким стилям, как гранж, метал и ска. Чаще всего в текстах их песен отражены нотки сарказма, в них рассматриваются наряду с проблемами личных взаимоотношений и проблемы социально-политического характера.

  • Bad Religion

Если рассматривать все коллективы, представляющие стиль панк-рок, которых в восьмидесятые годы двадцатого столетия в Южной Калифорнии появлялось бессчётное количество, то Bad Religion можно включить в список тех немногих групп, которые продолжают существовать и по сей день. Прошло уже более двадцати лет, но они все равно продолжают придерживаться выбранного курса и никогда не создают альбомы, в которых все композиции являются клонами выпущенных ранее. Более того, с каждым новым выпущенным альбомом отмечает прогресс коллектива, и уже в классическом панке можно увидеть небольшое количество хард-рока, хеви-метала, психоделия. Однако в каждом случае они непременно делают акцент на мелодизме своих творений.

Появление их дебютного полноформатника состоялось еще в 1983 году, который получил название Into the Unknown. Он сразу вызвал особый интерес со стороны местного хардкора сцены. Выход релиза привел к некоторым изменениям, затронувшим состав группы. На роль нового басиста и ударника были приглашены Paul Dedona и Davy Goldman.

Появление их последнего релиза The Process of Belief состоялось в далеком 2002 году. Сейчас кипит работа над созданием нового проекта, в котором будут по-новому использованы звук, свет, пространство и время.