Характеристика Александра Чацкого в пьесе «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

(392 слова) Александр Андреевич Чацкий - дворянин, яркий представитель передового поколения декабристской эпохи 1820-х годов.

Чацкий - герой «нового типа», которого автор ввел в канву повествования для того, чтобы подчеркнуть несостоятельность взглядов на жизнь представителей «века минувшего» и побудить молодежь «века нынешнего» к действиям, направленным на изменение общественного строя. Александр Андреевич выражает свои мысли о губительном воздействии крепостного права на слуг, находящихся в подчинении у помещиков, постепенном омертвлении душ высокопоставленных чинов, ведь главной целью их жизни является достижение богатства, постепенном исчезновении патриотизма, на смену которому приходит слепое подражание французским стандартам в моде и языке.

Чацкий довольно вспыльчив, что хорошо прослеживается в эпизоде, где он нелестно высказывается в адрес Молчалина, которого находит рядом с Софьей в день своего приезда в Москву после долгих странствий. Не найдя ответов на вопросы в сторону Софьи, Александр начинает разговаривать с Молчалиным, намекая, что тот наверняка уже поднялся по карьерной лестнице, «ведь нынче любят бессловесных». Эти колкие слова говорят о том, что Чацкий «остер на язык». Даже сама Софья замечает это, называя его про себя «не человек! змея!»

О своевольном характере героя свидетельствует его ответ на слова Фамусова о том, что необходимо «послужить». Молодой человек заявляет, что он «служить бы рад, прислуживаться тошно». С этого момента у главы поместья начинают зарождаться мысли о том, что речи Чацкого слишком «вольнолюбивы».

Заметив, что у Софьи есть чувства к Молчалину, когда тот сваливается с лошади, Александр Андреевич беседует с ними по очереди и решительно понимает, что влюбиться в человека, преклоняющегося перед властью девушка просто не могла, ведь Чацкому неприятны люди, которые добились успеха лишь благодаря чужой помощи. Это стало отправной точной к развитию слухов в Фамусовском обществе (благодаря Софье) о безумии дворянина, столь остроумно высказывающегося в адрес людей, заимствующих французскую культуру, вместо того, чтобы защищать свою, проявляя патриотизм.

Несомненно, Чацкий умен, что доказывают его смелые рассуждения по поводу ценности образования, сохранения нравственности, культуры родного края, однако А. С. Пушкин имеет несколько другое мнение по этому поводу. Он считает, что «умное действующее лицо в пьесе - это А.С. Грибоедов. Главный герой, по мнению Пушкина, умен и несколько глуп одновременно, так как разговаривает с теми, кто не сможет понять его слов, поэтому «метать бисер перед свиньями» бессмысленно - все эти умные речи ударятся об стену недоверия и осуждения.

Чацкий остается непонятым, «лишним человеком» в Фамусовском обществе потому что, проповедуя свою идеологию в одиночку, очень трудно добиться того, чтобы общество начало меняться благодаря словам одного человека, пытающегося воздействовать на него.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В 1824 году А.С. Грибоедов закончил свою комедию «Горе от ума». Написанная в эпоху подготовки «рыцарского подвига» декабристов, пьеса рассказывала о настроениях и конфликтах того напряжённого времени. Знаки грядущих больших социальных и общественных изменений проявлялись и в резких обличениях Чацкого, и в испуганных репликах Фамусова, и в общем тоне комедии.
В центре пьесы лежит столкновение сторонников барской Москвы с представителем «новых» людей - Александром Андреевичем Чацким. Этот герой один выступает против всего «фамусовского общества». Тем самым автор подчёркивает исключительное положение людей с прогрессивными взглядами. «В моей комедии,- писал Грибоедов,- двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека».
Самым ярким представителем ретроградов в пьесе является Фамусов. Именно он является самым мощным и влиятельным противником Чацкого. Именно он ведет с Александром Андреевичем спор о жизни, об идеологических ценностях и приоритетах человека и всего московского общества. Можно сказать, что Фамусов и Чацкий, являясь представителями двух кардинально противоположных мировоззрений, представляют два типа патриотизма – две модели российского (в частности, московского) общества.
Что же превыше всего ставит в жизни Павел Афанасьевич Фамусов? По-настоящему этого героя не заботит ни судьба дочери, ни служебные дела. Фамусов боится в своей жизни только одного: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». Таким образом, в лице Фамусова автор обличает чинопоклонство старого московского света.
Каждый разговор Фамусова с Чацким заканчивается неминуемым «расстройством» первого. Так, во втором действии (явл. 2) герои остаются наедине, и им удаётся поговорить. Фамусов давно не видел Чацкого, поэтому он ещё не знает, каким стал когда-то знакомый ему мальчик.
В своём разговоре герои касаются сначала вопроса о службе. Чацкий сразу же отмечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Фамусов, не понимая, что имеет в виду Александр Андреевич, пытается научить его, как надо добиваться «и мест, и повышенья в чин». Устами Фамусова говорит в этот момент вся барская Москва:
А дядя! Что твой князь? Что граф?
Когда же нужно послужиться,
И он сгибался в перегиб…
Такой и только такой способ служения, как говорит Фамусов, может принести и славу и почёт. И так было в эпоху Екатерины II. Но времена изменились. На это и указывает Чацкий, когда в ироничной и несколько злой манере парирует:
Но между тем? кого охота заберёт,
Хоть в раболепстве самом пылком,
Теперь, чтобы смешить народ,
Отважно жертвовать затылком?
Далее Чацкий в самых метких и остроумных выражениях клеймит «век минувший». Он утверждает, что теперь новое время, что люди больше не лебезят перед покровителями («у покровителей зевать на потолок»), а добиваются всего в этой жизни только с помощью способностей и ума:
Нет, нынче свет уж не таков.
Вольнее всякий дышит
И не торопится вписаться в полк шутов.
Всё это герой говорит в таком пылу, что не замечает - Фамусов уже давно его не слушает, он заткнул себе уши. Таким образом, разговор двух персонажей представляет собой фарс. Этот приём автор использует специально для того, что бы ещё чётче обрисовать положение Чацких – их доводы не слушают, потому что противопоставить им что-то невозможно. Единственное, чем может обезопасить Фамусов старый привычный режим, так это
Строжайше б запретил я этим господам
На выстрел подъезжать к столицам.
В справедливых, пылких нападках Чацкого на московское общество Фамусов видит опасность, вольность. Он считает, что причина кроется в том, что
Вот рыскают по свету, бьют баклуши,
Воротятся, от них порядка жди.
Также мы слышим одно из восклицаний Фамусова: «Что говорит! И говорит, как пишет!». Оно относится к речам Чацкого и стоит в ряду таких характеристик этого героя, как «опасный человек», «да он властей не признаёт!», «карбонари». Почему же это, с точки зрения Фамусова, ужасно? Позже, в третьем явлении, Фамусов заявит, что причиной сумасшествия Чацкого является «ученье», поэтому все книги надо сжечь.
Для века раболепства учёность, мышление, собственное мнение действительно было опасным, потому что тогда за это наказывали. Но и теперь, когда уже нет правления Екатерины, Фамусов всё ещё боится. И самое ужасное, что такие люди, как он, занимали высокие посты в обществе, являясь примером для подражания.
Таким образом, конфликт между Чацким и его противниками во главе с Фамусовым – это, в том числе, и борьба двух идей патриотизма, двух моделей человека и общества. Одна из них консервативна, косна, отягощена всевозможными пороками и предрассудками. Вторая же прогрессивна, построена на уважении к человеку, опирается на справедливость и гуманизм. На мой взгляд, несмотря на все сложности, победа модели Чацкого неминуема, потому что за ней - будущее.


Дворянская молодежь в комедии Грибоедова "Горе от ума"

Как доказать, что классика не перестанет быть современной? В Русском драматическом театре имени Лермонтова нашли ответ на этот вопрос: через театральные уроки, которые актеры играют не только на сцене театра, но и в самых обычных школьных классах. Это и урок литературы, и возможность подумать о вызовах времени. Хотя, без любви здесь тоже не обошлось. Но ведь любовь – вечная тема…

Пикантная история

Для того чтобы сделать урок литературы интересным, достаточно, чтобы он начинался со стука в дверь. Правда, не в обычную, а в воображаемую дверь. И чтобы за ней были двое влюбленных, которых вот-вот застанет строгий отец. Стучать само собой, должна горничная, которую попросили предупредить об опасности. То есть, о приближающемся отце. Чем в это время занимаются влюбленные до поры до времени, а точнее до начала следующей сцены временно остается загадкой. Хотя чуть позже и оказывается, что создатели театрального урока «Грибоедов. Горе от ума » решили не отклоняться от классической версии пьесы. А потому молодые люди разговаривали и «музицировали», отчего в доме почти всю ночь раздавались звуки то скрипки, то фортепиано, о чем зрителям сообщает проснувшийся, и все-таки нагрянувший не вовремя отец, он же Фамусов, он же артист и режиссёр Русского драматического театра имени Лермонтова Игорь Герман.

Спасает положение все та же горничная Лиза в исполнении Ольги Изотовой. Или то, что одинокому вдовцу Фамусову вдруг вздумалось с ней пофлиртовать. Что в принципе, тоже вполне современная история, если мысленно заменить длинное платье с оборками и передником горничной на униформу покороче, а костюм времен Пушкина и Грибоедова на какой-нибудь модный Версаче или Армани, к которым, если верить модным журналам, пристрастились чиновники и владельцы больших бизнесов современной России.

Впрочем, по меркам России двадцать первого века Лиза поступает совершенно недальновидно: отвергает «ухаживания» богатого вдовца, вместо того, чтобы изобразить искреннюю любовь и мысленно прикалывать к платью бриллиантовую брошь подороже. Но оно и понятно: в пьесе другие реалии. Горничная не член команды домашнего персонала, который может уйти к другому работодателю на более высокую зарплату, или выйти замуж за хозяина дома и самой стать хозяйкой. Лиза – собственность олигарха времен Грибоедова, и потому ей не хочется становиться игрушкой. Ведь, в конце концов, купить могут не брошь, а саму Лизу, а когда она надоест барину, и он решит продать крепостную, которая слишком много от него хочет. Горничная, как всякий «маленький» подневольный человек, привыкла лавировать между опасностями. «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь », – выдохнула она, практически сбежав из цепких рук «хозяина жизни».

В тренде

Вы, наверное, уже заметили, что театр не гонится за образовательными стандартами – зрители должны запомнить, пусть не основное, но оригинальное и полезное, – скажет мне позже о проекте «Театральные уроки » (в рамках которого проходит показ спектакля «Грибоедов. Горе от ума ») специалист по связям с общественностью Русского драматического тетра Нина Тодыбаева. – А еще, обязательное условие ведения «театрального урока» – разграничение личностей рассказчика и героя. Так, сначала артист рассказывает об авторе, произведении, теме, а уже потом появляется в образе. Ну а зрители, в свою очередь, наблюдают за перевоплощениями, происходящими на сцене, учатся понимать «театральную условность», размышляют вместе с артистами, открывают для себя что-то новое, я надеюсь.

Мы намеренно высказываем спорные точки зрения на темы пьесы, потому что надеемся на диалог театра и школы. Все мы знаем, что героям Грибоедова – Чацкому и Фамусову – уже почти двести, но, давайте все же представим, что они живут не в девятнадцатом, а в двадцать первом веке? Кто из них был бы успешен сегодня? Это хороший вопрос и хочется найти на него ответ, правда? Кстати, если вы еще не знали, театральные уроки актеры театра дают уже третий год. И за это время их посмотрели сотни школьников Хакасии, и в том числе и Абакана. А сегодня как видите у нас был показ для педагогов, – подытоживает Нина.

В маленьком зале, сделанным из самой обычной аудитории даже немного тесно. Аудитория небольшая, а зрителей много. Они пришли сюда не только для того, чтобы решить для себя, будут ли они ставить перед учениками вопросы, предложенные режиссером спектакля Евгением Ланцовым и актерами, но и для того, чтобы понять, хотели бы они показать этот спектакль своим ученикам. Как-никак, он ломает стереотипы.

Задумайтесь, большинство из нас, уже взрослых людей учили в школе, что тот же Чацкий (его играет Денис Энгель) – это прогрессивно мыслящий человек, а Фамусов – помещик-беспредельщик, в котором нет ничего хорошего. Но если отойти от привычной трактовки пьесы Грибоедова, обнаруживается, что, например, Фамусов – просто заботливый отец, которого волнует, что представляет собой претендент на руку его дочери. И сможет ли этот претендент обеспечить ей тот же уровень жизни, к которому она привыкла, сможет ли он адаптироваться в обществе, в которое вернулся после нескольких лет отсутствия и учебы заграницей? Обычные человеческие вопросы, которые волнуют отцов и сегодня.

Кстати, о сегодняшнем дне. Творческие отступления от классического текста весьма интересны.

«Если он такой патриот, чего же тогда по заграницам ездит? » – задают вопрос о Чацком создатели спектакля. «Чиновники ему плохие! Чиновники у нас такие, какие есть. И так испокон веков: что есть, с тем и работаем », – это еще одна театральная ремарка. Согласится с ней, или спорить, это личное дело зрителя. Ведь никто ничего не утверждает, искусство существует для того, чтобы заставить людей подумать. Снова и снова.

Дерзновенный или глупый

Например, о том же Чацком, который при ближайшем рассмотрении может показаться попросту…глупым. Приехал издалека, не обращая внимания на жизненный опыт и менталитет других людей, навязывает им свои идеалы. А идеалы – личное дело каждого. Убеждения других не так-то легко поменять, и спор с людьми точно не лучший для этого способ. Конфронтация, и есть конфронтация. Больше тут ничего не добавишь. Но вместо того, чтобы подбирать аргументы и слушать, он спорит. И выходит, что соперник Молчалин умнее! Он не ожидает, что окружающие безоговорочно встанут на его сторону, потому что знает: так не бывает.

Между тем, подобную манеру общения (мы имеем в виду, как у Чацкого) почему-то называют «дерзновенной». По крайней мере, многие литературные критики, зачастую используют именно это слово. Только встретившись с таким поведением в жизни, о дерзновенности тут же забывают. Реагируют, как на личный выпад или грубость, ожидая, что с ними будут не спорить с горящими глазами, а внимательно слушать и соглашаться.

Как завоевать женщину

Что уж тут говорить о чувствах Софьи (в исполнении Галины Лопутько), которая предпочитает отдать сердце «какому-то Молчалину», как об этом персонаже отзывались раньше на уроках литературы. А между тем, какой бы он ни был, симпатии молодой женщины получает. Почему? Потому что все просто. Проще, чем кажется. Она любит, чтобы ее понимали, а не требовали сделать так, как считает правильным поклонник. Но поклонник это осознать не в силах, а таких быстро обгоняют конкуренты. Ведь женское сердце – материя тонкая. Дерзания утомляют, романтики хочется, скрипки, фортепиано, разговоров за полночь, сердечных тайн. Молчалин это понимает. Наверняка, даже нет смысла спорить.

Возможно, с этой точкой зрения согласится и кто-то из учителей литературы, которые делились друг с другом и с корреспондентом «Абакана » впечатлениями от спектакля. По крайне мере, звучали интересные мнения: «не зря ведь Пушкин отказывал Чацкому в уме» и «Пушкин говорил, что единственный умный человек в случае с комедией «Горе от ума », это сам Грибоедов, то есть ее автор». «А мы-то задаем детям на уроках вопросы: кто лучше? Молчалин или Чацкий? А оказалось, надо ставить другие вопросы! Я теперь поняла ».

В общем, хороший спектакль, и хороший урок жизни всем нам, и читателям и зрителям. Чтобы все еще раз убедились: классика бессмертна. А в рамках школьного урока всегда есть место театральному эксперименту.

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Всем глупым - счастье от безумья,
Всем умным - горе от ума.

Слово патриотизм происходит от слова «patris», которое переводится как «родина», отцов, любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям.

Родители еще в детстве заложили во мне любовь к своей Родине, любовь к ее народу. Даже несмотря на то, сколько тяжелейших периодов пережила наша Россия, люди всегда боролись за нее, отдавали жизни на войне, трудились на ее полях - этот патриотизм народа и смог возвысить страну на почетный мировой пьедестал, несмотря на все попытки искажения этой истины.

Необъятные просторы России расстилаются на 17 тысяч квадратных километров. Здесь находятся все красоты Земли: глубокие леса, широкие поля, высочайшие горы, быстрые реки, яркие цветочные поляны, бушующие моря и океаны. Многие покушались на эти территории, но русский народ ни за что не хотел отдавать в чужое владение свои родные и любимые земли. Поэтому всегда шла борьба за жизнь. И сейчас, мы живем в огромной стране, под ярко-голубым мирным небом, у нас есть все для комфортной жизни.

Россия гордится не только своими размерами и природными ресурсами, но также и великими , которые внесли огромнемнейший вклад в развитие русcкого и языка и “верного русского слова”.

И я, как представитель подрастающего поколения, искренне желаю внести свою лепту в эту рубрику. Первый материал был посвящен , а я в свою очередь хотела бы рассказать об А.С. Грибоедове и обсудить истинный и ложный в великом произведении этого автора “Горе от ума”.

Биографические сведения

Александр Сергеевич Грибоедов родился 4 (15) января 1795 года в обеспеченной родовитой семье. В детстве Александр был очень сосредоточен и необыкновенно развит. В 6-летнем возрасте свободно владел тремя иностранными языками, в юности уже шестью, в частности в совершенстве английским, французским, немецким и итальянским. Очень хорошо понимал латынь и древнегреческий язык.

В 1803 году его отдали в Московский университетский благородный пансион; через три года Грибоедов поступил в университет на словесное отделение Московского университета.

В 1808 году получил звание кандидата словесных наук, но не оставил учёбу, а поступил на нравственно-политическое отделение, а потом на физико-математическое отделение.

Во время Отечественной войны 1812 года, когда неприятель появился на территории России, он вступил в Московский гусарский полк (добровольческое нерегулярное подразделение) графа Петра Ивановича Салтыкова, получившего дозволение на его формирование. Прибыв на место службы, он попал в компанию «юных корнетов из лучших дворянских фамилий» - князя Голицына, графа Ефимовского, графа Толстого, Алябьева, Шереметева, Ланского, братьев Шатиловых. С некоторыми из них Грибоедов состоял в родстве. До 1815 года Грибоедов служил в звании корнета под командованием генерала от кавалерии.

Весной 1816 года начинающий писатель оставил военную службу, а уже летом опубликовал статью “О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады «Ленора» - отзыв на критические замечания Н. И. Гнедича о балладе П. А. Катенина «Ольга». Тогда же имя Грибоедова появляется в списках действительных членов масонской ложи «Les Amis Reunis» («Соединённые друзья»).

В 1818 году назначен секретарём русской миссии в Тегеране. С 1822 года был в Тбилиси секретарём по дипломатической части при командующем русскими войсками на Кавказе А. П. Ермолове. Здесь Грибоедов начал писать комедию “Горе от ума”. Как и декабристы, Грибоедов ненавидел самодержавно-крепостнический строй, но скептически относился к возможности успеха чисто военного заговора.

“Горе от ума” - главное произведение Александра Грибоедова. В нём отразилась целая историческая эпоха. Замысел “Горя от ума”, содержание комедии связаны с идеями декабристов. Драматический конфликт комедии был выражением борьбы двух общественных лагерей: феодально-крепостнической реакции и передовой молодёжи, из среды которой вышли декабристы. В комедии дана также, говоря словами Пушкина, “…резкая картина нравов” барской Москвы.

Направленный в апреле 1828 года полномочным министром-резидентом (послом) в Иран, Грибоедов отнёсся к этому назначению как к политической ссылке. По пути в Иран Грибоедов снова провёл несколько месяцев в Грузии; в Тбилиси женился на Нине Чавчавадзе, дочери своего друга, грузинского поэта А. Чавчавадзе.

В качестве посла Грибоедов проводил твёрдую политику. “…Уважение к России и к ее требованиям - вот мне что нужно” , - говорил он. Опасаясь усиления русского влияния в Иране, агенты английской дипломатии и реакционные тегеранские круги, недовольные миром с Россией, натравили фанатически настроенную толпу на русскую миссию. Во время разгрома миссии Александр Сергеевич Грибоедов был убит, все его тело было обезображено. Похоронен в Тбилиси на горе Давида.

Истинный и ложный патриотизм в комедии “Горе от ума”.

“Горе от ума” - уникальная комедия гениального писателя, однако при жизни Грибоедова она не была полностью опубликована. Замысел комедии заключается в соединении светской комедии с комедией нравов. В этом произведении есть два сюжетных конфликта: социальный и любовный.

Главный герой - Чацкий. В течение всей комедии мы наблюдаем, что этот герой демонстрирует душевное здоровье, бодрость, жизнелюбие, честность, и самое важное - “просветительский ум” .

Его же антогонист Фамусов ценит лишь чины и деньги. Он лжив и двуличен. Отвергает книги, говоря: “забрать все книги бы да сжечь”.

“Служить бы рад
Прислуживаться тошно…”
- говорит А.А.Чацкий. Истинный патриот своей делает все на ее благо. Вся трагедия Чацкого была в том, что он выступал за то, чтобы общество достигло нового этапа развития. Чтобы на смену “веку минувшему” пришел “век нынешний”. Он являлся защитником свободы личности, осмеивал тех, которые слепо подражают иностранной моде. Александр Андреевич называет народ «добрым и умным», он страдает по судьбе этого самого народа. Особенно заставляют страдать пороки и изьяны фамусовского общества. Он переживает из-за помещичьих издевательств над крестьянином.

Он потратил все свои душевные силы, чтобы внести благородные идеи в “фамусовское общество”, но под воздействием преобладающей силы потерпел неудачу.

“Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы на старших глядя”
- слова из монолога П.А. Фамусова. Он осуждает передовую молодежь, призывает их к тому, чтобы она прислушивалась к старшему поколению. Павел Афанасьевич не выступает за развитие общества, он привык к такому, которое существовало издавна. В «фамусовском» обществе все держится на связях, и такая модель жизни представляется членам московского общества идеальным, они считают ее единственно правильной и не хотят никаких изменений.

Так какие можно сделать выводы?

Образ Чацкого – образ гражданина в высоком понимании этого слова. Он и есть истинный патриот, который всегда выступает за развитие общества, отвергает все неправильные позиции, имеет чувство справедливости и равенства.

Ложный патриот ровно сидит на месте и считает это правильным. Его патриотизм лишь на словах. Лучшего для своей страны он не желает, ссылаясь на то, что ему и так хорошо живется, и он ни в чем не нуждается. Таких псевдо-патриотов ещё называют “квасными” .

Василий Васильевич, вы, наверное, хорошо помните тот год и те месяцы, когда мы впервые приступили к работе над«Горе от ума», - обратился К. С. Станиславский к В. В. Лужскому.

В. В. Лужский. Как не помнить! Если я не ошибаюсь, мы решили вопрос о возобновлении репетиции «Горя от ума», находясь еще в нашей первой гастрольной поездке, в 1906 году, за границей. Может быть, стосковались по родным местам, и даже «дым отечества» нам показался «сладок и приятен...» 1 .

К. С. Совершенно верно. На наше решение поставить «Горе от ума», конечно, отчасти повлияло и то, что мы были несколько месяцев оторваны от России. Теперь о самой пьесе. «Горе от ума» считается комедией; ряд сцен, разумеется, оправдывают

всецело этот жанр. Но есть в этом величайшем произведении та горькая скорбь писателя за свою родину, свой народ, печатью которой отмечены «Ревизор» и «Мертвые души» Гоголя, многие комедии (подчеркнул интонацией К. С.) Островского, сатирические пьесы Сухово-Кобылина. Эти скрытые за смехом, за жанром комедии гоголевские «слезы» рождены великим чувством любви наших гениальных классиков-драматургов к своей родине.

В 1906 году мы уезжали из Москвы с горьким чувством несбывшихся надежд политического и общественного характера, и поэтому, когда на режиссерском совещании (кажется, во Франкфурте) Владимир Иванович предложил поставить по возвращении в Москву первой новой премьерой не «Бранда» и не «Драму жизни», а «Горе от ума», все с восторгом единодушно согласились.

Нам почудилось, что через бессмертный текст «Горя от ума» мы сможем донести до зрителя те мысли и чувства, которые волновали нас в те дни.

Я помню, как все наперебой стали вспоминать на этом совещании отдельные стихи комедии, кто с горечью, кто с упреком, кто страстно, кто с надеждой. На все наши мысли и чувства у Грибоедова оказались припасены замечательные выражения. Помните, Василий Васильевич?

В. В. Лужский. Как же, как же... в труппе, как только узнали, что мы будем снова работать над «Горе от ума», все без устали повторяли: «Что нового покажет нам Москва»...

К. С. Да, и как горько нам было, что не имеем мы права сказать полным голосом:

Нет, нынче свет уж не таков...

Вольнее всякий дышит...

В. В. Лужский. Василий Иванович 1 и в спектакле эту фразу произносил с каким-то особенным выражением: этого, мол, сейчас нет, но так будет!

Последовала некоторая пауза. И Константин Сергеевич и Василий Васильевич задумались на несколько секунд о чем-то вместе пережитом, о том, что оставило глубокий след в их памяти. Молчание, которое мы не смели нарушить, прервал сам К. С.

Думаю, что вам, молодым режиссерам, - сказал он, - полезно знать, чем мы жили, о чем думали в дни первых наших мечтаний и замыслов постановки «Горя от ума». Времена сейчас не те. Поистине «свет уж не таков!» И не мне вам объяснять, кто сегодня составляет «свет» нашего общества и как случилось,

что «вольнее всякий дышит»! Тут вам, как говорится, карты в руки! Впрочем, по разговору, который у нас сейчас произошел с Василием Васильевичем, вы легко можете догадаться, что важнейшей чертой комедии Грибоедова я считал и считаю патриотизм, глубокую любовь автора к своему, русскому народу, к своему отечеству.

И мы вместе с автором видели возможность в «Горе от ума» жить и волноваться, с одной стороны, чувством любви к своему народу, а с другой стороны, осуждать все то, что тогда, по условиям цензуры, не могли бы осудить ни в какой другой пьесе.

В «Горе от ума» мы могли даже призывать открыто к тому, что еще

Взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна...

Монологи Чацкого казались нам форточкой, через которую в зрительный зал повеет свежим, бодрящим, вселяющим надежду воздухом грибоедовских мыслей о будущем России.

Возобновляя сейчас «Горе от ума», мы знаем, что наш зал будет полон такими патриотами, которых нет ни в какой другой стране. Мы знаем, что и молодая часть нашей труппы и наши старики преданно, горячо любят свою прекрасную родину и хотят сделать ее вместе со всем народом новой, невиданной по своим общественным устремлениям страной, хотят, чтобы наш пример - борьба русского, советского народа за свой государственный строй, за свои идеалы - стал примером для всех народов мира, стремящихся к истинной свободе, стремящихся освободиться от власти денег, от эксплуатации бедного богатым, слабого сильным. Все эти чувства наши актеры могут вложить в комедию Грибоедова. Русский актер всегда был и будет патриотом, как бы он ни ругался, ни проклинал сгоряча все неполадки каждого своего отдельного дня. А этих неполадок у нас еще сегодня, ох, как много!

И о них тоже ярко, сатирически остро говорится в «Горе от ума». Надо жить и ненавистью к ним, к не изжитым еще в нашем быту и в наших характерах подленьким мыслям, поступкам и намерениям.

Но эта естественная, справедливая критика себя и окружающего тебя мира неотделима от любви к своему, отечественному, родному.

«Горе от ума» нельзя играть только в одном «ключе», в одном состоянии духа: равнодушно! Бойтесь этого холодного, пагубного для всякого художника чувства. Оно глубоко чуждо духу и характеру русского человека.

На Западе художники умеют каким-то образом быть виртуозами в своих профессиях, оставаясь сдержанными и холодными людьми. Русские писатели, художники, артисты, музыканты, к великому их счастью, не умеют так работать. Они сгорают в работе. Они терзаются, как Чацкий, миллионом терзаний, они пытаются, подобно Чацкому, сдвинуть глыбы, которые оказываются им часто не под силу. Но зато если им это удается, то возникают величайшие произведения русского гения. Когда русского художника одушевляет на такой подвиг великая любовь к истории своего народа, рождаются картины Сурикова и Репина; когда он влюблен в русскую природу, появляются Левитан, Васнецов, Поленов. О русском человеке, о необыкновенном богатстве его духовного мира пишут Гоголь, Пушкин, Толстой, Чехов, Горький. Любовь к русскому театру, как реалистическому, правдивому отображению русской жизни, родила великого Щепкина, О. О. Садовскую, М. Н. Ермолову; в музыке - гениальных композиторов Глинку, Мусоргского, Чайковского.

Это все имена великих патриотов! К ним я присоединяю Грибоедова. На их творчестве надо воспитывать молодежь, потому что патриотизм является подлинной неиссякаемой силой, чистым и живительным источником для творчества каждого художника.

В. В. Лужский. А профессия? Вы же всегда учили нас, Константин Сергеевич, выше всего ставить, любить наше театральное дело, нашу актерскую работу?

А для чего надо любить свою профессию? - ответил вопросом на вопрос Константин Сергеевич. - Разве ради нее самое или тех выгод, той славы, которую она вам приносит? Нет, только ради служения в этой профессии обществу, народу, отечеству. Вы это отлично знаете, Василий Васильевич, и свой вопрос задали, конечно, не от имени тех ваших товарищей, которые вместе с нами строили Общедоступный Художественный театр, а от имени некоторой части нынешней театральной молодежи. Да, я знаю, что сейчас часто пытаются профессионализмом 1 подменить более важные цели в искусстве. Поэтому мы и хотим с Владимиром Ивановичем, чтобы у нас сегодня в театре из всей русской классики в первую очередь прозвучала на сцене патриотическая пьеса - патриотическая тема. Профессионализм в искусстве необходим, но он не заменяет цели, которой должно служить искусство; вспомните слова Гоголя: театр есть кафедра, с которой надлежит воспитывать зрителя.

Константин Сергеевич заглянул на секунду в свой блокнот и вычеркнул в нем привычным движением карандаша строчку вверху страницы.

Как и в 1906 году, мы решили вернуться сегодня после нашей заграничной поездки к «Горю от ума», - продолжал он, - не только потому, что это великолепная, острая политическая сатира на прошлое, на дворянство, на быт и нравы московских бар. Не только потому, что монологи Чацкого заставят зрительный зал еще глубже оценить завоеванную нашим народом свободу. Нет, не только поэтому. Сила «Горя от ума» в том, что в нем ярко выражен дух русского народа, который открыто готов всегда признать свои недостатки, но делает это с полным ощущением чувства своего достоинства. В «Горе от ума» нет мелкого зубоскальства над русскими людьми и характерами, оно ставит вопросы преобразования общества смело, уверенно. Автор знает, что таким, каким он изобразил современное ему общество, оно не останется навсегда. Это делает «Горе от ума» прогрессивной, свободолюбивой, высокой комедией. Такой нет ни у одного народа. Шеридан в Англии, Мольер во Франции, сатиры Гейне критиковали общество и нравы своего времени. Но им недоставало того гражданского темперамента, того чувства ответственности за взятую тему, которой отличается сатира Грибоедова.

В этом я вижу ее огромное воспитательное значение. «Горе от ума» воспитывает зрителей и, я бы добавил, актеров, театры в трех направлениях: патриотическом, национальном и художественном.

Идея политического порядка совершенно очевидна, хотя и сказана в пьесе Фамусовым: «Он вольность хочет проповедать»,- снова подчеркивает слова интонацией К. С.

Идеи национального осознания русскими своей самобытности, своего достоинства, - продолжает К. С, - выражены во многих местах пьесы и тоже ясны. «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?..» и так далее.

Когда я говорю о художественном воспитательном воздействии «Горя от ума» на зрителей и актеров, я имею в виду не только исполнителей ролей в этой комедии, но всех актеров того театра, который ставит «Горе от ума», а иногда и соседние театры в городе.

Голос Грибоедова, его слово необычайно сильно и надолго запечатлеваются в памяти тех, кто его слышит. Когда в театре репетируют «Горе от ума», весь состав актеров, рабочих, служащих театра в своих житейских делах и рядовых разговорах начинает пользоваться мыслями - образами Грибоедова.

Иногда это доходит до анекдота.

Я помню, как наш парикмахер-гример, завивая нашу молодую, но уже игравшую большие роли актрису, нечаянно подпалил ее локоны. На бурный монолог несколько истерически настроенной в этот вечер актрисы он невозмутимо ответил: «Пожар способствовал ей много к украшенью!» В ужасе от его «дерзости» актриса явилась ко мне, заявляя, что гример нарушил, по ее мнению, все этические традиции нашего театра. Мне стоило большого труда доказать ей, что Яша был лишь всецело в плену грибоедовского текста и ничем не хотел ее обидеть!

В. В. Лужский. Это анекдот, а случались и драматические казусы. Помню, в те же дни мне пришлось по вашему же, кажется, поручению снять одного молодого актера с небольшой роли в «Горе от ума» и назначить на эту роль его приятеля.

О боже мой! Кого мне предпочли?!

Зачем меня надеждой завлекли?... -

при всей труппе воскликнул в отчаянии юноша и... залился горькими слезами.

К. С. (смеясь). Ну, это уже чересчур вольное переложение стихов Грибоедова на свой лад.

В. В. Лужский. Но чувства-то были искренние, грибоедовские! На все мои утешения он отвечал:

Не образумлюсь... виноват...

К. С. Язык Грибоедова действительно настолько живой, жизненный, что невольно тянет отвечать именно его словами, выражать свои чувства в образных оборотах речи Грибоедова. Словарь Грибоедова необычайно богат и разнообразен. К одному основному слову, понятию «любовь» Грибоедов в нескольких строках гениально присоединяет страсть, чувство, пылкость, биение сердца, преданность душе, угождение... Помните:

Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?

Чтоб кроме вас ему мир целый

Казался прах и суета.

Чтоб сердца каждое биенье

Любовью ускорялось к вам?

Чтоб мыслям были всем, и всем его делам

Душою - вы? вам угожденье?

Об языке Грибоедова надо говорить отдельно и подробно. Я хочу вернуться к вопросу значения «Горя от ума» в репертуаре театра.