«Художественное своеобразие поэмы. Образовательный портал

Поэзия Маяковского активна: «Славьте меня!», «Господа! Остановитесь! Вы же не нищие, вы не смеете просить подачки!». Он совершенно меняет устоявшиеся сте-реотипы в работе над словом, обновляя устоявшееся значение слова: «костлявые пролетки», «пухлые такси». С лексикой поэт обращается творчески: он «просеивает», «перемешивает» слова, совмещая их в самых контрастных сочетаниях. В поэме сочетается «высокий» и «низкий» стили: «в хорах архангелова хорала», «идемте жрать», «Фа-уст», «гвоздь», «венецианское лазорье», «голодные орды», встречаются и нарочито грубые, «сниженные» образы: «выхаркнула», «сволочь». За одной строкой виден целый мир, воспроизведенный с удивитель-ной точностью и многоплановостью. Например, образ города:

…топорщась, застрявшие поперек горла, пухлые taxi и костлявые пролетки..

Ритм поэмы динамичен: сочетание традиционных стихотворных размеров (ямб, хорей, анапест и т.д.) с характерным для народно-поэтического творчества тоническим стихом создает гибкую под-вижную структуру стиха: Материал с сайта

И когда — все-таки! выхаркнула давку на площадь, спихнув наступившую на горло паперть…

После публикации «Облака в штанах» В. Каменский писал: «Ус-пех поэмы «Облако в штанах» был столь громаден, что с этой мину-ты он сразу поднялся на высоту гениального мастерства. Даже вра-ги смотрели на эту высоту с трепетом и изумлением».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • ритмическая организация поэмы облако в штанах
  • художественный анализ поэмы Облако в штанах и про это
  • "высокий" и "низкий" стиль, "сниженные" образы
  • художественные особенности брюсов облака
  • иосиф бродский поэма облако в штанах

Урок - практикум в 11 классе.

Образ лирического героя в поэзии В. Маяковского «Облако в штанах». (Анализ I главы поэмы)

Цель урока :

На основе текста I главы провести анализ и поэтики раннего творчества В. Маяковского;

Определить идейный смысл поэмы, суть лирического «я», понять функцию изобразительных средств в создании образа лирического «я»;

Обучать учащихся грамотному анализу поэтического текста; развивать умение учащихся делать обобщения и выводы, анализируя текст, видеть роль изобразительно-выразительных средств, составлять собственный связный текст.

Развивать эстетическое чувство, умение понимать и ценить поэзию.

Оборудование урока: текст поэмы, портрет В.

Маяковского, литературоведческий словарь (определенных литературоведческих понятий), выставка - обзор критических статей, карточки с заданиями по группам и индивидуальными заданиями.

Подготовка к уроку: В качестве домашней подготовки предлагаются следующие задания: индивидуальные сообщения: «Маяковский и футуристы», «Поэтический мир раннего Маяковского».

Задания по группам:

Рассмотрим сюжет и композицию главы поэмы:

Проследите сюжет как цепочку действий или переживаний (состояний) лирического героя. Составьте сюжетную цепочку.

Как построена глава? Определите ее экспозицию, завязку, кульминацию, развязку.

Рассмотрение образов, особое внимание обратите на ведущей образ лирического героя.

Сделайте вывод о роли сюжета, композиции в раскрытии образа лирического героя.

Проследите по тексту первой главы, какие изобразительные средства использует В.

Маяковский, чтобы показать состояние лирического героя. Раскройте их своеобразие и функциональную роль в обрисовке образа лирического героя. Особое внимание обратите на роль метафор, сравнений, гипербол, пейзажных зарисовок.

Понаблюдайте за ритмикой поэмы, особенностями рифмы. Попробуйте графически изобразить ритм I главы.

Исследуйте лексику, синтаксис, фонетику поэмы, покажите их роль.

Эпиграфы к уроку:

Слушайте!

Проповедает,

Мечась и стеня,

Сегодняшнего дня крикогубый Заратустра

Крик последний, -

О том, что горю, в

Столетия

Ход урока

I Вступительное слово учителя

1. Выразительное чтение вступления к поэме.

2. Слово учителя:

«Так начинается поэма В. Маяковского «Облако в штанах»; уже с первых строк, обращенных к нам, ко всем тихим, спокойным, сонным, ленивым, она звучит вызовом поэта всему миру. Молодой («у меня в душе ни одного седого волоса»), красивый, сильный («мир огромив мощью голоса»), но в то время нежный («не мужчина, а облако в штанах»), поэт идет навстречу всему миру.

Что его слово миру, всем нам? Кто он - этот герой, выворачивающий себя, «чтобы были одни сплошные губы?»

Сегодня мы попробуем, исследуя первую главу поэмы, найти ответы на эти вопросы, разобраться, кто же он - лирический герой всего раннего творчества Маяковского. Мы с вами уже говорили об истории создания поэмы, ее идейном смысле: по выражению самого В. Маяковского, поэма «Облако в штанах» - это «четыре крика четырех частей: 1) далой вашу любовь, 2) долой ваше искусство, 3) долой ваш строй, 4) долой вашу религию.»

Но только ли браваду вызова можно увидеть в поэме? Может быть, здесь есть что-то еще? Может быть, вы увидите в лирическом герое не только бунтаря - анархиста, бросающего вызов самому Богу, но и кого-то другого, - личность раздираемую противоречиями, отчаявшуюся и от бессилия бросающую вызов всему миру?

II Но прежде чем приступить к исследованию первой главы поэмы, давайте более пристально вглядимся в 2 вопроса, ответы на которые помогут вам в работе с текстом. (Далее следуют 2 сообщения учащихся: «Маяковский и футуристы», «Поэтический мир раннего Маяковского», в которых обращается внимание на особенности поэтики футуристов и раннего Маяковского, на доске и в тетради выписываются понятия: архитектотика, поэтика, лирический герой, «сановитое» слово, ритм, метафора и др.)

III Работа учащихся в группах

Учащиеся работают по вопросам, полученными заранее, еще раз обобщают наблюдения по первой главе поэмы и выступают с сообщениями по темам:

1 группа - Сюжет, композиция, образы.

2 группа - Роль изобразительных средств в раскрытии образа лирического героя.

3 группа - Особенности лексики, синтаксиса, фонетики и ритмики в раскрытии образа лирического героя.

Результаты наблюдений (краткая запись)

Сюжет, композиция, образы.

Сюжета - действия нет, есть сюжет - состояние, переживания. Завязка сюжета -драма любви, она необычна, так как третий персонаж в любовном &񗤶 - буржуазный миропорядок. Основной конфликт -противостояние человека и мира. Сюжет передает страдание лирического героя: «жилистая громада сюжет, корчится» -«Как больной с кровати, спрыгнул нерв.» - «Нервы … скачут бешеные…» - «…Спокоен как! Как пульс покойника…» - «…Самое страшное видели … лицо мое, когда я абсолютно спокоен …» - «…ваш сын прекрасно болен…» - «Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу! - крик последний о том, что горю.» Композиция передает состояние души лирического героя. Завязка - ожидание свидания («нервы скачут бешеные»). Кульминация - приход Марии («спокоен как …»).

Развязка - последний крик лирического героя («крик последний, ты хоть о том, что горю..»). Страданию героя нет исхода («.. в столетия выплесни.» - это в никуда)

Ведущий образ - образ «Я». Лирический герой близок поэту по мировосприятию и конкретным жизненным обстоятельствам. Но это обобщенный образ страдающего несовершенством мира человека.

Поэма - страстный монолог лирического героя. Страсть выплескивается в отчаянном крике, достигает высот трагедии: мир не слышит героя. Лирический герой - страдающая, мучающаяся душа, ожидающая, не находящая понимания с миром. И в этом ее трагедия, а не только в трагедии любви.

Функциональная роль изобразительных средств.

Образ любимой - это «Джоконда», которую надо украсть» образ противника - неясен, это весь мир - любителей святотатств, преступлений и боен».

Главные изобразительные средства - это ассоциативная метафора, гиперболизация, доходящая до гротеска, фантасмагории, яркие сравнения. Основная роль - показать душевное состояние героя.

Страдания измученной души выражены в парадоксальных и броских метафорах:

«Полночь, с ножом мчась, догнала, || зарезала, || вон его…» - рисует образ безжалостного времени, уничтожающего человека.

«На лице обгорающем || из трещины губ || обугленный поцелуишко броситься вырос..» - показана трогательная беззащитность человека перед силой любви и страданий.

Необычно интересны сравнения, передающие страдания лирического героя:

Упал двенадцатый час,

Как с плахи голова казненного..

Так передает поэт напряжение героя, ожидающего свою любимую.

Переживания лирического героя передаются и с помощью олицетворений, необыкновенно ярких. Поэт наделяет даром чувства, способности мыслить и страдать нервы: «Слышу: || тихо, || как больной с кровати, || спрыгнул нерв…

С помощью сравнений изображается образ возлюбленной: «Вошла ты, || резкая, как «нате»!

«Вы - Джоконда…»

«Нате» - это эпатирующее публику, бросающее вызов современному миру стихотворение Маяковского, резкое, бескомпромиссное. Так и здесь: сравнение передает конец любви. Сравнение любимой с Джокондой, прекрасным творением Леонардо да Винчи, возвышает этот образ.

Ритмика и рифма.

Особенности лексики, фонетики, синтаксиса.

Велика роль гипербол в характеристике образа лирического героя: «Что может хотеться этакой глыбе?», «Ведь для себя не важно и то, что бронзовый, и то, что сердце холодной железною…», «…рухнула штукатурка в нижнем этаже…» - гипербола подчеркивает беззащитность, бессилие человека перед чувством любви и передает противоречивость образа: сила, мощь - и беззащитность.

Значим и пейзаж в I главе поэмы. Он тоже отражает состояние души лирического героя. Герой пытается найти защиту: «Еще и еще, || дождю || лицом в его лицо рябое, || жду…» - и видит, что и природная стихия против него: «…|| в стеклах дождинки серые || свились, гримасу громадили…»

А в самом начале поэмы «хмурый, декабрый» вечер точно гармонирует с душой героя.

Ритм - основная сила стиха, ритмика, как и все элементы стиха, починена смысловой задаче: передать страдания души лирического героя, его растерянность, метания.

Акцентный стих Маяковского позволяет выделить ключевое слово, точно предающее состояние героя:

Еще и еще,

Уткнувшись дождю

Лицом в его лицо рябое,

Обрызганный шумом городского прибоя.

Короткое слово «жду» на одной строчке, в окружении длинных строк, логически выделяется, передавая всю муку ждущего человека.

Любители

Святотатств

Преступлений,

А самое страшное

Лицо мое, когда

Абсолютно спокоен.

Поэт выделяет каждое слово, и в этом строении стиха ясно видна антитеза: «я» лирического героя противопоставляется окружаемому миру.

Ритм неровный, пульсирующий, то замедленный («А ночь по комнате ….») то быстрый, нервный (Алло! || Кто говорит? || Мама!), то взрывающийся на повторах, задыхающийся («Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу!) Если графически изобразить ритмику поэмы, то это, наверное, получится кардиограмма больного сердца, работающего с перебоями.

Замечательная особенность поэтики Маяковского - неожиданная, звучная рифма. Поэт использует ассонансные (неточные) рифмы и составные. Рифма приковывает к слову, заставляет понять и принять его:

Видите - спокоен как!

Как пульс покойника … (составная)

«Четкий - чечеткой» (ассонансная)

Поэт использует лексику разговорного стиля, просторечные слова («издерется» рот, двери «заляскали», «изрыгает», «глаза выкачу»)

В передаче любовного чувства тоже используется часто разговорная лексика, но низкие слова становятся поэтическими («маша! Ваш сын прекрасно болен..»)

В поэме много неологизмов, но они всегда мотивированы, служат усилению экспрессии поэтического слова (вечер «декабрый», любовь - «любеночек», «выстони», «церковка сердца»), точно отражают мысль и чувства героя.

Фонетические и синтаксические средства также передают душевное состояние лирического героя («А ночь по комнате тинится и тинится, Из тины не вытянуться отяжелевшему глазу…» - ассонанс звука [и] + аллитерация [ц] рождает яркий образ тянущегося времени, постоянные повторы, сложные синтаксические конструкции в сочетании с неполными предложениями разговорного стиля отражает неровный ритм мечущегося сердца.)

IV Заключительное слово учителя.

Итак, подведем итоги наших наблюдений над I частью поэмы. Конечно, мы сумели увидеть далеко не все изобразительные и языковые средства, которые помогают понять поэтическую идею произведения, его образы, но и то, что мы смогли заметить, погружаясь в живую душу поэмы, открыло нам некоторые не бросающиеся в глаза при первом знакомстве, но существенные для понимания целого оттенки, особенности, которые помогают, по Пушкину, «открывать красоты … в произведениях …»

Какого же героя мы увидели в I главе поэмы? - вопрос к учащимся.

В I главе мы видим трагедию любви и лирического героя, страдающего, мечущегося, растерянного, ищущего понимания в мире и не находящего, героя, бросающего вызов миру, где любовь превращается в куплю - продажу. Этот вызов вырывается из сердца от отчаяния и безысходности. Образ лирического героя трагичен, его страданию нет исхода.

Как наша сегодняшняя работа помогла вам в осознании, в приятии или неприятии поэзии Маяковского?

«Я открыла для себя поэта. Раньше он мне представлялся грубым, но теперь я увидела раненую душу…»

«Никогда не думал, что можно так ярко выражать свои чувства…»

«Мне кажется, так о любви еще никто не писал, да и не напишет.»

«Очень понравился ритм поэмы. Как точно передается состояние души любящего и страдающего человека!»

Домашнее задание: по группам проанализировать 2, 3, 4 главы поэмы самостоятельно, использовать вопросы и записи, сделанные в классе, учебник - с.175 - 176, ответ на вопрос: Каков лирический герой раннего Маяковского.

Обновлено: 2012-02-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

«Облако в штанах» — яркая, эпатажная и очень откровенная поэма Владимира Владимировича Маяковского. Это самое первое крупное произведение автора, над которым он работал в течение целого года. Произведение носит острый революционный характер и может заинтересовать читателя одним лишь неоднозначным названием. Поэт вложил всю душу в его создание и наделил лирического героя чертами, которые также присущи ему самому.

В начале произведения Маяковский описывает, как мучительно ожидает герой свою возлюбленную, он так предвкушает эту встречу, что даже, « у нервов подкашиваются ноги!». Его не слушаются мысли, и он не в силах совладать с собой, ему начинает казаться, что даже дождинки гримасничают, будто издеваются. Внутри него бушует неудержимый накал эмоций, время течет немыслимо долго, настолько долго, что он перестает его чувствовать, и хочется просто кричать.

Упал двенадцатый час,
как с плахи голова казненного

Долгожданная встреча с возлюбленной мимолетно опустошает его сердце, ведь герой узнает, что Мария в скором времени выходит замуж. В один момент девушка смогла потушить величественный пожар эмоций в его груди. Внешне кажется, что он ничего не чувствует, но в его душе образовалась дыра, он называет это «пульсом покойника»

Влюбленный юноша не хочет забывать Марию, говорит, что боится забыть её имя, так же, как поэт боится забыть слово, равное величием Богу. Так он разочаровывается в любви и переходит к политике.

Далее высмеиваются исторические личности, государственный строй и бездарная ведомая толпа, герой убежден, что все эти жалкие людишки не умеют по-настоящему любить, они путают любовь с грязью и похотью. Он хочет забыться в гневе обличения, но все равно наступает на больное.

В конце концов, лирический герой разочаровывается в Боге, Творец является для него бессильным, даже он не может его понять, увидеть, как кровоточит его сердце, как его настигают отчаяние, разочарование и одиночество.

Я думал, ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик

Но мысли о Марии все еще продолжают отравлять его сознание, он кричит о своей любви, хотя уже понимает, что это напрасно, так как вместе с чувствами в нем рухнули все сдерживающие его основы мировоззрения. Герой грезит о революции во всех сферах жизни и готов посвятить всего себя перестройке всего живого.

Смысл названия

Название «Облако в штанах» Маяковский дал поэме после того, как изначальное не пропустила цензура. Сперва произведение имело название «Тринадцатый апостол», но, не захотев оказаться на каторге, автор его изменил. «Облако в штанах» — это сочетание легкости и романтики с грубостью и бытовыми аспектами жизни, поэт гениально совместил несовместимые характеры и образы.

Хотите —
буду от мяса бешеный
— и, как небо, меняя тона —
хотите —

буду безукоризненно нежный,
не мужчина, а — облако в штанах!

Сильный и уверенный в себе мужчина под действием мучительных эмоций и горячего чувства любви в один миг становится мягким и невесомым, легким и бесформенным. Внешне он все так же суров и спокоен, эти качества присущие мужскому полу, Маяковский приводит в сравнении с грубыми штанами. Облако, которое в них одето, является отражением внутреннего мира лирического героя, который находится в подвешенном состоянии. Он нежен и чуток, у него нет сил на то, чтобы изменять то, что происходит вокруг.

Композиция и жанр

Жанр произведения «Облако в штанах» мы уже давно определили и убедились, что это поэма. Но также важным будет узнать, что она имеет форму тетраптиха.
Тетраптих — это произведение искусства, которое вмещает в себя 4 части, объединённых одним сюжетом и смысловой линией.

Поэма состоит из предисловия, в которое автор закладывает основную идейную мысль произведения, и четырёх частей. Каждая из частей обозначает главные темы, о которых и пойдёт речь. Основной мыслью являются, так называемые, четыре крика героя: «Долой вашу любовь, искусство, строй, религию!» — именно этот лозунг автор помещает в предисловие. Начало поэмы очень лирично, оно повествует нам о душевных переживаниях героя, именно оттуда мы узнаем о его настоящих чувствах к Марии.

Во второй части поэмы речь пойдёт о поэзии и творчестве, которое гибнет в буржуазном обществе, но автор верит, что после революции поэты смогут спасти искусство.
В третьей и четвёртой частях Маяковский выражает протест уже всему старому строю, он находит именно его причиной всех человеческих бед.

Образ лирического героя

Герой в поэме «Облако в штанах» насыщен настоящими чувствами и переживаниями самого автора. Маяковский позволяет ему перенять многие его черты, получается, что, поэт таким способом пытается выразить собственное «Я». Рассказчик представлен нам романтичным и чутким, нежным и ранимым, но в то же время он сильный мужчина, который имеет свою личную и уверенную позицию. Образ построен на неком контрасте, который характеризует его, как яркого и эмоционального человека, который не собирается терпеть людскую ничтожность, он будет упорно кричать и бороться за счастье и лучшее будущее не только для себя, но и для других. Он намеревается повести их за собой, обагрив сердца кровью своего сердца, которое болит за судьбу отечества.

Но его образ нельзя называть исключительно бунтарским, ведь им также движут горячие чувства к любимой девушке, к жизни, он переживает огромный внутренний взрыв, который ранит его до глубины души. Это значит, что герой умеет по-настоящему любить, и любит так, как никто из его окружения.

Характеристика главных героев

В поэме «Облако в штанах» не так много действующих героев, они уникальны, образы некоторых из них даже можно назвать двойственными. Маяковский неспроста называет лирическую героиню Марией. В четвёртой главе происходит ненавязчивое сравнение её образа с библейскими образами Девы Марии и Марии Магдалины, то есть имя возлюбленной рассказчика олицетворяет божественную, неземную любовь. Но девушка отвергает героя, она заставляет страдать его душу, кричать и молить о любви, и, по сути, предает его, продает, как Иуда. Для нее деньги играют важную роль, она понимает, что герой не сможет одарить её богатством, поэтому, она меняет настоящие чувства на материальные блага.

Ничего, если пока
тебя вместо шика парижских платьев
одену в дым табака

Такая особенность представления образа также касается образа Бога в поэме. В самом начале герой просит у него помощи, он считает его величественным, способным подарить ему право на взаимную любовь. Но выходит так, что небеса предают его, к герою приходит разочарование в их силах. Творец уже не так могуч и всевластен, как раньше.

Религиозные аллюзии

Вероятно, иронизируя над библейскими именами и героями, автор выражает свой антиклерикальный протест, что было ему свойственно. В свои любовные переживания он искусно вносит политические веяния нового времени, показывая тщетность надежд на небесные силы. Увы, говорит поэт, будем реалистами: в сердечных делах, да и в каких бы то ни было еще, Бог нам не помощник, а все истории про него – сказки. Например, Маяковский использует библейское имя Мария, но говорит не о подвиге матери и возлюбленной Христа, не о преданности, не о скорби, а переворачивает вверх дном наши устоявшиеся ассоциации. Теперь Мария – продажная девка, которая готова продать возлюбленного за французское платье. Такова сущность роковой и порочной женщины в жизни, а в исправление Магдалины на страницах книги автор не верит.

Тематика

  1. Безусловно, первой и самой главной темой поэмы Маяковского «Облако в штанах» является тема любви, безответной и мучительной. Она напрямую пересекается с остальными темами, которые автор рассматривает в произведении: одиночество, отвержение морали и политики и даже атеизм. Лирический герой страдает от неразделенной любви, и эти мучения приводят его к отрешению от собственных мыслей и убеждений.
  2. В третьей части поэмы поднимается тема несогласия с политическим устройством, герой буквально кричит «долой ваш строй!». Рассказчик остро ощущает, как масса серых и очень похожих друг на друга людей своими руками порождает войны и насилие, но он противопоставлен этому миру, в его сознании идет борьба со всем, что его окружает.
  3. Кризис религии в начале 20 века тоже занял свое почетное место в лирике русского модерниста. Он иронически снижает образ Бога, сводит его вымышленную власть до абсурда. Герой верит теперь только в свои силы и смиряться не собирается.
  4. Также поэт поднимает тему искусства, заявляя о своей эстетической позиции: он хочет стать голосом улицы, а не элит с их розами и соловьями. В новом веке есть проблемы поважнее. Он воспевает народ и его пролетарскую сущность, а классиков (Гомер, Гете) за авторитет признавать отказывается: прошло их время. «Я знаю - гвоздь у меня в сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете» — автор хочет сказать, что насущные, реальные проблемы трудяг с улиц гораздо важнее абстрактных философских вопросов. Их он и будет описывать.
  5. Не может остаться незамеченной и тема революции, автор называет себя ее предтечей. Он «распял себя на кресте» ради того, чтобы очистить душу кровью страдания и взять в руки как знамя. То же он намеревается делать с читателями поэмы, чтобы они встречали переворот с очищенными помыслами.
  6. Можно заметить, что в каждой из частей поэмы ведущей является тема любви, однако её дополняют и другие мысли. Сперва лирический герой разочаровывается в своей возлюбленной, затем в окружающем его искусстве, после он теряет веру во власть и, наконец, в религию. Таким образом, основная тема поэмы «Облако в штанах» — это все-таки разочарование. Поэт устал от окружающей его обстановки и протестует против нее, критикуя все сферы бытия. Возможно, любовная линия вообще была придумана для отвода глаз цензоров.

В чем смысл произведения?

Владимир Владимирович Маяковский призывает обездоленных и бедных людей упорно и настойчиво требовать и добиваться своего счастья прямо здесь и сейчас. Он же готов воспевать и поддерживать протест, отрекаясь от буржуазной классической поэзии. Автор полностью отвергает старые устои, которые не могут позволить человеку жить достойно и свободно, он выступает против бюрократии и буржуазии, предчувствует наступление революции и готов нести ее идеи в массы. Чувства и переживания лирического героя сопоставимы с переживаниями народа, и все они обобщены в одном образе. Любовь, искусство, политический строй и религия должны быть абсолютно другими, поэт не принимает то, что происходит сейчас (происходило тогда), он уверен, что пролетарии деградируют и унижаются перед жизнью по вине неправильного искусства, лживой религии и несправедливого государственного режима. Однако Маяковский не теряет веру и надежду на светлое будущее, он является сторонником переворота во всех сферах и направлениях. Автор убеждён, что если беспощадно разрушить убогое старое, можно создать яркое и совершенное новое.

Своеобразие поэмы

Оригинальность и своеобразие поэмы «Облако в штанах» нам удаётся проследить уже в самом начале, когда мы узнаем, как она называется. Мало кто сразу и абсолютно точно сможет догадаться, о чем пойдёт речь, не прочитав текст, а просто взглянув на его название. Безусловно, это предаёт произведению некую элегантность и выделяет его среди прочих, можно сказать, что оно само заставляет обратить на себя внимание.

Размер и композиция поэмы были не типичны для русской литературы. Знаменитая «лесенка» была придумана в Италии основателем футуризма Филиппо Маринетти. Он же разработал идейно-тематическое содержание нового течения, его манифест и эстетические принципы. Известно, что Маяковский был ярым поклонником его таланта, поэтому перенял его литературный стиль. Однако Маринетти был, скорее, теоретиком, а не практиком, и именно русскому поэту удалось довести его идеи до совершенства. Таким образом, в поэме «Облако в штанах» автор воплотил революционный дух модернизма и открыл новую страницу в отечественном искусстве, употребив новый размер, инновационный ритм, множество окказионализмов. У нас есть целая .

Также, необычным и неожиданным для современников Маяковского и для нас, становится то, как автор отзывается о Боге и религии. Мало кто смог бы осмелиться в то время так отзываться об этом, называя Творца «недоучкой» и «крохотным божиком».

Изначально поэма вышла с потерями, цензор из неё изъял несколько страниц. Только в Москве в начале 1918 года «Облако в штанах» было полностью восстановлено и выпущено под собственным издательством Маяковского, а в самом начале он указал, что первое название «Тринадцатый апостол» было перечеркнуто цензурой, но возвращать его он не станет. Такая авантюрная история создания тоже придает произведению революционной романтики.

Проблематика

  1. В поэме «Облако в штанах» главной является проблема страдания народа в созданном капиталистами мире. Маяковский на протяжении всего произведения удивляется образу жизни своих современников. Все образы кажутся низкими и безликими на фоне лирического героя. Те чувства, которые в нем кипят, уверенно обобщают остроту социального конфликта.
  2. Также в поэме присутствует проблема борьбы с личными внутренними переживаниями. Мучения души связаны с несбыточными лирическими мечтами, столкновением нежности, которую воспитали в сердце, и убогой, несправедливой реальности, где нежность никто в грош не ставит. Герой за секунду лишается последней надежды на взаимные чувства, а это не что иное, как полное опустошение, а значит, внутренняя смерть.
  3. На фоне столь острых переживаний возникают новые, не менее волнующие проблемы. Катастрофа, которая произошла с героем, подталкивает его на мысли о проблеме безнравственности общества и впоследствии он отвергает мораль.
  4. Проблема фальшивого искусства тоже беспокоит его. Творцов не волнует то, как повлияют их произведения на людей, им важны каноны и изящество. Поэт не может понять лицемерных правил, вопросы о предназначении поэта мучают и терзают его. Он находит решение в полной откровенности, от него остаются «одни сплошные губы».
  5. Политический застой автор также не оставляет без внимания. Несправедливое правительство, зацикленное только на собственной прибыли, не может быть полезным для общества, не может служить его развитию.
  6. И, конечно, его волнует проблема религиозного толка. Он считает, что сказка про Бога только одурманивает народ, ведет его к регрессу, но нисколько не помогает ему на пути к самосовершенствованию и развитию.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Чернышова Татьяна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение " Средняя общеобразовательная школа №14"
Населённый пункт: г.Череповец Вологодской области
Наименование материала: Конспект урока литературы в 11 классе
Тема: Изучаем поэму В.В.Маяковского "Облако в штанах"
Дата публикации: 31.08.2016
Раздел: полное образование

Бунт «тринадцатого апостола в поэме «Облако в штанах».
Цели:
- познакомить с историей создания поэмы; обозначить основные темы поэмы; определить роль средств выразительности; - развитие навыка анализа поэмы; - воспитание интереса к поэтике В.Маяковского. У меня в душе ни одного седого волоса, И старческой нежности нет в ней! Мир огромив мощью голоса, Иду - красивый, двадцатидвухлетний.
I.

Оргмомент.

Работа с эпиграфом.

Формулировка темы и постановка цели.

Актуализация знаний. Сообщения групп.

1.
Историки.Замысел поэмы. История создания. «Облако в штанах» – одна из самых известных ранних поэм В. Маяковского была закончена к июлю 1915 года. Появление ее в печати стало далеко не рядовым событием для русской поэзии и всего российского общества. В ней поэт выступает как «тринадцатый апостол». Известно, что у Христа было двенадцать учеников-апостолов. Само слово «апостол» означает «посланник». По легенде, их избрал сам Христос и отправил по миру проповедовать его учение. Первоначальное название поэмы – "Тринадцатый апостол" – было заменено цензурой. Маяковский рассказывал: «Когда я пришел с этим произведением в цензуру, то меня спросили: "Что вы, на каторгу захотели?” Я сказал, что ни в каком случае, что это ни в коем случае меня не устраивает. Тогда мне вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие. Это – вопрос о том, откуда взялось заглавие. Меня спросили – как я могу соединить лирику и большую грубость. Тогда я сказал: "Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите, буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах"». Свою поэму Владимир Маяковский начал еще в первой половине 1914 года. По свидетельству его друзей на написание первой главы поэмы поэта вдохновил романтический эпизод во время поездки футуристов по России. В Одессе, где они выступали с 16 по 19 января 1914 года, он познакомился с красавицей, Марией Денисовой, в которую влюбился. Человек мощной фактуры, но с нежным и ранимым сердцем, не мог не разглядеть в толпе поклонниц глаза прекрасной харьковчанки. В. Каменский, спутник Маяковского по поездке в Одессу, писал о Марии, что она была совершенно необыкновенной девушкой, в ней «сочетались высокие качества пленительной внешности и и н т е л л е к т у а л ь н а я у с т р е м л е н н о с т ь к о в с е м у н о в о м у » . Влюбился безответно, страдал от этого, и уже по дороге в следующий город в вагоне поезда читал друзьям первые строки поэмы... Однако начавшаяся империалистическая война отодвинула этот замысел. Но когда наступило прозрение относительно войны и поэту открылись истоки мировой катастрофы, он понял, что готов к продолжению работы над поэмой, но уже в совсем ином понимании жизни вообще. Заметно, что любовная драма перерастает в драму жизни. Очевидно, поэт остановился на данном названии, чтобы привлечь читательское внимание к самому произведению. 1

2.
Теоретики. Тетраптих - произведение искусcтва, состоящее из четырёх составных частей (картин, барельефов и др.), объединённых общей идеей. Идейно-тематическое единство. Ее центральная тема – романтический конфликт героя с враждебным ему миром, несправедливые законы которого попирают всяческие нормы этики и морали. Смысл произведения: «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» - четыре крика четырех частей». Поэт соединяет личные переживания лирического героя с переживаниями всей страны. Поэт против старой жизни.
3.
Литературоведы.Своеобразие сюжета и композиции. Сюжет поэмы тяготеет к библейской обобщенности, и столь значимое в религиозном отношении имя для героини выбрано неслучайно. Герой и героиня противопоставлены по типу контраста: он – огромный, неуклюжий индивидуалист, она – хрупкая, маленькая дочь своего общества. Композиционно поэма определена как тетраптих: она имеет маленькое вступление и четырехчастное деление. Стремление показать исключительность и неординарность лирического героя звучит во всех главах поэмы. Обратим внимание на сюжетно- романтический узел поэмы. Перед нами история большой, но неразделённой любви. Молодой человек ждёт назначенного свидания. Ожидание мучительное  «тряски нервное желе», как позже охарактеризовал Маяковский подобные переживания. Пришедшая, наконец, Мария объявляет, что «выходит замуж». Девушку «украли». Осиротевший герой обнаруживает, что он «заболел» любовью. У него «пожар сердца». Одинокий бродит по улицам, в «тракторных углах вином обливает душу», наблюдает «в экипажах… жирных, проевшихся насквозь…» Мысленно, тем не менее, герой сосредоточен не на одном своём горестном чувстве. Личная трагедия с обострённой силой сталкивает его лицом к лицу с окружающим миром, со сложнейшими проблемами быта, искусства, политики, религии. Раненое сердце становится предельно чутким не только к собственным, но и к чужим страданиям, и поэт мучительно стремится осмыслить, почему обесчеловечен прекрасный в своей основе мир? Как возникает такая странная действительность, где, с одной стороны, великое множество людей бездомных и обречённых на муки, а с другой  лопающиеся от жира сытые? Сказанное объясняет основной принцип композиции поэмы. Y.
Исследовательская работа.
Прочитайте вступление к поэме и по ходу чтения выписывайте средства выразительности: - 1-й ряд (метафоры); - 2-й ряд (гиперболы); - 3-й ряд (сравнения). (Анализ наиболее ярких средств). YI.
Беседа.
- Надеюсь, что творчество Маяковского не оставило вас равнодушными. Воскресите основное содержание урока в своем сознании, ответив на вопросы: - Почему Маяковский не пытался вернуть прежнее название? (Свыкся) - Кто явился прообразом лирической героини? 2
- Какова главная мысль поэмы? (Любовь человека к жизни, к миру, к людям в высоком библейском понимании). - Что отвергал поэт в существующем строе? (Долой….) - О чём размышляет поэт в поэме? (Об основных устоях) - Какую роль сыграли средства выразительности в постижении идеи поэмы? YII.
Выставление оценок.
YIII.
Домашнее задание.
Работа с текстом: -подготовить выразительное чтение отрывка; - выписать средства выразительности по вариантам: 1 - (олицетворения); 2 - (гиперболы); 3 - (метафоры, примеры парцелляции); 4 - (оксюморон); 5 - (антитезу) 6 - (эпитеты) Финал поэмы звучит не без авторской иронии: Вселенная не слышит протеста «тринадцатого апостола» – она спит!
Особенности поэтики Маяковского
Поэме В. Маяковского "Облако в штанах" (как и другим его произведениям) свойственны гиперболизм, оригинальность, планетарность сравнений и метафор. Их чрезмерность порой создает трудности для восприятия. М. Цветаева, например, любившая стихи Маяковского, считала, что «Маяковского долго читать невыносимо от чисто физической растраты. После Маяковского нужно долго и много есть». Тексты: стихотворения «О дряни», «Прозаседавшиеся»; пьесы «Клоп», «Баня» 1 группа – Сюжет, композиция, образы. 3
2 группа – Роль изобразительных средств в раскрытии образа лирического героя. 3 группа – Особенности лексики, синтаксиса, фонетики и ритмики в раскрытии образа лирического героя. Результаты наблюдений (краткая запись) Сюжета – действия нет, есть сюжет – состояние, переживания. Завязка сюжета –драма любви, она необычна, так как третий персонаж в любовном ∆ – буржуазный миропорядок. Основной конфликт –противостояние человека и мира. Сюжет передает страдание лирического героя: «жилистая громада сюжет, корчится» –«Как больной с кровати, спрыгнул нерв.» – «Нервы … скачут бешеные…» – «…Спокоен как! Как пульс покойника…» – «…Самое страшное видели … лицо мое, когда я абсолютно спокоен …» – «…ваш сын прекрасно болен…» – «Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу! – крик последний о том, что горю.» Композиция передает состояние души лирического героя. Завязка – ожидание свидания («нервы скачут бешеные»). Кульминация – приход Марии («спокоен как …»). Развязка – последний крик лирического героя («крик последний, ты хоть о том, что горю..»). Страданию героя нет исхода («.. в столетия выплесни.» – это в никуда) Ведущий образ – образ «Я». Лирический герой близок поэту по мировосприятию и конкретным жизненным обстоятельствам. Но это обобщенный образ страдающего несовершенством мира человека. Поэма – страстный монолог лирического героя. Страсть выплескивается в отчаянном крике, достигает высот трагедии: мир не слышит героя. Лирический герой – страдающая, мучающаяся душа, ожидающая, не находящая понимания с миром. И в этом ее трагедия, а не только в трагедии любви. Образ любимой – это «Джоконда», которую надо украсть» образ противника – неясен, это весь мир – любителей святотатств, преступлений и боен». Главные изобразительные средства – это ассоциативная метафора, гиперболизация, доходящая до гротеска, фантасмагории, яркие сравнения. Основная роль – показать душевное состояние героя. Страдания измученной души выражены в парадоксальных и броских метафорах: «Полночь, с ножом мчась, догнала, ││зарезала, ││вон его…» – рисует образ безжалостного времени, уничтожающего человека. «На лице обгорающем ││ из трещины губ ││обугленный поцелуишко броситься вырос..» – показана трогательная беззащитность человека перед силой любви и страданий. Необычно интересны сравнения, передающие страдания лирического героя: Упал двенадцатый час, Как с плахи голова казненного.. Так передает поэт напряжение героя, ожидающего свою любимую. Переживания лирического героя передаются и с помощью олицетворений, необыкновенно ярких. Поэт наделяет даром чувства, способности мыслить и страдать нервы: «Слышу: ││тихо, ││как больной с кровати, ││ спрыгнул нерв… С помощью сравнений изображается образ возлюбленной: «Вошла ты, ││резкая, как «нате»! И «Вы – Джоконда…» «Нате» – это эпатирующее публику, бросающее вызов современному миру стихотворение Маяковского, резкое, бескомпромиссное. Так и здесь: сравнение передает конец любви. Сравнение любимой с Джокондой, прекрасным творением Леонардо да Винчи, возвышает этот образ 4
Велика роль гипербол в характеристике образа лирического героя: «Что может хотеться этакой глыбе?», «Ведь для себя не важно и то, что бронзовый, и то, что сердце холодной железною…», «…рухнула штукатурка в нижнем этаже…» – гипербола подчеркивает беззащитность, бессилие человека перед чувством любви и передает противоречивость образа: сила, мощь – и беззащитность. Значим и пейзаж в I главе поэмы. Он тоже отражает состояние души лирического героя. Герой пытается найти защиту: «Еще и еще, ││ дождю ││ лицом в его лицо рябое, ││ жду…» – и видит, что и природная стихия против него: «…││в стеклах дождинки серые ││ свились, гримасу громадили…» А в самом начале поэмы «хмурый, декабрый» вечер точно гармонирует с душой героя. Ритм – основная сила стиха, ритмика, как и все элементы стиха, починена смысловой задаче: передать страдания души лирического героя, его растерянность, метания. Акцентный стих Маяковского позволяет выделить ключевое слово, точно предающее состояние героя: Еще и еще, Уткнувшись дождю Лицом в его лицо рябое, Жду, Обрызганный шумом городского прибоя. Короткое слово «жду» на одной строчке, в окружении длинных строк, логически выделяется, передавая всю муку ждущего человека. Или еще: Эй! Господа! Любители Святотатств Преступлений, Боен, – А самое страшное Видели – Лицо мое, когда Я Абсолютно спокоен. Поэт выделяет каждое слово, и в этом строении стиха ясно видна антитеза: «я» лирического героя противопоставляется окружаемому миру. Ритм неровный, пульсирующий, то замедленный («А ночь по комнате ….») то быстрый, нервный (Алло! ││Кто говорит? ││Мама!), то взрывающийся на повторах, задыхающийся («Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу!) Если графически изобразить ритмику поэмы, то это, наверное, получится кардиограмма больного сердца, работающего с перебоями. Замечательная особенность поэтики Маяковского – неожиданная, звучная рифма. Поэт использует ассонансные (неточные) рифмы и составные. Рифма приковывает к слову, заставляет понять и принять его: Видите – спокоен как! Как пульс покойника … (составная) «Четкий – чечеткой» (ассонансная) Поэт использует лексику разговорного стиля, просторечные слова («издерется» рот, двери «заляскали», «изрыгает», «глаза выкачу») В передаче любовного чувства тоже используется часто разговорная лексика, но низкие слова становятся поэтическими («маша! Ваш сын прекрасно болен..») 5
В поэме много неологизмов, но они всегда мотивированы, служат усилению экспрессии поэтического слова (вечер «декабрый», любовь – «любеночек», «выстони», «церковка сердца»), точно отражают мысль и чувства героя. Фонетические и синтаксические средства также передают душевное состояние лирического героя («А ночь по комнате тинится и тинится, Из тины не вытянуться отяжелевшему глазу…» – ассонанс звука [и] + аллитерация [ц] рождает яркий образ тянущегося времени, постоянные повторы, сложные синтаксические конструкции в сочетании с неполными предложениями разговорного стиля отражает неровный ритм мечущегося сердца.) Индивидуальные задания. Первая часть: за что «долой вашу любовь»? Любовный треугольник в духе Джека Лондона; любовь как «горящее сердце». Первая часть, согласно замыслу поэта, содержит в себе первый крик недовольства: «Долой вашу любовь». Тему любви можно назвать центральной, ей посвящен весь первый и часть четвертого раздела.
Вторая часть: почему отвергается «ваше искусство»?
Оппозиция поэты и улица (ср. метафоры: «тихо барахтается в тине сердца глупая вобла воображения» и «улица корчится безъязыкая»), книги и жизнь, образ поэта-пророка и предтечи
Третья часть – «долой ваш строй», образ миропорядка: небо – «железный Бисмарк»,

земля – «любовница Ротшильда».
Поясните метафору: «небо опят иудит / пригоршнью обрызганных предательством звезд». Поэт – «площадной сутенер и карточный шулер» (см. религиозный смысл юродства) и «тринадцатый апостол».
Четвертая часть: «долой вашу религию», причина бунта против бога; образ бога у

Маяковского
; поясните финальный образ «спящей Вселенной» (ср. стихотворение М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»). 6

Во второй главе поэмы «Облако в штанах» речь идет о процессе поэтического творчества и его назначении, о миссии поэта в обществе. Маяковский опровергает кажущуюся легкость стихотворного ремесла, пишет о том, как автор тщательно обдумывает творческий замысел.

Поэт видит явную оторванность многих произведений от живой жизни. Он критикует сентиментально-романтические вирши, которые далеки от истинного пламени чувств. Поэт подчеркивает необходимость новых поисков в области изобразительных средств, способных отразить эмоции каждого человека:

Пока выкипячивают, рифмами пиликая,

из любвей и соловьев какое-то варево,

улица корчится безъязыкая –

ей нечем кричать и разговаривать.

В. Маяковский показывает, что за поэтами тянется все общество. Он призывает здравомыслящих людей порвать творения с сентиментальной чушью.

В. Маяковский глубоко чувствовал не только ритм истории, но и законы развития языка. Он понимал, что новая эпоха требует иных изобразительно-выразительных средств. Его авторские неологизмы – это попытка способствовать расширению языковой словарной базы. В. Маяковский понимал, что по сравнению с человеческой историей наша жизнь – песчинка. Надо успеть внести свой вклад в развитие культуры, искусства. Надо торопиться жить, смело включаясь в борьбу за свои идеалы.

Резкими, грубоватыми мазками (как на картинках художника Лентулова) изображен во второй главе поэмы городской пейзаж, центральным при создании которого является образ толпы.

Поэт призывает прислушаться к его проповеднической речи. Он хочет сплотить вокруг себя даже тех людей, что когда-то обидели его. В главе переосмысливается библейский сюжет о распятии Христа: аудитории Петрограда, Москвы, Одессы, Киева сравниваются с теми, кто кричал на горе Голгофе: «Распни его!»

Поэт стремится развенчать философию тех, кто как проказой заболел золотой лихорадкой. Слова «грязь» и «золото» сопряжены в произведении в пределах одной строки, ибо общество, построенное на имущественном праве сильного, попирает при этом обездоленных.

В. Маяковский провозглашает ценность человеческой личности и верит в необходимость общественного подъема.

Наиболее важными в данной главе являются строки о провидческом характере поэтического таланта. Непонятный современниками, поэт надеется достучаться до сердец потомков. Уже в 1914–1915 годах он пророчески ощущает приход новой волны революционных перемен:

Где глаз войны обрывается куцый,

главой голодных орд,

в терновом венце революций

грядет шестнадцатый год.

И поэт готов к этим революционным переменам. Он видит в них путь к спасению и торжеству социальной справедливости. Подобно горьковскому Данко он хочет вынуть из груди окровавленную душу и дать народу как знамя, как символ праведной борьбы за счастье и свободу.