Художник васнецов краткая. Виктор васнецов краткая биография

Пейзажные фоны произведений В. на сказочные и исторические темы, проникнутые глубоко национальным ощущением родной природы, то замечательные лирической непосредственностью её восприятия ("Аленушка"), то эпические по характеру ("После побоища Игоря Святославича с половцами"), сыграли важную роль в развитии русской пейзажной живописи. В 1883-85 В. выполнил монументальное панно "Каменный век" для Исторического музея в Москве, в 1885-96 - большую часть росписей Владимирского собора в Киеве. В росписях Владимирского собора В. пытался внести духовное содержание и эмоциональность в традиционную систему церковной монументальной живописи, которая во 2-й половине 19 в. пришла в полный упадок. Живопись В. в зрелый период, отличаясь стремлением к монументально-декоративному художественному языку, приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, а порой и обращением к символике, предвосхищает позже получивший распространение в России стиль "модерн". В. исполнил также ряд портретов (А. М. Васнецова, 1878; Ивана Петрова, 1883; оба - в Третьяковской галерее), иллюстрации к "Песни о вещем Олеге" А. С. Пушкина (акварель, 1899, Литературный музей, Москва). По его рисункам сооружены церковь и сказочная "Избушка на курьих ножках" в Абрамцеве (под Москвой; 1883), выстроен фасад Третьяковской галереи (1902). В советское время В. продолжал работать над народными сказочными темами ("Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем", 1918; "Кащей Бессмертный", 1917-26; обе картины - в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве).
Лит.: Стасов В. В., Виктор Михайлович Васнецов и его работы, в его кн.: Статьи и заметки, т. 2, М., 1954; Лебедев А. К., В. М. Васнецов. 1848-1926, М., 1955; Моргунов Н., Моргунова-Рудницкая Н., В. М. Васнецов, М., 1962.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии:
В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн. На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877). Позже главным направлением становится былинно-историческое - «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881-1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). В конце 1890-х годов все более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема (работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения (храм Спаса-На-Крови) в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира, росписи храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Васнецов работал в коллективе художников, оформлявших интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии. Сотрудничал с художниками М. В. Нестеровым, И. Г. Блиновым и др. После 1917 года Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кощей Бессмертный» (1917-1926)

    Виктор Васнецов Автопортрет. 1873 Дата рождения: 3 (15) мая 1848 Место рождения … Википедия

    Живописец; род. в 1848 г.; воспитывался в Вятской духовной семинарии, откуда, в 1868 г. перешел в ученики Имп. Академии художеств, в которой пробыл до 1875 г. и получил за успехи в рисовании и за этюды с натуры две малые и одну большую серебряные … Большая биографическая энциклопедия

    Русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867‒68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868‒75), действительным членом которой стал в… … Большая советская энциклопедия

    - (1848 1926) российский живописец. Брат А. М. Васнецова. Передвижник. Жанровые картины (С квартиры на квартиру, 1876), лирические или монументально эпические полотна на темы русской истории, народных былин и сказок (После побоища, 1880,… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1848 1926), русский живописец. Брат А. М. Васнецова. Учился в Петербурге в Рисовальной школе ОПХ (1867 68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868 75). Член ТПХВ (с 1876; см. Передвижники). Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Жил в Петербурге … Художественная энциклопедия

    - (1848 1926), рус. художник. Брат А.М.Васнецова. Чл. Т ва передвижников. В историю рус. иск ва вошел как создатель картин на сюжеты из нар. эпоса. В 1880 С. И. Мамонтов, владелец Абрамцева, предложил В. Д. Поленову и В. написать картину на сюжет… … Лермонтовская энциклопедия

    Выдающийся русский живописец. Родился в 1848 г. в Вятке, образование получил в местной духовной семинарии, в 1868 73 годах учился в Академии Художеств, по окончании которой ездил за границу. Выставлять начал с 1869 г., сначала на академических,… … Биографический словарь

    - (1848 1926), живописец. Брат А. М. Васнецова. Передвижник. Жанровые картины («С квартиры на квартиру», 1876), лирические или монументально эпические полотна на темы русской истории, народных былин и сказок («После побоища», 1880, «Алёнушка», 1881 … Энциклопедический словарь

    ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович - (15.05.1848 10.07.1926), великий русский художник, участник право монархического движения, один из авторов Иконы Покрова Монархической, член редкомиссии «Книги русской скорби». Родился в семье сельского священника в с. Лопьял Вятской губ. В… … Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917

    В. М. Васнецов. Васнецов Виктор Михайлович (1848, село Лопьял, ныне в Кировской области — 1926, Москва), живописец, брат. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И.Н. Крамского (1867—68) и в Академии… … Москва (энциклопедия)

Книги

  • , А. И. Успенский. Если до Петра Великого русская живопись носила характер преимущественно византийский, то с его времени преобладает влияние западное. - Произведения русских художников в значительной степени…
  • Виктор Михайлович Васнецов. издание Комиссии по устройству общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих г. Москвы , А. И. Успенский. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Если до Петра Великого русская живопись носила характер преимущественно византийский, то с его…

Хдожник Виктор Васнецов - художник живописец. Творческое направление художника большей частью связано с историческими и сказочными темами, русскими былинами. Васнецов очень искусно использовал свой талант и умения, чтобы наглядно продемонстрировать свое понимание народных сказок, черпал вдохновение из богатых фольклорных образов. Благодаря своему умению точно воплотить задуманное, он вскоре стал узнаваемым. Публика сразу оценила и полюбила его работы.

Биография - Виктор Васнецов родился в семье небогатого священника М. В. Васнецова Вятская губерния, село Рябово 15 мая 1848 года. С раннего детства было замечено, что он тяготеет к рисованию, главными сюжетами его зарисовок были местные пейзажи и сцены деревенской жизни. Позже Васнецова устроили учиться в духовное училище в 1858 году, чуть позже поступает учиться в духовную семинарию в городе Вятка.

В Вятке молодой художник развивает свои возможности по рисованию, основной тематикой его рисунков были темы народных русских пословиц и сказок, поговорок. Учась в семинарии он повстречался с ссыльным польским художником Андриоли Э, который просвятил молодого художника Васнецова о искусстве живописи, впоследствии Васнецов решил во, чтобы то не стало покинуть последний курссеминарии и поступить в Санкт-Петербургскую академию художеств, в чем собственно ему и помог художник Андриоли, познакомив Васнецова с епископом А. Красинским, который уговорил губернатора Кампанейщикова устроить лотерейную акцию для продажи картинок Васнецова Молочница и Жница, заработав таким образом немного денег, плюс небольшая помощь от отца,

Васнецов отправился в Санкт-Петербург в 1867 году. В городе Петра он поступает в академию пройдя экзамены, не узнав о своем зачислении в академию он сталкивается с трудным денежным положением, находясь в поисках места жительства. В его трудном положении помогает брат Вятского учителя Красовский, устроив Васнецова в картографическую организацию, позже художник рисовал иллюстрации к книгам и различным журналам, паралельно посещая школу по рисованию Общества поощрения художников, где состоялось важное в его жизни знакомство с художником Иваном Крамским.

В 1868 году он снова пытается поступить в академию, с удивлением узнав, что его зачислии в академию еще в прошлом году. В академии он знакомится с Репиным со многими другими художниками и педагогами в числе корорых был Павел Чистяков. Учась в академии Художник Васнецов создает сотни различных иллюстраций к различным детским азбукам и сказкам. Рисует горожан, бытовые сюжеты из городской жизни.

Не доучившись в академии он покидает ее, причина была такая, Васнецов желал писать картины на свободную тему, можно сказать куда душа клонила на темы русских былин и сказок, что в академии художеств соответственно запрещалось.

На своем творческом пути Художник Виктор Васнецов создал большое количество уникальных картин среди которых знаменитые полотна, такие, как Иван Грозный, После побоища Игоря Святославича с половцами - первая серьезная работа в русско былинном направлении написанная в 1878 году, потом в 1882 году Витязь на распутье, Битву русских со скифами, «Ковер-самолет, Три царевны подземного царства, очень примечательна картина Аленушка, эта картина написана в национальном ритме с глубоким поэтическим оттенком. Очень знаменитая его картина Богатыри 1898 г., которую приобрел для своей коллекции Павел Третьяков.

После написания богатырей Васнецов подумывал о своей персональной выставке, которую он решил организовать весной 1899 в залах академии художеств в Санкт Петербурге. Художник выставил на всеобщее обозрение около 38 своих лучших работ.

Самое заметное живописное произведение на этой выставке, конечно была картина Богатыри о которой было много лестных высказываний современников.

По слова Стасова это картина просто лидер среди других работ художников и заслуживает всеобщего внимания и одобрения.

В начале 20 века Васнецов работал с картинами на религиозную тематику, также продолжал работать с былинными и сказочными темами.

Из под его кисти выходят картины Баян, Царевна лягушка, Спящая царевна, Кащей бессмертный и Царевна несмеяна

Творчество художника в его жизненном пути было очень насыщено, написано множество живописных шедевров тематика которых просто уникальна и непревзойденна. Творческая энергия у художника была прямо таки неисчерпаемая, тем не менее многим его замыслам не суждено было сбыться. В 1926 году, летом 23 июля Васнецов неожиданно скончался во время написания портрета своего коллеги Нестерова.

Ви́ктор Миха́йлович Васнецо́в (15 мая 1848, село Лопьял, Вятская губерния - 23 июля 1926, Москва) - русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Младший брат - художник Аполлинарий Васнецов.

В. М. Васнецов в 1895 году

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии, в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова (1823-1870), принадлежавшего к древней вятской фамилии Васнецовых.

Учился в Вятском духовном училище (1858-1862), а затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. М. Чернышёва. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Санкт-Петербург для поступления в Академию художеств. Учился живописи в Петербурге - сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художников (1867-1868), затем в Академии художеств (1868-1873). В годы учёбы приезжал в Вятку, познакомился со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли, которого просил заниматься живописью со своим младшим братом Аполлинарием.

По окончании Академии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом - в выставках передвижников.

Член мамонтовского кружка в Абрамцеве.

В 1893 году Васнецов стал действительным членом Академии художеств.

Портрет В. М. Васнецова.
Н. Д. Кузнецов, 1891

После 1905 года был близок к Союзу русского народа, хотя и не был его членом, участвовал в финансировании и оформлении монархических изданий, в том числе «Книги русской скорби».

В 1912 ему было пожаловано «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством».

В 1915 году участвовал в создании Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.

Виктор Васнецов скончался в Москве 23 июля 1926 года, на 79-м году жизни. Художник был похоронен на Лазаревском кладбище, после уничтожения которого прах был перенесён на Введенское кладбище.

Семья

Художник был женат на Александре Владимировне Рязанцевой, происхождением из купеческой семьи. В браке родилось пятеро детей.

Творчество

В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземлённости передвижников к прообразу стиля модерн. На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877).

Позже главным направлением становится былинно-историческое:

  • «Витязь на распутье» (1882)
  • «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880)
  • «Алёнушка» (1881)
  • «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889)
  • «Богатыри» (1881-1898)
  • «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897)

В конце 1890-х годов всё более заметное место в творчестве В. М. Васнецова занимает религиозная тема: им были выполнены работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира, росписи Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне). Васнецов работал в коллективе художников, оформлявших интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.

Сотрудничал с художниками М. В. Нестеровым, И. Г. Блиновым и другими.

После 1917 года Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кощей Бессмертный» (1917-1926).

Проекты и постройки

  • Церковь Спаса Нерукотворного, совместно с В. Д. Поленовым, П. М. Самариным (1880-1882, Абрамцево).
  • «Избушка на курьих ножках» (беседка) (1883, Абрамцево).
  • Эскиз «Часовня над могилой А. С. Мамонтова» (1891-1892, Абрамцево).
  • Собственный дом, совместно с В. Н. Башкировым (1892-1894, Москва, переулок Васнецова, 13).
  • Проект иконостаса и написание икон церкви при стекольном заводе Ю. С. Нечаева-Мальцева (1895, Гусь-Хрустальный).
  • Надгробный памятник Ю. Н. Говорухи-Отрока (1896, Москва, некрополь Скорбященского монастыря), не сохранилось.
  • Проект русского павильона для Всемирной выставки в Париже (1889), не осуществлён.
  • Теремок (архитектурная фантазия) (1898), не осуществлён.
  • Особняк И. Е. Цветкова, строительство осуществлял архитектор Б. Н. Шнауберт (1899-1901, Москва, Пречистенская набережная, 29).
  • Проект пристройки главного входного зала к зданию Третьяковской галереи, совместно с В. Н. Башкировым (выполнено архитектором А. М. Калмыковым) (1899-1901, Москва, Лаврушинский переулок).
  • Проект терема-перехода из Оружейной палаты в Большой Кремлёвский дворец (1901, Москва, Кремль), не осуществлён.
  • Проект новой покраски Большого Кремлёвского дворца (1901, Москва, Кремль), не осуществлён.

Памятник «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков» перед зданием Вятского художественного музея имени братьев Васнецовых (1992). Скульптор Ю. Г. Орехов, архитектор С. П. Хаджибаронов

  • Памятный крест на месте гибели Великого князя Сергея Александровича (1905-1908, Москва), не сохранился. Воссоздан скульптором Н. В. Орловым и установлен в Новоспасском монастыре.
  • Проект доходного дома (1908, Москва), не осуществлён.
  • Надгробие В. А. Грингмута (1900-е, Москва, некрополь Скорбященского монастыря), не сохранился.
  • Проект собора Святого Александра Невского (1911, Москва, Миусская площадь), был положен архитектором А. Н. Померанцевым в основу частично реализованного проекта.

Создание марок

В 1914 году рисунок Васнецова был использован для марки добровольного сбора жертвам Первой мировой войны, выпущенной Московским городским общественным управлением.

Память

Музеи

  • Дом-музей В. М. Васнецова (филиал Государственной Третьяковской галереи, Москва).
  • Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых и его филиал:
    • Историко-мемориальный и ландшафтный музей-заповедник художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово» (Кировская область, Зуевский район, село Рябово).
  • Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге.

Памятники

  • Памятник «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков» установлен перед зданием Вятского художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

В филателии

Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году 15 мая в селе со смешным названием Лопьял. Отец Васнецова был священником, также как и его дед и прадед. В 1850 году Михаил Васильевич увез семью в село Рябово. Это было связано с его службой. У Виктора Васнецова было 5 братьев, один из которых также стал знаменитым художников, звали его Аполлинарий.

Талант Васнецова проявился с детства, но крайне неудачное денежное положение в семье не оставило вариантов, как отдать Виктора в Вятское духовное училище в 1858 году. Уже в 14-летнем возрасте Виктор Васнецов учился в Вятской духовной семинарии. Детей священников туда брали бесплатно.

Так и не окончив семинарию, в 1867 году Васнецов отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Денег у него было совсем мало, и Виктор выставил на «аукцион» 2 свои картины – «Молочница» и «Жница». До отъезда он так и не получил за них денег. 60 рублей за эти две картины он получил спустя несколько месяцев уже в Петербурге. Прибыв в столицу, у молодого художника было всего 10 рублей.

Васнецов отлично справился с экзаменом по рисованию и сразу был зачислен в Академию. Около года он занимался в Рисовальной школе, где и познакомился со своим учителем – .

К занятиям в Академии художеств Васнецов приступил в 1868 году. В это время он сдружился с , и даже одно время они жили на одной квартире.

Хоть Васнецову и нравилось в Академии, но он ее не закончил, уехав в в 1876 году, где прожил больше года. В это время там же находился и Репин в командировке. Они также поддерживали дружеские отношения.

После возвращения в Москву Васнецова сразу приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. К этому времени стиль рисования художника значительно меняется, да и не только стиль, сам Васнецов перебирается жить в Москву, где сближается с Третьяковым и Мамонтовым. Именно в Москве Васнецов раскрылся. Ему нравилось находиться в этом городе, он чувствовал себя легко и выполнял различные творческие работы.

Более 10 лет Васнецов оформлял Владимирский собор в Киеве. В этом ему помогал М. Нестеров. Именно после окончания этой работы, Васнецова можно по праву назвать великим русским иконописцем.

1899 год стал пиком популярности художника. На своей выставке Васнецов представил публике .

После революции Васнецов стал жить уже не в России, а в СССР, что его серьезно угнетало. Люди уничтожали его картины, относились неуважительно к художнику. Но до конца своей жизни Виктор Михайлович был верен своему делу – он рисовал. Умер он 23 июля 1926 года в Москве, так и не закончив портрет своего друга и ученика М. Нестерова.