Как открыть свой театр. Театр начинается с: пошаговая инструкция по созданию театрального коллектива

МХТ - театр, известный на весь мир и считающийся одним из лучших в стране, - начинался... в кафе. Встретившись за столиком в «Славянском Базаре», будущие создатели МХТ - Станиславский и Немирович-Данченко - долго обсуждали положение дел в драматургии, а закончили дискуссию, полные решимости создать в Москве новый народный театр.

пер. Камергерский, д. 3

Московский художественный академический театр имени Максима Горького (МХАТ)
Нервно сыгранное, умом постигнутое

Театр, носящий сейчас имя Максима Горького, был образован, как и МХТ имени А. П. Чехова, в 1987 году. Тогда художественным руководителем театра стала артистка Татьяна Доронина, возглавляющая труппу по сей день.

Тверской б-р, д. 22

Один из старейших театров Москвы: его стены помнят еще Фаину Раневскую и Любовь Орлову. В театре работают две сцены: основная - для классических постановок, сцена «Под крышей» - для новых форм и творческих экспериментов.

ул. Большая Садовая, д. 16

Театр имени Евг. Вахтангова

Без праздника - нет спектакля. Таким девизом руководствовался знаменитый московский режиссер Евгений Вахтангов, создавая постановку, которая позже станет классикой, настоящей школой актерского искусства - «Принцессу Турандот» по сказке Карло Гоцци. Своим заветам Вахтангов не изменял на протяжении всей творческой карьеры - таким же праздничным и карнавальным, как легендарный спектакль, был и является по сей день его театр.

ул. Арбат, д. 26

Театр «Ленком»

«Ленком» всегда отличался особенной энергетикой, которая влияла на выбор спектаклей, способ их постановки и даже на саму актерскую игру. Сегодня, как и на заре своего существования, театральная площадка предлагает зрителю уникальный репертуар, состоящий из самых зрелищных классических и современных пьес.

ул. Малая Дмитровка, д. 6

Московский театр «Современник» 12+

За годы своего существования Театр «Современник» подарил миру множество талантливейших актеров и стал одним из наиболее знаковых в истории становления отечественной культуры.

Чистопрудный бульвар, д. 19

Театр им. М. Н. Ермоловой

Мария Николаевна Ермолова - фигура знаковая для театральных деятелей всего мира. Любимица Станиславского, лучшая актриса Малого театра, старейшего в России, она задавала тон развитию сценического искусства в стране. Имя же артистки стало для последователей и коллег путеводной звездой.

ул. Тверская, д. 5/6

Российский академический молодёжный театр (РАМТ)

РАМТ создавался в 20-е годы XX века как один из первых в стране детских театров. Сегодня это театр всех поколений, который находится в центре современного театрального процесса, экспериментирует с формами и жанрами. Театр откровенно говорит с молодым зрителем на самые волнующие темы.

Театральная пл., д. 2

Театр им. Вл. Маяковского

Театр с богатой историей, один из старейших и самых заслуженных в Москве и в России, действующий с 1922 года.

ул. Б. Никитская, д. 19/13

Театр «Мастерская П. Н. Фоменко»
Один из лучших театров Москвы со своим собственным лицом и неповторимым почерком

Представления собирают неизменные аншлаги, на которые трудно купить билеты, поскольку постановки - неоднократные лауреаты самых престижных профессиональных премий: «Золотая Маска», «Чайка», «Гвоздь Сезона», «Хрустальная Турандот».

Кутузовский пр-т, д. 30/32.

Московский драматический театр имени А. С. Пушкина

Театр, созданный на обломках легендарного таировского Камерного театра. Спектакли идут на двух сценах. В репертуаре - и классика, и пьесы современных авторов.

Тверской бульвар, д. 23

Театр «Сатирикон»

Театр, неоднократно перерождавшийся в новом формате, но неизменно верный идеям своего основателя, легендарного Аркадия Райкина.

ул. Шереметьевская, д. 8, ул. Шереметьевская, д. 2 («Планета КВН»).

Театр на Малой Бронной

Один из лучших театров Москвы был создан в год Победы - в 1945-м. За свою историю театр переживал взлёты и падения, непростые ситуации, но всегда оставался одним из любимых у публики. Сегодня театром руководит Сергей Голомазов.

ул. Малая Бронная, д. 4

Московский театр Олега Табакова

«Табакерка», «Подвал», «театр-студия» Олега Табакова - один из любимых театров москвичей. Лучше всего концепцию и суть своего театра охарактеризовал сам Олег Павлович: «В спектаклях мы ищем уникальность формы для жизни человеческого духа на сцене. Поэтому выбираем такую литературу и драматургию, в которой рассматривается главная для меня проблема - как человеку быть человеком».

ул. Чаплыгина, 1а, стр. 1

Музей-театр «Булгаковский дом» 12+

«Булгаковский дом» - уникальный культурный центр, основанный по инициативе и при живом участии поклонников творчества знаменитого русского писателя. Это целый комплекс, имеющий широкие технические и интеллектуальные возможности для плодотворной работы.

ул. Большая Садовая, д. 10

Театр «Et Cetera» под руководством Александра Калягина

Московский театр под руководством Александра Калягина родился в 1993 году, пережил скитания по подвалам и ДК, в 2006 переехал в специально построенное для него здание, а сегодня вошёл в пятёрку самых посещаемых театров столицы.

Фролов переулок, д. 2

Театр Наций 12+

Уникальный театр без собственной труппы, видный участник современного мирового театрального процесса. Здесь смело и актуально интерпретируют классику, ставят авторские прочтения, экспериментируют со зрительским восприятиям и обращаются к самым животрепещущим темам.

Петровский переулок, д. 3

Театр «Практика» 12+

Коллектив, который делает современный продюсерский театр.

Большой Козихинский переулок, д. 30

«Гоголь-центр»

«Гоголь-центр» - это один из самых громких, необычных и впечатляющих проектов, посвященных комплексному развитию современного искусства. Это театр внутри города и город внутри театра.

ул. Казакова, д. 8

Московский театр юного зрителя (МТЮЗ) 0+

Театр, история которого началась в далеком 1920 году, сегодня предлагает очень разнообразный репертуар, и доминируют в нем спектакли для взрослой аудитории. Но детские постановки - неизменно качественные, яркие и высокохудожественные. Сегодняшний МТЮЗ - театр двух режиссёров, Генриетты Яновской и Камы Гинкаса.

пер. Мамоновский, д. 10

Центральный Академический Театр Российской Армии

Ведомственный театр Вооруженных сил: на его сцене проходили службу многие военнообязанные актеры. Сегодня в репертуаре театра три десятка спектаклей, а в труппе играет целая плеяда известных артистов.

Независимые, или негосударственные, или - точнее всего - частные, театры появились в России в конце восьмидесятых годов. С тех пор их количество растет. В 2011 году создана даже организация «Содружество негосударственных театров Санкт-Петербурга», объединяющая около 40 участников. В Москве полностью частных театров около 20, но явно не все учтены. Свои частные театры есть в провинции, но сколько их всего - неизвестно, статистика не ведется. Есть данные о том, что свои театры имеют лишь 18,8% городов и городских поселений России, на 1 млн жителей приходится 3,2 театра, что существенно меньше, чем в европейских странах. (В Австрии этот же показатель равен 24, в Швеции - 13,6, во Франции - 9,6, в Великобритании - 8,9, в Италии - 5,9. Данные взяты из «Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года».) Однако если в Европе большинство театральных трупп являются частными, то в России основной формой театрального дела до сих пор остаются государственные и муниципальные репертуарные театры.

Сегодня частный театр практически не может существовать без поддержки государства, которая осуществляется в форме субсидий или льгот по аренде. В этом году, например, 43 частных театра Петербурга получили субсидий на 35 миллионов рублей, но при этом какой театр поддержать и в каком размере, решает экспертный совет при Департаменте культуры. Скажем, мало известная театральным критикам, зато имеющая собственное помещение, выделенное городом в 1996 году, «Русская антреприза имени Андрея Миронова» в очередной раз получает больше всех - 9,5 млн рублей, в то время как основная часть коллективов довольствуется суммой от 200 до 500 тысяч. Чем руководствуется экспертный совет, выделяя дотации, понять не всегда возможно, хотя, безусловно, известность, отзывы прессы, призы на фестивалях имеют значение.

Большинство частных театров не имеет своей площадки. Содержать большое помещение со своей сценой очень дорого, поэтому частный театр чаще всего снимает зал для спектаклей. Вопрос аренды - один из самых болезненных, это едва ли не самая большая статья расхода, поэтому частные театры просят государство создать систему открытых площадок в доступных для публики местах с льготной социальной платой.

Считается, что в Москве социальную льготу или даже госсубсидию на помещение получить проще, чем в Петербурге. Однако в целом этот вопрос так и не решен, обещания есть, по милости чиновников какой-то театр может получить помещение и бесплатно, но нет единой, общей для всех, независимой от сиюминутных настроений власти, внятной схемы отношений между частным театром и государством. Это делает независимость театров весьма условной, поскольку, как видно на примере «Театра.doc », в любой момент лишение такой поддержки ставит под угрозу существование самой институции.

Мало известная театральным критикам, зато имеющая собственное помещение, выделенное городом в 1996 году, «Русская антреприза имени Андрея Миронова» в очередной раз получает больше всех - 9,5 млн рублей.

Ситуация с «Театром.doc » обострила давний конфликт. Дело в том, что «Театр.doc » был, по сути, открытой площадкой для многих независимых инициатив. Театр с 2002 года снимал подвал сначала у жилтоварищества, потом у города, сравнительно недавно добившись прямой аренды. Благодаря наличию собственной сцены любой драматург, актер, режиссер мог принести в «Театр.doc » свой проект и, если он оказывался интересен руководству, получить возможность играть на его сцене. Небольшие деньги, полученные от зрителей, делили между собой участники, отдавая часть на содержание и обслуживание помещения. Вопрос заработка вообще не стоял, играли из любви к искусству. Аренду руководители зачастую платили из личных средств. Сравнительно недавно «Театр.doc » стал получать гранты и субсидии от Минкульта РФ, от московского правительства. Однако в октябре 2014 года директор и один из учредителей театра Елена Гремина получила сообщение о досрочном расторжении арендного договора. После 12 лет бесконфликтного существования. Теперь театр ищет новую площадку, надеясь обойтись без государственной помощи, которая, как выясняется, всегда может оказаться инструментом давления. Гремина хотела бы найти новое помещение для аренды, «в идеале с законным для всех НКО убавляющим коэффициентом».

Помощь театрам оказывается во всем мире. Театральное искусство сегодня, как правило, экономически убыточно. В европейских странах муниципалитет часто предоставляет некоммерческим театрам бесплатное помещение, есть законы для учреждений социальной значимости, которые позволяют получить льготу на коммунальные платежи. А чтобы не возникало прямой зависимости от властей, используется принцип «вытянутой руки», когда деньги из казны выделяют специальным общественным организациям, а уж те распределяют средства коллективам. В США другая система: там поддержка театров осуществляется через систему налоговых льгот благотворительным фондам и индивидуальным жертвователям.

В России меценатов очень мало, никакой налоговой льготы для них нет, зато часто есть мнение властей, согласно которому что-то требует немедленной и щедрой поддержки, а что-то поддерживать вообще не стоит. В Москве есть один частный репертуарный театр, «Студия театрального искусства» под руководством Сергея Женовача, его содержит предприниматель Сергей Гордеев, построивший прекрасное здание и долгие годы не вмешивавшийся в собственно театральную политику. Но теперь и у него возникли финансовые проблемы, и ему хочется увеличить доходы театра, что, как правило, идет в ущерб художественному качеству.

Авторский, новаторский, поисковый театр не имеет шансов на рентабельность. Публика очевидным образом сегодня предпочитает классику, традиционное искусство, знакомые имена. На этом держится российская антреприза: продюсер собирает известных артистов, берет коммерчески успешную, желательно смешную пьесу, крепкого режиссера-профессионала и возит этот спектакль по гастролям, в основном по провинции, пока билеты покупают.

Репертуарные частные театры - в основном детские и кукольные. Они сравнительно дешевы, готовы играть в школах, детских садах, декорации и костюмы умещаются в автомобиль, а за получасовое представление можно получать от 20 до 90 тысяч рублей, в зависимости от умения директора «договариваться». Для многих артистов хорошим заработком являются корпоративы. Например, один уличный театр из Петербурга так разделил свои занятия: в России они занимаются устройством праздников, а в Европу ездят на фестивали со своими спектаклями. Еще один способ заработать - это детские театральные студии, курсы мастерства актера для взрослых, тренинги и участие в городских праздниках. Таким образом, самостоятельно выживают и зарабатывают маленькие, мобильные, ориентированные на массовую, неискушенную публику театры и отдельные антрепризные спектакли.

Традиционно считается, что отечественный театральный рынок пересыщен и государственными, и частными театрами, а зрителю предлагается широчайший выбор этой услуги. Но это не так.

В России частные театры – явление новое и в малый бизнес не вписывающееся. Вызвано это тем, что театр, в отличие от цирка или кино, считается некоммерческой сферой, которая существенной прибыли принести не может. А с другой стороны профессия антрепренера – содержателя или владельца частного театра – сегодня канула в небытие. Возможно, именно поэтому молодые актёры и труппы остаются, занимаются театральной деятельностью как хобби.

Но именно поэтому начинающему предпринимателю можно попробовать свои силы на этом поприще и прилично заработать. Грамотно организованный частный театр может стать солидным бизнесом и обеспечить владельцу и актёрам солидные заработки.

Открывая собственный театр, стоит в первую очередь обратить внимание на готовые фирмы СРО здесь https://единыйбизнес.рф/gotovye-firmy-s-sro/ . Это может оказаться прекрасным вариантом, поскольку такое решение сразу снимет многие организационные проблемы.

Сразу необходимо определиться, будет у театра собственное помещение, или он будет «бродячим». Это зависит от таких факторов, как величина стартового капитала, города, концепция театра, возможностей выезда на гастроли. Помещение можно и арендовать, но тут важно найти подходящий объект недвижимости. Рассматривая вопрос покупки собственного помещения или его строительства, нужно задаться вопросом, а будет ли такая инвестиция выгодной. Впрочем, если речь идёт о городах-миллионниках, то помещение всегда будет стоить больше, чем придётся потратить на его строительство. Некоторые предпочитают купить 2-3 автофургона для перевозки актёров и реквизита выездного театра.

Достаточно обратиться к специалистам https://единыйбизнес.рф, чтобы получить любой допуск СРО на сайте https://единыйбизнес.рф и подготовку всей необходимой документации.

Следующий вопрос, который необходимо будет решить, когда все формальности выполнены – подбор труппы. Понятно, что «звёзды» первой величины в неизвестный театр не пойдёт. Но это не трагедия. Во-первых, в случае с молодыми актёрами удастся сэкономить на гонорарах, а во-вторых, слава – категория преходящая.

Ещё один важный момент – формирование стоимости билетов. Конкретные цифры назвать сложно. За хороший спектакль цена в 1000 – 1500 рублей вполне допустима. И конечно, стоит принимать за ориентир цены на билеты в других театрах своего города. В начале деятельности стоит установить планку на уровне 75 – 90% от цены на билеты уже известных театров.

Понравилась эта новость? Тогда жми .

Что такое частный театр - это самый часто задаваемый вопрос. Чтобы на него ответить достаточно дать определение понятию - театр.

Театр - это форма исполнительского искусства. Театр — это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кине матограф, фотографию и т. д. Основным средством выразительности является актёр, который через действие, используя разные театральные приёмы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене. При этом актёром не обязательно должен быть живой человек. Это может быть кукла или какой-либо предмет, управляемый человеком. Театр считается самым сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем, и через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения. А если сказать дословно, то театр - это место для зрелищ, смотрю, вижу.

В России в основном работают государственные театры или антрепризы, частный же театр при отсутствии меценатов или спонсоров через какое-то время прекращает свое существование, потому что сам себя он содержать не может.

В нашей стране частные театры - вещь относительно новая, не вписывающаяся в коммерческую структуру. Это связано с тем, что театральное искусство, в отличие от, например, кино и циркового считается некоммерческим проектом, «искусством ради искусства», не приносящим существенной прибыли.

Как ни печально, но уважаемая когда-то профессия антрепренера - владельца или содержателя (а также в некоторых случаях - арендатора) частного театра сейчас незаслуженно забыта. Возможно, именно поэтому начинающие актеры, труппы и даже театральные студии и действительно остаются невостребованными и чаще всего умирают из-за отсутствия финансирования.

Историческая справка: театральный рынок России конца ХIХ — начала ХХ века необычайно обширен и разнообразен: предложение обеспечивалось пятью (некоторое время шестью) Императорскими репертуарными стационарными театрами столиц, провинциальными казенными театрами (около 10, точное число их неизвестно), городскими (муниципальными) театрами, антрепризами, товариществами, а также полупрофессиональными народными театрами (их в начале ХХ века насчитывалось более 400). Основной массив профессиональных театральных организаций составляли антрепризы и товарищества. Ежегодно работало около 300 таких репертуарных театров.

В Москве первый частный театр для широкой публики удалось организовать Артистическому кружку в 1868 году.

Из московских частных музыкальных театров конца XIX — начала XX веков в первую очередь необходимо назвать оперу Саввы Мамонтова и оперный театр Сергея Ивановича Зимина. Также в это время работали несколько драматических частных театров: театр Корша и Соловцова . В предреволюционные годы появились МХТ Станиславского и Немировича-Данченко , Камерный театр Таирова , в 1901 году в Петербурге открылся «Новый театр» под руководством Л. Б. Яворской , просуществовавший несколько лет; в Петербурге работал Евреинов — все они представляли новые театральные явления, не вписывающиеся в ставшие тесными рамки императорских театров.

Сегодня мы решили опросить ростовчан на центральных улицах города, узнать посещают ли они театры. Оказалось, что в Ростове-на-Дону люди практически не ходят в театры, и больше того, не хотят в них ходить, а статус частного театра вызывает какие-то нехорошие представления. Почему же получилось так, что Ростов-на-Дону, город с такой неплохой театральной историей, перестал интересоваться театральным искусством?

Еще немного истории города Ростова-на-Дону:

В 1863 г., по Большой Садовой в новом, так называемом, Гайрабетовском театре состоялось первое представление. Это была первая сезонная труппа. Ее антрепренером стал Ф. Надлер.

В 1873 году видный домовладелец Е. К. Ткачев в собственном саду, через квартал от Гайрабетовского, тоже возвел деревянный театр, представления в нем давались и в зимние месяцы.

В 1882 году крупнейший капиталист Юга России, владелец табачной фабрики, купец 1-й гильдии В. И. Асмолов добился от городской думы дозволения построить "концертное зало" на собственном участке земли по Таганрогскому проспекту (рядом с нынешним Домом офицеров). И уже следующей осенью поднялось и приняло первых зрителей первое в Ростове каменное театральное здание "в мавританском стиле" на 800 мест в трех ярусах, с просторной сценой, прекрасной акустикой. Театр получил название, сохранившееся в устной речи и после революции, как "асмоловский".

В 1899 году на Бульварной площади (ныне — Свободы) был возведен Нахичеванский городской театр. Трижды ему присваивалось имя Ленинского комсомола, весной 1920 года ему присваивалось имя М. Горького, в предвоенные годы он назывался областным драматическим, а с 1963 года Театр юного зрителя, ныне РОАМТ (Ростовский Областной Академический Молодежный Театр).

В 1906 году купчиха П. Д. Машонкина выстроила грандиозное здание театра-цирка. Главный вход был со стороны Таганрогского проспекта. Сооружение было рассчитано на 1700 зрителей. Его арендовали драматические, оперные и опереточные труппы. После революции Машонкинский театр носил имя К. Маркса, а после пожара в Асмоловском театре в него переселился драматический имени А. В. Луначарского и получил новое имя — Большой драматический.

В двадцатые годы в городе также работали: опереточная труппа, "Театральная мастерская", театры "Скоморох" и "Гротеск", клубный театр имени Р. Люксембург, полупрофессиональные — армянский, еврейский, латышский; театр рабочей молодежи из любительского обрел статус профессионального и перебазировался из Дворца железнодорожников под нахичеванскую крышу. А в начале тридцатых создан и украинский — имени Г. Петровского. Во главе с замечательным режиссером А. Ларским работал краевой театр сатиры.

В 1931 году начал свою историю театр музыкальной комедии в клубе ДонГЭС (теперешний ДК "Энергетик" на пр. Семашко).

В 1933 году в Доме Красной Армии (ныне здание театра музыкальной комедии) был образован театр Красной Армии СКВО, много лет которым руководил Я. Д. Габ. В тридцатые годы театр переехал в клуб работников торговли (ныне — Дом офицеров), а в 1948 году театр был расформирован.

Ростовский ТЮЗ в 1935 году обосновался в бывшем "приказном" клубе на территории городского сада, где до этого времени работал "Мюзик-холл" (это здание не уцелело в войну).

В 1929 году Северо-Кавказским крайисполкомом было принято решение о строительстве масштабного театрального сооружения. На площади Революции было возведено осенью 1935-го здание нового театра. Ныне театр им. М. Горького. История этого театра весьма интересна потому, что в 1936 года художественным руководителем нового Ростовского драматического театра был назначен Юрий Завадский. Столичный режиссер со своей многочисленной труппой - Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Николай Мордвинов, Осип Абдулов и многие другие на несколько лет стали ростовскими артистами.

Ростов-на-Дону является родиной многих известных актеров, режиссеров, музыкантов, и т.д. Не правда ли очень странно, что сейчас о воспитании театрального вкуса речи вообще не идет, а из детства остаются страшные воспоминания о театре, в который ходили с классом. Меценаты, спонсоры не поддерживают, за редким исключением, театральное направление.

Мы существуем в Ростове-на-Дону с 2008 года, мы -

На подобном явлении нужно остановиться подробнее, поскольку частные начинания в Петербурге и Москве отличались и имели ряд проблем, которых не было у коллег в провинции.

В Петербурге создание частных драматических театров в российской столице оказалось делом чрезвычайно сложным. Долгие годы, несмотря на достаточно большое количество попыток в этой области, частный драматический театр, способный к продолжительному успешному существованию в условиях конкуренции с Императорской сценой, оставался для Петербурга несбыточной мечтой.

В первые годы после отмены монополии в Петербурге возникает сразу несколько частных драматических театров. Первым, в октябре 1881 года, открылся Русский театр Коровякова. Его репертуар состоял в основном из классических зарубежных пьес, современной русской драмы, известных комедии и водевилей, но не привлекал широкого зрителя.

Да и финансовые средства, которыми располагал Коровяков, были весьма ограничены, необходимо было работать без убытка. Арендная плата была высокой. Окупать все затраты приходилось за счёт сборов. Билеты, следовательно, стоили дорого, что естественно сократило приток потенциальных зрителей. Приходилось играть почти ежедневно, ставить премьеры за два дня, понятно, это снижало их художественный уровень. Уже через два месяца Коровякову пришлось закрыть дело.

Ещё одну неудачную попытку организации частного дела в Петербурге принял антрепренер А.С. Шустов. По, сути, дело свелось к гастролям в нескольких постановках известного петербургского актёра А.А.Нильского. Об этом кратковременном начинании не стоило бы и упоминать, если бы не одно существенное обстоятельство: частный театр, делающий ставку на известных артистов, к середине 80-х годов окончательно сформируется и станет впоследствии весьма распространённым типом столичного театрального предприятия. Как правило, срок их жизни был очень мал.

Примеру А.С. Шустова вскоре последует и ряд других частных театров, в числе которых драматическая антреприза П.И. Казанцева - известного провинциального актёра и режиссёра. К концу сезона 1884 года театр под руководством Казанцева был уже достаточно хорошо известен и обрел популярность у определённой части публики. Однако это тоже не смогло существенно повлиять на финансовое положение предприятия. Средств, затраченных Казанцевым на создание зрелищных спектаклей, аренду помещения, текущие расходы и в особенности на приглашение именитых гастролеров, оказалось недостаточно для продолжения основной деятельности, и театр закрылся. Пилюгин А. Реформы в Императорских театрах. 1882. - М.: Гитис, 2003. - С. 101

Надо подчеркнуть, что предприятие П.Казанцева стало первым частным театром Петербурга, продержавшийся целый сезон, что по сравнению с другими антрепризами российской столицы совсем немало.

Особняком стоит другой известный петербургский частный театр - антреприза Г.А. Арбенина и гастроли труппы известного московского антрепренера, «мага и кудесника» М.В. Лентовского в сезон 1884 -1885 годов, ориентированная преимущественно на оперетту, водевили и феерию.

Лишь в 1895 году, через 13 лет после отмены монополии, было положено начало стабильному негосударственному театральному предприятию Петербурга: открылся театр Литературно-артистического кружка, клуба деятелей литературы и искусства. Как известно, этот театр явился самым долговременным частным драматическим театром в столице (он работал вплоть до 1917 года). Пилюгин А. Реформы в Императорских театрах. 1882. - М.: Гитис, 2003. - С. 102

В целом же создание сети художественно полноценных стабильных частных театров драматических театров в российской столице в первые годы после отмены монополии оказались трудноразрешимой проблемой.

Более успешными, в этом отношении оказались театры, приглашавшие к участию в постановках именитых российских и зарубежных артистов, и театры-фарсы, составляющие значительную часть театральной сети Петербурга, а также оперетта. И, как показала история, в период последних десятилетий XIX века, в Петербурге деятельность именно этих двух типов частных театров - театра, делавшего ставку на известных актеров, а также театра легкого жанра, оказалась наиболее жизнеспособной.

Консерватизм большинства зрителей, конечно же, был не единственной причиной, по которой становление частных драматических театров в Петербурге происходило так трудно. Проблемы, с которыми столкнулись антрепренеры Петербурга и Москвы в период последнего двадцатилетия, в значительной степени были очень похожи.

Первым московским частным театром, как известно, явился драматический театр артистки Императорского малого театра А.А. Бренко. Он практически сразу прогорел. И причины столь короткого существования её начинаний не следует сводить исключительно к щедрым тратам или неумелой организации. Суть проблемы кроется в принципиально ином: её театр был изначально ориентирован на конкуренцию с Императорским Малым театром. Это проявлялось и в формировании репертуара, и в попытке создать аналогичный по художественным достоинствам актёрский ансамбль, и тщательности художественного оформления. Принципиально важно, что Бренко стремилась привлечь ту же зрительскую аудиторию.

Именно в этом и кроется основная суть проблемы большинства частных театров, основанных в столицах после отмены монополии, угасавших столь же быстро, как и возникавших. Могли ли эти театры рассчитывать на продолжительное существование, а не на единовременный успех, если их деятельность была ориентирована или конкурировала напрямую с императорской сценой? История показала, что деятельность таких начинаний была непродолжительной. Пилюгин А. Реформы в Императорских театрах. 1882. - М.: Гитис, 2003. - С. 111

Иными принципами организации творческого процесса в создании и жизнедеятельности своего театра руководствовался известный российский антрепренер Ф.А. Корш. Корш ориентировался, в основном, не на зрителя императорского Малого театра, а сознательно стремился привлечь иные слои потенциальной зрительской аудитории. В.А. Нелидов вспоминал, что Корш «привил вкус к театру той части публики, которая прежде или совсем не посещала театра, или весьма редко».

Этот театр был не таким, как казенный, и не таким, как провинциальные антрепризы, и совсем не таким, как станет со дня первого спектакля МХАТ. И уж никак он не был типичным - он был единственный в своём роде. Орлов Ю.М. Организационные структуры русских драматических театров. М.: Гитис. 1979 - С. 68

«Русский драматический театр» Корша оказался самым долговечным среди частных театров, возникших после отмены монополии. Это несмотря на то, что по одним источникам, театр Корша с момента основания существовал лишь на доходы от сборов. А ведь расходы у частных театров были огромны: необходимо было выплачивать налоги городским властям, содержать трепу, обслуживающий персонал, здание театра, изготавливать декорационное оформление, платить отчисления авторам, а в случае с театром Корша - ещё и платить известному всей России режиссёру Н.Н.Синельникову.

Особое место в становлении частного театра в Москве занимает М.В. Лентовский - его театр «Скоморох» стал тем исключением, когда предприятие просуществовало не один сезон.

Рассматривая частные драматические театры, возникшие в столицах после отмены монополии, необходимо обратиться к принципам создания и функционирования ещё одного типа, ещё одной модели театра. Это открытый в 1882 году антрепренером Георгом Парадизом «Театр ПАРАДИЗ», который смог привнести определённую новизну в театральную жизнь Москвы, найти своё место на театральном рынке столицы.

Этот театр работал по принципу театра-площадки, где проводились гастроли известных зарубежных исполнителей и русских провинциальных артистов, а также трупп именитых Европейских театров. Его антреприза просуществовала без малого два десятка лет. Пилюгин А. Реформы в Императорских театрах. 1882. - М.: Гитис, 2003. - С. 119

Антрепренером в те годы, как и сегодня, формально мог стать кто угодно, даже человек без среднего образования, совсем незнакомый с театральным делом, что собственно, было не редкостью. В Дирекции же императорских театров большинство служащих, включая директора, как правило, имели высшее военное образование, которое включало в себя и изучение отечественного сценического искусства, живописи, музыки и архитектуры. Свиридов В.А. Опыт полготовки младших офицеров в дореволюционной России // Военная мысль. 2000. № 5 - Стр. 120

Немаловажно также, что лишь чрезвычайно ограниченное число столичных антрепренеров обладали собственным зданием. За рассматриваемый период в Москве антрепренерами было выстроено всего лишь два театральных здания: «Русский драматический театр Корша» и «Интернациональный театр» Г.Парадиза.

И ещё существенной проблемой большинства частных театров в первые годы своего существования является оплата творческого труда. Как правило, антрепренёры не могли платить артистам так, как театры Императорские. Тех же, кто пытался сократить эту разницу, или платить не меньше, чем в императорских, как А. Бренко, ожидало неминуемое банкротство. Пилюгин А. Реформы в Императорских театрах. 1882. - М.: Гитис, 2003. - С. 122

Однако, как показала история, частные драматические театры в пореформенное двадцатилетие на самом деле дали столичным сценам очень многое и главное - колоссальный опыт саморазвития, идущий прежде всего, от общественной инициативы и частной предприимчивости. Быстро возникающие и столь же быстро угасающие антрепризы значительно способствовали выработке механизмов и утверждению принципа самоорганизации на художественном рынке столиц. Дадамян Г.Г. Борьба двух начал в организации театрального дела в России // Сб. Жизнь сцены и контрактный мир. С. 27

Однако не все театры выстраивали свою деятельность на основе антреприз. Многие искали новые организационно-правовые формы для своего дела, их принято называть товариществами нового типа. Это такие театры как Московская частная опера С. И. Мамонтова, МХТ, театр имени А. С. Суворина. Труппа в последнем была организована на паевых началах главным пайщиком - владельцем издательского предприятия Алексеем Сергеевичем Сувориным, а также П.П.Гнедичем, П.Д.Ленским. Шабалина Т. ТЕАТР СУВОРИНА // Онлайн Энциклопедия Кругосвет: [Электронный документ].- (http://www.netoskop.ru/theme/2001/06/21/2662.html). А про организационно-правовую форму Московского Художественного театра следует рассказать подробнее, поскольку она в своём роде была уникальна.