Какому празднику посвятил свое произведение композитор рахманинов. Доклад: Рахманинов Сергей Васильевич

Бурно развивалась. Активно проходили реформы , общество начинало жить по-новому.

Девятнадцатое столетие подарило России целую плеяду талантливых деятелей культуры. , скульптору и наконец, . В конце 19 века, родился Сергей Васильевич Рахманинов, творить которому, было суждено уже в 20 веке.

Сергей Васильевич родился в марте 1873 года в Новгородской области. Семья его принадлежала к дворянскому сословию, очень любила музыку. А дед имел определенную известность в музыкальных кругах, как автор романсов.

С пяти лет Сергей начал получать систематическое образование. В 1882 году, будучи 9-летнем мальчиком, поступает в Петербургскую консерваторию. Спустя три года судьба забросила его в Москву, где он продолжил обучение в местной консерватории.

В Московской консерватории Сергей Рахманинов был учеником известного музыканта и педагога Зверева. Учитель у него был более, чем достойнейший. Помимо Сергея, он занимался воспитанием, известного в будущем, русского композитора .

За годы обучения, Рахманинов пишет несколько музыкальных произведений, которые дают начало его музыкальному будущему. Творчество его произвело впечатление на . Личность Петра Ильича в итоге оказала большое влияние на молодого композитора, который уважал Чайковского, как личность, и высоко ценил его профессиональные качества.

В 1893 году Петр Чайковский умирает. Это трагическое событие ошарашило Рахманинова. Свои эмоции и переживания русский композитор сразу же отражает в новом музыкальном произведении - «Памяти Великого художника». В последующие годы появится симфония «Утес», романсы «В молчанье ночи тайной», «Не пой красавица при мне», «Весенние воды».

В 1897 году состоялась премьера Первой Симфонии Рахманинова. Премьера была провальной. Причина провала, по воспоминаниям очевидцев, находилась главным образом в плохой подготовке оркестра и дирижера Глазунова. Сам композитор же, считал главной причиной неудачи себя. Он сильно переживал, и несколько лет даже не писал музыку.

В начале 20 века в творчестве Сергея Рахманинова начинается подъем. Карьера безусловно идет по возрастающей. В ближайшие 15 лет композитор напишет множество уникальных музыкальных произведений. Второй концерт для фортепьяно с оркестром идет «на ура», кантата «Веста» и концерт номер три для фортепьяно с оркестром, симфония «Остров мертвых» и множество других произведений, сделали автора одним из самых известных русских композиторов. В эти же годы маэстро все более уверенно чувствует себя в роли дирижера, работает в Большом театре, пишет оперы.

В феврале 1917 года в Российской Империи грянула революция. Интеллигенции, людям творческих профессий, живется нелегко. Наступил декабрь, и Сергей Васильевич едет на гастроли в Скандинавские страны. С берегов Скандинавского полуострова, его путь лежал, не на Родину, а в Новый свет. Теперь композитор вместе с семьей живет в США.

За рубежом Рахманинов много гастролирует, его концерты пользуются популярностью. Из-за больших гастрольных программ, у него почти не остается свободного времени для творчества. Однако через несколько лет прожитых за рубежом, он все же начинает писать музыку, правда не в тех объемах. Его творческий кризис был связан с тоской по Родине. В жизни любого талантливого человека творческой профессии, тема Родины далеко не последняя. Родной быт, родная культура, природа - все это вдохновляет человека для творчества. А ничего этого в США у него не было.

Умер Сергей Васильевич Рахманинов в начале весны 1943 года, в США.

Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта 1873 года в дворянской семье в имении Онег, принадлежащем его матери, под Новгородом. Здесь прошло раннее детство будущего композитора. В детские и отроческие годы зародилась привязанность к поэтической русской природе, к образам которой не раз в своём творчестве он обращался. В те же годы Рахманинов имел возможность довольно часто слушать русские народные песни, которые очень любил всю свою жизнь. Посещая вместе с бабушкой новгородские монастыри, Сергей Васильевич слушал прославленные новгородские колокола и древнерусские обрядовые напевы, в которых он всегда отмечал национальные, народопесенные истоки. В дальнейшем это отразится в его творчестве (поэма-кантата «Колокола», «Всенощное бдение»).

Рахманинов рос в музыкальной семье. Дед его, Аркадий Александрович, учившийся у Джона Фильда, был пианистом-любителем и композитором. Несколько его сочинений было издано в 18-м столетии. Отец великого композитора, Василий Аркадьевич Рахманинов, был человеком исключительной музыкальной одарённости. Мать была его первым педагогом по фортепиано, хотя, по воспоминаниям самого композитора, уроки доставляли ему «большое неудовольствие». Но к четырём годам он уже мог играть в четыре руки со своим дедом.

Когда будущему композитору было 8 лет, его семья переехала Петербург. К тому времени его музыкальные способности были достаточно заметны, и в 1882 году его приняли в Петербургскую консерваторию, в младший фортепианный класс В. В. Демянского. В 1885 году Рахманинова прослушал в то время очень молодой, но уже известный музыкант, двоюродный брат Сергея Васильевича, А. И. Зилоти. Убедившись в даровании своего кузена, Зилоти увозит его в московскую консерваторию, в класс Николая Сергеевича Зверева. Проучившись у Зверева, а затем у Зилоти (т.к. Зверев занимался только с детьми), на старшем отделении консерватории Рахманинов начинает заниматься под руководством С. И. Танеева и А. С. Аренского композицией. Здесь Сергей Рахманинов впервые встретился с П. И. Чайковским. Знаменитый композитор заметил способного ученика и внимательно следил за его успехами. Через некоторое время П. И. Чайковский сказал: «Я предсказываю ему великое будущее».

Одарённый необычайным музыкальным слухом и памятью, Рахманинов в 18 лет блестяще завершил занятия по классу фортепьяно. А через год, в 1892 году, когда он окончил Московскую консерваторию по классу сочинения, его наградили большой золотой медалью за выдающиеся исполнительские и композиторские успехи. Вместе с ним закончил консерваторию и Скрябин, который получил малую золотую медаль, т.к. большую присуждали только студентам, окончившим консерваторию по двум специальностям (Скрябин закончил как пианист). На выпускной экзамен Рахманинов представил одноактную оперу «Алеко» (по поэме Пушкина «Цыганы»), которую написал всего за 17 дней! За неё присутствовавший на экзамене Чайковский поставил своему «музыкальному внуку» (Рахманинов учился у Танеева, любимого ученика Петра Ильича) пятёрку с тремя плюсами. Спустя год опера 19-летнего композитора была поставлена в Большом театре. Музыка оперы, покоряющая юношеской страстностью, драматической силой, богатством и выразительностью мелодий, получила высокую оценку крупнейших музыкантов, критиков и слушателей. Музыкальный мир отнёсся к «Алеко» не как к школьной работе, а как к творению высочайшего мастера. Особенно высоко оценил оперу П. И. Чайковский: «Эта прелестная вещь мне очень понравилась»,- писал он своему брату. В последние годы жизни Чайковского, Рахманинов часто с ним общается. Он высоко ценил творца «Пиковой дамы». Ободрённый первым успехом и моральной поддержкой Чайковского, Рахманинов после окончания консерватории сочиняет ряд произведений. Среди них - симфоническая фантазия «Утёс», первая сюита для двух фортепиано, «Музыкальные моменты», до-диез минорная прелюдия, романсы: «Не пой, красавица, при мне», «В молчанье ночи тайной», «Островок», «Весенние воды». Под впечатлением смерти Чайковского в 1893 году создано «Эллегическое трио».

Серге́й Васи́льевич Рахма́нинов - композитор, пианист-виртуоз и дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века.

Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской (П.Чайковский) и Петербургской школ в единый и цельный русский стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение. Рахманинов в этом отношении являлся как продолжателем традиции опер Мусоргского, Римского-Корсакова, симфоний Чайковского, так и связующим звеном в непрерывной цепи национальной традиции (эта тема была продолжена в творчестве С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Шнитке и др.). Особая роль Рахманинова в развитии национальной традиции объясняется историческим положением творчества Рахманинова - современника русской революции: именно революция, отражённая в русском искусстве как «катастрофа», «конец света», всегда была смысловой доминантой темы «Россия и её судьба» (см. Н. Бердяев, «Истоки и смысл русского коммунизма»).

Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов-символов, главным из которых является мотив средневекового хорала Dies Irae. Этот мотив символизирует у Рахманинова предчувствие катастрофы, «конца света», «возмездия».

В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощная, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.

22.П.Чайковский: обзор основных жанров, черты стиля. Балетная реформа п.Чайковского-м.Петипа).

Много произведений написал Чайковский для детей и о детях. Это «Детский альбом» (24 пьесы для фортепиано). Здесь и сценки из детской жизни («Игра в лошадки», трилогия: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла»), и картины природы («Зимнее утро», «Песня жаворонка»), и мелодии разных народов («Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка», «Русская песня»). Глубокое проникновение в детскую психологию, в царство детской фантазии способствовало созданию простых ярких пьес. «Детский альбом» Чайковского оказал большое влияние на сочинение произведений для детей русскими и советскими композиторами.

«Шестнадцать песен для дегей» композитор написал на стихи А. Плещеева, К. Аксакова и других поэтов. Наиболее известны из этого цикла песни «Мой садик», «Кукушка», «Мой Лизочек». В репертуар молодых музыкантов прочно вошли и 12 пьес, объединенных в цикл «Времена года». Все эти пьесы отмечены характерными чертами творчества Чайковского - прекрасной, яркой образностью, задушевностью высказывания. Многие, даже неискушенные слушатели хорошо понимают задумчивые и напевные мелодии, звучащие в пьесах из этого цикла, - «На тройке», «Баркаролу», грустную «Осеннюю песню», веселое оживление «Масленицы» - картинки русского быта. Изобразительное неразрывно здесь слито с лирическим, и весь цикл - это нарисованные композитором страницы жизни природы и людей.

Большое место в творчестве Чайковского занимает опера. Композитор считал, что опера «должна быть музыкой наиболее общедоступной из всех родов музыки...» В операх Чайковского гармонично сочетается раскрытие сложного внутреннего мира героев, их душевных переживаний с драматизмом действия. Это присуще всем операм композитора: «Евгению Онегину», «Пиковой даме», «Чародейке», «Мазепе», «Иоланте» и др.

Чудесный мир сказки нашел воплощение в балетах «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889; по мотивам сказки Ш. Перро) и «Щелкунчик» (1892; по мотивам сказки Гофмана). И хотя балеты написаны на разных этапах творческого пути композитора и не походят друг на друга (в «Лебедином озере» преобладает сфера драматическая, в «Спящей красавице» - эпическая, в «Щелкунчике» - характерная), но все они глубоко лиричны и во всех общая для Чайковского тема - стремление человека к счастью, преодоление препятствий в напряженной борьбе. Балеты Чайковского, созданные в содружестве с балетмейстерами Л. Ивановым и М. Петипа, разрешили главную проблему балетного театра - соотношение музыки и танца. Они открыли эру симфонического балета. Потому Чайковский - великий симфонист и оперный композитор - вошел в историю музыки как реформатор жанра балета. В его балетной музыке, сочетающей в себе черты других жанров, последовательно проводятся симфонические методы развития.

Важнейшая черта творчества Чайковского - ярко национальный характер его музыки. Естественно и органично «живут» в финалах Второй (1872) и Четвертой (1877) симфоний украинская песня «Журавель» и русская «Во поле березонька стояла». Просто и трогательно распета «Сидел Ваня на диване» в медленной части Первого струнного квартета.

Чайковский знал и любил свою Родину. Еще живя в Воткинске, где он родился, будущий композитор прислушивался к народному пению. Позже он часто бывал на Украине; его сестра Александра Ильинична была замужем за Л. В. Давыдовым - сыном известного декабриста. У своих родных Чайковский подолгу жил в Каменке.

Композитор много ездил по родной стране. Он любил и тонко чувствовал красоту русской природы. «...Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь вообще и.в ее великорусские части в особенности», - писал он.

Эта «влюбленность в матушку Русь» звучит в его первой симфонии «Зимние грезы» (1866), написанной под впечатлением путешествия по берегам Ладожского озера и на остров Валаам. Образы зимней русской природы, Kpacdra зимнего пейзажа, широта русских равнин, настроение задумчивости и светлой грусти пронизывают первые две части цикла («Грезы зимней дорогой» и «Угрюмый край, туманный край»). Третья часть - скерцо - подготавливает финал, как бы рисующий картину народного праздника, образ сильного и веселого русского народа.

Чайковский часто уезжал за границу. Его музыка получила мировое признание еще при жизни автора. Во многих странах композитор выступал пропагандистом русской музыки, дирижировал своими сочинениями. Не раз бывал он в Чехии, Германии, Франции, Италии. В 1891 г. Чайковский - в Америке, в 1893 г. - в Англии, где ему присуждают почетную степень доктора Кембриджского университета. Но за границей он тосковал по России. С середины 1880-х годов Чайковский жил под Москвой, а позже на окраине небольшого тогда городка Клина. Последнее жилище его сохранено в неприкосновенности, здесь Дом-музей П. И. Чайковского.

Но Чайковский знал не только природу России. Несправедливое устройство русского общества он тоже знал. Воспитанник петербургского Училища правоведения, он в возрасте 19 лет стал помощником столоначальника одного из отделений департамента Министерства юстиции. За три года службы через руки молодого юриста прошло около 20 дел крестьян, в которых в основном содержались просьбы в заступничестве против жестокости помещиков.

И не случайно, когда, бросив службу, он поступил в Петербургскую консерваторию, одним из первых его самостоятельных произведений была увертюра «Гроза» по драме А. Н. Островского.

«Служение обществу» он понимал серьезно и многосторонне. По окончании Петербургской консерватории в 1866 г. он начал работать в Москве: здесь также открылась консерватория, и Чайковский стал одним из первых ее преподавателей. Откликаясь на нужды отечественного музыкального образования, он создал первый русский учебник гармонии. В конце 60-х - начале 70-х годов Чайковский активно сотрудничал в качестве музыкального критика в газете «Русские ведомости». В своих статьях он боролся против слепого преклонения перед итальянской оперой, отстаивая русское музыкальное творчество. Чайковский горячо защищал просвещение, интересы широких масс в области национального искусства, глубокую уверенность в творческих силах России. И позже, уже будучи прославленным композитором, став одним из директоров Русского музыкального общества в Москве, он использовал свой авторитет для пропаганды русской музыки, музыкального просвещения.

В музыке Чайковский обращается к слушателю, размышляет совместно с ним о важных, серьезных вопросах жизни. Обобщенное содержание, как бы программу своей Четвертой симфонии, например, изложил сам композитор в одном из писем. От «безотрадных и безнадежных» чувств и «нежных грез» первой части, через меланхолические воспоминания, владеющие лирическим героем симфонии во второй части, через причудливые образы скерцо третьей, через преодоление зла, «рока» композитор ведет нас к грандиозному финалу - «картине праздничного веселья», к утверждению объективной ценности мира. Концепция эта близка основной идее Пятой симфонии Бетховена. Чайковский во многом и выступил как наследник бетховенского симфонизма.

Музыку Чайковского любил В. И. Ленин. Так, в письме к матери от 4 февраля 1903 г. он писал о Шестой («Патетической») симфонии: «Недавно были первый раз за эту зиму в хорошем концерте и остались очень довольны - особенно последней симфонией Чайковского (Symphoniе pathetique)».


I .Биография
1.Детство и юношество:

Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1873 года в усадьбе Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии.

Род Рахманиновых был старинного дворянского происхождения и вёл своё начало, по-видимому, от молдавских господарей Драгош, основавших Молдавское государство и правивших им более двухсот лет (XIV – XVI века). От одного из потомков этого древнего рода, Василия, прозванного Рахманин, и начался род Рахманиновых.

Отец, Василий Аркадьевич, шестнадцати лет поступил на военную службу добровольцем и сражался на Кавказе. Выйдя в отставку он женился на Любови Петровне Бутаковой и поселился с ней в имении её родителей Онег.

Василий Аркадьевич был светским обаятельным человеком, не чуждым художественных интересов: часами импровизировал он на фортепиано, фантазировал, рассказывал необыкновенные истории, словом, был душой общества. Музыкальную одарённость Василий Аркадьевич, по-видимому, унаследовал от своего отца. Аркадий Александрович хотя и был в молодости военным, но в жизни имел лишь одно сильное увлечение – музыку. Он великолепно играл на фортепиано, в юности учился у Джона Фильда, сочинял фортепианные пьесы и романсы.

Совсем другой была Любовь Петровна – всегда невесёлая, чем-то озабоченная, огорчённая.

У Василия Аркадьевича и Любови Петровны было пятеро детей: две дочери – Елена и Софья, два сына – Владимир и Сергей, ещё одна дочка – Варя – умерла совсем крошкой.

Усадьба Онег, в которой прошло раннее детство Сергея Рахманинова, расположилась в тридцати верстах от Новгорода, на левом берегу Волхова.

Дом был деревянный, одноэтажный, с мезонином, смотревшим тремя окнами на Волхов. С северной стороны примыкали кухня, скотный двор, коровники, конюшня. Кругом раскинулся фруктовый сад, обнесённый вместе с домом густым «забором» из ёлок. В саду поблёскивало три пруда, в которых водились караси. Далее шёл тенистый парк. Широкая аллея,

Обсаженная липами и клёнами, спускалась к самому берегу реки.

Неброская природа русского севера навсегда осталась запечатлённой в памяти Сергея Рахманинова.

В большой гостиной онежского дома стоял длинный хвостатый рояль. Когда Серёжа был ещё совсем маленьким, старшие начали кое-что подмечать. Стоило только раздаться игре на рояле или пению, как мальчуган «замирал»: он застывал на месте и совершенно переставал видеть, что делается вокруг. Из этого наблюдения родители сделали два очень разных вывода. Один из них заключался в том, что Серёжу решили обучать фортепианной игре. Ему не исполнилось ещё и пяти лет, когда за это дело взялась Любовь Петровна, бравшая в своё время уроки музыки в пансионе.

Мальчик делал быстрые успехи и скоро начал исполнять не сложные пьесы. Вскоре выяснилось, что у него прекрасная музыкальная память.

Позже, для занятий с Сережей, в имение была приглашена подруга матери, преподавательница музыки А. Д. Орнатская.

Однако, не смотря на явные художественные наклонности, по сложившейся в семье традиции, Сережу должны были отдать в Пажеский корпус.

Но судьба распорядилась иначе. Когда Рахманинову исполнилось семь лет, его отец разорился, имение было продано за долги графам Муравьевым, а семья перебралась в Петербург. Сережа поступил на младшее отделение Петербургской консерватории, в класс фортепиано к преподавателю В. Демянскому.

В начале восьмидесятых годов материальное благополучие семьи разрушилось. Отец ушел из семьи, оставив жену с детьми.

За воспитанием Рахманинова следить было некому. Учился он плохо, часто ленился и пропускал занятия. Консерваторские дела Сережи не предвещали ничего хорошего. В то время самым близким человеком для юного музыканта была бабушка, Софья Александровна Бутакова. Именно ей он обязан одним из самых сильных детских музыкальных впечатлений. Будучи весьма религиозной, С. А. Бутакова часто водила внука в Петербургские соборы. Любовь к церковному пению осталась у Рахманинова на всегда: его знаменитая «Всенощная» и «Литургия св. Иоанна Златоуста» уходят своими корнями в далекое детство. Однако церковным пением музыкальные интересы Сережи и ограничивались. Обучение в консерватории его по-прежнему мало интересовало. В течение трех лет обучения в ней он справлялся только с музыкальными предметами – благодаря своим великолепным способностям, но общеобразовательные запустил окончательно.

Через три года мать обратилась за помощью к своему родственнику, двоюродному брату Сережи Александру Зилоти. В ту пору Зилоти был совсем молодым, но уже весьма известным пианистом. Оценив незаурядные способности младшего брата, Зилоти тут же предложил забрать его с собой в Москву и определить в класс Николая Сергеевича Зверева, у которого и сам учился.

2. Консерваторские годы:

В 1885 году Рахманинов был переведен на четвертый курс младшего отделения Московской консерватории. Зверев не только взял Сережу в свой класс, но и принял его на полный пансион.

Н. С. Зверев к своим воспитанникам относился как к собственным детям – они жили в его доме, обучались за его счет. Режим занятий был достаточно строгий. Начинать играть полагалось с шести часов утра. Если накануне вечером Зверев возил своих воспитанников в театр – а это случалось достаточно часто, то на утро занятия начинались все равно в положенное время.

В 1888 голу Рахманинов перешел на старшее отделение Московской консерватории и был зачислен, по настоянию Зверева, в класс А. Зилоти. Теоретическими дисциплинами Рахманинов занимался у Танеева (теория и композиция), позже – у Аренского (класс фуги и свободного сочинения). Выпускной экзамен по гармонии, предшествующий переводу на старшие курсы консерватории, Рахманинов сдал более чем успешно. Сочиненные им прелюдии так понравились П. И. Чайковскому, что тот окружил пятерку четырьмя плюсами и настоятельно рекомендовал юному музыканту серьезно заняться сочинением.

Обучение на старших курсах консерватории давалось Рахманинову легко. Он много занимался, участвовал в консерваторских концертах, постоянно сочинял. Первые из сохранившихся произведений написаны им в 1887 – 1888 годах. Это три ноктюрна, «Мелодия» и Гавот. В 1890 году, молодой композитор обратился к жанру, которому предстояло занять особое место в его творчестве – фортепианному концерту.

Написанный в традициях романтического фортепианного концерта - Первый концерт Рахманинова выделяется особой свежестью гармонического языка, тяготениям к пряным «восточным» образам. Впоследствии композитор переработал концерт, создав более виртуозную, блестящую вторую редакцию. Концерт был одним из первых крупных сочинений молодого композитора.

В 1891 году восемнадцатилетним юношей Рахманинов получил диплом пианиста.

Через год состоялся выпускной экзамен по композиции. Заканчивающему курс С.Рахманинову предстояло сочинить одноактную оперу на либретто, составленное В.Немировичем-Данченко по поэме А.С.Пушкина «Цыгане». «Алеко» был написан невероятно быстро. 27 марта стала известна тема, а уже 13 апреля опера в партитуре, начисто переписанная, украшенная тёмно-малиновым с золотым тиснением переплётом, была представлена комиссии.

Опера Рахманинова не просто получила высокую оценку комиссии, её принял к постановке Большой театр, а известный музыкальный издатель Гутхейль сразу же заключил с автором контракт на издание «Алеко». По окончании консерватории Рахманинову была присуждена Большая золотая медаль.

Сочинение совсем ещё юного, девятнадцатилетнего композитора высоко оценил и Петр Ильич Чайковский.

Спустя год состоялась премьера «Алеко» в Большом театре.

3. Годы творчества:

Окончив Московскую консерваторию как композитор и пианист, Рахманинов получил звание свободного художника. Но материальное положение его оставляло желать лучшего: несмотря на Большую золотую медаль и блестящие отзывы на выпускных экзаменах, предложения преподавать в консерватории он не получил и вынужден был зарабатывать частными уроками. Некоторый доход приносили первые опубликованные сочинения. Весной1893 года вышли в свет Пьесы-фантазии опуса 3 (Элегия, Прелюдия, Мелодия, Полишинель, Серенада). Особенно большой успех выпал на долю Прелюдии до-диез минор.
В этой небольшой трёхчастной пьесе полностью выявился музыкальный стиль молодого композитора. Тяжёлые, мощные звучания открывают прелюдию: это, конечно, отзвуки русских колоколов, так часто слышанные им в детстве. Глубоким низким басам отвечают высокие «колокольные» отзвуки, и кажется, что этот звон плывёт над широкой среднерусской равниной.

Лето 1893 года Рахманинов проводит вместе со своим другом М.Слоновым в одном из поместий Харьковской губернии. Там появляются на свет симфоническая фантазия «Утес» на тему стихотворения Лермонтова, Фантазии для двух фортепиано в четырёх частях и другие сочинения.

4. Первая симфония. Творческий кризис:

В 1895 году у Рахманинова созрел замысел Первой симфонии. Это было первое крупное сочинение молодого автора. Партитура была закончена в августе 1896-го.

Эпиграфом к симфонии Рахманинов избрал цитату из Библии: «Мне отмщение, и Аз воздам».

Сочиняя симфонию, Рахманинов надеялся, что её исполнят в «Русских симфонических концертах», и возлагал на нее большие надежды. Однако эти надежды не оправдались, и впервые симфония прозвучала в Петербурге 15 марта 1897 года под управлением А.Глазунова. Сейчас уже трудно судить, с чем был связан полный и оглушительный провал рахманиновского «симфонического первенца».

«Как сейчас вижу я обстановку концерта,- пишет Л. Скалон – Глазунов флегматично стоял у дирижерского пульта и также флегматично провёл симфонию. Он её провалил».

« Во время исполнения я не мог заставить себя пройти в зал, - рассказывал потом Рахманинов Ризерману. – Я вышел из артистической и спрятался на лестничной клетке, сидя на железных ступеньках лестницы, ведущей на хоры. Здесь я, сжавшись, просидел всё время, пока исполнялась симфония, пробудившая во мне столько больших надежд. Я никогда не забуду эту муку: это был самый страшный час моей жизни.»

Эта неудача произвела на молодого композитора самое гнетущее впечатление. После этой симфонии Рахманинов не сочинял ничего около трёх лет.

5. Знакомство с Шаляпиным:

В 1897 году Рахманинов с радостью принимает предложение знаменитого мецената Саввы Мамонтова занять пост второго дирижера в его Частной опере. Рахманинов неожиданно легко вошёл в мамонтовскую компанию, особенно тесно сойдясь с Шаляпиным. Это было началом дружбы, которую и певец, и композитор пронесли через всю жизнь.

Сохранилось немало воспоминаний тех современников, которым довелось услышать дуэт Рахманинов – Шаляпин. Все они говорят в один голос: такого дуэта Россия еще не слышала. «Когда Рахманинов аккомпанировал мне, - не раз говаривал Федор, - приходилось говорить не «Я пою», а «Мы поем»!

В сезоне 1897/98 года в Частной опере Мамонтова Рахма - нинову предстояло продирижировать десятью спектаклями.

В апреле 1898 года, он принял приглашение Лондонского симфонического общества выступить в одном из его концертов. Гастроли прошли триумфально. Рахманинов дирижировал своей оркестровой фантазией «Утёс» и исполнял некоторые фортепианные пьесы, время от времени включая в программу пресловутую Прелюдию до-диез минор. Вдохновенный приёмом публики и критики, Рахманинов задумался о создании Второго фортепианного концерта.

6. В Большом театре:

В 1904 году Рахманинов вновь обращается к дирижерской деятельности, на сей раз занимает пост дирижера Большого театра. Все постановки, проведенные Рахманиновым – «Русалка» Даргомыжского, «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» Мусорского, - стали эталонными. Но самыми лучшими в его трактовке оказались, конечно, сочинения Чайковского – «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта» и «Опричник».

За время работы в Большом Рахманинов поставил там и две свои одноактные оперы – «Скупого рыцаря» на текст одной из Маленьких трагедий А. С. Пушкина и «Франческу да Римини» на сюжет из Данте.

7. Расцвет творчества:

В 1906 году Рахманинов оставляет Большой театр и вместе с семьей покидает Москву, перебираясь за границу: сначала во Флоренцию, затем в Дрезден.

В 1907 году знаменитый антрепренер Сергей Павлович Дягилев приглашает Рахманинова для участия в «Русских симфонических концертах» в Париже, где Сергей Васильевич исполняет свой Второй концерт и дирижирует кантатой «Весна». В конце этого же года композитор завершает свою Вторую симфонию. В отличие от предыдущей симфонии, Вторая имеет успех, и за нее композитор во второй раз удостаивается Глинкинской премии (первую он получил еще в 1904 году за Второй фортепианный концерт).

В 1910 году совершает длительную гастрольную поездку по городам Соединенных Штатов и Канады – играет в Филадельфии, Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго, Торонто. Здесь впервые звучит его новое сочинение – Третий концерт для фортепиано с оркестром (и по сей день он считается одним из самых сложных сочинений в этом жанре).

Предвоенные годы оказались богатыми на новые сочинения. В 1910-м он закончил «Литургию св. Иоанна Златоуста», одно из наиболее крупных своих духовных сочинений.

В эти же годы Рахманинов интенсивно работает над фортепианными и камерными вокальными сочинениями. Появляются на свет прелюдии ор. 32, шесть этюдов-картин, многочисленные романсы. В 1912 – 1913 годах на стихи К. Бальмонта Рахманинов пишет «Колокола» - поэму для симфонического оркестра, хора и солистов. В различных колокольных перезвонах – праздничном, свадебном, похоронном – он воссоздает всю человеческую жизнь, от рождения до смерти.

В 1915 году появляется второе крупное духовное сочинение –

«Всенощное бдение». Старинные церковные мелодии, так называемые знаменные распевы, когда – то заботливо собранные мальчиком в его «музыкальную копилку», обрели теперь новую жизнь. Во «Всенощной» Рахманинов использовал эти распевы, входящие в так называемый «Обиход» и поныне звучащие в православном Богослужении.

Последними сочинениями, созданными на Родине, стали циклы романсов ор. 38 на стихи поэтов – символистов А. Блока, А. Белого, И. Северянина, В. Брюсова и др., а также шесть этюдов картин.

8. Вдали от Родины:

Накануне Рождества 1917 года Рахманинов с семьей пересек финскую границу. Так он начал свое заграничное турне, которое растянулось на всю его оставшуюся жизнь. В Скандинавии Рахманиновы пробыли недолго. 1 ноября 1918 года они погрузились на пароход и покинули Европу. Их путь лежал за океан, в Соединенные Штаты Америки – «страну неограниченных возможностей».

Это был самый трудный поворот в долгой жизни Рахманинова. Он был – и сам прекрасно осознавал это – русским художником. Все его творчество неразрывно было связано с Россией, ее природой, ее культурой. Сочинять вдали от Родины оказалось для него невероятно трудно; к тому же было необходимо обеспечивать жизнь своей семьи – жены и двух горячо любимых дочерей, Татьяны и Ирины.

И с этого времени основным занятием Рахманинова становится концертная деятельность пианиста – виртуоза. В течение нескольких лет он гастролировал только в США и Канаде и лишь в 1923 году вернулся в Европу. Как пианист Рахманинов имел такой успех, какой, пожалуй, никогда не имел как композитор.

В Америке Рахманинов безусловной «звездой»

Репертуар его был огромен. Главное место в нем занимали, помимо собственных фортепианных сочинений, произведения романтиков – Шопена, Шумана, Листа; он много играл боготворимого им Чайковского и, хотя современной музыки не любил, изредка исполнял Дебюсси.

Трактовки его были незабываемы. Блестящая виртуозная техника, мощный и мягкий звук, абсолютно индивидуальное прочтение любого сочинения запоминались не просто надолго – навсегда.

И все же, хотя композиторская деятельность стала мене интенсивной – Рахманинов вернулся к сочинению.

В 1926 году появился Четвертый концерт для фортепиано с оркестром, летом 1932 года – «Вариации на тему Корелли». Вслед за ней в 1934-м была создана «Рапсодия на тему Паганини». В 1935 – 1936 годах – Третья симфония. Последнее крупное сочинение Рахманинова – «Симфонические танцы» - написаны накануне Второй мировой войны в 1940 году.

Всю оставшуюся жизнь Рахманинов очень тосковал по Родине.

В 1931 году по совету Риземана Рахманинов купил в Швейцарии участок земли на берегу Фирвальдштетского озера

И выстроил на нем виллу. Тщательно продуманное и распланированное поместье чем-то неуловимо напоминало Россию, любимую Ивановку. Рахманинов назвал виллу «Сенар» - сокращенное от «Сергей и Наталья Рахманиновы». В Сенаре появились на свет его поздние сочинения – «Рапсодия на тему Паганини», а затем и Третья симфония. «Рапсодию» нередко – и справедливо – называют Пятым фортепианным концертом Рахманинова, хотя написана она в форме вариаций на знаменитый

Атмосфера в Сенаре напоминала давнее житье в Ивановке – у Рахманинова постоянно гостили соотечественники, бывала молодежь – друзья и подруги дочерей Татьяны и Ирины. И если затевали старинные русские хороводы, он сам садился за рояль и импровизировал чудесные обработки русских народных песен. Но когда началась Вторая мировая война Швейцария стала недоступна. Рахманинов вновь был вынужден уехать в Америку: до конца жизни он уже не вернулся в Европу.

Войну России с гитлеровской Германией композитор переживал очень тяжело. Осенью 1941 года он выступил с призывом поддержать Россию и весь гонорар от первого в сезоне концерта – 3920 долларов – целиком передал генеральному консулу СССР в США В. Федюшину. В течение последних двух лет своей жизни Рахманинов как мог, помогал соотечественникам, перечисляя большие суммы в различные фонды и отправляя посылки с продуктами и вещами друзьям и просто знакомым, находившимся в Советском Союзе. Свой последний концерт Рахманинов дал в Ноксвилле. Он уже был болен, чувствовал себя плохо, но стремился продолжить гастроли. Однако обострившаяся болезнь заставила его прервать турне.

В день его семидесятилетия пришла поздравительная телеграмма из Москвы, подписанная советскими композиторами. Но Сергей Васильевич был уже без сознания.

Скончался Рахманинов 28 марта 1943 года в своем доме в Беверли-Хилл в штате Калифорния. Отпевали Рахманинова в Русской церкви на окраине Лос-Анджелеса. Похоронен он на русском кладбище в Кенсико.

II .Анализ произведения

1.Второй концерт для фортепиано с оркестром:

Одно из лучших произведений Рахманинова – Второй концерт для фортепиано с оркестром.

Вдохновенная и вместе с тем глубокая по содержанию музыка включает в себя различные образы – то светлые, радостно – ликующие, то взволнованно – патетические, трагедийные. И весь этот возвышенный и поэтичный мир воплощен в строгие и стройные пропорции. Что делает концерт одним из ярчайших шедевров мировой музыки.

Наиболее значительна и драматургически насыщена первая часть Концерта. Такой характер ей придает первая же тема – мужественная и суровая, звучащая как набат могучего колокола. Господство лирических чувств утверждается во второй теме.

Эти две основные темы первой части очень ярки, образны и индивидуальны. В первой теме нашел яркое выражение

Русский народно-песенный характер. В ней ощущается настроение взволнованного, тревожного ожидания. Это – обобщенный образ и старой Руси, и современной композитору России, ищущей свои пути. Главная тема поражает своей емкостью, глубиной. А завершается взволнованным всплеском лирического чувства. Каждый из этих составных элементов подчеркнут в репризе, где основная тема принимает то эпический, то маршевый характер, то характер гимна. Разработка – очень лаконична, в ней динамически развиваются основные образы экспозиции. Здесь свое настроение напряженное, полное драматизма. В основе этого раздела – короткий мотив, и интонационно близкий отдельным элементам главной и побочной партии; приобретая самостоятельность, становясь все более динамичным, он проникает в репризу, где звучит одновременно с главной темой, что создает впечатление монолитности, спаянности отдельных разделов экспозиции.

Побочная партия в репризе значительно изменена – характер ее становится более спокойным, умиротворенным благодаря замедленному темпу, мягкому звучанию струнных. И лишь несколько решительных заключительных аккордов придают окончанию части активный волевой характер.

Основная тема второй части Концерта по характеру и даже интонационно приближается к лирической теме первой части. Она тоже лирична, созерцательна и определяет характер всей второй части. Благодаря холодному, отрешенному звучанию флейты, которая выпевает эту тему вначале, создается впечатление восторженности и высокой трепетности чувств.

Завершается Второй концерт буйным стремительным финалом, две основные темы – энергично-волевая и лирически восторженная – создают настроение особой праздничности, приподнятости, что в самом конце выливается в торжественно-ликующий гимн.

1

В статье рассмотрено влияние вмещающего ландшафта на творчество композитора С.В.Рахманинова. Он создал свой стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку двадцатого века. Природа имения Ивановка в Тамбовской губернии была его вдохновителем. Здесь он работал, отдыхал и черпал силы для своих гастролей. Почти все написанное Рахманиновым в России создавалось в Ивановке. Ради лета в Ивановке Сергей Васильевич отказывался от самых выгодных гастрольных предложений. Объясняя причину своего творческого кризиса после отъезда за границу, Рахманинов говорил, что, уехав из России, он потерял самого себя, что "у музыканта, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить".

композитор

вмещающий ландшафт

1. Аничкина Н.В. Влияние характеристик вмещающего ландшафта на народные игры. /Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование: Материалы VIII международной научно-практической конференции. (21-22 мая 2010 г.; г. Липецк): В 3 ч. - Липецк: ЛГПУ, 2010. Ч. 1.- с. 165-168.

2. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. -М.: Рольф, 2002. - 560 с.

3. Историческая справка о Казанской церкви в с. Старая Казинка Мичуринского района Тамбовской области. [Электронный ресурс] / URL: http://starkazinka.prihod.ru/history(дата обращения 10.01.2016)

4. Музей-усадьба С.В. Рахманинова. [Электронный ресурс] / URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 10.01.2016)

5. Рахманинов Сергей Васильевич (воспоминания о нем). [Электронный ресурс] / URL: http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=1136(дата обращения 10.01.2016)

6. Рахманинов, Сергей Васильевич https: [Электронный ресурс] / URL: https: //ru.wikipedi a.org/wiki/(дата обращения 10.01.2016)

7. Фраёнова О.В. Рахманинов // Большая Российская энциклопедия. Том 28. - Москва, 2015. - с. 267-270.

Душа стремится к свету и прозренью,
Готовит к новой жизни свой полет.
Ивановка затоплена сиренью,
От счастья сердце радостно поет.
Кристаллы фиолетовых энергий
Любви всеобщей высекают ток,
В небесный колокол звонит нам Сергий,
И льется музыки божественный поток!

А.К. Лукина

Вмещающий ландшафт - одно из фундаментальных понятий в системе социоестественной истории, изучающей взаимодействие природы и общества, которые возникают и развиваются на отдельных территориях и в определенных исторических отрезках времени.

Рахманинов Сергей Васильевич (1873-1943) — русский композитор, пианист-виртуоз, дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку двадцатого века

Сергей Васильевич Рахманинов родился в дворянской семье. Отец композитора, Василий Аркадьевич (1841-1916), происходил из дворян Тамбовской губернии. Село Старая Казинка является фамильным гнездом рода дворян Рахманиновых. Находится это село в Мичуринском районе, где Тамбовская область граничит с Липецкой.

Родоначальником тамбовской ветви Рахманиновых был царский стольник Иевлий Кузьмич Рахманинов, обосновавшийся в 1727 году в Старой Казинке. Представителями рода Рахманиновых, вышедших из Старой Казинки, были известный просветитель XVIII века, переводчик и публицист Иван Герасимович Рахманинов (1753-1807 гг.), русский учёный-математик, профессор и ректор Киевского университета Иван Иванович Рахманинов (1826—1897 гг.), знаменитый музыкант и композитор Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943 гг.)

В конце 1889 года Рахманинов приехал в гости к Варваре и Александру Сатиным. Их имение Ивановка в Тамбовской губернии стало его любимым местом отдыха и его лучшей творческой лабораторией. Ивановка стала местом, куда он «всегда стремился». Ивановка в жизни Рахманинова заняла особое место. «Я считаю его своим, - писал С. Рахманинов в одном из писем М. Шагинян, - так как живу здесь 23 года. Именно здесь давно, когда я был еще совсем молод, мне хорошо работалось» (8 мая 1912 года. Ивановка).

Именно здесь Рахманинов создавал свои лучшие произведения, здесь во многом формировался как личность, как композитор. В Ивановке Сергей Рахманинов встретился с тремя сестрами Скалон, одной из которых была Вера. Девушка влюбилась в юного музыканта, и он ответил ей взаимностью. Рахманинов посвятил ей созданный в Ивановке романс «В молчанье ночи тайной», написанный им на стихи Александра Фета. Уехав в Москву, он написал ей более ста трогательных и возвышенных писем. Вере Скалон Сергей Рахманинов посвятил романс для виолончели и фортепьяно и вторую часть своего Первого фортепьянного концерта. В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию. Его дипломная работа опера "Алеко" по произведению А. С. Пушкина «Цыганы». Кроме неё написаны первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе прелюдия до-диез минор, которая стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова. В период с 1890 года по 1917 год он почти каждую весну, лето, а часто и осень проводил в Ивановке. В 1902 году он женился на дочери Сатиных и своей двоюродной сестре Наталье Александровне (1877-1951 гг.) В Ивановке родились обе дочери Сергея Васильевича и Натальи Александровны - Ирина (1903) и Татьяна (1907). Именно здесь, среди степного раздолья расцвел талант великого музыканта. Здесь он много и плодотворно работал. В Ивановке появляются фортепианные концерты, музыкальные моменты, этюды-картины, романсы, симфонические произведения «Цыганское каприччио», «Утес» и многие другие. В период с 1890 по 1917 годы С.В.Рахманинов жил по следующему распорядку: осень, зима - гастроли по России, Европе, Америке; весна, лето - жизнь в Ивановке. Ради лета в Ивановке Сергей Васильевич отказывался от самых выгодных гастрольных предложений. Ивановка была для него,по его собственным словам, «милым сердцу и душе монастырем». Рахманинов любил ивановские сады, большой тенистый парк, пруды, чистый воздух и аромат прилегавших к усадьбе полей и лугов. Украшением и гордостью ивановского парка того времени была сирень. Отдельные кусты сирени были посажены даже между плодовыми деревьями в садах. Сергей Рахманинов очень любил цветущую сирень. Она вдохновляла его на создание произведений. Один из его романсов так и называется «Сирень». Место и время создания- Ивановка, апрель 1902 года. Автор стихов - Е. Бекетова, старшая дочь профессора А. Н. Бекетова, ректора Московского университета.

По утру, на заре,

По росистой траве,

Я пойду свежим утром дышать;

И в душистую тень,

Где теснится сирень,

Я пойду своё счастье искать…

В жизни счастье одно

Мне найти суждено,

И то счастье в сирени живёт;

На зелёных ветвях,

На душистых кистях

Моё бедное счастье цветёт.

Одной из первых исполнительниц романса была А. Нежданова, чьи корни тоже были с Тамбовщины. В своих воспоминаниях она пишет: «Будучи артисткой Большого театра и выступая в концертах, я обязательно включала в свои программы романсы Рахманинова: исполняла всеми любимые вдохновенные романсы “Сирень”, “Здесь хорошо”, “У моего окна”, “Островок” и много других, таких же прекрасных по своей выразительности, поэтичности и красоте мелодии произведений».

С. А. Сатина, двоюродная сестра композитора писала: "К нашей усадьбе примыкала небольшая, около 100 дворов, деревня Ивановка. Вокруг нас простирались бесконечные поля, сливавшиеся на горизонте с небом. Вдали, на западе, виднелась колокольня нашей приходской церкви, находящейся в пяти верстах от Ивановки. На севере — чья-то ветряная мельница, на восток — ничего кроме полей, а на юг — наш осиновый лес. На протяжении многих верст вокруг Ивановки эти осины и наш сад около дома, были единственными деревьями среди полей, и поэтому этот осинник являлся убежищем для зайцев, лисиц, и даже забегавших иногда откуда-то волков, в особенности же для птиц, вивших там свои гнёзда и наполнявших воздух щебетом и пением."

Почти все написанное Рахманиновым в России прошло через Ивановку. В Ивановке Рахманинов работал над симфоническими пьесами «Утес», «Остров мертвых», «Цыганское каприччио», над Первой и Второй симфониями, операми «Монна Ванна», «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини», «Литургией Святого Иоанна Златоуста», поэмой «Колокола», Первым, Вторым, Третьим, Четвертым концертами для фортепиано с оркестром. В Ивановке Сергей Васильевич написал 24 прелюдий, 9 этюдов-картин, 2 сонаты, 49 романсов. 1 ноября 1918 года Рахманинов эмигрировал в США. Больше он никогда не был в России. В связи с отъездом у него начинается творческий кризис, он перестаёт писать музыку. Только через восемь лет он возвращается к композиторской деятельности. Рахманинов начинает работать и создаёт шесть произведений, среди которых "Четвертый концерт" и "Три русские песни". Объясняя причину своего молчания после отъезда за границу, Рахманинов говорил, что, уехав из России, он потерял самого себя, что "у музыканта, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить". Понимая, что вернуться в Ивановку он не может, пробует воссоздать черты сходства с природой Ивановки при строительстве виллы в Швейцарии, где и жил с 1930 по 1940 год. Вернувшись в США в 1941 году он заканчивает своё последнее произведение "Симфонические танцы". В годы Второй мировой войны Рахманинов даёт в США несколько концертов, в пользу Красной Армии. Денежные средства он передал со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». На деньги композитора был построен для армии боевой самолёт. Рахманинов очень хотел поехать на родину. По воспоминаниям внука Александра, Рахманинов «очень глубоко и искренне любил Россию, свою Отчизну, но терпеть не мог советский строй и его руководителей». До конца дней он хранил в памяти светлые воспоминания о "своей родине" Ивановке и стремился туда. Написанные в эти годы Три русские песни, Третья симфония, Симфонические танцы - это его любовь к России, к родной земле, которую он поцеловал, уезжая за границу, и на которую так и вернулся. После его смерти у секретаря нашли списки, насчитывавшие сотни адресов, по которым от имени Рахманинова оказывалась помощь. Он всегда помогал русским и России.

Большое место в творчестве С.В.Рахманинова занимают образы русской природы. Ивановка сыграла важную роль в возникновении его типично русских музыкальных картин. Живописные рахманиновские "пейзажи", созданные в Ивановке или под ее впечатлением, замечательны тем, что они передают не только картины природы, но и его эмоциональное состояние, что вместе со зрительным и слуховым восприятием природы композитором в них отражено все то, что соединялось в его представлении о Родине - душа русского человека, его влюбленность в свой край, его думы, его песни. В Ивановской усадьбе раскрылись и другие склонности С.В.Рахманинова. Он был русским. А русские, как нация, сформировались как земледельческий этнос. Посадить что-либо - это у русских в крови. Даже сейчас, несмотря на изобилие продуктов в магазинах, даже очень богатые русские обязательно посадят около дома сельскохозяйственные растения. Рахманинов также занимался сельским хозяйством: старался улучшить породу скота, покупал новый, современный инвентарь, интересовался полевыми работами. С русским пейзажем творчество Рахманинова связано своей сердцевиной, сокровенным движением души, рождающим вдохновение. Рахманинов говорил: «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды». Музыка Сергея Васильевича Рахманинова органично сочетается с поэзией Федора Ивановича Тютчева. Композитор написал на стихи Тютчева четыре романса. В своем творчестве Рахманинов впервые обратился к лирике Тютчева в 1906 году, когда им были написаны два романса: трагический: «Всё отнял у меня» и лирический «Фонтан». Написаны они были летом в Ивановке. Но одним из замечательнейших образцов камерного вокального творчества Рахманинова это романс «Весенние воды» на стихи Ф. И. Тютчева. Он весь словно залит потоком солнца и в нём бушует ликование. «Молодые гонцы» весны радостно будят все вокруг и сообщают о грядущем обновлении, ведь его так заждалась природа. Энергия музыки подчёркивает вдохновенную силу этого таинственного превращения, которое повторяется каждый год, однако после долгой зимы и природа, и человек ждут весеннюю капель с нетерпением. Музыка Рахманинова в «Весенних водах» восходит к древнеславянскому мифу и чувству ожидания любви, страстного желания обновления Земли, что находится в подсознании и просыпается с небывалой силой каждой весной.

Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят... Они гласят во все концы: "Весна идет, весна идет, Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед! Весна идет, весна идет, И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней!.."

Музыка Рахманинова передает упоение жизнью. Она то льется, как бесконечная, широкая мелодия (Второй концерт), то бурлит, словно стремительные вешние потоки (романс «Весенние воды»). Рахманинов рассказывает о тех минутах, когда человек наслаждается покоем природы или радуется красоте степи, леса, озера, — и музыка становится особенно нежной, светлой, какой-то прозрачной и хрупкой (романсы «Здесь хорошо», «Островок», «Сирень»), В «музыкальных пейзажах» Рахманинова, тонко и одухотворенно передано обаяние русской природы: широкой, раздольной, бесконечно щедрой и поэтичной.

Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века и был одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап. Рахманинов обогатил интонационный фонд русской и мировой музыки интонационным багажом древнерусского знамённого распева. Рахманинов вывел русскую фортепианную музыку XX века на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира.

Творчество Рахманинова принято условно делить на три или четыре периода: ранний (1889—1897), зрелый (его иногда делят на два периода: 1900—1909 и 1910—1917) и поздний (1918—1941). И мы видим, что самый продуктивный его период был тогда, когда он находился в окружение русской природы, которая подпитывала его, давала силы и вдохновение. Россия не забыла своего сына. В 1968 году создан музей, а с 1987 года — Музей-усадьба С.В. Рахманинова в деревне Ивановка Уваровского района Тамбовской области. С 1982 года в Ивановке ежегодно проводится Международный музыкальный фестиваль имени С.В. Рахманинова. Также, в рамках Международного Рахманиновского музыкального фестиваля, традиционно проходят концерты в Казинке.

Про Рахманинова-композитора часто говорят, что он «самый русский композитор». Рахманинов сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910; Всенощная, 1916). Рахманинов был порождением Руси и русской природы. Он воплощение русских пословиц, например таких как эта: "ну какой же русский не любит быстрой езды". Сергей Васильевич любил верховую езду, прогулки на моторной лодке и в автомобиле. Рахманинов написал произведения, в которых выразил то чувство счастья, какое испытывают люди среди полей, лесов, лугов и нив. Максим Горький сказал о нём: «Как хорошо он слышит тишину». Рахманинов синтезировал различные тенденции национального музыкального искусства и объединил их в Русский национальный стиль. Рахманинов любил ивановские сады, большой тенистый парк, пруды, чистый воздух и аромат прилегавших к усадьбе полей и лугов. Ивановка была частицей великой Родины. Её природа способствовала обострению национального самосознания композитора и пробуждала патриотизм. И эту великую любовь к вмещающему русскому ландшафту мы слышим во всех его произведениях.

Библиографическая ссылка

Пушилин Н.О. ТВОРЧЕСТВО СЕРГЕЯ ВАСИЛЬЕВИЧА РАХМАНИНОВА КАК ОТРАЖЕНИЕ ВМЕЩАЮЩЕГО ЛАНДШАФТА // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=14334 (дата обращения: 18.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»