Картина богатырский скок описание. Описание картины В

В. М. Васнецов «Богатырский скок (сочинение по картине)

Я очень люблю читать сказки и былины, представляя себя то храбрым и решительным Иваном, то могучим широкоплечим богатырем. Увидев картину В. М. Васнецова "Богатырский скок", я сразу понял, что Тот самый удивительный тоже бесконечно любит и ценит неисчерпаемую сокровищницу русской народной литературы.

Огромный черный богатырский конь только оттолкнулся копытами вот земли, а уже дремучий лесс кажется низкой травой, а облака - все ближе и ближе. Такой конь в считанные секунды сумеет преодолеть любые расстояния, чтобы доставит грозного седока к желанной цели.

Красил и суров богатырь, крепко сжимающий сильными ногами бока ретивого скакуна. Это настоящий русский воин, такому не страшны даже полчища врагов - пусть они сами дрожат и трепещут! Серебристый шлем, надежная кольчуга, щит сумеют защитить богатыря вот мечей и стрел неприятеля, а длинное крепкое копье вселит ужас в захватчиков русской земли. Гордо и внимательно оглядывает воин бесконечные просторы родины, при первой же опасности вон готовь постоят за свой народ

Вот что почувствовал я, рассматривая картину В. М. Васнецова "Богатырский скок". А еще я понял, что тоже не дрогну в решающую минуту, сумею защитить слабого и отстоять справедливость, когда это будет Нужно .

Художник Виктор Михайлович Васнецов за свою жизнь нарисовал много замечательных картин. Ещё с юности он начал увлекаться живописью, брал уроки рисования. Сегодня же он является автором множества известных картин, которыми никогда не перестанут восхищаться многочисленные поклонники искусства. Сказочные персонажи – герои его картин – всегда выглядят настолько живо и интересно, что невольно начинаешь восхищаться ими. Одна из его работ называется «Богатырский скок». О ней я и хочу рассказать.

На картине мы видим богатыря, оседлавшего могучего коня. Держится воин очень уверенно и грозно. На нём художник изобразил боевые доспехи. Видно, что богатырь готов к бою. В одной руке у него кнут для управления лошадью, а другой рукой он держит кол с железным наконечником, на ней одет и щит. Спереди за поясом у богатыря меч. Он не только полностью готов к бою сам, боевой дух чувствуется и у коня. Он готов служить своему хозяину до победного конца! Грандиозный, высокий и неповторимый прыжок, который он совершил по наказу своего хозяина, доказывает его настоящую преданность. Небо на картине немного затянуто тучами. Земля и деревья тёмного цвета. Природа будто бы подготовилась к предстоящему бою. Но благодаря нашему могучему богатырю и его непобедимому виду нам не о чем беспокоиться.

Я думаю, картина полностью соответствует своему названию. И грациозного коня со своим прыжком, и богатыря с непобедимым видом можно описать одним названием – богатырский скок. Автор своей картиной лишний раз напоминает нам о непоколебимости русского духа. Сказочные персонажи на картинах Васнецова всегда оживают и заставляют нас верить в чудеса.

Вместе со статьёй «Сочинение по картине Васнецова «Богатырский скок» читают:

Методическая разработка урока по развитию речи.

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатырский скок»

Я хотел показать, в чем сущность моего народа…

В. Васнецов.

Цели:

Научить собирать материал к сочинению и использовать его при описании изображенного на картине;

Пользоваться синонимами и образно-выразительными средствами языка в собственной речи;

Развивать и тренировать наблюдательность, художественно-эстетический вкус;

Приобщать учащихся к историческому прошлому родины.

Оборудование урока :

Интерактивная доска;

Репродукции картины В.М.Васнецова «Богатырский скок» (1914г) «Витязь на распутье» (1882), «Богатыри» (1898).

Ход урока :

    Организационные моменты. Сообщение темы урока.

Заранее подготовленный ученик читает:

А и сильные, могучие

Богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их конем землю Русскую,

Не затмить им солнце наше красное.

Век стоит Русь- не шатается!

И века простоит, не шелохнется!

(отрывок из былины)

Сегодня мы знакомимся с картиной В.М.Васнецова «Богатырский скок» 1914г.

    Рассказ о творчестве художника.

«Я всегда только и жил Русью»,- говорил о себе Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926гг). Он прославился такими картинами, как «Богатыри», «Витязь на распутье», «Богатырский скок».

(Репродукции картин демонстрируются на интерактивной доске)

Они навеяны русскими народными сказками, былинами. Их можно назвать живописными поэтическими сказаниями о родном народе, о славной национальной старине и ее бессмертных героях.

В своем творчестве Васнецов стремился раскрыть эстетические национальные идеалы как идеалы народа, найти и установить связь между прошлым и настоящим родной страны.

В детстве и ранней юности художника окружал деревенский быт, почти не тронутый городским влиянием. Много значили для будущего художника старинные сказания, песни, предания, передававшиеся из уст в уста.

После окончания вятской духовной семинарии он поступил в Академию художеств, где курса не окончил, а получил только две серебряные медали за рисунок в натурном классе и за этюд. В.Васнецов на личные средства уезжает в Париж, где вскоре его произведения появляются на передвижных выставках. В большинстве случаев они были написаны на темы из русских сказок и былин. Картины были проникнуты русским народным духом и глубоким, искренним настроением.

    Беседа по картине . (с использованием интерактивной доски)

На картине изображен Илья Муромец.

Учитель: Как вы его узнали?

Учащиеся: Мы знаем картину Васнецова «Богатыри», на которой изображены Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. (Демонстрация картины).

Учитель: В. Васнецов особо подчеркнул в своих любимых героях спокойную величавость, рожденную сознанием возложенного на себя священного долга. Картина создает «не только впечатление силы… но ещё впечатление благости, великодушия и добродушия – ими полон всего более сам Илья Муромец».(В. В. Стасов)

Учитель: Что мы знаем об этом богатыре?

Материал подготовлен учащимися как индивидуальное домашнее задание.

1-ый рассказчик:

Знаменитого богатыря Илью Муромца народное предание отождествляло с преподобным Илией Муромцем, Печерским, знания о котором В.М.Васнецов получил еще в духовной семинарии.

Родился Илия Муромец около 1143г. в селе Карачарово, что под Муромом Владимирской области, в семье крестьянина Ивана, Тимофеева сына, и его жены Евфросинии, дочери Якова.

С детства до тридцати трех лет Илья был парализован, а потом получил исцеление от трех вещих старцев, которые предсказали, что «смерть ему в бою не писана».

Взяв родительское благословление,

«Ой ты, гой еси, родимый, милый батюшка!

Дай ты мне свое благословеньице,

Я поеду во славный стольный Киев-град-

Помолиться чудотворцам киевским

Заложиться за князя Владимира,

Послужить ему верой-правдою,

Постоять за веру христианскую»,

Илья много лет состоял в дружине Киевского князя Владимира Мономаха – был «первый богатырь во Киеве».

2-ой рассказчик:

Не знавший поражений, Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости.

Все сказания свидетельствуют о степенном характере Ильи Муромца, который никогда не превозносил себя, оставаясь простым крестьянским сыном: « Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал людей не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводою в богатстве жить. Мое богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов ее оборонять»

Учитель: К лику святых Илья Муромец был причислен в 1643г. Украинская православная церковь Московского Патриархата учредила орден Преподобного Илии Муромца, которым награждаются военнослужащие, отличившиеся служением Отечеству, в том числе и в горячих точках.

    Описание картины. Обучение по образцу.

Огромный черный богатырский конь только оттолкнулся копытами от земли, а уже дремучий лес кажется низкой травой, а облака - все ближе и ближе. Такой конь в считанные секунды сумеет преодолеть любые расстояния, чтобы доставить грозного седока к желанной цели.

Красив и суров богатырь, крепко сжимающий сильными ногами бока ретивого скакуна. Это настоящий русский воин, такому не страшны даже полчища врагов - пусть они сами дрожат и трепещут! Серебристый шлем, надежная кольчуга, щит сумеют защитить богатыря от мечей и стрел неприятеля, а длинное крепкое копье вселит ужас в захватчиков русской земли. Гордо и внимательно оглядывает воин бесконечные просторы родины, при первой же опасности он готов постоять за свой народ.

    Словарно- стилистическая работа.

Кольчуга - доспех, сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием. Носила в зависимости от разновидности различные названия: кольчу́га, панцирь, байдана, яцерин. Использовались разные виды кольчуг - от кольчужной рубахи, прикрывавшей только туловище и плечи до полных хауберков (hauberk), покрывавших тело полностью, с головы до ног.

Бармица - элемент шлема в виде кольчужной сетки, обрамляющей шлем по нижнему краю. Закрывала шею, плечи, затылок и боковые стороны головы; в некоторых случаях грудь и нижнюю часть лица

Наручи - часть доспехов, защищающая руки от локтя до кисти. Простейшие наручи изготавливались по шинному типу и представляли собой металлические пластины, закреплённые на кожаной основе. Однако они уступали цельнометаллическим наручам, появившимся, вероятно, в Западной Азии. Наиболее совершенными являются наручи трубчатого типа. Такой наруч состоит из двух сильно изогнутых пластин - верхней (локотник ) и нижней (черевец ). Эти пластины могли соединяться шарнирно, а закрываться с помощью ремешков и пряжек.

Кистень - гибко-суставчатое холодное оружие ударно-раздробляющего действия. Представляет собой ударный груз (костяную, металлическую или каменную гирю - било ), соединённый подвесом (цепью, ремнём или крепкой верёвкой) с деревянной рукоятью - кистенищем .

Копье - колющее, метательное или колюще-рубящее древковое холодное оружие. Длина копья составляла от 3 до 4 метров. Копья были метательные и тяжёлые для ближнего боя.

Ретивый – быстрый, стремительный.

Вороной – черный, цвет вороньего крыла.

Сбруя - конская упряжь, предметы и принадлежности для запряжки, седлания и управления лошадьми

    Сравнительный анализ двух картин В.М.Васнецова.

Демонстрация картины «Витязь на распутье».

Учитель: Известно, что картина «Богатырский скок» была одной из последних работ художника. Давайте обратимся к первой работе В.Васнецова « Витязь на распутье» с тем, чтобы сравнить настроение богатырей картины.

Что мы видим на первой работе художника В.Васнецова?

Ответы учащихся :

Художник передал атмосферу былинных сказаний;

Жуть навевает дикая, бескрайняя степь, черные птицы, замшелые валуны, черепа человеческие и лошадиные;

Учитель: Опишите снаряжение витязя:

Ответы учащихся :

Воин в боевых доспехах: пластинчатая кольчуга закрывает тело всадника;

Шлем с бармицей

Густая бармица укрывает плечи

Наручи до локтей.

Витязь хорошо вооружен:

Колчан со стрелами

Тяжелый кистень для близкого боя

Копье для дальнего боя

Тяжелый миндалевидный щит много раз спасал своего хозяина

Конь под стать всаднику - сильный, выносливый, привыкший к бою. Скорее всего, это любимый конь витязя. Об этом говорит богатая сбруя коня.

Учитель: Какой миг запечатлел художник?

Ответы учащихся :

Всадник приостановился у камня только на несколько минут, чтобы прочесть надпись. Он продолжит свой путь вперед.

Учитель: Что говорит об этом?

Ответы учащихся :

Светлое небо, отблески света на снаряжении витязя и гриве коня.

Учитель: Художник создает впечатление, что витязю ведомо все, что будет, он выбрал прямую дорогу и недолго промедлит на распутье.

Вот слова самого художника о «Витязе», сказанные уже в глубокой старости: «Я хотел показать, в чем сущность моего народа, какие у него отличительные качества среди других народов. Мы- поэты, а без поэзии, без мечты нельзя ничего делать в жизни. Мы, не щадя себя, боролись и будем бороться за независимость своей земли. Русские люди-витязи на распутье -никогда не бояться того, что сулит нам будущее».

Учитель: Что символизируют картины В. Васнецова?

Картины Васнецова рисуют национальные образы, полные глубоких человеческих чувств и переживаний. Они символизируют величие, храбрость, красоту и силу русского народа в лице Ильи Муромца.

Читает ученик:

Мощь духа русского раскрыл
Художник в этом полотне,
Богатыря изобразил
Верхом на вороном коне.

Конь оторвался от земли,
Поджаты ноги для прыжка.
Темнеет лес внизу вдали,
Клубятся рядом облака.

Вниз голова наклонена
У богатырского коня,
Фигура же напряжена.
Седок, поводья оброня,

Доверившись коню, назад
Глядит внимательно, готов
(Об этом говорит нам взгляд)
Он наповал сразить врагов.

Внизу родимая земля –
Леса, пологие холмы,
Луга, широкие поля.
Он защитит их – знаем мы!

    Составление плана сочинения по одной из картин.

Запись на доске плана сочинения:

    Русские богатыри.

    Описание картины:

а) образ героя картины.

б) описание всадника и коня

Описание одежды

Описание сбруи

3. Композиция картины

Цветовая гамма

4. Чему учит картина.

    Домашнее задание

Написание черновика сочинения

Используемая литература:

    О.П.Баландина « Обучение сочинению по картине» 5-9 классы Издательство «Учитель», Волгоград 2012г., стр. 7-15.

    Ольга Глаголева «Святые воины русского православия» ЭКСМО, Москва, 2009г., стр. 148-155.

    Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи» ,издательство «Белый город», Москва, 2006г., стр. 260-261,267

    Е.П.Борзова, А.В.Никонов «История мировой культуры в художественных памятниках» стр. 200-201.

    Интернет-ресурсы.

Данная методическая разработка урока по развитию речи (сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатырский скок» (1914г), поможет учителю продолжить тему «Русские богатыри» в творчестве художника, расширить представление учащихся 5-6 классов об историческом эпосе России, запечатленной в полотнах В. М. Васнецова, обогатить знания учащихся материалами православной культуры страны, ввести в пласт устной и письменной речи учащихся устаревшую лексику, воспитывать чувство сопричастности к героическому прошлому нашей страны.