Кларнет: история одного немецкого изобретения. Из истории кларнета Кто создал кларнет

Кларнет - деревянный духовой инструмент с одинарной тростью, широким звуковым диапазоном и мягким тембром. Может выступать как в качестве сольного инструмента, так и в составе оркестра или ансамбля. Кларнет может быть использован в произведениях любых музыкальных жанров.

От свирели до кларнета

Появление кларнета приходится на рубеж XVII-XVIII столетий. Изобретен был музыкальный инструмент Иоганном Кристофом Деннером - мастером, который специализировался на изготовлении деревянных . Занимаясь усовершенствованием старинной французской свирели, или, как ее называли, шалюмо, мастер пришел к созданию нового музыкального инструмента с более широким диапазоном.


Иоганн Кристоф Деннер

Шалюмо был достаточно распространенным инструментом, используемым для игры в оркестрах во Франции. Это была трубка цилиндрической формы с семью отверстиями, которые при исполнении необходимо было закрывать пальцами. Диапазон шалюмо составлял всего одну октаву. Деннер заменил язычок камышовой тростью, крепимой на мундштуке, и убрал трубочку с пищиком. Впоследствии добиваясь расширения диапазона звучания, инструмент претерпевал еще много переделок.

Переломным моментом, когда из «улучшенного шалюмо» появился принципиально новый инструмент, стал клапан, позволяющий переходить во вторую октаву. Звучание в новом диапазоне напоминало трубу под названием кларино. Именно она и дала название инструменту кларнету, который в переводе означает «маленькая кларино».

Дело отца продолжил сын Якоб, его кларнет был оснащен уже двумя клапанами. Далее, с 1760 по 1785 года постепенно добавлялось еще по одному клапану мастерами со всего мира. Третий клапан добавил австриец Паур, четвертый - бельгиец Роттенбург, пятый - английский мастер Хэйл. В 1790 году французом Жаном Ксавье Лефевром был присоединен последний, шестой клапан, как в классической модели кларнета.

Разновидности и усовершенствование инструмента

Мастера XIX века всего мира также пытались приложить руку к усовершенствованию оригинального музыкального инструмента. Так появились французские, австрийские, немецкие кларнеты, кларнеты Альбера и Фрица Шюллера. Во Франции к кларнету присоединили кольцевые клапаны, которые применялась только во флейте. Считается, что французские кларнеты более приспособлены для быстрой виртуозной игры, немецкие же отличаются большей выразительностью звука. Еще несколько фирм выпускали экспериментальные модели кларнетов с различными расположениями клапанов, но они не получили особого распространения.

Музыкальный инструмент: Кларнет

Кларнет – это необычайно виртуозный инструмент, с очень гибким и благородным звуком, напоминающий длинную цилиндрическую трубку. Не случайно в симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьев отвел ему роль кошки, тем самым подчеркнув его бархатистое и мягкое звучание, словно пушистые лапки животного.

Свое имя кларнет получил за счет пронзительного звучания в верхних регистрах, которое напоминало звук трубы , ведь в переводе его название означает «маленькая труба». Нет ему равных в чистоте звучания и легкости исполнения, он требует совсем небольшой расход воздуха при игре, а это немаловажно для любого исполнителя на духовых инструментах.

Историю кларнета и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Когда хотят красочно описать характерный звук кларнета, вспоминают замечательное произведение П.И. Чайковского , его увертюру - фантазию «Франческа да Римини», где трогательный голос музыкального инструмента грустно рассказывает о трагической судьбе девушки.

Еще великий В.А. Моцарт , очень неравнодушно относившийся к инструменту, говорил, что звук кларнета очень похож на человеческий голос. Область выразительности его очень велика, ему подвластно многое, например, своим мрачным и глубоким звучанием изобразить драматические события, или быть светлым, неунывающим и даже шутливым, как в очаровательном арпеджио из сюиты к балету П.И. Чайковского «Щелкунчик» или пастушеских наигрышах Леля из оперы «Снегурочка » Н.А. Римского – Корсакова.

Кларнет не только один из самых мелодичных, но и самый виртуозный из группы деревянных духовых инструментов, на нем можно осуществлять различные исполнительские задачи.

Диапазон кларнета составляет почти четыре октавы и условно делится на три регистра: нижний, имеющий название шалюмо - по звуку сумрачный и угрюмый; средний – кларино, светлый и прозрачный; верхний – резкий и крикливый.

Применение различных регистров этого инструмента зависит от характера музыки, который хочет изобразить композитор.

У кларнета есть еще одно большое преимущество - ему доступно гибкое изменение динамической линии - от интенсивного усиления звука до его значительного ослабления. Кларнет может играть на чуть слышном «пианиссимо», но также способен впечатлить и ярким звучанием.

Фото :





Интересные факты:

  • Моцарт был первым из выдающихся композиторов, кто написал музыкальное произведение специально для кларнета.
  • Джулия Робертс, знаменитая американская актриса, в школьном оркестре играла на кларнете.
  • Кларнет в начале 1900 годов был очень популярным джазовым инструментом, а особо важным в этом жанре он стал в 30х и 40-х годах прошлого столетия в эру биг-бендов в эпоху свинга.
  • Всемирно известные музыкальные группы и музыканты, такие как Битлз, Аэросмит, Пинк Флойд, Том Уэтс, Билли Джоэл и Джерри Мартини охотно применяли звук кларнета в собственных музыкальных композициях.
  • Ежегодно под эгидой международной ассоциации кларнетистов проходит фестиваль, который называется «ClarnetFest». В 2017 году он пройдет в г. Орландо, штат Флорида, США с 26 по 30 июля.

  • Одной из самых популярных кларнетовых партий считается соло из «Голубой рапсодии» Джорджа Гершвина . Во время репетиции пьесы перед премьерой в 1924 году, солист решил поэкспериментировать и сыграл хроматический ход от нижней ноты до верхней на глиссандо, Гершвину это очень понравилось, и с тех пор соло звучит на концертах именно так.
  • В 70-х годах прошлого века выросла заинтересованность к подлинному исполнению произведений 18-х и 19-х веков на инструментах того времени. В1972 годы был организован ансамбль «The Music Party», который исполнял аутентичную музыку на старинных кларнетах. Создателем такого ансамбля был британский музыкант Алан Взломщик.
  • Уникальный инструмент, принадлежащий легендарному Бенни Гудману, был продан на аукционе за 25000 долларов.
  • Самая длинная нота, исполненная на духовых инструментах на одном дыхании, была сыграна именно на кларнете Филиппом Палмером (Великобритания) 27 ноября 2006 года, и длилась она 1 минуту 16 секунд.
  • Вуди Аллен (кинорежиссер) отказался от приглашения на вручение кинопремии Оскар из-за концерта, на котором он играл на кларнете.
  • Стивена Спилберга, всемирно известного режиссера, можно увидеть играющим на кларнете в оркестре в его знаменитом фильме «Челюсти».

Конструкция

Кларнет – это трубка цилиндрической формы, длина которой около 70 см. Одна сторона имеет небольшое расширение - венчикообразный раструб. Другая - мундштук в виде клюва, к которому прикрепляется одна трость (пластинка из тростника). Инструмент состоит из следующих компонентов: мундштука, лигатуры, бочонка, верхнего колена, клапанов, нижнего колена, раструба. Клапанный механизм, имеющий много взаимосвязанных соединений, довольно сложен, количество клапанов в нем варьируется и зависит от вида кларнета, иногда их может быть до 20. Вес кларнета (сопрано) составляет 850 гр.

Кларнеты производят из высокородных сортов мпинго, кокобола и африканского черного дерева, которые растут длительное время и имеют твердую, хорошо резонирующую структуру. Также возможно изготовление этого инструмента из самшита, палисандра и иногда синтетических материалов, но такие инструменты чаще всего используются в учебных целях и в концертах на открытом воздухе.

Производство кларнета является довольно консервативным, большая часть работы выполняется высококвалифицированными мастерами вручную. Большинству нововведениям в конструкции кларнета около 100 лет, эксперименты сейчас проводятся только с мундштуком и тростями.

Разновидности кларнета

За время эволюции у кларнета появилось довольно большое семейство. В разное время было сконструировано почти 20 разновидностей, многие из них не нашли должного применения, но некоторые активно применяются и по сей день.

Стоит в первую очередь выделить двух самых важных представителей, это кларнеты в строе B и A, их еще называют большими или кларнетами-сопрано. Кроме этих основных инструментов следует также обратить внимание на другие виды кларнета. Классифицируются они следующим образом, от самого высоко звучащего и к наиболее низкому.

  • Сопранино, (строй - F, G, As) - используется редко.
  • Кларнет малый (пикколо), строй Es - выделяется пронзительным звучанием. Его резкий и крикливый тембр пикколо нередко востребован в сочинениях композиторов: Г. Берлиоза , Р. Вагнера, Н. Римского-Корсакова , Д. Шостаковича , Р. Штрауса.
  • Кларнет "С", строй: C - в настоящее время применяется в учебных целях.
  • Бассет, строй: A, B – его мы можем услышать в опере «Волшебная флейта» В. А. Моцарта, но в нынешнее время потребляется редко.
  • Бассетгорн - строй: A, Es, F, G - кларнет альтового регистра. Он по размеру немного превосходит сопрановый кларнет, звук - уравновешенный и величавый. По звуковым характеристикам располагается между обычным и басовым кларнетом. Сейчас применяется в ансамблевой музыке.
  • Альтовый и контральтовый - применяются для исполнения старинной музыки.
  • Бас-кларнет, строй - B. Самый большой представитель кларнетового семейства, имеющий два вида: французской и немецкой системы. Имеет своеобразную форму, напоминающую курительную трубку: мундштук посаженный на выгнутый шпиль и загнутый наверх раструб. Бас-кларнет прочно вошел в большой симфонический оркестр, где главная функция, которую он выполняет, усиление басовой линии. Композиторы порой доверяют ему сольные моменты, когда надо изобразить эпизод тревожного, драматического характера. Иногда выступает как сольный инструмент.
  • Контрабасовый кларнет, строй: B, A - звук наиболее насыщенный и монументальный. Диапазон включает звуки, которые на октаву ниже, чем у басового – кларнета, длина его около 3 метров. Находит применение в ансамблевой музыке.

Применение и репертуар

Кларнет один из самых интересных инструментов, спектр применения его огромен: симфонический, камерный, эстрадный и духовой оркестры; джаз, рок, народные клезмеровские ансамбли.

Благодаря своему прекрасному тембру кларнет заслужил большую любовь композиторов. В симфонической музыке можно найти многочисленные примеры его сольных эпизодов. Л.В. Бетховен , В.А. Моцарт, Ф. Шуберт , Ф. Мендельсон, К. Вебер , Д. Пучинни, Д. Верди , Я. Сибелиус, М. Глинка , Р. Шуман, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, А. Рубинштейн, А. Глазунов , С. Рахманинов, И. Стравинский , Р. Штраус, М. Равель, С. Прокофьев, Д. Шостакович и другие величайшие авторы музыкальных шедевров украшали свои произведения выразительными солирующими партиями кларнета, как ясного и задорного, так и трагического, напряженного характера.

Кларнет - наиважнейший инструмент в джазе и еврейском клезмере. Он очень энергично проник в национальную музыку различных стран: Испании, Франции, Болгарии, Румынии, Швеции, Греции, Бразилии и нашел там очень широкое применение, в том числе как незаменимый инструмент на свадьбах и деревенских праздниках.

Большой популярностью кларнет пользуется как солирующий инструмент. Воодушевленные блистательными выступлениями кларнетистов-виртуозов многие композиторы сочиняли свои произведения именно для этого инструмента. Среди них:

Б. Чайковский - Концерт для кларнета и камерного оркестра (слушать)

К.М. Вебер - Концерт для кларнета с оркестром №1 (слушать)

Известные исполнители

По количеству ярких исполнителей-солистов кларнет могут превзойти только скрипачи и пианисты.

За время развития кларнетового искусства появилось много выдающихся исполнителей. Особенно значительный вклад в развитие инструмента и репертуара для него внес немецкий виртуоз Иван Мюллер. Среди музыкантов–кларнетистов, исполняющих классическую музыку, следует особо отметить: Г. Бертмана, В. Соколова, С. Розанова, А. Штадлера, В. Генспера, Э. Бруннера, И. Мозговенко, С. Бессмертнова, И. Оленчика, В. Пермякова, А. Березина, В. Генслера, П.Суханова.

Имена известных джазовых кларнетистов - С. Беше, Д. Доддс, Д. Нун, П. Расселл, Б. Бигард, А. Шоу, В. Херман, Э. Дэниелс, Л. Шилдс, В. Герман, но несомненно королем среди музыкантов этого жанра является Бенни Гудмен.

Еврейский клезмер также имеет своих замечательных кларнетистов, среди них: Н. Брандвейн, Г. Фейдман, Д. Кракауэр, Г. Гольденштейн.

История кларнета

Начало XVIII века для семейства деревянных духовых ознаменовалось рождением нового уникального «индиго»- инструмента, который получил название кларнет. Постепенно его тембровые краски дополнили палитру классического европейского симфонического оркестра.

История отдаёт пальму первенства в создании этого инструмента немецкому мастеру музыкальных инструментов Иоганну Кристофу Деннеру. Как говорится, всё новое - это хорошо забытое старое. Не обошло это утверждение стороной и процесс создание кларнета. Нюрнбергский маэстро модернизировал старинный французский инструмент - свирель шалюмо. Благодаря такому приёму и родился кларнет в современном его понимании. Звук шалюмо можно было услышать в различных французских оркестрах. Сам по себе инструмент представлял собой цилиндрическую безраструбную трубку с семью игровыми отверстиями. Музыкант должен был попеременно на них нажимать для извлечения звуков. Возможности диапазона этой свирели были ограничены одной октавой. Что делает Деннер? Он убирает трубочку, в которой помещался пищик, заменяя его тростью - пластинкой, сделанной из камыша, и прикрепляет ее к мундштуку. Придумав мундштук, а также систему закрепления трости к нему, тем самым, немецкий мастер запатентовал уникальный способ извлечения звука. Как бы ни совершенствовали кларнет в будущем, суть «деннеровской» схемы «мундштук + трость», пожалуй, останется неизменной. Изначально мундштук и верхнее колено инструмента были одним целым, и трость соприкасалась с верхней губой, потому что первые кларнетисты играли «тростью вверх», на перевернутом мундштуке. Позже постановка мундштука (а соответственно, и губного аппарата исполнителя) стала такой, какой она является и сегодня: трость прикрепляется снизу. Преимуществами такого положения стало то, что исполнитель мог теперь регулировать звук, интонацию, посредством изменения давления губного аппарата на трость. Также извлечение звука стало сфокусированным и четким, ведь язык при игре теперь касался трости. Говоря музыкальным языком, качество атаки за этот счёт значительно улучшилось. Первоначально Иоганн Деннер задумывал постановку рук на инструменте диаметрально противоположную той, которой кларнетисты пользуются сегодня во всём мире. То есть правая рука находилась на верхнем колене инструмента, а левая - на нижнем. Еще одной немаловажной задачей для создания полноценно звучащего инструмента стало следующее: нужно было расширить его диапазон. Обычно, для расширения диапазона любого духового инструмента используется принцип передувания. Чем больше усиливается поток воздуха в инструмент, тем выше получится нота. Когда исполнитель подаёт усиленную струю воздушного потока в кларнет, на выходе получится не просто высокий звук, а, как правило, он будет фиксированным. При том же положении пальцев на аппликатуре, но с более сильной подачей воздуха будет звучать нота, которая расположена на интервал «дуодецима» (октава + квинта) выше от «базового» звука. К примеру, изначальное «до» первой октавы, при передувании, даёт ноту «соль» второй октавы. Немецкий изобретатель решил также следовать такому принципу, однако свирель шалюмо не могла представить Деннеру возможности передувания через октаву. Поэтому мастер добавил к уже существующим шести два новых отверстия. Это позволило расширить диапазон инструмента. «Увеличились» малая и первая октавы. В малой появились такие звуки: фа, соль, ля, си. В первой - до, ре, ми, фа, соль. Немного позже Иоганн Деннер добавляет ещё пару отверстий, одно из которых он расположил на тыльной части инструмента. И приделывает к ним клапаны. Как итог, получились новые звуки. Благодаря клапанам теперь стало возможным брать ноты «ля» и «си» первой октавы.

В процессе усовершенствования инструмента, а также личных наблюдений, немецкий музыкальный мастер заметил следующее: когда происходит нажатие на второй из нововведённых клапанов, то «добыть» звук на дуодециму выше становится значительно проще и качественнее. Именно это наблюдение и стало решающей точкой отсчета рождения кларнета, как самостоятельного инструмента, а не подвида шалюмо. Теперь инструмент позволял извлекать из себя три октавы. Однако далеко не сразу его звучание стало «выровненным» - в каждом регистре был свой тембр, и они явно между собой контрастировали. Звуки, которые брались через дуодециму, получались крайне резкими и пронзительными. Их тембр перекликался со звучностью старинной трубы - кларино. Трубный «кларино» раструб, которым Деннер снабдил шалюмо, фактически и дал название «кларнет», что является уменьшительным названием от итальянского «clarino» - «clarnetto». Иоганн Кристоф Деннер передал своё музыкальное дело сыну, который также внёс свою лепту в развитие технических возможностей кларнета. Первым шагом было то, что он сделал раструб инструмента более широким. Это сделало тембр кларнета лучше. Затем мастер сдвинул тыльный клапан (вышеупомянутая «дуодецима») вверх, и сузил отверстие, находившееся под ним. Таким образом, верхний регистр зазвучал качественнее. Однако в процессе такого перемещения «потерялась» нота «си». При нажатии на дуодецимный клапан теперь звучала нота «си-бемоль». Для восстановления ноты Деннер-младший удлиняет нижнее колено инструмента и добавляет новый клапан внизу. Этот ход и определил пограничную нижнюю ноту в диапазоне кларнета. «Ми» малой октавы и по сей день является самой низкой нотой на инструменте. Все нововведения сына Иоганна Деннера историки относят к 1720 году. Ещё один музыкальный мастер, Бартольд Фриц, позднее также внёс свой вклад в создание кларнета. Третий клапан теперь закрывался мизинцем левой руки, благодаря своему изменённому расположению. В 50х годах XVIII века Иосиф Беер, немецкий кларнетист, встроил в нижнее колено два новых клапана. Диапазон инструмента стал богаче на два «базовых» звука - «фа-диез» и «соль-диез» малой октавы. При передувании, эти «базовые» звуки превращались в «до-диез» и «ре-диез» второй октавы. К концу XVIII века у кларнета появляется ещё один, уже шестой, клапан. Так, у кларнета появился ещё один звук: до-диез. Случилось это благодаря разработке Ксаверия Лефера, французского кларнетиста и профессора Парижской консерватории. Вот таким и вошёл в новый век этот деревянный духовой инструмент. Динамика звучания вполне подавалась исполнительской регулировке. Также музыканту были под силу как легатные так и стаккатные мелодии. Но оставалось ещё преодолеть сохранившуюся «неровность» и контрастность между регистрами. Слушая исполнение на кларнете с закрытыми глазами, вполне можно было сказать, что перед слушателем - два разных музыкальных инструмента. Нижний регистр отличался густыми мрачными красками, верхний же поражал своей яркостью и силой. Внизу слышались ноты шалюмо, а вверху - мотивы кларино. Слишком большого мастерства от исполнителя требовали связующие звуки между регистрами, а именно: «соль-диез», «ля», «си-бемоль» первой октавы. Кларнет с трудом «поддавался» даже виртуозам. Необходимость передувания на дуодецимный интервал также прибавляло сложностей исполнителю. Когда тональность исполняемого произведения была неудобной для кларнетового строя, и появлялось много встречных ключевых знаков, то перед исполнителем возникали определённые аппликатурные трудности. Нужно было их преодолевать. Решение пришло в виде предложения создать «семью» кларнетов. Другими словами, возникла необходимость изготовить инструменты разных размеров. В итоге появились кларнеты с разным музыкальным строем. Изначально кларнетовая «семья» состояла из таких строёв: до, ре, фа, ля, си-бемоль, си. «Ре» - кларнет ещё назывался «малым», а «фа» - кларнет - «бассетгорном». Существенное развитие и усовершенствование большой семьи европейских духовых инструментов произошло в XIX веке.

Значительной фигурой, внёсшей огромный вклад в улучшение деревянных духовых музыкальных инструментов, был знаменитый музыкальный мастер Теобальд Бём. Одной из главнейших заслуг мастера стала разработанная им новая аппликатурная система. Ставилось за цель поднять на несколько ступеней уровень виртуозности исполнителя, а, следовательно, улучшить технические данные инструмента. Также Бём приложил усилия к тому, чтобы кларнет звучал достаточно выверено и насыщенно во всём своем диапазоне. Так что кларнету было «предрешено» продолжить путь усовершенствования. Немецкий кларнетист-виртуоз Иван Мюллер помимо своих исполнительских талантов запомнился музыкальной истории еще и тем, что он значительно модернизировал «си-бемольный» кларнет. Им была проделана серьёзная работа в области переделки игровых отверстий. Важный момент состоял в том, чтобы соблюсти акустические законы выстраивания звукоряда. Сначала мастера изготавливали практически все отверстия на кларнете таким образом, чтоб исполнитель мог полностью закрыть каждую дырочку пальцем руки. Качество интонации страдало от несоблюдения акустических законов. Для достижения чистой интонации, Мюллер установил дополнительный клапан над «фа» - отверстием, и ещё несколько таких же клапанов над другими отверстиями. Теперь их стало 13. Конечно же, мюллеровская аппликатурная система также усовершенствовалась со временем. Механика кларнета весьма разнообразилась: отверстия, клапаны, рычажки - всего этого стало значительно больше. Потрясающее изменение в истории инструмента случилось в начале 40х годов. Гиацинт Клозе и фирма «Буффе Крампон» объединили совместно свои силы, и создали кларнет с выровненными по звучанию регистрами, хорошим легато и яркими трелями. Однако мастера весьма усложнили аппликатуру из-за того, что им пришлось вносить много дополнений в механику инструмента. В наши дни существуют кларнеты двух систем: бёмовская и мюллеровская.

ПАСПОРТ ИНСТРУМЕНТА


Название: Кларнет

Группа: духовой деревянный музыкальный инструмент с одинарной тростью.

Родина: Кларнет был изобретён около 1700 года в Нюрнберге, в музыке активно используется со второй половины XVIII века.

Применение: в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. Кларнет обладает тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.

В современном симфоническом оркестре используется два (реже три или четыре) кларнета, при этом музыкант, играющий на последнем по номеру кларнете, может также (в соответствии с партитурой) исполнять партию малого кларнета или бас-кларнета. В оркестровой партитуре партии кларнетов пишутся под партиями гобоев, над партиями фаготов.

Тембр:

Среди деревянных духовых инструментов кларнет занимает особое место по своим акустическим свойствам. Его звуковой канал представляет собой закрытый цилиндр, что наделяет его рядом отличий от других подобных инструментов:

▫ нижние ноты, доступные кларнету, звучат на октаву ниже, чем у инструментов с такой же длиной канала - флейты и гобоя;

▫ в формировании звука, особенно в нижнем регистре, участвуют почти исключительно нечётные гармонические созвуки, что придаёт тембру кларнета специфическую окраску;

▫ при первом передувании (увеличении силы дыхания) происходит скачок звука сразу на дуодециму, а не на октаву, как у других деревянных духовых.

Устройство кларнетов высокого строя

Корпус кларнета представляет собой длинную прямую цилиндрическую трубку (в отличие, например, от гобоя или саксофона, имеющих конический корпус).

Как правило, материалом для корпуса служит древесина благородного дерева (чёрное дерево). Некоторые модели (предназначенные для учебных целей или для любительского музицирования) иногда делают из пластика. В 1930-е годы джазовые музыканты в поисках новых звучаний использовали металлические кларнеты, но такие инструменты не прижились. В то же время, например, в турецкой народной музыке металлический кларнет - один из основных инструментов.

В конце XX века, когда возникла проблема сокращения запасов чёрного дерева, некоторые фирмы стали выпускать кларнеты из смешанных материалов, объединяющие преимущества деревянных и пластиковых инструментов. Например, компания «Buffet Crampon» с 1994 года выпускает инструменты по технологии Green Line из материала, состоящего на 95 % из порошка чёрного дерева и на 5 % - из углепластика. Обладая теми же акустическими свойствами, что и инструменты из чёрного дерева, кларнеты Green Line намного менее чувствительны к изменениям температуры и влажности, что снижает риск повреждения инструмента, кроме того, они легче и дешевле.

Кларнет состоит из пяти раздельных частей: мундштука, бочонка, верхнего колена, нижнего колена и раструба. Отдельно приобретается трость звукообразующий элемент инструмента. Составные части кларнета герметично соединяются между собой, что достигается с помощью пробковых колец, слегка смазанных специальной мазью. Иногда корпус кларнета может быть цельным, не разделённым на части вовсе или разделённым только на две части (особенно у малых кларнетов).

Мундштук кларнета

Мундштук - клювообразной формы часть кларнета, в которую музыкант вдувает воздух. С обратной стороны мундштука на ровной поверхности расположено отверстие, во время игры непрерывно закрываемое и открываемое вибрирующей тростью звукообразующим элементом кларнета. По обе стороны от отверстия находятся так называемые «рельсы» (rails), ответственные за ограничение вибрации трости.

Небольшой изгиб в их верхней части в сторону от трости называется «выемкой». Длина выемки, а также расстояние от свободного конца трости до верхушки мундштука («открытость» мундштука) основные характеристики, отличающие мундштуки друг от друга и влияющие на тембр инструмента в целом.

На ранних этапах истории кларнета мундштук не являлся отдельной частью кларнета и переходил непосредственно в основной корпус инструмента, материалом для которого служило дерево (например, груша). С возникновением необходимости обособления мундштука от остальных частей кларнета для него начали использоваться более прочные материалы: слоновая кость, металлы и др.

Появившиеся во второй половине XIX века эбонитовые мундштуки вскоре стали по сути стандартом. Они наиболее часто используются в музыке всех жанров и дают широкие возможности управления звуком. Встречаются также мундштуки из стекла («хрустальные»), относительно простые в эксплуатации и дающие более открытое звучание, а также из пластика (обладающие более низкой ценой и менее богатым звуком), обычно используемые при обучении.

В Германии распространены мундштуки из твёрдой древесины. Вне зависимости от материала, из которого сделан мундштук, его поверхность обычно шлифуется и полируется (кроме той части, к которой прилегает трость).

Трость кларнета

Трость (язычок) - звукопроизводящая (вибрирующая) часть инструмента, представляющая собой тонкую узкую пластинку, которая изготавливается из особых пород камыша (Arundo donax) или (реже) тростника. Трость прикрепляется к мундштуку с помощью лигатуры (на жаргоне музыкантов - «машинки») - специального металлического, кожаного или пластикового хомутика с двумя винтами (новейшие модели лигатур могут иметь один винт, дающий двунаправленное завинчивание).

Изобретение лигатуры приписывается Ивану Мюллеру и относится к первой четверти XIX века. До этого времени трость привязывалась к мундштуку с помощью особого шнурка (на немецких и австрийских моделях кларнета такой способ крепления трости применяется до наших дней).

Трости продаются в упаковках, в соответствии со своей «твёрдостью» или, как говорят музыканты, «тяжестью», которая зависит от толщины рабочей поверхности трости. Некоторые музыканты с помощью специальных инструментов сами делают трости или переделывают уже купленные (до постановки производства тростей на конвейер так делали все кларнетисты). «Тяжесть» трости и характеристики мундштука взаимосвязаны.

В процессе использования трости достаточно быстро выходят из строя из-за изнашивания волокон камыша. Срок службы трости зависит от силы вдуваемого потока воздуха, «тяжести» самой трости, силы давления на неё и других факторов. При каждодневных занятиях по два часа в день трость изнашивается приблизительно через две недели.

Трость кларнета - хрупкое и тонкое устройство. Для предохранения её от случайного повреждения используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, который надевается на мундштук, если инструмент долго не используется.

Бочонок

Бочонок - часть кларнета, ответственная за его настройку. Своё название этот элемент получил из-за внешнего сходства с маленькой бочкой.

Слегка выдвигая бочонок из корпуса или вдвигая обратно перед началом игры, можно изменять общий строй кларнета в пределах приблизительно четверти тона.

Как правило, кларнетисты запасаются несколькими бочонками разной длины, чтобы иметь возможность приспосабливаться к меняющимся условиям игры (температура, влажность воздуха и т. п.) и диапазону оркестра. Длина бочонка подгоняется к общей длине корпуса инструмента.

Верхнее и нижнее колено

Эти части инструмента расположены между бочонком и раструбом. На них находятся звуковые отверстия, кольца и клапаны. Сзади нижнего колена расположена специальная небольшая подставка, опирающаяся на большой палец правой руки, который таким образом поддерживает вес всего инструмента. Остальные пальцы открывают и закрывают отверстия на корпусе инструмента для получения звуков разной высоты.

Непосредственно пальцами закрываются и открываются семь отверстий (шесть на лицевой стороне инструмента и одно на обратной), для всех остальных используются клапаны. Элементы клапанного механизма связаны между собой сложной системой осей, рессор, тяг и винтов.

Раструб

Изообретение раструба приписывается Якобу Деннеру (1720-е годы). Эта часть инструмента позволяет извлечь самую низкую ноту (ми малой октавы) и улучшить интонирование некоторых других низких нот, а также добиться большей точности соотношения между низким и средним регистрами. Раструб бассетгорна и более низких разновидностей кларнета делается из металла и изгибается.

Выдающиеся кларнетисты

▫ Генрих Йозеф Берман - немецкий виртуоз XIX века, первый исполнитель сочинений Вебера;

▫ Бенни Гудмен - крупнейший джазовый кларнетист, «Король свинга»;

▫ Сергей Розанов - основоположник отечественной школы игры на кларнете;

▫ Владимир Соколов - один из лучших советских кларнетистов;

▫ Антон Штадлер - австрийский виртуоз XVIII-XIX веков, первый исполнитель сочинений Моцарта.

История, происхождение и развитие кларнета

Кларнет был изобретён в конце XVII - начале XVIII столетия (некоторые справочники указывают в качестве года изобретения кларнета 1690, другие исследователи оспаривают эту дату и указывают, что первые упоминания о кларнете датированы 1710 годом) нюрнбергским музыкальным мастером Иоганном Христофом Деннером (1655-1707), работавшим в то время над улучшением конструкции старинного французского духового инструмента - шалюмо.

Основным нововведением, позволяющим чётко провести различие между шалюмо и кларнетом, явился клапан на обратной стороне инструмента, управляемый с помощью большого пальца левой руки и помогающий переходу во вторую октаву. В этом регистре звучание первых образцов нового инструмента (первоначально называвшегося просто «усовершенствованная шалюмо») напоминали тембр употреблявшейся в то время трубы, называвшейся кларино (clarino), название которой, в свою очередь, произошло от лат. clarus - «ясный» (звук).

Эта труба дала своё название сначала регистру, а затем и всему инструменту clarinetto (итальянское название кларнета) буквально означает «маленькая clarino». В течение некоторого времени шалюмо и кларнет употреблялись на равных, однако уже во второй четверти XVIII века шалюмо практически исчезает из музыкальной практики.

Дело Деннера продолжил его сын Якоб (1681-1735), три инструмента его работы хранятся в музеях Нюрнберга, Берлина и Брюсселя. Все эти кларнеты имели по два клапана. Инструменты такой конструкции были весьма распространёнными вплоть до XIX века, однако австрийский музыкант Паур около 1760 года добавил к уже существовавшим двум клапанам третий, кларнетист из Брюсселя Роттенбург - четвёртый, англичанин Джон Хэйл в 1785 году - пятый, наконец, знаменитый французский кларнетист и композитор Жан-Ксавье Лефевр около 1790 года создал классическую модель кларнета с шестью клапанами.

К концу XVIII века кларнет становится полноправным инструментом классической музыки. Появляются виртуозные исполнители, улучшающие не только технику исполнения на кларнете, но и его конструкцию. Среди них следует отметить Ивана Мюллера, который изменил конструкцию мундштука, чем значительно повлиял на тембр, упростил передувание и расширил диапазон инструмента, по сути, создав его новую модель. С этого времени начинается «золотой век» кларнета.

Совершенствование кларнета

Совершенствование кларнета продолжилось и в XIX веке: профессор Парижской Консерватории Гиацинт Клозе и музыкальный мастер Луи-Огюст Бюффе (брат основателя фирмы «Buffet-Crampon» Дени Бюффе) успешно приспособили к кларнету систему кольцевых клапанов, изобретённую флейтистом мюнхенской Придворной капеллы Теобальдом Бёмом и первоначально применявшуюся только на флейте. Эта модель получила название «кларнет Бёма» или «французский кларнет».

Среди других выдающихся мастеров, принявших участие в дальнейшем улучшении конструкции кларнета, можно назвать Адольфа Сакса (изобретателя саксофона и широкомензурных медных духовых инструментов) и Эжена Альбера.

В Германии и Австрии получили распространение так называемые «немецкие» и «австрийские» кларнеты, ведущие своё происхождение от инструмента с системой клапанов, сконструированной Иоганном Георгом Оттенштайнером (1815-1879) совместно с кларнетистом Карлом Берманом, который выпустил «Школу игры на кларнете» для этой системы.

В 1900-х годах берлинский мастер Оскар Элер (1858-1936) внёс в неё небольшие усовершенствования. Традиционно такую систему называют именно «системой Элера». Механизм немецкого кларнета отличается от французского и менее приспособлен для беглой виртуозной игры. Мундштуки и трости этих кларнетов также делаются по технологии, отличающейся от французской. Считается, однако, что инструменты немецкой системы обеспечивают бoльшую выразительность и силу звука.

В течение достаточно долгого периода кларнеты немецкой системы были широко распространены по всему миру, однако приблизительно с 1950-х годов начался переход музыкантов на кларнеты французской системы, и сейчас на немецких кларнетах играют в основном только австрийские, немецкие и голландские, а также, сохраняя дань традиции - некоторые российские кларнетисты.

Помимо систем Бёма и Элера, существует ещё несколько вариантов расположения клапанов на инструменте, в частности, в начале ХХ века фирма «Selmer» выпускала «кларнеты Альбера» (напоминавшие по строению инструменты середины XIX века), а в 1960-70-х годах - «кларнеты Марки». Диапазон последних мог быть расширен вверх на октаву. Тем не менее, широкого распространения эти инструменты не получили.

Среди экспериментальных образцов разных конструкторов нужно отметить четвертитоновый кларнет Фрица Шюллера, предназначавшийся для исполнения современной музыки.

Современный кларнет представляет собой достаточно технически сложный механизм. Инструмент имеет около 20 клапанов, множество осей, рессор, тяг и винтов. Ведущие фирмы-изготовители музыкальных инструментов постоянно совершенствуют конструкцию кларнета и создают новые модели.

Разновидности кларнетов

Кларнет обладает обширным семейством: в разные годы было создано около двадцати его разновидностей, некоторые из которых быстро вышли из употребления (кларнет in H, кларнет д’амур), а некоторые - используются и в наше время.

Основными представителями этого семейства являются кларнет in B (в строе си-бемоль; также иногда называемый сопрановым или большим кларнетом) и кларнет in A (в строе ля).

Помимо этих двух основных инструментов также иногда находят применение в музыке следующие разновидности кларнета:

▫ кларнет-сопранино;

▫ малый кларнет (кларнет-пикколо);

▫ кларнет in C;

▫ бассет-кларнет;

▫ бассетгорн;

▫ альтовый кларнет;

▫ контральтовый кларнет;

▫ бас-кларнет;

▫ контрабасовый кларнет.




Про Карла, Клару, кларнет и кораллы

Знают об этом

И стары, и малы,

Ни для кого

Теперь не секрет,

Что Карл у Клары

Украл кораллы,

А Клара у Карла

Украла кларнет.

Карл не знал,

И Клара не знала,

Что о пропаже

Узнает весь свет,

Иначе бы Карл

Не брал кораллы,

И Клара тогда

Не брала бы кларнет.

Все было просто:

Они играли,

И ничего плохого

В том нет,

А всюду кричат:

– Украли! Украли!

У Клары – кораллы,

У Карла – кларнет.

Недаром твердят

Старики и старушки,

Что в детстве,

Когда начинаешь играть,

У друга нам кажутся

Лучше игрушки,

И мы на свои

Их хотим поменять.

Поэтому Карл

Поменял на кораллы

У девочки Клары

Свой новый кларнет,

А всюду твердят,

Что украл он кораллы,

А Клара у Карла

Украла кларнет.

И как у людей

Мог язык повернуться

Про Клару и Карла

Такое наврать?!

Сто раз повторить

И при том не запнуться,

Когда о таком

Очень трудно сказать,

Что Карл у Клары

Украл кораллы,

А Клара у Карла

Украла кларнет.

И если бы Карл

Не крал кораллы,

То Клара у Карла

Не крала б кларнет.

Ждет болтунов

Справедливая кара,

Ведь можно язык

Себе поломать,

Прежде чем скажешь,

Что Карл и Клара

Кларнет и кораллы

Могли своровать.

Андрей Крючков




Точную дату рождения кларнета назвать сложно. С некоторой степенью очевидности можно исходить из того, что в последнее десятилетие XVII века нюрнбергский мастер Иоганн Христоф Деннер (Johann Christoph Denner) настолько усовершенствовал свою модель нового духового инструмента, что можно было говорить о рождении кларнета.

Некоторые немецкие справочники предлагают более точную дату: 14 января 1700 года. Другие склоняются к 1696 году при датировке изобретения. Зато авторства Деннера вроде бы никто не оспаривает.

"Левша" из Нюрнберга

Иоганн Христоф Деннер родился в 1655 году в Лейпциге. Его отец был токарем и одновременно настройщиком музыкальных интструментов. Деннер-старший работал как с деревом и слоновой костью, так и с медью. В 1663 году семья Деннеров перебралась в Нюрнберг. В 1676 году открылась мастерская. Заказы приходили со всей Германии.

Ученик своего отца, Иоганн Христоф Деннер был, по выражению одного из биографов, "не только прилежен, но и одарен музыкально". Его особенным увлечением стало усовершенствование конструкции и звучания инструментов. Так, до сих пор для мастеров служат эталонами флейты из мастерской династии Деннеров. С именем Деннера связывают совершенствование гобоев и фаготов. Но, пожалуй, главным и принципиально новым достижением потомственного изобретателя стал кларнет, усовершенствовавший старинную свирель.

Первый кларнет был разработан Деннером на основе старинного французского духового инструмента - шалюмо. Главным революционным нововведением Деннера стал клапан на обратной стороне инструмента. При помощи этого клапана стал возможным переход во вторую октаву. Над усовершенствованием своего детища Иоганн Христоф Деннер проработал до своей сравнительно ранней смерти в 1707 году. Существуют предположения, что автором кларнета с двумя и даже с тремя клапанам является сам Деннер. Доподлинно известно, что транспонирующие инструменты с двумя клапанами изготавливали его сыновья и наследники.

Кларнет как двигатель музыкального прогресса

Благодаря клапанам, дающим возможность транспонирования и расширения звуковой палитры, кларнет стал одним из самых интересных для исполнителей и композиторов музыкальных инструментов. К концу XVIII века устоялась модель с шестью клапанами, создателем которой стал знаменитый французский музыкант Жан-Ксавье Лефевр. Семейство кларнетов стало быстро разрастаться – от колоратурных "пикколо" до басовых.

"Дамский" инструмент

Правда, дорогу в престижные оркестры кларнеты пробивали себе сперва с трудом, именно в силу своей новизны. Так, работая в Мангейме с княжеским оркестром, одним из лучших в Европе, Моцарт писал отцу: "Ах, если бы только тут были кларнеты! Вы не представляете себе, какой прекрасный эффект дает в симфонии сочетание флейт, гобоев и кларнетов!" Вскоре его желание исполнилось, кларнеты появились и в Мангейме, и в других оркестрах Европы.

Контекст

Значительную роль в развитии инструмента и репертуара для него уже в XIX столетии сыграл Иван Мюллер (Iwan Müller), немецкий кларнетист-виртуоз. С именем Мюллера и его усовершенствованиями связывают "золотой век" кларнета.

Герои нашего времени

Наверное, только скрипка и фортепьяно могут превзойти кларнет по количеству ярких солистов и солисток. Королевы современной классической кларнетной сцены – две дамы: немка Сабина Майер (Sabine Meyer) и израильтянка Шарон Кам. В этом инструменте вообще много женственного, не случайно по-немецки кларнет - женского рода, а Иоганнес Брамс (Johannes Brahms) и вовсе называл инструмент "Фройляйн Кларнет".

Впрочем, и мужчины отдают должное этому инструменту. Йорг Видман (Jörg Widmann), один из самых значительных композиторов Германии, неразлучен со своим кларнетом, возможности инструмента служат ему источником вдохновения. Израильский кларнетист-виртуоз Гиора Фейдман поражает публику своими импровизациями. Джазовый кларнет, ведущий свою родословную от Сиднея Беше, Бенни Гудмена и Эрика Долфи, в последние годы переживает очередной всплеск популярности.