Конспект на тему " Снежная зима в кантате Г.Свиридова, стихотворении Б.Пастернака и картинах русских художников." (2 класс). Свиридов

Урок № 11

Тема: Писатели и поэты о музыке и музыкантах

Цель. Выявить общие черты связи музыки и литературы, анализируя музыкальные, поэтические и прозаические произведения.

Тип урока . Интегрированный.

Задачи урока.

    Обучающие :

    • формирование умения анализировать, сравнивать музыкальные и литературные произведения;

      развитие чувства художественного слова;

      знакомство с новыми произведениями искусства;

      расширение представлений о композиторе Г.В. Свиридове и о его музыке.

    Развивающие :

    • формирование эстетического вкуса учащихся, умения вести диалог, рассуждать, выделять основную мысль произведения;

      развитие исследовательских способностей;

      развитие интереса к музыке через творческое самовыражение;

      развитие образного мышления.

    Воспитательные :

    • привлечение внимания к творчеству русского композитора, писателя, поэта,

      определение значимости роли музыки в жизни человека;

      воспитание чувства любви к Родине;

      воспитание эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.

Оборудование.

Компьютер, музыкальный центр, видео ряд к музыкальному произведению, видео ряд с портретами композитора Г.В.Свиридова, портрета писателя Пастернак, видео ряд родных мест Г.В. Свиридова

Материал для слушания.

Г.В.Свиридов «Запевка» на стихи И.Северянина, Г.В.Свиридов кантата «Снег идет»

ХОД УРОКА

    Музыкальное приветствие.

    Проверка по журналу.

    Повторение пройденного материала:

    • Чьи это портреты? (писатель Шукшин и композитор Гаврилин)

      Почему я эти портреты поставила рядом?

      Композитор Гаврилин, композитор какого века? (20в)

      Как называется его музыкальное произведение, которое мы слушали на прошлом уроке? («Перезвоны»)

      Что дало толчок к написанию таково музыкально произведения? Рассказы Шукшина

      Что такое «Перезвоны»? Симфония-действо

      Что такое симфония – действо? Что-то между оперой и ораторией, в нем есть слова и музыка.

      Что такое программная симфония? Симфония, с определенным содержанием, которое изложено в программе или выражено в названии.

      Чем пронизано все произведение? – колокольным звоном.

      Что такое капелла? Группа исполнителей с оркестром, или хор певчих

      Симфония – действо написано для….? Солистов, хора и ударных инструментов.

      Как назывались музыкальные номера? «Вечерняя музыка», «Молитва», «Весело на душе».

      О чем каждое произведение? Вечерняя музыка – без слов, медленное произведение, образ вечера; «Весело на душе» - народное гулянье с шутками и прибаутками, ; «Молитва» - монах, читает молитву, обращение к богу.

4. Новая тема:

    Представим, что один композитор оставил нам свое звуковое послание.

    Что можно сказать об этом композиторе? Какой страны этот композитор? О чем он хочет нам рассказать?
    Слушание «Запевки» И.Северянина, Г.В.Свиридова.

    Это русский композитор? (Да).

    Почему вы так решили? (Варианты ответов учащихся).

    О чем это музыкальное произведение? (О России, о Храме, о нашей Родине)

    Как он относится к Родине?

(Варианты ответов учащихся: композитор воспевает свою Родину, восхищается ею, любит ее и др.)

    Кто исполнил это произведение? (Смешанный хор. Музыка звучала без сопровождения).

    Кроме музыки прозвучал еще и поэтический текст. Соавторство двух творческих людей: музыканта и поэта.

Прозвучала хор «Запевка» русского композитора Г.В.Свиридова на стихи И.Северянина.

О Свиридове:

Гео́ргий Васи́льевич Свири́дов , , - , ) - советский и российский композитор, пианист.

Русский композитор, родился в один из холодных декабрьских вечеров 1915г. в г. Фатеже Курской области. В деревянном доме, который стоял у реки Усожа. Весной и летом город утопал в зелени садов, где можно было слышать пенье соловьев. Народные курские песни окружали композитора с детства. Через всю жизнь Г.В.Свиридов пронесет любовь к родной природе, родному краю. Сегодня в Фатеже, в квартире, где жил композитор, находится квартира – музей, школа искусств. Перед школой в 2006г. установлен бюст Г.В.Свиридову.

Подумаешь, тоже работа -
Беспечное это житьё:
Подслушать у музыки что-то
И выдать шутя за своё...
(А. А. Ахматова)

Тема нашего урока: « Писатели и поэты о музыке и музыкантах»

Писатели и поэты - мастера слова - пытались описать её словами, но полностью раскрыть тайну звуков не удавалось никому. Недаром русский композитор А. Н. Серов говорил: «Музыка досказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить». "Музыка, может быть, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада," - слова писателя Виктора Астафьева.

Слушая ни один раз музыку Свиридова, русский писатель XX века Виктор Петрович Астафьев написал рассказ о музыке, о Свиридове, где он называет его емким словом «Мастер». Давайте познакомимся с фрагментом рассказа «Слово о мастере».

У. – Какое отношение к музыке у Астафьева, откуда рождается музыка, что она дает человеку? Почему Виктор Петрович называет мастером Свиридова?

Музыка – дивное создание, вечная загадка, услада.
Природа – шум ветра, шелест травы, звон опадающей листвы.
Человек – возвращает все лучшее.
У. – А чем является музыка для вас?
(Варианты ответов учащихся: колыбельная мамы, красота, чувства…)
У. – В рассказе есть один секрет, здесь спрятан ответ на вопрос: что объединяет все виды искусства?
Откуда берут свои идеи творческие люди? – Из окружающей нас жизни. Мастер тот – кто умеет все увидеть, услышать и рассказать в своем произведении...

Мы выяснили, что основной жанр – это вокальные произведения. Связь музыки и литературы. Свиридов всегда обращается к поэтам, которых, как и его волнует тема Родины, красота природы, исторические события. Любимыми поэтами были: А.Блок, А.С.Пушкин, В.Маяковский.

Послушайте стихотворение Пастернака «Снег идет»:

«Снег идет» Борис Пастернак

Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.

Снег идет, и всё в смятеньи,
Всё пускается в полет,-
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься - и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.

Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет,
Снег идет, и всё в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.

После окончания « » в 1965 году Свиридов задумал следующую маленькую кантату, на этот раз - на стихи Б. Пастернака (1890-1960). Поэзия Пастернака никогда не оставляла композитора равнодушным.

Кантат – вокально-инструментальное произведение для солистов, и оркестра.

«Снег идет» - это обращение Свиридова к поэзии Пастернака после многих десятилетий раздумий.

Для своей маленькой кантаты Свиридов отобрал три стихотворения из последнего периода творчества поэта, объединенные темой «художник и время».

1-я часть, «Снег идет», передает размеренный, безостановочный ход времени: монотонно, на одной ноте поют сопрано и альты, оркестровая партия завораживает повторением двух зыбких аккордов, убаюкивающей нисходящей интонацией. Во 2-й части, «Душа», монотонное кружение напоминает о ровном ходе времени в 1-й. Здесь скупое сопровождение с тянущимися звуками, на фоне которого разворачивается простой напев в духе городской песни, создает ощущение внутренней сосредоточенности, отрешенности от всего внешнего.

Слушаем ч.1 Снег идет

    Какой музыкальный образ создал Г.Свиридов? лирическая зарисовка зимней природы

    Как звучит сопровождение хора?

    Какие инструменты передают фантастичность картине? челеста

У. – Посмотрите, что говорит Г.В. Свиридов о поэзии: «Мне поэтическое слово кажется исключительно важным, весомым. Оно весит в сто и тысячу раз больше, чем слово прозаика. Это слова, которые отобраны поэтом, гением… И они производят на меня сильнейшее впечатление…»
Мы увидели как для музыканта стихи стали вдохновением для создания музыкального произведения.
Как талантливо это сделал Свиридов. Если человек делает что – то очень хорошо, лучше, чем другие как мы его называем?
У-ся – (Мастер.)

Вывод.

У. – Мы увидели, что литература и музыка могут быть вдохновением для творческих людей. Есть общие жанры. Есть общие средства выразительности. Идеи люди творческих профессий черпают для своих произведений из реальной жизни.

Литература, музыка всегда
Союз искусства и добра,
Союз великого, земного,
Такого близкого, родного
Искусства.

Удрас А.Ф.

    Распевание.

6. Песня

Влияние поэзии на классическую музыку

1.Поэзия Бориса Пастернака и музыка Георгия Свиридова

Прочитай отрывок из стихотворения «Снег идет» Бориса Пас­ тернака (1890-1960), на которое Георгий Свиридов (1915-1998) сочинил одноимённую кантату, а затем послушай саму музыку.

Г.Свиридов

Снег идёт, снег идёт
Снег идёт, снег идёт.
К белым звёздочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплёт.

Снег идёт, снег идёт,
Снег идёт, снег идёт

Может быть, за годом год
Следуют, как снег идёт,
Или как слова в поэме?

Снег идёт, снег идёт,
Снег идёт, снег идёт.
К белым звёздочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплёт.

Снег идёт, снег идёт,
Снег идёт, снег идёт.
Снег идёт, и всё в смятеньи,
Всё пускается в полёт,-
Чёрной лестницы ступени,
Перекрёстка поворот.

Снег идёт, густой-густой,
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?

Снег идёт, снег идёт,
Снег идёт, снег идёт.

Послушай фрагмент

Обрати особое внимание на тембровую красочность оркестра, выразительность звучания струнных инструментов,


челесты , флейты, чередования партий женского хора.

Ответь на вопрос:

Только ли это лирическая зарисовка зимней природы?

2. Анализ стихотворения Б.Пастернака "Снег идёт"


Большинство поздних стихов Бориса Леонидовича на тему природы посвящено зиме. Стихотворение «Снег идёт» – одно из них. Оно было написано в 1957 году.

Это лирическое произведение о быстротечности человеческой жизни:

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет

Или как слова в поэме?

«Снег идет» – так называется стихотворение, с этих слов оно и начинается:

Снег идет, снег идет…

Эта фраза рефреном проходит через всё произведение: она повторяется в каждой строфе, кроме четвертой и пятой, а в последней звучит трижды. Благодаря олицетворениям «снег идет», «сходит небосвод» подчеркивается единство лирического героя с окружающим его миром, их эмоцоинально-психологическое равенство. Всё, что видит лирический герой, окутано белым покрывалом. Его взгляд скользит сверху вниз, с предмета на предмет.

«Белые звездочки», «цветы герани», «оконный переплет», «черной лестницы ступени», «перекрестка поворот», «небосвод» – все попадает в поле зрения сквозь падающий снег. Постепенно снегопад усиливается: «белые звездочки» превращаются в хлопья, а в шестой строфе – «снег идет густой-густой».

Все сливается в единое целое, создается иллюзия движения, круговорота. Лирический герой становится неотъемлемой частью этого волшебного, завораживающего, сказочного действа. И мы, сами того не подозревая, погружаемся в этот мир и, подхваченные снежинками, оказываемся в круговороте.

Ощущение движения в стихотворении создается благодаря использованию глаголов настоящего времени («тянутся», «пускаются», «сходит», «проходит»). Особую роль играет глагол «идёт», который употребляется в тексте десять раз.

«Снег идет» придает стихотворной речи более плавное, напевное звучание. Параллелизм строчек «снег идет» – «жизнь не ждет» подчеркивает идейный замысел стиха.

Особую роль в этом стихотворении играет лирический герой. Он глубоко чувствует, но не увлекается своими чувствами и переживаниями. Видя окружающую его красоту, мы тоже постигаем смысл мироздания, смысл жизни. В этом и есть прелесть стихов Бориса Пастернака.

3. Задание 2.



Послушай ещё раз "Снег идёт" Г.Свиридова. Наблюдая за развитием мелодии и сопоставляя по­этический, музыкальный образы, а также образ картины «Дво­рик в Санкт-Петербурге» М. Добужинского.

Исполни "Снег идёт" вместе с записью.

Ответь на вопросы:

1. Что напоминает метрическая равномерность музыки? Как композитор, изображая пейзаж, передал безостановочный ход времени, выразил идею о его бесконечности?

2. Какую выразительную роль играет чередование партий женского хора: альт - сопрано?

3. Как звучит сопровождение хора? Какие инструменты придают музыке ощущение фантастичности, колокольности, устремлённости ввысь? В каком ладу звучит музыка этой части кантаты?

Посмотри ФИЛЬМ об инструменте симф.оркестра - ЧЕЛЕСТА

Послушай "Снег идёт" в исполнении современного музыканта Сергея Никитина.

Он по-своему исполняет эти стихи. Сравни с музыкой Г.Свиридова.

4. Георгий Свиридов - яркий представитель русского искусства

Музыка, природа родной страны, судьба человека... Имен­но эти «начала» питают вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте род­ной земли, о душевной красоте человека и о талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество.

В своём творчестве Г.Свиридов постоянно обращается к вокальным жанрам. Удивительно чутко в своих романсах и хоровых произведениях он относится к слову , мастерски подчёркивая его значение и выразительность верно найденным музыкальными интонациями, ритмом, красочностью тембров голосов и оркестра . Музыка композитора уходит своими корнями в жизнь русского народа, в его душевный склад и характер, в природу России.

5. Г.Свиридов "Пушкинский венок"

В июне 1979 года, когда отмечалось 180-летие со дня рождения А. С. Пушкина, было впервые исполнено новое сочинение Свиридова «Пушкинский венок» - концерт для хора.



Это десять номеров, составляющих единое целое. Десять стихотворений, на которые написаны хоры, по содержанию не связаны между собой – единым целым их делает музыка, возвышенная по настроению и одновременно конкретная в своей образности, а подчас и картинности.

Вспомни стихотворение А.С.Пушкина "Зимнее утро".

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Это стихотворение открывает концерт для хора "Пушкинский венок".

Послушай

А теперь послушай ещё ещё одно произведение из "Пушкинского венка" -

Ответь на вопрос:

2. Как ты думаешь, почему творчество Георгия Свиридова сравнивают с песней?

Поэзия Пастернака никогда не оставляла композитора равнодушным. В своих дневниках он на протяжении многих лет так или иначе возвращается к ней. В частности, о «Докторе Живаго» есть такая запись: «Отдельные глубокие (хотя и далеко не всеобъемлющие) мысли П о жизни, о Человеке и его предназначении, о времени, о Революции, надругавшейся над Человеком...».«Снег идет» - это обращение Свиридова к поэзии Пастернака после многих десятилетий раздумий. Любопытно, что «поэт этот, близкий в своей жизни к музыке и музыкальный в своих стихах, тем не менее, по-видимому, еще ни разу не привлекал раньше внимания композиторов, - пишет исследователь творчества Свиридова А. Сохор. - Свиридов, таким образом,... выступил первооткрывателем, причем не в фигуральном, а в буквальном смысле слова».Для своей маленькой кантаты Свиридов отобрал три стихотворения из последнего периода творчества поэта, объединенные темой «художник и время». Это «Снег идет...» (1957), «Душа» (дата написания неизвестна, стихотворение в СССР не публиковалось и было взято Свиридовым из зарубежного источника) и «Ночь» (1956). Маленькая кантата была закончена в 1965 году, в том же году №3 был опубликован в последнем, 12-м номере журнала «Советская музыка». Премьера состоялась 21 декабря 1966 года в Москве, в Большом зале консерватории.1-я часть, «Снег идет», передает размеренный, безостановочный ход времени: монотонно, на одной ноте поют сопрано и альты, оркестровая партия завораживает повторением двух зыбких аккордов, убаюкивающей нисходящей интонацией. Во 2-й части, «Душа», монотонное кружение напоминает о ровном ходе времени в 1-й. Здесь скупое сопровождение с тянущимися звуками, на фоне которого разворачивается простой напев в духе городской песни, создает ощущение внутренней сосредоточенности, отрешенности от всего внешнего.

3-я часть, «Ночь», неожиданна по своему решению. Это детская песенка в исполнении детских голосов. Дисканты исполняют простую, почти примитивную мелодию, ее сопровождают легкие отрывистые аккорды. Образы ночной жизни, бездонной глубины неба переданы самыми простыми средствами, но тем более неожиданно заключение, в котором возникает призыв:

Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну,
Ты вечности заложник,
У времени в плену.

Л. Михеева

Художественный руководитель Санкт-Петербургской академической капеллы, народный артист России, профессор - Владислав Чернушенко пригласил ансамбль концертного хора мальчиков для участия в исполнении кантаты Георгия Свиридова «Снег идёт».

«Снег идёт» состоит всего из трёх номеров и потому считается самой маленькой кантатой в российской хоровой музыке. Свиридов написал её в 1965 году на стихи Бориса Пастернака, для женского хора, ансамбля мальчиков и симфонического оркестра.

Борис Пастернак, близкий в своей жизни к музыке и музыкальный в своих стихах, тем не менее, почему-то ни разу не привлёк внимание композиторов. Свиридов выступил первооткрывателем великого поэта в музыке. Для своей маленькой кантаты композитор отобрал три стихотворения из последнего периода творчества Пастернака, объединенные темой «художник и время». Это - «Снег идёт...», «Душа» и «Ночь».

Премьера кантаты состоялась 21 декабря 1966 года в Москве, в Большом зале Консерватории. «Снег идёт», по словам музыкальных критиков, «предстает перед слушателями классическим образцом тонкости и точности в выражении большого содержания минимальными средствами. Свиридов отказывается от всего внешнего, необязательного, грозящего многословием, добиваясь предельной „ёмкости“ каждой интонации и каждого музыкального образа».

По авторскому замыслу, хор мальчиков принимает участие в исполнении третьего, последнего номера кантаты. Однако, вопреки существующей традиции, Владислав Александрович попросил мальчиков исполнить также сопрановую строчку в первом номере кантаты, расположив хор на сцене таким образом, чтобы звучание женской альтовой группы и мальчишеской дискантовой было антифонным.

Работа над сочинением, оркестровые репетиции с Владиславом Чернушенко и исполнение кантаты в зале Академической капеллы - всё это подарило мальчиками незабываемые впечатления на осенних каникулах.


Интегрированный урок музыки (интеграция с изобразительным искусством) (2 класс)

Тема: Снежная зима в кантате Г.Свиридова, стихотворении Б.Пастернака и картинах русских художников.

Цель: познакомить с кантатами Г.Свиридова на стихи Б.Пастернака, обогащать словарный состав, ввести в пассивный словарный запас слово «кантата»; познакомить со стихотворением Б.Пастернака «Снег идёт…»

Ход урока.

    Актуализация знаний.

Дети! Как вы думаете, южная и северная зимы отличаются? (Да) Как вы думаете, какая зима в Италии,а в Африке?

А какой яркий признак северной зимы? (снег) А везде ли снег одинаковый? (Нет) Где его больше? (на лоне природы, на даче)

А какой снег? (холодный, бодрящий). Опишите его.

    Работа по теме урока.

Дети, я сейчас Вам прочитаю стихотворение Б.Пастернака. Послушайте его. «Снег идёт»

Борис Пастернак

Снег идет

Снег идет, снег идет.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Снег идет, и всё в смятеньи,

Всё пускается в полет,-

Черной лестницы ступени,

Перекрестка поворот.

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

Снег идет, снег идет,

Снег идет, и всё в смятеньи:

Убеленный пешеход,

Удивленные растенья,

Перекрестка поворот.

Дети, как по-разному можно сказать о снеге! о своём ощущении! Какие слова выбрал Борис Леонидович Пастернак для описания снега? Посмотрите на первые 2 четверостишия у вас на партах. Снег как белые звёздочки. Почему он так написал?

    Сейчас мы послушаем,как композитор Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998) сочинил маленькие кантаты на стихи Б.Пастернака. Свиридов очень любил снежную Россию, с её многочисленными деревнями, крестьянскими песнями и забавами. (Учитель показывает картины на темы «Зима в живописи русских художников» и «Зимние забавы») . Всё его творчество отличается песенностью и связано с крестьянским фольклором.

    Дети, кантата (от итал. канторе),что значит петь, это муз.произведение, предназначенное для одного или нескольких солистов, хора и оркестра)

    Давайте послушаем эту музыку. Сели, чтобы вам было удобно, закрыли глаза. Какая музыка? (холодная, но светлая, сверкающая). Какую картину природы вы представляете, когда слушали эту музыку? (Мы чувствуем холод, зябкость, но настроение у музыки светлое, радостное. Фразы как снежинки.)

    А какие вообще снежинки? Какие вы наблюдали снежинки? Давайте посмотрим. Какие снежинки по цвету? Когда их лучше видно, на каком фоне? Когда,вы например, поймали снежинку на белую варежку, или когда заметили снежинку на тёмной куртке?

    Сейчас мы нарисуем снежинку. Взяли лист синего картона, чтобы снежинка была ещё заметней и казалась ещё красивее. Посмотрите на доску, у меня та тоже нарисован лист. Где мы будем рисовать снежинку? Как мы её расположим на листе. В этом углу? в этом углу? (нет), а где? Посередине. Правильно. Я нашла серединку и поставила точечку. А какая снежинка будет? маленькая? Нет, на весь лист. Правильно. Вот так (на доске учитель показывает) . А теперь я украшу нашу снежинку. Вот так. Вы можете рисовать, украшать вашу снежинку, как Вам больше нравится. Начали рисовать. Взяли кисточки, нашли середину, музыка Свиридова вам поможет.

    У кого получилась особенная снежинка? Кто хочет про неё рассказать?

    Давайте сделаем выставку. Полюбуемся в тишине нашим снегопадом! Какие все снежинки красивые и пушистые.