Краткое содержание скарлетт о хара. Унесённые ветром

Недавно, пытаясь найти шампуры в книжном шкафу(длинная история), я наткнулась на пыльный том« Унесенных ветром». Внутри книги я, к собственному умилению, обнаружила хрупкий бледно-розовый лепесток мака. Я прекрасно помнила, как, будучи 15-летней романтической девушкой, я положила между страниц прочитанного тома ярко-красный лепесток мака и подумала: «Вот будет сюрприз, когда я найду его лет через 15». В жизни редко что-то складывается так, как ты задумывал. Но в этот раз сложилось: ровно 15 лет спустя я нашла тот самый лепесток. ­

Я наугад открыла страницу — ею оказалась первая страница романа — и начала читать. И меня, как и 15 лет назад, захватило. Правда, эмоции от прочтения сильно отличались от подростковых.

Не преувеличением будет сказать, что роман« Унесенные ветром» был нашей религией. Под нами я в данном случае подразумеваю не все поколение, а себя и свою школьную подругу Ветелкину. Началось все не с книжки, а с фильма. У нас с Ветелкиной была одна кассета« Унесенных ветром» на двоих, и мы бесконечно передавали ее друг другу. Мы никогда не забывали положить заветную кассету в рюкзак — в отличие от дурацкого дневника или ненужного циркуля.

В итоге мы с Ветелкиной знали все сцены фильма наизусть. И после школы с доскональной точностью воспроизводили их на детской площадке. Ветелкина бежала к песочнице, а я, перегнувшись через перила горки, кричала ей: «Мисс Скарлетт, вы забыли зонтик!» Те, кто хотя бы 67 раз смотрел« Унесенных ветром», знают, что эта фраза, которую чернокожая нянька Скарлетт по кличке Мамушка кричит ей в начале фильма, когда та узнает от близнецов Стюарта и Брента Тарлтонов, что Эшли Уилкс женится на своей кузине Мелани Гамильтон и… в общем, неважно.

Популярное

Поскольку лидером в наших отношениях была Ветелкина, роли в импровизированных спектаклях на детской площадке распределялись с поистине мхатовской суровостью. Ветелкина всегда« была» Скарлетт. Всегда. Я тем временем« была» всеми остальными: Ретом, Мелани, Эшли, Мамушкой, Джеральдом, Сьюлин, тетей Питтипэт и пару раз солдатом, которому ампутировали ногу.

Лет в 12 мы пресытились фильмом и переключились на книгу. Печатная версия фильма шокировала нас с первой же строки, в которой сообщалось, что« Скарлетт О’Хара не была красавицей».

Как это не была красавицей? Вы серьезно? Вы Вивьен Ли видели? Эта Маргарет Митчелл, что, села писать книгу, ни разу не посмотрев фильм?..

Вторым поводом для удивления стали многочисленные дети Скарлетт от разных мужей, о которых в фильме нет ни слова.(Только позже мы поняли, что с медицинской точки зрения бесплодность киношной Скарлетт куда подозрительнее, чем плодовитость книжной.)

И все же мы с Ветелкиной по‑прежнему считали, что Скарлетт — самая красивая, умная, находчивая и вообще идеальная. По возможности надо равняться на Скарлетт. Будешь как Скарлетт — не пропадешь.

В самом конце романа, конечно, накладка — когда Ретт бросает Скарлетт. Но мы-то знали, что он все равно не сможет без нее!(Это пожелание миллионов женщин по всему миру было полностью удовлетворенно в продолжениях« Унесенных ветром» — «Скарлетт» и «Ретт Батлер»).

Неудивительно, что следующие годы я пыталась« быть» Скарлетт и в жизни. То есть стать максимально роковой версией самой себя. Я считала, что мужчины созданы для того, чтобы женщины их мучили, и старалась преуспеть в этом мастерстве.

Например, если мальчик писал мне записку со стихами(да, было и такое), следовало незамедлительно вернуть ему эту записку с высокомерной усмешкой. Даже если мальчик нравился. Особенно если мальчик нравился. Загвоздка заключалась в том, что мальчики отказывались вести себя как герои« Унесенных ветром» и, вместо того чтобы, получив обратно свою записку со стихами, начать мучиться от неприличной для школьников страсти, передаривали ее другой девочке(кстати, таким образом сложилась одна наша школьная пара, и они до сих пор вместе).

К сожалению, Скарлетт задержалась со мной дольше, чем следовало. По крайней мере, на третьем курсе института я все еще думала, что очень здорово на восторженные сообщения поклонников отвечать холодным« Ок». А высший пилотаж — вовсе не отвечать. Пусть знают, с какой роковой женщиной имеют дело! В общем, синдром Скарлетт покидал меня медленно и тяжело, параллельно я лишилась многих приятных знакомств.

Не зря я смахнула с томика пыль и забрала его в Москву: спустя 15 лет мне явилась подлинная Скарлетт. Эгоистичная, злая, недалекая женщина, не имеющая никаких представлений о морали.(Одно похищение жениха сестры чего стоит!) Я была шокирована. Как я могла считать ее красивой или мудрой, когда большинство ее поступков были настолько уродливы?

Я даже хотела связаться с Ветелкиной, с которой не общалась с выпускного, и задать ей тот же риторический вопрос. Но, судя по соцсетям, Ветелкина вышла замуж за Ведеркина, у них родились трое детей, и у нее не было времени для риторических вопросов.

Справедливости ради нужно сказать, поразила меня не только Скарлетт. Ретт также оказался не на высоте. Да, ему сильно не повезло полюбить именно эту женщину, но и сам он вел себя как закомплексованный подросток. Использовал неубедительные методы НЛП: ходил за Скарлетт и повторял« Вы никогда меня не полюбите», видимо, рассчитывая на обратный эффект. А когда эффекта не было, с обиженным видом восклицал: «Не больно-то хотелось! Бе-бе-бе!»

Финал книги произвел на меня 30-летнюю совершенно иное впечатление, чем произвел когда-то на меня 15-летнюю. Когда-то казалось, что уход Ретта от Скарлетт — нелепая описка. Теперь — что логичная закономерность. Непонятно только, как он так долго протянул в безрадостном союзе со Скарлетт. А уж сколько в этом союзе протянула я…

Не знаю, сложилась бы моя жизнь иначе, если бы в качестве ролевой модели я выбрала не Скарлетт, а Пеппи Длинныйчулок. Как бы там ни было, приятно скинуть ошибки юности на вымышленного литературного персонажа.

Дочь плантатора с американского Юга Скарлетт О’Хара в середине 30-ых годов прошлого столетия произвела фурор в кругах читающей публики США. И до сих пор образ миловидной обольстительницы с твердым характером многие женщины считают примером для подражания.

История создания

Осенью 1926 года американская журналистка растянула лодыжку и оказалась прикованной к постели на несколько недель. Сначала женщина перечитала всю интересную художественную литературу библиотеки Атланты, а когда книги кончились, муж пошутил:

«Похоже, Мегги, тебе самой придется написать книгу, если хочешь что-нибудь читать».

И Маргарет села за работу, которая продлилась вплоть до 1933 года. Во время написания автор ревностно хранила тайну сюжета, тем более никому не показывала рукописи. Детали, и то в общих чертах, знал только муж. В 1935 году папка с отпечатанным на машинке романом попала в руки представителя крупного издательства «Макмиллан». Ознакомившись с трудами писательницы, он остался доволен, а спустя год книга «Унесенные ветром» уже гремела на всю страну.

Столь головокружительного успеха своего детища Митчелл не ожидала: женщина до конца дней считала, что «простая история о простых людях», лишенная стиля, философии и гениальных мыслей, не заслуживает такого внимания. С писательницей поначалу согласились и критики, холодно приняв книгу. Произведение выбивалось из череды модных на тот период литературных течений, да и непонятно было, к какому жанру его относить, – получился микс исторических, авантюрных и усадебных романов.


Но народное признание взяло верх. Маргарет стала звездой газет и телепередач, а после экранизации бестселлера имя писательницы узнал весь мир. Кроме того, книга принесла автору Пулитцеровскую премию.

Сюжет

Скарлетт О’Хара – наследница плантатора с американского Юга, избалованная девушка, уверенная в своей неотразимости. Героиня создана для жизни «истинной леди», наполненной балами, развлечениями в виде охоты и шашней с противоположным полом. Так события и развиваются до 1861 года. Скарлетт с легкостью очаровывает мужчин, но вздыхает по Эшли Уилксу, жениху «неудачницы и дурнушки» кузины Мелани.


Внешность Скарлетт О"Хара

Однажды девушка решилась признаться возлюбленному в чувствах, однако получила отказ. Интимный разговор подслушал мужчина с очень плохой репутацией Ретт Батлер – так произошла первая встреча двух главных персонажей романа.

Обида и юношеский максимализм победили здравый смысл, и Скарлетт вышла замуж за кузена Чарльза Гамильтона. С разгаром Гражданской войны жизнь круто меняется – муж умирает от кори в лагере, оставив девушку с ребенком на руках. 17-летняя вдова с ужасом понимает, что теперь по законам общества придется носить траур до конца дней. В Таре, поместье семьи О’Хара, уже совсем не весело, балы прекратились, канула в Лету атмосфера счастья и беззаботности.


Скарлетт О"Хара в поместье Тара

Чтобы развеяться, Скарлетт отправляется к родне покойного супруга в Атланту, где живет Мелани, которая благополучно вышла замуж за Эшли и ждет ребенка. В городе на ее пути вновь встречается Ретт Батлер. Под его влиянием Скарлетт снимает траур и пробует снова быть счастливой. Впрочем, ухаживания этого очаровательного мужчины решительно отвергает, потому что до сих пор лелеет надежду на ответные чувства Эшли.

Но героине приходится впервые столкнуться с ужасами войны и сложностями жизни. Эшли без вести пропал, Мелани тяжело переносит беременность, а янки уже на подступах к Атланте. Жители срочно эвакуируются, но Скарлетт не может бросить Мелани, которая родит со дня на день. Во время штурма города девушка принимает роды у кузины, и только после этого с помощью Ретта все покидают осажденный населенный пункт.

По пути в Тару ждет очередной удар – Батлер бросает женщин с ребенком, чтобы влиться в ряды конфедератов. Скарлетт приходится самой добираться в родное поместье. Возвращение домой не приносит радости: потемневшая Тара опустела, отец сошел с ума, не в силах принять смерть жены, из слуг остались самые верные, а дом янки превратили в штаб.

Теперь Скарлетт нужно быть сильной, ведь только она может позаботиться об оставшейся кучке родственников и прислуги. Повзрослевшая в мгновение девушка берет в свои руки управление поместьем. Чтобы раздобыть денег на налоги за Тару, решает соблазнить богатого Ретта Батлера, но узнает, что мужчина в тюрьме. В отчаянии барышня выходит замуж за жениха сестры Фрэнка Кеннеди. Демонстрируя коммерческие таланты, ведет дела в магазине мужа и приобретает лесопилку. Молодой женщине, наконец, удается попрощаться с бедностью.


Скарлетт О"Хара и Эшли Уилкс

Сердце Скарлетт все еще принадлежит Эшли. Несмотря на счастливый брак возлюбленного с Мелани, девушка пытается быть рядом, опекает его и устраивает на работу. Вскоре ей снова предстояло облачится в наряд вдовы – муж погибает от рук вольных негров, а Ретт, пользуясь случаем, делает Скарлетт предложение.

Семейная жизнь не складывается, любовь к мужу не просыпается даже с рождением дочери Бонни, в которой Ретт души не чает. Страдания по Эшли угнетают мужчину, а окончательный разрыв наступает после трагической гибели общего ребенка – Батлер покидает дом.


Скарлетт О"Хара

Двери к вожделенному воссоединению с Эшли приоткрылись было со смертью Мелани. Но, умирая при вторых родах, женщина говорит Скарлетт, что Ретт очень любит ее. В этот момент на героиню снисходит озарение – она понимает, что тоже любит только своего мужа, а к Эшли испытывала лишь глупое чувство собственности.

При встрече, на которой Скарллет призналась в своих чувствах, Батлер обдал ее холодом презрения, заявив, что любовь давно растаяла. Но героиня твердо решает вернуть расположение супруга и, наконец, быть счастливой. История заканчивается знаменитым монологом Скарлетт:

«Я подумаю обо всем этом завтра, в Таре. Тогда я смогу. Завтра я найду способ вернуть Ретта. Ведь завтра уже будет другой день».

Образ

Митчелл подарила персонажу часть собственной биографии. Родословная писательницы уходит корнями в Ирландию и Францию, Скарлетт О’Хара тоже наполовину ирландка, наполовину француженка. Предки Маргарет участвовали в Гражданской войне, описанной в романе. Да и внешняя характеристика героини списана с фото красавицы Митчелл: темные волосы, зеленые глаза, стройная фигура. Впрочем, автор сразу говорит, что Скарлетт не отличается красотой, скорее, обладает пленительным обаянием.


Скарлетт О"Хара в юности

Женщина словно магнитом притягивала представителей сильной половины человечества, этим качеством писательница поделилась с вымышленной девушкой. Кроме того, добавила в ее характер собственные черты – мужскую хватку в делах, целеустремленность.

Скарлетт О’Хара родилась в 1845 году, ее возраст по роману – 16 лет, а в конце книги перед читателем предстает 28-летняя женщина. Маргарет Митчелл в подробностях описывает внешность героини, не забывая и о нарядах, которые полностью соответствуют той эпохе.


Зеленое платье Скарлетт О"Хара из занавески

В одной из глав красочно представлена задумка ее платья, в котором девушка отправилась соблазнять Ретта. Наряд из-за финансовой нужды Скарлетт сшила из портьеры:

«Зеленый, как мох бархат (...)Из атласной подкладки сделаем нижнюю юбочку и панталоны кружевом обошьем (...) Не выкидывать бархатные обрезки - обтянем ими каркас прохудившейся шляпки».

В зените славы Митчелл удивлялась тому, что читатели и зрители выбрали Скарлетт своим эталоном, возведя в ранг чуть ли не национального героя. Считала такое поведение нелепым:

«Я старалась описать далеко не восхитительную женщину, о которой можно сказать мало хорошего».

Поклонники же увидели в персонаже недюжинную силу характера. На долю девушки выпали тяжелые испытания, но, несмотря на нужду, войну и личные трагедии, она отличилась талантом подниматься и двигаться вперед. Энергии барышне хватило, чтобы реализовать скрытые ресурсы и пережить потрясения. Чем не национальный герой?

Фильмы и актеры

Премьера экранизации романа Митчелл «Унесенные ветром» состоялась в конце 1939 года. Примечательно, что впервые картину увидели зрители Атланты. В копилке наград – восемь «Оскаров».


Вивьен Ли в роли Скарлетт О"Хара

Главная роль досталась невысокой ростом, щуплой и невероятно милой . Создатели фильма не сразу утвердили актрису, потому что та мало соответствовала книжному образу, к тому же была англичанкой. Сначала пропустили через кастинг почти полторы тысячи известных и не очень лиц Голливуда. Поиски продлились два года. Авторы ленты серьезно подумывали вручить сценарий Алисии Ретт и Марселль Мартин, но в итоге образ Скарлетт воплотила Ли. Обольстителя Ретта Батлера представил .


Джоэнн Уэлли в роли Скарлетт О"Хара

Спустя 55 лет поклонников драмы познакомили с дальнейшей жизнью девушки из поместья Тара. Мини-сериал «Скарлетт» сняли по мотивам одноименного романа, который написала Александра Рипли. В Скарлетт О’Хару перевоплотилась Джоэнн Уэлли, а в Ретта - .

  • Съемки «Унесенных ветром» стартовали со сцены побега Ретта и Скарлетт из охваченной огнем Атланты. Чтобы приблизить события к реальности, подожгли квартал, где раньше снимался фильм «Кинг-Конг».
  • Кларк Гейбл и Вивьен Ли блестяще изобразили на экране страсть и нежные чувства, однако актеры недолюбливали друг друга и на съемочной площадке общались холодно. Позже Вивьен признавалась, что ненавидела целоваться с Кларком.
  • Ночь перед премьерой картины выдалась жаркой: подступы к кинотеатру заполонили толпы народа – фанаты книги Митчелл раскупали билеты как горячие пирожки. Те, кому не повезло, легко отдавали спекулянтам по 200 долларов – немыслимые деньги по тем временам (в кассе билет стоил 10 долларов).

Цитаты

Писательница вложила в уста Скарлетт мудрые мысли о жизни и любви.

«Вот что получается, когда оглядываешься назад - на то время, когда ты был счастлив, - одна боль, душевная мука и досада».
«Когда слишком долго откладываешь признание, его все труднее и труднее сделать, и наконец наступает такой момент, когда оно просто становится невозможным».
«Смерть, налоги, роды! Ни то, ни другое, ни третье никогда не бывает вовремя».
«От слез может быть толк, когда рядом мужчина, от которого нужно чего-то добиться».
«Любовь не может в одну минуту превратиться в безразличие».
«Человек не может двигаться вперед, если душу его разъедает боль воспоминаний».
«Столько есть всего, о чём надо подумать. Зачем забивать себе голову тем, чего уже не вернёшь, - надо думать о том, что ещё можно изменить».

Говорить буду по возможности лаконично, иначе придется читать полотенце) Итак...

1. Рипли пишет может и не лучше Митчелл, но очень даже достойно, для автора, который воспроизводит чужой стиль, а не с легкостью использует свой. Сама подготовка к написанию этой книге достойна уважения. Рипли провела великолепную предварительную проработку.

2.Территориально сюжет с одной стороны сильно выходит за рамки обрисованного Митчелл мира. И не так много внимания автор уделяет нашим старым добрым знакомым декорациям - Атланте и Таре. С другой стороны от перенесения действия в Чарльстон, Саванну и Ирландию книга действительно немало выиграла.

3. Главная героиня. Я не заметила резких перемен в характере и поступках Скарлетт , за исключением нескольких моментов: своеобразное равнодушие к американской Таре. (Поправьте меня, если я ошибаюсь, но после стольких лет, когда Скарлет зубами и когтями цеплялась за милую ее сердцу Землю так легко расстаться с ней - это немыслимо)
Далее, в попытках заполучить приглянувшегося мужчину Скарлетт не знает равных и все же упускает такой шанс привязать к себе Ретта, как ребенок... Я бы даже сказала профукивает. Гордость гордостью... и все же. Так и быть, зачтем это в счет ослепления влюбленностью.
Также неоднозначна слепота в отношении дочери и некоторое пренебрежение ею, после безумной любви первых месяцев. Наверно своя доля правды в этом есть, но насколько же должно было везти мальчишками, забрасывавшим девочку камнями, что ни один слух об этом не дошел до матери. Кстати из фильма этот момент выбросили и я не скажу, что фильм много потерял от этого.
В целом Скарлетт - это Скарлетт, пусть немного другая, нежели ее видела Митчелл, но все равно Скарлетт.

4. Ретт.Объективно говоря, как и в первом романе большую часть времени Ретт присутствует номинально в мыслях Скарлетт в мотивации ее поступков и перепадах настроения, спровоцированных несвоевременными воспоминаниями. В остальном главную свою роль он выполняет - цепляется к жене, доводит ее, но в критический момент сломя голову мчится на помощь. Даже вот сижу и понимаю, что нечего о нем больше сказать. Ибо ГГ у нас Скарлеттт и мы смотрим на мир ее глазами.

Наоборот вызвало обоснованные вопросы:
- Желание проучить Фелтона, выйдя за него замуж выглядит немного наигранным. Скарлетт что больше жить не для чего? Кроме как удовлетвориться одной последней шуткой?
- Слабость Колума О"Хара. В фильм его подверженность депрессии и скрытая жажда власти перенесены не были, и я с удивлением открыла для себя серую сторону персонажа.
- Некоторая сумасшедшесть Кэт. Нет, я понимаю, что все талантливые люди немного... того... Но здесь как-то немного автор перегнула с диковатостью ребенка.
- Ретт Батлер, периодически впадающий в бред по поводу цветочков, которые он возродит в поместье Откуда-то Уилкинизмом повеяло...... Прибавьте к этому круглые глаза Скарлетт практично засадившей в уме все те же сады рисом... Та еще картинка. Может Скарлетт просто поменяла одного Эшли на другого?...

6. Мысль о том, что изменять надо по-тихому или не изменять воообще - была вопринята Скарлетт в штыки. И Хотя я не скажу, что в реальности Скарллетт пошла против этой мысли.... Но ей-богу, она столько гонялась за Эшли, в том числе когда была замужем, и сдайся он, ее бы никакие брачные узы не остановили... Не знаю, по этому вопросу осталась какая-то неуверенность.

7. Совершенно божественны пейзажи и описания места действия. Здесь просто не передать восторги надо читать, а потом смотреть в фильме.

8. Не менее божественен исторический экскурс в историю Ирландии, ее далекое и не очень прошлое + тревожное настоящее, развивающееся в противостоянии англичани ирландцев.

9. Концовка на мой притязательный вкус как-то скомкана... Непонятное совпадение обнаружения английскими властями фениев и незапланированное возвращение издерганной Скарлетт в Тару - надуманы и будто бы притянуты, а кровавая и открытая развязка "ирландского сопротивления" оставила в растрепанных чувствах и вызвала неудовольствие. То не было никаких столкновений на горизонет, а то вдруг сразу развязка... Будто автору слегка поднадоело писать... и он решил поскорее расквитаться с текстом.

10. Ну и главное, конечно, все заканчивается более или менее хорошо в целом и без сомнения весьма желательно для наших героев. Влюбленные воссоединились. Фейрверк и все танцуют.

Итого: Роман хорош. И даже очень. Не обошлось, конечно, и без натяжек и подгонок, но куда же без них в такой масштабной эпопее. Характеры тем не менее выдержаны на достойном уровне, повествование в меру захватывающее, эмоции сильные, пейзажи многословные колоритные. Поэтому советую)

P.S. Бумага белая, шрифт мелкий. Тем, кто не любит напрягать глаза, бегая по строчкам, может быть неудбно читать.

Жалкая пародия на "Унесенные ветром". Напрасная потеря времени.

Оценка 1 из 5 звёзд от Irina 25.12.2018 04:20

Затянутое начало и скомканный конец. По сюжету книгу можно считать продолжением книги Митчел, но характеры героев слишком утрированные, а сюжет переходит плавно из Америки в Ирландию. Книга мне понравилось, но сериальный образ Фентона вьелся в память. Не могу представить себе темноволосого Фентона. Забавный момент, когда жена родственника Скарлетт, поила ее старым чаем, а Скарлетт это терпела. Вообще в книге много интересных моментов связанных с родственниками, над которыми можно подумать или посмеяться. Колум персонаж неоднозначный, в начале понравился, а потом разочаровал.

Оценка 4 из 5 звёзд от 12345 15.03.2018 00:50

Оценка 3 из 5 звёзд от maryna_zajceva_24 12.03.2018 12:02

Читаю,только из интиреса.Особого восторга нет.Обычный дамский роман.

Оценка 3 из 5 звёзд от Марина 12.03.2018 11:13

Потрясающая книга Перечитываю её когда на душе не очень уютно или в тяжёлые моменты Она вдохновляет меня Светит, как маяк затерявшимся кораблям

Оценка 5 из 5 звёзд от Катерина 21.02.2018 21:19

Читая книгу,уже не чувствуется тех волнительных моментов,как в "Унесенные ветром".Маргарет Митчелл смогла захватить меня своим романом,и теперь,читая эту книгу,я думаю,что Маргарет,возможно,не так бы написала концовку,или вовсе бы ее не хотела)Словом,читая это продолжение,я понимаю:это уже далеко не мысли прежней писательницы,а потому становится скучным читать эту книгу

Оценка 3 из 5 звёзд от Наталья 08.02.2018 20:18

Очень противоречивые чувства после прочтения книги! Дочитала книгу только из уважения к себе! Столько часов потратить на эти 3 книги!!! Скарлет мне никогда не нравился, но я ее начала уважать после того как она стойко отстояла Тару и помогла близким не умереть от голода. На этом я думала моя симпатия закончилась... меня поразило ее отношение к родине, земле и Ирландии в целом. Возрождение деревни и полей некогда принадлежащих Ее предкам заставило меня подумать "вот же настоящая Скарлет! Она нашла себя и счастлива" все шло отлично, до момента непонятного вторжения колдовства и суеверий связанных с рождением девочки. Которое обрекло Кэт к одиночеству. И вообще свобода и забота это разные вещи, ребёнок 3-4 года предоставлен сам себе... неслыханно. Дальше больше... понеслось "балы, приемы, сезоны, охота, кавалеры" - вернулась старая бесшабашная Скарлет. У автора не хватило умения и воображения рассказать читателю о гражданских волнениях и действиях фенианского братства.Колум и другие члены братства привозившие оружие на протяжении 5 лет, а возможно и дольше... автор это все оставил(и углубился в тему колдовства... Жениться Ретта на Анне Хемптон очень не логичное решение автора... Ретт так разочаровавшийся в Скарлет пока та была влюблена в Эшли Уилкса, поступил так же с Анной. По моему мнению было логичнее женить Ретта на какой-нибудь молодой вдове, которая уважала бы его но не любила. Но автор прошёл по простому пути. Убрав бедную Анну с дороги в самый удачный момент. А зачем Скарлет этот барон тоже загадка... мое мнение эта книга породия,а не продолжение. У Александры Рипли нет умения сделать читателя причастным к событиям описаным. В книгах Митчел ты сопереживаешь все вместе с героями, будто чувствуешь их страх/голод/счастье и восторг...

Оценка 3 из 5 звёзд от Диана 02.05.2017 15:06

Книга чудесная, после прочитанных комментариев сомневалась, стоит ли читать. Мое мнение - однозначно стоит.
Риплей пишет даже интереснее чем Митчел, книга ПОСТОЯННО держит в напряжении, от нее не оторваться, в отличие от Унесенных ветром, где после описания бурных волнующих событий часто следовали откровенно говоря скучноватые продолжительные куски жизнеописания и рутины. С мнением, что огромные куски жизни Скарлетт были пропущены, не соглашусь, история начинается там же, где оборвала ее Митчел, в процессе повествования никаких "пропусков" не заметила или они затрагивают незначительные и ничем не примечательные события, повествование связное и ничего, на мой взгляд, не было упущено автором из внимания.
Конечно, нет исторической привязки как в Унесенных ветром, никакой общемировой драмы, только переживания и судьбы отдельных людей. Но я не считаю это таким уж ужасным минусом, это все равно чертовски хорошая, увлекательная книга. Героев Унесенных ветром Риплей полюбила всей душой, у нее они стали даже человечнее, живо и правдоподобно описаны переживания Скарлетт и ее чувства, как меняется мировоззрение героини с возрастом и это замечательно, при этом прелесть и своеобразие характера героини сохранились. Было бы ужасно если бы до старости она оставалась такой же, какой была в юности, ведь людям свойственно меняться в течение жизни. Очень интересный переход и к тому же достойный. Характер Скарлетт стал многогранней и она не утратила свою неутомимую волю к жизни под градом ударов судьбы.
Перевод не плох, но минус в том, что в книге полно каких-то "технических" опечаток - то лишняя буква, то слово капслоком, то ошибка в слове. По началу они немного раздражают, но в целом не мешают чтению. Не нужно быть столь придирчивыми - книга доступна для чтения совершенно бесплатно.
Финал неожиданный, такой же открытый как у Митчелл, но на этот раз в мажорных тонах и теплых оттенках. Оставляет простор для воображения и только приятное послевкусие от прочтения.

Оценка 5 из 5 звёзд от w3950 02.03.2017 19:00

Перевод ужасен. Читала эту книгу в юности и мне кажется, что перевод был другим. Такое впечатление, что книгу переводили программой-переводчиком просто. Куча опечаток. Неприятно читать. Сама история интересна и заслуживает внимания. Конечно чувствуется некоторая потеря стиля, но оставить все как есть после "Унесенных ветром" слишком жестоко по отношению к читателям))))

Ксения 25.09.2016 01:59

Перевод ужасен. Читала эту книгу в юности и мне кажется, что перевод был другим. Такое впечатление, что книгу переводили программой-переводчиком просто. Куча опечаток. Неприятно читать. Сама история интересна и заслуживает внимания. Конечно чувствуется некоторая потеря стиля, но оставить все как есть после "Внесенных ветром" слишком жестоко по отношению к читателям))))

Ксения 25.09.2016 01:58

Не советую. После "Унесенные ветром" советую свободные продолжения не читать. Стиль, характеры, истории НЕ СОХРАНЕНЫ. Все так блекло, однобоко и отсутствует книжный шарм

Оценка 2 из 5 звёзд от Лунная 21.09.2016 19:24

Безусловно, сюжет уступает " Унесенным ветром". Там есть идея, смысл, логичная концовка. Но для тех, кому важен хеппи энд, рекомендую прочитать эту книгу.

Оценка 5 из 5 звёзд от Юлия 14.09.2016 16:17

Потрясающая книга))) отличное продолжение унесенным ветром))))

Оценка 5 из 5 звёзд от paru 14.08.2016 19:21

Лучшее продолжение Унесенных ветром!

Оценка 5 из 5 звёзд от Юлия 27.07.2016 17:40

Просто кошмар и сплошное разочарование! Чудовищный здесь не только язык изложения, но и перевод. Отрывочные фразы в пять-шесть слов описывают целые периоды из жизни Скарлетт. Все персонажи превратились в плоское и тупое подобие оригинала. Нелогичные диалоги, неуместные высказывания героев. Высосанный из пальца сюжет, который и рядом нельзя ставить с оригинальной историей войны Севера против Юга, когда каждое действие как кусочки мозаики идеально складывалось в общую великолепную красочную картину романа.
Ни в коем случае не беритесь читать эту книгу после "Унесенных ветром"! Испортите себе всё настроение.

Апрель 1861 г. Плантация Тара, раскинувшаяся в двадцати пяти милях от Атланты, штат Джорджия.

Близнецы Тарлтоны, Стюарт и Брент, влюблённые в очаровательную дочь хозяина Тары, шестнадцатилетнюю Скарлетт, сообщают ей две новости. Во-первых, вот-вот начнётся война между Севером и Югом. Во-вторых, Эшли Уилкс женится на Мелани Гамильтон, о чем будет объявлено завтра, когда в доме Уилксов состоится большой приём.

Вести о надвигающейся войне для Скарлетт - ничто по сравнению с сообщением о женитьбе Эшли. Предмет воздыхании чуть ли не всех молодых людей округи, Скарлетт сама любит только Эшли, который, как ей кажется, и сам к ней неравнодушен. Она не может взять в толк, что он нашёл в Мелани, этом самом настоящем синем чулке.

Скарлетт делится своими переживаниями с отцом, но Джералд О’Хара убеждён, что его дочь и Эшли отнюдь не идеальная пара. Он признается, что, хотя и хорошо относится к юному Уилксу, до конца понять его не может. Да, Эшли умеет пить и играть в покер не хуже других молодых людей, но делает он это без души, словно подчиняясь бытующим условностям. Куда больше привлекают Эшли книги, музыка, картины, и это озадачивает простого и прямого ирландца. Он честно сообщает дочери, что был бы рад оставить ей Тару, если бы она вышла за кого-то ещё, - вокруг достаточно достойных молодых людей. Скарлетт в сердцах бросает, что ей нет дела до Тары и вся эта земля ровным счётом ничего не значит. Отец резко обрывает ee и внушает, что нет ничего важнее земли, ибо она остаётся навеки.

Скарлетт появляется на приёме у Уилксов. Она надеется переговорить с Эшли и заставить его изменить решение. Среди гостей некто Ретт Батлер, о котором рассказывают самые жуткие вещи. Он был исключён из военной академии Вест-Пойнт, а потом и выгнан отцом из дома после того, как отказался жениться на девице, которую, по общему мнению, скомпрометировал. Но Скарлетт сейчас нет дела до Батлера. Ей нужно поговорить с Эшли. Улучив момент, она объясняется с ним в библиотеке. Увы, её планы идут прахом. Эшли твёрд в своём намерении жениться на Мелани. Он любит Скарлетт, но разум берет верх над чувствами и подсказывает, что Мелани такая же, как он. Они думают и смотрят на мир одинаково, а стало быть, есть надежда, что их брак будет счастливым.

Эшли уходит из библиотеки, Скарлетт остаётся одна и в ярости запускает вазой в стену над диваном. К её смятению, оказывается, что на диване дремал Ретт Батлер, которого разбудило их объяснение с Эшли. Он выражает восхищение силой духа и целеустремлённостью Скарлетт и удивляется, почему Эшли Уилкс остался равнодушен к её достоинствам. Скарлетт в бешенстве хлопает дверью и удаляется.

Слухи о войне подтверждаются. Молодые люди собираются с оружием в руках отстаивать права родного Юга. Первого мая должна состояться свадьба Эшли и Мелани. Чтобы досадить им, Скарлетт принимает ухаживания застенчивого и неяркого брата Мелани Чарлза и соглашается стать его женой. Их свадьба происходит на день раньше бракосочетания Эшли и Мелани.

Два месяца спустя Скарлетт становится вдовой. Чарлз умирает от пневмонии, так и не побывав в бою. У Скарлетт рождается сын Уэйд. В мае 1862 г. она переезжает в Атланту. Она вынуждена носить траур и вести унылое существование скорбящей вдовы, хотя вся её натура противится этому.

Но однажды она появляется на благотворительном базаре в пользу госпиталя, где снова встречает Ретта Батлера. Циник и насмешник, он видит её насквозь, прекрасно понимает, что подвигло её на замужество, и это выводит её из себя. Когда идёт сбор драгоценностей для покупки лекарств, она срывает с пальца своё обручальное кольцо. Мелани восхищается её поступком и отдаёт своё собственное кольцо. Затем капитан Батлер покупает право станцевать со Скарлетт. Это повергает местных блюстителей общественной нравственности в смятение, но что делать - Батлер настаивает на своём, а госпиталю нужны деньги. Батлера терпят исключительно потому, что он доставляет на Юг многочисленные товары, несмотря на то что северяне устроили морскую блокаду южных портов. Впрочем, подливая масла в огонь досужих толков, Батлер утверждает, что занимается этим не из чувства патриотизма, а ради личной выгоды. Он сомневается, что южанам удастся победить, и смерть за дело Юга для него не более величественна, чем гибель на рельсах под колёсами паровоза.

Слухи о «скандальном» поведении Скарлетт доходят до Тары, и в Атланту приезжает её отец, чтобы увести дочь домой. Но встреча с капитаном Батлером приводит к неожиданным последствиям. Джеральд напивается и просаживает в покер все деньги, что предназначались для закупки самого необходимого. Этот конфуз заставляет его умерить своё моральное негодование, и Скарлетт остаётся в Атланте.

Она время от времени встречается с Реттом Батлером, ироническое отношение которого к тому, что общество почитает как святыни, и возмущает, и притягивает Скарлетт, хотя любит она по-прежнему Эшли Уилкса.

Постепенно положение на театре военных действий осложняется, и былая самоуверенность южан уступает место пониманию того, что война предстоит долгая и тяжёлая. Появляются первые списки убитых. В их числе многие знакомые Скарлетт. Погибли братья Тарлтоны, но Эшли цел и невредим. Он приезжает на короткую побывку.

Скарлетт надеется объясниться с ним наедине, но рядом с мужем постоянно Мелани. Перед отъездом из Атланты Эшли просит Скарлетт присмотреть за его женой, потому как она, по его мнению, не обладает жизнестойкостью Скарлетт. Эшли готов честно выполнить свой долг, но ему, как и Ретту Батлеру, не верится, что Юг способен одолеть очень мощного противника.

1864 г. После поражений при Геттисберге и Виксбурге положение южан делается критическим. Приходит сообщение о том, что Эшли пропал без вести. Мелани в горе, и лишь мысль о том, что она вынашивает ребёнка Эшли, помогает ей жить. Батлер продолжает встречаться со Скарлетт, но все ограничивается лёгким флиртом, прогулками и беседами. Он говорит, что хочет подождать, пока Скарлетт забудет вкус поцелуя, которым наградил ee при прощании несравненный Эшли Уилкс. Это приводит Скарлетт в бешенство, а в таком состоянии она представляется Ретту и вовсе неотразимой.

Батлер наводит справки через своих знакомых на Севере. Оказывается, Эшли жив. Он находится в лагере военнопленных в Иллинойсе. Ему предагают вступить в состав воинских соединений, которые охраняют американские территории от индейцев, но Эшли отказывается. Для него невозможна военная служба на стороне северян, и он предпочитает неволю такой свободе.

Атланта в осаде. Почти все мужское население в ополчении. Скарлетт намерена вернуться в Тару, но Мелани умоляет не покидать её. Снова появляется Ретт Батлер. Он сообщает Скарлетт, что жаждет её с той первой встречи у Уилксов. На вопрос Скарлетт, не делает ли он ей предложение, Батлер отвечает, что он не из тех, кто женится, и открыто предлагает ей стать его любовницей. Как это уже часто случалось, разговор кончается ссорой, и по требованию Скарлетт Батлер покидает её дом.

В разгар битвы за Атланту у Мелани начинаются родовые схватки. Все попытки Скарлетт привести к ней доктора заканчиваются неудачей - все врачи остаются с ранеными, число которых с каждым часом увеличивается.

С помощью негритянки Присси Скарлетт принимает роды - у Эшли и Мелани родился сын. Затем Скарлетт решает во что бы то ни стало покинуть Атланту. Она хочет вернуться в Тару. Ретт Батлер помогает ей и Мелани покинуть Атланту, в которую вот-вот войдут северяне, но отказывается доставить их в Тару. Он сообщает, что принял решение уйти вместе с остатками защитников Атланты и продолжить вместе с ними сопротивление.

Это известие удивляет Скарлетт. Она не может взять в толк, почему циничный Ретт, всегда столь скептически отзывавшийся о святом деле Юга, вдруг решил взяться за оружие. Она также удивлена, что он оставляет её, когда она так беспомощна. На это Ретт отвечает, что она отнюдь не беспомощна, а что касается причин, побудивших его вступить в армию, он и сам затрудняется их назвать - то ли из сентиментальности, то ли из чувства стыда за то, что раньше находился в стороне от схватки, предпочитая делать деньги на доставке товаров. Скарлетт не верит в искренность этих слов. Ей кажется, что он, как всегда, слегка издевается. Но делать нечего, ей приходится проделать путь до Тары с сыном, служанкой и беспомощной Мелани с младенцем. Дорога тяжела и опасна, но они добираются до Тары целыми и невредимыми.

Возвращение, впрочем, не сулит никаких радостей. Вокруг царят хаос и разорение. Поместье Уилксов сожжено, Таре повезло больше. Дом цел - в нем находился штаб северян, но поместье разграблено. Более того, мать Скарлетт не дождалась дочери. Она скончалась от тифа. Смерть жены становится страшным ударом для Джеральда, и он повреждается рассудком.

Тут есть от чего пасть духом, но Скарлетт не сдаётся. Она решает сделать все, чтобы спасти Тару от полного упадка. Внезапно в доме появляется незваный гость. Солдат-северянин решил прибрать к рукам все, что плохо лежит. Но он недооценил Скарлетт - она стреляет в мародёра и убивает его.

Жизнь на плантации налаживается с трудом. Снова появляются северяне и забирают то немногое, что осталось. Более того, они поджигают дом, и лишь отчаянными усилиями домочадцев удаётся потушить пожар.

Армия Юга капитулирует. Приходит известие от Эшли: он возвращается. Мелани и Скарлетт ждут не дождутся, когда же он появится в Таре, но его все нет и нет. Мимо тянутся пешие солдаты, возвращающиеся по домам из лагерей военнопленных. Один из них, Уилл Бентин, остаётся в Таре и берет на себя основные заботы по управлению имением. Наконец появляется Эшли, но первой встречает его Мелани.

1866 г. Война позади, но жить не стало легче. Лица, проводящие так называемую Реконструкцию рабовладельческого Юга, делают все, чтобы бывшие плантаторы не могли более пользоваться своей землёй. Тара обложена высокими налогами, и если деньги не будут внесены, имение пойдёт с молотка и, скорее всего, достанется бывшему надсмотрщику Уилкерсону. Скарлетт надеется, что Эшли придумает выход из создавшегося положения, но он честно признается, что не знает, что и предпринять. Скарлетт предлагает ему бросить все и уехать куда-нибудь в Мексику, но Эшли не может оставить жену и сына на произвол судьбы.

Скарлетт понимает, что только Ретт Батлер может ей помочь. Впрочем, сейчас он в трудном положении. Новые власти бросили его за решётку, и ему грозит виселица, если он не поделится своими капиталами, нажитыми в годы блокады.

Скарлетт приходит к нему в тюрьму. Она делает вид, что все у неё идёт хорошо, но Ретта не проведёшь. Он понимает, что она пришла к нему за деньгами. Скарлетт вынуждена признаться, что ей и впрямь необходимы триста долларов и ради спасения Тары она готова стать любовницей Батлера. Но он сейчас не в состоянии распоряжаться своими финансами. Расставание омрачено скандалом. Батлер, уязвлённый тем, что Скарлетт интересуют лишь его деньги, иронически советует ей проявить больше теплоты, когда она в следующий раз обратится к мужчине за ссудой.

Впрочем, именно так она и поступает. Узнав, что влюблённый в её младшую сестру Фрэнк Кеннеди располагает наличными, на которые собирается приобрести лесопилку, Скарлетт пускает в ход все своё женское обаяние и вскоре становится миссис Кеннеди. Тара спасена, а то, что ради этого пришлось перейти дорогу сестре, Скарлетт не смущает.

Скарлетт вовсю пускается в бизнес. Она управляет магазином Фрэнка, а затем, одолжив у вышедшего на свободу Батлера денег, покупает ту самую лесопилку, которую облюбовал себе Фрэнк. Вскоре она приобретает и вторую лесопилку, и дела её идут на лад. Появляются деньги, но общественное мнение в Атланте настроено против неё - настоящей леди не к лицу заниматься бизнесом. Впрочем, Ретт Батлер уверяет её, что это неизбежное следствие выбора, который она сделала, - деньги и успех ведут к одиночеству.

Умирает Джеральд. Приезжая в Тару на его похороны, Скарлетт узнает о намерении Эшли уехать в Нью-Йорк - ему обещали место в банке. Скарлетт уговаривает его остаться, предлагает работу на лесопилке и половину доходов от неё. Он отказывается, но тут ей на помощь приходит Мелани. Под ee нажимом Эшли принимает предложение Скарлетт.

Освобождённые негры, однако, работают все хуже и хуже, и чтобы лесопилка приносила доход, Скарлетт начинает пользоваться дешёвым трудом заключённых, за которыми надзирает жестокий и нечистый на руку Джонни Галлахер. Честный Фрэнк в ужасе, но Скарлетт стоит на своём: это единственный способ получить прибыль. Лесопилка, где хозяйничает Эшли, прибыли не приносит: он категорически отказывается пользоваться трудом каторжников.

Тем временем в ответ на постоянные притеснения «саквояжников» и распущенность некоторых бывших невольников создаётся ку-клукс-клан, активными членами которого становятся Фрэнк Кеннеди и Эшли. Власти не жалеют усилий, чтобы положить конец деятельности этой тайной организации, и им удаётся заманить активистов в ловушку. Лишь своевременное вмешательство Батлера помогает Эшли сохранить жизнь и свободу, Фрэнку Кеннеди повезло меньше, и Скарлетт снова становится вдовой.

Но тут Ретт делает ей предложение, и она отвечает согласием. Они уезжают в Новый Орлеан, а затем возвращаются в Атланту, где вскоре въезжают в новый дом. Среди их знакомых слишком много деловых людей, «саквояжников»-северян и неизвестно откуда появившихся дельцов из тех южан, кого раньше и на порог не пускали в приличных домах. У Скарлетт рождается девочка, и Ретт души в ней не чает. Но затем Скарлетт решительно заявляет о нежелании больше рожать, и это становится началом кризиса в ee отношениях с мужем. Ретт все чаще и чаще проводит время вне дома и возвращается пьяным.

Приближается день рождения Эшли. Мелани собирается устроить праздничный приём. Накануне Скарлетт встречается с Эшли в своей конторе, и разговор заходит о былых временах. Это очень грустный разговор, Скарлетт многое узнает о человеке, которого так любила, и то, что теперь открывается её внутреннему взору, повергает её в печаль. Эшли остался в прошлом, он не может заставить себя смотреть в будущее, не может приспособиться к настоящему. Воспоминания о довоенных днях и надеждах вызывают у неё слезы. Эшли пытается утешить её, обнимает, и тут, на её беду, появляются посторонние. Вскоре новости доходят до Мелани и Ретта. Скарлетт отказывается идти на приём, но Ретт заставляет её чуть не силком. Однако Мелани, единственная из всей Атланты, не верит злым наветам и принимает Скарлетт с прежней теплотой. По возвращении домой Ретт даёт волю ревности, а затем они впервые после долгого перерыва оказываются в постели. Скарлетт просыпается с радостным чувством, что Ретт любит её, но обнаруживает, что его нет ни в постели, ни вообще в доме. Возвращается он лишь на следующий день, давая понять жене, что отлично погулял на стороне.

Затем Ретт уезжает на три месяца, а когда возвращается, Скарлетт сообщает ему, что беременна. Колкости Ретта оскорбляют её, вспыхивает ссора, которая заканчивается бедой: Скарлетт падает с лестницы, и у неё случается выкидыш. Жизнь снова входит в привычную колею. Ретт с головой уходит в политику, и не без его участия демократам-южанам удаётся одержать на выборах победу над республиканцами, поддерживаемыми Севером. Но тут на семью сваливается новое несчастье: любимица Ретта маленькая Бонни падает с лошади и разбивается насмерть. Отношения между супругами становятся ещё более формальными. У Скарлетт есть деньги, есть собственность, но счастья нет и в помине.

Скарлетт уезжает из Атланты, но телеграмма от Ретта призывает её срочно вернуться. Умирает Мелани. Врачи запретили ей рожать, но она пренебрегла их запретами - слишком уж хотелось ей подарить Эшли ещё одного ребёнка. На смертном одре она просит Скарлетт позаботиться о её сыне и об Эшли, поскольку «он такой непрактичный». И ещё она просит Скарлетт быть доброй к Ретту, ибо тот очень любит её.

Теперь, когда не стало Мелани, Скарлетт вдруг понимает, насколько она одинока и сколь многое значила для неё эта женщина, которую она считала помехой своему счастью. Скарлетт делает ещё одно открытие: она, похоже, всегда любила не Эшли Уилкса, а свою мечту о сильном, несгибаемом человеке. Теперь же, глядя на Эшли - усталого, неуверенного в себе, все свои душевные силы тратящего на то, чтобы с достоинством сносить своё поражение в этой жизни, - Скарлетт шепчет себе, что потеряла любимого, а вместо этого приобрела ещё одного ребёнка.

Скарлетт понимает, сколь многое значит для неё Ретт. Она горит желанием поскорее рассказать ему об этом, но ей предстоит получить ещё одно разочарование.

Ретт равнодушно слушает её признания и сообщает, что теперь ему уже все равно. Его любовь к ней угасла так же, как угасла любовь Скарлетт к Эшли. Ретт Батлер признается, что полюбил её с первого взгляда, и, сколько ни пытался выбросить мечты о ней из головы, у него ничего не получалось. Он не терял надежды, что рано или поздно она оценит его чувства, поймёт, насколько удачно они подходят друг к другу, но все его старания донести до Скарлетт свою любовь шли прахом. Он говорит, что после той ночи ушёл из дома пораньше, ибо боялся, что она поднимет его на смех и что, если бы по его возвращении она дала бы понять, что он ей вовсе не безразличен, все было бы иначе. Но этого не произошло, и теперь он испытывает к ней лишь сострадание.

Ретт объявляет о намерении уехать надолго, быть может, в Англию и обещает время от времени возвращаться для того, чтобы не давать особого повода для толков и сплетен. На отчаянный вопрос Скарлетт: «А как же я?» Ретт со вздохом отвечает, что его это уже не волнует.

Наедине с собой Скарлетт размышляет о только что услышанном. Ей очень тяжело, но её самолюбивая жизнестойкая натура отказывается признать поражение. Скарлетт убеждена, что ещё не все потеряно и если сейчас в голову не приходит ничего, что помогло бы исправить ситуацию, завтра она непременно отыщет выход.

Пересказал