Кто является чиновниками в ревизоре. Чиновники в комедии "ревизор" гоголя

Произведения Гоголя охватывают 40-е годы XIX века — время чиновничьего произвола, время жестокой эксплуатации бесправного и угнетенного народа. Он, первый в русской литературе, решился открыто высмеять бюрократов и чиновников. Его перу принадлежит несколько произведений, в которых взяточничество и подхалимство стало центральной темой, — поэма «Мертвые души», повести «Нос» и «Шинель», комедия «Ревизор», о которой и пойдет речь в этой статье.

Сатира на чиновничью Русь

«Ревизор» — реалистическое произведение, раскрывающее мир мелких и средних российских чиновников. О комедии «Ревизор» Гоголь писал, что решил собрать здесь «все дурное» и посмеяться «за одним разом» над тем, что творится в России. Действие происходит в маленьком провинциальном городке, мерное течение жизни которого взрывает известие о приезде ревизора. Узнав о предстоящем визите инспектора, чиновники направили свои усилия на соблюдение внешних приличий. Вместо того чтобы заняться насущными проблемами города, они убирают улицы, по которой проедет проверяющий, снимают охотничий арапник, висевший на виду.

Задуманный автором сюжет позволил раскрыть пороки, поразившие чиновничью среду. Комедия знакомит не только с уездными чиновниками, но и с Хлестаковым, приехавшим из Петербурга, которого все приняли за ревизора. Образ чиновников комедии Гоголя рассмотрим более подробно. Начнем с главного героя комедии - Хлестакова.

«Ревизор»

Главный персонаж комедии - «лет двадцати трех», «тоненький, худенький», «недурной наружности» молодой человек. Хлестаков одет не в служебную форму - «в партикулярном платье», из сукна «важного, аглицкого». По чину он всего-навсего коллежский регистратор, но «по костюму» и по «петербургской физиономии» его и приняли «за генерал-губернатора». «Было бы» «что-нибудь путное», презирает его слуга Осип, «а то ведь елистратишка простой». Наивный и пустой баловень-дворянчик, прожигающий деньги своего отца. По выражению слуги, «батюшка присылает денежки», а Хлестаков «делом не занимается», — «в картишки играет» да гуляет «по пришпекту».

В образах чиновников в комедии «Ревизор» автор показал повальное взяточничество и казнокрадство, презрение к простому народу и злоупотребление властью. Взяточник, игрок и крепостник — Хлестаков не имеет понятия, что такое добро и зло, и может совершить любую подлость. Слуга голодает, а ему все равно. Хлестаков легко переходит от высокомерия к унижению, от бахвальства к трусости. Он безудержно врет, а все видят в этом исполнение своих желаний и их совершенно не смущает, когда, завравшись, Хлестаков хватит лишнего. Всеми поступками героя руководит тщеславие, для него самое главное - пустить пыль в глаза.

Хлестаков — пустышка «без царя в голове», у которого в мыслях «необыкновенная легкость». Он олицетворение пустоты, тупости и фанфаронства, похожий на пустой сосуд, который чем угодно можно наполнить. Возможно, поэтому чиновники города NN и приняли его за важную персону. По их представлениям, именно так и должен себя вести взяточник-чиновник. В комедии «Ревизор» образ главного героя не только один из самых ярких, но и совершенно новый в литературе. Его фамилия стала нарицательной. Безудержное хвастовство и ложь так и называют — «хлестаковщина».

Глава города NN

Один из главных персонажей - городничий Сквозник-Дмухановский. На примере этого героя автор раскрывает «все дурное», что характеризует чиновников того времени. Антон Антонович «озабочен» только тем, чтобы «не пропустить» ничего из того, что само «плывет в руки». В отличие от Хлестакова, городничий хитер и расчетлив во всех делах. Он чувствует себя в этом городе полновластным хозяином. Взяточничество для него вполне нормальное явление. За взятку он освобождает сына купчихи от рекрутчины, а вместо него отправляет мужа слесарши Пошлепкиной.

Моральных норм для него не существует: чтобы собрать побольше поборов, — отмечает дважды в год именины. Он ходит в храм и уверен, что «тверд в вере». Но это не помешало ему положить деньги для строительства церкви себе в карман, а в отчете написать, что она «сгорела» едва «начала строиться». В общении с подчиненными городничий груб и деспотичен. Иначе он ведет себя с Хлестаковым. Ему он постоянно угождает, умудряется «ввернуть» ему денег, говорит заискивающе и почтительно. На примере этого героя автор показывает взяточничество и чинопочитание, типичные черты российского чиновника.

Центральные персонажи произведения

В комедии «Ревизор» характеристики чиновников показывают, что служителей из городка NN трудно назвать честными людьми, работающими во славу своей родины, что, собственно, и должно быть целью государственных служащих. Смотритель училищ запуган до такой степени, что «шарахается» только от имени вышестоящего начальника. Лука Лукич признается, что «заговори» с ним кто-нибудь «чином повыше», то у него сразу и «души нет», и «язык завязнул». Хлопов и предпочтение отдает учителям под стать себе - пусть тупой, зато не допускающий вольных мыслей. Качество образования и учебного процесса его не волнует - лишь бы внешне все было благопристойно.

Судья Ляпкин-Тяпкин производит все судебные и юридические процедуры в городе. Прекрасно передает образ чиновников в комедии «Ревизор» и «говорящая» фамилия Ляпкин-Тяпкин, и вполне соответствует его отношению к службе - там все настолько запутано, пропитано клеветой и доносами, что в судебные дела и заглядывать не стоит. Место и положение обеспечивают Аммосу Федоровичу власть в городе. Он может не только свободно держаться с городничим, но и оспаривать его мнение. Тем более он самый умный в городе — прочитал за всю жизнь несколько книг. Его любимое занятие - охота, ей он уделяет не только все свое время, берет открыто взятки, но и ставит себя в пример: «Я беру взятки. Но чем? Щенками. Это же совсем другое дело». Многолетние взятки и волокита - таков суд в городе NN.

Чиновники города NN

Есть еще несколько ярких героев в комедии «Ревизор». Характеристика чиновников поможет понять, что и второстепенные персонажи не менее интересны. «Толстый» и «неповоротливый» попечитель богоугодных заведений - проныра и плут. Артемий Филиппович не заботится ни о заведении, ему вверенном, ни о больных. Земляника махнул рукой на больницы: «Если выздоровеют, то и так выздоровеют, если умрут, то и так умрут». Главным его «талантом» являются доносы. Мнимому ревизору он доносит на своих коллег.

Почтмейстер Шпекин занимается вполне «безобидным» делом - читает чужие письма, но не видит в этом ничего плохого: «Люблю узнать, что на свете нового». Простодушный и наивный человек, через письма он смотрит на мир, которого никогда не видел. Именно Шпекин выясняет первым, что Хлестаков не тот, за кого они его принимают.

Городские помещики Бобчинский и Добчинский - городские сплетники, они живут только ради того, чтобы всем подряд рассказывать о чем-либо. Как писал автор, эти персонажи страдают «чесоткой языка», «говорят скороговоркою» и «помогают жестами и руками». Именно они убедили всех в городе NN, что Хлестаков и есть проверяющий.

Пристав Уховертов, полицейские Держиморда и Свистунов только подчеркивают характер происходящего, и олицетворяют собой грубый произвол, беззаконие и пьянство, царящие в городе.

Сатира в комедии Гоголя

Описывая мир взяточников и казнокрадов, автор использует художественные приемы, при помощи которых ему удалось создать яркие незабываемые образы. На первых же страницах произведения читатель, прочитав фамилии уездного лекаря и частного пристава, уже имеет представление о них. Кроме приемов сатирического изображения чиновников, в комедии «Ревизор», автор дал критические характеристики своим героям, которые помогают понять персонажей. Например, городничий «взяточник, а ведет себя солидно»; Хлестаков «без царя в голове»; почтмейстер «простодушный до наивности».

Яркие характеристики и разоблачение пороков чиновников в комедии «Ревизор» даны и в письмах Хлестакова к своему приятелю. Он откровенно называет, например, Землянику «свиньей в ермолке». Основным художественным приемом автора является гипербола. Как пример, здесь можно назвать лекаря Гибнера, который не может даже общаться с больными, потому как не знает в совершенстве русский язык. Гиперболична и сама фабула, но по мере развития сюжета, гипербола сменяется гротеском. Хватающиеся за Хлестакова, как за спасительную соломинку, чиновники не могут оценить всю абсурдность происходящего, и нагромождают несуразности одну на другую.

Развязка наступает быстро: письмо Хлестакова дает всему простое объяснение. Далее, автор использует прием, который стал очень популярным и показывает, что действие комедии выходит за пределы сцены и, на самом деле, переносится на необъятные российские просторы — герой обращается со сцены к залу: «Чему смеетесь? - Над собой смеетесь!».

Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» - одно из самых великих произведений как в творчестве самого писателя, так и в литературе XIX века. Он решил «собрать в одну кучу все дурное в России, все несправедливости».

Комедия очаровывает нас своей красотой и легкостью написания, смелостью и новаторством, глубоким и тонким юмором, сюжетной линией и композицией, идейным смылом, который всегда будет актуален. Многие фразы из этой комедии стали крылатыми: «К нам едет ревизор», «Выздоравливают, как мухи», «Над чем смеетесь? Над собой смеетесь!»

Однако есть и менее известные и употребляемые выражения, например «хлестаковщина». Это слово является производным от имени главного героя комедии - Хлестакова. Собственно, чтобы ярче и полнее раскрыть это понятие, нужно как можно четче представить себе и город N, и тех, кто им управляет.

Весь строй пьесы давал понять, что захолустный городок, из которого, как сказал городничий, «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», есть только часть громадного бюрократического целого. Таких городов хватает повсюду. Сам город неухожен, его давно не благоустраивали («...На улицах кабак, нечистота!», «...Я и позабыл, что возле того забора навалено на сорок телег всякого сору»). Мы видим нарушение законов («В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не давали провизии!»). Но власть предержащих не интересуют проблемы города, пока у них самих не появляется проблема-ревизор. Чиновники решили заняться городом только тогда, когда им нужно было показать свою заботу, внимательность и хозяйственность. Им нужно убедить ревизора, что деньги, которые были даны на строительство церкви, не были растасканы по карманам. Чиновники начинают действовать. На них в большей мере влияет страх - страх лишиться всего, что у них есть. Гоголь в ходе комедии безжалостно высмеивает их, но, кроме смеха, здесь проскальзывают и грусть, и обида.

Итак, чиновники принимают за ревизора «тряпку». Казалось бы, как такой тертый калач, как городничий, мог так ошибиться?.. Но ответ довольно прост: на него действовал страх. Под влиянием страха люди, как правило, меньше обращаются к доводам разума, они действуют практически спонтанно, поэтому городничий увидел то, чего опасался увидеть, - ревизора в Хлестакове. Его принимают за крупного чина только потому, что он «не платит и не едет». Доводы абсурдны, но, если принять во внимание сложившуюся накаленную обстановку в городе N, их можно обратить в правду, которой опасается городничий. В принципе, Хлестаков просто оказался «в нужном месте и в нужное время» и стал, если можно так выразиться, своего рода жертвой обстоятельств. Но он сумел использовать эти обстоятельства с выгодой для себя, а чтобы разобраться, как и почему, давайте обратимся сначала к личности главного героя «Ревизора».

Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга - так описывает его сам автор,комедии. Он молод и глуповат, он не тянет на крупного мошенника. Если обратиться к сцене, когда городничий навещает его, Хлестаков выглядит испуганным (сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко): «Да что ж делать?..

Я не виноват... Я, право, заплачу... Мне пришлют из деревни. Он больше виноват: говядину мне подает такую твердую, как бревно; а суп - он черт знает чего плеснул туда, я должен был выбросить его за окно. Он меня морил голодом по целым дням... Чай такой странный: воняет рыбой, а не чаем. За что ж я... Вот новость!»

Гоголь отразил извечные проблемы России и соединил их в образе Хлестакова и чиновничества. Его комедию «Ревизор» можно смело назвать бессмертной, так как бессмертны и пороки, которые там высмеиваются. Писатель понимал, что изменить он ничего не может, и хотел лишь обратить наше внимание на эти проблемы. Против всего этого невежества выступают умные и образованные люди, однако их слишком мало, и они не могут многого добиться в жизни, так как всем в мире управляют такие, как Хлестаков или городничий.

Уездный город, в котором случайно оказался Хлестаков, находился во глубине России «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». В образе этого города вся «русская жизнь осмыслена» (Ю. Манн).

Город — это его жители. Гоголь изображает прежде всего главных чиновников. В пьесе их шестеро и Хлестаков, которого они своим страхом возвели в ранг могущественного ревизора.

Чиновники, хотя и представляют один слой (чиновничество) уездного общества, все разные... Вот судья Ляпкин-Тяпкин, фамилия происходит от разговорного выражения тяп-ляп, то есть кое-как. Он любитель псовой охоты. У него в суде вместо эмблемы правосудия висит охотничий арапник. Почтмейстер читает чужие письма и оставляет наиболее интересные себе «на память». Земляника доносчик. В его ведении находятся «богоугодные заведения», то есть больницы, приюты для детей-сирот и стариков. Нежная фамилия лишь подчёркивает злобную каверзность этого характера: стоило ему оказаться наедине с Хлестаковым, как он тотчас же подаёт тайный донос на всех чиновников уездного города.

Смотритель училищ Хлопов (от «хлоп» — слуга, холоп) — самый запуганный чиновник, вечно дрожащий перед высшими чинами. Но главный человек в чиновничьем мире — это городничий с замысловатой и длинней фамилией - Сквозник-Дмухановский «сквозной, продувной мужик». Городничий очень неглупый человек. Гоголь об этом специально пишет в своих дополнениях к пьесе. Автор опасался, что городничего примут за неумного человека, которого легко обмануть. А он «уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек». «Более того, он привык, что умный человек это тот, кто не даст себя обмануть, а сам постоянно обманывает других».

Все чиновники в комедии «Ревизор» Гоголя имеют своё лицо, характер каждого из них резко очерчен. И живут они в соответствии со своими характерами, привычками и положением. «Умный» городничий дважды в год устраивал себе именины, чтобы получать подарки. «Милый и добрый» почтмейстер, удовлетворяя своё любопытство, читает чужие письма. «Нежный» Земляника по-семейному ворует деньги, предназначенные для покупки лекарств. Чиновники в комедии «Ревизор» Гоголя живут обычной жизнью, не допуская даже мысли о том, что они преступники.

Ревизор врывается в замшелую, застойную, но налаженную жизнь уездного города, и тут выявляется, что нормы, по которым он живёт, это абсолютный абсурд. Управители города — «шайка грабителей». Взятки, по их разумению, это то, что «самим Богом устроено».

Николай Васильевич Гоголь вводит зрителя во внешне обыкновенный, а потому и очень знакомый мир. При ближайшем рассмотрении он оказался безумным. Во всех своих звеньях он был построен на лжи. Не Хлестаков обманул городничего — городничий, который построил всю свою жизнь на лжи и обмане, сам лишил себя возможности отличать правду от лжи. Центральная, главная ложь, на которой построена вся жизнь гоголевских чиновников, — это убеждение, что чин, звание, орден, деньги и есть смысл жизни и подлинные её ценности, а сам человек, его достоинство, права и таланты, счастье и несчастье, стремление к добру и справедливости никакой ценности не имеют.

Чин, в понимании городничего, — это право на узаконенный грабёж. Его логика проста и прямолинейна - брать можно, но соответственно своему чину.

Преклонение перед чином заслонило чиновникам человека. Околдованные магией высокого чина, в который они возвели Хлестакова, они тут же забыли свой житейский опыт и сделали из Хлестакова того, кем он никогда не был.

Н.В. Гоголь в комедии «Ревизор» обрисовал панораму быта и нравов провинциальной России 30-х гг. 19 века. Уездный город N представлен как царство лицемерия, обмана, мелочности интересов, самолюбия, униженного человеческого достоинства, предубеждений и сплетен. Ярче всего это просматривается в облике Бобчинского и Добчинского, семьи городничего, купечества и мещанства. Наиболее отчетливо законы жизни городка представлены в образах чиновников.

Во времена николаевского правления, чиновничество отличалось властолюбием, кражами государственного имущества, взятками, высокомерием по отношению к «маленьким людям». Именно такими мы видим чиновников и в комедии «Ревизор».

Городничий

Главным чиновником в комедии предстает городничий – самый умный и рассудительный из всех. Он логично размышляет о причинах приезда ревизора. Мы видим, что с его жизненным опытом он способен поставить на место любого мошенника. Он не гнушается взяток и часто одалживает деньги из государственной казны. Со своими подчиненными он груб и высокомерен, тогда как с вышестоящими должностями почтителен и льстив. Главной целью его жизни становится генеральский чин.

Ляпкин-тяпкин

Говорящая фамилия Ляпкина-Тяпкина сразу же заявляет о его стараниях на службе и достижениях в жизни. Это судья, чувствующий в себе право спорить с решениями городничего. Окружающие мнят его человеком высокообразованным только потому, что в своей жизни он осилил 5 книг. Такие замечания подчеркивают невежество служащих, ничтожный уровень их образования. Своими служебными обязанностями он пренебрегает, поэтому в суде никогда нет порядка.

Земляника

Заведующий больницей Земляника абсолютно равнодушен к своим государственным делам. Больные умирают один за другим, потому что врач, нанятый Земляникой, не понимает ни слова по-русски. Устрашают его размышления о значении больницы для простого люда: если человеку предназначено умереть, он умрет и с лекарствами, а если судьба уготовила ему жизнь, то и без таблеток он будет жить. Рассуждая так, он совсем не закупает лекарств. Пожаловаться на кого-то из своих сотоварищей ему не доставляет никакого труда. И это первое, что он делает, когда считает Хлестакова ревизором.

Хлопов

За образование отвечает Лука Лукич Хлопов, чиновник, опасающийся всего на свете, даже громче обычного звучащего голоса. Ответственный за почтовую доставку Шпекин приноровился вскрывать письма горожан и так отслеживать все тайные движения города.

Хлестаков, который не принадлежит на самом деле к кругу чиновников, оказывается вовлеченным в жизнь провинциального чиновничества случайно. Он, столичный служащий, настолько пуст, легкомыслен, поверхностен, что за счет этого очень легко вливается в их общество. Гоголь показывает этим, что чиновники одинаковы по всей России.

Становится страшно, что именно такие люди управляют Россией и устанавливают законы. По мнению В.Г. Белинского, чиновники – это «корпорация служебных воров и грабителей».

/ / / Характеристика чиновников в комедии Гоголя «Ревизор»

В комедии « » Гоголь показал нам собирательный образ российского чиновника 30-х годов 19 столетия. На примере чиновников города N, автор высмеивает быт и нравы тогдашнего общества. Общество, в котором правило взяточничество, казнокрадство, лицемерие. Все эти черты присущи главным героям произведения. Именно такими Гоголь видел чиновников России во время правления Николая I.

На верху этой чиновничьей пирамиды располагался Антон Антонович. Он был человеком достаточно умным, поднялся с самых низов и теперь управлял городом. Про городничего можно с уверенностью сказать, что он был заядлым взяточником. К сожалению, он не считал это противозаконным. В свое оправдание Антон Антонович говорил, что казенного жалования даже на хлеб и соль не хватает. Именно поэтому он без зазрения совести присваивал городскую казну, требовал с купцов непомерные взятки. Главной целью Антона Антоновича было желание стать генералом. Управляющим он был отвратительным – подчиненным грубил, наказывал, не разбираясь. С людьми чином повыше городничий был вежлив и услужлив.

Про городского судью Ляпкина-Тяпкина тоже нельзя сказать ни чего хорошего. Про его отношение к своим служебным обязанностям красноречиво говорит его фамилия. Господин судья допустил то, что в канцелярии суда слуги развели гусей и сушили мокрое белье. Должность судьи была выборной, поэтому Ляпкин-Тяпкин мог открыто спорить с городничим. Прочитав за всю свою жизнь пять или шесть книг, городской судья считал себя очень образованным человеком. Главным его увлечением была охота. Поэтому взятки он брал борзыми щенками.

Следующим городским чиновником был смотритель богоугодных заведений Земляника. В его ведомстве был полный хаос. А больными никто не смотрел, они были похоже на кузнецов, постоянно курящих табак. Врач вообще был немцем по национальности и по-русски вообще не понимал. Земляника жил по принципу: умрет - так умрет, выздоровеет - так выздоровеет. Как и многие городские чиновники, Земляника трепещет перед начальством и с пренебрежением относится к простому человеку.

Лука Лукич Хлопов был начальником учебных заведений. В его ведомстве, как и во всем городе, царил беспорядок. Учителя учили учеников плохим манерам. Хлопов также как и Земляника трепета перед начальством.

А вот почтмейстер Шпекин увлекался прочтением чужих писем. Те, которые ему нравились, он оставлял себе. Из писем почтмейстер узнавал последние новости и черпал жизненную мудрость.

Скорее всего, собирательный образ русского чиновника 30-х годов 19 столетия будет не полным без такого героя, как Иван Александрович Хлестаков. Его приняли за столичного ревизора, и он воспользовался этим сполна. Про Хлестакова мы знаем, что он был мелким служащим в одной из канцелярий Петербурга. По дороге домой Иван Александрович проигрывает все деньги в карты и поэтому останавливается в одной из городских гостиниц.

Не был провинциальным чиновником, он видел столичную жизнь. Но к сожалению, он ни чем не отличается от всех остальных, Он также берет взятки, выслушивает доносы, нагло лжет.

По моему мнению, этим хотел показать нам, что все чиновники того времени были одинаковы в своем мышлении и мировоззрении. Николай Васильевич смеялся над этим и верил, что когда-то наступят лучшие времена, и чиновники будут слышать простых людей.