Литературно-исторические заметки юного техника. Культура и искусство: русские имена Любовь к крепостной актрисе

Пятница, 10 Августа 2007 г. 00:12 + в цитатник

Этот рассказ сегодня добавляю в свой дневник в знак исполнения обещания Rusinka , после обмена взаимными комментариями в ее дневнике на данную тему, а также в знак моего глубокого уважения ко многим русским людям из рода Шереметевых. Этот пост большой по объему, но мне не хотелось его разрывать на части. Терпеливый и интересующийся русской историей (особенно историей меценатства) и отчасти романтикой, мне думается, не пожалеет о потраченном на чтение времени. Если это повествование вызовет интерес в узком кругу моих читателей, то со временем здесь появится продолжение рассказа о славном семействе Шереметевых
Почему именно сегодня, 9 августа, это рассказ я решил разместить в дневнике?
Он составлен мной ровно год назад.

В этот день 255 лет (теперь 256 лет) назад родился граф Николай Петрович Шереметев, блестяще и разносторонне образованный человек.

Будучи одним из самых богатых дворян, он был щедрым благотворителем той, столь далекой от нас, эпохи. Немного о предках графа Н.П.Шереметева:
Корни шереметевского рода уходят в глубь истории России. Вместе с Голицыными Шереметевы в 1612 году возвели на престол юного Михаила Романова. Дед Николая Петровича, Борис Петрович Шереметев (1652-1719), - знаменитый фельдмаршал и сподвижник Петра I. Отец, Петр Борисович Шереметев (1713-1788), - генерал, сенатор, камергер, много сил и средств потративший на создание в подмосковном Кусково уникального дворцового ансамбля.

И. Аргунов. Портрет графа Петра Борисовича Шереметева. 1760

Кусково

Граф Николай Петрович Шереметев родился 28 июня 1751 года в Петербурге. Юный Николай Шереметев, как и все его знаменитые предки, был тесно связан с правящей династией - он рос и воспитывался вместе с будущим императором Павлом I, был с ним в большой дружбе. Много лет спустя Николай Петрович будет одним из последних, видевших Павла I накануне его трагической гибели в Михайловском дворце.

Н. Аргунов. Портрет графа Н.П. Шереметева. 1798

В восьмилетнем возрасте Шереметев, по традиции, был записан сержантом, а потом поручиком лейб-гвардии Преображенского полка.
Граф получил отличное образование. Известен документ под названием "План воспитания молодого кавалера. Сочинен для молодого графа Шереметева, единственного сына Его Сиятельства графа Шереметева, Яковом Штелиным зимой 1764 года".

Усадьба Кусково

План воспитания предусматривал изучение многих дисциплин: от Закона Божьего до международной коммерции. Шереметев изучал историю, математику, географию, биологию, астрономию, инженерное дело, фортификацию, артиллерию, военные уставы, геральдику, церемониальное искусство, учился танцам, музыке, выездке.

Вид на усадьбу Кусково

Кроме того, план должен был способствовать формированию у графа хорошего вкуса для суждений о произведениях живописи, скульптуры, архитектуры и искусства.

Семья крепостных художников

Семейная картинная галерея в Кусково

В результате Шереметев рос и воспитывался в особой атмосфере, получив серьезное музыкальное образование: он профессионально играл на фортепиано, скрипке, виолончели, читал партитуры, управлял оркестром, участвовал в любительских спектаклях во дворце и в своих усадьбах.

Фрагмент интерьера во дворце. Кусково

В 1769 году граф отправляется в длительное путешествие по европейским странам.

Московская застава. Гравюра XVIII в.

Цель - обучение в Лейденском университете (Голландия). В путешествии Шереметев знакомится с Генделем и Моцартом (последнему, к слову, даже помогает материально). Его представляют ко дворам Пруссии, Франции и Англии.
По возращении в Россию начинается успешная карьера Шереметева при дворе. В 1774 году двадцатитрехлетний Шереметев был произведен в камергеры, в 1777 году избран московским уездным предводителем дворянства, а в 1786 году назначен тайным советником и сенатором. Императрица Екатерина II любит и не раз посещает усадьбы Шереметевых, особенно Кусково.

Интерьер дворца в Кусково

С воцарением в 1896 году императора Павла I граф Шереметев становится одним из самых высокопоставленных лиц двора - обер-гофмаршалом, возглавляет все церемониальные шествия и почти ежедневно обедает и ужинает с императором.

В дворце Кусково

В 1799 году назначается директором императорских театров, потом директором Пажеского корпуса.
Николай Петрович слыл известным знатоком архитектуры и являлся крупным заказчиком-строителем.

Вид села Останкино. Неизвестный художник

За два десятилетия с его участием и на его средства были сооружены театрально-дворцовый комплекс в Останкине, театральные здания в Кускове и Маркове, дома в Павловске и Гатчине, мыза Шампетр и Фонтанный дом в Петербурге.

Не менее важна роль Шереметева и в возведении храмов: церкви Знамения Богородицы в Новоспасском монастыре, церкви Троицы при Странноприимном доме, храма во имя Дмитрия Ростовского в Ростове Великом и других.

Фрагмент интерьера усадьбы в Останкино

Граф Шереметев вошел в историю отечественной культуры и как выдающийся театральный деятель, создатель одного из лучших театров в России. В своем имении, в Кускове, граф создал театр-школу, где обучал своих крепостных актерскому мастерству.

Н. Аргунов. Портрет мальчика семьи Шереметевых. 1803

Главной актрисой театра, «виновницей» его небывалой славы была Прасковья Ковалева-Жемчугова (1768-1803), дочь обыкновенного деревенского кузнеца.

При желании, продолжение рассказа читайте в комментариях

Рубрики:



Метки:

1797 г. Обочины Крестовской дороги, ведущей к Останкино, освещают горящие бочки с просмолённым горохом. Император Павел I едет в новую усадьбу своего друга, графа Николая Шереметева , чтобы насладиться пьесой «Браки Самнитян», где блистала Прасковья Жемчугова . Граф выбрал пьесу неслучайно. Один раз «Браки» уже принесли любимой Пашеньке благосклонность царствующей особы. Тогда спектакль посетила Екатерина Великая . Была поражена сопрано девятнадцатилетней Прасковьи и подарила ей бриллиантовый перстень с собственной руки. Но сейчас, 10 лет спустя, всё намного серьёзнее. Цена вопроса — не побрякушки, а жизнь. И даже две. Граф надеялся, что император проявит монаршую милость и разрешит ему венчаться.

Деревенская Золушка

Впервые они встретились, когда Прасковье было 8 лет. Разумеется, молодой граф не обратил внимания на крепостную девочку, которую взяли в усадьбу Кусково, чтобы позабавить её пением престарелую княгиню Марфу Долгорукую , состоявшую у Шереметевых в благородных приживалках. За какие именно заслуги маленькая Прасковья удостоилась попасть из ярославской избы, из семьи, где пьяный отец-кузнец чуть ли не ежедневно устраивал скандалы, сразу в роскошный дом — неизвестно. Скорее всего, из прихоти — так подбирают на улице щенков. Прасковья к 12 годам уже знала французский и итальянский, музицировала на клавикордах и знала правила тогдашнего этикета. Но по-прежнему оставалась крепостной. И после смерти благодетельницы, Марфы Долгорукой, судьба девочки оказалась бы незавидной, точь-в-точь как у тех щенков, которых, наигравшись, вышвыривают на улицу. Отдали бы замуж в деревню за крепостного мужика, который «учил» бы «барыню» вожжами или кулаками. Но…

В дело вмешался случай, который развернул судьбу Прасковьи в сторону классического варианта Золушки. Правда, появился не принц, а всего лишь граф, Шереметев-младший. Николай Петрович долго путешествовал по Европе, где интересовался театром и музыкой, — по слухам, встречался с Моцартом и даже оказал ему финансовую помощь. Вернувшись домой, решил взяться за театр отца всерьёз и вывести его на европейский уровень. И заменил «мужицкие» фамилии актёров типа Ковалёвой или Шлыковой на Изумрудовых , Яхонтовых и Жемчуговых . А основную ставку сделал на последнюю — большеглазую некрасивую девочку, которая своим голосом вызвала в душе матёрого театрала восторг.

Неизвестно, когда именно граф без памяти влюбился в свою актрису. Скорее всего, когда Прасковье было 15 или 16 лет. Именно тогда Николай признался в одном из писем: «Не женюсь ни на ком, кроме неё». Открыто заявить о таком намерении в «просвещённом галантном веке» — уму непостижимо. Наследник крупнейшего состояния (одних крепостных насчитывалось 200 тыс. душ), самый завидный жених Москвы, по которому сохли аристократические красотки, вдруг собирается жениться на девке-мужичке, лапотнице, деревенской дуре — фу, какой моветон! Родственники пытались объявить его сумасшедшим. Остальные прекратили с ним почти всякое общение. Привыкший блистать в обществе, граф в глазах своей ровни оказался персоной нон-грата. На нервной почве Николай переболел горячкой, но намерения своего не оставил.

Тайное венчание

Жизнь в Кусково стала невыносимой. Граф опасался, что Пашеньку могут отравить, — накал в московском обществе был весьма велик, а аффектированные аристократки могли пойти и на душегубство. Николай решил выстроить новую усадьбу, а в ней — театр, специально для Пашеньки. Император Павел I оценил талант Прасковьи, но разрешения на брак с простолюдинкой не дал. Тогда Николай, заплатив стряпчему баснословные деньги, поручил выправить Прасковье фальшивые документы — якобы она потомок польского шляхтича Якуба Ковалевского, взятого русскими в плен ещё в 1667 г.

От переживаний у Прасковьи открылся туберкулёз. Пашенька теряет голос — то единственное, за что граф некогда её и полюбил. Николаю ещё не поздно одуматься — бросить чахоточную безголосую девку и вернуться в привычный мир. Но Николай не предал свою любовь. Более того — подписал вольную не только Пашеньке, но и всей её семье Ковалёвых, а в придачу подарил 50 тыс. руб. (гигантская сумма: крепостной стоил 200 руб.). Подоспели и «шляхетские» документы. Но напряжённая жизнь подорвала силы графа. Он слёг и, находясь при смерти, молил Бога оставить ему жизнь хотя бы ради любимой. Они ещё не были венчаны, и Николай слишком хорошо представлял себе, что случится с Пашенькой после его смерти. Едва встав на ноги, решился. На царский трон к тому времени взошёл Александр I , и графу надлежало спросить разрешения на брак у нового императора. Но любовь сильнее верноподданических чувств. Николай, не дожидаясь царского вердикта, тайно венчался с Прасковьей в московском храме Симеона Столпника.

Смертельно больная, Прасковья всё-таки подарила любимому сына. Родив младенца, названного Дмитрием , она через три недели умерла. Всё это время женщина находилась в бреду. Ей чудилось, что венчание признано недействительным и сын попадёт в категорию незаконнорождённых. А их, как правило, отнимали у матери и отдавали в глухие деревни, обрекая на смерть. Граф находился у постели своей любимой до самого последнего момента, уверяя, что с сыном не случится ничего плохого. И слово сдержал. Пережив жену на 6 лет, Николай добился у императора признания Дмитрия законным наследником и передал ему фамильный девиз: «Бог сохраняет всё». Но единственную любовь своей жизни Николай Петрович Шереметев сумел сохранить сам.

Корни рода Шереметьевых уходят в глубь истории России. Вместе с Голицыными Шереметевы в 1612 году возвели на престол юного Михаила Романова. Все мы из истории помним Бориса Петровича Шереметева - знаменитого фельдмаршала, сподвижника Петра Первого. Но в этой статье мы расскажем не о нём, и даже не о его сыне, - Петре Борисовиче Шереметеве - генерале, сенаторе, камергере, много сил и средств потратившем на создание в подмосковном Кусково уникального дворцового ансамбля. Расскажем о внуке Бориса Петровича и сыне Петра Борисовича - графе Николае Петровиче Шереметьеве.

Граф Николай Петрович Шереметев родился в Петербурге. Юный Николай Шереметев, как и все его знаменитые предки, был тесно связан с правящей династией - он рос и воспитывался вместе с будущим императором Павлом I, был с ним в большой дружбе. Граф получил отличное образование. План воспитания предусматривал изучение многих дисциплин: от Закона Божьего до международной коммерции. Шереметев изучал историю, математику, географию, биологию, астрономию, инженерное дело, фортификацию, артиллерию, военные уставы, геральдику, церемониальное искусство, учился танцам, музыке, выездке. Он профессионально играл на фортепиано, скрипке, виолончели, читал партитуры, управлял оркестром, участвовал в любительских спектаклях во дворце и в своих усадьбах.

Николай Петрович слыл известным знатоком архитектуры и являлся крупным заказчиком-строителем. За два десятилетия с его участием и на его средства были сооружены театрально-дворцовый комплекс в Останкино, театральные здания в Кускове и Маркове, дома в Павловске и Гатчине, мыза Шампетр и Фонтанный дом в Петербурге. Не менее важна роль Шереметева и в возведении храмов: церкви Знамения Богородицы в Новоспасском монастыре, церкви Троицы при Странноприимном доме, храма во имя Дмитрия Ростовского в Ростове Великом и других.

Граф Шереметев вошел в историю отечественной культуры и как выдающийся театральный деятель, создатель одного из лучших театров в России. В своем имении, в Кускове, граф создал театр-школу, где обучал своих крепостных актерскому мастерству. Благодаря ему выросли целые поколения талантливых крепостных актеров, музыкантов и композиторов, а Кусковский театр стал одним из лучших в России. Главной актрисой театра, "виновницей" его небывалой славы была Прасковья Ковалева-Жемчугова, дочь обыкновенного деревенского кузнеца. Зная о невозможности брака с собственной крепостной актрисой, граф Шереметев, полюбивший ее с первого взгляда, навсегда для себя решит: "Никогда и ни на ком не женюсь". Долгое время Шереметеву действительно не давали жениться на простолюдинке, и только император Александр I дал согласие на этот брак. Венчание состоялось в 1801 году. В 1803 году Параша Жемчугова - великая крепостная актриса, а затем графиня Шереметева - подарила мужу сына Дмитрия. Спустя три недели она скончалась от туберкулеза.

В память о любимой жене граф построил в Москве Странноприимный дом. Ещё в конце 80-х годов Николай Петрович и Прасковья Ивановна "во взаимном и тайном согласии" задумали и начали устройство этого дома, чтобы "облегчить страждущих", тяжелую жизнь которых слишком хорошо знала графиня. Для застройки был выбран участок земли (тогда глухая окраина Москвы) на "Черкасских огородах" близ Спасской улицы.

Первоначальный проект Странноприимного дома выполнял талантливый русский архитектор из бывших крепостных Елизвой Назаров. Николай Петрович Шереметев хотел создать совершенно уникальное на пестром фоне российских благотворительных заведений и обществ учреждение. В апреле 1804 года состоялась закладка четырёх флигелей. Необычным в здании стало расположение внутри него церкви Святой Троицы - в Доме должны были заботиться не только о телах, но и о душах призреваемых. В росписи купола, среди ангелов, был изображен младенец Дмитрий - маленький сын Шереметева. Помещение церкви было отделано с особой пышностью. По грандиозности планов средства от графа потребовались фантастические - 2,5 миллиона рублей. И ещё 500 тысяч он внёс в Сохранную казну на содержание дома. Эта безмерная щедрость поразила современников.

К и без того знаменитой фамилии графа прибавилась теперь и другая - Милосердое. Николай Петрович пережил супругу всего на шесть лет. Последние годы он провёл в Петербурге, в Фонтанном доме. 1 января 1809 года Николай Петрович скончался.

Торжественное открытие Странноприимного дома состоялось полтора года спустя после смерти учредителя и было приурочено ко дню его рождения. К 1838 году в доме было 140 призреваемых. Благотворения Дома не ограничивались стенами богадельни и больницы. Ежегодные суммы отпускались на приданое невестам - "неимущим и осиротевшим", ежегодно проводилась беспроигрышная лотерея в пользу ста неимущих невест, которые при выходе замуж получали с шереметевского счёта от 50 до 200 рублей, на помощь обедневшим ремесленникам, на пособия на воспитание сирот и так далее.

Больница Странноприимного дома (Шереметевская больница) внесла весомый вклад в развитие клинической медицины России. В начале XIX века здесь базируется Московское отделение Медико-хирургической академии. С 1884 года Шереметевская больница становится клинической базой университета. Ведущие ученые России не только внедряют передовые методы лечения больных, но и создают основательный научный фундамент. В годы войн и революций Шереметевская больница превращалась в госпиталь: она принимала в своих стенах и первых раненых Бородинского сражения (в музее больницы хранится история болезни князя П.И. Багратиона), и пострадавших участников революций 1905 и 1917 годов.

На посту попечителя Странноприимного дома сына Николая Шереметева, Дмитрия Николаевича, в свою очередь, сменил его сын - Сергей Дмитриевич Шереметев. Он также продолжил традиции благотворительности шереметевского рода. В течение четверти века главным смотрителем Странноприимного дома был Борис Сергеевич Шереметев, который скончался в этом же доме в глубокой старости в 1906 году.

В июне 1918 года было ликвидировано само название Странноприимного дома. Храм при больнице был закрыт, деревянные иконостасы разобраны, сняты иконы. Дом превратился в обычную больницу. В 1919 году в помещении бывшего Странноприимного дома была организована Московская городская станция скорой помощи, а с 1923 года и по сей день здесь размещается один из корпусов НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифософского. На гербе Шереметевых начертано: "Бог сохраняет всё". Под этим девизом Шереметевы творили добро.

На самом деле в жизни графа женитьба и владение усадьбами – не самое главное. А может, и не самое любопытное.

В тусклый ноябрьский день 1796 года правительственный курьер из Петербурга на взмыленных лошадях промчался от Тверской заставы к Кремлю. И поползли по Москве шепотки да слухи:

– Знаете уже? Матушке-государыне Екатерине Алексеевне апоплексический удар приключился.

– Как! Как! Как! Вы это наверное знаете?

– О, да. Скажу и больше. При новом государе, Павле Петровиче, в большую силу входит граф Николай Шереметев. Наш, московский. Петра Борисовича сын.

Слухи подтверждались.

Императрица Екатерина еще дышала, когда наследник – цесаревич Павел расположился в покоях Зимнего дворца и отдал свое первое распоряжение:

– Обер-гофмаршалу Барятинскому сказать, чтоб он службу оставил, ехал домой, а во дворец отнюдь не являлся.

Лучшие дня

Призвав к себе обер-камергера графа Шереметева, Павел объявил:

– Будешь исправлять должность обер-гофмаршала.

Корни этой "смены караула" уходили в глубь ХVIII столетия. Барятинский в 1762 году участвовал в низложении государя Петра Ш, отца Павла. А с Николкой Шереметевым цесаревич Павел дружил с детства: вместе играли, учились, ухаживали за фрейлинами. Однажды в маскараде юный великий князь был одет шахом, а его приятель Николка – визирем. Странны пути судьбы. Теперь давняя детская игра обретала черты державной реальности. Павел становился императором (как бы шахом), а Николай – обер-гофмаршалом (как бы визирем), первым чином двора, распорядителем всей придворной жизни.

Такой поворот фортуны графа Николая Петровича не обрадовал.

По характеру своему был он добрый московский барин – театрал, хлебосол, созерцатель. Служил, конечно. Как же в России без службы? Но карьеру делать не старался и суеты придворной не любил. Изволь вседневно участвовать в церемониальных выходах, дежурствах, празднествах, литургиях. Насчет этого матушка-государыня Екатерина строга была. Чуть проманкируешь, скажешься больным, сейчас изволь платить крупный штраф: доктору на лечение, а священнику за молебен о здравии раба Божия камергера Шереметева.

А при дружочке-то Павле Петровиче придворные правила еще, пожалуй, построже будут. Эх, бросить бы сию холодную Северную столицу, удрать бы в милую Москву, в Кусково, в Останкино. Бродить бы по аллеям парков, вдыхать ароматы оранжерей, разучивать с актрисами роли на домашнем театре. Украшать и пестовать отечественный Версаль за московской заставой.

Нельзя. Служба.

Древний род Шереметевых который уж век стоит у трона царского. Дед, Борис Петрович, первый русский фельдмаршал. Любимец Петра Великого. Герой Полтавской виктории и других многих сражений. Однажды, отбив у шведов Ригу, Борис Петрович полюбил рижскую жительницу, литовскую крестьянку Марту Скавронскую, которую Петр I сделает потом императрицей. Не наследственная ли у нашего графа склонность к крестьянкам? Не тут ли причина его женитьбы на Параше?

Ничто не предвещало этакого мезальянса.

Прошел Николай Петрович все ступени благородного воспитания – хорошие манеры, танцы, знание европейских языков. Само собой – путешествие в чужие края: Голландия, Англия, Франция. В Париже он представлен будущему королю Людовику ХVI и его августейшей супруге Марии Антуанетте. Они веселятся, превращают жизнь в вечный праздник. И не знают, что там впереди великая революция – кровавая плаха ждет обоих.

Пока же молодой Шереметев в восторге от парижских театров, от волшебного царства Корнеля, Расина, Мольера. В багаже московского вельможи бессчетное множество парижских пьес, оперных либретто, нотных записей, эскизов театральных костюмов и рисунков декораций.

В театральных креслах Кускова, Останкина сиживали Екатерина Великая, Павел I, польский король Понятовский, сонм московских и петербургских вельмож, дипломатов, крупных сановников. Николай Петрович "угощал" своими спектаклями. Его крепостные актрисы, набранные по родовым деревням, получали настоящее образование и воспитание. Лучшие европейские наставники учили их не только сценическим искусствам, но и языкам иностранным, наукам, светскому обращению.

Немногие дамы-аристократки, пришедшие на останкинский спектакль, могли бы соперничать в образованности со вчерашними Акульками да Малашками, выступавшими перед ними на сцене.

5 ноября 1780 года двенадцатилетняя Параша Ковалева-Жемчугова впервые исполняет главную партию в комической опере "Колония". Знал ли тридцатилетний Шереметев, что это его судьба? Его счастье? Вряд ли. Параша – дочь горбатого кузнеца. Воспитанница. Актриса. И опять – странны, неисповедимы пути судьбы. Одна из ролей Параши – солдатская дочь Лоретта в одноименной опере композитора Демеро. Там оперный граф влюблялся в незнатную девушку и предлагал ей руку и сердце. Непритязательный, наивный спектакль. Но в жизни все вышло именно так, как на сцене: граф полюбил свою актрису из крестьянок. Тайна этой страсти хранилась долгие годы – в Кускове, в Москве, в Петербурге.

В краткое царствование Павла I прикован Николай Петрович к брегам Невы. Необходимые поездки в Москву и обратно тяжело переносит Параша. Петербургский климат ускоряет и без того скоротечную ее чахотку. В письме к сестрице, Варваре Петровне Разумовской, граф жалуется: "Находясь в беспрерывных заботах по должности, я не имею почти времени подумать о собственных делах. Крайне сожалею, что по известной Вам слабости здоровья, – едва силы имею".

И еще письмо – к управляющему имениями:

"Главное смотрение – над музыкантами, танцовщицами и прочими людьми. Остаются здесь в доме дети, немцы, итальянцы, которым в небытность мою делать удовольствия. Здесь же остаются девушки, актрисы, танцовщицы, за коими также смотрение – чтоб никаких не было неблагоразумностей. Певчим быть так же в послушании, не пьянствовать, по чужим церквам не петь".

Убийство Павла I в 1801 году пережил Николай Петрович тяжело. Сам граф в заговоре, конечно, не участвовал – Боже упаси. Но скорее всего знал о готовящемся злодеянии. О нем чирикали все петербургские воробьи на крышах. Николай Петрович, видимо, остался верен не столько Павлу, сколько своему правилу: быть в стороне, не замешиваться в придворные интриги.

Нового государя пятидесятилетний граф знавал еще мальчиком. Поэтому чувствовал себя при нем свободнее. После коронации Александр I уезжает в Петербург, а Николай Петрович наконец остается дома, в Москве.

Через несколько недель он женится. Без колокольного звона. Тихо, таинственно. Так, что даже московские маменьки и невесты ничего не узнали о свадьбе самого богатого в России жениха.

Свою свадьбу с Парашей Николай Петрович готовил загодя. Все-таки негоже графу идти под венец с простой девушкой из крепостных. Давно уж отпустил он свою возлюбленную на волю. А теперь – деньги-то всевластны – граф в глубокой тайне выправляет ей новые бумаги. Нет больше девки Парашки, нет больше театральной актриски Жемчуговой. Есть благородная польская дворянка Параскева Ковалевская.

6 ноября 1801 года свадебные кареты останавливаются у церкви. Только вот у какой церкви? Семейное предание Шереметевых и московская легенда гласят, будто это церковь Симеона Столпника, что на Поварской улице. И только недавно нашлась запись в церковной книге храма Николы Чудотворца, стоявшего когда-то на Сапожковской площади близ Троицких ворот Кремля. Там и совершалось таинство сего брака.

Счастье оказалось недолгим.

Всего через полтора года в Петербурге Параша умрет в родах, оставив Николаю Петровичу сына – Дмитрия. Глубоким трауром оделся шереметевский дворец на Фонтанке. В следующем веке об этом напишет обитательница дворца Анна Ахматова:

Что бормочешь ты, полночь наша?

Все равно умерла Параша,

Молодая хозяйка дворца.

Тянет ладаном из всех окон,

Срезан самый любимый локон,

И темнеет овал лица.

Вдовствовал Николай Петрович трудно, мучительно. Пренебрегал службой. Сторонился увеселений. Не ездил ко двору. Всё напоминало ему годы счастья – такого полного и такого короткого. Чистый голос Параши звучал для него в пустых залах и на оставленных сценах. И все снилась Москва, стены Странноприимного дома в строительных лесах.

Давно, еще в 1792 году, начал Николай Петрович возводить богадельню близ московской Сухаревой башни. Место называлось Черкасские огороды и когда-то принадлежало матери графа. За постройку приюта взялся архитектор Елевзой Назаров, из шереметевских крепостных. А довершал проект великий зодчий Джакомо Кваренги. Под его гениальным карандашом рождались дивная ротонда церкви, высокая белая колоннада, уверенный размах дворцовых крыльев.

Снаружи – дворец; внутри – убежище для больных, бездомных, увечных.

В нем, в Странноприимном доме, видел теперь граф смысл и оправдание всей своей жизни. Положил он на содержание богадельни огромный капитал – 500 тысяч рублей. Да завещал ей "в вечность" село Молодой Туд с деревнями в Тверской губернии – восемь тысяч душ. Из средств тех следовало кормить и обихаживать призреваемых, помогать семьям, попавшим в беду, давать приданое бедным невестам. Приданое присуждалось по 23 февраля, в годовщины смерти графини Прасковьи Ивановны.

Потом, уже за чертой земной жизни графа, в Странноприимном доме будут лечиться раненые – герои 1812 года, сражений на Шипке и у Плевны, защитники Порт-Артура.

Николай Петрович Шереметев

28 июня 1751 года родился русский меценат, театрал, знаток и ценитель искусств граф Н.П. Шереметев

Меценатством богатые люди занимались издавна. Имя Гая Цильния Мецената (родился между 74-64 гг. – умер в 8 г. н.э.), древнеримского государственного деятеля и приближенного императора Августа стало нарицательным - как символ покровительства науки и искусства. Меценат покровительствовал лучшим поэтам своего времени – Горацию, Вергилию, Проперцию. В России меценатством стали заниматься намного позже, в конце XVIII в. Одним из первых меценатов стал А.С. Строганов (1733-1801). Среди известных российских меценатов – род Демидовых, Николай Петрович Румянцев, В.А. Кокорев, Митрофан Беляев, Надежда фон Мекк, Пауль Захер, К.В. Третьяков. Большой вклад в поддержку культуры России внес род Шереметевых.

Граф Николай Петрович Шереметев родился 28 июня 1751 года в Петербурге. Юный Николай рос и воспитывался вместе с будущим императором Павлом I, был с ним в большой дружбе. Много лет спустя Николай Петрович будет одним из последних, видевших Павла I накануне его трагической гибели в Михайловском дворце. Граф получил отличное образование: известен документ под названием "План воспитания молодого кавалера. Сочинен для молодого графа Шереметева, единственного сына Его Сиятельства графа Шереметева, Яковом Штелиным зимой 1764 года. Шереметев профессионально играл на фортепиано, скрипке, виолончели, читал партитуры, управлял оркестром.

В 1769 году граф отправляется в длительное путешествие по европейским странам. Он обучается в Лейденском университете (Голландия) - одном из самых престижных учебных заведений того времени. Шереметев знакомится с Генделем и Моцартом. Его представляют ко дворам Пруссии, Франции и Англии. Николай Петрович изучает театральное дело, декорационное, сценическое и балетное искусство.

С воцарением в 1896 году императора Павла I граф Шереметев становится одним из самых высокопоставленных лиц двора - обер-гофмаршалом. В 1799 году назначается директором императорских театров, потом директором Пажеского корпуса. За свою многогранную деятельность граф не раз награждался русскими и иностранными орденами.

Николай Петрович слыл известным знатоком архитектуры. За два десятилетия на его средства были сооружены театрально-дворцовый комплекс в Останкине, театральные здания в Кускове и Маркове, дома в Павловске и Гатчине, мыза Шампетр и Фонтанный дом в Петербурге. Не менее важна роль Шереметева и в возведении храмов: церкви Знамения Богородицы в Новоспасском монастыре, церкви Троицы при Странноприимном доме, храма во имя Дмитрия Ростовского в Ростове Великом и других.

Граф Шереметев вошел в историю отечественной культуры и как выдающийся театральный деятель. В России со второй половины XVIII в. по 40е гг. XIX в. действовало более ста семидесяти крепостных театров, из них пятьдесят три - в Москве. Своими труппами и репертуаром славились домашние театры графа Александра Романовича Воронцова (1741-1805), князя Николая Борисовича Юсупова (1 750-1831) - директора Императорских театров в 1791-1799 гг. Но, пожалуй, самым значительным был театр графов Шереметевых. Спектакли театра вначале давались на двух сценах - городской (в театральном флигеле, специально пристроенном к московскому дому Шереметевых на Никольской улице) и усадебной, в "дворянском гнезде" - Кускове. Унаследовав от отца труппу крепостных актёров, он занялся совершенствованием и профессиональной подготовкой артистов, пригласив специальных педагогов. Талантливые крепостные музыканты и артисты шереметевского театра учились в Санкт Петербурге и Москве. У Шереметева был прекрасный оркестр, спектакли всегда отличались богатыми декорациями, великолепными костюмами.

Н. П. Шереметев построил в Кускове новое здание, где предполагал ставить "большие" оперы с участием танцовщиков и многочисленного хора, а также балеты. Новый кусковский театр был открыт летом 1787 г. На его представления «стекалась вся Москва», и содержатели частных театров даже жаловались городскому начальству, что он отбивает у них зрителей.

Ещё один театр был построен Николаем Петровичем в другом подмосковном имении семьи - Останкине. Дворец был создан крепостными архитекторами графа А. Мироновом и П. Аргуновым по проектам Кампорези, Бренны, Старова. Оригинальная планировка зала этого театра, открытого в июле 1795 г., позволяла легко (буквально в течение часа) превращать его в бальный. Останкинский театр - это единственный театр в России, сохранивший технику сцены 18 века - сцену, зрительный зал, гримировочные комнаты и часть механизмов машинного отделения. По своим акустическим качествам он является лучшим залом Москвы.

Для графа Шереметева создание собственного театра стало главным делом жизни. За 20 лет Шереметев поставил около сотни опер, балетов и комедий. Но главной была комическая опера - Гретри, Монсиньи, Дуни, Далейрака, Фомина. Отдавая предпочтение французским и итальянским композиторам, граф не прошел мимо лучших образцов ранней русской комической оперы. Граф Шереметев был увлечен Театром Просвещения, реформаторскими операми Глюка и его последователей, первым в России обратился к реформаторским операм Глюка “Армида”, “Ифигения в Тавриде”, “Альцеста”.

Настоящей звездой этой труппы стала Прасковья Ивановна Ковалёва, сценический псевдоним - Жемчугова (1768-1803). С семи лет она была воспитанницей княгини Марфы Михайловны Долгорукой. Граф заметил способности молодой актрисы к пению, за которыми угадывался выдающийся талант, окружил ее лучшими учителями. В 1798 г. он дал Жемчуговой вольную, а в ноябре 1801 г. они тайно обвенчались в маленькой церкви Симеона Столпника в Москве. Но молодая, разносторонне образованная женщина, талантливая певица и актриса была неизлечимо больна туберкулёзом. 23 февраля 1803 г. она скончалась, оставив трёхнедельного сына на руках мужа.

После 1796 года личные обстоятельства и обязательства казенной службы полностью измени ли образ жизни графа. В 1804 г. крепостной театр графа Н. П. Шереметева навсегда прекратил существование.

С историей знаменитого рода графов Шереметевых неразрывно связаны судьбы и творчество династий крепостных художников – Аргуновых и др. В память о жене Николай Петрович Шереметьев основал Странноприимный дом (богадельню) в Москве (ныне здание Московского института скорой помощи им. Н.В. Склифосовского). Николай Петрович Шереметев хотел создать совершенно уникальное - на пестром фоне российских благотворительных заведений и обществ - учреждение. Осуществляет этот грандиозный план друг Николая Петровича - зодчий, скульптор, художник Джакомо Кваренги, горячий поклонник актерского таланта Ковалёвой-Жемчуговой. Граф затратил колоссальные по тем временам средства - два с половиной миллиона рублей. Здание Странноприимного дома считается шедевром русского зодчества, прекрасным образцом русского классицизма конца XVIII - XIX веков.

Николай Петрович пережил супругу всего на шесть лет. Последние годы он провел в Петербурге, в Фонтанном доме. 1 января 1809 года Николай Петрович скончался. «В жизни у меня было всё. Слава, богатство, роскошь. Но ни в чем этом не нашел я упокоения. Помни же, что жизнь быстротечна, и лишь благие дела сможем мы взять с собой за двери гроба», - сказано в его завещании. Благотворитель и меценат Николай Петрович Шереметев получил от Сената золотую медаль за щедрую и бескорыстную помощь.

Жажда просветительства тоже была семейной, родовой чертой Шереметевых. Музыкальную и театральную деятельность Н. П. Шереметьева продолжили его сын, граф Дмитрий Николаевич Шереметев и младший внук, граф Александр Дмитриевич Шереметев (1859-1931). В 1898 году зародилась традиция народных концертов хора и оркестра графа Шереметева, впоследствии переименованных в Общедоступные. Первый из них состоялся в Александровском зале городской Думы. Цены на билеты были умеренные - от 20 копеек до 1 рубля. Часть абонементов в начале сезона распространялась бесплатно, все сборы шли на благотворительные нужды. С 1910 года концерты стали бесплатными. Их посещала преимущественно малоимущая публика - та, что впоследствии составила аудиторию Ленинградской Филармонии, Театра оперы и балета им. Кирова, МАЛЕГОТа. Многие сочинение русских и зарубежных композиторов, ставших впоследствии общеизвестными, прозвучали впервые именно в его концертах. В феврале-марте 1906 г. первым в России граф Шереметев осуществил концертное исполнение оперы Вагнера “Парсифаль”. “Пусть... критики возмущаются, что “Парсифаль” шел под управлением “любителя”, - писал графу вскоре после концертов дирижер и композитор П. П. Шенк. - Первое исполнение “Парсифаля” будет вписано неизгладимыми буквами в историю музыки России”.

Девиз дворянского рода Шереметевых гласил «Бог сохраняет все». Сегодня лишь архивные документы позволяют восстановить события вековой давности и отдать дань уважения людям, движимым благородными идеями просвещения общества. Представителям графской ветви старинного рода Шереметевых в наивысшей степени была присуща потребность бескорыстного служения отечественной культуре - как творения блага, благородных деяний, которыми будут гордиться потомки.