Лучшие произведения искусства мира. Самые красивые картины в мире

Величественная и многообразная русская живопись всегда радует зрителей своим непостоянством и совершенством художественных форм. В этом особенность произведений знаменитых мастеров искусства. Они всегда удивляли своим необыкновенным подходом к работе, трепетному отношению к чувствам и ощущением каждого человека. Возможно, поэтому русские художники так часто изображали портретные композиции, на которых ярко сочетались эмоциональные образы и эпически спокойные мотивы. Недаром Максим Горький когда-то сказал, что художник – это сердце своей страны, голос всей эпохи. Действительно, величественные и элегантные картины русских художников ярко передают вдохновение своего времени. Подобно устремлениям знаменитого автора Антона Чехова, многие стремились внести в русские картины неповторимый колорит своего народа, а также неугасимую мечту о прекрасном. Сложно недооценить необыкновенные полотна этих мастеров величественного искусства, ведь под их кистью рождались поистине необыкновенные работы разнообразных жанров. Академическая живопись, портрет, историческая картина, пейзаж, работы романтизма, модерна или символизма – все они до сих пор несут радость и вдохновение своим зрителям. Каждый находит в них что-то более чем колоритные цвета, изящные линии и неподражаемые жанры мирового искусства. Возможно, такое обилие форм и образов, которыми удивляет русская живопись, связана с огромным потенциалом окружающего мира художников. Еще Левитан говорил, что в каждой нотке пышной природы заложена величественная и необыкновенная палитра красок. С таким началом появляется великолепное раздолье для кисти художника. Поэтому все русские картины отличаются своей изысканной суровостью и притягательной красотой, от которой так нелегко оторваться.

Русскую живопись по праву выделяют из мирового художественного искусства. Дело в том, что до семнадцатого столетия, отечественная живопись была связана исключительно с религиозной темой. Ситуация изменилась с приходом к власти царя-реформатора - Петра Первого. Благодаря его реформам, русские мастера стали заниматься и светской живописью, произошло отделение иконописи как отдельного направления. Семнадцатое столетие – время таких художников, как Симон Ушаков и Иосиф Владимиров. Тогда, в российском художественном мире зародился и быстро стал популярным портрет. В восемнадцатом веке появляются первые художники, перешедшие от портретной живописи к пейзажной. Заметна ярко выраженная симпатия мастеров к зимним панорамам. Восемнадцатое столетие запомнилось также зарождением бытовой живописи. В девятнадцатом веке в России популярность получили целых три течения: романтизм, реализм и классицизм. Как и прежде русские художники продолжали обращаться к портретному жанру. Именно тогда появились известные во всём мире портреты и автопортреты О. Кипренского и В. Тропинина. Во второй половине девятнадцатого столетия, художники всё чаще и чаще изображают простой русский народ в его угнетённом состоянии. Реализм становится центральным течением живописи этого периода. Именно тогда появились художники-передвижники, изображающие только настоящую, реальную жизнь. Ну, а двадцатое столетие – это, конечно же, авангард. Художники того времени значительно повлияли как на своих последователей в России, так и во всём мире. Их картины стали предшественниками абстракционизма. Русская живопись – это огромный удивительный мир талантливых художников, прославивших своими творениями Россию

Величайшие произведения мировой живописи, оказавшие существенное влияние на развитие мирового искусства и человеческую культуру в целом. Произведения живописи, вошедшие в данный список во многом сформировали представление человечества о прекрасном и являются основой творческого и культурного воспитания любого человека.

Главные шедевры европейской и мировой живописи

Дуччо (ок. 1260–1318/1319)
Мадонна Ручеллаи
1285. Галерея Уффици, Флоренция

Джотто (1266/1267–1337)
Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды
Между 1303 и 1305. Фреска капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе

Симоне Мартини (ок. 1284–1344)
Благовещение
1333. Галерея Уффици, Флоренция

Андрей Рублев (ок. 1360–1430)
Троица
Ок. 1425–1427. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Мазаччо (1401–1428)
Мадонна с младенцем и четырьмя ангелами
Центральная часть полиптиха. 1426. Национальная галерея, Лондон

Фра Беато Анджелико (ок. 1400–1455)
Преображение
Фреска. 1440–1441. Монастырь Сан-Марко, Флоренция

Пьеро делла Франческа (ок. 1420–1492)
Крещение Христа
Ок. 1450. Центральная часть полиптиха. Национальная галерея, Лондон

Ян Ван Эйк (ок. 1390/1400–1441)
Гентский алтарь
Закрытый будничный вид. Ок. 1425–1432. Собор Св. Бавона, Гент
Гентский алтарь. Раскрытый праздничный вид
Ок. 1425–1432. Собор Св. Бавона, Гент
Портрет человека в красном тюрбане
1433. Национальная галерея, Лондон
Портрет четы Арнольфини
1434. Национальная галерея, Лондон

Рогир ван дер Вейден (1399/1400–1464)
Св. Лука, рисующий Мадонну
1450. Музей изящных искусств, Бостон

Андреа Мантенья (ок. 1431–1506)
Плафон с ложным окулюсом
Фреска. Ок. 1464–1474. Камера дельи Спози, Мантуя
Мертвый Христос
После 1474. Пинакотека Брера, Милан

Хуго ван дер Гус (между 1435 и 1445–1482)
Алтарь Портинари
Центральная часть триптиха. Ок. 1476–1478. Галерея Уффици, Флоренция

Сандро Боттичелли (1444/1445–1510)
Минерва и кентавр
1482. Галерея Уффици, Флоренция
Весна
1478. Галерея Уффици, Флоренция
Рождение Венеры
Ок. 1482–1483. Галерея Уффици, Флоренция

Антонелло да Мессина (ок. 1430–1479)
Св. Иероним в келье
Между 1456 и 1474. Национальная галерея, Лондон
Джованни Беллини (ок. 1433–1576)
Священная аллегория (озерная Мадонна)
1490–1500. Галерея Уффици, Флоренция
Мадонна на лугу
Ок. 1500. Национальная галерея, Лондон

Леонардо да Винчи (1452–1519)
Мадонна в скалах
1483–1486. Лувр, Париж
Тайная вечеря
1495–1498. Стенная роспись. Темпера, масло по штукатурке. Церковь Санта-Мария делле Грацие, Милан
Мадонна Литта
1490-е гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Мона Лиза (Джоконда)
1503. Лувр, Париж

Иероним Босх (ок. 1460–1516)
Удаление камня глупости
До 1500. Прадо, Мадрид
Сад земных наслаждений
Между 1510 и 1515. Триптих. Прадо, Мадрид
Корабль дураков
Ок. 1500. Лувр, Париж
Несение креста
1515–1516. Музей изящных искусств, Гент

Альбрехт Дюрер (1471–1528)
Автопортрет
1493. Лувр, Париж
Автопортрет
1500. Старая пинакотека, Мюнхен
Алтарь всех святых, или Поклонение святой Троице
1511. Музей истории искусств, Вена
Адам и Ева
1507. Диптих. Прадо, Мадрид
Четыре апостола
1526. Диптих. Старая пинакотека, Мюнхен

Альбрехт Альтдорфер (ок. 1480–1538)
Битва Александра Македонского с Дарием III при Иссе
1529. Старая пинакотека, Мюнхен











Лукас Кранах Старший (1472–1553)
Женский портрет
1526. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Адам и Ева
1526. Институт искусства Курто, Лондон
Портрет герцога Генриха Благочестивого

Микеланджело (1475–1564)
Сикстинская капелла
Фреска. 1508–1512. Общий вид росписи потолка. Сикстинская капелла, Ватикан, Рим
Сотворение Адама

Грехопадение и изгнание из рая
Фреска. 1508–1512. Сикстинская капелла, Ватикан, Рим
Святое семейство (Тондо Дони)
1504. Галерея Уффици, Флоренция
Страшный суд
Фреска. 1536–1541. Сикстинская капелла, Ватикан, Рим

Тициан Вечеллио (1476/1477 или 1488/1490–1576)
Динарий кесаря
1516–1518. Картинная галерея, Дрезден
Любовь небесная и любовь земная
1518. Галерея Боргезе, Рим
Венера Урбинская
Ок. 1538. Галерея Уффици, Флоренция
Даная
1560-е. Национальный музей Прадо, Мадрид

Рафаэль (1483–1520)
Донна велата (дама под покрывалом)
Ок. 1516. Палаццо Питти, Флоренция
Мадонна в зелени
1506. Музей истории искусства, Вена
Сикстинская мадонна
1514. Картинная галерея, Дрезден
Афинская школа
Фреска. 1510–1511. Станца делла Сеньятура, Ватикан, Рим
Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси
1517. Галерея Уффици, Флоренция

Ганс Бальдунг (ок. 1484/1485–1545)
Три возраста человека и смерть
Ок. 1541–1544. Прадо, Мадрид

Россо Фьорентино (1494–1540)
Снятие с креста
1521. Городская пинакотека, Вольтерра

Якопо Понтормо (1494–1557)
Снятие с креста
1525–1528. Церковь Санта-Феличита, Флоренция

Ганс Гольбейн Младший (1497/1498–1543)
Портрет Эразма Роттердамского
1523. Лувр, Париж
Послы
1533. Национальная галерея, Лондон
Портрет короля Генриха VIII
Ок. 1539. Национальная галерея, Рим

Аньоло Бронзино (1503–1572)
Портрет Элеоноры Толедской с сыном Джованни
1544–1545. Галерея Уффици, Флоренция

Пармиджанино (1503–1540)
Мадонна с длинной шеей
Ок. 1535. Галерея Уффици, Флоренция

Джорджоне (1477/1478–1510)
Гроза
Между 1506 и 1510. Галерея Академии, Венеция
Юдифь
До 1504. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Спящая Венера
Ок. 1508. Картинная галерея, Дрезден

Джузеппе Арчимбольдо
Вертумн. Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна
1591. Замок Скоклостер, Швеция

Паоло Веронезе (1528–1588)
Поклонение волхвов
Начало 1570-х. Национальная галерея, Лондон

Питер Брейгель Старший (между 1525 и 1530–1568)
Битва масленицы и поста
1559. Музей истории искусств, Вена
Охотники на снегу
1565. Музей истории искусств, Вена
Вавилонская башня
1563. Музей истории искусств, Вена

Эль Греко (1541–1614)
Погребение графа Оргаса
1586–1588. Церковь Санто-Томе, Толедо
Лаокоон
1613–614. Национальная галерея искусства, Вашингтон
Вид Толедо
Ок. 1600. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Караваджо (1573–1610)
Вакх
1594. Галерея Уффици, Флоренция
Гадалка
До 1595. Лувр, Париж
Обращение Савла
1600–1601. Санта-Мария дель Пополо, Рим.

Питер Пауль Рубенс (1577–1640)
Автопортрет с Изабеллой Брандт
1610. Старая пинакотека, Мюнхен
Шествие Силена
1618. Старая пинакотека, Мюнхен
Туалет Венеры
1615. Частная коллекция
Похищение дочерей Левкиппа
Ок. 1618. Старая пинакотека, Мюнхен
Портрет камеристки инфанты Изабеллы
Ок. 1625. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Три Грации

Франс Халс (между 1581 и 1585–1666)
Цыганка
1628–1630. Лувр, Париж

Хусепе де Рибера (1591–1652)
Хромоножка
1642. Лувр, Париж
Девушка с тамбурином
1637. Частное собрание
Св. Инесса в темнице
1641. Картинная галерея, Дрезден

Диего Веласкес (1599–1660)
Венера перед зеркалом
1649–1651. Национальная галерея, Лондон
Пряхи, или Миф об Арахне
1650-е. Национальный музей Прадо, Мадрид
Менины
1656. Прадо, Мадрид

Антонис ван Дейк (1599–1641)
Автопортрет
Между 1627 и 1632. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Виллем Клас Хеда (1593/1594–1680/1682)
Натюрморт с раком
1650–1659. Национальная галерея, Лондон

Жорж де Латур (1593–1652)
Шулер с бубновым тузом
1620–1630-е гг. Лувр, Париж
Новорожденный (рождество)
1640-е гг. Музей изящных искусств, Рейн

Никола Пуссен (1594–1665)
Пейзаж с Полифемом
1649. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Аркадские пастухи
1650. Лувр, Париж

Клод Лоррен (1600–1682)
Похищение Европы
Ок. 1635. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Утро
1661. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669)
Автопортрет с Саскией на коленях
1635. Картинная галерея, Дрезден
Даная
1636. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Возвращение блудного сына
Ок. 1668. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Ночной дозор
1642. Рейксмузеум, Амстердам

Якоб ван Рёйсдал (1628/1629–1682)
Пейзаж с мельницей
Ок.1670. Рейксмузеум, Амстердам

Ян Вермер (1632–1675)
Мастерская художника (аллегория живописи)
Ок. 1667. Музей истории искусств, Вена
Кружевница
1664. Лувр, Париж
Девушка с жемчужной сережкой
1664–1665. Королевский кабинет картин, Гаага

Жан Антуан Ватто (1684–1721)
Жиль
1717–1719. Лувр, Париж
Паломничество на остров Киферу
1717. Лувр, Париж

Каналетто (1697–1768)
Прием французского посла в Венеции
1725–1726. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Уильям Хогарт (1697–1764)
Девушка с креветками
1740–1745. Национальная галерея, Лондон

Жан Батист Симеон Шарден (1699–1779)
Девочка с воланом
Ок. 1740. Галерея Уффици, Флоренция








Жан Этьен Лиотар (1702–1789)
Шоколадница
1743–1745. Пергаментная бумага, пастель. Картинная галерея, Дрезден

Франсуа Буше (1703–1770)
Туалет Венеры
1751. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Джошуа Рейнолдс (1723–1792)
Портрет полковника гренадеров Георга К. Х. Кусмейкера
1782. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Амур развязывает пояс Венеры
1788. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Юный Хейр
1788–1789. Лувр, Париж

Томас Гейнсборо (1727–1788)
Портрет дамы в голубом
Конец 1770-х. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Портрет Роберта Эндрюса с женой Фрэнсис
Ок. 1748. Национальная галерея, Лондон

Антон Рафаэль Менгс (1728–1779)
Автопортрет
Ок. 1773. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Жан Оноре Фрагонар (1732–1806)
Счастливые возможности качелей
Ок. 1768. Собрание Уоллеса, Лондон

Иоганн Генрих Фюсли (1741–1825)
Ночной кошмар
Ок. 1790. Музей Гёте, Франкфурт-на-Майне

Франсиско Гойя (1746–1828)
Зонтик
1777. Прадо, Мадрид
Маха обнаженная
Ок. 1800. Прадо, Мадрид
Маха одетая
Ок. 1800. Прадо, Мадрид
Портрет доньи Исабель Кобос де Порсель
1805. Национальная галерея, Лондон
Молочница из Бордо
1827. Прадо, Мадрид

Жак Луи Давид (1748–1825)
Первый консул переходит Альпы на перевале Сен-Бернар
1801. Национальный дворец-музей, Мальмезон

Каспар Давид Фридрих (1774–1840)
На паруснике
Между 1818 и 1820. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Джон Констебл (1776–1837)
Собор Солсбери из епископского сада
1823. Музей Виктории и Альберта, Лондон
Прыгающая лошадь
1825. Королевская академия художеств, Лондон
Телега для сена
1821. Национальная галерея, Лондон

Уильям Тёрнер (1775–1851)
Последний рейс корабля «Отважный»
1838. Национальная галерея, Лондон

Карл Брюллов (1799–1852)
Последний день Помпеи
1833. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Жан Огюст Доменик Энгр (1780–1867)
Портрет мадемуазель Каролин Ривьер
1805. Лувр, Париж
Большая одалиска
1814. Лувр, Париж

Теодор Жерико (1791–1824)
Плот «медузы»
1819. Лувр, Париж

Камиль Коро (1796–1875)
Женщина с жемчужиной
1869. Лувр, Париж
Воз сена
1865–1870. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Эжен Делакруа (1798–1863)
Свобода на баррикадах (28 июля 1830 года)
1831. Лувр, Париж

Александр Иванов (1806–1858)
Явление Христа народу
1837–1857. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Теодор Руссо (1812–1867)
Просека. Лес л’Иль-Адам
1849. Музей д’Орсе, Париж

Жан Франсуа Милле (1814–1875)
Сборщицы колосьев
1857. Музей д’Орсе, Париж
Анжелюс
1857–1859. Музей д’Орсе, Париж

Иван Айвазовский (1817–1900)
Девятый вал
1850. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Гюстав Курбе (1819-1877)
Мастерская художника
1855, Музей д’Орсе, Париж

Пьер Пюви де Шаванн (1824–1898)
Девушки на берегу моря
До 1894. Музей д’Орсе, Париж

Арнольд Бёклин (1827–1910)
Остров мертвых
1880. Художественный музей, Базель

Данте Габриэль Россетти (1828–1882)
Сирийская Астарта
1877. Городская художественная галерея, Манчестер

Алексей Саврасов (1830–1897)
Грачи прилетели

Эдуар Мане (1832–1883)
Флейтист
1866. Музей д’Орсе, Париж
Завтрак на траве
1863. Музей д’Орсе, Париж
Олимпия
1863. Музей д’Орсе, Париж
Музыка в Тюильри
1863. Национальная галерея, Лондон

Иван Шишкин (1832–1898)
Утро в сосновом лесу
1889. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Джеймс Уистлер (1834–1903)
Симфония в белом № 1: девушка в белом
1862. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Эдгар Дега (1834–1917)
Абсент (В кафе)
1876. Музей д’Орсе, Париж
Голубые танцовщицы
Ок. 1899. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Причесывающаяся женщина
Ок. 1886. Пастель. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

иван Крамской (1837–1887)
Неизвестная
1883. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Альфред Сислей (1839–1899)
Мост в Вильнёв-ла-Гаренн
1872. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Наводнение в Пор-Марли
1876. Музей д’Орсе, Париж

Поль Сезанн (1839–1906)
Масленица (Пьеро и Арлекин)
1888. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Натюрморт с яблоками и апельсинами
Ок. 1900. Музей д’Орсе, Париж
Курильщик
1890–1892. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Гора Сент-Виктуар
1900. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Большие купальщицы
1906. Местонахождение: Художественный музей Филадельфии, Филадельфия

Клод Моне (1840–1926)
Камилла Моне с сыном Жаном (Дама с зонтиком)
1875. Национальная галерея искусства, Вашингтон
«Лягушатник»
1869. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Впечатление. Восход солнца
1872. Музей Мармоттан, Париж
Бульвар капуцинок
1873. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Маки в окрестностях Аржантея
1873. Музей д’Орсе, Париж
Руанский собор. Эффект солнца, закат
1892. Музей Мармоттан, Париж
Пруд с нимфеями. Гармония розового
1900. Музей д’Орсе, Париж

Одилон Редон (1840–1916)
С закрытыми глазами
1890. Музей д’Орсе, Париж

Пьер Огюст Ренуар (1841–1919)
Ложа
1874. Галерея института Курто, Лондон
Бал в Мулен де ла Галет
1876. Музей д’Орсе, Париж
Завтрак гребцов
1880–1881. Частное собрание
Обнаженная
1876. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Портрет Жанны Самари
1877. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Камиль Писсарро (1830–1903)
Красные крыши
1877. Музей д’Орсе, Париж

Архип Куинджи (1841–1910)
Лунная ночь на Днепре
1880. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Берта Моризо (1841–1895)
У колыбели
1872. Музей д’Орсе, Париж

Василий Верещагин (1842–1904)
Апофеоз войны
1871. Государственная Третьяковская галерея, Москва














Анри Руссо (1844–1910)
Нападение ягуара на лошадь
1910. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Автопортрет
1890. Национальная галерея, Прага

Илья Репин (1844–1930)
Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года
1885. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Суриков (1848–1916)
Утро стрелецкой казни
1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Виктор Васнецов (1848–1926)
Богатыри
1898. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Поль Гоген (1848–1903)
Девушка, держащая плод
1893. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
А, ты ревнуешь?
1892. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?
1897-1898. Музей изящных искусств в Бостоне

Винсент Ван Гог (1853–1890)
Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой
1889. Частное собрание
Ночное кафе в Арле
1888. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хевен
Звездная ночь
1889. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Жорж Сёра (1859–1891)
Воскресная прогулка на острове Гран-Жатт
1884–1886. Художественный институт, Чикаго

Валентин Серов (1865–1911)
Девочка с персиками
1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901)
Туалет (Рыжая)

Густав Климт (1862–1918)
Поцелуй
1908. Музей истории искусств, Вена

Эдвард Мунк (1863–1944)
Крик
1893. Национальная галерея, Осло

Анри Матисс (1869–1954)
Красные рыбки
1912. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Красная комната
1908–1909. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Танец
1910. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Казимир Малевич (1878–1935)
Черный супрематический квадрат
1913. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Жорж Брак (1882–1963)
Дома в Эстаке
1908. Художественный музей, Берн

Амедео Модильяни (1884–1920)
Портрет Жанны Эбютерн в желтом свитере
Ок. 1919. Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк

Василий Кандинский (1866-1944)
Композиция VIII
1923, Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк

Пабло Пикассо (1881–1973)
Любительница абсента
1901. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Девочка с голубкой
1901. Национальная галерея, Лондон
Девочка на шаре
1905. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Авиньонские девицы
1907. Музей современного искусства, Нью-Йорк
Портрет Амбруаза Воллара
1909–1910. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Рене Магритт (1898–1967)
Голконда
1953. Собрание Менил, Хьюстон

Сальвадор Дали (1904–1983)
Молодая женщина, стоящая у окна
1925. Центр искусств королевы Софии, Мадрид
Постоянство памяти
1931. Музей современного искусства, Нью-Йорк
Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны
1935–1936. Музей искусств, Филадельфия
Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря
1938. «Уордсуортас Атениум», Хартвуд
Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната за миг до пробуждения
1944. Собрание Тиссен-Борнемиса, Лугано

200 лучших картин всех времен. Рейтинг Ranker

Ranker – известная цифровая медиа-компания (США), специализирующаяся на составлении списков мнений по различным темам. На сайте компании представлены опросы пользователей о развлечениях, брендах, спорте и культуре, имеются сотни тысяч списков мнений. Проект является одной из крупнейших баз данных мнений во всем мире.

100 Great Paintings

"100 Great Paintings" (100 великих картин) - британский телесериал, выпускавшийся в 1980 году на BBC. Ведущий и создатель сериала Edwin Mullins выбрал 20 тематических групп и рассказываето о пяти известных картинах в каждой группе. Выбор довольно разнообразен: от Китая 12-го века до 1950х годов, с акцентом на европейские картины.

1000 MeisterWerke

"1000 MeisterWerke2 (1000 шедевров) - немецкий телесериал, выпускавшийся телекомпанией WDR С 1980 по 1994 год. В каждом из 10-минутных эпизодов, представляется и анализируется с помощью искусствоведов одна картина. Сериал был очень популярен и собирал до пяти миллионов зрителей в вечернее вещание.

В статье представлены 22 картины разных времен, являющиеся шедеврами мировой живописи и являющиеся достоянием всего человечества.

Картина хранится в Лувре, Париж, Франция. «Мона Лиза» возможно не получила бы всемирную известность, если бы ее не похитил в 1911 году работник Лувра. Картину нашли спустя два года в : вор отозвался на объявление в газете и предложил продать «Джоконду» директору галереи Уффици. Все это время, пока шло следствие, «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, став объектом копирования и поклонения.


Картина храниться в монастыре Санта-Мария делле Грацие, Милан.
За более 500-летнюю существования произведения фреска не раз подвергалась разрушениям: через роспись был проделан, а затем заложен дверной проем, трапезную монастыря, где находится изображение, использовали как оружейный склад, тюрьму, подвергали бомбежке. Знаменитую фреску реставрировали не менее пяти раз, причем последняя реставрация заняла 21 год. Сегодня, чтобы посмотреть произведение , посетители должны заказывать билеты заранее и могут провести в трапезной только 15 минут.

Работа хранится в Государственной Третьяковской галерее в городе Москве.
Икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублевым в XV веке, является одной из самых прославленных русских икон. Икона представляет собой доску вертикального формата. Цари (Иван Грозный, Борис Годунов, Михаил Федорович) «обкладывали» икону золотом, серебром и драгоценными камнями. Сегодня оклад хранится в Сергиево-Посадском государственном музее-заповеднике.


Картина находиться во Флоренции в галерее Уффици.
Работа иллюстрирует миф рождения Афродиты. Обнаженная богиня плывет к берегу в раскрытой раковине, подгоняемая ветром. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. На берегу богиню встречает одна из граций. «Рождение Венеры» хорошо сохранилось благодаря тому, что Боттичелли нанес на картину защитный слой из яичного желтка.


Хранится в Музее истории искусств в Вене.
По мнению автора картины, в неудаче, постигшей строительство Вавилонской башни, повинны не внезапно возникшие согласно библейскому сюжету языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства. На первый взгляд огромное строение кажется достаточно прочным, однако при ближайшем рассмотрении видно, что все ярусы положены неровно, нижние этажи либо недостроены, либо уже рушатся, само здание кренится в сторону города, и перспективы всего проекта весьма печальны.

Картина хранится в Пушкинском музее, Москва.
Картина оказалась в России благодаря промышленнику Ивану Абрамовичу Морозову, который в 1913 г. приобрел ее за 16 000 франков. В 1918 г. личная коллекция И. А. Морозова была национализирована. В настоящий момент картина находится в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.


Картина находиться в Третьяковской галерее, Москва.
«Утро в сосновом лесу» - картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий нарисовал медведей, но коллекционер Павел Третьяков, когда приобрел картину, стер его подпись, так что сейчас автором картины указывается один Шишкин.


Картина Айвазовского храниться в Санкт-Петербурге в Русском Государственном музее.
Иван Айвазовский - всемирно известный российский художник-маринист, посвятивший свою жизнь изображению моря. Им создано около шести тысяч произведений, каждое из которых получило признание при жизни художника. Картина «Девятый вал» включена в книгу «100 великих картин».


Картина храниться в Лувре, Париж.
Делакруа написал работу по мотивам июльской революции 1830 года во Франции. В письме брату 12 октября 1830 года Делакруа пишет: «Если я не сражался за Родину, то я хотя бы буду для нее писать». Обнаженная грудь , ведущей народ, символизирует самоотверженность французских людей того времени, которые с «голой грудью» шли на врага.


Шедевр хранится в Государственном музее в Амстердаме.
Оригинальное название работы Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга». Обнаружившим в XIX веке картину искусствоведам показалось, что фигуры выступают на темном фоне, и ее назвали «Ночной дозор». Позднее обнаружилось, что темной картину делает слой копоти, а действие на самом деле происходит днем. Однако в сокровищницу мирового искусства картина уже вошла под названием «Ночной дозор».

Картина хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Первоначальное название картины - «Мадонна с младенцем». Современное название картины происходит от имени её владельца - графа Литта, владельца фамильной картинной галереи в Милане. Существует предположение, что фигура младенца была написана не Леонардо да Винчи, а принадлежит кисти одного из его учеников. Об этом свидетельствует для авторской манеры поза младенца.

Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
За основу взята сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Изначально картина Васнецова называлась «Дурочка Алёнушка». «Дурочками» в то время называли сирот. «Аленушка», - рассказывал впоследствии сам художник, - «как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… Каким-то особым русским духом веяло от нее».

Работа хранится в Старой пинакотеке в Мюнхене.
Картина «Похищение дочерей Левкиппа» считается олицетворением мужественной страсти и телесной красоты. Сильные, мускулистые руки юношей подхватывают молодых нагих женщин, чтобы посадить их на коней. Сыновья Зевса и Леды крадут невест своих двоюродных братьев.


Картина находиться в Русском Государственном музее в Санкт-Петербурге.
На картине изображено известное извержение вулкана Везувий в 79 году н. э. и разрушения города Помпеи близ Неаполя. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора.

Картина хранится в Галерее старых мастеров в Дрездене, Германия.
У картины есть маленький секрет: задний фон, издали кажущийся облаками, при тщательном рассмотрении оказывается головами ангелов. А два ангелочка, изображенные на картине внизу, стали мотивом многочисленных открыток и плакатов.


Картина хранится в Третьяковской галерее, Москва.
Сюжет работы навеян поэмой Лермонтова «Демон». Демон - образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, Демон сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении невиданных .


Картина выставляется в Государственной Третьяковской галерее.
Художник писал эту картину несколько месяцев. Впоследствии Казимир Малевич выполнил несколько копий «Черного квадрата» (по некоторым данным, семь). По одной из версий, художник не смог закончить работу над картиной в нужный срок, поэтому ему пришлось замазать работу черной краской. Впоследствии, после признания публики, Малевич писал новые «Черные квадраты» уже на чистых холстах. Малевичем были также написаны картины «Красный квадрат» (в двух экземплярах) и один «Белый квадрат».


Картина находиться в Музее современного искусства в Нью-Йорке, .
По признанию самого автора, картина была написана в результате ассоциаций, возникших у Дали при виде плавленого сыра. Вернувшись из кино, куда она ходила в тот вечер, Гала совершенно правильно предсказала, что никто, раз увидевши «Постоянство памяти», уже его не забудет.

Картина хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
В отличие от большинства картин художника, «Звездная ночь» была написана по памяти. Ван Гог находился в то время в лечебнице Сен-Реми, терзаемый приступами безумия.

Фреска находится в Сикстинской капелле в Ватикане.
Картина «Сотворение Адама» является четвертой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы, посвященных девяти сюжетам книги Бытия. Фреска иллюстрирует эпизод: «И сотворил Бог человека по образу Своему»


Картина находиться в Музее Мармоттан в Париже.
Название произведения «Impression, soleil levant» с легкой руки журналиста Л. Леруа стало именем художественного направления «импрессионизм». Картина создана с натуры в старом аванпорте Гавра во Франции.


Картина находиться в Институте искусства Курто в Лондоне.
«Фоли-Бержер» - это варьете и кабаре в Париже. Мане часто посещал «Фоли-Бержер» и в итоге написал эту картину - последнюю перед своей смертью в 1883 году. За стойкой бара, посреди пьющей, едящей, разговаривающей и курящей толпы, стоит поглощенная собственными мыслями барменша, наблюдающая за акробатом на трапеции, которого можно заметить в верхнем левом углу картины.

Вконтакте

Загадочный мир искусства может показаться запутанным неискушенному человеку, однако существуют шедевры, которые должен знать каждый. Талант, вдохновение и кропотливая работа над каждым мазком рождают произведения, которыми восхищаются столетия спустя.

Собрать все выдающиеся творения в одной подборке невозможно, но мы постарались выбрать самые известные картины, собирающие гигантские очереди перед музеями по всему миру.

Самые известные картины русских художников

«Утро в сосновом лесу», Иван Шишкин и Константин Савицкий

Год создания : 1889
Музей


Шишкин был отличным пейзажистом, но рисовать животных ему приходилось нечасто, поэтому фигуры медвежат нарисовал Савицкий, превосходный художник-анималист. По окончании работы Третьяков приказал стереть подпись Савицкого, посчитав, что Шишкин проделал куда более обширную работу.

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», Илья Репин

Годы создания : 1883–1885
Музей : Третьяковская галерея, Москва


На сотворение шедевра, более известного как «Иван Грозный убивает своего сына», Репина вдохновила симфония «Антар» Римского-Корсакова, а именно, ее вторая часть под названием «Сладость мести». Под влиянием звуков музыки художник изобразил кровавую сцену убийства и последующего раскаяния, наблюдающегося в глазах государя.

«Демон сидящий», Михаил Врубель

Год создания : 1890
Музей : Третьяковская галерея, Москва


Картина входила в число тридцати иллюстраций, нарисованных Врубелем к юбилейному изданию сочинений М.Ю. Лермонтова. «Демон сидящий» олицетворяет сомнения, присущие человеческому духу, тонкое, неуловимое «настроение души». По мнению экспертов, художник был в какой-то мере одержим образом демона: за этой картиной последовали «Демон летящий» и «Демон поверженный».

«Боярыня Морозова», Василий Суриков

Годы создания : 1884–1887
Музей : Третьяковская галерея, Москва


В основу картины лег сюжет старообрядческого жития «Повесть о боярыне Морозовой». Понимание ключевого образа пришло к художнику, когда тот увидел ворону, пятном раскинувшую черные крылья на снежном полотне. Позже Суриков долго искал прототип для лица боярыни, но не мог обнаружить ничего подходящего, пока однажды не встретил на кладбище женщину-старообрядку с бледным исступленным лицом. Портретный набросок был завершен за два часа.

«Богатыри», Виктор Васнецов

Годы создания : 1881–1898
Музей : Третьяковская галерея, Москва


Будущий былинный шедевр родился небольшим карандашным наброском в 1881 году; для дальнейшей работы над полотном Васнецов много лет кропотливо собирал информацию о богатырях из мифов, легенд и преданий, а также изучал подлинную древнерусскую амуницию в музеях.

Анализ картины Васнецова «Три богатыря»

«Купание красного коня», Кузьма Петров-Водкин

Год создания : 1912
Музей : Третьяковская галерея, Москва


Изначально картина задумывалась как бытовая зарисовка из жизни русской деревушки, однако во время работы полотно художника обросло огромным количеством символов. Под красным конем Петров-Водкин подразумевал «Судьбу России»; после вступления страны в Первую мировую войну он воскликнул: «Так вот почему я нарисовал эту картину!». Впрочем, после революции просоветские искусствоведы трактовали ключевую фигуру полотна как «предвестника революционных пожаров».

«Троица», Андрей Рублев

Год создания : 1411
Музей : Третьяковская галерея, Москва


Икона, положившая начало традиции русского иконописания XV–XVI вв. Полотно, изображающее ветхозаветную троицу ангелов, явившихся Аврааму, является символом единения Святой Троицы.

«Девятый вал», Иван Айвазовский

Год создания : 1850
Музей


Жемчужина в «картинографии» легендарного отечественного мариниста, которого без колебаний можно отнести к числу самых известных художников мира. Мы можем видеть, как чудом выжившие после шторма мореплаватели цепляются за мачту в ожидании встречи с «девятым валом», мифическим апогеем всех штормов. Но теплые оттенки, господствующие на полотне, дают надежду на спасение потерпевших.

«Последний день Помпеи», Карл Брюллов

Годы создания : 1830–1833
Музей : Русский музей, Санкт-Петербург


Завершенная в 1833 году картина Брюллова первоначально выставлялась в крупнейших городах Италии, где вызвала настоящий фурор – живописца сравнивали с Микеланджело, Тицианом, Рафаэлем… На родине шедевр встретили с не меньшим воодушевлением, закрепив за Брюлловым прозвище «Карл великий». Полотно воистину великое: его размеры составляют 4,6 на 6,5 метра, что делает его одной из самых больших картин среди творений русских художников.

Самые известные картины Леонардо да Винчи

«Мона Лиза»

Годы создания : 1503–1505
Музей : Лувр, Париж


Шедевр флорентийского гения, не нуждающийся в представлении. Примечательно, что культовый статус картина получила после инцидента с похищением из Лувра в 1911 году. Два года спустя похититель, оказавшийся сотрудником музея, пытался продать полотно в галерею Уффици. События громкого дела подробно освещались в мировой прессе, после чего в продажу поступили сотни тысяч репродукций, а таинственная Джоконда стала объектом поклонения.

Годы создания : 1495–1498
Музей : Санта-Мария-делле-Грацие, Милан


По прошествии пяти столетий фреска с классическим сюжетом на стене трапезной доминиканского монастыря в Милане признана одной из самых загадочных картин в истории. По задумке Да Винчи, картина изображает момент пасхальной трапезы, когда Христос оповещает учеников о скором предательстве. Огромное количество скрытых символов породило столь же огромное множество исследований, аллюзий, заимствований и пародий.

«Мадонна Литта»

Год создания : 1491
Музей : Эрмитаж, Санкт-Петербург


Так же известная как «Мадонна с младенцем» картина долгое время хранилась в коллекции герцогов Литта, а в 1864 году была куплена петербургским Эрмитажем. Многие эксперты сходятся во мнении, что фигура младенца была написана не лично да Винчи, а одним из его учеников – слишком нехарактерная для живописца поза.

Самые известные картины Сальвадора Дали

Год создания : 1931
Музей : Музей современного искусства, Нью-Йорк


Парадоксально, но самая известная работа гения сюрреализма, была рождена мыслями о сыре Камамбер. В один из вечеров, после дружеского ужина, завершившегося закусками с сыром, художник погрузился в размышления о «растекающейся мякоти», и его воображение нарисовало картину словно плавящихся часов с веткой оливы на переднем плане.

Год создания : 1955
Музей : Национальная галерея искусства, Вашингтон


Традиционный сюжет, получивший сюрреалистическую канву с использованием арифметических принципов, изучавшихся еще Леонардо да Винчи. Во главу угла художник поставил своеобразную магию числа «12», отойдя от герменевтического метода толкования библейского сюжета.

Самые известные картины Пабло Пикассо

Год создания : 1905
Музей : Пушкинский музей, Москва


Картина стала первой ласточкой так называемого «розового» периода в творчестве Пикассо. Грубая фактура и упрощенный стиль сочетается с чуткой игрой линий и цветов, контрастом между массивной фигурой атлета и хрупкой гимнастки. Полотно было продано вместе с 29 другими работами за 2 тысячи франков (суммарно) парижскому коллекционеру Воллару, сменило несколько коллекций, а в 1913 году его приобрел русский меценат Иван Морозов, уже за 13 тысяч франков.

Год создания : 1937
Музей : Музей королевы Софии, Мадрид


Герника – название города страны Басков, подвергнувшегося немецкой бомбардировке в апреле 1937 года. Пикассо никогда не был в Гернике, но был ошеломлен масштабами катастрофы словно «ударом бычьего рога». Художник в абстрактной форме передал ужасы войны и показал настоящее лицо фашизма, завуалировав его причудливыми геометрическими формами.

Самые известные картины эпохи Возрождения

«Сикстинская Мадонна», Рафаэль Санти

Годы создания : 1512–1513
Музей : Галерея старых мастеров, Дрезден


Если пристально всмотреться в задний фон, на первый взгляд состоящий из облаков, можно заметить, что на самом деле Рафаэль изобразил там головы ангелов. Два ангелочка, расположенные в нижней части картины, известны чуть ли не больше, чем сам шедевр, из-за широкой растиражированности в массовом искусстве.

«Рождение Венеры», Сандро Боттичелли

Год создания : 1486
Музей : Галерея Уффици, Флоренция


В основе картины – древнегреческий миф о рождении Афродиты из морской пены. В отличие от многих шедевров эпохи возрождения, полотно дошло до наших дней в отличном состоянии благодаря защитному слою из яичного желтка, которым Боттичелли предусмотрительно покрыл работу.

«Сотворение Адама», Микеланджело Буонаротти

Год создания : 1511
Музей : Сикстинская капелла, Ватикан


Одна из девяти фресок на потолке Сикстинской капеллы, иллюстрирующая главу из Бытия: «И сотворил Бог человека по образу Своему». Именно Микеланджело первым изобразил бога в как умудренного сединами старца, после чего этот образ стал архетипичным. Современные ученые полагают, что контуры фигуры бога и ангелов олицетворяют человеческий мозг.

«Ночной дозор», Рембрандт

Год создания : 1642
Музей : Государственный музей, Амстердам


Полное название картины – «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». Современное название картина получила в XIX веке, когда была найдена искусствоведами, из-за покрывавшего работу слоя грязи решившими, что действие на картине происходит под покровом ночного мрака.

«Сад земных наслаждений», Иероним Босх

Годы создания : 1500–1510
Музей : Музей Прадо, Мадрид


Пожалуй, самый известный триптих Босха, названный в честь центральной части композиции: изображенные на ней фигуры самозабвенно предаются греху сладострастия. В отличие от полной маленьких, «суматошных» деталей средней части, изображающая подлинный рай левая створка картины передает атмосферу умиротворения и спокойствия, а правая створка, полная дьявольских механизмов, напротив, напоминает об адских муках.

Самые известные картины XX века

«Черный квадрат», Казимир Малевич

Год создания : 1915
Музей : Третьяковская галерея, Москва


Малевич писал «Черный квадрат» несколько месяцев; легенда гласит, что под слоем черной краски скрывается живописное полотно – художник не успевал закончить работу в срок и в приступе гнева замазал изображение. Существует как минимум семь копий «Черного квадрата», выполненных рукой Малевича, а также своеобразное «продолжение» супрематических квадратов – «Красный квадрат» (1915) и «Белый квадрат» (1918).

«Крик», Эдвард Мунк

Год создания : 1893
Музей : Национальная галерея, Осло


Из-за необъяснимого мистического воздействия на зрителя картину похищали в 1994 и 2004 годах. Бытует мнение, что созданная на рубеже XX века картина предвосхитила многочисленные катастрофы грядущего столетия. Глубокий символизм «Крика» вдохновил многих художников, в том числе и Энди Уорхола , режиссеров, музыкантов и даже аниматоров.

«Прогулка», Марк Шагал

Год создания : 1918
Музей : Русский музей, Санкт-Петербург


Если вас тоже мучил вопрос: «Почему люди на картине Марка Шагала парят в воздухе?», вот ответ от самого художника – силой, способной дать человеку возможность летать, является не что иное, как любовь. Считается, что мужчина и женщина на полотне – это Марк Шагал и его супруга.

«№5, 1948», Джексон Поллок

Год создания : 1948
Музей : Частная коллекция, Нью-Йорк


Данное полотно до сих пор вызывает множество споров. Часть искусствоведов полагает, что ажиотаж вокруг картины, нарисованной в фирменной технике разбрызгивания, был создан искусственным образом. Полотно не продавали, пока не были куплены все остальные работы художника, соответственно, цена за беспредметный шедевр взлетела до небес. «Пятый номер» был продан за $140 миллионов, став самой дорогой картиной в истории.

«Диптих Мэрилин», Энди Уорхол

Год создания : 1962
Музей : Галерея Тейт, Лондон


Спустя неделю после гибели Мэрилин Монро скандальный художник начал работу над полотном. На холст были нанесены 50 трафаретных портретов актрисы, стилизованных в жанре «поп-арт» по фотографии 1953 года.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен