Людмила Семеняка: биография, личная жизнь, семья, карьера, фото. Золотой век людмилы семеняки Людмила семеняка биография

Советская и российская балерина, Народная артистка СССР Людмила Ивановна Семеняка в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

Ее танцевальные способности и артистизм впервые проявились в хореографическом кружке Дворца пионеров имени Жданова. В 10 лет она поступила в Ленинградское хореографическое училище имени Агриппины Вагановой (ныне Академия Русского Балета имени А.Я. Вагановой), и уже в 12 лет дебютировала на сцене Театра оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский театр) в сольной партии маленькой Мари в балете "Щелкунчик".

В 1969 году Людмила Семеняка стала лауреатом I Международного конкурса артистов балета в Москве, где ее заметили Галина Уланова и Юрий Григорович.

В 1970 году она окончила училище по классу Нины Беликовой, ученицы Агриппины Вагановой, и была приглашена в Театр оперы и балета имени Кирова, где исполнила сольные партии Коломбины в "Медном всаднике", Амура в "Дон Кихоте", принцессы Флорины в "Спящей красавице", па-де-труа в "Лебедином озере".

В 1972 году, после Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета в Москве, где Семеняка стала серебряным призером, Юрий Григорович пригласил ее в Большой театр . Там она сразу же стала примой: ей поручили центральные партии и весь классический репертуар.

Среди ее ролей - Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Жизель ("Жизель"), Аврора и принцесса Флорина ("Спящая красавица"), Китри ("Дон Кихот"), Никия ("Баядерка"), Раймонда, Сильфида ("Шопениана"), Балерина ("Петрушка"), Катерина ("Каменный цветок"), Ширин ("Легенда о любви"), Мари ("Щелкунчик"), Фригия ("Спартак"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Анастасия ("Иван Грозный"), Рита ("Золотой век"), шекспировские образы леди Макбет ("Макбет"), Геро и Беатриче ("Любовью за любовь").

Наставником Людмилы Семеняки была легендарная Галина Уланова , оказавшая значительное влияние на творчество балерины.

Стиль Людмилы Семеняки называли балетным бельканто: самые виртуозные хореографические пассажи она исполняла легко и четко, будто они были поставлены специально для нее. Восхищаясь безупречным сложением балерины, критики особенно ценили в ее танце естественность манер, свободу, с которой она пользовалась природными данными и техникой в танце, а также органичное сочетание безукоризненного петербургского академизма с яркой эмоциональной манерой московского исполнительства.

С Большим театром, а также в качестве приглашенной солистки балерина гастролировала во многих странах Европы, Южной Америки, в США, Японии. Танцевала с нью-йоркским Американским балетным театром (АБТ), Королевским Шведским балетом, аргентинским театром Колон, Английским национальным балетом, Шотландским национальным балетом и другими труппами.
Среди партнеров Людмилы Семеняки были выдающиеся мастера мирового балета: Владимир Васильев, Михаил Барышников, Николай Фадеечев, Марис Лиепа, Михаил Лавровский, Александр Годунов, Юрий Соловьев, Ирек Мухаммедов, Фарух Рузиматов, Лоран Илэр, Фернандо Бухонес, Хулио Бокка, Пер Артур Сегерстрем.

Английский критик Клемент Крисп (в Англии и Аргентине Семеняка была особенно популярна) писал о ней: "Это классический танец во всем его величии и чистоте, соединяющий отточенную технику с необыкновенной выразительностью. Ее искусство имеет безупречную родословную, являясь частью живой традиции, которой положили начало знаменитые петербургские балерины XIX века".
Людмила Семеняка завершила карьеру балерины в 1997 году.

В 1999 году она дебютировала в качестве балетмейстера , подготовив для своего сольного выступления в Концертном зале имени П.И. Чайковского хореографический номер "Из роли в роль" на музыку Моцарта.

Поставила спектакли "Бахчисарайский фонтан" (была также автором оригинальной хореографии и дизайна костюмов), "Жизель" (также была автором дизайна костюмов), "Лебединое озеро" (была автором новой версии сценария и оригинальной хореографии).
С 2002 года Людмила Семеняка работает в Большом театре в качестве педагога-репетитора. Под ее руководством репетируют Светлана Захарова, Елена Андриенко, Анастасия Горячева, Анастасия Меськова, Виктория Осипова и другие артистки.

Людмила Семеняка проявила себя и как драматическая актриса. В московском театре "Школа современной пьесы" Семеняка играла роль Полины Андреевны в "Чайке" Антона Чехова и роль Леры в спектакле "Прекрасное лекарство от тоски" по пьесе Семена Злотникова (оба спектакля поставлены художественным руководителем театра Иосифом Райхельгаузом, второй - специально для нее).

С ее участием сняты фильмы-балеты "Танцует Людмила Семеняка", "The Bolshoi ballerina", "Монолог балерины", "Приглашает Людмила Семеняка", "Раймонда", "Спартак", "Каменный цветок", "Щелкунчик", "Мир Улановой" и другие.

Людмила Семеняка Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР за роль Валентины в "Ангаре" Андрея Эшпая (по мотивам пьесы "Иркутская история" Александра Арбузова). Среди ее наград 1-я премия и золотая медаль I Международного конкурса артистов балета в Токио, премия имени Анны Павловой Парижской академии танца.

Людмила Семеняка была замужем за Михаилом Лавровским, артистом балета, народным артистом СССР, есть сын Иван.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.

«Семеняка — прекрасная классическая балерина. Но дело не только в этом. ее особое, непвторимое обаяние заключается в таланте и умении создать на сцене образ живого человека во всем многообразии его душевных движений, порывов, страстей. Это качество довольно редкое и драгоценное.»
Режиссер и критик Борис Львов-Анохин

Родилась 16 января 1952 г. в Ленинграде и там же окончила хореографическое училище (ныне Санкт-Петербургская академия русского балета имени А. Я.Вагановой). В 1970 г. была принята в балетную труппу Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М.Кирова (ныне Мариинский), где репетировала под руководством Ирины Колпаковой и стремительно делала успехи.

Карьера в Большом театре.

Семеняка явила замечательный пример того, как носительница петербургской школы балета может «адаптироваться» к школе московской, соединив в своем танце «чистописание» первой и бравурность второй.
Настоящая ее карьера сложилась в Большом, куда она перешла в 1972 г. Педагогом-репетитором Семеняки стала великая . Впоследствии она также репетировала под руководством , .
В ее репертуаре одна за другой стали появляться центральные партии во всех классических балетах и всех балетах Григоровича, которые шли в то время в театре:

Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография А. Горского, М. Петипа, Л. Иванова, А.Мессерера, 1972 г.)
Мари («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича, 1972 г.)
Принцесса Аврора («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича, 1973 г.)
Жизель («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Л. Лавровского, 1974г. , а затем и в спектакле в редакции Ю. Григоровича)
Одетта-Одиллия, Венгерская невеста («Лебединое озеро» в редакции Ю. Григоровича, 1976 г.)
Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского, 1977 г.)
Никия (картина «Тени», «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, 1977 г.)
Принцесса Флорина («Спящая красавица», 1981 г.)
солистка («Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина, 1982 г.)
Раймонда («Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича, 1984 г.)
Балерина («Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Фокина, 1984 г.)
Ширин («Легенда о любви» А. Меликова, 1974 г.)
Фригия («Спартак» А. Хачатуряна, 1975 г.)
Валентина («Ангара» А. Эшпая, по мотивам пьесы «Иркутская история» А. Арбузова, 1976 г.)
Анастасия («Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева, 1977 г.)
Катерина («Каменный цветок» С. Прокофьева, 1979 г.)
Джульетта («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, 1984 г.)
Рита («Золотой век» Д. Шостаковича, 1987 г.)
(все поставлены Ю. Григоровичем)

А также главные партии в балетах:
Леди Макбет («Макбет» К. Молчанова, хореография В. Васильева, 1981 г.)
Геро («Любовью за любовь» Т. Хренникова, хореография В. Боккадоро, по мотивам комедии «Много шума из ничего», 1978 г.)
Роксана («Сирано де Бержерак» М. Констана, хореография Р. Пети, 1988 г.) - первая исполнительница в Большом театре
Беатриче («Любовью за любовь», 1985 г.)
Фанни Черито («Па де катр» на музыку Ц. Пуни, хореография Ж. Перро в редакции А. Долина, 1993 г.)
Дама сердца («Фантазия на тему Казановы» на музыку В. А.Моцарта в постановке М. Лавровского, 1994 г.)

В 2008 г. стала первой исполнительницей партии Марии-Антуанетты в балете «Пламя Парижа» Б. Асафьева в постановке А. Ратманского (с использованием хореографии В. Вайнонена).

За пределами Большого театра для нее была создана партия Сони Мармеладовой в балете «Преступление и наказание» на музыку А. Пярта, поставленного Май Мурдмаа в 1990 г. в театре «Эстония» (Таллин).

Она неоднократно выступала с Санкт-Петербургским государственным академическим театром оперы и балета имени М. П.Мусоргского, где в ее репертуар вошла заглавная партия в балете «Сильфида» Х. Левеншелля (хореография А. Бурнонвиля в редакции Э.-М. фон Розен).

Танцевала практически на всех балетных сценах бывшего Советского Союза и много выступала за рубежом - с Большим театром; как приглашенная солистка; как член труппы. Танцевала с нью-йоркским Американским балетным театром (AБT), Парижской оперой (на сцене Гранд-опера), Королевским Шведским балетом, аргентинским театром Колон, Английским национальным балетом, Шотландским национальным балетом и другими труппами.

Знаменитый английский критик Клемент Крисп (в Англии и Аргентине Семеняка была особенно популярна) писал о ней: «Это классический танец во всем его величии и чистоте, соединяющий отточенную технику с необыкновенной выразительностью. Ее искусство имеет безупречную родословную, являясь частью живой традиции, которой положили начало знаменитые петербургские балерины XIX века».

С годами в репертуар Семеняки вошли также и другие балеты и миниатюры, в том числе:
«Видение розы» на музыку К. М. фон Веберна (хореография М. Фокина)
«Серенада» и «Тема с вариациями» на музыку П. Чайковского (хореография Дж. Баланчина)
«Умирающий лебедь» на музыку К. Сен-Санса (хореография М. Фокин)

В 1997 г. карьеру балерины закончила.

В 2002 г. продолжила свое сотрудничество с Большим театром в качестве педагога-репетитора. Под ее руководством репетируют Светлана Захарова, Дарья Хохлова, Анастасия Меськова, Виктория Якушева и другие артистки.

В московском театре «Школа современной пьесы» играла роль Полины Андреевны в «Чайке» А. Чехова и роль Леры в спектакле «Прекрасное лекарство от тоски» по пьесе С. Злотникова (оба спектакля поставлены художественным руководителем театра Иосифом Райхельгаузом, второй специально для нее).

Неоднократно давала мастер-классы, принимала участие в работе жюри международных конкурсов артистов балета: в Любляне (1998 г.), в Крыму («Фуэте Артека» им. Григоровича, 1998, 1999 гг.), имени Сержа Лифаря (Киев, 1999 г.), в Нагое (Япония, ежегодно с 2000 г.), международной программы «Benois de la danse» (Штутгарт, 2000 г.), Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве (2005, 2009 гг.), Международного конкурса артистов балета в Астане (Казахстан, 2010 г.).

В 1999 г. дебютировала в качестве балетмейстера, подготовив для своего сольного выступления в Концертном зале им. П.И. Чайковского хореографический номер «Из роли в роль» на музыку В.А. Моцарта.

Поставила спектакли: «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева (2008 г., Астраханский государственный музыкальный театр, собственная хореография; была также автором оригинальной хореографии и дизайна костюмов), «Жизель» (2009 г., Екатеринбургский театр оперы и балета, редакция Л.М. Лавровского; была также автором дизайна костюмов), «Лебединое озеро» (2010 г., была автором новой версии сценария и оригинальной хореографии; с использованием хореографических фрагментов Л. Иванова, М. Петипа, А. Горского), «Жизель» (2015 г., театр Сан-Карло, Неаполь, собственная редакция).

Распечатать

БАЛЕТ


Фото Дамир Юсупов

«Лиепа вас обманывает, - сказал мне высокопоставленный чиновник, хорошо знавший артистов Большого театра». - «Что вы! Андрис не может!» - возмутилась я.

В первые за много лет я чувствовала себя любимой, желанной и не хотела ничего слушать. К тому же прозорливый чиновник добивался моего расположения. Но я не поддавалась. Все мои мысли были только о юном романтичном Андрисе. До его появления в театре я не искала романов. После тяжелого развода с первым мужем - Михаилом Лавровским - долгие годы у меня не было счастливых отношений. Боль не отпускала, сидела глубоко внутри... Помогал балет - и потом, и всегда.

В тот первый вечер Миша пришел с другом, они появились намного позже, чем я. Вошли и сели по обе стороны стола в уставленной старинной мебелью гостиной. «Жених» время от времени бросал на меня короткие изучающие взгляды. В двадцать я была хорошенькая - тоненькая и глазастая. Тридцатилетний Лавровский казался мне очень взрослым и прекрасным. Сидела потупив взор, страшно гордясь, что такой человек обратил на меня внимание.

Наверное, это дико звучит, но до свадьбы мы встретились с Мишей еще всего два раза. В первый - чинно прогуливались по Серебряному Бору. А потом Лавровский пришел в Концертный зал имени Чайковского посмотреть, как я танцую. В темноте кулис, немного смущаясь, он произнес: «Прошу тебя выйти за меня замуж».

Развод с Мишей происходил на глазах всего театра. Многие мне молчаливо сочувствовали, но были и злопыхатели. Однажды пришла в класс. Глаза и так на мокром месте, а один коллега еще неудачно пошутил, бросил что-то
едкое. Я не выдержала и, чтобы при всех не разрыдаться, выскочила вон. Саша одернул шутника: «Как тебе не стыдно?» Мне рассказали об этом. Я считала Годунова отстраненным, неприступным. Но на его сочувствие сердце отозвалось теплотой. И взглядом, и интонацией я пыталась передать ему свою благодарность хотя бы в простом слове «Здравствуй». Да и воспоминания о том безмолвном флирте в Серебряном Бору не оставляли меня. Взаимная симпатия и нежность усиливались с каждым днем. В поездках мы подолгу разговаривали, повсюду таскали с собой магнитофон - обожали слушать Высоцкого. Мы были настроены на одну волну, говорили, думали об одном, одинаково смотрели на проблемы театра. Это была дружба, без которой мы в тот момент не могли обойтись.

Я сдерживалась изо всех сил, чтобы между нами ничего не произошло. Но судьба, хочешь ты того или нет, настигает. Хоть Саша и был женат, взаимное притяжение перебороть мы не смогли. И все-таки не постель, а родство душ притягивало нас. Саша поддержал меня, спас от одиночества и чувства ненужности. Он был чудесным, по-рыцарски красивым и мощным человеком, с обостренным чувством справедливости и нравственным стержнем, мятущимся, как Прометей. Помню, когда я жила в Серебряном Бору, он присылал телеграммы, в которых обращался ко мне на «вы»: «Как вы себя чувствуете? Берегите себя. Вы так молоды». Очень трогательно.

Саша с иронией относился к правительственным концертам, но деваться некуда - работать надо. Помню, Игорь Моисеев поставил номер «На катке», его артисты танцевали прекрасно, но комиссия поручила выступить в Кремлевском дворце нам с Сашей, да еще обязала Годунова надеть шапочку с помпончиком. Он сопротивлялся, пока я не сказала: «Саш, ну что тебе стоит? Надевай, посмеемся вместе».

Эта шапка до сих пор хранится у меня, подписанная Сашей: «Люде на память».

Никто не знал о нашем романе. Годунов никогда не бывал у меня дома, ведь он - чужой муж. Правда, однажды едва не решился сказать о нашей любви публично, он по натуре был человеком очень честным. Знаю, что его остановило. Он не любил меня настолько глубоко, чтобы решиться на такой шаг. Настоящее чувство связывало его только с женой.

Думаю, уже тогда он думал о том, чтобы остаться на Западе, и понимал, к
каким это может привести последствиям, как скажется на всех, кто был к нему близок. Я о его планах даже не догадывалась. Как-то предложила:

Саша, я снимаю фильм, в котором хочу видеть всех своих любимых партнеров. Прошу тебя станцевать со мной па-де-де из «Лебединого озера».

Прости, не могу.

Как же так?! Не может быть, чтобы у тебя не было времени. Что тебе мешает? Вот, оказывается, как ты ко мне относишься!

Ты потом поймешь, как я к тебе отношусь.

Людмила Ивановна Семеняка – знаменитая отечественная артистка балета – явилась на свет в Ленинграде в 1952 г. Семья к балетному искусству отношения не имела: мать работала на химическом заводе, а отец был гравером в газетном издательстве. Однако танцем девочка увлеклась и начала осваивать азы этого искусства в кружке при Дворце пионеров. Здесь одаренность артистичной девочки проявляется, и в десятилетнем возрасте она становится воспитанницей Ленинградского хореографического училища. По прошествии всего лишь двух лет она впервые выходит на сцену Кировского театра: двенадцатилетняя девочка исполняет роль главной героини в « ».

В год, предшествующий завершению учебы, Л.Семеняка побеждает на конкурсе, состоялся который в советской столице, и уже тогда на нее обратил внимание . Талантливая выпускница в 1970 г. начинает работу в том самом театре, где дебютировала двенадцатилетней девочкой. Исполняет она сольные партии: Флорина, Коломбина в спектакле « », Амур (« »). В качестве репетитора работает с нею И.Колпакова.

Л.Семеняка работала со многими выдающимися танцовщиками. Среди ее партнеров – , И.Мухаммедов, Н.Фадеечев, и иные знаменитости.

Сценическая деятельность Л.Семеняки столицей не ограничивается, она успешно гастролирует по Советскому Союзу. В театре «Эстония» в 1990 г. М.Мурдмаа ставит «Преступление и наказание» – балет, музыку для которого написал А.Пярт, и первым интерпретатором роли Сони была Л.Семеняка.

Слава балерины гремит за пределами родной страны. Ею восхищается английская, венгерская и шведская публика. В 1987 г. Л.Семеняка участвовала в гала-концерте в Вашингтоне, посвященном историческим переговорам М.Горбачёва и Р.Рейгана. В 1990-1991 гг. Л.Семеняка сотрудничала с Английским национальным балетом. Среди ролей, исполненных ею в Великобритании – Золушка, Мари, Аврора.

О ней с восторгом пишут К.Барнс, М.Кларк, А.Киссельгоф и иные известные балетные критики. Стиль балерины почтительно именуют «балетным бельканто», подразумевая единство выразительности и изысканной техничности. В Л.Семеняке видят продолжательницу традиций русских балерин XIX столетия, сохраняющую аристократизм и величественную чистоту классического танца.

В 1999 г. состоялся балетмейстерский дебют балерины: Л.Семеняка поставила собственный сольный номер под заглавием «Из роли в роль», основывался он на музыке . Впоследствии она ставила спектакли в Астрахани и Екатеринбурге в собственных редакциях.

Одаренность артистки достаточно многогранна: разработка либретто для балетных спектаклей, создание сценических аксессуаров и костюмов, в 2004 г. играла она в драматических спектаклях – в пьесах, представлявшихся театром «Школа современной пьесы».

Наряду с деятельностью творческой Л.Семеняка всегда вела активную общественную деятельность. В советское время она входила в состав Комитета защиты мира. В 1989 г. прошел благотворительный концерт под названием «Приглашает Людмила Семеняка», где были представлены, в частности, отрывки из постановок и , прежде в СССР не исполнявшихся, а балерина стала одним из первых организаторов подобных акций в Советском Союзе. Участвовала балерина и в благотворительных концертах, проходивших в иных государствах – Израиле, США и Бельгии.

На протяжении своей сценической карьеры исполнительница многократно удостаивалась различных премий и почетных званий: звание заслуженной, а затем народной артистки РСФСР, премия «Evening Standard» в Великобритании, «Хрустальная роза Донецка», приз «Душа танца» от журнала «Балет».

Л.Семеняка продолжает работать в Большом театре – с 2002 г. она является педагогом-репетитором.

Музыкальные Сезоны