Мария Пахоменко: биография, личная жизнь и фото певицы. Две жизни марии пахоменко Пахоменко мария леонидовна и колкер

Музыка - одно из самых прекрасных изобретений человечества. Она обладает удивительной способностью пробуждать самые потаенные чувства, менять настроение слушателя в мгновение ока. В былые столетия композиторы, писавшие прекрасные мелодии, пользовались огромным уважением и любовью слушателей. Однако сегодня о тех, кто сочиняет музыку, вспоминают реже, и весь успех чаще достается исполнителям.

Композитор Александр Колкер, подаривший миру немало прекрасных мелодий, к счастью не относится к числу недооцененных композиторов. Кроме необыкновенного таланта Александра Наумовича, в этом есть и заслуга его супруги - Марии Пархоменко, которая являлась исполнительницей большинства его прекрасных песен.

Александр Колкер: биография ранних лет

О своем детстве знаменитый композитор не очень любил распространяться. Известно, что родился он в Ленинграде в 1933 г. Музыкальные способности юного Александра довольно рано проявились, и родители отдали его в специализированную школу учиться игре на скрипке. Когда парню исполнилось 17 лет, он с успехом закончил обучение. Однако связать свое будущее с музыкой не рискнул, поэтому отправился изучать профессию инженера в Электротехнический институт.

Начало творческого пути

Несмотря на вполне успешную учебу в одном из самых престижных вузов Ленинграда, Александра Колкера не оставляло желание заниматься музыкой. Поэтому он в свободное время посещал композиторские курсы Иосифа Пустыльника при ленинградском Союзе композиторов. Использовать получаемые знания на практике талантливому юноше пришлось довольно скоро. Он начал писать музыку для студенческих театральных постановок в родном вузе. Кроме этого, парень был одним из инициаторов создания Молодежного эстрадного ансамбля в Ленинграде. В 1956 г. Колкер Александр Наумович закончил учебу в институте и был отправлен работать инженером в лабораторию при одном из заводов в Ленинграде. Однако пробыл он там недолго. Вскоре мужчина стал профессиональным композитором.

Александр Колкер и его муза и супруга Мария Пахоменко

К началу шестидесятых Александр Наумович был уже довольно известным композитором, популярным среди ленинградской интеллигенции. Вот только всесоюзная, а позже и всемирная известность пришла к нему благодаря его супруге - Марии Леонидовне Пахоменко. Познакомившись с этой скромной девушкой с удивительным голосом и абсолютным слухом, композитор влюбился в нее с первого взгляда. Несмотря на то, что у начинающей певицы было немало ухажеров, она ответила на чувства Александра Колкера, который, к слову, обладал не очень выразительной внешностью. Вскоре молодые люди поженились. Так возник музыкальный союз, который породил немало прекрасных и душевных песен.

Несмотря на то, что творения Колкера позже исполняли и такие звезды музыкального небосвода, как Лидия Клемент («День и ночь»), Иосиф Кобзон («Разве не бывает зависть - белая») и Муслим Магомаев («Пожалуйста, не плачь»), большинство хитов Александра Наумовича пела именно Мария Пахоменко. В 1964 г. первые песни Колкера в исполнении супруги были записаны на пластинку журнала «Кругозор». Среди них такой известный хит, как «Качает, качает…». Он моментально прославил супругов на весь СССР.

Через два года вышла первая сольная пластинка Марии Пахоменко под названием «Песни А. Колкера». Здесь певица исполнила наиболее полюбившиеся слушателям произведения своего супруга, в том числе обожаемую миллионами композицию «Стоят девчонки, стоят в сторонке». Наиболее известные песни Александра Колкера, которые спела его жена: «Если б не было в мире влюблённых», «Красивые слова», «Рябина», «Сила любви», «Утоли мои печали».

Сотрудничество с Кимом Рыжовым

Кроме Марии Пахоменко, был в творческой судьбе Александра Наумовича еще один важный человек. Это автор текстов к большинству песен композитора - Ким Иванович Рыжов. Сотрудничество началось в конце пятидесятых и продлилось всю жизнь. Кроме того, этих мужчин связывала крепкая дружба, которая не померкла с годами. Именно Рыжов написал тексты к большинству хитов Колкера. Самые популярные совместные работы творческого тандема - песни «Журавль в небе », «Красивые слова», «Мне выпало счастье», «Стоят девчонки, стоят в сторонке», «Не спеши», «Не ошибись», «Ночной трамвай», «Прощание с морем» и конечно же хит «Эй, ухнем». Кроме этого, Ким Иванович написал слова и к многим мюзиклам своего друга.

Мюзиклы Колкера

Кроме написания мелодий к отдельным песням, Александр Наумович всегда тяготел к созданию более масштабных произведений - оперетт, которые сегодня модно называть мюзиклами. Многие из таких произведений, музыку к которым написал этот композитор, до сих пор успешно ставятся не только в России, но и в Украине, Чехии, Польше, Болгарии и других странах. Наиболее популярные - «Труффальдино из Бергамо», «Трое в лодке, не считая собаки», «Овод», «Гадюка». А также всегда актуальная трилогия: «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина».

Наиболее популярные кинокартины, музыку к которым написал Александр Колкер

По мотивам некоторых мюзиклов композитора были сняты одноименные киноленты. Это «Труффальдино из Бергамо» с (озвучивал Михаил Боярский); «Трое в лодке, не считая собаки» с Андреем Мироновым, Александром Ширвиндтом и Михаилом Державиным; «Свадьба Кречинского» и «Смерть Тарелкина». Помимо вышеперечисленных кинокартин, Александр Колкер песни писал и для других популярных лент. Его музыка использовалась более чем в тридцати художественных фильмах.

Первый кинопроект, в котором участвовал Александр Наумович, - это фильм-спектакль «Давайте знакомиться: месяц Май». Через два года композитор написал музыку к картине и Игоря Масленникова «Личная жизнь Кузяева Валентина». Позже Александр Колкер работал с Масленниковым над еще одним проектом - «Завтра, третьего апреля…». Среди наиболее известных кинокартин, к которым написал музыку композитор, - «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Последние дни Помпеи», «Мелодия на два голоса» и «Идеалистка». Также Колкер является автором музыки к документальной ленте о его супруге.

Александр Колкер: семья

Александр Наумович и Мария Леонидовна смогли сохранить свой союз на протяжении многих лет. О супругах часто ходили неприятные сплетни, к которым они скоро привыкли, ничего н отрицая и не доказывая свою правоту. Кстати, у пары родился только один ребенок - дочка Наталья. К сожалению, в последние годы жизни Марии Пахоменко (умерла в 2013 г.) в семье Колкера не все было благополучно. Певица страдала от тяжелой формы болезни Альцгеймера. В связи с этим в прессе печаталось множество статей, в которых Александра Колкера обвиняли в том, что он бьет супругу. При этом никто из людей, знающих близко эту пару, не подтвердил этого факта.

Что касается дочери Натальи, то у нее сложились очень прохладные отношения с отцом. Она даже взяла фамилию матери. После смерти Марии Пахоменко Наташа активно поливает отца грязью в прессе и пытается отсудить у него некоторое имущество. Хотя те же самые издания одновременно трубят на весь мир, что Наталья сама сдала больную мать в богадельню. Кто в этой ситуации прав, а кто нет - неизвестно. А поклонникам творчества Колкера и Пахоменко остается просто наслаждаться их произведениями и стараться поменьше читать о личной жизни звезд.

Занимательные факты

О жизни композитора имеется и очень интересная информация, о которой вы, возможно, никогда не слышали:

  • Долгое время в СССР Александра Наумовича не пускали на гастроли вместе с супругой, так как боялись, что они сбегут из страны. Но позже этот запрет был снят.
  • Своим духовных учителем композитор называл Василия Соловьева-Седого.
  • Колкер является автором автобиографической книги «Лифт вниз не поднимает!».
  • Одной из первых песен композитора, на слова Рыжова, которую спела Мария Пахоменко, была «Карелия». За нее он был удостоен Республикой Карелией звания "Почетного гражданина".
  • Несмотря на кажущуюся легкость звучания мелодий композитора, сыграть их не так просто, как кажется, о чем можно судить, лишь взглянув в ноты.

Александр Колкер, кстати, недавно отпраздновал свой 83-й юбилей. И несмотря на все свои проблемы со здоровьем и слухи, которые ходят о нем, он старается сохранять позитивный настрой.

Автор букета шлягеров (их пели Мария Пахоменко, Андрей Миронов, Муслим Магомаев, Анна Герман и другие), мюзиклов, оперетт, опер (их поставили Георгий Товстоногов, Игорь Владимиров, Александр Ширвиндт), музыки к фильмам («Трое в лодке, не считая собаки», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Труффальдино из Бергамо») впервые за последние полвека встречает день рождения без своей Музы, жены и соратника, народной артистки России, первой советской обладательницы Гран-при конкурса «Золотой Орфей» Марии Пахоменко... В этот красивый солнечный день в Петербурге не хочется вновь вспоминать , оставившей композитора в непрекращающихся судах с родственниками и, по сути, в одиночестве.

Александр Наумович назначил нашим питерским корреспондентам встречу на Австрийской площади, в книжном клубе, где они любили бывать и выступали с Марией Пахоменко. На стене их портрет, в центре зала фортепиано, а в портфеле у Колкера фотографии, афиши, с них смотритсемейная пара, которой 54 года восхищался весь Петербург… Рассказывая про свою жизнь, маэстро не мог сдержать слез – и боли, и радости.

Александр Наумович, Мария Пахоменко в 1971 году первой из советских эстрадных певиц (раньше Аллы Пугачевой) выиграла Гран-при на международном конкурсе «Золотой Орфей» в Болгарии… Расскажите, каким был тот звездный час?

Екатерина Алексеевна Фурцева (легендарный советский министр культуры. – Прим. Авт.) прислала в «Ленконцерт» телеграмму с приказом командировать артистку Пахоменко на «Золотой Орфей». Маша уже спела нашу первую песню «Качает, качает…» из музыки к спектаклю по роману Даниила Гранина «Иду на грозу», уже «качало» всю Россию, и министр Фурцева приказала директору «Ленконцерта» Григорию Коркину отправить Пахоменко на международный фестиваль песни в Болгарии… А где взять концертное платье? А кто сделает прическу – у Маши волосы до щиколоток? А кто займется макияжем? Кто напишет партитуру для большого симфоджаза в Болгарии?.. Но мы кое-как справились. «Ленфильм» сшил Маше роскошный костюм, который остался, как у Эдит Пиаф, на всю жизнь, Саша Колкер написал партитуры для большого оркестра, и Маша поехала на этот фестиваль...

А как вы, выпускник ЛЭТИ (электротехнического института имени Ульянова (Ленина), смогли написать партитуры для большого оркестра?

Саша Колкер окончил не только ЛЭТИ, но музыкальную школу по классу скрипки, а потом играл во всех танцбэндах в Мраморном зале (знаменитых на весь Ленинград танцевальных вечерах во Дворце имени Кирова, на Васильевском острове. – Прим. Авт.)

- И этого хватало, чтобы партитуры писать для международных конкурсов?

Для кого-то не хватало, но я постепенно стал профессионалом. Экстерном окончил Консерваторию, учился на семинарах начинающих композиторов в Союзе композиторов, проходил анализ формы, гармонию и так далее – все это изучил. И тут же применял знания на практике, зарабатывая по 20 копеек за партитурный такт, оркестровал песни Носова, Прицкера, Соловьева-Седого, Колмановского, Пахмутовой. Я приносил оркестровку Александру Александровичу Владимирцову (легенде ленинградской эстрады. – Прим. Авт.) в его эстрадно-симфонический оркестр, и мне платили 20-30 рублей. Это были большие деньги…

Но вернемся к «Орфею»... Советская артистка Мария Пахоменко приехала в Бургас, и кто-то ей посоветовал: «Маша, прекрати, никто тебе прическу здесь делать не будет, визажисты и гримеры заняты своим делом». А Маша была скромной женщиной, сама навязываться не хотела. «Распусти волосы водопадом, чтобы они увидели эту немыслимую вещь – волосы до щиколоток!» Она так и сделала и вышла на сцену. Перед ней выступала венгерка Катя Ковач, которая пел хулиганскую песню «Как я потеряла свою невинность»… А Маша пела чистую лирику Пахмутовой «Я тобой переболею, ненаглядный мой…», мою песню «Чудо-кони» и мелодию болгарского композитора Виктора Раевича «Дон-Кихот», неизвестную, но это было условием участия в конкурсе.

- Вы, конечно же, были рядом с женой!

Меня не выпустили в Болгарию. В те годы считалось нонсенсом: как это, мужа с женой вместе выпустить за границу? Никогда в жизни! Чтобы получать хоть какую-то информацию, я звонил в наше консульство в Варну, в посольство в Софию: «Скажите, как моя Марусечка, как она выступила? Я умираю!» Мне отвечала дама, и я по телефонному разговору и ее голосу понимал, что у нее на голове хала (модная в ту пору прическа. – Прим. Авт.): «Уважаемый Александр Наумович, у нас такая текучка, столько дел! Мы не могли в Бургас подъехать на конкурс «Золотой Орфей», но видели по телевидению, что всем по одному букету цветов дарили, а вашей Машеньке три букета»… Спасибо большое, что хоть это!

- «Золотой Орфей» был тогда престижнейший эстрадный конкурс! И теперь его уже лет десять нет…

Нет уже и конкурса песни в польском Сопоте, куда я ездил от Советского Союза членом жюри…

Так вот, на том «Золотом Орфее» 1971 года жюри под «все дела» и под кавиар просидело всю ночь, решая, кому второе место, кому первое, кому Гран-при. Утром, покачиваясь, они вышли и объявили: «Третье место - Кате Ковач, второе, первое - кому-то еще, а Гран-при присуждается молодой ленинградской певице Марии Пахоменко!» Она, извините, офигела, не понимала, что происходит, а к ней подошли и сказали: «Маша, ты завоевала Гран-при!» На радостях она побежала звонить Фурцевой, чтобы по телефону сообщить радостную новость. Екатерины Алексеевны не было, трубку взял Завен Гевондович Варданян, помощник Фурцевой по музыкальным вопросам. И Маша как заорала в трубку: «Ура, ура, ура, я везу Гран-при!» А он ей отвечает: «Маруся, чего орешь как зарезанная? Слышу, Гран-при… А где же первое место?!» Это был 1971 год… А в 1978-м Маша выступала в Каннах во Франции и получила главный приз «Нефритовую пластинку». А в 1982 году я ее свез в Песочное, потому что у нее обнаружили рак, и ее спасли, вовремя сделали операцию. Я тогда просидел, не отходя, неделю возле ее кровати…

В 70-х Мария Пахоменко стала не просто популярнейшей и любимейшей певицей, легко собирающей дворцы спорта… А как к ней относились власти?

Ее все любили. А она оставалась такой скромной… Мы выезжали на Белое море, на Баренцево море, мы выступали на Усть-Илимской, на Братской, на Ангарской, на Красноярской и два раза на Саяно-Шушенской ГЭС – везде был невероятно теплый прием. Она выступала даже на XXV съезде партии, где присутствовал весь коммунистический мир – Брежнев, Фидель Кастро, Густав Гусак и прочие. Мария Пахоменко вышла на сцену и покорила Кремль. Там, кстати, была смешная история с трубачом Витей Игнатьевым, который любил выпить, но здорово свистел на трубе – его не пустили на эту сцену, хотя он был абсолютно трезв - потому что у него был инструмент направленного звучания! Флейта «смотрела» в сторону, гитара – тоже, это, пожалуйста, но трубу направить в зал на съезде партии было никак нельзя! Чины из КГБ сказали: «А ты, мальчик, постой вот здесь!» А после выступления министр культуры нес Маше чемодан до гримерки…
Боже мой, разве все вспомнишь…

- Вы ведь автомобилист с полувекомым стажем… А сейчас за рулем?

Держусь, езжу.

- Помню, в советские годы у вас была шикарная по тем временам черная «Волга»...

А как же! Сейчас уже получше машина - «Мерседес». Но дело не в этом. Дело в том, что произошла ужасная и кошмарная история с композитором Колкером, который ничем не запятнал себя, который летал в Комсомольск-на-Амуре с Юрием Гагариным, когда Хрущев наградил этот героический город орденом Ленина… С Колкером, который выступал в Чехословакии, в Пардубице, на Дне авиации, вышел на сцену, сел к роялю и напел свою песню из «Хроники пикирующего бомбардировщика» («Туман, туман…»), после чего на сцену поднялся трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб, увешенный орденами, примерно как Гагарин, от шеи до колен, и сказал мне: «Саня, ты написал правдивую песню, которая нравится моим военным друзьям, летчикам», снял со своей груди Орден Красной звезды и наградил меня… Вот такая моя жизнь… Я прожил ее для своей семьи и для государства, а когда со мной случилась беда и горе, то меня никто не услышал. Когда их моей квартиры «вдруг» пропали ноты, клавиры, партитуры моих лучших произведений, я написал во все инстанции, в ответ мои письма спускали все ниже и ниже, пока не пришел участковый, заявившей, что пропавшие документы не имеют ценности…

Но вот буквально вчера звонит мне Киевский театр и умоляет прислать партитуру «Труффальдино из Бергамо» (музыку к спектаклю «Труффальдино» Колкер написал в середине 70-х, эта музыкальная комедия была экранизирована, с Константином Райкиным и Натальей Гундаревой, и теперь идет в нескольких российских театрах, в мае 2013 была поставлена в Томске, в Северском музыкальном театре. – Прим. Авт.). В Украине ставят спектакль, а у меня нет авторской партитуты – все бесследно пропало из моего дома… «Кто-то» открыл дверь, не сломав, и вынес не драгоценности, не вещи, а мои ноты, прекрасно зная, что это для меня самое дорогое…

Вы ведь написали свои лучшие песни и лучшие спектакли вместе с постоянным соавтором, поэтом Кимом Рыжовым, которого тоже уже нет в живых…

Ким ушел из жизни 14 лет назад, тяжело болел, ему отняли ногу до основания… У меня в жизни было два родных человека: Машенька Пахоменко и Кимуша Рыжов. С Кимушей я все написал. Это был человек невероятного жизнелюбия и такого же юмора, неунывающий, он мне говорил: «Саня, а вот попробуй подойти к пивному ларьку и взять без очереди кружку пива? А я на лыжах (свои костыли он называл лыжами) подойду, и все расступаются. И мне наливают!»

А какой талант написать такие строчки: «Остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озер» к песне «Карелия». Все мои мюзиклы написаны с ним, и фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика»… Да все с ним! Он жил на восьмом этаже, а я на пятом, мы вместе кончали ЛЭТИ, попали в 303-й НИИ, почтовый ящик 128, и имели допуск к самой секретной работе.

Но тогда уже думали больше о песнях, о музыке и стихах, чем о работе. У меня стоял паяльник с канифолью, а у Кимуши, он рядом сидел на верстаке, был огромный шуруп. Когда входил завлаб в лабораторию, я совал паяльник так, что все дымилось, а Кимуша свой шуруп поворачивал отверткой в разные стороны – казалось, что мы работаем, а государству казалось, что нам платят, мы получали по 90 рублей в месяц. Такая жизнь, даже не жизнь, а песня…

Александр Наумович, семейный конфликт не рассорил вас с вашей любимицей, Машей Пахоменко-младшей? Внучка не забудет поздравить дедушку с юбилеем?

Маша вышла замуж, муж ленинградец, зовут его Александр. Внучка приезжает к дедуле, получает финансовую поддержку. На днях позвонила и сказала, что 28 июля не успевает, но через неделю приедет, поздравит. Живет в Тель-Авиве с мужем, говорит, что с мужем работает в оборонной промышленности Израиле, что-то связанное с компьютерами. Они строят свои планы, чтобы ехать на ПМЖ в Австралию, в Америку не хотят, в Европу тоже. Но я думаю, это еще тысячу раз поменяется, потому что ей 24 года, она красотка, с короткой стрижкой, она умница и все понимает, а я для нее по-прежнему «дедуля».

О том, как он «доживает» свой век, а также о проблемах с дочерью и «вражде» с Пьехой и Сенчиной он рассказал композитор рассказал накануне юбилея.

О Марии Пахоменко

«В свои 85 лет я регулярно за рулем отправляюсь в Комарово (пригород Санкт-Петербурга - прим. ред.) к моей Машеньке (певица Мария Пахоменко похоронена на Комаровском кладбище - прим. ред.). Я не расстаюсь с ней, а она не расстается со мной. Вся моя однушка, в которой я доживаю свой век, завешана изображениями и плакатами моей Марусеньки. Да, этот день рождения я вновь проведу без нее и эта боль всегда со мной, я с ней живу».

«На протяжении 54 лет нашего брака, нас все время пытались развести, задавали вопрос: «Скажите правду, вы уже развелись?» Никак не могли смириться с тем, что такая русская красавица и такая самобытная певица вышла замуж за этого очкарика. Как-то мне надоело оправдываться, а мой товарищ Ким Рыжова посоветовал мне: «Что ты все время оправдываешься, кто следующий спросит – ответить!» Когда раздался очередной звонок с вопросом, то я решил пошутить: «Да, это случилось! Машенька сразу вышла замуж за Кобзона, а я женился на Пьехе». Хоть мне и никто не поверил».

О своей жизни

«Я с Машенькой не расстаюсь и не хочу расставаться. Я заключил договор с ритуальной компанией, которая расположена в центре города, чтобы после моей смерти меня кремировали и урну с моим прахом захоронили вместе с моей Машенькой. Уже договорился с администрацией кладбища, заказал себе скромное надгробие из черного гранита, которое будет прислонено к камню, где написано «Мария Пахоменко». А на моем маленьком надгробии будет написано «Александр Колкер» и мы навечно будем вместе».

«Хотя против этого выступает моя дочь Наташа, которая забросала письмами все инстанции, начиная от Смольного и кончая дирекцией Комаровского кладбища. Она пишет: «Никогда не допустит, чтобы прах еврея Колкера захоронили в могилу моей православной мамочки!» Вот так я доживаю свой век».

Об отношениях с дочкой

«Против моей дочки и ее сожителя в 2015 году возбуждено уголовное дело, поскольку они украли у меня в 2012 году все, что я написал за 60 лет своей композиторской жизни, ведь наши квартиры разделяет несколько метров – они жили напротив. Это случилось, когда я вышел за лекарствами в аптеку, поскольку у меня уже 11 лет стоит клапан, а два года назад мне заменили аорту протезом, мне постоянно требуются лекарства. В этот момент они сумели перекинуть все партитуры, все клавиры, все, что у меня лежало в шкафе в прихожей, а затем и увезти все это. Сейчас они объявлены в розыск, сами проживают где-то в Праге - по крайней мере, там Наталья заверяет свои жуткие письма».

«Я даже на дачу в Усть-Нарве не могу попасть, потому что в 2012 году по договору дарения переписал все три кооперативных квартирки в Санкт-Петербурге и три дома в Усть-Нарве на дочь, которая сказала: «Вы уже старые». Все принадлежит ей! Я думаю, что именно за этим и приехал профессиональный Жигало и брачный аферист, у которого моя дочь оказалась седьмой, ему нужна эта недвижимость».

О творческой деятельности

«Более 30 театров поставили мой мюзикл «Свадьба Кречинского», 15 зарубежных и 15 русских. 7 сентября будет 20-ая премьера моего мюзикла «Труффальдино из Бергамо» в Рязани, а до этого была премьера в Киеве, а еще раньше во Львове. Из Нью-Йорка был недавно звонок: «Мистер Колкер, мы делаем большую передачу, которая посвящена современному музыкальному искусству России, хотим сделать лейтмотивом вашу песню, которую вы написали 50 лет назад – «Стоят девчонки». Я сначала не поверил, попросил перезвонить в РАО, но потом оказалось правдой. А сейчас я уже ничего не пишу, все, что я хотел сделать – уже сделал».

О любимой внучке

«Я очень люблю свою внучку Марию Пахоменко, каждый месяц на карточку перевожу ей определенные суммы денег. На днях поговорил с ней по телефону, она 27 июля поздравит меня, потому что 28-го я выключу все телефону, не хочу ни с кем общаться. Она вышла замуж за молодого человека Сашу, получилось, что мы были Маша и Саша XX века, а они Машенька и Сашенька XXI века. Весте они освоили очень сложную и рискованную специальность - дайвинг, причем они занимаются этим в разных странах, работают на разных пляжах. Как-то она звонит мне: «Дедуленька, я тебе звоню из Манила, мы скоро прилетим, готовься встречать». Через два дня перезванивает: «Ой, дедуля, нас в Китай не пустили, поэтому мы полетели в Лондон, а потом уже в Петербург».

О своем 85-летии

«Какой день рождения был самым ярким? Я даже не запоминаю их, потому что в этом смысле настолько приземленный человек. Вчера ездил к зубному врачу, которая спрашивает: «Как будете праздновать свой юбилей. Загуляешь, наверное?» - «Да, я позволю себе выпить не один стакан, а два стакана кефира». Многие устраивают пышные торжества, концерты, но я прожил такую прекрасную жизнь. Между мной и нынешними звездами большая пропасть – я житель блокадного Ленинграда, я знал Гагарина и Товстоногова, моя песня является гимном Карелии. И хоть мне 85, мне без конца звонят из разных городов России, приглашают на очередную постановку».

О войне Пахоменко и Пьехи

«Не было никогда никакой войны! Никогда! Нам нечего делить с Пьехой было, она - такая, а Машенька - другая. Да, многие пели мои песни, а Пьеха нет - я ей не давал, потому что она пела «я лублу», а мне это очень не нравилось!»

«Эдита Пьеха была единственной, кто прислал венок на могилу Машеньки (Мария Пахоменко умерла в 2013 году - прим. ред.)! А вот Людмила Сенчина скопировала с Пахоменко не только прическу, но и наряды, манеры пения».

Мария Пахоменко – советская и российская эстрадная певица, народная артистка России (1998). В своей манере исполнения сочетала народный стиль с эстрадным вокалом, была любима слушателями за проникновенное пение и мягкий тембр голоса.

Детство и юношеские годы

Будущая певица родилась в маленькой белорусской деревеньке с музыкальным названием Лютня, где в ту пору учительствовали ее родители. Вскоре семья перебралась в Ленинград, где Мария пошла в первый класс. С ранних лет девочка отличалась прекрасным голосом и абсолютным музыкальным слухом, пела в хоре и даже организовала с одноклассниками музыкальный квартет.


Помимо пения Маша серьезно увлекалась изучением французского языка и после окончания школы мечтала поступить на переводческий факультет. Однако жизнь внесла свои коррективы в ее планы, и после девятого класса Мария решила получить рабочую специальность и отнесла документы в радиотехнический техникум, который, будучи творческой натурой, окончила с трудом.

Позже Мария все-таки стала заниматься любимым делом – окончила музыкальное училище, устроилась в школу преподавателем пения и все свободное время посвящала творчеству, выступая в кружке художественной самодеятельности при местном Дворце культуры.


Однажды девушке на глаза попалось объявление о наборе вокалистов в музыкальный ансамбль, что не могло ее не заинтересовать. Маша пришла на прослушивание со своим школьным квартетом и исполнила несколько песен. Члены приемной комиссии были совершенно очарованы их выступлением и единогласно приняли ребят в коллектив. Одним из основателей Ленинградского музыкального эстрадного ансамбля был молодой композитор Александр Колкер, который через два года стал мужем Пахоменко.

Музыкальная карьера

Именно Колкер уговорил Марию уже через несколько лет покинуть ансамбль и отправиться в сольное плавание. В 1964 году Александр написал музыку к песне «Качает, качает», которая была использована в спектакле «Иду на грозу» по роману Даниила Гранина. Колкер предложил Марии записать лиричную композицию для радио. Успех превзошел все их ожидания – о Пахоменко заговорили как о новой эстрадной звезде, песни в ее исполнении стали звучать на радио и телевидении.

Мария Пахоменко - «Качает, качает»

В 1964-м стали выходить первые пластинки с песнями Пахоменко на музыку Колкера. За несколько лет благодаря столь плодотворному творческому союзу Александра и Марии вышли грампластинки с песнями «Мне выпало счастье» (1964), «Красивые слова» (1965), «Утоли мою печаль» (1966). Самой популярной песней того периода стала, конечно, «Стоят девчонки», выпущенная в 1967 году.

Мария Пахоменко - «Стоят девчонки»

Признание певица быстро обрела не только у слушателей, но и на конкурсах и фестивалях. Так, в 1964 году Пахоменко победила на конкурсе радиостанции «Юность», исполнив песню «Опять плывут куда-то корабли». Записи песен Пахоменко выходили миллионными тиражами и тут же становились шлягерами, которые пела вся страна. Это подтвердилось в 1968 году, когда популярная эстрадная певица получила «Нефритовую пластинку» в Каннах за продажу 2,5 миллиона своих грампластинок.


Помимо Колкера музыку для нежного меццо-сопрано Пахоменко писали такие именитые советские композиторы, как Александра Пахмутова («Ненаглядный мой») и Оскар Фельцман («Вальс при свечах»). Мария также «воскресила» забытые популярные песни прошлых лет – «Лучше нету того цвету» Матвея Блантера и «К нам в Саратов» Марка Фрадкина. Немалый успех принесли Пахоменко дуэты с такими популярными исполнителями, как Эдуард Хиль и ВИА «Поющие гитары».

Мария Пахоменко - «Ненаглядный мой»

За двадцать лет своей блестящей карьеры Мария объездила с гастролями весь Советский Союз, побывала во многих зарубежных странах, стала обладательницей «Золотого Орфея» (1971) за исполнение песни Александры Пахмутовой «Ненаглядный мой» и других престижных музыкальных премий. В 1976 году певица была удостоена высоких званий Заслуженной артистки СССР. В 1982 году певица вела на ленинградском телевидении собственную музыкальную программу «Приглашает Мария Пахоменко».


Наряду с Людмилой Сенчиной и Валентиной Толкуновой Пахоменко для многих советских слушателей стала образцом трогательного и проникновенного исполнения лирических песен. Но в начале девяностых популярность певицы пошла на спад, на смену Пахоменко пришли более современные исполнительницы: Алла Пугачева , София Ротару , Эдита Пьеха . Мария не приняла новые веяния в культуре, негативно отзывалась о новой поп- и рок-музыке и не хотела менять свой репертуар на угоду публике.

Интервью Марии Пахоменко

Личная жизнь Марии Пахоменко

Мария и Александр Колкер поженились в ранней юности, когда девушке едва исполнилось девятнадцать, а ее избраннику – двадцать три. В юности Колкер покорил Марию своей музыкой, а молодая певица с первого взгляда очаровала Александра своим голосом и обаянием. Для всех поклонников эта пара была одной из самых гармоничных в советской эстраде. Они прожили вместе более пятидесяти лет, воспитали дочь Наташу.

В начале сентября муж народной артистки Марии Пахоменко, композитор Александр Колкер, объявил во всеуслышание: жена пропала! Верните мою Машеньку! И даже обратился с открытым письмом с обвинениями в адрес своей дочери Натальи. Якобы та украла родительницу, страдающую болезнью Альцгеймера , пишет «Комсомольская правда».

— Мы забрали маму к себе два месяца назад, — рассказывает свою версию Наталья Пахоменко. — Позвонили соседи по поселку. Они видели, как отец бьет маму. Мы с мужем поехали на дачу. И уже на входе я услышала дикие крики. Вхожу и вижу: он бьет ее по голове. Объяснил, что она не поставила за собой пустую чашку в мойку, а он приучает ее к самостоятельности. Я решила, что мама не заслуживает такой судьбы. Поэтому и забрала ее себе.

Мария Леонидовна, которую поклонники помнят белокурой красавицей с густой косой и уникальным голосом, по словам дочери, частенько бывала в синяках. В этот раз еще и весила 38 килограммов при росте 160 сантиметров. Боялась любого шороха.

Легенда советской эстрады с мужем и ее дочь с семьей живут на одной лестничной площадке, дверь в дверь. И это сильно осложняет дело.

В феврале этого года по СМИ прошла тревожная новость: народная артистка Мария Пахоменко пропала.

— Я узнала о том, что мама пропала, только на следующий день, — говорит дочь. — И то случайно: сосед зашел и попросил вернуть ему куртку, которую он дал Марии Леонидовне, встретив ее во дворе в домашней одежде. А отец все это время спокойно сидел дома и не заявлял в полицию. Даже не поинтересовался, не у меня ли она находится. Достаточно было одного телефонного звонка!

А следующее обвинение Натальи в адрес отца звучало бы чудовищно, если бы ему не было документального подтверждения в виде медицинских справок о множественных переломах ребер и около десятка свидетелей.

— В больнице ей сделали рентген: половина ребер сломана, и переломы уже застарелые, — говорит дочь. – А однажды она попала на скорой в отделение с травмой копчика. Колкер потом объяснил: упала со стремянки. Но у них дома и стремянки-то нет!

Наталья хочет только одного: чтобы ей дали спокойно ухаживать за матерью. Марию Пахоменко нужно положить в стационар на профилактику. А документы, включая паспорт, медстраховку, остались у Колкера. Он обещает: как только дочь отправит мать в больницу, он сразу же заберет.

У мужа Марии Пахоменко , заслуженного деятеля искусств России, композитора Александра Колкера, другая версия.

— Проблемы в нашей семье начались полгода назад, когда появился этот жиголо, — говорит Александр Наумович. — Какой он муж? Он брачный аферист, нашел Наталью по Интернету. И теперь живет в ее квартире, забрал у нее машину, которую я подарил дочери. Знаете, что он сказал летом, когда выгнал меня с дачи в Нарве? «Вали отсюда!» — и это мне, заслуженному пожилому человеку. Он высокого роста, намного выше меня, и я с ним не смогу справиться. Пришлось уехать и лето провести в городе.

А теперь они украли еще и мою жену. Я прожил с Марией Леонидовной 54 года. Писал ей песни, ухаживал за ней все последние годы, стирал белье, у нас даже стиральной машинки нет — некуда поставить в нашей маленькой квартире. А теперь дочь говорит, что я бил свою жену? Где логика? И где документы, подтверждающие это? Она клевещет! И я никогда с ней не помирюсь, после всего об этом не может быть и речи. ВИДЕО 100ТВ