Мухина вера игнатьевна - великие любовные истории. Биография Автором скульптуры является в и мухина

Вера Игнатьевна Мухина

Вера Игнатьевна Мухина – известный советский скульптор, лауреат пяти Сталинских премий, член Президиума АХ СССР.

Биография

В.И. Мухина родилась 19.06/1.07.1889 года в Риге, в семье зажиточного купца. После смерти матери Вера с отцом и старшей сестрой Марией в 1892 году переехала в Крым, в Феодосию. Мать Веры умерла в тридцать лет от туберкулеза в Ницце, где проходила лечение. В Феодосии неожиданно для семьи Мухиных у Веры проснулась тяга к живописи. Отец мечтал, что младшая дочь продолжит его дело, характером – упрямая, настойчивая – девочка пошла в него. Сына Бог ему не дал, а на старшую дочь он не рассчитывал - для Марии важны были лишь балы и развлечения. Но Вера унаследовала тягу к искусству от матери. Надежда Вильгельмовна Мухина в девичестве Мюде (она имела французские корни) умела немного петь, сочинять стихи и рисовала в своем альбоме любимых дочерей.

Первые уроки рисования и живописи Вера получила от учителя рисования в гимназии, куда поступила учиться. Под его наставлением она в местной картинной галерее копировала картины Айвазовского. Девочка делала это с полной самоотдачей, получая от работы огромное удовольствие. Но счастливое детство, где все предопределено и понятно, внезапно закончилось. В 1904 году у Мухиной умер отец, и по настоянию опекунов, братьев отца, она вместе с сестрой переехала в Курск. Там Вера продолжила обучение в гимназии, окончила ее в 1906 году. На следующий год Мухина с сестрой и дядюшками уехала жить в Москву.

В столице Вера делала все возможное, чтобы продолжить изучение живописи. Для начала она поступила в частную студию живописи к Юону Константину Федоровичу, брала уроки у Дудина. Очень скоро Вера поняла: ее интересует еще скульптура. Этому поспособствовало посещение студии скульптора-самоучки Н. А. Синицыной. К сожалению, в студии не было преподавателей, каждый лепил, как умел. Посещали ее учащиеся частных художественных школ и студенты Строгановского училища. В 1911 году Мухина перешла в ученицы к живописцу Илье Ивановичу Машкову. Но больше всего ей хотелось поехать в Париж - в столицу-законодательницу новых художественных вкусов. Там можно было продолжить образование в скульптуре, которого ей не хватало. То, что у нее есть к этому способности, Вера не сомневалась. Ведь сам скульптор Н. А. Андреев, который часто заглядывал в мастерскую к Синицыной, неоднократно отмечал ее работы. Он был известен как автор памятника Гоголю. Поэтому к мнению Андреева девушка прислушивалась. Только дядюшки-опекуны были против отъезда племянницы. Помог несчастный случай: Вера гостила у родственников в имении под Смоленском, когда съезжала с горы на санках, сломала нос. Местные врачи оказали помощь. Долечиваться Веру дядюшки оправили в Париж. Итак, мечта сбылась, пусть даже такой дорогой ценой. В столице Франции Мухина перенесла несколько операций по пластике носа. На протяжении всего лечения она брала уроки в Академии Гранд Шомьер у известного французского скульптора-монументалиста Э. А. Бурделя, бывшего помощника Родена, чьим творением она восхищалась. Пополнить художественное образование ей еще помогла сама атмосфера города – архитектура, скульптурные памятники. В свободное время Вера посещала театры, музеи, художественные галереи. По окончании лечения Мухина отправилась в путешествие по Франции и Италии, посетила Ниццу, Ментону, Геную, Неаполь, Рим, Флоренцию, Венецию и др.

Вера Мухина в парижской мастерской

Летом 1914 года Мухина вернулась в Москву на свадьбу сестры, которая выходила замуж за иностранца и уезжала в Будапешт. Вера могла бы снова уехать в Париж, продолжить учебу, но началась Первая мировая война, и она предпочла поступить на курсы медсестер. С 1915 по 1917 годы она работала в госпитале вместе с великими княжнами Романовыми.

Именно в этот период она встретила любовь всей своей жизни. И опять несчастный случай стал решающим в судьбе Веры. Мухина, полная энергии и желания помогать раненым, неожиданно в 1915 году сама тяжело заболела. Врачи у нее обнаружили болезнь крови, к сожалению, они были бессильны, утверждали, что пациентка не излечима. Только главный хирург Юго-Западного («Брусиловского») фронта Алексей Замков взялся лечить Мухину и поставил ее на ноги. Вера в ответ влюбилась в него. Любовь оказалась взаимной. Однажды Мухина скажет: «В Алексее очень сильное творческое начало. Внутренняя монументальность. И одновременно много от мужика. Внешняя грубость при большой душевной тонкости. Кроме того, он был очень красив». Они прожили в гражданском браке почти два года, расписались в 1918 году 11 августа, когда в стране вовсю бушевала гражданская война. Несмотря на болезнь и занятость в госпитале, Вера находила время и для творческой работы. Она участвовала в оформлении спектакля "Фамира Кифаред" И.Ф. Анненского и режиссера А.Я. Таирова в Московском Камерном театре, делала эскизы декораций и костюмов к постановкам "Наль и Дамаянти", "Ужин шуток" С. Бенелли и "Роза и крест" А. Блока (не осуществлены) того же театра.

Молодая семья поселилась в Москве, в маленькой квартирке доходного дома Мухиных, который уже принадлежал государству. Жила семья бедно, впроголодь, поскольку Вера лишилась также всех своих денег. Но жизнью она была довольна, всецело отдавалась работе. Мухина активно участвовала в Ленинском плане монументальной пропаганды. Ее работой стал памятник И.Н.Новикову – русскому общественному деятелю XVIII века, публицисту и издателю. Сделала она его в двух вариантах, один из них был одобрен Наркомпросом. К сожалению, ни один из памятников не сохранился.

Хотя Мухина приняла революцию, но ее семья не избежала бед от политики нового государства. Однажды, когда Алексей поехал по делам в Петроград, его арестовала ЧК. Ему повезло, что возглавлял ЧК Урицкий, иначе Вера Мухина могла остаться вдовой. До революции Замков прятал Урицкого от охранки у себя дома, теперь старому знакомому пришло время выручать его. В итоге Алексей вышел на свободу и сменил по совету Урицкого документы, теперь его происхождение было крестьянское. Но в новой власти Замков разочаровался и засобирался эмигрировать, Вера не поддержала его - у нее работа. В стране объявили скульптурный конкурс, она собралась в нем участвовать. По заданию конкурса Вера работала над проектами памятников "Революция" для Клина и "Освобожденный труд" для Москвы.

В первые послереволюционные годы в стране часто проводились скульптурные конкурсы, Вера Мухина активно в них участвовала. Алексею пришлось смириться с желанием жены и остаться в России. К тому времени Вера уже стала счастливой матерью, у нее рос сын Сева, родившийся 9 мая 1920 года. И опять в семью Мухиной пришло несчастье: в 1924 году сильно заболел сын, врачи у него обнаружили туберкулез. Мальчика осматривали лучшие педиатры Москвы, но все лишь безнадежно разводили руками. Однако Алексей Замков не мог смириться с таким вердиктом. Так, как когда-то Веру, он принимается сам лечить сына. Он идет на риск и делает ему операцию дома на обеденном столе. Операция прошла успешно, после нее Сева полтора года провел в гипсе и год ходил на костылях. В итоге он выздоровел.

Вера все это время разрывалась между домом и работой. В 1925 году она предложила новый проект памятника Я. М. Свердлову. Следующей конкурсной работой Мухиной стала двухметровая "Крестьянка" к 10-летию Октября. И снова в семью Мухиной пришла беда. В 1927 году мужа исключили из партии и сослали в Воронеж. Поехать вслед за ним Вера не могла, она работала - преподавала в художественном училище. Мухина жила в бешеном ритме – плодотворно работала в Москве и часто ездила к мужу в Воронеж. Но так долго продолжаться не могло, Вера не выдержала, переехала жить к мужу. Только такой поступок не прошел для Мухиной бесследно, в 1930 году ее арестовали, но вскоре выпустили, так как за нее вступился Горький. За два года, которые Вера провела в Воронеже, она оформила Дворец культуры.

Два года спустя Замкова помиловали и разрешили вернуться в Москву.

Слава к Мухиной пришла в 1937 году, во время всемирной выставки в Париже. Советский павильон, стоявший на берегу Сены венчала скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница». Она произвела фурор. Идея скульптуры принадлежала архитектору Б.М. Иофану. Мухина трудилась над этим проектом вместе с другими скульпторами, но ее гипсовый эскиз оказался лучшим. В 1938 году этот монумент был установлен у входа на ВДНХ. В тридцатых годах Мухина так же трудилась над мемориальной скульптурой. Особенно ей удалось надгробие М.А.Пешкова (1934 г.) Наряду с монументальной скульптурой Мухина работала над станковыми портретами. Героями ее портретной галереи скульптур стали - доктор А.А.Замков, архитектор С.А.Замков, балерина М.Т.Семенова и режиссер А.П. Довженко.

В начале Второй Мировой Войны Мухина с семьей была эвакуирована в Свердловск, но в 1942 году уже вернулась в Москву. И тут снова на нее обрушилось несчастье – от инфаркта умер муж. Это несчастье произошло именно в тот день, когда ей присвоили звание заслуженного деятеля искусств. Во время войны Мухина трудилась над оформлением спектакля "Электра" Софокла в театре им. Евгения Вахтангова и над проектом памятника "Защитникам Севастополя". К сожалению, он не осуществлен.

Вера Мухина с мужем Алексеем Замковым

Скульптурография

1915-1916 гг. - скульптурные работы: "Портрет сестры", "Портрет В.А. Шамшиной", монументальную композицию "Пиета".

1918 г. – памятник Н.И. Новикову для Москвы по ленинскому плану монументальной пропаганды (памятник не осуществлен).

1919 г. - памятники "Революция" для Клина, "Освобожденному труду", В.М. Загорскому и Я.М. Свердлову ("Пламя Революции") для Москвы (не осуществлены).

1924 г. - памятник А.Н. Островскому для Москвы.

1926-1927 гг. - скульптуры "Ветер", "Женский торс" (дерево).

1927 г. – статуя "Крестьянка" к 10-летию Октября.

1930 г. - скульптуры "Портрет деда", "Портрет А.А. Замкова". Проект памятника Т.Г. Шевченко для Харькова,

1933 г. – проект памятника "Фонтан национальностей" для Москвы.

1934 г. - "Портрет С.А. Замкова", "Портрет сына", "Портрет Матрены Левиной" (мрамор), надгробия М.А. Пешкову и Л.В. Собинову.

1936 г. – проект скульптурного оформления павильона СССР на Международной выставке в Париже 1937 года.

Скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница»

1937 г. - Монтаж скульптуры "Рабочий и колхозница" в Париже.

1938 г. - памятник "Спасению челюскинцев" (не осуществлен), эскизы монументально-декоративных композиций для нового Москворецкого моста.

1938 г. - памятники А.М. Горькому для Москвы и Горького, (установлен в 1952 г. на площади Первого мая в Горьком, архитекторы П.П. Штеллер, В.И. Лебедев). Скульптурное оформление советского павильона на Международной выставке 1939 года в Нью-Йорке.

Конец 30-х - По эскизам Мухиной и при ее участии сделаны в Ленинграде "Кремлевский сервиз" (хрусталь), вазы "Лотос", "Колокольчик", "Астра", "Репка" (хрусталь и стекло). Проект памятника Ф.Э. Дзержинскому для Москвы. 1942 - "Портрет Б.А. Юсупова", "Портрет И.Л. Хижняка", скульптурная голова "Партизанка".

1945 г. - проект памятника П.И. Чайковскому для Москвы (установлен в 1954 году перед зданием Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского). Портреты А.Н. Крылова, Е.А. Мравинского, Ф.М. Эрмлера и X. Джонсона.

1948 г. - проект памятника Юрию Долгорукому для Москвы, портрет из стекла Н.Н. Качалова, из фарфора композиция "Юрий Долгорукий" и "С.Г. Корень в роли Меркуцио"

1949-1951 гг. - совместно с Н.Г. Зеленской и З.Г. Ивановой, памятник А.М. Горькому в Москве по проекту И.Д. Шадра (архитектор 3.М. Розенфельд). В 1951 году он установлен на площади Белорусского вокзала.

1953 г. – проект скульптурной композиции "Мир" для планетария в Сталинграде (установлена в 1953 г., скульпторы С.В. Круглов, А.М. Сергеев и И.С. Ефимов).


Имя: Вера Мухина (Vera Mukhina)

Возраст: 64 года

Место рождения: Рига

Место смерти: Москва

Деятельность: скульптор-монументалист

Семейное положение: вдова

Вера Мухина - биография

Ее талантом восхищались Максим Горький , Луи Арагон, Ромен Роллан и даже «отец народов» Иосиф Сталин . А она все реже улыбалась и неохотно появлялась на публике. Ведь признание и свобода - совсем не одно и то же.

Детство, семья Веры Мухиной

Вера родилась в Риге в 1889 году, в семье богатого купца Игнатия Мухина. Мать потеряла рано -после родов та мучилась туберкулезом, от которого не спаслась даже в благодатном климате юга Франции. Опасаясь, что у детей может быть наследственная предрасположенность к этому заболеванию, отец перевез Веру и старшую дочь Марию в Феодосию. Здесь Вера увидела картины Айвазовского и впервые взялась за кисти...


Когда Вере было 14, скончался отец. Похоронив купца на берегах Крыма, родственники забрали сирот в Курск. Будучи людьми благородными, денег на них не жалели. Наняли в гувернантки сначала немку, потом француженку; девочки побывали в Берлине, Тироле, Дрездене.

В 1911 году их привезли в Москву - подыскать женихов. Вере эта затея опекунов сразу не понравилась. Все ее мысли занимало изобразительное искусство, мировой столицей которого был Париж, - именно туда она стремилась всей душой. А пока изучала живопись в московских художественных студиях.

Получить желаемое Мухиной помогло несчастье. Зимой 1912 года, во время катания на санях, она врезалась в дерево. Нос оказался почти оторван, девушке сделали 9 пластических операций. «Ну и ладно, - сухо бросила Вера, глянув в больничное зеркало. - Живут люди и с более страшными лицами». Чтобы утешить сироту, родственники отправили ее в Париж.

В столице Франции Вера осознала, что ее призвание - быть скульптором. Наставником Мухиной стал Бурдель, ученик легендарного Родена. Одно замечание учителя - и она разбивала свою очередную работу вдребезги. Ее кумир - Микеланджело, гений эпохи Возрождения. Если и ваять, то не хуже его!

Париж подарил Вере и большую любовь - в лице беглого эсера-террориста Александра Вертепова. В 1915 году влюбленные расстались: Александр отправился на фронт, воевать на стороне Франции, а Вера поехала в Россию навестить родню. Там ее и застали известие о гибели жениха и Октябрьская революция.

Как ни странно, купеческая дочь с европейским образованием восприняла революцию с пониманием. И в годы Первой мировой, и во время Гражданской войны работала санитаркой. Спасла десятки жизней, в том числе и своего будущего мужа.

Вера Мухина - биография личной жизни

Молодой доктор Алексей Замков умирал от тифа. Целый месяц Мухина не отходила от постели больного. Чем лучше становилось пациенту, тем хуже самой Вере: девушка понимала, что снова влюбилась. Рассказать о чувствах не решалась - уж больно красив был доктор. Все решил случай. Осенью 1917-го в госпиталь попал снаряд. От взрыва Вера потеряла сознание, а когда очнулась, увидела перепуганное лицо Замкова. «Если бы ты погибла, я бы тоже умер!» -на одном дыхании выпалил Алексей...


Летом 1918 года они обвенчались. Брак оказался на удивление крепким. Чего только не довелось пережить супругам: голодные послевоенные годы, болезнь сына Всеволода.

В 4 года мальчик травмировал ногу, в ране началось туберкулезное воспаление. Все врачи Москвы отказывались оперировать ребенка, считая его безнадежным. Тогда Замков прооперировал сына дома, на кухонном столе. И Всеволод выздоровел!

Работы Веры Мухиной

В конце 1920-х Мухина вернулась в профессию. Первой удачей скульптора стала работа под названием «Крестьянка». Неожиданно для самой Веры Игнатьевны «народная богиня плодородия» получила хвалебный отзыв известного художника Ильи Машкова и гран-при на выставке «10 лет Октября». А после выставки в Венеции «Крестьянка» была куплена одним из музеев Триеста. Сегодня это творение Мухиной украшает коллекцию Ватиканского музея в Риме.


Окрыленная Вера Игнатьевна творила без остановки: «Памятник Революции», работа над скульптурным оформлением будущей гостинцы «Москва»... Только все без толку - каждый проект Мухиной беспощадно «зарубался». И каждый раз с одной и той же формулировкой: «из-за буржуазного происхождения автора». С мужем тоже беда. Его инновационный гормональный препарат «Гравидан» раздражал эффективностью всех врачей Союза. Доносы и обыски довели Алексея Андреевича до инфаркта...

В 1930 году супруги решились на побег в Латвию. Идею подбросил агент-провокатор Ахмед Мутушев, явившийся к Замкову под видом пациента. В Харькове беглецов арестовали и доставили в Москву. Допрашивали 3 месяца, а после сослали в Воронеж.


Двух гениев эпохи спас третий - Максим Горький. Поправить здоровье писателю помог тот самый «Гравидан». «Этот врач нужен стране!» - убедил Сталина романист. Вождь позволил Замкову открыть в Москве свой институт, а его жене -принять участие в престижном конкурсе.

Суть конкурса была проста: создать монумент, воспевающий коммунизм. Приближался 1937 год, а с ним и Всемирная выставка науки и техники в Париже. Павильоны СССР и Третьего рейха располагались друг напротив друга, что усложняло задачу скульпторам. Мир должен был понять, что будущее за коммунизмом, а не за нацизмом.

Мухина выставила на конкурс скульптуру «Рабочий и колхозница» -и неожиданно для всех победила. Конечно, проект пришлось доработать. Комиссия приказала обе фигуры одеть (у Веры Игнатьевны они были обнаженными), а Ворошилов посоветовал «убрать у девушки мешки под глазами».

Вдохновленная эпохой, скульптор задумала собрать фигуры из сверкающих листов стали. До Мухиной на подобное решался лишь Эйфель со статуей Свободы в США. «Мы его превзойдем!» - уверенно заявила Вера Игнатьевна.


Стальной монумент весом 75 тонн сварили за 2 месяца, разобрали на 65 частей и в 28 вагонах отправили в Париж. Успех был колоссальным! Композицией публично восхищались художник Франс Мазерель, писатели Ромен Роллан и Луи Арагон. На Монмартре продавались чернильницы, портмоне, платки и пудреницы с изображением монумента, в Испании - почтовые марки. Мухина искренне надеялась, что ее жизнь в СССР изменится в лучшую сторону. Как же она ошибалась...

В Москве парижская эйфория Веры Игнатьевны быстро развеялась. Во-первых, ее «Рабочего и колхозницу» сильно повредили при доставке на родину. Во-вторых, установили на низкий постамент и вовсе не там, где желала Мухина (архитектор видела свое творение либо на стрелке Москвы-реки, либо на смотровой площадке МГУ).

В-третьих, умер Горький, и гонения на Алексея Замкова вспыхнули с новой силой. Институт доктора был разграблен, а сам он переведен на должность обычного терапевта в заурядной поликлинике. Все обращения к Сталину не возымели действия. В 1942 году Замков скончался из-за последствий второго инфаркта...

Однажды в студии Мухиной раздался звонок из Кремля. «Товарищ Сталин желает иметь бюст вашей работы», - отчеканил чиновник. Скульптор ответила: «Пусть Иосиф Виссарионович приезжает ко мне в мастерскую. Требуются сеансы с натуры». Вера Игнатьевна и подумать не могла, что ее деловой ответ оскорбит мнительного вождя.

С того дня Мухина оказалась в опале. Она продолжала получать сталинские премии, ордена и сидеть в архитектурных комиссиях. Но при этом не имела права выезжать за границу, проводить персональные выставки и даже оформить в собственность дом-мастерскую в Пречистенском переулке. Сталин играл с Мухиной, как кошка с мышкой: не добивал окончательно, но и не давал свободы.

Своего мучителя Вера Игнатьевна пережила на полгода - ее не стало 6 октября 1953-го. Последней работой Мухиной стала композиция «Мир» для купола сталинградского планетария. Величественная женщина держит глобус, с которого взлетает голубь. Это не просто завещание. Это всепрощение.

В ера Мухина, ученица французского скульптора Бурделя, прославилась благодаря скульптурной группе «Рабочий и колхозница» . На фоне царившего в 1930–40-е годы бытового, иллюстративного понимания реализма художница боролась за язык образов и символов в искусстве. Она занималась не только монументальными проектами, но и прикладным творчеством: разрабатывала узоры для тканей, сервизы и вазы, много экспериментировала со стеклом. В 1940–50-х годах Вера Мухина пять раз стала лауреатом Сталинской премии.

Наследница «Рижского медичи»

Вера Мухина родилась в Риге в 1889 году. Ее дед Кузьма Мухин заработал многомиллионное состояние на продаже пеньки, льна и хлеба. На свои средства он построил гимназию, больницу, реальное училище и в шутку сравнивал себя с Козимо Медичи - основателем знаменитой флорентийской династии меценатов. Сын Кузьмы Мухина Игнатий женился по любви на дочке аптекаря. Молодой супруги не стало в 1891 году, когда старшей дочери Маше шел пятый год, а младшая Вера была совсем маленькой. В 1904 году девочки потеряли отца, и сирот приняли в свой дом родственники из Курска.

Спустя три года сестры переехали в Москву . Здесь Вера Мухина начала учиться рисунку и живописи. Это было время модных творческих объединений. Первым учителем Мухиной стал Константин Юон , член «Союза русских художников».

Вера Мухина. Фотография: domochag.net

Вера Мухина. Фотография: vishegorod.ru

Вера Мухина. Фотография: russkiymir.ru

«Порой думалось, что он учил совмещать несовместимое. С одной стороны, рациональное, чуть ли не арифметическое исчисление элементов рисунка и живописи, с другой - требование постоянной работы воображения. Однажды была задана композиция на тему «Сон». Мухина нарисовала заснувшего у ворот дворника. Константин Федорович недовольно поморщился: «Нет фантастики сна».

Искусствовед Ольга Воронова

В какой-то момент Вера Мухина поняла, что не хочет писать картины. В 1911 году она впервые попробовала работать с глиной в мастерской скульптора Нины Синицыной. И почти сразу загорелась идеей учиться скульптуре в Париже - художественной столице мира. Опекуны не пустили. Тогда в поисках нового опыта Мухина перешла в класс к авангардисту Илье Машкову, одному из основателей объединения «Бубновый валет».

В рождественские праздники 1912 года случилась беда. Катаясь с горки на санях в имении под Смоленском, юная художница врезалась в дерево. Веткой отрезало часть носа. Истекающую кровью девушку привезли в больницу - здесь ей сделали девять пластических операций. «Живут и хуже», - сказала Мухина, впервые сняв бинты.

Чтобы отвлечь ее, родственники разрешили поездку в Париж. Вера Мухина поселилась в пансионе и стала брать уроки у Эмиля Антуана Бурделя - известнейшего скульптора эпохи, ученика самого Родена. У Бурделя она научилась всем основам ремесла: «крепко схватывать форму», думать об объекте как о целом, но уметь выделять нужные детали.

Художник широкого профиля

«Рабочий и колхозница». Фотография: voschod.ru

«Рабочий и колхозница». Фотография: mos.ru

«Рабочий и колхозница». Фотография: dreamstime.com

Из Парижа Мухина с другими молодыми художниками отправилась в Италию - изучать искусство Возрождения. Заехала в Москву, планируя затем вернуться в Париж, но грянула Первая мировая война. Художница стала медсестрой в госпитале. В 1914 году она познакомилась с отбывавшим на фронт молодым доктором - Алексеем Замковым. Вскоре судьба свела их вновь. Замкова, умирающего от тифа, привезли в госпиталь, Мухина его выходила. Вскоре молодые люди поженились, у них родился сын Всеволод.

В 1916 году художница стала сотрудничать с Камерным театром Александра Таирова . Сперва лепила скульптурные части декораций к спектаклю «Фамира-кифарэд», затем взялась за моделирование сценических костюмов. В 1920-е годы Вера Мухина работала с Надеждой Ламановой - звездой русской моды, которая прежде одевала царскую семью, а теперь шила наряды для советских женщин. В 1925 году Ламанова и Мухина издали альбом моделей «Искусство в быту». В тот же год их пригласили представлять холщовые и льняные платья с деревянными пуговицами на Всемирной выставке в Париже, где «крестьянская» коллекция получила Гран-при.

Как дизайнер Мухина оформляла советские павильоны на меховой и книжной международных выставках. Но не забывала и о скульптуре. В 1920-е годы она создала несколько известных работ: «Пламя революции», «Юлию», «Ветер». Особых восторгов удостоилась «Крестьянка» - «сделанная из чернозема» баба, «вросшая» ногами в землю, с мужскими руками (Мухина лепила их с рук своего мужа). В 1934 году «Крестьянку» экспонировали в Венеции, после чего продали в музей Триеста, а после Второй мировой войны скульптура попала в Ватикан. Для Третьяковской галереи - первого места хранения «Крестьянки» - отлили копию.

В это же время супруг Мухиной Алексей Замков создал первый промышленный гормональный препарат - «Гравидан». У врача появились завистники и противники, началась травля. Весной 1930 года Мухина, Замков и их сын были задержаны при попытке выехать из Советского Союза. Этот факт был обнародован лишь в 2000-е годы, когда в руки журналистов попал донос бывшего коллеги Замкова. За доктора вступились высокопоставленные пациенты и друзья, среди которых были Буденный и Горький . Замкова «всего лишь» выслали на три года в Воронеж. Мухина отправилась в ссылку вместе с мужем, хотя ей было позволено остаться в столице. В Москву супруги вернулись досрочно - в 1932 году.

«Не бойтесь рисковать в искусстве»

В 1937 году Вера Мухина выиграла конкурс на скульптуру для павильона, который планировалось построить на Всемирной выставке в Париже. Первоначальная идея принадлежала архитектору Борису Иофану , проектировавшему советский павильон:

«Советский Союз - государство рабочих и крестьян, на этом основан герб. Павильон должна была завершать двухфигурная скульптурная группа: рабочий и крестьянка, скрестившие серп и молот, - меня всю жизнь увлекала проблема синтеза архитектуры и скульптуры».

Мухина предложила решение в античном духе: обнаженные фигуры, устремленные ввысь. Рабочего и колхозницу приказали «одеть». Но главные идеи автора - много воздуха между фигурами, чтобы создать легкость, и развевающийся шарф, подчеркивающий динамичность, - остались без изменений. Однако согласования заняли много времени. В итоге первую в СССР статую из стальных пластин создавали в авральном режиме всего за три недели. Мухина лепила уменьшенный макет частями и тут же передавала для увеличения в Институт машиностроения (ЦНИИМАШ). Здесь фрагменты скульптуры вырезали из дерева. Затем рабочие забирались внутрь деталей и обстукивали их, подложив лист металла толщиной всего 0,5 миллиметра. Когда деревянное «корыто» разбивали, получался фрагмент из стали. После сборки «Рабочего и колхозницу» разрезали и, погрузив в вагоны, отправили в Париж. Там - тоже в спешке - 24-метровую статую вновь собрали и водрузили на постамент высотой 34 метра. Пресса наперебой публиковала снимки расположенных друг напротив друга советского и германского павильонов. Сегодня эти фотографии кажутся символичными.

ВДНХ). Постамент - «пенек», как его называла Мухина, - сделали высотой чуть более 10 метров. Из-за этого исчезло ощущение полета. Лишь в 2009 году после реконструкции «Рабочего и колхозницу» установили на специально возведенный павильон, похожий на павильон Иофана.

В 1942 году от инфаркта умер Алексей Замков, которого с конца 1930-х обвиняли в знахарстве и ненаучных методах лечения. В это же время не стало лучшей подруги Мухиной - Надежды Ламановой. Спасала работа и новое творческое увлечение - стекло. С 1940 года скульптор сотрудничала с экспериментальным цехом при зеркальной фабрике в Ленинграде. По ее эскизам и ею же придуманным методикам лучшие стеклодувы создавали вазы, статуэтки и даже скульптурные портреты. Мухина разработала дизайн полулитровой пивной кружки для советского общепита. Легенда приписывает ей и авторство созданного для первых посудомоечных машин граненого стакана.

В 1941–1952 годах Мухина пять раз становилась лауреатом Сталинской премии. Одной из последних ее работ был памятник Чайковскому перед зданием Московской консерватории. Установили его уже после смерти скульптора. Веры Мухиной не стало 6 октября 1953 года. После ее смерти министру Вячеславу Молотову было передано письмо, в котором Мухина просила:

«Не забывайте изобразительное искусство, оно может дать народу не меньше, чем кино или литература. Не бойтесь рисковать в искусстве: без непрерывных, часто ошибочных поисков у нас не вырастет свое новое советское искусство».

«Творчество - это любовь к жизни!» - такими словами Вера Игнатьевна Мухина выразила свои этические и творческие принципы.

Она родилась в Риге в 1889 году, в состоятельной купеческой семье, мать ее была француженкой. А любовь к искусству Вера унаследовала от отца, который считался неплохим художником-любителем. Детские годы прошли в Феодосии, куда семья переселилась из-за тяжелой болезни матери. Она умерла, когда Вере исполнилось три года. После этого горестного события родные Веры часто меняли место жительства: обосновывались то в Германии, то снова в Феодосии, то в Курске, где Вера закончила гимназию. К этому времени она уже твердо решила, что будет заниматься искусством. Поступив в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, занималась в классе у известного художника К. Юона, затем параллельно увлеклась скульптурой.

В 1911 году, на Рождество, с ней произошел несчастный случай. Катаясь с горы, Вера врезалась в дерево и изуродовала лицо. После больницы девушка поселилась в семье своего дяди, где заботливые родственники прятали все зеркала. Впоследствии почти на всех фото, да и на портрете Нестерова, она изображена вполоборота.

К этому времени Вера уже лишилась отца, и опекуны решили отправить девушку в Париж на послеоперационное лечение. Там она не только выполняла медицинские предписания, но и занималась под руководством французского скульптора А. Бурделя в Академии де Гранд Шомьер. В его школе работал молодой эмигрант из России Александр Вертепов. Их роман продлился недолго. Вертепов ушел на войну добровольцем и был убит чуть ли не в первом бою.

Через два года вместе с двумя подругами-художницами Вера совершила поездку по Италии. Это было последнее беззаботное лето в ее жизни: началась мировая война. Вернувшись домой, Мухина создала свое первое значительное произведение - скульптурную группу «Пьета» (плач Богоматери над телом Христа), задуманную как вариация на темы Возрождения и одновременно своеобразный реквием по погибшим. Богоматерь у Мухиной - молодая женщина в косынке сестры милосердия - то, что видели миллионы солдат вокруг себя в разгар Первой мировой.

Окончив медицинские курсы, Вера стала работать в госпитале сестрой милосердия. Всю войну проработала здесь бесплатно, так как полагала: раз пришла сюда ради идеи, то деньги брать неприлично. В госпитале и познакомилась со своим будущим мужем, военным врачом Алексеем Андреевичем Замковым.

После революции Мухина успешно участвовала в различных конкурсах. Наиболее известной работой стала «Крестьянка» (1927, бронза), которая принесла автору широкую популярность и была отмечена первой премией на выставке 1927-1928 годов. Оригинал этой работы, кстати, купило для музея правительство Италии.

"Крестьянка"

В конце 1920-х годов Алексей Замков работал в Институте экспериментальной биологии, где изобрел новый медицинский препарат - гравидан, омолаживающий организм. Но в институте начались интриги, Замкова окрестили шарлатаном и «знахарем». Началась травля ученого в прессе. Вместе с семьей он решил уехать за границу. Через хорошего знакомого удалось достать загранпаспорта, но тот же самый знакомый и донес на отъезжающих. Их арестовали прямо в поезде и доставили на Лубянку. Веру Мухину с десятилетним сыном вскоре отпустили, а Замкову пришлось провести несколько месяцев в Бутырской тюрьме. После этого его выслали в Воронеж. Вера Игнатьевна, оставив сына на попечение подруги, отправилась вслед за мужем. Там она провела четыре года и вернулась вместе с ним в Москву лишь после вмешательства Максима Горького. По его просьбе скульптор начала работу над эскизом памятника сыну писателя - Пешкову.

Доктору Замкову работать все равно не дали, его институт ликвидировали, и Алексей Андреевич вскоре умер.

Вершиной ее творчества явилась всемирно известная 21-метровая скульптура из нержавеющей стали «Рабочий и Колхозница», созданная для советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже. По возвращении в Москву почти все участники выставки были арестованы. Сегодня стало известным: какой-то внимательный доносчик усмотрел в складках юбки Колхозницы «некое бородатое лицо» - намек на Льва Троцкого. А уникальная скульптура долго не могла найти места в столице, пока ее не водрузили у ВДНХ.

"Рабочий и колхозница"

По утверждению К. Столярова, фигуру рабочего Мухина лепила с его отца Сергея Столярова, популярного киноактера 1930-40-х годов, создавшего на экране ряд сказочно-былинных образов русских богатырей и положительных героев, с песней строящих социализм. Юноша и девушка в стремительном движении поднимают вверх эмблему Советского государства - серп и молот.

В деревушке под Тулой доживает свой век Анна Ивановна Богоявленская, с которой лепили колхозницу с серпом. Саму Веру Игнатьевну, по словам старушки, она видела в мастерской раза два. Лепил же колхозницу некий В. Андреев - очевидно, помощник знаменитой Мухиной.

В конце 1940-го портрет Мухиной решил написать известный художник М. В. Нестеров.

«…Я терпеть не могу, когда видят, как я работаю. Я никогда не давала себя фотографировать в мастерской, - вспоминала позже Вера Игнатьевна. - Но Михаил Васильевич непременно хотел писать меня за работой. Я не могла не уступить его настоятельному желанию. Я работала непрерывно, пока он писал. Из всех работ, бывших в моей мастерской, он сам выбрал статую Борея, бога северного ветра, сделанного для памятника челюскинцам…

Я подкрепляла его черным кофе. Во время сеансов велись оживленные беседы об искусстве…»

Это время было наиболее спокойным для Мухиной. Ее избрали членом Академии художеств, присвоили звание народного художника РСФСР. Неоднократно присуждалась ей Сталинская премия. Однако, несмотря на высокое общественное положение, она оставалась замкнутым и духовно одиноким человеком. Последняя, уничтоженная автором скульптура - «Возвращение» - фигура могучего, прекрасного безногого юноши, в отчаянии спрятавшего лицо в женских коленях - матери, жены, возлюбленной…

«Даже в звании лауреата и академика Мухина осталась личностью гордой, резковатой и внутренне свободной, что так непросто и в ее, и в наши времена», - подтверждает Е. Короткая.

Скульптор всячески избегала лепить людей, ей неприятных, не сделала ни одного портрета руководителей партии и правительства, почти всегда сама выбирала модели и оставила целую галерею портретов представителей русской интеллигенции: ученых, врачей, музыкантов и артистов.

До конца жизни (она умерла 64-летней в 1953 году, всего через полгода после смерти И. В. Сталина) Мухина так и не смогла смириться с тем, что в ее скульптурах видели не произведения искусства, а средства наглядной агитации.

19 июня (1 июля) 1889 — 6 октября 1953
— русский (советский) скульптор. Народный художник СССР (1943). Действительный член АХ СССР (1947). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1951, 1952). С 1947 года по 1953 год —
член Президиума АХ СССР.

Многие творения Веры Игнатьевны стали символами советской эпохи. А когда произведение становится символом, невозможно судить о его художественной ценности - символическая будет так или иначе искажать ее. Скульптуры Веры Мухиной были популярны, пока в моде был тяжеловесный советский монументализм, столь милый сердцу советских вождей, и оказались забытыми или высмеянными позже.

У многих произведений Мухиной была непростая судьба. Да и сама Вера Игнатьевна прожила сложную жизнь, где всемирное признание уживалось с возможностью в любой момент потерять мужа или самой попасть за решетку. Спасала ли ее гениальность? Нет, выручало признание этой гениальности сильными мира сего. Выручал стиль, по удивлению совпавший со вкусами тех, кто строил советское государство.

Вера Игнатьевна Мухина родилась 1 июля (по старому стилю 19 июня) 1889 года в зажиточной купеческой семье в Риге. Вскоре Вера и ее сестра потеряли мать, а затем и отца. Заботу о девочках взяли на себя братья отца, и сестры ни в чем не были обижены опекунами. Дети учились в гимназии, а затем Вера переехала в Москву, где брала уроки живописи и скульптуры

.
В Париж, Мекку художников, опекуны все же боялись отпускать молодую девушку, и Веру привел туда не талант, а несчастный случай. Во время катания на санях девушка упала и сильно повредила нос. И чтобы сохранить красоту племянницы, дядям пришлось отправить ее к лучшему пластическому хирургу в Париж. Где Вера, воспользовавшись случаем, задержалась на два года, обучаясь скульптуре у известного скульптора Бурделя и посещала курсы анатомии.

В 1914 году Вера вернулась в Москву. Во время Первой мировой войны она работала медсестрой в госпитале, где познакомилась со своим будущим мужем - хирургом Алексеем Андреевичем Замковым. Они поженились в 1918 году, а два года спустя Вера родила сына. Эта пара чудом выжила в бурях революции и репрессий. Она - купеческого рода, он - дворянин, у обоих непростой характер и "не рабочие" профессии. Однако скульптуры Веры Мухиной побеждают во многих творческих конкурсах, и в 20-е годы она становится известным и признанным мастером.



Ее скульптуры несколько тяжеловесны, но полны мощи и непередаваемой здоровой животной силы. Они как нельзя лучше соответствуют призывам вождей: "Построим!", "Догоним и перегоним!" и "Перевыполним план!" Ее женщины, судя по внешнему виду, могут не только коня на скаку остановить, но и трактор на плечо поднять.

Революционеры и крестьянки, коммунисты и партизанки - социалистические Венеры и Меркурии - идеалы красоты, на которые должны были равняться все советские граждане. Их богатырские пропорции, конечно же, для большинства людей, были почти недостижимы (как и современные стандарты манекенщицы 90-60-90), но стремиться к ним было очень важно.

Вера Мухина любила работать с натуры. Скульптурные портреты ее мужа и некоторых друзей известны гораздо меньше ее символических работ. В 1930 году супруги решают бежать из Союза, устав от травли и доносов и ожидая худшего, но в Харькове их снимают с поезда и отвозят в Москву. Благодаря заступничеству Горького и Орджоникидзе, беглецы получают очень мягкое наказание -
ссылку на три года в Воронеж.

От железной метлы тридцать восьмого Веру спасают "Рабочий и колхозница". Среди многих проектов архитектор Б. Иофан выбрал именно этот. Скульптура украшала павильон СССР на Всемирной выставке в Париже, и имя Веры Мухиной стало известно всему миру. Веру Мухину поздравляют, вручают ордена и награждают премиями, а главное, теперь она спасена от травли. Ей доверяют преподавание в художественном университете. Позже она переходит работать в экспериментальный цех ленинградского фарфорового завода.

После войны Вера Мухина работает над памятником М. Горького (по проекту И.Д. Шадра) и П.И.Чайковского, который был установлен перед зданием Консерватории уже после ее смерти.


Женя Чикурова

Вера Мухина: Социалистический арт

К 120-летию со дня рождения Веры Мухиной, одного из самых известных советских скульпторов, Русский музей выставил все ее работы из своего собрания. При ближайшем рассмотрении многие из них оказываются весьма далекими от пафосного соцреализма и партийности.

Вера Мухина. Упасть вверх

Несколько лет назад памятник, стоявший возле бывшей ВДНХ, демонтировали. Кстати, потомки самого скульптора к этому отнеслись с пониманием. «Демонтаж был вызван объективными причинами — стал разрушаться каркас и началась деформация, — говорит правнук скульптора Алексей Веселовский. — Шарф колхозницы опустился метра на полтора, и памятнику грозило полное разрушение. Другое дело, что все, что связано с демонтажом, напоминает коммунально-политическую возню. Но процесс идет. И разговоры о том, что сегодня не могут собрать разобранные части статуи — полная ерунда. Ракеты в космос запускают, а уж детали тем более соберут. Но когда это произойдет, неизвестно»

Вера Мухина и Алексей Замков, телевизионная передача "Больше, чем любовь"



Вера Мухина, телевизионная передача
"Как уходили кумиры"

Музей Веры Мухиной в Феодосии

Музей

Виртуальное путешествие
по музею В. И. Мухиной