Николай заболоцкий биография краткая. Доклад: Заболоцкий Николай Алексеевич

Родился (24 апреля) 7 мая 1903 года в Казани в семье агронома. Детство писателя прошло в Кизической слободе и в селе Сернур, недалеко от города Уржум. Уже в третьем классе Николай издавал школьный журнал, где печатал свои стихи.

После окончания реального училища в Уржуме в 1920 году, Заболоцкий поступил в Московский университет сразу на два факультета – филологический и медицинский. Литературная жизнь Москвы захватила поэта. Он увлекался подражанием то Блоку, то Есенину.

В 1921 году Заболоцкий поступил в педагогический институт им. Герцена в Ленинграде. За годы учебы сблизился с группой молодых авторов, «обериутов» («Объединение реального искусства»). Всем членам этого объединения были свойственны элементы алогизма, абсурда, гротеска. Участие в этой группе помогло поэту найти свой путь. Учебу Заболоцкий закончил в 1925 году, имея за душой, по его собственному признанию, «объёмистую тетрадь плохих стихов». В следующем году его призвали на военную службу.
Служил он в Ленинграде, в 1927 году уволился в запас. Несмотря на краткосрочность армейской службы, он написал первые свои поэтические произведения.

Первая книга его стихов, «Столбцы», вышла в 1929 году и имела скандальный успех. Средства к существованию давала работа в детской литературе - в 30-х годах он сотрудничал в журналах «ЁЖ» и «ЧИЖ», которые курировал Самуил Маршак, писал стихи и прозу для детей.

В 1938 году его репрессировали по ложному обвинению за антисоветскую пропаганду и отправили работать строителем на Дальний Восток, в Алтайский край, Караганду. В этих тяжелых условиях Заболоцкий совершил творческий подвиг: закончил «Слова о полку Игореве».

(1903-1958) русский поэт

Поэт мысли, поэт философских раздумий и классической завершенности стиха - таким вошел Николай Алексеевич Заболоцкий в нашу поэзию. Писал он стихи скупо, лишь когда вызревала мысль, и оставил после себя только томик своих поэтических произведений да несколько книг переводов, единодушно признанных образцовыми.

Николай Заболоцкий родился в Казани. В ту пору его отец служил агрономом на ферме Казанского земства в семи километрах от города. Поэт гордился своей родословной. Его дед был николаевский солдат, отец - сельский агроном. Детские годы Николая прошли в Вятской губернии, в селе Сернур, неподалеку от города Уржума. Впечатления от тамошней природы, ее девственной свежести на всю жизнь сохранились в душе поэта, сказались в его творчестве. Здесь он окончил три класса начальной школы, здесь впервые начал писать стихи. Семилетним ребенком он уже выбрал свою будущую профессию.

В 1913 году Николай Заболоцкий был принят в Уржумское реальное училище и с этого времени жил вне семьи, приезжая домой только на каникулы. Его юношеский мир складывался в годы Первой мировой войны в обстановке маленького провинциального городка, расположенного в 180 километрах от железной дороги. Такая жизнь мало устраивала юношу, он рвался в центр, к живой жизни, к искусству.

После окончания реального училища в Уржуме Заболоцкий в 1920 году семнадцатилетним юношей едет в Москву продолжать образование и поступает там одновременно на филологический и медицинский факультеты Московского университета.

Однако жизнь в Москве его не устроила, и в августе 1921 года он уехал в Петроград, где поступил в педагогический институт им. Герцена на отделение языка и литературы общественно-экономического факультета. Педагогом поэт быть не собирался. Он лишь хотел получить филологическое образование, необходимое для писательской работы. Жил Николай Заболоцкий в студенческом общежитии, много писал, подражая то Маяковскому , то Блоку , то Есенину . Собственного голоса в поэзии он тогда еще не имел, но считался способным студентом и одно время даже думал посвятить себя всецело науке. Однако привязанность к поэзии оказалась сильнее, и Заболоцкий оставил эти мысли.

В 1925 году он окончил институт, имея к тому времени объемистую тетрадь не очень хороших стихов и небольшую корзинку с имуществом. Но молодой человек во что бы то ни стало хотел стать писателем, поэтому был настойчив и целеустремлен. «Надо покорять жизнь, - писал он в феврале 1928 года. - Надо работать и бороться за самих себя. Сколько неудач еще впереди, сколько разочарований, сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется - его песня спета. Вера и упорство, труд и честность. ..Моя жизнь навсегда связана с искусством - вы это знаете. Вы знаете - каков путь писателя. Я отрекся от житейского благополучия, от «общественного положения», оторвался от своей семьи - для искусства. Вне его - я ничто... »

В 1926 году Николай Алексеевич Заболоцкий был призван в армию и служил в Ленинграде в команде краткосрочников. Он был членом редакции воинской стенгазеты, которая считалась лучшей в округе. В 1927 году, сдав экзамен на командира взвода, он был уволен в запас.

Следует отметить, что в это время Николай Заболоцкий активно сотрудничает в детской литературе - пишет в журналах для детей «Еж» и «Чиж», «Пионер» и «Костер». Он выпустил несколько детских книг, лучшими из которых были обработки «Гаргантюа и Пантагрюэля» Франсуа Рабле и «Тиля Уленшпигеля» Ш. де Костера. Конечно, детская литература не исчерпывала его интересов, и он продолжал писать лирику. В 1929 году вышла первая книга стихов Заболоцкого «Столбцы», выдержанная в сатирическом духе по отношению к окружавшей поэта обывательской, нэповской реальности.

В 1930 году молодой поэт женился на Е.В. Клыковой, через два года в семье родился сын Никита, а через пять лет - дочь Наташа.

В своем творческом развитии Николай Алексеевич Заболоцкий постоянно обращался к чистым родникам классической русской поэзии - стихам Пушкина, Тютчева , Баратынского . Поэзия Николая Заболоцкого - это поэзия мысли, которая выражена в метафорической, образной форме. Поэта неизменно волнует проблема творчества. Многие стихи его воссоздают самый процесс рождения произведения искусства - вдохновение, зарождение подсознательного замысла и торжество мысли в завершенном целом. В стихотворении «Бетховен» мысль творца возникает «перед лицом пространства мирового», становится музыкой:

И сквозь покой пространства мирового До самых звезд прошел девятый вал... Откройся, мысль! Стань музыкою, слово, Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

Природа воспринимается поэтом как историческая действительность, изменяющаяся под воздействием человеческого разума и труда. Отсюда путь к таким стихотворениям, как «Город в степи», «Север», «Творцы дорог», в котором постройка дороги совершается в условиях девственной природы Дальнего Востока. В ее строительстве принимал участие и сам поэт. Никита Заболоцкий вспоминал: «О своей жизни и работе на стройках отец рассказывал скудно. Помню только его рассказ о том, как однажды на работе в карьере, где добывали строительный камень, отцу пришлось лезть на высокую, почти отвесную скалу, чтобы закрепить наверху веревки, необходимые для подготовки к очередному взрыву.

Приходилось всем телом прижиматься к обрыву и тщательно выбирать едва заметные уступы, куда можно было поставить ногу. И вдруг какой-то торчащий из камней корень зацепился за дужку очков, и очки повисли на одном ухе. Потеря очков в такой ситуации близорукому человеку грозила падением со скалы. Руки были заняты, и только изгибаясь всем телом, с невероятными усилиями удалось вернуть очки на свое место».

В поздних стихах Заболоцкого величие и духовность мира приобретает особую прозрачность. В них природа не подавляет человека, не противостоит ему, а дает радость узнавания, она для него воплощается в знакомом и близком сердцу пейзаже родного края:

Я воспитан природой суровой. Мне довольно заметить у ног Одуванчика шарик пуховый. Подорожника твердый клинок...

Николай Алексеевич Заболоцкий - поэт с обостренным чувством цвета, живописности. Эта особенность его поэтического видения проявлялась на всем протяжении творческого пути.

Отношение поэта к природе определяется как узнавание мира, его «живых черт», как единство человека с природой. Познание природы становится более интимным, более человечным, так же как и сама природа проявляется в реальности изображаемого пейзажа:

Кто мне откликнулся в чаще лесной? Старый ли дуб зашептался с сосной, Или вдали заскрипела рябина. Или запела щегла окарина, Или малиновка, маленький друг. Мне на закате ответила вдруг?...

Николай Заболоцкий всегда любил живопись. Он увлекался работами П. Филонова, М. Шагала, старых фламандцев. Поэт высоко ценил цельность и зоркую наивность таких художников-примитивистов, как Анри Руссо и Нико Пиросманишвили . Он любил творчество Питера Брейгеля , чье ощущение природы, картины крестьянского труда и веселья были особенно близки поэту.

В жизни Николая Заболоцкого был один трагический период, который он перенес мужественно и с достоинством. 19 марта 1938 года поэт был арестован органами НКВД и приговорен к пяти годам заключения. Лишь в мае 1946 он получил разрешение переехать в Москву и продолжать литературную работу.

Говоря о его творчестве, нельзя не упомянуть его многочисленные переводы из грузинской поэзии (ему принадлежит перевод поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»), стихотворное переложение «Слова о полку Игореве», над которым он работал около восьми лет.

В последние годы жизни Заболоцкого в его творчестве все более заметно обращение к человеку, появление личной темы, интерес к быту. В это время он пишет такие стихи, как «Некрасивая девочка», «В кино», «Генеральская дача», «Старая актриса» и другие. Особенно широкую известность получило стихотворение «Некрасивая девочка» - о судьбе девочки, еще не сознающей, что она «лишь бедная дурнушка».

В эти годы у Николая Заболоцкого появляется и любовная лирика, которая нашла свое выражение в цикле стихов «Последняя любовь» (1956-1958). Это стихи о любви, которая сохранила свою неизменную власть и особенно болезненно переживается в разрыве:

Можжевеловый куст, можжевеловый куст.

Остывающий лепет изменчивых уст.

Легкий лепет, едва отдающий смолой,

Проколовший меня смертоносной иглой!

Каждый творческий этап Николая Алексеевича Заболоцкого не следует понимать как механическую схему. Каждый из них, сохраняя своеобразие поэтической структуры, оставлял свой след в его дальнейшем творчестве, обогащал его новыми открытиями. Потому и «классичность» стихов последнего периода отнюдь не обращена к прошлому, не является стилизацией классики, а глубоко современна, даже полемична по отношению к современной поэзии.

Лето и осень последних двух лет жизни поэт проводит в Тарусе на Оке. К этому времени он перенес инфаркт, тяжело болел. Вообще не очень-то любивший длительные прогулки, он вел теперь из-за болезни малоподвижный образ жизни, часто отдыхал на лавочке в саду под огромной грушей. В Тарусе ему как-то особенно хорошо работалось. Там были написаны многие лирические стихотворения. Но здоровье Николая Заболоцкого ухудшалось, и 14 октября 1958 года он скончался от второго инфаркта.

Поэта похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Смерть застала его в расцвете творческой деятельности, в преддверии новых замыслов и работ.

Сознание высокой миссии поэта делало его особенно требовательным как к себе, так и к окружающим. Недаром Александр Александрович Фадеев как-то сказал о нем Н.К. Чуковскому: «Какой твердый и ясный человек!»

Заболоцкий Николай Алексеевич (24.04/7.05/.1903, Казань, - 14.10.1958, Москва) - поэт, переводчик. Родился на ферме под Казанью в семье агронома, человека религиозного, но почитавшего науку, стоявшего, по словам поэта, “между крестьянством и тогдашней интеллигенцией”. В 1910 г. семья переехала в с.Сернур (Уржумского уезда Вятской губернии), где прошли детские годы З. С 1913 по 1920 З. учился в Уржумском реальном училище. Уже в детстве перечитав обширное собрание русской классики в библиотеке отца, сочинив в 7-летнем возрасте первое стихотворение, З. навсегда выбрал для себя “профессию” поэта. В уржумский период З. создал множество шуточных и серьезных стихотворений и поэму “Уржумиада” (большая часть текстов утрачена), иногда подражал Блоку, Маяковскому и Есенину. В 1920 г. одновременно поступил на историко-филологический факультет Первого Московского университета и на медицинский - Второго, но через год отправился в Петроград и поступил на факультет русского языка и словесности педагогического института им. Герцена (окончил в 1925 г.). В годы учебы в пединституте начинающего поэта выделял и поддерживал проф.В.А.Десницкий. После окончания института З. на дебюте в Союзе поэтов познакомился с “чинарями” Д.Хармсом и А.Введенским. Хармс, по свидетельству И.Бахтерева, был “потрясён” стихами З., завязалась крепкая дружба. После службы в армии (1926 - начало 1927г.) З., “чинари” и Бахтерев организовывают ОБЭРИУ (однажды в 50-х гг. поэт расшифровал название группы как “объединение единственно реалистического искусства”). З. стремился стать “теоретиком” обэриутов: при организации группы он в качестве объединяющего принципа выдвинул требование “непохожести” поэтики каждого её члена, написал два важнейших раздела для манифеста ОБЭРИУ (о поэзии и “общественном лице”). В этом манифесте З. справедливо характеризует себя как “поэта голых конкретных фигур”. В 1927 г. поэзия З. получает широкое признание у посетителей обэриутских мероприятий и читателей городской прессы. В 1928 г. - несколько рассказов З. для детей в ж.”Ёж” (некоторые были изданы отдельными брошюрами). В 1929 г. была выпущена первая книга поэта - знаменитые “Столбцы”. По свидетельству автора (письмо М.Касьянову от 12 сент. 1932), книга “разошлась в несколько дней как в Ленинграде, так и в Москве” и “вызвала в литературе порядочный скандал”, а сам З. “был причислен к лику нечестивых”. Популярность З. - а зачастую и непонимание - зафиксировали литературные отзывы современников (см. пародию А.Архангельского с характерным названием “Лубок”: “Выходит капитан Лебядкин -/ Весьма классический поэт...”). “Столбцы” вызвали резко негативное отношение официальной критики (“На лит. посту”, 1929, №15; “Печать и революция”, 1930, №4; “Стройка”, 1930, №1). В феврале того же года начата работа над этапной поэмой “Торжество земледелия”.

Размолвка в 1931 г. с Введенским привела к постепенному обособлению З., его охлаждению к идее групповых действий. В этом году З. переписывается с высоко почитаемым им К.Э.Цилоковским, штудирует присланные ученым брошюры. Создана поэма “Безумный волк”. В 1932 З. готовит к печати сборник “Стихотворения 1926-1932”, а в конце года вновь призван на военные сборы. В 1933 г. в ж.”Звезда” (№2-3) опубликованы стихотворение “Меркнут знаки Зодиака...” и поэма “Торжество земледелия”, которые вызвали новую волну “политической” критики (см., напр., пародию Арго “Ум за разум”: “Спит Звезда,/ И даже боле:/ Спит/ Редакция/ “Звезды”). Обличительный тон задала критик Е.Усиевич (“Лит. критик”,1933, №4), утверждавшая, что З. “развил враждебную пролетариату идеологию”, считавшая поэму “пародией, циничным издевательством… над материализмом”. Статья называлась “Под маской юродства”. Определение было найдено. “Юродствующей” назвали поэзию З. в г.”Правда” влиятельный В.Ермилов и С.Розенталь (№№ соответственно от 21.7.1933 и 30.8.1933); А.Тарасенков в ж.”Красная новь”(1933,№9) поместил статью “Похвала Заболоцкому” (названа по аналогии с “Похвалой Глупости”). Последствия таковы: книга в 1933 г. не вышла, а З. в силу складывающихся обстоятельств окончательно отошел от обэриутов в поэзии (хотя к 1933 г. относится триптих из вполне обэриутских поэм “Деревья”, “Птицы” и “Облака”, последняя из которых утрачена), не прекращая дружбы и общения. Потому же З., не теряя силы художественного таланта, к середине 30-х постепенно приходит к “правильной” тематике своих произведений: чувства, вызванные смертью С.М.Кирова, выходца из Уржума, отразились в стих. “Прощание”(1934); посещение родины И.В.Сталина обусловило создание “Горийской симфонии”(1936); покорителям Севера посвящены стих. “Север”(1936) и “Седов”(1937). В каждом случае сюжетность у З. подменена квазиреалистическим описанием природы. В те же годы З. создает киносценарий “Барон Мюнхгаузен”, изредка печатает стихи для детей (см. очень удачное “Мистер Кук Барла-Барла” в ж. “Чиж”, 1935, №1, с.25), создает для детей “обработки” шедевров мировой литературы (“Гаргантюа и Пантагрюэль” и др.). В 1935 - знакомство с Т.Табидзе и Г.Леонидзе, пробуждение интереса к грузинской культуре. Появляются первые переводы с грузинского (Важа Пшавела, С.Чиковани), которые позднее будут отмечены орденом Трудового Красного знамени (1958) и которые современники (Н.Тихонов, С.Чиковани) назовут “поэтическим подвигом”. “Художественным подвигом” (Н.Степанов, В.Каверин) назовут и едва ли не лучшее переложение “Слова о полку Игореве” на язык современной поэзии, над которым поэт начал работать в 1938-ом. В 1937 г. была выпущена “Вторая книга”, отразившая эволюцию тематики и поэтики стихов З.

19 марта 1938 г. З. был арестован, приговорен к пяти годам лагерного заключения и выслан на Дальний Восток. Трудясь землекопом, дорожным рабочим, техником-чертежником, З. не прекращал сочинять стихи. Многочисленные шуточные стихотворения и поэма “Осада Козельска”, две части которой были написаны в 1944 г., не сохранились. 18 августа 1944 г. З. был освобожден, но работал вольнонаемным в системе лагеря. В 1945 был переведен в Караганду, где к середине года завершил переложение “Слова о полку Игореве”. В январе 1946 З. приехал в Москву. Начался новый этап жизни и творчества. В ж.”Октябрь” (№10-11) З. публикует переложение “Слова...” в окончательном варианте, в котором учтены отдельные замечания Д.С.Лихачева, - отзывов со стороны критики не последовало. В 1947 г. в ж.”Новый мир”(№1) опубликовано с подзаголовком “Поэма” стих.”Творцы дорог” - через месяц “Лит.газета” жестко критиковала З. Только вышедшая в 1948 г. третья книга стихов “Стихотворения” (М., “Сов. писатель”) и новые переводы с грузинского принесли З. долгожданное официальное признание. Книга представила новый, “классический” стиль З. и подтвердила стремление автора к глубокому осмыслению важнейших философских проблем. В апреле 1951 г. З. прочел на заседании комиссии по “Слову...” доклад, опубликованный лишь в 1969г. (“Вопросы литературы”,№1) под названием “К вопросу о ритмической структуре “Слова о полку Игореве”. В том же 1951 З. задумывает составление “Свода русских былин” (по типу “Калевалы”), но замысел не осуществился. Расширяется круг переводимых авторов, в 50-е гг. З. переводит Руставели (“Витязь в тигровой шкуре”, 1953-1957), сербские эпические песни, произведения европейских поэтов XIX-XXвв.: Я.Араня, Ф.Рюккерта, Ф.Шиллера, И.В.Гёте, У.Саба и др., - и приобретает репутацию мастера перевода. В “Заметках переводчика” (ж.”Молодая гвардия”, 1956, №3), ставших сводом правил для переводчиков следующих поколений, З. отмечает: “Успех перевода зависит от того, насколько удачно переводчик сочетал меру точности с мерой естественности”.

Здоровье З. было подорвано в лагерные годы. В 1954 г. поэт перенес инфаркт, но упорно продолжал каждодневный труд. В 1957г. он подготовил и выпустил в свет последнюю книгу - “Стихотворения” (М., Госиздат). Осенью того же года поэт посетил Италию, а два последних лета провел в Тарусе. Чувствуя приближение смерти, З. составил свод своих произведений для будущего собрания сочинений, уничтожив тексты шуточных стихотворений и поэм. В конце жизни он работал над исторической поэмой “Рубрук в Монголии”. Последнее из написанных стихотворений - “Не позволяй душе лениться...”, ставшее поэтическим завещанием З. Поэт умер осенью 1958 г. в результате второго инфаркта. Похоронен в Москве, на Ново-Девичьем кладбище.

Уже первым самостоятельным стихотворениям З. 1926 года свойственны те черты, которые определят весь его дальнейший творческий путь, его особое место в истории русской поэзии: тема фантасмагорического города и пейзажная описательность (“Белая ночь”, “Красная Бавария”) - тема превосходящей человека красотой и разумом живой природы и философичность (“Лицо коня”, “В жилищах наших...”), одическая традиция - и традиции баллады и элегии, сплав медитативной лирики и социальной сатиры, едва ли не пародическое клиширование синтаксических схем при четырехстопном ямбе - и тяготение к свободному стиху. Принципы изображения действительности сближают стихи З. обэриутского периода с полотнами фламандских живописцев. По-брейгелевски гротескно З. представляет читателям “картины жизни” (1927 -“На рынке”; 1928 - “Игра в снежки”, “Пекарня”, “Рыбная лавка” и др.). Уникальной представляется та полнота, с которой подчинены задаче создания словесно-художественного полотна и пространство (“Был город осликом, четырехстенным домом./ На двух колесах из камней/ Он ехал в горизонте плотном...” - стих.”В жилищах наших...”), и время (“Младенец крепнет и мужает/ И вдруг, шагая через стол,/ Садится прямо в комсомол...” - “Новый быт”, 1927). Особенно поражали современников яркие сравнения и неожиданные метафоры З. (“Прямые лысые мужья/ Сидят, как выстрел из ружья...” - “Свадьба”, 1928). По свидетельству Т.Липавской, З. утверждал, что метафора, пока жива (т.е. не стала самоцелью), всегда алогична. Алогизм “Столбцов”оправдан целью сатирического изображения “совмещан” (напр., в стих. “Ивановы”, 1928), а последнее обусловлено складывающейся натурфилософской концепцией З., согласно которой разумом и красотой наделены (а иногда и превосходят человека) животные, птицы, деревья, даже неживое в природе. Поэтому в художественном мире З. происходит переоценка традиционных образов средствами поэтики: очеловечиваются “коровы с улыбкой бледной на губах” или “цыпленок, синий от мытья”, - опредмечиваются “мясистых баб большая стая”, часовой с “одервенелыми” глазами и т.д.

В годы обэриутства творчеству З. свойственны ироническое начало (“Купальщики”, 1928; “Сохранение здоровья”, 1929), романтический тон (“Поприщин”, <1928>). Часто в стихах поэт изображает жизненный круг общения: в бурлескном “Испытании воли”(1931) персонажи являются отражениями Е.Шварца и самого З.; в “Лодейникове” (1932-1947) прототипом героя стал Н.Олейников, а пейзаж выстроен с помощью характерных для стихов Олейникова художественных деталей и средств; во “Времени”(1933) представлены обэриуты и тематика их разговоров. Пантеистическая мифология В.Хлебникова и утопическая философия Циолковского отразились в поэмах “Торжество земледелия”(1929-1930), “Безумный волк”, “Деревья” и стихотворениях 1930-х гг. (“Школа жуков”, “Осень” и др.). З. утверждает изначальную наполненность природы смыслом (“Вчера, о смерти размышляя...”, 1936), а потому видит задачей поэзии извлечение этого смысла из окружающего мира (“Предостережение”, 1932; “Всё, что было в душе...”, 1936). Круговорот живого в природе, множественность форм жизни показаны в программном стих. “Метаморфозы”(1937): “Мысль некогда была простым цветком;/ Поэма шествовала медленным быком...”. Поэтика З. в середине 1930-х окончательно эволюционирует в сторону классического реализма, что особенно заметно в изысканной пейзажной лирике (“Ночной сад”, 1936; “Лесное озеро”, 1938).

“Классический” (определение Н.Степанова) период творчества З. охватывает 1946-1958 гг. и характеризуется учащенным обращением к тематике и стилистике лучших творцов русской медитативно-философской лирики - Пушкина, Баратынского и особенно Тютчева, многие стихи которого З. выучил наизусть. Влияние Тютчева в стихах З. этого периода будет проявляться отчетливо и часто (“Дождь”, 1953; “Гроза идет”, 1957; и др.).

Тягучим слогом, торжественной метафоричностью, возвращением к теме высокого творчества отмечены первые послелагерные стихотворения 1946 г. (“Гроза”, “Бетховен”). Жизнеутверждающий пафос и одическая интонация отличают стихи 1947 г., навеянные лагерными впечатлениями (“Урал”, “Город в степи”, “Творцы дорог” и др.) и посещением Грузии (“Храмгэс”, “Сагурамо” и пр.). В послевоенных стихах получают развитие основные мотивы предыдущего периода творчества. В них З. трактует искусство как средство преобразования живой окружающей среды (“Мы, люди, - хозяева этого мира,/ Его мудрецы и его педагоги...” - “Читайте, деревья, стихи Гезиода...”, 1946), периодически возвращается к теме бессмертия в виде метаморфоз (“Я не умру, мой друг./ Дыханием цветов/ Себя я в этом мире обнаружу...” - “Завещание”, 1947; “Я разве только я? Я - только краткий миг/ Чужих существований...” - “Во многом знании - немалая печаль...”, 1957), неоднократно подтверждает своё пантеистическое восприятие разумной и одухотворенной природы (“Всё лежал бы и думал я думу/ Беспредельных полей и дубрав...” - “Я воспитан природой суровой...”, 1953; “Горит весь мир, прозрачен и духовен...” - “Вечер на Оке”, 1957). Между тем поэтика З. на протяжении всего “классического” периода претерпевала изменения. Развитие противоречивого отношения поэта к формальному мастерству зафиксировано в стих. “Читая стихи” (1948). Однако в начале этого периода лирику З. переполняли неожиданные эпитеты и метафоры, которые то восхищали читателей (“Сумасшедшая стонет сирень...” - “Слепой”, 1946), то шокировали их (“Животное, полное грёз...” - “Лебедь в зоопарке”, 1948). “Прощание с друзьями”(1952), посвященное погибшим обэриутам, оказалось прощанием с прежней усложненной манерой повествования. Только в некоторых стихах цикла 1956-1957 гг. “Последняя любовь” (“Можжевеловый куст” и др.) поэт вернется к привычно изысканной метафорике. В 1950-х гг. З. стремился к опрощению стиля с целью прямого выражения острой поэтической мысли. В лирике этих лет выделяются мотивы величия искусства (“Портрет”, 1953; “Старая актриса”, 1956) и внутренней красоты человека (“Некрасивая девочка”, “О красоте человеческих лиц”, 1955). Стихи последнего года жизни З. (“Железная старуха”, “После работы”) имеют вид бытовых зарисовок и носят дидактический характер, подчеркивая движение автора к стилистической простоте. Полнее эволюция художественных взглядов З. отражена в стих. “Генеральская дача”, ритмика, сюжет и композиция которого восходят к традициям “городского романса”, а предельно отчетливое выражение эти взгляды получают в стих.”Городок”, своеобразном шедевре художественного минимализма.

Творчество З. оказало существенное влияние на развитие русской литературы. Стихи поэта переведены на многие европейские языки.

Список литературы

Тарусские страницы. Калуга, 1961

А.Македонов. Николай Заболоцкий. Л., Сов. писатель, 1968

Ю.М.Лотман. Н.Заболоцкий. Прохожий. - в кн.: Ю.Лотман. Анализ поэтического текста. Л., Просвещение, 1972

Воспоминания о Заболоцком. М., Сов. писатель, 1977

Н.Н. Заболоцкий. Н.А.Заболоцкий после создания “Столбцов”. - “Театр”, 1991, №11, с.153-160.

Биография

ЗАБОЛОЦКИЙ, НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1903−1958), русский поэт, переводчик. Родился 24 апреля (7 мая) 1903 под Казанью. Его дед по отцу, отслужив при Николае I положенные четверть века в солдатах, записался уржумским мещанином и работал объездчиком в лесничестве. Один из двух его сыновей, отец поэта, получил казенную стипендию и выучился на агронома. Женился он поздно и взял в жены городскую учительницу, «сочувствующую революционным идеям». Семья жила в селе Сернуре; сын, первый из шестерых детей, учился вдали от дома, в реальном училище Уржума. По окончании училища в 1920 Заболоцкий отправился в Москву, где поступил одновременно на филологический и медицинский факультеты Московского университета, однако вскоре переехал в Петроград и поступил в педагогический институт. Участвовал в литературном кружке «Мастерская слова», не был отобран в состав пролетарского писательского авангарда, однако нашел общий язык со стихотворцами, считавшими себя «левым флангом» ленинградского отделения Всероссийского союза поэтов (вскоре упраздненного).

В 1926-1927 Заболоцкий служил в армии, затем получил место в отделе детской книги Госиздата. Руководил отделом С. Маршак, в отделе работали Е. Шварц, Л. Чуковская, Н.Олейников. Отдел выпускал не только книги, но и два детских журнала - «Чиж» и «Еж». К работе были привлечены поэты-единомышленники Заболоцкого - Д. Хармс и А. Введенский, образовалась поэтическая группа со своей программой. В конце 1927 она стала именоваться Объединением Реального искусства (сперва ОБЕРИО, затем ОБЭРИУ), ее приверженцы - обэриутами. Манифест обэриутов появился в начале 1928 в Афишах Дома печати, раздел «Поэзия обэриутов» написал Заболоцкий. В духе тогдашнего культа новаторства было заявлено: «Мы - творцы не только нового поэтического языка, но и создатели нового ощущения жизни и ее предметов». Себя он при этом назвал «поэтом голых конкретных фигур, придвинутых вплотную к глазам зрителя». К этому времени было опубликовано вразброс несколько стихотворений Заболоцкого, более или менее подтверждавших эту декларацию (Вечерний бар, Футбол, Игра в снежки и т. д.). Они прошли незамеченными, зато изданный тиражом 1200 экз. сборник Столбцы (1929), включавший 22 стихотворения, «вызвал в литературе порядочный скандал», как сообщал другу Заболоцкий, добавив: «…и я был причислен к лику нечестивых». Статья в журнале «Печать и революция» (1930, № 4) называлась Система девок, в журнале «Стройка» (1930, № 1) - Распад сознания. Книга оценивалась как «враждебная вылазка», однако прямых распоряжений в отношении Заболоцкого не последовало и ему (при посредстве Н. Тихонова) удалось завязать особые отношения с журналом «Звезда», где и было напечатано около десяти стихотворений, пополнивших Столбцы во второй (неопубликованной) редакции сборника (в окончательной, впервые воспроизведенной в издании 1965 редакции раздел Столбцы и поэмы содержит 46 стихотворений).

Столбцы и примыкающие к ним стихотворения 1926−1932 представляли собой опыты словесной пластики, ориентированной на повседневную бытовую речь и сближавшей поэзию с современной живописью. Натюрморты, жанровые сцены и этюды Столбцов мотивировались «по-обэриутски»: «Посмотрите на предмет голыми глазами и вы увидите его впервые очищенным от ветхой литературной позолоты… Мы расширяем смысл предмета, слова и действия». Такое «расширение смысла» постепенно отдалило Заболоцкого от других обэриутов и явственно сказалось в поэме Торжество земледелия, написанной в 1929-1930 и полностью напечатанной в журнале «Звезда» в 1933: это была своего рода «мистерия-буфф», прославлявшая коллективизацию как начало вселенского благоустройства. О его полнейшей лояльности свидетельствует стихотворение на смерть Кирова (1934), немыслимое в контексте творчества других обэриутов. При этом в поэме Торжество земледелия, как и в последующих - Безумный волк (1931) и Деревья (1933), сказалось влияние В.Хлебникова. Как и для других поэтов левого толка, Хлебников был для Заболоцкого культовой фигурой, ему была особенно близка устремленность хлебниковской поэтической мысли к сотворению утопии, «учреждению» всемирной гармонии. Подоспело ко времени и знакомство с сочинениями К. Э. Циолковского, в которых Заболоцкий видел подтверждение визионерских мечтаний Хлебникова. Публикация Торжества земледелия повлекла за собой изъятие из обращения номера «Звезды» с текстом поэмы, оценку автора в органе ЦК ВКП (б) «Правда» (в статье В. Ермилова Юродствующая поэзия и поэзия миллионов) и шельмование в других периодических изданиях. Подготовленную к печати книгу Стихотворения 1926−1932 издать не удалось; попытка издать стихотворения и поэмы 1926−1936 оказалась тщетной. Семнадцать новых стихотворений Заболоцкого, большей частью опубликованных в газете «Известия» и максимально приближенных к среднему уровню советской интеллигентской («умствующей») поэзии 1930-х годов, составили сборник Вторая книга (1937), который, по-видимому, должен был свидетельствовать о полной «перековке» автора Столбцов и Торжества земледелия. Заболочкий выпустил также переводы-пересказы для детей и юношества Гаргантюа и Пантагрюэля Ф. Рабле, одного из Путешествий Гулливера Дж. Свифта, Тиля Уленшпигеля Ш. де Костера, а также стихотворное переложение поэмы Шота Руставели Витязь в тигровой шкуре. Тем не менее в 1938 он был арестован и осужден как участник вымышленной террористической организации ленинградских писателей. Его «дело», следствие с пытками и лагерные мытарства кратко описаны в его воспоминаниях История моего заключения (журнал «Даугава», 1988, № 3). Колымский срок был прерван, и уже в 1943 Заболоцкий получил статус ссыльно-поселенца сперва на Алтае, затем в Казахстане. В 1946 он переехал в Москву, в 1948 опубликовал сборник Стихотворения, в котором превалируют произведения грузинской тематики, среди них - Горийская симфония, акафист Сталину, написанный еще в 1936 и переизданный к семидесятилетию вождя. Заболоцкому было предложено превратить свой пересказ 1930-х годов поэмы Шота Руставели в полный перевод. Как и заказанное ему стихотворное переложение Слова о полку Игореве, это было одной из самых престижных и выгодных переводческих работ советского времени. Никакой лирики лагерно-ссыльного периода не сохранилось, и никаких свидетельств о существовании таковой не имеется; новые стихотворения начинают появляться с 1946. Они представляют собой результат творческой эволюции, определившейся еще в 1934-1937. Заболоцкий использует поэтику жестокого романса; характерна она и для стихотворений трагического звучания (В этой роще березовой, Старая сказка, Воспоминание, Где-то в поле возле Магадана и т. д.). Между тем стихотворение Облетают последние маки содержит прямое и открытое авторское признание: «Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому». И прижизненный сборник Стихотворения (1957), и посмертное Избранное (1960) дают заведомо искаженное представление о лирике Заболоцкого, включая лишь немногим больше половины его произведений 1936−1958 и целиком отсекая стихотворения и поэмы раннего периода, противоречившие благолепному образу советского поэта. Сам Заболоцкий от своего раннего творчества не отрекался и не оставлял надежды на публикацию более или менее полного собрания. Он составил его дважды - в 1952 и 1958; предугадывая обязательные претензии стилистической цензуры, пытался без особого успеха приглаживать тексты 1926−1936, вопреки тогдашней программной «красоте неуклюжести» (Битва слонов, 1931): «Весь мир неуклюжего полон значения!». Впервые поэзия Заболоцкого была представлена читателю с достаточной полнотой в 1965 (Большая серия «Библиотеки поэта»). Ряд ранних стихотворений и поэма Птицы (1933) оставались неопубликованными до 1972. В первоначальном виде Столбцы и поэмы 1930-х годов были заново опубликованы в книге Вешних дней лаборатория (1987). Умер Заболоцкий в Москве 14 октября 1958.

Заболоцкий Николай Алексеевич (1903 - 1958) - русский поэт, переводчик. Родился 24 апреля 1903 (7 мая 1903) недалеко от города Казань. У деда Заболоцкого было двое сыновей, одним из которых был его отец. Отец Николая, получив государственную стипендию, смог выучиться на агронома. Женился относительно поздно на городской учительнице школы.

Семья Николая Заболоцкого жила в селе Сернуре. Он был первым из шестерых детей, поступил учиться в реальное училище города Уржума. В 1920 году после окончания училища поехал в Москву. Там сразу поступил на два факультета Московского университета: медицинский и филологический. Вскоре после этого переехал в Петроград, где поступил в педагогический институт.

С 1926 год по 1927 год Заболоцкий служил в армии. После возвращения из армии его приняли в отдел детской книги Госиздата. С. Маршак был руководителем отдела. В отделе также работали Л.Чуковская, Е.Шварц, Н. Олейников. Отдел печатал детские книги и два детских журнала с названиями «Чиж» и «Еж». В конце 1927 года, образовавшаяся поэтическая группа, получила название «Объединение Реального Искусства».

Кто хоть раз слышал пронзительные и трогательные строки романса «Признание» («Зацелована, околдована…»), тот, конечно, услышал эти слова и музыку в себе, в своем сердце: это я так чувствую, это моя душа рвется от бесконечной нежности, это я и плачу, и утешаю. Эти стихи написал за год до смерти 54-летний поэт Николай Заболоцкий. Он прожил недлинную, но очень трудную жизнь, полную житейских неурядиц, творческих поисков, моральных и физических страданий.

Воспитание и учеба

Отец Н. А. Заболоцкого был земским агрономом сельскохозяйственных ферм близ Казани, затем в деревне Сернур (республика Марий Эл). Сразу после революции отец был заведующим фермой-совхозом уездного города Уржума, где Николай окончил среднюю школу. Из детских лет будущий поэт вынес любовь к вятской природе, интерес к работе отца, пристрастие к книгам и раннее осознание своего призвания поэта. В 1920 г. он уехал в Москву, через год - в Петроград. Там он поступил в Педагогический институт им. Герцена на факультет русского языка и литературы.

Студенческие годы Заболоцкого, как и многих других в то время, были голодными и неустроенными, а поставленная цель - стать поэтом - мучила поисками собственного лирического голоса. Он увлекался поэтами начала века: , Мандельштамом, Гумилёвым, . Но постепенно пришел к пониманию того, что ему ближе классики русской поэзии XVIII, XIX веков, а из современных - Велимир Хлебников.

В поисках пути

Время подражаний и ученичества закончилось к 1926 году, когда начинающий поэт нашел, наконец, свой собственный поэтический метод, определил круг его применения. В 1926-1928 годах основной темой его стихотворений стали зарисовки моментов городской жизни, полный контрастов и противоречий того времени. Заболоцкому, выросшему среди сельских пейзажей, город виделся то зловещим и враждебным, то необычайно привлекательным, причудливым и живописным. В письмах будущей жене Е. Клыковой он писал, что запутывается в своем отношении к городу и дерется «против него».

Определяя свою тему в отношении города, Заболоцкий тогда еще пришел к выводу, что социальные проблемы находятся в прямой взаимосвязи и взаимозависимости людей и природы. В таких стихотворениях 1926 года, как «Лицо коня», «Новый быт», «Вечерний бар», «Ивановы», «Свадьба» и другие, просматривается убеждение поэта в том, что причиной духовной ограниченности горожан является их уход от естественной жизни в ладу с природой и забытый долг перед ней. Становление творческой позиции Николая Алексеевича способствовали еще два обстоятельства - увлечение живописью , Филонова, Брейгеля и сотрудничество в литературном Объединении реального искусства, в частности с Хармсом, Введенским, Вагиновым и другими, называющими себя обериутами.

Первый сборник. Травля. Переводы

«Столбцы» - первая книжка поэта. Она вышла в 1929 году и содержала всего 22 стихотворения. Ее одобрили авторитетные писатели и критики: В. Каверин, С. Маршак, Ю. Тынянов и другие. Но потом появилась враждебная критика. Травля усилилась после того, как он опубликовал поэму «Торжество земледелия» (1933). Его заклеймили поборником формализма и апологетом чуждой идеологии. Поэтому новая книга стихов, подготовленная к печати в том же, 1933 году, уже не увидела свет. Но поэт продолжал работать. Сотрудничество в детских журналах «Чиж» и «Ёж» давало некоторый заработок. Кроме того, он перевел «Витязя в тигровой шкуре» Ш. Руставели, «Гаргантюа и Пантагрюэля» Ф. Рабле и «Тиля Уленшпигеля» Д. Костера.

Философская лирика

Творчество Заболоцкого все более наполнялось философским содержанием под влиянием поэзии Державина, Пушкина, Гете и Хлебникова, а также трудов Григория Сковороды, Вернадского и других философов. Работы Циолковского, с которыми он познакомился в 1932 году, тоже произвели на поэта неизгладимое впечатление. Он даже написал ему письмо, в котором рассказал, что его глубоко волнуют проблемы, над которыми думает ученый, и что в своих неопубликованных стихах и поэмах он также пытался их разрешать. Основа натурфилософии Николая Алексеевича заключается в том, что мироздание - единая система, в которой объединены формы живой и неживой материи, вечно взаимодействующие и взаимопревращающиеся. Человек как высшее сознательное существо должен преобразовывать природу и видеть в ней и ученицу, и учительницу. Социальное совершенствование человечества приведет в итоге к социальной справедливости и в отношении к природе.

Арест и лагеря

Недолгое благополучие, когда увидел свет его второй сборник («Вторая книга» - 1937), когда было начато переложение «Слова о полку Игореве», когда увлекли переводы с грузинского, закончилось. 19 марта 1938 г. Заболоцкий вдруг был арестован. Основанием к обвинению послужили статьи и рецензии критиков, искажавшие суть его творчества. «Наказание» он отбывал в концлагерях Дальнего Востока и Алтайского края до 1944 г. Потом - несколько месяцев 1945 года уже в окружении семьи жил в г. Караганде. После восстановления в Союзе писателей (1946) Заболоцкому было разрешено жить в Москве.

Последнее десятилетие

Московский период жизни и творчества Заболоцкого был плодотворным: он много писал, переводил, выпустил последний прижизненный сборник, восторженно принятый авторитетным ценителем поэзии К. И. Чуковским. Но 14 октября 1958 г. сердечный приступ оборвал жизнь большого русского поэта.