Описание и анализ драматической трилогии А.К. Толстого "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Федор Иоаннович", "Царь Борис"

Царь Федор Иоаннович

Толстой Алексей Константинович

Царь Федор Иоаннович

Алексей Константинович Толстой

Царь Федор Иоаннович

ТРАГЕДИЯ В ПЯТИ ДЕЙСТВИЯХ

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Ц а р ь Ф е д о р И о а и н о в и ч, сын Иоанна Грозного. Ц а р и ц а И р и н а Ф е д о р о в н а, жена его, сестра Годунова. Б о р и с Ф е д о р о в и ч Г о д у н о в, правитель царства. К н я з ь И в а н П е т р о в и ч Ш у й с к и й, верховный воевода. Д и о н и с и й, митрополит всей Руси. В а р л а а м, архиепископ Крутицкий. И о в, архиепископ Ростовский. . . Д у х о в н и к ц а р я Ф е д о р а. К н я з ь В а с и л и й И в а н о в и ч Ш у й с к и й, племянник князя

Ивана Петровича. К н я з ь А н д р е й, К н я з ь Д м и т р и и, К н я з ь И в а н

Шуйские, родственники Ивана Петровича. К н я з ь М с т и с л а в с к и й, К н я з ь Х в о р о с т и н и н

ближние воеводы (сторонники Шуйских) К н я з ь Ш а х о в с к о й, М и х а й л о Г о л о в и н - сторонники

Шуйских. А и д р е й П е т р о в и ч Л у п - К л е ш н и н (бывший дядька царя

Федора), К н я з ь Т у р е н и н - сторонники Годунова К н я ж н а М с т и с л а в с к а я, племянница кн. Ивана Петровича

и невеста Шаховского. В а с и л и с а В о л о х о в а, сваха. Б о г д а н К у р ю к о в, И в а н К р а с и л ь н и к о в,

Г о л у б ь - о т е ц, Г о л у б ь - с ы н - московские гости,

сторонники Шуйских Ф е д ю к С т а р к о в, дворецкий кн. Ивана Петровича. Г у с л я р. Ц а р с к и й с т р е м я н н ы й. С л у г а Б о р и с а Г о д у н о в а. Г о н е ц и з с е л а Т е ш л о в а. Г о н е ц и з У г л и ч а. Р а т н и к. Б о я р е, б о я р ы н и, с е н н ы е д е в у ш к и, с т о л ь н и к и,

д ь я к и, п о п ы, м о н а х и, т о р г о в ы е л ю д и,

п о с а д с к и е, с т р е л ь ц ы, с л у г и, н и щ и е и н а р о д.

Действие - в Москве, в конце XVI столетия.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

ДОМ КНЯЗЯ ИВАНА ПЕТРОВИЧА ШУЙСКОГО

На левом конце сцены - стол, за которым сидят все Шуйские, кроме Ивана Петровича и Василия Ивановича. Рядом с Шуйскими Чудовский архимандрит, Благовещенский протопоп и некоторые другие духовные лица. Несколько бояр также сидят за столом; другие расхаживают, разговаривая, в глубине сцены. По правую руку стоят купцы и люди разных сословий. Там же виден другой стол с кубками и сулеями. За ним стоит, в ожидании, Старков, дворецкий князя Ивана Петровича.

А н д р е й Ш у й с к и й

(к духовным) Да, да, отцы! На это дело крепко Надеюсь я. Своей сестрой, царицей, Сидит правитель Годунов. Он ею Одной сильней всего боярства вместе; Как вотчиной своею, помыкает И Думою, и церковью Христовой, И всей землей. Но только лишь удастся Нам от сестры избавиться его Мы сладим с ним.

Ч у д о в с к и й а р х и м а н д р и т

Так князь Иван Петрович Свое согласье дал?

А н д р е й Ш у й с к и й

Насилу дал! Вишь, больно жаль ему царицы было: Я в доме-де своем справляю свадьбу, Племянницу за князя Шаховского, Вишь, выдаю,- царицу же с царем Я разлучу; у нас веселье будет, У них же плач!

Б л а г о в е щ е н с к и й п р о т о п о п

Зело он мягкосерд.

Д м и т р и й Ш у и с к и й Такой уж норов: в поле лютый зверь, А снял доспех - и не узнаешь вовсе, Другой стал человек.

Г о л о в и н

А как же он Согласье дал?

А н д р е й Ш у й с к и й

Спасибо князь Василыо, Он уломал его.

Г о л о в и н

Не жду я проку От этого. По мне: уж если делать Так все иль ничего.

А н д р е й Ш у й с к и й

А что б ты сделал?

Г о л о в и н Попроще б сделал, да теперь, вишь, нам Не время толковать об этом. Шш! Вот он идет!

Входят Иван Петрович Шуйский с Василием Шуйским,

который держит бумагу.

Кн. И в а н П е т р о в и ч

Отцы! Князья! Бояре! Бью вам челом - и вам, торговым людям! Решился я. Нам доле Годунова Терпеть нельзя. Мы, Шуйские, стоим Со всей землей за старину, за церковь, За доброе строенье на Руси, Как повелось от предков; он же ставит Всю Русь вверх дном. Нет, не бывать тому! Он - или мы! Читай, Василь Иваныч!

В а с и л и й Ш у й с к и й

(читает) "Великому всея Русии князю, Царю и самодержцу, государю Феодору Иванычу - от всех Святителей, князей, бояр, попов, Всех воинских людей и всех торговых, От всей земли: царь, смилуйся над нами! Твоя царица, родом Годунова, Неплодна есть, а братец твой, Димитрий Иванович, недугом одержим Падучиим. И если б, волей божьей, Ты, государь, преставился, то мог бы Твой род пресечься и земля в сиротство Могла бы впасть. И ты, царь-государь, Нас пожалей, не дай остаться пусту Отцовскому престолу твоему: Наследия и чадородья ради, Ты новый брак прими, великий царь, Возьми себе в царицы (имярек)..."

Кн. И в а н П е т р о в и ч Мы имя впишем после; со владыкой Решим, кого нам указать. Читай!

В а с и л и й Ш у й с к и й

(продолжает) "Неплодную ж царицу отпусти, Царь-государь, во иноческий чин, Как то твой дед покойный учинил, Великий князь Василий Иоанныч. И в том тебе мы, целою землею, От всей Руси, соборне бьем челом И руки наши прилагаем".

Кн. И в а н П е т р о в и ч

(к боярам.)

Все ли Согласны подписаться?

Все согласны!

Кн. И в а н П е т р о в и ч

(к духовным) А вы, отцы?

Б л а г о в е щ е н с к и й п р о т о п о п

Святой владыко нас Благословил тебе дать руки.

Ч у д о в с к и й а р х и м а н д р и т

Полно Христову церковь Годунову доле Насиловать!

Кн. И в а н П е т р о в и ч

(к купцам)

Князь-государь, Уж нам ли за тобою не идти! От Годунова нам накладной всех С тех пор, как он дал льготы англичанам!

Кн. И в а н П е т р о в и ч

(берет перо) Прости ж мне бог, что я для блага всех Грех на душу беру!

В а с и л и й Ш у й с к и й

И полно, дядя! Какой тут грех? Не по вражде к Ирине Ты на нее идешь, но чтоб упрочить Престол Руси!

Кн. И в а н П е т р о в и ч

Я на нее иду, Чтобы сломить Бориса Годунова,И сам себя морочить не хочу! Мой путь не прям.

В а с и л и й Ш у й с к и й

Помилуй! Что Ирине В мирском величье? Супротив блаженства Небесного все прах и суета!

Кн. И в а н П е т р о в и ч Я говорю тебе, мой путь не прям Но пятиться не стану. Лучше пусть Безвинная царица пропадает, Чем вся земля!

(Подписывается.)

Прикладывайте руки!

Все начинают подписываться. Кн. Иван Петрович отходит в

сторону. К нему подходит кн. Шаховской.

Ш а х о в с к о й Князь-государь, когда же мне позволишь С невестою увидеться?

Кн. И в а н П е т р о в и ч

Тебе Одна забота только о невесте? Не терпится? Пожди, она сойдет Тебя с другими потчевать.

Ш а х о в с к о й

Ты, князь, Ведь при других мне только и даешь С ней видеться.

Кн. И в а н П е т р о в и ч

А ты б хотел один? Ты молод, князь, а я держуся крепко Обычая. Им цело государство, Им - и семья.

Ш а х о в с к о й

Обычая ль тогда Держался ты, когда сидел во Пскове, Тебя ж хотел Замойский извести, А ты его, в лукавстве уличив, Как честного, на поле звал с собою?

Кн. И в а н П е т р о в и ч Не красная был девица Замойский, Я ж не жених. Глаз на глаз со врагом Быть не зазор.

Шаховской отходит. Подходит Головин.

Когда б ты захотел, Князь-государь, короче б можно дело И лучше кончить. Углицкие люди Ко Дмитрию Ивановичу мыслят.

Кн. И в а н П е т р о в и ч Ну, что же в том?

Г о л о в и н

А на Москве толкуют, Что Федор-царь и плотью слаб и духом; Так если б ты...

Кн. И в а н П е т р о в и ч

Михайло Головин, Остерегись, чтоб я не догадался, Куда ты гнешь.

Г о л о в и н

Князь-государь...

Кн. И в а н П е т р о в и ч

Я мимо Ушей теперь намек твой пропускаю, Но если ты его мне повторишь, Как свят господь, я выдам головою Тебя царю!

Входит княжна Мстиславская в большом наряде; за ней две девушки и Волохова с подносом, на котором чары.

Все кланяются княжне в пояс.

В а с и л и й Ш у й с к и й

(тихо Головину)

Нашел кого поднять На прирожденного на государя! Да он себя на мелкие куски Даст искрошить скорей. Брось дурь!

Г о л о в и н

Кабы Он только захотел...

В а с и л и й Ш у й с к и й

Кабы! Кабы У бабушки бородушка была, Так был бы дедушка.

Кн. И в а н П е т р о в и ч

Ну, гости дорогие, Теперь из рук племянницы моей Примайте чары!

Волохова передает поднос княжне, которая обносит

гостей с поклонами.

Ш а х о в с к о й

(Ко Мстиславской шепотом,

принимая от нее чару)

Скоро ли поволишь Мне свидеться с тобою?

Княжна отворачивается.

В о л о х о в а

(шепотом Шаховскому)

Завтра ночью, В садовую калитку!

Кн. И в а н П е т р о в и ч

(подымая кубок,

который поднес ему Старков)

Наперед Во здравье пьем царя и государя Феодора Иваныча! Пусть много Он лет царит над нами!

Много лет Царю и государю!

Кн. И в а н П е т р о в и ч

А затем Пью ваше здравье!

Кн. Х в о р о с т и н и н

Князь Иван Петрович! Ты нам щитом был долго от Литвы Будь нам теперь щитом от Годунова!

Б л а г о в е щ е н с к и й п р о т о п о п Благослови тебя всевышний царь Святую церковь нашу отстоять!

Ч у д о в с к и й а р х и м а н д р и т И сокрушить Навуходоносора!

К у п ц ы Князь-государь! Ты нам - что твердый Кремль, А мы с тобой в огонь и в воду!

Кн. Х в о р о с т и н и н

Князь, Теперь дозволь про молодых нам выпить, Про жениха с невестой!

Много лет!

Кн. И в а н П е т р о в и ч Благодарю вас, гости дорогие, Благодарю! Она хотя мне только Племянница, но та же дочь. Княжна! И ты, Григорий! Кланяйтеся, дети!

(пьют) Во здравье удалому жениху И дорогой невесте!

Кн. И в а н П е т р о в и ч

Всем спасибо!

(Ко Мстиславской) Теперь ступай, Наташа. Непривычна Ты, дитятко, еще казаться в люди, Вишь, раскраснелась, словно маков цвет.

(Целует ее в голову.) Ступай себе! Княжна, Волохова и девушки уходят.

В о л о х о в а

(уходя, к Шаховскому)

Смотри же, не забудь: В садовую калитку! Да гостинчик Мне принеси, смотри же!

Кн. И в а н П е т р о в и ч

Медлить нам Теперь нельзя. Пусть тотчас ко владыке Идет наш лист, а там по всей Москве!

В а с и л и й Ш у й с к и й Не проболтаться, боже сохрани!

В с е Избави бог!

Кн. И в а н П е т р о в и ч

Простите ж, государи, Простите все! Владыко даст нам знать, Когда к царю сбираться с челобитьем!

Все расходятся. Мой путь не прям. Сегодня понял я, Что чистым тот не может оставаться, Кто борется с лукавством. Правды с кривдой Бой неравен; а с непривычки трудно Кривить душой! Счастлив, кто в чистом поле Перед врагом стоит лицом к лицу! Вокруг него и гром, и дым, и сеча, А на душе спокойно и легко! Мне ж на душу легло тяжелым камнем, Что ныне я не право совершил. Но, видит бог, нам все пути иные Заграждены. На Федора опоры Нет никакой! Он - словно мягкий воск В руках того, кто им владеть умеет. Не он царит - под шурином его Стеня, давно земля защиты просит, От нас одних спасенья ждет она! Да будет же - нет выбора иного Неправдою неправда сражена И да падут на совесть Годунова Мой вольный грех и вольная вина!

(Уходит.)

С т а р к о в

(глядя ему вслед) Неправда за неправду! Ну, добро! Так и меня уж не вини, боярин, Что пред тобой неправду учиню я Да на тебя всю правду донесу! ПАЛАТА В ЦАРСКОМ ТЕРЕМЕ

Годунов, в раздумье, сидит у стола. Близ него стоят ЛупКлешнин и князь Typeнин. У двери дожидается Старков.

К л е ш н и н

(к Старкову) И ты во всем свидетельствовать будешь?

С т а р к о в Во всем, во всем, боярин! Хоть сейчас Поставь меня лицом к царю!

К л е ш н и н

Добро! Ступай себе, голубчик, с нас довольно!

Старков уходит.

(К Годунову.) Что? Каково? Сестру, мол, в монастырь, А брата побоку! И со владыкой Идут к царю!

Г о д у н о в

(в раздумье)

Семь лет прошло с тех пор, Как царь Иван преставился. И ныне, Когда удара я не отведу, Земли едва окрепшее строенье, Все, что для царства сделать я успел,Все рушится - и снова станем мы, Где были в ночь, когда Иван Васильич Преставился.

К л е ш н и н

Подкопы с двух сторон Они ведут. Там, в Угличе, с Нагими Спознался их сторонник Головин, А здесь царя с царицею разводят. Не тут, так там; коль не мытьем удастся, Так катаньем!

Т у р е н и н

(к Годунову)

Боярин, не давай Им с челобитием идти к царю! Его ты знаешь; супротив попов, Пожалуй, он не устоит.

К л е ш н и н

Пожалуй! Рассчитывать нельзя. Покойный царь Пономарем его недаром звал. Эх, батюшка ты наш, Иван Васильич! Когда б ты здравствовал, уж как бы ты И Шуйских и Нагих поуспокоил!

Г о д у н о в Из Углича к нам не было вестей?

К л е ш н и н Не получал. Пусть только Битяговский Ту грамоту пришлет, что Головин Писал к Нагим, уж мы скрутили б Шуйских!

Т у р е н и н А если он сам от себя ворует?

К л е ш н и н Нам нет нужды! С той грамотой они У нас в руках.

Т у р е н и н

Твоими бы устами Пришлося мед пить. У меня ж со князем Иван Петровичем старинный счет: Когда во Пскове с голоду мы мерли, А день и ночь нас осыпали ядра Каленые, я, в жалости души И не хотя сидельцев погубленья, Дал им совет зачать переговоры С Батуром-королем. Но князь Иван На шею мне велел накинуть петлю И только по упросу богомольцев Помиловал. Я не забыл того И вотчины свои теперь бы отдал, Чтобы на нем веревку увидать!

К л е ш н и н Ему б к лицу! С купцом, со смердом ласков, А с нами горд. Эх, грамоту б добыть!

Т у р е н и н

(к Годунову) Твоя судьба висит на волоске Тебе решиться надо!

Г о д у н о в

(вставая)

Я решился.

Т у р е н и н На что?

Г о д у н о в

Т у р е н и н и К л е ш н и н

Как? С Шуйскими на мир?

Г о д у н о в Мы завтра же друзьями учинимся.

К л е ш н и н

Батюшка, дозволь Тебе сказать: ты не с ума ли спятил? Ведь ты козла в свой пустишь огород!

Г о д у н о в Когда, шумя, в морскую бурю волны Грозят корабль со грузом поглотить, Безумен тот, кто из своих сокровищ Не бросит часть, чтоб целое спасти. Часть прав моих в пучину я бросаю, Но мой корабль от гибели спасаю!

К л е ш н и н А как сойдешься с ними ты? С повинной К ним, что ль, пойдешь? Аль их к себе

попросишь? Кто мир устроит между вас?

) . В комментарии к своей трагедии («Проект постановки на сцену трагедии Царь Федор Иоаннович») Алексей Толстой писал: «Две партии в государстве борются за власть: представитель старины, князь Шуйский, и представитель реформы, Борис Годунов. Обе партии стараются завладеть слабонравным царём Фёдором как орудием для своих целей. Фёдор, вместо того чтобы дать перевес той или другой стороне или же подчинить себе ту и другую, колеблется между обеими и чрез свою нерешительность делается причиной: 1) восстания Шуйского и его насильственной смерти, 2) убиения своего наследника, царевича Димитрия, и пресечения своего рода. Из такого чистого источника, какова любящая душа Фёдора, истекает страшное событие, разразившееся над Россией долгим рядом бедствий и зол. Трагическая вина Иоанна было попрание им всех человеческих прав в пользу государственной власти; трагическая вина Фёдора - это исполнение власти при совершенном нравственном бессилии» .

Сценическая история трагедии показала, что сочинение Алексея Толстого оставляет возможность иных толкований его содержания, и в частности образа главного героя. Тяжба Годунова с Шуйскими нередко толковалась как борьба между зарождающимся самодержавием и той «стариной», когда Боярская дума обладала большим влиянием и широкими полномочиями, - такое толкование, в частности, было актуально на рубеже веков. Позднейшие интерпретаторы «Царя Фёдора» не были склонны искать в случившемся вину Фёдора, он представал скорее жертвой жестокого времени, его личная трагедия толковалась как трагедия бессилия добра ; таким, в частности, был Фёдор Ивана Москвина в знаменитой постановке Художественного театра .

Действующие лица

Царь Федор Иоаннович, сын Иоанна Грозного Царица Ирина Федоровна, жена его, сестра Годунова Борис Федорович Годунов, правитель царства Князь Иван Петрович Шуйский, верховный воевода Дионисий, митрополит всей Руси Варлаам, архиепископ Крутицкий Иов, архиепископ Ростовский Благовещенский протопоп Чудовский архимандрит Духовник царя Федора Князь Василий Иванович Шуйский, племянник князя Ивана Петровича Князь Андрей, Князь Дмитрий, Князь Иван - Шуйские, родственники Ивана Петровича Князь Мстиславский, Князь Хворостинин - ближние воеводы (сторонники Шуйских) Князь Шаховской, Михайло Головин - сторонники Шуйских Андрей Петрович Луп-Клешнин (бывший дядька царя Федора ), Князь Туренин - сторонники Годунова Княжна Мстиславская, племянница кн. Ивана Петровича и невеста Шаховского Василиса Волохова, сваха Богдан Курюков, Иван Красильников, Голубь-отец, Голубь-сын - московские гости, сторонники Шуйских Федюк Старков, дворецкий кн. Ивана Петровича Гусляр Царский стремянный Слуга Бориса Годунова Гонец из села Тешлова Гонец из Углича Ратник Бояре, боярыни, сенные девушки, стольники, дьяки, попы, монахи, торговые люди, посадские, стрельцы, слуги, нищие и народ.

Сюжет

Действие происходит в Москве, в конце XVI века. Недовольные растущим влиянием Годунова, которому царь Фёдор «передоверил» власть, князья Шуйские и сочувствующие им бояре пытаются составить заговор с целью отстранения Годунова от власти; полагая источником влияния Бориса на царя его родство с царицей Ириной Федоровной (в девичестве Годуновой), бояре задумывают развести Фёдора с женой, как с неплодной . Бояре, вдохновляемые Иваном Петровичем Шуйским , составляют челобитную, в которой просят царя вступить в новый брак; они ставят свои подписи под челобитной, но подача её царю откладывается из-за нерешённости вопроса о невесте.

Соперничество Годунова и Шуйского тревожит царя Фёдора ; не понимая причин этой вражды, Фёдор, в трагедии Толстого скорее святой, нежели скудоумный, пытается помирить соперников; недобровольно, под давлением царя и царицы, соперники протягивают друг другу руки, однако борьба продолжается.

Ирина передает Фёдору просьбу вдовствующей царицы, Марии Нагой , о возвращении в Москву из Углича , куда Нагие вместе с царевичем Дмитрием были отправлен сразу после воцарения Фёдора. Годунов, который у Толстого считает незаконнорожденного царевича реальным соперником, решительно противится этому. Сторонник Годунова Андрей Клешнин , бывший дядька царя Фёдора, доставляет перехваченное письмо близкого к Шуйским Головина в Углич; письмо свидетельствует о наличии заговора, и Борис трбует взятия Ивана Шуйского под стражу, в противном случае грозит удалиться от дел. Фёдор, не желая верить верить в недобрые намерения Шуйского, в конце концов принимает «отставку» Годунова.

Тем временем, в отсутствие Ивана Шуйского, бояре вписывают в челобитную имя княжны Мстиславской, уже просватанной молодому князю Шаховскому. Возмущённый Шаховской выхватыват челобитную и исчезает с ней. Иван Шуйский, прежде отклонявший предложение сместить Фёдора и возвести на престол царевича Дмитрия, теперь склоняется именно к такому способу избавления от Годунова. Отрешённый от дел Борис просит своего приближённого Клешнина отправить в Углич в качестве новой мамки царевича сваху Василису Волохову, при этом несколько раз повторяет: «чтобы она царевича блюла». Клешнин, в свою очередь, передавая Волоховой указания Годунова, даёт ей понять, что, если страдающий падучей царевич сам погубит себя, с нее не спросят.

Фёдор, вынужденный лично заниматься государственными делами, тяготится ими и готов помириться с шурином, тем более что Шуйский на его призывы не откликается, сказываясь больным; однако для Годунова условием примирения по-прежнему остаётся арест Шуйского. Клешнин, осведомленный обо всём, что происходит в среде заговорщиков, сообщает царю о намерении Шуйских возвести на престол царевича Димитрия. Фёдор отказывается верить, но призванный к нему Иван Петрович сознается в мятеже. Дабы спасти Шуйского, Фёдор заявляет, что он сам велел поставить царевича на престол, но теперь раздумал. В царские покои врывается Шаховской с боярской челобитной и просит вернуть ему невесту; подпись Ивана Петровича под челобитной обескураживает Фёдора. Он готов простить Шуйскому заговоры и мятежи, но не может простить обиду, нанесённую Ирине. В гневе Фёдор подписывает давно заготовленный Борисом указ об аресте Шуйского.

В заключительной картине трагедии действие разворачивается на площади перед Архангельским собором , в котором Фёдор отслужил панихиду по своему отцу, Ивану Грозному . «От нынешнего дня, - решает Фёдор, - Я буду царь». Ирина и княжна Мстиславская умоляют его простить Шуйского. Фёдор, чей гнев был лишь недолгой вспышкой, посылает за Шуйским князя Туренина, но тот сообщает, что Шуйский ночью удавился; недосмотрел же Туренин потому, что вынужден был отбивать толпу, приведенную к тюрьме князем Шаховским, и отбил её, лишь застрелив Шаховского. Фёдор обвиняет Туренина в убийстве Шуйского; он сожалеет о том, что слишком долго мирволил боярам: «Не вдруг отец покойный/ Стал грозным государем! Чрез окольных/ Он грозен стал…» В это время гонец приносит из Углича весть о гибели царевича. Фёдор подозревает, что и Дмитрий был убит; Годунов предлагает послать в Углич для дознания Клешнина и Василия Шуйского и тем самым убеждает Фёдора в своей невиновности. Тут же приходит и сообщение о приближении татар к Москве и скорой, «чрез несколько часов», осаде столицы. Чувствуя себя не в силах справиться с навалившимися проблемами, Фёдор соглашается с Ириной в том, что править царством может только Борис. Трагедия заканчивается горестным монологом Фёдора:

Моей виной случилось все! А я - Хотел добра, Арина! Я хотел Всех согласить, все сгладить, - боже, боже! За что меня поставил ты царем!

Сценическая судьба

Иван Москвин в роли царя Фёдора, 1898 год

Написанная в 1868 году, трагедия Толстого надолго оказалась под цензурным запретом, поскаольку в ней, по словам М. Строевой , дебатировалась проблема вырождения царской власти . Первую постановку «Царя Фёдора» осуществила любительская труппа в Петербурге в 1890 году .

«Царь Фёдор» в Художественном театре

Новым, ещё не виданным на русской сцене было и оформление спектакля, предложенное художником В. А. Симовым : «Перед зрителями, - пишет М. Строева, - распахнулась жизнь древней Руси во всей своей доподлинности - с низкими сводчатыми потолками, тусклыми слюдяными оконцами, с мигающими свечами и лампадами у темных икон, с высокими шапками и длинными рукавами облачений, с точными музейными вышивками и уникальной утварью» . Здесь чувствовалось влияние Мейнингенского театра Л. Кронека ; однако для создателей спектакля это был не просто достоверный исторический фон: «Глубокий историзм спектакля, - пишет критик, - подчинялся теме остросовременной, придавал ей эпическую широту. Своды царских хором придавливали людей. Каждый из яркой разнохарактерной толпы обязан был согнуть голову. Не избегал общей участи и царь Фёдор. Власть, свыше данная ему, его же и губила. Маленький человек беспомощно метался в тесных палатах» .

Заглавную роль в спектакле сыграл Иван Москвин ; Ивана Шуйского играл Василий Лужский , Ирину - Ольга Книппер , Василия Шуйского - Всеволод Мейерхольд .

Успех спектакля был так велик, что уже 26 января 1901 года состоялось юбилейное, сотое, его представление, а роль царя Фёдора в дальнейшем стала коронной для актёров трагического амплуа и в то же время пробным камнем, наряду с трагическими образами Шекспира .

Спектакль не сходил со сцены театра на протяжении полувека, став такой же «визитной карточкой» МХАТа, как чеховская «Чайка»; после Москвина, с 1935 года, царя Фёдора играл Николай Хмелёв , а с 1940 года - Борис Добронравов , умерший в 1949 году на сцене во время исполнения этой роли, не доиграв финальную сцену .

На фоне выдающейся постановки Художественного театра и образов, созданных великими актёрами МХАТа, многие театры долгое время не отваживались обращаться к этой трагедии, большинство трупп не располагало актёрами, способными в заглавной роли бросить вызов корифеям Художественного театра. После смерти Добронравова спекталь исчез и из репертуара МХАТа .

В конце 60-х годов актёр МХАТа Владлен Давыдов , давно мечтавший о возвращении трагедии Толстого в репертуар, нашёл на главную роль достойного исполнителя в лице Иннокентия Смоктуновского , уже имевшего в своём активе роль князя Мышкина в легендарном «Идиоте» Ленинградского БДТ . Пока во МХАТе решался вопрос о новой постановке «Царя Фёдора», осложнённый сменой художественного руководства, Смоктуновского перехватил Малый театр .

«Царь Фёдор» в Малом театре

Премьера спектакля состоялась в мае 1973 года; в постановке было занято целое созвездие корифеев театра: Евгений Самойлов в роли Ивана Шуйского, Виктор Хохряков (и Евгений Весник) в роли Клешнина; Василису Волохову играла Елена Шатрова , Бориса Годунова - Виктор Коршунов , царицу Ирину - Галина Кирюшина .

В Фёдоре Смоктуновского не было того «жалкого скудоумия», о котором писал Толстой, не было ничего от «блаженного», и даже слова о подаренных цесарем шести обезьянах, обычно служившие подтверждением его слабоумия, у Смоктуновского неожиданно наполнялись иронически-драматическим смыслом . Одним из главных достоинств этого спектакля стала музыка Георгия Свиридова , в которой наряду со специально написанными хоровыми (a capella) фрагментами были использованы темы из Маленького триптиха. «И. Смоктуновский, - писал в то время критик, - играет… со всей проникновенностью, с пугающей почти достоверностью постижения самого естества „последнего в роде“, обреченного царя. Иначе говоря, трагедию личности, но столь глубокой и необыденной, что перед душевным сокровищем его героя мелкими кажутся и проницательный ум Годунова, и недальновидная, хотя и искренняя прямота Ивана Шуйского… Музыкальные образы „Царя Федора“ сосредотачивают в себе высокое художественное общение… Дух Древней Руси оживает в этой музыке» .

Хотя изначально зрители совершали паломничество в первую очередь на Иннокентия Смоктуновского, спектакль пережил и уход актёра во МХАТ (в 1976 году); царя Фёдора в дальнейшем играли Юрий Соломин и Эдуард Марцевич .

«Царь Фёдор» в Театре им. Комиссаржевской

Одновременно с Малым театром, даже чуть раньше, в 1972 году трагедию Толстого поставил Рубен Агамирзян на сцене Ленинградского театра им. В. Ф. Комиссаржевской . Позже Агамирзян поставил и другие части трилогии и вместе с исполнителями главных ролей был за эту работу в 1984 году удостоен Государственной премии СССР , но начал с «Царя Фёдора». В спектакле, оформленном Эдуардом Кочергиным , заглавную роль сыграл молодой, но в то время уже хорошо известный театралам актёр Владимир Особик ; Бориса Годунова во всех частях трилогии играл Станислав Ландграф .

В не меньшей степени, чем спектакль Малого театра, ленинградский «Царь Фёдор» стал событием театральной жизни. «В своих белых одеждах, - писала Нина Аловерт тридцать лет спустя, - Царь Особика временами не ходил, а как будто летал, особенно в сцене, где хотел всех примирить. Вскидывал руки, как крылья, и летел от Ирины - к Годунову, от Годунова - к Шуйскому, от Шуйского - к Ирине. Неожиданно останавливался и вслушивался в каждую фразу, всматривался в лица собеседников, затем зажмуривал глаза, чтобы эти лица не видеть и только сердцем постичь сплетение лжи и предательства. Новое испытание обрушивается на Царя, он узнаёт, что его хотят развести с женой… Царь-Особик больше не „видел“ сердцем, не способен был понимать, где правда, где ложь. Полет прекращался, начиналось метание по сцене. Как безумный бросался он с печатью в руке к столу и падал сверху на стол, припечатывая приказ об аресте Шуйского, одним движением решая участь Шуйского и свою, потому что с этой минуты начиналась гибель Царя. …Я и сейчас в любое мгновение могу „услышать“ страшный, из глубины сердца исторгнутый вопль Царя: прижавшись спиной к стене, вытянув вперед руки, как бы отталкивая Годунова, Особик кричал: „Я правду от неправды не отличу! Аринушка!“» .

Спектакль с неизменным успехом шёл 18 лет, пока Владимир Особик не покинул театр.

Другие известные постановки

Малый театр («Суворинский») в Петербурге.

Московский Театр Русской Драмы п/р М. Щепенко. Постановка Михаила Щепенко . В главной роли - Михаил Щепенко. Спектакль является лауреатом премии Москвы в области литературы и искусства. 5 июля 2010 года был показан, в частности, на открытии Храмового комплекса Спаса Нерукотворного в селе Усово на Рублево-Успенском шоссе.

Примечания

  1. Скрынников Р. Г. Борис Годунов / А. М. Сахаров. - М .: Наука, 1983. - С. 67-84. - 192 с.
  2. Толстой А. К. Проект постановки на сцену трагедии «Царь Федор Иоаннович»
  3. Велехова Н. А. <О спектакле «Царь Федор Иоаннович» в Малом театре> // Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли. - Москва: АСТ-пресс книга, 2002. - С. 205-211. - ISBN 5-7805-1017-2
  4. Соловьёва И. Н. Московский Художественный академический театр СССР имени М. Горького // Театральная энциклопедия (под ред. С. С. Мокульского) . - М .: Советская энциклопедия, 1961-1965. - Т. 2.

Толстой Алексей Константинович Царь Федор Иоаннович

Алексей Константинович Толстой

Алексей Константинович Толстой

Царь Федор Иоаннович

ТРАГЕДИЯ В ПЯТИ ДЕЙСТВИЯХ

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Ц а р ь Ф е д о р И о а и н о в и ч, сын Иоанна Грозного. Ц а р и ц а И р и н а Ф е д о р о в н а, жена его, сестра Годунова. Б о р и с Ф е д о р о в и ч Г о д у н о в, правитель царства. К н я з ь И в а н П е т р о в и ч Ш у й с к и й, верховный воевода. Д и о н и с и й, митрополит всей Руси. В а р л а а м, архиепископ Крутицкий. И о в, архиепископ Ростовский. . . Д у х о в н и к ц а р я Ф е д о р а. К н я з ь В а с и л и й И в а н о в и ч Ш у й с к и й, племянник князя

Ивана Петровича. К н я з ь А н д р е й, К н я з ь Д м и т р и и, К н я з ь И в а н

Шуйские, родственники Ивана Петровича. К н я з ь М с т и с л а в с к и й, К н я з ь Х в о р о с т и н и н

ближние воеводы (сторонники Шуйских) К н я з ь Ш а х о в с к о й, М и х а й л о Г о л о в и н - сторонники

Шуйских. А и д р е й П е т р о в и ч Л у п - К л е ш н и н (бывший дядька царя

Федора), К н я з ь Т у р е н и н - сторонники Годунова К н я ж н а М с т и с л а в с к а я, племянница кн. Ивана Петровича

и невеста Шаховского. В а с и л и с а В о л о х о в а, сваха. Б о г д а н К у р ю к о в, И в а н К р а с и л ь н и к о в,

Г о л у б ь - о т е ц, Г о л у б ь - с ы н - московские гости,

сторонники Шуйских Ф е д ю к С т а р к о в, дворецкий кн. Ивана Петровича. Г у с л я р. Ц а р с к и й с т р е м я н н ы й. С л у г а Б о р и с а Г о д у н о в а. Г о н е ц и з с е л а Т е ш л о в а. Г о н е ц и з У г л и ч а. Р а т н и к. Б о я р е, б о я р ы н и, с е н н ы е д е в у ш к и, с т о л ь н и к и,

д ь я к и, п о п ы, м о н а х и, т о р г о в ы е л ю д и,

п о с а д с к и е, с т р е л ь ц ы, с л у г и, н и щ и е и н а р о д.

Действие - в Москве, в конце XVI столетия.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

ДОМ КНЯЗЯ ИВАНА ПЕТРОВИЧА ШУЙСКОГО

На левом конце сцены - стол, за которым сидят все Шуйские, кроме Ивана Петровича и Василия Ивановича. Рядом с Шуйскими Чудовский архимандрит, Благовещенский протопоп и некоторые другие духовные лица. Несколько бояр также сидят за столом; другие расхаживают, разговаривая, в глубине сцены. По правую руку стоят купцы и люди разных сословий. Там же виден другой стол с кубками и сулеями. За ним стоит, в ожидании, Старков, дворецкий князя Ивана Петровича.

А н д р е й Ш у й с к и й

(к духовным) Да, да, отцы! На это дело крепко Надеюсь я. Своей сестрой, царицей, Сидит правитель Годунов. Он ею Одной сильней всего боярства вместе; Как вотчиной своею, помыкает И Думою, и церковью Христовой, И всей землей. Но только лишь удастся Нам от сестры избавиться его Мы сладим с ним.

Ч у д о в с к и й а р х и м а н д р и т

Так князь Иван Петрович Свое согласье дал?

А н д р е й Ш у й с к и й

Насилу дал! Вишь, больно жаль ему царицы было: Я в доме-де своем справляю свадьбу, Племянницу за князя Шаховского, Вишь, выдаю,- царицу же с царем Я разлучу; у нас веселье будет, У них же плач!

Б л а г о в е щ е н с к и й п р о т о п о п

Зело он мягкосерд.

Д м и т р и й Ш у и с к и й Такой уж норов: в поле лютый зверь, А снял доспех - и не узнаешь вовсе, Другой стал человек.

Г о л о в и н

А как же он Согласье дал?

А н д р е й Ш у й с к и й

Спасибо князь Василыо, Он уломал его.

Г о л о в и н

Не жду я проку От этого. По мне: уж если делать Так все иль ничего.

А н д р е й Ш у й с к и й

А что б ты сделал?

Г о л о в и н Попроще б сделал, да теперь, вишь, нам Не время толковать об этом. Шш! Вот он идет!

Входят Иван Петрович Шуйский с Василием Шуйским,

который держит бумагу.

Кн. И в а н П е т р о в и ч

Отцы! Князья! Бояре! Бью вам челом - и вам, торговым людям! Решился я. Нам доле Годунова Терпеть нельзя. Мы, Шуйские, стоим Со всей землей за старину, за церковь, За доброе строенье на Руси, Как повелось от предков; он же ставит Всю Русь вверх дном. Нет, не бывать тому! Он - или мы! Читай, Василь Иваныч!

В а с и л и й Ш у й с к и й

(читает) "Великому всея Русии князю, Царю и самодержцу, государю Феодору Иванычу - от всех Святителей, князей, бояр, попов, Всех воинских людей и всех торговых, От всей земли: царь, смилуйся над нами! Твоя царица, родом Годунова, Неплодна есть, а братец твой, Димитрий Иванович, недугом одержим Падучиим. И если б, волей божьей, Ты, государь, преставился, то мог бы Твой род пресечься и земля в сиротство Могла бы впасть. И ты, царь-государь, Нас пожалей, не дай остаться пусту Отцовскому престолу твоему: Наследия и чадородья ради, Ты новый брак прими, великий царь, Возьми себе в царицы (имярек)..."

Кн. И в а н П е т р о в и ч Мы имя впишем после; со владыкой Решим, кого нам указать. Читай!

В а с и л и й Ш у й с к и й

(продолжает) "Неплодную ж царицу отпусти, Царь-государь, во иноческий чин, Как то твой дед покойный учинил, Великий князь Василий Иоанныч. И в том тебе мы, целою землею, От всей Руси, соборне бьем челом И руки наши прилагаем".

Кн. И в а н П е т р о в и ч

(к боярам.)

Все ли Согласны подписаться?

Все согласны!

Кн. И в а н П е т р о в и ч

(к духовным) А вы, отцы?

Б л а г о в е щ е н с к и й п р о т о п о п

Святой владыко нас Благословил тебе дать руки.

Ч у д о в с к и й а р х и м а н д р и т

Полно Христову церковь Годунову доле Насиловать!

Кн. И в а н П е т р о в и ч

(к купцам)

Князь-государь, Уж нам ли за тобою не идти! От Годунова нам накладной всех С тех пор, как он дал льготы англичанам!

Кн. И в а н П е т р о в и ч

(берет перо) Прости ж мне бог, что я для блага всех Грех на душу беру!

В а с и л и й Ш у й с к и й

И полно, дядя! Какой тут грех? Не по вражде к Ирине Ты на нее идешь, но чтоб упрочить Престол Руси!

Кн. И в а н П е т р о в и ч

Я на нее иду, Чтобы сломить Бориса Годунова,И сам себя морочить не хочу! Мой путь не прям.

В а с и л и й Ш у й с к и й

Помилуй! Что Ирине В мирском величье? Супротив блаженства Небесного все прах и суета!

Кн. И в а н П е т р о в и ч Я говорю тебе, мой путь не прям Но пятиться не стану. Лучше пусть Безвинная царица пропадает, Чем вся земля!

(Подписывается.)

Прикладывайте руки!

Все начинают подписываться. Кн. Иван Петрович отходит в

сторону. К нему подходит кн. Шаховской.

Ш а х о в с к о й Князь-государь, когда же мне позволишь С невестою увидеться?

Кн. И в а н П е т р о в и ч

Тебе Одна забота только о невесте? Не терпится? Пожди, она сойдет Тебя с другими потчевать.

Ш а х о в с к о й

Ты, князь, Ведь при других мне только и даешь С ней видеться.

Кн. И в а н П е т р о в и ч

А ты б хотел один? Ты молод, князь, а я держуся крепко Обычая. Им цело государство, Им - и семья.

Ш а х о в с к о й

Обычая ль тогда Держался ты, когда сидел во Пскове, Тебя ж хотел Замойский извести, А ты его, в лукавстве уличив, Как честного, на поле звал с собою?

Кн. И в а н П е т р о в и ч Не красная был девица Замойский, Я ж не жених. Глаз на глаз со врагом Быть не зазор.

Шаховской отходит. Подходит Головин.

Когда б ты захотел, Князь-государь, короче б можно дело И лучше кончить. Углицкие люди Ко Дмитрию Ивановичу мыслят.

Кн. И в а н П е т р о в и ч Ну, что же в том?

Г о л о в и н

А на Москве толкуют, Что Федор-царь и плотью слаб и духом; Так если б ты...

Кн. И в а н П е т р о в и ч

Михайло Головин, Остерегись, чтоб я не догадался, Куда ты гнешь.

Г о л о в и н

Князь-государь...

Кн. И в а н П е т р о в и ч

Я мимо Ушей теперь намек твой пропускаю, Но если ты его мне повторишь, Как свят господь, я выдам головою Тебя царю!

Входит княжна Мстиславская в большом наряде; за ней две девушки и Волохова с подносом, на котором чары.

Все кланяются княжне в пояс.

В а с и л и й Ш у й с к и й

(тихо Головину)

Нашел кого поднять На прирожденного на государя! Да он себя на мелкие куски Даст искрошить скорей. Брось дурь!

Г о л о в и н

Кабы Он только захотел...

В а с и л и й Ш у й с к и й

Кабы! Кабы У бабушки бородушка была, Так был бы дедушка.

Кн. И в а н П е т р о в и ч

Ну, гости дорогие, Теперь из рук племянницы моей Примайте чары!

Волохова передает поднос княжне, которая обносит

гостей с поклонами.

Ш а х о в с к о й

(Ко Мстиславской шепотом,

принимая от нее чару)

Скоро ли поволишь Мне свидеться с тобою?

Княжна отворачивается.

В о л о х о в а

(шепотом Шаховскому)

Завтра ночью, В садовую калитку!

Кн. И в а н П е т р о в и ч

(подымая кубок,

который поднес ему Старков)

Наперед Во здравье пьем царя и государя Феодора Иваныча! Пусть много Он лет царит над нами!

Много лет Царю и государю!

Кн. И в а н П е т р о в и ч

А затем Пью ваше здравье!

Кн. Х в о р о с т и н и н

Князь Иван Петрович! Ты нам щитом был долго от Литвы Будь нам теперь щитом от Годунова!

Б л а г о в е щ е н с к и й п р о т о п о п Благослови тебя всевышний царь Святую церковь нашу отстоять!

Ч у д о в с к и й а р х и м а н д р и т И сокрушить Навуходоносора!

К у п ц ы Князь-государь! Ты нам - что твердый Кремль, А мы с тобой в огонь и...

Анализ повести Решетникова «Подлиповцы».

В 1864 году сближается с редакцией «Современника», где печатается его повесть «Подлиповцы». С этого времени Решетников – один из постоянных сотрудников этого журнала, друг Некрасова. Правдивое изображение народных страданий, жизни нищей и обездоленной пореформенной деревни поставило писателя в ряды лучших литераторов того времени. По словам Салтыкова-Щедрина, повесть привлекла к себе внимание «новостью обстановки, своеобразностью языка и оригинальностью идеи». Сохраняя черты этнографического очерка, «Подлиповцы» давали читателям широкое представление о жизни отдаленного края - Пермской губернии, вместе с тем Решетников показывает смутный протест, стремление крестьян к лучшей жизни, которое побуждает их покидать деревни и в поисках «богачества» идти в бурлаки. Подобного изображения народной жизни русская литература еще не знала: в ней преобладало очерковое раскрытие отдельных сторон народного быта. В образах своих героев Пилы и Сысойки Решетников показывает противоположные черты народного характера. Забитость крестьянина, его слабость и покорность полнее отражены в Сысойке; напротив, в Пиле в большей мере воплощены богатырство русского народа, его способность к протесту, чувство собственного достоинства. Но варварские условия жизни - постоянный голод и нужда - губят этого незаурядного человека. «Подлиповцы» явились новой формой повести из народной жизни. Непреодолимая сила обстоятельств - бедственное положение пореформенной деревни - приводит в движение широкие крестьянские массы, пробуждает в них общественное сознание, заставляет искать места, где лучше. В последующем творчестве Решетникова, в его романах, найдут еще более полное выражение эти принципы изображения народной жизни.

87. Анализ стихотворения А.К.Толстого…

Краткое содержание драмы:

Действие происходит в Москве, в конце XVI века. Недовольные растущим влиянием Годунова, которому царь Фёдор «передоверил» власть, князья Шуйские и сочувствующие им бояре пытаются составить заговор с целью отстранения Годунова от власти; полагая источником влияния Бориса на царя его родство с царицей Ириной Федоровной (в девичестве Годуновой), бояре задумывают развести Фёдора с женой, как с неплодной . Бояре, вдохновляемые Иваном Петровичем Шуйским, составляют челобитную, в которой просят царя вступить в новый брак; они ставят свои подписи под челобитной, но подача её царю откладывается из-за нерешённости вопроса о невесте.

Соперничество Годунова и Шуйского тревожит царя Фёдора; не понимая причин этой вражды, Фёдор, в трагедии Толстого скорее святой, нежели скудоумный, пытается помирить соперников; недобровольно, под давлением царя и царицы, соперники протягивают друг другу руки, однако борьба продолжается.



Ирина передает Фёдору просьбу вдовствующей царицы, Марии Нагой, о возвращении в Москву из Углича, куда Нагие вместе с царевичем Дмитрием были отправлен сразу после воцарения Фёдора. Годунов, который у Толстого считает незаконнорожденного царевича реальным соперником, решительно противится этому. Сторонник Годунова Андрей Клешнин, бывший дядька царя Фёдора, доставляет перехваченное письмо близкого к Шуйским Головина в Углич; письмо свидетельствует о наличии заговора, и Борис трбует взятия Ивана Шуйского под стражу, в противном случае грозит удалиться от дел. Фёдор, не желая верить верить в недобрые намерения Шуйского, в конце концов принимает «отставку» Годунова.

Тем временем, в отсутствие Ивана Шуйского, бояре вписывают в челобитную имя княжны Мстиславской, уже просватанной молодому князю Шаховскому. Возмущённый Шаховской выхватыват челобитную и исчезает с ней. Иван Шуйский, прежде отклонявший предложение сместить Фёдора и возвести на престол царевича Дмитрия, теперь склоняется именно к такому способу избавления от Годунова. Отрешённый от дел Борис просит своего приближённого Клешнина отправить в Углич в качестве новой мамки царевича сваху Василису Волохову, при этом несколько раз повторяет: «чтобы она царевича блюла». Клешнин, в свою очередь, передавая Волоховой указания Годунова, даёт ей понять, что, если страдающий падучей царевич сам погубит себя, с нее не спросят.

Фёдор, вынужденный лично заниматься государственными делами, тяготится ими и готов помириться с шурином, тем более что Шуйский на его призывы не откликается, сказываясь больным; однако для Годунова условием примирения по-прежнему остаётся арест Шуйского. Клешнин, осведомленный обо всём, что происходит в среде заговорщиков, сообщает царю о намерении Шуйских возвести на престол царевича Димитрия. Фёдор отказывается верить, но призванный к нему Иван Петрович сознается в мятеже. Дабы спасти Шуйского, Фёдор заявляет, что он сам велел поставить царевича на престол, но теперь раздумал. В царские покои врывается Шаховской с боярской челобитной и просит вернуть ему невесту; подпись Ивана Петровича под челобитной обескураживает Фёдора. Он готов простить Шуйскому заговоры и мятежи, но не может простить обиду, нанесённую Ирине. В гневе Фёдор подписывает давно заготовленный Борисом указ об аресте Шуйского.

В заключительной картине трагедии действие разворачивается на площади перед Архангельским собором, в котором Фёдор отслужил панихиду по своему отцу, Ивану Грозному. «От нынешнего дня, - решает Фёдор, - Я буду царь». Ирина и княжна Мстиславская умоляют его простить Шуйского. Фёдор, чей гнев был лишь недолгой вспышкой, посылает за Шуйским князя Туренина, но тот сообщает, что Шуйский ночью удавился; недосмотрел же Туренин потому, что вынужден был отбивать толпу, приведенную к тюрьме князем Шаховским, и отбил её, лишь застрелив Шаховского. Фёдор обвиняет Туренина в убийстве Шуйского; он сожалеет о том, что слишком долго мирволил боярам: «Не вдруг отец покойный/ Стал грозным государем! Чрез окольных/ Он грозен стал…» В это время гонец приносит из Углича весть о гибели царевича. Фёдор подозревает, что и Дмитрий был убит; Годунов предлагает послать в Углич для дознания Клешнина и Василия Шуйского и тем самым убеждает Фёдора в своей невиновности. Тут же приходит и сообщение о приближении татар к Москве и скорой, «чрез несколько часов», осаде столицы. Чувствуя себя не в силах справиться с навалившимися проблемами, Фёдор соглашается с Ириной в том, что править царством может только Борис. Трагедия заканчивается горестным монологом Фёдора:

Моей виной случилось все! А я -

Хотел добра, Арина! Я хотел

Всех согласить, все сгладить, - боже, боже!

За что меня поставил ты царем!

«Царь Фёдор Иоаннович» - трагедия в пяти действиях А. К. Толстого, написанная в 1868 году; вторая часть исторической трилогии, первой частью которой стала трагедия «Смерть Иоанна Грозного» (1866), а заключительной - «Царь Борис» (1870).

Алексей Толстой в своей трилогии опирался на тогдашнюю официальную версию, согласно которой Борис Годунов, враждовавший с боярами Романовыми, предками царствующей династии, был непосредственно причастен к гибели царевича Дмитрия (историки давно оспаривают эту версию ) . В комментарии к своей трагедии («Проект постановки на сцену трагедии Царь Федор Иоаннович») Алексей Толстой писал: «Две партии в государстве борются за власть: представитель старины, князь Шуйский, и представитель реформы, Борис Годунов. Обе партии стараются завладеть слабонравным царём Фёдором как орудием для своих целей. Фёдор, вместо того чтобы дать перевес той или другой стороне или же подчинить себе ту и другую, колеблется между обеими и чрез свою нерешительность делается причиной: 1) восстания Шуйского и его насильственной смерти, 2) убиения своего наследника, царевича Димитрия, и пресечения своего рода. Из такого чистого источника, какова любящая душа Фёдора, истекает страшное событие, разразившееся над Россией долгим рядом бедствий и зол. Трагическая вина Иоанна было попрание им всех человеческих прав в пользу государственной власти; трагическая вина Фёдора - это исполнение власти при совершенном нравственном бессилии» .

Сценическая история трагедии показала, что сочинение Алексея Толстого оставляет возможность иных толкований его содержания, и в частности образа главного героя. Тяжба Годунова с Шуйскими нередко толковалась как борьба между зарождающимся самодержавием и той «стариной», когда Боярская дума обладала большим влиянием и широкими полномочиями, - такое толкование, в частности, было актуально на рубеже веков.

В центре пьесы – образ душевно чистого, доброго, но слабого человека, беспомощного правителя. Конфликт – в несовместимости высоких качеств с положением монарха.

Пьеса, созданная в 1868 году. Это часть драматической трилогии, в которой рассказывается о Смутном времени, о конфликте власти и добра. Эта пьеса является второй в трилогии. В течение 30 лет произведение, которое создал А. Толстой ("Царь Федор Иоаннович"), было под запретом цензуры. МХТ открылся именно этой драмой в 1898 году.

Тема трилогии и ее раскрытие в каждой из частей

Основная тема трилогии - то, как монархия ведет государство к смуте. Иван Грозный - деспотичный царь, объединяющий страну. Он беспощадно карает и убивает. Эта тема является центральной в первой части интересующей нас трилогии. Федор - его сын. Фамилия царя Федора Иоанновича - Рюрикович (портрет его представлен выше). Он является последним государем из этой династии. После того как Федор вступает на престол, он решает править в соответствии с христианскими установлениями, а не так, как его отец. Об этом говорится как раз в пьесе "Царь Федор Иоаннович". А в третьей рассказывается о том, как правил "безродный" Борис Годунов. После его восхождения на трон пресеклась, поскольку царевич Димитрий был убит. Годунов (на фото ниже) входит на престол для того, чтобы править разумно. Обо всем этом говорится в третьей части.

Мысль о том, что правители оказываются заложниками власти, проходит через всю трилогию. Независимо от того, разумные, добрые или жестокие они, государи не могут править добродетельно. Личность Федора представляется особенно трагичной. В начале царствования он хочет "все сгладить", "всех согласить". А в итоге правления становится ясно, что он не смог отличить "правду от неправды". Предлагаем вам поближе познакомиться с этим правителем.

"Царь Федор Иоаннович": краткое содержание

В доме Шуйского Ивана Петровича в присутствии некоторых бояр и множества духовных лиц идет речь о разводе Федора Иоанновича со своей супругой, сестрой Бориса Годунова. По мнению всех, именно благодаря ей и держится Борис. В бумаге указывают на малолетство Димитрия и неплодность царицы, просят Федора Иоанновича заключить новый брак.

Суровый отпор получает предложение Головина, который намекает царю на возможность поставить вместо Федора Димитрия. Княжна Мстиславская ухаживает за гостями. Все выпивают за здоровье Федора. Жениху Мстиславской, Шаховскому, сваха Волохова указывает место тайной встречи.

Челобитная митрополиту, сведения из Углича

Далее рассказывается о том, что Иван Петрович посылает челобитную митрополиту, при этом сокрушаясь о том, что он вынужден погубить царицу. Его дворецкий Федюк Старков доносит Годунову о том, что он видел. Тот, получив сведения из Углича, что Головин находится в заговоре с Нагими, и видя, что его власти угрожает опасность, объявляет своим сторонникам, князю Туренину и Луп-Клешнину, о намерении примириться с Шуйским.

Намерение Годунова помириться с Шуйским

Появляется Ирина, которой царь Федор Иоаннович говорит о том, что он видел в церкви Мстиславскую. Он уверяет царицу, что для него она все равно красивее всех. Годунов сообщает о своем намерении помириться с Шуйским. За это дело с радостью берется царь.

Федор просит помощи в деле примирения у митрополита Дионисия, а также у некоторых других священников. Дионисий говорит, что Годунов снисходителен к еретикам и притесняет церковь. Он также возобновил подати, от которых духовенство было освобождено. Годунов вручает Дионисию защитные грамоты и говорит о том, что еретики были подвержены гонениям. Царь Федор Иоаннович просит бояр и Ирину поддержать его.

Разговор Гоуднова с Шуйским

Приходит Шуйский Иван Петрович, которого сопровождают восторги народа. Федор упрекает его в том, что тот не посещает Думу. Иван Петрович отговаривается тем, что он не мог поддакивать Годунову. Вспомнив Писание, Федор призывает духовных лиц в свидетели. Он говорит, что примирение - благо. Годунов, покорный ему, предлагает согласие Шуйскому. Последний упрекает его в том, что он не захотел делиться управлением страной. А ведь Иоанн завещал государство пятерым боярам: насильно постриженному Мстиславскому, умершему Захарьину, сосланному Бельскому, Шуйскому и Годунову. Оправдываясь, Годунов говорит, что Шуйский спесив, что он стал единоличным правителем, чтобы принести пользу Руси. Годунов добавляет, что только Шуйские не хотят приводить в порядок расстроенную страну. Митрополит отмечает, что Годунов сделал многое для церкви, и склоняет к примирению Шуйского.

Народу сообщают о примирении, сцена с купцами

Показывая покров для святыни, вышиваемый ею, Ирина признается, что это ее обет за спасение Ивана Петровича, который некогда был осажден в Пскове литовцами. Шуйский готов забыть вражду, однако требует гарантий безопасности своим сподвижникам от Годунова. Тот клянется. Приглашают выборных от толпы, приведенной Иваном Петровичем. Шуйский говорит народу о примирении с Борисом Годуновым. Купцы недовольны тем, что мирятся их головами. Недоверие к человеку, который только что поклялся, раздражает Шуйского. Купцы просят царя защитить их от Годунова, однако тот отправляет их к Борису. Годунов просит записать их имена.

Встреча Мстиславской с Шаховским

Княжна Мстиславская вместе с Василисой Волоховой ночью в саду дожидаются Шаховского. Тот приходит, сообщает о своей любви и о том, с каким нетерпением он ждет свадьбы. Приходит Красильников. Шаховской, впустив его, скрывается. Он принимается звать Ивана Петровича и говорит, что все, кто был у царя, по приказанию Годунова схвачены. Шуйский потрясен. Он велит поднять на Годунова Москву.

Обсуждение челобитной

Бояре обсуждают челобитную, размышляя о том, кто будет новой царицей. В. Шуйский предлагает кандидатуру Мстиславской. Головин вписывает ее имя в челобитную. Входит Шаховской. Он говорит, что не отдаст невесты. Появляется и Волохова с княжной. Шаховской при взаимных упреках и угрозах выхватывает грамоту и уходит.

Годунов дает царю бумаги. Тот не вдается в их содержание, а соглашается с тем, что решил Борис. Ирина говорит о том, что вдовствующая царица написала письмо из Углича, прося вернуться в Москву с Димитрием. Федор хотел было поручить это дело Борису, однако Ирина хочет, чтобы он сам занялся им.

Годунов сообщает о том, что покидает царя

Входит Шуйский, он начинает жаловаться на Годунова. Борис не отпирается. Он говорит, что купцы взяты за попытку разрушить мир между ним и Шуйским, а не за прошлое. Царь Федор Иоаннович соглашается простить Бориса, считая, что они не поняли друг друга. Однако государя сердит непреклонное требование Годунова оставить царевича в городе Угличе. Борис говорит, что уходит, уступая свое место Шуйскому. Царь умоляет не покидать его. Уязвленный поведением Федора, Шуйский уходит.

Клешнин приносит письмо Головина, переданное из Углича. Борис показывает его Федору, требуя заключить Шуйского под стражу. Он даже готов казнить его. В случае невыполнения приказа Борис грозит удалиться. Федор потрясен. После длительных колебаний он решает отказаться от советов и услуг Годунова.

Замысел Шуйского

Шуйский Иван Петрович утешает Мстиславскую. Он говорит ей о том, что не допустит ее свадьбы с царем. Иван Петрович выражает надежду, что Шаховской не выдаст их замысла. Отослав Мстиславскую, Шуйский принимает бояр, а также бежавших Голубя и Красильникова. Он думает, что в скором времени скудоумный Федор будет смещен, а Димитрия возведут на престол. Иван Петрович дает каждому задание.

Годунов поручает Волоховой беречь царевича

Сидя дома, отрешенный Борис узнает от Клешнина о жизни Волоховой и говорит, чтобы она "блюла царевича". Клешнин посылает Волохову в Углич, чтобы та стала новой мамкой. Он велит беречь царевича и намекает, что если он погубит себя (царевич страдает падучей), с нее спросят.

Шуйский признается в мятеже

Федор тем временем не может разобраться в бумагах, предоставленных ему. Входит Клешнин и говорит, что Борис занемог от расстройства. Требуется немедленно схватить и заключить в тюрьму Шуйского за то, что тот намеревался сделать Димитрия царевичем. Федор этому не верит. Появляется Шуйский. Царь сообщает ему о доносе и требует оправданий. Тот отказывается их предоставить. Федор настаивает, и Шуйский решает признаться в мятеже.

Испугавшись, что Борис накажет Ивана Петровича за измену, князь заявляет, что сам он решил посадить на престол царевича, а затем вытесняет из комнаты потрясенного Шуйского.

Федор подписывает указ Годунова

Шаховской врывается в покои государя. Он просит возвратить ему невесту. Увидев подпись Шуйского, Федор плачет и не внимает доводам Ирины о том, что составленная бумага нелепа. Ограждая от обид Ирину, Федор подписывает указ Годунова, повергая в ужас пришедших.

Агитация за Шуйского

Старик поднимает народ, агитируя за Шуйского. Гусляр складывает песни о доблестях Ивана Петровича. Прибывает гонец и сообщает о том, что татары наступают. Князь Туренин вместе со стрельцами отводит Ивана Петровича в тюрьму. Народ, подбиваемый стариком, хочет его освободить. Однако Шуйский говорит о том, что он виновен перед царем и что он заслужил свое наказание.

Клешнин рассказывает Годунову о том, что Шуйские, а также те, кто их поддерживал, находятся в тюрьме. Затем он вводит Шуйского Василия Ивановича. Тот говорит, что затеял челобитную якобы для блага Бориса Годунова. Борис, понимая, что тот в его руках, отпускает его. Входит царица Ирина, чтобы заступиться за Шуйского Ивана Петровича. Понимая, что он будет продолжать ему перечить, Годунов остается непреклонным.

Смерть Шуйского и Шаховского

Нищие, собравшиеся на площади возле собора, говорят о том, что неугодного Годунову митрополита сместили, а купцов, выступавших за Шуйского, казнили. Мстиславская приходит вместе с Ириной для того, чтобы просить за Ивана Петровича. Федор выходит из собора. Он отслужил панихиду по Ивану. Увидев его, княжна бросается Федору в ноги. Тот шлет Туренина за Шуйским. Однако Туренин говорит, что Иван Петрович удавился ночью. Он просит прощения за то, что недосмотрел, так как отбивал толпу, которую Шаховской привел к тюрьме. И отбил ее, застрелив только Шаховского. Федор обвиняет Туренина в убийстве Ивана Петровича. Он угрожает ему казнью.

Гибель царевича, Федор передает Борису управление государством

Прибывает гонец с вестью о гибели царевича. Царь потрясен. Он хочет сам выяснить, что случилось. Приходит весть о том, что хан приближается, а Москве угрожает осада. Годунов предлагает Федору послать Василия Шуйского и Клешнина. Тот убеждается в том, что Борис невиновен. Мстиславская сообщает, что хочет постричься. По совету супруги Федор собирается передать Борису всю тяжесть правления. Он оплакивает свой царский долг и свою участь, поминая собственное желание "все сгладить" и "всех согласить".

На этом заканчивается пьеса "Царь Федор Иоаннович". Краткое содержание ее мы постарались передать, не упустив ничего важного.

Сценическая судьба произведения

Сюжет этой трагедии насыщен событиями, поэтому изложить его в одной статье непросто. Чтобы лучше понять произведение, лучше посмотреть спектакль "Царь Федор Иоаннович". Отзывы о постановках этой драмы в московских театрах (Художественном, Малом, им. Комиссаржевской и др.) всегда были восторженными. Записи многих из них сохранились.

В мае 1973 года в одном из лучших театров столицы состоялась нашумевшая премьера трагедии "Царь Федор Иоаннович". Малый театр привлек к участию в ее постановке целое созвездие корифеев. Бориса Годунова сыграл Федора - в роли Ивана Шуйского выступил в роли Клешнина - и др. Пьеса была встречена восторженно.

Интересное произведение создал Алексей Толстой. "Царь Федор Иоаннович" и сегодня входит в репертуары множества театров.