Описание картины И. Е

Портрет Толстого в кресле с книгой в руке. 1891 г.

Толстая-Сухотина Татьяна Львовна. Копия с оригинала И. Е. Репина 1887 г. Холст, масло. 125 × 89.

Автопортрет. 1894 г.

Репин Илья Ефимович (1844-1930). Холст, масло. 90 × 63,5.

Л. Н. Толстой за чтением у лампы. 1901 г.

Пастернак Леонид Осипович (1862-1945). Холст, масло. 62,5 × 44.

Портрет Т. Л. Толстой. 1890-е гг.

Ге Николай Николаевич (1831-1894). Портрет не закончен. Холст, масло. 87 × 61.

Деревня Ясная Поляна от Большого пруда (Большой пруд в Ясной Поляне)

Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942). Холст, масло. 27 × 40,6.

Дом Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. 1911 г.

Батурин Виктор Павлович (1863–1938). Холст, масло. 63 × 93.

Портрет Л. Н. Толстого в розовом кресле. 1909 г.

Репин Илья Ефимович (1844-1930). Холст, масло. 107 × 91.

Л. Н. Толстой на концерте Рубинштейна. 1895 г.

Пастернак Леонид Осипович (1862-1945). Холст, масло. 64 × 50.

Л. Н. Толстой за работой. Авторское повторение 1891 г.

Ге Николай Николаевич (1831-1894). Холст, масло. 96 × 68. Справа внизу авторская надпись: «1891 Н. Ге».

Толстой в своем рабочем кабинете. 1909 г.

Моравов Александр Викторович (1878-1951). Холст, масло. 67 × 80.

Этюд к картине «Чтение «Крейцеровой сонаты». 1893 г.

Мясоедов Григорий Григорьевич (1835-1911). Холст, масло. 88 × 62.

Л. Н. Толстой на фоне пруда. 1907 г.

Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942). Холст, масло. 119 × 103.

В фондах музея хранится cвыше 500 произведений живописи. Коллекция включает обширную портретную галерею Толстого и его окружения, пейзажи Ясной Поляны и других мест, связанных с Толстым, иллюстрации к его произведениям. Одно лишь перечисление имен говорит об уровне собрания. В фондах и в экспозиции музея находятся выдающиеся работы И. Е. Репина, Н. Н. Ге, Л. О. Пастернака, М. В. Нестерова.

Современники Толстого, его друзья и почитатели, среди которых было немало художников, понимали важность сохранения для потомков всего, что связано с именем великого писателя. Еще в 1908 году, в канун празднования 80-летнего юбилея Толстого, они задумали создать музей его имени. И. Е. Репин стал почетным членом возникшего в Петербурге Общества Толстовского музея. В «комитете почина» по организации музея в Петербурге принял деятельное участие скульптор И. Я. Гинцбург, так много работавший над изображением Толстого в скульптуре. Многие жертвовали свои произведения в дар музею.

В организации и открытии Толстовского музея в Москве, которое состоялось уже после смерти писателя, в декабре 1911 года, непосредственное участие приняли Л. О. Пастернак, В. В. Переплетчиков, С. Д. Меркуров, автор посмертной маски Л. Н. Толстого, и другие.

Уже тогда в коллекции музея находились значительные художественные ценности, которые и сейчас составляют гордость музея. Среди них - выдающиеся работы И. Н. Крамского, И. Е. Репина, Н. Н. Ге, Л. О. Пастернака, М. С. Башилова, С. Н. Салтанова, И. Я. Гинцбурга, П. П. Трубецкого, работы дочери Толстого Т. Л. Сухотиной-Толстой. Многие художественные произведения были подарены музею старшими детьми Толстого - Сергеем, Ильей и Татьяной. Свою лепту в пополнение коллекции внесли также друзья и близкие писателя: В. Г. Чертков, А. К. Черткова, Ю. И. Игумнова, П. И. Бирюков, Н. Л. Оболенский и др.

Основу изобразительной коллекции составляет галерея прижизненных портретов писателя - от самого первого, выполненного рукой непрофессионального художника, профильного изображения будущего писателя в его студенческую пору, до последнего, одного из самых драматических портретов, созданного художником В. Н. Мешковым незадолго до смерти Л. Н. Толстого.

Открывает живописную портретную галерею блестящий портрет писателя в пору расцвета его творчества, в период между двумя романами - «Войной и миром» и «Анной Карениной», работы И. Н. Крамского (1873 г.). В экспозиции представлена его копия, исполненная в 1912 году художником-передвижником Н. В. Орловым, произведения которого на крестьянскую тему высоко ценил Лев Николаевич.

Среди других выдающихся портретов, исполненных с натуры, особое место занимают работы ближайшего друга и единомышленника Толстого Н. Н. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст - первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г.) и портреты работы И. Е. Репина, живописные, графические, а также скульптурные. С И. Е. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей - С. А. Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г. Черткова, М. А. и С. А. Стаховичей.

Художники, которым довелось видеть и знать Толстого, писать его, каждый раз открывали в нем все новые и новые грани сложной грандиозной личности, не всегда доступной пониманию, но обладающей большой притягательной силой.

М. В. Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины «На Руси», признается в том, как трудно дать в искусстве целостный образ писателя: «Познакомившись <с Толстым>, я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей». Помимо живописного портрета 1907 года и его повторения 1921 г., в фондах музея находится десять портретных карандашных изображений писателя, сделанных Нестеровым в Ясной Поляне летом 1906 года. Среди них одиy рисунок был особенно дорог Толстому, он напоминал ему «своим выражением, мягкостью братца Николеньку».

Художнику Л. О. Пастернаку, которому, как и Репину, выпало счастье на протяжении многих лет знать Толстого и писать его, более того - работать с ним над воплощением в графике образов романа «Воскресение», удалось в целом ряде картин выразить свое понимание писателя. Сам художник считал все сделанное им о Толстом своего рода мемуарами на языке изобразительного искусства. Музей Толстого - обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. Среди них самый значительный, столь непохожий на другие портреты по своей образной характеристике - обобщенный до символа - портрет 1901 года, изображающий Толстого в профиль на фоне грозового неба.

В разные годы писали Толстого художники А. В. Моравов, Ю. И. Игумнова, И. П. Похитонов, П. И. Нерадовский. В советское время - С. В. Малютин, А. А. Пластов, К. И. Рудаков, Б. В. Щербаков, Д. А. Шмаринов и др.

Особую группу произведений в изобразительном фонде музея составляют работы представителей рода Толстых, в том числе и детей Льва Николаевича, а также его жены Софьи Андреевны Толстой. Это барельефы и силуэты Ф. П. Толстого, Д. Н. Толстого, брата писателя, тетушек А. И. Остен-Сакен, А. А. Толстой, многочисленные портреты Толстого и его окружения работы дочери писателя Татьяны Львовны, талант которой ценили И. Е. Репин и Н. Н. Ге. Эту группу замыкают пейзажи Ясной Поляны и Хамовников кисти уже нашего современника, правнука писателя О. В. Толстого.

Виды мест, связанных с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого, запечатлели художники С. Н. Салтанов, В. К. Бялыницкий-Бируля, В. П. Батурин, С. А. Виноградов, П. И. Петровичев, Б. В. Щербаков и др.

Коллекция музея постоянно пополняется, у музея всегда существовали и существуют прочные связи с художниками, которым дорого творчество писателя.

Дружба Репина и Толстого началась в Москве в 1880 году и продлилась 30 лет, вплоть до смерти писателя. Уже переселившись из Москвы в Петербург, Репин каждую поездку свою в Москву (а приезжал он сюда почти ежегодно, иногда и по два раза в год), использовал для посещения Льва Николаевича или в Москве, если писатель жил в это время в своем московском доме, или в Ясной Поляне.

Познакомил их Стасов, который в 1880 году писал Толстому, обрадованный его отзывом о Репине: «Что вам Репин симпатичен - это меня бог знает как радует... У Репина такая же цельная, неподмесная, неразвлекающаяся ни на что постороннее натура, как и у вас. А это не всякий день увидишь... А еще, Репин всех умнее и образованнее всех наших художников» . Возможно, именно это и объединило два величайших таланта современности. Но многое и разделяло их - например, взгляды на искусство.

«...Репин в своих воспоминаниях пишет, что в присутствии Льва Николаевича он, «как загипнотизированный», мог «только подчиняться его воле» и что всякое положение, высказываемое Львом Николаевичем, казалось ему в ту минуту бесспорным, — среди близких Толстому людей не было другого человека, который так страстно и упорно боролся бы с толстовским аскетизмом, толстовским непротивлением злу, толстовским утилитарным подходом к искусству» , - вспоминал в своей книге о Репине писатель К. Чуковский.

Толстой не всегда был благосклонен в отношении конкретных картин Репина. «В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей... - писал Репин Стасову. - И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе совершенно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену - глупой она мне показалась; я буду искать другую у запорожцев; надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На до-свитках»). «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый, истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего; и знаете ли, ведь он прав! Конечно, я картину эту окончу после, уж слишком много работаю над ней, много собрано материала, жаль бросать. Да, много я передумал после него, и мне кажется, что даже кругозор мой несколько расширился и просветлел» .

Однако споры Репина с Толстым не помешали им глубоко любить друг друга. Каждая новая встреча двух великих людей радовала их обоих, усиливала их обоюдную привязанность.

Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства - Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям маслом - и акварелью, и пером, и карандашом; кроме того, Репин вылепил три бюста Льва Николаевича.

В воспоминаниях жены Толстого Софьи Андреевны есть записи о том, как работал Репин в Ясной Поляне: «Все время неутомимо работал, - записала Софья Андреевна. - ...После картины неутомимый Илья Ефимович начал быстро и усердно лепить бюст Льва Николаевича... Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника... Сам он, тихий, очень скрытный и в высшей степени трудолюбивый, оставил самое приятное впечатление. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив» .

Заключительным этапом этой большой и длительной дружбы была телеграмма Репина Софье Андреевне в день смерти Льва Николаевича: «Свершилось. Сокрушаюсь о вас, но дух его живет. Сердца правды свободны оплакивать искренно. Устранились высокомерные наемники, слава богу».

Репин о Толстом

«Маститый человек с нависшими бровями, все сосредоточивает в себе и своими добрыми глазами, как солнцем, освещает все. Как бы ни унижал себя этот гигант, какими бы бренными лохмотьями он ни прикрывал свое могучее тело, всегда в нем виден Зевс, от мановения бровей которого дрожит весь Олимп».

«Вырубленный задорно топором, он моделирован так интересно, что после его, на первый взгляд грубых простых черт, все другие покажутся скучны... Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. Широкий рот очерчивался смело, энергично, углы тонко извивались, прячась под львиными усами... Очертание всего рта было классически прекрасно. Выдающийся подбородок... Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. «Не молчать перед правдой царицею». Выражение победы духа над страстями».

«Боже мой, какая всеобъемлющая душа у этого Толстого! Все, что только родилось, живет, дышит, и вся природа - все это верно отразилось в нем, без малейшей фальши и, прочтенное раз, так и остается перед глазами на всю жизнь с живыми движениями, страстями, словами... все это родные, близкие люди, с которыми, кажется, жил с самого детства».

Уникальные воспоминания Репина о Толстом сохранились в его книге «Далекое близкое» , в отдельной главе « Из моих общений с Л. Н. Толстым » . В ней он избежал критики взглядов Толстого, особенно в отношении искусства, и любых других противоречий в их отношениях, лишь любовно и красочно описав несколько своих встреч с писателем - в частности, эпизод, после которого была написала картина « Л. Н. Толстой на пашне » .

Толстой о Репине

«Мастерство такое, что не видать мастерства!» — похвалил одну из репинских картин Лев Толстой. По душе ему была и беспримерная скромность художника и он говорил ему с сочувственным смехом: «А вы все такой же малодаровитый труженик? Ха-ха! Художник без таланта? Ха! А мне это нравится, если вы действительно так думаете о себе».

«У нас - завтра будет неделя - живет Репин и пишет мой портрет - и отнимает у меня время, но я рад и очень полюбил его, - писал Толстой В.Г.Черткову. - ...он очень хороший и серьезный человек. Мы много говорили с ним. Он очень много подвинулся с тех пор, как я не видал его» . В другом письме Толстой писал: «Я его еще больше полюбил. Живой, растущий человек». И в письме к Н.Н.Страхову: «Репина... я так же высоко ценю, как и вы, и сердечно люблю... Я знаю, что он меня любит, как и я его».

Портреты, рисунки, наброски

И. Репин. Пахарь. Л. Н. Толстой на пашне. 1887




Репин И. Е. Лев Толстой в розовом кресле, 1909

И. Репин. Этюды Л. Н. Толстого. 1891

Скульптуры

И. Е. Репин. Бюст Толстого Л.Н. Гипс, 1891 г.

Портрет Толстого написан Репиным в Ясной Поляне в августе 1887 года. Преклоняясь перед гением великого писателя, И. Е.Репин в то же время расходился с ним по многим убеждениям.

Несмотря на это, писателя и художника связывала на протяжении долгих лет теплая дружба. Портрет, написанный в 1887 году, - один из целой серии портретов Л. Н. Толстого, сделанных Репиным.

Необыкновенно простой по выбранной позе и краскам, портрет отличается огромным талантом и правдивостью. Этот портрет действительно может рассказать больше, чем долгие словесные описания. Так изобразить Репин мог только человека, которого глубоко понимал, уважал, ценил. Репину в полной мере удалось показать величие писателя. Писатель изображен сидящим в несколько необычном кресле. В одной его руке – небольшая книжка, другая – удобно лежит на ручке кресла. Темная блуза стянута ремнем на поясе и чем-то напоминает подрясник.

Писатель показан в секунду тревожной задумчивости – вероятно, оторвавшись от прочитанного, он обдумывает какую-то мысль. Слегка наклонив голову с нависшими бровями и пышной седой бородой, Толстой смотрит на зрителя. Словно вопрос, который мучает его сейчас, он адресует и ему. В глубоко сидящих глазах писателя – мудрость и проницательность, кажется, что они пытливо заглядывают прямо в душу.

Репин написал портрет Толстого, несколько «возвышая» фигуру портретируемого и сообщая ей монументальную значительность. Сдержанная, темных тонов, колористическая гамма, «неспешная» манера письма – все на портрете подчеркивает масштаб личности портретируемого. Сидящий в кресле оставляет впечатление необыкновенного, действительно гениального, человека – по доброте сердца, силе ума, таланта и непреклонной воле с ним мало кто может сравниться.

Помимо описания картины И. Е. Репина «Портрет Л. Н.Толстого», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
История в художественных образах (Л.Н.Толстой)

Писатель Л.Н. Толстой в конце XIX - начале ХХ века стал для России своеобразной "совестью нации": к нему прислушивались, с ним советовались, ему подражали. Его публицистические работы и взгляды на жизнь вызывали в обществе бурные дискуссии. 20 ноября (7 ноября по старому стилю) 1910 года стало настоящей трагедией для людей России: в Астапово и Ясную Поляну приходили тысячи телеграмм с выражением глубочайшей скорби, а в ряде городов состоялись рабочие и студенческие демонстрации в память о писателе. М.Горький писал: "Умер Лев Толстой. Получена телеграмма, и в ней обыкновеннейшими словами сказано - скончался. Это ударило в сердце, заревел я от обиды и тоски, и вот теперь, в полоумном каком-то состоянии, представляю его себе, как знал, как видел, - мучительно хочется говорить о нем. Представляю его в гробу, - лежит, точно гладкий камень на дне ручья... И руки наконец спокойно сложены - отработали урок свой каторжный..." И это только один отзыв, а их было великое множество - вся культурная Россия переживала и плакала. В память о Толстом было создано несколько музеев - в Москве и в Ясной Поляне, и неизменный интерес вызывают художественные портреты этого замечательного художника слова. И.Н.Крамской, И.Е. Репин, М.В. Нестеров, Л.О. Пастернак, Н.Н. Ге и другие, русские и зарубежные художники, неоднократно обращались к образу Льва Николаевича Толстого, создавая в отдельных случаях даже целые серии работ. Многие картины имеют свою историю, подчас необычную и курьезную.

Крамской И.Н. Портрет писателя Льва Николаевича Толстого 1873

Иван Николаевич Крамской стал первым среди своих собратьев, создавшим живописный образ писателя, и выполнен он был в эпоху написания Толстым романа "Анна Каренина". Художник одновременно писал два портрета: один находится в Третьяковской галерее в Москве, второй в Яснополянском доме-музее. С.А. Толстая в записках "Моя жизнь" писала: "Несколько раз пытался Крамской исполнить желание Треьякова, но Лев Николаевич упорно отказывал. Наконец сам Крамской приехал, и очень понравился Льву Николаевичу. Лев Николаевич согласился, но позировать не обещал и, кроме того, поставил в условие, что Крамской напишет копию для нас за плату, которую сам назначит.. ." Сеансы проходили в Ясной Поляне почти ежедневно с 6 сентября по 3 октября, со спорами и рассуждениями об искусстве.

Крамской И.Н. Портрет Л.Н. Толстого 1882

В 1882 году И.Н. Крамской повторил свой знаменитый портрет Л.Н.Толстого для каталога Всероссийской выставки, проходившей в Москве в то время в специальной графической технике, предназначенной для воспроизведения методом фотолитографии. Представленная работа - графическая интерпретация живописного портрета, находящегося ныне в Третьяковке.

Ге Н.Н. Портрет Л.Н.Толстого 1884
(Государственная Третьяковская галерея)

Еще один из самых известных портретов Л.Н.Толстого - портрет работы художника Николая Николаевича Ге, написанный в 1884 году. После общения с Толстым, Ге стал последователем его нравственно-философского учения. Став чуть ли не членом семьи писателя, Ге за ковригу хлеба или вообще задаром клал печи крестьянам, почти разорвал отношения со своей семьей. Такова была сила воздействия на людей мыслей Льва Николаевича Толстого.

Репин И.Е. Портрет писателя Л.Н.Толстого 1887
(Государственная Третьяковская галерея)

Лев Толстой позирует И.Е.Репину

Самая большая серия портретов Льва Николаевича Толстого принадлежит кисти Ильи Ефимовича Репина. Их знакомство состоялось в октябре 1880 года, когда мастерскую художника в Большом Трубном переулке посетил, приехавший на несколько дней из Ясной Поляны в Москву, Лев Николаевич Толстой. Однако, по воспоминаниям современников Репин долго не решался начать писать портреты писателя и лишь в 1887 году на свет появилась первая его живописная работа - портрет Л.Н. Толстого с книгой в руке.

Репин И.Е. Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне 1887
(Государственная Третьяковская галерея)

Лев Николаевич Толстой на пашне Ясная Поляна Фотография В.Г.Черткова 1908

Тогда же появилась и серия рисунков, изображающих Льва Николаевича пашущим. Эти зарисовки послужили впоследствии Репину материалом для создания картины "Толстой на пашне". Однако эта работа художника не очень понравилась домашним писателя, особенно Софье Андреевне, посчитавшим, что Репин обнародовал интимную сторону жизни писателя.

Лев Толстой в Ясной Поляне в кругу семьи

Репин И.Е. Лев Толстой в розовом кресле 1909

Репин И.Е. Лев Толстой за роялем с дочерью А.Л.Толстой 1908 (воспроизведено с антикварной открытки)

Нерадовский П.И. Толстой за роялем. Никольское-Обольяново Январь 1895

(Дом-Музей Толстого в Хамовниках, Москва)

Через всю жизнь Л.Н.Толстой проносит любовь к классической музыке, к русской народной песне и пляске. Не оттого ли так прекрасны описания сцен пребывания Наташи Ростовой на охоте с последующим отдыхом среди близких в простых деревенских условиях. Сын писателя, Сергей Львович, вспоминал: "В 70-х годах Толстой сам увлекался музыкой до того, что играл по три-четыре часа в день. Впечатление от его игры - одно из моих ярких детских впечатлений. Бывало, когда мы, дети, ложились спать, отец садился за фортепиано и играл до двенадцати или часа ночи, иногда в четыре руки с матерью ". Позже в этом действе участвовали все члены семьи и гости. Толстой любил слушать музыку и пение, сидя в глубоком вольтеровском кресле, которое сейчас можно увидеть в гостиной у рояля в доме-музее в Ясной Поляне. В этом-то кресле и изобразил Репин Толстого на портрете 1909 года "Л.Н.Толстой в розовом кресле". В также есть несколько рисунков Репина и других художников, изображающих Толстого за роялем.

Репин И.Е. Эскиз-рисунок Л.Н. Толстой в комнате под сводами

Репин И.Е. Лев Толстой в комнате под сводами 1891

"Комната под сводами" - одно из помещений яснополянского дома, которое более двадцати лет было рабочим кабинетом великого писателя. Здесь созрел план и было написано начало "Войны и мира". Здесь с 1887 по 1902 годы он пишет "Живой труп", "Воскресение", "Хаджи-Мурата" и многие другие свои произведения. В 1891 году И.Е.Репин в этой комнате работал без устали с натуры над своей картиной "Толстой в яснополянском кабинете под сводами". "Я послушался Илью Ефимовича и пошел за ним. Лев Николаевич уже сидел в своей комнате у окна и писал. Меня поразила обстановка, среди которой работал Лев Николаевич. Старинный подвал напоминал средневековую келью схимника. Сводчатый потолок, железные решетки в окнах, старинная мебель, кольца на потолке, коса, пила - все это имело какой-то таинственный вид. Сам Лев Николаевич в белой блузе, сидит поджав ногу, на низком ящике, покрытом ковриком, напоминая какого-то сказочного волшебника..." - так писал в своих воспоминаниях "Как я работал в Ясной Поляне" скульптор И.Я.Гинцбург.

Репин И.Е. Л.Н.Толстой босой 1901
(Государственный Русский музей)

В 1891 году И.Е. Репин пишет Л.Н. Толстого в лесу, на молитве, в длинной белой рубахе и босиком. Эта каритна вызвала настоящий фурор, который закончился довольно курьезным скандалом. Не буду здесь повторяться, а просто отошлю заинтересовавшихся читателей к ранее написанному материалу про эту картину вот сюда: Л.Н.Толстой босиком и без штанов (о пиаре в искусстве)

Репин И.Е. Студийные наброски зарисовки Л.Н.Тостого 1891

Репин И.Е. Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу 1891
(Государственная Третьяковская галерея)

Репин И.Е. Л.Н.Толстой за работой у круглого стола 1891

Репин И. Е. (?) Лев Толстой за работой 1909

Репин И.Е. Лев Николаевич Толстой за работой 1887

Репин И. Е. Лев Николаевич Толстой в яснополянском кабинете

Репин И.Е. Портрет Л.Н.Толстого 1891

Репин И.Е. Семейный портрет С.А. и Л.Н.Толстых (к сожалению в цвете портрет обнаружить не удалось)

Репин И.Е. Лев Николаевич Толстой за чтением 1891

О репинских работах можно писать бесконечно - как известно одних только портретов Л.Н.Толстого в разные годы им создано 12 (а по другим данным целых 40), кроме того сделано множество рисунков, эскизов. Выполнены были также иллюстрации к произведениям Л.Н.Толстого и портреты членов семьи.

Пастернак Л.О. Лев Толстой в кругу семьи в "Ясной Поляне"

Пастернак Л.О. Портрет Л.Н. Толстого 1908

Пастернак Л.О. Лев Толстой

Л.О. Пастернак - художник создавший также целую серию зарисовок и портретов Л.Н. Толстого. Он же выполнил большое количество иллюстраций к его произведениям. В 1898 году он работал в яснополянском доме, выполняя иллюстрации к роману "Воскресение". Чуть позже появятся и его известные работы, где Толстого можно увидеть в кругу семьи или за работой.

Еще несколько портетов Л.Н.Толстого русских художников

Нестеров М.В. Портрет Л.Н.Толстого 1907

Нестеров М.В. Портрет Л.Н.Толстого 1918
(Сумский художественный музей)

Мешков В.Н. Лев Толстой в яснополянской библиотеке 1910

Хазин С. Портрет Л.Н.Толстого 1900

Работа художника Хазина очень необычна - хранится она в музее г. Слободского Кировской области. Это графика, но какая! При внимательном рассмотрении на слегка растушеванной плоскости бумаги появляются бисерные слова, складывающиеся в строки. Строки знаменитой "Крейцеровой сонаты" создают графику портрета. Сделан этот рисунок художником С. Хазиным в Одессе на рубеже веков.

С.М. Прокудин-Горский Л. Н. Толстой. Единственный цветной фотопортрет писателя Л.Н.Толстого. И первый цветной фотопортрет в России. Ясная Поляна Май 1908

"Прилагаемый при настоящем номере портрет Гр. Л. Н. Толстого исполнен мною 23 мая 1908 года и является единственным портретом, сфотографированным в красках непосредственно с натуры. Несмотря на некоторые неблагоприятные условия фотографирования, вследствие проходившего в мае месяце циклона, который принуждал в значительной мере увеличить время экспозиции, я тем не менее мог ограничиться экспозицией всего в шесть секунд, включая сюда и время, потребное для передвижения очень большой кассеты. Съемка была сделана один раз, и кассета была доставлена мною на руках в Москву, где только было возможно вынуть из нее пластины для упаковки их. Проявление пластин произведено в Петербурге...

Мысль снять в большом размере портрет Гр. Л. Н. Толстого пришла мне в голову совершенно случайно, и работа эта выполнена мною скорее по настоянию моих друзей, чем по моей личной инициативе... Сравнительная слабость здоровья с одной стороны и преклонный возраст, в совокупности с постоянной работой и различными посещениями Льва Николаевича, не позволили мне сделать какой-либо предварительный опыт съемки и потому пришлось возложить надежду главным образом на свой многолетний опыт и чувствительность пластин.

Вследствие крайне невыгодного положения местности для фотографирования, оно было сделано в саду, в тени, падающей от дома, причем задний план был ярко освещен солнцем. Фотографирование произведено в пять с половиною часов вечера, тотчас после верховой прогулки Льва Николаевича. Супруга Льва Николаевича, София Андреевна принимала с своей стороны все меры, дабы способствовать успеху этой работы, за что приношу ей искреннее спасибо.

В печати портрет воспроизведен без всяких поправок и прикрас, чтобы сохранить всю ценность подлинности воспроизведения ."

С. Прокудин-Горский

Творчество Льва Николаевича Толстого не прошло мимо и иностранных художников. Его портреы писалки как современники, так и ныне живущие художники. У них, конечно, свое представление о писателе, и поэтому некоторые работы выглядят несколько необычно, но и они имеют право на существование.

Ян Стыка (Jan Styka) Портрет Л.Н. Толстого 1908 и Лев Толстой обнимающий Христа

Ян Стыка (Jan Styka) На дороге к бесконечности

Ян Стыка (Jan Styka) Лев Николаевич Толстой 1910

Пабло Пикассо Лев Николаевич Толстой 1956

Маурисио Лазански (Mauricio Lasansky) Портрет Л.Н.Толстого 1986

Мейсенский фарфор Портрет Л.Н. Толстого 1972

Как было написано уже выше - дореволюционная Россия буквально молилась на Льва Толстого. Это подтверждает целая серия художественных открыток и фотографий, выпускавшихся огромными тиражами. Многие из них кроме того имели еще и образовательный характер - знакомили зрителей с мудростью великого старца.

Две открытки - Лев Толстой и его мысли о жизни 1910

Л.Н.Толстой художественная открытка

Художественная открытка - Л.Н.Толстой среди яснополянских детей

Открытка - Жизнь Л.Н.Толстого

Две самых последних предсмертных фотографии Л.Н.Толстого

"Он завещал похоронить себя на Яснополянском кургане, где играл в детстве.Там основал он с братьями «орден для спасения мира»; в кургане зарыл какую-то зеленую палочку, веря, что, когда ее отроют, «наступит на земле царство Божие».

Если это — легенда, то глубочайшая сущность его выражается в ней: детство, как царство Божие. «Если не обратитесь и не станете как дети, не можете войти в царство небесное».

Он исполнил этот завет: стал как дитя, чтобы войти в царство Божие. Этим начал и этим кончил жизнь.

За что мы все так вдруг полюбили его или, вернее, узнали, что любим? За то, что он—дитя Божье. Мы все хотим быть детьми, тоскуем о детстве, как будто о прошлом, а на самом деле о будущем, золотом веке. И как же нам не любить того, кто показал, что есть еще детство в мире, а, значит, и царство Божие на земле будет!

Да, всю жизнь был дитя. Потому-то и был так счастлив. Чем дети счастливее взрослых? Мы трудимся; дети играют. Мы спорим о Боге; дети молятся. Мы знаем; дети любят.

Он всю жизнь, как дитя, играл, молился и любил. Сначала играл в божественную игру искусства; потом оставил игру, чтобы молиться; наконец оставил молитву, оставил все, чтобы любить. И умер за любовь. «На свете миллионы страдающих людей. Зачем же вы все — около меня одного?»

Помянуть его нельзя никакими словами. Чтобы помянуть это Божье дитя, надо самим стать как дети. Мы себя не обманываем: знаем, как трудно это, почти невозможно для нас; знаем, какие все мы взрослые, сложные, скорбные, грешные… А все же попробуем. Если нам и не удастся, то самое усилие зачтется ."

Дмитрий Сергеевич Мережковский

("БЫЛО И БУДЕТ. ДНЕВНИК 1910-1914" Глава "Зеленая палочка")

P.S. Все изображения кликабельны и большая часть увеличивается до большого размера.