Организация логопедической помощи в системе социальной защиты. Основные направления становления и развития системы логопедической помощи в россии

Коррекционно-педагогическая (логопедическая) помощь

в системе дошкольного образования

В России система коррекционной помощи детям с нарушением речи, отклонениями в развитии складывалась постепенно. С 20-х годов стала развиваться систематическая разносторонняя помощь детям с различными видами речевой патологии. В области дефектологии доказано научными исследованиями большое значение имеет раннее распознавание дефекта и его коррекции. При выраженных нарушениях речи ранняя коррекционно-воспитательная работа приводит к значительной компенсации дефекта .

В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи предусматривается чёткая организация всего коррекционно-педагогического процесса. Она обеспечивается:

Своевременным обследованием детей;

Рациональным составлением расписания занятий;

Наличием планов фронтальных занятий;

Оснащением современного оборудования логопедического кабинета, наглядными пособиями;

Совместной работой учителя-логопеда с воспитателем группы, специалистами и родителями .

В последние годы наряду с существующей, хорошо отработанной с годами системой оказания логопедической помощи открываются логопедические пункты в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Цель логопедических пунктов – помочь большему количеству детей и их родителям, нуждающихся в коррекции, консультации, профилактике нарушения речи.

Практика логопедических пунктов показала многие насущные проблемы. Рассмотрим некоторые из них.

Родители детей, имеющих сложные речевые нарушения, зная, что в дошкольном учреждении работает учитель-логопед, не заинтересованы в их переводе в специальные группы компенсирующей направленности других дошкольных учреждений (особенно если эти детские сады удалены от места жительства). Педагоги логопедических пунктов оказались вынуждены работать с такими «интегрированными» в массовые дошкольные учреждения детьми, уделяя им гораздо больше времени, чем тем, кто занимался в логопедическом пункте по показаниям (в основном с нарушениями звукопроизносительной стороны речи). В открывшихся логопедических пунктах учителя-логопеды стали, больше заниматься с детьми, готовящимися пойти в школу. Предполагалось же, что со временем основной акцент будет направлен на логопедические занятия с детьми младшего дошкольного возраста. Однако сейчас это не всегда удаётся сделать, поскольку детей, имеющих проблемы в развитии речи, становится всё больше. В результате приемлемый момент для начала занятий оказывается упущенным. К пяти, шести годам у детей произношение многих звуков сформировано неправильно (например, [р] – горловой, [л] – двугубный, межзубные свистящие) и уже закреплено в спонтанной речи. В дошкольных учреждениях увеличилось число воспитателей с дефектами речи, что не может не повлиять на формирование дефектного произношения у детей по подражанию. Воспитатель должен обладать чёткой правильной речью.

Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребёнка, слышать дефекты произносительной и лексико-грамматической сторон речи, в процессе учебной и внеучебной деятельности учитывать речевые возможности каждого ребёнка .

В процессе динамического наблюдения часто выявляется, что дети имеют стёртые проявления более сложного, чем предполагалась ранее, речевого нарушения (например, дизартрии). Это означает, что постановка и автоматизация звуков затягиваются, что также осложняет работу всего коррекционно-педагогического процесса в дошкольном учреждении . Большую отрицательную роль играют пропуски занятий по болезни детей. К сожалению, этому способствует многие неблагополучные факторы: образ жизни, наследственность, окружающая среда, медико-социальная помощь (здравоохранение). При обследовании речи всех детей учителя–логопеды постоянно сталкиваются с тем, что дети мало знают об окружающей действительности. У детей обеднённый словарный запас, недостаточны навыки словообразования и словоизменения. Многие дети неверно употребляют предлоги, не справляются с заданиями составить рассказ по серии картинок или одной сюжетной картинке, рассказать стихотворение, пересказать сказку. Нередко дети не знают названий основных цветов, геометрических фигур, не владеют счётом, чаще счёт механический. Зачастую у детей слаба память, неустойчиво внимание, дети не умеют общаться, анализировать, не владеют операциями выбора, слабо развита мелкая моторика рук и т.д. Рабочая ставка педагогов-психологов в дошкольных образовательных учреждениях сокращена, или минимальна, поэтому всю коррекционно-развивающую работу обычно выполняет учитель-логопед, воспитатель.

Учителю-логопеду в дошкольном учреждении необходима поддержка и помощь коллег (музыкальных и физкультурных руководителей, воспитателей, старшего воспитателя, методиста, заведующего и родителей) . Но это осуществимо только при необходимом условии, если сам учитель-логопед проводит просветительскую и пропагандистскую работу по вопросам развития и коррекции речи, связывая их с общим развитием ребёнка.

Основная задача коррекционно-педагогического, логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей действительности. Это способствует успешному обучению в школе, общению со сверстниками, взрослыми, формированию личных качеств .

Для эффективности построения работы и осуществления контроля коррекционно-педагогическим процессом, нами были разработаны «Модули организации коррекционно-педагогической, логопедической работы в логопедических пунктах и речевых группах дошкольных образовательных учреждений».

    Диагностический модуль

Выявление детей на начальном этапе с проблемами развития в дошкольном учреждении; Первичное обследование речи детей дошкольного возраста в логопедическом пункте дошкольного учреждения; Мониторинг медико-педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии; Психолого-педагогическое и медицинское наблюдение за детьми раннего возраста, имеющими нарушения речи; Обследование детей с тяжёлыми речевыми нарушениями в условиях ПМПК; Обследование детей с патологией слуха, опорно-двигательного аппарата, зрения, интеллектуальной сферы в условиях ГПМПК; Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточный мониторинг; Диагностика результативности коррекционно-педагогического, логопедического процесса.

    Организационный модуль

Комплектование логопедических групп; Зачисление в логопедические пункты дошкольного учреждения; Сдача списков зачисленных на занятия детей руководителю дошкольного учреждения. Запись родителей для оказания консультативной помощи учителя-логопеда, психолога.

    Модуль анализа и планирования

Анализ результатов диагностики и комплектования; Статистический отчёт; Выработка стратегии и коррекционно-педагогического процесса в дошкольном учреждении – планирование работы учителя-логопеда на учебный год; Педагогические консилиумы по проблемам отдельно взятых детей, медицинские (консультации детей с речевыми проблемами у врачей узких специальностей) . Выбор способа организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольном учреждении: комплектование групп и подгрупп по проявлениям нарушений, планирование индивидуальной работы с детьми; Обеспечение документацией;

    Модуль коррекционно-развивающих занятий

Работа учителя-логопеда по совершенствованию разных сторон речи; Работа педагога психолога по стимулированию психологической базы речи (памяти, внимания, мышления, восприятия, навыков конструктивной деятельности); Работа воспитателя связанная с познавательным развитием; Работа музыкального руководителя по развитию темпо-ритмической организации. Логоритмические занятия; Работа физкультурного руководителя по развитию общей и мелкой моторики; Индивидуальные маршруты медицинского сопровождения для детей с проблемами развития .

    Модуль консультативной и профилактической работы

Углублённые медицинские осмотры; Консультативная помощь родителям детей с проблемами в развитии речи; Профилактические мероприятия устной речи у детей младшего возраста; Консультативные занятия с детьми младшего дошкольного возраста, имеющими возрастные нарушения речи; Тестирование по методикам раннего выявления дислексии; Профилактика нарушений письменной речи. Организация пропедевтических занятий.

    Модуль методического обеспечения

Научно-методическая база литературного обеспечения и помощь работникам дошкольного учреждения по вопросам коррекции; Изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи; Создание библиотеки коррекционно-педагогической, психологической литературы; Самообразование педагогов дошкольного учреждения; Участие в работе методических объединений учителей-логопедов ; Участие в конференциях, семинарах-практикумах; Обобщение педагогического опыта работы в области коррекции.

    Модуль оптимизации коррекционно-педагогического процесса

Материально-техническая база педпроцесса, оборудование логопедических кабинетов; Создание картотек: игр, упражнений, артикуляционных гимнастик и т.д.; Использование современных технических средств, создание аудио и видеотеки логопедических кабинетов.

    Контрольный модуль

Проведение тестовых срезов; Информация о работе учителя-логопеда на педагогических, методических советах; Информация на групповых родительских собраниях (родительских конференциях); ПМПК по вопросам о переводе, выпуске детей из речевых групп; Итоговые собеседования в логопедических пунктах; Подведение итогов работы за учебный год. Сдача отчёта-анализа о проделанной работе педагогическому совету дошкольного учреждения.

Опыт работы показывает, что качественная отлаженная коррекционно-педагогическая (логопедическая) работа в дошкольных образовательных учреждениях получит успех при эффективной системе взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения.

Литература

    Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. – М., 2003

    Жукова Н.С, Мастюкова Е.М. , Филичева Т.Б. Логопедия Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург 2004.

    Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.

    Справочник по дошкольному воспитанию. – М., 1980.

    Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда логопедического пункта при общеобразовательных учреждениях. – М., 1996.

Логопедическая помощь детям дошкольного и школьного возраста в системе образования осуществляется в следующих типах учреждений: ясли-сад для детей с нарушениями речи, логопедический детский сад, группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа, учебно-воспитательные комплексы для детей с нарушениями речи, логопедические пункты при общеобразовательных школах, группы для детей с нарушениями речи при детских домах общего типа.

В системе здравоохранения для детей с нарушениями речи предусмотрены следующие структуры: логопедические кабинеты при детских поликлиниках, «речевые» стационары и полустационары при детских больницах, диспансерах, специализированных центрах медицинских институтов, детские санатории, сурдологические кабинеты, специализированные ясли.

В системе социальной защиты имеются специализированные дома ребёнка, в основную задачу которых входят своевременная диагностика и исправление речи детей.

Детские сады для детей с нарушениями речи оказывают массовую помощь детям с различными отклонениями речевого развития. Их основная задача - коррекция речевого нарушения и подготовка к обучению в общеобразовательной школе или специальной общеобразовательной школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В соответствии с типовым положением о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи определены три профиля специальных групп:

1. группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

2. группы для детей с общим недоразвитием речи

3. группы для детей с заиканием

Коррекционное обучение предусматривает развитие круга знаний и представлений об окружающем, развитии словаря, звукового анализа и синтеза, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

В процессе обучения и воспитания большое внимание уделяется развитию психических процессов и функций ребёнка: внимания, восприятия, памяти, мышления и внутренней речи, участвующих в развитии интеллекта и личности ребёнка в целом. Работа направляется на развитие всех видов деятельности ребёнка, в том числе и речи как одного из видов деятельности. Воздействие способствует нормализации взаимоотношения ребёнка с окружающими.

Программой детского сада предусмотрено ознакомление детей с окружающим миром, развитие речи, ознакомление с художественной литературой, развитие элементарных математических представлений. Проводятся занятия по изобразительной деятельности и конструированию, физкультурные и музыкальные занятия, которые также дают большие возможности для коррекции имеющихся у детей нарушений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поскольку речь представляет собой сложноорганизованную психическую функцию, то отклонение в её развитии и её нарушение, как правило,является признаком серьёзных изменений состояния центральной нервной системы. Это означает, что страдает не только речь, но и все высшие психические функции в целом. Дети с речевой патологией, как правило, имеют большие или меньшие трудности обучения.

Помощь детям с речевыми нарушениями в настоящее время оказывается в системе образования, здравоохранения и социальной защиты.

Подавляющее число детей с речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе. В первую очередь детей, имеющих трудности в обучении и особенно в овладении процессом письма и чтения, необходимо направить к логопеду.

Упражнения, направленные на развитие познавательной сферы, должны быть включены в структуру занятия и осуществляться параллельно с реализацией учебных и воспитательных целей или в форме самостоятельных упражнений в виде игры, беседы или зарядки. Так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой и представляют сложные системные образования, то каждое упражнение, адресованное к какому-либо определённому познавательному процессу, одновременно влияет и на другие.

В коррекционных программах, как правило, выделяется работа по следующим разделам: моторное развитие; восприятие; внимание и память; формирование пространственных представлений; критичность, контроль, программирование психической деятельности; развитие мышления.

При общении с учащимися, имеющими трудности обучения, педагог должен обращать большое внимание на качество своей речи, поскольку от этого будет зависеть качество восприятия учебного материала детьми. Речь педагога должна быть небыстрой, размеренной, состоять из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. А главное, общий фон поведения учителя и обращения к детям (мимика, жесты, интонация) должен быть благожелательным, вызывать у ребёнка желание сотрудничать.

Учитывая то, что количество детей с нарушениями речи и проблемами в обучении с каждым годом растёт, знание педагогом основ логопедии поможет ему найти адекватные формы обучения и воспитания таких детей.

Логопедия представляет собой особый раздел педагогики, который направлен на изучение, воспитание и обучение детей подростков и взрослых, страдающих речевой патологией.

Традиционно в дореволюционной России помощь детям, имеющим отклонения в развитии, оказывалась благотворительными организациями и частными лицами.

В круг научных интересов речевая патология попала в 20-е гг. нашего столетия. В 1920 г. на I Всероссийском съезде по борьбе с детской дефективностью были изложены принципы построения системы воспитания и обучения аномальных детей. С 1922 г., после Всероссийского съезда заведующих губоно, начали создаваться специальные учреждения для детей с отклонениями в развитии. 1924 г. стал важной вехой развития дефектологии в России. По

инициативе Л. С. Выготского была произведена реформа школ для аномальных детей, целью которой являлась коррекция личности ребенка в целом и его адаптация к социальным условиям. Годом рождения логопедии в России можно считать 1933 г., когда Л. С. Выготский совместно с директором Экспериментального дефектологического института Наркомпроса И. И. Данюшевским создал еще одну отрасль дефектологии, объектом исследования которой стали дети с нарушениями речи. При Экспериментальном дефектологическом институте появилась Школа — клиника речи.

В настоящее время в нашей стране создана и постоянно совершенствуется система помощи детям и взрослым с речевой патологией. Логопедическая помощь детскому и взрослому населению осуществляется по линии образования, здравоохранения и социального обеспечения.

В системе образования оказывается помощь детям с нарушениями речи дошкольного и школьного возраста. С этой целью созданы специальные ясли-сады, детские сады, дошкольные детские дома, дошкольные группы при специальных и общеобразовательных школах, специальные группы в детских садах общего типа, школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (школы V вида), логопедические пункты при общеобразовательных школах.

В специальные дошкольные учреждения принимаются дети с нарушениями речи с трехлетнего возраста при первично сохранном интеллекте и нормальном слухе. Среди этих учреждений есть детские сады с круглосуточным пребыванием, в которые принимаются дети с 4 лет. Основная цель работы дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи согласно «Типовому положению» — всестороннее воспитание детей, развитие у них правильной разговорной речи, правильного произношения и подготовка детей к школе.

В свете изменений, происходящих в современной России, связанных с гуманизацией образования, с развитием нового этапа отношения к лицам с отклонениями в физическом и психическом развитии, поиском путей реформирования си­стемы отечественного специального образования, актуаль­ным становится анализ исторического опыта становления образования детей с проблемами в развитии.

На характер отношения общества к детям с отклонени­ями в развитии влияет ряд многочисленных факторов: уро­вень экономического, политического, нравственного, ре­лигиозного развития общества, состояние просвещения, здравоохранения, науки и культуры.

Ретроспективный взгляд на становление и развитие си­стемы логопедической помощи в России позволяет уста­новить взаимосвязь этапов развития этой системы с со­циально-экономическим устройством страны, политикой государства по отношению к детям с отклонениями в раз­витии, определить роль логопедической помощи в госу­дарственной системе специального образования в нашей стране.

Н.Н. Малофеев (1996) отмечает, что широкому освеще­нию проблемы развития системы логопедической помощи в России препятствовало до последнего времени отсутствие статистических данных о численности детей с патологией речи в стране, о проценте охвата нуждающихся детей госу­дарственной логопедической службой вследствие закрыто­сти и социальной маркированности проблемы учета, воспи­тания и обучения детей с выраженными отклонениями в развитии (46).

О представлениях древних славян о речевых расстрой­ствах, способах их лечения можно судить по летописям, сло­варям, травникам, пословицам, поговоркам, поверьям и др. Судя по дошедшим до нас памятникам древнерусского язы­ка, обозначались дефекты речи по описательному признаку


или по созвучности с дефектом речи («косноглаголие» -говорение с трудом, «гугнявый» - говорящий в нос и т. д.).

Древние славяне понимали речевые дефекты как болезнь, недуг, изуроченье, ниспосланные на человека высшими си­лами. Лечение этих недугов поэтому связывалось с суеве­риями, обрядовыми ритуалами, заклинанием, знахарством, «волшебными словами», врачевальными молитвами, аму­летами, талисманами и т.д.

В рукописных лечебниках-травниках советовали исполь­зовать при устранении речевых расстройств средства народ­ной медицины - травы, минералы, продукты животного и растительного мира. Например, при расстройствах голоса рекомендовались истолченные капустные листья с медом, печеный чеснок, чай с перцем, при заикании - персики и шалфей и т.д. (67).

На Руси всегда гуманно относились к убогим, нищим, ка­лекам. Дети и взрослые, чье развитие существенно отлича­лось от общепринятой нормы, вызывали не только жалость, сочувствие и сострадание, но и считались «божьими» людь­ми, людьми, отмеченными печатью Бога. Потому люди, стра­дающие от тяжелых недугов и имеющие ограниченные воз­можности для жизни и деятельности, на Руси традиционно были окружены ореолом мученичества и святости, являлись объектом милосердия и благотворительности. На ранних эта­пах развития Киевского государства возникло чисто нацио­нальное явление - общественное призрение «убогих детей».

Многие богатые люди занимались благотворительнос­тью «во спасение своей души», Великий князь Иван Кали­та собственноручно раздавал милостыню убогим и нищим. С X века за Церковью было закреплено дело общественно­го призрения. Десятая часть прибылей отчислялась духо­венству для организации приютов и богаделен для лиц с недостатками слуха, зрения, интеллекта, калек, где содер­жались и дети с тяжелыми речевыми расстройствами.

Как и на Западе, в России движение в защиту аномаль­ных детей усилилось к концу XIX века. Врачи, педагоги, пси­хологи ратовали за преодоление косности царского прави­тельства в отношении организации общественной помощи аномальным, требовали проведения реформы в области про­свещения, здравоохранения. Среди них такие зачинатели

русской дефектологии, как В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, Е.К. Грачева, И.В. Маляревский, М.П. Постовская и другие.

К началу XX века помощь аномальным осуществлялась в России благотворительными организациями. После Ок­тябрьской революции забота о детях с нарушениями в раз­витии стала государственной, они получили право на вос­питание, обучение и лечение. Все мероприятия государства, направленные на борьбу с беспризорностью, дефективнос­тью, защиту прав, общее оздоровление подрастающего по­коления, стали именоваться «охраной детства». Впервые типы учреждений для детей с нарушениями развития были определены в постановлении Совнаркома РСФСР «Об учреж­дениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых де­тей и подростков» (1926 г.).

За годы Советской власти в нашей стране было принято немало декретов, постановлений, законодательных актов, нацеленных на улучшение положения детей, охрану материн­ства и детства. Например, такие документы, как «План ме­роприятий Министерства просвещения по улучшению усло­вий обучения и воспитания детей с дефектами умственного и физического развития» (1970 г.), «О состоянии и мерах даль­нейшего развития сети специальных школ, школ-интерна­тов, дошкольных учреждений и полном охвате обучением и воспитанием аномальных детей» (1983 г.).

В 1990-1995 гг. научно-методическим Советом при Гос­комитете по образованию была принята комплексная про­грамма - «Социально-психологическая поддержка, обу­чение и воспитание детей с недостатками умственного и физического развития».

В современных условиях не теряет актуальности пробле­ма оказания полноценной логопедической помощи детям, особенно детям с отклонениями в развитии, у которых в большинстве своем наблюдаются специфические особенно­сти и нарушения речевой деятельности, что препятствует их социальной адаптации и реабилитации.

История становления и развития системы логопеди­ческой помощи в России непродолжительна и отличает­ся своеобразием. Формирование предпосылок возникно­вения системы приходится на дореволюционный период, ее становление соотносится с периодом социальных потря-


Основные направления... системы логопедической помощи...

сений, а законодательное и организационное оформление си­стемы происходит в советский период. Н.Н. Малофеев в сво­ем исследовании выделяет три периода становления и раз­вития системы логопедической помощи в России (46).

1-й период - вторая четверть XIX в. - первая четверть XX в. - «период предыстории и формирования предпосы­лок». В 1838 г. выходит в свет первая работа отечественно­го автора X. Лагузена - монография «О заикании».

Во второй половине XIX в. из цикла медицинских наук выделяется специальная область знаний - логопатоло-гия, появляются труды авторов, исследующих почти все формы патологии речи (А. Кожевников, 1874; В.М. Тар­ковский, 1867; И.А. Сикорский, 1889; И.К. Хмелевский, 1897; М.Б. Богданов-Березовский, 1909 и др.).

В конце XIX в. - начале XX в. в недрах логопатологии зарождается логопедия как наука, интегрирующая знания на стыке трех наук - медицины, психологии и педагогики. В 1896 г. в России впервые организуются курсы для заикаю­щихся воспитанников Сибирского кадетского корпуса по си­стеме коррекции заикания, разработанной И.А. Сикорским. При мединститутах открываются кафедры, занимающиеся исследованием вопросов логопедии. Так, в 1908 г. была от­крыта кафедра сурдопедагогики и логопедии Психоневро­логического института в Петербурге, которой руководил Д.В. Фельдберг. Опыт организации обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии послужил научно-практи­ческой базой для создания в будущем системы логопедичес­кой помощи в России. Так, в сурдопедагогике сформировались многие методологические, организационные компоненты ло­гопедической службы. Однако предлагаемые отечественными учеными программы реабилитации патологии речи не нахо­дили в то время законодательной и финансовой поддержки у государства. Законодательно система логопедической помощи оформляется только после революции.

Весной 1918 г. были организованы обязательные для всех воспитателей и врачей дошкольных учреждений Москвы краткосрочные логопедические курсы. В Петрограде при Психоневрологической академии был создан Отофонетичес-кий институт под руководством Д.Ф. Фельдберга. В июле 1920 г. на I Всероссийском съезде по борьбе с детской де-

Гл а в а 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...


Основные направления... системы логопедической помощи...

фективностыо, преступностью и беспризорностью было при­нято решение: считать подготовку персонала для специаль­ных учреждений важнейшей государственной задачей, осу­ществлять эту подготовку в высших учебных заведениях.

В Москве были созданы два высших учебных заведения: Государственный институт дефективного ребенка Нарком-здрава (сентябрь 1920 г.) и Педагогический институт детс­кой дефективности Наркомпроса (октябрь 1921 г.), которые в 1930 г. были преобразованы в дефектологический факуль­тет МГПИ. В 1925 г. была открыта кафедра сурдопедагоги­ки и логопедии на дефектологическом отделении 2-го МГУ в Москве, которую возглавил профессор Ф.Д. Pay. В прика­зе Наркомпроса РСФСР от 8 июня 1931 г. предписывалось ввести всеобщее начальное обучение для логопатов, органи­зовать специальные курсы, группы и школы для них.

Итогом 1-го периода становления и развития системы ло­гопедической помощи явились следующие достижения: воз­никновение и развитие в России предпосылок становления системы логопедической помощи, логопедии как науки; осоз­нание обществом необходимости оказания специальной по­мощи детям с речевой патологией и готовность государства законодательно и экономически организовать эту помощь.

2-й период - начало 30-х - конец 60-х гг. - период ста­новления и развития системы логопедической помощи, ос­новными направлениями которого являлись: организация логопедической работы во вспомогательной школе, специа­лизированная помощь детям с заиканием, с нарушениями слуха и речи; подготовка специалистов-логопедов и др.

Одним из первых направлений в развитии школьной логопедии стала организация логопедической работы во вспомогательной школе. В 1936 г. в Ленинграде логопе­дической помощью было охвачено 79% нуждающихся ум­ственно отсталых детей.

В 1930 г. по инициативе В.А. Гиляровского при нервно-психиатрической лечебнице им. Соловьева была открыта первая логопедическая группа для заикающихся дошколь­ников, а затем логопедический полустационар.

В 1933 г. в Москве при слухо-речевом учебно-лечебном комбинате была открыта первая специализированная по­ликлиника для больных с недостатками слуха и речи.


Важное значение для становления и развития отечествен­ной логопедии имело открытие по инициативе Л.С. Выготс­кого в Экспериментальном дефектологическом институте в 1933 г. клиники речи, которую возглавила Р.Е. Левина, где разрабатывались теоретические аспекты логопедии и осуще­ствлялась практическая работа по диагностике, лечению и обучению детей с расстройствами речи.

В 1946-47 учебном году на дефектологическом факуль­тете МГПИ им. В.И. Ленина было открыто первое в системе вузов логопедическое отделение. Начинается сотрудниче­ство двух ведомств: просвещения и здравоохранения в рам­ках комплексного медико-психолого-педагогического под­хода к преодолению речевых расстройств.

С 1 января 1949 г. были открыты при средних школах крупных городов 120 логопедических пунктов в составе 1 учителя-логопеда с высшим дефектологическим образо­ванием. В начале 50-х гг. появляются школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. В 1970 г. приказом Мини­стерства просвещения утверждается «Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нару­шениями речи».

Итог 2-го периода - организационное оформление и раз­витие системы логопедической помощи в стране. Происходит укрепление научной платформы логопедии, создаются науч­ные центры, специализированные учреждения педагогичес­кого и медицинского профиля, определяется статус специа­листа-логопеда, решается вопрос о подготовке логопедов.

3-й период - конец 60-х - 90-е годы - период дальней­шего развития и совершенствования системы логопедичес­кой помощи. Стартовав в условиях плановой экономики, он продолжается во время социально-экономических и полити­ческих преобразований, определяющих направление разви­тия системы специального образования в целом и логопеди­ческой службы в частности.

С 1972 г. утверждается «Номенклатура дошкольных уч­реждений для аномальных детей системы Министерства просвещения СССР» - детские сады и группы для детей с нарушениями слуха, речи, зрения, интеллекта, опорно-дви­гательного аппарата. С 1975 г. в законодательном порядке открываются логопедические группы при детских садах об-

Г л а в а 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...


Основные направления... системы логопедической помощи...

щего типа и специализированные детские сады, ясли-сады. В 1976 г. принято «Положение об образовании логопеди­ческих пунктов при общеобразовательных школах».

В 1977-1978 учебном году было открыто логопедичес­кое отделение на дефектологическом факультете ЛГПИ им. А.И. Герцена. В настоящее время дефектологов (коррекци­онных педагогов) в стране готовят около 20 высших учеб­ных заведений, где студенты получают дополнительную спе­циальность - логопедия.

В системе логопедической помощи существуют два вза­имосвязанных направления. С одной стороны - создание и совершенствование сети специальных учреждений для детей с нарушениями речи, с другой стороны - коррекци­онная работа с детьми, осуществляемая в массовых обще­образовательных учреждениях. В последние десятилетия получили распространение дошкольные логопедические пун­кты (Селиверстов В.И., 1988; Степанова О.А., 1994 и др.).

Итог 3-го периода - широко развитая дифференци­рованная система логопедической помощи населению, оказываемой в учреждениях народного образования и здравоохранения. Однако следует отметить, что учреж­дения логопедической службы неравномерно распределены по территории страны - больше в европейской части стра­ны, в крупных городах; слабо охвачено логопедической по­мощью сельское население. Не оказывается регулярная логопедическая помощь детям, имеющим глубокие наруше­ния в развитии и сложную структуру дефекта; не включе­ны в систему комплексного и дифференцированного, всестороннего (речь, личность, поведение) коррекционно-пе­дагогического воздействия дети с нерезко выраженными на­рушениями в развитии; образовательный стандарт довлеет над развитием личности ребенка и др.

В 90-е годы начался новый, 4-й период в развитии системы логопедической помощи, период преобразований существую­щих организационных форм и поиска новых, адекватных потребностям общества на современном этапе его развития.

Современный этап развития нашей страны характеризу­ется кардинальными политическими преобразованиями, демократизацией общества, переосмыслением государством и обществом прав человека, прав ребенка, инвалида. Разре-


шены частные благотворительные инициативы, патронаж церкви, расширены права родителей детей с отклонениями в развитии. В современных невероятно трудных экономи­ческих условиях обострились и осложнились проблемы семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, в осо­бенности в связи с переходом на самостоятельное финан­сирование многих образовательных учреждений. Нерешен­ным остается целый комплекс медицинских, психолого-пе­дагогических, социальных, правовых проблем, вопросов технического обеспечения, которые бы позволили интегри­ровать детей с отклонениями в развитии в общество. Нере­гулярно оказывается медицинская помощь, недостаточно развита сеть учреждений для восстановительного лечения, медико-психолого-социальной реабилитации по разным профилям ограничения жизнедеятельности детей.

Существующая в течение многих лет установка на обу­чение и воспитание детей с умственными и физическими ограничениями в специализированных учреждениях оттор­гает ребенка от семьи и общества. Это отрицательно ска­зывается на установлении контактов детей с родителями, приводит к разрушению внутрисемейных отношений, на­рушению формирования социально-бытовой ориентации, социального опыта и адекватного поведения ребенка в раз­личных жизненных ситуациях. Не создана консультатив­ная служба, где родители могли бы получить рекоменда­ции по работе с ребенком, имеющим отклонения в психо­физическом развитии. Крайне злободневна проблема трудоустройства матерей, несущих тяжелые заботы о детях-инвалидах, не решен вопрос отдыха семьи, имеющей ребен­ка-инвалида и др.

80-90-е годы XX века принесли ряд важных достижений в сфере сохранения жизни, защиты, обеспечения развития детей в целом и детей с отклонениями в развитии в частности:

1) распространение информации и проведение ряда ак­ций в течение Международного десятилетия инвали­дов (1983-1992), объявленного ООН;

2) проведение политики массовой иммунизации против ше­сти основных детских инфекций;

3) заключение Международного соглашения на Всемирном совещании глав государств и правительств по пробле-

Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...

мам детства, ставящего задачу снижения детской смер­тности и инвалидности от болезней и голода к 2000 году и обеспечение защиты нормального физического и пси­хического развития всех детей; 4) принятие Конвенции о правах ребенка Генеральной Ас­самблеей ООН и ее вступление в силу в качестве между­народного закона в сентябре 1990 г., где говорится о правах детей на жизнь, на защиту, на развитие. В ст. 23 Конвенции декларируются права детей с физическими и психическими недостатками на полноценную жизнь; на условия, обеспечивающие сохранение достоинства личности, поддержание веры в свои силы и способству­ющие активному участию ребенка в жизни общества; на специальную помощь, гарантирующую привлечение всех возможных источников, индивидуальную направ­ленность помощи в зависимости от состояния и условий жизни ребенка.

К сожалению, дети с отклонениями в развитии и их се­мьи зачастую по-прежнему наталкиваются на психологичес­кие, бюрократические, чиновничьи барьеры во всех сферах жизнедеятельности. Следует формировать позитивное отно­шение к инвалидам, особенно к детям, с помощью средств.информации; необходимо помочь миру определить свои при­оритеты и поставить жизненные интересы всех детей, вклю­чая детей с отклонениями в развитии, на первое место во всех отношениях. В этой связи проблема социальной реаби­литации приобретает необычайно важное значение.

Социальная реабилитация - это подлинное сострада­ние к больному человеку, тем более к ребенку. Готово ли к этому наше общество? Без настоящего внимания, подлин­ной заботы, милосердия и сострадания социальная реаби­литация, а тем более интеграция - невозможны. Смысл реабилитации не в определении ущербности и назначении соответствующей денежной компенсации, а в выявлении потенциальной возможности ребенка с отклонениями в раз­витии войти, насколько это возможно, в социум и макси­мально реализовать свои способности, чтобы не стать обу­зой общества и его изгоем (67).


Логопедическая реабилитация детей и подростков... _____________

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования науки РФ ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»

Кафедра коррекционной педагогики

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЛОГОПЕДИЯ

Тема: «Организация логопедической помощи в системе Министерства здравоохранения и социальног о развития Российской Федерации »

Выполнила: студентка 2 курса

заочного отделения

направления СДО

Голубева Елена Петровна

Проверила: доцент Гусева Т.С.

Чебоксары 2014

Введение

1. Логопедическая помощь детям в системе здравоохранения

2. Логопедическая помощь взрослому населению в системе здравоохранения

3. Общие требования к оформлению логопедического кабинета

Заключение

Список литературы

Введение

Логопедическая помощь (греч. logos слово, речь + paideia воспитание, обучение) -- вид медико-педагогической помощи, оказываемой лицам, страдающим расстройствами речи функционального или органического происхождения (дислалии, логоневрозы, афазии, дизартрии и др.). Своевременные лечебно-коррекционные мероприятия позволяют ускорить развитие речи у детей или устранить ее приобретенные нарушения у взрослых, предупредить вторичные изменения интеллекта, обусловленные расстройствами речи.

Логопедическую помощь оказывают логопеды -- специалисты, получившие высшее педагогическое (дефектологическое) образование по специальности «логопедия», которые работают в тесном контакте с врачами лечебно-профилактических учреждений (педиатрами, психиатрами, невропатологами, оториноларингологами, психотерапевтами и др.). Врачи выявляют лиц, страдающих нарушениями речи, осуществляют диспансерное наблюдение за ними, своевременно направляют к логопедам для оказания специализированной помощи.

Логопедическая помощь оказывается в учреждениях образования, здравоохранения и социального обеспечения. В системе образования функционируют следующие специализированные логопедические учреждения: ясли-сады и детские сады для детей с нарушениями речи, логопедические группы в обычных детских садах, школы-интернаты для детей с тяжелыми нарушениями речи. Развернута также сеть логопедических кабинетов во вспомогательных школах, санаторных школах-интернатах для детей с психоневрологическими заболеваниями, школах для детей с задержкой психического развития, школах-интернатах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, школах для детей с нарушением зрения и слуха, а также в общеобразовательных школах.

Логопедическая помощь в системе здравоохранения осуществляется в учреждениях амбулаторно-поликлинической, стационарной и санаторно-курортной сети. Амбулаторно-поликлиническая помощь оказывается в логопедических кабинетах городских поликлиник (преимущественно детских), а также в психоневрологических диспансерах (отделениях). В соответствии с потребностью населения один логопедический кабинет рассчитан на 100 тыс. взрослых (20 тыс. детей и подростков). Основные функции кабинета: раннее выявление детей и подростков с расстройствами речи, консультативная работа в организованных детских коллективах, коррекционная работа, диспансерный учет, наблюдение и своевременное направление нуждающихся на стационарное и санаторное специализированное лечение. В крупных амбулаторно-поликлинических учреждениях создаются дневные стационары для оказания логопедической помощи, сурдологические кабинеты. Стационарная логопедическая помощь оказывается в специализированных подразделениях психоневрологических больниц, а также в неврологических, нейрохирургических, оториноларингологических отделениях крупных многопрофильных больниц. Для оказания логопедической помощи на санаторном этапе развернута сеть детских специализированных санаториев, в летний период функционируют специализированные пионерские лагеря. Всесоюзным организационно-методическим и научным центром патологии речи в системе МЗ СССР является отделение патологии речи Московского НИИ психиатрии.

В системе социального обеспечения находятся детские дома для глубоко умственно отсталых детей и подростков и детские дома для слепоглухих. В учреждения принимаются дети-инвалиды, с ними проводится комплексная коррекционно-воспитательная работа, составной частью которой является логопедическое воздействие.

1. Логопедическая помощь детям в системе здравоохранения

Вопросы совершенствования логопедической помощи населению, повышения качества и эффективности лечения лиц, страдающих расстройствами речи, успешно решаются в системе Минздрава страны. На основании приказа Минздрава № 465 от 8 апреля 1985 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию логопедической помощи больным с нарушениями речи» определены направления развития специализированной помощи: расширение сети логопедических кабинетов, отделений восстановительного лечения в детских поликлиниках, психоневрологических диспансерах. В них оказывается помощь лицам разного возраста с функциональными и органическими речевыми расстройствами.

В приказе Минздрава № 1096 от 19 августа 1985г. определены расчетные нормы обслуживания для логопедов:

* при индивидуальной работе с лицами, имеющими тяжелые расстройства речи (афазия, дизартрия, заикание и др.), -- 1--5 посещения в час, при проведении групповых логопедических занятий -- 8--10 посещений в час;

* при индивидуальной работе с лицами, страдающими дислалией, -- 4 посещения в час, при проведении групповых логопедических занятий -- 10--12 посещений в час;

* 1 ставка логопеда на 100 тыс. взрослого населения, 1 ставка -- на 20 тыс. детского и подросткового населения.

Успешно функционирует Федеральный центр патологии речи и нейрореабилитации (Москва). Его основной задачей являются организационная и методическая помощь органам и учреждениям здравоохранения по организации работы логопедических кабинетов поликлиник, психоневрологических диспансеров, специализированных отделений больниц для лечения больных с патологией речи.

Сотрудники центра изучают распространенность патологии речи среди населения, потребность в логопедической помощи, разрабатывают предложения по организации, развитию и улучшению логопедической помощи детскому и взрослому населению, изучают предложения по оборудованию логопедических кабинетов, стационаров, разрабатывают инструктивно-методические материалы изучают, обобщают и распространяют передовой опыт работы логопедических кабинетов и отделений больниц для лечения больных с нарушениями речи.

Логопедический кабинет детской поликлиники

Основным звеном логопедической помощи в системе здравоохранения является логопедический кабинет детской поликлиники.

Работа логопеда поликлиники строится согласно «Положению о логопедическом кабинете детской поликлиники», в котором определены направления его работы:

1. Педагогическая работа по исправлению дефектов речи проводится на систематических и консультативных занятиях.

2. Диспансеризация организованных и неорганизованных детей.

3. Участие в комплектовании логопедических учреждений системы здравоохранения и образования. Оформление на каждого ребенка логопедической характеристики.

4. Проведение логопедической санитарно-просветительной работы: беседы с родителями, работа с педиатрами и воспитателями детских садов, выпуск логопедических бюллетеней, изготовление наглядных дидактических пособий.

Специализированные ясли для детей с нарушением речи

Специализированные ясли для детей с нарушением речи являются самостоятельным учреждением здравоохранения и имеют своей целью воспитание детей и проведение мероприятий, направленных на правильное развитие речи или исправление ее дефектов.

Ясли находятся в ведении местных органов здравоохранения, которые руководят их работой и осуществляют контроль за правильной организацией обслуживания в них детей.

Отбор в ясли для детей с нарушениями речи проводится специальной комиссией в составе педиатра, психиатра (невропатолога, психоневролога) и логопеда. Дети направляются на отборочную комиссию со следующей документацией: выписка из истории развития болезни, заключение психоневролога и логопеда поликлиники, справка с места жительства, справка с места работы родителей о размере заработной платы.

Прием в специализированные ясли осуществляется:

а) для детей с задержкой речевого развития в течение всего года по мере освобождения мест; логопедический педагогический речь

б) для заикающихся -- один раз в 6 месяцев, в особых случаях срок пребывания ребенка в группе для заикающихся может быть продлен до одного года.

В специализированные ясли принимают детей с заиканием и задержкой речевого развития на органическом фоне.

Противопоказаниями к приему являются: выраженная умственная отсталость (олигофрения, умственная отсталость, связанная с прогредиентным психическим заболеванием), судорожные припадки, грубые нарушения двигательных функций.

Работа специализированных яслей строится по типу учреждений с круглосуточным пребыванием детей. В специализированных яслях находятся дети до 4 лет (принимаются в возрасте до 3 лет).

Группы комплектуются по речевому дефекту (заикание, задержка речевого развития).

Выписка из специализированных яслей производится домой, в специальный детский сад или детский сад общего профиля (по показаниям).

Специализированный дом ребенка

Основной задачей логопеда в Доме ребенка является профилактика отклонения в речевом развитии (начиная с доречевого периода -- от 3 месяцев и до 1 года), своевременная диагностика и исправление речи детей во всех возрастных группах.

Логопед принимает активное участие в медико-психолого-педагогических комиссиях, обследует всех детей по видам речевой и неречевой деятельности, описывает уровень развития каждого ребенка, составляет план мероприятий, обеспечивающий своевременное развитие речи или ее исправление, по каждой подгруппе детей и индивидуально.

Он ежедневно занимается с детьми всех возрастных групп (начиная с 3-месячного возраста) по подгруппам и индивидуально (в соответствии с методическими установками по обучению детей раннего возраста), оценивает эффективность обучения.

Детский психоневрологический санаторий - лечебно-оздоровительное учреждение санаторного типа.

Детский психоневрологический санаторий находится в районном, городском, республиканском подчинении. Общее руководство осуществляется Министерством здравоохранения, областными и городскими отделами здравоохранения.

Дети 4--7 лет принимаются в дошкольный психоневрологический санаторий; дети от 7 до 13 лет -- в школьный психоневрологический санаторий.

Отбор детей в детский психоневрологический санаторий осуществляется в соответствии с «Показаниями и противопоказаниями для лечения детей в местных санаториях и на курортах».

Показания для направления детей в психоневрологический санаторий:

* неврозы и невротические формы реактивных состояний; астенические, церебростенические, неврозоподобные состояния как следствие раннего органического поражения центральной нервной системы; травмы черепа, нейроинфекции, соматические заболевания;

* неврозоподобные формы психических заболеваний в стадии неполной компенсации;

* начальное проявление психогенных патологических формирований личности и патологических черт характера без выраженных расстройств поведения и социальной адаптации;

* общее недоразвитие речи всех уровней с сопутствующими нарушениями чтения и письма; дислексия, дисграфия, дизартрия, дислалия, ринолалия; задержка речевого развития; заикание (с сопутствующими нарушениями звукопроизношения, чтения и письма), мутизм.

Срок пребывания в санатории -- 3 месяца. Возможно повторное лечение через 6 месяцев.

Комплектование осуществляется по возрастному принципу.

Задача санатория -- проведение лечебно-оздоровительных и логопедических мероприятий с целью коррекции речевых нарушений и отклонений в психическом развитии детей. С детьми школьного возраста осуществляется обучение общеобразовательным предметам соответственно классу.

Основные разделы лечебно-оздоровительной работы:

* лечебно-охранительный и лечебно-тренирующий режим с учетом возраста и состояния детей;

* рациональное питание;

* психотерапия;

* физиотерапия и лечебная физкультура;

* медикаментозная терапия;

* логопедические коррекционные занятия;

* ритмика;

* трудотерапия.

Работа планируется ответственными за каждый раздел работы (педагогом, врачами, логопедом) и координируется главным врачом.

Используются современные лечебные и логопедические методы (рациональная психотерапия, гипнотерапия и пр.).

Имеется тесная связь со школами близлежащего района, ведущими в городе, области, республике медицинскими учреждениями.

Непосредственное руководство детского психоневрологического санатория осуществляет главный врач (психоневролог или педиатр).

2. Логопедическая помощь взрослому населению в системе здравоохранения

За последние годы в системе здравоохранения проводится интенсивная работа по улучшению логопедической помощи взрослым, страдающим различными речевыми расстройствами. Особое внимание уделяется проблемам восстановления речи у больных, перенесших тяжелый инсульт, операции на головном мозге и т. д.

Система логопедической помощи взрослому населению включает учреждения разного типа:

1. Стационарного (неврологические отделения при больницах).

2. Полустационарного (кабинеты трудотерапии).

3.Амбулаторного (методические кабинеты при районных поликлиниках города).

Прием больных в поликлинике планируется из расчета 4--6 человек за рабочий день. Один раз в неделю логопед поликлиники посещает больных на дому. Курс восстановительного обучения в условиях поликлинического кабинета охватывает одновременно от 10 до 17 человек. Количество занятий в неделю с каждым больным планируется от 1 до 5 раз и обусловлено состоянием пациента. Курс восстановления речи длится в среднем 3 месяца. При наличии соответствующих показаний больному курс обучения можно повторить. Постоянно осуществляется контроль и наблюдение врача-невропатолога, проводятся систематические фронтальные и индивидуальные логопедические занятия. Одновременно назначается комплекс лечебной физкультуры, массаж и физиотерапия. Открытие полустационаров с широким использованием трудовой терапии для больных с афазией позволяет успешнее решать вопросы социальной адаптации и психотерапевтического воздействия.

Оказание логопедической помощи в условиях неврологического отделения больным с выраженными нарушениями речи (афазия, дизартрия, заикание и т. д.) осуществляется поэтапно. Раннее коррекционное воздействие повышает эффективность работы и имеет большое профилактическое значение.

Сроки нахождения больных в неврологическом стационаре 1--3 месяца.

Комплексное обследование (логопед, нейропсихолог и т. д.) и анализы его результатов помогают выявить степень, характер и локализацию поражения, компенсаторные возможности.

С больными, страдающими афазией, проводятся подгрупповые, индивидуальные занятия: их частота, характер и содержание зависят от индивидуальных возможностей больного и степени речевого расстройства. Продолжительность логопедического занятия в первые недели -- 10--15 минут (1--2 раза в день). Несколько позже длительность занятий возрастает до 45 минут ежедневно, для подгрупповых занятий срок удлиняется до 1 часа. В речевой карте больного 2 раза в месяц фиксируется динамика логопедической работы (текущий эпикриз).

Эффективность логопедической работы во многом определяется контактом логопеда с врачом и родственниками больного.

3. Общие требования к оформлению логопедического кабинета

Индивидуальные, групповые и фронтальные логопедические занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах, размещение и площадь которых должны соответствовать инструкции о проектировании специальных учреждений. Финансирование логопедических кабинетов осуществляется областным, городским и районным отделам народного образования по смете того учреждения, где работает логопед.

В логопедическом кабинете необходимо иметь: шкаф для пособий и литературы, столы и стулья для проведения занятий. Число столов должно быть не менее 4, не считая большого стола для логопеда, а количество стульев -- не менее 8--10.

В логопедическом кабинете должна быть навесная доска, половина которой разлинована, кроме этого на ней должны быть приспособления для размещения картинок, фланелеграфа, предметов и другого оборудования занятий. Необходимым в оборудовании логопедического кабинета является настенное зеркало со шторой размером 70х100 см для групповой работы по постановке звуков и маленькие зеркала 9--12 см для индивидуальной работы (не менее 10 штук).

Для удобства пользования дидактическими пособиями логопед оформляет специальную картотеку.

Оборудование логопедического кабинета дополнительно включает:

1. Специальные пособия для развития фонематической дифференцировки (набор парных предметных картинок, соответствующих словам с начальными звуками, близкими и далекими по звучанию, и различной звуковой и слоговой сложностью); наборы картинок, соответствующих словам с различным местоположением букв: в начале, в середине, в конце.

2. Наборы различных слов и картинок для составления предложений; набор опорных фраз для составления рассказов; фразы с пропусками слов, различных по их грамматической принадлежности и по степени (характеру их связи с фразеологическим контекстом).

3. Наборы предложений, соответствующих различным логико-грамматическим конструкциям, и пространственные схемы предлогов.

4. Наборы слов с пропущенными буквами; тексты предложений и рассказов с пропущенными словами; тексты диктантов.

5. Наборы слов: антонимов, синонимов и омонимов.

6. Наборы букв разного шрифта; цифр; элементов букв и цифр, наборы арифметических примеров и элементарных задач; наборы геометрических фигур и элементов фигур для конструирования.

7. Стихи, пословицы, басни с разработанными к ним вопросами, поговорки, юмористические рассказы.

8. Наборы текстов с пропущенным началом, серединой, концом.

9. Картинки, изображающие предметы и действия; сюжетные картинки различной сложности; последовательные серии картинок, отражающие постепенно развивающиеся события; репродукции художественных произведений (картин); наборы предметных картинок с недостающими элементами.

10. Книги для чтения, сборники диктантов, азбуки, географические карты, наборы пластинок.

Заключение

Эффективность логопедической работы зависит от экспрессии педагога при показе упражнений, она очень необходима, т. к. облегчает подражание, эмоционально заряжает детей. Работа должна организовываться по-разному. Стандарта не может быть. Учителю-дефектологу нужно постоянно менять «роли»: от актёра до дирижёра - наблюдателя. Эмоции, чувства, образы надо показывать детям. Они верят в образ и воспринимают материал эмоционально-образно. Следует исключать скучные, однообразные занятия: запоминается легче то, что интересно.

Все упражнения для языка, губ, пальцев следует превратить в увлекательную игру, а не в обязательный тренинг, в игру, укрепляющую и развивающую не только речевой аппарат, но и внимание, память. В организации коррекционной работы надо идти от ребёнка, а не к ребёнку со своим требованием и больше внимания уделять незапланированной деятельности, инициатором которой является сам ребёнок.

Интенсивность речевого развития детей зависит от характера отношений с педагогом, от особенностей общения с ним.

Похвала и поощрение должны быть естественной частью повседневной работы с тем, чтобы создавать у ребёнка ощущение успеха и прогресса.

Кабинет должен быть «домашним», уютным, светлым и просторным.

Работа логопеда требует большей эффективности на каждом занятии. Достичь желаемого результата можно путём тщательного и экономичного отбора материала, более вдумчивой и серьёзной обработке приёмов коррекционной работы. Весь образовательный процесс должен строиться на диагностической основе.

Список литературы

1. Волкова Л.С.- Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефект. факультетов педвузов. /. М.: Владос, 2006

2. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В.; под ред. И.В. Дубровиной - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2001

3. Зуева Л.Н., Шевцова Е.Е. -Настольная книга логопеда: справочно-методическое пособие - М.: Астель, Профиздат, 2005

4. Стребелева Е.А., Венгер А.Л., Екжанова Е.А.и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой., Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ 2002.

5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. - М.: Айрис-Пресс, 2007

6. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. - М.: Академия, 2003

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и технология оказания психолого-педагогической помощи, основные задачи, формы и модели данного процесса, особенности развития в современном мире. Структура психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии, ее принципы и подходы.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2017

    Порядок оказания услуг логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в различных институциональных условиях. Внедрение эффективной системы качества образовательного учреждения психолого-логопедического профиля. Методы обследования речи детей.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2016

    Определение основных понятий: ранний возраст, ранняя логопедическая помощь, речевые нарушения, онтогенез, дизонтогенез. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста, проявление дизонтогенеза. Содержание логопедической работы.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2011

    Логопедическая помощь дошкольникам в системе образования. Организация логопедической работы в коррекционной группе детского сада. Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы. Коррекция речевых нарушений у детей.

    дипломная работа , добавлен 07.09.2008

    Аспекты изучения коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. Организация логопедической работы. Методы формирования коммуникативной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра. Сопоставительный анализ результатов.

    дипломная работа , добавлен 18.07.2014

    Слух и его большая роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха. Задачи коррекционно-педагогической работы и ее основные направления. Организация педагогической помощи.

    реферат , добавлен 24.07.2009

    Проблемы совершенствования логопедической работы, определение путей и способов эффективного преодоления нарушений грамматического строя при общем недоразвитии речи. Формирование функции словоизменения существительных у дошкольников с нарушением речи.

    контрольная работа , добавлен 24.07.2010

    Цели создания единой национальной системы раннего выявления отклонений развития у детей в Республике Беларусь. Оказание своевременной психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Основные функции и приоритеты системы ранней комплексной помощи.

    контрольная работа , добавлен 16.03.2010

    Понятие и предпосылки развития, психолого-педагогическая характеристика детей с расстройствами аутистического спектра. Особенности социального развития и социализации дошкольников с данным диагнозом. Организация коррекционно-логопедической работы.

    дипломная работа , добавлен 14.10.2017

    Современное состояние проблемы изучения нарушений письма и их коррекция. Содержание коррекционно–логопедической работы по преодолению аграмматизмов письменной речи школьников с интеллектуальным недоразвитием. Изучение особенностей письма младших классов.