Письмо нашего современника евгению базарову. Согласны ли вы с мнением критика: «Как бы то ни было, Базаров всё-таки побеждён?»


Я прочитала роман, где главное действующее лицо - Вы. И если
предоставилась возможность поделиться с Вами моими впечатлениями
о Вас, то я выскажу Вам свое мнение.
В первую очередь, хочу убедить Вас, что в Вашу смерть (я имею
в виду смерть литературного героя) я не верю. Даже Ваш автор, г-н
Тургенев, писал после завершения романа, что «такие, как Базаров,
не умирают».
А что такое, собственно, Вы - Евгений Базаров?
Вас можно было бы без обиняков назвать Евгением Онегиным
(конечно, не по положению в свете, не по образу жизни - тут между
вами большая разница, но по чертам характера). А. С. Пушкин очень
метко в нескольких строках сумел раскрыть своего героя, всю натуру
Онегина:
Ученый малый, но педант,
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока,
Хранить молчанье в важном споре...
Предвижу Ваше негодование. Ведь Вы так самолюбивы и кичитесь
своим «происхождением из народа», а я сравнила Вас с дворянином.
Но я вовсе не навязываю Вам аристократизм Онегина,
а только предполагаю в Вас некоторые другие его черты.
Определение педанта Вам, небрежному, развязному молодому
мужчине в стиле «неглиже», наверное, не подходит. А все остальные
перечисленные черты, я считаю, Вам присущи. Ведь Вы, вне
сомнения, умны и эрудированны. Я надеюсь, что вы не станете
оспаривать, что Вам доставляет удовольствие «с ученым видом знатока
хранить молчанье в важном споре», лишь изредка вставляя немногосложные
фразы, веские и меткие.
А вот как об этом же говорит автор, Тургенев: «У них обыкновенно
завязывался спор, и Аркадий обыкновенно оставался побежденным,
хотя говорил больше своего товарища». Это говорит о ваших
несомненных талантах спорщика и оратора.
А вот еще черты характера Онегина, которые вполне присущи
Вам:
Высокой страсти не умея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы не бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом...
Конечно, Вы не увлекаетесь экономикой, Вы ее, естественно,
отрицаете (потому что не осознаете ее полезности), но Вам понятна
польза естественных наук, медицины, поэтому они попадают в поле
Ваших интересов.
Что же касается «высоких страстей», то Вы их, действительно
в жизни не имеете. В литературе Вы, с Вашего позволения, мало
смыслите, и научиться отличать ямб от хорея Вам, нигилисту, не
пристало, «куда Вам до этих отвлеченностей»? И Вы, конечно же
тоже бы бранили Гомера, Феокрита, если б знали, кто они такие. Но
вот тут Вы, Евгений Васильевич, допустили оплошность.
Как умный и последовательный человек, Вы должны б догадываться,
что нельзя отрицать того, чего не знаешь. Конечно, на словах
отрицать можно всё, но не более. Вот и Аркадий, услышав Ваше
опрометчивое: «Пушкин, должно быть, в военной службе служил», -
сразу возразил Вам, что тот «никогда не был военным».
Конечно, можно бранить и Пушкина, и отрицать поэзию вообще,
но просто порицать - легко. Для такого отрицания, отрицания формального,
большого ума не надо, нужно просто иметь богатую фантазию
и некоторую долю хвастовства в характере. А хвастают люди
тогда, когда они хотят поддержать свой авторитет. Другими словами,
это, на мой взгляд, проявление самолюбия, явного или скрытого.
Извините, господин Базаров, но если уж между нами откровенный
разговор, то признаюсь, мне не нравятся Ваши манеры. Одеваетесь
Вы в какой-то балахон, это Ваше личное дело. Но может, Вы
этим демонстрируете свое пренебрежение не столько к своему внешнему
виду, а к окружающим? Ведь и в разговоре Вы так же небрежны
- реплики свои Вы не выговариваете, а, кажется, случайно роняете;
Вы так развязны, так равнодушно-снисходительны в поступках,
во взаимоотношениях с людьми, что впечатление складывается
совсем не в Вашу пользу - Вы производите впечатление невежи.
Вы не нравитесь мне своей флегматичной выдержкой в беседе.
В этом Вашем «малом проявлении чувств и эмоций» я нахожу презрение
Вами «всех и вся», причем Вы даже не пытаетесь скрыть
своего отношения к собеседнику.
О Вас в округе говорят, что Вы - враг всех излияний; многие
осуждают Вас за такую твердость нрава, и я вместе со всеми вижу
в ней признак гордыни и бесчувствие. Но вот хотя бы, как бы Вы
смогли объяснить такой свой поступок: 22 июня Вы вдруг вспоминаете,
что сегодня Ваши именины, что Вас ждут дома, но едете же Вы не к
отцу с матерью, а в Никольское к Одинцовой. Я ни разу не увидела
в Вас проявления привязанности, благодарности хоть к кому-нибудь.
Такое отношение к людям, по-моему, называется, эгоизмом.
Если же говорить о Ваших взглядах, философии - нигилизме,
то все это кажется мне неестественным и менее всего разумным. Но
разве можно отрицать все то, что человечество за свою долгую историю
развития уже приняло в свое сознание безусловно - красота,
искусство, любовь? А Вы все это предлагаете уничтожить за ненадобностью
и бесполезностью.
И все же Вы, Евгений Васильевич, стали мне интересны и симпатичны.
Мое отношение к Вам изменилось после того, как я поняла,
что Вы способны любить искренне, безрассудно. Ваша любовь
к Одинцовой во многом изменила Вас, Ваши взгляды на жизнь, Ваше
отношение к людям.
Мне жаль Вас, Базаров, глубоко жаль. Жаль, что ваша жизнь прервалась
так внезапно и глупо. Жаль, что Ваш ум, незаурядный, не-
развернувшийся, не успел достичь своего полного развития. Жаль
вашей жизни, трудовой, честной, но бесцельной.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит… я виноват и не достиг своей цели». И.С. Тургенев.

2 слайд

Описание слайда:

И.С. Тургенев: «В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача (он умер незадолго до 1860 г.). В этом замечательном человеке воплотилось… то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно: я… напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало… Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду…»

3 слайд

Описание слайда:

Главные герои романа. Евгений Васильевич Базаров. Образ героя потряс воображение всей читающей публики. В русской литературе впервые был изображен разночинец-демократ – человек огромной силы воли и твердых убеждений.

4 слайд

Описание слайда:

Николай Петрович Кирсанов. Вдовец, живет в небольшом имении и имеет 200 душ. В молодости ему прочили карьеру военного, но небольшая травма ноги ему помешала. Он отучился в университете, женился и стал жить в деревне. Через 10 лет после рождения сына, у него умирает жена, и Николай Петрович с головой уходит в хозяйство и воспитание сына. Когда Аркадий вырос, отец отправил его в Петербург учиться.

5 слайд

Описание слайда:

Павел Петрович Кирсанов был военным. Женщины его обожали, а мужчины завидовали. В 28 лет его карьера только начиналась, и он мог далеко пойти. Но Кирсанов влюбился в одну княгиню. У нее не было детей, но был старый муж. Она вела жизнь ветреной кокетки, но Павел сильно влюбился и не мог без нее жить. После расставания он очень страдал, бросил службу и 4 года ездил за ней по всему свету. Вернувшись на родину, он попытался вести такой же образ жизни, как и раньше, но, узнав о смерти своей возлюбленной, уехал в деревню к брату, который в это время стал вдовцом.

6 слайд

Описание слайда:

Господин Базаров, собственно, что такое? - спросил Павел Петрович с расстановкой. - Что такое Базаров? - Аркадий усмехнулся. - Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он собственно такое? - Сделай одолжение, племянничек. - Он нигилист. - Как? -- спросил Николай Петрович, а Павел Петрович поднял на воздух нож с куском масла на конце лезвия и остался неподвижен. - Он нигилист, - повторил Аркадий. - Нигилист, - проговорил Николай Петрович. - Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который... который ничего не признает? - Скажи: который ничего не уважает, - подхватил Павел Петрович и снова принялся за масло.

7 слайд

Описание слайда:

Что отрицает Базаров? Базаров отрицает: - в «теперешнее время» самодержавно-крепостнический строй и религию; - искусство за непрактичность; - аристократизм (как право группы); - пустословие, бездействие либералов; - брак (как юридические отношения); -романтику чувств (в том числе и любви); - природу; - отвлеченную теоретическую науку

8 слайд

Описание слайда:

Я с вами не согласен, Евгений Васильевич! «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» «Рафаэль гроша медного не стоит» «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» Евгений Базаров

9 слайд

Описание слайда:

«…Мы прощаемся навсегда… для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость…»

10 слайд

Описание слайда:

Базаров – нигилист. Но не такой, как причисляющие себя к нигилизму Ситников и Кукшина, для которых отрицание – всего лишь маска, позволяющая скрывать внутреннюю пошлость и несостоятельность. В отличие от них Базаров не кривляется, он со всей пылкостью духовно богатой и увлекающейся натуры отстаивает близкие ему взгляды. Его главная цель – «труд на пользу общества», его задача – «жить для великой цели обновления мира».

11 слайд

Описание слайда:

Евгений Базаров – центральный герой романа «Отцы и дети», а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера. Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой) меняются его взгляды и убеждения.

12 слайд

Описание слайда:

Анна Сергеевна Одинцова – умный и необычный для Базарова оппонент. Базаров оценил ум и силу характера этой женщины. Но ее цель – комфорт и покой, которые Базаров может легко разрушить. В отношениях с Анной Сергеевной раскрывается в Базарове умение любить. Герой проявляет цельность своей натуры, силу воли и чувство собственного достоинства.

13 слайд

Описание слайда:

Родители Базарова. Василий Иванович Базаров – высокий «худощавый человек с взъерошенными волосами». Он разночинец, сын дьячка, ставший врачом. За борьбу с эпидемией чумы награжден орденом. Пытается идти в ногу со временем, сблизиться с молодым поколением. Арина Власьевна – «кругленькая старушка» с «пухлыми ручками». Она чувствительна и набожна, верит в приметы. Автор рисует ее образ: «настоящей русской дворяночки прежнего времени», которой следовало бы жить «лет за двести». Приезд дорогого «Енюши» взволновал, переполнил все ее существо любовью и заботами.

14 слайд

Описание слайда:

«Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит… я виноват и не достиг своей цели». «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель – потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего». И.С. Тургенев.

16 слайд

Описание слайда:

Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам... Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка -- муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем... Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии "равнодушной" природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...

Что нам дорого в Базарове и в чем мы не можем с ним согласиться.
И. С. Тургенев один из самых популярных писателей своего времени. Каждое новое его произведение, затрагивавшее актуальные проблемы, вызывало горячие споры; будило мысль. На произведениях Тургенева воспитывалось не одно поколение писателей и революционных деятелей. Но ни одно из произведений И. С. Тургенева не вызывало столько ожесточенных споров, как «Отцы и дети». И, действительно, Тургенев, как великий мыслитель и художник, объективно раскрыл в романе «Отцы и дети» политический

Смысл идейной борьбы совершенно конкретных общественных и классовых сил в России шестидесятых годов.

В романе очень ярко раскрыто столкновение «отцов» и «детей», столкновение старой, уходившей дворянской культуры с новыми, демократическими требованиями, столкновение, которое отображало борьбу между дворянским либерализмом, сыгравшим свою относительно прогрессивную роль в сороковые годы, и новыми людьми, демократами, которые становились во главе передового общественного движения. Этот конфликт ярко показан в романе. Тургенев понимал, что демократ берет верх над аристократом и что люди прошлого

Поколения, типа Павла Петровича, должны уйти и уходят со сцены, а люди вроде Николая Петровича и Аркадия – мягкие, безвольные – не могут руководить жизнью.
Лагерь демократов в романе «Отцы и дети» представлен по существу одним героем – Евгением Базаровым. Совершенно ясно, что Базаров по своим политическим и философским взглядам, по своему поведению, по всему своему облику – единственный представитель «детей» в романе.

В первой половине романа Базаров из всех столкновений (с Павлом Петровичем, Николаем Петровичем, Аркадием, Ситниковым, Кукшиной) выходит победителем. Он смеётся над «старенькими романтиками», над Павлом Петровичем: «В моей комнате английский рукомойник, а дверь не запирается. Все-таки это поощрять надо английские рукомойники, то есть прогресс!» И мы чувствуем, что он прав. Базаров поучает уму-разуму Аркадия, ставит в один ряд слова: романтизм, художество, чепуха, гниль; смеётся над «таинственными отношениями между мужчиной и женщиной».

Главное, что характеризует Базарова – полное отрицание всего предшествующего. По всему складу своего характера Базаров – личность деятельная, стремящаяся к делу. Он неутомим в своих экспериментах. С большим чувством показал Тургенев в своем герое то единство слова и дела, ту силу воли, целеустремленность, твердость характера, которых крайне не хватало «отцам». Базаров, по Писареву, – не механически сконструированный герой, а сама жизнь с её оригинальными, часто уродливыми чертами.

Но есть в Базарове и то, в чём мы не можем с ним согласиться. Это отрицание поэзии, природы, музыки. Базаров склонен рассматривать природу, как «мастерскую», а человека как «работника в ней». Он смеётся над Николаем Петровичем, который любил Пушкина и играл на виолончели. В известной степени в этом был повинен сам Тургенев, несомненно, сгустивший краски при изображении нигилизма Базарова.

Базаровский нигилизм родился в эпоху ломки общественного сознания. Он связан с развитием науки и естествознания. Плодотворным было стремление ничего не брать на веру, а все проверять экспериментальным путём. И хотя Тургенев не верил в перспективность дела Базаровых, он прекрасно понял превосходства демократов – «детей» над либералами – «отцами».
«Чуткий ко всем стремлениям молодого поколения, Тургенев изобразил в Базарове тип молодого человека, верящего исключительно в науку…» – отметил И. Мечников.
Роман Тургенева «Отцы и дети» отразил целый этап русского общественного движения. Он всколыхнул общество от самых прогрессивных его слоев до реакционной камарьи Каткова и Победоносцева.

Критики, еще в то время, считали, что роман является не только замечательным явлением русской литературы, но и всей общественной жизни.
В. Воровский писал: «…Базаров был ранним представителем разночинской интеллигенции того периода, когда она во всеоружии мысли и воли готова была силой знания создать новые мира из туманности народной массы». А. В. Луначарский так определил значение романа Тургенева для наших дней: «И сейчас, несмотря на то, что мы не похожи на людей тогдашнего времени, «Отцы и дети» – еще живой роман, и все споры, которые вокруг него велись, находят известный отклик в наших душах».


Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» отражает типичный конфликт 60-х годов XIX века: состояние общества после отмены крепостного права, столкновение поколений, борьба «отцов» и «детей». В нём поднимается большое количество проблем, в том числе ставится вопрос о роли и назначении «нового человека» того времени.

Таким «новым человеком» стал Евгений Базаров, разночинец 60-х годов, противопоставленный в романе либеральному дворянству.

Я разделяю мнение критика, который сказал: «Как бы то ни было, Базаров всё-таки побеждён». Сам И. С. Тургенев не заявляет прямо, какой точки зрения он придерживается, но позицию автора мы считываем «между строк». Ближе И. С. Тургеневу, скорее всего, мировоззрение Николая Петровича Кирсанова, а не Евгения Базарова.

О поражении Базарова свидетельствует, в первую очередь, развязка романа. Главный конфликт – внутренний – остаётся неизменным. Герой не может отказаться от своей идеологии, от своих принципов, но он и не в силах отвергать законы жизни. Например, сильно ослабила уверенность Базарова и правоту его нигилистической теории любовь героя к Анне Сергеевне Одинцовой. «Я люблю вас глупо, безумно…», – это чувство не поддаётся базаровской логике. Из внутреннего конфликта Базарова нет выхода, поэтому герой и умирает, казалось бы, случайно. Но, я думаю, другого выхода и не могло быть.

Также о том, что Базаров всё-таки побеждён, говорит то, что его ученик и последователь Аркадий Кирсанов в итоге принимает идеологию «отцов». Он уходит от нигилизма, убедившись в верности взглядов Николая и Павла Кирсановых. Аркадий женится на Кате, начинает жить тихой семейной жизнью, осознав ценность духовных идеалов, неоспоримость моральных принципов и бесцельность разрушения.

В конце концов, Базаров остался одинок, герой оказался побеждённым. В галерее «лишних» людей после Онегина А. С. Пушкина, Печорина М. Ю. Лермонтова стоит тургеневский Базаров. Сильная, перспективная личность не находит себе применения в жизни, окружающее общество не принимает его взглядов и идеологии. Именно потому, что Евгений Базаров – «лишний человек» для своего времени, он, несмотря на силу своего характера и борьбу, которую он ведёт, терпит поражение.

Обновлено: 2018-01-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

"Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее час полезнее всего отрицание - мы отрицаем". Чьи же это слова? Кому они принадлежат? Кто тот самый человек, который может так уверенно говорить?

Передо мной роман И. С. Тургенева "Отцы и дети". Создавался он в пору подготовки и проведения крестьянской реорганизации, в условиях дальнейшего обострения борьбы между противодействовавшими силами русского общества - либералами и демократами. Роман в целом и основной герой - демократ-разночинец Базаров - явились, по определению самого atropa, "выражением новейшей нашей современности". Произведение замечательно тем, что вызывает охота поразмыслить, поспорить. Страница за страницей я знакомлюсь с его главным героем - Евгением Базаровым, с его биографией, характером, занятиями, со взглядами.
Что ж, Евгений, вы мне симпатичны. Мне нравится ваша самостоятельность, упорство в достижении цели. Детство ваше прошло в бедной семье уездного лекаря. Автор ничего не рассказывает о вашей студенческой жизни, но надо полагать, что она тоже была бедной, трудовой. Ваш отец говорит, что вы у него "отроду лишней копейки не взяли". Вероятно, Евгений, вы содержали себя в университете собственным трудом, перебиваясь копеечными уроками. И в то же час находили вероятность серьезно готовить себя к будущей деятельности. Из этой школы труда и лишений вы, Евгений, вышли человеком сильным и суровым. У вас можно поучиться.

Меня привлекает ваше отношение к труду. Приехав на отдых в усадьбу Кирсановых, вы тотчас же принимаетесь за работу: собираете гербарий, занимаетесь различными опытами и анализами. Прослушанный вами курс медицинских наук развил природный ум, отучил принимать на веру какие бы то ни было понятия. Опыт - вот ваш один источник познания, а личное ощущение - последнее убеждение. Мне нравится ваша смелость в суждениях, ваши мысли о переустройстве общества, критика суеверий и предрассудков. Как уверенно заявляете вы: "Аристократизм, либерализм, прогресс... сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны". Меня привлекает ваша манера изрекать. Речь, лишенная каких бы то ни было словесных украшений, но изредка емкие пословицы и поговорки. Говорите вы много и просто, однако мысли выражаете с суровой и мужественной прямотой, без всякой уклончивости, не вынуждая себя к притворству. Все это дает основание изрекать о вашем подлинном демократизме, о близости к народу, о силе ваших убеждений, о том, что вы реально новый человек. И в то же час я готова с вами поспорить.

Итак, что же вы отрицаете? Вы сами ответили на тот самый вопрос: "Все!" А что "все"? Конечно, отрицание самодержавия, крепостного права - это похвально. Отрицание всего того, что порождено "безобразным состоянием общества": народной нищеты, бесправия, темноты, невежества. А дальше? Что же вы отрицаете дальше? Любовь? Любовь в смысле идеальном вы называете "белибердой" и "непростительной дурью". Как же вы заблуждаетесь! Во все времена человек слагал песнь своего сердца, вечную песнь любви. Я могу привести вам в подтверждение множество высказываний великих людей разных времен о любви, которые, увы, будут не в вашу пользу. А ваше отношение к женщине? Как неуважительны ваши высказывания: "...свободно мыслят между женщинами только уроды". И аккурат поэтому вы уже не хотели предположить свободы мысли в женщинах. Я продолжительно раздумывала над тем, было ли ваше чувство к Одинцовой настоящей любовью. Да, эта дама сумела выдернуть у вас слова признания: "...так знайте же, что я люблю вас, идиотично, безумно... Вот чего вы добились". Мне кажется, что от такого человека, как вы, сильного и волевого, подобные слова просто так не услышишь. Да, вы любили ее. Но не хотели себе в этом признаться, потому что боялись возвышенного чувства любви, так вдруг захлестнувшего вас. Конечно, вы, Евгений, человек дела. И любовь, как вы, наверное, считали, будет только мешать вам. Поэтому, не соглашаясь с вами, я вас немножко и понимаю.

Не согласна с вашим отношением к искусству: "Рафаэль гроша медного не стоит". Как вы можете так думать! Творениями художников, поэтов, музыкантов вечно восхищались и поныне восхищаются люди всего мира. Хотя и в этом месте я могу вас в чем-то оправдать. Вы жили в такое час, когда искусство не было "достоянием народа", поэтому увлечься им означало отойти от истинного дела. Но вы не правы. Искусство полезно уже потому, что несет радость душе, облагораживает человека.

Вы, Евгений, материалист, но в ваших взглядах есть элементы поверхностного, грубого материализма. Вы отождествляете законы природы и человеческой жизни. Вы считаете, что у всех людей нравственные качества одни и те же, потому что "у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены". В этом ваша большая ошибка.

Природа... С одной стороны, вы как человек, увлекающийся естественными науками, любите и понимаете ее. А с прочий... "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Что ж, как будто бы правильно говорите. Человек может и должен покорить грозные силы природы, принудить их работать на себя. Но в то же час как можно не восхищаться красотой наших лесов, лугов, степей! Люди с теплотой и любовью выращивают миллионы роз, гвоздик, тюльпанов для того, чтобы любоваться ими. Для того, чтобы они дарили нам радость и хорошее настроение.

Непонятно мне и ваше отношение к народу. Вы изредка говорите о мужиках так, что можно поразмыслить, будто они вам безразличны. Наверное, вы произносите это под влиянием настроения. Вы ведь сами гордитесь тем, что ваш "дед землю пахал".

Почему же в ваших взглядах так много противоречивого? Да и автор, создавший вас, считает, что ваше час ещё не пришло. И все-таки я ещё раз говорю, что отношусь к вам с большим уважением. С?олью читала я строки романа, из которых узнала о вашей нелепой смерти. Конечно, вам хотелось существовать. Ведь так жаль прощаться со своей жизнью, со своей мыслью, со своим делом. Но эта боль расставания с жизнью выражается в презрительном отношении к себе и к той глупой случайности, которая погубила вас. И хотя в конце романа вы уже наделены мрачным пессимизмом, скептическим отношением ко всему, до последней минуты вы остались верным себе. И я считаю вас личностью сильной, мужественной, несмотря на ваши заблуждения и ошибки.